Главная » Отношения » Энеолит отличительные признаки. Энеолит и его культуры. Археологические находки из медного века

Энеолит отличительные признаки. Энеолит и его культуры. Археологические находки из медного века

Энеолит- эпоха в развитии человечества, переходный период от неолита (каменного века) к бронзовому веку.

Медный век приблизительно охватывает период IV-III тысячелетия до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит относят к бронзовому веку, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

Возникновение древнейшей металлургии.

Первое знакомство человека с медью произошло через самородки, которые принимали за камни и пытались обычным образом обработать, ударяя по ним другими камнями. От самородков куски не откалывались, но деформировались и им можно было придать необходимую форму (холодная ковка).

Различают четыре этапа развития металлургии:

1) медь - разновидность камня и обрабатывали ее как камень - техникой двусторонней оббивки. Это было начало холодной ковки. Сравнительно скоро узнали преимущество ковки нагретого металла.

2) плавление самородной меди и отливка простых изделий в открытые формы.

3) выплавка меди из руд. Открытие выплавки датируют VI тысячелетием до н. э. Считают, что оно произошло в Передней Азии.

4) эпоха – бронзовый век в узком смысле слова. На этом этапе изобретают искусственные сплавы на медной основе, т. е. бронзы.

Установлено, что применять металл первыми начали, как правило, племена, основу хозяйства которых составляло земледелие или скотоводство, т. е. производящие отрасли . Это вполне согласуется с активным характером деятельности металлурга. Металлургия в известном смысле может рассматриваться как отрасль производящего хозяйства.

Каменное приходилось заменять, а медное можно было наточить. Поэтому из меди сначала делали украшения и мелкие колющие и режущие орудия - ножи, шилья. Топоры и другие орудия ударного действия не делали еще и потому, что не знали упрочняющего действия наклепа (проковки).

Открытие металла способствовало развитию обмена между удаленными странами: ведь производить медь могли только там, где имелись медные руды. Складываются тысячекилометровые торговые пути, расширяются экономические связи. Длинным путям были нужны надежные средства передвижения, и именно в энеолите делается одно из важнейших открытий человечества - изобретается колесо.

В эту эпоху, открывающую бронзовый век, широко распространяется земледелие, которое у ряда племен становится основной формой хозяйства. Оно господствует на огромной территории от Египта до Китая. Это земледелие в основном мотыжное, но уже тогда начинает развиваться и подсечное земледелие невозможное без металлического топора. Главное содержание прогресса в энеолите - изобретение металлургии, дальнейшее расселение человечества и распространение производящего хозяйства. Но это не значит, что земледелие составляло единственное занятие энеолитических племен. К энеолиту относят и ряд скотоводческих и даже охотничье-рыболовецких культур. В эпоху энеолита был изобретен гончарный круг , а это означало, что человечество подошло к порогу классообразования

Энеолит является переходным периодом от каменного века к эпохе бронзы и приходится на I V -- I I I тыс. до н. э. Это было качественно новое время в развитии производительных сил и производственных отношений первобытного общества, время дальнейшего совершенствования земледелия и скотоводства. На смену примитивному мотыжному земледелию приходит более продуктивная обработка земли с использованием рала и тягловой силы домашних животных. В скотоводстве появляется специализация, выделяются овцеводство и коневодство. Яркий показатель развития энеолитических племен - овладение первым металлом - медью, добыча и обработка которой послужили началом качественно новой производственной деятельности - первобытной металлургии.

В этот период значительно возрастает численность населения, соответственно увеличиваются размеры и количество поселений. Относительное перенаселение вызвало интенсивное освоение новых территорий.

В меднокаменном веке ведущая роль в Восточной Европе принадлежала племенам трипольской культуры, получившим свое название по первому памятнику, исследованному у с. Триполье на Украине. Эта яркая и самобытная археологическая культура занимала обширные территории от Днепра до Карпат и Дуная. Она прошла длительный путь развития, на протяжении которого претерпели значительные изменения характер материальной культуры, расселение и историческое окружение. Поэтому историю трипольских племен принято делить на отдельные хронологические периоды: ранний, средний и поздний.

Ранний этап. Племена трипольской культуры. Существует несколько точек зрения относительно происхождения трипольской культурной общности. Одни исследователи считают, что она возникла на основе местной неолитической буго-днестровской культуры. Другие придерживаются мнения, что ее истоки следует искать на Балканах или в Восточном Средиземноморье, откуда она в уже относительно сформированном виде проникла в междуречье Днестра и Прута. Однако наиболее вероятным представляется мнение, что трипольская культура на территории Поднестровья сложилась в результате слияния местных и пришлых элементов. Не вызывает сомнений, что уже во второй четверти IV тыс. до н. э. здесь проживало несколько групп оседлого трипольского населения. Все они характеризуются общностью культуры и быта, отличных от соседних племен эпохи раннего энеолита. Занимая первоначально небольшую территорию среднего Сирета и Прута, раннетрипольские племена постепенно освоили земли от Карпат до левобережья Днестра.

Для своих поселений они выбирали прибрежные участки пойм Днестра и его притоков. Иногда селились на первой надпойменной террасе и лишь в отдельных случаях - на коренном берегу вдоль речных долин, где были источники воды. Кроме того, при выборе таких мест учитывалось наличие пастбищ для скота и плодородных земель для выращивания растений, а также возможность охоты и рыбной ловли. Неукрепленные поселения этого периода насчитывали десятки жилищ и хозяйственных сооружений, расположенных рядами или по кругу. Предполагается, что на каждом поселении проживало несколько сот человек.

Население трипольской культуры строило землянки, полуземлянки, наземные жилища, внутри которых сооружались очаги и печи. Глинобитные дома появились уже на раннем этапе и известны по раскопкам в ряде поселений Приднестровья. Их жители вели разнообразное хозяйство: занимались земледелием, скотоводством, охотой, собирательством и рыбной ловлей. При обработке земли применялись примитивные пахотные орудия с использованием тягловой силы животных. Но все же основным землеобрабатывающим орудием продолжали оставаться мотыга и палка-копалка. Земледелие в этот период было экстенсивным, что позволяло обрабатывать лишь сравнительно ограниченные площади.

Среди культивируемых растений преобладали различные виды пшеницы и ячмень, наиболее приспособленные к местным почвенно-климатическим условиям. Выращивались также просо, горох, вика, алыча, слива и даже абрикос, косточки которого были обнаружены при раскопках. Урожай собирали составными серпами, которые по своей производительности лишь вдвое уступали железным. По мере необходимости зерно размельчали с помощью каменных зернотерок.

На пастбищах и в лесах около поселений круглогодично содержались домашние животные: крупный рогатый скот, свиньи, овцы и козы. Животноводство, находясь на достаточно высоком уровне развития, отодвинуло охоту на. второй план, хотя она еще долго продолжала играть определенную хозяйственную роль в жизни трипольских племен. Основными объектами охоты чаще всего были благородный олень, лось, косуля, медведь, дикий кабан, а также барсук, волк, рысь и другие животные. В качестве дополнительных источников пищи не теряли своего значения собирательство и рыбная ловля.

В эпоху раннего Триполья земледелие и скотоводство носили достаточно устойчивый характер. Засушливые неурожайные годы были редкостью, однако сказывалась низкая плодородность лёссовидных суглинков, на которых велось хозяйство. Из года в год урожайность падала, что заставляло жителей периодически искать и осваивать новые земли.

Орудия труда и оружие данного периода изготавливались из кремня и других пород камня, а также дерева, кости и рога животных. Из привезенной с месторождений в Карпатах и на Балканах меди путем ковки, а позже и литья делались массивные топоры, браслеты, бусы, амулеты и другие украшения. Первые находки медных изделий трипольских племен относятся к началу IV тыс. до н. э., но признаки местной обработки меди отмечены лишь к середине тысячелетия. Вероятно, металлообработка сформировалась здесь на традициях, заимствованных у соседних племен Балканского полуострова. Местное население овладело к этому времени прядением и ткачеством, о чем свидетельствуют многочисленные находки глиняных грузил для примитивных ткацких станков.

По сравнению с неолитической эпохой особенно заметен прогресс в производстве керамической посуды, которую условно можно разделить на парадную, или столовую, и кухонную. В этот период значительно увеличивается разнообразие форм, совершенствуются подготовка глиняной массы и техника лепки сосудов. Посуду обжигали в хозяйственных печах и гончарных горнах. Размеры трипольских сосудов колеблются от 5 до 100 сантиметров в высоту, некоторые из них являются антропоморфными или зооморфными, т. е. имитируют фигуры людей и животных. Как правило, посуда богато орнаментирована вырезанными или приглаженными линиями, спиралями, каннелюрами и оттисками зубчатого штампа. Часто резной орнамент заполнен белой пастой. На данном этапе появляется и расписанная красной охрой столовая керамика.

Многочисленные глиняные статуэтки женщин и зооморфные креслица, украшенные рогами быка, отражают религиозные представления местного населения. Образы великой богини-матери и быка, символизирующего солнце и мужское начало, являлись элементами чрезвычайно развитого земледельческого культа плодородия. Весь строй жизни в раннем триполье был связан с доминирующей ролью женщины в производстве, быту и семейно-родовых отношениях. Женщина была хранительницей семьи, домашнего очага и олицетворяла идею плодородия и продолжения жизни. Поэтому закономерно, что счет родства велся по материнской линии.

Раннетрипольские общинные поселения занимали площадь от 1 до 40 гектаров и насчитывали соответственно от 10 до 100 жилищ. Рост производительности труда привел к улучшению условий жизни и обусловил образование больших скоплений мелких и крупных поселков, которые группировались вокруг центров. Три подобные группы ран-нетрипольского населения существовали на верхнем Днестре. Наиболее значительной из них была южная, занимавшая все междуречье Днестра и Реута и даже земли южнее их слияния. Вероятно, здесь проживало одно из самых многочисленных раннетрипольских племен.

Средний этап. Трипольские племена в эпоху расцвета. Середина и вторая половина IV тыс. до н. э. характеризуются активным развитием хозяйства и культуры трипольских племен. Повсеместно ведущей отраслью хозяйства становится мотыжное земледелие. Наряду с традиционным распространяется жатвенное орудие нового типа - крупная кремневая пластина, одним концом закрепленная в костяной или деревянной рукояти. Одновременно появляются молотильные доски, оснащенные кремневыми вкладышами. Среди отпечатков культурных растений уже встречаются косточки винограда с небольшой пока ягодой. Предполагается, что культивирование винограда пришло в Поднестровье с территории Балкан.

Наличие луговых пастбищ в долинах рек и широкое распространение лиственных лесов создавали хорошую кормовую базу для животноводства даже в зимнее время. В этот период животноводство решительно отодвигает охоту на второй план, занимая вместе с земледелием ведущее место в хозяйстве. Показательно, что на ряде поселений

скотоводство преобладает даже над земледелием. Так, преимущественно скотоводческим было хозяйство жителей поднестровского поселка Сороки (Озеро).

Основными материалами для орудий труда по-прежнему остаются камень, кость, рог и дерево, но особого совершенства достигает обработка кремня. Возникают целые поселки, специализирующиеся на производстве кремневых изделий. Мастера этой культуры изготавливали скребки, крупные ножи, пилки, наконечники стрел, дротиков и копий. Зачастую эти орудия распространялись на сотни километров от места их производства. Дальнейшее развитие получает и изготовление шлифованных каменных топоров, тесел и молотов с отверстиями.

Поистине редких высот достигло керамическое производство. Обжиг глиняной посуды проводился с поразительным мастерством. В этот период особенно расцветает роспись сосудов черной, красной, реже белой красками. Роспись в сочетании с гравировкой и налепами создавала изысканный орнамент, который наряду с эстетической выполнял и культово-магические функции. По мнению исследователей, изображения на керамике чаще всего символизировали женское начало и связанный с ним культ плодородия.

Значительно улучшило качество керамики изобретение специальных двухъярусных гончарных печей, или горнов. Их появление на поселениях свидетельствует о том, что в трипольских племенах были профессиональные мастера, которые занимались исключительно производством сосудов и других керамических изделий. Таким образом, изготовление керамики становится общинным ремеслом. Наряду с керамикой общинным ремеслом, вероятно, становится и производство изделий из меди, требовавшее специальных знаний и навыков. Несмотря на то что медные изделия зачастую поступали сюда в готовом виде, на ряде трипольских поселений были обнаружены крупные куски медного шлака, обломки тиглей и каменных молотов для дробления руды. Эти находки позволяют считать, что в хозяйственной деятельности местного населения весомая роль отводилась и обработке металла. Из меди изготовлялись различной формы топоры, рыболовные крючки, шилья и разнообразные украшения.

Особых успехов трипольские племена достигли в домостроительстве. На поселениях часто встречаются крупные двухэтажные жилища с рядом отгороженных внутренних помещений. Каркас жилища возводился из дерева, которое снаружи и изнутри обмазывалось глиной. В процессе раскопок удалось установить, что на первом этаже проживали большие семейные общины, состоящие из нескольких парных семей. Для каждой из них предназначалось отдельное, отгороженное от других помещение с печью и очагом. Второй этаж использовался для хранения запасов и для других хозяйственных нужд. Двухэтажность трипольских домов подтверждается и находками моделей глиняных жилищ, которые имели входные проемы в торцевой части стен, круглые отверстия вместо окон и двускатные соломенные или камышовые крыши.

Развитие производства создавало условия для накопления избыточного продукта и расширения обменных отношений с ближайшими соседями. Местные племена вели активный обмен с населением Волыни, откуда в массовом порядке поступали готовые орудия и их заготовки из высококачественного кремня. Одновременно отмечены тесные контакты с населением Балканского полуострова и Карпатского бассейна, оказавшие значительное влияние на культурное развитие Поднестровья.

Подъем хозяйства и культуры сопровождался увеличением численности населения. Исчезают небольшие поселки площадью до 3 гектаров. На смену им приходят крупные поселения площадью до 30 гектаров с десятками и сотнями жилищ и хозяйственных сооружений. Несколько общинных поселков составляли отдельные региональные образования, связанные не только культурно-родственными отношениями, но и общими военно-оборонительными задачами. Крупные трипольские поселения нередко состояли из укреплений на возвышенности и неукрепленной низменной части. На некоторых из них были обнаружены оборонительные сооружения: валы и рвы, которые надежно защищали проживавшее здесь население.

Проведенные аэрофотосъемка и геомагнитные исследования показали, что наиболее крупные трипольские поселки служили своеобразными племенными центрами и, возможно, являлись прообразом будущих городов (так называемые протогорода). Анализируя общее количество жилищ на различных поселениях, удалось подсчитать, что там проживало от нескольких сотен до нескольких тысяч людей одновременно. Таким образом, в эпоху расцвета трипольской культуры в Приднестровье отмечена значительная плотность населения: на 1 кв. км приходилось в среднем около 13 человек.

В северной части Днестровско-Прутского междуречья образуется, пожалуй, наиболее густонаселенная область из всего ареала распространения трипольских племен. Этот регион стал одним из основных центров данной культуры. Здесь выделяют три района наибольшей концентрации древних поселений, причем один из них включает и территорию северной части Приднестровья.

Поздний период. Трииольское общество на завершающем этапе. К концу IV и в первой половине III тыс. до н. э. трипольская культура достигла наивысшего расцвета, после чего стали появляться первые признаки кризиса. Основная его причина - ухудшение природных условий, связанное с расширением степного ландшафта и сокращением лесной растительности. Мотыжное земледелие на малоплодородных лёссовых почвах, охота и рыболовство уже не могли обеспечить прежний уровень жизни постоянно увеличивающегося населения. Засушливый климат резко сократил и кормовую базу скотоводства.

В создавшихся условиях продолжало возрастать значение земледелия, которое развивалось за счет освоения новых площадей. Техника обработки земли и уборки урожая осталась на прежнем уровне, так как примитивные роговые рала на воловьей упряжке были непригодны для поднятия целины и применялись в основном для рыхления грунта перед посевом. Лёссовидные почвы через несколько лет интенсивного использования быстро истощались и восстанавливались лишь спустя десятилетия. Уменьшение плодородия почв вынуждало обитателей трипольских поселений каждые 40-50 лет покидать их и создавать новые на других землях.

В животноводческом хозяйстве крупный рогатый скот по-прежнему оставался основным источником мясной пищи и шкур, несмотря на появление в трипольских поселках кур и лошадей. Лошадь, вероятнее всего, была заимствована у соседних скотоводческих племен, и ее использовали не только для перевозки грузов, но и для верховой езды. Как и прежде, скот содержался преимущественно на подножном корму, что приводило к периодическому сокращению стада накануне зимы.

Примитивная агротехника и относительно низкая культура животноводства не могли обеспечить нормальное существование. Поэтому приблизительно к середине III тыс. до н. э. происходит определенная трансформация трипольских общностей. Складывается ряд новых этнокультурных образований, хронологически занимавших промежуточное положение на этапе перехода от энеолита к эпохе ранней бронзы. На территории Приднестровья в этот период сформировались две родственные локальные группы позднетрипольского населения.

Племена усатовской локальной группы. К середине III тыс. до н. э. часть населения Среднего Поднестровья вынуждена была покинуть свои земли и переселиться в степные районы Северо-Западного Причерноморья и Румынии. Непривычные для трипольских племен природные условия степного юга оказались малопригодными для земледелия, но весьма способствовали развитию скотоводства, поэтому оно стало ведущей отраслью хозяйства для усатовской группы населения. Эта группа получила свое название по первому открытому и исследованному памятнику этого типа у с. Усатово под Одессой.

Для своих поселений эти племена часто выбирали естественно защищенные участки, нередко их дополнительно укрепляли валами и рвами. Наряду с небольшими укрепленными стоянками строились и достаточно крупные поселения с разнообразными каменными хозяйственными и культовыми сооружениями, которые, вероятнее всего, являлись межплеменными культурными центрами. Основным из них было поселение у с. Усатово, рядом с которым располагалось несколько курганных и грунтовых могильников. Усатовские курганы имели достаточно сложные конструкции, состоящие из каменных куполов, закладов и кромлехов. Судя по погребальному инвентарю, в них хоронили в основном племенных вождей и родовых старейшин. Захоронения рядовых членов племени представляли собой грунтовые могильники. Как правило, это были небольшие ямы, перекрытые каменными плитами или закладами и содержащие бедный погребальный инвентарь.

Показательно, что к настоящему времени на территории Нижнего Поднестровья известны поселения и курганы лишь этой локальной группы. На левобережье Днестра усатовские курганы были обнаружены близ г. Тирасполя, а также у сел Буторы, Спея, Красногорка, Бычок Григориопольского района, Парканы, Терновка и Суклея Слобод-зейского района. Почти в каждом из них были найдены характерные керамические изделия, орудия труда, оружие из камня, кости и металла.

Наиболее яркая и богатая группа усатовских захоронений была исследована на правобережье Днестра у с. Пуркары района Штефан Водэ. Здесь, на равнинном плато коренного берега, находилось четыре кургана, содержавших 11 усатовских захоронений. Три из них были окружены массивной каменной обкладкой. В центре самого крупного кургана найдено одно из наиболее богатых погребений этого времени. Наряду со столовыми и кухонными сосудами в нем находилось шесть бронзовых изделий, серебряные височные кольца, роговая мотыга и множество украшений из полированных птичьих костей. Наличие серии бронзовых орудий и другого погребального инвентаря, а также внушительной курганной насыпи указывает на принадлежность данного комплекса представителю местной родоплеменной знати. В этом районе, непосредственно у Днестра, известно синхронное поселение, к которому, вероятно, и относились обнаруженные курганы.

Кроме того, полученные материалы позволяют предположить, что в этом регионе Нижнего Поднестровья усатовские племена постоянно пасли свой скот. Это подтверждается и находками в парных захоронениях костяков детей и молодых мужчин, которые могли быть пастухами. Характерным элементом погребального инвентаря усатовских племен являются своеобразные стилизованные фигурки женщин на кубических постаментах, а также большая группа кухонной керамики со значительной примесью толченой ракушки в тесте. Одновременно наблюдаются уменьшение (по сравнению с предшествующей эпохой) разнообразия керамических форм и постепенная деградация расписного орнамента.

Население усатовской группы разводило преимущественно коз и овец, однако в хозяйстве использовали и лошадей, и крупный рогатый скот. Скотоводство носило отгонный характер, но базировалось на укрепленных поселениях. Пашенное земледелие отошло на второй план и практиковалось в основном в долинах рек. Охота и рыболовство не занимали сколь-нибудь важного места в хозяйстве.

Играя роль форпоста трипольского мира на юге, усатовские племена первыми вступили в контакт со скотоводческим населением ямной культуры, а затем какое-то время сдерживали их натиск. Вероятно, на первом этапе их взаимоотношения носили довольно мирный характер, что нашло свое отражение в ряде степных импортов в позднетрипольских погребальных комплексах. Однако к концу III тыс. до н. э. усатовское население сходит с исторической арены, будучи вытесненным или ассимилированным пришлыми племенами.

Племена выхватинской локальной группы. Эти племена получили свое название по первому исследованному памятнику у с. Выхватинцы Рыбницкого района. Они занимали территорию по обоим берегам Днестра, приблизительно от г. Сороки на севере до г. Дубоссары и устья р. Реут на юге. Выхватинские поселения и безкурганные могильники малочисленны и практически не изучены. На некоторых из них были выявлены остатки наземных жилищ-площадок, землянок и хозяйственных сооружений.

Наиболее ярким памятником данной культурной группы, безусловно, является выхватинский могильник, случайно открытый на территории одноименного села. Он находился на высоком мысу, образованном левым берегом Днестра и двумя оврагами, недалеко от синхронного поселения. За годы раскопок была исследована площадь в 900 кв. м, на которой в общей сложности находилось 74 захоронения. Многие из них были окружены каменными обкладками или имели каменные перекрытия.

Все погребенные этого могильника лежали в скорченном положении, преимущественно на левом боку, посыпанные белой глиной или красной охрой. Большинство захоронений содержало достаточно выразительный погребальный инвентарь. Обнаруженная здесь коллекция орудий труда и оружия немногочисленна и представлена в основном кремневыми, каменными, роговыми и костяными изделиями, а также одним металлическим предметом - шилом. В инвентаре явно преобладает керамика, которая делится на столовую, изготовленную из мелкоструктурной глины, и кухонную, вылепленную из массы с примесью мелкотолченых раковин. Своеобразие столовой посуде придает исключительно горизонтальное построение росписи, нанесенной темно-коричневой, иногда в сочетании с красной, охрой. Кухонная керамика украшена параллельными отпечатками оттисков шнура и характеризуется более низким качеством. Особенно выразительна антропоморфная пластика, представленная реалистичными женскими статуэтками и погремушкой прекрасной сохранности, которые находились в детских захоронениях.

По мнению археологов, могильник разделялся на два участка. Один из них предназначался для захоронения рядовых членов общины, другой - для членов обособившихся семей. Каждый из таких семейных некрополей содержал останки одного-двух мужчин, одной женщины и трех-пяти детей, Показательно, что именно мужские погребения выделяются как качеством, так и количеством погребального инвентаря. Таким образом, на этапе перехода от позднего энеолита к ранней бронзе основной ячейкой общества становится патриархальная семья. Судя по погребальному обряду, в этот же период происходит выделение родоплеменной верхушки - старейшин и вождей, обладавших богатствами и властью. О социальном расслоении общества наглядно свидетельствует погребальный инвентарь некоторых захоронений, а также появление на поселениях и могильниках жезлов, боевых и парадных топоров. Первобытнообщинный строй оказался у порога своего разложения.

Кроме выхватинского могильника, который и сегодня продолжает оставаться наиболее крупным и выразительным для данной группы позднетрипольского населения, известно всего два местонахождения аналогичных погребальных комплексов - у сел Голерканы и Оксентия Дубоссарского района, на правом берегу Днестра, которые практически полностью уничтожены водами Дубоссарского водохранилища. Однако нет со мнений в том, что более тщательные археологические разведки в Приднестровье приведут к открытию новых грунтовых могильников выхватинского типа.

В эпоху позднего триполья неуклонно возрастает роль мужчины в жизни семьи и общины, что обусловлено необходимостью быстрого освоения новых земель, требовавшего поднятия целины, вырубки и корчевки леса, специализацией металлообработки, гончарства и обработки кремня, строительством оборонительных укреплений и развитием скотоводства. В обстановке участившихся военных столкновений особое значение приобретает фигура мужчины-воина. Об этом говорят находки многочисленных боевых топоров и клевцов из оленьего рога, камня и металла. Роль женщины все больше ограничивается сферой домашнего хозяйства и сопутствующими ему занятиями. Но она по-прежнему остается хранительницей домашнего очага, связанного с культом богини-матери и плодородия.

На территории Приднестровья охарактеризованные выше общества развивались в течение трех-четырех столетий - с XXYI по XXII в. до н. э. Этому периоду присущи крупные хозяйственные и социальные изменения, бурные межплеменные отношения. Изучение трипольской культуры показало, что она являлась одним из основных центров развитого производящего хозяйства в Европе и отличалась высоким уровнем развития материальной и духовной жизни местного населения.

Древнейшие скотоводческие племена эпохи энеолита. Длительное время считалось, что первыми скотоводческими племенами, проникшими в Северо-Западное Причерноморье, были носители ямной культуры. Однако масштабные раскопки курганов, проведенные за последние 20 лет, опровергли эту точку зрения. Оказалось, что наиболее ранними являются древнейшие погребальные комплексы, предшествующие захоронениям не только ямной, но и усатовской культуры.

Общее количество древнейших подкурганных захоронений невелико и насчитывает в Приднестровье несколько десятков погребальных комплексов. Наиболее ранние из них характеризуются скорченным положением костяка на спине и восточной ориентировкой. По мнению исследователей, указанные памятники первоначально были бескурганными и связаны с небольшими коллективами скотоводов и ремесленников, проникших в данный регион с востока.

Определенным эталоном при характеристике этой группы захоронений является основной погребальный комплекс в кургане у с. Суворово Одесской области. Здесь в парном погребении среди богатого инвентаря, представленного орудиями труда и украшениями из меди, кремня и раковин унио, был обнаружен каменный скипетр, реалистически изображающий голову лошади с надетой уздой. О глубокой древности комплекса свидетельствуют находки скипетров, обнаруженных в слоях различных древнеземледельческих обществ. Анализ подобных стилизованных зооморфных изображений из камня - так называемых скипетров - позволил отнести их к сравнительно узкому хронологическому периоду - середине IV тыс. до н. э. Данный вывод подтверждает и найденный фрагмент схематршеского скипетра на трипольском поселении Верхние Жоры (I) на Днестре.

С определенной долей вероятности группу древнейших скотоводческих захоронений можно отнести к выделяемой на Украине Новоданиловской группе памятников, которая датируется серединой - началом второй половины IV тыс. до н. э. О том, что указанные племена обитали в низовьях Днестра, свидетельствует открытие приднестровскими археологами первого аналогичного комплекса в кургане у пос. Слободзея. Здесь в разрушенном еще в древности центральном погребении были обнаружены орудия труда из меди и камня, а также украшения из кости, характерные в основном для Новоданиловских памятников. Единичные находки подобных захоронений косвенно свидетельствуют о том, что проникновение сюда первых скотоводов было крайне немногочисленным и носило, скорее всего, эпизодический характер.

Второй группе энеолитических памятников присуще скорченное положение на левом или на правом боку. С захоронениями именно этого типа на данной территории возникла традиция возведения курганных насыпей. Идея строительства курганов была обусловлена, очевидно, подвижным образом жизни первых скотоводческих племен: курганная насыпь хорошо видна на равнинных просторах восточноевропейских степей. Своеобразие указанных памятников позволило выделить их в культурную группу Хаджидер, характерную в основном для территории Днестровско-Пруто-Дунайского междуречья.

Среди основных комплексов этой группы преобладает восточная ориентировка. Обнаруженный погребальный инвентарь весьма выразителен и состоит из редких сосудов различных форм, орудий труда, оружия из кремня и рога, мотивных изделий, а также характерных для энеолита украшений - ожерелий из зубов животных и костяных бус. Наиболее яркую серию данной группы дали исследования уникального культового комплекса в кургане 9 у с. Красное Григориопольского района. Здесь под древнейшей курганной насыпью были обнаружены девять энеолитических захоронений и связанный с ними монументально-ритуальный комплекс. Вероятно, в древности этот курган являлся своеобразным храмом-святилищем для местного скотоводческого населения. Он состоял из деревянных и каменных конструкций и включал примитивные зооморфные и антропоморфные каменные плиты и изображения, среди которых доминировали головы быка и примитивные изображения человеческой фигуры. Показательно, что в одном из захоронений был найден выразительный костяной скипетр со вставленной в рабочую часть медной пластиной и инкрустацией из шести медных стержней. Он не имел следов сработанности и, скорее всего, принадлежал вождю племени или же жрецу данного храма.

Скотоводческие энеолитические племена разводили преимущественно мелкий рогатый скот - коз, овец - и лошадей. Немаловажное место в составе стада занимал и крупный рогатый скот. Изображение узды на скипетре, обнаруженном в кургане у с. Суворово, позволяет утверждать, что в этот период уже была освоена верховая езда, которая способствовала мобильности степного населения. Исключительно интересными представляются данные трассологического анализа кремневых изделий из двух погребений в кургане у с. Красное. В одном из них находились орудия для обработки дерева, в другом - для обработки кожи, что позволяет говорить о зачатках ремесленной специализации уже в энеолитическую эпоху.

О высоком развитии идеологических представлений, связанных с культом быка и солнца, свидетельствует не только храмовый комплекс у с. Красное, но и открытие остатков аналогичного святилища с антропоморфными стелами у с. Оланешты района Штефан Водэ на правобережье Днестра. Обнаруженные на этих памятниках древнейшие монументальные изображения говорят об их культурной принадлежности к традициям энеолитическои эпохи, хотя в последующее время они широко использовались для перекрытия более поздних, в основном ямных, захоронений.

Историческое развитие энеолита завершается проникновением на эти земли очередной волны инокультурных скотоводческих племен так называемой постмариупольской группы. Большинство указанных памятников также связано с курганным строительством и характеризуется крайней бедностью погребального инвентаря. Основными особенностями отмеченных комплексов являются вытянутое положение погребенных на спине и отсутствие керамики. Их связь с восточными регионами северо-причерноморских степей подтверждается аналогичными захоронениями Орельско-Самарского междуречья. Относительная хронология древнейших подкурганных памятников Приднестровья дает возможность отнести постмариупольскую группу ко второй четверти III тыс. до н. э.

Различный погребальный обряд и инвентарь энеолитических захоронений позволяет сделать вывод о полиэтничности первых скотоводческих племен региона, представленных, как минимум, тремя отмеченными культурно-хронологическими группами. Проникновение на левобережье Днестра первых племен ямной культуры ознаменовало наступление здесь новой исторической эпохи - бронзового века.

Первую эпоху металла называют энеолитом (греч. энус – «медь», литос – «камень»). В этот период появляются медные вещи, но преобладают каменные. Две теории о распространении меди: 1) возникла в региона от Анатолии до Хузистана (8-7 тыс. до н.э.) и распространилась на соседние территории; 2) возникла сразу в нескольких очагах. Четыре стадии развития цветной металлургии: 1) самородная медь как разновидность камня; 2) плавление самородной меди и отливка форм; 3) выплавка меди из руд, т.е. металлургия; 4) сплавы на медной основе – например, бронза. Месторождения меди открывали по внешним признакам (зеленые пятна окислов). При добычи руды использовали каменные молоты . Границы энеолита определяются уровнем развития металлургии (третий этап). Зачатки земледелия и скотоводства получили дальнейшее развитие, благодаря расширению культивируемых злаков. На смену роговой мотыге приходит пахотное орудие , требующее использование тягловых животных. В разных областях почти одновременно появляется колесо . Тем самым получает развитие скотоводство, происходит обособление скотоводческих племен.

Энеолит – начало господства патриархально-родовых отношений , главенство мужчин в скотоводческих коллективах. Взамен могилам появляются насыпи курганов . Изучение керамики показывает, что ее изготовляли специалисты, мастерски овладевшие техникой гончарного производства (ремесло). Обмен сырьем – кремнем. Энеолит был временем появления классовых обществ в ряде регионов Средиземноморья. Земледельческий энеолит СССР имеет три центра – Среднюю Азию, Кавказ и Северное Причерноморье.

16. Трипольская культура.

Трипольская (кон.5 – третья четверть 3 тыс. до н.э.) – большой очаг производящего хоз-ва в Молдавии и Правобережной Украине, включая часть Румынии. По селу Триполье близ Киева. Была земледельческой, оно требовало корчевки корней, пней, что поднимало роль мужского труда. Патриархальный строй племен.

^ Ранний период (кон.5 – сер.4 тыс.). Долины рек Молдавии, запад Украины, Румынское Прикарпатье. Стоянки ограждены рвом. Дома из глины небольш. размеров. В центре дома – жертвенник. Места меняли каждые 50-70 лет (падение плодородности). Земледелие сложилось еще давно. Землю обрабатывали мотыгами, проводили борозды примитивным ралом. Возделывали пшеницу, ячмень, просо, бобовые. Урожай убирали серпами, зерно размалывали зернотерками. Скотоводство и охота. Горячая ковка и сварка меди, но плавки еще не было. Клад у села Карбуна (444 медных предмета). Керамика с углубленным змеевидным орнаментом. Земледельческий культ богини-матери.



^ Средний период (вторая половина 4 тыс.). Ареал достигает Поднепровья. Растут многокомнатные дома. Появляются 2 и 3 этажа. Дом занимала большесемейная община. Поселки теперь насчитывают до 200 и более домов. Располагаются высоко над рекой, укреплены валом и рвом. К растениям прибавился виноград. Скотоводство было пастушеским. Появляется расписная посуда, спиралевидный орнамент. Появилось лить меди. Импорт металла с Кавказа. Преобладают каменные орудия.

^ Поздний период (нач.-третья четверть 3 тыс.). Самая большая территория. Мастерские кремневых изделий. Литье металла в двусторонние формы. Два типа керамики – грубая и лощеная. Сюжетная роспись. Растет число овец, уменьшается число свиней. Растет роль охоты. Орудия по-прежнему изготовлялись из камня, кости и рога. Развивается патриархальный род.

17 Погребальный обряд как источник

Не все исследователи едины в вопросе об определении понятия «погребальный обряд». Одни придерживаются традиционной точки зрения: погребальный обряд - это конструкция могилы и намогильных сооружений, особенности положения костяка и особенности расположения вещей. Другие, например В. Я. Петрухие , погребальным обрядом считают действия, совершенные живыми над мертвым или около него при подготовке похорон, их совершении и вскоре после них.

Ни одна черта погребального обряда сама по себе не может служить основанием для решительных выводов. Лишь совокупность этих черт, прослеженная на достаточном количестве погребений, может стать базой для исторических обобщений. Мало того, иногда даже тщательно изученная особенность древних погребений требует дополнительных доказательств. Ведь погребальный обряд как совокупность определенных черт дает слишком мало вариаций, аналогии каждой из которых встречаются на совершенно иной территории и в иное время. Все это нужно иметь в виду, используя древние погребения в качестве исторического источника.

Погребения делят на трупоположения, из которых наиболее древние относятся к палеолиту, и трупосожжения, появившиеся в бронзовом веке. Анализ вариантов этих обрядов весьма важен, но они поддаются истолкованию с трудом

Сущность обряда парных погребений, т. е. совместного погребения мужчины и женщины, объясняют, учитывая характер соответствующей эпохи, но до сих пор на этот вопрос удовлетворительного ответа нет.

Важны соотношения погребений, расположенных под одной курганной насыпью. В этом случае типичны некоторые курганы эпохи бронзы. В таких курганах с большим числом разновременных погребений особое значение приобретают стратиграфические наблюдения: взаиморасположение могил по вертикали, установление их относительной хронологии. Здесь важны наблюдения не только над конструкцией могил, но и над расположением слоев насыпи, выкидов из ям, строительных остатков и пр.

18. Бронзовый век. Общая характеристика.

Бронзовому веку соответствует сухой и сравнительно теплый суббореальный климат, при котором преобладали степи. Происходит совершенствование форм скотоводства: стойловое содержание скота, отгонное (яйлажное) скотоводство. Бронзовый век соответствует четвертому этапу развития металлургии – появлению сплавов на медной основе (с оловом или др. комп.). Бронзовые вещи изготовляли с помощью литейных форм. Для этого в глине делали оттиск и высушивали, а потом туда вливали металл. Для литья объемных предметов делали каменные формы из двух половинок. Также вещи стали изготовлять по восковой модели. Для литья предпочтительна бронза, т.к. она более текучая и жидкая, чем медь. Первоначально лили орудия по типу старых (каменных), и лишь позже додумались использовать преимущества нового материала. Увеличился ассортимент изделий. Усиление межродовых столкновений способствовало развитию оружия (бронзовые мечи, копья, топоры, кинжалы). Между племенами разных территорий стало возникать неравенство ввиду неодинаковых запасов рудных месторождений. Это также явилось причиной развития обмена. Наиболее легким средством сообщения был водный путь. Был изобретен парус. Еще в энеолите появились повозки и колесо. Общение между странами способствовало ускорению прогресса в хозяйстве и культуре.

19. Бронзовый век Кавказа.

Кура-аракская (Закавказье), Майкопская, северокавказская, триалетская, кобанская (Северный Кавказ), колхидская (Западная Грузия) культуры. Основой сложения этих культур были энеолитические культуры предшествующего времени.

Майкопская (вторая половина 3 тыс.) – занимает предгорную зону Северного Кавказа от Прикубанья до Чечено-Ингушетии. Укрепленные поселения и курганы с большими могильными ямами. Позже появляются подкурганные дольмены. Золотые и серебряные сосуды. Медные вещи: кинжалы, топоры, долота. Кремневые стрелы. Богатство нек. курганов говорит о богатстве и авторитете родовых вождей. Есть признаки применения гончарного круга, что является свидетельством классообразования (хотя это спорно). Нек. кинжалы, стрелы, ножи и др., подобны месопотамским и критским. На связь с Ближним Востоком указывают фигурки львов, быков, сердоликовые бусы. Хоз-во скотоводо-землед. плана. Большая имущественная дифференц. Дома наземные.

Северокавказская (рубеж 3 и 2 тыс.) – земли от Черного моря до Кабардино-Балкарии, заходя в горы и степь. Погребения в горах – в ямах. В степях и предгорьях – в курганах. В погребальном инвентаре встречаются бронзовые ножи, тесла, топоры, украшения, каменные булавы. Основа хозяйства – пастушеское скотоводство и земледелие. Серпы – сначала вкладышевые, потом – металлические. Социальный строй – патриархат. Отмечены связи с катакомбными племенами, получавших изделия из мышьяковистых бронз от северокавказских племен. Продолжением северокавказской является кобанская культура (11-4 вв. до н.э.). Металлургия кавказской бронзы одна из лучших на территории СССР. Главное занятие–овцеводство. Также использовалась лошадь

20 Ямная, катакомбная, дольменная, северокавказская культуры.

Энеолит и бронзовый век – особые периоды в древней истории человечества, часто объединяемые в эпоху раннего металла . Ее начало знаменует финал каменного века, на протяжении которого люди пользовались для изготовления орудий камнем, костью и деревом.

Название «энеолит» - смешанное латинско-греческое слово, в русском переводе означающее «меднокаменный» (лат. «аэнеус» – медный, греч. «литос» - камень). Этот термин удачно подчеркивает, что на заре эпохи раннего металла появляются медные орудия, но еще долго сохраняются каменные. Из камня даже в последующем бронзовом веке продолжают делать ножи, стрелы, скребки, вкладыши серпов и даже топоры, но общая тенденция развития производства сводится к их постепенному исчезновению и замене изделиями из металла.

Зона культур эпохи раннего металла в пределах Старого Света охватывала огромное большинство регионов Евразийского континента, а также средиземноморское побережье Африки и долину Нила (вплоть до Судана). И все-таки эпоха раннего металла не имела глобального характера: ее миновало население Экваториальной и Южной Африки, крайнего северо-востока Азии. В этих регионах позднему появлению железа не предшествовало знакомство с медью и бронзой.

Многие исследователи утверждают, что судьбы древних народов определило не только развитие земледелия и скотоводства, но и металлургии. Металл оказался для человека важным прежде всего как материал для изготовления прочных и удобных орудий. Открытие меди считается одним из величайших достижений древности. Действительно ли это так? В чем состояло преимущество меди? Отчего она быстро завоевала признание наших далеких предков?

Благодаря пластичности меди одной ковкой из нее можно было получить очень тонкие и острые лезвия. Поэтому такие необходимые для древнего человека изделия, как иглы, шилья, рыболовные крючки, ножи, изготовленные из металла, оказались более совершенными, чем сделанные из камня и кости. Благодаря плавкости меди оказалось возможным придать изделиям такие сложные формы, которые в камне были недостижимы. Открытие процессов плавления и литья привело к созданию многих новых, неизвестных ранее орудий - сложных втульчатых топоров, мотыг, комбинированных топоров-молотков, топоров-тесел. Высокие рабочие качества этих орудий определялись не только сложностью формы, но в равной мере и твердостью лезвий. А повышать твердость лезвий металлических орудий человек очень скоро научился путем их преднамеренной проковки (наклепа). Английский ученый Г.Г.Коглен на опыте доказал, что литую медь с исходной твердостью 30–40 ед. по шкале Бринеля можно довести одной ковкой до твердости 130 ед. Эти цифры близки к показателям твердости сыродутного железа. Итак, высокий рабочий эффект меди стал основной причиной ее широкого и быстрого распространения.

Но не только высокий коэффициент полезного действия предоставил металлу столь прочное место в быту древнего человека. Переход к использованию орудий из меди и бронз, кроме общего роста производительности труда, привел к расширению технических возможностей многих отраслей производства. К примеру, человеку стала доступна более совершенная обработка дерева. Медные топоры, тесла, долота, а позднее пилы, гвозди, скобы позволили выполнять такие сложные работы по дереву, которые ранее были просто неосуществимы. Это способствовало улучшению приемов домостроительства, усложнению интерьера жилищ за счет появления деревянной мебели, освоению способов изготовления цельнодеревянных сохи и колеса.

Массовые свидетельства использования колеса и колесного транспорта обнаружены только там, где уже стали доступными орудия из металла. Колесо открыло эру мобильного передвижения и транспортировки. Оно нашло успешное применение в конструкции ворота. И, наконец, от открытия колеса был всего один шаг к изобретению гончарного круга.

Трудно переоценить значение металла в развитии земледелия. Синхронность появления медных орудий, с одной стороны, и цельнодеревянных сохи и ярма, с другой, позволяет думать, что становление сложных форм плужного земледелия также находится в связи с открытием меди. С помощью медных и бронзовых топоров быстрее осваивались новые площади под посевы в лесостепной полосе. Таким образом, многие производственные и технические достижения древнего человека могут быть поставлены в связь с открытием металлургии.

Первые медные изделия - украшения, иглы, шильца - появляются еще в памятниках неолитической эпохи. Поэтому возникает вопрос, с какого момента мы вправе говорить о наступлении энеолита, а также последующего века бронзы? Определение этих эпох связано с анализом металлургических показателей: степени использования металла, его химического состава, общего комплекса известных металлургических знаний.

В настоящее время различают четыре основных этапа развития древнейшей металлургии. Этап «А» характеризуется применением самородной меди, к которой поначалу относились как к разновидности камня. Вначале единственным методом ее обработки была холодная ковка, вслед за которой последовало освоение ковки горячей. Этап «В» начинается с открытия плавления самородной меди и появления первых изделий, отлитых в открытых формах. Этап «С» связан с двумя важнейшими открытиями: выплавкой меди из руд, то есть с началом действительной металлургии, и освоением упрочнения меди ковкой (эффект наклепа). Параллельно идет процесс усложнения литейной техники, впервые появляется литье в разъемные и составные формы. Этап «D» знаменует переход от меди к бронзам - сначала мышьяковым, а затем и оловянным, получаемым с помощью искусственного добавления легирующих компонентов к чистой меди. Распространяется литье в закрытых формах, литье по «восковой модели» и т.д.

С каждым этапом в развитии металлургии сопрягается определенный набор реальных археологических находок из металла. На этапах «A» и «B» известны лишь единичные изделия - мелкие украшения и редкие колюще-режущие орудия. На этапе «C» получают распространение более значительные серии медных изделий. Внедряются в производство топоры и другие орудия рубящего и ударного действия (тесла, долота, мотыги, молотки). Впервые появляется также колюще-режущее оружие (кинжалы, наконечники копий и др.). На этапе «D» ассортимент металлических орудий и оружия еще более расширяется. Впервые появляются мечи и наконечники стрел. Совершенствуются формы копий, кинжалов, боевых топоров.

Исходя из этих наблюдений, границы энеолита маркируются третьим этапом развития металлургии (этап «С»), а границы бронзового века сопрягаются с его четвертым этапом (этап «D»). Первые два этапа относятся еще к неолиту.

Итак, с энеолитом следует связывать культуры, носители которых не просто знакомы с изделиями из меди, а регулярно используют отлитые из нее орудия (в том числе и ударные), а также украшения. Медь, как правило, имеет металлургический характер, т.е. получена плавкой руд. С бронзовым веком следует связывать культуры, в которых освоено производство бронз - искусственных сплавов на медной основе. Их высокие литейные и кузнечные качества открывают новые возможности для повышения эффективности не только орудий, но и предметов вооружения. Более разнообразными становятся украшения, поскольку усложняются технические приемы их отливки.

Каким образом люди пришли к идее металлургической плавки медных руд? Не исключено, что человека привлек сначала красноватый цвет самородков, которые почти всегда залегают в верхней зоне рудной жилы, или зоне окисления. В ней кроме самородков концентрируются расцвеченные яркими красками окисленные медные минералы: зеленый малахит, лазурный азурит, красный куприт. Именно окисленные руды и самородную медь человек сначала расценивал как красивые камни, из которых можно было вытачивать бусы и другие украшения. Распознать новые свойства этого материала, скорее всего, помог случай. Возможно, изделия из самородной меди или малахита попали в огонь, расплавились и при остывании приняли новую форму. Как бы то ни было, на Ближнем Востоке зона распространения изделий из самородков, обработанных ковкой (конец VIII – VII тыс. до н.э.), и зона формирования первичных металлургических знаний (VI–V тыс. до н.э.) совпадают. Считается, что первые металлургические плавки были связаны с окислами и карбонатами меди, а не с сульфидами (соединениями меди с серой, а иногда и с железом), которые залегают в глубинных частях медных месторождений, трудно доступных для древнего человека.

Первичный центр зарождения металлургии связывается сейчас со значительным районом Ближнего Востока, протянувшимся от Анатолии и Восточного Средиземноморья на западе до Иранского нагорья на востоке. В пределах этого региона древнейший металл планеты тяготеет к памятникам так называемого «докерамического неолита» (конец VIII – VII тыс. до н.э.). Наиболее известные из них – Чайеню-Тепези и Чатал Гуюк в Анатолии, Телль Рамад в Сирии, Телль Магзалия на севере Месопотамии. Обитатели этих поселений не знали керамики, но уже стали осваивать земледелие, скотоводство и металлургию. Здесь собрано около двухсот мелких медных бусин, трубчатых пронизок, пластинчатых подвесок, единичных шильев и рыболовных крючков. Почти все они откованы из самородной меди.

Древнейшие медные находки Европы, датируемые второй четвертью V тыс. до н.э., также не выходят за рамки неолита. Их набор и связь с природными материалами обнаруживает явное сходство с коллекциями «докерамического неолита» Ближнего Востока. Примечательно, что первые медные изделия сосредоточены в Балкано-Карпатском регионе, откуда впоследствии они продвигаются в среднюю и южную часть Восточной Европы. Более детально динамика распространения знаний о металле по территории Старого Света показана на карте.

Рис. Динамика распространения медных и бронзовых изделий в Старом Свете

Итак, первое появление медных изделий в значительной степени было связано с изготовлением украшений из самородков и малахита, и поэтому мало влияло на развитие человеческого общества. Застой в металлопроизводстве был преодолен с открытием выплавки меди из руд и становлением культур энеолита и бронзового века. Опережающее развитие южных регионов и запаздывание северных и восточных не позволяет обозначить единую для всего Старого Света хронологию эпохи раннего металла. Она требует индивидуального рассмотрения применительно к археологическим культурам разных географических зон.

Как известно, на первом этапе хронологического исследования устанавливается периодизация археологической культуры, выясняется ее связь с окружающими культурами региона. Эта процедура, именуемая относительным датированием, предполагает использование типологического и стратиграфического методов анализа археологического материала. Вы уже с ними знакомы по предыдущим разделам учебника. Однако их применение к конкретным памятникам и материалам эпохи раннего металла имеет свою специфику.

Вся периодизация культур эпох энеолита и бронзы Передней Азии и Балкано-Дунайской Европы строится, прежде всего, на стратиграфической основе. Преимущественное использование этого метода объясняется тем, что основными памятниками, с которым здесь приходится иметь дело археологам, являются так называемые «телли» - огромные жилые холмы, возникшие на поселениях, существовавших длительное время на одном месте. Сама возможность такого стационарного существования была предопределена системой земледельческого хозяйства в условиях южных регионов, где господствовали свободные от леса плодородные почвы, не требовавшие специальной сложной обработки. Дома в таких поселках строились из недолговечного сырцового кирпича или глины. Через несколько десятилетий они разрушались, и площадки под новое строительство просто выравнивались. Материал построек, а также процесс накопления отходов, доводили некоторые телли до высоты 20 метров и более. Таковы, к примеру, некоторые знаменитые телли Болгарии - Караново, Эзеро. Извлекая и анализируя находки, зажатые в телле как в слоеном пироге, археолог получает возможность исследовать их развитие во времени, а также рассматривать связи с конкретными отложениями культур, представленными в выше или в ниже лежащих напластованиях. На принципах анализа стратиграфии теллей построены различные системы периодизаций бронзового века. Это и минойская система критских древностей, и элладская – греческих, и анауская – Южной Туркмении, и многие другие.

В Западной и Восточной Европе, в Сибири, в Казахстане, на большей части Средней Азии телли отсутствуют. Периодизация памятников эпохи раннего металла, представленных здесь в основном однослойными поселками и могильниками, строится в большей мере с помощью типологического метода.

Применяя указанные методы исследования, можно установить не только относительную хронологию разных культур конкретного региона, но и представить общую схему развития их общества в эпохи энеолита и бронзы. Однако для отдельных культур даже в пределах намеченной схемы временные колебания дат могут достигать нескольких столетий. Естественно поэтому, что археологи ищут методы перехода от относительных датировок к абсолютной хронологии.

Целям абсолютного датирования памятников медного и бронзового веков служат, с одной стороны, классические историко-археологические методы, а с другой – естественнонаучные методы. Хронология культур III–II тыс. до н.э., то есть в основном бронзового века, до сих пор в наибольшей мере основана на исторических датах древнейших письменных источников. Для периодов, предшествующих III тыс. до н.э., единственным критерием верной хронологической оценки можно считать даты радиоуглеродных анализов.

Исходя из предложенных принципов, обозначим общие хронологические границы ранней металлоносной эпохи применительно к разным территориям. На Ближнем Востоке они сопрягаются со временем V–II тыс. до н.э., в Средиземноморье - IV–II тыс. до н.э., в Центральной Европе и Центральной Азии - III–II тыс. до н.э.

Указать четкие хронологически рамки энеолита и бронзового века для территории России и бывшего СССР весьма затруднительно. На огромных просторах Евразии обнаруживаются заметные колебания в датах наступления и развития эпохи раннего металла. Поселения энеолитических общностей располагаются близ южных границ бывшего СССР: крайний юго-запад – Молдавия и Западная Украина; степная и часть лесостепной зоны юга России; Закавказье; юг Средней Азии. Здесь энеолитические культуры относятся к V–IV тыс. до н.э. Наряду с этим на российском Северо-Западе, в Прионежье независимый центр обработки меди возникает в III тыс. до н.э. Такая же неравномерность дает о себе знать и при попытке обозначить хронологию бронзового века. На Кавказе и на юге Восточной Европы он длится от конца IV до начала I тыс. до н.э., а на севере Восточной Европы и в Азиатской части России вписывается во II – начало I тыс. до н.э.

Хозяйственно-экономическая специфика археологических культур эпохи раннего металла также проявляется по-разному в различных регионах. В южной зоне – на Ближнем Востоке, в Средиземноморье, на юге Европы, в Средней Азии, на Кавказе – мощные центры металлургии и металлообработки, как правило, сопряжены с ярчайшими очагами земледелия и скотоводства. При этом здесь идет процесс сложения специализированных их форм, которые в данной природной среде и при данном уровне развития металлических орудий труда дают наибольшую продуктивность. К примеру, в аридной, засушливой зоне Ближнего Востока и юга Средней Азии именно в эпоху раннего металла зарождается ирригационное земледелие. В лесостепной зоне Европы распространяется подсечно-огневое и переложное земледелие, а на Кавказе – террасное земледелие.

В значительном многообразии форм выступает скотоводство. В Юго-Восточной Европе отчетливо прослеживаются следы мясомолочного, придомного хозяйства с преобладанием в стаде крупного рогатого скота и свиньи. На Кавказе и в Загросской зоне Месопотамии формируется отгонная форма скотоводства на основе разведения овец и коз. Специфическая форма подвижного скотоводства сложилась в степях Восточной Европы. Здесь уже в энеолите сформировалось стадо, в котором были представлены лошадь, крупный и мелкий рогатый скот. В культурах южной зоны с внедрением металла производящее хозяйство получает мощный импульс, который приводит к выработке устойчивых к любым изменениям природной среды моделей развития специализированной земледельческо-скотоводческой экономики.

Иная картина наблюдается в северной части Евразии: появление орудий из металла не вызвало здесь заметных хозяйственных перемен и имело явно меньшее значение, чем на юге. На севере в эпоху раннего металла идет процесс совершенствования и интенсификации традиционных форм присваивающей экономики (охоты и рыболовства) и делаются лишь первые шаги на пути восприятия навыков скотоводства. Развитие земледелия начинается здесь лишь в самом конце бронзового века.

В социально-исторической сфере эпоха раннего металла связана с разложением первобытнообщинных отношений. В южной зоне социальное расслоение наблюдается уже в энеолите. В могильниках этого времени социальные различия просматриваются в количестве и качестве погребальных даров и особенностях самих обрядов. В поселениях выделяются богатые многокомнатные дома с четко продуманной планировкой. В ряде случаев выявлено кустовое, групповое размещение поселений с главным, центральным поселком среди них. Такая структура поселений является отражением сложной иерархии возникающих общественных групп и их отношений друг с другом.

Крупные поселения энеолита со временем перерастают в города бронзового века, которые отличает не только высокая концентрация населения, но высочайший уровень развития ремесел и торговли, возникновение сложной монументальной архитектуры. Развитие городов сопровождается появлением письменности, сложением первых в истории цивилизаций бронзового века.

Наиболее ранние цивилизации бронзового века возникают в долинах великих рек субтропиков Старого Света. Соответствующий период характеризуют археологические материалы Египта в долине Нила (начиная со второго додинастического периода), Сузы С и Д в Эламе в долине Каруна и Керхе, поздний Урук и Джемдет Наср в долинах Тигра и Евфрата в Месопотамии, Хараппа в долине Инда в Индостане, позднее Шан-Инь в Китае в долине Хуанхэ. Среди внеречных цивилизаций эпохи бронзы можно назвать лишь Хеттское царство в Малой Азии, цивилизацию Эблы в Сирии, крито-микенскую цивилизацию эгейского бассейна Европы.

Даже вне пределов сложения цивилизаций в бронзовом веке идут активные процессы социальной дифференциации и усложнения внутренней структуры общества. Приметами его социального расслоения и выделения вождеской верхушки служат богатейшие могилы Аладжа-Гуюк и Хорозтепе в Анатолии, Марткопи-Бедени и Сачхере на Кавказе и др. На поселениях возрастает количество драгоценного металла, из которого выделывали массу украшений, сосудов и крупных культовых предметов. И здесь вновь обнаруживается картина неравномерности развития человеческого общества в различных регионах.

Вне зоны великих рек субтропиков Евразии период энеолита с явными приметами первобытнообщинных отношений оказался весьма затяжным. К примеру, трипольское общество едва вышло за его пределы. И хотя в ареале Триполья (на грани среднего и позднего периодов) стали возникать поселения-гиганты, часто именуемые протогородами, но городами в полном смысле этого слова они так и не стали. Процессы развития городской жизни более активно протекали в Закавказье, Средней Азии, в обширном регионе между Месопотамией и Индией. Здесь формирование цивилизаций, хотя и не завершилось в бронзовом веке в полном виде, но шло более интенсивно под влиянием соседних высокоразвитых обществ.

Процесс разложения первобытнообщинного строя в Европе фиксируется в еще более сложных и многообразных формах. Он привел к сложению цивилизации лишь в пределах крито-микенского мира. Вне его пределов местом наивысших культурных достижений и социальных сдвигов был юг Европы: Балканский, Аппенинский и Пиренейский полуострова, юг Франции, Нижнее и Среднее Подунавье, степи Восточной Европы. Отсюда экономические и социальные достижения по цепочке передавались далее на север, что способствовало постепенной трансформации первобытности в пределах Верхнего Подунавья, Средней Европы, лесостепной зоны Восточной Европы. Однако у населения этих территорий в начале эпохи раннего металла создаются лишь предпосылки будущего кризиса первобытнообщинных отношений. Само же их разложение приурочено к самому концу эпохи бронзы, а местами приходится и на железный век. У племен лесной зоны Европы и ее Крайнего Севера первобытнообщинные отношения доживают в неизменном виде вплоть до раннего средневековья.

Эпоха энеолита или медный век – одна из эпох развития человечества, является переходным периодом между неолитом и бронзовым веком. Его еще могут называть медно-каменный век, так как каменные орудия труда все еще использовались в этот период.
Эпоха энеолита – это период с четвертого по третье тысячелетие до нашей эры. Интересно то, что на некоторых территориях очагов развития человечества, медного века не было и вовсе, а в некоторых регионах он существовал значительно дольше.

Данные археологии об эпохе энеолита

Самые древние изделия из меди, найденные археологами датируются примерно седьмым – шестым тысячелетием до нашей эры. Такие изделия из меди нашли на территории современной Турции. Поселение, в котором были найдены изделия, называется Чайоню, именно здесь люди, возможно, начали первые эксперименты с самородками меди.
Выплавлять медь научились опять-таки на территории современной Турции, теперь уже в более западном регионе в поселении Чатал-Гуюк. Они создавали изысканные, но в то же время довольно простые украшения.
На территории Месопотамии медь начали выплавлять в шестом тысячелетии. Первопроходцами в этом деле на территории Двуречья принято считать самаррскую археологическую культуру. Примерно в это же время в долине реки Инд местные племена, не оставившие письменных записей, также начали создавать украшения из меди.
На территории Египта медь научились выплавлять уже в пятом тысячелетии. В это же время на территории Европы появляется первая медная шахта (территория современной Сербии). Сейчас этот давнюю шахту называют Рудна Глава. Эта шахта также является первым свидетельством металлургии в Европе. Примерно тогда же медь начали выплавлять и на территории современного Китая.
В четвертом тысячелетии медь научились выплавлять на территории Кавказа, в долине реки Волга, на территории современной Украины. Это были такие археологические культуры как самарская, среднестоговская и некоторые другие культуры Восточной Европы. Расцвет эпохи энеолита припадает на четвертое тысячелетие до нашей эры, так как именно в этот период медные орудия труда уже начинают вытеснять каменные, тогда как на протяжении нескольких тысячелетий из меди делали только украшения, которые не сыграли огромной роли в развитии человеческой расы, так как орудия труда.
На территории Южной Америки выплавлять медь научились значительно позже, это второе – первое тысячелетие до нашей эры. Сначала выплавка меди была у них (народов Южной Америки) на очень примитивном уровне и оставалась такой долгое время, но, в конце концов, они достигли в этом определенных успехов, и их мастерству в этом можно было позавидовать. Наибольше в этом преуспели так называемые народ Анд (горные массивы, которые пересекают всю Южную Америку).
В Мезоамерике (Центральная Америка) медь начали выплавлять еще позже и коренные народы не добились в этом особых успехов. Их изделия были простыми, и они ограничивались медными топорами, простыми украшениями, иголками.
Сначала медные самородки не пытались выплавлять, а просто обрабатывали их как обычный камень. Конечно, куски от медных самородков не отваливались, но с помощью такой вот чеканки меди можно было придать простую форму, такой способ называется «холодная ковка». Там где самородков меди было большое количество, она стала очень быстро вытеснять каменные изделия и орудия труда, а где ее было недостаточно, с нее делали украшения.
Одним из самых главных преимущество медных изделий является то, что их в отличие от каменных можно было починить, это делало их «живучими», да и отличались они большей остротой, не говоря уже о том, что она крошилась.

Достижения эпохи энеолита

Как говорят археологические находки, именно в эпохе энеолите человечество изготовило первое колесо. Сначала считалось, что это открытие сделали народы Месопотамии, но последние археологические данные говорят, что колесо, возможно, появилось на территории Восточной Европы. Колесо сыграло огромную роль в транспортной системе, способствовало развитию торговли, строительства, военному делу.
Кроме этого, в это время были приручены лошади. Это способствовало развитию сельского хозяйства, военному делу, скотоводство перешло на абсолютно новый уровень.
О том, что культуры энеолита научились выплавлять металлы из руды, мы уже говорили, пока что это была медь. Это позволило улучшить орудия труда, каменные приходили в забвения, а уровень сельского хозяйства сильно вырос, как и промышленность, и военное дело. Оружие из меди хоть и было довольно мягкое, но все же его можно было починить, если оно подверглось деформации.
Как вывод, следует сказать, что эпоха энеолита – это важный период в развитии человечества, без достижения которого, мы бы не могли представить современный мир. Кем бы было человечество, если бы не научилось плавить металлы из руды и без изобретения колеса?



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта