Главная » Красота и здоровье » Кто нашел скифскую пектораль. Золотая скифская пектораль как крупнейший клад XX века. Археологические раскопки кургана Толстая Могила

Кто нашел скифскую пектораль. Золотая скифская пектораль как крупнейший клад XX века. Археологические раскопки кургана Толстая Могила

Если представить Киев в образе прекрасного сада цветов, то самой яркой клумбой этого сада, безусловно, будет Киево-Печерская Лавра. Ну а самым замечательным цветком этой клумбы по праву будет считаться знаменитая скифская пектораль.

Пектораль - нагрудное украшение царя, воина. Наиболее известным подобным украшением считается скифская пектораль, которая была обнаружена во время раскопок кургана Толстая Могила (окраина города Орджоникидзе Днепропетровской области) Борисом Николаевичем Мозолевским в 1971 году. Эта находка названа ЮНЕСКО «одним из величайших археологических открытий человечества ХХ века».

Размеры пекторали поразительны: диаметр - 30,6 см, вес - 1150 г золота высочайшей пробы.Но главное - не это. Скифская пектораль - это уникальный образец античного ювелирного искусства, изготовленный, по мнению специалистов, во второй четверти IV ст. до н.э., на территории Греции.

Пектораль состоит из четырех жгутообразных трубок, скрепленных на концах обоймами. К ним при помощи штифтов прикреплены изящные плетенки, заправленные в орнаментированные обоймы с наконечниками в виде львиных голов. Трубки делят пектораль на три полукруглых яруса. Эти ярусы заполнены скульптурками людей, животных, растительным орнаментом. Символическое значение многих изображений до сих пор не разгадано. По одной из многочисленных версий, на пекторали изображено представление древних народов о мироустройстве.

Для Мозолевского, уникальной находке предшествовали: работа кочегаром, эпопея диссидентства, учеба на заочном отделении историко-философского факультета Киевского Университета, работа внештатным сотрудником Института археологии . По иронии судьбы, он участвовал в неоднократных предварительных исследованиях курганов, не давших никаких результатов. Лишь настойчивость, целеустремленность, уверенность Мозолевского, а также, по словам археолога, «помощь скифских богов», способствовали обнаружению в кургане древнего погребения.

После двухлетней подготовки к основным раскопкам, во время которой было снято более 15 кубических метров грунта, удалось открыть могильник с погребением скифской царицы, погребение двухлетнего ребенка (возможно - наследника царского престола), могилы слуг, воина-охранника, лошадей, а также разграбленный склеп царя скифов. В соседнем коридоре были обнаружены: футляр для стрел, меч с золотой рукоятью в золотых ножнах, и сама пектораль, которую Мозолевский в своей книге «Толстая Могила» назвал «Даром небес, а не творением человеческих рук».

Лишь в 1981 году он стал кандидатом исторических наук, немногим раньше получив постоянную работу археолога.

К счастью, не смотря на планы отправить пектораль в Москву или Ленинград, она осталась в Украине. Сегодня она является гордостью коллекции музея исторических драгоценностей, расположенного на территории Национального историко-культурного заповедника «Киево-Печерская Лавра», познакомиться с которым можно во время .

Золотая царская пектораль древних Скифов занесена во все каталоги и справочники мира, и названа великой археологической находкой XX столетия. Является признанным шедевром мирового искусства. Страховая стоимость — около 2 млн. долларов. Это поистине гениальное творение античной торевтики (греч. Toreutikоs) — искусства рельефной обработки художественных изделий из металла.

Эта милая женская «безделушка» в 1 килограмм 200 граммов чистого золота содержит около 100 различных фигурок, которые выполнены с большим мастерством. Ее диаметр составляет 30,6 сантиметра. Ориентировочно, она была изготовлена где-то н V веке до н. э. и, скорее всего, была не единственной. За свою многовековую историю эта бесценная реликвия пережила сотни владельцев, побывала во многих местах. Из-за неё убивали, грабили, предавали.

Золотая пектораль древних скифов была найдена Борисом Мозолевским 21 июня 1971 года в кургане Толстая Могила (Днепропетровская область).

С тех пор чудо-аксессуар не дает покоя как просто зевакам, так и профессиональным исследователям. В последнее время в учёных кругах появилась версия, что пектораль — это, в первую очередь, зашифрованное послание древних скифов, изготовленное в виде красивого украшения.

Золотая царская пектораль представляет собой символ солнца (коло), состоящих из трёх кругов мира. В первом круге изображена бытовая жизнь скифов, богатство скифов — домашний скот, во втором круге — луговые цветы, лесные травы, дремучий лес, а в третьем круге изображены дикие звери, живущие в дремучем лесу.

Золотая пектораль — это символ царской власти. Одевая пектораль, скифский царь, становился центром солнечного круга и мира. Самоназвание скифов, по Геродоту, сколоты — в этом слове ясно слышен корень «коло» — солнце. «С коло ит», возможно, означало «с солнцем идущий» или «за солнцем идущий», ведь расселение скифских племён шло с востока на запад, то есть скифы всё время шли «за солнцем».

Пектораль состоит из четырех скрученных в жгут трубок, скрепленных на концах застёжкой в виде львиных голов. Вся пектораль по горизонтали разделена на три яруса, заполненные многочисленными изображениями людей и животных, средний ярус украшен цветами и растениями.

Что означают эти замысловатые фигурки на пекторали?

Всего существует 3 основные версии трактовки структуры этого украшения: «Модель Вселенной», «Карта владений скифов» и «Календарь».
По первой версии пектораль олицетворяла строение Вселенной, как ее видели скифы.

По второй теории на пекторалях могла быть изображена символическая карта владений древних скифов, которую могли читать лишь специально обученные люди — цари, жрецы, военачальники.

По третьей версии пектораль являлась древним календарем скифов. Скифы были язычниками, поэтому у каждого дня, месяца, года, индикта, и т.д. были свои божества времени в виде домашних животных, которые были расположены по кругу на пекторали. Также, пектораль — это еще и совершенно точный астрономический прибор — древние солнечные часы. Тайну календаря пекторали знали только цари и жрецы, и представители элиты общества скифов, что помогало им, на основе знаний, управлять своим народом.


О чём говорит второй ярус пекторали?

Он полностью занят цветами. Этот мотив не просто так был зафиксирован в пекторали. Дело в том, что это — зашифрованный рецепт древнего и очень целебного бальзама из цветков и кореньев. Он широко использовался в скифской медицине, особенно во времена военных действий, скифы широко использовали лекарственные травы. Главным его компонентом был меотийский корень, или мандрагора. Археолог Мозолевский предполагал, что это греческое растение тока. К сожаленню, до конца разгадать этот рецепт невозможно, потому что по золотому изображению трудно определить название цветка.

В центре пекторали изображены две мужские фигуры (предположительно — это скифские цари Пал и Haп), которые держат шкуру-эгиду (на самом деле — это не просто шкура, а карта). Они сидят в свойственной степнякам позе.

Посмотрев на эту шкуру-карту в прямой проекции, можно разглядеть очертания Крыма, правого и левого берегов Черного моря. Эта «карта» условная. Каждый предмет на ней изображает определённую захваченную скифами территорию.

В верхнем ярусе пекторали изображена вереница идущих в разные стороны животных. Оказалось, что каждая из этих фигур показывает определенный день скифского месяца.
Есть ещё один интересный сюжет — леопард смотрит, как лев терзает кабана. Лев — это скиф, кабан — это Африка, а леопард — это Ассирия. При большом увеличении тут можно рассмотреть знаменитые египетские пирамиды. Они находятся на голове кабана. Эта миниатюра изображает осаду Древнего Египта скифами в VII веке до н.э. и посему является первой картой Африки. Некоторые трофеи этих походов (в виде ювелирных издэлий, перстней с печатями фараонов и т. п.) попали в коллекцию Музея драгоценностей вместе со скифским золотом.

Побережье Азовского моря, находится под крылом Жар-птицы. Эта чудо-птица была у скифов символом греческой богини Геры, супруги Зевса. Она показывала место проживания царских скифов в Северном Причерноморье. К тому же, правое крыло Жар-птицы указывает на местонахождение скифского некрополя. Навстречу Жар-птице «летит» ещё одна такая же птица, но уже селезень, который покрывает территорию Турции и Стамбула. Фигур там много и каждая из них имеет своё символическое значение.

Скифский календарь имеет прямое отношение к астрологии. В отличие от китайского двенадцатилетнего цикла, в скифском календаре-Зодиаке заложен шестнадцатилетний цикл. Начинается он с года Жар-птицы (утки). Кстати, третье тысячелетие начнется именно С года Жар-птицы — птицы счастья. За ним следуют годы Козочки, Козла, Барана, Коровы, Тельца, Лошадки, Коня, Кобылы, Жеребца и Др.

Золотая Пектораль является шедевром древних мастеров. Сложность сплетения фигур, их ракурсы говорят о высочайшем уровне их мастерства. Её необычайная красота и исключительная ценность свидетельствуют о могуществе Скифского царства. Археологи связывают сокровища кургана Толстая Могила с временами царя Скифии Атея.

Автором золотого чуда мог быть причерноморский эллин - потомок переселенцев из Средиземноморья, осевших на берегах Понта Эвксинского в VII-VIвв. До н.э. Однако, некоторые исследователи полагают, что он мог быть и этническим скифом (ведь мастер в совершенстве знал скифскую мифологию, скифские обычаи и обряды), но, несомненно, долгое время прожившим и учившимся в Пантикапее - столице ювелирного ремесла северного Причерноморья. Он отлично владел всеми тонкостями античного ювелирного искусства.

Крупнейшим археологическим открытием ХХ века признали обнаружение сокровищницы фараона Тутанхамона. Но мало кто знает, что в степях Украины, в начале 70-х годов был найден могильник, который по своей значимости и богатству не уступает египетскому наследию. Речь идет о раскопках скифского кургана близ Керчи. Великий народ, раскинувший свои владения от Восточной Европы до азиатских пустынь, оставил после себя множество тайн и загадок. Главным артефактом племени скифов была царская Пектораль…

Степи Украины, воспетые Гоголем, Шевченко и Брюсовым, пестрят холмами. То тут, то там можно встретить курган, который является молчаливым памятником какого-нибудь события. Эти могилы окружены завесой тайн и суеверий. Народные легенды говорят о то, что запорожцы хоронили убитых товарищей, насыпая землю собственными шапками. А до них курганы возводили племена, кочевавшие по этим степям задолго до славных подвигов воинов Запорожской Сечи. Кочевники пришли на берега Дона еще в 3 тысячелетии до н.э. Это были племена скотоводов, охотников, воинов. Они впервые узнали остроту медного оружия. Они навсегда вписали свои имена в страницы истории. Киммерийцы уступали место склотам. Склоты ушли под давлением скифов. А скифы основали свое великое царство, посреди "коридора" между Азией и Европой. Именно властителям Скифии и принадлежат первые курганы, которые похожи на пирамиды. В них находили последний покой могучие владыки. Геродот, посетивший древнюю Скифию, был поражен богатством этого народа. Еще больше его удивили, с какой помпезностью и пышностью хоронят усопших царей. На тот свет с ними отправляли жен, слуг, коней, утварь, порой целые караваны. Все для того, чтобы царь предстал перед предками в подобающем виде. Курган Куль-Оба, расположенный в нескольких километрах от Керчи, начали раскапывать еще в 1830 году. Уже первые слои земли были под завязку набиты украшениями работы древних греков. Там было золото, серебро, великолепные вазы. Даже серьги с головой богини Афины. Курган обследовали много лет. Он принес немало интересных экспонатов, осевших в хранилищах украинских музеев. Но то, что нашел Борис Мозолевский, оказалось сенсацией. Будучи внештатным сотрудником киевского Института археологии, он с энтузиазмом взялся за раскопки кургана Толстая Могила, на который коллеги давно махнули рукой. Они считали, что там не может быть ничего стоящего внимания, сосредоточив свой взгляд на более "перспективные" южные гробницы. Раскапывать курган начали случайно. Груда земли мешала днепропетровскому горнодобывающему комбинату расширить своё производство. Просто снести курган не позволял закон, поэтому попросили археологов "быстро раскопать". В холодной февральской степи, под мощными порывами ветра два десятка историков-романтиков вступили в противоборство с курганом. На протяжении двух недель Мозолевский и его товарищи просыпались в 5 утра, и до 4 вечера без устали копали, разглядывая каждый клочок земли. Видя мучения археологов, директор комбината Григорий Середы сжалился, и выделил бульдозер. Работать стало легче. Внезапно на южном склоне ученые натолкнулись на удивительной красоты колесницу, которая была отделана бронзовыми плитами, обвешана колокольчиками. Каждый сантиметр повозки был покрыт узорами. В институте поняли, что курган стоит усилий и выделили дополнительный отряд. Чем дальше они углублялись в толщу грунта, тем более древние богатства находили они. Их минула участь расхитителей гробниц. В этом месте был погребен наследник скифского престола. Он лежал в изумительном по красоте алебастровом саркофаге. Тело его было увешано драгоценностями. Рядом была могила матери, которая покоилась в шикарном золотом платье, расшитом ликами животных. На шее у нее был массивный золотой обруч в виде гривы льва. Таких находок не ожидали даже бывалые археологи. Наконец пришло время главной камеры, где покоился царь. Но там уже успели побывать мародеры. Ученые с сожалением сворачивали работы, когда Мозолевский внезапно посмотрел на глиняный пол и заметил тайник. Со всеми возможными осторожностями он сдвинул плиту и... "21 июня 1971 года, в 14 часов 30 минут, близ г. Орджоникидзе Днепропетровской области, Борисом Мозолевским была найдена золотая пектораль - нагрудное украшение скифского царя IV века до н. э. - весом в 1150 граммов, 30, 6 см в диаметре, выполненная из золота 958 пробы". Такую фразу вы можете найти в любом учебнике археологии. Это было чудесное произведение искусства, вышедшее из-под руки греческого мастера. Ничего подобного прежде на территории Украины не находили. Пектораль представляла собой четыре полых трубки, изящно переплетенных между собой. Они составляли своеобразный каркас. Каждая трубка венчалась головкой небольшого льва, который сжимал в своей пасти кольцо. Через них пропускались шнурки. На них украшение вешалось на шею царю. Пектораль имела три яруса, что отражало представление древних скифов об устройстве Вселенной. Нижний ярус - битва фантастических диких зверей - мир стихий, дикой природы, мир подземного царства, откуда идут корни дерева, и куда все рано или поздно уводят. Средний яру - голубые цветы, птицы - мир живых. Наверху же была жизнь кочевников. Их быт, их подвиги и простые дела. Безусловно, пектораль являлась магическим и религиозным символом, которому поклонялись кочевники. Но смысл пекторали не раскрыт по сей день. Автором этого величественного ювелирного чуда является древний эллин, потомок греков Средиземноморья. Он был настоящим Мастером, в совершенстве обращался не только с металлом, но и прекрасно знал верования и обычаи скифов. Предположительно люди, изображенные на пекторали, имели реальные прообразы. Может среди них есть и заказчики этого чуда. Ныне она хранится в киевском музее исторических древностей Украины. Есть и копия, установленная в Донецке на Театральной площади. Она входит в скифскую композицию. А еще, по сей день, в качестве высшей театральной премии Украины используется точная копия пекторали из кургана Толстая Могила. Имя Бориса Мозолевского навеки вписано в историю археологии. Он стал кандидатом исторических наук и до конца жизни преподавал в родном институте.

В киевском Музее исторических драгоценностей Украины хранится уникальная находка, о которой мало кто не слышал, но мало кто видел воочию. Она считается крупнейшей археологической находкой XX века, шедевром мирового искусства. Ее приблизительная стоимость не менее 2 млн. долларов. Речь о скифской золотой пекторали.

, историческая реликвия и относится к Историческому фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Украины. Это нагрудное украшение скифского царя (предположительно - женское украшение) IV века до н.е., было обнаружено в июне 1971 года во время археологических исследований (под руководством Б. М. Мозолевського) захоронения в кургане "Толстая могила" (скифского периода) вблизи города Орджоникидзе (Днепропетровская область).

Курган "Толстая могила" - тут нашли скифскую пектораль

Шедевр эллино-скифского искусства весит больше килограмма - 1150 г, диаметр составляет - 30,6 см. Пектораль выполнена из чистого золота 958 пробы! Разумеется, не в этом ее богатство, а в ее историческом наследии и... мастерстве! При изготовлении пекторали использовались такие техники, как литье по утраченной восковой модели, гравировка, пайка, чеканка, инкрустация цветными эмалями, филигрань - очень тонкая ювелирная работа древних мастеров. Ученые считают, что она была изготовлена ​​греческими мастерами (т.н. "торевтамы") по заказу скифской знати как дипломатический дар. Скорее всего ее изготовили в ювелирных мастерских Пантикапея или Афин.

Элемент пекторали, где два мужчины держат шкуру жывотного

Сама пектораль имеет луновидную форму и состоит из нескольких ярусов. Они в свою очередь отделены друг от друга четырьмя толстыми полыми трубками (в виде перевитого жгута). В самом верхнем ярусе изображено несколько отдельных и интересных сцен. Основным сюжетом является центральная сцена верхнего яруса: тут двое полураздетых мужчин, растянув мех на руках, готовятся к некоему таинству (см. фото выше). По бокам от основной сцены стоят лошади и коровы с телятами, позади них расположены фигуры скифских слуг, один из них доит овцу, а другой - корову (см. фото ниже). В нижнем ярусе пекторали отражены различные сцены охоты диких и различных фантастических животных. На среднем фризе - фигуры птиц среди побегов цветов.

Нижний и верхний фризы золотой пекторали ажурные. Тут фигурки животных и людей выполнены в технике литья по утраченной восковой модели. Средний фриз расположен на фоне тонкой золотой луновидной пластины, припаянной к двум средних полых трубок. Тут объемные фигуры птиц прикреплены с помощью штифтов среди цветов, их лепестки покрыты цветной эмалью. Концы трубок в верхней части пекторали соединены плоскими трапециевидными обоймами с тремя поясами из орнаментов (цветы лотоса и многолучевые пальметты). К ним прикреплены наконечники с помощью штифтов - застежки в виде головок львов и коротких лент сложной плетенки. Последние с двух сторон вставлены в две прямоугольные обоймы. Верхняя из них украшена цветами лотоса с многолучевыми пальметтами, нижняя обойма - лентой из цветов...

Элемент пекторали с фантастическими животными

Согласно множества интерпретаций золотой пекторали, различных образов и мотивов, ее стилистики, особенно семантики сюжетов, исследователями было разработано немало гипотез и концепций. Среди них и вовсе фантастические. Например, пектораль из Толстой Могилы рассматривалась как модель мифопоэтического пространства-времени, как древний календарь, как древняя карта владений скифов, как изображение великого женского божества Скифии, как атлас скифской космологии и модель Вселенной... Но не так важно, что зашифровано в золотой скифской пекторали, вне всяких сомнений, это уникальная находка из числа скифских сокровищ и бесценный экземпляр скифского золота: пектораль увековечена в монете НБУ, многочисленных научных трудах, интерпретациях и исследованиях.


Ваш Александр Максимчук!
Лучшая награда для меня как автора - Ваш лайк в социальные сети (расскажите друзьям об этой статье), также подписывайтесь на мои новые статьи (просто укажите в форме ниже свой адрес электронной почты и Вы будете первыми читать их)! Не забывайте комментировать материалы, а также спрашивайте любые интересующие Вас вопросы по поводу кладоискательства! Я всегда открыт к общению и стараюсь отвечать на все Ваши вопросы, просьбы и замечания! Обратная связь на нашем сайте работает стабильно - не стесняемся!

Предлагаем читателю узнать тайный смысл и значение Золотой царской пекторали (вес 1150 г, диаметр 30,6 см), найденной в Толстой Могиле (Нижнее Поднепровье), в захоронении скифского царя, датированном IV в. до н.э. Предназначение и символизм всех животных, людей и мифических существ, которые изображены на этой золотой пекторали.

Что изображено на скифской золотой пекторали?

Все поле пекторали поделено на три месяцеподобных яруса (сферы) при помощи изящных пустотелых трубок, которые представляют каркас изделия. Нижний и верхний ярусы заполнены скульптурными композициями, а средний - украшен насыщенным растительным орнаментом, за-крепленным на плоской пластине. Все произведение до мельчайшей детали изготовлено из золота 958 пробы, имеющего чистый солнечный цвет.

В центре нижнего яруса - три сцены борьбы коня с двумя грифонами, напавшими на него. Причем, наиболее трагическая из них помещена посредине. Далее за ними - поединок дикого кабана (справа) и оленя (слева) с леопардом и львом, за которыми изображена погоня собаки за зайцем. То есть, здесь во всей своей неприглядной жестокости показан животный мир (фауна), где сильные звери-хищники терзают и поедают более слабых. И этот ужасный мир терзаний, конечно же, принадлежит божеству войны - коварной и вероломной войны ради наживы, либо честной и справедливой войны ради жизни, но тем не менее, Войны.

Пышный рост растений и праздничное бушевание природы на золотой пластине скифов среднего яруса усиливается крупными цветками, инкрустированными голубой эмалью, и пятью скульптурками птиц в непринужденных, беспечных позах. Растительный мир (флора) среднего яруса пекторали подчинен лунному божеству плодородии., о чем свидетельствуют и цвет и форма пекторали, а также его место в композиции пекторали - знака власти царя, данной от бога.

И соответственно, верхний ярус пекторали, с бытовыми сценами из жизни скифов, посвящен солнечному божеству как подателю материальных благ, т.е. имущества и богатства. Фокусом всей пекторали является центральная сцена верхнего яруса, где двое раздетых до пояса мужчин шьют меховое одеяние, напоминающее золотое руно, над которым повешен горит с луком и стрелами (другой горит, или колчан, лежит у ног). На оковке горитов изображены микроскопические сцены борьбы героя с чудовищем.

Слева и справа от центральной сцены стоят кобылы и коровы с детенышами, а за ними помещены фигуры двух юных скифов, занятых доением овец. Рядом - амфора с молоком. За овцами с обеих сторон композиции - козы с козлятами. И завершается композиция изображением птиц, летящих в разные стороны.

Загадка центральной сцены верхнего пруса давно уже беспокоит исследователей. Поэтому остановимся на ней подробнее. Итак, два мастера шьют меховое убранство, растянув его за рукава. Правый мастер сидит на подогнутой левой ноге. Левой рукой он натягивает убранство (т.е. руно, или овечью шкуру), а в правой держит длинную иглу или шило. Указательный палец этой руки отставлен и взгляд его обращен на коллегу, будто на что-то указывает. Волосы и борода человека оформлены крупными кудрями, лицо имеет вытянутые пропорции. В выражении лица и осанке запечатлена непреклонная воля.

Сцены и персонажи на золотой пекторали скифов

Левый скиф стоит на коленях, повернувшись к убранству. Левой рукой он тянет к себе убранство, а в правой также держит иглу, которую можно заметить лишь с противоположной стороны. Вьющиеся волосы его откинуты назад и перевязаны широкой лентой (как у царя на чаше Куль-Обского кургана). Лицо обрамлено густой курчавой бородою, под глазами - большие набрякшие круги. Во всей фигуре человека ощущается какая-то надломленность и скрываемая болезненность. Даже талия его перевязана толстым платком.

Эта ритуальная сцена пока не находит удовлетворительного объяснения. Хотя можно предполагать, что здесь изображены верховный жрец царской усыпальницы в Геррах и тяжело больной, умирающий скифский царь. И возможно, таким образом символически показан на пекторали вход в подземный лабиринт Каменных Могил - золотую сокровищницу и усыпальницу первых скифских царей. Если вытянутые рукава «золотого руна» совместить с восточной грядой Каменных Могил, а его ворот - с так называемыми Воротами Солнца, то место входа, указываемое правой рукой скифского царя, определяется достаточно точно. Ведь в руке у царя needle, что по-английски значит не только «игла», но также «стрелка (компаса и т.п.)», не только «шить, зашивать иглой», но и «протискиваться, проникать (сквозь что-либо)». А подсказка - в выразительном взгляде и указующем жесте руки верховного жреца.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта