Главная » Дом » В чем тайный смысл произведений Шекспира? Научные и философские идеи Возрождения в миросозерцании Шекспира. Длительность нового перерыва в действии трудно определить. В течение его до Франции доходит весть о смерти Полония, Лаэрт возвращается в Данию, а Г

В чем тайный смысл произведений Шекспира? Научные и философские идеи Возрождения в миросозерцании Шекспира. Длительность нового перерыва в действии трудно определить. В течение его до Франции доходит весть о смерти Полония, Лаэрт возвращается в Данию, а Г

Тайным смыслом его пьесы наполнены только для нас - для его современников это были очевидные вещи, а ныне популярный «код Шекспира» (одноименная книга Джона Андервуда и вторая серия третьего сезона «Доктор Кто») - всего лишь маркетинговый ход на волне спроса на детективы а ля Дэн Браун. Любителям подобных загадок, в том числе о том, кто же на самом деле был автором знаменитых пьес, можно порекомендовать более серьезное исследование российского литературоведа и шекспироведа И.М.Гилилова «Игра об Уильяме Шекспире» (1997), у теории которого много и сторонников, и критиков как в России, так и за рубежом (книга переведена, в частности, на английский).

Ну а скрытый от нас «Шифр Шекспира» на примере пьесы «Макбет» отлично раскрывает театровед и театральный критик, главный редактор журнала «Театр», арт-директор фестиваля NET и программный директор крупнейшего театрального фестиваля Wiener Festwoche в 2016 году Марина Давыдова

Более подробно о том, «Для кого был написан «Гамлет»?», рассказывает

театральный критик, доктор искусствоведения, профессор РАТИ, член исполкома Международной шекспировской ассоциации, председатель Шекспировской комиссии Научного совета по истории мировой культуры РАН Алексей Бартошевич postnauka.ru

Лекция длится чуть более часа, поэтому суммирую, в т.ч. из других его статей: Шекспир сам ничего не шифровал и не тайнописал, а сочинял на вполне доступном языке для своего зрителя, не заботясь ни о сохранности своих пьес, ни даже об их публикации. Напротив, он даже им противился - «Гамлета» выпустили подпольно, без его ведома, а сам он решился их напечатать лишь после Лондонской чумы, когда все театры закрылись и актеры оказались в бедственном положении.

В частности, Бартошевич в интервью красноярскому театральному критику Елене Коноваловой говорит: «Абсолютно неверно представлять себе Шекспира как какого-то заброшенного в темную эпоху гения, который сидит в кабинете и пишет шедевры для потомков. Он писал исключительно для своих современников, которые приходили к нему в лондонский театр «Глобус». И не видел существования своих пьес вне современного ему театра. Возможно, как автор сонетов он еще и надеялся сохраниться в памяти людей. Но не как автор «Гамлета», «Отелло» или «Короля Лира». Он думал не о нас с вами. Он думал о сборах, которые зависели от тогдашней публики. Шекспир был человеком театра своего времени. <...>

Мы, конечно, не знаем, что современники Шекспира понимали в его пьесах, можем только предполагать. Да, публика была неотесанная. Да, именно для этой примитивной, наивной, глупой и смешной, с нашей точки зрения, публики он писал. Но в то же время она была прекрасна, потому что, воспитанная в церкви, она обладала свойством, которым должна обладать всякая публика, - божественной наивностью. То есть искренней верой в происходящее на сцене и умением слушать. Мы слушать не умеем, мы живем в мире сверхвизуализированном, в мире картинок».

Уильям Шекспир - гуманист, драматург и человек Возрождения

О Шекспире правды не знает никто, есть лишь легенды,
мнения, некоторые документы и его великие произведения.

Уильям Шекспир. Единственный сохранившийся прижизненный портре

Никто не превзошел Шекспира как драматурга. Роль Гамлета, созданная еще в XVI веке — о ней мечтают все актеры, как спортсмены о золотой медали на Олимпиаде. Пьесы Шекспира ставят до сих пор, киностудии снимают киноленты по его произведениям, и независимо от того, одеты ли герои в исторические костюмы или современные одежды (как в голливудском фильме "Шекспир", например) — все диалоги и мысли звучат очень актуально. Чем объясняется феномен Шекспира как поэта и драматурга? В первую очередь тем, что он уже тогда, в эпоху Возрождения, затронул общечеловеческие ценности. Он буквально "взорвал" драматургию того времени, когда показал на сцене внутренний мир человека, превращая назидательные и фарсовые сюжеты в бессмертные произведения.

Мой глаз гравёром стал и образ твой
Запечатлен в груди правдиво.
С тех пор служу я рамою живой,
А лучшее в искусстве - перспектива..

По черточкам морщин в стекле правдивом
Мы все ведем своим утратам счет...
.......................................................
Уж если ты разлюбишь, - так теперь,
Теперь, когда весь мир со мной в раздоре,
Будь самой горькой из моих потерь,
Но только не последней каплей горя!
........................................................
Недаром имя, данное мне, значит
"Желание". Желанием томим,
Молю тебя: возьми меня в придачу
Ко всем другим желанием твоим.
..........................................................
Люблю, - но реже говорю об этом,
Люблю нежней, - но не для многих глаз.
торгует чувством тот, кто перед светом
Всю душу выставляет напоказ.....

...........................................................

Сонеты в переводе Самуила Яковлевича Маршака



Уильям Шекспир был гуманистом. Идеалы эпохи Возрождения, где главным был Человек, его умение любить и сила личности, он перенес на сцену. О его биографии есть разные сведения. В разное время затевались "антишекспировские" кампании, где оспаривалось его авторство. Но это только подчеркивает значимость его творчества.

Уильям Шекспир родился с Стратфорде, небольшом городке на берегу реки.

Точной даты появления на свет Уильяма Шекспира никто не знает. В арсенале историков есть лишь церковная запись о крещении малыша, которое пришлось на 26 апреля 1564 года. Исследователи предполагают, что обряд был совершен на третий день после рождения. Соответственно невероятным образом дата рождения и смерти драматурга пришлись на одно и то же число - 23 апреля.

Мать Уильяма, Мари Ардэн, происходила из дворянского рода, отец был зажиточным горожанином и одно время играл серьезные роли в местной политике — был мэром городка и олдерменом. Отцу принадлежало несколько домов в Стратфорде, он торговал зерном, шерстью и мясом, поэтому у маленького Уильяма была возможность учиться в местной "грамматической" школе.

Живя в маленьком провинциальном городке, где все друг друга знали и общались независимо от сословий, Шекспир был хорошо знаком с жизнью простых горожан. Он стал знатоком фольклора, и многие черты будущих героев были списаны с местных жителей. Смекалистые слуги, чопорные вельможи, страдающие люди, кому было тесно в рамках условностей — все эти герои появились впоследствии в его комедиях и трагедиях.



Уильям отличался трудолюбием, тем более что начать работать ему пришлось очень рано — с 16 лет, потому что его отец запутался в делах и не мог содержать всю семью. Биографические сведения об этом времени разнятся. По одним данным, Уильям работал сельским учителем. По другой легенде он был подмастерьем в лавке мясника, и, по преданию, уже тогда был гуманистом — перед забоем животных "он произносил над ними торжественную речь".

В восемнадцатилетнем возрасте Уильям женился на Анне Хатауэй, которой было в то время 26 лет. В 1583 году у молодой четы родилась дочь Сьюзен, Уильям был счастлив. Всю жизнь он был особенно привязан к ней, даже после рождения через два года двойняшек сына Хемнета и второй дочери Джудит.


Через три года после женитьбы он переехал в Лондон. По легенде, Шекспир бежал от местного помещика, который преследовал его за то, что Уильям убивал оленей во владениях вельможи (убить оленя богача считалось доблестью).

В Лондоне Шекспир получил работу в театре. Он присматривал за лошадьми приезжающих, и был поначалу "штопальщиком пьес" ("playpatcher"), или, говоря современным языком, рерайтером — перерабатывал старые пьесы для новых постановок. Вероятно, он пробовал себя как актер. Вскоре Шекпир стал драматургом театра. Его творчество еще при жизни было оценено современниками по достоинству В 1599 году был образован театр "Глобус" (Globe), Шекспир стал одним из пайщиков.



Шекспир по своей значимости для Англии занимает такое же место, как для России Пушкин. В трагедиях, и особенно комедиях, Шекспир широко использовал обороты народной речи, которые впоследствии органично вошли в литературный язык. Но ценность его творчества была не только в этом. За 20 лет творческой жизни он создал то, что остается актуальным на протяжении пяти столетий. Его сонеты, трагедии и комедии стали классикой. Благодаря Шекспиру в литературе появились новые идеи, новый взгляд на жизнь. В театре на сцене героями стали живые люди, а не носители строго определенных идей, как это было свойственно драматургии того времени. Уильям брал за основу распространенные сюжеты, и привносил в них передовые идеи того времени — эпохи Возрождения.

Юношеские комедии Уильяма Шекспира «Два веронца», «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой» могут заслужить упрек в запутанности интриги, внешности комизма, наивности действия, но в них разбросаны превосходные сцены, положения и ярко обрисованы характеры.



Известная и любимая всеми комедия "Укрощение строптивой" — один из примеров. В основу комедии лег сюжет домостроевского фарса, когда мужчина, в общем-то грубый и недалекий — Фернандо, укрощает "строптивую" и сварливую Катарину. В конце Катарина произносит монолог, в котором прославляет патриархат, и суть которого в том, как прекрасно быть замужней покорной женой. Шекспиру удалось показать несколько идей, которые по сей день современны. В общем-то, суть пьесы не в прославлении находчивости мужчин, и даже не равноправия мужчины и женщины. Шекспир показал "равноценность" мужчины и женщины, которые гармонично дополняют друг друга, и последний монолог "покорной" жены Катарины об этом.

"... В заботах о тебе
Он трудится на суше и на море,
Не спит ночами в шторм, выносит стужу,
Пока ты дома нежишься в тепле,
Опасностей не зная и лишений.
А от тебя он хочет лишь любви,
Приветливого взгляда, послушанья —
Ничтожной платы за его труды".

Первый период творчества отличается особенной яркостью и жизнерадостностью. Шекспир в эти годы создал блестящий ряд комедий: кроме "Укрощения строптивой", широко известны пьесы "Двенадцатая ночь", Сон в летнюю ночь", "Как вам это понравится", "Много шума из ничего". К эму периоду творчества Шекспира относятся его сонеты, в отличие от предшественников, поэт в сонетах воспевает дружбу. По мнению Шекспира, она богаче любовной страсти. В сонетах нашли выражение разные мысли и чувства поэта. Он рассуждает о дружбе, любви, и о... государстве. Даже цикл исторических хроник — кровавых драм: "Генрих IV", "Генрих V", написанных в это время, не так мрачен: все завершается торжеством главного героя, есть и комедийный персонаж — сэр Фальстаф. Шекспир — желая того или нет — старался показать жизнь, как она есть — с радостью и трагедией.



Трагедия "Гамлет" открывает второй этап творчества поэта и драматурга. Здесь уже нет разудалого веселья, и герои из победителей все чаще превращаются в жертв, однако они все равно борются и живут. Почти все актеры мечтают сыграть Гамлета. На сцене разворачивается внутренний мир Гамлета, его метания, страдания, муки выбора. Гамлет пытается осмыслить свои действия, он тяжело размышляет о жизни и не видит выхода даже в смерти.

Когда б не страх чего-то после смерти,
Неведомой страны, откуда ни один
Еще доселе путник не вернулся.
Вот что колеблет и смущает волю,
Что заставляет нас скорей сносить страданья,
Чем убегать к иным, неведомым бедам,
Да, малодушными нас делает сомненье...

После встречи с призраком отца мир перевернулся, представ пред Гамлетом другим:

"Каким докучным, тусклым и ненужным,

Мне кажется, все, что ни есть на свете! О мерзость!".



В «Отелло» и «Макбете» страсти разрушительным ураганом опрокидывают то, над чем прежде лежала печать благоденствия и довольства. В шекспировском «Короле Лире» великая несправедливость и надменность искупаются великими страданиями, и в ту страшную ночь, когда старец-король бродит под дождем и вихрем, не имея кровли для своей седой головы, в эту ночь совершается таинственное обновление человеческой души, которая научается любить и сострадать.

Не уступают в художественной красоте и силе названным пьесам и те три драмы этого периода из античной жизни, который написаны Уильямом Шекспиром главным образом на основании Плутарха: «Юлий Цезарь», « Кориолан », « Антоний и Клеопатра».

Мрачным характером отличается драма «Мера за меру», в которой поэт нанес еще один удар пуританской исключительности и нетерпимости. Пессимистические ноты слышатся еще и в произведениях последнего периода творчества Шекспира, в таких пьесах, как «Троил и Крессида» и «Тимон Афинский», но гармонически развитая натура великого поэта не остановилась на разочаровании, а дошла до примирения с жизнью и успокоения в идее всепрощения.

Произведения последнего творческого цикла: "Цимбелин", "Зимняя сказка", "Буря", не так известны . Они написаны в жанре аллегорической фантастики, так как заказчиком театра, для которого писал Шекспир, уже становится знатная публика, которая хотела веселья и развлечений. Но и здесь гуманистические идеалы тоже находят свое выражение — это вера талантливого поэта и драматурга в светлое будущее человечества, обещание безмятежного спокойствия.

5-8 классы

9-11 классы

Первый этап (подготовка восприятия)

Текст, предваряющий художественное произведение. Он невелик и содержит самые различные сведения: историческую справку, описание судьбы произведения, эпизоды из биографии писателя и др.

Глава учебника, посвященная жизни и творчеству писателя. Задача такой главы (или ее параграфов) – подготовить адекватное восприятие текста при чтении (отчасти этому помогают вопросы и задания, предложенные в конце главы).

Второй этап (формирование восприятия при чтении)

В учебниках-хрестоматиях этих классов находится сам текст, сноски, которые помогают осмыслить этот текст, вопросы и задания, которые рассчитаны именно на помощь в процессе чтения

Эта часть работы протекает вне урока и поэтому требует особого внимания и не столько контроля, сколько помощи. Учитель при этом часто обращается к использованию комментированного чтения, установочным вопросам, поэтапной проверке хода чтения.

Третий этап (углубление восприятия в процессе анализа)

Большая часть методического аппарата учебников-хрестоматий ориентирована на этот этап работы. На него же направлены усилия всех авторов методических рекомендаций: имеются в виду и методические руководства по классам, и тематические труды, и описание передового опыта.

В последние годы в учебниках старших классов появились вопросы и задания, завершающие монографические и обзорные темы. Но основной корпус материалов такого рода содержат методические руководства и рекомендации, в которых используется описание передового опыта.

Четвертый этап (этап итогов)

В ряде учебников-хрестоматий есть попытка выделить в отдельный раздел итоговые задания, способствующие более четкой фиксации целостного восприятия художественного произведения. Оно возникает в результате совместных усилий класса и учителя, но прежде всего-автора, которому помогают и составители учебников, и авторы литературоведческих и методических трудов.

Итоговые задания, которые появились в последние годы в учебниках старших классов, содержат и те вопросы и задания, которые рассчитаны на подведение итогов, суммарное осмысление всего произведения в целом.

Вопрос о нравственном идеале Шекспира

Вопрос о нравственном идеале Шекспира вызывает большие затруднения. Они отмечают, что его идеал- человек умный, благородный, образованный, но утверждение это лишено конкретности, так как современному школьнику не всегда понятны требования к личности в эпоху Возрождения.

Следовательно, нравственные идеалы автора, а также тема, идея, замысел произведения не воспринимаются учащимися до работы с учителем достаточно четко. Поэтому учитель, опираясь на изученный на уроках истории материал об эпохе Возрождения, прежде всего освещает на первом же занятии основные идеи гуманистов в социальной и религиозной областях и базирующиеся на этих идеях нравственные принципы. Он указывает, что эпоха Возрождения низвергла мрачное засилье церкви и провозгласила идею античности о гармоническом развитии человека. В пособии для учащихся старших классов отмечена, что «принцип свободного развития человеческой личности становится идейным знаменем Возрождения». Человек вновь получает право открыто высказывать свои мысли, опровергать, сомневаться, постигать неведомое. Критический ум при широкой образованности-вот одна из главных черт человека эпохи Возрождения. Если человек умеет мыслить и чувствовать, то, с точки зрения гуманистов, он прекрасен, кто бы он ни был, к какому бы сословию ни принадлежал.

По своим нравственным принципам Шекспир был достойным сыном своей эпохи. «Враг средневековых представлений о наследственном благородстве, религиозного фанатизма, расовых предрассудков и т.п., Шекспир в своих произведениях объективно утверждает принцип равенства, моральной равноценности людей всех сословий, всех рас и вероисповеданий»,- пишет А.Смирнов во вступительной статье к собранию сочинений драматурга. Шекспир всегда горячо сочувствует молодым героям, и особенно героиням, защищающим свое чувство от домостроевского уклада. А.Смирнов указывает также, что Шекспир очень высоко ценит «правду в человеческих отношениях, правдивость мыслей и чувств».

«Призрак

Я дух, я твой отец.

Притворенный по ночам

скитаться,

А днем томиться посреди огня.

Пока грехи моей земной природы

Не выжгутся дотла…..»

« Лаэрт

Его кончина, тайна похорон.

Где меч и герб костей не осеняли

Без пышности, без должного

обряда

Взывают громко от небес к

земле».

2.Испытывают ли герои сомнение перед мщением?

« Гамлет

Дух представший мне,

Быть может, был и дьявол….

и возможно…..

Меня он в гибель вводит. Мне

нужна

Верней опора.

« Лаэрт

Как умер он? Я плутен не

стерплю.

В геенну верность! Клятвы к

черным бесам!

Боязнь и благочестье в бездну

Безди!...

Король

Кто тебя удержит?

Лаэрт

Моя лишь воля…»

3. Какие нравственные качества Гамлета и Лаэрта раскрываются в их высказываниях?

« Гамлет

Назовите меня каким

угодно инструментом,-

вы хоть и можете меня

терзать, но играть ко мне

не можете»

« Лаэрт

Государь, я с вами;

Особенно, когда бы вы избрали

Меня своим орудьем»

Расцвет английской драмы начался в конце 1580-х годов, когда появилась плеяда писателей, называемых теперь «университетскими умами»: Кристофер Марло (1564-1593), Томас Кид (1558-1594), Роберт Грин (ок. 1560-1592), Джон Лили (ок. 1554-1606) и несколько других. Вехами, обозначающими начало этого расцвета, явились две трагедии - «Тамерлан Великий» (1587) К. Марло и «Испанская трагедия» Т. Кдда (ок. 1587). Первая положила начало кровавой драме, вторая - жанру трагедий мести.

Есть все основания считать, что Шекспир начал драматургическую деятельность ок. 1590 года. В первый период творчества он создал ряд кровавых исторических драм - трилогию «Генри VI» и «Ричард III» и трагедию мести «Тит Андроник». Первые комедии Шекспира «Комедия ошибок» и «Укрощение строптивой» отличались довольно грубым комизмом, близким к фарсам.

В 1593-1594 годах наметился перелом. Хотя Шекспир никогда не отказывался от фарса и клоунады, в целом его новые комедии «Два веронца», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь», «Виндзорские насмешницы» отличаются тонким юмором. В них преобладают авантюрно-приключенческие мотивы и господствует тема любви.

Большинство исторических пьес этого периода окрашены верой в торжество лучших начал в государственной жизни, что особенно заметно в трех пьесах-хрониках- «Генри IV» (две части) и «Генри V». Хотя и в них непременным элементом действия является драматическая борьба между феодалами, в них примечательна изрядная доля юмора. Именно в «Генри IV» появляется образ Фальстафа - шедевр шекспировского комизма.

Единственная трагедия этого периода, длящегося до конца XVI столетия,- «Ромео и Джульетта» (1595). Ее действие проникнуто глубоким лиризмом, и даже гибель юных героев не делает эту трагедию безысходной. Хотя Ромео и Джульетта погибают, над их трупами происходит примирение враждующих семейств Монтек-ки и Капулетти, любовь одерживает нравственную победу над миром зла.

Трагедия «Ромео и Джульетта» воплощает оптимистическую настроенность Шекспира во второй период. В комедиях и единственной трагедии этих лет гуманность торжествует над дурными началами жизни.

На рубеже XVI-XVII столетий в умонастроении Шекспира происходит новый перелом. Первые признаки его ощущаются в исторической трагедии «Юлий Цезарь» (1599). Ее истинный герой, однако, не великий полководец, а другой римский деятель - Брут, заклятый враг тирании. Он примыкает к заговору против Цезаря, стремящегося к единоличной деспотической власти, и участвует в убийстве его. Приверженцы Цезаря, и в первую очередь Марк Антоний, демагогическими речами обманывают народ, римляне изгоняют Брута. Благородный герой терпит поражение и кончает самоубийством. Победа достается сторонникам тирании. Трагедия состоит в том, что народ (а именно он играет решающую роль в этой трагедии) не созрел до понимания того, кто является его истинными и кто мнимыми друзьями. Исторические условия сложились неблагоприятно для тех, кто желал утвердить в жизни благородные идеалы, и это выражено в «Юлии Цезаре».

Как и другие представители нового мировоззрения, Шекспир верил, что лучшие начала должны восторжествовать над злом. Однако ему и его поколению пришлось убедиться в том, что жизнь шла иным путем. Три века развивался европейский гуманизм, проповедуя необходимость переустройства жизни на новых, более человечных началах. Пора было бы увидеть следствия этого. Вместо этого все больше проявлялись отрицательные черты буржуазного развития во всех сторонах жизни. К пережиткам прежних феодально-монархических несправедливостей добавилась всеразрушающая сила золота.

Шекспир всей душой почувствовал, что гуманистические идеалы не могут быть осуществлены в жизни. Это получило выражение в 66-м сонете. Хотя большей известностью пользуются его переводы, принадлежащие С. Маршаку и В. Пастернаку, привожу еще один вариант:

* Я смерть зову, глядеть не в силах боле,
* Как гибнет в нищете достойный муж,
* А негодяй живет в красе и холе;
* Как топчется доверье чистых душ,
* Как целомудрию грозят позором,
* Как почести мерзавцам воздают,
* Как сила никнет перед наглым взором,
* Как всюду в жизни торжествует плут,
* Как над искусством произвол глумится,
* Как правит недомыслие умом,
* Как в лапах зла мучительно томится
* Все то, что называем мы добром.
* Когда б не ты, любовь моя, давно бы
* Искал я отдыха под сенью гроба.
* Перевод О. Румера

Вероятно, сонет был написан в конце 1590-х годов, когда начался перелом в умонастроении Шекспира, приведший к созданию трагедии «Гамлет». Она была создана, по-видимому, в 1600-1601 году. Уже в 1603 году появилось первое издание трагедии. Оно было выпущено без разрешения автора и театра, в котором шла пьеса, и называлось кварто 1603 года.

Сущность трагизма у Шекспира всегда заключается в столкновении двух начал - гуманистических чувств, то есть чистой и благородной человечности, и пошлости или подлости, основанных на корысти и эгоизме.

По мысли Шекспира, участь каждого человека есть результат взаимодействия его характера и окружающих обстоятельств. Шекспир с железной логикой показывает, как лучшие люди, самые благородные, умные и одаренные, гибнут под натиском темных сил (Гамлет, Лир), с кокой легкостью зло порой овладевает душей человека и к каким ужасным последствиям это приводит (Макбет).

Здесь находит свое выражение то особенное жизнеощущение, трагическое и вместе с тем героическое, которое на исходе Возрождения возникает у гуманистов в результате крушения их идеалов под натиском реакционных сил. Это, с одной стороны, ощущение краха средневековых верований и установлений, всех “священных связей” феодализма, породившее чувство гигантской катастрофы, крушение великого, долгие века жившего мира, с другой стороны, это сознание того, что новый мир, идущий на смену старому, несет с собой еще худшие формы порабощения человека, дух разнузданного хищничества, царство “чистогана”, - это коренные черты нарождающегося капитализма. Отсюда ощущение мирового катаклизма, распада всех устоев, ощущение того, что люди бредут по краю пропасти, в которую они ежеминутно могут сорваться и действительно срываются. Верность природе, следование естественным влечениям человеческой натуры уже перестают быть достаточными критериями поведения и гарантиями счастья. Человек, освободившись от всех иллюзий, приходит к сознанию того, что он лишь “бедное, голое, двуногое животное” (слова Лира).

Основываясь на этом, многие критики говорят о “пессимизме” второго периода творчества Шекспира. Однако этот термин требует оговорки. Пессимизм упадочный, приводящий к унынию и отказу от борьбы, чужд Шекспиру. Прежде всего, как бы ни были ужасны страдания и катастрофы, изображаемые Шекспиром, они никогда не бывают бесцельны, но раскрывают смысл и глубокую закономерность происходящего с человеком. Гибель Макбета, Брута или Кориолана показывает роковую силу страстей или заблуждений, охватывающих человека, когда он не находит верного пути. С другой стороны, даже от самых суровых трагедий Шекспира не веет безнадежностью: в них приоткрываются перспективы лучшего будущего и утверждается внутренняя победа правды над человеческой низостью. Гибель Ромео и Джульетты есть в то же время их триумф, так как над гробом их происходит примирение враждующих семей, которые дают слово воздвигнуть памятник их любви. “Гамлет” кончается гибелью Клавдия и разгромом порочного датского двора; с воцарением Фортинбраса должна начаться новая эра, позволяющая надеяться на лучшую жизнь. Так же и “Макбет” кончается гибелью тирана и коронованием законного и доброго правителя. В “Лире” старый король умирает просветленным и проникшимся любовью к правде и к людям. Ценой пережитых им страданий Лир из “бедного, голого, двуногого животного” превращается в Человека, в своей простой человечности более великого, чем прежний Лир, облеченный королевским саном. От трагедий Шекспира веет бодростью, мужественным призывом к борьбе, хотя эта борьба и не всегда сулила успех. Героический характер этого пессимизма очень далек от фаталистического отчаяния.

Творчество Шекспира отличается своей масштабностью - чрезвычайной широтой интересов и размахом мысли. В его пьесах нашло отражение огромное разнообразие типов, положений, эпох, народов, общественной среды. Это богатство фантазии, так же как стремительность действия, насыщенность образов, сила изображаемых страстей и волевого напряжения действующих лиц, типичны для эпохи Возрождения. Шекспир изображает расцвет человеческой личности и богатство жизни со всем изобилием ее форм и красок, но все это приведено им к единству, в котором господствует закономерность.

Источники драматургии Шекспира разнообразны, причем, однако, все заимствованное он своеобразно осваивал. Очень много он воспринял от античности. Его ранняя “Комедия ошибок” - подражание “Манехмам” Плавта. В “Тите Андронике” и “Ричарде III” очень заметно влияние Сенеки. “Римские” трагедии Шекспира восходят не только сюжетно, но отчасти и идейно к Плутарху, который в эпоху Возрождения был учителем свободолюбия и гражданских чувств. В произведениях Шекспира постоянно встречаются чувственно-жизнерадостные и выразительные образы античной мифологии.

Другим источником послужило для Шекспира искусство итальянского Возрождения. Сюжеты “Отелло”, “Венецианского купца” и еще нескольких комедий заимствованы им у итальянских новеллистов. В “Укрощении строптивой” и некоторых других комедиях можно обнаружить влияние итальянской комедии дель арте. Мы нередко встречаем итальянскую костюмерию, собственные имена и разного рода мотивы в пьесах Шекспира, происходящих из совсем других источников. Если у античности Шекспир учился конкретности и ясности образов, художественной логике, отчетливости речи, то итальянские ренессансные влияния способствовали усилению в его творчестве эстетических и живописных черт, его восприятию жизни как вихря красок и форм. Еще существеннее то, что оба эти источника укрепляли гуманистическую основу шекспировского творчества.

Но в основном наряду с этими влечениями Шекспир продолжает традиции народной английской драматургии. Сюда относится, например, систематически применяемое им смешение трагического и комического, которое воспрещалось представителями ученого классицистического направления в драматургии Ренессанса.

У Шекспира мы наблюдаем пестрое смешение лиц и событий, необычайно быстрые темпы действия, стремительную переброску его из одного места в другое. Эта живость, красочность, непринужденность стиля, обилие движения и ярких эффектов очень характерны для народной драмы. Высшее проявление ее заключается в том, что для своих гуманистических идей он находит подлинно народную форму выражения - конкретную, предельно ясную и правдивую в своей задушевной простоте. Это относится не только к речам шута в “Короле Лире”, представляющим квинтэссенцию народной мудрости, но и к высказываниям персонажей утонченно образованных, как, например, Гамлет.

В неразрывной связи с народностью Шекспира находится его реализм. В основе шекспировского реализма лежит живое, непосредственное отношение ко всем явлениям жизни. При этом Шекспир не только правдиво изображает действительность, но и умеет глубоко проникнуть в нее, подметить и раскрыть то, что в ней есть самого существенного. Взгляды самого Шекспира на реалистическую сущность искусства выражены в беседе Гамлета с актерами (акт III, сцена 2), где Гамлет осуждает всякую аффектацию, гиперболизм, эффект ради эффекта, требуя соблюдение меры и пропорций, естественности, соответствия действительности.

Реализм Шекспира проявляется в том, что он изображает явления в их движении и взаимной обусловленности, подмечая все оттенки и переходы чувств. Это дает ему возможность рисовать цельных людей во всей их сложности и вместе с тем в их развитии. В этом отношении глубоко реалистично и построение характеров у Шекспира. Подчеркивая в своих персонажах черты типические, имеющие общее и принципиальное значение, он в то же время их индивидуализирует, наделяя разнообразными, добавочными черточками, которые делают их подлинно живыми. Герои Шекспира меняются и вырастают в борьбе.

Реализм Шекспира обнаруживается также в точности анализа душевных переживаний его персонажей и мотивировке их действий и побуждений.

Резкую перемену в мироощущении переживают все герои великих трагедий. Личные мотивы и конкретные условия развития духовного кризиса у них различны, не одинаковы их душевные реакции и характер поведения, степень же нравственного потрясения у всех у них предельна, а их мучительные переживания не замыкаются на личной судьбе и указывают на кризисное состояние эпохального убеждения. Сомнения трагических героев многосторонни, но направлены к определенному центру, сосредоточиваются на состоянии общества и проблеме человека.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта