Главная » Дом » Где стоит памятник петру. Памятник Петру I - самый высокий, самый тяжелый, самый неоднозначный. Спасибо огромное за всё

Где стоит памятник петру. Памятник Петру I - самый высокий, самый тяжелый, самый неоднозначный. Спасибо огромное за всё


Известнейший (но не первый) памятник первому российскому императору воздвигли при Екатерине II, которая считала его главным российским правителем. Постамент сделали из Гром-камня, найденного казённым крестьянином Семёном Вишняковым. Есть поверье, что пока памятник Петру находится на своём месте, с городом всё будет хорошо. К слову, это именно то место, где начинается празднование Дня города: к памятнику возлагают цветы.

    м. Адмиралтейская, Сенатская площадь


Скульптура, установленная в Петропавловской крепости перед зданием бывшей гауптвахты в начале 80-х годов XX века. Является работой петербургского художника Михаила Шемякина. Автору удалось достичь невероятной схожести с реальным лицом императора благодаря использованию при создании памятника подлинной восковой маски, выполненной самим Растрелли.

    м. Горьковская, Петропавловская крепость


На Адмиралтейской набережной можно найти памятник Петру Великому, занятому строительством нового судна. Известно, что к создателю города на Неве не стоит приходить в надежде исполнения обычных желаний. Зато если вы заняты поиском работы, император охотно поможет вам в этом. Кстати, поговаривают, что ещё он поможет с просьбами о карьерном росте.

    м. Адмиралтейская, Адмиралтейская набережная


Скульптор Растрелли (отец знаменитого архитектора) начал создавать этот монумент ещё при жизни первого российского императора. Но в силу разных обстоятельств его удалось закончить лишь к 1747 году. После чего ещё долгое время бесхозный памятник искал пристанища. В итоге его поставил Павел I напротив своего Михайловского замка в 1801 году. На пьедестале он велел написать «Прадеду - правнук» (считается, что в противовес надписи на Медном всаднике: «Петру I - Екатерина II»).

    м. Невский проспект, площадь у Инженерного замка, Садовая ул., 2

Застать основателя Северной столицы можно в зоне внутренних рейсов. Создателем скульптуры выступил Михаил Дронов. Он представил Петра I в образе современного пассажира аэропорта, отправляющегося в путешествие по России. Двухметровый император, созданный из глины, облачён в свои типичные одежды, тянет за собой чемодан на колёсиках.

    аэропорт Пулково, зона внутренних рейсов

Каждый, кто приезжает в Петербург, может гордиться тем, что его встречает сам император. В зале Московского вокзала можно встретить величественный бюст Петра I. Несмотря на то что исторически здание вокзала никак не связано с основателем, памятник установлен здесь в честь возвращения Петербургу исторического имени.

    м. Площадь Восстания, Московский вокзал

Как же без памятника императору около его домика на Петровской набережной. Монумент установлен на постаменте из красного гранита, поэтому его трудно не заметить. Установлен бюст ещё в 1875 году по случаю 150-летия со дня смерти Петра I.

    м. Горьковская, Петровская наб., 6


Бронзовый бюст, созданный скульптором Олегом Сатиным, водрузили на необычный постамент в форме дерева, растущего из земли, над которым поработала архитектор Александра Бочарова.

Открытие нового памятника в Ботаническом саду состоялось в 2014 году в рамках празднования 300-летия Ботанического института имени В. Л. Комарова.

    м. Петроградская, ул. Профессора Попова, 2, Ботанический сад БИН РАН

Фото: Сергей Николаев, vk.com/pulkovo_led, Sobolev Igor, С.К. Ионов, О.Л. Лейкинд, mapio.net, panevin.ru, cityguidespb.ru

Памятник Петру I - "В ознаменование 300-летия российского флота" - невероятной высоты скульптура, установленная на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала в 1997 году. Исполинский монумент стал третьим по высоте памятником в Москве, а по степени своей скандальности оставил далеко позади всех мыслимых конкурентов.

Пётр I Великий (1672 - 1725) - последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский, вошедший в историю как прогрессивный реформатор российской государственности и военного дела, а также как создатель регулярного российского флота. Современные историки оценивают его личность и вклад в развитие России достаточно противоречиво, но если значение прочих достижений первого российского императора они могут подвергнуть сомнению, то создание флота однозначно стало его триумфом.

Скульптура изображает гигантского Петра Первого за штурвалом непропорционально малого парусного судна. Лицо императора выполнено с портретным сходством, а фигура облачена в древнеримские доспехи и плащ; левой рукой он удерживает штурвал, правую же поднял, демонстрируя огромный позолоченный свиток. Судно, которым управляет бронзовый Пётр, сделано непропорционально, даже карикатурно маленьким по сравнению с его фигурой; на его палубе, словно грибы, стоят ещё более маленькие городские здания, на крышах которых и стоит император. Мачта, огромная по сравнению с размерами судна, отличается высокой детализацией, а на бушприт водружён двуглавый орёл. В качестве пьедестала для масштабного памятника служит стилизованная ростральная колонна, ростры которой украшены Андреевскими флагами. Монумент установлен на небольшом искусственном острове, который обрамлён фонтанами, создающими эффект рассекающего воду корабля.

Высота памятника - 98 метров. Это третий по высоте памятник Москвы и России после монументов Победы (141,8 метра) и (107 метров).

Технические детали

В инженерном смысле монумент представляет собой уникальное сооружение.

Его несущий каркас построен из нержавеющей стали, поверх которой навешены бронзовые детали. Внутри пьедестала предусмотрена лестница для наблюдения за состоянием памятника. Фигура Петра и корабль собирались по отдельности и монтировались уже в готовом виде. Паруса, со стороны кажущиеся монолитными, также имеют внутри металлический каркас, служащий для облегчения их веса. Любопытно, что ванты корабля представляют собой настоящие плетёные канаты: их сплели из нескольких тросов из нержавеющей стали и закрепили таким образом, чтобы полностью исключить их подвижность. На работах по монтажу задействовали 120 человек.

Для строительства использовали высококачественную бронзу. При монтаже её покрывали специальным защитным лаком, предотвращающим коррозию и изменение цвета.

История памятника

Любопытно, что история установки исполинского Петра фактически началась с совсем другого памятника.

20 октября 1996 года в России отмечали 300-летие российского флота, и за год до этого российские моряки при поддержке первого заместителя Главнокомандующего ВМФ адмирала Селиванова обратились к правительству России с просьбой установить на набережной напротив Третьяковской галереи памятник по эскизу скульптора Льва Кербеля. Однако, московские власти взялись разрешить все вопросы с памятником самостоятельно, и решением правительства Москвы были организованы специальные комиссии, которые сочли задумку Церетели более интересной. Вместе с тем, скульптору рекомендовали внести в проект некоторые изменения: одеть Петра в традиционную российскую форму, разместить внутри монумента бюсты выдающихся флотоводцев и убрать двуглавого орла с бушприта. Автор к рекомендациям не прислушался.

Построить памятник к празднику, разумеется, уже не представлялось возможным: на его проектирование и строительство ушло около года, и он был открыт 5 сентября 1997 года - в день празднования 850-летия Москвы.

Любопытно, что ещё при строительстве памятника с ним вышел громкий эксцесс: 6 июля 1997 года члены радикальной подпольной группы "Реввоенсовет" заминировали Петра. Взрывать памятник, однако, не стали: по разным версиям, подрыв был толи отменён, толи предотвращён. Позже участники организации были привлечены к ответственности за терроризм.

К сожалению, горожане в основном не приняли новый памятник: он вызвал отторжение и был резко раскритикован, причём принять Петра не смогли даже спустя годы после установки скульптуры. Активная общественность не раз инициировала дискуссии и кампании за снос памятника, а некоторые другие российские города даже изъявляли готовность его принять, но пока что он остаётся на своём месте. И, видимо, останется навсегда: как бы там ни было, вне зависимости от отношения горожан к памятнику, постепенно москвичи к нему привыкают.

"Вас здесь не стояло": критика монумента

Памятник Петру I стал, вероятно, самым скандальным монументом в истории современной Москвы, став живой городской легендой.

Первое, что смутило горожан - слухи о том, что памятник является слегка переработанной скульптурой Колумба, которую Церетели безуспешно предлагал купить США и Испании к 500-летию открытия Американского континента, но те отказались. Скульптор опроверг эти слухи, но им по-прежнему верят. В музее-мастерской Зураба Церетели есть макеты обоих памятников, которые специально демонстрируются рядом, чтобы публика могла увидеть различия между ними.

Вопросы возникли и к ростральной колонне в пьедестале памятника - дело в том, что ростральные колонны принято украшать трофейными рострами (или их скульптурными изображениями) вражеских кораблей, но в монументе на них закреплены Андреевские флаги - символика российского флота. Таким образом, Пётр с памятника словно воюет с российским флотом. Кроме того, москвичей огорчили место и размеры памятника: ведь Пётр Первый связан в первую очередь с Петербургом, и горожанам показалось нелогичным строить настолько огромный памятник ему в Москве, да ещё в самом центре, где он сильно вмешивается в городские панорамы. Смутили и странные пропорции гигантского императора к маленькому кораблю.

В разные годы отдельные общественные деятели и организации неоднократно предлагали снести, перенести и даже построить вокруг Петра небоскрёб. Дискуссия была особенно острой после открытия монумента, московские СМИ публиковали большое количество статей против памятника, а общественные деятели собирали подписи и занимались агитацией за его снос, но позже всё поутихло. После отставки мэра Москвы Юрия Лужкова споры разгорелись вновь, но памятник пережил и их.

Любопытно, что обилие критики породило массу ироничных названий, которыми именуют памятник в народе: "Пётр Христофорович", "Кинг-Конг", "Колумб с головой Петра", "Гулливер" и ряд прочих.

Так или иначе, в наши дни памятник Петру I стал одной из самых из самых известных достопримечательностей Москвы. Да и как не стать, если его видно из половины центра города?

Памятник Петру I "В ознаменование 300-летия российского флота" находится на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала в районе фабрики "Красный Октябрь". Добраться до него можно пешком от станций метро "Парк Культуры" Сокольнической и Кольцевой линий, "Полянка" Серпуховско-Тимирязевской и "Октябрьская" Калужско-Рижской.

Все началось с того, что сенат Российской империи постановил воздвигнуть памятник в честь царствующей императрицы Екатерины II. Однако дальновидная и понимающая толк в политической ситуации и настроении народа Екатерина отказалась от этой почести, заявив, что негоже ставить памятник ей прежде, чем будет увековечен ее великий предшественник Петр I. Сегодня историю создания этого шедевра вспоминают не только в Санкт-Петербурге, но и везде, где есть памятники Петру 1.

Екатерина II задумала создать нечто грандиозное, и ей это удалось. Памятник Петру 1 «Медный всадник» является шедевром А история его создания похожа на приключенческий роман.

Где взять архитектора

К вопросу выбора подходящего мастера Екатерина подошла очень серьезно. В конце концов по рекомендации профессора Парижской академии Дени Дидро, с которым она регулярно переписывалась, и его коллеги Вольтера, мастер был приглашен в Санкт-Петербург. Памятник Петру 1 должен был создать Этьен Морис Фальконе - французский архитектор, пользовавшийся покровительством самой маркизы де Помпадур, которая была узаконенной фавориткой французского короля.

Долгожданная возможность

Фальконе всю жизнь мечтал создать нечто монументальное, но работать ему приходилось со скульптурами обыкновенных размеров. Поэтому будущий автор памятника Петру 1 с радостью заключил контракт, несмотря на небольшую сумму гонорара.

Работу над ним он, по сути, начал еще в Париже. В Россию скульптор приезжает с уже готовым эскизом и полностью сформировавшейся идеей того, как должен выглядеть монумент.

Горячие споры

Однако проблема заключалась в том, что буквально каждый, кто имел хоть какое-нибудь влияние на принятие окончательного решения о композиции статуи, представлял ее по-другому. История памятника «Медный всадник» сохранила некоторые из этих предложений.

Сама Екатерина хотела видеть статую императора, выполненную в древнеримском стиле. Он должен был быть одет в римскую тогу, держать в руках скипетр и всем своим видом излучать величие воина-победителя.

Представитель российской Академии наук, действительный статский советник Яков Яковлевич Штелин тяготел к аллегориям. Он настойчиво предлагал изобразить царя в окружении других статуй, которые по его замыслу должны были олицетворять победу, благоразумие и трудолюбие.

Личный секретарь Екатерины II, Иван Иванович Бецкой, который был президентом Императорской Академии искусств, хотел, чтобы статуя была выполнена в классической позе стоящего во весь рост человека.

Порекомендовавший нанять Фальконе, тоже внес свою лепту в кипящую чашу раздора, предложив выполнить памятник в виде фонтана. Так что существовала вероятность того, что там, где находится памятник Петру 1 сегодня, мог бы красоваться изящный водоем.

А некоторые очень уж креативные советники предлагали, чтобы один глаз императора был направлен на а другой - на Двенадцать коллегий. Страшно представить, каким должно было быть выражение этого лица.

Однако Фальконе не собирался отступать. Он хотел, чтобы первый памятник отражал реальные личные качества императора, а не превратился в трехмерную визуализацию коллажа из льстивых эпитетов государю. И мастеру удалось отстоять свои позиции.

Создание модели

Следующие три года у скульптора ушли на создание гипсовой модели. Он работал вместе с молодой помощницей - своей ученицей Мари Анн Коло, которая вместе с ним приехала из Франции. Много времени Фальконе уделял изучению личности и характера императора. Рассматривал гипсовые бюсты и маски Петра I, сделанные при его жизни.

Скульптор обратился к генералу Мелиссино, который ростом и фигурой был похож на царя, и тот согласился ему позировать. А вот лицо Петра I ваятелю никак не удавалось. Поэтому он поручил эту работу своей 20-летней помощнице Мари Анн.

За ценный вклад в создание памятника Екатерина II распорядилась принять Мари Анн Коло в члены Российской Академии художеств и назначила весьма солидную пожизненную пенсию.

Работа с конем

И вновь скульптору пришлось выдержать противодействие придворных. На этот раз причиной спора стала порода коня, на котором должен был восседать Петр I. Представители знати настаивали на том, что эта фигура должна быть изваяна по подобию лошадей, издавна принятому в античном искусстве.

Но мастер не собирался творить спокойную и торжественно шествующую упряжную лошадь. Памятник Петру 1 на коне должен был стать уникальным. Этьен Морис Фальконе поставил перед собой сложнейшею задачу - изобразить всадника на вздыбленном животном. Для воплощения этой идеи в жизнь был сооружен деревянный помост, на который должен был взлететь наездник, подняв коня на дыбы.

Из царских конюшен были выбраны два великолепных рысака орловской породы. История сохранила даже их клички - Каприз и Бриллиант. Берейторы (это название специалиста, обучающего верховой езде и дрессирующего лошадей) Афанасий Телечников, Хайлов и др. в буквальном смысле слова сотни раз в день взлетали по помосту и благородные животные, послушные воле седока, каждый раз вставали на дыбы, замирая на мгновение.

Вот это самое мгновение и старался уловить Этьен Морис. Он сам замирал на корточках, всматриваясь в трепещущие мускулы на ногах коня, рассматривая изгиб его шеи и гордый взгляд огромных глаз. Все увиденное скульптор сразу же зарисовывал, чтобы позже иметь возможность спокойно работать с моделью.

Сначала он зарисовывал картинки. Памятник Петру 1 был изображен на них с разных ракурсов. Потом переносил свои замыслы на бумагу. И лишь после этого принимался за работу над трехмерной моделью скульптуры.

Не один год продолжались упражнения берейторов. За это время несколько человек успели смениться на данной должности. Но усилия не были потрачены впустую. Памятник Петру 1 «Медный всадник» не имеет аналогов в мире.

Гром-камень

А тем временем параллельно осуществлялся еще один не менее грандиозный проект.

Высота памятника Петру 1 - 10,4 метра. Под стать ему надо было подобрать и подножие. Этьен Морис предполагал, что это должна быть глыба, выполненная в виде волны. Она должна была символизировать то, что Петр I открыл для России доступ к морю.

Однако ничего подходящего найти не могли. Уже рассматривался вариант исполнения пьедестала из нескольких кусков гранита. И тут кто-то предложил объявить конкурс по поиску и доставке подходящего камня. Соответствующее объявление тут же было напечатано в «Санкт-Петербургских ведомостях».

Прошло не так много времени, как появился крестьянин из села Лахты. Он сообщил, что в их лесах есть камень, который соответствует всем описанным требованиям. К тому же крестьяне утверждали, что сам государь император Петр I не единожды поднимался на этот камень, дабы обозреть окрестности.

Утверждение это, кстати, не лишено некоторого основания. Ведь близ села Лахты располагалась усадьба Петра Великого. Однако не суть важно, взбирался когда-то туда император или нет, но к камню была отправлена экспедиция, уполномоченная принять решение, подходит ли он для намеченной цели.

Местные крестьяне называли его Гром-камнем. По преданию давным-давно в скалу ударила молния и отколола этот кусок.

Трудности транспортировки

Гром-камень признали годным служить постаментом, однако его размеры создавали серьезные трудности для транспортировки. Представьте глыбу высотой 8 метров (как трехэтажный дом), длиной 13 метров (как 3-4 стандартных подъезда) и шириной 6 метров. Ни о какой тяжелой технике тогда, понятное дело, не могло быть и речи, а расстояние до Сенатской площади в Санкт-Петербурге (то место, где стоит памятник Петру 1 сегодня) было весьма приличным.

Часть пути предполагалось проделать по воде, но до места погрузки на судно валун надо было протащить по пересеченной местности на расстояние в 8,5 километров.

Выход нашел Иван Иванович Бецкой. По его предложению были сконструированы специальные деревянные рельсы в форме желобов. Их оббили листами меди и приготовили 32 бронзовых шара подходящего диаметра. Механизм должен был работать по принципу действия подшипника.

Вначале была испробована уменьшенная модель. Оригинал должен был быть в десять раз больше. После успешно пройденных испытаний приступили к изготовлению передвижного механизма в натуральную величину.

Наземная часть пути

Тем временем первым делом с камня стали убирать прилипшую землю и другие наслоения. Эта операция позволила облегчить его на 600 тонн. Пятьсот человек солдат и крестьян были ежедневно задействованы в работе по расчистке.

После этого начали расчищать место непосредственно вокруг Гром-камня, обносить его лесами и подготавливать грунт для прокладывания рельсов. Эта работа заняла четыре месяца.

По всему пути следования было необходимо сначала расчищать дорогу шириной в 20 метров, укреплять ее толстыми сваями, и уже поверх этого выкладывать часть разборных рельсов. После того как камень перемещали, с пройденного пути рельсы снимали и переносили вперед.

За продвижением работ по транспортировке гигантского камня следила вся Европа. Это было беспрецедентное мероприятие. Никогда ранее столь огромный монолит не перемещали на столь далекое расстояние.

Нелегкая дорога

С помощью рычагов Гром-камень был водружен на специальную платформу, которую установили на рельсы. Операция эта потребовала много времени и неимоверных усилий, но в конце концов кусок скалы, пролежавший в сырой земле не одно столетие, был оторван от своего места. Так начался его долгий путь в столицу, где на него предстояло установить памятник Петру 1 «Медный всадник».

В желоба рельсов на расстоянии около полуметра друг от друга были установлены тридцать медных шаров. За тем, чтобы ни один из этих шаров не остановился и не приблизился вплотную к соседнему, должны были следить специально назначенные для этого люди. У них были железные шесты, которыми в случае необходимости можно было подтолкнуть или притормозить шарообразную деталь.

За первый рывок конструкцию, нагруженную камнем, удалось сдвинуть на полметра. Во время следующего получилось преодолеть еще несколько метров. А до залива, где предстояло перегрузить Гром-камень на специальную баржу, было около девяти километров….

Чтобы не терять времени даром, 46 каменотесов стали обрабатывать Гром-камень тут же в пути. В их задачу входило придать скале форму, задуманную Этьеном Фальконе. На этом этапе скульптору опять пришлось выдержать изматывающее идейное сражение, так как все придворные в один голос заявляли, что надо оставить камень как есть и ничего в нем не менять.

Однако и в этот раз мастеру удалось настоять на своем. И хотя противники старались представить это как поругание иностранца над красотой российской природы, Екатерина дала разрешение на обработку постамента.

В некоторых источниках указывается, что в дороге валун дал трещину и раскололся на две части. Случилось ли это вследствие производившихся над камнем работ или по каким-либо другим причинам, история умалчивает. Также нам ничего неизвестно и о реакции людей, участвовавших в перевозке, на это происшествие. Восприняли ли они это как катастрофу или, наоборот, как благословение, мы уже не узнаем.

Отвалившуюся часть Гром-камня оставили лежать на поляне, где ее можно увидеть и сегодня, и команда продолжила свой путь к Финскому заливу.

Подготовка к транспортировке по воде

А тем временем на берегу Финского залива сооружали пристань и специальное судно для транспортировки огромного камня. Вес этого груза не выдержала бы ни одна существовавшая тогда баржа. Поэтому талантливый корабельный мастер Григорий Корчебников начал разрабатывать чертежи, по которым должны были построить прам - плоскодонное судно, которое могло удерживать на плаву значительный вес.

Прамы предназначались для перемещения тяжелой артиллерии. По сути это были компактные мобильные крепости, оснащенные по всему периметру пушками. Причем количество орудий могло достигать 38 единиц. Добавьте к этому вес ядер, пороха и людей, которые обслуживали пушки, и вы сможете получить приблизительное представление о грузоподъемности прама.

Однако даже этого было недостаточно. Пришлось конструировать более мощное судно. Для того чтобы иметь возможность погрузить Гром-камень, прам притопили, набрав в него воды. Когда же камень был водворен на судно, воду вычерпали, и началось путешествие по морскому отрезку пути. Плаванье прошло благополучно, и 26 сентября 1770 года камень был доставлен на где находится памятник Петру 1 и сегодня.

Последние этапы работы над памятником

Во время действия всей этой эпопеи с перевозкой Этьен Фальконе не переставал трудиться над скульптурой. Высота памятника Петру 1 поражала воображение горожан. По правде говоря, многие попросту не понимали, зачем возводить такую громадину. Не стоит забывать, что на то время в стране не существовало ни одного памятника кому бы то ни было. И гипсовая модель, выполненная в полном размере, которую все желающие могли свободно посмотреть во дворе мастерской, вызывала немало пересудов.

Но недоумение простых граждан не шло ни в какое сравнение с реакцией мастеров. Когда подошло время начинать отливку статуи, никто не соглашался браться за эту работу.

Фальконе пригласил отлить из бронзы памятник Петру 1, описание которому он дал лишь в общих чертах, одного искусного французского мастера. Однако когда тот приехал и увидел масштабы работы, а также ознакомился с требованиями скульптора, то просто назвал Этьена сумасшедшим и отправился восвояси.

В конце концов Этьену Фальконе удалось найти литейщика, согласившегося взяться за поистине дерзкий проект. Когда шла подготовка к перевозке Гром-камня, детали для механизмов, с помощью которых осуществлялась транспортировка, отливал пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Уже тогда Фальконе отметил его старательность и аккуратность. А теперь он предложил ему сотрудничать при отливке самого памятника.

Работа была трудной. Причем дело было не просто в гигантских размерах. Сама конструкция монумента создавала беспрецедентные проблемы. Если вы посмотрите на памятник Петру 1 в Петербурге, то увидите, что у него всего три точки опоры - задние ноги лошади и хвост. Сохранить при этом необходимое равновесие - задача не из легких. А тренироваться возможности не было. У мастеров была всего одна попытка.

Чтобы обеспечить устойчивость скульптуры, Фальконе прибегнул к нескольким оригинальным решениям. Во-первых, он ввел в композицию змею, которую топчет конь, во-вторых, по его замыслу стенки передней части статуи были несоизмеримо тоньше толщины остальной части монумента, и, в-третьих, в круп лошади было дополнительно добавлено четыре тонны железа, чтобы сохранить ее равновесие. Таким образом, Петр 1 на коне должен был быть надежно установлен.

Катастрофа при отливке

Три года продолжались подготовительные работы к отливке статуи. Наконец все было готово, и мастера принялись за дело. Форма памятника находилась в специальном котловане. Несколько выше располагалась плавильная печь, от которой отходили трубы под наклоном. По этим трубам раскаленный металл должен был стекать в форму, равномерно заполняя ее.

Для того чтобы эти трубы не лопнули, под каждой из них разводили костер и непрерывно их подогревали. Но в процессе отливки один из костров погас. Это осталось незамеченным, и остывшая труба дала трещину, сквозь которую начал вытекать расплавленный металл. А это, в свою очередь, повлекло за собой пожар.

Люди кинулись из мастерской врассыпную, Фальконе упал в обморок, и только один Хайлов не растерялся. Он быстро потушил начинающийся пожар, залепил трещину в трубе свежей глиной, сорвал с себя одежду, намочил ее и обмотал вокруг треснувшей трубы.

Это было настоящим подвигом. И не только потому, что Хайлову удалось сохранить хладнокровие в экстренной ситуации. Борьба с огнем была нелегкой. Литейщик получил многочисленные серьезные ожоги и потерял глаз. Но благодаря ему большая часть статуи была спасена.

Памятник Петру 1 «Медный всадник» сегодня

Много исторических событий довелось увидеть бронзовому Петру I, восседающему на навеки вздыбленном коне. Визитной карточкой остается для приезжих в Санкт-Петербург памятник «Медный всадник». Фото на его фоне спешат сделать туристы, лихорадочно щелкая затворами фотоаппаратов. А коренные петербуржцы традиционно приходят сюда, чтобы провести часть свадебной церемонии.

Возможно, вы захотите увидеть памятник «Медный всадник» (Санкт-Петербург) лично. Рассматривая эту работу великого мастера, не позвольте спешке и суете, к которым мы так привыкли, лишить вас наслаждения от внимательного созерцания этой прекрасной скульптуры. Попробуйте обойти ее и всмотритесь в детали с разных сторон. Вы заметите глубину и богатство замысла в этом простом, на первый взгляд, памятнике.

Обратите внимание на детали: вместо седла на спине лошади вы увидите звериную шкуру, а одежда, в которую облачен император, по сути, не существовала ни в одном историческом периоде. Скульптор попробовал совместить исконно русское одеяние с элементами облачения древних римлян. И следует признать, ему это удалось сделать весьма органично.

Рассмотрев памятник «Медный всадник», фото которого столь популярно среди туристов, без спешки, вы увезете из древней столицы не просто очередную фотографию знаменитой достопримечательности, а сможете по-настоящему прикоснуться к историческому прошлому великой страны.

В Петербурге сосредоточено множество памятников, посвященных великому императору, последнему царю всея Руси, знаменитому Петру I. Рассмотрим некоторую часть из них.

Памятник Петру Первому у Михайловского замка

Его создание началось еще в 1716 году. Работа над ним была поручена итальянскому мастеру Карло Бартоломео Растрелли. Однако проект не удалось завершить при правлении великого императора. Лишь в 1744 году была завершена работа над литейной формой, непосредственно перед смертью Растрелли. В 1747 году скульптура была отлита в бронзе, проектом уже руководил его сын, известный как Франческо Бартоломео. Возвести памятник Петру I в Санкт-Петербурге на пьедестал к этому времени так и не удалось, так как скульптор был отстранен от дел. На тот момент власть перешла к , а сама скульптура на долгое время была передана на хранение в складских помещениях. С началом правления Павла I было принято решение установить памятник у его новой резиденции. Так в 1800 году скульптура нашла свое место у Михайловского моста. В это же время статуя была дополнена надписью «Прадеду - правнук». Памятник Петру Великому изображен в виде древнеримского всадника, увенчанного лавровым венком, сидящим на коне и держащим в руку жезл правителя.

И история появления которого изложены в данной статье, является одним из красивейших монументов столицы. Более того, его можно назвать одним из грандиозных мировых произведений искусства. Расположен памятник в центре столицы. Установлен был в 90-х гг. Не всеми москвичами сооружение было одобрено и споры монумент вызывает до сих пор.

История создания

Один из самых знаменитых российских царей - Петр 1. Памятник в Москве ему был открыт пятого сентября 1997 года. По официальным документам это событие приурочено к трехсотлетию создания российского флота, хотя годовщина и была отпразднована годом раньше. При этом сначала оказался одобрен другой проект, но вариант Церетели победил.

Легенда о появлении памятника

Несмотря на то, что монумент еще довольно «молодой», он уже имеет свою легенду. Однажды в российских средствах массовой информации появились сообщения, что монумент Петр 1 (памятник в Москве) был переделан из статуи первооткрывателя Америки, Колумба. Церетели, создатель данного сооружения, не смог продать свой шедевр США, и он оказался в руках россиян.

Правда или вымысел

Действительно, между фигурами явно просматривается несомненное сходство. Обе статуи стоят на корабельной палубе. Причем у фигур подняты вверх именно правые руки. Постамент в обоих вариантах сложный по структуре. Но есть и существенные различия, увидеть которые можно, только сравнив оба проекта. Они выставлены напоказ в галерее Церетели.

Описание памятника

Памятник Петру 1 на Москве-реке - это уникальное сооружение. Несущий каркас постамента с бронзовой облицовкой сделан из нержавеющей стали. Пьедестал, фигура царя и корабль собирались отдельно. Петр и судно устанавливались последними. Корабельные ванты тоже сделаны из нержавеющей стали.

Все они надежно скреплены толстыми тросами. Для уменьшения веса медных парусов внутри них есть металлический каркас. Для изготовления монумента была взята бронза высочайшего качества. Сначала она подверглась пескоструйной обработке, потом платинировалась. Затем бронза покрывалась воском и специальным лаком. Они защищают исходный материал от непогоды.

В руках царь держит позолоченный свиток. В таком же цвете выполнены Андреевские кресты. Флаги, на которых они находятся, выполнены в виде флюгеров. Внутри памятника сооружена лестница, с помощью которой осуществляется уход за сооружением.

Искусственный остров, на котором установлен «Петр 1» (памятник в Москве), сделан из железобетонного фундамента. Вокруг - фонтаны, которые создают ощущение, что корабль рассекает волны.

Интересные факты во время создания шедевра

На проектирование и воссоздание Петра Первого ушел почти год. Продувки макета осуществлялись в аэродинамической трубе МГУ. Это помогло улучшить характеристики памятника. Монтаж осуществлялся 120 профильными специалистами, которыми руководил ведущий геодезист В. Маханов и бригадир В. Максимов.

Страсти вокруг памятника

Постамент памятника украшают ростры. Каждый украшен Андреевским флагом. Получается противоречие, что Петр Первый воевал с собственным флотом. Памятник стал десятым в списке самых уродливых постаментов мира. Такой рейтинг был опубликован на интернет-портале «Виртуального туриста» в 2008 году.

В июле 1997 г. место, где в Москве памятник Петру 1 установлен, стало знаменитым. Группа «Реввоенсовет» попыталась подорвать монумент. По одной версии, уже была заложена взрывчатка. Но из-за того, что могли пострадать прохожие и окружающие здания, взрыв был остановлен самой группой. По другой версии, подрыв сорвался благодаря анонимному звонку. С тех пор близкого доступа к памятнику больше нет.

Современная «битва» за Петра Первого

По информации, опубликованной в печатном издании «Известия», на выставке «Арх Москва», которая проходит ежегодно, появился проект, согласно которому, монумент Петр 1 (памятник в Москве) должен быть заключен в «упаковку» из стекла. Причем такого, чтобі шедевра сквозь него не было видно.

Это было в 2007 г. Автор проекта, Борис Бернаскони, предлагал встроить монумент Петру первому в небоскреб. В результате памятник был бы спрятан от людских глаз. Даже бы Церетели остался доволен. Небоскреб стал бы музеем для шедевра Церетели, а москвичи и гости города могли наслаждаться новой смотровой площадкой, сделав из нее место для культурного отдыха.

В 2010 г. дошло до того, что памятник Петру 1 предлагалось снести вовсе. Это произошло после отставки Лужкова с должности столичного мэра. Памятник Петру1 в Москве, где находится? Он установлен над водами Москвы-реки, на Крымской набережной, 10. Рядом - станции метро «Парк Культуры» и «Октябрьская».

В 2010 г., после предложения сноса «Петра», исполняющий обязанности мэра, Владимир Ресин, всерьез задумался о переносе монумента с этого места в другой район. Из комиссии Мосгордумы пришли сведения, что такой «переезд» памятника может обойтись казне в 1 миллиард рублей.

Марат Гельман, который и предлагал уничтожить монумент, даже собирался найти спонсоров для осуществления такого переноса. Оказалось, памятник не так уж плох, так как его с удовольствием желали забрать к себе многие (и не только российские) города: Архангельск, Тирасполь, Бердянск и т.д.

Бурные споры закончились в 2011 году, когда префект Москвы С. Байдаков «поставил точку» прямо на пресс-конференции. Он объявил, что монумент останется там, где стоит на данный момент. По его мнению, все, созданное предками, достойно уважения. В результате Петр 1 (памятник в Москве) остался на прежнем месте и до сих пор возвышается на Крымской набережной.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта