Главная » Отношения » Русская культура 16 столетии презентация. Презентация по истории России на тему "Русская культура в конце XV - XVI вв." (6 класс). Общие условия развития культуры

Русская культура 16 столетии презентация. Презентация по истории России на тему "Русская культура в конце XV - XVI вв." (6 класс). Общие условия развития культуры

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Презентацию на тему "Культура и быт в 16 веке" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: История. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 15 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Культура и быт в 16 в.

История Отечества

Слайд 2

План урока

1.Новый облик столицы. 2.Крепостное и церковное строительство. 3.Живопись. 4.Просвещение. 5.Литература. 6.Общественная мысль. 7.Быт.

Слайд 3

Задание на урок.

Какие новые черты появились в культуре и быте русского народа в 16 веке? С чем это было связано?

Слайд 4

1.Новый облик столицы.

Культура всегда чутко реагирует на изменения в жизни страны. Укрепление центральной власти привело к но вому оформлению столицы.Появились городовой приказ, Приказ каменных дел отвечавшие за развитие архитектурного облика Москвы. Из Кремля были выведены все усадьбы, он стал адми-нистративным и культурным центром страны.Здесь появились представительства иностранных госу- дарств, и государственные учреждения.

Л.П.А.Бишбуа. Собор Василия Блаженного. Дитография 19 в.

Слайд 5

Архитектура 16 века отлича-лась разнообразием сти-лей, особенно в церков-ном зодчестве. Классичес кие соборы соседствова-ли с шатровыми. В 1555-60 гг.на Красной пло-щади воздвигнут храм Василия Блаженного, по-священный взятию рус-скими войсками Казани. Русские мастера Барма и Постник реализовали в нем идею объединения русских земель вокруг Москвы.

В.Васнецов.Соборы Московского кремля.

Слайд 6

2.Крепостное и церковное строительство.

По границам русского госу-дарства развернулось кру пное крепостное строите-льство.В Поволжье,в Цен-тральном районе и в Си-бири появилось несколь-ко мощных крепостей.В Смоленске под руководст-вом Ф.Коня построили стены длиной 6,5 км с 38 башнями. В Казани Барма и Ширяй воз вели грандиозный комп-лекс Казанского Кремля. Иностранцы считали Псков, Смоленск, Астрахань и Ка-зань неприступными.

Церковь Вознесения в Коломенском.

Слайд 7

3.Живопись.

Русская живопись развива-лась в рамках иконописи. Самым известным иконопи-сцем стал Дионисий рас-писавший часть Успенско-го собора Московского Кремля.Его работы отли-чают праздничность и све тлая радость. На его иконах святые изоб-ражаются в обрамлении жанровых сцен, описыва-ющих эпизоды их жизни. В период правления Грозно- го в иконы стали включа-ться исторические сюже-ты.

Дионисий.Митрополит Алексий с житием.

Слайд 8

В сер.16 в. В Москве была написана огромная, размером в 4 метра икона-картина «Церковь – воинствующая». В победоносном шествии русских воинов участвуют Владимир I,Александр Невский,Дмитрий Донской и др. Во главе воинства-архангел Михаил.В центре фигура византийского императора Константина.Их встречает богоматерь с младенцем.Икона символизировала по-беду православия над «неверными басурманами».

Церковь воинствующая. Икона 16 в.

Слайд 9

4.Просвещение.

С образованием единого государства возросла потреб-ность в грамотных людях.По решению Стоглавого собра при цервях и монастырях открылись школы для подготовки священников. Простых людей обучали специальные мастера «неду-ховного» звания,которые за питание и небольшую плату занимались в течение 2 лет.развитие школ пот-ребовало издания учебников.

Б.Кустодиев. Школа в Древней Руси.

Слайд 10

В 1564 г. при поддержке Ивана Грозного в Москве на Пе-чатном дворе И.Федоров и П.Мстиславец отпечатали первую книгу на русском языке- «Апостол».В 1565 г. из дается «Часослов»-первая книга для обучения грамо-те. И.Федоров был не только издателем,но и талантливым редактором- переводил книги, редактировал их, писал «Введения» и «Заключения».

«Апостол»-первая русская книга.

Слайд 11

5.Литература.

В 1 пол.16 в. В окружении митрополита Макария были созданы «Четьи Минеи»-церковная книга, в которой по дням распределялись церковные произведения для чтения на службе. В 16 в. Был написан знаменитый «Домострой», содержа-вший наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию, нормам поведения и т.д.главной идеей книги была идея подчинения главе семьи и царю.

Слайд 12

6.Общественная мысль.

В 16 в. В литературе появля-ется жанр публицистики. Иван Пересветов в пись-мах Грозному предложил царю ряд проектов ре-форм.В переписке Грозно-го с Иваном Курбским рас-сматриваются проблемы взаимоотношения государ ства и общества.Курбский предлагал сословно-пред-ставительскую монархию, а царь отстаивал идею са-модержавной власти. Протопоп Ермолай посвятил трактат крестьянскому во-просу.

«Мономахов трон» Ивана Грозного в Успенском соборе.

Слайд 13

Он доказывал, что богатство государства создается кре стьянским трудом,и что то лько благодаря народу мо гут существовать другие сословия. В 60-е гг. появляется «Сказа-ние о царстве Казанском». Автор описывает как он в плену принял ислам и воз-вратишись из плена вновь стал православным,за что царь наделил его землей. В книге содержится боль-шое количество сведений об истории Казани, опира-ющихся на различные ис-точники.

«Колокольня Ивана Великого в Москве.

Слайд 14

Народный быт в 16 в.сохранял прежние черты. Русские люди исповедовали христианство. Самым почитае-мым праздником была Пасха посвященная Воскреше-нию Иисуса Христа.Наряду с церковными сохрани-лись и языческие традиции - на святки народ устраи-вал игрища и обряды. люди переодевались и ходили по домам в с песнями и плясками. Стоглавый собор попытался запретит эти праздненства, но запрет не выполнялся.

А.Корзухин. Девичник.

Слайд 15

Люди пытались обобщать свой земледельческий опыт в результате чего возник Земледельческий календарь, составленный в соответствии с местными природны-ми условиями. В городах сказывалось иностранное влияние-появились мужчины без бороды,тюбетейки и др.Церковь повела борьбу с новой модой и приравняла ее к еретическим взглядам.

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Архитектура работы архитекторов – представителей итальянского Ренессанса фактически, вся архитектура XVI века проходит под знаком все большего усвоения черт итальянской архитектуры ш атровый стиль – вместо купольного барабана высокая башня в виде шатра, на самом верху небольшой купол

    Архангельский собор М осковского К ремля архитектор Алевиз Новый

    Колокольня Ивана Великого архитектор Бон Фрязин

    собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного)

    Декоративная отделка церкви – узорочье

    церковь Вознесения в Коломенском

    архитектор Федор Конь стены Белого города в Москве крепостные стены в Смоленске

    Иконописание изображение богословских понятий в зримых образах; сложный сюжет; усложнение понятийного аппарата иконописного искусства; стремление к отражению в одном произведении множества конкретных событий и идей

    фрески мозаика

    Четырехчастная икона, 1547 г.

    Андрей Рублев Троица

    Дионисий Богоматерь Одигитрия Фрески из Ферапонтова монастыря

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Презентацию подготовила учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 3 г. Комсомольска-на-Амуре Сафонова Ольга Вячеславовна Культура России XVI века

    Миниатюра

    Книгопечатание около 1553 год - начальный этап развития русского книгопечатания; в 1563 была открыта типография Ивана Федорова

    Литература Записей устно-поэтического народного творчества этого времени не сохранилось. Но о народных песнях, игрищах упоминают некоторые литературные сочинения, документы, например Стоглав, соборные послания и т. д. События той эпохи получили отражение в сказках Расцветает жанр исторической песни

    Фольклор. Сказки В “Сказке о Борме-Ярыжке ” ее герой, простой русский человек, добывает для царя Ивана Грозного знаки царского достоинства в Вавилоне-граде. Сходный сюжет развивался в “Повести о Вавилонском царстве” , но в ней речь идет о регалиях для византийского императора.

    Фольклор. Пословицы В пословицах и песнях, поговорках и загадках, словах и поучениях отразилась живая народная речь, меткая и острая. Таковы, к примеру, пословицы, которые вписал царь Грозный в свое послание старцам Кирилло-Белозерского монастыря: “Жалует царь, да не жалует псарь”, “ дати волю царю, ино и псарю”.

    «Лицевой летописный свод» – рассказ о русской истории со времен первых князей и до царствования Ивана Грозного

    «Домострой» - домоводство (размышления о воспитании детей и семейной жизни, бытовые советы)

    Переписка Ивана Грозного и князя А.М. Курбского А. М. Курбский о бвинял царя в жестокости и деспотизме; о б ответственности государя перед народом Иван Грозный о тстаивал свои самодержавные права; н е царь должен служить народу, а народ – царю. «Жаловать своих холопей волен, а и казнить волен же»

    Великие Четьи-Минеи, митрополит Макарий ч етьи – книги для чтения м инеи – сборники, где произведения расположены по дням, когда их рекомендуется читать Великие Четьи-Минеи – сборник, где жития святых располагались по порядку дней, когда отмечалась их память

    Наука и техника Расцвет литейного дела - школа литейного мастерства Андрея Чохова Царь - пушка

    Изобретения - боярский холоп Никита смастерил большие деревянные крылья

    Медицина – лечцы (лекари), первая аптека для царской семьи, аптекарский приказ

    Использованы материалы Интернет-ресурсов http:// www.russianculture.ru/fulle.asp?id=9 http://ru.wikipedia.org 5af8fc56bb0d.jpg Mitr_Makarij.jpg http://libhistory.ru/img/248527__29.jpg http://historydoc.edu.ru/attach.asp%3Fa_no%3D2123 http://bibliotekar.ru/rus/97.files/image003.jpg http://days.pravoslavie.ru/Images/ib3080.jpg http://i046.radikal.ru/0810/05/b5dcca7bf669.jpg Смоленская крепостная стена | Свод петровских памятников http://www.moscowvision.ru/img/sk91.jpg http://www.moscowvision.ru/img/sk321.jpg http://www.avialine.com/img/repphotos/repphoto_8267_1577.jpg moskov-tsarstvo.livejournal.com


    Век 16 для истории российского государства это период формирования национального самосознания народа сбросившего с себя иго иноземных завоевателей.

    Орда монголо-татаров огненным шквалом прокатились по русской земле, сметая все на своем пути. Большую часть приходилось восстанавливать заново, и православная церковь была именно в этот период духовным наставником и общественным идеалом.

    Москва, бывшая центром Московского государства, провозгласила своими духовными символами святого Сергия Радонежского и князя Дмитрия Донского.

    С 1547 года Иван IV Грозный венчался на царский престол, и Московское царство стали именовать государство Российское, идеалом которого стала неограниченная монархия, которую поддерживала церковь. Все политические изменения отразились и на культурном развитии страны.

    Живопись 16 века

    Живопись 16 века представлена иконами и фресками выдающегося русского художника Дионисия. В его творениях отражаются гуманистические идеи, которыми было наполнено творчество его великого предшественника Андрея Рублева . Образы его икон не устрашают, не грозят карой, а утешают, понимают, прощают и лечат израненную душу.

    фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре фото

    Вместе с сыновьями Дионисий создавал фрески для собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Чистые, светлые, яркие, но, одновременно, нежные краски, иллюстрируют гимны византийца Романа Сладкопевца, воспроизводя сцены Благовещения, Страшного суда, Соборования. Именно Дионисий впервые стал прописывать в русских иконах белый фон, что придавало им необыкновенную прозрачность.

    Передавая движения и жесты персонажей, Дионисий смог добиться эмоциональной взволнованности православной паствы. Сын Дионисия Феодосий, уже после смерти отца, расписывал Благовещенский собор Московского кремля. В русской живописи 16 века появляются светские темы из русской и всемирной истории.


    икона Притча о хромце и слепце фото

    Сюжеты некоторых икон, например, “Притча о хромце и слепце”, “Видение Евлогии” иллюстрируют рассказы-притчи. Иконописные произведения настолько отходят от положенных канонов, что Стоглавый церковный Собор в 1551 году выносит специальное решение и устанавливает своеобразный стандарт для изображения святых в иконописи.

    Зодчество, архитектура 16 века

    16 век по праву считается периодом крепостного зодчества. Отстраиваются сожженные, уничтоженные крепостные стены городов и соборов в Нижнем Новгороде, Серпухове, Коломне , Пскове. Возводятся Соловецкий, Троице-Сергиевый и другие монастыри. Отстраивается и сама Москва - возводится Китай-город, Белый и Земляной город.


    колокольня Ивана Великого фото

    В селе Коломенском возводится столпообразный шатровый храм - церковь Вознесения, а в Москве церковь Ивана Великого. Одним из самых выдающихся памятников русского зодчества 16 века является символичное и для современной России архитектурное сооружение - Покровский собор в Москве, более известный как храм Василия Блаженного. Возведен он был в честь взятия Казани Постником Яковлевым по прозвищу Барма. Необыкновенную нарядность придают ему кокошники разного масштаба и формы, причудливые купола, необыкновенное богатство декоративных частей.

    Книгопечатание

    16 век памятен для русской культуры величайшим событием - возникновением собственного книгопечатания. Известно, что первая типография существовала уже в 1553 году, но имена ее мастеров не дошли до нас. Зато доподлинно известно имя Ивана Федорова, дьякона московской церкви и его помощника Петра Мстиславца, которые отпечатали первую книгу "Апостол"с выходными данными в Печатном дворе на Никольской улице.


    книга Апостол фото

    Книга Апостол - одна из частей Библии. Качество печати было просто отменным. Иван Федоров был не только отличным типографом, но также и редактировал переводные книги, осуществляя не только подстрочный, но и художественный перевод. Типография работала не только в Москве, но и в Александровской слободе.

    Во Львове Федоров отпечатал первый русский букварь. Но по-прежнему выходит много рукописных книг с большим количеством выполненных вручную великолепных миниатюр.

    Презентация по истории России для 6 класса "Русская культура в конце XV - XVI вв"

    На рубеже 15-16 вв. завершился процесс образования единого русского государства, страна окончательно освободилась от монголо-татарского ига. Это оказало существенное влияние на формирование культурных процессов. Общерусская культура этого периода была поностью подчинена служению "государеву делу". Заботами о Российском государстве проникнуты литература и общественная жизнь, зодчество и даже живопись.

    После долгих лет упадка начался подъем материальной культуры русского народа. Высокого развития достигло ремесленное производство. Выделялись отливка пушек (Слайд 19) и колоколов, ткачество и др. В 16 веке мастера стали бурить скважины свыше 100м, использовать силу воды в механике, попытались наладить производство бумаги.

    Выдающимся событием русской культуры 16 века является книгопечатание, начало которому было положено в 1553 году. Спустя 10 лет в Москве была открыта типография, возглавили которую Иван Федоров (1510-1583) и Петр Мстиславец. В 1564 г. была напечатана первая книга"Апостол". (слайд 3,4)

    Архитектура конца XV-XVI вв. отразила возрастание международной роли русского государства. Наступает новый этап как в храмовом, так и в гражданском зодчестве. В строительстве наряду с русскими мастерами участвуют мастера из Италии.

    Создание русского централизованного государства со столицей в Москве было ознаменовано строительством на месте старого нового Кремля, ансамбль которого окончательно сложился в конце XV - начале XVI в. В это время в строительстве стали использовать кирпич и терракоту.

    По образцу Успенского собора во Владимире итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти был сооружен новый Успенский собор. Храм поражает красотой пропорций, лаконизмом художественных средств. Русские летописи писали об Успенском соборе, что он "чуден величеством и высотою, и светлостию, и звонностию, и пространством". Успенский собор стал классическим образцом монументального храмового зодчества XVI в.(Слайд 14)

    Итальянским архитектором Алевизом Новым в 1505-1508 гг. был возведен Архангельский собор. В его внешнем виде уже ярко выразился светский стиль архитектуры. Основная конструкция - традиционная: крестово-купольный пятиглавный храм с шестью столбами, поддерживающими своды. Однако в наружном оформлении архитектор отошел от древнерусской традиции и использовал богатые архитектурные украшения (декор) итальянского Ренессанса. (Слайд 10)

    В Московском Кремле возводились также и светские постройки, в том числе и Княжеский дворец, состоящий из отдельных построек, связанных между собой переходами, крыльцами, сенями. От этого дворца сохранилась Грановитая палата, построенная итальянскими архитекторами Антонио Солари и Марко Руффо в 1487-1491 гг. Грановитая палата (названная так потому, что снаружи выложена большими гранеными камнями) предназначалась для торжественных дворцовых церемоний и приемов иноземных послов, служила в качестве тронного зала. Это просторное квадратное помещение с мощным столбом посредине, на который опираются четыре крестовых свода. (Слайд 12)

    Архитектурным центром Московского Кремля стал "Иван Великий" - столпообразная церковь-колокольня. (Слайд 15, 16)

    Живопись конца XV-XVI вв. представлена произведениями талантливого русского мастера Дионисия. Он обладал огромной силой художника и неистощимой творческой фантазией. В 70-е гг. XV в. Дионисий создал росписи и иконы в соборе Пафнутьево-Боровского монастыря под Москвой. Совместно с группой мастеров он расписывал Успенский собор в Московском Кремле (росписи сохранились фрагментарно). Их сюжеты - образы мучеников, погибших за веру, отражают идею защиты Отечества. (Слайд 7,8,9)

    Культура Московской Руси XIV-XVI вв. переживала подъем, связанный с разгромом Золотой Орды и созданием единого Русского государства с центром в Москве. Это нашло свое отражение в развитии всех направлений культуры - в литературе, зодчестве, живописи, декоративно-прикладном искусстве, а также в росте грамотности и просвещении, чему способствовало появление книгопечатания.





    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта