Главная » Дом » Тадж махал любовь. История мавзолея тадж-махал, как пример вечной и незыблимой любви шаха джахана. Как выглядит Тадж-Махал внутри? Особенности архитектуры

Тадж махал любовь. История мавзолея тадж-махал, как пример вечной и незыблимой любви шаха джахана. Как выглядит Тадж-Махал внутри? Особенности архитектуры

Побывать в Агре и не увидеть Тадж Махал наверно всё равно, что приехать на море и не искупаться. Этот великолепный памятник во имя любви был построен императором Шахом Джаханом в честь своей погибшей жены. Поразила столь кропотливая и изящная работа мастеров и архитекторов, а романтичная и одновременно печальная история памятника заставила меня о многом задуматься...


Путь до Агры
Ещё в Дели я списалась с Лёшей из Украины, с которым мы познакомились на Гоа. Он путешествует по Индии, Шри-Ланке и Непалу вот уже больше года и не спешит возвращаться домой. Последние несколько месяцев он путешествовал с мамой Светланой. Как оказалось, Лёша и его мама тоже планируют посетить Агру как раз одновременно со мной. Я обрадовалась своей новой компании. Хватит киснуть в своей тибетской берлоге, пора снова в путь!

Мы встретились на жд вокзале в Дели и вместе купили билеты на поезд до Агры. Последний раз я путешествовала на поезде в штате Махараштра как раз тогда, когда сильно отравилась. Мне этот опыт так не понравился, что в дальнейшем я использовала только автобусы для перемещения. Но в этот раз, когда мы были втроём, всё было гораздо веселее и приятнее. Мы пили масала чай с печеньками, делились впечатлениями, показывали друг другу фотографии и рассказывали свои истории. Лёша и Светлана Алексеевна уже побывали на Шри Ланке и дали мне пару советов, которые мне очень скоро пригодятся.

Увидеть Тадж Махал во что бы то ни стало
В Агре мы первым делом решили забронировать билеты на поезд, чтобы не возвращаться на вокзал снова. Я хотела купить билет до Варанаси, а Лёша с мамой до Гоа. Но мне билет купить не удалось: именно на этот поезд нужно было предоставить ксерокопию паспорта и визы, а где это можно сделать никто по-близости не знал. Как оказалось, мне повезло, что я не забронировала билет на пятницу вечер - Тадж Махал в этот день закрыт для всех туристов. И ради этого моим попутчикам на следующий день пришлось менять билет и платить 50% от стоимости за обмен.

Возвращаясь в этот день с жд вокзала в отель, я поинтересовалась у Светланы, когда у неё день рождение. Мне хотелось узнать о её знаке зодиака и я никак не ожидала услышать, - Только ты не падай, сегодня! Мы дружно посмеялись, а вечером Светлана пригласила нас поужинать на крыше с видом на Тадж Махал. Я очень благодарна Индии за то, что познакомила меня с этой прекрасной семьёй. Я узнала Лёшу по-ближе не только благодаря разговорам. Уступить маме осмотр достопримечательности вместо того, чтобы быстрее и с минимальными потерями добраться до Гоа это, я считаю, благородный поступок. А мама Лёши совершенно потрясающая женщина: спокойная, интересная, искренняя, с приятными манерами. Если вы сейчас читаете эти строки, то вам большой Привет! Надеюсь, когда-нибудь я побываю в вашем городе Киеве. А пока что покажу открытку, которую я нарисовала вдохновлённая Тадж Махалом и нашей встречей. Это мой подарок вам на день рождение и скоро я обязательно вышлю его в Киев.😉

На следующий день мы встали рано утром, чтобы увидеть Тадж Махал на рассвете. Как оказалось, не мы одни такие хитрые. В 6 утра перед входом уже образовалась очередь, а народу было как комаров на летнем болоте. Билет для иностранца стоил 750 рупий, а для индийца всего лишь 10! Конечно, после такого многие индийцы особенно в туристических местах будут относится к иностранцам как мешку с деньгами. Но чего только не сделаешь ради самой известной достопримечательности в Индии.

Чем ближе я подходила к этому архитектурному чуду, тем больше поражалась его величием, симметрией и невероятной красотой. Он как огромная драгоценность, украшающий Агру, да чего уж там - всю Индию. Но, размышляя о трагической истории, я негодовала. Император исчерпал все запасы страны, чтобы построить это чудо и наверняка здесь погибло не мало людей, участвующих в строительстве за 22 года! Но больше всего огорчало, что он объявил два года траура в честь своей погибшей жены, чтобы народ страдал вместе с ним. Мне кажется это как-то эгоистично и несправедливо, он лишь умножил своё горе во много раз. Не думаю, что его любимая была бы рада зная, как страдают люди.

Не смотря на противоречивые чувства к Тадж Махалу, я была конечно рада увидеть его своими глазами. Но больше всего я была рада, что я не одна в этом городе. С Лёшей мы обсуждали очень важные для меня темы (наконец-то на русском языке 😊) о несовершенстве нашего ума, ответы на которые я всё ещё ищу. Быть может, Индия мне даст ответы очень скоро...

Строительство Тадж-Махала (дословно с персидского языка переводится как «Корона Моголов») было связано с именем красавицы Арджуманд Бано Бегум, или Мумтаз «царицы души».
В 200 километрах от столицы Индии Дели на высоком берегу притока Ганга Джамны стоит пятикупольный мавзолей Тадж-Махал. Белокаменное сооружение удивляет и восхищает своими совершенными пропорциями, изящной мозаикой из цветных драгоценных и полудрагоценных камней, искусной резьбой.
Тадж-Махал это целый комплекс зданий. Тадж белый, а вокруг крепость и минареты из красного песчаника. Мавзолей имеет абсолютные пропорции: по основанию и высоте точный квадрат, каждая сторона которого равна 75 метрам. К Тадж-Махалу тянется несколько дорожек, между ними в бассейнах вода, в ней отражается сначала весь мавзолей, а по мере приближения отдельные его детали.
Над созданием индийской жемчужины трудились местные архитекторы вместе с художниками из Дамаска, садоводами из Константинополя и Самарканда. При создании интерьера, внутренней отделки мавзолея, мастера использовали самые лучшие сорта белого, изредка жёлтого и чёрного мрамора, перламутр, яшму, агаты, изумруды, аквамарины, жемчуг и сотни других камней.
ЦАРИЦА ДУШИ
Арджуманд Бано Бегум было всего 19 лет, когда она стала второй женой принца Гурама (будущего Шаха-Джахана). И хотя у принца было ещё несколько жён и множество наложниц, Мумтаз завоевала сердце своего мужа и безраздельно владела им до конца его дней. Это была любовь необыкновенно романтическая и поэтическая. Мумтаз была не только самой любимой женой, но и самой верной его сподвижницей с тех бурных времён, когда принц Гурам скитался по свету, преследуемый своим отцом Джахангиром, когда добывал свой трон в жестокой борьбе со своими братьями. В 1627 году Гурам, одержав над ними окончательную победу и захватив отцовский трон, принял титул императора, Шаха-Джахана «повелителя мира». Мумтаз, наконец, стала царицей Индии.
Шах-Джахан обожал свою супругу и всякий раз оказывал ей почести, устраивал в её честь пышные приёмы и грандиозные праздники, без неё не начиналась сколько-нибудь важная церемония, не принимался ни один государственный акт. Мумтаз присутствовала на заседаниях государственного совета, её мнение почти никогда никем не оспаривалось.
Сохранился портрет царицы, написанный её современником. Нарушив один из строжайших запретов ислама рисовать портреты животных и людей, неизвестный художник искусно передал красоту Мумтаз, белолицей персиянки, жемчужины Востока.
Счастливая совместная жизнь прервалась внезапно. Весной 1636 года Мумтаз внезапно заболела: перед смертью она обратилась к мужу с просьбой позаботиться об их старшей дочери Джаханаре Бегум и взяла с него клятву построить гробницу, достойную их любви, их совместной девятнадцатилетней супружеской жизни. Смерть Мумтаз потрясла Джахана.
БЕЛЫЙ И ЧЕРНЫЙ ДВОРЦЫ
Овдовевший, он повелел строить небывалый по красоте мавзолей. Шаху было представлено множество разных проектов, авторами которых были лучшие из лучших зодчих Востока. Из них он выбрал проект, созданный индийским архитектором Истадом Ханом Эфенди. Вслед за этим в Агру была согнана двадцатитысячная армия строителей: каменщиков, гранильщиков мрамора, ювелиров и разнорабочих. Мрамор привозили из Макраны близ Джайпура, песчаник из Сикри, самоцветы из Индии, Афганистана, Персии и Центральной Азии.
Весь комплекс мавзолея создавался в течение двадцати двух лет. Выполнив наказ «царицы своей души», Джахан приступил к новой, не менее грандиозной стройке точно такому же мавзолею, но только из чёрных пород мрамора, для самого себя на другом (левом) берегу реки Джамны. По замыслу шаха оба мавзолея, словно супружеские покои, должны были соединиться высоким кружевным мостом из чёрных и белых пород мрамора. Уже начались подготовительные работы, однако этому плану, к сожалению, не суждено было сбыться.
Пока Шах-Джахан занимался постройкой новой гробницы, его сыновья воевали между собой. Одержав победу над братьями, один из них Аурангзеб в 1658 году захватил власть, убил братьев, арестовал отца и заточил его в Красном форту под надёжной охраной вместе с его любимой дочерью Джаханарой Бегум. Последние годы своей жизни Шах-Джахан провёл в мраморном дворце, который им был построен когда-то для Мумтаз, откуда он постоянно мог видеть Тадж-Махал. Здесь он и умер 23 января 1666 года. Выполняя последнюю волю своего отца, Аурангзеб на следующий же день приказал перевезти его тело в Тадж-Махал и без всяких церемоний и почестей похоронить рядом с Мумтаз.
НЕРАЗГАДАННЫЙ СЕКРЕТ
Мавзолей Тадж-Махал стоит один в своей невыразимой красоте на берегу голубой Джамны, отражающей его чистый, горделивый облик. Он предстаёт неким видением из другого, лучшего, более чистого мира. По словам русского философа Петра Успенского, побывавшего в Индии в начале XX столетия, «у Тадж-Махала есть некий секрет, который чувствуют все, но никто не может дать ему истолкования».
«Тадж-Махал притягивает к себе, как магнит, рассказывает наш современник, историк и путешественник, В. Руднев. Можно часами стоять и всё смотреть и смотреть на это диво, на этот сказочный призрак, возносящийся в бездонное лазурное небо. Освещённость Тадж-Махала меняется, словно мираж. Он светится изнутри, меняя оттенки в зависимости от положения солнца: то вдруг становится светло-розовым, то голубоватым, то нежно-оранжевым. Ночью, при луне, на фоне чёрного неба он выглядит ослепительно-белым. Только подходя совсем близко, замечаешь, что он весь в тончайших узорах, вытканных по белому мрамору, мраморные блоки инкрустированы самоцветами и как бы просвечиваются насквозь, излучая мерцающий свет».
Ослепительной белизны стены мавзолея покрыты мозаикой гирляндами цветов из драгоценных камней. Ветки белого жасмина из перламутра переливаются с красным гранатовым цветком из сердолика и деликатными усиками виноградной лозы и жимолости, а нежные олеандры выглядывают из роскошной зелени листвы. Каждый листик, каждый лепесток отдельный изумруд, яхонт, жемчужина или топаз; иногда таких камней насчитывается до ста штук для одной веточки цветов, а подобных этой ветке сотни на панелях и решётках Тадж-Махала!
СМЕРТЬ НЕ РАЗДЕЛИЛА
В центральном зале мавзолея стоят два саркофага, изваянных из бело-розовых пород мрамора, украшенных растительным орнаментом. Это кенотафы умерших, символические проекции тех, кто находится в самой нижней части мавзолея. Там, в подземном сводчатом помещении царит сумрак. Обе гробницы с останками царственных супругов, Мумтаз и Джахана, как ширмой окружены беломраморной резной оградой высотой около двух метров, украшенной сказочными цветами красными, жёлтыми, синими, вместе с зелёными гирляндами, сплетениями мраморных листьев и цветов.
В чём заключается сила впечатления, производимого Тадж-Махалом Откуда проистекает непреодолимое воздействие на всех, кто его видит На эти вопросы пытался ответить ещё Пётр Успенский: «Ни мраморные кружева, ни тонкая резьба, покрывающая его стены, ни мозаичные цветы, ни судьба прекрасной царицы ничто из этого само по себе не могло произвести такого впечатления. Должно быть, причина заключается в чём-то другом. Однако что-то в Тадж-Махале меня очаровывало и приводило в волнение. … Мне казалось, что загадка Тадж-Махала связана с тайной смерти, т.е. с той тайной, относительно которой, по выражению одной из Упанишад, «даже боги сначала были в сомнении». Над гробницей, где лежит тело царицы горит огонёк. Я почувствовал, что именно здесь таится начало разгадки. Ибо свет, мерцающий над гробницей, где лежит её прах, этот свет… есть маленькая преходящая земная жизнь. А Тадж-Махал это будущая вечная жизнь».
МЕСТО ПАЛОМНИЧЕСТВА
Создание Тадж-Махала восходит ко временам завоевания Индии мусульманами. Внук падишаха Акбара Джахан был одним из тех завоевателей, которые изменили лицо огромной страны. Воин и государственный деятель, Джахан был вместе с тем тонким знатоком искусства и философии; его двор в Агре привлекал к себе самых выдающихся учёных и художников Персии, которая в то время была центром культуры всей Западной Азии.
Сын Джахана Аурангзеб («краса престола», 1665-1706 гг.) ничем не походил на своего отца. Он был суровым, замкнутым и аскетически-религиозным монархом. Ещё будучи принцем, он неодобрительно относился к бесполезной и разорительной, как он считал, деятельности своего отца. Всю свою долгую и беспокойную жизнь Аурангзеб провёл в военных походах, направленных на то, чтобы сохранить власть над империей.
Аурангзеб поднял против отца мятеж, обвинив его в том, что он истратил на мавзолей все доходы государства. Он заточил бывшего повелителя в подземную мечеть в одном из внутренних дворцов крепости Агры. В этой подземной мечети Шах-Джахан прожил семь лет; почувствовав приближение смерти, он попросил, чтобы его перенесли в так называемый Жасминовый павильон в крепостной стене, в башню кружевного мрамора, где находилась любимая комната царицы Арджуманд Бано. Там, на балконе Жасминового павильона с видом на Джамну, откуда виден был стоящий поодаль Тадж-Махал, Шах-Джахан скончался.
Такова краткая история Тадж-Махала. С тех пор мавзолей царицы Мумтаз пережил много превратностей. Во время войн, которые продолжались в Индии в XVII и XVIII столетиях, Агра многократно переходила из рук в руки и часто оказывалась разграбленной. Завоеватели сняли с Тадж-Махала большие серебряные двери, вынесли драгоценные светильники и подсвечники, сорвали со стен орнаменты из драгоценных камней. Однако само здание и большая часть убранства остались нетронутыми. Ныне Тадж-Махал восстановлен и тщательно охраняется.
Но сегодня Тадж-Махал частично оделся в строительные леса из-за того, что на стенах появились трещины. Мраморный Тадж-Махал весит многие сотни тысяч тонн. Огромная масса давит на почву, и она постепенно оседает. За прошедшие века в результате смещения почвы мавзолей наклонился в сторону реки, хотя простым глазом это незаметно. Когда-то многоводная Джамна подходила вплотную к зданию, но затем река обмелела и отступила. Это последнее обстоятельство изменило структуру почвы и тоже повлияло на устойчивость мавзолея. Теперь решено высадить деревья на берегу Джамны с тем, чтобы прекратить эрозию почвы.


Тадж Махал: история великой Любви

Тадж Махал находится на севере Индии в городе Агра, на берегу полноводной реки Джамна.

В былые времена (с 1528 года по 1658) Агра являлась столицей Империи Великих Моголов. Как раз за тот век город и успел заполучить самый известный в мире мавзолей, неофициальный символ Индии ныне, прекрасный Тадж Махал. Сооружение, выполненное из белоснежного мрамора, словно соткано из кружева, настолько изящны его линии и детали.


Тадж Махал.

В то же время здание невероятно величественно и грандиозно. Тадж Махал имеет 5 куполов, самый большой из которых, похожий на нераспустившийся цветок, достигает в высоту 74 метра.

Великолепие постройки подчеркивает завораживающая игра света - во время восхода и заката солнца белый мрамор окрашивается в розоватые, фиолетовые или золотистые мягкие цвета…

Тогда начинает казаться, что ты попал в сказку,а каждая клеточка твоего тела ощущает очаровывающую энергетику Тадж Махала, хранящего память о великой любви мужчины и женщины.

Тадж Махал. История

В 1592 году родился будущий правитель Империи Великих Моголов принц Хуррам, потомок Тамерлана. Когда ему исполнилось 15 лет он встретил прекрасную девушку, Арджуманд Бану Бегам, дочь главного министра его отца, она была на год младше принца.

Молодые люди страстно полюбили друг друга, но наследнику престола был уготован другой брак. Традиционный политический союз был заключен между принцем и персидской принцессой.

Тадж Махал, история. Мумтаз-Махал

Однако, к счастью влюбленных, согласно законам ислама, мужчина может иметь 4 жены. Спустя долгие пять лет, ни разу не видевшись за это время, Хуррам и Арджуманд наконец смогли пожениться. Во время свадебной церемонии невеста получила новое имя, данное ей отцом жениха - Мумтаз-Махал (Украшение Дворца).

В 1628 году принц тоже принимает новое имя - Шах-Джахан (Правитель Мира), он восходит на престол Империи. Шах-Джахан покровительствовал искусствам и строительству. Сооружения, построенные при нем, поражали воображение европейцев больше, чем все остальные памятники созданные Великими Моголами. Правителю принадлежали и легендарные драгоценные камни - алмаз Кохинур и рубин Тамерлана.

Тадж Махал, история. Шах-Джахан

Мумтаз-Махал и Шах-Джахан прожили 19 счастливых лет вместе до 1631 года, когда прекрасная Мумтаз умерла при родах их 14-го ребенка. Горе правителя было безутешно, Шах-Джахан провел взаперти восемь дней и восемь ночей, на девятый он вышел из своих покоев постаревшим и сообщил подданным о том, что объявляет во всем государстве траур.

Было запрещено носить яркую одежду и любые украшения, использовать косметику и благовония, а также под запрет попали любые развлечения и музыка.

Тогда же скорбящий супруг поклялся построить в память о своей любимой жене самую невероятную усыпальницу на свете: такую же прекрасную, величественную и нежную, какой была лучшая из женщин, его Мумтаз-Махал. Будущий мавзолей был назван ее именем, Тадж-Махал - один из его вариантов.

В 1632 году начались работы по постройке великого сооружения во имя Любви. К 1643 году центральное здание комплекса, белоснежный мавзолей, было достроено. Работы по сооружению двух одинаковых мечетей, расположенных симметрично с обеих сторон мавзолея, внушительных входных ворот и сада продолжались приблизительно до 1653 года.

Тадж Махал, история

Как же столь грандиозное сооружение удалось построить всего за пару десятилетий? Дело в том, что Шах-Джахан привлек на возведение шедевра все ресурсы Империи: около 20 тысяч человек трудилось на стройке и более тысячи слонов было задействовано для доставки мрамора из каменоломни.

В строительстве принимали участие также мастера из других стран, а драгоценные камни для отделки привозили из далеких государств, например, малахит аж из самой России.

Согласно легенде, правитель хотел построить на другом берегу реки такую же точно усыпальницу для себя, только из черного мрамора. Мавзолеи должен был соединять серый мост, который символизировал бы вечную Любовь, преодолевающую даже смерть.

Тадж Махал, история

Жаль, но замыслу Шах-Джахана не суждено было осуществиться. В 1658 году правителя свергает с престола его сын Аурангзеб, жаждавший власти. Поверженный шах, по одной из версий, был заточен в Красный форт, откуда открывался замечательный вид на Тадж Махал.

Если верить этой легенде, последние свои годы Шах-Джахан провел глядя с другой стороны реки на белоснежные купола усыпальницы своей Мумтаз-Махал. После смерти он нашел свой покой рядом с любимой женой - его останки похоронили в Тадж Махале.

Сейчас в центре мавзолея расположено восьмиугольное помещение, за ажурной оградой которого стоят надгробия Мумтаз-Махал и Шах-Джахана. Однако, останки их на самом деле находятся не в самих гробницах, а под ними в земле.

Тадж Махал. История в наше время

В наши дни Тадж Махал является одним из самых главных памятников архитектуры в Индии, ежедневно достопримечательность посещает несколько тысяч человек! За счет туристов, в том числе и множества иностранных, самый легендарный символ любви планеты приносит индийской казне немалые деньги: за год его посещают от 3 до 5 миллионов туристов!

Конечно, Тадж Махал внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, его признали «жемчужиной мусульманского искусства в Индии». Более того, мавзолей Тадж Махал входит в список Новых семи чудес света.

Тадж Махал, история

К сожалению, недавно были обнаружены тревожные знаки - трещины на стенах легендарного сооружения. Ученые предполагают, что это связано с обмелением реки Джамна. Их прогнозы не утешительны - если обмеление будет продолжаться, почва под мавзолеем может просесть, что, в свою очередь, способно привести даже к разрушению чуда света!

Будем надеяться, что власти Индии, а также ЮНЕСКО, не допустят этой ужасной утраты для мирового наследия.

7 июля 2007 года в Лиссабоне (Португалия) были названы новые семь чудес света и в этот список внесён мавзолей-мечеть Тадж Махал. Он находится в Агре (Индия) возле реки Джамна. Самый простой способ добраться ко дворцу Тадж Махала – это прилететь на самолёте в Дели и оттуда на автобусе, такси или поезде доехать в пункт назначения. Дорога на поезде занимает до 3-х часов, на такси 3-5 часов. Считается преступлением, если вы посетили Индию и не увидели мечеть Тадж Махал.

Описать великолепие и красоту этой мечети словами просто невозможно. Это поистине сказочное и прекрасное архитектурное сооружение, которое сочетает в себе элементы исламского, персидского и индийского архитектурного стиля.

Возникновение Тадж Махала – это история нежной любви Шах-Джахана, короля Великих Моголов к своей жене Мумтаз Махал. Ещё принцем Шах-Джахан взял себе в жены 19-летнюю девушку, и его любовь к ней была безгранична. Не смотря на владение большим гаремом, всю свою нежность и внимание он отдавал лишь одной Мумтаз. Она родила ему 14 детей, шесть девочек и восемь мальчиков. Но во время последних родов жена Джахана умерла. Горе Шах-Джахана было настолько велико, что он потерял смысл жизни, поседел, объявил 2-х летний траур и даже хотел покончить с собой.

Над могилой своей жены по приказу Шах-Джахана был построен красивейший дворец Тадж Махал в котором он спустя несколько лет и сам был похоронен возле могилы своей жены. Тадж Махал – это не просто чудо света, это символ вечной любви двух людей. Шах-Джахан пообещал перед смертью жены создать монумент, который бы передал всю красоту Мумтаз.

Строительство и архитектура Тадж Махала

На вопрос, кто построил данную мечеть, история не даёт ответ. Дело в том, что в исламском мире того периода все идеи сооружения приписывались не архитектору, а заказчику. Над мечетью работала группа архитекторов, но основная идея принадлежит Устад Ахмад Лахаури. Строительство дворца началось в 1631 году в декабре. Постройка центрального мавзолея закончилась в 1648 году, а спустя 5 лет закончили строительство всего комплекса. На протяжении 22 лет в сооружении Тадж Махала принимало участие около 20 тысяч человек. Более тысячи слонов использовали для транспортировки материалов, которые доставлялись из Индии и Азии. Блоки из мрамора тащили быки по специально построенному 15-ти километровому пандусу из утрамбованной земли. На стройке работали скульпторы из Бухары, каменотёсы из Белуджистана, мастера инкрустации из южной Индии, каллиграфы из Персии и Сирии, а также специалисты и мастера по резке мраморного орнамента и возведению башен.

Тадж Махал считают «жемчужиной мусульманского искусства в Индии». Самый известный компонент дворца – это его белый мраморный купол, который из-за внешнего вида ещё называют луковым куполом. Его высота 35 метров. Его венец выполнен в исламском стиле (рожки месяца направлены вверх) и изначально был из золота, но в 19-ом веке его заменили бронзовой копией.

Высота самой мечети составляет 74 метра и представлена пятикупольным сооружением с четырьмя минаретами по углам. Минареты слегка наклонены в противоположную от усыпальницы сторону, чтобы во время разрушения не повредить её. К сооружению примыкает сад с бассейном и фонтанами. Внутри мавзолея находятся две гробницы, которые расположены строго над местом захоронения шаха и его жены. Стены дворца выложены из мрамора с инкрустацией из самоцветов (сердолик, агат, малахит, бирюза и др.). И в лучах света стены просто завораживают. В солнечную погоду мрамор выглядит белым, в лунную ночь он становиться серебристым, а на заре – розовым.

Экстерьер Тадж Махала относят к лучшим образцам архитектуры. В создании декоративных элементов мечети использовали различные штукатурки, краски, резные фигурки и каменные инкрустации. Также для декоративного и художественного оформления комплекса использовались отрывки из Корана. На воротах Тадж махала нанесено: «O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»

В интерьере дворца использовалось огромное количество полудрагоценных и драгоценных камней. Внутренний зал Тадж Махала представляет собой идеальный восьмиугольник. Высота стен составляет 25 метров, а потолок украшен в виде солнца и представлен внутренним куполом.

Единственным ассиметричным элементом комплекса является кенотафий Шах-Джахана, который расположен возле могилы жены. Он был достроен позже и по размерам превышает кенотафий Мумтаз, но украшен такими же декоративными элементами. На надгробии Мумтаз сделаны каллиграфические надписи, которые восхваляют её, а на могиле Джахана написано: "Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года" .

К архитектурному комплексу примыкает великолепный сад, который простирается в длину на 300 метров. В центре парка проходит водяной канал, который облицован мрамором и посредине него находится пруд. Он отражает образ усыпальницы. Изначально сад поражал своим изобилием растительности, но со временем озеленение сада видоизменилось.

Мифы и легенды

Существует легенда, что Шах-Джахан хотел построить на противоположном берегу реки точную копию дворца из чёрного мрамора, но не успел. Также есть миф о том, что император жестоко убивал архитекторов и мастеров, которые принимали участие в постройке дворца, а все строители подписывали договор, в котором они обязывались не принимать участие в строительстве подобного сооружения. Но на сегодняшний день такая информация ничем не подтверждена и остается всего лишь вымыслом и легендой.

Туризм

Ежегодно мечеть Тадж Махал посещают миллионы туристов из разных стран. Интерес у туристов вызывает факт про его оптический фокус. Если двигаться спиной вперёд к выходу, соответственно находясь лицом к дворцу, то возникает ощущение, что мавзолей просто огромный на фоне деревьев и окружающей среды. И, кстати, над Тадж Махалом запрещено летать самолётам. Мечеть открыта для посещения с 6 до 19 часов в будни, кроме пятницы, когда в ней проходят молитвы. Также Тадж Махал открыт для ночного просмотра в день полнолуния, включая два дня до и после полнолуния, кроме пятницы и месяца Рамазан.

Тадж Махал является одним из величайших памятников Индии, построенный во имя любви и преданности к женщине необычной красоты. Не имея аналогов своего величия, он отражает богатство целой эпохи в истории государства. Здание из белого мрамора стало последним даром императора Великих Монголов Шаха Джахана своей покойной жене Мумтаз Махал. Император повелел найти самых лучших мастеров и поручил им создать мавзолей, красота которого не имела бы аналогов в мире. Сегодня он включен в список семи самых величественных монументов в мире. Построенный из белого мрамора и украшенный полудрагоценными камнями и золотом, Тадж Махал стал одним из самых великолепных зданий в мире архитектуры. Он является мгновенно узнаваемым и одним из наиболее часто фотографируемых сооружений в мире.

Тадж Махал стал жемчужиной мусульманской культуры в Индии и одним из общепризнанных мировых шедевров. На протяжении веков он вдохновлял поэтов, художников и музыкантов, пытавшихся воплотить его невидимую магию в слова, картины и музыку. С 17 века люди путешествовали через континенты, чтобы увидеть и насладится этим удивительным памятником любви. Спустя столетия, он по-прежнему очаровывает посетителей обаянием своей архитектуры, повествующей о таинственной истории любви.

Тадж-Махал (в переводе "Дворец с куполом") на сегодняшний день считается наиболее хорошо сохранившимся и архитектурно красивым мавзолеем в мире. Одни называют Тадж "элегией в мраморе", для многих это вечный символ невянущей любви. Английский поэт Эдвин Арнольд назвал его "не произведением архитектуры, как другие здания, а любовными муками императора, воплощенными в живых камнях", а индийский поэт Рабиндранат Тагор считал его "слезой на щеке вечности".

Создатель Тадж Махал

Пятый император Великих Моголов Шах Джахан оставил после себя много замечательных памятников архитектуры, ассоциирующихся с обликом Индии в глазах современного мира: Жемчужная мечеть в Агре, Шахджаханабад (ныне известный как Старый Дели), Диван-и-Ам и Диван-и-Хас в цитадели Красный форт в Дели . Знаменитый Павлиний трон Великих Моголов, по описаниям современников, считался самым роскошным троном мира. Но самым известным из всех сохранившихся монументов стал Тадж-Махал, навсегда увековечивший его имя.

Шах Джахан имел несколько жен. В 1607 году он был помолвлен с Арджуманад Бану Бегам. Юной девушке в то время исполнилось всего 14 лет. Спустя 5 лет после помолвки состоялась свадьба. Во время свадебной церемонии отец Шах-Джахана, Джахангир, дал своей невестке имя Мумтаз Махал (в переводе "Жемчужина дворца").

Согласно официальному летописцу Казвини, отношения Джахана с другими женами "были не более, чем статус брака. Интимность, глубокая привязанность, внимание и благосклонность, которые Его Величество испытывал к Мумтаз, в тысячу раз превышали чувства по отношению к любой другой".

Шах Джахан, ""Император Вселенной"", был большим покровителем торговли и ремесла, науки и архитектуры, искусства и садов. Он возглавил империю после смерти своего отца в 1628 году и заслужил репутацию беспощадного правителя. Проведя ряд успешных военных кампаний, Шах Джахан значительно расширил Империю Великих Моголов. Великолепие и богатство двора Джахана поражало европейских путешественников. На пике своего правления он считался самым могущественным человеком на Земле.

Но личная жизнь могущественного императора была омрачена потерей любимой жены Мумтаз Махал во время родов в 1631 году. Легенда гласит, что он пообещал умирающей жене построить самый красивый мавзолей, несравнимый ни с чем в мире. Так было на самом деле или нет, Шах Джахан воплотил свою любовь и богатство в создание именно такого монумента.

Шах Джахан наблюдал за прекрасным творением до конца своих дней, но в качестве узника, а не правителя. Его сын Аурангзеб захватил трон в 1658 году и заключил родного отца в тюрьму Красного форта Агра . Единственным утешением стала возможность взирать на Тадж-Махал из окна своего заточения. В 1666 году, перед смертью, Шах Джахан попросил исполнить последнее желание: отнести его к окну с видом на Тадж-Махал, где он снова прошептал имя своей возлюбленной.

Мумтаз Махал

Она вышла замуж спустя пять лет после помолвки, 10 мая 1612 года. Дату выбрали придворные астрологи как наиболее благоприятный день для счастливого брака. Брачные узы Мумтаз Махал и Шаха Джахана оказались счастливыми для обеих молодоженов. Даже при жизни поэты восхваляли ее красоту, стройность и милосердие. Мумтаз стала надежным спутником Шаха Джахана, путешествуя с ним по всей Империи Великих Моголов. Лишь война служила единственной причиной их разлуки. В дальнейшем, даже война перестала разделять их. Она стала опорой, любовью и утешением для императора, неразлучным спутником своего мужа до самой смерти.

За 19 лет замужества Мумтаз родила 14 детей, но последние, четырнадцатые роды стали для нее роковыми. Мумтаз умирает, ее тело временно похоронили в Бурханпуре.

Летописцы императорского двора обратили необычно много внимания переживаниям Джахана в связи с кончиной жены. Император был безутешен в своем горе. После смерти Мумтаз, Шах Джахан провел в уединении целый год. Когда он наконец-то пришел в себя, волосы его стали седыми, спина согнулась, а лицо постарело. Император перестал слушать музыку, носить украшения и богато украшенную одежду, использовать парфюмерию на протяжении нескольких лет.

Шах Джахан умер спустя восемь лет с момента восшествия сына Аурангзеба на престол. "Мой отец пытал большую привязанность к моей матери, пусть его последнее пристанище будет рядом с ней", заявил Аурангзеб и приказал похоронить отца рядом с Мумтаз Махал.

Существует легенда, согласно которой Шах Джахан планировал построить точную копию из черного мрамора на противоположной стороне реки Ямуна. Но этим планам не суждено превратится в жизнь.

Создание Тадж Махал

В декабре 1631 года, Шах Джахан приступил к сооружению Тадж Махала. Его строительство стало выполнением обещания, данной Мумтаз Махал в последние минуты ее жизни: построить монумент, который бы соответствовал ее красоте. Центральный мавзолей завершили в 1648 году, а строительство всего комплекса закончили спустя пять лет, в 1653.

История скрывает, кому именно принадлежит планировка Тадж Махал. В исламском мире на то время сооружение зданий приписывалось заказчику строительства, а не его архитектору. На основе источников можно уверенно утверждать, что над проектом работала команда архитекторов. Как и большинство великих памятников, Тадж Махал служит ярким свидетельством чрезмерного богатства и излишества его создателя. 20 000 рабочих трудились 22 года, чтобы воплотить фантазии Шах Джахана. Скульпторы прибыли из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, инкрустацию производили мастера из южной Индии, каменотесы приехали из Белуджистана. Материалы привозили со всей территории Индии и Центральной Азии.

Архитектура Тадж Махал

Тадж Махал состоит из следующего комплекса зданий:

Darwaza (главный вход)
Rauza (мавзолей)
Bageecha (сады)
Masjid (мечеть)
Naqqar Khana (гостевой дом)

Мечеть и построенный для симметрии гостевой дом окружают мавзолей с обеих сторон. Мраморное здание окружено четырьмя минаретами, немного наклоненными во внешнюю сторону - конструктивная особенность, призванная предотвратить центральный купол от повреждения в случае разрушения. Комплекс находится на территории сада с большим бассейном, в котором отражается то, что ни один архитектор в мире так и не сумел повторить - копию красоты Тадж-Махала.

Тадж Махал окружает красиво разбитый сад. Сад в исламском стиле - это не просто один из составных частей комплекса. Последователи Мухаммеда обитали на огромных пространствах засушливых земель под знойным солнцем, поэтому обнесенный стеной сад олицетворял собой Рай на Земле. Он охватывает большую часть комплекса: из общей площади 580х300 м, сад занимает 300х300 м.

Поскольку цифра “4” считается святым числом в исламе, расположение сада Тадж Махала основано на цифре четыре и его кратных. Каналы и центральный водоем разделяют сад на четыре части. В каждой четвертной части расположено 16 клумб (всего 64), разделенных между собой пешеходными дорожками. Деревья сада либо семейства кипарисовых (означающих смерть), либо фруктовые (означающие жизнь), все они расположены в симметричном порядке.

Деревья сада Тадж либо семейства кипарисовых (означающих смерть), либо фруктовые (означающие жизнь), все они расположены в симметричном порядке. Тадж-Махал расположен в северном конце сада, а не в центре. В сущности, в центре сада, между Тадж и его центральными воротами, располагается искусственный водоем, который отражает мавзолей в своих водах.

История Тадж Махал после строительства

К середине 19 века, Тадж-Махал превратился в место приятного времяпрепровождения. Женщины танцевали на террасе, а мечеть с гостевым домом сдавалась в аренду молодоженам. Англичане, наряду с индусами разграбили богатые ковры, полудрагоценные камни, серебряные двери и гобелены, когда то украшавшие мавзолей. Отдыхающие часто приходили вооруженными молотком и долотом, чтобы лучше извлекать кусочки агата и карнеола из каменных цветков.
Какое-то время казалось, что монумент, как когда-то и сами моголы, может исчезнуть. В 1830 году лорд Уильям Бентинк (генерал-губернатор Индии в то время), планировал демонтировать Тадж Махал и продать его мрамор. Говорят, что только отсутствие потенциальных покупателей предотвратило разрушение мавзолея.

В 1857 году, во время индийского восстания, Тадж-Махал еще более пострадал. К концу 19 века он окончательно пришел в упадок. Территория без ухода заросла, могилы осквернили вандалы.

После многих лет упадка, британский генерал-губернатор Индии лорд Керзон организовал масштабный проект реставрации, завершившийся в 1908 году. Здание отремонтировали, сад и каналы восстановили. Реставрация памятника помогла восстановить его былую славу.

Принято ругать англичан за пренебрежительное отношение к Тадж Махалу, но индийцы относились к своему сокровищу не намного лучше. По мере увеличения населения Агры , монумент начал страдать от загрязнения окружающей среды и кислотных дождей, обесцвечивавших его белый мрамор. В конце 1990-х, будущее памятника находилось под серьезной угрозой, пока Верховный суд Индии постановил переместить особо вредные производства за пределы города.
Тадж-Махал считается лучшим образцом могольской архитектуры, сочетающий в себе элементы персидской, индийской, и исламской архитектурных школ. В 1983 году монумент внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, назвав его "жемчужиной мусульманского искусства в Индии и одним из шедевров мирового наследия, вызывающий всеобщее восхищение".

Тадж-Махал стал самым идентифицируемым символом Индии, привлекая ежегодно около 2,5 млн туристов. Он является одним из наиболее узнаваемых монументов в мире. История, стоявшая за его строительством, дает основания считать его одним из величайших памятников любви, когда-либо построенных в мире.

Видео на русском языке

Просмотр фотографий:





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта