Главная » Звезды » Котильоны XVIII – XIX в. Котильон Война в мирное время

Котильоны XVIII – XIX в. Котильон Война в мирное время

[франц. Cotillon – букв. «нижняя юбка»]

Французский бальный танец XVIII-XIX веков. Музыкальный размер и темп переменные. Первоначально состоял из одной фигуры. К началу XIX столетия превратился в большой танец, состоящий из нескольких танцевальных частей. К примеру, в Котильон могут входить фигуры , и любых других танцев, а также бальные игры.

Ах, эти балы XIX века! С каждым последующим номером бальной программы атмосфера праздника постепенно меняется, двигаясь от церемониальной торжественности к свободной танцевальной игре. В конец бала предусмотрительно ставится самая большая игра – танец Котильон. Он представляет собой действие шаловливое и непринуждённое. Даже название у него по-французски пикантное. Он назван так из-за присутствия фигур, позволяющих дамам похвастаться вторым слоем юбок, не менее украшенным, чем первый [франц. Cotillon – букв. «нижняя юбка»].

Котильон представляет, безусловно, наиболее веселую и оживленную часть бала. Своим разнообразием он делает танцы неутомительными, оживлет непредвиденными комбинациями. Посредством розыгрышей он ставит иногда кавалера в тупик каким-нибудь неожиданным разочарованием или обманом.

В Котильоне раздают различные ордена и всевозможные сюрпризы, которые остаются у гостей, как воспоминание. На вещицах обычно обозначают дату и имя, кем она была поднесена. Таким образом, эти мелкие сюрпризы служат воспоминанием о приятно проведённом времени.

В XIX веке Котильон был любимейшим из бальных танцев. Он давал танцующим много предлогов для разговоров, для ухаживаний и даже для объяснения в любви. Многие и ездили на бал только для того, чтобы любезно пообщаться в Котильоне.

Особую прелесть Котильона составляло то, что не нужно было делать официальное приглашение на танец. Большинство фигур выдумывалось с целью соединить кавалеров и дам в пары совершенно случайным и неожиданным образом. Наподобие такого:

«Одна форма Котильона состоит из выбора дам, которые раздают подарки кавалерам, как-то: ордена, хлопушки, шапки, маски и проч.; все эти предметы раскладываются на столе или же красиво накалываются на подушку. Способ раздачи различный; он должен быть прав и элегантен; например, дам просят в один конец зала, а кавалеров – в другой, распорядитель выбирает шесть дам и шесть кавалеров, которых просят к столу, где расположены сюрпризы. Дамы выбирают мужские, а кавалеры дамские ордена и сюрпризы, и каждый даёт тому лицу, с которым желал бы танцевать. Таким образом все пары танцуют по очереди пока все получат по сюрпризу».

Тихомиров А. Д. «Самоучитель модных бальных и характерных танцев», М., 1901, с.119.

Примеры туров и фигур Котильона:

БЕСЕДКА

Фигура Котильона. Четыре пары выходят на середину зала и, взявшись за руки, образуют круг лицом вовне. Следующие четыре пары образуют внешний круг лицом вовнутрь. Кавалеры первого и второго кругов, стоящие визави, подают друг другу руки и образуют «беседку». Дамы визави из первого и второго кругов берутся за руки и бегут влево по кругу. По сигналу распорядителя кавалеры опускают руки и дамы останавливаются. Вновь составленные пары продолжают дальнейший танец.

БИТВА ЦВЕТОВ

Фигура Котильона. Через середину зала протягивается занавес из тонкой папиросной бумаги. Кавалеры выстраиваются по одну сторону занавеса, дамы – по другую сторону. По сигналу дирижёра начинается «битва», которая заключается в том, что участники танца перебрасывают друг в друга букетики цветов через занавес. Сильно бросать можно только, пока цел занавес.

ВЕНКИ

Тур Котильона. Дамы получают разноцветные венки с золотистыми цветами, а кавалеры – жезлы. Кавалеры становятся в ряд напротив дам. По знаку дирижёра дамы бросают венки в кавалеров, а те стараются поймать венки избранных ими дам. Пары составляются по одинаковому цвету венка и жезла.

ВОЕННЫЙ ТУР

Тур Котильона. Дамы получают бомбы-хлопушки, а кавалеры – флаги. Те и другие становятся на расстоянии около двух метров друг от друга. По команде дирижёра начинается «война». Взяв в левую руку конец нитки, прикреплённой к бомбе, дамы правой рукой бросают свои бомбы в избранного кавалера. Бомбы разрываются над головами и обсыпают танцующих конфетти. Но вот «военная хитрость» – дама танцует не с тем, кого обсыпала конфетти, а с кавалером, у которого на флаге тот же значок, что у неё на бомбочке.

ВОЙНА В МИРНОЕ ВРЕМЯ

Тур Котильона. Дирижёр раздаёт всем участникам снежки, наполненные мелко изрезанной бумагой и различными сюрпризами: шапками, куклами, китайскими фигурами и т. п. Дамы становятся по одну сторону зала, кавалеры по другую. По команде дирижёра начинается «война»: дамы бросают снежки в кавалеров, а кавалеры в дам. Снежки лопаются, рассыпаются, из середины выпадают сюрпризы. В конце концов, заключается мир, дамы и кавалеры берут свои сюрпризы, распределяются по парам и начинают танцевать.

ЖЕЗЛ С ЛЕНТАМИ

Тур Котильона. В середину зала вносится жезл с лентами. Концы лент с прикреплёнными к ним кольцами свободно свисают вниз. Противоположные концы лент, также с кольцами, спрятаны – видны только кольца. Кавалеры берутся за нижние кольца. Дамы берут верхние кольца и вытягивают их. Дамы заранее не могут знать, с кем им предстоит танцевать, так как пары составляются по одинаковому цвету лент.

ЖЕЗЛЫС ЛЕНТАМИ

Тур Котильона. Два жезла с разноцветными лентами вносятся в два конца зала. Дамы выбирают ленты на своём жезле, кавалеры – на своём. Те и другие, танцуя, приближаются к середине зала, где и составляются пары, согласно одинаковых цветов лент.

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ ТУР

Тур Котильона. Дамы получают красивые бумажные ленты и надевают их через плечо. Кавалеров же дирижёр приглашает в другую комнату, где им раздаются головные уборы разных народов: французские кепи, русские картузы, турецкие чалмы, мексиканские сомбреро и т. д. По приглашению дирижёра кавалеры с шумом входят в бальный зал и направляются к дамам, разговаривая каждый на «своём» наречии. Должно получиться полное смешение языков. После таких интересных разговоров, кавалеры выбирают себе дам по национальным картинкам на их лентах и танцуют с ними.

ИСПАНСКИЙ ТУР

Тур Котильона. Дирижёр приглашает дам исполнить Шен по одну сторону зала, а кавалеров – по другую. Затем дамам раздаются тамбурины, а кавалерам вручаются кастаньеты. Составляются пары по одинаковым значкам на инструментах и все танцуют Падеспань, Венгерку или Бальный Чардаш. Во время танца, при помощи полученных инструментов, отбивается такт.

ИСПЫТАНИЕ СЕРДЦА

Тур Котильона. Для этого тура готовятся конверты в виде большого сердца. В каждый из них вкладывается по два маленьких сердца синего цвета. Конверты раздаются дамам, которые выбирают себе по два кавалера и приглашают их взять свои сердца. Потом дама ведёт кавалеров в середину зала, где находится «Кладезь познания добра и зла». Кладезь представляет собой изящную вазу с водой, подкисленной уксусом. Каждый кавалер опускает взятое им сердце в воду. Одно из сердец краснеет, а другое каким было. Тот кавалер, у кого сердце покраснело, танцует с дамой, а другой отправляется на своё место.

КАРНАВАЛ

Тур Котильона. Перед самым окончанием бала дамам раздаются конфетти в больших трубках, а кавалерам небольшие звонкие трещотки. Под звуки заключительного марша начинается всеобщее движение по залу: кавалеры вращают трещотки, дамы обсыпают их конфетти, и всякий танцует, кто с кем пожелает.

КОНФЕТТИ И СЕРПАНТИН

Фигура Котильона. Неожиданно в середине какого-нибудь тура дирижёр бросает через зал первую ленту серпантина. Тут же вступают в «бой» остальные участники танца. Они осыпают друг друга конфетти и серпантином до тех пор, пока не кончатся «боеприпасы». Чем больше «стрельбы», тем веселее и оживлённее будет танец.

КОНЦЕРТ ЛЯГУШЕК

Тур Котильона. На середине зала расстилается большой лист зелёной бумаги, изображающий пруд. Несколько кавалеров надевают на себя сплошные маски, изображающие лягушечьи головы. Они садятся в «пруд» и начинают квакать изо всех сил. Чтобы прекратить этот ужасный концерт к «пруду» приближаются дамы с удочками в руках. Им необходимо крючком на конце удочки зацепить кавалера за воротник, вытянуть его и, затем, протанцевать тур танца. Только после этого кавалер снимает с себя «лягушечью голову» и дама, наконец, узнаёт, с кем она танцевала.

ЛАУН-ТЕННИС

Тур Котильона. Дамам раздают миниатюрные цветные мячики и лаун-теннис веера. Кавалеры становятся по возможности дальше. По знаку дирижёра дамы отбивают мячики в сторону кавалеров. Тот, кто успеет поймать мячик, ловит даму с веером того же цвета. Далее они танцуют в паре.

ЛОВЛЯ ПЛАТКОВ

Тур Котильона. Четыре пары делают один тур Вальса или Мазурки вокруг зала и останавливаются на середине. Кавалеры встают спиною к центру, заключая внутри круга своих дам. Дамы держат в руках приготовленные разноцветные платки. Затем кавалеры начинают вращать круг в левую сторону, а дамы подкидывают платки кверху. Кавалер наудачу ловят платки и таким образом составляются новые пары.

МУФТА

Тур Котильона. Дирижёр держит в руках очень красивую большую муфту. С одной стороны подходят дамы, с другой стороны – кавалеры, и берут друг друга за руки внутри муфты, не зная, кто с кем. Когда муфта раскрывается, становится ясно, кто с кем танцует. Дирижёр может вложить свою руку со стороны дам. Тогда кавалер, выбравший его руку, не участвует в этом туре.

ОРДЕНА

Тур Котильона. Дамы встают в большой круг. Им предлагают на выбор знаки отличия. Для этого на красивой бархатной подушке в круг вносятся различные котильонные ордена, звёзды, крестики и медали. Выбранными знаками дамы награждают тех кавалеров, с которыми они хотят танцевать. Этот тур вызывает ажиотаж и забавное любопытство танцующих.

ОХОТА НА КАВАЛЕРОВ

Тур Котильона. Кавалеры образуют большой круг и становятся спиной к дамам, которые находятся внутри круга. У дам в руках цветные шарфы и колпаки. Шарфы дамы надевают через плечо, а колпаки держат в правой руке. По сигналу дирижёра кавалеры быстро вертятся вправо или влево, а дамы надевают бумажные колпаки на тех кавалеров, с кем они желают танцевать.

ОЧКИ И ЛОРНЕТЫ

Тур Котильона. Дамы, участвующие в этом туре, получают лорнеты с разноцветными стёклами, а кавалеры – такие же очки. Стёкла одинакового цвета танцуют вместе. Ещё забавнее, когда часть кавалеров получает вместо очков разноцветные монокли. С непривычки монокли выпадают из глаз и весело катятся по полу.

ПЛАТОК

Фигура Котильона. После исполнения Вальса или Променада дама завязывает узелок на одном из четырёх углов платка. Она подносит этот платок к четырём кавалерам. Тот кавалер, который возьмёт узелок, танцует с дамой до её места.

РАЗОЧАРОВАННЫЕ КАВАЛЕРЫ

Тур Котильона. В зал выносится большая овальная коробка, изображающая пруд. С двух сторон коробки свисают шнурки: с одной стороны определённое количество красных – для дам, с другой стороны вдвое больше синих – для кавалеров. По сигналу дирижёра участники быстро тянуть за шнурки. Коробка неожиданно разваливается и у каждого в руках оказывается рыбка. По номерам на рыбках составляются пары для танца. Кавалеры, которым досталась рыбка без номера, удаляются на свои места.

СЧАСТЛИВАЯ ПОДКОВА

Тур Котильона. В зал выносят большую подкову, в которую пропущены ленты разных цветов. С одной стороны подковы становятся дамы, с другой стороны – кавалеры. По знаку дирижёра участники быстро вытягивают ленты и те, которые соединены друг с другом, танцуют вместе.

ТАИНСТВЕННАЯ СТЕНА

Тур Котильона. Дирижёр и его помощник держат большой лист бумаги, изображающий стену. На «стене» нарисованы различные фигуры комического характера с прорезанными отверстиями для глаз и рта. Кроме того, на месте, где должна быть правая рука, прорезано отверстие для руки. Кавалеры подходят к стене с противоположной стороны, просовывают руку и прикладывают лицо к отверстиям. Затем дамы подходят и за руку выдергивают понравившихся им «персонажей». Таким образом, составляются пары для танца.

ТАМБУРИН

Тур Котильона. В зал заносят большой бумажный тамбурин, из которого выступают концы лент. За концы лент предлагают взяться участникам: за розовые ленты – дамам, за голубые – кавалерам. По команде дирижёра все тянут ленты и тамбурин разрывается. Оказывается, что розовые и голубые ленты связаны попарно. Таким образом, пары готовы для танца.

ТЕЛЕФОН

Тур Котильона. Дирижёр приглашает дам встать по одну сторону зала, а кавалеров по другую. Затем раздают телефонные аппараты: дамам – золотые, кавалерам – серебряные. Телефоны соединены попарно шёлковыми шнурами. Когда узел, соединяющий все телефоны, развязывается, то дамы и кавалеры расходятся в разные стороны, пока не будут натянуты шнуры. Таким образом, один тихо говорит, а другой слушает и наоборот. На это даётся несколько минут. Затем начинается танец.

ТУР ПЕРЧАТОК

Тур Котильона. От танцевального распорядителя дамы получают по перчатке с правой руки, а кавалеры – с левой. Пары составляются согласно цвету перчаток.

УЖЕНЬЕ

Тур Котильона. Дирижёр с помощью ассистента устраивает «озеро» с рыбками-кавалерами за бумажной стеной. Дамы выстраиваются возле «озера» с удочками в руках. В то время как дамы перебрасывают через стену удочки, кавалеры должны успеть схватить крючки, привязанные к лескам, и прикрепить к ним рыбок. Дамы вытягивают рыбок и по соответствию их названий получают в пару кавалера.

ЯПОНСКИЙ ЗОНТ

Тур Котильона. В зале раскрывается большой зонт в японском стиле. С него свисают разноцветные ленты с прикреплёнными значками. Дамы берутся за концы лент. К ним подходят кавалеры для приглашения на танец. Пара составляется, если значок на флажке кавалера совпадёт со значком на ленте дамы. Когда все пары находят друг друга, начинается танец.


В очередной раз столкнувшись с подменой понятий, когда под словом "котильон" понимается 1-2 игры между танцами на балу, захотел написать обо всем по порядку.

18 век:
Впервые слово "котильон" встретилось мне в начале 18 века, в книге Feuillet - 4 requeil de dances de bal pour l"Annee 1706.
Это был вполне конкретный танец на 4-х человек Le Cotillon, с пометкой "Branle" - первый известный мне "котильон" и последний "бранль".

В середине 18 века "котильонами" стали называть контрдансы, в которых 4 пары становились в каре: пара напротив другой пары, слева и справа еще по паре, все смотрим в центр. Как я понимаю, насмотревшись на популярность контрдансов в Англии, французы решили подготовить свой собственный ответ.

В России, судя по всему "contredance francaise" не особенно прижились, но слово "котильон" было известно, в том числе, благодаря Компану, и его "краткому танцовальному словарю", перевод которого вышел в 1790 году: Cotillons. Котильон. Так называется один контр-данс. Котильон пляшут от четырех до осьми человек, где каждое лицо представляет свою ролю попеременно.

19 век:
В Россию приходит Французская кадриль. Но прежде я хочу привести еще одну цитату, на этот раз - Петровского, 1825 год: "Потому что котильон принадлежит к вальсу, или даже составляет незнаю какой то вальс, за нужное здесь почитаю не только напомнить о нем, но и описать. Клио, не поладив с шумливым Момом покрыла происхождение Котильона непроницаемым мраком неивестности, но на перекор Музе забавный Момус возжег в людях живейшую страсть к лбимцу своему, и с того времени до нынешнего котильон кружится и окружается тысячью самых жарких его приверженцев. "

А в 1828 году выходит книжка "Собрание фигур для котильона, числом 224, составленные из употреблявшихся прежде и вновь сделанных туров", Спб

И в этой вот книжке в качестве "фигур вводных", публикуется несколько кадрилей, в том числе французская.

В общем, мой вывод такой:
- в конце 18 века Россия познакомилась с контрдансами французскими, они же котильоны. Слово стало обозначать танец в каре, на любое число пар (Если у нас живые музыканты, и мы хотим танцевать, и нас набирается 12 пар, а человек, который помнит все фигуры и умеет громко кричать только один, то что же нам делать?)
- Потом пришла Французская кадриль, и стала популярной и модной... но 5-6 всем известных фигур быстро надоедают, и надо бы придумать что-то еще.
- Поэтому мы вставляем дополнительные туры после 4-й фигуры и перед финалом. И в этом определенный прикол, потому что никто не знает, что это будет.
- называем эти фигуры котильонами, потому что это ведь и правда котильоны.
- фантазия безгранична, и в какой-то из вечеров парень или девушка соображают, что вот эта кадриль, это же аккурат тот самый хоровод, в котором у них крестьяне ходят, и "Ванюшка, играй!", проходит гоголем, и зовет партнера напротив на вальс, и кружат его в центре обалдевших остальных, а потом вытаскивают кого-то еще.
- Девушкам это особенно нравится, потому что они могут выбирать кавалеров сами - и это становится главной фишкой.
- и "котильон" моментально становится модным развлечением по всей стране, и кадриль то ждут уже ради него.
- потом кто-то вдруг понимает - а зачем нам кадриль вообще? Круг галопом в начале, круг в конце, а в середине - "панеслаааась!".

И еще один момент. В конце 18 века в Россию пришла мазурка. Вот она сразу пришла как набор туров-игр. Мазурку всегда танцевали сильно не все, и логично, что можно взять идеи из мазурки, и делать все как в мазурке, только не мазуркой. а например, вальсом - чем плохо?

В итоге котильон стал представлять собой набор туров из вальса, галопа, мазурки и польки, замешанных на играх, перемене партнеров, контрдансных фигурах и т.п.

В общем, когда европейцы обратили внимание на Россию, откуда что взялось в этом миксе - понять было сложно. Поэтому это все безобразие окрестили "котильон а ля рюс" и успокоились. А про мазурку написали, что "это то же самое, что котильон а ля рюс, только на шагах мазурки".

20 век.
В Советском Союзе про котильон не забыли, однако, превратили его в "танцевальные игры-забавы", используя отдельные туры, конечно, идеологически выдержанные в духе времени и решений "-цатого съезда". Современные "котильоны с цветком" стилистически как раз продолжают эту традицию, в то время как настоящий котильон, продолжавшийся по нескольку часов, успешно забыт. Ну, или почти забыт.

21 век.
Никто не забыт и ничто не забыто:)

Одним из завершающих бал танцев был котильон, «самый продолжительный для влюбленных, как и мазурка». Это веселый танец-игра, который сопровождался беготней «по всем комнатам, даже в девичью и спальни». «Котильон, бесконечный вальс с фигурами, продолжался три часа и больше...». «Попурри и котильон (которые сливаются ныне воедино) – роковые танцы для незнакомых между собою. Я всегда называл их двухчасовою женитьбою, потому что каждая пара испытывает в них все выгоды и невыгоды брачного состояния».

Нередко бал заканчивался «греческим» танцем, a la grecque, «со множеством фигур, выдумываемых первою парою». «Бал заключался шумным a la grecque, или гросс-фатером, введенным, как утверждали, пленным шведским вице-адмиралом графом Вахтмейстером».

На балах исполнялись и сольные танцы, например русский народный танец.

По отзывам современников, дочь А. Г. Орлова-Чесменского, Анна Алексеевна, была выдающейся исполнительницей русских народных танцев. «Когда мы вернемся в Москву, – писала Марта Вильмот, – княгиня Дашкова попросит графа Орлова устроить бал... Дочь графа – девица весьма достойная, к тому же прославленная танцорка, вот там-то я и увижу все настоящие русские танцы в самом лучшем исполнении».

А. А. Орлова-Чесменская была не единственной исполнительницей русских народных танцев среди молодых дворянок. П. А. Вяземский сообщает А Я. Булгакову: «Урусова – совершенная богиня, еще похорошела, восхитила всех своею русскою пляской».

Вспоминая веселую жизнь в имении В. А Недоброво, А. П. Беляев пишет: «Василий Александрович очень любил, когда вторая дочь Надежда Васильевна плясала русскую. Для этого она надевала богатый сарафан, повойник и восхищала всех гостей своей чудной грацией». Этим мастерством наделил Л. Н. Толстой и свою любимую героиню Наташу Ростову.

К сольным танцам принадлежал и танец с шалью, па-де-шаль.

«Однажды на балу у Орлова попросили одну из московских красавиц, жену его незаконного сына, протанцевать "pas de chele", – вспоминает Е, И. Раевская. – Она согласилась и, став посреди залы, будто невзначай, выронила гребень, удерживающий ее волосы. Роскошные, как смоль, черные волосы рассыпались по плечам и скрыли стан ее почти до колен. Все присутствующие вскрикнули от восторга и умоляли ее исполнить танец с распущенными волосами. Она только того и хотела; исполнила танец при общих рукоплесканиях».

Появлению этого танца способствовало увлечение французского общества античной культурой. «Па-де-шаль – соло, танцуется с легким газовым шарфом в руках: танцующая то обметывается им, то распускает его». Особое внимание обращалось на плавность и грациозность движения рук.

Иногда на балу рождался какой-нибудь новый танец. «На последнем бале у Ф. Голицына было 18 дам и более 40 танцоров, – сообщает москвичка М. А. Волкова своей подруге В. И. Ланской 1 февраля 1815 года – Так как этот толстый князь Федор из всего умеет извлечь пользу, видя, что многие не танцуют, он выдумал кадриль, в которой у каждой дамы было по два кавалера, нас это очень забавляло; но беда была в том, что все путались, не зная, в какую сторону повернуться и кому прежде кланяться».

Наиболее полный список популярных в то время танцев встречаем в воспоминаниях М. Дмитриева: «А тогда танцев было множество: экосезы и англезы со множеством фигур, круглый польский, polonaise sautante* [* Полонез с прыжками (фр.], вальс, тампет, матрадура, мазурки, и все это кончалось бесконечным котильоном, а после ужина поднимались и старики с молодыми и дурачились в грос-фазере** [** Правильнее – гросфатер]. Бывало, так завеселишься, что ног под собой не слышишь; эти балы кончались... часа в четыре за полночь».

«Если где-либо собирались на вечер или на бал, то каждый имел право подходить к любой даме, не ожидая, чтоб его прежде представили: за благонадежность и приличность господина ручалось уже то, что он находился в одном доме с дамою; иначе его бы не приняли; следовательно, дама не имела никакого основания опасаться, что подходящий к ней кавалер может ее компрометировать».

«Первый мой выезд был на бал к Хвостовым, – вспоминает Е. А. Хвостова. – ... Войдя в ярко освещенную залу, у меня потемнело в глазах, зазвенело в ушах; я вся дрожала... Но боязнь эта скоро исчезла, дамы и девушки заговорили со мной первые (тогда еще не существовала на свете претензия говорить и танцевать только с представленным лицом)...».

История котильона как самостоятельного танца начинается с начала 19 века. Именно в это время все балы были покорены вальсом. Говорят что название этого танца- игры, придумали французы в честь прекрасной половины человечества, ведь слово Cotillion с французского можно перевести как «юбка». Котильон берет свое начало из контрдансов, в некоторых из которых допускался выбор первыми парами обязательных исполнения фигур.

Котильон был любим ещё в 20-х веках 19-го века, и в середине века он стал завершающим аккордом бала. К концу 19 века более популярным стал котильон с аксессуарами.

Этот танец включал в себя движения многих танцев - вальс, голоп, полька. В середине века в котильон вставлялись фигуры кадрили, исполняемые между фигурами по выбору.


В начале 20-го века котильоны уже считались старинными танцами и все реже появляются в бальных книжках того периода. Существуют несколько правил исполнения котильона.

1. Необходимо определиться с постоянным партнером на все время исполнения танца (а нередко танец затягивается на очень длительное время)

2. Место (стулья, на которых сидят пара или дама) закрепляется за танцующими на все время танца.

3. Последовательность пар в танце сохраняется на всем его протяжении: если начали танец вторыми, то и тацетов этой последовательности весь котильон.

Порядок котильона должен быть следующим:

1. 1.Загодя, перед началом танца или в начале бала, выбирается кавалер-распорядитель, который выбирает своей дамой ту, для которой дается бал (чаще всего дочь хозяев или именинницу)

2. Кавалер-распорядитель и его дама, становятся первой парой, и именно от них зависит порядок котильона, ведь именно кавалер-распорядитель предлагает фигуры, следя за их исполнением.

3. Если пар слишком много то общество разделяли на 2,3 и больше группы по 12-25 пар, и в каждой паре назначался помощник кавалера-распорядителя.

Вашему вниманию предложим несколько танцев-игр. Со временем мы будем пополнять этот список новыми и интересными интерпретациями этого танца.

Короли и королевы

К подносу с разложенными на нём картами подходят 4 кавалера и 4 дамы, каждый выбирает себе по карте. У кого совпали король и королева, те танцуют вальс или следующий танец вместе

Веселый котильон

В голове зала на стуле сидит кавалер с завязанными глазами. К нему подходит 1 кавалер и 1 дама. Сидящий кавалер указывает рукой направление: направо или налево и идет танцевать вальс с выбранным партнером: если с указанной стороны от сидящего кавалера была дама, кавалер танцует вальс с дамой, если же в указанном направлении кавалер, то вальс будут танцевать 2 кавалера в одной паре. Оставшийся/аяся не выбранным/ной кавалер или дама, садится на стул и закрывает глаза, теперь уже к нему или к ней подходят 1 кавалер и 1 дама.

Перемена дам

Танец: вальс

Начинающие пары: в оригинале - две, но на современных балах логичнее предлагать танцевать всем желающим парам Пары танцуют вальс, затем раскрываются и идут променадом. Когда две пары сходятся лицом друг к другу, дамы переходят к другим кавалерам, новые пары уходят от места встречи вальсом. Все это проделывается не теряя такта.

Тройки

Первый кавалер танцует тур вальса, оставляет партнершу и выбирает двух дам в левую и правую руку, его партнерша - двух кавалеров. Они встают тройками, кавалер подводит двух дам к даме с кавалерами. Каждый танцует с тем, кто оказался напротив...

Тур де дам

Танец: полька

Дамы парами бегают, кавалеры тройками и ловят и окружают, танцуют те кавалеры, которых выбрали дамы, оставшийся присоединяется к другим свободным кавалерам.

Каналы Венеции

Танцующие встают в 2 колонны: колонна К и колонна Д лицом к противоположной колонне.

Первая с головы зала пара встречается по центру колонны, вращается 1 круг на месте и Д идет к ближайшему К (следующему после "своего") и подает ему правую руку так, что образуется "арочка" (далее руку подавать следует каждому следующему кавалеру, не пропуская никого). К проходит под рукой своей Д спиной и идет к колонне дам, подавая руку крайней Д (далее руку подавать следует каждой следующей даме, не пропуская никого). Д бежит лицом под рукой своего партнера и к следующему кавалеру колонны кавалеров. К снова уходит под рукой своей дамы спиной. Описание повторяется с каждым следующим партнером.

Как только первая пара освободилась, уже новая первая в голову зала пара повторяет все, проделанное предыдущей парой, выполняя переходы от линии к линии синхронно с предыдущими. Во время всей игры колонна неторопливо движется в голову зала.

Тройки
Танец: полька, галоп
начинающие пары: одна
аксессуары: две ленты длинной 4 м (если начинает не одна пара, то на каждую пару - по две ленты)
Пара делает круг полькой или галопом. После этого кавалер приглашает трех дам, дама - трех кавалеров. Выбранных "запрягают" с помощью ленты, а первые кавалер и дама становятся кучерами. Тройки скачут галопом круг, затем ленты снимаются, вновь выбранные кавалеры приглашают вновь выбранных дам и четыре пары делают круг польки или галопа вокруг залы.

Шакон

Танец состоит из 16 тактов музыки в 4/4. На начало танца все пары стоят лицом по линии танца, кавалер держит правой рукой левую руку дамы, ноги в третьей позиции: у кавалера впереди правая, у дамы - левая. Ивановский И. П. Бальный танец XVI-XIX вв. Л.-М. 1948г.

1-й такт. Кавалер правой ногой, дама левой делают один шаг вперед, слегка разворачиваясь корпусом: кавалер влево, а дама вправо (1-я четверть). Приподнимаясь на полупальцах правой ноги, кавалер проводит мимо пятки левую ногу вперед, подняв ее от пола и согнув в колене (2-я четверть). Потом опускает левую ногу на пол и переносит на нее вес (3-я четверть), приставляет сзади стоящую правую ногу к левой назад в третью позицию (4-я четверть). Дама делает тоже, но с левой ноги.

2-й такт. Во втором такте оба исполняют движения первого такта, но начинают - кавалер левой, а дама правой ногой.

Chasse et pas marche

3-й такт. На первые две четверти третьего такта кавалер делает chasse вперед с правой ноги, а дама с левой ноги. На третью четверть кавалер делает шаг левой ногой вперед (дама правой), на четвертую четверть такта кавалер приставляет правую ногу к левой назад в третью позицию (дама - левую к правой). 4-й такт. Полное повторение третьего такта, но с другой ноги.

5-8 такты. Повторение 1-4 тактов.

Balance de Menuet

Оба поворачиваются лицом друг к другу; кавалер берет правой рукой правую руку дамы. У обоих третья позиция, правая нога впереди.

9-й такт. Кавалер и дама делают навстречу друг другу шаг с правой ноги на полупальцы, левая сзади в четвертой позиции; при этом соединенные руки приподнимаются наверх (балансе вперед). Головы слегка наклонены к левому плечу. Свободные руки отведены от корпуса (1-я четверть). Стоящая сзади левая нога придвигается к правой на полупальцы (2-я четверть). Стоящая сзади левая нога отставляется назад на всю стопу (балансе назад). При этом соединенные руки опускаются (3-я четверть). Придвигают правую ногу к левой (4-я четверть).

Demi-tour, chasse et pas marche

10-й такт. Первые две четверти этого такта кавалер и дама, не отпуская рук, делают шассе, меняясь местами, начинают оба с правой ноги. После шассе оба, опустив руки, делают одновременно шаг вперед с полуповоротом вправо (полутур), чтобы встать вновь лицом друг к другу (3-я четверть). Оба приставляют правую ногу сзади в третью позицию (4-я четверть).

11-12 такты. Исполняются так же, как девятый и десятый такты. Кавалер и дама начинают левой ногой и подают друг другу левую руку.

13-16 такты. Повторение 9-12 тактов. http://www.tdc.spb.ru/dancehistory.htm

Котильон

История котильона как самостоятельного танца начинается с начала 19 века, когда все балы были покорены вальсом. Слово Cotillion с французского языка можно перевести как "юбка", и поэтому многие авторы конца 19 века утверждали, что танец этот был выдуман французами в честь прекрасной половины человечества. Однако слово "котильон" обозначало также круговое построение в контрдансах. По-видимому, именно из контрдансов, в некоторых из которых допускался выбор первыми парами обязательных для исполнения фигур, и берет своё начало котильон.

По сути своей это танец-игра. Эта основная сущность котильона с течением времени не менялась, менялись только вкусы публики относительно отдельных фигур и танцев, движения которых в котильоне использовались.

Котильон был любим еще в 20-х гг. 19 века, и в середине века он стал кодой бала - заключительным выступлением участников в излюбленных танцах. К концу 19 в. более популярен был котильон с аксессуарами.

Котильон соединял в себе движения всех танцев. Наиболее популярны были вальс, галоп и полька (во второй половине 19 в.). Без них не обходился ни один котильон. В середине века в котильон часто вставлялись фигуры кадрили, исполняемые между фигурами по выбору, так что котильон иногда даже называли котильоном-кадрилью, но в начале 20 века она уже считалась старинным танцем и использовалась гораздо реже. Неоднозначно было и отношение к мазурке: одни авторы танцевальных руководств считают её основным танцем котильона и предписывают начинать и заканчивать его именно мазуркой 7 , другие считают, что мазурка по своему характеру совсем не соответствует котильону и не может в нем использоваться.

Фигур в котильоне было великое множество. Наиболее полный учебник, с которым мне удалось ознакомиться, включал в себя 125 фигур, но мне встречались ссылки на учебник, содержащий 224 фигуры. В целом количество фигур котильона, так же как вальса или мазурки, никогда не было строго ограничено: их было столько, сколько могла создать человеческая фантазия. Классифицировать фигуры столь же сложно, как и сосчитать. Можно предложить только два вида деления: котильон с аксессуарами и котильон без аксессуаров; и разделение фигур на фигуры, где доминирует выбор, фигуры, где доминирует игра, и фигуры чисто танцевально-постановочные.

По первой систематизации нужны пояснения. Есть фигуры (чаще всего чисто танцевальные), для исполнения которых не нужно никаких предметов. Для части фигур используются предметы, которые всегда есть под рукой - платки, веера, стулья, бокалы с шампанским. Часть фигур требует специальной танцевальной подготовки - наличия в зале для котильона венков, маленьких луков со стрелами, воздушных шариков, национальных костюмов, лент. Что-то из этого можно было найти во все времена в лавках / магазинах / лотках коробейников. Остальное изготовлялось фирмами, на этом специализировавшимися. Эти вещи и назывались аксессуарами. Особое распространение они получили в конце 19 - начале 20 веков. Считалось, что это разнообразит танец и делает котильон в одном доме непохожим на котильон в другом. На самом деле сильное увлечение аксессуарами во многом выхолостило дух игры, т.к. или свело большую часть фигур к банальному прямому однообразному выбору партнеров на фигуру, или предполагало сложные конструкции с различными символами, не всегда гармоничные и удачно подобранные. Возможно, именно поэтому котильон в начале 20 века постепенно отошел на задний план, а потом и вовсе исчез из бальных программ.

Вторая систематизация ещё более условна, чем первая. Дело в том, что выбор случайного партнера в той или иной степени встречается практически во всех фигурах котильона. Но в части фигур выбор - это единственное, что составляет фигуру. В других фигурах выбор случайного партнера происходит в процессе игры, причем игра бывает интереснее самого выбора, да и выбор в результате делается всего одной парой. В третьем случае, как правило, пары, начавшие танец, приглашают дополнительных кавалеров и дам, и после этого все пары, участвующие в фигуре, как начинавшие, так и случайно составленные, исполняют полностью фигуру, создавая при этом сложные рисунки расположения пар. Некоторые фигуры включают в себя и элементы построения, и элементы игры.

При исполнении котильона не стоит забывать, что это не только игра, но еще и танец, причем достаточно сложный; и если на балу он предлагается для исполнения неподготовленной публике, то такая попытка легко может провалиться. Другой сложностью при использовании котильона на современных балах может быть психологическое непонимание и неприятие участниками сущности танца. За последние сто с лишним лет отношения полов сильно изменились, и сейчас главная идея котильона - случайность выбора партнера в каждой фигуре - уже не настолько волнует кровь, как это было раньше. Кроме того, котильон - долгий танец (одна и та же фигура повторяется в нём до тех пор, пока её не исполнят все пары), и, если уже пушкинскую Ольгу "бесконечный котильон... томил, как тяжкий сон", то современный человек, привыкший к активным действиям, тем более почувствует себя некомфортно в условиях длинного (часа на два) танца, большую часть которого ему придется сидеть, ожидая своей очереди. Эти моменты, несомненно, нужно учесть при подготовке котильона. В случае если эти трудности преодолены, котильон оказывается очень интересным танцем.

Прежде чем перейти к описанию последовательности танца, хочется отметить, что для котильона очень важны несколько формальных моментов, которые в 19 в. для танцоров были абсолютно естественны, а сейчас на них обращается мало внимания (если вообще обращается). Это - кто является чьим постоянным партнером на всё время исполнения танца и место каждой пары (стулья, на которых они сидят в ожидании своей очереди). Также для котильона важна последовательность пар. Так, если пара начинает танец третьей, то и во всех фигурах она будет танцевать под номером три.

Порядок котильона должен быть следующим. Перед началом танца (а часто за несколько дней до бала) избирается или нанимается кавалер-распорядитель. Своей дамой такой кавалер должен избрать ту, для которой дается бал - чаще всего именинницу или дочь хозяев. Кавалер-распорядитель и его дама становятся первой парой. Именно от них и зависит порядок котильона. Кавалер-распорядитель предлагает фигуры к исполнению (визируя их у своей дамы), следит за порядком исполнения, подгоняет замешкавшихся и т.п. Если на балу присутствуют 24 пары и более, то общество может разделиться на 2,3,4 и более групп по 12-15 пар в каждой. Первые кавалеры этих групп (кавалеры 13,25 и т.д. пар) становятся помощниками кавалера-распорядителя и следят за исполнением фигур в своих группах. Но последовательность фигур на всё общество задает главный кавалер-распорядитель.

Начало котильона могло быть разным. Но чаще всего встречался следующий вариант: все пары по очереди, начиная с первой, делали тур вальса (или променад мазурки) вокруг всей залы. После шли фигуры котильона в произвольном порядке, причем после каждых двух фигур все танцующие исполняли тур вальса или польки, променад мазурки или одну из фигур кадрили. После всех фигур танцевалось окончание. Вариации окончаний тоже были разные, но оно всегда включало в себя всех танцующих котильон.

Были общие правила и при исполнении фигур. Как правило, фигура начиналась туром вальса / польки / променадом мазурки, исполняемым определенным числом пар (не более восьми). Этот тур танцевали пары NN 1-8, соответственно своим номерам. После чего пары избирали новых танцоров, столько, сколько необходимо было для исполнения фигуры. Фигура заканчивалась общим танцем всех в ней участвовавших. Затем она повторялась снова, следующими парами, например, если в первый раз начинали пары NN 1-3, то во второй - NN 4-6, в третий - NN 7-9 и так пока все пары не побывают в роли солистов. Впрочем, про некоторые фигуры, где солируют 1-2 пары, и фигура требует долгого исполнения, в танцевальных учебниках говорилось, что их повторяют всего один-два раза, чтобы не задерживать танец.

Фигуры котильона: начало, тройки, бабочки, перемена дам, цветы, подстерегатель, молния, железнодорожный мост, тур де дам (Le dames ensembles), волк, окончание.

Танец: вальс.

Начинающие пары: все.

Аксессуары: нет.

Описание: Все пары встают по периметру зала. Запоминают свои номера (начиная с пары распорядителя, против часовой стрелки). Затем пары, стоящие по длинной стороне прямоугольника, сходятся друг к другу двумя шеренгами, кланяются. Затем сходятся и кланяются пары, стоящие по коротким сторонам. После этого - общий круг вальса.

Танец: полька, галоп.

Начинающие пары: одна.

Аксессуары: две ленты длинной 4 м (если начинает не одна пара, то на каждую пару - по две ленты).

Описание: Пара делает круг полькой или галопом. После этого кавалер приглашает трех дам, дама - трех кавалеров. Выбранных "запрягают" с помощью ленты, а первые кавалер и дама становятся кучерами. Тройки скачут галопом круг, затем ленты снимаются, вновь выбранные кавалеры приглашают вновь выбранных дам и четыре пары делают круг польки или галопа вокруг залы.

Танец: полька.

Начинающие пары: одна.

Аксессуары: нет.

Описание: Пара делает круг польки. Затем кавалер приглашает четырех кавалеров, двоих берет под руки, двоих - за руки (так чтобы получившаяся фигура при взгляде сверху напоминала бабочку с четырьмя крыльями).Дама приглашает четырех дам, и они становятся так же, как и кавалеры. Пятерки начинают кружиться друг вокруг друга в ритме польки, пока не сойдутся лицами. Тогда кавалеры приглашают дам, оказавшихся перед ними. Круг польки.

Перемена дам

Танец: вальс.

Начинающие пары: в оригинале - две, но на современных балах логичнее предлагать танцевать всем желающим парам.

Аксессуары: нет.

Описание: Пары танцуют вальс, затем раскрываются и идут променадом. Когда две пары сходятся лицом друг к другу, дамы переходят к другим кавалерам, новые пары уходят от места встречи вальсом. Все это проделывается, не теряя такта.

Примечание: в 19 веке после перемены дам новые пары делали круг вальса, и дамы возвращались к своим кавалерам. В настоящее время пары меняются дамами стихийно, и отнюдь не все к своим кавалерам возвращаются.

Танец: любой.

Начинающие пары: одна.

Аксессуары: два стула.

Описание: Кавалер и дама первой пары садятся на два стула, стоящих в центре залы поодаль друг от друга. Остальные танцующие объединяются в пары кавалер с кавалером, дама с дамой. Все кавалеры загадывают какое-то качество (например, один - сомнение, другой - сожаление), дамы загадывают названия цветов. К сидящей даме подходит пара кавалеров, предлагая выбрать качество. Чье качество она выберет, с тем кавалером и танцует. Оставшийся в одиночестве кавалер занимает освободившийся стул, к нему подходят две дамы... и так до бесконечности.

Подстерегатель

Танец: любой.

Начинающие пары: все желающие и один кавалер.

Аксессуары: нет.

Описание: Фигура аналогична детской игре в горелки. Пары встают в колонну, одинокий кавалер - во главе колонны, спиной к остальным. Последняя пара начинает обходить колонну, стремясь соединиться перед одиноким кавалером. Одинокий стремится поймать даму, но не имеет права оглядываться. Кто из кавалеров поймал даму - тот танцует с ней круг. Оставшийся занимает место одинокого кавалера.

Танец: галоп.

Аксессуары: нет.

Описание: Пары в закрытой танцевальной позиции стоят в одну линию, на расстоянии 1,5-2 м друг от дуга. Первая пара галопом начинает всех обходить, изображая зигзаг молнии: одно па галопа (4 глиссе) влево, одно па вправо. Когда пара доходит до хвоста колонны, начинает движение вторая пара и т.д. Рекомендуется перед началом фигуры занимать пространство в пол-зала длиной. Если много желающих исполнить фигуру - можно выстроиться двумя - тремя линиями.

Железнодорожный мост

Танец: галоп.

Начинающие пары: все желающие.

Аксессуары: нет.

Описание: Все пары встают в две колонны, кавалеры из первых пар каждой колонны договариваются, чья колонна первая, чья - вторая. Колонны начинают двигаться галопом друг навстречу другу, первая колонна поднимает руки "ручейком", вторая проскакивает сквозь нее. Затем колонны снова встречаются, но теперь руки поднимает вторая колонна и т.д.

Тур де дам (Les dames ensembles)

Танец: полька.

Начинающие пары: все желающие.

Аксессуары: нет.

Описание: Все дамы объединяются в пары и танцуют польку. Все кавалеры объединяются в тройки, каждая тройка пытается окружить пару дам. ДАМЫ! Стремиться не дать себя окружить можно; вырываться, выныривать под сцепленные руки кавалеров - нельзя. Когда пара окружена - дамы выбирают себе кавалеров на польку. Оставшийся без дамы кавалер присоединяется еще к двум и продолжает охоту.

Танец: любой.

Начинающие: все желающие дамы и один кавалер.

Аксессуары: нет.

Описание: Фигура, аналогичная народной игре "коршун". Дамы становятся "паровозиком", держа друг друга за талию. Кавалер пытается оторвать от цепочки последнюю даму, она старается от него улизнуть, а первая дама стремится кавалеру помешать. Если кавалеру это удалось - он танцует с дамой круг, а другой кавалер начинает охоту за следующей дамой. Если за 2-3 минуты он этого не смог сделать - уступает свое место следующему кавалеру.

Окончание

Танец: вальс.

Начинающие пары: все.

Аксессуары: два стула.

Описание: Кавалер-распорядитель и его дама или хозяева бала (в зависимости от обстоятельств) садятся на стулья, к ним подходят по очереди все пары, кланяются, благодарят за котильон и уходят танцевать вальс. Последними начинают вальсировать сидевшие на стульях. Вальс до конца музыки.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта