Главная » Отношения » Каком году был открыт памятник. Первые памятники В.И.Ленину. Послереволюционные и современные московские памятники

Каком году был открыт памятник. Первые памятники В.И.Ленину. Послереволюционные и современные московские памятники

На апрель, по понятной причине, в Ульяновске приходится ряд событий, связанных с открытием памятников и других значимых объектов. А потому несколько посвященных этому сюжетов начнем несколько раньше.
22 апреля 1940 года был открыт памятник В.И.Ленину. Планы по его сооружению появились еще в 1920-ые гг., рассматривался целый ряд проектов. Подробный материал об этом был год назад, 22 апреля 2017 года. Сегодня же речь пойдет об открытии существующего памятника.

Итак, в 1939 г. принято окончательное решение о сооружении монумента В.И.Ленину на его родине. Разработка проекта еще ранее была поручена заслуженному деятелю искусств скульптору М.Г.Манизеру, известному в стране монументалисту. Эскиз подобного памятника был создан Матвеем Генриховичем еще в 1924 году – Ленин в ветреную погоду, в развевающемся накинутом на плечи пальто. Этот мотив был развит в окончательном варианте скульптуры. Проект пьедестала разработал главный архитектор «Ленгипрогора» Владимир Александрович Витман.
Сначала М.Г.Манизер предлагал установить памятник на пересечении улиц К.Маркса (Гончарова) и Ленина, на месте снесенного Вознесенского собора, как и предусматривалось большинством предыдущих проектов. Он полагал, что памятник затеряется на обширной пустой площади. Позже, согласившись на этот вариант, скульптор считал необходимым возвести на площади несколько больших зданий, озеленить ее. Эти предложения были учтены в генплане Ульяновска, разрабатывавшемся еще до войны. Позже идея возведения на площади Ленина нескольких монументальных зданий нашла отражение в генеральном плане 1946 года, о чем речь шла недавно. Эти планы были реализованы лишь частично, строительством здания обкома.
Но вернемся к памятнику. В апреле 1939 года был утвержден его эскизный проект. В сентябре началось рытье котлована под фундамент размером 13 на 11 и глубиной 3 метра – вручную, грунт вывозили на телегах. 8-метровый постамент был облицован карельским гранитом. 13 апреля 1940 года в Ульяновск доставили 6,5-метровую фигуру Ленина, отлитую на Ленинградском заводе «Монумент-скульптура». Через 2 дня ее привезли на место, затем установили на постамент и закрепили стальным стержнем и метровыми болтами. К знаменательному событию площадь 1 Мая была переименована в площадь Ленина.
На открытие памятника приехал его автор М.Г.Манизер. 22 апреля 1940 года газета «Пролетарский путь» опубликовала интервью со скульптором.
***
МОНУМЕНТАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ВОЖДЯ
Автор нового памятника В.И.Ленину, заслуженный деятель искусств М.Г.Манизер в беседе с нашим корреспондентом сообщил следующее:
— Памятник В.И.Ленину, открываемый в 70-летие со дня рождения вождя в г.Ульяновске, – одна из крупнейших моих работ. Мысль о создании монументального образа Владимира Ильича занимала уже много лет. Идти не по линии наименьшего сопротивления, не повторяя той или иной фотографии…, а постараться понять внутреннюю сущность Ленина – вождя, учителя человека – вот что я ставил своей задачей….
Это Ленин в дни Октября…, проницательно и бодро смотрящий вдаль – в будущее человечества; Ленин, окруженный бурной стихией, ветром, рвущим с его плеч накинутое пальто…
На вопрос, как т.Манизер смотрит на дальнейшее архитектурное оформление площади имени Ленина, он ответил:
— Мне известно, что по существующему в Гипрогоре генеральному проекту планировки Ульяновска, площадь… приобретет другой вид…
***
В том же номере газета сообщала о подготовке к празднику, рассматривавшемуся как событие общесоюзного масштаба.
УЧАСТИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПАМЯТНИКА. Население города живо интересовалось ходом строительства памятника. С началом установки фигуры на пьедестал площадь постоянно полна народа. Но трудящиеся города не только интересовались ходом строительства, но и помогали строить памятник. На строительстве работали лучшие люди пристани и железнодорожного узла. Кузнец т.Евграфов, работавший на установке фигуры, показал хорошее качество работы.
МИТИНГ БУДЕТ ПЕРЕДАВАТЬСЯ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ. Митинг, посвященный открытию памятника В.И.Ленину, будет передаваться по радио через станцию имени Коминтерна по всей стране. Заканчиваются подготовительные работы к трансляции.
КИНОСЪЕМКИ ОТКРЫТИЯ ПАМЯТНИКА. В Ульяновск приехала бригада Куйбышевской студии кинохроники. …Бригада сделает 22 апреля для Всесоюзного и межобластного киножурналов киносъемки празднования, посвященного открытию памятника В.И.Ленину. Будут засняты момент открытия, митинг и демонстрация.
ТОРГОВЛЯ НА ПЛОЩАДИ. В день открытия памятника 22 апреля для обслуживания трудящихся, во время демонстрации…, областная база облпищепрома и трест столовых организуют на площади торговлю. Будут продаваться прохладительные напитки и другие товары. 22 апреля будут открыты все киоски на Новом Венце.
***
Первый лист газеты украшала громадная, во всю высоту страницы, фотография – еще не памятника, а его модели.
Подробный отчет о торжественном открытии памятника Ленину «Пролетарский путь» поместил на следующий день, 23 апреля. Событию был посвящен практически весь номер. Газета опубликовала текст всех выступлений, прозвучавших на митинге. Само же мероприятие описывалось в большой передовице – не сухо-официальной, а весьма красочной.
***
НАРОДНОЕ ТОРЖЕСТВО
Вчерашний праздник – это всеобъемлющее, многотысячное торжество трудящихся Ульяновска. Ощущение необычайно большой радости, приподнятого настроения нес в себе каждый, кто вышел принять участие в празднике открытия памятника великому Ленину на его родине.
Как многочисленные полноводные реки стекаются к морю, так плотно сомкнутые колонны ульяновцев 22 апреля с утра полились на просторную площадь имени Ленина. В 10 часов утра были тесно заполнены все центральные улицы. Широкое течение праздничных колонн, более часа продолжавшееся на улице К.Маркса [Гончарова], к 12 часам – началу митинга – мощным прибоем хлынуло на площадь. Проснувшаяся от грома оркестров и бодрых песен демонстрантов, она вздрогнула и ожила. Скоро это была уже не серая и притихшая земля, а бурное людское море с бесчисленными пурпурными островками бархата, кумача и шелка. Волны не прекращающегося многоголосого гула несли на своих гребнях задорную советскую песню.
Он – огромный бронзовый монумент… – был еще закрыт от тысяч взоров, обращенных к нему. Темное покрывало, окутывающее всю фигуру и часть пьедестала, широкими волнами колыхалось по ветру, создавая иллюзию жизни в молчаливом камне и бронзе. … Какое-то большое, торжественное возбуждение, соединенное с острым любопытством, росло в колоннах собравшихся. Даже мелочи… сейчас казались чем-то значительным. Мягкие гудки подкатывающих авто; фоторепортеры, щелкающие затворами; группы людей, забравшихся, чтобы лучше видеть, на деревья и крыши домов – все волновало и радовало.
А приток демонстрантов все продолжался. Вот уже площадь, казалось, несоразмерно большая для маленького Ульяновска – тесна. Строгие ряды воинских колонн придвинулись совсем близко к памятнику. А позади – пестрый, цветистый строй учащихся, рабочих, интеллигенции и представителей от колхозной общественности. Около 50 тысяч трудящихся родины Ленина пришли в этот день на площадь, чтобы стать свидетелями и участниками исторического события – открытия памятника великому Ленину.
Близится торжественная минута. Трибуна справа от памятника и помост для гостей – слева от него уже заполнены людьми. На гранитных ступенях пьедестала и на линейке перед ним, как изваяния, застыли знаменосцы. Легко полощутся по ветру боевые знамена. Не умолкая, звенят оркестры.
Ровно 12 часов дня. Черные радиорепродукторы, молчавшие до сих пор, со всех концов площади оглашают начало праздника. «Внимание, слушайте, говорит город Ульяновск…». Это родина Ильича обращается через микрофон ко всем радиослушателям Советского Союза. «…Сейчас начнется митинг, посвященный открытию памятника гению пролетарской революции Владимиру Ильичу Ленину…»…
На пьедестале появляются председатель Куйбышевского облисполкома т.Журавлев, председатель Ульяновского горисполкома т.Погоняев, секретарь Ульяновского горкома ВКП(б) т.Гребень, автор памятника заслуженный деятель искусств т.Манизер, … Перерезается ленточка, удерживающая покрывало, и оно, подхваченное ветром, начинает сползать с монумента. Звучит «Интернационал». Все застыли перед величественностью образа своего вождя. С минуту длится это сковавшее площадь оцепенение, а затем его прерывает мощное «ура», катящееся волной от одного края колонны до другого.
Вот он, яркий, освещенный солнцем, обдуваемый весенним ветром, словно развевающим его бронзовое пальто, – виден всем. На фоне неба и быстро плывущих облаков фигура вождя кажется летящей вперед сквозь шторм стихии. Гордо поставленная голова Ильича, его развернутая грудь, о которую, как о скалу, разбивается ветер…, дополняют образ… Какое счастье – созерцать памятник, запечатлевший отныне и на века славу и гордость прогрессивного человечества – Ленина.
Трудно описать возбужденную радость трудящихся Ульяновска, увидевших, наконец, воплощенной свою давнюю мечту. Памятник, который вместе с другими ленинскими местами составляет историческую гордость Ульяновска, воздвигнут. … К нему будем обращаться мы в часы своих затруднений, ему будем воздавать славу в дни успехов…
В речах, произнесенных на митинге… [перечисление выступавших] были выражены неисчерпаемая любовь советского народа к своему вождю, верность его революционному учению, уверенность в окончательном торжестве ленинских идей на всем земном шаре.
Долго и торжественно продолжалось шествие колонн демонстрантов мимо вновь открытого памятника вождю человечества – Владимиру Ильичу Ленину.
(«Пролетарский путь» от 23 апреля 1940 г.)
***
Позднейшие авторы считают число 50 тысяч, собравшихся на митинг, несколько преувеличенным, – это почти половина тогдашнего населения города. Хотя, учитывая многочисленных гостей и жителей пригородных сел – кто знает… В 1941 году за создание памятника В.И.Ленину в Ульяновске его авторы были удостоены Государственной (Сталинской) премии. В 1958 году, постановлением Совета Министров РСФСР, монумент был признан памятником культуры государственного (ныне федерального) значения. Побывав в начале 60-х в Ульяновске, Матвей Генрихович Манизер сказал: «В этой скульптуре я не мог бы ничего изменить»…
С открытием памятника связывались большие планы по развитию и реконструкции города, возведению ряда крупных объектов. Наверное, в какой-то мере это было оправданно, хотя на многое Ульяновск, имевший тогда статус райцентра, вряд ли мог рассчитывать. Но уже в следующем году началась война…
По материалам газеты «Пролетарский путь»; а также статьи А.Ю.Шабалкина «Монумент на фоне неба» («Вестник Музея-мемориала В.И.Ленина», вып.7, 2005) и других публикаций.
__________________
М.Г.Манизер. Эскизный проект памятника В.И.Ленину в Ульяновске. Апрель 1939 года.


1) Вывоз грунта при рытье котлована под постамент памятника В.И.Ленину. Лето 1939 года.
2) Тепляк вокруг постамента памятника В.И.Ленину. Зима 1940 года.
ГАУО, А.Ю.Шабалкин «Монумент на фоне неба» («Вестник Ленинского мемориала», вып.7, 2005).

Открытие памятника В.И.Ленину в Ульяновске 22 апреля 1940 года.
1) ГАУО, А.Ю.Шабалкин «Монумент на фоне неба» («Вестник Ленинского мемориала», вып.7, 2005).
2) Фото А.И.Маркелычева из газеты «Пролетарский путь» от 23 апреля 1940 г.: «Знаменосцы у памятника В.И.Ленину» (с экрана проектора).

Фрагменты памятника В.И.Ленину.
М.Г.Манизер, альбом репродукций (М., «Советский художник», 1969).

Площадь Ленина, 1940-ые годы.
Второй снимок более поздний, после 1947 г. Уже установлена чугунная ограда, но площадь еще не заасфальтирована.

1947 год. Из альбома «Решетки улиц, бульваров, скверов и садов города Ульяновска», 1947, ГАУО.

Фото А.И.Маркелычева.
1) Первый областной фестиваль молодежи. 1957 год.
2) «На площади В.И.Ленина». Из каталога фотовыставки 1963 года.

1) Фото Леонида Лазерева. «В.И.Ленин». 1958.
2) Фото Бориса Тельнова. «В почетном карауле».

В.А.Ветрогонский. «Памятник В.И.Ленину в Ульяновске».
Альбом «Ульяновск – родина Ленина. Акварели художника В.А.Ветрогонского», Л., «Художник РСФСР», 1970.

1) Н.П.Облезин. «У памятника В.И.Ленину».
2) Н.С.Крец. «Ульяновск праздничный».

2017 год закончился девятым по счету предложением вернуть памятник Дзержинскому из «Музеона» на Лубянку. 2018 год - ​начался с предложения отправить в музей скульптуры под открытым небом монумент Ленину на Калужской площади. Число памятников в Москве перевалило за девятьсот. Столица задает тренд, который подхватывает провинция. «Новая» рассказывает о главных возмутителях общественного спокойствия и художественного вкуса.

Петр Саруханов / «Новая газета».

Последнее в 2017 году заседание комиссии по монументальному искусству Мосгордумы продлилось чуть больше часа. В комиссии пять художников и пять архитекторов. В этот раз комиссия собирает кворум — ​в глубоких креслах вокруг овального стола расположилась дюжина человек.

За этим столом решают, появится ли на улицах Москвы очередной памятник, прямым голосованием. Но прежде проект должен пройти ряд согласований и оказаться в пухлой зеленой папке, которую на входе в зал вручают каждому члену комиссии. В этот раз в ней четыре памятника.

Памятник Сергею Михайловичу Третьякову, младшему брату мецената, предлагается установить у входа в парк «Сокольники». Памятник Марине Цветаевой работы Зураба Церетели — ​во дворе одной из московских школ, памятник Гиляровскому — ​на Хитровской площади. Абстрактную композицию «Мать и дитя» — ​у стен Российской академии музыки имени Гнесиных.

Корреспондент: Татьяна Васильчук / «Новая», Видео: Александра Сорочинская / для «Новой»

Первым в повестке идет Третьяков. Помимо заключений чиновников к каждой заявке, которую рассматривает комиссия, прилагаются гарантийные письма от организаций, которые берутся оплатить памятник. Организации самые разные — ​от Совета ветеранов до окрестных точек быстрого питания. Тут же — ​макеты. К ним, понятно, особое внимание. Папку члены комиссии пролистывают еще до начала заседания.

— Вот этот-то ничего!

— Что тут делает этот камень? Словно домоуправ табличку поставил.

— Оформиловка, не стоит даже рассматривать!

От формы переходят к содержанию. К примеру, памятником Сергею Третьякову руководство «Сокольников» предлагает увековечить вклад московского городского головы в создание парка. Третьяков предложил выкупить парк «Сокольники» для общественного пользования за счет средств городской казны. У комиссии — ​вопросы.


Фото: Виктория Одиссонова / "Новая газета"

— Помилуйте, какое отношение он имеет к парку? Еще при Екатерине были гуляния в Сокольниках. Тогда надо и Алексея Михайловича увековечить, который там соколиную охоту устраивал. Если мы будем ставить памятники всем руководителям Мосгордумы…

Консенсус находится быстро — ​комиссия поддерживает проект. Памятник Марине Цветаевой работы Зураба Церетели проскакивает без сучка без задоринки, благо что монумент скульптор передает в дар. Доходит очередь и до абстрактной композиции «Мать и дитя». По замыслу скульптора женщина-виолончель держит на коленях дочь-скрипку. Комиссия, впрочем, считывает иные смыслы.

— Где тут мать, где тут дитя? Контрабас с грудями!

— Натянутая аллегория, — ​дипломатично заключает член комиссии.

Вскоре выясняется, что территория академии находится в федеральной собственности: вопрос передают на откуп Министерству культуры. Последний пункт повестки — ​памятник Гиляровскому. В итоге для «короля репортажа» определяют другое место — ​в районе Столешникова переулка. На выходе члены комиссии сдают зеленые папки — ​заседание объявляется закрытым.

— Люди продолжают назначать встречи на Твербуле у Пампуша, — ​замечает москвовед, автор проекта «МосПешком» Павел Гнилорыбов. Так образный язык города трансформировал памятник Пушкину на Тверском бульваре.

И продолжает давать обидные прозвища тем памятникам, что не слишком нравятся. Достоевский страдает геморроем, Вацлав Воровский на Лубянке — ​радикулитом, Петра I работы Зураба Церетели городской фольклор окрестил емким выражением «мужик с газетой сушит трусы», а памятник Пушкину с Гончаровой — ​насмешливым «карлики женятся».


Фото: Москвовед Павел Гнилорыбов. Глеб Лиманский / "Новая газета"

— Свое чувство прекрасного есть у каждого человека, не всегда он может его сформулировать. Зато понимает, что с памятником что-то не так. И вовсе не потому, что мы либералы и антибольшевики, у нас возникают вопросы к Ивану III в Калуге на фоне советского герба.

Что не так

Вопросов этих не счесть. Число памятников в Москве перевалило за 900. Ушедший год должен был быть рекордсменом — ​в городе появилось почти 50 монументов.

Сорок два из них — ​бюсты, установленные Российским военно-историческим обществом в сквере организации. Но главный поставщик патриотической монументалистики изобрел ноу-хау: назвать памятник «экспонатом» и избежать формальностей по согласованию со столичными властями.

По такой схеме в столице появилась трехметровая бронзовая скульптура Ивана Грозного. Из-за протестов жителей монумент не установили во Владимирской области, зато Грозный прижился в сквере — ​в статусе «экспоната».

Но и без «экспонатов» тенденция очевидна — ​волна новых памятников в Москве нарастает.

За первое послевоенное десятилетие число памятников в столице выросло в девять раз, достигнув значения в среднем 10 монументов в год, в 2010-х ежегодно появлялось уже по 20 памятников.

Больше трети (около 40%) памятников Москвы посвящены событиям Великой Отечественной войны. Владимиру Ленину в Москве установлено 39 памятников, и это абсолютный рекорд. Для сравнения: Александру Пушкину посвящено 9 монументов, почетное третье место делят полководцы — ​Михаил Кутузов и Георгий Жуков.


Кристина Прудникова, специально для «Новой газеты»

Больше всего памятников в Центральном округе Москвы — ​около 250, что как минимум в два раза больше, чем в любом другом округе. Гендерный баланс тоже хромает: только один из десяти монументов в столице посвящен женщине.

Год памятников

2017 год был особенным не только по числу памятников, он был разновекторным. Если создание Аллеи правителей и установка памятника изобретателю автомата Михаилу Калашникову вполне вписываются в один ряд, то возведение Стены скорби — ​памятника жертвам политических репрессий — ​из него явно выбивается.

На этом фоне очевидно упорство, с которым власти сражаются с перспективой появления мемориальной таблички на месте убийства Бориса Немцова.

К 27 февраля 2018 года площадь имени российского политика будет открыта в Вашингтоне, в то время как в России «Немцов мост» зачищают даже от импровизированного народного мемориала.

Скандалом года стало открытие памятника советскому инженеру Михаилу Калашникову. Инициатором установки выступило Российское военно-историческое общество, Мосгордума и корпорация «Ростех». После открытия на монументе была обнаружена схема немецкой штурмовой винтовки. Схему демонтировали, но вопросы остались.

Их стоит адресовать прежде всего Российскому военно-историческому обществу. Организация прямо называет направление своей работы по установке памятников «монументальной пропагандой». За шесть лет работы Совет общества, в составе которого Дмитрий Рогозин, Виктор Вексельберг и Сергей Шойгу, принял решение об установке более 200 монументов.

В том же 2017 году организация открыла Аллею правителей в Петроверигском переулке. В сквере Военно-исторического общества появились скульптуры 42 правителей России начиная с Рюрика. Изначально линейка обрывалась на Александре Керенском, но в сентябре на аллее  — ​Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева, Андропова, Черненко и Горбачева работы скульптора Зураба Церетели. Проект «Декоммунизация» встретил бюст Сталина одиночными пикетами.

Но по-настоящему знаковым событием года стало появление памятника жертвам политических репрессий. Стена скорби скульптора Георгия Франгуляна представляет собой бронзовый барельеф длиной 32 метра с символическим изображением человеческих фигур. На скрижалях по краям монумента слово «Помни» написано на 22 языках, площадь перед памятником вымощена камнями, привезенными из гулаговских мест. Памятник открыли в День памяти жертв политических репрессий в присутствии президента Владимира Путина, назвавшего репрессии «ударом по народу, который чувствуется до сих пор».

В 2018 году традицию «строевого построения», по всей видимости, продолжат шестнадцать бюстов московских патриархов, которые планируется установить у храма Христа Спасителя.

Проект уже согласован Мосгордумой. Как и памятники Михаилу Булгакову на Большой Пироговской, Уильяму Шекспиру на Варварке. На Петровке планируют разместить монумент начальнику московской сыскной полиции начала XX века Аркадию Кошко. На Арбате появится памятник погибшим журналистам новой России. Власти согласовали установку в 2018 году монументов Чингизу Айтматову и Александру Солженицыну.

Слово депутата

Как показывает опыт 2017 года, возведение памятников становится элементом идеологического противостояния. Активными участниками «войны памятников» становятся московские муниципальные депутаты. Таганка, Якиманка, Сухаревская площадь — ​в городе несколько горячих точек.

Осенью 2017 года депутаты Красносельского района отказались от установки памятника Петру и Февронии на Сухаревской площади. «В середине октября на очередном заседании мы с коллегами рассмотрели запрос комиссии по монументальному искусству Мосгордумы, — ​рассказывает муниципальный депутат Илья Яшин. 

"Поскольку Петр и Феврония не имеют к Красносельскому району никакого отношения, то и памятник им тут необязателен».

Правда, Яшин оговаривается, что «здесь нет борьбы с православием, мы никого не хотим этим решением оскорбить».

Похожая история и на Якиманке с памятником бывшему президенту Узбекистана Исламу Каримову. Депутаты района прошлого созыва проект монумента согласовали, нынешнего — ​пытаются это решение отменить. По словам депутата Якиманки Андрея Морева, жители узнали о появлении памятника одновременно с началом работ по установке постамента. «Мы с коллегами провели голосование и озвучили решение приостановить работы над памятником, — ​объясняет он. — ​Монумент не вписывается в историко-культурный ландшафт района. Настаиваем на том, чтобы вернуть району прежний облик комфортного пространства. Есть вопросы и к личности самого Каримова».

В январе 2018 года депутаты округа выступили с новой инициативой — ​ провести референдум о переносе памятника Владимиру Ленину с Калужской площади в парк «Музеон».

В это время на Таганке руководитель молодежной организации «17 вагон» Дмитрий Захаров выступает против возведения памятника Солженицыну. «Это человек, который предал свою страну, который призывал бомбить СССР ядерными бомбами, — ​заявил он. — ​А сейчас он героизируется». Пока Захаров собирает подписи жителей против возведения памятника, неизвестные оклеивают район оскорбительными листовками в адрес писателя.

Триггером для общества остаются разговоры о возвращении памятника Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь. После провала путча в августе 1991 года под ликование протестующего народа основатель ВЧК был свергнут с постамента. Позже «железный Феликс» переехал в «Музеон». Однако поклонники «рыцаря революции» не оставляют попытку вернуть скульптуру на Лубянскую площадь, в конце декабря КПРФ отправила соответствующий запрос Владимиру Путину. Попытка была уже девятой по счету, но успехом, судя по всему, не увенчалась.

Мораторий на памятники

Опрошенных «Новой» москвоведов беспокоят темпы появления памятников в городе. « Из-за обилия монументов в Александровском саду уже не видно Кремля. Я бы ввел в Москве мораторий на возведение любых памятников», — ​замечает Павел Гнилорыбов.

Москвовед и координатор «Архнадзора» Рустам Рахматуллин отмечает, что до насыщения городской среды еще очень далеко, однако не хочется подсказывать скульпторам, где есть места.

Перед каждым новым творением в Москве стоит задача — ​не стать антигением места.

«Воплотить гений места чрезвычайно трудно, — ​замечает Рахматуллин. — ​О большей части современных монументов этого сказать нельзя. Мы видим, что памятник Владимиру гением места не становится, памятник Петру I — ​это антигений Москвы. И притом в огромном размере. Антигений диссонирует и травмирует сознание и психику города. Эта травма не исчезнет. Поэтому и разговор о монументе Петра, его демонтаже будет возвращаться».

«Нам не приходится объяснять, что такое «Последний адрес»

Общий тренд, обозначенный историками и искусствоведами, — ​либерализация памятников и внимание к трагическим страницам советской истории. Это не только появление Стены скорби, первого общенационального монумента, но и Маски скорби работы Эрнста Неизвестного в Екатеринбурге на месте захоронения 20 тысяч человек, расстрелянных в 1930-х годах, а также развитие проекта «Последний адрес».

Трагическая история конкретного человека умещена в несколько строк на пластине из нержавеющей стали — ​за три года по всей России появилось 630 таб-личек размером с ладонь.

Жил, родился, арестован, расстрелян, реабилирован — ​это воскрешение имени, ответ безвременью.

Инициатор проекта Сергей Пархоменко отмечает, — «уже не приходится объяснять, что такое «Последний адрес». В этом году проект набрал скорость — ​в год стабильно появляется 200 табличек. Развитию проект обязан добровольным пожертвованиям частных лиц — помочь «Последнему адресу» можно на сайте проекта.

«Последний адрес» начинался с Москвы и Петербурга, сейчас он охватывает 39 городов. Проект стал международным — ​добавились Чехия, Украина, на очереди — ​Молдавия, Румыния и Грузия.

Смена повестки

Еще одним трендом эксперты называют обращение к локальной истории. В Вятке, к примеру, установили памятник единственному уездному фотографу. Появляются памятники жертвам Первой мировой войны, сталинских репрессий, Русско-японской, Русско-турецкой, Крымской войн.

— С одной стороны, это рождает Сталиных, наркомов и местечковых героев соцтруда, — ​отмечает Гнилорыбов, — ​а с другой стороны, появляются десятки памятников местным героям, отечественным самородкам.

Идет открытие России силами ее собственных граждан. В 2018 году этот низовой процесс окончательно перерастет в национальное движение.


Субботник в парке Музеон. Фото: РИА Новости

Но советские традиции монументальной пропаганды никуда не исчезли; к примеру, идет размножение памятников и их отправка по регионам. «Стандартный бюст Николая II рассылается по всем городам, — ​рассказывает Гнилорыбов. — ​Таких памятников по России уже тридцать. Второй лидер по количеству копий — ​монумент Петру и Февронии, их уже несколько десятков. В итоге в стандартном региональном центре тебя ждут Сталин, Петр и Феврония, Николай II».

По всей стране прошла массовая реставрация памятников Ленину, но резко уменьшилось число Сталиных, отмечает он. Отдельно Гнилорыбов вспоминает Ульяновск, где появилась мемориальная доска, примирившая Александра Керенского и Владимира Ленина. Она появилась на стенах гимназии, где учились оба исторических деятеля.

Памятник Столыпину в Челябинске открыли с третьего раза. Реформатора берегли до приезда первых лиц. Сначала ждали приезда Владимира Путина и Нурсултана Назарбаева, потом — ​губернатора Челябинской области Бориса Дубровского. В итоге покрывало упало в присутствии вице-губернатора.

В Ставрополе появился памятник жертвам Холокоста — ​в Русском лесу, на месте бывшего аэродрома, где в августе 1942 года расстреляли пять тысяч человек. В Новороссийске — ​памятник хамсе, промысловой рыбе, которая в годы войны помогла выжить черноморским городам.

В 2017 году новые памятники появились в Крыму, оба в Ялте. Идея установить монумент Франклину Рузвельту принадлежала горожанам, Александру III — ​властям. К слову, ради памятника российскому императору пришлось принести в жертву теннисные корты — ​едва ли не единственную окрестную спортплощадку, что вызвало недовольство жителей.

Но памятники ушедшего года не всегда про переосмысление прошлого. Подтверждение тому — ​не только открытый в Оренбурге монумент старшему лейтенанту Александру Прохоренко, погибшему в боях за Пальмиру, но и памятник, установленный в Костроме депутатом «Единой России» Владимиром Михайловым.

Депутат «Единой России» открывает памятник Свободе («Власть на службе народа») в Костроме. Фото: РИА Новости

Трехголовый Змей Горыныч запряжен крестьянским плугом, что, как пояснил на открытии депутат, «символизирует три ветви власти на службе у народа». Все бы хорошо, если бы не надпись на монументе,— «Памятник Свободе».

Работа с данными — агентство дата-журналистики Mediagun

В России всегда было много памятников. Но самыми известными, самыми культовыми произведениями искусства стали лишь некоторые. Итак, наша 10-ка самых известных памятников в России:

1. Памятник Петру I - Москва

Официальное название - Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота». Автором монумента стал Зураб Церетели. Грандиозная скульптурная композиция была установлена на искусственном острове на стрелке, в месте слияния Москвы-реки и Обводного канала, недалеко от знаменитой кондитерской фабрики Красный Октябрь. Открытие памятника приурочили к празднованию 850−летия Москвы. Общая высота монумента равняется 98 метрам, это самый высокий памятник в России, и один из самых высоких во всем мире.

кликабельно:

2. Памятник «Рабочий И Колхозница» - Москва

«Рабочий и колхозница» - выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Автор - Вера Мухина; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м. Находится на Проспекте Мира, близ Северного входа ВДНХ.

Изначально памятник рабочий и колхозница разрабатывался для выставки в Париже, но получившийся результат всех ошеломил. Ведь были применены не только принципиально новые материалы для памятника (нержавеющая сталь до этого не применялась), но и новые принципы построения. Ведь до этого также не приходилось увеличивать с натуры в 15 раз, это был грандиозный эксперимент.

Примечательные факты памятника рабочий и колхозница:

· Доставлялся памятник рабочий и колхозница в Париж на 28 железнодорожных вагонах, но даже такого разделения оказалось не достаточно, т.к. некоторые детали не проходили в тоннели, и приходилось еще разрезать.

· Перед открытием памятника в Париже была вовремя замечена диверсия, кто-то подпилил тросы крана, что собирал памятник на выставке, после этого была выставлена круглосуточная охрана из добровольцев и сотрудников, что приехали собирать памятник.

· Первоначально памятник рабочий и колхозница был собран в течение 1 месяца, люди работали в три смены, спали только по три часа в рядом построенном сарае, где всегда горел в центре большой костер.

· В Париже памятник был собран за 11 дней, хотя планировалось 25 дней.

· Является символом киностудии «Мосфильм».

· Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету в 2,9 млрд рублей

3. Памятник Родина Мать Зовет - Волгоград

Скульптура «Родина-мать зовёт» в Волгограде является композиционным центром памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы», расположенного на . Эта статуя – одна из самых высоких в мире, занимающая 11−е место в книге рекордов Гиннесса. Ночью монумент освещается прожекторами. Общая высота памятника - 85-87 метров.

Её военное название – «Высота 102». В годы Сталинградской битвы здесь развернулись наиболее ожесточённые бои. И здесь же потом похоронили погибших защитников города. Их подвиг увековечен в уникальном памятнике-ансамбле «Героям Сталинградской битвы», возведённом в 1967 году по проекту известного советского скульптора Евгения Вучетича.

4. Памятник-обелиск «Покорителям космоса» - Москва

Монумент «Покорителям космоса» воздвигнут в Москве в 1964 году, в ознаменование достижений советского народа в освоении космического пространства. Это облицованный титановыми панелями обелиск высотой 107 м, изображающий оставляемый за собой ракетой шлейф, находящейся на вершине обелиска. На фасаде металлическими буквами выложены поэтические строки Николая Грибачева:

И наши тем награждены усилья,
Что, поборов бесправие и тьму,
Мы отковали пламенные крылья
Своей стране и веку своему!

Первоначально рассматривался вариант размещения монумента на Ленинских горах (сегодня Воробьёвых) между зданием МГУ им. М.В. Ломоносова и смотровой площадкой с видом на Лужники. Его предполагалось выполнить из дымчатого полупрозрачного стекла с ночной подсветкой изнутри. Высота монумента должна была составить 50 м. По личному предложению С. П. Королёва было решено облицевать монумент покрытием из «космического» металла – титана. Высота грандиозного памятника выросла в два раза и составила 100 м, а общий вес всей конструкции – 250 тонн. Окончательным местом строительства монумента был избран пустырь недалеко от входа на ВДНХ и одноимённой станции метро.

Монумент стал символом качественного технологического скачка своего времени: 4 октября 1957 года Советским Союзом был запущен первый Искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 года космос заговорил на языке человека – и этим языком был русских язык.

Вместе с обелиском родился на свет и новый тип строительной конструкции – наклонная башня. История хранит в своих скрижалях лишь одно подобное сооружение – знаменитую «Падающую башню».

5. Памятник «Тысячелетие России» - Великий Новгород

Памятник «Тысячелетие России» - монумент, воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году в честь тысячелетнего юбилея основания государства Российского. Памятник напоминает колокол. Его верхняя часть представляет собой шар, символизирующий державу - эмблему царской власти. Общая высота памятника - 15 метров. Это один из самых знаковых памятников в России, более подробно о нем .

6. Памятник Затопленным кораблям - Севастополь

Памятник затопленным кораблям является самым знаменитым воинским памятником Севастополя, был изображен на советском гербе города и считается одним из главных городских символов. Памятник находится в Севастопольской бухте, у набережной Приморского бульвара. Величественный и гордый памятник затопленным кораблям - один из любимейших жителями и гостями города. Он является символом и визитной карточкой Севастополя. Высота - 16.7 метров.

Есть еще один значимый для Севастополя памятник — бригу «Меркурий» и капитану Казарскому. Это был первый памятник в молодом тогда городе. Об этом .

7. Памятник Георгию Победоносцу - Москва

Статуя Георгию Победоносцу находится на территории парка Победы Москвы и входит в состав мемориального комплекса на Поклонной горе. Расположена у подножия обелиска, посвященному 1418 дням и ночам Великой Отечественной войны. Святой Георгий Победоносец поражает копьем змею, являющуюся символом зла. Статуя Георгию Победоносцу - одна из центральных композиций мемориального комплекса.

8. Памятник «Медный Всадник» - Санкт-Петербург

Медный всадник - памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Открытие памятника состоялось в августе 1782 года. Является самым первым памятником в Санкт-Петербурге. Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.

9. Памятник мамонтам в Ханты-Мансийске

Скульптурная композиция «Мамонты» появилась в Ханты-Мансийске в 2007 году. Создание данного памятника было приурочено к 425−летию столицы Ханты-Мансийского автономного округа. Скульптура находится на территории знаменитого Археопарка. Скульптурная композиция состоит из 11 бронзовых памятников. Общий вес этих памятников превышает отметку в 70 тонн. Все памятники установлены в натуральную величину. Высота самого высокого мамонта превышает 8 метров, а самый маленький мамонт в высоту составляет всего лишь 3 метра.

10. Памятник «Алёша»

Мемориал «Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны» («Алёша») - мемориальный комплекс в Ленинском округе города Мурманска. Основной в мемориале является фигура солдата в плащ-палатке, с автоматом за плечом. Высота постамента памятника - 7 метров. Высота же самого монумента 35,5 метров, вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. «Своим ростом» «Алёша» уступает лишь волгоградской статуе «Родина-мать». Тем не менее, он входит в число высочайших памятников в России.

Первые памятники Ленину

Монументы вождю мирового пролетариата устанавливались ещё при его жизни, а смерть Ильича положила начало "народной" лениниане, давшей множество интересных и необычных памятников.

27 января 1924 года, в день похорон Ленина, газеты напечатали Постановление II Съезда советов Союза ССР о памятниках вождю. Кроме общих слов о вечной жизни Ильича в умах и сердцах современников и грядущих поколений и героической борьбе трудящихся за победу социализма во всех странах, постановление предписывало Президиуму ЦИК СССР разработать и утвердить проекты памятников Ленину в Москве, Харькове, Тифлисе, Минске, Ленинграде и Ташкенте и установить сроки их сооружения.

Этот документ дал старт официальной монументальной лениниане, разродившейся за последующие 60 с лишним лет тысячами и тысячами каменно-бронзовых Ильичей.

Ногинск, Московская область

Памятник установлен 22 января 1924 года, на следующий день после смерти Ленина.

Первым памятником Ленину принято считать монумент, открытый 22 января перед входом на Глуховскую мануфактуру в подмосковном Богородске (Ногинске) - о его первенстве часто упоминается в краеведческих справочниках, об этом же говорит и установленная рядом табличка.

В ноябре 1923 года делегация рабочих мануфактуры, захватив с собой 18 саженцев вишневых деревьев, отправилась в Горки навестить больного вождя. Вернувшись, рабочие решили соорудить монумент Ленина и поставить рядом с комбинатом. Работу поручили местному мастеру Ф.П.Кузнецову. Через месяц форма для статуи была готова, и отливать ее из железобетона решили на месте, в сквере. Недалеко от проходной была расчищена площадка, на которой из кирпичей, цемента и досок соорудили постамент.

Открыть памятник предполагалось сначала перед новым 1924 годом, а потом 9-го января, в годовщину Кровавого воскресенья. Но закончить работу к этим датам не успели, и открытие было перенесено на воскресенье 22 января. В день открытия пришло известие о кончине Ленина. Чуть позже «Правда» писала, что «намереваясь открыть статую, глуховцы открыли первый памятник Ленину». Возможно, именно эта фраза - абсолютно верная стилистически - стала основой для создания легенды о памятнике в Ногинске. На самом же деле первым был не он…

Еще в 1918 году московский скульптор Г.Д.Алексеев сделал ряд натурных зарисовок Ленина в его кабинете. Он одним из первых среди художников получил разрешение лепить Ильича с натуры и провел в ленинском кабинете несколько сеансов. Итогом стали два бюста - 1919-го и 1923-го годов. О бюсте 1919 года сохранилась запись: «В настоящее время подготовлен скульптором Г.Д.Алексеевым бюст В.И.Ленина. Бюст делался с натуры, размером более натуральной величины. Изготовлен из гипса с имитацией под бронзу».

Но даже эти работы не стали первыми ленинскими скульптурными изображениями. Еще в дни празднования первой годовщины новой власти - 7 ноября 1918 года - в городе Коротояке Воронежской губернии на городской площади был установлен памятник В.И.Ленину, выполненный под руководством учительницы рисования коротоякской школы Анны Ивановны Казарцевой. Вскоре она же изготовила и бюст Карла Маркса.


Коротояк (Воронежская область)

На фото - существующий сегодня памятник. Оригинальный памятник, вероятно, отличался от него по форме и размерам. Фотографий оригинального монумента не найдено.

В эти же дни, в ноябре 1918 года, в «Известиях» был помещен рассказ о посещении Смольного, в котором были такие строки: «Останавливает внимание посетителей поставленный при входе на второй этаж тонкой художественной работы бюст вождя нашей Революции тов. Ленина».

Ленин в этой скульптуре показан молодым, периода 1890-ых годов. Скульптор и точная дата установки этого памятника остались неизвестны. Возможно, этот памятник и стал самым-самым первым.


Орёл (1920 год)

На фото - бюст, созданный по проекту Г.Д.Алексеева, ставшему основным для тиражирования на первом этапе скульптурной ленинианы.

В 1919 году счёт установленным памятникам уже превышает пару десятков - начинается тиражирование бюста, созданного Алексеевым и другими скульпторами. В октябре 1919 года открыты памятники-бюсты Ленину в Тверской губернии: на Почтовой площади (ныне Советской; скульптор Лавров) в Твери и в Осташкове на проспекте Ленина (скульптор Г.Д.Алексеев). 7 ноября 1919 года установлен памятник в Белом (ныне Тверская область) работы того же Алексеева, а 4 июля 1920 года - памятник в Вышнем Волочке . Годом позже открыты памятники в Калязине , во Ржеве и в Орле . Затем аналогичный бюст появился в Уфе, Александрове, Череповце, Меленках .

В 1920 году, в связи с 50-тилетим со дня рождения В.И.Ленина, скульптурный памятник вождю появился в Казани . Он был установлен в сквере, названном именем Ленина, и смонтирован в духе пластических композиций того времени: из бюста и деревянного постамента.

Первый памятник Ленину в Москве появился также при его жизни. Правда, всего лишь в виде стелы. После покушения Фанни Каплан, на месте ранения вождя - на Павловской улице - рабочие поставили деревянный обелиск, а 7 ноября 1922 года заменили его гранитной стелой с надписью «Пусть знают угнетенные всего мира, что на этом месте пуля капиталистической контрреволюции пыталась прервать жизнь и работу вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина». Тогда же Моссовет принял решение увековечить Ленина в бронзе, но памятник был поставлен в сквере у завода Михельсона только в 1925 году. Теперь на этом месте возвышается «канонический» монумент, созданный в 1967 году.

Смерть Ленина дала толчок целому движению по сооружению памятников. Несмотря на то, что практически вскоре после смерти - в марте 1924 года - появляется указание Комиссии по увековечиванию памяти В.И.Ленина о недопустимости проникновения в печать неприемлемых ленинских изображений, на первых порах контроль за сооружением памятников практически не ведется. Благодаря этому в 1924-1925 годах появилось множество замечательных «народных» памятников.


Куртатинское ущелье (Северная Осетия)

Памятный камень в честь Ленина, установленный в январе 1924 года.

В январе 1924 года в селе Нижние Такермени Мензелинского уезда деревенская беднота и бывшие фронтовики установили на вершине большой горы белый камень, а гору постановили назвать именем Ленина. 7 ноября 1925 года памятник Ленину открывается в Елабуге . На каменном основании, выложенном разноцветными плитами в форме звезды, установлен высокий бутовый камень, на котором возвышался бюст Ильича работы С.Д.Меркурова. Аналогичный бюст работы того же автора установлен на центральной городской площади в Тетюшах . 1 мая 1924 в д. Страшевичи Новоторжского уезда был открыт памятник-бюст, вырезанный из дерева крестьянином А.Н.Жуковым.

В 1924 году, вскоре после смерти В. И. Ленина, горцы Куртатинского ущелья поставили непритязательный гранитный памятник. «Горцы никому тогда неведомого Куртатинского ущелья, веками прозябавшие в невежестве и нищете и сбросившие наконец тяжкое ярмо со своих плеч, одними из первых в стране почтили память вождя революции» , - рассказывал позже путеводитель по этим местам.


СЛЕВА - Киров, открыт 7 ноября 1924 года.
В ЦЕНТРЕ - Вытегра, открыт в 1924 году.
СПРАВА - Можайск, открыт 7 ноября 1924 года.

27 января 1924 года в Златоусте был сооружен деревянный обелиск пирамидальной формы, установленный у входа в школу 2-ой ступени. Обелиск был обтянут черным крепом и увит хвойными гирляндами. Над овальным портретом Ленина на передней стенке находилась надпись: «Вечная слава вождю Ленину. 1924». Ниже портрета: «В твердой воле живых поколений вечно жив и бессмертен Ленин». Позднее, 7 ноября 1924 года, на городской площади напротив рабочего клуба был установлен новый памятник. Его постамент составляли три блока мрамора, установленные на пятиступенчатом стилобате. На постаменте был установлен чугунный бюст. Здесь памятник простоял до 1926 года, затем его переместили в сквер у здания железнодорожной конторы Позднее бюст был заменен тиражированной статуей Ленина.

Чуть позже рассматриваемого периода, в мае 1926 года, в Златоусте был установлен другой примечательный монумент. Местный горисполком заказал проект памятника в Академии Художеств в Ленинграде, откуда свои варианты памятника прислали архитекторы Ю.В.Щуко, В.М.Тейтель и архитектор-художник В.А.Волошинов, проект которого и был принят. Новый памятник располагался на площади III Интернационала, напротив здания рабочего клуба. Небольшая статуя В.И.Ленина была установлена на постаменте в виде стилизованной наковальни, который опирался на трехступенчатый стилобат, имевший форму пятиконечной звезды. За бронзовой скульптурой поднимался высокий, квадратный в сечении, пилон со срезанным наискось верхом. Пилон (и некоторые другие части памятника) был изготовлен из дерева, раскрашенного под мрамор, хотя по проекту предполагалось изготовить памятник из полированного мрамора. В настоящее время этот памятник по-прежнему находится в саду напротив здания краеведческого музея, однако скульптура установлена на другом постаменте, имеющем простую кубическую форму.


Златоуст

Памятник установлен в 1926 году.


В конце 1960-ых годов в газете «Советская культура» была напечатана заметка о том, что в госархиве Украинской ССР пионеры разыскали фотоснимок, запечатлевший открытие скульптурного бюста Ленина в Житомире 7 ноября 1922 года. Поместив фотографию, газета снабдила ее следующим текстом: «Всмотритесь в этот снимок, читатель. Перед Вами -- первая в нашей стране монументальная скульптура основателя Коммунистической партии и Советского государства».

Житомирский бюст был открыт в честь 5-ой годовщины революции возле Дворца Труда, где находился губернский совет профсоюзов. Бюст был выполнен из бронзы, для получения которой бойцы отряда Н.Щорса отдали гильзы и старое оружие.

Но и на Украине повторилась российская история - монумент, официально провозглашенный первым, таковым не являлся.

Ещё весной 1919 года киевская газета «Бiльшовик» писала: «Будут поставлены 8 бюстов вождей пролетариата: на Софиевской площади – Ленина и Троцкого, на Думской пл. – Карла Маркса, на б.т.н. (бывшей, так называемой) Царской площади – Тараса Шевченка, на Печерске – Свердлова; на Театральной площ.– Карла Либкнехта; на Б. Васильковской ул. - Энгельса, и на Подоле, на Александровской пл. - бюст Розы Люксембург».

Но простояли эти бюсты (ленинский был выполнен скульптором Ф.П.Балавенским, соавтором памятника княгине Ольге) недолго. Взявшие 31 августа город деникинцы и петлюровцы уничтожили все революционное творчество. Позже тот же «Бiльшовик» писал: «...Уничтожены памятники Ленину и Шевченко. Революционные памятники рубили шашками».

В начале 1920-ых годов, после образования УССР, скульптуры и бюсты Владимира Ильича - это можно проследить по сообщениям местной прессы - были установлены в Киеве, Днепропетровске, Чернигове, Сумах.

Тогда же появляется первый памятник в Харькове работы местного автора Кратко. Он состоял из машинных деталей, в силу чего судьба его оказалась весьма короткой и потому печальной. Харьковская газета «Коммунист» писала: «Памятник В.И.Ленину представлял собой сумбурную композицию из зубчаток, болтов и других частей машин. Нет ничего удивительного, что он вызвал возмущение трудящихся, не желавших мириться с извращением образа любимого вождя, и был снят на следующий день после открытия».

Другой прижизненный памятник Ленину на Украине был установлен в 1922 году в Луганске . Бюст создал модельщик паровозостроительного завода И.П.Борунов. Во время войны он был отправлен на переплавку в Италию, где его выкрали и спрятали до конца войны местные партизаны. В 1945 году он был обнаружен в Римской национальной галерее. В 100-летнюю годовщину со дня рождения Ленина было принято решение передать памятник жителям города Кавриаго. В свое время трудящиеся города приняли резолюцию в поддержку «русских советистов» и избрали Ленина почётным мэром Кавриаго.


Кавриаго, Италия

Памятник в центре города. Установлена копия монумента 1922 года, оригинал выставлен в местном музее.


После смерти Ленина количество возводимых монументов возрастет многократно. В 1969 году газеты рассказали об уникальном памятнике, установленном в Кременчуге : «Это было в январе 1924-го… Жители непрерывным потоком, с утра до вечера, шли к Днепру, чтобы посмотреть на памятник В.И.Ленину, который появился на льду возле острова Фантазия. На постаменте, мастерски вырубленном из льдины, четко вырисовывались слова: «Спи спокойно, дорогой Ильич, заветы мы выполним». Этот монумент был создан рабочими-грузчиками Кременчугского речного порта. Достали снимки Ленина в разных возрастах, нашелся и художник-самоучка. Принесли из союза бюст и лозунги. Памятник готов. Но он временен - скоро наступит весна. Грузчики решают увековечить память об Ильиче коллективным вступлением в партию».

В мае 1924 года на территории Одесского судоремонтного завода был установлен памятник, созданный мастером литейного цеха Федотовым. Бюст Ленина помещен на постамент-земной шар, установленный на символические фабричные трубы (на фото слева ).

Во время войны памятник был разрушен и восстановлен вновь лишь в 1970 году, к 100-летию Ленина. Монумент сохранился по сей день, в 2013 году он перенесён к зданию заводоуправления судоверфи Одесского порта.

Памятники "первой волны" скульптурной ленинианы:
СЛЕВА - Нижний Тагил, открыт 7 ноября 1925 года.
СПРАВА ВВЕРХУ - Елабуга, открыт 7 ноября 1925 года.
СПРАВА ВНИЗУ - Сталинград (Волгоград), открыт в 1925 году, уничтожен во время войны.

Первый (или - не исключено, что история повторится в очередной раз - один из первых) памятник Ленину в Белоруссии появился ещё в 1922 году в посёлке Краснополье. Сделан бюст был из дерева и долго не сохранился.

В день смерти Ленина, в январе 1924 года, пограничники Житковичского погранотряда в Гомельской области собрались в красном уголке и, выслушав рассказ командира заставы Ковалева о революционном пути вождя, решили соорудить монумент Ильичу. По разработанному проекту предполагалось установить небольшой бюст на постамент необычной формы -- ступенчатый куб, по всем сторонам которого шли ряды светлых окон. Пограничники считали, что памятник такому человеку как Ленин должен быть радостным, светлым. «Светлые окна -- это свет ленинских идей, которые озаряют трудящимся всего мира путь к новой жизни».

В 1924 году появляются первые памятники и в Минске . Первой стала скульптура для Коммунистического университета в Минске, выполненная А.Граубе. Граубе также создал скульптуру «Ленин на трибуне», которая была установлена в минском клубе имени Маркса.

Проект, созданный студентами Витебского художественного техникума под руководством педагога М.Керзина, задумывался как «монумент целой исторической эпохи, связанной с преобразованием мира после Октября. На сложном многогранном постаменте был установлен шар - символ Земли, - образ, довольно часто использовавшийся в первых памятниках Ленину. На шаре должна была располагаться фигура Ильича, обращающегося с речью к рабочим мира. У основания памятника -- трибуна. Общая высота монумента - 18 метров. Однако, памятник не был создан.


"Ленин на трибуне", почтовая марка Почты СССР

В феврале 1924 года 2 съезд Советов Туркестанской республики (теперь - территория Узбекистана, Туркменистана и Кыргызстана) принял решение воздвигнуть памятники Ленину в шести городах республики.

Впервые о памятнике Ленину на Советском Востоке написала «Туркестанская правда» от 8 июня 1924 года, которая сообщила, что ученики ташкентской школы имени Пржевальского под руководством своих преподавателей сооружают памятник-бюст Ленина. Он был установлен во дворе школы на высокой усеченной пирамиде. Поскольку памятник был изготовлен из недолговечных материалов, долго он не простоял.

Краудфандинг — это не только проекты на Kickstarter и других подобных сервисах. Если оглянуться вокруг, можно найти массу примеров использования этой финансовой модели. Множество памятников архитектуры и искусства было построено именно на народные деньги. По всему миру регулярно возводятся памятники известным личностям, построенные на средства жителей того или иного города. В нашей стране очень многие храмы также построены на деньги прихожан.

В этой статье мы рассмотрим самые известные и необычные исторические памятники, возвести которые помог краудфандинг.


Статуя Иисуса в Рио-де-Жанейро
Известный на весь мир символ Рио-де-Жанейро — статуя Иисуса — построена на деньги простых бразильцев. Памятник огромен – высота его 38 метров, вес — 1145 тонн, размах рук — 30 метров. Строили монумент почти 9 лет, о сборе денег было объявлено в прессе, также активно агитировала бразильцев скидываться католическая церковь. В результате было собрано 2,2 млн реалов. Однако, статую изготавливали во Франции ввиду невозможности сделать такую сложную конструкцию в Бразилии того времени.

Также большую статую Иисуса — Кришту Рей — построили в Португалии в середине 20 века. И также она была построена на народные средства — в основном, на деньги женщин. Дело в том, что Португалия не участвовала во Второй Мировой войне, и португальские женщины благодарили Бога за то, что их отцы, мужья и сыновья не погибли в сражениях.

Символ свободы и демократии Америки — Статуя Свободы — тоже была построена на народные деньги. «Леди Свобода» стала подарком французских граждан по случаю столетия американской революции. Средства на ее постройку собирали и во Франции, и в Штатах. Изначально сбор средств происходил очень медленно, так что даже всемирно известный Джозеф Пулитцер выступал с призывом помочь строительству.

Еще один известный на весь мир памятник, построенный с помощью коллективного финансирования — Колонна Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне. Однако в этом случае краудфандинг помог собрать лишь £20 485, так что государству пришлось также поучаствовать в этом процессе.

Самый известный из российских храмов — Храм Христа Спасителя — также внес свою лепту в историю коллективного финансирования. Часто при описании этого храма (особенно, когда рассказывают о его разрушении в 1931 году) говорится, что он построен на народные деньги. Однако это верно только отчасти. Храм в том виде, в котором он вошел в историю, строился почти полностью за казенный счет. Но не все знают, что это был второй проект храма. Первая стройка началась еще при Александре I в начале 19 века по проекту художника Карла Магнуса Витберга, и вот именно этот проект собрал значительные народные пожертвования. Кстати, первая стройка планировалась на Воробьевых Горах. Но за 7 лет не завершен был даже нулевой цикл стройки. Проект закрыли в 1825, а новый вариант храма стали строить лишь в 1831 году.

Строительство одного из самых красивых зданий Бухареста — Атенеум, построенный в 1888 году по проекту французского архитектора Альберта Галлерона, — почти полностью осуществилось за счет народных пожертвований. В этом здании находится румынская филармония.

Памятники многим известным людям в России являются народными. Например, памятник Пушкину на Пушкинской площади в Москве. Деньги собирали по инициативе выпускников Царскосельского лицея, за 20 лет было собрано 106 тысяч рублей. Памятник Гоголю на Никитском бульваре в Москве также построен на народные деньги, необходимую сумму — 70 тысяч рублей — собрали за 16 лет. На первый памятник Ломоносову в Архангельске сумму чуть более 50 тысяч рублей собрали быстрее — менее чем за 3 года.

Памятник Гоголю, Москва Памятник Пушкину, Москва

Забавный памятник Чехову был установлен в 2004 году в Томске. Построен он также благодаря коллективному финансированию. Писатель изображен в карикатурном виде, а на постаменте красуется надпись:

Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего «Каштанку».

Этот памятник — своеобразная месть жителей Томска писателю, за то, что последний довольно резко отозвался о городе.

Один из самых известных русских памятников, установленный на народные деньги, безусловно памятник «гражданину Минину и князю Пожарскому», который находится в Москве напротив Собора Василия Блаженного. Изначально памятник предполагалось ставить в Нижнем Новгороде, где и было собрано ополчение, но, учитывая важность подвига Минина и Пожарского для истории всей страны в целом, памятник установили в Москве.

А в Челябинске на деньги медработников открыли памятник древнегреческим богам здоровья — Асклепию и Гигее. Памятник находится на территории 1 городской больницы. Торжественно открыт он был в 2011 году, но по задумке скульпторов он выглядит как древняя статуя, которую нашли и отреставрировали.

Памятник собакам, Токио В Токио у подножия всемирно известной телебашни на народные деньги установлен памятник собакам. Эти ездовые собаки принимали участие в экспедиции на Антарктиду в 1958 году. Из-за экстремальных погодных условий экспедицию не смогли эвакуировать на ледоколе и было принято решение забрать людей на вертолете. 15 собак оставили привязанными с недельным запасом еды на станции, так как планировали вернуться за ними следующим рейсом. Однако этим планам не суждено было сбыться — из-за суровой зимней погоды лететь за собаками не было возможности. Участники экспедиции подверглись большому общественному порицанию на родине, расстроенные жители Токио поставили собакам памятник на собственные деньги. Через год следующая экспедиция в Антарктиду с удивлением обнаружила, что 2 собаки выжили, 6 пропали без вести, а 7 погибло, не сумев освободиться от привязи. 2 выжившим собакам был поставлен еще один памятник. Диснеевский фильм «Белый плен» был снят по мотивам именно этой истории.

Конечно же, на самом деле памятников, музеев, храмов, построенных на народные деньги в разы больше, чем мы рассмотрели в статье, и, безусловно, они будут появляться и в будущем. Мы снова видим, что краудфандинг — явление историческое и привычное для людей по всему миру, и перспективы у народного финансирования просто огромные.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта