Главная » Дом » Миф и героический эпос разных народов. Героический эпос народов мира. Понятие о героическом эпосе Что известно о героическом эпосе народов мира

Миф и героический эпос разных народов. Героический эпос народов мира. Понятие о героическом эпосе Что известно о героическом эпосе народов мира

Сказки связаны с мифами, это устные
повествования и исторические
предания и называются они «эпосом»
- это род литературы, выделяемый
наряду с лирикой и драмой;
представлен такими жанрами, как
сказка, предание. Разновидности
героического эпоса: эпопея,
эпическая поэма, повесть, рассказ,
новелла, роман, очерк.
Эпосу, как и драме, свойственно
воспроизведение действия,
развертывающегося в пространстве и
времени, - хода событий в жизни
персонажей.

Черты эпоса во многом
определяются свойствами
повествования. Речь здесь
выступает главным образом в
функции сообщения о
происшедшем ранее. Между
ведением речи и изображаемым
действием в эпосе сохраняется
временная дистанция: эпический
поэт рассказывает «... о событии,
как о чем-то отдельном от
себя...»

Эпос содержит сведения о богах
и других сверхъестественных
существах, увлекательные
рассказы и поучительные
примеры, афоризмы житейской
мудрости и образцы
героического поведения;
назидательная функция его
столь же неотъемлема, как и
познавательная. Он охватывает и
трагическое и комическое

История возникновения эпоса

Лиро-эпические
Прозаические жанры
Миф (фантастическое
представление о мире, свойственное
человеку первобытнообщинной
формации, как правило,
передаваемое в форме устных
повествований - мифов).

Понятие о героическом эпосе

Эпос» -(от греч.) слово, повествование,
одно из трех родов литературы, повествующих о
различных событиях прошлого.
Героический эпос народов мира является порой
важнейшим и единственным свидетельством
прошлых эпох. Он восходит к древнейшим мифам
и отражает представления человека о природе и
мире.
Первоначально он сформировался в устной
форме, потом, обрастая новыми сюжетами и
образами, закрепился в письменной форме.
Героический эпос – это результат коллективного
народного творчества. Но это вовсе не умаляет
роли отдельных сказителей. Знаменитые
«Иллиада» и «Одиссея», как известно, были
записаны единственным автором – Гомером

«Махабхарата» индийский эпос 5 века.н.э

«Великое сказание о потомках Бхараты» или
«Сказание о великой битве бхаратов».
Махабхарата – героическая поэма,
состоящая из 18 книг, или парв. В виде
приложения она имеет еще 19-ю книгу –
Хариваншу, т. е. «Родословную Хари». В
нынешней своей редакции Махабхарата
содержит свыше ста тысяч шлок, или
двустиший, и по объему в восемь раз
превосходит «Илиаду» и «Одиссею»
Гомера, взятых вместе.

Индийская литературная
традиция считает Махабхарату
единым произведением, а
авторство ее приписывает
легендарному мудрецу КришнеДвайпаяне Вьясе.

Краткое содержание

между
южной.
Основное сказание эпопеи посвящено
истории непримиримой вражды
кауравами и пандавами – сыновьями
двух братьев Дхритараштры и Панду.
В эту вражду и вызванную ею борьбу,
согласно сказанию, постепенно
вовлекаются многочисленные народы
и племена Индии, северной и
Она оканчивается страшной,
кровопролитной битвой, в которой
гибнут почти все участники обе
сторон. Одержавшие победу
столь дорогой ценой объединяют
страну под своей властью. Таким
образом, главной идеей основного
сказания является единство Индии
.

Махабхарата- книжные иллюстрации

«Махабхарата» скульптурные иллюстрации

«Махабхарата» - скульптурный рельеф

«Беовульф» Англия
«Песнь о нибелунгах»
Германия
«Песнь о моём Сиде»
Испания
«Старшая Эдда» Исландия
«Песнь о Роланде» Франция
«Калевала»
карело- финский эпос

«Старшая Эдда» из сборника древнеисландских песен о богах и героях скандинавской мифологии и историй.

«Старшая Эдда» из сборника древнеисландских песен о
богах и героях скандинавской мифологии и историй.
Сюжет рассказывает о борьбе, в которой
две группы противостоят друг другу;
одиночные герои обычно являются
представителями групп. Эти группы могут
быть двумя народами (например, русские и
татары), племенами, кланами; или богами и
демонами (например, греческие олимпийцы
и титаны). Богатыри-вожди и воины
представляют историческую народность, а
их противники часто тождественны
историческим «захватчикам», иноземным и
иноверным угнетателям. Противники
встречаются в физическом бою.

Удивительная эпопея «Беовульф».
Относится к концу VII или к первой
трети VIII века.
В «Беовульфе» 3182 стиха, в «Песни
о нибелунгах» втрое больше (2379
строф по четыре стиха в каждой),
тогда как в самой длинной из
эддических песен, «Речах Высокого»,
всего 164 строфы (число стихов в
строфах колеблется), и ни одна
другая песнь, кроме «Гренландских
Речей Атли», не превышает сотни
строф.

«Беовульф».

В каждой стране существуют
свои герои народного эпоса. В
Англии воспевался непобедимый
разбойник Робин Гуд - защитник
обездоленных; в Азии Гэсэр великий лучник: эвенкийских
героических сказаниях храбрый Содани-богатырь; в
бурятском героическом эпосе Аламжи Мэргэн молодой и его
сестрица Агуй Гохон

МБОУ «СОШ №1 (с углубленным изучением отдельных предметов)

«Художественные традиции народов мира»

Выполнила: Филиппова Е.Ю.

учитель истории


Тема урока:

«Героический эпос народов мира. Понятие о героическом эпосе»


Понятие о героическом эпосе

«Эпос» - (от греч.) слово, повествование, одно из трех родов литературы, повествующих о различных событиях прошлого.

Героический эпос народов мира является порой важнейшим и единственным свидетельством прошлых эпох. Он восходит к древнейшим мифам и отражает представления человека о природе и мире.

Первоначально он сформировался в устной форме, потом, обрастая новыми сюжетами и образами, закрепился в письменной форме.

Героический эпос – это результат коллективного народного творчества. Но это вовсе не уменьшает роли отдельных сказителей. Знаменитые «Илиада» и «Одиссея», как известно, были записаны единственным автором – Гомером.


«Сказание о Гильгамеше» шумерский эпос 1800г.до н.э.

«Эпос о Гильгамеше» изложен на 12

глиняных табличках.

По мере развития сюжета эпоса образ Гильгамеша меняется. Сказочный герой-богатырь, похваляющийся своей силой, превращается в человека, познавшего трагическую краткость жизни. Могучий дух Гильгамеша восстает против признания неизбежности смерти; лишь в конце своих странствий герой начинает понимать, что бессмертие может принести ему вечная слава его имени.


ГИЛЬГАМЕ́Ш (шумер. Бильгамес - возможна интерпретация этого имени как «предок-герой»), полулегендарный правитель Урука, герой эпической традиции Шумера и Аккада.

Гильгамеш со львом из дворца

Саргона II в Дур-Шаррукине

8 век до н. э.


«Махабхарата» индийский эпос середина I тыс. н.э.

«Великое сказание о потомках Бхараты» или «Сказание о великой битве бхаратов». Махабхарата – героическая поэма, состоящая из 18 книг, или парв. В виде приложения она имеет еще 19-ю книгу – Хариваншу, т. е. «Родословную Хари». В нынешней своей редакции Махабхарата содержит свыше ста тысяч шлок, или двустиший, и по объему в восемь раз превосходит «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, взятых вместе.

Индийская литературная традиция считает Махабхарату единым произведением, а авторство ее приписывает легендарному мудрецу Кришне- Двайпаяне Вьясе.


Краткое содержание

Основное сказание эпопеи посвящено истории непримиримой вражды между кауравами и пандавами – сыновьями двух братьев Дхритараштры и Панду. В эту вражду и вызванную ею борьбу, согласно сказанию, постепенно вовлекаются многочисленные народы и племена Индии, северной и южной. Она оканчивается страшной, кровопролитной битвой, в которой гибнут почти все участники обеих сторон. Одержавшие победу столь дорогою ценой объединяют страну под своей властью. Таким образом, главной идеей основного сказания является единство Индии.




Средневековый эпос

«Песнь о Нибелунгах» - средневековая германская эпическая поэма, написанная неизвестным автором в конце 12 - начале 13 века. Принадлежит к числу наиболее известных эпических произведений человечества. Содержание её сводится к 39 частям (песням), которые называются «авентюрами».

В песне рассказывается о женитьбе драконоборца Зикфрида на бургундской принцессе Кримхильде, его смерти из-за конфликта Кримхильды с Брунгильдой, женой её брата - Гунтера, а затем о мести Кримхильды за смерть мужа.

Есть основания полагать, что сочинена эпопея около 1200 г., что место её возникновения следует искать на Дунае, в районе между Пассау и Веной.

В науке высказывались различные предположения относительно личности автора. Одни учёные считали его шпильманом, бродячим певцом, другие склонялись к мысли, что он – духовное лицо (может быть, на службе епископа Пассауского), третьи – что он был образованным рыцарем невысокого рода.

В «Песни о нибелунгах» объединены два поначалу самостоятельных сюжета: сказание о смерти Зигфрида и сказание о конце бургундского дома. Они образуют как бы две части эпопеи. Обе эти части не вполне согласованы, и между ними можно заметить известные противоречия. Так, в первой части бургунды получают в целом негативную оценку и выглядят довольно мрачно в сравнении с умерщвляемым ими светлым героем Зигфридом, услугами и помощью которого они столь широко пользовались, тогда как во второй части они фигурируют в качестве доблестных витязей, мужественно встречающих свою трагическую судьбу. Имя «нибелунги» в первой и во второй частях эпопеи употребляется различно: в первой- это сказочные существа, северные хранители клада и богатыри на службе Зигфрида, во второй – бургунды .


Ссора королей

Состязания при дворе Брунгильды

Эпопея отражает прежде всего рыцарское мировоззрение эпохи Штауфенов ( Штауфены (или Гогенштауфены) – императорская династия, правившая Германией и Италией в XII – первой половине XIII в. Штауфены, в особенности Фридрих I Барбаросса (1152–1190), пытались осуществить широкую внешнюю экспансию, которая в конечном итоге ускорила ослабление центральной власти и способствовала усилению князей. Вместе с тем эпоха Штауфенов характеризовалась значительным, но недолгим культурным подъёмом ).


Смерть Зикфрида

Зикфрид


Похороны Зикфрида

Хален бросает золото в Рейн

Кримхильда показывает Хелену

голову Гунтера


Эпос в произведениях искусства разных жанров

Музыка:

  • А. Бородин. Богатырская симфония;
  • Н. Римский-Корсаков. Оперы «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Псковитянка»;
  • М. Мусоргский. «Картинки с выставки», пьеса «Богатырские ворота», опера «Хованщина»;

Живопись:

  • В. Васнецов. «Богатыри».

Калевала

  • Калевала – карело – финский поэтический эпос. Состоит из 50 рун (песен). В основу легли карельские народные эпические песни. Обработка «Калевалы» принадлежит Элиасу Лённроту (1802-1884), который связал отдельные народные эпические песни, произведя определённый отбор вариантов этих песен и сгладив некоторые неровности.
  • Название «Калевала», данное поэме Лённротом, - это эпическое имя страны, в которой живут и действуют финские народные герои. Суффикс lla означает место жительства, так что Kalevalla - это место жительства Калева, мифологического родоначальника богатырей Вяйнямёйнена, Ильмаринена, Лемминкяйнена, называемых иногда его сынами.
  • В Калевале нет основного сюжета, который связывал бы между собою все песни.


Вяйнямёйнен оберегает сампо от

Ведьмы Лоухи.

Вяйнямёйнен







Несмотря на то, что героический эпос народов слагался в разной исторической обстановке, он имеет много общих черт и сходных признаков. Прежде всего это касается повторяемости тем и сюжетов, а также общности характеристик главных героев. Например:

1.Эпос часто включает в себя сюжет сотворения мира , как боги создают гармонию мира из первоначального хаоса.

2.Сюжет чудесного рождения героя и его первых юношеских подвигов .

3.Сюжет сватовства героя и его испытаний перед свадьбой .

4. Описание битвы , в которой герой показывает чудеса отваги, находчивости и мужества.

5. Прославление верности в дружбе, великодушия и чести .

6.Герои не только защищают Родину, но и высоко ценят собственную свободу и независимость .


  • Домашнее задание:

Cлайд 1

Cлайд 2

Былины. Впервые термин былины был введён в 1839 году Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа». Народное же название этих произведений «старина, старинушка, старина». «Я улёгся на мешке около тощего костра … и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов…, но такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и весёлый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что – то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления…» - вспоминает собиратель фольклора П. Н. Рыбников.

Cлайд 3

Былины: вымысел или история с элементами фантастики? Большинство известных нам былин создавалось в 9 – 12 веках. Однако, можно заметить в текстах былин отголоски событий и быта гораздо более поздних эпох (16 и даже 19 веков). Почему так происходило? «Далеко не все события и герои, воспетые в былинах, оставались в памяти потомков. Ранее возникшие произведения перерабатывались применительно к новым событиям и новым людям, иногда прежним героям приписывались подвиги, совершаемые позднее. Так в течение столетий складывался особый мир былин, который объединил в себе людей из разных столетий и эпох. Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира, хотя им приходилось сражаться с врагами, досаждавшими Руси с 10 до 16 веков».

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Киевский цикл былин. Особенности: Действие происходит в Киеве или около него. В центре повествования стоит князь Владимир. Основная тема: защита Русской земли от кочевников. Герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Вольга и Микула Селянинович.

Cлайд 7

Cлайд 8

Илья Муромец. Главнейший герой русских былин, только сюжет о его битве с Соловьем-Разбойником имеет более ста вариантов. До 30 лет Илья сидел сиднем, не владея руками и ногами, затем получил чудесное исцеление и богатырскую силу от калик перехожих (странствующих паломников). Его личность символизирует переход от «старших» богатырей к «младшим»: он был знаком со Святогором и тот, согласно некоторым вариантам, перед смертью передал ему часть своей великой силы (по другим Илья отказался от нее). В былинах Илья Муромец предстает перед нами как «старый казак», обладающий недюжинной силой, могучий и мудрый.

Cлайд 9

Cлайд 10

Добрыня Никитич. Наиболее популярный после Ильи Муромца герой русского эпоса. Самый «интеллигентный» из былинных богатырей; в нем воплощены те качества, которые народ в совокупности обозначал словом «вежество»: образованность, прекрасное воспитание, знание норм этикета, умение играть на гуслях, ум (Добрыня великолепно играет в шахматы). Все это делает его особенно пригодным для дипломатических поручений: в былинах он часто представляет интересы князя Владимира в заграничных землях. Кроме перечисленных качеств он, как и все богатыри, храбр и отважен. Уже с детства (с 12 или 15 лет) Добрыня прекрасно владеет оружием.

Cлайд 11

Cлайд 12

Алёша Попович. Младший из знаменитой троицы былинных богатырей, сын ростовского попа Левонтия (редко – Федора). Известен как молодецкой удалью, находчивостью и богатырской храбростью, так и вспыльчивостью, хвастовством. Алеша весел, насмешлив и остер на язык. Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждает врага обернуться и т.п.

Cлайд 13

Cлайд 14

Вольга Святославович (Волх Всеславьевич). Имя героя, Волх, указывает на то, что родился великий кудесник, волхв. Он рождением связан с природой, как с природой и борьбой с ней была связана вся жизнь первобытного человека. Предки русских, раньше чем стать земледельцами, зависели от охоты, которая когда-то была основной формой добычи средств существования. Когда Волх рождается, звери, рыбы и птицы в страхе прячутся: родился великий охотник. Волх умеет обращаться в животных: рыб он ловит в образе щуки, птиц - обернувшись соколом, лесных зверей - серым волком. Он чародей и оборотень. Волх умеет обращаться в животных: рыб он ловит в образе щуки, птиц - обернувшись соколом, лесных зверей - серым волком. Он чародей и оборотень. Он воюет так же, как охотится: путем волшебного умения, «хитрости-мудрости».

Cлайд 15

Cлайд 16

Cлайд 17

Микула Селянинович. Пахарь, обладающий недюжинной силой. Вольга Всеславьевич встретил его, когда в сопровождении дружины ехал за данью в города Гурчевец, Крестьяновец и Ореховец. Орест Миллер видел в Микуле древнее божество земледелия; таким образом, встреча его с Вольгой – это встреча бога-охотника с богом-пахарем. Огромная сила, способность с легкостью поднять тягу земную (что оказалось не под силу могучему Святогору), сближают его с так называемыми «старшими» богатырями – наиболее древними персонажами русского эпоса.

1 Понятие о героическом эпосе. «Эпос» -(от греч.) слово, повествование, одно из трех родов литературы, повествующих о различных событиях прошлого. Героический эпос народов мира является порой важнейшим и единственным свидетельством прошлых эпох. Он восходит к древнейшим мифам и отражает представления человека о природе и мире. Первоначально он сформировался в устной форме, потом, обрастая новыми сюжетами и образами, закрепился в письменной форме. Героический эпос – это результат коллективного народного творчества. Но это вовсе не умаляет роли отдельных сказителей. Знаменитые «Иллиада» и «Одиссея» , как известно, были записаны единственным автором – Гомером.

«Сказание о Гильгамеше» шумерский эпос 1800 г. до н. э. «Эпос о Гильгамеше» изложен на 12 глиняных табличках. По мере развития сюжета эпоса образ Гильгамеша меняется. Сказочный герой-богатырь, похваляющийся своей силой, превращается в человека, познавшего трагическую краткость жизни. Могучий дух Гильгамеша восстает против признания неизбежности смерти; лишь в конце своих странствий герой начинает понимать, что бессмертие может принести ему вечная слава его имени.

Краткое содержание I таблица рассказывает о царе Урука Гильгамеше, безудержная удаль которого причиняла много горя обитателям города. Решив создать ему достойного соперника и друга, боги слепили из глины Энкиду и поселили его среди диких зверей. II таблица посвящена единоборству героев и их решению употребить во благо свои силы, нарубив в горах драгоценный кедр. Их сборам в дорогу, путешествию и победе над Хумбабой посвящены III, IV и V таблицы. VI таблица близка по содержанию к шумерскому тексту о Гильгамеше и небесном быке. Гильгамеш отвергает любовь Инанны и укоряет ее за вероломство. Оскорбленная Инанна просит богов создать чудовищного быка, чтобы уничтожить Урук. Гильгамеш и Энкиду убивают быка; не в силах отомстить Гильгамешу, Инанна переносит свой гнев на Энкиду, который слабеет и умирает. Рассказ о его прощании с жизнью (VII таблица) и плач Гильгамеша по Энкиду (VIII таблица) становятся переломным моментом эпического сказания. Потрясенный гибелью друга герой отправляется на поиски бессмертия. Его странствия описаны в IX и X таблицах. Гильгамеш скитается в пустыне и достигает гор Машу, где людискорпионы стерегут проход, через который восходит и заходит солнце. «Хозяйка богов» Сидури помогает Гильгамешу найти корабельщика Уршанаби, переправившего через гибельные для человека «воды смерти» . На противоположном берегу моря Гильгамеш встречает Утнапиштима и его жену, которым в незапамятные времена боги подарили вечную жизнь. XI таблица содержит знаменитый рассказ о Потопе и строительстве ковчега, на котором Утнапиштим спас от истребления человеческий род. Утнапиштим доказывает Гильгамешу, что его поиски бессмертия тщетны, поскольку человек не в силах победить даже подобие смерти - сон. На прощание он открывает герою секрет растущей на дне моря «травы бессмертия» . Гильгамеш добывает траву и решает принести ее в Урук, чтобы дать бессмертие всем людям. На обратном пути герой засыпает у источника; поднявшаяся из его глубин змея съедает траву, сбрасывает кожу и как бы получает вторую жизнь. Известный нам текст XI таблицы заканчивается описанием того, как Гильгамеш показывает Уршанаби воздвигнутые им стены Урука, надеясь, что его деяния сохранятся в памяти потомков.

Гильгамеш со львом из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. 8 век до. НЭ ГИЛЬГАМЕ Ш (шумер. Бильгамес - возможна интерпретация этого имени как «предокгерой»), полулегендарный правитель Урука, герой эпической традиции Шумера и Аккада. Эпические тексты считают Гильгамеша сыном героя Лугальбанды и богини Нинсун, относят правление Гильгамеша к эпохе I династии Урука (к. 27– 26 вв. до н. э.). Гильгамеш является пятым царем этой династии. Гильгамешу также приписывается божественное происхождение: «Бильгамес, чей отец был демон-лила, эн (т. е. «верховный жрец») Кулабы» . Продолжительность правления Гильгамеша определяют в 126 лет. Шумерская традиция помещает Гильгамеша как бы на грани легендарного героического времени и более близкого исторического прошлого.

«Махабхарата» индийский эпос 5 века. н. э. «Великое сказание о потомках Бхараты» или «Сказание о великой битве бхаратов» . Махабхарата – героическая поэма, состоящая из 18 книг, или парв. В виде приложения она имеет еще 19 -ю книгу – Хариваншу, т. е. «Родословную Хари» . В нынешней своей редакции Махабхарата содержит свыше ста тысяч шлок, или двустиший, и по объему в восемь раз превосходит «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, взятых вместе. Индийская литературная традиция считает Махабхарату единым произведением, а авторство ее приписывает легендарному мудрецу Кришне-Двайпаяне Вьясе.

Краткое содержание Основное сказание эпопеи посвящено истории непримиримой вражды между кауравами и пандавами – сыновьями двух братьев Дхритараштры и Панду. В эту вражду и вызванную ею борьбу, согласно сказанию, постепенно вовлекаются многочисленные народы и племена Индии, северной и южной. Она оканчивается страшной, кровопролитной битвой, в которой гибнут почти все участники обеих сторон. Одержавшие победу столь дорогою ценой объединяют страну под своей властью. Таким образом, главной идеей основного сказания является единство Индии.

Средневековый европейский эпос «Песнь о Нибелунгах» - средневековая германская эпическая поэма, написанная неизвестным автором в конце 12 - начале 13 века. Принадлежит к числу наиболее известных эпических произведений человечества. Содержание её сводится к 39 частям (песням), которые называются «авентюрами» .

В песне рассказывается о женитьбе драконоборца Зигфрида на бургундской принцессе Кримхильде, его смерти из-за конфликта Кримхильды с Брунгильдой, женой её брата - Гунтера, а затем о мести Кримхильды за смерть мужа. Есть основания полагать, что сочинена эпопея около 1200 г. , что место её возникновения следует искать на Дунае, в районе между Пассау и Веной. В науке высказывались различные предположения относительно личности автора. Одни учёные считали его шпильманом, бродячим певцом, другие склонялись к мысли, что он – духовное лицо (может быть, на службе епископа Пассауского), третьи – что он был образованным рыцарем невысокого рода. В «Песни о нибелунгах» объединены два поначалу самостоятельных сюжета: сказание о смерти Зигфрида и сказание о конце бургундского дома. Они образуют как бы две части эпопеи. Обе эти части не вполне согласованы, и между ними можно заметить известные противоречия. Так, в первой части бургунды получают в целом негативную оценку и выглядят довольно мрачно в сравнении с умерщвляемым ими светлым героем Зигфридом, услугами и помощью которого они столь широко пользовались, тогда как во второй части они фигурируют в качестве доблестных витязей, мужественно встречающих свою трагическую судьбу. Имя «нибелунги» в первой и во второй частях эпопеи употребляется различно: в первой- это сказочные существа, северные хранители клада и богатыри на службе Зигфрида, во второй – бургунды.

Ссора королей Состязания при дворе Брунгильды Эпопея отражает прежде всего рыцарское мировоззрение эпохи Штауфенов (Штауфены (или Гогенштауфены) – императорская династия, правившая Германией и Италией в XII – первой половине XIII в. Штауфены, в особенности Фридрих I Барбаросса (1152– 1190), пытались осуществить широкую внешнюю экспансию, которая в конечном итоге ускорила ослабление центральной власти и способствовала усилению князей. Вместе с тем эпоха Штауфенов характеризовалась значительным, но недолгим культурным подъёмом.).

Калевала Калевала – карело – финский поэтический эпос. Состоит из 50 рун (песен). В основу легли карельские народные эпические песни. Обработка «Калевалы» принадлежит Элиасу Лённроту (1802- 1884), который связал отдельные народные эпические песни, произведя определённый отбор вариантов этих песен и сгладив некоторые неровности. Название «Калевала» , данное поэме Лённротом, - это эпическое имя страны, в которой живут и действуют финские народные герои. Суффикс lla означает место жительства, так что Kalevalla - это место жительства Калева, мифологического родоначальника богатырей Вяйнямёйнена, Ильмаринена, Лемминкяйнена, называемых иногда его сынами. В Калевале нет основного сюжета, который связывал бы между собою все песни.

Открывается она сказанием о сотворении земли, неба, светил и рождении дочерью воздуха главного героя финнов, Вяйнямёйнена, который устраивает землю и сеет ячмень. Далее рассказывается о разных приключениях героя, встречающего, между прочим, прекрасную деву Севера: она соглашается стать его невестой, если он чудесным образом создаст лодку из осколков её веретена. Приступив к работе, герой ранит себя топором, не может унять кровотечения и идет к старику-знахарю, которому рассказывает предание о происхождении железа. Возвратившись домой, Вяйнямёйнен поднимает заклинаниями ветер и переносит кузнеца Ильмаринена в страну Севера, Похьёлу, где тот, согласно обещанию, данному Вяйнямёйненом, сковывает для хозяйки Севера таинственный предмет, дающий богатство и счастье - мельницу Сампо(руны I- XI). Следующие руны (XI-XV) содержат эпизод о похождениях героя Лемминкяйнена, воинственного чародея и соблазнителя женщин. Далее рассказ возвращается к Вяйнямёйнену; описывается нисхождение его в преисподнюю, пребывание в утробе великана Виипунена, добытие им от последнего трёх слов, необходимых для создания чудесной лодки, отплытие героя в Похьёлу с целью получить руку северной девы; однако последняя предпочла ему кузнеца Ильмаринена, за которого выходит замуж, причём подробно описывается свадьба и приводятся свадебные песни, излагающие обязанности жены и мужа (XVI-XXV).

Дальнейшие руны (XXVI-XXXI) снова заняты похождениями Лемминкяйнена в Похьёле. Эпизод о печальной судьбе богатыря Куллерво, соблазнившего по неведению родную сестру, вследствие чего оба, брат и сестра, кончают жизнь самоубийством (руны XXXI-XXXVI), принадлежит по глубине чувства, достигающего иногда истинного пафоса, к лучшим частям всей поэмы. Дальнейшие руны содержат пространный рассказ об общем предприятии трёх финских героев - добывании сокровища Сампо из Похьёлы, об изготовлении Вяйнямёйненом кантеле, игрою на которой он очаровывает всю природу и усыпляет население Похьёлы, об увозе Сампо героями, о преследовании их колдуньей-хозяйкой Севера, о падении Сампо в море, о благодеяниях, оказанных Вяйнямёйненом родной стране посредством осколков Сампо, о борьбе его с разными бедствиями и чудищами, насланными хозяйкой Похьёлы на Калевалу, о дивной игре героя на новой кантеле, созданной им, когда первая упала в море, и о возвращении им солнца и луны, скрытых хозяйкой Похьёлы (XXXVI-XLIX). Последняя руна содержит народно-апокрифическую легенду о рождении чудесного ребёнка девой Марьяттой (рождение Спасителя). Вяйнямёйнен дает совет его убить, так как ему суждено превзойти могуществом финского героя, но двухнедельный младенец осыпает Вяйнямёйнена упрёками в несправедливости, и пристыженный герой, спев в последний раз дивную песнь, уезжает навеки в челноке из Финляндии, уступая место младенцу Марьятты, признанному властителю Карелии.

У других народов мира сложились свои героические эпосы: в Англии - «Беовульф» , в Испании – «Песня о моем Сиде» , в Исландии – «Старшая Эдда» , во Франции – «Песнь о Роланде» , в Якутии- «Олонхо» , на Кавказе – «нартский эпос» , в Киргизии – «Манас» , в России – «былинный эпос» и др. Несмотря на то, что героический эпос народов слагался в разной исторической обстановке, он имеет много общих черт и сходных признаков. Прежде всего это касается повторяемости тем и сюжетов, а также общности характеристик главных героев. Например: 1. Эпос часто включает в себя сюжет сотворения мира, как боги создают гармонию мира из первоначального хаоса. 2. Сюжет чудесного рождения героя и его первых юношеских подвигов. 3. Сюжет сватовства героя и его испытаний перед свадьбой. 4. Описание битвы, в которой герой показывает чудеса отваги, находчивости и мужества. 5. Прославление верности в дружбе, великодушия и чести. 6. Герои не только защищают Родину, но и высоко ценят собственную свободу и независимость.

Эпос (от греч. «слово, повествование») отражает историческое прошлое, народную жизнь.

В эпосе сталкиваются человек и общество. К эпосу относятся: сказка, басня, рассказ, очерк, поэма, повесть, роман, эпопея.

Общая черта – объективно - повествовательный характер.

Отличительная черта – жизнь предстает с разных сторон, в различные моменты. Герой эпического произведения – обобщенный образ. Как правило, у героя был прототип – конкретный человек.Эпос важнейший и единственный свидетель далекой эпохи, сохранившей народную память. Он восходит к древнейшим мифам и отражает мифологическое представление человека об окружающей действительности.Он возник в устной форме в поколении сказителей, оброс образами, сюжетами, а затем был закреплен в книжной форме. Каждый переводчик довел до нас эти произведения по своему. Т.е. эпос – результат коллективного творчества, поэтому авторства нет, кроме «Иллиады» и «Одиссеи» Гомера. В жанрах малой эпической формы (басня, сказка, рассказ, очерк) – показывается один эпизод из жизни героя.

В жанрах средней формы (повесть) – представлен целый ряд эпизодов, т.е. период жизни. Большая эпическая форма (роман, эпопея, поэма) – раскрывают жизненный путь, характер героя.

Основная тема Древнего эпоса – жизнь рода, ключевые моменты его истории.Современная эпопея – это индивидуальное творчество. Но и сейчас герой выполняет патриотический долг. Героические песни и сказания породили жанр поэму. Выдающиеся памятники героического эпоса:

I. Шумерский – «Сказание о Гильгамеше» 1800г. до н.э.

II. Индийский – «Махабхарата» 1000 лет до н.э. – битва 2х родов за господство в царстве в верхней части реки Ганг.

III. Рыцарский эпос

«Беовульф» – Англия

«Повесть о Нибелунгах» – Германия

«Песнь о моем Сиде» – Испания

«Старшая Эдда» - Исландия

«Песнь о Роланде» – Франция

«Калевала» - карело-финский эпос

Былины Владимиро-киевские и Новогородские

«Олонхо» – сказания якутского народа.

Нартский эпос Кавказских народов (доблестное племя)

«Давид Сасунский» – армянский

«Манас» – киргизский.

Народный эпос вдохновляет поэтов, художников, режиссеров, музыкантов на создание новых произведений. Американский поэт Логфелло по мотивам индийского эпоса написал «Песнь о Гайавате».

Грузинский поэт Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

Неизвестный русский сказитель» Слово о полку Игореве».

М. Лермонтов» Песнь про купца Калашникова».

Не обошли эпос стороной и композиторы. В музыке сложился эпический симфонический жанр. Например «Богатырская симфония» Бородина; Эпическая опера М.Мусоргского «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», «Князь Игорь» Бородина, оперы-былины и оперы-сказки Римского- Корсакова «Садко», «Псковитянка», « Сказание о невидимом граде Китяже».

Огромный след оставила эпическая тема в изобразительном искусстве. Всем известны картины Васнецова: « Три богатыря», «После побоища», «Витязь на распутье», «Иван- царевич» и другие.

20. Особенности православного богослужения. Три круга времени. Билет17.1

Христианское богослужение вбирает в себя 2000опыт православной и католической церкви. Церковная служба сродни театральному действу и объединяет многие искусства. Большую роль играет внутреннее убранство храма(иконы, фреска, предметы утвари), вокальная и хоровая музыка, колокольные звоны, Слово молитвы.

Все призвано служить не только эстетическому наслаждению, а и духовному преображению человека. На церковную службу влияют и национальные традиции. В центральной Африке служба сопровождается звуками тамтама, в Эфиопии она сопровождается танцем священников, в Индии в службу включен обряд принесения в дар цветов.

В православном богослужении различают три круга времени: дневной (суточный), недельный, годовой. Церковный день начинается с вечера, когда на небе восходит первая звезда, осветившая рождение Спасителя (Вифлеемская). Поэтому первое богослужение дня называют вечерней. Она состоит из чтения псалмов и гимнов, благодарящих Бога за прошедший день. Благоухание ладана символизирует молитву, которая поднимается к небесам. В древности вечеря соединялась с другими молитвами и продолжалась до утра. Отсюда ее название –всенощное бдение.

В утренние часы исполняется утреня. В храме гасят свет и читают 6 псалмов, в которых хвалят Бога.

Основой дневного богослужения является литургия. Для нее готовят хлеб и вино, имя причащают людей к вечной жизни. Во время литургии просят у бога спасения души, мира, погоды, плодородия земли.

Недельный круг посвящен святым или священным событиям. Например, пятница посвящена Кресту и событиям Голгофы, суббота –Богородице.

Православный церковный год отмечен множеством праздников. Главные –12, так называемые двунадесятые: Рождество Богородицы-21 сентября, Рождество Христово-7 января, крещение- 19 января,Воскресение Христово- пасха, Вознесение –на 40 день после Пасхи, Троица, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы.

21.Христианские праздники. Билет 4.1

Религиозные праздники отмечаются на протяжении всего года представителями всех мировых религий. Православный церковный год также отмечен множеством религиозных праздников, но главные из них – двенадцать, так называемые « двунадесятые».

Среди них: Рождество Богородицы(21 сентября); Воздвижение Креста Господня(27 сентября); Введение во храм Пресвятой Богородицы(4 декабря); Рождество Христово(7января); Крещение Господне или Богоявление (19 января);Сретение Господне(15 февраля); Благовещение(7апреля); Вход Господень в Иерусалим(за неделю до Пасхи); Воскресение Христово- Пасха; Вознесение(40 день после Пасхи); Троица(50 день после Пасхи) Преображение(19 августа) Успение Пресвятой Богородицы(28 августа).

Есть в христианском календаре и памятные дни святых.

Одним из главных праздников христианства является Пасха. Это память о жертве Иисуса Христа, о смерти его на кресте и Воскресении. Своей смертью, своей добровольной жертвой Христос искупил грехи людей и подарил им бессмертие души, вечную жизнь. Праздник Пасхи отмечается по лунному календарю, поэтому день праздника приходится на промежуток между 4 апреля и 7 мая.

На Пасху принято печь куличи и красить яйца. По преданию, Святая Мария Магдалина подарила римскому императору на Пасху крашеное яйцо со словами: «Христос воскресе!». С тех пор и повелось красить яйца и обмениваться ими, т. е. христосоваться: поздравлять друг друга и трижды обниматься.

Пасхальные торжества начинаются с крестного хода.

Крестный ход – это торжественное шествие из одного храма в другой.

Воскресение Христово дома отмечают праздничным завтраком с куличем.

Целую неделю праздник сопровождается колокольным звоном.

Образ праздника многократно использовался в изобразительном искусстве России и Западного искусства. Наиболее интересна картина И. Репина «Крестный ход на Пасху».

22.Мусульманский обряд хадж. Билет 18.1

Родина ислама город Мекка в Саудовской Аравии. Ислам возник в седьмом веке н. э. Пророк ислама –Мухаммед. Слово «ислам» переводится « покорность Богу». Сейчас ислам насчитывает 400 миллионов приверженцев. Центром ислама стал город Мекка. Он расположен на аравийском полуострове в долине. На площади у Большой мечети (молельный дом) находится главная святыня ислама Кааба-здание из серого камня в форме куба, покрытое черной парчой с вышитыми изречениями из Корана. Внутри Каабы находится святыня ислама –черный камень, который символизирует ключ от Небесного Храма. Принес его на землю Адам, изгнанный из рая. Но сначала он был белого цвета. Черным его сделали грехи человека.

Считается, что человек, увидевший рай сквозь этот камень, обязательно после смерти попадет туда. Поэтому каждый мусульманин стремится, хоть один раз в жизни, попасть в Мекку.

Через 70 дней после поста, в священный месяц Рамадан, мусульмане совершают хадж- паломничество в Мекку. Здесь нет бедных и богатых. Паломников объединяет Бог Аллах.

Хадж начинается с обряда чистоты- люди одеваются в белые одежды. Она напоминает о смирении перед Богом и о саване, в котором человек предстанет после смерти перед Аллахом. Ритуал включает переход паломников через долину Мина к горе Арафат. Здесь они слушают проповедь, молятся и бегут к ярко освещенной мечети.

На следующий день после утренней молитвы паломники снова идут в долину и бросают 7 камней в столб, который символизирует Сатану.

Затем следует обряд жертвоприношения животных, в память о готовности Авраама(Ибрагима) принести в жертву Богу своего сына. После этого они должны щедро накормить бедных и всех желающих. Многие мусульмане вместо жертвоприношения приносят денежный взнос в мечеть. Затем они возвращаются к Каабе обходят почти бегом 3 раза и медленно 4 раза вокруг нее. Это символизирует поиск воды среди холмов.

Одновременно обряд совершают около 2х миллионов человек. Сейчас Саудовская Аравия вынуждена ввести ограничения на въезд паломников, так как во время хаджа несколько лет назад в давке погибли люди. Мусульманин, совершивший хадж, получает право носить белую чалму и почетное приставку к имени-хаджи.

23.История и традиции проведения карнавальных праздников. Билет17.2

Карнавал-любимый праздник многих народов мира. Многие считают, что это слово произошло от латинского «карус навалес», что означает «потешная колесница», то есть корабль праздничных процессий. Другие ученые считают, что оно произошло от слова « карне вале»-прощай мясо и связано со временем наступающего поста в странах Западной Европы. Еще в далекие времена наши предки облачались в шкуры животных, надевали маски и танцевали провожая зиму и встречая весну.

Особенно популярны карнавалы стали в эпоху Возрождения. Во время этого торжества прекращалась деловая жизнь города.

Родиной карнавалов считается Италия. Главный герой – «король», чинно восседающий на повозке. Его окружают герои итальянской комедии масок дель арте: плут Арлекин, трус Капитан, простодушные Влюбленные, кокетливая Коломбина, Пульчинелла и другие.

Особенно прославились венецианские карнавалы. Сейчас там происходят настоящие чудеса. В конце февраля сюда съезжаются все туристы. Сотни людей в неописуемых нарядах и загадочных масках проходят по набережной Венеции.

Не менее популярен и знаменит бразильский карнавал в Рио-де-Жанейро. Ему 350 лет. 16 национальных школ самбы готовят песню, танец, шьют костюмы, создают декорации.

Праздничное шествие длится 4 дня. За эти дни жюри оцкенивает декорации, костюмы, мастерство исполнителей самбы или ламбады.

Головные уборы танцоров достигают 10 –13 кг. И их нельзя снимать до завершения карнавального шествия. Бразильский карнавал впитал индейские,португальские и негритянские традиции. В настоящее время карнавал переместился с улиц на специальные стадионы-«самбадромы», Участники поют и танцуют до изнеможения. Им запрещается сбиваться с ритма, присаживаться или прекращать пение. Жара в это время года может достигать 30 градусов жары.

Своеобразные карнавальные шествия проходят в Лас –Вегасе. В них участвуют белокурые красотки-копии Мерилин Монро, механические гиганты,кин-конги, актеры, циркачи.

В Швейцарии тоже любят карнавалы. Здесь в феврале жгут чучело Зимы и устраивают «парад ведьм»,а в марте вас встретят звуки флейт и белые привидения.

В Испании вы можете увидеть парад кукол-«фальянс», которые разыгрывают сценки из древнегреческой мифологии и жизнь современных политиков.

В Бельгии, в городе Брюгге проводятся «кошачьи карнавалы». В средние века здесь сбрасывали кошек с высоких башен, считая их воплощением нечистой силы и теперь, жители города просят у них прощения. На карнавал жители одеваются в костюмы котов и обильно угощают своих любимцев.

В России карнавалы ввел Петр I. Сейчас карнавальные шествия возобновились в Новогодние и Рождественские праздники.

24 .Особенности христианского храмового зодчества.19.2

Каждая религия представлена своим храмом, который представляет ту или иную модель мира. Ни одна цивилизация мира не обходилась без храма,имеющего культовое значение. Даже в первобытном обществе рядом с жилищами людей возводились каменные сооружения, служащие местом поклонения силам природы.

Христианские храмы возникли не сразу. Начало христианство связано с гонениями и преследованиями, поэтому верующие совершали богослужения глубоко под землей, в катакомбах. Лишь с принятием христианства как официальной веры, начнется повсеместное строительство храмов.

Основой католического храма стала базилика(от греческого-царский дом)-вытянутое здание, разделенное рядами колонн на части, т.е. нефы. Храмы строятся с запада на восток, так как там находится,по их представлению, центр Земли- Иерусалим. На Восток смотрит и полукруглый пристрой- апсида. В ней находится алтарь, священная часть здания. Алтарь разделяет земную и небесную часть храма. Внешний облик базилики прост и строг, но внутреннее убранство отличается пышностью и торжественностью. Стены украшены фресками(роспись по мокрой штукатурке),мозаикой(рисунок, собранный из разноцветных камней или цветного стекла-смальты), скульптурой, роскошными предметами для церковной службы.

В православном христианстве используется крестово-купольный тип храма, имеющий форму креста с куполом в центре. В христианских храмах нет ни одной мелочи, лишенной религиозного смысла. Само здание напоминает корабль,который несет верующих через житейские невзгоды в вечность. Очень важно количество куполов. Оно глубоко символично: один купол означает Единого бога, 3-Святую Троицу, 5- Христа и четырех Евангелистов, 7-священные таинства церкви (Крещение, Причастие и.т.д.), 13-Христос и 12 апостолов, 33- годы земной жизни Христа. Форма купола тоже имеет значение. Древняя –шлемовидная,напоминает о доблестном прошлом, о защитниках Отечества. Луковичная- символизирует пламя свечи.

Имеет значение и цвет куполов. Золотые посвящены Иисусу и главным церковным праздникам, символ небесной славы. Синие со звездами посвящены Пресвятой Богородице. Зеленые посвящаются Троице и символизируют Святой дух. Храмы, посвященные святым, увенчаны зелеными или серебряными куполами.

С XVII века на Руси начинают возводить шатровые храмы. Например церковь Вознесения в Коломенском под Москвой. Затем они будут запрещены.

Рядом с храмом строится колокольня или звонница. Познакомимся с самим храмом.

Поднимаясь по лестнице, мы войдем в притвор. Здесь раньше находились христиане, отлученные за грехи от церкви. Главная часть – алтарь. С правой стороны ризница, где хранятся священные одежды. Алтарь отделен от остальной части храма иконостасом- перегородкой с иконами. Иногда в одном храме бывает несколько алтарей- приделов, которые освящены в честь памятных событий. Храм – дом Бога,в него приходят верующие для общения с ним.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта