Главная » Дом » Сочинение "что значит быть человеком". IV. Продолжение работы по анализу отрывков сказочной повести

Сочинение "что значит быть человеком". IV. Продолжение работы по анализу отрывков сказочной повести

У слова «человек» есть по меньшей мере два значения. С одной стороны, человеком мы называем любое человеческое существо. С другой стороны, когда мы говорим: «Будь же ты человеком!», - мы вкладываем в слово «человек» особый нравственный смысл. «Быть человеком» - означает «быть хорошим человеком, настоящим человеком».
Ученики третьих – четвёртых классов в ноябре месяце читают увлекательную и поучительную сказочную повесть Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» к 155 – летию со Дня рождения писателя.
Родилась Сельма Лагерлёф в шведской провинции Вермланд. Окончив лицей и семинарию в Стокгольме, она стала работать учителем. За свою долгую жизнь написала много романов, рассказов и пьес. В 1906 году вышел первый том её знаменитой книги «Удивительное путешествие Нильса Хольгерсона с дикими гусями по Швеции», написанной как учебник географии для шведских школьников.
Вот как отзывается о прочитанной повести ученица 4-а класса Анастасия Моденова: «Я прочитала добрую мудрую сказку "Путешествие Нильса с дикими гусями" знаменитой шведской писательницы Сельмы Лагерлёф, получившей Нобелевскую премию по литературе в 1909 году. Автор в этой захватывающей книге знакомит нас с прекрасным миром природы Швейцарии. Я узнала много нового из географии, истории и культуры этой страны. Особенно мне дорог главный герой сказки - мальчик Нильс, превращенный гномом в крошечного человечка и получивший удивительный дар: понимать язык зверей и птиц. Эта история настолько интересна, что я даже не заметив, очутилась на спине гуся Мартина вместе с Нильсом, в стае гусей, ведомой старой мудрой Аккой Кнебекайсе. Произошло это, наверно, потому, что мне захотелось с ними испытать невероятные, полные опасностей необыкновенные приключения. И всё-таки я поняла, что это не просто увлекательное путешествие, а это становление личности мальчика. Преодолев немало трудностей на пути в чудесную Лапландию, Нильс узнаёт, что такое настоящая дружба, в нём просыпается доброта и способность сопереживать. Мне становится симпатичен герой, так как, защищая и спасая своих сказочных друзей, он становится смелым, честным, верным своему слову.
Сказка заставила меня задуматься о доброте, о терпении и о великодушии ко всем людям, своим близким, а так же к нашей родной природе».
Нильс потерял нормальный человеческий размер, став крошечным, но, перейдя в другое измерение, стал понимать язык животных и птиц. Он научился помогать другому, не оставлять другого в беде, заботиться о других, прислушиваться к другим. Научился дружить и любить других.Это ли не качества, свойственные настоящему человеку...

Когда мы смотрим на хороших людей, кажется, что они были такими всегда. Что для них не стоит вопроса, как правильно поступить, потому что в голове у них встроено руководство – как быть хорошим человеком.

И всё же стать человеком - это цель, которая требует работы над собой. Если задаться вопросом, как стать хорошим человеком, можно попросту растеряться. Какие именно черты свойственны настоящим людям, откуда они берутся, и, немаловажный вопрос, - нужно ли это вообще?

Быть порядочным человеком может показаться трудной и не всегда приятной задачей. Зачем это нужно – подстраиваться под кого-то, ущемлять свои интересы? Не лучше ли предоставить себе свободу действий, и пусть остальные сами следят за своим комфортом?

Но те, кто задаются этим вопросом – как стать человеком ? – зачастую приходят к нему не просто так. Кому-то эгоистичность, нетерпимость или неделикатность стоили ценных отношений, важных связей. Мы живём в мире, где каждый человек связан с окружающим миром, если только он не живёт на необитаемом острове. Идаже убеждённым эгоцентристам жить с окружающими стоит в согласии.

Стать человеком может быть непросто, но быть им – проще, чем не быть. Это делает жизнь понятнее, давая осознание, как именно поступить в тот или иной момент. Это делает мир интереснее, позволяя рассмотреть его с множества точек зрения, а не только с позиции собственной выгоды. Наконец, это придаёт полезных и приятных связей, увлечений, знакомств и впечатлений.

Итак, что же значит – быть настоящим человеком? Какие черты делают человека хорошим?

Для начала давайте уясним: любой человек в чём-то хорош. Отсутствие в нём какой-либо важной черты не ставит его сортом ниже. Но некоторые качества необходимы всем людям без исключения – и для спокойствия окружающих, и для их собственного комфорта.

Здесь важно выделить такие свойства:

  • порядочность;
  • отзывчивость и умение сочувствовать;
  • способность отвечать за свои слова;
  • инициативность.


Как стать человеком: порядочность

Чтобы стать человеком , важно поступать правильно не только в чьём-либо присутствии, но и там, где никто не видит. Не только в тех случаях, когда за грубые или опасные действия может последовать наказание, но и там, где «ничего не сделают». И кроме того, не вредить не только действием, но и бездействием.

Как укрепить свою порядочность?

Начните с того, чтобы быть честным как с окружающими, так и с самим собой. Если за какие-то действия приходится оправдываться, подумайте, в какой момент возникает этот диссонанс между тем, как поступили вы, и тем, как следовало поступить. Стремление не говорить правду или не делать того, что нужно, говорит о внутреннем конфликте. Если его решить, это поможет не только стать хорошим человеком, но и почувствовать себя легче и свободнее.

Порядочный человек способен ответить за свои слова и поступки. А также – оценивать своё поведение и время от времени, при необходимости, корректировать его. Каждый вечер вспоминайте события прошедшего дня и отвечайте себе: везде ли мои поступки были такими, каких я ожидаю от других по отношению к себе? За все ли свои действия я готов нести ответственность?

Относитесь с уважением к чужому личному пространству. Это понятие можно расширить до таких составляющих:

  • вещи и другое материальное имущество;
  • территория – будь то дом, рабочее место или сидение в транспорте;
  • психологический комфорт.

С первыми двумя пунктами всё понятно – этому учат с детского возраста: не бери чужие вещи без разрешения, а если взял - обращайся с ними бережно; не наводи свои порядки в чужом доме, не толкайся в транспорте, и так далее. Что же касается обращения с такой тонкой материей, как чужой душевный комфорт, - это тоже немаловажно, и в то же время не так сложно.


Как стать хорошим человеком: проявляйте сочувствие

Трудно представить, как стать человеком , если не уметь понимать других людей и их чувства. Слово «сочувствие» обычно расценивается как умение помочь тем, кому плохо. А что, если вдуматься в значение этого слова? «Со-чувствовать» - означает чувствовать вместе, разделить не только чужое несчастье, но и такие разнообразные эмоции, как восторг, недоумение или возмущение.

Бывают люди, настолько склонные к эмпатии – то есть способности почувствовать себя на месте другого – что им можно давать противоположный совет: не принимайте слишком близко к сердцу, поберегите себя. Но это скорее исключение.

Никому не дано читать чужие мысли. Однако большинство людей способны спрогнозировать свои собственный поступок и представить, как он может отозваться для другого человека. Мы не можем в точности определить, какие стремления у окружающих людей, но кое-то можем предположить.

Самое простое правило для хорошего человека – это так называемое золотое правило морали: поступай с другими так же, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Это не требует превозмогать себя и действовать себе во вред – это всего лишь образ жизни, который позволит жить в согласии с окружающим миром и избежать многих конфликтных ситуаций.

Попробуйте такое упражнение на понимание. Пусть знакомый рассказывает какую-то историю со своим участием. В ходе его рассказа старайтесь предугадать то, что последует дальше, связанное с его реакцией: «и ты, наверное, сразу успокоилась?» или «думаю, это было неприятно?» Конечно же, это должно проходить по согласованию с собеседником.

Ставьте себя на место другого. Особенно если не можете его понять – попытка «влезть в чужую шкуру» и рассмотрение ситуации с другой точки зрения не только учат пониманию, но и помогают выходить из конфликтов.

Будьте деликатны. У других людей встречаются неудачные дни, неприятные разговоры, трудные семейные обстоятельства – от этого никто не застрахован. Иногда это стечение обстоятельств, а в других случаях – вина самого человека. Но в любом случае не следует обвинять его в произошедшем. Даже при лучших намерениях, при желании разъяснить ему возможные способы избежать неприятностей – проявите такт и не давите на него.

Людям неприятно, когда кто-то становится свидетелем их ошибки – это аксиома. Поэтому, если кто-то допустил промах, есть два корректных варианта. Когда ошибка уже произошла, и с этим ничего нельзя поделать, - промолчите, переведите внимание на что-то другое, сделайте вид, что не заметили. Если же видите, что человек может исправить свою оплошность – например, вытереть пятно с лица – сообщите ему об этом тихо, не делая из этого событие.

А после того, как сообщили, - забудьте. Ещё одно правило – люди не любят чувствовать себя обязанными. Поэтому любая конфликтная или неловкая ситуация должна быть закрыта.

Каждый человек требует уважительного отношения - к себе самому как личности, а также к своим чувствам. И даже если вам кажется, что вон того угрюмого молчуна нужно развеселить, - помните, что у него тоже есть право вести себя так, как ему комфортно, если это не мешает никому другому.


Терпимость

В идеальном мире стать человеком было бы гораздо проще. Реальность же такова, что довольно часто это становится трудно. Хочется сорваться, возмутиться чьим-то неправильным, на наш взгляд, поведением, кому-то нагрубить, кому-то отказать. Почему? Потому что все люди – разные, со своими особенностями, и нам не всегда легко понять друг друга.

И тем не менее, стать человеком – во многом значит принять чужое несовершенство, спокойнее относиться к другой точке зрения или непохожему образу жизни. Важно осознавать об окружающих людях, знакомых и незнакомых:

  • каждый из них в чём-то – особенный;
  • другого человека переделать трудно, и далеко не всегда это нужно;
  • то, что не нравится вам, может быть приятно и даже необходимо кому-то другому;
  • мы не можем знать всех обстоятельств.

У каждого могут быть неизвестные нам обстоятельства, из-за которых тот поступает тем или иным образом. Мы говорили о чертах характера, которые необходимо развивать в себе. Но разве так много вокруг людей, которые соответствуют этим правилам полностью и до конца?

Часто случается услышать: «он хороший парень, но грубоват», «она хорошая женщина, но совсем себя запустила», «он добрый, но упрямый, и это перечёркивает всю его доброту»… Быть хорошим человеком – значит видеть в окружающих их достоинства, без этих «но», которые «перечёркивают» их достоинства. Не позволяйте, чтобы чей-то недостаток перечеркнул в ваших глазах положительные черты. Ориентируйтесь, концентрируйте внимание на ценных качествах, а не на тех чертах, которые неприятны.

При этом вам не обязательно спускать на тормозах, если вас что-то задевает или тревожит. Если поведение близкого человека вам неприятно, всегда можно и нужно предупредить его: «я беспокоюсь, когда ты приходишь поздно и не предупреждаешь», «у меня болит голова, когда ты куришь в комнате».

Но при этом помните: человек не сводится к сумме его недостатков или странностей.

Если вы узнали о чьём-то неблаговидном поведении, тем более есть смысл и необходимость проговорить это. Бывают поступки, которые терпеть нельзя – пренебрежение к чужому здоровью или безопасности, игнорирование чужих чувств и интересов. Если с вами ведут себя подобным образом – это можно стать веским поводом ограничить отношения. Но даже в таком случае помните: в каждом человеке есть что-то, за что его стоит ценить.


Проявляйте инициативность

Можно мечтать о том, чтобы стать человеком, и при этом ждать, что возможности для этого встретятся сами собой. Многие ждут, когда же в их жизни появится возможность проявить себя. Однако образ жизни хороших людей – это не ожидание какого-то большого дела. Это множество маленьких, но полезных дел изо дня в день. И это не ожидание, когда же кто-то позовёт проявить себя, а умение заметить чью-то потребность и откликнуться на неё.

Бывают разные люди: те, которые не замечают окружающих проблем, свыкаются с ними, игнорируют. Те, кто только критикует и ждёт, чтобы вопрос решился с чьей-либо посторонней помощью. И те, кто видит проблему и не отмахивается, а решает её.

Чтобы выйти на этот уровень, достаточно просто оглянуться вокруг. Что в окружающем мире вы хотели бы исправить? Это не обязательно нечто глобальное – для начала достаточно и тёплой атмосферы в своём собственном доме. Например, с таких действий:

  • подружиться с соседями;
  • организовать чистоту в подъезде или посадить цветы во дворе;
  • создать уютную атмосферу во дворе.

Старайтесь, чтобы там, где вы появляетесь, становилось хотя бы немного лучше. Фраза «это не мои проблемы» может стать оберегом для слишком чуткой психики, но она же может оказаться препятствием к тому, чтобы стать хорошим человеком.

Если вам что-то неудобно, неприятно – не ждите, пока кто-то позаботится об этом, начните решать проблему сами. Если видите, что с кем-то произошла неприятность – предложите свою помощь. Даже если это будут просто слова поддержки – во-первых, это сформирует в вас полезную привычку не быть равнодушным, а во-вторых, кому-то они могут быть нужны и даже необходимы.


Развивайтесь

Когда говорят о хороших людях, обычно имеют в виду именно характер, а не начитанность и образованность. Простой рабочий может оказаться замечательным человеком, а профессор университета – сварливым и неприятным. И тем не менее, полученные знания и эрудиция всегда накладывают свой отпечаток на личность. Пополняя свой интеллектуальный багаж, вы получите такие преимущества:

  • всегда найдёте, о чём поговорить с самыми разными людьми;
  • начнёте смотреть на мир шире и сможете лучше понимать людей;
  • сможете найти новые примеры для подражания среди выдающихся личностей;
  • и среди них же – узнать, какие бывают тонкости, сложности, каким образом они находили решение возникающих перед ними проблем.

Саморазвитие – это не только чтение умных книг, но и наработка социальных навыков, получение знаний из области психологии и других наук о людях. Если хотите понимать окружающих и знать, в какой момент каким образом прийти на помощь, без знания психологии не обойтись.

Умейте работать в команде. Это помогает замечать и ценить каждого участника. Индивидуалисты считают, что справятся сами, поскольку никто не сделает их работу лучше них самих. Но реальность такова, что каждый человек вносит свой вклад. Умение положиться на других и довериться их профессионализму не сделает вас хуже, и даже наоборот – уважение и доверие к напарникам вызывает ответное уважение. Поэтому чаще решайте вопросы сообща, играйте в командные виды спорта или в «Что? Где? Когда?» - так вы сделаете себя лучше и по личностным качествам, и по умению взаимодействовать с людьми.

Не бойтесь просить совета. Люди охотно идут навстречу тем, кто выказывает уважение к их знаниям и опыту. Показывайте партнёрам и родственникам, что цените их и прислушиваетесь к ним. Они ведь действительно могут научить многим полезным вещам.

У вас наверняка есть что-то, что вы осознаёте «своим». Кто-то отлично ладит с детьми, а кто-то – со стариками. Кто-то любит животных или природу, находит себя в том, чтобы передавать знания или поднимать настроение. Вот несколько способов делать мир лучше в разных смыслах.

Присоединитесь к волонтёрскому проекту. Их множество: помощь детским приютам, домам инвалидов или престарелых – тем людям, которые нуждаются в помощи. Можно помогать исходя из своих возможностей и умений: общением, выполнением необходимых работ, координацией сбора помощи или просто перечислением денег. В любом случае это будет большой шаг к тому, чтобы стать лучше самому и сделать доброе дело.

Помогите бездомным животным: приютите у себя кота или собаку, возьмите на передержку животное, которому ищут хозяина. Окажите помощь приюту для животных – работой или денежным переводом. Животные нуждаются в помощи не менее, чем люди, и тоже благодарны за неё.

Делайте мастер-классы по своей профессиональной тематике. Общайтесь на форумах: объясняйте непонятные вопросы новичкам или делитесь опытом с коллегами-профессионалами. Напишите руководство о том, в чём хорошо разбираетесь, - будь то программирование, ремонт автомобилей, кулинария или рукоделие. Напишите или переведите статью для Википедии. Знания – это то, что не убывает, когда ими делятся.

Станьте донором крови. Это не сложно, не вредно, и при этом – бесценно. Вы сможете без преувеличения считать, что помогли кому-то спасти жизнь. Прежде чем совершить этот поступок, ознакомьтесь со списком медицинских противопоказаний. А ещё – со списком льгот для доноров: возможно, он станет дополнительной мотивацией.

Но, если вы всерьёз решил изменить себя к лучшему, стремитесь, чтобы ваши правильные поступки совершались сознательно и искренне.


Где брать пример

Тем, кто хочет стать настоящим человеком, не обойтись без ориентира. Ситуации и обстоятельства бывают настолько разными, что не всегда легко понять, как правильно повести себя. Для этого люди придумали такие явления, как культура и искусство, наука и образование – они помогают развиваться, становиться лучше, находить опору и эталон поведения.

Читая книги, смотря фильмы и сериалы, анализируйте персонажей и их поступки. Кто-то спокоен и невозмутим, кто-то общителен и доброжелателен – запоминайте эти модели поведения. В затруднительных ситуациях бывает очень полезно представить: как бы сейчас поступил этот персонаж или та героиня?

А ещё ориентироваться можно на окружающих людей – у каждого есть чему поучиться. Общаясь со старыми знакомыми или узнавая новых, обращайте внимание на положительные черты каждого из них. Делайте им комплименты – каждому человеку важно, чтобы его оценили по достоинству.

Кроме того, помните, что даже очень непохожие люди могут взаимно дополнять друг друга. Если кто-то очень далёк от вас по характеру, подумайте, чем он может быть полезен вам – и чем вы можете помочь ему.


Как быть хорошим человеком: развиваем силу воли

Когда речь заходит о том, чтобы стать хорошим человеком, первое, что приходит в голову, - для этого нужно быть добрым, отзывчивым и мягким. И мало кто задумывается о том, что хорошим людям довольно часто приходится прикладывать немалые усилия для того, чтобы оставаться хорошими.

Быть альтруистом – сложнее, чем быть эгоистом. Держать обиду проще, чем переступить через неё, а извиниться и признать собственную неправоту менее приятно, чем выступать в роли пострадавшей стороны. И здесь кроется та тонкость, которая делает хороших людей такими, какие они есть: при выборе между лёгким и правильным они выбирают второе.

И это касается не только отношений между людьми. Те, кто работают над собой и уделяют внимание своему развитию, понимают: ключ к успеху – это постоянный отказ в сиюминутных удовольствиях в пользу долговременного результата. Таким образом, чтобы стать лучше, нужно научиться совершать над собой усилие и поступать не простым, а правильным способом.

Сила воли может расти, как мышцы, от постоянных упражнений. Выработайте привычку ежедневно совершать что-то небольшое, но требующее определённых стараний. Что именно? Например, работу над своими несовершенствами: это внутренний труд, который мало кто оценит со стороны, но он поможет стать лучше. Или работайте на улучшение своих взаимоотношений с окружающим миром. Запишите перечень своих достоинств, которые хотите развить, и недостатков, от которых стремитесь избавиться. Напишите рядом с каждым из них, что именно можете с этим сделать, и фиксируйте: что именно вы делаете каждый день, чтобы приблизиться к совершенству.


Хороший человек – удобный человек?

На порядочных людей всегда и во всём можно положиться. Они приходят на помощь, не держат обид, знают, как решить проблему, и кажется, что им под силу абсолютно всё. Идеальная находка, чтобы сесть ему на шею! Потому-то многие и предпочитают любить и уважать только себя.

И тем не менее, стать хорошим человеком – не значит позволить всем и каждому помыкать собой. Это значит – научиться отделять тех, кому не справиться без помощи со стороны, от тех, кто может обойтись своими силами. А ещё – оказать помощь правильно, не разбаловав и не испортив другого.

Вспомните эту старую мудрость: «Дай другому рыбу – и он будет сыт один день, дай ему удочку – и он будет сыт всю жизнь». К сожалению, в понимании многих быть хорошим человеком – значит не только каждый день давать другому рыбу, но и разделывать её, готовить и подавать.

К чему это приводит? В большинстве случаев получатель начинает воспринимать такое поведение как должное. Привыкая к постоянным услугам и уступкам, он начинает требовать большего. Хороший человек выбивается из сил – но его стараний никогда не бывает достаточно…

Такая ситуация вредит обеим сторонам – и тому, кто выступает в роли хорошего человека, и тому, кто его усилиями приучился к несамостоятельности и наглости. Такое поведение портит характер и взаимоотношения, а тот, у кого изначально были самые лучшие намерения, разочаровывается в своём стремлении быть хорошим… К тому же, за всем своими усилиями он мог упустить тех, кто ещё сильнее нуждался в его помощи.

Вот такой парадокс: чтобы стать хорошим, нужно научиться быть плохим. Это значит:

  • понимать свои собственные потребности и не давать никому нарушать их;
  • уметь говорить «нет»;
  • выделять время для себя, чтобы восстанавливаться;
  • понимать, какое поведение позволяете относительно себя, а какое неприемлемо;
  • давать понять это окружающим.

На хороших людях держится мир. Именно поэтому их нужно беречь и ценить. Почему врачи или спасатели, даже самые лучшие, могут казаться чёрствыми и циничными? Потому что, если они будут пропускать через себя каждую беду, то их не хватит надолго. Они берегут свой ресурс, чтобы он не угас раньше времени.

И тем не менее – если какое-то дело меняет мир к лучшему, то таких дел не может быть слишком много. Не жалейте усилий, чтобы согреть кого-то: он согреет другого, тот – третьего, и эта цепочка будет двигаться всё дальше и дальше. Когда-нибудь она вернётся и к вам. И чем больше правильных поступков будете совершать вы, тем выше вероятность увидеть вокруг результат.

Как трудно стать настоящим человеком…

Летом я прочитал книгу «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции» шведской писательницы Сельмы Лагерлёф. Я тоже люблю путешествовать, но пока география моих походов очень невелика: мы ездим всей семьёй в Рязань, в Москву к родным, в ближайшие городки, например, в очень древний город Зарайск... И я всегда во время этих поездок представляю, что на самом деле мы едем далеко-далеко и даже ещё не знаем, куда приедем в конце. Так хочется объездить всю свою страну, такую огромную, узнать о новых землях, людях, их жизни и обычаях! Но у нас нет такой возможности. А как было бы здорово!

С книгой Сельмы Лангерлёф я знаком уже давно. В ней рассказывается о мальчике, который был злым, жестоким, бессердечным. Он ни к кому не относился с уважением. За это гном сделал Нильса очень маленьким, превратил его в гнома. И в таком виде Нильс вместе с домашним гусём Мартином пустился в путешествие с дикими гусями, которые улетали в тёплые страны.

За время путешествия гуси становятся для Нильса друзьями. Постепенно он начинает понимать, как важно заботиться о ком-то и как важно, чтобы о тебе кто-то заботился. Дома он вообще не задумывался об этом. Он попадает в разные ситуации, в которых гусям требуется его помощь. И Нильс начинает заботиться о них, а гуси ‒ о нём. Мартин приносит Нильсу орехи, чтобы его порадовать, а Нильс пускается бегом через лес только затем, чтоб сказать белке Тирле спасибо. Он начинает ценить внимание к себе, впервые хочет сделать в ответ что-то хорошее, хотя бы поблагодарить. Если честно, для меня это тоже становилось открытием. Я, конечно, стараюсь не забывать поблагодарить, стараюсь вежливо обращаться с окружающими. Мама меня всегда этому учила. Но во время чтения я ещё раз понял, насколько это важно.

А когда Нильс сражается с лисой, спасая родную стаю, понимаешь, что он стал настоящим мужчиной. Он, как солдат, защищает тех, кто ему дорог. В этот момент он совершенно забывает о себе, вообще не думает о том, выживет ли он сам. Главное, чтобы они выжили. Мне кажется, этот эпизод очень важен и для Нильса, и для гусей, и для Мартина. Это уже начало пути к настоящему подвигу, который он совершает в замке: он практически один уничтожает целую армию крыс! Настоящий герой.

Вместе со стаей он облетел всю Швецию. Много повидал Нильс, и, когда вернулся в родной дом, стал совсем другим мальчиком. Гном сказал ему, что он сможет вернуться в прежний вид, когда его друга подадут к столу с яблоками. Нильс не сразу понял его. Ужасное условие открылось для него, когда он подслушал разговор родителей о том, что нужно зажарить Мартина, пока тот опять не увязался за дикими гусями. Когда Нильс понял, что колдовство Гнома разрушится после смерти любимого Мартина, он сразу побежал к сараю, чтобы выпустить его. Нильс даже не задумывается, что теперь он останется маленьким навсегда, что никогда не сможет обнять маму. А ведь ему так хотелось этого! Да и вообще, как он будет жить дальше? Получается, он отдал свою прежнюю жизнь за жизнь любимого друга, зная, что теперь никогда не станет таким большим, как раньше. Я думаю, не каждый мальчик смог бы так. Наверно, и не каждый взрослый. Это была настоящая победа, самая трудная ‒ потому что он победил самого себя. А гном, оказывается, этого и хотел, только проверял Нильса. А ведь и правда, многие не задумываются о том, что быть человеком ‒ это очень ответственно и трудно. Настоящим человек становится только тогда, когда сможет делать что-то для других, даже рискуя собой. Я думаю, такие книги очень важны, мне хочется, чтоб все ребята обязательно её прочитали.

История Нильса ‒ это только часть замечательной книги о Швеции, удивительной стране. Сельма Лагерлёф написала эту книгу для шведских школьников как учебник географии. В книге много легенд и сказаний о шведской земле, её истории, о древних городах и людях, которые там жили. Я читал эту книгу с большим удовольствием, мысленно переносился в далёкую чудесную страну. Сказочная страна Швеция даже снилась мне во сне. Когда я вырасту, я очень хочу поехать туда, посмотреть своими глазами на старинные замки, поросшие лесами горы, прохладные и прозрачные реки, познакомиться с жителями, найти новых друзей.

Было бы здорово, если бы у нас тоже были такие учебники. Я бы с удовольствием учился по ним.

Прочитав эту книгу, я захотел побольше узнать о своей родной стране. Может быть, я и не смогу поехать в Швецию, но по России обязательно попутешествую. Наша страна огромная, с разнообразной природой. Вряд ли можно было бы облететь её на Мартине. А на самолёте многое можно пропустить.

Я живу в небольшой деревне Ситьково, её название, наверно, мало кто знает. Зато у нас очень красиво. А ещё недалеко от нас находится село Константиново, где родился Сергей Есенин. Мы ездили туда с родителями. Когда стоишь на берегу Оки, кажется, раскинь руки ‒ и полетишь, далеко-далеко... Константиново ‒ тоже небольшая деревня. А можно ли её пропустить, не заметить? Как много тогда не узнаешь о России! А если отправиться в другую сторону, то совсем близко от нас имение писателя Достоевского Даровое. Совсем маленькая деревушка, а в ней родился писатель, которого не только в России, но и в Швеции, и во всём мире знают. А Зарайск? Небольшой городок ‒ а он даже старше Москвы! Он тоже рядом. Сколько красивых легенд связано с ним!

Наверно, когда я вырасту, я сам напишу такой учебник о своей стране. И иллюстрации к нему попрошу сделать своих маму и папу, они художники. Только летать не буду ‒ буду ходить. Чтоб не пропустить какую-нибудь малюсенькую деревушку, такую русскую, что дух может захватить.

__________________________

Николай Косяков, 11 лет, д. Ситьково, Рязанская область. Финалист конкурса «Книжный эксперт XXI века» (второй сезон)

Когда я задумываюсь над смыслом жизни, то всегда радуюсь потому, что я существую, что рядом является самыми дорогими мне людьми, что мне дано миловаться красотой окружающего мира и открывать этот мир для себя.

В то же время приходит ощущение большой ответственности за этот мир и гордости от осознания того, что ты человек. Но в само понятие «быть человеком» каждый вкладывает свое значение. И, в большей степени, именно это значение влияет на действия и поступки, а иногда, и на ход самой жизни.

В моем понимании, быть человеком - это значит

Воспитать в себе высокие моральные качества.

Проследив исторический путь человечества, понимаешь, что в основе каждого общества всегда лежала определенная мораль, которой руководствовались люди. Десять заповедей христовых - это тоже мораль, мораль гуманная. Но в мире было столько антигуманных укладов, что это наводит ужас.

Но я убеждаюсь в том, что у каждого человека есть своя мораль. И именно от нее зависит, каким будет человек.

Мне в жизни повезло на хороших людей. И мои воспитатели в детском садике, и мои учителя, и, прежде всего, мои родители - это люди, из которых я беру пример. Все они повлияли на

Мою воспитанность и эрудицию, собственно говоря, они повлияли на мой характер, научили чуткому отношению к другим людям. Но маловато быть учтивым и доброжелательным для того, чтобы все вокруг считали тебя человеком с большой буквы. Безусловно, не всем дано стать выдающимися и всемирноизвестными людьми. Но каждый может стать человеком, которого уважают.

Я думаю, что настоящий человек - это хороший друг, способный прийти на помощь, освободить из беды и не завидовать счастью других людей. Это хороший сын или дочка, способные обеспечить своим родителям спокойную старуху.

Хороший человек создаст хорошую семью и будет примером для своих детей.

И, безусловно, такие вредные привычки, как алкоголь и наркомания, никогда не уживаются с понятием хорошего человека. А я считаю, что быть человеком - это значит быть хорошим человеком. Нельзя брать пример с тех, кто хорошо относится только к своей семье, только к своим друзьям, но презирает других людей. Человек при любых обстоятельствах должен оставаться человеком: и в отношении к другим людям (соседей, сотрудников, просто прохожих), и в отношении к природе, и в отношении к своему городу, своему государству, своему народу.

Я уважаю людей искренних, в которых и помыслы, и поступки вызывают уважение. Но в жизни бывают наоборот: на работе - передовой производственник, а дома - деспот, который терроризирует всю семью; в школе - добросовестный ученик, а дома - лентяй, который ложку за собой не помоет.

А еще одну черту, которую я не извиняю людям, является измена. Эта черта и в большом, и в малом мне отвратительная. Измена несовместима с понятием «быть человеком».

Я постоянно пытаюсь следить за тем, чтобы не пришлось стесняться своих помыслов и своих поступков. Меня вдохновляет высказывание А. П. Чехова: «В человеке все должно быть прекрасным: и лицо, и одел, и душа, и помыслы.»

Класс: 3

Цели урока:

  • рассмотреть героя сказочной повести, проявление его характера в поступках и речи, развитие характера во времени;
  • развивать самостоятельность в чтении, умение высказывать суждение о прочитанном.

Место данного урока в системе уроков по этой теме: третий урок в системе уроков по изучению сказочной повести Сельмы Лагерлеф “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями”.

Оборудование и используемые учебные пособия:

Чуракова Н.А.учебник “Литературное чтение”, ИКТ: отрывки из мультфильма “Заколдованный мальчик”,рисунки детей к сказочной повести, портреты Л.Н. Толстого, Сельмы Лагерлеф.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Учитель : Какое у вас было домашнее задание?

Дети : Нарисовать иллюстрации на тему “Каким я себе представляю Нильса” к отрывкам сказочной повести.

Учитель : Рассмотрите рисунки ваших товарищей. Как вы думаете, почему я просила, чтобы дома вы нарисовали иллюстрации к разным отрывкам повести Сельмы Лагерлеф?

Дети : Чтобы можно было пронаблюдать, как меняется образ главного героя в сказочной повести.

– Чтобы разобраться, как меняется характер Нильса во времени.

– Чтобы понять смысл этого произведения.

Учитель : Как называется глава учебника, где помещена сказочная повесть “Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями?”

Дети : “Как трудно стать человеком”.

Дети затрудняются ответить.

Учитель : А смысл названия главы вам понятен? Ведь Нильс и родился человеком. Разве нужно тому, кто родился человеком, еще и становиться человеком?

Дети : Стать человеком– означает стать хорошим человеком, настоящим человеком.

Учитель : Прав ли Мартин, который сказал Акке про Нильса: “Его и человеком-то не назовешь”?

Дети : Если судить по прошлым поступкам, его нельзя назвать человеком. К тому же Нильс слишком маленького роста, чтобы считаться человеком и представлять хоть какую-то опасность для стаи.

Учитель : Прочитайте эпиграф к главе (с.38). Давайте уточним, кто же такой Григорий Горин? Знаете ли вы такие кинофильмы как “Обыкновенное чудо”, “Тот самый Мюнхгаузен”? сценарии для этих фильмов написал известный русский драматург, который умер совсем недавно,– Григорий Горин.

– Как вы, ребята, понимаете смысл эпиграфа? Что значит стать еще более живым? Возможно ли это?

Дети : Писатель имеет в виду пробуждение в человеке его души, человек может “прозреть”, стать более чутким по отношению к другим людям, к окружающему миру.

Учитель : Кто из вас может адресовать эти слова самому себе?

Дети поднимают руки.

Учитель : В чем это проявится?

Дети : В помощи животным, природе, близким и знакомым людям.

II. Анализ отрывков сказочной повести в аспекте главной нравственной проблемы “Стать человеком”. (с.31-61)

Учитель : К кому из известных вам литературных героев можно отнести слова Григория Горина?

Дети : К Нильсу.

Учитель : А теперь начнем работать над каждой главой в отдельности, чтобы проследить, как проявлялся и изменялся со временем характер Нильса в поступках и речи.

– Как нам лучше организовать работу на уроке, чтобы успеть проанализировать все главы, которые мы прочитали вместе.

Дети : Работать по группам.

Учитель : Хорошо, я рада, что вы научились экономить учебное время и знаете очень хороший способ сделать это. Сколько групп может быть?

Дети : Сколько групп рисовали иллюстрации, столько и главы будут анализировать-4. (по 6 человек в каждой группе.)

Все группы получают карточки с заданиями: рассмотреть героя сказочной повести, проявление его характера в поступках и речи в разных отрывках.

Дети работают 5-7 минут, после чего начинается обсуждение. Все, что ребята говорят о Нильсе, доказывается текстом. Основные черты характера героя записываются в тетради по литературному чтению с указанием номера страницы для чтения подтверждения этой черты.

III. Просмотр отрывка из мультфильма “Заколдованный мальчик”.

Реализация требований нового ФГОС:

Учитель : Прежде, чем начать обсуждение главного героя, посмотрим, каким же предстает перед нами Нильс в самом начале (просмотр отрывка мультфильма).

IV. Продолжение работы по анализу отрывков сказочной повести.

Учитель : Послушаем ребят 1 группы (проявление характера Нильса в поступках и речи в 1 отрывке с.38-42)

Дети называют черты характера и зачитывают соответствующие отрывки повести.

Озорной, рассеянный, нерадивый, ленивый, хулиган, нетерпеливый, непоседа – с.38.

Лгун, неуч, любопытный – с.39.

Сообразительный, догадливый – с.40.

Забияка, хитрый, находчивый, осторожный, безжалостный – с.41.

Жадный, эгоистичный – с.42.

2 группа детей анализирует отрывок на с.42-47.

Врунишка – с.43.

Послушный, настойчивый, целеустремленный, задира, обидчивый – с.43.

Доверчивый, смышленый, догадливый, трусливый – с.44.

Хулиган, обижал всех, кто слабее него, вежливый – с. 45.

Льстивый, бессердечный – с.46.

Самолюбивый – с.47.

3 группа детей анализирует отрывок на с.47-55.

Заботливый, бесстрашный, отчаянный – с.48.

Жалостливый, ласковый – с.49.

Цепкий, выносливый, привязанность к своему дому – с.50.

Заботливый, решительный, благодарный, умеет приспосабливаться к новым условиям жизни – с.51.

Запасливый – с.52.

Нетерпеливый, открытый, умеет смириться с обстоятельствами – с.54.

Умеет вжиться в чужую для него жизнь – с.55.

4 группа детей анализирует отрывок на с.55-60.

Выносливый, смелый, отважный, справедливый, храбрый, сообразительный, ловкий – с.56.

Смелый, отчаянный, умеет защитить друга, сильный, находчивый – с.57.

Не жалеет жизни ради друга, решительный, бесстрашный, цепкий, выносливый – с.58.

Доверчивый, человечный, ранимый – с.59.

Добрый, отважный, справедливый, сильный, умный, храбрый, приносит счастье другим – с.60.

Учитель : Как же изменился характер Нильса за время путешествия? Я буду называть качества, присущие Нильсу до путешествия, а вы называйте те качества, которые приобрел герой во время путешествия.

Был – стал:
Рассеянный – внимательный.
Хулиган – справедливый.
Нетерпеливый – выносливый.
Одинокий – приобрел много друзей.
Лгун – правдивый.
Ленивый – трудолюбивый.
Забияка – защитник, друг.
Безжалостный – человечный.
Эгоистичный – щедрый.
Трусливый – отважный.
Обидчик, бессердечный – защитник слабых, смелый.
Противный, самолюбивый – приносит счастье другим.

Учитель : Получается, мы видим двух совершенно разных людей. Почему же так изменился Нильс?

Дети : Приобрел мудрость, жизненный опыт за время путешествия. Происходит становление человека.

Учитель : Мог бы Нильс не помочь Мартину?

Дети : Нет, сам погиб бы.

Учитель : Мог бы он не помогать дикому гусю?

Дети : Мог. Ведь угрозы для жизни Нильса не было, но уже стая стала его семьей.

Учитель : Почему же Нильс не побоялся погнаться за лисом, который был во много раз больше него и мог раздавить его одним взмахом своей мощной лапы?

Дети : Он был одержим приступом храбрости.

Учитель : Зачем мальчику понадобилось спасать гуся, если раньше он дразнил животных, бросал в них камнями?

Дети : Гуси стали его семьей, его родными в теперешнем положении, он полюбил их. Учитель: В старину, когда русский мужчина звал девушку замуж, он говорил ей: “Я люблю тебя больше, чем себя.”

Вот и Нильс забыл об опасности, которая угрожает его собственной жизни, когда спасал гуся, он любил и жалел гуся больше, чем себя.(слова Л.Н.Толстого)

Случайно ли Сельма Лагерлеф делает так, что Нильс попадает в другое измерение и начинает понимать язык животных?

Учитель : Найдите на с.60 строки, подтверждающие мысль о том, что природа находится в опасности.

Дети : “Ты первый человек, от которого мы видели добро…”

Учитель : Только вдумайтесь в эти слова, дети! В ваших руках будущее планеты.

Знайте, прогресс цивилизации оплачен потерями природы: унылые пустыри сменяют тенистые леса, пустыни наступают на поля, отравлены многие тысячи рек и озер, исчезли сотни видов растений и животных. Долг человека – защищать все живое. Эта мысль была высказана в начале ХХ века замечательным врачом и философом Альбертом Швейцером, который построил в Африке больницу. В ней находили приют не только люди, но и больные животные: лань, обезьяна, пеликан. А на письменном столе врача всегда стояла чашечка со сладкой водой, которой приходили лакомиться муравьи.

А в нашем городе как люди заботятся о природе?

Дети: Сохранили много участков леса, сажают деревья, цветы, подкармливают птиц, белок.

V. Осмысление идеи рассказа.

Учитель : Вернемся к названию сказочной повести. Помните, мы говорили, что в названии очень часто содержится идея произведения?

Почему именно с дикими гусями суждено было отправиться в путешествие Нильсу?

Дети : Сам был дикарь.

Дети : Путешествие – это жизненный путь. Все мы путешествуем по жизни. Произошло настоящее чудо в жизни Нильса.Он учился у природы ее простоте и мудрости, сумел “прижиться” в непривычной обстановке, выжить в трудных ситуациях, не ропща и не перекладывая на чужие плечи своих бед.

– Стал человеком, настоящим человеком: заботливым, чутким, сильным.

Учитель : Почему именно Нильсу выпало такое трудное испытание?

Дети : Он был двоечником и не мог прочитать книги, чтобы научиться на ошибках других людей.

Учитель : Какова же главная мысль сказочной повести Сельмы Лагерлеф? Что она хотела объяснить читателям?

Дети : Каждый человек – человек, а главный путь изменения жизни в самосовершенствовании.

– Сельма Лагерлеф хотела, чтобы люди задумались над тем, что такое настоящая доброта и настоящая любовь, берегли природу, учились на опыте других людей, чтобы самим не оказаться путешественниками в пустынном мире, а использовать это время во благо расцветания природы.

Учитель : надо любить все живое на Земле, идти к нему с добром, тогда тебе отплатят тем же.

– Правильно ли поместили сказочную повесть в разделе “Как трудно стать человеком”?

Дети : Правильно. Ведь она показывает, какие испытания надо пройти, чтобы стать настоящим человеком: добрым, заботливым, ответственным за другого человека, за животных, за природу.

Учитель : И не только за близких людей, но и за тех, кого мы, может, и не знаем, но кто нуждается в нашей помощи. Как Нильс среди животных, так и мы, живя среди людей, проявляем свой характер в поступках и речи, осознаем со временем и понимаем что-то новое.

VI. Итог урока.

Учитель: Над чем каждый из вас сегодня задумался? Поделитесь своими мыслями, чувствами.

Дети : Надо внимательнее относиться ко всему, что нас окружает.

Учитель : Глубже понять главную мысль сказочной повести мы сможем …

Дети: Когда рассмотрим систему образов и разберемся в характерах и отношениях героев.

Учитель: Этим мы и займемся на следующем уроке.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта