Главная » Звезды » Энеолит время. Период энеолита. Меднокаменный век. Ранний железный век

Энеолит время. Период энеолита. Меднокаменный век. Ранний железный век

БРОНЗОВЫЙ ВЕК

ЭНЕОЛИТ

Неолит исчерпал возможности принципиального улучшения каменных орудий. В дальнейшем, в бронзовом веке, с появлением металлургии, хотя и появляются некоторые новые приемы обработки камня, он все же потерял значение единственного сырья для изготовления наиболее важных орудий. Будущее открывалось перед металлом.

В изучении истории появления металла в хозяйстве людей важную роль сыграл химический анализ, благодаря которому было открыто, что древнейшие металлические орудия были сделаны из меди без искусственных примесей. Сравнительно недавно древнейшая металлургия стала изучаться с помощью методов металлографии и спектрального анализа. Исследованию были подвергнуты длинные серии металлических изделий, и это дало ощутимые научные результаты. Металлургия меди оказалась начальной частью металлургии бронзы, поэтому эпоху, в которую появлялись орудия из меди, надо считать зарей бронзового века.

Первую эпоху металла называют энеолитом (энус - по-гречески медь; литое - по-латыни камень), т. е. меднокаменным веком. Этим хотели подчеркнуть, что в энеолите уже появляются медные орудия, но еще преобладают каменные. Это действительно так: даже в развитом бронзовом веке из камня продолжают производить многочисленные орудия. Из него делали ножи, стрелы, скребки, вкладыши серпов, топоры и многие другие орудия. Время преобладания металлических инструментов было еще впереди.

Появление металла предопределило крупные хозяйственные и социальные перемены, повлиявшие на всю историю человечества. Они наполняют энеолит его главным содержанием.

Существуют два мнения о характере распространения металлургии. Одни исследователи считают, что производство металла сначала возникло в одном месте, и даже называют его - это регион от Анатолии до Хузистана (историческая область на юго-западе Ирана), где в поселениях Чатал-Уюк и Чейюню-тепеси найдены древнейшие в мире изделия из меди (бусы, проколки, шилья), датируемые VIII-VII тысячелетиями до н. э. Затем из этой зоны

77

металлургия распространилась на соседние территории. Другие полагают, что кроме заимствования знаний о металле и приемов его обработки иногда происходило и самостоятельное открытие металла, так как в тех местах, где имеются меднорудные месторождения, находят простейшие изделия, выполненные примитивными приемами. Если бы эти приемы были заимствованы из передовых областей, то они тоже были бы передовыми, а не давно забытыми. В Европе первые медные изделия появляются на рубеже V и IV тысячелетий и связаны с Балкано-Карпатским районом. Кроме Балкан и Карпат в Восточной Европе можно указать лишь уральскую меднорудную зону, а в азиатской части - Тянь-Шань и Алтай.

Различают четыре этапа развития цветной металлургии. На первом этапе использовали самородную медь, которую принимали за разновидность камня и обрабатывали как камень -оббивкой.

В результате возникла холодная ковка, а вскоре узнали преимущества ковки горячего металла.

Каким образом открыли металл - можно лишь догадываться. Не исключено, что человека привлек красный цвет самородной меди: недаром из нее раньше всего стали делать украшения. Некоторые разновидности медных руд в природе очень красивы, например малахит, из которого сначала изготовляли украшения, потом стали использовать его как медную руду. Ныне это вновь полудрагоценный камень. Может быть, к открытию плавления меди привел случай, когда изделия из самородной меди попали в огонь, расплавились, а при остывании приняли новую форму. Историки металлургии по этому поводу вспоминают слова Л. Пастера, что случай помогает подготовленному уму. Как бы то ни было, плавление самородной меди и отливка из нее простых изделий в открытых формах составляет содержание второго этапа открытия древней металлургии. Он подготовил третий этап, который знаменуется выплавкой меди из руд. Это подлинное начало металлургии. Открытие выплавки произошло в V тыс. до н. э. Тогда же впервые осваивается литье в разъемных двусторонних формах.

Наконец, четвертый этап соответствует уже той эпохе, которую называют бронзовым веком в узком смысле слова. На этом этапе появляется бронза, т. е. сплавы на медной основе.

Древние рудники находят редко, но они все же известны археологам и сколько возможно, изучены. Месторождения меди открывали, видимо, по внешним признакам: они выдают себя, например, выступающими на поверхности земли зелеными пятнами окислов. Эти признаки древние рудокопы несомненно знали. Однако не всякая медная руда была пригодна для выплавки меди. Сульфидные руды для этого не годились, так как древнейший металлург не умел отделять медь от серы. В дело шли так называемые окисленные руды, в использовании которых тоже существует трудность: обычно они перекрыты мощными залежами бурой железной руды. Это еще больше сужало круг и без того редких меднорудных залежей. В тех местах, где не было высококачественных руд, использовали небо-

78

гатые медистые песчаники, например на Среднем Поволжье. Но это было позже.

Руды, если было возможно, разрабатывали открытой ямой, как, например, на Бакр-Узяке в Северном Казахстане (по-башкирски Бакр-Узяк - Медный Лог). Древний карьер Еленовского месторождения на речке Киимбай, как оказалось, снабжал медью огромную территорию вплоть до Дона. На Алтае известен Белоусовский рудник. В нем найден скелет рудокопа с кожаным мешком, в котором руду выносили на поверхность. При добыче руды использовались каменные молоты. Датировке рудников способствовали находки очень ранней керамики, причем установлено, что глубокие разработки рудных месторождений производились еще в энеолите.

До недавнего времени считали, что мягкая от природы медь не выдерживала соперничества с камнем, и полагали, что в этом причина малой распространенности медных орудий. Действительно, медное лезвие в работе быстро тупится, но каменное выкрашивается. Каменное приходилось заменять, а медное можно было наточить. Опыты, проделанные в специальной археологической лаборатории, показали, что производственные процессы, выполненные параллельно инструментами из обоих материалов, быстрее завершались медными орудиями, несмотря на их мягкость. Следовательно, малая распространенность медных орудий объясняется не их мнимыми плохими рабочими качествами, а редкостью самого металла, высокой стоимостью меди. Поэтому из меди сначала делали украшения и мелкие орудия, колющие и режущие - ножи, шилья. Топоры и иные орудия ударного действия получают распространение лишь тогда, когда был открыт эффект упрочения меди ковкой (наклеп).

Границы энеолита определяются уровнем развития металлургии, о которой следует говорить лишь со времени открытия литья, и особенно выплавки металла из руд, и следующего за ними открытия наклепа, т. е. с третьего этапа развития цветной металлургии. Время изобретения бронз открывает бронзовый век. Таким образом, эпоха энеолита соответствует периоду, лежащему между этими важными техническими нововведениями. Следует заметить, что некоторые культуры, начавшись в энеолите, имеют прямое продолжение в развитой бронзе.

Открытие металла оказалось фактором, определившим не только развитие и распространение металлургии, но также многие другие хозяйственные и социальные перемены, которые переживали родовые коллективы. Эти изменения хорошо заметны в истории племен, например Восточной Европы IV-II тысячелетий до н. э. Прежде всего это перемены в хозяйстве. Зачатки земледелия и скотоводства, появившиеся еще в неолите (например, в буго-днестровской и днепро-донецкой культурах), получили развитие, которое сказалось в расширении числа видов культивируемых злаков, в начале возделывания некоторых огородных культур. Совершенствуются землеобрабатывающие орудия: на смену примитивной роговой мотыге приходит пахотное орудие (конечно, пока без металли-

79

ческого наральника), требующее использования тягловых животных. На территории СССР пашенное земледелие появляется во второй половине III тыс. до н. э. Некоторые археологи, ссылаясь на находки примитивных пахотных орудий в Новых Русештах (Триполье, середина IV тыс.) и Арухло (Закавказье, V тыс.), значительно удревняют это хозяйственное новшество. Но единого мнения по этому вопросу нет. Совершается одно из гениальных изобретений человечества - колесо, которое появляется в разных областях почти одновременно.

Получает развитие скотоводство, выходящее в открытые степи, расширяется число видов разводимых животных. Повсеместно в Европе и Азии распространяются все основные виды скота: коровы, овцы, свиньи, лошади. В стадах степных племен постепенно становятся преобладающими овцы и лошади.

Происходит обособление скотоводческих племен. По словам Ф. Энгельса, «пастушеские племена выделились из остальной массы варваров - это было первое крупное общественное разделение труда» 1 . Однако эти племена занимались не только скотоводством; чисто земледельческих или скотоводческих племен не было. Хотя у выделившихся скотоводческих племен скотоводство преобладало настолько, что существовала постоянная нехватка продуктов земледелия, тем не менее они не были чисто скотоводческими племенами.

Преобразование материальной жизни общества привело к изменению общественных порядков. Бронзовый век, в том числе энеолит,- время господства патриархально-родовых отношений. Преобладание в скотоводческом хозяйстве мужского труда обусловило главенство мужчин в скотоводческих коллективах.

«Стада были новыми средствами промысла; их первоначальное приручение, а позднее уход за ними были делом мужчины. Поэтому скот принадлежал ему; ему же принадлежали и полученные в обмен на скот товары и рабы. Весь избыток, который теперь давал промысел, доставался мужчине; женщина участвовала в потреблении его, но не имела доли в собственности. «Дикий», воин и охотник, довольствовался в доме вторым местом после женщины, «более кроткий» пастух, кичась своим богатством, выдвинулся на первое место, а женщину оттеснил на второе...

С утверждением фактического господства мужчины в доме пали последние преграды к его единовластию. Это единовластие было подтверждено и увековечено ниспровержением материнского права, введением отцовского права...» 2

«Кроткий» пастух хотел, чтобы о нем знали и помнили не только при его жизни, но и после смерти, и на смену незаметным могилам, располагавшимся на территории поселков предшествующего времени, в степи вырастают насыпи курганов, заметные издалека.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 160.
2 Там же. С. 162.
80

Они еще не богаты инвентарем, но знаменуют изменение идеологических представлений.

Некоторые промыслы достигают уровня развития ремесла. Оно пока обслуживает свою и отчасти соседнюю общины. Зачатки общинного ремесла можно было наблюдать еще в эпоху неолита. В районах добычи медной руды возникают специализированные на изготовлении металлических орудий поселения. Металлурги рано становятся общинными ремесленниками, что выявляется не столько открытием их поселков или мастерских, сколько сложным набором технических приемов, требовавших высокой специализации, а также особыми погребениями мастеров-литейщиков и кладов, состоящих из больших серий однотипных литых изделий.

Изучение керамики ряда культур, в особенности трипольской» показывает, что ее изготовляли специалисты, мастерски овладевшие техникой гончарного производства и использовавшие современные гончарные горны. Но гончарный круг появился лишь в период ранней бронзы в Месопотамии (конец V - середина IV тыс.), а на нашей территории - в III тыс. (Намазга 4).

Общинное ремесло работало на заказ, а не на рынок. Значительно шире была область обмена сырьем - волынским кремнем, балкано-карпатским и кавказским металлом. Но сбыт определялся не производственной целесообразностью, а этнической и культурной близостью племен. Энеолит был еще временем замкнутого существования родовых общин.

^неолитические племена повсеместно достигли стадии производящего хозяйства, взаимообусловливавшей возникновение металлургии. Металлургия являлась как бы частью производящего хозяйства. Прибавочный продукт производится уже в количестве, достаточном для возникновения эксплуатации и классового общества. У некоторых племен Средней Азии на грани энеолита и бронзы появляется гончарный круг - признак происходящего процесса отделения ремесла от земледелия, что соответствует процессу классообразоваиия, иногда даже далеко зашедшему. Энеолит был временем появления классовых обществ в ряде регионов Средиземноморья.

Земледельческий энеолит СССР имеет три центра - Среднюю Азию, Кавказ и Северное Причерноморье.

Основные энеолитические памятники Средней Азии сосредоточены в предгорьях Копетдага, на границе пустынь. Оплывшие руины поселений представляют собой многометровые холмы, которые на тюркских языках называются тепе, тепа, депе, на арабском - телль, на грузинском - гора, на армянском - блур. Они составлены остатками глинобитных домов, которые при новом строительстве не разбирались, а разравнивались и оставлялись на месте. Раньше других были раскопаны два депе в ауле Анау на границе Ашхабада, по которым долгое время давалась хронология среднеазиатских

81

Рис. 15. Схема расположения неолитических и энеолитических культур

82

памятников этой эпохи. Ныне она детализирована по стратиграфическим горизонтам полностью-раскопанного поселения Намазгадепе у ст. Каахка. Вокруг (Тамазгадепе известна делая группа важных памятников, из которых следует назвать Карадепе. Восточнее расположен Алтындепе, тоже окруженный поселениями, а у дельты реки Теджен находится Геоксюрский оазис, хорошо изученный археологами.

К периоду раннего энеолита относятся комплексы типа Анау 1А и Намазга 1 (V -середина IV тысячелетия). Здесь продолжалось развитие земледелия. Поля обваловывали для удержания воды во время разлива рек, усовершенствовали палку-копалку, которая снабжалась каменным кольцевидным утяжелителем, культивировали пшеницу и ячмень. Животные этого периода представлены костями коров, овец, свиней. Скотоводство вытесняет охоту.

Появляется древнейший сырцовый кирпич, из которого сложены однокомнатные дома. Рядом с домами расположены амбары и другие хозяйственные постройки. Каменные дверные подпятники свидетельствуют о появлении навесных дверей. Поселения были небольших размеров - до 2 га, лишь к концу периода встречаются поселки площадью до 10 га. Их планировка упорядочивается, появляются улицы.

На поселениях найдены первые медные вещи: украшения, обоюдоострые ножи, четырехгранные в сечении шилья. Металлографический анализ показывает, что они сделаны уже не из самородной, а из выплавленной из руд меди (что соответствует третьей ступени развития металлургии). Эта медь была, видимо, привозной, предположительно из Ирана. Ряд вещей отлит в односторонних формах.

Рис. 16. Инвентарь культуры Намазга I: 1-3 - сосуды и роспись на них, 4 - женская статуэтка, 5 - ожерелье, 6-7 - металлические булавки, 8 - металлическое шило, 9 - металлическая бусина, 10 - стенная роспись

83

Рис. 17. Инвентарь культуры Намазга II: 1-5 - сосуды и их роспись, 6-7 - женские статуэтки, 8 - долото, 9 - нож, 10 - украшение (8-10 - металл)

Геометрических орудий нет, хотя характер кремневой индустрии микролитичный. Она испытывает упадок, что объясняется появлением орудий из меди.

Полусферические плоскодонные чаши расписаны одноцветным орнаментом; в сюжетах росписи между восточными и западными районами намечаются различия. Часто встречаются глиняные конические пряслица. Находят глиняные, иногда расписанные, женские статуэтки, говорящие о культе женского божества. Некоторые дома археологами трактуются как святилища.

Погребения, как и в Джейтуне, обычно расположены на территории поселков. Они скорчены, посыпаны охрой и не имеют устойчивой ориентировки. Инвентарь бедный. Признаков социального неравенства нет.

В период Намазга II, начало которого датируют 3500 годом до н. э., поселения были средних или небольших размеров (до 12 га). Число поселков растет, причем часты группы мелких поселений, в центре которых находилось поселение побольше. Поселки имели общее зернохранилище и общее святилище с жертвенным очагом в центре, которое, вероятно, было также местом собраний. В начале Намазга II все еще господствуют однокомнатные дома, потом количество комнат увеличивается. Важны Карадепе и поселения в Геоксюрском оазисе. У Геоксюра исследованы зачатки оросительной системы в виде небольших арыков. В составе стада преобладала овца, постоянно встречаются кости свиньи, еще совершенно нет домашней птицы.

84

Медь, как и раньше, выплавлялась из руд. Был освоен отжиг- нагревание металла после холодной ковки, делавшее предметы менее хрупкими. Производился наклеп рабочей части орудий. Находки украшений из золота и серебра говорят, что была освоена обработка и этих металлов, а значит, местными мастерами была решена проблема температурного режима. Медные изделия представлены прежними формами, но найдена пила и часть медного топорика. Число каменных орудий уменьшилось. Кремневыми остались вкладыши, стрелы, обычны каменные зернотерки, костяные проколки.

Основными формами керамики были полусферические и конические чаши, горшки и биконические миски. Орнамент усложняется: появляется многоцветная роспись. Ее мотивы в западных и восточных областях значительно отличаются друг от друга.

Много расписных статуэток широкобедрых и полногрудых женщин. Часты фигурки животных.

Захоронения представлены одиночными погребениями южной ориентировки; могильные ямы нередко обложены сырцовым кирпичом. Слабо намечаются некоторые различия в богатстве погребаль-

Рис. 18. Инвентарь культуры Намазга III: 1-4 -сосуды и их роспись, 5-6 - женские статуэтки, 7-8 - статуэтки животных, 9 - металлический меч, 10 - металлическая стрела, 11 - металлическая игла, 12-13 - ожерелья, 14 - печать

85

ного инвентаря. Так, в одном детском погребении найдено 2500 бус, в том числе золотая и гипсовые, обтянутые серебряной фольгой. В этот период распространяются бусы из лазурита, привозившегося из Северного Афганистана, но обрабатывавшегося уже в Средней Азии.

Поздний энеолит характеризуется комплексами времени Намазга III. Исследователи до сих пор не пришли к аргументированному заключению о временной границе между периодами II и III. Конец Намазга III датируют временем около 2750 г. В период Намазга III возникают значительные локальные различия между западными и восточными районами, сказавшиеся прежде всего в керамике. Формируются крупные центры этих районов - Намазгадепе и Алтындепе.

Поселения этого периода существуют всех размеров - малые, средние и крупные. На поселениях обычны многокомнатные дома, насчитывающие до 20 комнат. Полагают, что такой дом занимала большесемейная община.

В земледелии был сделан большой шаг вперед: появились искусственные водоемы и первые оросительные каналы. Один из водоемов имел площадь 1100 кв. м при глубине до 3 м. Таким образом, полив полей мог быть многократным, что делало возможным получение двух урожаев в год.

В составе стада больших изменений не произошло. Его отражают статуэтки животных: преобладает овца. Чрезвычайно важны находки глиняного колесика от игрушечной повозки и фигурки лошади с нарисованной на ней сбруей: появились тягловые животные и колесо. В III-II тысячелетиях был.одомашнен верблюд.

В металлургии осваиваются закрытые формы и литье по восковой модели. Найдены круглые металлические зеркала еще без ручек, долота, булавки, браслеты. Найденный медный меч имеет загнутую рукоять (характерная ранняя форма). Обработка металла и ювелирное дело достигли уровня общинного ремесла.

Керамика позднего энеолита представлена биконическими мисками, горшками, кубками. На Геоксюре открыт гончарный горн. Наряду с глиняными сосудами бытовали сосуды, сделанные из мраморовидного известняка (например, на Карадепе). Каменная печать свидетельствует о зарождающейся частной собственности. Из песчаника делали зернотерки, ступки, песты, подпятники, кольца-утяжелители для копалок.

По-прежнему часто встречаются женские статуэтки, но есть и статуэтки бородатых мужчин.

На поселениях часто встречаются коллективные погребения в специальных гробницах. Инвентарь в них беден, представлен обычно сосудами, корзинами (прослеженными по отпечаткам), немногочисленными украшениями.

В Закавказье выявлено много энеолитических раннеземледельческих памятников конца VI - начала IV тыс., но энеолит там изучен пока недостаточно - ни одно поселение не раскопано полностью. Большинство из них представляют собой тепе с многометро

86

вым культурным слоем, свидетельствующим о прочной оседлости населения. Самый известный из них - Кюльтепе близ Нахичевани в Азербайджане (не путать с другими Кюльтепе. - Авт.), точнее его нижний слой. В единую раннеземледельческую культуру Закавказья, которая делится на внутренние локальные варианты, входят Шулаверисгора (в Грузии), Техут (в Армении) и другие. Поселения расположены в долинах рек, на холмах, имеющих естественную защиту, группами по 3-5.

На небольших поселках площадью 1-2 га наблюдается устойчивый тип жилищ - однокомнатные, круглые в плане, глинобитные или из сырцового кирпича с очагом. В доме жила одна малая семья. В поселке насчитывалось 30-40 домов, и число жителей достигало 120-150 человек.

На поселениях найдены в основном роговые и костяные орудия обработки почвы: землекопные лопаточки, копалки, мотыги; утяжелители тоже роговые или каменные. В одном из роговых орудий видят примитивное, может быть, тягловое рало. Предполагают, что ралом проводили на поле борозды уже после его обработки мотыгами или копалками. В засушливых районах требовалось искусственное орошение. На поселениях Арухло 1 (Армения) и Имрисгора

Рис. 19. Инвентарь энеолита Закавказья (Нахичеванский Кюль-тепе I): 1-4, 6-7 - сосуды, 5 - расписной сосуд, 8 - модель колеса, 9 - скребок, 10-нуклеус, 11-пластина, 12 - пряслице, 13-14 - костяные изделия

87

(Грузия) найдены примитивные каналы, при помощи которых осуществлялся полив, вероятно, одноразовый.

Закавказье представляет собой один из центров, откуда происходят культурные растения. В числе культивировавшихся кроме типичных для того времени пшеницы и ячменя входят просо, рожь, бобовые и виноград.

Урожай убирали костяными или деревянными уже изогнутыми серпами с вкладышами из обсидиана, закреплявшимися битумом. Зерно мололи зернотерками или толкли в ступках. Хранили его в ямах или в постройках округлой формы, в крупных (до 1 м высоты) сосудах, вкопанных в землю внутри помещений.

Ко времени энеолита были одомашнены все основные виды скота: коровы, преобладавшие в хозяйстве овцы, свиньи, собаки.

К этому времени (IV тыс., т. е. раньше, чем в Намазга II) относятся первые опыты одомашнивания лошадей, как об этом можно судить по находкам костей на поселении Арухло 1. Главной формой скотоводства было отгонное (или яйлажное), при котором скот пасли летом на горных пастбищах. Земледелие и скотоводство по степени развития сопоставимы с месопотамским VI-V тысячелетий.

Роль охоты была невелика. О ней говорят лишь частые находки шариков для пращи.

Металлических вещей мало, и встречаются они в поздних памятниках. Это бусы, шилья, ножи, сделанные из медно-мышьяковистых руд, которыми богато Закавказье. Тем не менее вопрос о существовании местной металлургии не решен.

На поселениях обычны обсидиановые орудия, но следов обработки обсидиана там нет. Видимо, орудия из этого камня были привозными и являлись предметом обмена.

Керамика бассейна Аракса, в том числе на Кюльтепе, грубой выделки с примесью соломы. Поверхность сосудов светлая, слегка залощенная. В бассейне Куры посуда темная, ее орнамент нарезной. Расписные сосуды обычно привозные, в подражание им небольшая часть местной керамики имеет примитивную роспись. Обычно же керамику здесь не расписывали. Наиболее многочисленны миски или глубокие чаши. Обжиг посуды производился в двухъярусных горнах, нижний этаж которых служил топкой, а верхний - для обжигания горшков. Делали и глиняные женские статуэтки, как и в Средней Азии, бывшие предметами культа женского божества. Только в Урбниси их нашли более ста. На некоторых сосудах имеются отпечатки ткани, при помощи которой, вероятно, их формовали. Ткачество подтверждается и частыми находками пряслиц. Нитки делали из шерсти и из растительных волокон. Найдены украшения в виде подвесок из клыков животных, каменные бусы, ожерелья из морских раковин.

Единичные погребения, находимые под полами домов и между домами, в большинстве детские и безынвентарные. Признаков социальной дифференциации нет.

Заселение каспийско-черноморских степей и предгорья началось еще в эпоху верхнего палеолита и происходило через Кавказ. Наши

88

знания о позднем неолите и энеолите Центрального Предкавказья основаны на материале Агубековского поселения, а также Нальчикского могильника в Кабардино-Балкарии. Оба памятника относят к той и другой эпохам. Агубековское поселение располагалось на возвышенности, его культурный слой изобиловал черепками, обсидиановыми и кремневыми земледельческими орудиями, а также фрагментами плетня, бывшего основой стен легких жилищ. В хозяйстве преобладало скотоводство. Общий облик поселения напоминает памятники Северо-Восточного Кавказа. Керамика плоскодонна и соответствует локальным особенностям местного энеолита.

Курган, раскопанный в Нальчике, традиционно и неправильно называемый могильником, находился в центре города. Он имел плоскую и низкую насыпь, под которой раскопано 147 погребений. В центре кургана было скопление костяков, на периферии - группы по 5-8 отдельных погребений. Вероятно, каждая семейная ячейка имела здесь особый участок. Костяки окрашены и скорчены, мужчины погребены на правом боку, женщины - на левом. Погребальные комплексы можно подразделить на ранние и поздние. Инвентарь составляют украшения, из которых следует отметить медное колечко, каменные бусы и браслеты. Есть зернотерки и мотыги. Аналогичные памятники имеются и в Чечено-Ингушетии.

Большой очаг производящего хозяйства возник в энеолите в Молдавии и Правобережной Украине, заходя в Румынию. Это трипольская культура (конец V - третья четверть III тысячелетия), названная по селу Триполье близ Киева (в Румынии ее называют культурой Кукутени). В ранних памятниках Триполья иногда видят черты позднего неолита Карпато-Дунайского района, но вопрос о происхождении этой культуры, хотя и исследован, но требует пространных экскурсов в зарубежную археологию, а поэтому здесь не рассматривается.

Трипольская культура была земледельческой. Земледелие у трипольских племен требовало корчевки корней, пней, что поднимало значение мужского труда в земледелии, и это согласуется с изначальным патриархальным строем трипольских племен. Некоторые поселения укреплены низкими земляными валами, что говорит о происходивших межродовых столкновениях.

Трипольскую культуру делят на три крупных периода и множество мелких ступеней развития.

Поселения раннего периода (конец V - середина IV тысячелетия) занимали небольшую площадь и располагались в долинах рек Молдавии, на западе Украины и в Румынском Прикарпатье. Иногда стоянки были ограждены рвом с напольной стороны, усиливавшим оборону поселения. Дома имели небольшие размеры (15- 30 кв. м). Основу стен жилищ составлял плетень, обмазанный глиной. Были также и землянки. Посредине жилищ вблизи очага находился семейный жертвенник. Были в поселках и дома, в которых располагались культовые центры.

89

Несмотря на то что дома были выстроены в общем из глины, их развалины не образовывали тепе, так как люди не могли долго жить на одном месте: реки не наносили плодородный ил на поля и плодородие обрабатываемых участков быстро падало. Поэтому места обитания часто меняли. По этой причине трипольские поселения существовали лишь 50-70 лет каждое.

Поселок конца раннего периода Лука Врублевецкая был вытянут вдоль реки и целиком состоял из землянок, иногда длинных, расположенных вдоль берега Днестра. Искусственных укреплений здесь не было. В поселке жило 50-60 человек. Но в начале раннего Триполья зарождается иная планировка поселков: жилища строились по кругу, оставляя в центре площадь, которую трактуют как загон для скота. Примером таких поселков может быть Бернашёвка.

Трипольское земледелие представляют как давно сложившуюся система хозяйства. Землю обрабатывали мотыгами. Некоторые исследователи предполагают, что после этого еще проводили борозды примитивным ралом, найденным при раскопках. Однако эта гипотеза поддерживается не всеми. Возделывали пшеницу, ячмень, просо, бобовые. Урожай убирали серпами с кремневыми вкладышами. Зерно размалывали зернотерками. На ряде поселений существенную роль играло скотоводство, разводили коров и свиней. Нередко большое значение имела охота.

Еще в раннем периоде развития культуры трипольцам известна металлообработка. Но металлических предметов находят мало:

Рис. 20. Карбунский клад: 1-2 - сосуды, в которых находились вещи, 3-4 - медные топоры, 5-6 - медные браслеты, 7 - топор из мрамора, 8 - топор из сланца

90

Рис. 21. Инвентарь трипольской культуры: 1 - костяная проколка, 2 - медный крючок, 3-4 - орудия из камня, 5 - роговая мотыга, 6 - серп с вкладышами, 7 - зернотерка, 8 - пряслице, 9 - грузик ткацкого станка, 10 - медный топор, 11-кремневый скребок, 12 - кремневая стрелка, 13 - женская статуэтка

сломанные не выбрасывали, а переплавляли. Так, на поселении Лука Врублевецкая найдено только 12 медных вещей - шильев, рыболовных крючков, бус. О развитой обработке меди говорит клад, найденный у села Карбуна в Молдавии. В типичном для конца раннего Триполья сосуде находилось более 850 вещей, из них 444 медных. Исследования медных предметов показали, что трипольцы знали горячую ковку и сварку меди, но еще не умели ее плавить и делать отливки. Местная обработка металла подтверждается находками кузнечного пробойника и кузнечного молота. Металл привозился из Балкано-Карпатского меднорудного района. Среди предметов клада имеются крупные: например, два топора из чистой меди, один из которых проушной (со сквозным отверстием

91

для рукояти). В кладе есть также антропоморфные и другие культовые предметы, а также украшения. Из каменных вещей интересен топор, сделанный из хрупкого камня - мрамора, что значит практически бесполезный. Видимо, это было парадное, церемониальное оружие. Клад в целом свидетельствует о накоплении значительных богатств у родовых вождей.

Каменный инвентарь в Триполье господствует. Широко распространены каменные, иногда шлифованные топоры, тесла, долота, орудия из кремневых пластин и отщепов. Использовалась кость, из которой делали шилья, долота и другие инструменты.

Керамика Триполья с углубленным или прочерченным, часто спиралевидным или змеевидным орнаментом, иногда с каннелюрами (желобчатым орнаментом). Кухонная посуда более грубая. Много статуэток, изображающих сидящих женщин с развитой стеатопигией. В глине фигурок обнаружены зерна, что типично для предметов, относящихся к культу плодородия, культу богини-матери. Мужские фигурки редки.

В этот период территория, занимаемая трипольскими племенами, быстро расширяется. Несомненны тесные контакты с нижнедунайскими культурами.

В среднем периоде трипольской культуры (вторая половина IV тысячелетия) ее ареал достигает Поднепровья. Значительно растет население и вследствие этого увеличиваются размеры домов, которые в большинстве становятся двух- и даже трехэтажными, площадью 60-100 кв. м, но были и одноэтажные жилища длиной до 45 м при ширине 4-6 м. Крыши домов двускатные, из жердей и соломы. Жилища многокомнатные, каждое помещение занимала одна парная семья, а весь дом - большесемейная община. Внутри комнат был очаг и ямы для хранения припасов. Стены и пол дома обмазаны глиной с примесью соломы. В обмазке встречаются остатки зерен.

Рост населения обусловил и увеличение площади поселков, насчитывающих теперь до 200 и более домов. Поселения иногда укреплены валом и рвом и располагались высоко над рекой, рядом с возделывавшимися полями. Поселки расположены чаще, чем в раннем периоде культуры. Посевы занимают значительные площади. К возделываемым культурам прибавился виноград..

Земледельческое хозяйство может прокормить большой коллектив, но оно требует большого количества рабочих рук. Считают, что в поселке Владимировка, где было пять кругов жилищ, жило до 3 тыс. человек. Жилища располагались концентрическими кругами, по радиусам которых направлены длинные стены домов. Свободную площадь в центре считают загоном для выросших стад. Подобная планировка, полагают, была приспособлена к нуждам обороны. Некоторые поселки занимали очень большую площадь- до 35 га. Возможно, это были складывавшиеся племенные центры.

Костей домашних животных больше, чем диких, - скотоводство играло важную роль, оно было по-прежнему пастушеское.

92

Входит в употребление расписная посуда. Роспись наносилась перед обжигом кистью, тремя красками, встречающимися в природе: белой (мел), красной (охра), черной (сажа). Обычен орнамент в виде сложных спиралей.

На сосудах иногда изображались животные, например коза. Ее хвост рисовался в виде колоса пшеницы -еще одно свидетельство значения земледелия у трипольцев и его связи со скотоводством. Впрочем, коз и овец у них было мало, однако для изготовления ниток использовалась овечья шерсть. Кости коз и овец найдены на поселении Поливанов Яр. Обнаружены и отпечатки тканей. Кроме тканых одежд, как полагают, трипольцы изготовляли одежду и из шкур животных.

Расписная керамика обжигалась в гончарных горнах. На поселении Веселый Кут в Черкасской области открыт двухъярусный гончарный горн. Объем сосудов значительно увеличивается, что

Рис. 22. Сосуды трипольской культуры и мотивы их росписи: 1-2 - сосуды с нарезным орнаментом, 3-10 - расписные сосуды, 11-12 - мотивы росписи

93

отражает общее увеличение зерновой продукции. Расписная посуда была посудой столовой, как бы парадной, не употреблявшейся при изготовлении пищи. Кухонная керамика сделана грубее, орнамент на ней нанесен ногтем, заостренным камнем или раковиной.

Широко распространены статуэтки, изображающие женщин уже не только в сидячих позах.

Медь все еще дорога, но ее становится больше. Это шилья, крючки, колечки, но также кинжалы, клиновидные топоры. Важным техническим новшеством было литье меди. Считают, что ее могли плавить в обычных гончарных горнах. Анализ изделий показал, что использовались и мышьяковистые сплавы, типичные для кавказской металлургии. Это свидетельствует об импорте металла с Кавказа. Встречаются и медно-серебряные сплавы.

По-прежнему преобладают каменные орудия. Широко распространены вкладыши серпов. Множество форм орудий свидетельствует об их разнообразном применении, а следовательно, и о многообразии хозяйственной жизни трипольцев. Среди изделий кремневой индустрии есть орудия обработки земли, дерева, кости, кожи, даже обработки металла. Количество найденных инструментов свидетельствует о том, что их делали не только для себя, но и на обмен. На поселении Поливанов Яр найдено более 3 тыс. кремневых желваков, заготовок и несколько сотен орудий разнообразных форм. Видимо, там была мастерская.

Погребения, как и раньше, одиночные, расположенные на территории поселков.

Памятники позднего Триполья (начало - третья четверть III тысячелетия до н. э.) занимают большую территорию, чем в среднем периоде: от Молдавского Прикарпатья до Среднего Днепра и от Волыни до Черного моря. Одновременно существуют и небольшие поселения с нерегулярной планировкой и выявленные аэрофотосъемкой гигантские (до 400 га) укрепленные и неукрепленные, строгой планировки поселки с одно- и двухэтажными домами. Открыты могильники и курганные кладбища, но по-прежнему встречаются одиночные и расчлененные погребения.

Изучены мастерские кремневых изделий. Орудия делались из крупных пластин и увеличивались в размерах. Кремневые топоры разнотипны и, видимо, предназначены для различных работ.

Металлурги освоили литье металла в двусторонние формы, которые найдены при раскопках. Формы кинжалов напоминают анатолийские.

Была распространена керамика двух типов - грубая и лощеная. Появляется сюжетная роспись, изображающая людей и животных. Иногда встречается лепной орнамент, например в виде рук, как бы поддерживающих сосуд. Из глины изготовляли и человеческие фигурки, но очень схематичные. Полагают, что они отражают существование культа плодородия. Культовыми считают и так называемые биноклевидные сосуды, соединенные попарно и не имеющие донцев. На поселении Жванец найдено несколько двухъярусных горнов. Видимо, здесь была гончарная общинная мастерская.

94

Рис. 23. Инвентарь усатовской и городской культур: 1 - бронзовый топор, 2- кинжал, 3 - стрела, 4 - украшение, Б - шило, в - каменный молот, 7 - каменный топор, 8 - каменное орудие

Сегментация племен привела к дроблению трипольской культуры и ее «расползанию». Образовалось шесть вариантов позднего Триполья, из которых наиболее яркими являются усатовский (под Одессой) и городский (под Житомиром).

Формирование сложной и многокомпонентной усатовской группы племен Триполья происходило во второй половине позднего периода. Считают, что Усатово отразило проникновение степных скотоводческих племен в среду энеолитических земледельцев. Контактами с древнеямными племенами объясняют появление в позднем Триполье курганов, а также специфических форм инвентаря и посуды.

В связи с расширением территории этой культуры была освоена засушливая степная зона, что привело к увеличению разнообразия систем хозяйства.

Число овец и удельный вес овцеводства в позднем Триполье растут, а поголовье свиней уменьшается, что объясняют необходимостью перегонов стада и исключением из него малоподвижных животных, какими являются свиньи. Растет роль охоты. Среди костей диких животных встречаются даже кости льва, который в те времена обитал в Причерноморских степях.

Как и раньше, основные орудия изготовлялись из камня, кости, рога. Большое значение для трипольских племен имели месторождения камня на Волыни, где существовали общинные мастерские по производству каменных орудий.

Выделяется усатовский очаг металлургии, работавший на кавказском сырье, в то время как Среднее Поднепровье снабжалось Балкано-Карпатским металлом.

Продолжает существовать и развиваться патриархальный род.

Известны и трипольские могильники, относящиеся к усатовско-му варианту Триполья. Один из них расположен под Одессой

95

Рис. 24. Схема расположения культур энеолита: 1 - энеолитические памятники

96

у села Усатово (Усатовский могильник). Богатством инвентаря отличаются могилы со сложными каменными конструкциями и разными медными предметами, в том числе с оружием, что свидетельствует о выделении родовой знати.

Следует также упомянуть позднетрипольский Выхватинский могильник, хотя он рядовой и довольно бедный. Интересен обряд погребения: вычленяют три неодновременные группы могил, каждая из которых состоит из одного женского погребения, одного - двух мужских и одного - пяти детских. Вероятно, это кладбища малых семей. В каждой группе обращают на себя внимание своим инвентарем мужские погребения. Так, одно из них сопровождалось одиннадцатью сосудами и статуэткой, другое - особым топором-молотком, третье содержало единственную в могильнике медную вещь - шило. Орудия сопровождали только мужчин - основную производительную силу общества. Имущественная дифференциация практически не прослеживается.

Подготовлено по изданию:

Авдусин Д. A.
Основы археологии: Учеб. для вузов, по спец. «История». - М.: Высш. шк., 1989. - 335 с.: ил.
ISBN 5-06-000015-X
© Издательство «Высшая школа», 1989

Первый период эпохи металла называют энеолитом. Термин переводится как меднокаменный век. Этим хотели подчеркнуть, что в энеолите появляются медные орудия, но преобладают каменные. Даже в развитом бронзовом веке продолжают производить многочисленные орудия из камня. Из него делали ножи, стрелы, скребки для обработки шкур, вкладыши серпов, топоры и многие другие орудия. Время преобладания металлических инструментов было еще впереди.

Возникновение древнейшей металлургии.

Различают четыре этапа развития металлургии:

1) медь - разновидность камня и обрабатывали ее как камень - техникой двусторонней оббивки. Это было начало холодной ковки. Сравнительно скоро узнали преимущество ковки нагретого металла.

2) плавление самородной меди и отливка простых изделий в открытые формы.

3) выплавка меди из руд. Открытие выплавки датируют VI тысячелетием до н. э. Считают, что оно произошло в Передней Азии.

4) эпоха – бронзовый век в узком смысле слова. На этом этапе изобретают искусственные сплавы на медной основе, т. е. бронзы.

Установлено, что применять металл первыми начали, как правило,

племена, основу хозяйства которых составляло земледелие или скотоводство, т. е. производящие отрасли. Это вполне согласуется с активным характером деятельности металлурга. Металлургия в известном смысле может рассматриваться как отрасль производящего хозяйства.

Каменное приходилось заменять, а медное можно было наточить. Поэтому из меди сначала делали украшения и мелкие колющие и режущие орудия - ножи, шилья. Топоры и другие орудия ударного действия не делали еще и потому, что не знали упрочняющего действия наклепа (проковки).

Открытие металла способствовало развитию обмена между удаленными странами: ведь производить медь могли только там, где имелись медные руды. Складываются тысячекилометровые торговые пути, расширяются экономические связи. Длинным путям были нужны надежные средства передвижения, и именно в энеолите делается одно из важнейших открытий человечества - изобретается колесо.

В эту эпоху, открывающую бронзовый век, широко распространяется земледелие, которое у ряда племен становится основной формой хозяйства. Оно господствует на огромной территории от Египта до Китая. Это земледелие в основном мотыжное, но уже тогда начинает развиваться и подсечное земледелие невозможное без металлического топора. Главное содержание прогресса в энеолите - изобретение металлургии, дальнейшее расселение человечества и распространение производящего хозяйства. Но это не значит, что земледелие составляло единственное занятие энеолитических племен. К энеолиту относят и ряд скотоводческих и даже охотничье-рыболовецких культур. В эпоху энеолита был изобретен гончарный круг, а это означало, что человечество подошло к порогу классообразования.

16. Культура Анау-Намазга I-III.

Наибольшее и важнейшее энеолитическое поселение - Намазга-тепе у ст. Каахка. Термином «тепе» называют холмы, иногда огромные, состоящие из культурных напластований. Здесь некогда существовали поселения с глинобитными домами. Когда такие дома разрушались, люди не разбирали их, а выравнивали площадку и строили на ней дом. Поэтому уровень почвы здесь быстро повышался и образовывался холм. Наслоения Намазга-тепе образовали холм высотой в 32 м. Его напластования делят на шесть слоев, нумерация которых идет снизу вверх: внизу лежит первый слой, вверху - шестой.

Первый слой, или Намазга-I, относится к кон. V - нач. IV тысячелетия до н. э. Существовавшее здесь поселение наследовало и развивало традиции неолитической культуры Джейтуна. Земледельческое хозяйство. Скотоводство вытесняет охоту, встречаются кости коровы, свиньи и козы. Глиняные пряслица становятся обычной находкой почти на каждом поселении. Находят первые медные вещи - украшения, ножи, шилья, иглы, есть даже плоское тесло. Металлографический анализ показывает, что эта медь не самородная, а выплавленная из руд. Видимо, эта медь была привозной. Очень важно, что племена анауской культуры знали отжиг - нагревание после холодной ковки для снятия межкристаллических напряжений, делавших металл хрупким.

Техника земледелия прежняя - лиманное орошение и мотыжная обработка. Обрабатываемая площадь растет. Поля засевали ячменем и пшеницей. Дома сложены не из глиняных блоков, а из сырцового кирпича (высушенного на солнце). Рядом с домами расположены амбары и другие хозяйственные постройки.

Появляются весьма крупные поселки (например, Намазга-тепе) площадью свыше 10 га. Сосуды плоскодонные и расписаны краской. На верхней части сосудов изображались криволинейные треугольники и ромбы. Роспись на большой территории сходна, что говорит о единстве культуры.

Намазга-П относится к IV тысячелетию до н. э . На ручьях и небольших реках появились подпорные плотины - первый шаг к поливному земледелию. Медные изделия литые, часто крупные: пробойники, ножи, топоры, копья. Меди стало больше, а каменных орудий - меньше. Есть каменные вкладыши серпов, стрелы, зернотерки, ступки, булавы. Глиняные миски, чашки, кувшинчики обжигались в специальных печах, открытых раскопками. Роспись сосудов восточной территории анауской культуры одноцветна, а западной - многоцветна. В росписи преобладают треугольники, ромбы, иногда встречаются изображения козлов и человеческие фигурки.

Из поселений лучше всего изучены небольшие. Они еще примитивны и близки джейтунским, но уже несколько подняты над окружающей местностью благодаря образовавшимся наслоениям. Дома по-прежнему однокомнатные, с плоскими крышами. Поселок был окружен стеной, сделанной из сырцового кирпича. В центре поселка находился обширный дом, стены которого расписаны в два цвета. В доме помещался очаг-жертвенник. Это было родовое святилище и место собраний рода. Почиталась богиня-мать. Обычны статуэтки широкобедрых и полногрудых женщин.

Толщина напластований слоев Намазга-I и Намазга-II составляет 8 м.

Слой Намазга-III имеет переходный характер. Медные вещи становятся большими. Найден медный меч с загнутой рукоятью - характерная ранняя форма. Наконечники стрел оставались каменными. Многочисленны бусы из кости и камня, в том числе халцедоновые. Найдены глиняные колеса моделей реально существовавших повозок, что вероятно отражает существование упряжных животных. Применение тяглового скота должно было значительно повысить производительность земледелия.

В конце IV - начале III тысячелетия до н. э. территория поселения Намазга-тепе выросла до 100 га. Поселки состояли из больших многокомнатных домов, разделенных узкими улочками. В каждом доме имелось до 15 комнат, в том числе склады, закрома. Возле домов размещались большие хозяйственные дворы. Такой дом занимала родовая община - провозвестница начала распада родового строя. Наряду с женскими статуэтками встречаются мужские.

Совершенствуется роспись сосудов. Помимо сложных геометрических рисунков изображаются козлы, барсы, птицы, иногда люди. Орлы и барсы - это мотивы одновременных иранских керамических росписей, появление которых, возможно, объясняется проникновением в Среднюю Азию населения из Ирана. В свою очередь, анауская роспись на сосудах известна и в Пакистане. В среднеазиатском энеолите иногда встречаются гробницы с ложными сводами, что объясняют влиянием Месопотамии.

Период Намазга-III заканчивается в сер. III тыс. до н.э.

Примерно за десять тысячелетий до нашей эры огромный ледниковый щит Европы, достигавший 1000 - 2000 м в высоту, начал таять; таяние шло интенсивно, но остатки этого ледника сохранились до наших дней в Альпах и на горах Скандинавии. Начался новый геологический период - голоцен, при-шедший на смену плейстоцену. Переходный период от ледника к современному климату, полный различных новшеств как в области природных условий, так и в человеческом хозяйстве, называют условным термином «мезолит», т. е. «среднекаменный» век, - промежуток между палеолитом и неолитом, занимающий примерно около трех-четырех тысячелетий.
Мезолит является ярким доказательством сильного влияния географической среды на жизнь и эволюцию человечества. Природа изменилась во многих отношениях: потеплел климат, растаял ледник, потекли на юг колоссальные бурные полноводные реки; постепенно освобождались большие пространства земли, закрытые ранее ледником; обновилась и развилась растительность, обнажились глинистые залежи, исчезли мамонты и носороги.
В связи со всем этим исчез устойчивый, налаженный быт палеолитических охотников на мамонтов и заново создавались иные формы ведения хозяйства. Обилие гибкого дерева позволило сделать замечательное изобретение - лук со стрелами. Это значительно расширило сферу охоты: наряду с оленями, лосями, лошадьми объектами охоты стали разные мелкие звери и птицы. Большая легкость такой охоты и повсеместность нахождения дичи сделали ненужными прочные общинные коллективы охотников на мамонтов. Мезолитические охотники и рыболовы небольшими группами бродили по степям и лесам, оставляя после себя следы временных стоянок.
Обилие водных пространств привело к широкому развитию рыболовства. Большая щедрость потеплевшей природы возродила собирательство. Особенно важным для будущего оказалось собирание диких злаков, для чего даже были изобретены деревянные и костяные серпы с кремниевыми лезвиями. Новшеством было уменье создавать режущие и колющие орудия со вставленными в край деревянного предмета (типа большого ножа, копья, серпа, может быть пилы?) большого количества острых кусков кремня.
Вероятно, в это время люди ознакомились с плаванием по воде на бревнах и плотах и со свойствами гибких прутьев и волокнистой коры деревьев.
Началось приручение животных: охотник-лучник шел за дичью с собакой; убивая взрослых кабанов, люди оставляли на выкорм выводки поросят.
Мезолит - время расселения человечества с юга на север. Двигаясь через лесные массивы вдоль рек, человек мезолита прошел все пространство, освободившееся от ледника, и дошел до тогдашней северной кромки материка Евразии, где начал охотиться на морского зверя.
Искусство мезолита существенно отличается от палеолитического: в палеолите изображали зверей, объекты охоты; в мезолите в связи с ослаблением нивелирующего общинного начала и возрастанием роли отдельного охотника мы видим в наскальных изображениях не только зверей, но и мужчин с луками и женщин, ожидающих их возвращения.

Неолит

Условное наименование «неолит» применяется к последнему этапу каменного века, но оно не отражает ни хронологического, ни культурного единообразия: в XI в. н. э. новгородцы писали о меновой торговле с неолитическими (по типу хозяйства) племенами Севера, а в XVIII в. русский ученый С. Крашенинников описал типично неолитический быт местных жителей Камчатки.
Не было единства и в то время, когда неолит господствовал повсеместно (VII - V тысячелетия до н. э.). Расселившееся в разных ландшафтных зрнах человечество пошло разными путями и разными темпами. Племена, оказавшиеся на Севере, в суровых условиях, близких к мезолитическим, долгое время оставались на прежнем уровне развития. Зато в южных зонах развитие пошло ускоренно. Для неолита характерно применение шлифованных и сверленых орудий с рукоятками, появление ткацкого стана, уменье лепить посуду из глины, разнообразная обработка дерева, постройка лодок, вязанье сетей.
Петроглифы (рисунки на камнях) Севера раскрывают перед нами во всех подробностях охоту лыжников на лося, охоту в больших ладьях на кита. С неолитической эпохой связан один из важнейших технических переворотов древности - переход к производящему хозяйству, к скотоводству и земледелию. Скотоводческие племена расселились в обширных степных пространствах от Днепра до Алтая, а земледельческо-скотоводческие племена оформились на плодородных почвах Украины, Закавказья и Средней Азии. В Средней Азии уже в IV тысячелетии до н.э. появилось искусственное орошение полей при помощи системы каналов. Для земледельческих племен характерны большие поселки из глинобитных домов, насчитывающие иногда по нескольку тысяч жителей. Джейтунская археологическая культура в Средней Азии и Буго-Днестровская на Украине являются представителями ранних земледельческих культур IV -V тысячелетия до н. э.

Расцвет культуры земледельческих племен

Своего наивысшего расцвета первобытное земледельческое общество достигло в так называемой трипольской культуре IV - III тысячелетиях до н. э., располагавшейся между Карпатами и Днепром на плодородных лёссовых и черноземных почвах. Трипольская культура относится уже к «энеолиту», медно-каменному веку, когда появились отдельные изделия из чистой меди, но на формах хозяйства новый материал еще не сказался. Огромные поселки трипольской культуры из сотен больших домов (возможно, укрепленные?) производят впечатление значительной организованности, упорядоченности общества. Трипольцы (как и другие ранние земледельцы) выработали тот тип комплексного хозяйства, который просуществовал в деревне вплоть до эпохи капитализма: земледелие (пшеница, ячмень, лен), скотоводство (корова, свинья, овца, коза), рыболовство и охота. Первобытные матриархальные общины трипольцев, по-видимому, еще не знали имущественного и социального неравенства.

Совершенно особый интерес представляет идеология трипольских племен. Она пронизана идеей плодородия, вполне естественной для общества, где основой хозяйства было земледелие. Идея плодородия выражалась в отождествлении земли и женщины: земля, рождающая из семени новый колос хлебного злака, как бы приравнивалась к женщине, рождающей нового человека. Эту мысль мы встретим впоследствии во многих религиях, вплоть до христианства. В трипольской культуре очень много небольших глиняных статуэток женщин, связанных с матриархальным культом плодородия. Роспись больших глиняных сосудов трипольской и культуры раскрывает мировоззрение древних земледельцев, заботившихся об орошении их полей дождем, созданную ими картину мира. Мир, по их представлениям, состоял из трех ярусов, трех зон: зона земли с растениями; зона «Среднего неба» с солнцем и дождями и зона «Верхнего неба», хранящего наверху запасы небесной воды, которая может пролиться при дожде. Верховным владыкой мира было какое-то женское божество. Эта картина мира очень близка к той, которая отражена в древнейших гимнах индийской Ригведы. В Средней Азии из культовых сооружении энеолита представляет интерес глиняная ступенчатая пирамида, напоминающая зиггураты Месопотамии.

Бронзовый век

Темп исторического развития особенно ускорился в связи с открытием металла - меди и бронзы (сплава меди с оловом). Орудия труда, оружие, доспехи, украшения и посуду начиная с III тысячелетия до н. э. стали делать не только из камня и глины, но и из бронзы. Усиливался межплеменной обмен, и учащались столкновения между племенами. Углублялось разделение труда, появлялось имущественное неравенство внутри рода. В наиболее выгодном положении оказались племена, жившие вблизи от залежей меди и олова - на Кавказе, на Урале и в Сибири. Вдали от этих центров производства металла, в лесных областях, куда проникали лишь отдельные предметы из привозного металла, чаще всего украшения, развитие человеческого общества совершалось значительно медленнее.

Патриархат

II тысячелетие до н. э. - время глубоких изменений в жизни целого ряда народов. Происходило в крупных масштабах общественное разделение труда, выразившееся в выделении скотоводческих племен. Развивалось земледелие как дополнение к пастушескому скотоводству. В связи с развитием скотоводства возрастала роль мужчины в производстве. Наступала эпоха патриархата, а женщина попадала в угнетенное положение. Внутри рода возникали большие патриархальные семьи, с мужчиной во главе, ведшие самостоятельное хозяйство. Тогда же появилось и многоженство. Археологи находят в степных курганах этого времени следы насильственных захоронений женщин вместе с умершими мужчинами.
Роды и племена (под племенем имеется в виду форма этнической общности, представляющая собой совокупность родов) укрупнялись и разрастались. Для развитых племен характерно наличие особых языков, территорий, собственных имен. В ряде случаев возникали объединения племен, для этого периода, по всей вероятности, кратковременные, заключаемые на время совместных походов. Развивавшееся коневодство облегчало организацию крупных военных походов.

Передвижение племен

Изучение археологических и антропологических материалов этого времени устанавливает, что происходили передвижения одних племен и гибель других. Трипольские земледельческие племена были побеждены своими соседями-скотоводами, жившими восточнее Днепра. Степные племена скотоводов во II тысячелетии до н. э. вторглись в бассейны Оки и Верхней Волги, частично оттесняя местное охотничье-рыболовческое население. Наблюдалось передвижение племен и в Сибири. Одни из них из области Казахстана продвигались на север, на Средний Урал, а другие - с востока - в район современного Минусинска. Во второй половине II тысячелетия до н. э. в южнорусских степях складывается так называемая срубная культура (названная по деревянным срубам в курганах), созданная, вероятно, племенами Среднего Поволжья, которые в дальнейшем продвинулись на запад и ассимилировали ряд племен, живших между Доном и Днепром. Влияние срубной культуры в период ее расцвета распространялось на территории от Нижнего Днепра до реки Урала, доходя на севере до Сейма и Оки.

Происхождение народов

Сложной проблемой, требующей совместной работы лингвистов, антропологов и археологов, является этногенез, происхождение народов. В бронзовом веке уже наметились большие культурные общности, которые, возможно, соответствовали языковым семьям: индоевропейцам, угро-финнам, тюркам и кавказским племенам. Географическое размещение их сильно отличалось от современного. Предки угро-финнов продвигались, по мнению некоторых ученых, от Приаралья на север и северо-запад, проходя западнее Урала. Предки тюркских народов находились восточнее Алтая и Байкала. Средняя Азия была заселена иранской ветвью индоевропейцев, предками таджиков.
Трудным для решения является вопрос о происхождении славянской ветви индоевропейской языковой семьи. По всей вероятности, основной прародиной славян были области между Днепром, Карпатами и Вислой, но вполне возможно, что в разное время «прародина» могла иметь разные очертания - то расширяться за счет центральноевропей-ских культур, то продвигаться на восток или выходить временами на степной юг. При тогдашней аморфности и неустойчивости этнических признаков соседящие племена могли менять направление своего тяготения, своих культурных связей, а это сказывалось и на выработке общих языковых форм.
Соседями протославян были предки германских племен на северо-западе, предки латышско-литовских («балтийских») племен на севере, дако-фракийские племена на юго-западе и прото-иранские (скифские) племена на юге и юго-востоке; время от времени протославяне входили в контакт с северовосточными финно-угорскими племенами и далеко на западе - с кельтско-италийскими.

Начало разложения родового строя

История различных племен, населявших в бронзовом веке нашу Родину, мало известна. Не сохранились ни названия племен, ни имена их вождей, ни их языки, однако уловить ход исторического процесса и раскрыть основные явления той отдаленной эпохи возможно. Наиболее важным итогом бронзового века было достижение такого уровня производительных сил в ряде областей, при котором они пришли в противоречие с тормозившим дальнейшее общественное развитие коллективным хозяйством рода. Признаками распада родового строя явились возникновение имущественного неравенства, сосредоточение богатств и власти в руках вождей племен, учащение вооруженных столкновений, обращение плен-ных в рабов, превращение рода из кровнородственного коллектива в территориальную общину. Обо всем этом можно судить на основе археологических материалов Северного Кавказа, Закавказья и Причерноморья.
Примером может служить знаменитый Майкопский курган на Северном Кавказе, относящийся ко II тысячелетию до н. э. Под большим искусственным земляным холмом обнаружено погребальное сооружение из трех комнат. В главной комнате под балдахином с золотыми и серебряными украшениями захоронен вождь с золотой диадемой на голове. В боковых комнатах были положены убитые при погребении рабыни. В могиле вождя были найдены золотые и серебряные сосуды. На одном из них выгравировано своеобразное изображение Северного Кавказа (горы и две реки). Археологические памятники, обнаруженные при раскопках Майкопского кургана, свидетельствуют о связях племен, населявших нашу страну, со странами Древнего Востока.
Вторым примером пышных погребений вождей являются курганы в Триалети (южнее Тбилиси). В кургане, относящемся к XV в. до н. э., найдены роскошные по выделке серебряные и золотые сосуды, один из них с чеканным изображением религиозной процессии.
Обилие драгоценностей, погребение с вождем насильственно убитых рабов и ра-бынь, колоссальные размеры могильных насыпей - все это свидетельствует о богатстве и власти вождей, о нарушении первоначального равенства внутри племени. Так в недрах первобытнообщинного строя в результате развития производительных сил и появления противоречий внутри родо-племенной организации рождались предпосылки новой общественно-экономической формации - рабовладельческой. Этот процесс протекал неравномерно и длительно. Когда человечество вступало в рабовладельческую формацию, то позади него оставался не «золотой век», а первобытное хозяйство с периодическими голодовками, приводившими к вымиранию целых племен, с принудительным равенством и вынужденной коллективностью, при которой люди были как бы рабами рода. Позади оставалось время людоедства (когда люди поедали пленных врагов и своих заболевших или умерших родичей), время человеческих жертвоприношений и господства мрачных колдовских действий и суеверных обрядов. Основанный на более высоком уровне развития производительных сил рабовладельческий строй, представляющий сочетание рабовладельческих хозяйств со свободными территориальными общинами, был уже крупным шагом вперед.

Б.А. Рыбаков - «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». - М., «Высшая школа», 1975.

Эпоха энеолита или медный век – одна из эпох развития человечества, является переходным периодом между неолитом и бронзовым веком. Его еще могут называть медно-каменный век, так как каменные орудия труда все еще использовались в этот период.
Эпоха энеолита – это период с четвертого по третье тысячелетие до нашей эры. Интересно то, что на некоторых территориях очагов развития человечества, медного века не было и вовсе, а в некоторых регионах он существовал значительно дольше.

Данные археологии об эпохе энеолита

Самые древние изделия из меди, найденные археологами датируются примерно седьмым – шестым тысячелетием до нашей эры. Такие изделия из меди нашли на территории современной Турции. Поселение, в котором были найдены изделия, называется Чайоню, именно здесь люди, возможно, начали первые эксперименты с самородками меди.
Выплавлять медь научились опять-таки на территории современной Турции, теперь уже в более западном регионе в поселении Чатал-Гуюк. Они создавали изысканные, но в то же время довольно простые украшения.
На территории Месопотамии медь начали выплавлять в шестом тысячелетии. Первопроходцами в этом деле на территории Двуречья принято считать самаррскую археологическую культуру. Примерно в это же время в долине реки Инд местные племена, не оставившие письменных записей, также начали создавать украшения из меди.
На территории Египта медь научились выплавлять уже в пятом тысячелетии. В это же время на территории Европы появляется первая медная шахта (территория современной Сербии). Сейчас этот давнюю шахту называют Рудна Глава. Эта шахта также является первым свидетельством металлургии в Европе. Примерно тогда же медь начали выплавлять и на территории современного Китая.
В четвертом тысячелетии медь научились выплавлять на территории Кавказа, в долине реки Волга, на территории современной Украины. Это были такие археологические культуры как самарская, среднестоговская и некоторые другие культуры Восточной Европы. Расцвет эпохи энеолита припадает на четвертое тысячелетие до нашей эры, так как именно в этот период медные орудия труда уже начинают вытеснять каменные, тогда как на протяжении нескольких тысячелетий из меди делали только украшения, которые не сыграли огромной роли в развитии человеческой расы, так как орудия труда.
На территории Южной Америки выплавлять медь научились значительно позже, это второе – первое тысячелетие до нашей эры. Сначала выплавка меди была у них (народов Южной Америки) на очень примитивном уровне и оставалась такой долгое время, но, в конце концов, они достигли в этом определенных успехов, и их мастерству в этом можно было позавидовать. Наибольше в этом преуспели так называемые народ Анд (горные массивы, которые пересекают всю Южную Америку).
В Мезоамерике (Центральная Америка) медь начали выплавлять еще позже и коренные народы не добились в этом особых успехов. Их изделия были простыми, и они ограничивались медными топорами, простыми украшениями, иголками.
Сначала медные самородки не пытались выплавлять, а просто обрабатывали их как обычный камень. Конечно, куски от медных самородков не отваливались, но с помощью такой вот чеканки меди можно было придать простую форму, такой способ называется «холодная ковка». Там где самородков меди было большое количество, она стала очень быстро вытеснять каменные изделия и орудия труда, а где ее было недостаточно, с нее делали украшения.
Одним из самых главных преимущество медных изделий является то, что их в отличие от каменных можно было починить, это делало их «живучими», да и отличались они большей остротой, не говоря уже о том, что она крошилась.

Достижения эпохи энеолита

Как говорят археологические находки, именно в эпохе энеолите человечество изготовило первое колесо. Сначала считалось, что это открытие сделали народы Месопотамии, но последние археологические данные говорят, что колесо, возможно, появилось на территории Восточной Европы. Колесо сыграло огромную роль в транспортной системе, способствовало развитию торговли, строительства, военному делу.
Кроме этого, в это время были приручены лошади. Это способствовало развитию сельского хозяйства, военному делу, скотоводство перешло на абсолютно новый уровень.
О том, что культуры энеолита научились выплавлять металлы из руды, мы уже говорили, пока что это была медь. Это позволило улучшить орудия труда, каменные приходили в забвения, а уровень сельского хозяйства сильно вырос, как и промышленность, и военное дело. Оружие из меди хоть и было довольно мягкое, но все же его можно было починить, если оно подверглось деформации.
Как вывод, следует сказать, что эпоха энеолита – это важный период в развитии человечества, без достижения которого, мы бы не могли представить современный мир. Кем бы было человечество, если бы не научилось плавить металлы из руды и без изобретения колеса?

Первую эпоху металла называют энеолитом (греч. энус – «медь», литос – «камень»). В этот период появляются медные вещи, но преобладают каменные. Две теории о распространении меди: 1) возникла в региона от Анатолии до Хузистана (8-7 тыс. до н.э.) и распространилась на соседние территории; 2) возникла сразу в нескольких очагах. Четыре стадии развития цветной металлургии: 1) самородная медь как разновидность камня; 2) плавление самородной меди и отливка форм; 3) выплавка меди из руд, т.е. металлургия; 4) сплавы на медной основе – например, бронза. Месторождения меди открывали по внешним признакам (зеленые пятна окислов). При добычи руды использовали каменные молоты . Границы энеолита определяются уровнем развития металлургии (третий этап). Зачатки земледелия и скотоводства получили дальнейшее развитие, благодаря расширению культивируемых злаков. На смену роговой мотыге приходит пахотное орудие , требующее использование тягловых животных. В разных областях почти одновременно появляется колесо . Тем самым получает развитие скотоводство, происходит обособление скотоводческих племен.

Энеолит – начало господства патриархально-родовых отношений , главенство мужчин в скотоводческих коллективах. Взамен могилам появляются насыпи курганов . Изучение керамики показывает, что ее изготовляли специалисты, мастерски овладевшие техникой гончарного производства (ремесло). Обмен сырьем – кремнем. Энеолит был временем появления классовых обществ в ряде регионов Средиземноморья. Земледельческий энеолит СССР имеет три центра – Среднюю Азию, Кавказ и Северное Причерноморье.

16. Трипольская культура.

Трипольская (кон.5 – третья четверть 3 тыс. до н.э.) – большой очаг производящего хоз-ва в Молдавии и Правобережной Украине, включая часть Румынии. По селу Триполье близ Киева. Была земледельческой, оно требовало корчевки корней, пней, что поднимало роль мужского труда. Патриархальный строй племен.

^ Ранний период (кон.5 – сер.4 тыс.). Долины рек Молдавии, запад Украины, Румынское Прикарпатье. Стоянки ограждены рвом. Дома из глины небольш. размеров. В центре дома – жертвенник. Места меняли каждые 50-70 лет (падение плодородности). Земледелие сложилось еще давно. Землю обрабатывали мотыгами, проводили борозды примитивным ралом. Возделывали пшеницу, ячмень, просо, бобовые. Урожай убирали серпами, зерно размалывали зернотерками. Скотоводство и охота. Горячая ковка и сварка меди, но плавки еще не было. Клад у села Карбуна (444 медных предмета). Керамика с углубленным змеевидным орнаментом. Земледельческий культ богини-матери.



^ Средний период (вторая половина 4 тыс.). Ареал достигает Поднепровья. Растут многокомнатные дома. Появляются 2 и 3 этажа. Дом занимала большесемейная община. Поселки теперь насчитывают до 200 и более домов. Располагаются высоко над рекой, укреплены валом и рвом. К растениям прибавился виноград. Скотоводство было пастушеским. Появляется расписная посуда, спиралевидный орнамент. Появилось лить меди. Импорт металла с Кавказа. Преобладают каменные орудия.

^ Поздний период (нач.-третья четверть 3 тыс.). Самая большая территория. Мастерские кремневых изделий. Литье металла в двусторонние формы. Два типа керамики – грубая и лощеная. Сюжетная роспись. Растет число овец, уменьшается число свиней. Растет роль охоты. Орудия по-прежнему изготовлялись из камня, кости и рога. Развивается патриархальный род.

17 Погребальный обряд как источник

Не все исследователи едины в вопросе об определении понятия «погребальный обряд». Одни придерживаются традиционной точки зрения: погребальный обряд - это конструкция могилы и намогильных сооружений, особенности положения костяка и особенности расположения вещей. Другие, например В. Я. Петрухие , погребальным обрядом считают действия, совершенные живыми над мертвым или около него при подготовке похорон, их совершении и вскоре после них.

Ни одна черта погребального обряда сама по себе не может служить основанием для решительных выводов. Лишь совокупность этих черт, прослеженная на достаточном количестве погребений, может стать базой для исторических обобщений. Мало того, иногда даже тщательно изученная особенность древних погребений требует дополнительных доказательств. Ведь погребальный обряд как совокупность определенных черт дает слишком мало вариаций, аналогии каждой из которых встречаются на совершенно иной территории и в иное время. Все это нужно иметь в виду, используя древние погребения в качестве исторического источника.

Погребения делят на трупоположения, из которых наиболее древние относятся к палеолиту, и трупосожжения, появившиеся в бронзовом веке. Анализ вариантов этих обрядов весьма важен, но они поддаются истолкованию с трудом

Сущность обряда парных погребений, т. е. совместного погребения мужчины и женщины, объясняют, учитывая характер соответствующей эпохи, но до сих пор на этот вопрос удовлетворительного ответа нет.

Важны соотношения погребений, расположенных под одной курганной насыпью. В этом случае типичны некоторые курганы эпохи бронзы. В таких курганах с большим числом разновременных погребений особое значение приобретают стратиграфические наблюдения: взаиморасположение могил по вертикали, установление их относительной хронологии. Здесь важны наблюдения не только над конструкцией могил, но и над расположением слоев насыпи, выкидов из ям, строительных остатков и пр.

18. Бронзовый век. Общая характеристика.

Бронзовому веку соответствует сухой и сравнительно теплый суббореальный климат, при котором преобладали степи. Происходит совершенствование форм скотоводства: стойловое содержание скота, отгонное (яйлажное) скотоводство. Бронзовый век соответствует четвертому этапу развития металлургии – появлению сплавов на медной основе (с оловом или др. комп.). Бронзовые вещи изготовляли с помощью литейных форм. Для этого в глине делали оттиск и высушивали, а потом туда вливали металл. Для литья объемных предметов делали каменные формы из двух половинок. Также вещи стали изготовлять по восковой модели. Для литья предпочтительна бронза, т.к. она более текучая и жидкая, чем медь. Первоначально лили орудия по типу старых (каменных), и лишь позже додумались использовать преимущества нового материала. Увеличился ассортимент изделий. Усиление межродовых столкновений способствовало развитию оружия (бронзовые мечи, копья, топоры, кинжалы). Между племенами разных территорий стало возникать неравенство ввиду неодинаковых запасов рудных месторождений. Это также явилось причиной развития обмена. Наиболее легким средством сообщения был водный путь. Был изобретен парус. Еще в энеолите появились повозки и колесо. Общение между странами способствовало ускорению прогресса в хозяйстве и культуре.

19. Бронзовый век Кавказа.

Кура-аракская (Закавказье), Майкопская, северокавказская, триалетская, кобанская (Северный Кавказ), колхидская (Западная Грузия) культуры. Основой сложения этих культур были энеолитические культуры предшествующего времени.

Майкопская (вторая половина 3 тыс.) – занимает предгорную зону Северного Кавказа от Прикубанья до Чечено-Ингушетии. Укрепленные поселения и курганы с большими могильными ямами. Позже появляются подкурганные дольмены. Золотые и серебряные сосуды. Медные вещи: кинжалы, топоры, долота. Кремневые стрелы. Богатство нек. курганов говорит о богатстве и авторитете родовых вождей. Есть признаки применения гончарного круга, что является свидетельством классообразования (хотя это спорно). Нек. кинжалы, стрелы, ножи и др., подобны месопотамским и критским. На связь с Ближним Востоком указывают фигурки львов, быков, сердоликовые бусы. Хоз-во скотоводо-землед. плана. Большая имущественная дифференц. Дома наземные.

Северокавказская (рубеж 3 и 2 тыс.) – земли от Черного моря до Кабардино-Балкарии, заходя в горы и степь. Погребения в горах – в ямах. В степях и предгорьях – в курганах. В погребальном инвентаре встречаются бронзовые ножи, тесла, топоры, украшения, каменные булавы. Основа хозяйства – пастушеское скотоводство и земледелие. Серпы – сначала вкладышевые, потом – металлические. Социальный строй – патриархат. Отмечены связи с катакомбными племенами, получавших изделия из мышьяковистых бронз от северокавказских племен. Продолжением северокавказской является кобанская культура (11-4 вв. до н.э.). Металлургия кавказской бронзы одна из лучших на территории СССР. Главное занятие–овцеводство. Также использовалась лошадь

20 Ямная, катакомбная, дольменная, северокавказская культуры.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта