Главная » Дом » Рисунки на тему ты сам мастер. Урок по изобразительному искусству на тему"Ты сам мастер ДПИ. Декупаж" (5 класс). Этаты работы в технике декупаж цветочных горшков

Рисунки на тему ты сам мастер. Урок по изобразительному искусству на тему"Ты сам мастер ДПИ. Декупаж" (5 класс). Этаты работы в технике декупаж цветочных горшков

Тема: Творческая работа по изобразительному искусству в 5 классе по теме:

«Ты сам мастер декоративно – прикладного искусства.

Мозаика.»

Разработала:Недоступова Галина Владимировна .



Цели занятия:

1. Образовательные:

    познакомить с декоративно-прикладным видом искусства-мозаикой;

    совершенствовать навыки составления композиции из цветной бумаги;

    создать условия для усвоения учащимися последовательности работы в технике мозаика.

2. Развивающие: способствовать развитию творческой фантазии,художественного вкуса,восприятию цвета,зрительной памяти,творческих способностей;

    способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия);

    способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета и формы);

    способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.

3 . Воспитательные:

    создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;

    способствовать формированию нравственных качеств личности.

Методическое оснащение занятия:

    Материально-техническая база:

    Презинтация,выполненная в Power Point ;

    Мультимедийный проектор,экран,компьютер;

    Дидактическое обеспечение:

    рисунки;

    репродукции;

    плакаты;

    образцы работ.

Методы обучения:

    проблемный;

    объяснительно-иллюстративный;

    репродуктивный;

    частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

    фронтальная;

    индивидуальная.

Словарная работа:

    мозаика, смальта.

II Ход занятия.

    Организационный момент:

    проверка готовности учащихся к уроку.

    Актуализация знаний учащихся:

2.1. Что понимаем под словом «Мозаика»? (Поиск правильного решения).

Мозаика – художественное изображение, узор, составленный из скреплённых между собой разноцветных мелких камушек, кусочков окрашенного стекла. («Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова).

2.2. Раскрыть понятие «Мозаика» с точки зрения изобразительного искусства.

    Вспомнить пять видов ИЗО. (Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство).

    Определить к какому виду ИЗО ближе мозаика и почему.

    Где в нашем городе можно увидеть мозаичные картины.

2.3. Обобщение учащимися полученных данных.

    Изложение нового материала:

    1. Мозаика – особый вид монументальной живописи, которая создаётся из маленьких разноцветных камушек или цветного непрозрачного стекла.

    1. История развития.

Мозаика - одна из самых древних техник декоративно-прикладного искусства. Предположительно зародилась она еще в Древней Греции и распространилась на соседние территории, всюду, где появлялись греческие колонии. Не меньшую популярность мозаика имела в Древнем Риме. Достаточно вспомнить хрестоматийные примеры прекрасных мозаик, обнаруженных при раскопках города Помпеи. В эпоху поздней Римской империи мозаику уже можно встретить практически везде: и в частных домах, и в общественных сооружениях. По большей части ею отделывали пол, при росписи стен предпочтение отдавали фрескам. В результате рождались нарядные и по-настоящему величественные пространства.

Возникновение мозаики на Руси неотделимо от умения представителей славянских племен, проживающих на территории Киевской Руси в VIII-IX в.в., изготовлять стекло. И не только собственно стекло, но и разнообразные стеклянные изделия. Ремесленники научились создавать мозаичные смальты, представляющие собой стеклянные прозрачные, полупрозрачные (или так называемого заглушенного стекла) кубики либо пластинки, палитра которых превосходила все существующее ранее. Киевские умельцы достигли небывалого мастерства в сфере мозаичного дела. Они взяли настолько высокую планку, что превзошли уровень мастеров Западной Европы! Отныне мозаика киевской Руси стала образцом истинного искусства для Запада.

Вообще-то, России понадобились семь долгих веков, чтобы, с одной стороны, подхватить мозаичное искусство всех стран и государств (Киевской Руси в том числе), а с другой стороны – поднять его на невиданную высоту. Этот взлет связан с именем М. Ломоносова – «изобретателя мозаики в Российской империи». Он придумал ускоренный способ набора мозаики, усовершенствовал технику, освободил мозаичное искусство от застывших форм и стесняющих традиций. В его мастерских изготавливались образцы смальты, имеющие множество оттенков по яркости и насыщенности. Хотя бы приблизительно похожие не встречались в тот период больше нигде. Так в России появилась своеобразная, неподражаемая, своя мозаика, русский стиль которой – неповторимый и самобытный придал именно Ломоносов.

Римские мозаики выкладывали из маленьких кубиков (столбиков) смальты (непрозрачного и очень плотного - стекла) или камня. Иногда в ход шли также галька и мелкие камешки.

Изображение греческой богини моря Фетиды.

Мозаичное панно, прославляющее подвиги Александра Македонского.

Портрет М.Ломоносова.

Мозаику используют также для украшения произведений декоративно прикладного искусства:кувшинов,тарелок,чаш и других предметов.Стеклянная мозаика,незаменима для облицовки:бассейнов,водопадов,фонтанов,ванных,кухонь,фасадов зданий.

Мозаика для фасадов домов. Мозаика для бассейнов.

Мозаика для ванной комнаты.

Мозаика на посуде.

Мозаику можно выполнять с помощью ткани,из разноцветных кусочков пластелина,цветной бумаги.

4. Закрепление материала.

    Перечислите основные материалы, используемые для создания мозаики.

    Что такое смальта? Дать определение (как поняли).

    Кто возродил смальтовую мозаику в России.

    Практическая работа.Самостоятельная работа(творческая).

Последовательность выполнения работы.

- работа выполняется в технике мозаики из цветной бумаги;

-выбор палитры цветной бумаги по эскизу;

-составление мозаики из разноцветных кусочков цветной бумаги;

6.1. Текущий инструктаж. (По ходу работы).

6.2. Целевые обходы.

    Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.

    Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций.

    Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.

    Рациональное использование учебного времени учащимися.

7.Рефлексия.

    Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися.

    Что узнали нового?С каким видом искусства познакомились на уроке?Что понравилось на уроке?

    Почему целесообразно сначала выполнять работу в эскизе, а затем в материале?

    Просмотр работ.

    Выставление отметок.Уборка рабочего места.

Детские работы



Тема урока : Ты сам – мастер декоративно - прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале. Маки.

Цели урока:

Познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере выполнения практических работ;

Раскрыть внимание в ходе восприятия произведений современного декоративно-прикладного искусства на единство формы и содержания, на зависимость характера формы от характера содержания и материала, на средства, используемые художником для выражения своего замысла;

развивать художественную осведомленность, фантазию;

Задачи урока:

воспитывающая – осмысление места декоративного искусства в жизни общества, дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся, понимания особенностей декоративного прикладного искусства;

обучающая – закрепление знаний детей о месте и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена, формирование умения учащихся отражать в рисунках и проектах единство формы и декора на доступном уровне;

развивающая – развитие образного мышления, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, развитие умения сравнивать и обобщать, развитие способностей эстетического восприятия.

Материалы: альбом, карандаш, ластик, акварельные краски,вода, соль.

Использование ИКТ : презентация к уроку.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Методы : - словесные (инструктаж, рассказ);

Наглядные (демонстрация пособий, использование ИКТ – презентации по теме урока);

Социальный (сочетание индивидуальной работы);

Метод стимулирования и мотивации (создание проблемной ситуации, выполнение практического задания, создание ситуации успеха).

Формы организации работы на уроке:

Фронтальная.

Ход урока:

1. Организационный момент:

проверка наличия учащихся, их готовность к уроку;

повторение правил техники безопасности;

оценка благоприятности психосферы учебного занятия.

2. Изучение нового материала:

Теперь ты сам можешь выступить в роли настоящего художника ДПИ.

На этих уроках вы сможете своими руками сделать красивые декоративные вещи. Они оживят интерьер школы или вашего дома, наполнят их теплом, но самое главное – вы подарите радость всем, кто умеет по - настоящему ценить красоту.

Декоративно-прикладное искусство охватывает ряд отраслей, которые создают художественные изделия главным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие и т. д.

Основные виды декоративно-прикладного искусства:

Батик

Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с одним из разновидностей ДПИ - Батик. В словаре Брокгауза и Эфрона читаем : «Батик, способ окрашивания тканей, впервые применённый туземцами на острове Ява, оттуда перенесенный в другие страны Азии, а в новейшее время получивший распространение и в Европе».

По словарю Ожегова. Батик - многоцветная ткань у народов Индонезии.

По толковому словарю Даля Батик (малайск.)

1. Техника художественной росписи тканей.

2. Многоцветная ткань, украшенная такой росписью.

нанесение рисунка на ткань с помощью узлов - одна из древнейших форм ручной отделки текстиля, широко распространенная у восточных народов; вид многоцветной ткани: каждый цвет наносят на ткань, освобождая ее для этого от слоя воска, - производство батика особенно развито у народов Индонезии.

Изделия из батика ручной работы по натуральному шелку - это эксклюзивные работы, это редкость. Они экстравагантны и в то же время практичны; их можно не только носить, но и просто наслаждаться их видом, получая эстетическое удовольствие (батик картина).

Современные техники росписи ткани очень разнообразны.

Батик вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств - акварели, пастели, графики, витража, мозаики.

Существует горячий и холодный батик.

Горячий батик - В качестве резерва в горячем батике используется воск.

Воск наносится с помощью специального инструмента. Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение.

Горячий батик называется так потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде.

Этот способ используется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.

Холодный батик - в большей мере используется при нанесении краски на шёлк, при этом роль резерва выполняет специальный материал. Существуют как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный резерв наносится специальными инструментами - стеклянными трубочками.

Холодный батик требует более аккуратной работы, так как он создаётся «в один слой». Также в технике холодного батика имеется больше возможностей для свободной росписи и создания живописных работ. Техника «в одно касание» позволяет создавать работы, сходные по восприятию с «мокрой» акварелью. Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли.

Техника узелкового батика

Он был распространён в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью. Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые. С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».

3. Закрепление изученного материала:

Какие основные виды декоративно-прикладного искусства вы сегодня запомнили?

Что такое холодный и горячий батик?

Физкультминутка.

4. Практическая творческая работа:

Сегодня на уроке мы используем технику холодного батика на примере Красного мака с добавлением соли.

Выполнить предварительный эскиз (в тонких линиях) изображения на тему «Маки»;

сделать заливку цветом, соответственно цветовой гамме вашего цветка;

посыпать солью;

дать высохнуть.

Давайте окунемся в историю. Что символизирует «красный мак»

Египет. Для жителей этой страны цветок был символом молодости, женской красоты и очарования

Античность. Можно сказать, что в Древнем Риме и Элладе этот цветок почитали более всего, именно оттуда родом несколько легенд о его происхождении. Согласно одной легенде, Венера после смерти Адониса долго плакала, ничто не могло ее успокоить. И каждая ее слезинка превращалась в мак.

Восток В персидской культуре мак - символ счастья, вечной любви, радости. Буддисты были твердо убеждены в том, что мак появился после того, как засыпающий Будда коснулся ресницами земли.

В Китае цветок ассоциировали с успехом, красотой, отдыхом и отдаленностью от суеты

Новое время Существовало поверье, что не просто так красные маки растут на полях сражений. Они якобы символизируют кровь погибших солдат

Красный мак - символ памяти жертв Первой мировой войны, а впоследствии - жертв всех военных и гражданских вооружённых конфликтов, начиная с1914 года.

Посмотрите на красоту этих цветов.

Текущий инструктаж. Во время практической работы учащихся учитель проводит обходы рабочих мест с целью:

контроля за правильностью выполнения приемов работы;

Оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения в работе;

контроль объема и качества выполненной работы.

5. Анализ и итоги урока:

В конце занятия провести анализ творческих работ учеников с точки зрения следующих критериев: декоративность, содержательность, условная выразительность, оригинальность решения творческого задания. Выставление оценок.

Д/з. Принести материалы для выполнения творческой работы: картон, клей ПВА, ножницы, куски ткани разного цвета, куски веревки, толстых ниток.

6. Рефлексия

“Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы. На доске изображена ваза. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Цвета:

  • красный - восторженное;
  • оранжевый - радостное, теплое;
  • желтый - светлое, приятное;
  • зеленый – спокойное;
  • синий - неудовлетворенное, грустное;
  • фиолетовый - тревожное, напряженное;
  • черный - упадок, уныние.


  • Цели урока: развивать творческие способности учащихся, познакомить с процессом изготовления панно
  • Задачи:
  • формирование:
  • интереса к изобразительному искусству;
  • развитие:
  • речи, памяти, мышления, творческого воображения, художественно-эстетических навыков учащихся, глазомера и внимания,
  • расширение кругозора учащихся;
  • воспитание:
  • любви к искусству, эстетических чувств, аккуратности и трудолюбия

  • В национальных традициях нашего народа следует выделить интересный вид лоскутного шитья, называемый панно, который включает в себя обтягивание картона тканью, создание объемных игрушек и фигур, украшений прикладного характера. Сегодня декоративное панно совершенно не устарело, а скорей, наоборот, интерес к нему с каждым годом становится все больше и больше.
  • Не удивительно, что у нас такой вид искусства активно развивается, поскольку он неразрывно связан с шитьем, вышивкой, вязанием, бисероплетением и прочими видами искусства. История возникновения панно уходит глубоко в прошлое, поскольку еще в древних летописях мы находим описания предметов, выполненных с помощью данного вида прикладного искусства. Многочисленные археологические раскопки памятников старины, курганов и древних городов на территории нашей страны полностью подтверждают данный факт.
  • Взгляните на следующие работы….







Эти чудесные картины –ПАННО

А что это такое?


(фр. panneau от лат. pannus - кусок ткани ) - живописное произведение декоративного характера, обычно предназначенное для постоянного заполнения каких-либо участков стены (настенное панно) или потолка (плафон); барельеф, резная, лепная или керамическая композиция, служащая для той же цели.

Панно, выполненные на внешних стенах здания из цветных плиток или в технике фрески, называют иногда муралями.


(фр. esquisse ) - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз - быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий. Может быть выполнен в различной технике.

Эскизы недороги и позволяют художнику сделать наброски и попробовать другие идеи, прежде чем воплощать их в живописи .




Аккуратно располагаем декоративные элементы и закрепляем с помощью клеевых основ (ПВА, клей-пистолет, клей Момент и т.д.)




  • Картон
  • Клей ПВА
  • Ножницы
  • Карандаш простой
  • Ластик
  • Материал для декорирования (пуговицы. пряжа, семена, сухие листья и т.д.)

Тип урока: Изучение нового материала, урок - творчества.

Цель урока: Развитие художественно-эстетического мышления детей, посредством работы с гофрированным картоном в технике квиллинг. Сформировать у детей чувство успеха, уверенности в себе, пробудить желание постоянно творить, создать изделие декоративно – прикладного искусства для украшения интерьера.

  • Обучающие : Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Формировать у детей практические навыки работы с бумагой в технике “квиллинг”.
  • Развивающие : Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию детей, способность работать руками, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер, развивать пространственное воображение.
  • Воспитывающие : Воспитывать интерес к работе с бумагой в технике “квиллинг”, совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Оборудование для учителя: ПК, мультимедиапроектор.

Оборудование для детей: полоски цветного гофрированного картона, клей ПВА, зубочистки, ватные палочки.

План урока (45 мин.)

Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3 мин.

Повторение изученного материала. Фронтальный опрос. 5 минут.

Практическая часть. Мастер-класс по квиллингу из гофрированного картона с демонстрацией презентации. 30-32 мин.

Заключительная часть. Подведение итогов. Выставка работ. 5 мин

Организационный момент:

Приветствие, проверка наличия необходимых материалов и принадлежностей у учащихся.

Повторение изученного материала:

На прошлом уроке мы с вами вели разговор о современном декоративном искусстве.

(Просмотр презентации)

Слайд 2. - Давайте вспомним, какие существуют виды современного декоративно-прикладного искусства. Какие материалы используют художники. (Ответ учащихся – керамика, художественное стекло, металл, гобелен, батик.)

Слайд 3. - Правильно, а сегодня на уроке я предлагаю каждому стать мастером декоративно-прикладного искусства и выполнить объемную работу из гофрированного картона для украшения интерьера.

Слайд 4. - Для этого нам понадобятся следующие материалы и инструменты: полоски цветного гофрированного картона, клей ПВА, зубочистки, ватные палочки.

Слайды 5-6-7-8. Квиллинг – от английского слова “наматывать”. Квиллинг – это закручивание серпантином полосок из бумаги или гофрированного картона, которые принимают ажурный филигранный вид.
Умелыми руками мастеров можно сделать удивительные изделия. Посмотрите.

Слайд 9. – Приступаем к работе. Возьмите полоску гофрированного картона желтого цвета и скрутите тонкую трубочку. Докрутите трубочку в катушку-ролл.

Слайд 10. - Выполните точно такие же катушки-роллы из полосок гофрированного картона другого цвета. Затем из каждой катушки сделайте форму сердечка.

Слайд 11. – Изготовление стебелька. Сложим пополам зеленую полоску картона, склеим обе половинки, оставив место для цветочка. Вклеим желтый цветок-сердечко. Повторим тоже самое с другими полосками картона.

Слайд 12. - Изготовление листочков. Возьмем кусочек зеленого гофрированного картона, разрежем его по диагонали – получим треугольные листочки. Выполним таким же образом листочки для других цветов.

Слайд 13 - Приклеим листочки к стебелькам цветов. Загнем нижний край у стебельков. Выполним вазу – скрутим катушку – ролл большего диаметра, выдавим пальцами форму, проклеим ее внутри. Вклеим цветы в вазу. Заполним вазу “грунтом” - мягкой бумагой.

Слайд 14. - Приклеим “травку” на мягкую бумагу в вазе (нарезанные кусочки картона).

Заключительная част. Выставка работ.

Ребята, вы настоящие мастера декоративно-прикладного искусства. Давайте посмотрим, какие работы у вас получились.

(Учащиеся располагают свои работы на партах.

Вместе с учителем определяют лучшие.)

Подведение итогов:

Сегодня на уроке мы познакомились с техникой квиллинг, надеюсь, что вы продолжите работу с гофрированным картоном в этой технике. Желаю всем успехов.

На этом урок закончен. До свидания.

Список используемой литературы.

1. Букина С.Букин М. Квиллинг: волшебство бумажных завитков. – “Феникс”, Ростов-на-Дону: 2011

2. Зайцева А.А. Искусство квилинга: магия бумажных лент.- М.: Эксмо,2009.

3. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – ООО Издательство “Скрипторий 2003”, М: 2008

4. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике -2 – ООО Издательство “Скрипторий 2003”, М: 2007

5. Пишикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. – М.: ООО Издательство “Скрипторий 2003”, 2008.

    Раскрыть внимание в ходе восприятия произведений современного декоративно-прикладного искусства на единство формы и содержания, на зависимость характера формы от характера содержания и материала, на средства, используемые художником для выражения своего замысла;

Задачи урока:

  • воспитывающая - осмысление места декоративного искусства в жизни общества, дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся, понимания особенностей декоративного прикладного искусства;
  • обучающая - закрепление знаний детей о месте и роли декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена, формирование умения учащихся отражать в рисунках и проектах единство формы и декора на доступном уровне;
  • развивающая - развитие образного мышления, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности, развитие умения сравнивать и обобщать, развитие способностей эстетического восприятия.

Материалы: рабочая тетрадь, ручка, графитный карандаш, ластик, линейка, цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей ПВА или клей - карандаш.

На доске: дата, тема, термины : «панно».

Зрительный ряд:

  • оформление классной доски - эскизы панно на различные темы.

Использование ИКТ : презентация к уроку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: - словесные (инструктаж, рассказ);

Наглядные (демонстрация пособий, использование ИКТ - презентации по теме урока);

Социальный (сочетание индивидуальной);

Метод стимулирования и мотивации (создание проблемной ситуации, выполнение практического задания, создание ситуации успеха).

Формы организации работы на уроке:

Фронтальная.

Ход урока:

1. Организаторский момент:

  • проверка наличия учащихся, их готовность к уроку;
  • повторение правил техники безопасности на уроках технологии;
  • оценка благоприятности психосферы учебного занятия.

2. Изучение нового материала:

На этих уроках вы сможете своими руками сделать красивые декоративные вещи. Они оживят интерьер школы или вашего дома, наполнят их теплом, но самое главное - вы подарите радость всем, кто умеет по - настоящему ценить красоту.

Во-первых, необходимо определиться в выборе места, где будут размещены работы (в коридоре, столовой, рекреации), решить, каков будет их размер и содержательный мотив. Можно сделать, например, декоративное панно на темы: «Праздничные гулянья», «Веселые посиделки», по мотивам русских народных сказок, древних образов народного искусства - древо жизни, коня, птицы, матери - земли.

Рождение замысла и воплощение его в эскизах - это один из самых важных и ответственных моментов творческого процесса. От того, насколько он будет плодотворен, и зависит успех дальнейшей работы над декоративной композицией.

Работу над эскизами начинают с поиска пластического решения главного образа композиции. Нужно стремиться к тому, чтобы изображение было лаконичным, обобщенным и выразительным. В эскизе не нужны подробности.

Законченные эскизы необходимо внимательно просмотреть. Затем, выбрав самые удачные, доработать, обогатить интересными находками других авторов.

Прежде чем приступить к работе в материале, нужно выполнить так называемый картон , т.е. вспомогательный рисунок, в котором композиция исполняется в натуральную величину.

Рисунок на картоне можно обвести угольком, разделить на фрагменты, пронумеровать детали. Это облегчит работу, связанную с выполнением отдельных деталей. Приложив лист бумаги к рисунку, вы сможете быстро сделать на нем оттиск нужной формы, вырезать ее и, поставив с обратной стороны соответствующий номер, начать украшать деталь. Детали собираются в более крупные блоки, а затем монтируются на панно.

Для декоративной работы могут понадобиться материалы: кусок оргалита, мешковина или холст разных оттенков и фактуры, а также кожа, цветное сукно, кусочки ткани, велюра, веревки разной толщины, шпагат, бумага и клей ПВА.

Для украшения панно потребуется заготовить большое количество узелков, петелек, завитков разной величины, а также плетеные косички и крученые веревки. С косичками придется немного потрудиться: необходимо научиться продергивать веревку через петлю, подобно тому, как это делает мама, когда вяжет крючком веревочкцу.

Чтобы представить общее цветовое решение панно и подобрать нужные материалы, разложите их на картоне. Отдельные детали панно можно выполнить, используя шпагат.

На приклеенную поверхность приложите друг к другу короткие отрезки шпагата, подтягивая их к середине. Когда клей высохнет, можно подрезать края детали и украсить их косичкой или веревкой.

Используя вырезанные из кусков кожи, велюра или плотной ткани детали, а также петельки, завитки, узелки, крученые веревки, вы можете выстраивать из них причудливые узоры, свободно декорировать большие поверхности, по - разному комбинируя и сочетая на них разные элементы.

Чтобы панно получилось красивым, постарайтесь делать эту работу аккуратно, с любовью, а главное - смело фантазируйте.

Еще один вариант выполнения декоративного панно () - из соленого теста. Изготовить такое тесто несложно самому: нужно взять стакан муки одну столовую ложку соли и добавлять понемногу воды, пока не получится крутой замес. Материал для панно готов, можно начинать работу.

Вначале необходимо сделать эскиз (условно, обобщенно, выразительно) и перевести рисунок на основной формат. На твердой оргалитовой основе рисунок можно выполнить мелом. Лучше начать работу с крупных форм. Чтобы связать лепное изображение с основой, следует проклеить тонким слоем ПВА нужный участок рабочей поверхности, а затем, выложив на него кусок теста, начать работу над лепным изображением в соответствии с рисунком. Отдельные детали, например оборки платья, лепестки цветов и т.д., можно сделать более рельефными, выступающими над лепной поверхностью.

Работа будет красиво смотреться, если вы украсите отдельные участки узорами. Их можно продавить линейкой или стекой, придав им вид геометрического орнамента. Можно сделать углубления острым концом карандаша, а также налепы в виде шариков из теста с углублениями в них. Способов украсить поверхности очень много - нужно только проявить выдумку, изобретательность и фантазию.

Когда лепное изображение будет готово, дайте ему просохнуть. А на следующем уроке можно очень осторожно включить цвет, предварительно составив палитру из нежных цветов. Лучше всего работать, чуть - чуть касаясь полусухой плоской кистью рельефной поверхности, не стараясь ее перекрыть полностью. Нежные цвета, сквозь которые пробивается цвет теста, создадут эффект свечения, а также цветовое богатство декоративной работы.

3. Закрепление изученного материала:

  • Что такое панно?
  • Что такое композиция?

Физкультминутка.

  1. Практическая творческая работа:

Выполнить декоративную работу - древних образов народного искусства - древо жизни, коня, птицы, матери - земли. Исполнение работы в двух вариантах.

  1. Из ткани, веревок, на картоне.
  2. На картоне, холсте, элементы из соленого теста.

Текущий инструктаж. Во время практической работы учащихся учитель проводит обходы рабочих мест с целью:

  1. контроля за правильностью выполнения приемов работы;
  2. оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения в работе;
  3. контроль объема и качества выполненной работы.
  4. Подведение итогов совместной работы:

В конце занятия провести анализ творческих работ учеников с точки зрения следующих критериев: декоративность, содержательность, условная выразительность, оригинальность решения творческого задания. Выставление оценок.

Д/з. Принести материалы для выполнения творческой работы: картон, клей ПВА, ножницы, куски ткани разного цвета, куски веревки, толстых ниток.

Словарь терминов.

Эскиз — предварительный рисунок.

Картон — вспомогательный рисунок, в котором задуманная композиция исполнена в масштабе будущей декоративной работы (панно).

Панно декоративная композиция в строго ограниченной плоскости; прикрепляют к стене архитектурного интерьера.

Композиция (лат. compositio — составление, связывание) — построение художественного произведения, осуществляемое в каждом виде искусства своими средствами, техниками, с учетом своих законов.

Художественный образ вещи — видимое строение содержания, идеи, слитное единство формы и содержания, осуществленное художником в конкретном материале и пронизанное его личностью.

Кич, китч (нем., букв. «халтура, дурной вкус») — изделия или произведения, не отвечающие общепринятым представлениям о прекрасном. Это торжество пошлости, безвкусицы, стремление к подделке либо дешевого под дорогое, либо одного материала под иллюзорное подобие другого (стекла под хрусталь, фарфора под дерево, металла под камень и т. д.).

Витраж (фр. vitrage — остекление) — произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла или другого пропускающего свет материала; изобразительная или орнаментальная композиция, рассчитанная на сквозное освещение (окно, дверь, прозрачная перегородка).

Творческая интерпретация — творческое исполнение художественного произведения, основанное на самостоятельном толковании.

Просмотр содержимого документа
«Ты сам мастер. »

Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства

ИЗО 5 класс


  • познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере выполнения практических работ;
  • раскрыть внимание в ходе восприятия произведений современного декоративно-прикладного искусства на единство формы и содержания, на зависимость характера формы от характера содержания и материала, на средства, используемые художником для выражения своего замысла;
  • развивать художественную осведомленность, фантазию при разработке современных проектов украшения интерьера школы, отдельных декоративных вещей;


  • «Праздничные гулянья»,
  • «Веселые посиделки» ,
  • по мотивам русских народных сказок , древних образов народного искусства – древо жизни , коня , птицы , матери – земли.

Сказочная птица

Прежде чем приступить к работе в материале, нужно выполнить так называемый картон , т.е. вспомогательный рисунок, в котором композиция исполняется в натуральную величину.



  • мешковина или холст разных оттенков и фактуры,
  • кожа,
  • цветное сукно,
  • кусочки ткани, велюра,
  • веревки разной толщины,
  • бумага
  • клей ПВА.


Еще один вариант выполнения декоративного панно ( декоративная композиция в строго ограниченной плоскости; прикрепляют к стене архитектурного интерьера ) из соленого теста.





  • Как вы понимаете выражение «произведение говорит языком своего материала»? Какие средства художественной выразительности использует художник для выражения своих мыслей и чувств в произведениях ДПИ? Что такое панно? Что такое композиция? Как можно выделить основную часть композиции?
  • Как вы понимаете выражение «произведение говорит языком своего материала»?
  • Какие средства художественной выразительности использует художник для выражения своих мыслей и чувств в произведениях ДПИ?
  • Что такое панно?
  • Что такое композиция?
  • Как можно выделить основную часть композиции?





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта