Главная » Отношения » Геральдика: значение символов и цветов. Виды, форма щитов и их значение в геральдике. Символика в искусстве - язык символов в геральдике Мощный семейный символ

Геральдика: значение символов и цветов. Виды, форма щитов и их значение в геральдике. Символика в искусстве - язык символов в геральдике Мощный семейный символ

«По правде говоря, у нас в наличии немало героев, а вот драконы - наперечет.»
лекция Толкина «Беовульф»: чудовища и литературоведы»

Основные правила западно-европейской геральдики

Г еральдика (позднелатинское heraldica, от heraldus - глашатай) является системой наследственной идентификации, использующей визуальные символы, например герб, и изначально возникла и применялась в военной области. Вначале армейские геральдические атрибуты состояли из целого ряда стандартных обозначений и изображались на щите и гербе средневекового рыцаря. Практиковалась традиция изображения той же эмблемы на верхней одежде рыцаря, для этого служила специальная туника, одеваемая поверх кольчуги или брони, на которой изображались геральдические символы.

Геральдика возникла из обычая оглашать перед началом турнира изображение герба рыцаря в доказательство его прав на участие в состязании. Создателями геральдики были герольды. Ранние сочинения по геральдике - стихи и поэмы поэтов-герольдов - появились во 2-й половине 13 в. К 1-й половине 14 в. относятся древнейший гербовник «Цюрихский» («Zuricher Waррenrolle», 1320) и первое изложение правил геральдики итальянского юриста Бартоло.

Использование геральдических символов, которые стали со временем чрезвычайно разнообразными, скоро вышло за пределы военной сферы и стало достоянием индивидуумов, семейств, политических объединений и общественных организаций.

Использование символов идентификации, или знаков различия, - общая особенность простых обществ, где все, или большая часть населения, неграмотны.

В средневековой Европе, тем не менее, такая эмблематическая идентификация стала очень сложной наукой, корнями уходящей в X век.

Достоверно известно, что викинги использовали галеру с полной парусностью, а многие шотландские кланы и племена использовали изображение льва. Лошадь была символом, чаще всего встречающимся среди англосаксов и саксонцев Германии, орел был широко распространенным символом в Германии. Все эти эмблемы предшествуют формальной геральдике, но они позже стали использоваться очень широко.

Начало XII-го столетия, когда в Западной Европе массово стали появляться гербы, считается временем становления геральдики как явления общественной и политической жизни.

С образованием сословных монархий практическая геральдика принимает государственный характер: право пожалования и утверждения гербов становится исключительной привилегией королей, вводится гербовая грамота (впервые в Германии в 15 в.) - официальное свидетельство на право употребления изображенного и описанного в нём герба, за утверждение герба устанавливается определённая такса - «розыск прав на герб» (droit de recherche), за пользование неутверждённым гербом взыскивается штраф. В абсолютистских монархиях при королевских дворах учреждаются специальные ведомства во главе с герольдмейстером (Франция, 1696, Пруссия,1706). Теорию геральдики в 16-18 вв. разрабатывали и систематизировали учёные геральдисты. Первая кафедра геральдики учреждена в Берлине в 1706. С падением феодализма геральдика утратила своё практическое значение. Научное изучение геральдики как вспомогательной исторической дисциплины началось во 2-й половине 19 в.

Составные части герба


Шлем имеет различные формы, корона соответствует титулу владельца герба, нашлемник обычно повторяет главную эмблему щита. В государственных гербах монархий над гербом изображается сень в виде шатра. Главной частью герба является щит, с конца 18 в. преобладает его французская форма (см. рис. 3). Изображения на его поле наносятся металлами - золото и серебро; финифтями (эмалями) - червлень (красная), лазурь (голубая), зелень, пурпур (фиолетовая), чернь; «мехами» - горностаевый и беличий. С 17 в. в геральдике приняты условные графические обозначения цветов, т. н. шафировка. Металл на металл и финифть на финифть обычно не накладываются. Первоначально геральдические цвета имели символическое значение: золото означало богатство, силу, верность, чистоту, постоянство; серебро - невинность; голубой цвет - величие, красоту, ясность; красный - храбрость; зелёный - надежду, изобилие, свободу; чёрный - скромность, образованность, печаль; пурпуровый - достоинство, силу, мужество; горностай символизировал чистоту.

Левая и правая стороны

Латинские правила геральдики: левая сторона олицетворяет зло, правая - добро. Правая и левая стороны в гербе определяются от лица, несущего щит.

По правилам западноевропейской геральдики живые существа (всадник, зверь) должны быть повернуты только в правую геральдическую (левую для зрителя) сторону. Это древнее правило было установлено для того, чтобы всадник или, например, лев, изображенные на щите рыцаря, который он держал у левого своего бока, не казались убегающими от противника.

Поле щита



Поле щита обычно делится на части. Четыре основных деления (рассечение, пересечение, скошение справа и слева) могут сочетаться самыми разнообразными способами (см. рис. 2, 1-12). При выделении меньшей части поля образуются геральдические фигуры - главные (почётные) и второстепенные. Почётных геральдических фигур 8: глава, оконечность, пояс, столб, перевязь, стропило (шеврон), костыль и крест (13-24). В геральдике встречается около 200 разновидностей креста, которые являются вариантами трёх основных видов (22-24). Второстепенных геральдических фигур в геральдике свыше 300, из них наиболее часто встречаются следующие 12: кайма (внешняя и внутренняя), квадрат, вольная часть, клин, остриё, брусок, гонт, ромб, веретено, турнирный воротник, круг (монета), щиток (сердце щита) (25-42). На щите изображаются также негеральдические гербовые фигуры, которые условно разделяются на 3 группы: естественные, искусственные и фантастические. Человек изображается обычно вооружённым, часто - на коне, встречается рисунок головы, вооружённой мечом руки, пылающего сердца. Руки, сложенные накрест, выражали верность. Из четвероногих животных распространены изображения льва (символ силы, мужества, великодушия) и леопарда (храбрость, отвага), которые отличаются только по положению (43-44). Часто встречается изображение коня (совмещающего храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы), собаки (символ преданности и повиновения), кошки (независимость), волка (злость, жадность), медведя (предусмотрительность), быка (плодородие земли), овцы (кротость), лани (робость), вепря (мужество), оленя (символ воина, пред которым бежит неприятель) и др. Из птиц чаще всего изображаются орёл (власть, великодушие), ворон (долголетие), петух (символ боя), цапля (пугливость), павлин (тщеславие), пеликан (любовь родителей к детям), журавль с камнем в одной лапе (эмблема бдительности) и пр. Из морских животных часто встречается дельфин (эмблема силы), из насекомых - пчёлы и муравьи (трудолюбие), бабочка (непостоянство).

Змея изображается прямой или свёрнутой в кольцо (символ вечности). Растения в геральдике представлены деревьями - дуб (крепость и сила), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность), ветвями, цветами - роза, лилия (геральдическая и натуральная 45-46), венками, злаками (колосья, снопы), травами, плодами. На гербах встречаются солнце, луна, звёзды, облака, радуга, реки, холмы, огонь. Искусственные фигуры представлены предметами военного быта - различные виды вооружения и снаряжения (меч, пушка, пистолет, кольчуга, шлем и пр.); гражданского - орудия сельского хозяйства (серп, коса, ярмо, хомут и т.д.), мореплавания, архитектуры; символами отвлечённых понятий (например, рог изобилия), эмблемами должностей и профессий (лира, чаша, чётки, скипетр и пр.). Фантастические фигуры: феникс (символ бессмертия), единорог (чистота), драконы, кентавры, сирены, гидра семиголовая, двуглавый орёл, всевозможные ангелы и пр. Нередко гербовая фигура содержит намёк на фамилию владельца или название его владения (т. н. гласные гербы).

Лит.: Арсеньев Ю. В., Геральдика, М., 1908; Лукомский В. К. и Типольт Н. А., Русская геральдика, П., 1913; Лукомский В. К., О геральдическом художестве в России, «Старые годы» , 1911, февраль; его же, Гербовая экспертиза, «Архивное дело» , 1939, № 1 (49); его же, Герб как исторический источник, в сборнике: Краткие сообщения института истории материальной культуры, в. 17, М. - Л., 1947; Арциховский А. В., Древнерусские областные гербы, «Уч. зап. МГУ» , 1946, в. 93; Каменцева Е. И., Устюгов Н. В., Русская сфрагистика и геральдика. М., 1963 (библ.); Савелов Л. М., Библиографический указатель по истории, геральдике и родословию российского дворянства, 2 изд., Острогожск, 1897. Ю. Н. Коротков.

Геральдическое значение дракона

«В гербоведческой литературе имеются краткие высказывания о «змие» и «драконе». А. Б. Лакиер, касаясь западноевропейских гербовых фигур, писал о драконе как эмблеме «нечистой силы, язычества, невежества» в виде грифона с лапами, языком-жалом, крыльями летучей мыши и рыбьим хвостом.»

Г. Бидерман «Энциклопедия символов»

«В центральном круглом медальоне знака (креста) ордена на розовом (с 30-х гг. XIX в. - красном) фоне помещалось изображение св. Георгия на коне, поражающего копьем змия.

Некоторыми это изображение неверно трактyется как борьба с драконом, но дракон в геральдике олицетворяет добро. Причинy ошибки следyет искать в том, что и дракон, и змий изображаются в геральдике крылатыми, но дракон - с двумя лапами, а змий - с четырьмя. Последняя тонкость, оставаясь незамеченной, и приводит к ошибочномy трактованию изображения змия как дракона.»

В. А. Дуров «Русские награды»,
М., Просвещение, 1997.

Другое геральдическое значение дракона - неприкосновенность.

Обоснование геральдического элемента: будучи традиционным воплощением запрета, дракон олицетворяет собой неприкосновенность, девственность охраняемого объекта (сокровища, девы и проч.).

«Могу я и другое порассказать о нем.
Он страшного дракона убил своим мечом,
В крови его омылся и весь ороговел.
С тех пор чем ни рази его, он остается цел.»

«Песнь о Нибелунгах»

Позы геральдических существ

Животные и мистические существа в геральдике обычно изображаются в одной из стандартных геральдических поз.

«Отображение» (Disрlayed)

Существо изображается в «развернутой» позе. Такая поза обычно используется для птиц и крылатых существ.

«Идущий С Поднятой Правой Передней Лапой» (Passant)

Существо идет направо, передняя лапа поднята, а остальные три лапы на земле. Смотрит вперед.

«Безудержный, неиствующий» (Ramрant)

Существо смотрит направо. Оно стоит, опираясь в основном на свою левую (зловещую) ногу, правая служит лишь для опоры. Обе передние лапы подняты вперед. Левая лапа - немного ниже, чем правая. Эта поза подразумевает ярость. Для некоторых существ (дракон, грифон) эта поза называется segreant.

«Стоящий На Всех Лапах» (Statant)

Существо смотрит вправо, стоя всеми четырьмя лапами на земле.

Дракон главным образом изображается как «Безудержный» (segreant), «Стоящий На Всех Лапах» (statant) и «Идущий С Поднятой Правой Передней Лапой» (рassant). У него четыре ноги, раздвоенный язык, крылья как у летучей мыши, хвост с лопатообразным утолщением на конце и чешуя.

Дракон

Дакийские, а впоследствии римские знамена II-IV вв. н.э. назывались «драконами» (draco – «дракон»). Это было особое знамя пехотных и кавалерийских соединений, которое представляло собой шелкового змееобразного дракона, прикрепленного к древку (по покрою draco напоминал большие полотняные аэродромные флюгера, которые, кажется, по сей день кое-где используются); когда «дракон» вился по ветру, он издавал мрачные звуки, леденящие душу парфянских панцирных кавалеристов

В балладе об Атисе читаем:

Се souloient Romains рorter
Се nous fait moult a redouter
(Их римляне несли перед собой,
От страха мы и проиграли бой.)

«Тогда и Август Феодосии повелел великому комиту Аддэ отправиться на помощь Папу со всем греческим войском, не оставляя никого в стороне, даже пешие гарнизоны городов, носившие шелковые (знамена) с изображением драконов.

Так как греческие воины носили золотое и серебряное оружие и кони их были украшены таким же образом, то они выглядели подобно каким-то стенам, причем многие из них своим снаряжением из ремней и кожаной брони создавали впечатление твердых каменных глыб, а над ними колыхались гривы с голов животных, подобно раскидистым кронам деревьев. Извивы же драконов, раздувавшихся при порывах ветра и разевавших ужасные пасти, могу сравнить только с алмазной горой, нависающей над морем, как нависла вся греческая рать над персидским войском. Ибо и последнее было сходно с широко разлившейся по берегам рекой; цвет их защитного снаряжения и впрямь создавал впечатление воды».

Мовсес Хоренаци «История Армении в трех частях, рассказанная Мовсесом Хоренаци по просьбе Сахака Багратуни»

Грифон

Griffin , Grурhon (англ.) представляет собой гибрид орла и льва; а именно: передняя часть туловища, передние лапы, голова и крылья – орлиные ; задняя часть туловища, задние лапы и хвост – геральдического льва ; помимо этого, в отличие от реального орла, грифон имеет на затылке пару острых ушей; грифон никогда не изображается со сложенными крыльями

Изначально символика была создана из-за военной необходимости опознавать броню, одевавшую воинов, чьи лица были скрыты шлемами и забралами.

Во времена Крестовых походов, в которых принимали участие мужчины из разных стран, идея геральдической идентификации легко прижилась и широко распространилась среди благородных сословий Западной Европы.

Поскольку большинство аристократов не могли писать, их гербы стали использоваться в восковых печатях, которыми благородные господа запечатывали письма и подтверждали документы. Для этой же цели гербами обзаводились духовные лица, юристы и главы различных предприятий, организаций, учреждений, как, например, колледжи, коммерческие компании и города.

Хотя геральдика зародилась в среде аристократии, в некоторых странах (как, например, Германия, Италия и Скандинавия) она получила распространение и среди бюргеров (burgerlich), «не-благородных», служивших в армии.

В городах Италии и в Альпийских регионах патриции - те, кто считался равными по статусу с земельными аристократами, хотя последние не снисходили до них, - также могли использовать геральдические символы.

В Европе развевающиеся знамена символизируют стремление к победе, и все символы геральдики, в конечном счете, принимают такое же значение.

Геральдические символы в определенные исторические эпохи имели возвышенное эмоциональное воздействие, в них видели гораздо больше того, что было в них заключено на самом деле. Если «говорящие гербы» часто содержали имена их носителей в форме ребуса - иногда в искаженной форме, безо всякой оглядки на подлинное происхождение предмета наименования, ибо не всему, что изображалось в качестве геральдических фигур, придавался серьезный символический подтекст, то в Новое время такой подтекст приписывали путем спекулятивных домыслов. Такое толкование гербовых символов было излюбленным занятием в эпоху барокко и маньеризма.

Здесь используются характерные высказывания из книги «Искусство геральдики» Георга Андреаса Беклера (1688), поскольку они обладают идейно-историческим содержанием и, в связи с этим, и ныне могут представлять интерес. Понятно, что такие царственные животные, как орел или лев , часто привлекаются в качестве имперских символов и в качестве выражения превосходства. Однако то, что рысь должна иметь значение «проворной, живой хитрости и ума, производящего впечатление исключительной остроты», что вепрь означает «во всеоружии отчаянного воителя, который в мужестве своем врагу в битве противостоит рыцарски», - это, скорее, маньеристская интерпретация, чем собственно геральдика. Пока в прошлом веке такие интерпретации обстоятельно дискутировались, геральдика превратилась в самостоятельную вспомогательную историческую науку.

Лис на гербе означает живость и остроту ума, причем о нем говорится: «слово и дело суть одно и то же».

В геральдике вначале существовало представление о равнозначности цветов, в эпоху Ренессанса возникла сложная символика, связанная со значением планет и человеческих свойств (Беклер, 1688). Подобные разграничения чужды средневековой геральдике и возникли лишь после того, как гербоведение перестало соотноситься с рыцарством в прежнем смысле. Следует отметить, что цветовой набор предопределялся распространенностью определенных красок вообще. Например, в доисторической наскальной живописи собственно голубой (синий) цвет не встречается, поскольку под рукой не было соответствующего материала.

Вепрь в геральдике обозначает «находящегося во всеоружии отчаянного и мужественного воителя, который в битве рыцарски противостоит врагу и не склонен отступать никоим образом» (Беклер, 1688г.)

Ключи, изображаемые на гербах, означают господство и власть открывать и закрывать, поэтому с ними изображался двуликий Янус, ибо он имеет силу закрывать старый год и открывать новый. Есть также обычай приносить ключи от города его верховным правителям, чтобы показать тем самым, что им передается вся власть. Ключи на гербе указывают также на доверие и испытанную верность, проявленную по отношению к своему господину и повелителю»

В геральдике известны многочисленные формы крестов, которые частично имеют символическое значение. В частности, стоит упомянуть «иерусалимский крест» с четырьмя маленькими крестами на концах, который во время крестовых походов был гербом Иерусалимского королевства. Пять крестов (вместе) указывают на пять ран распятого Христа. Сочетание креста и круга, при котором перекладины креста выходят за пределы круга, как у «ирландского высокого креста», называется Квестен-крестом, или, короче, Квесте (англ. queste - поиски), и обозначает поиски рыцарских приключений в качестве испытаний. Лилиеобразным крестом называют гербовую фигуру в виде креста, на концах которого изображен геральдически упрощенный лилиеобразный символ. Сама лилия считалась символом королей.

Иногда лилиеобразным называется крест, вставленный в лилию, у которого нижний конец заканчивается острием. Лилиеобразный крест является орденским знаком основанного в 1156 г. военного рыцарского ордена Алкантара в Кастилии. У стреловидного креста концы оформлены в виде наконечников стрел: он являлся политическим символом и назывался в Венгрии Nyilaskereszt (скрещенные стрелы); как эмблема тамошней фашистской партии в тридцатые годы, он должен был напоминать о стрелах мадьярских завоевателей и, следовательно, о давнем величии мадьяр. В Австрии крест рыцарей тевтонского ордена был политическим символом «Отечественного фронта», который надеялся внедрить свой знак, в отличие от свастики господствующего в Германии национал-социализма. Другие кресты, используемые в геральдике, - это, например, деревоподобный, или ветвеобразный, крест, клеверообразный крест как символ св. Патрика, воспроизводящий, или святительный, крест как четырехкратное повторение крестового символа, иоаннитский, или мальтийский, крест с разделенными концами, булаво- или яблокоподобный крест и др.


При создании данной страницы использованы материалы,
любезно предоставленные Александром Зоричем
(проект «Art Pragmatica. Галереи хороших изображений» ).
Г. Бидерман «Энциклопедия символов»

Или словесным способом изображения на гербе или флаге разными методами, благодаря чему сохранялась возможность, в последующем, воспроизводить его с достаточной точностью.

Геральдические описания ещё известны как «блазонирование» (от старонемецкого «blasen» - «дуть в рог»), и берут начало из эпохи средневековых рыцарских турниров , когда герольд, под сопровождение фанфар, обязан был громогласно выкрикивать имена, титулы, описывать гербы, рассказывая о знаменитых предках и происхождении участников состязания.

Геральдический язык в разных странах

Термины геральдического языка, используемые англоязычными герольдами для объяснения герба, происходят от нормандского французского времён Вильгельма Завоевателя и крестовых походов , когда складывались правила европейской геральдики. В это время на северо-французском наречии говорила знать Англии и Франции .

В других странах, например в Германии , язык которой не подвергался столь сильному влиянию завоевателей, геральдический язык ближе к современному разговорному.

Хотя геральдический язык, сложившийся в западно-европейской культуре, предельно краток, русские описания гербов порой требуют нескольких слов, чтобы представить сложный рисунок, поскольку культура описания гербов в русском языке начинается только в 1672 году , с Царского Титулярника

Введение в геральдический язык

Порядок описания гербов

Блазонирование - громкогласное описание на турнире герба рыцаря-участника. Современное значение этого, нуждающегося в замене на русский эквивалент, технического термина - научное описание герба в геральдических терминах.

При блазонировании вначале называют цвет, затем фигуру на гербе. О гербовом щите говорят, каков он по членению - рассеченный (полосы идут вертикально), пересеченный (полосы расположены горизонтально), скошенный справа или слева (когда поле рассечено по диагонали) или других, более сложных сечений.

После этого следует указание на изображения, помещенные на гербе: вначале называется их местоположение (в центре, в правом верхнем углу, в левом нижнем углу и т. д.), затем то, что они собой представляют (эмблема, символический знак, фигура), и их описание согласно правилам блазонирования гербов.

Деление щита

Левая (от зрителя) сторона называется правой, а правая левой. Это легко запомнить: стороны считаются от рыцаря, несущего щит, а не от зрителя. Существует множество способов деления щита. Например, надвое щит делится по горизонтали (пересечённый), по вертикали (рассечённый), по диагонали слева направо (скошенный справа) или справа налево (скошенный слева). Существуют и более сложные деления щита.

Линии деления

Основная статья: Линии деления

Это прямая, плавно изогнутая или ломаная линия, разделяющая одноцветное поле простого щита на различно окрашенные части поля или (фигуры деления) щита сложного. Независимо от своего вида линии деления - и прямые, и фигурные - могут иметь только горизонтальное (пересечение ), вертикальное (рассечение ) и диагональное (скошение ) направления.

Тинктуры (цвета)

Правило тинктур

Один из важнейших принципов геральдики: никогда не помещать финифть на финифть, а металл на металл .

Почётные геральдические фигуры

Эти фигуры занимали специальное место в геральдике, отсюда термин «почётные» . Почётная геральдическая фигура, как правило, занимает третью часть площади щита. В описании герба данная фигура провозглашается первой, непосредственно после упоминания щита.

Как все первоначальные деления отождествляются с вооружением и щитом рыцаря, так и для каждой из второстепенных, более сложных геральдических фигур отыскивают основание в том же источнике, а именно: столб представляет копье рыцаря, перевязь - его перевязь, пояс - шарф, крест - меч, оконечность - сапоги, а кайма и щиток кольчугу и броню.

Простые гербовые фигуры

Основная статья: Простые гербовые фигуры

Могут присутствовать на гербе как самостоятельно, так и в группах. Большая их часть восходит к металлическим усилениям средневекового щита.

  • Кайма - окаймление вокруг края щита. В испанской и португальской геральдике включает в себя уменьшенные щиты близких родственников. Также см. бризуры .
  • Узкая внутренняя кайма - узкая полоса отделяющая кайму от основной композиции щита, может нести на себе мелкие символические украшения.
  • Вольная часть - квадрат либо прямоугольник в правом вернем углу щита, размеров меньше четверти. Применяется в гербах городов, где помещается эмблема губернии или области.
  • Клин - треугольник, обыкновенно используется группами, а поле описывается как «разделённое клиновидно на… частей»
  • Сердцевой малый щиток (или «щиток притязания» ) - располагается в центре щита (если один), в гербах знати могут встречаться по нескольку щитков.
  • Внутренняя кайма - «фальшивый щиток» или «сквозной сердцевидный щиток».
  • Ромбовидная фигура - расположена в центре щита, или касается углами стенок, имеет несколько вариантов: «сквозной ромб» (окаймление), «просверленный ромб» (с круглым отверстием), «веретено» (вытянутый ромб). Поле щита, полностью замощённое ромбовидными фигурами называется «разделённое ромбовидно», замощённое квадратами - «разделённое шахматно».
  • Гонт - центральная прямоугольная фигура, стоящая вертикально. Щит с частым расположением гонтов называется «усыпанный гонтами».
  • Дугообразные боковики - две арочные дуги с каждой стороны щита, начинаются в верхних углах щита, до основания щита немного не доходят.
  • Решетчатое сплетение - в виде ромбовидной каймы, в которую по диагонали вплетены две ленты, шириною с кайму. Может применяться как самостоятельная фигура, но чаще замощает переплетениями всё поле щита, который получает описание: «покрытый решёткой».

Негеральдические фигуры

Негеральдические фигуры делятся на естественные, Фантастические и искусственные.

Если фигура смотрит вправо (влево от зрителя), при блазонировании это никак не отмечается. Для фигуры, которая смотрит влево (вправо от зрителя), добавляется слово «обращённый». Для фигуры, которая смотрит на зрителя, добавляется слово «впрям». Если фигура движется в сторону и смотрит на зрителя, добавляется «смотрящий впрям».

Каждая из поз фигуры имеет своё описание. Например, направленный в сторону лев может быть вздыбленным, шествующим, стоящим, сидящим и т. д.

См. также

Литература

  • Арсеньев Ю. В. Геральдика. Лекции, читанные в Московском Археологическом институте в 1907-1908 году. - М .: ТЕРРА - Книжный клуб, 2001. - 384 с. ISBN 5-275-00257-2
  • Слейтер С. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия / пер. с англ. И. Жилинской. - 2-е изд. - М .: ЭКСМО, 2005. - 264 c. ISBN 5-699-13484-0
  • Фрайер С., Фергюсон Д. Геральдика. Гербы - Символы - Фигуры / пер. с англ. М. Б. Борисова. М .: АСТ: Астрель, - 2009. - 208 с. ISBN 978-5-17-061418-9

Ссылки

  • Винклер П. П. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907. .
  • Типольт Н. А.

Имеет глубокие исторические корни. Еще на заре зарождения человечества существовали наскальные рисунки-символы, когда художники максимально выразительно передавали сущность изображаемого объекта, используя минимум средств. Были и иероглифы, и фетиши, и тотемы, и пиктография...

В средние века в Европе появились гербы в классическом, традиционном понимании. Сначала это были личные знаки рыцарей, превратившиеся в наследственные, родовые. В дальнейшем гербы стали символами независимости (суверенитета) территорий, городов и даже целых государств. Главные элементы современных государственных гербов - щит, шлем, намет, мантия - как бы переносят нас в эпоху крестовых походов.

Описанием и толкованием гербов изначально занимались герольды, входившие в свиты крупных феодалов и нередко игравшие роль судей на рыцарских турнирах. Герольды выработали на практике особые правила составления рыцарских гербов, которые имели свои особенности в каждой стране, но в основном были общими для всех и строго соблюдались. В более близкое к нам время геральдика из прикладного знания дворянского общества стала превращаться во вспомогательную историческую дисциплину. Ее азбуку необходимо усвоить всем, кто хочет понимать почти забытый язык символов.


Основой большинства гербов служит щит. Щиты бывают разной формы и в зависимости от этого получили разные названия. Щит треугольной формы называют варяжским, овальной - итальянским, квадратной и слегка закругленной снизу - испанским. Наибольшее распространение в геральдике, в том числе российской, имел французский щит - четырехугольный, заостренный внизу. Сложной формой отличается немецкий щит, так называемый тарч. У реального тарча в выемку в правой части вставляли копье. Следует помнить, что при описании изображений на щите в геральдике принято называть правой частью то, что мы видим слева, и наоборот. Надо представить стоящего перед вами воина, который держит щит. Его правая рука будет приходиться против вашей левой, а левая - против правой.

В средневековье сложилась традиция описывать герб и его цветовую гамму, используя понятия «металлы», «финифти» и «меха».

Металлы - это золото и серебро, которые не случайно называют благородными. Только эти два металла используются в знаковой системе геральдики, хотя воинственные обладатели гербов ценили отнюдь не меньше прочную сталь меча и панциря. В реальной жизни, однако, далеко не каждый рыцарь имел возможность украшать свои доспехи драгоценными геральдическими знаками. Обычно их рисовали золотой или серебряной краской, а чаще более доступными - желтой и белой. С развитием геральдики таким цветом стали передавать благородные металлы. Графически же золото показывают точками, а серебро - просто чистым полем.

В силу различных причин в геральдике произошел строгий отбор цвета. После выделения в группу «металлов» желтого и белого цветов стали использовать при составлении гербов только пять красок, которые принято называть финифтями или эмалями. Вот эти пять «рыцарских» цветов: красный (червленый), голубой (лазоревый), зеленый, пурпурный и черный. Пурпур в гербах изображали лиловым и лилово-красным, темно-синим и другими оттенками синего. Расхождение связано с тем, что натуральную краску «пурпур» добывали из двух различных видов раковин в Средиземном море. Один давал темный, фиолетовый оттенок, другой - так называемый тирский пурпур - огненно-красный.

Финифти в геральдике изображают соответствующими красками, а графически обозначают: красный - вертикальными линиями, голубой - горизонтальными, зеленый - диагональными линиями справа, пурпурный - диагональными линиями слева, черный - пересекающимися вертикальными и горизонтальными линиями. Соблюдают тут и старинное правило: при составлении герба металл на металл и финифть на финифть не накладывать.

Цвету придавали конкретные символические значения, причем толкований было множество. Укажем наиболее общие из них, приведенные французским геральдистом XVII века П. Асельмом: «Золото означает христианские добродетели - веру, справедливость, милосердие и смирение - и мирские качества - могущество, знатность, постоянство, а также богатство. Серебро из добродетелей означает чистоту, надежду, правдивость и невинность, а из мирских свойств - благородство, откровенность, белизну. Красный цвет соответствует любви, мужеству, смелости и великодушию; черный - осторожности, мудрости и постоянству в испытаниях; синий - целомудрию, честности, верности и безупречности; зеленый - надежде, изобилию, свободе и радости. Пурпур означает благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство». Кроме того, цвет в гербах имеет и другие значения: красное поле - кровь, пролитую за церковь или государя, синее поле - небо, зеленое - луговую траву, черное - мрак, печаль.

Традиция обивать щиты мехом уходит в древность. Поэтому не случайно, что и в гербах можно встретить изображение меха. В геральдике используют меха горностаевый и беличий, конечно, в условном изображении. Горностаевый мех - белый с черными хвостиками. Беличий мех состоит из шкурок белых и голубо-серебристых, расположенных попеременно в виде условных фигур.

Чтобы разместить на щите несколько фигур, его условно делят на части. Рассечение - это деление по вертикали, пересечение - деление по горизонтали. Щит может быть скошен, то есть поделен по диагонали справа или слева. Встречается и сочетание таких делений. Если щит одновременно рассечен и пересечен, его называют четверочастным, состоящим из четырех частей. Возможно и сочетание диагональных делений.

На щитах гербов можно увидеть самые разнообразные изображения. На языке геральдики их принято называть фигурами. Различают прежде всего фигуры геральдические и негеральдические. Стоит запомнить, что геральдическими фигурами называются те части поверхности щита, которые выделяются при делениях и окраске. Все геральдические фигуры делятся на первостепенные, кресты или второстепенные.

Первостепенными геральдическими фигурами называют наиболее часто встречающиеся деления щита, образованные горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями. Верхняя часть поля щита, которую отсекает горизонтальная линия, называется главой или вершиной. Точно так же образуется расположенная в нижней части поля щита оконечность, или подножие. Полоса, заключенная между двумя рассекающими щит линиями, получила название столба, а между двумя пересекающими щит линиями - пояса. Диагональная полоса через весь щит называется перевязью. Она может идти как справа, так и слева. Похожий на излом крыши знак, образованный двумя выходящими из одной точки перевязями, получил название стропила. Перевязи могут выходить как из верхнего, так и из нижнего края щита, и в последнем случае стропило будет называться опрокинутым.

Кресты - вторая группа геральдических фигур, достаточно обширная ввиду разнообразия форм. Многие считают, что символика креста связана с христианской религией. Однако кресты равноконечные с расширенными концами довольно часто встречаются на памятниках дохристианской эпохи. Первоначально знак креста был связан с поклонением людей солнцу (солярный культ) и выражал идею победоносности, покровительства и защиты. Что интересно - первые христиане отвергали изображения креста, считая его языческим знаком. Лишь в IV веке нашей эры, когда византийский император Константин Великий установил праздник «обретения» голгофского креста, на котором был распят Христос (Крестовоздвижение), изображение креста стало одним из основных христианских символов.

В геральдике простейший вид креста образуется путем соединения столба с поясом. Это так называемый геральдический крест. Соединение двух перевязей образует Андреевский, или косой, крест. Название связано с легендой об апостоле Андрее Первозванном, который был распят на диагональном кресте. Достаточное распространение в геральдике получил и вилообразный крест - соединение двух полуперевязей со столбом.

Все кресты могут изображаться на щите укороченными и иметь прихотливые декоративные завершения.
Различные геометрические фигуры относят к второстепенным геральдическим фигурам.
Это кайма, квадрат, острие (треугольник), брусок и гонт (прямоугольник), ромб, веретено (вариант ромба), круг. Если квадрат или треугольник (клин) расположен в одном из четырех углов щита, тогда данную фигуру называют вольной частью.

Кроме того, к этой же группе относятся условно изображаемый элемент рыцарского снаряжения - так называемый турнирный воротник, а также помещаемый в центре основного щита маленький щит, который в геральдике именуется щитком или сердцем щита.

Все прочие фигуры, встречаемые на гербах, являются негеральдическими, хотя иные и не встретить нигде, кроме как на гербах. Все негеральдические фигуры делятся на естественные, искусственные и легендарные.
К естественным фигурам относятся изображения человека, животных, птиц, пресмыкающихся, рыб, насекомых, земноводных, растений, светил и стихий, рек, гор и тому подобное. Самыми популярными в геральдике были изображения зверей и птиц, которые символизировали те или иные добродетели рыцарей.

Искусственными фигурами принято называть помещаемые в гербах разнообразные предметы, созданные человеком: орудия труда, корабли, постройки, музыкальные инструменты и прочее. Однако ничто в этой группе не может соперничать с изображением оружия. Это шлемы, мечи, копья и стрелы, топоры...

Но, пожалуй, самую загадочную для современного человека группу составляют легендарные фигуры, называемые иначе фантастическими. Среди них античные образы - кентавр, двуглавая и двухвостая сирены. Любили помещать в гербах изображения единорога, пегаса, дракона, гидры, феникса, козерога. К легендарным фигурам относится и двуглавый орел, принятый в качестве эмблемы на Руси в конце XV века.

Теперь поговорим о дополнениях к геральдическому щиту. Корона в государственном гербе, как правило, свидетельствует о суверенитете. Не случайно короны можно видеть на гербах не только монархий, но и республик. Королевская власть и пышные гербы Швеции или Норвегии - дань традиции, глубоко почитаемой народами этих стран с буржуазно-демократическим строем. Форма корон - расположение дуг, листьев сельдерея, зубцов, драгоценных камней, вид бархатной подушки - всему в геральдике придается значение. Различают довольно много вариантов короны: императорские, королевские, герцогские, княжеские, графские, баронские, и все они к тому же имеют национальные особенности.

Рыцарский шлем с короной или без нее нередко украшают нашлемники. Так называют фигуры, выходящие из короны. Это может быть и «возникающий» лев, и рука с мечом, и что-либо еще. Дополнением ко всему служат украшающие гербы мантии и наметы.

Мантия - традиционный атрибут парадного облачения монарха - выпускается из-под короны и изображается подложенной мехом.

Намет, если он украшает герб, можно принять за некое декоративное украшение, если не знать, что в геральдике нет ничего лишнего. Достаточно присмотреться к обрамляющим щит завиткам, как воображение нарисует нам скачущего всадника в шлеме с развевающимся по ветру покрывалом. Так оно и есть: перед нами действительно покрывало, которое прикрепляли к шлему рыцари во время крестовых походов в Палестину, где им пришлось искать способ укрыться от палящих солнечных лучей. В бою ткань рассекали удары мечей, и таким образом клочья ткани преобразились в гербах в знак рыцарского достоинства.

По воле составителей гербов у некоторых естественных фигур появилась особая роль - щитодержатели. Их обязанность - как бы поддерживать геральдический щит по сторонам.

Часто к гербу добавляется лента с девизом. Чаще всего девизы происходят от рыцарского боевого клича. Некоторые короткие высказывания имеют глубокий смысл, но нередко случается и противоположное - в силу исторических обстоятельств фраза претерпевает искажения и представляется нам бессодержательной. Однако в традициях геральдики наших дней бережно сохранять написанную фразу, какой бы непонятной она ни казалась. Наверное, в этом есть свой смысл. Встречается в гербах девиз без ленточки. Если щит круглый, надпись помещается, как правило, по окружности. Иногда под щитом на ленте или драгоценной цепи можно видеть высший орден государства.

Было бы заблуждением думать, что все без исключения государственные гербы соответствуют требованиям классической геральдики, а следовательно, приведенным выше правилам. В ряде стран после свержения правящих династий, например в Италии и Франции, отказались от прежней феодальной символики и создали новую. По новым принципам были составлены также гербы некоторых социалистических государств. Вспомним хотя бы герб Германской Демократической Республики, где в обрамлении колосьев пшеницы помещены молот и циркуль. Ряд молодых государств третьего мира после освобождения от колониальной зависимости, напротив, обратились к традиционной европейской геральдической системе. И порой только удивляешься, когда видишь на стенах некоторых посольств гербы с изображением пышных рыцарских доспехов в обрамлении тропической флоры и фауны.


Птица Анзуд. Шумер

Известны также: змея Египта, орёл в Персии и Риме, коронованный лев Армении. В Древней Греции - сова Афин , крылатый конь Коринфа, роза Родоса, павлин Самоса и др.

Монета с изображением совы. Афины

Около тысячи лет назад, в Средние века, на полях боёв и на специальных воинских соревнованиях - турнирах - в Европе сражались профессиональные конные воины, которые считались людьми благородного происхождения. Их называли рыцарями (от немецкого слова, обозначающего «всадник»).

Они имели тяжёлое вооружение, закрывавшее металлическим доспехом всё тело, а голову у них защищал шлем, который часто скрывал лицо воина.


Рыцари.

В боях и на турнирах рыцари придерживались определённых правил: сражаться только с другим рыцарем, а не с простолюдином, нападать только после вызова на бой, оказывать уважение противнику; победитель получает в качестве трофея оружие и коня побеждённого.


Поединок рыцарей.

Чтобы выбрать на поле боя или на турнире достойного противника, нужно было узнать, принадлежит ли он к благородному сословию, достойному роду, совершил ли он уже какие подвиги. Даже если шлем был открытый, рыцарь не всегда мог узнать другого рыцаря в лицо. Рыцари стали использовать специальные отличительные изображения - гербы .


Рыцарские гербы на щитах.

Они наносились на щиты и на знамёна рыцарей, изображались на шлемах, вышивались на одежде владельцев и попонах лошадей. Ими украшали ворота замков и домов, посуду и мебель, вырезали на печатях. Гербы имели такое же значение, как и имя их владельца, только имя можно было услышать или прочитать, а герб - увидеть издалека.

Облачение английского рыцаря.

На гобелене из Байё изображена битва при Гастингсе: множество рыцарей, практически не различающихся по внешнему виду. Согласно легенде, герцогу Вильгельму (будущему королю Вильгельму Завоевателю) тогда пришлось снять шлем, чтобы его узнавали в бою. Этот способ показался его преемникам опасным, и они изобрели геральдику. Языком ее «перевода» и по сей день остается нормандский. Геральдика занимается изучением гербов. Это искусство процветало в Европе в Средние века и в эпоху Возрождения, когда символам придавалось большое значение. Геральдические цвета (их называли тинктурами) подтверждали тесную связь геральдики и алхимии и были связаны с планетами, драгоценными камнями, знаками зодиака и т.д. Так, например, синий (лазурь) соответствовал Юпитеру, сапфиру и воздуху; красный (червлень) — Марсу, рубину и огню. Большой популярностью пользовались «металлы» — цвета золота и серебра.

Геральдические животные

В средневековых бестиариях (книгах о животных) описываются как хорошо известные, так и вымышленные мифические существа. Обычно в бестиариях давались изображение животного, его описание и некая мораль. Считалось, что у каждого живого существа есть символическое значение, поэтому, подобно «языку цветов», существовал и «язык животных». Когда человеку жаловали герб, подбирались символы, соответствующие качествам, которыми он обладал или которые стремился приобрести. В некоторых случаях символика гербов демонстрирует и чувство юмора.

Геральдические мифические существа

Мартлет — фантастическая птица, похожая на ласточку, но лишенная лап. Лапы ей не нужны: она всегда в полете и не будет отдыхать, пока не одержит победу. Эдуард III жаловал эту птицу рыцарям, которые неустанно трудились на поле брани во Франции, принося Англии желанные победы.

Мартлет — символ четвертого сына. Старший сын становился наследником, второй отправлялся на военную службу, третий — в церковь, а четвертому приходилось самому зарабатывать себе на жизнь.

Дракона с головой змеи, раздвоенным языком, туловищем льва, чешуйчатыми когтистыми лапами символизировал отважного защитника. В средневековой Европе его называли вестником грядущего несчастья и связывали с гневом и завистью. На Востоке считали знамением удачи и богатства. Центральноамериканское божество Кецалькоатль, пернатый змей, дал человечеству знания и был символом смерти и возрождения.

Единороги, символы чистоты и невинности, нередко становились геральдическими вестниками. Их популярность доказывают гобелены из парижского музея Клюни, посвященного Средневековью. На многих из них изображена женщина с единорогом слева и львом справа. Нередко на гобеленах запечатлены обезьяна и другие животные. По наиболее распространенной версии, гобелены символизируют пять чувств: слух, зрение, вкус, прикосновение, обоняние — и любовь. Фон гобелена — мильфлёр («тысяча цветов»), в котором переплетаются столько символов, что остается ощущение неудовлетворенности: мы не видим того, что казалось совершенно очевидным тем, кто ткал и некогда рассматривал эти гобелены.

Виверна — двуногое крылатое существо, напоминающее дракона, -символизирует силу, мужество и защиту. Грифон с туловищем льва и крыльями, головой и когтями орла считается быстрым, умным и отважным. Он символизирует могущество и власть.

Один из гобеленов цикла «Дама с единорогом» (музей Клюни, Париж, Франция).

Грифоны в лондонском Сити.

Положение животного В геральдике животных изображают в разном положении. Львы и лошади могут быть вздыбленными — стоящими на задних лапах. Шествующие животные опираются на три лапы (четвертая приподнята) — это символизирует решительность или твердость. Прыгающие животные (возможно, атакующие) — символ смелости и готовности храбро сражаться.

Цветы и деревья В геральдике также могут использоваться цветы и деревья. Например, символ «флёр-де-лис» (как правило, стилизованное изображение лилии или ириса) обычно связан с Францией и французским королевским домом, но в наши дни используется по всему миру. Символ города Флоренции — алый «флёр-де-лис». Сейчас он стал символом движения скаутов и часто встречается на флагах и логотипах.

Современная геральдика В Англии геральдика с 1484 года находится в ведении геральдической палаты, но древность ее происхождения не препятствует современным толкованиям.

На гербе Пола Маккартни соединены символы Ливерпуля и музыки: «птица лайвер» с гитарой в лапе. Происхождение этой загадочной птицы неизвестно до сих пор. Она появилась на печати города в середине XIV века и считалась бакланом, орлом или просто мифической птицей. Четверка «битлов» отмечена четырьмя резными эмблемами, напоминающими спинки жуков. Девиз на гербе — «Узрите мое сердце» («Ессе Cor Meum»).

На гербе Элтона Джона изображены клавиатура и футбольный мяч.

Красный вздыбленный лев на королевском флаге Шотландии.

Прекрасные лилии из часослова (ок. 1500).

Головокружительный орнамент из лилий на стенах аббатства Сен-Мишель-де-Фриголе (Прованс, Франция).

Раньше лорд-мэр Лондона ездил верхом, но после того, как в 1710 году его выбила из седла цветочница, пересел в золотую карету.

Лодочники Компаний виноторговцев и красильщиков на Темзе (Лондон, Англия).

Помимо собственно гербов (которые называются также геральдическим щитом), в качестве опознавательных знаков использовались гребни шлемов, которые позволяли узнать носящего и избежать проблем герцога Вильгельма.

Гильдии и ливрейные компании Гильдии — объединения ремесленников, существовавшие в древности в

Индии, Египте, Риме, Китае и мусульманских странах. В ХII-ХХ веках гильдии активно действовали в Европе, и отдельные их привилегии сохранились до наших дней.

В средневековой Англии ливреей называли еду, питье и одежду, которую выдавали слугам в знатных домах. Затем это слово стало означать определенную узнаваемую одежду и эмблемы, символизирующие привилегии и защиту, поэтому группы, занимающиеся разными ремеслами, стали называться ливрейными компаниями. В 1878 году на встрече ливрейных компаний был учрежден специальный экзамен «Сити энд Гилдс» («City and Guilds — «Город и гильдия») для проверки профессионализма мастеров. Изменения в торговле и производстве привели к некоторому упадку: стало меньше подмастерьев, обучающихся традиционным навыкам, и экзамен изменился под стать эпохе.

Лондонская Компания ювелиров до сих пор тестирует драгоценные и клеймит их своими символами. Компания рыботорговцев следит за санитарными условиями на главном рыбном рынке Лондона.

В лондонском Сити существует 118 ливрейных компаний. Все они принимают участие в шоу лорд-мэра, когда из лондонского музея вывозят золотой экипаж и мэр приветствует толпу, проезжая по улицам.

Члены гильдий до сих пор надевают традиционную форму по особым случаям. Пример — Компании виноторговцев и красильщиков, члены которых в алой униформе отправляются по Темзе на церемонию кольцевания лебедей (в прошлом лебедей не кольцевали, а делали отметины на клюве).

Полковник индийской армии и ею офицерская тросточка.

Вождь ашанти в традиционном кенте с булавой. Ткань изобилует символическими узорами.

Королевский кольцеватель лебедей и гильдиеры выезжают на шести гребных скифах под соответствующими флагами. Кольцевание занимает пять дней. Проплывая мимо Виндзорского замка, все встают по стойке смирно и отдают честь королеве, которой по закону принадлежит треть лебедей на Темзе. Данная церемония была важной, когда лебедей ели, а сейчас этот на первый взгляд бессмысленный обычай служит очень серьезной цели: помогает определить численность и здоровье птиц на реке. Молодых лебедей осматривают и взвешивают.

Сферы деятельности современных гильдий средневековым ремесленникам показались бы невероятными: Компания пилотов и навигаторов авиалиний, Компания изготовителей научных инструментов, Компания всемирных торговцев. У каждой гильдии есть собственный герб.

В США существуют Гильдия киноактеров и Гильдия писателей. Это профессиональные объединения того же плана.

Животные

Представители семейства кошачьих часто используются в геральдике. Леопарды и львы символизируют королевскую семью, доблесть и силу. В Египте обожествляли кошек. Черная кошка в Англии символизирует удачу, а в Европе в целом — несчастье. Кошки — ранний символ санкюлотов времен Великой и знак свободы. Изящная черная кошка стала символом «Чёрного кота» — парижского кабаре на Монмартре, существовавшего в конце XIX века.

Нередко в геральдике встречаются и медведи. Считается, что носящий их может перенять положительные свойства этого животного — силу и хитрость. Медведи обладают выносливостью и силой, важными для воина качествами. Пробуждение их от зимней спячки означает воскрешение. У викингов берсерки носили медвежьи шкуры в надежде перенять качества этих свирепых животных.

Египтяне считали кошку священным животным.

Павлин на фреске в Раджастхане (Индия).

Огромный скарабей в Карнаке (Египет).

Брошь-пчела.

Некоторые полки британской армии носят медвежьи шапки. Американские индейцы тоже хорошо относились к медведям, считая их сильными и скромными. Медведица — образец хорошей матери.

Пчела символизирует трудолюбие, усердие и творчество. Нередко пчел изображают в упорядоченном улье.

Скарабей (навозный жук) в Древнем Египте был связан с Хепри, богом солнца. Хепри катит днем по небу (а по ночам — под землей), как жук, катящий навозные шарики.

Много символов среди водных существ. Дельфины, например, означают безопасное путешествие, быстроту, милосердие и любовь, поэтому их часто изображают на картах.

Штандарты

Знамя как знак для сбора и объединения воинов появилось еще в древние времена. Знамена освящались и в полевых условиях могли использоваться как алтари. Их никогда не уничтожали — старые знамена передавали в часовни или соборы. Потеря знамени означала бесчестье, поэтому его бдительно охраняли.

Церемония «Вынос знамени».

Яростный дракон бросает вызов всем пришедшим.

Слон сражается со змеей (бестиарий XIV века).

За захват в бою вражеского знамени давались особые награды.

В Лондоне ежегодно проводится церемония «Вынос знамени» — парад королевской гвардии в честь английской королевы.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта