Главная » Дом » Придворная культура французского ренессанса. Французское возрождение. Движение к совершенству

Придворная культура французского ренессанса. Французское возрождение. Движение к совершенству

На страницах "Великолепного часослова" начала XV века сохранилось изображение парижской резиденции французских королей - замка Лувр. За неприступными глухими стенами возвышается мощный массив здания с зубчатыми башнями по углам, узкими окнами, скупо прорезающими толщу камня. Это скорее крепость, а не дворец. Напрасно стали бы мы искать замок в современном Париже. Средневековый Лувр был снесен в XVI веке, а на его месте стали возводить новое строение. Первая часть была завершена в 1555 году. Облик здания имеет больше общего с архитектурой последующих веков, чем со своими непосредственными предшественниками. В средневековых сооружениях каждая декоративная деталь создавала ощущение движения вверх; в фасаде нового Лувра ровные ряды окон, поэтажные тяги карнизов, линия крыши настойчиво подчеркивает его горизонтальное членение. Декор - фронтоны над окнами, колонны и пилястры, лепные орнаменты - показывает хорошее знакомство с античностью и ренессансным зодчеством Италии. Но прошлое не исчезло бесследно; оно только преобразилось в соответствии с новыми эстетическими нормами. По бокам и в центре фасада, где в замках обычно располагались башни, стены образовали легкие выступы - ризалиты; кровля осталась крутой - удобной для местного климата; а чувство органического слияния скульптурного убранства с архитектурой, бесспорно, воспитано готикой.

Лувр - творение архитектора Пьера Леско и скульптора Жана Гужона - один из самых совершенных памятников французского зодчества эпохи Возрождения. От миниатюры с Лувром-крепостью его отделяют почти полтора столетия - срок, который понадобился культуре Франции, чтобы пройти сложный путь от аскетического отрицания ценности земного бытия до прославления его красоты. Как же это происходило?

Ростки нового пробивались здесь через почву куда более суровую, чем почва городов-республик Италии и Нидерландов: Франция была страной классических форм феодализма и родиной готического стиля (в Европе его так и называли - "французской манерой"). Ее города никогда не обладали той независимостью, которую имели их северные и южные соседи. А традиции готики, особенно в архитектуре, оставались незыблемыми вплоть до начала XVI века.

И все же уже на грани XIV и XV столетий в духовной жизни французского общества заметны коренные перемены. В изобразительном искусстве они особенно ярко обнаруживаются в "иллюминациях" (так в те времена называли миниатюры), украшавших рукописные книги. Главным центром производства манускриптов был Париж - одна из крупнейших столиц культурной Европы. Переписчики, переплетчики, изготовители пергамента, живописцы занимали в городе целый квартал, прилегающий к Сорбонне - Парижскому университету. Их издания пользовались большим спросом. Заказывались научные трактаты, рыцарские романы, поэтические произведения, переводы древних авторов, библии, часословы. Все книги украшались нарядными орнаментами, красочными миниатюрами. Культура оформления стояла на большой высоте. О парижских рукописях с восхищением отзывались еще Данте и Петрарка.

Ж. Сурдо, Д. Сурдо, Ж. Гоберо, П. Неве. Замок Шамбор. 1519-1559. (Вверху)

Братья Лимбурги. "Октябрь". Миниатюра из "Великолепного часослова герцога Беррийского". Водяные краски. 1411 - 1416. На втором плане - Лувр начала XV века. (Справа)

А. Картон. Коронование Девы. Масло. 1453.

Еще в период Столетней войны начался процесс сложения французской нации, зарождения французского национального го­сударства. Политическое объединение страны было завершено в основном при Людовике XI. К середине XV в. относится и начало французского Возрождения, на ранних стадиях еще тесно связан­ного с готическим искусством. Походы французских королей в Италию познакомили французских художников с итальянским ис­кусством, и с конца XV в. начинается решительный разрыв с готической традицией, итальянское искусство переосмысливается в связи с собственными национальными задачами. Французский Ренессанс носил характер придворной культуры. (Народный харак­тер более всего проявился во французской ренессансной литера­туре, прежде всего в творчестве Франсуа Рабле, с его полнокров­ной образностью, типичным галльским остроумием и жизнерадо­стностью.)

Как и в нидерландском искусстве, реалистические тенденции наблюдаются прежде всего в миниатюре как богословских, так и светских книг. Первый крупный художник французского Возрож­дения-Жан Фуке (около 1420-1481), придворный живописец Карла VII и Людовика XI. И в портретах (портрет Карла VII, около 1445), и в религиозных композициях (диптих из Мелена) тщательность письма сочетается с мону­ментальностью в трактовке обра­за. Эта монументальность созда­ется чеканностью форм, замкну­тостью и цельностью силуэта, статичностью позы, лаконизмом цвета. По сути, всего в два цве­та - ярко-красный и синий - написана мадонна меленского диптиха (моделью для нее послу­жила возлюбленная Карла VII - факт, невозможный в средневе­ковом искусстве). Та же компо­зиционная ясность и точность рисунка, звучность цвета харак­терны для многочисленных ми­ниатюр Фуке (Боккаччо. «Жизнь Ж. Фуке. Портрет Карла VII. Фрагмент, знаменитых мужчин И женщин», Париж, Лувр около 1458). Поля рукописей за­полнены изображением совре­менной Фуке толпы, пейзажами родной Турени.

Ж. Фуке. Портрет Карла VII. Фрагмент. Париж, Лувр

С родиной Фуке - городом Туром связаны и первые этапы ренессансной пластики. Античные и ренессансные мотивы появ­ляются в рельефах Мишеля Коломба (1430/31-1512). Его надгро­бия отличает мудрое принятие смерти, созвучное настроению ар­хаических и классических античных стел (гробница герцога Фран­циска II Бретонского и его жены Маргариты де Фуа, 1502-1507, Нант, собор).

С начала XVI столетия Франция представляла собой самое большое абсолютистское государство Западной Европы. Центром культуры становится двор, особенно при Франциске I, знатоке искусств, покровителе Леонардо. Приглашенные сестрой короля Маргаритой Наваррской итальянские маньеристы Россо и Приматиччо явились основателями школы Фонтенбло («Фонтебло - новый Рим»,-напишет Вазари). Замок в Фонтебло, многочислен­ные замки по рекам Луаре и Шер (Блуа, Шамбор, Шенонсо), перестройка старого дворца Лувр (архитектор Пьер Леско и скуль­птор Жан Гужон) - первые свидетельства освобождения от готи­ческой традиции и применения ренессансных форм в архитектуре (в Лувре впервые применена античная ордерная система). И хотя замки на Луаре еще внешне похожи на средневековые своими деталями (рвы, донжоны, подъемные мосты), внутренний декор их - ренессансный, даже скорее -маньеристический. Замок же Фонтебло с его живописью, орнамен­тальной лепкой, круглой скульп­турой -свидетельство победы культуры итальянской по форме, античной по сюжету и чисто гал­льской по духу.

Ж. Клуэ. Портрет Франциска I. Париж, Лувр

XVI век - время блестящего расцвета французского портрета, как живописного, так и каран­дашного (итальянский каран­даш, сангина, акварель). В этом жанре особенно прославился жи­вописец Жан Клуэ (около 1485/88-1541), придворный ху­дожник Франциска I, окружение которого, равно как и самого ко­роля, он увековечил в своей пор­третной галерее. Небольшие по размеру, тщательно выписанные, портреты Клуэ тем не менее про­изводят впечатление многогран­ных по характеристике, парадных по форме. В умении подметить самое главное в модели, не обедняя ее и сохраняя ее многослож­ность, еще дальше пошел его сын Франсуа Клуэ (около 1516- 1572) -самый крупный художник Франции XVI в. Краски Клуэ напоминают по своей интенсивности и чистоте драгоценные эмали (портрет Елизаветы Австрийской, около 1571). В исключительных по мастерству владения карандашом, сангиной, акварелью портре­тах Клуэ запечатлел весь французский двор середины XVI в. (пор­трет Генриха II, Марии Стюарт и др.).

Победа ренессансного мироощущения во французской пластике связывается с именем Жана Гужона (около 1510-1566/68), самое прославленное произведение которого -рельефы фонтана Невин­ных в Париже (архитектурная часть-Пьер Леско; 1547-1549). Легкие, стройные фигуры, складкам одежд которых вторят струи воды из кувшинов, трактованы с поразительной музыкальностью, пронизаны поэзией, чеканно-отточенны и лаконично-сдержанны по форме. Чувство меры, изящества, гармонии, тонкость вкуса отныне будут неизменно связаны с французским искусством.

В творчестве младшего современника Гужона Жермена Пилона (1535-1590) вместо образов идеально прекрасных, гармонически ясных возникают образы конкретно-жизненные, драматические, мрачно-экзальтированные (см. его надгробия). Богатство его пластического языка служит холодному анализу, доходящему до беспощадности в характеристиках, в чем ему можно найти аналог разве только у Гольбейна. Экспрессивность драматического искус­ства Пилона типична для позднего Ренессанса и свидетельствует о надвигающемся конце ренессансной эпохи во Франции.

Ж. Гужон. Нимфы. Рельеф фонтана Невинных в Париже. Камень

Черты кризиса художественных идеалов Возрождения особенно отчетливо проявились в маньеризме, складывающемся на излете эпохи Ренессанса (от maniera -прием, или, вернее, manierismo - вычурность, манерничанье), -явная подражательность, как бы вторичность стиля при всей виртуозности техники и изысканности форм, эстетизация образа, гиперболизация отдельных деталей, иногда даже выраженная в названии произведения, как например, в «Мадонне с длинной шеей» Пармиджанино, преувеличенность чувств, нарушение гармонии пропорций, равновесия форм - дисгармония, деформация, что само по себе чуждо природе искусства итальянского Возрождения.

Маньеризм принято делить на ранний и зрелый. Ранний мань­еризм - с центром во Флоренции. Это творчество таких масте­ров, как Я. Понтормо, Д. Россо, А. де Вольтерра, Дж. Романо. Росписи последнего в палаццо дель Тэ в Мантуе полны неожидан­ных, почти устрашающих эффектов, композиция перегружена, равновесие нарушено, движения преувеличены и судорожны, - но все театрально-поверхностно, холодно-патетично и не трогает сер­дце (см. фреску «Гибель гигантов», например).

Зрелый маньеризм более изящен, утончен и аристократичен. Центры его - Парма и Болонья (Приматиччо, с 1531 г. был главой школы Фонтебло во Франции), Рим и Флоренция (Бронзино, ученик Понтормо; Д. Вазари; скульптор и ювелир Б. Челлини), а также Парма (уже упоминавшийся Пармиджанино, его мадонны всегда изображены с удлиненными телами и маленькими головка­ми, с хрупкими, тонкими пальцами, с манерными, вычурными движениями, всегда холодны по колориту и холодны же по образу).

Маньеризм же ограничился Италией, он распространился в Испанию, Германию, Нидерланды, Францию, оказав влияние на их живопись и особенно на прикладное искусство, в котором безудержная фантазия маньеристов нашла благоприятную почву и широкое поле деятельности.

Возрождение театрального искусства во Франции припало на 15-16 век. До начала Ренессанса французский театр существовал в трех ипостасях: мистерия, миракль и литургическая драма. Но, по сути, эти сценические действия мало чем походили на театральное искусство. Исполнялись спектакли непрофессионально и не раскрывали внутренний мир героев. Каждый из видов французского театра 15-го столетия имел свои особенности и свое предназначение.

Мистерия представляла собой театральную постановку, в которой религиозные сюжеты лишь немного разбавлялись комедийно-бытовыми сценами.

Литургическая драма, напротив, инсценировала отдельные эпизоды исключительно из Евангелия. Эти представления организовывались в дни пасхальной и рождественской службы.

Миракль - это драма с религиозно-назидательным содержанием. Основу миракля составляло «чудо», совершенное одним из святых, чаще всего, Девой Марией.

Миракли и Мистерии обладали большой популярностью среди народа и собирали огромную зрительскую аудиторию. Организовывались эти представления артистами-любителями на улицах, площадях и рынках. Актеры постоянно перекочевывали из города в город, так как не имели труппы и специальных помещений.

Движение к совершенству

Французское сценическое искусство очень долго было непрофессиональным. Но, несмотря на это, в среде актеров появились настоящие «касты» и началось формирование определенного «слоя» артистов-профессионалов.

Уже во второй половине 16-го века театральное искусство во Франции претерпело профессионализацию. Впоследствии чего появилась необходимость в соответствующем оформлении, то есть, в постоянных помещениях для проведения спектаклей. Помимо специальных зданий театр нуждался в обновлении репертуара и в новом сценическом оборудовании.

Первый театр национального масштаба был возведен в 1548 году в Париже и назывался «Бургундский отель». На его сцене, все так же как и раньше, ставились разнообразные пьесы в итальянском духе и спектакли по религиозно-комедийным мотивам. Но подобные представления уже не удовлетворяли зрителей, и они требовали чего-то нового и свежего. Вследствие чего возникла драматургия, и обновился репертуар. Сценические произведения писались под конкретную труппу с учетом мастерства постановщика и актеров.

В середине 16-го столетия во французских спектаклях стали смешивать несколько театральных жанров: трагедию, фарс, трагикомедию, пасторали и другие. Развитие сценического искусства происходило в очень быстром темпе и преобразовывалось уже в более эстетичную и совершенную форму.

1. Возрождение во Франции имело такие же предпосылки, как и в Италии. Но в отличие от И талии, где уже в 13 в буржуазия становится господствующим классом, во Франции им остаётся дворянство. Хотя в 15 в во Франции буржуазия тоже очень усилилась, основную поддержку гуманистические идеи нашли в передовых кругах дворянства, соприкоснувшихся непосредственно с культурой Италии. Вообще влияние Италии – важнейшая предпосылка ко французскому возрождению. Начиная с царствования Франциска I, когда организуются разнообразные походы французов в Италию (1515-1547), и они видят богатство и изысканность итальянской культуры, убранства итальянских городов, начинается импорт итальянской ренессансной культуры во Францию. Итальянские архитекторы строят замки в новом ренессансном стиле в Блуа, Шамборе, Фонтенбло. Появляются в большом количестве переводы Данте, Петрарки, Боккаччо и др. Из итальянцев, переселившихся в эту пору во Францию, наиболее знаменит Юлий Цезарь Скалигер (врач, филолог, критик, автор знаменитой «Поэтики» на латинском языке, в которой им были изложены принципы учёной гуманистической драмы).

Параллельно шло изучение древности, доходившей от части также через итальянское посредство. Переводятся Фукидит, Ксенофонт, Плутарх и др. Известный советник и помощник Франциска в преобразовании Франции стал Гильом Бюде, написавший огромное количество трудов на латыни по философии, истории, филологии, математике и юриспруденции. Его основная мысль – филология важнейшая наука для человека, т.к. изучая древние языки чел. Морально развивается. Во многом Гильом схож по мироощущению с Э.Роттердамским. Особые отношения связывали Французкое возрождение со сначала дружелюбной, а потом негативно настроенной против гуманизма церковной реформацией.

2. В истории Французского протестантизма надо различать два периода: до 1530х гг и после. Первыми протестантами Франции стали разрозненные интеллигенты гуманистического образа мыслей, подходившие скептически к церкви, но мало склонные к борьбе против неё. Из них, выдающийся математик и эллинист Лефевр д’Этапль, который пожив в Италии перевёл оригинал Аристотеля и понял, что на родине его трактуют по-другому. Вслед за этим, он стал переводить священное писание и тоже не нашёл в нём ничего похожего на безбрачие духовенства. Сорбонна осудила этот перевод, как и всю новую ересь. Лефевр вынужден бежать, но Франциск возвращает его и даже делает воспитателем сына. Он благоволит к протестантам и гуманистом до…контрреформации - переворотом, обусловленным страхом господствующих классов перед крестьянскими восстаниями и слишком смелыми устремлениями гуманистов, грозивших опрокинуть «все устои».

3. В это время французский протестантизм вступает в новую стадию. Его главой становится Жак Кальвин, переселившийся из Франции в Женеву, которая отныне центр руководящий протестантским движением во Франции. Кальвин формирует своё учение в «наставлении в христианской вере», написанным на латыни, а через пять лет на фр.яз. С этого момента утопический евангелие сменяется суровым кальвинизмом. В его учениях есть буржуазная природа (проповедует накопления, бережливость, признаёт рабство), но он нашёл опору и среди дворян, не желающих мириться с абсолютизмом => протестантизм теперь распространяется и среди южнофранцузких дворян, оплотом феодальной реакции. Протестантизм тоже меняется и становится не свободомыслящим, а фанатичным (сожжение Кальвином Сервантеса). Начинается кровопролитная борьба между католиками и протестантами. При этом, гуманисты не примыкают ни к одни, ни к другим. Некоторые гуманисты, соблазняясь идеей национального единства (Ронсар и др участники «Плеяды») за католиков, но им не нравится узость их мышления. От кальвинизма гуманистов отталкивала его буржуазная ограниченность и фанатизм. Однако кальвинистское представление об идеальном устройстве привлекала Агриппа д’Обинье, а из более раннего времени Маро. Всё же такие гиганты Французского возрождения как Рабле, Деперье и Монтень склонялись к религиозному свободомыслию.

4. Для писателей ренессанса во Франции тоже характерен образ «универсального человека». Рабле, врач, археолог, юрист и гениальный сатирический писатель. Чем не гуманист? Большая разносторонность в творчестве и у Маро, М. Наваррской, Ронсара и др. Рождаются новые жанры или координально меняются старые. Новеллы М.Наверрской, своеобразная форма сатирического романа Рабле, новая манера в лирике Маро, Ронсара, а потом и всей «Плеяды», зачатки светской ренессансной драмы у Жоделя, а так же анекдотически-нравоописательный тип мемуаров у Брантома и философские опыты у Монтеня – свидетельства более реалистического подхода к действительности и начала Возрождения.

Существует несколько этапов развития гуманизма во Франции:

1) оптимистический (нач 16в)

2) разочарование гуманистов (после 1530х)

3) кризис гуманизма, но вместе с тем более глубокое осмысление бытия и искание себя в мире (конец века).

Франсуа Рабле – великий гуманист, писатель-сатирик, философ. Его жизнь. История создания романа «Гаргантюа и Пантагрюэль», его источники, основные темы, проблемы, сюжеты, идеи романа

Франсуа Рабле (1494 – 1553) – крупнейший представитель французского гуманизма.

Родился в окрестностях Шинона, в семье зажиточного землевладельца и адвоката. Занимался изучением медицины, состоял 2 года на службе у Франциска I. Поступил на службу в королевскую канцелярию, получил 2 прихода. Умер в Париже.

«Гаргантюа и Пантагрюэль». Толчком к созданию романа послужил выход в свет в 1532 г. в Лионе анонимной народной книги «Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа». Успех книги, в которой пародировались средневековые рыцарские романы, навел Рабле на мысль использовать эту форму для передачи более глубокого содержания. В том же году он выпустил в качестве ее продолжения книгу «Страшные и ужасающие деяния и подвиги преславного Пантагрюэля, короля дипсодов, сына великого великана Гаргантюа».

Произведение это, подписанное псевдонимом Алькофрибас Назье и составившее затем вторую книгу всего романа, выдержало в короткий срок ряд изданий и вызвало несколько подделок.

В 1534 г. Рабле выпустил под тем же псевдонимом начало истории под заглавием «Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля», которое составило первую книгу всего романа.

«Третья книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля» вышла в свет в 1546 г. с обозначением подлинного имени автора. Она существенно отличается от двух предыдущих книг. Сатира в третьей книге стала по необходимости более сдержанной и прикрытой.

Первая краткая редакция «Четвертой книги героических деяний и речей Пантагрюэля» (1548) носит сдержанный в идейном отношении характер.

Через 9 лет после смерти Рабле под его именем была издана книга «Звонкий остров», а еще через 2 года – полная «Пятая книга».

Источники. Помимо народной книги о великане Гаргантюа, Рабле послужила образцом богатая гротескно-сатирическая поэзия, развивавшаяся в Италии. Еще ближе к Рабле, повлиявший на него Теофило Фоленго, автор поэмы «Бальдус» (1517), которая содержала острую сатиру на нравы своего времени. Однако главным источником Рабле явились народное творчество, живая фольклорная традиция, пропитывающая весь его роман, а также произведения французской средневековой литературы. Рабле почерпнул немало мотивов и сатирических черт своего романа из фаблио, второй части «Романа о Розе», из Вийона, но еще больше – из обрядово-песенной образности, из народных повестушек, анекдотов, пословиц и прибауток своего времени. Большую помощь оказало ему знакомство с античной наукой и философией. Роман Рабле насыщен серьезными или полушуточными цитатами из них, параллелями, примерами.

Основные проблемы.

1. Проблема воспитания (Рабле зло осмеивает старую систему воспитания, всякую схоластику. Его педагогические идеи ярче всего выражены в картине воспитания Гаргантюа, у которого было 2 учителя. Первый, педант Тубал Олоферн, знал лишь один метод обучения – зубрежку. Другой учитель по имени Понократ – «власть труда» - позаботился о том, чтобы мальчик осмысленно усваивал знания.).

2. Проблема войны и мира (выразительно изображение у Рабле феодальных войн).

3. Проблема правителя.

4. Проблема народа.

Пустословие и шарлатантство схоластиков осмеиваются у Рабле во всех формах и аспектах. Разоблачая всю низость и глупость средневековых учреждений и понятий, Рабле противопоставляет им новое, гуманистическое мировоззрение.

Рабле выдвигает принцип равномерного, гармонического развития душевных и физических свойств человека, а последнее он считает первичными. Земля, плоть, материя для него – основы всего сущего. Ключ ко всякой науке и ко всякой морали для Рабле – возвращение к природе. Реабилитация плоти – задача столь важная для Рабле, что он сознательно заостряет ее. Любовь выступает в понимании Рабле как простая физиологическая потребность.


Похожая информация.


История искусства Франции охватывает огромный исторический период, начиная с эпохи античности и до нашего времени.

Франция - удивительная страна, которой свойственна таинственность и утонченность, блеск и изысканность, возвышенность и особенная тяга ко всему прекрасному. И история формирования ее уникального, ставшего эталоном, такого разнообразного и уникального искусства не менее удивительна, чем само государство.

Предпосылки формирования Франкского королевства

Чтобы разобраться в особенностях возникновения и развития искусства Франции, необходимо совершить экскурс в историю еще античного периода, когда территория современного французского государства входила в состав Великой Римской империи. В IV веке начались активные перемещения варварских племен от берегов Рейна к границам империи. Их нападения и периодические вторжения в римские земли, которые подвергались разорению, сильно подрывали государство латин. А в 395 году и сама Римская империя разделилась между сыновьями действующего императора на две части: Феодосий завещал наиболее богатую восточную часть своих территорий старшему сыну Аркадию, а западную передал младшему сыну - Гонорию. Разделение Великой Римской империи на части ослабило и без того уже непрочное римское государство и сделало его более уязвимым для внешних врагов.

Территория современной Франции входила в состав западной части бывшей Великой Римской империи. Сильный удар в 410 году нанесли Риму войска вестготов, которые возглавлял Алларих. Последний римский император слабого государства спрятался в Равенне, бросив вечный Рим. Именно там его и настигло войско Одоакра - одного из ведущих военачальников вестготского племени. Именно с этим событием, состоявшимся в 476 году, и связывают окончательное падение Римской империи. По отвоеванным землям в результате начавшегося Великого переселения стали возникать варварские государства. В V веке в части Галлии возникло и государство франков.

Франкское государство и развитие французского искусства

Франки - это группа племен, издревле расселявшихся по берегам Рейна в его нижнем течении и у побережья Балтийского моря. Основателем первого франкского королевства в Европе стал молодой вождь франков Хлодвиг Меровинг, который разгромил войско римского наместника в Галии в битве при Суассоне и захватил подвластные ему территории. На новых территориях он расселил своих сподвижников - франков, одарив их земельными наделами, провел ряд государственных реформ как в области государственного управления, так и в судебно-законодательной сфере, введя в действие уникальный документ - "Салическую правду", составленный на основе родовых порядков племени салических франков. Кроме того, особое внимание было уделено Хлодвигом выбору веры. Принятие христианства не только укрепило новое государство, но и повлияло на формирование франкского искусства.

После того как династия Меровингов стала ленивой в делах управления, жизнь в королевстве становилась все более тяжелой. Знать захватывала королевские земли. Процветала вседозволенность в управлении знатью своими наделами и крестьянами. Увеличивалось обнищание населения. В VIII веке нависла и внешняя угроза от кочевых арабских племен. Власть в свои руки взял один из управляющих последнего меровингского короля Карл Мартелл. Он провел ряд реформ, которые помогли укрепить государство и победить арабов. А сын Пиппин Короткий был избран на совете знати новым королем франков. Этот выбор был подтвержден и папой римским. А первым франкским императором стал сын Пиппина Короткого Карл, за которым в истории закрепилось прозвище Великий. Именно Карлу франкская империя обязана особым этапом расцвета культуры и искусства, который называют Каролингским возрождением.

Искусство "изначальных" франков

Если понимать особенности рождения и становления франкского государства, то становится понятной и судьба культурного наследия, находившегося издревле на франкских территориях. Это было в основном развитие античной цивилизации: мосты, жилая и храмовая архитектура, скульптура и литература, театр и декоративно-прикладное искусство. Однако христианские церковники не считали необходимым сохранение этих культурных богатств, но пользовались той их частью, которую можно было приспособить к отправлению религиозного культа и к жизни обывателя. Так, богослужение в христианских церквях проходило на латыни, на том же языке писались и церковные книги.

Использовать архитектурные находки Античности пришлось для того, чтобы начать возведение храмов и монастырей, использование знаний по астрономии помогло высчитывать даты церковного календаря, который в эпоху Средневековья декларировал жизнь всего королевства. Также франки приспособили к своим нуждам и систему образования поздней Римской империи. Примечательно, что комплекс учебных предметов, изучавшихся во франкских школах, назывался О каких же искусствах шла речь? В так называемый тривиум входили науки о слове: грамматика, риторика и диалектика. В квадривиум включались науки о числах: арифметика, геометрия, музыка как вычисление музыкальных интервалов и астрономия.

В декоративно-прикладном искусстве преобладали традиции варварского творчества, которое характеризовалось использованием в качестве основных мотивов растительных и животных орнаментов и изображений чудовищ или существ, в реальности не существующих и часто имеющих достаточно устрашающий вид. Такой тип искусства и называют терратологический или чудовищный.

Искусство и культура Каролингского возрождения

Период правления Карла Великого характеризуется небывалым подъемом культуры. Одной из причин тому является сама личность императора - хорошо образованного и высококультурного человека. Он свободно говорил и читал на латинском языке, понимал греческий, увлекался богословием и философией. Одним из уникальных архитектурных сооружений этого периода стала удивительная по своему художественному оформлению дворцовая церковь в Ахене.

Развивалось и искусство создания рукописных книг: они писались практически каллиграфическим почерком и украшались прекрасными миниатюрами. Среди книг были как богословские сочинения, так и анналы - повременная по годам запись событий, происходивших во Франкской империи.

В империи открывались школы, ориентированные на начальное и элитарное обучение. Создателем первых был соратник Карла Алкуин. А элитарная школа, открытая в Ахене, объединяла ученых, семью императора и весь двор Карла Великого. В школе, названной "Придворной академией", велись философские беседы, изучали Библию и культуру Античности, загадывали загадки и слагали стихи. А один из членов Академии написал первую светскую биографию "Жизнь Карла Великого".

Именно в эпоху Каролингского возрождения были заложены основы сохранения и возрождения традиций античной культуры и база для дальнейшего развития культуры франков.

Формирование Франции как государства

За время правления потомков Карла Великого созданная им империя все более ослаблялась. Когда империя была разделена между сыновьями Карла, Западная ее часть отошла к старшему сыну Лотарю. А его потомки продолжили ослабление раздробленного государства. Империя пала. Последние из Каролингов окончательно потеряли влияние и были низложены. Знать передала право правления могущественному в то время графу парижскому Гуго Капету. Именно восточная часть бывшей Франкской империи стала именоваться Францией. Благодаря правлению Капетингов новое государство не только возродилось, но и получило новые возможности для своего развития, в том числе и культурного.

Народное искусство средневековой Франции

В театре и музыке средневекового периода тоже произошел ряд изменений по сравнению с античным. Христианская церковь считала актеров пособниками дьявола и всячески преследовала артистическую братию. В результате театр как массовое явление существовать перестал, сооружения театров и стадионов постепенно приходили в состояние разрухи, а актеры стали образовывать бродячие труппы и играли для народа на перекрестках дорог, ярмарках и площадях. Мобильные группы универсальных актеров - гистрионов были менее удобным объектом для преследования церковью и властями, ей подчинявшимися и преследовавшими при этом свои цели в связи с особенностью направленности творчества гистрионов и трубадуров - бродячих музыкантов. Особую группу составляли ваганты - бывшие студенты или монахи, владевшие стихосложением и основами музыкального искусства, которые бродили одиночками по дорогам и в своих произведениях или пели о плотской любви, или обличали разлагающуюся церковь и гнилое государство.

Три сферы развития средневекового искусства

9/10 населения средневековой Франции были крестьянами. Потому основную культуру государства можно определить как крестьянскую. Большую часть дня средневековый крестьянин проводил в трудах на земле феодала. Но это вовсе не означает, что у него не было потребности и времени для общения с культурой и искусством. В основном это были песенное и танцевальное творчество, соревнования в силе и ловкости. Особое место в общении с искусством занимали просмотры представлений гистрионов. Развивалось и устное народное творчество. Мудрость народа нашла свое отражение в фольклоре: сказках, песнях, пословицах и поговорках. Главной темой сказочников было посрамление глупого богача бедным, но добрым бедняком, происходившим, как правило, из крестьянской семьи. Сказки были остросоциальными: вскрывали пороки общества в сфере отношений знати и крестьянства, а также рассказывали о тяжкой доле крестьян. Создавались и легенды, баллады, воспевающие подвиги народных героев, сражающихся за честь и достоинство обычного человека и против феодального произвола.

Второй стороной средневековой культуры и искусства была жизнь городов, рост и расцвет которых наблюдались начиная с IX века. Появление такого сословия, как буржуа, стало началом развития буржуазной культуры. Быстро совершенствовалось мастерство ремесленников. Видоизменялись принципы их работы и качество создаваемых изделий, многие из которых сейчас имеют высокую ценность как шедевры декоративно-прикладного искусства. Именно из этого времени пришло в наш обиход такое слово, как "шедевр". Каждый мастер, вступающий в цеховое братство, должен был продемонстрировать свое мастерство и изготовить идеальное изделие. Это и был шедевр. Постепенно формировалась система взаимодействия и конкуренции цехов, что первоначально стало мотиватором в развитии ремесел. Однако со временем цеха стали мешать ремеслам развиваться, так как конкуренты не желали, чтобы их обошли наиболее талантливые мастера, а иногда не хотели, чтобы секрет процесса изготовления изделия или материала для него попал в руки конкурентов. Часто члены цехового братства даже уничтожали изобретения, а подчас и преследовали их создателей.

Третьей стороной средневековой культуры и искусства было существование обособленного мира аристократии - феодалов. Как правило, все феодалы несли воинскую повинность перед королем, будучи его личными вассалами. Феодалы помельче были вассалами у своих властителей - баронов, графов и т. д. Неся конную воинскую службу, они представляли собой такое явление средневекового общества, как рыцарство. Рыцарская культура характеризовалась и своим особенным искусством. К таковому относится искусство создания рыцарских гербов - объемных опознавательных знаков рыцарского рода или отдельного рыцаря. Делали гербы из дорогих материалов - золота и серебра, эмали и меха куницы или белки. Каждый герб был важным историческим источником и очень ценным произведением искусства.

Кроме того, в рамках мальчиков - будущих рыцарей - обучали и таким искусствам, как пение и танец, игра на музыкальных инструментах. Они были с детства обучены хорошим манерам, знали много стихов, и многие из рыцарей сами писали стихи, посвящая их прекрасной даме. И конечно, необходимо вспомнить об уникальных памятниках средневековой архитектуры - рыцарских замках, возводимых в романском стиле, а также удивительных храмах, возводившихся во всех городах Франции сначала в романском, а позже - в готическом стиле. Самыми известными храмами считаются собор Парижской Богоматери в Париже и - место коронования французских монархов.

Искусство Франции: Возрождение

Эпоха Возрождения, связанная с новым витком интереса к античному культурному наследию и искусству, зародилась в солнечной Италии в XIV веке. Во Франции веяния Ренессанса нашли отражение в культуре и изобразительном искусстве только в конце XV века. Но и длился этот период во Франции дольше, чем в Италии: не до XVI, а до XVII века. Подъем в области культуры и искусства во французском государстве был связан с завершением объединения страны при Людовике XI.

Размежевание с готическими традициями в искусстве Франции произошли в связи с частыми походами королей в Италию, где они познакомились с удивительным итальянским искусством эпохи Ренессанса. Однако, в отличие от Италии, искусство этого периода во Франции было более придворным, чем народным.

Что касается народности французского искусства, то ярким представителем его в литературе стал замечательный поэт создававший образные, остроумные и жизнерадостные поэтические произведения.

Если же говорить об изобразительном искусстве этого периода, то следует отметить, что в богословских миниатюрах и в светской литературе нашли воплощение реалистические тенденции. Самым первым художником этого периода развития искусства Франции стал Жан Фуке, оставивший потомкам огромное наследие в виде портретов аристократов и королевской семьи, книжных миниатюр, пейзажей, диптихов с изображением Мадонны.

Приглашала во Францию и итальянских мастеров эпохи Возрождения: Россо и Приматиччо, которые стали основателями школы Фонтенбло - направления во французском искусстве живописи, возникшем в имении Фонтенбло. Это течение основывалось на принципах маньеризма, представителями которого являлись изначально основатели школы, и характеризовалось использованием мифологических сюжетов и запутанных аллегорий. Сохранились источники, называющие и другие имена мастеров, участвовавших в оформлении замка Фонтенбло: итальянцы Пеллегрино и Жюст де Жюст, французы Симон Леруа, Клод Бадуэн, Шарль Дориньи, фламандец Леонард Тирей и др.

В XVI же веке во Франции активно развивался жанр портрета, живописного и карандашного. Особенно интересны работы Жана Клуэ, написавшего портреты почти всего французского двора.

Скульптура этого периода во Франции связана с именем Мишеля Коломба, мастерски выполнявшего в том числе рельефные изображения и философской трактовки надгробия. Также интересны работы Жана Гужона, пронизанные особой музыкальностью и поэтичностью образов и манеры исполнения.

Противовесом гармоничного и идеального в своей красоте и изяществе творчества Гужона стали произведения другого скульптора этого периода - Жермена Пилона. Они сродни по своей экспрессии и гипертрофированности передаваемых чувств и переживаний работам экспрессионистов XIX века. Все его персонажи глубоко реалистичны, даже натуралистичны, драматичны и мрачны.

Искусство Франции: 17 век

XVI век был эпохой войн и разрухи для французского государства. В первой четверти XVII века власть во Франции укрепилась. Особенно быстро пошел процесс централизации власти при Людовике XIII, когда всем в стране заправлял кардинал Ришелье. Народ стонал под гнетом аристократии и тяготами ежедневного труда. Однако абсолютистская монархия способствовала не только укреплению и увеличению мощи Франции, но и тому, что в этот период страна стала одной из ведущих среди прочих европейских государств. Это, несомненно, отразилось и на развитии и основных тенденциях культуры и искусства в стране.

Искусство Франции 17 века условно можно определить как официальное придворное, которое было выражено помпезным и декоративным стилем барокко.

В противовес парадности и преувеличенной декоративности барокко в искусстве Франции выделилось два направления: реализм и классицизм. Первое из них было обращением к отражению реальной жизни такой, какой она и была, без прикрас. В рамках этого направления развиваются бытовой жанр и портрет, библейский и мифологический жанры.

Классицизм в искусстве Франции отражает прежде всего тему гражданского долга, победу общества над личностью, идеалов разума. Они позиционируются как противопоставление несовершенству реальной жизни, идеал, к которому нужно стремиться, жертвуя даже личными интересами. Все это в основном имеет отношение к изобразительному искусству Франции. Основой для искусства классицизма стали традиции античного искусства. И это нашло наибольшее отражение в классицистической архитектуре. Кроме того, именно архитектура была наиболее зависима от практических интересов государства и была полностью подчинена абсолютизму.

Период XVII века во французском государстве характеризуется возведением большого количества градообразующих архитектурных ансамблей и дворцовых сооружений. В этот период именно светская архитектура выходит на первый план.

Если говорить об отражении вышеназваных тенденций в изобразительном искусстве, то следует упомянуть творчество Николя Пуссена - удивительного представителя эпохи, живопись которого воплотила в себе одновременно и обобщенность мировосприятия, и неукротимую энергию жизни античного искусства.

Искусство Франции: 18 век

Новый подъем культуры был связан с огромным влиянием на творчество народного начала, которое прежде всего было ярко выражено в музыке. В театре главную роль стала выполнять комедия, активно развивался ярмарочный театр масок, искусство оперы. Все меньше творцы обращались к религиозной тематике, все активнее развивалось светское искусство. Французская культура этого периода была очень разнообразна и насыщена контрастами. Искусство реализма обратилось к раскрытию мира человека разных сословий: к его чувствам и переживаниям, бытовой стороне жизни, психологическому анализу.

Искусство Франции 19 века

Двигаемся дальше. Поговорим кратко об искусстве Франции XIX столетия. Жизнь государства этого времени характеризуется очередным витком роста недовольства народа и выраженными революционными настроениями после реставрации французской монархии. Тема борьбы и героизма стала одной из ведущих в изобразительном искусстве. Она отражалась и в новых направлениях живописи - историзме и романтизме. А вот с академизмом в изобразительном искусстве этого периода идет борьба.

Изучение фактора цвета в живописи приводит к активному развитию пейзажного жанра и к пересмотру всех систем французской живописи.

Особое развитие получает в этот период декоративно-прикладное искусство как наиболее отражающее чаяния народа. Очень популярным становится лубок, позволяющий в простейшей технике при использовании сатирических образов вскрывать пороки и проблемы общества.

Фактически документальным историческим источником эпохи становится офорт. По офортам можно изучать историю Франции XIX столетия.

Искусство Франции, как мы видим, весьма многогранно и разнообразно и тесно связано с особенностями развития французского государства. Каждая эпоха - это огромный блок, требующий особого раскрытия, что невозможно сделать в рамках одной статьи.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта