Главная » Дом » Кого некрасов считает счастливым. Кому на руси жить хорошо

Кого некрасов считает счастливым. Кому на руси жить хорошо

«Кому на Руси жить хорошо» - итоговое произведение Н А Не­красова, в котором поэт хотел изложить все, что он знал о народе Вот почему так органично входит в это произведение одна из главных тем некрасовского творчества - судьба русской женщины. Особенно об­стоятельно она представлена в главе «Крестьянка» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», где нарисован образ замечательной русской женщины Матрены Тимофеевны Корчагиной. Именно к ней жители окрестных деревень отсылают мужиков-странников, задумавших най­ти того, «кому живется весело, вольготно на Руси». Почему же имен­но эту женщину считают счастливой, и подтверждает ли сюжет дан­ной главы такое мнение?

Для ответа на поставленные вопросы необходимо определить ав­торскую позицию, поскольку именно в соответствии с ней выстраива­ется все повествование. Русская женщина всегда была для Некрасова воплощением национального характера, главной носительницей са­мих основ жизни народа. Вот почему так важно было в поэме о на­родной судьбе показать, каково положение в современной поэту Рос­сии русской женщины. Ведь счастье матери, жены, хранительницы домашнего очага и вечной труженицы - это и есть залог благополу­чия любого общества во все времена.

Показательно, что в поэме мы слышим не авторский голос - это рассказ самой Матрены Тимофеевны о своей судьбе. Такая форма по­зволила добиться особой искренности и достоверности изображения При этом возникает явный контраст в оценке своей жизни самой Кор­чагиной с мнением окружающих ее людей. Только удачное стечение обстоятельств привело к тому, что она и ее еще не рожденный ребе­нок не погибли, а жена губернатора удивительным образом становит­ся для них покровительницей - крестной матерью маленького Лиодорушки.

Но это счастье выстрадано всей предшествующей жизнью. В ней были тяжкие испытания: подневольная жизнь невестки в семье мужа «обиды смертные», плетка, бесконечная работа, голод и самое страш­ное - смерть ребенка. И ужасно то, что это так типично для судьбы русской крестьянки! Недаром в этой главе очень много песен фольк­лорных образов и мотивов, а в эпизоде, связанном со смертью Демушки, поэт использовал причитания (похоронные плачи) знамени­той сказительницы Ирины Федосовой. Все это позволяет прийти к общему выводу, который особенно горько звучит в устах Матрены Тимофеевны: «Ключи от счастья женского, / От нашей вольной во­люшки / Заброшены, потеряны / У Бога самого!».

И все же вопрос о счастье русской женщины не столь однозначен. Ведь многочисленные горести и беды не сломили ее стойкий дух, не подорвали внутреннюю силу и волю к жизни. Она сумела сохранить душевное тепло и красоту, не утраченную даже под гнетом тяжкого труда и забот.

В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» русский народ обрисован яркими красками, подробно рассмотрен и описан до мельчайших подробностей.

Данное произведение - откровение, пытающиеся донести все чаяния и горести русского крестьянства, надежды и страхи, ужасы и печали, в которых не смотря на всю безвыходность, люди пытаются найти лучик счастья в несправедливом, заправлямым жадными купцами и боярами мире…

В главе «Счастливые» поиски странников увенчиваются неким неоднозначным успехом. К путешественникам подходят люди их самых

Низов, считающие себя счастливыми.

Каждый из них не прочь пригубить винца и исповедаться перед мужичками.

Со всех сторон только и слышатся споры и препирания на тему счастья. У каждого оно своё, однако не лишено горькой иронии:

«Эй, счастие мужицкое!

Дырявое с заплатами,

Горбатое с мозолями…»

Их счастье и счастьем то и не назовешь!

Но в конце главы, однако, звучит рассказ о человеке счастливом, его счастье на ступень выше, благороднее, он знаменует более развитую идею представлений о настоящем счастье, которое только может быть у простого крестьянина.

Представитель счастливого крестьянского народа - простой деревенский мужик по имени Ермил Гирин. Он авторитет крестьянского мира, оказывает на него влияние, вызывает уважение многих. Его сила заключена в доверительном и дружественном отношении поддержке всем народом.

Когда дело с мельницей принимает серьёзные обороты, и вот-вот кончится для героя плохо, Ермил призывает народ помочь ему.

И вдруг, сам того не ожидая, народ оказывает поддержку, кидается на помочь обыкновенному бедному мужику, и дружно справляются с боярской несправедливостью.

Несмотря на прошлый свой нехороший поступок (выгородил от солдатской службы рекрутом своего младшего брата), Ермил пример для подражания. Он совестлив и честен до самого конца, и когда с собранных на выкуп мельницы денег остается рубль, мужик ходит и ищет бывшего обладателя денег, пытаясь вернуть ему.

И казалось бы, у Ермила есть всё что нужно простому человеку-любимое дело, уважение и почёт, разве не счастье?

Однако, за своё счастье и народную любовь мужику приходится выстрадать - он отправляется в острог, жертвуя всем былым.

Введение

Однажды Некрасова спросили: «– А каков будет конец “Кому на Руси жить хорошо”?» Поэт долгое время молчал и улыбался, что уже само по себе предвещало необычный ответ. Затем же он ответил: «– Пья-но-му!».

И действительно, в первоначальном замысле Некрасова поэмы «Кому на Руси жить хорошо» счастье героев должно было поджидать их возле их же родных деревень – Заплатова, Дыряева и т.д. Все эти деревни сообщались между собой тропинкой к кабаку, там-то странники и встречались с пьяницей, который рассказывал им о своей счастливой, хоть и беспутной жизни.

Однако во время работы над поэмой (она продолжалась около 14 лет) автор изменил свой план, исключив из нее ряд первоначальных счастливцев и добавив взамен другие образы. Поэтому в окончательном варианте «Кому на Руси жить хорошо» понимание счастья уже совершенно иное, и воплощено оно в образе «народного заступника», Гриши Добросклонова. Для того, чтобы понять, каким же видел поэт народное счастье, рассмотрим образы счастливых в поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова и проанализируем, почему никто из них не смог убедить странствующих мужиков в том, что он и правда счастлив.

Образы счастливых в первоначальном замысле

Сюжет поэмы строится вокруг путешествия семи крестьян, решивших узнать, «Кому живется весело, вольготно на Руси». Они дают клятву не оставлять своих поисков до тех пор, пока не найдут подлинного счастливца, и выдвигают свои предположения по поводу того, кто же это может быть: помещик, чиновник, поп, «толстопузый купчина», боярин, министр государев или же сам царь. Выходит, что тема счастья в поэме является основополагающей, связующей различные части произведения между собой.

Первый, кто встречается на пути у крестьян – это поп. По мнению Луки, священнику живется замечательно:

«Жена попова толстая,
Попова дочка белая,
Попова лошадь жирная…»

Услышав вопрос мужиков, он ненадолго задумывается, а затем отвечает, что ему грех ропать на Бога. Поэтому он просто расскажет странникам о своей жизни, а они уже сами решат, счастлив ли поп. В понимании священника счастье заключается в трех вещах – покое, богатстве и почете. Заметим, что крестьяне соглашаются с этим утверждением, т.е. их понятие счастья на данном этапе поэмы чисто утилитарное и заключается в основном в «жирной каше» – так иносказательно обозначается сытая жизнь. Но ни покоя, ни богатства, ни почета у попа нет: его ремесло требует от него всех душевных сил, а оплачивается скудными медяками и, зачастую, насмешками паствы.

Счастье помещика, чья жизнь представлялась большинству крестьян сказочной, тоже очень условно. Была когда-то привольная жизнь на Руси, – так считает помещик Оболт-Оболдуев, – когда все вокруг принадлежало помещику, и он имел право вершить суд на свой вкус, с помощью кулака. Тогда он мог ничего не делать, занимаясь только псовой охотой (любимым барским развлечением) и приемом подарков от крестьян. Теперь же у помещика отобрали и крестьян, и земли, а в лесах, где раньше лаяли гончие, раздается стук топора. Прежняя Русь навсегда исчезла, и вместе с ней развеялось счастье помещиков.

Не нажил счастья и еще один облеченный властью герой, появляющийся в поэме – бургомистр Ермил. У него-то как раз были и деньги, и власть и даже почет народа, полюбившего его за правду. Но случился крестьянский бунт, Ермил заступился за своих подопечных и нынче «сидит в остроге».

Получается, что счастье не зависит от богатства и всеобщего уважения, оно кроется в чем-то ином. Вполне раскрыв эту идею на примере помещика и попа, Некрасов решает отступить от своего плана, и мужики идут искать счастья в другое место, о котором в зачине поэмы не шло даже речи.

Счастье простого народа

Посреди шумной ярмарки в селе Кузьминское толпится народ: странники выставили ведро водки и пообещали щедро угостить того, кто сумеет рассказать о своем счастье. Желание выпить даром велико, и люди наперебой хвалятся своей жизнью. Так перед читателем раскрывается крестьянское счастье, «дырявое, горбатое и с заплатами». Вот дьячок, который рад тому, что ему ничего не нужно, ведь его счастье в «благодушестве», так, по крайней мере, утверждает он сам. Но это утверждение лживо – на самом деле дьяк мечтает получить «косушечку». В его образе Некрасов высмеивает тех, кто хотел отгородиться от жизненных проблем иллюзорным, а не настоящим счастьем, воспевая «прекрасный» мир и закрывая глаза на чужое горе.

Другие же рассказы о счастье способны вызвать у читателя только слезы или же горький смех. Таковы истории «счастливых» силача, охотника на медведей и солдата, которые рады тому, что, как ни била их судьба, а все же они смогли остаться в живых. А рябая и одноглазая старуха, простодушно радующаяся тому, что у нее уродилась большая репа, показывает всю глубину крестьянской нищеты.
Очень быстро странствующие мужики понимают, что счастье крестьян – это простая иллюзия, свидетельствующая исключительно о долготерпении народа. И здесь в поэме отчетливо слышится упрек Некрасова простому народу: ведь если бы не это долготерпение, давно бы уже восстала Русь, давно бы она уже начала строить подлинную счастливую жизнь

Женское счастье

В череде «счастливых героев», встреченных мужиками на своем пути, выделяется образ Матрены Тимофеевны, знакомящий читателя со всеми тяготами жизни крестьянской женщины в те времена. Чего только не пережила эта женщина, до сих пор статная и красивая, на своем веку! Постоянный тяжелый труд, насмешки со стороны семьи, голод, долгое отсутствие мужа, бывшего то на заработках, то в солдатах – все это было для крестьянки нормой. Матрене же, кроме этого, довелось потерять своего первенца, Демушку, да и остальных детей ей, чтобы их сберечь, приходилось отправлять побираться. Нет на Руси женского счастья, – так заканчивает Матрена свой рассказ, – и даже сам Бог не сможет отыскать от него ключи.

Матрена Тимофеевна является достаточно типичным образом для Некрасова, всю жизнь развивавшего в своем творчестве тему обездоленности крестьянки, – даже свою музу он называл сестрой униженной, высеченной на площади женщины. Отметим, однако, что даже в главном произведении своей жизни он не дает ответа на вопрос – где же искать женское счастье? Разрешить эту проблему поэт предоставил грядущим поколениям.

«Народный заступник»

В конце поэмы появляется образ одного из тех людей, которые, как считает Некрасов, смогут построить счастье народа – это образ Гриши Добросклонова.

Бедный семинарист, он с ранних лет полюбил свой край, Вахалчину, горячей и искренней любовью, которая сливается у него с любовью к родной матери. Гриша изучает жизнь простых людей, интересуется народными песнями и мечтает о том времени, когда все на Руси заживут счастливо. Он – первый герой в поэме «Кому на Руси жить хорошо», которого не заботит личное счастье. Счастье Гриши неотделимо от счастья всей страны, которое наступит еще нескоро. Да и будущая судьба готовит ему далеко не легкую жизнь, «чахотку и Сибирь». И то, что именно этого персонажа Некрасов называет по-настоящему счастливым человеком, после встречи с которым странники могут с легким сердцем отправляться по домам, многое говорит о его понимании счастья. Причем понимание это существенно отличается от той установки, с которой пускаются в путь странники, поэтому неудивительно, что они не встречаются с искомым – они ищут не там, и пока что не смогут понять, кто перед ними. Только в «воплощении счастья народного» каждый человек может найти свое подлинное счастье, которое никто не сможет разрушить – вот какая идея заложена автором в поэме, и эту идею на пути к счастливому будущему предстоит осознать каждому.

Тест по произведению

В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» семь странников-крестьян ищут на Руси счастливого. Поэт писал эту поэму несколько десятилетий, так и не завершил её. Странники не встретили счастливого и поэма осталась с открытым финалом. Но можно ли кого-то из героев произведения назвать счастливым? Что нужно для счастья, с точки зрения героев и самого поэта?

В поэме показано кризисное состояние русского мира. Во-первых, это нищета и голод. Вспомним названия деревень, из которых пришли странники: Дырявино, Заплатово, Неурожайка… Во-вторых, после отмены крепостного права «порвалась цепь великая», и ударила «одним концом по барину, другим по мужику»: никто не знает, как обустроить свою жизнь, на какую систему ценностей опереться.

Именно поэтому многие герои поэмы несчастливы – даже те, кто этого достоин. Например, Савелий, который был «богатырем святорусским» сильным, упорным, отбыл каторгу, просмотрел, как свинья погубила правнука Демушку, и долго отмаливал свой грех и т.п. Утрачены на Руси и «ключи от счастья женского». Матрена Тимофеевна, крестьянка, которая была доброй, хорошей женой, прекрасной матерью, из-за всех забот, возложенных на ее плечи по дому, по хозяйству, из-за голодной жизни, отсутствия опоры была лишена счастья.

Но и у тех, кто чувствует себя счастливым, представления о счастье часто убогие. Странники в поисках счастливого человека обошли всю Русь. Некрасов использует прием «поэтического многоголосия», словно «предоставляя слово» самим русским людям. Как выяснилось, для одних счастье заключается в покое, богатстве и чести, у других в возможности залить водкой свою «счастливую» жизнь. В главе «Счастливые» мы видим как за возможность «хлебнуть вина бесплатного» люди меряются счастьем, если это можно назвать таковым. У кого-то уродилось реп до тысячи, кто-то видит счастье в признании хозяев: «Я счастлив, видит бог! У первого боярина, у князя Переметьева, я был любимый раб.» Счастье помещика это праздная жизнь, пиры, охота, власть над людьми. Автор пишет: «Эй, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами, горбатое с мозолями…» Это примитивное представление о счастье, о котором говорил каждый «счастливый», истинного счастья ни одному из них не приносит.

Обладателем истинного счастья в поэме является Гриша Добросклонов. Несмотря на жизнь «беднее захудалого последнего крестьянина» и тяжелую каждодневную работу в нем есть стремление к духовному развитию. В нем есть тяга к прекрасному, к творчеству, к мечтаниям. Гриша – поэт, он сочиняет песни о России, о народе, и готовится посвятить себя борьбе за счастье народное. Это то, что отличает его от других героев этой поэмы. Но странники так и не встретились с Гришей и не нашли счастливого.

«Кому на Руси жить хорошо?» — это эпическая поэма. В ней благодаря образу дороги и сюжету-путешествию возникает панорамная картина русской жизни, картина народного горя, разлада и пр. По-настоящему счастливых людей не может быть, если жизнь в целом устроена неразумно, находится в состоянии кризиса. Но в целом поэма не носит трагического характера, поскольку, по мнению автора, в русской жизни все равно сохраняются здоровые и крепкие начала, надо дать им только возможность созреть и проявиться.

Таким образом, Н. Некрасов считает, что счастье заключается в постоянном движении, развитии, творчестве. Это то, что наделяет смыслом жизнь человека. Именно поэтому счастливым в поэме становится Гриша Добросклонов.

Разделы: История и обществознание , Литература

Тип занятия : Повторение, обобщение и систематизация изученного материала.

Методы обучения: Проблемный метод, дискуссия, синквейн.

Время: 90 мин.

Средства : мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация, карты оценивания работы студентов на занятии.

Цели урока:

1. Цель обучения:

  • показать, как писатель изображает осознание понятия “счастья” человеком;
  • создать проблемную ситуацию и помочь обучающимся сформировать свое мнение о счастье, его значении для героев поэмы;
  • через собственные ценностные ориентиры, собственное мировоззрение сформулировать понятие счастье и выяснить авторскую позицию в поэме.

2. Цель развития

  • способствовать формированию компетенций устойчивого стремления к самосовершенствованию;
  • развитие социально-коммуникативных компетенций через речевую и мыслительную деятельность;
  • развитие умения вести дискуссию;
  • развитие готовности к оценочной деятельности, умения давать аргументированную оценку различных взглядов и позиций;
  • продолжить формирование навыков работы в группе;
  • способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстаивать собственную точку зрения;
  • систематизировать и обобщать знания обучающихся в разных учебных дисциплинах;
  • вырабатывать навыки интегрированного подхода к изучению различных тем.

3. Цель воспитания:

Студент должен

  • содержание поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”;
  • характеристику основных образов-персонажей поэмы “Кому на Руси жить хорошо”;
  • основные понятия, относящиеся к разделу “Духовная сфера”.
  • составлять “синквейн”;
  • соотносить фактический материал с анализируемой проблемой;
  • получать и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать полученные данные;
  • грамотно и лаконично излагать свою точку зрения;
  • вступать в диалог с другими участниками дискуссии.

Междисциплинарные связи: “История”, “Искусство”.

Ход занятия

Элементы занятия Содержание занятия, методы проведения Время Средства обучения
1. Организационный момент 1. Приветствие.

2. Проверка готовности студентов к началу занятий, проверка отсутствующих.

3 мин.
2. Актуализация Фронтальная беседа. 5 мин.
3. Мотивация учебной деятельности 1. Формулирование темы занятия.

2. Составление синквейна.

3. Формирование целевого пространства.

4. Знакомство с планом урока.

12 мин.
4. Основная часть 1. Обсуждение опережающего задания.

2. Дискуссия по предложенным вопросам (работа в группах, индивидуальная работа).

3. Составление синквейна.

50 мин. Мультимедийный проектор, презентация
5. Рефлексия 1. Проверка достижения целей.

2. Самооценка работы студентов на занятии по предложенной таблице.

10 мин. Оценочная таблица.
6. Подведение итогов занятия Экспертная оценка работы студентов. 7 мин. Карта оценивания.
7. Домашнее задание Написать эссе на тему “Почему человек бывает счастлив?” 3 мин. Мультимедийный проектор, презентация

Ход занятия

1. Организационный момент.

Приветствие студентов, проверка их готовности к началу занятий, проверка отсутствующих (проговорить, что занятие интегрированное, проводится преподавателями литературы и обществознания).

2. Актуализация (СЛАЙД №1).

Преподаватель литературы: Перед тем, как мы с вами начнем разговор по теме сегодняшнего занятия, я предлагаю вам послушать короткую притчу:

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
- Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Счастье, как кусочек глины в руках человека - понятие многостороннее, у каждого оно индивидуальное и каждый воспринимает его по-своему. Испокон веков люди искали устойчивое, подходящее для каждого человека определение “счастья”. Мы сегодня тоже попробуем его найти вместе с героями поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, понять и осмыслить данную категорию нам сегодня предстоит на примере этой поэмы.

Два студента будут “экспертами” и по карте, в которой содержатся критерии, оценят работу всех студентов на занятии.

3. Мотивация учебной деятельности.

Преподаватель литературы: Итак, основная тема поэмы – поиски счастья, счастливого человека. Почему люди хотят быть счастливыми? (Предполагаемый ответ). Исходя из этого, как можно сформулировать тему сегодняшнего занятия? “Проблема счастья (на примере поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”)”. Откройте, пожалуйста, свои тетради, отметьте дату и запишите тему (СЛАЙД №2) .

Преподаватель обществознания: Исходя из темы занятия, скажите, какие знания из раздела “Духовные сферы” по дисциплине “Обществознание” нам могут помочь в решении этой проблемы?

После обсуждения (СЛАЙД №3) с ответами (термины – СВОБОДА, КУЛЬТУРА, УНИВЕРСАЛЬНАЯ ФОРМА КУЛЬТУРЫ).

Преподаватель обществознания: У всех у вас уже достаточно жизненного опыта для того, чтобы иметь собственное представление о СЧАСТЬЕ. Давайте попробуем “уложить” его в простую формулу. Для этого составьте синквейн к этому слову (СЧАСТЬЕ) (СЛАЙД №4) .

Правила синквейна (3 минуты) :

  • первая строка – основное слово (СЧАСТЬЕ);
  • вторая строка – 2 определения к нему;
  • третья строка – 3 глагола к нему;
  • четвертая строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение к этому слову;
  • пятая строка – метафора к основному слову (вывод-ассоциация), выражающая его суть, обычно – одно слово).

Проверка задания (3 минуты, затем общее обсуждение, карточки на доску).

Преподаватель литературы: Гюстав Флобер, французский писатель, и вовсе утверждал: “Счастье – выдумка, искание его – причина всех бедствий в жизни”. Может он прав? Ведь сколько хлопот, забот и волнений принесли поиски счастья героям поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Каково же мнение автора поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, написанной в во второй половине 19 века и отличается ли оно то современного и предстоит выяснить сегодня на занятии.

4. Основная часть.

Преподаватель литературы: Сколько людей, столько и мнений. Раз нельзя дать определение, тогда надо найти счастье или счастливого человека. Герои Н.А.Некрасова тоже отправились искать счастья, счастливого человека.

Итак, поистине ответ на вопрос - кто счастлив?- ставит странников перед решением других вопросов: что такое счастье? Как счастья добиться?

Автор показывает нам два типа счастья: мужицкое и барское. Мужицкое счастье “дырявое с заплатами, горбатое с мозолями”. А барское счастье радикально отличается от мужицкого: для помещиков, купцов, дворян - людей высшего света - счастье состоит из почета, богатства, покоя .

Преподаватель обществознания: Какой обществоведческий термин раскрывается в данном отрывке?

После обсуждения (СЛАЙД №5) с ответами (термин – СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС).

Преподаватель литературы:

Почему только Гриша Добросклонов признан Некрасовым настоящим народным заступником и человеком счастливым?

Каков смысл позиции автора, считающего Григория тем счастливым, которого искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает Некрасов? Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, Добросклонов - борец за крестьянские интересы, за всех “обиженных” и “униженных”. Он хочет быть первым там, “где трудно дышится, где горе слышится”. Ему не нужно богатство и чужды заботы о личном благополучии. Некрасовский революционер готовится отдать свою жизнь за то, “чтоб... каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!”

Вывод: Он - герой своего времени, которому присущи лучшие черты самого поэта и его окружения. Он пишет и поет песни о любви к родине и народу, с детства готовит себя к подвигу на благо угнетенных, ведя аскетический образ жизни. Быть полезным людям - главная идейная позиция героя (записать в тетради). Поэтому автор считает его тем "счастливым", "кому на Руси жить хорошо". (СЛАЙД №6).

Преподаватель обществознания: К какому виду и стилю относится данное произведение? Перечислите изученные направления.

После обсуждения (СЛАЙД №7) с ответами (вид – литература , стиль – реализм ).

Преподаватель литературы: Менялось ли понимание счастья у 7 странников на протяжении поэмы? Если “да”, то каким образом это происходило? К чему пришли в финале? (СЛАЙД №8)

Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошёной волости,
Избыткова села!..

Как вы думаете, почему именно 7 мужиков отправились счастье искать? (Символичность – число 7 считается счастливым).

Итак, для того, чтобы повести наш разговор дальше предлагаем обсудить основные проблемы поэмы в форме дискуссии. Для этого мы предварительно разделились на две группы, по принципу выполнения домашнего задания: подбиравшие цитаты, свидетельствующие о том, что “счастье” - это личное, индивидуальное, – это “адвокаты”, а выписывавшие высказывания о том, что “счастье” в общественной жизни человека, в умении жить для других – “прокуроры”.

Напоминаю правила для участников (СЛАЙД №9):

1. Здесь нет наблюдающих, каждый – активный участник разговора.

2. Неуместные шутки запрещаются!

3. Острое, меткое слово приветствуется!

4. Говори, что думаешь – думай, что говоришь.

5. Будь тактичным, искренним, взаимовежливым и принципиальным.

6. Поднятая рука – прошу слова.

Итак, раз уж у нас сегодня присутствуют “адвокаты” и “прокуроры”, то сначала определимся с обстоятельствами нашего “дела”.

4.1 Дискуссия

4.1.1 Анализ начала поэмы.

Преподаватель литературы:

А кто в поэме сам объявляет себя счастливым?

(После того, как будут перечислены претенденты, таблицы раздать в группы).

Вот эти претенденты на звание “счастливого”.

Герой В чем смысл счастья?
Крестьяне-правдоискатели. “Непотрошеной волости,
Непоротой губернии,
Избыткова села”.

(мир, достаток, спокойствие.)

Поп. “Покой, богатство, честь”.
“Дьячок уволенный, тощой, как спичка серная...” “Коль обогреет солнышко,
Да пропущу косушечку,
Так вот и счастлив я!”
“Старуха старая, рябая, одноглазая...” “счастлива она...
Родилось реп до тысячи, на небольшой гряде...”
“Солдат с медалями, чуть жив...” “В двадцати сражениях, я был, а не убит.
В мирное время, ходил ни сыт, ни голоден.
А смерти не дался. Нещадно бит я палками,
А хоть пощупай – жив”.
Каменотес. “Плечистый, молодой”. “Коли проснусь до солнышка,
Да разогнусь о полночи,
Так гору сокрушу!”
Лакей князя Переметьева. “За стулом у светлейшего
У князя Переметьева я сорок лет стоял,
С французским лучшим трюфелем
Тарелки я лизал.
Напитки иностранные
Из рюмок допивал”.
Ермил Гирин. “Имел он все для счастья: и деньги, и почет...
Почет завидный, истинный, не купленный.
Ни деньгами, ни страхами: строгой правдою, умом и добротой”
Матрёна Тимофеевна Корчагина. “Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!”
Григорий Добросклонов. “И скоро в сердце мальчика
С любовью к бедной матери
Любовь ко всей вахлачине
Слилась – и лет пятнадцати
Григорий твёрдо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и тёмного родного уголка”.

Преподаватель литературы:

Сами себя объявляют счастливыми как раз те, кого странники и не вспомнили, когда спорили, кому лучше всех живётся на Руси: рябая, одноглазая старуха - крестьянка, солдат с медалями, каменотёс и другие люди из народа. У этих и в помине нет покоя, богатства и чести.

Из-за чего радуется старуха?

Старуха не нарадуется на уродившуюся репу.

Солдат счастлив, что не убит в двадцати сражениях, не умер под палками.

Каменотёс доволен тем, что справляется с тяжёлой работой.

Каждый из них по-своему прав, потому что в данный момент им действительно хорошо. Но такое счастье недолговечно. Урожай репы будет съеден, солдат в любую минуту может погибнуть или стать инвалидом. Понимая это, странники прогоняют тех, кто рассказал им о своём убогом счастье.

Преподаватель литературы (СЛАЙД №10):

1. В поэме указаны 2 возможные дороги к счастью:

  • дорога, по которой “громадная, к соблазну жадная идёт толпа”;
  • другая - тесная, дорога “честная” - это путь славного заступника, борца за народное счастье.

2. В чем смысл и особенность каждой дороги?

Преподаватель обществознания: Назовите два вида, составляющих культуру.

После обсуждения (СЛАЙД №11) с ответами (1 – ДУХОВНАЯ, 2 - МАТЕРИАЛЬНАЯ).

Вопросы для дискуссии:

  1. Преподаватель литературы: Как в поэме раскрывается мысль о том, счастье заключается в личном, индивидуальном?
  2. В чем проявляется мораль?
  3. Преподаватель литературы: Как в поэме раскрывается мысль о том, счастье заключается в социальном, общественном?
  4. Преподаватель обществознания: В чем проявляется мораль?

Вопросы для фронтальной беседы:

Преподаватель литературы:

  1. Кого же на самом деле Некрасов считает счастливым на Руси?
  2. Почему песенками Гриши Добросклонова заканчивается поэма?
  3. А что такое счастье для современного человека?

Преподаватель литературы: Итак, на Руси жить хорошо не тому, кто счастье понимает как “покой, богатство, честь”.

Не может быть счастлив человек среди всеобщего горя. И я хочу еще раз обратить ваше внимание на последнюю главу “Пир на весь мир”. Сколько там замечательных строк, о жизни, об истинных и ложных путях в ней, о выборе жизненного пути, о долге, о назначении и счастье человека.

Семь странников отправились в путь за счастьем. Хотя за счастьем и ходить никуда не надо, потому что человек способен сам его сотворить, например, сделав доброе дело. Ведь счастье- это прежде всего состояние души, поэтому добрый, отзывчивый человек всегда счастливее злого, корыстного.

И все-таки люди будут искать счастье, для себя или для других, это не имеет значения, потому что, если хоть раз почувствовал себя счастливым, хочется, чтобы эти счастливые минуты или часы никогда не кончались.

Преподаватель обществознания: Какие культурные ценности в современном обществе вы бы выделили и почему? Назовите 5, на ваш взгляд, основных. (Задание для выполнения в группах, 2-3 минуты на выполнение).

4.2.1 Синквейн (СЛАЙД №12)

Преподаватель обществознания: Поменялось ли ваше понятие о том, что такое “счастье”, по прочтении поэмы Н.А.Некрасова?

Вернемся к началу нашего занятия. Как бы вы теперь составили синквейн к слову “счастье”? (3 минуты, обсуждение результатов, сопоставление с синквейнами, составленными в начале занятия).

Работа “экспертов”.

Преподаватель обществознания: А теперь “эксперты” подведут итоги нашего сегодняшнего занятия, а мы подведем итоги нашей беседы.

Рефлексия.

Преподаватель литературы:

1. Каким представляется счастье героям – путешественникам? (Разным).

Преподаватель обществознания: С каким обществоведческим понятием просматривается связь главного рассматриваемого вопроса “счастье” и почему?

Вывод: Сегодня мы рассмотрели понятие “счастье” и то, как его понимают герои Некрасова и сам автор.

(СЛАЙД №13)

Преподаватель обществознания: А теперь заполните таблицу, в которой охарактеризуйте свое участие в занятии.

Обсуждение результатов самооценки студентов.

5. Подведение итогов.

Преподаватель обществознания: Спасибо всем за активное участие в обсуждении данной темы. Приятно отметить, что многие из вас достаточно аргументированно, обоснованно, соблюдая все правила этикета по ведению дискуссии, могут доказывать свою точку зрения.

6. Задание на дом (СЛАЙД №14):

  • Написать эссе “Почему человек бывает счастлив?”

Преподаватель литературы: (СЛАЙД №15) Сегодняшнее занятие хотелось бы закончить необычно: счастье – как подарок жизни, желанный и долгожданный, но скрывающий содержимое от посторонних глаз под оберткой. Сейчас каждый из вас получит такой “подарок”. Напишите на нем или нарисуйте то, чем, по вашему мнению, является счастье. Начните так “Счастье – это...”

Учащиеся получают фигурки бумажных подарков и записывают на них или зарисовывают то, что, по их мнению, олицетворяет счастье: “Счастье – это когда тебя понимают”, “Счастье – это чувствовать поддержку друзей” и т.д.

Затем учащиеся прикрепляют все подарки на доску вокруг слова “СЧАСТЬЕ”, преподаватель еще раз подводит итог занятия: подарки как символы и олицетворение разного понимания счастья.

Критерии оценки работы студентов на занятии

Ф.И. студента Духовные сферы Состав-
ление синквейна
Термин “Социальный статус” Образ Гриши Добро-
склонова
Понятия “направ-
ление” и “стиль”
Подго-
товка дом. задания




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта