Литература. Урок внеклассного чтения. «Мы дети одной матери - Природы!»
(по рассказам Э. Сетона-Томпсона о природе)
Цели: ввести учащихся в атмосферу художественного мира произведений
Э. Сетона-Томпсона; привлечь внимание к проблеме защиты животных, поднятой в произведениях писателя-натуралиста; совершенствовать навыки анализа опорных эпизодов художественного произведения; способствовать формированию мировосприятия, понимания взаимоотношений человека и природы.
Оборудование: портрет Э. Сетона-Томпсона, выставка его книг, иллюстра-тивный материал по теме урока.
Форма проведения урока: урок внеклассного чтения.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний.
Вспомните русских писателей, посвятивших своё творчество изобра-жению природы.
Слышали ли вы имя писателя Э. Сетона-Томпсона?
Эрнест Сетон-Томпсон известен во всём мире как писатель-натуралист и художник. Его книги пропитаны любовью к природе, многим людям они помогли сохранить чистое и бережное отношение к животным и растениям.
Эрнест стал художником, к нему пришла известность. Он рисовал птиц и диких зверей, будучи убеждённым в своём призвании - рисовать. Однако настоящую славу ему принесли книги. Впервые рассказы о животных были написаны столь правдиво и ярко, с предельно точным и глубоким знанием поведения и образа жизни героев. Книги Сетона-Томпсона издавались и переиздавались сотни раз. Наиболее известные из них - «Домино», «Рас-сказы о животных», « «Животные-герои», «Моя жизнь».
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока
Задумывались ли вы над тем, что мы, люди, являемся частью природы, а значит, как и весь животный мир, подчиняемся ей? И если какой-либо из законов природы нарушается, то страдают от этого все: и люди, и животные, и растения.
Особенно очевидным это стало в конце XX века, когда нависла реальная угроза существованию матери-природы и нас, людей, в ней. Человек и природа… В этих двух словах всё взаимосвязано, это целый мир. Мы всегда должны помнить: «Мы дети одной матери - Природы!». Она имеет собственную душу, язык. Его только нужно научиться понимать.
IV. Работа над темой урока.
Рассказ «Лобо»: утверждение в рассказе любви ко всему живому.
Выступления учащихся по вопросам, предложенным им накануне.
Каким изображён волк в рассказе «Лобо»?
Почему скотоводы рады были бы истребить стаю?
Почему охотникам долго не удавалось завладеть скальпом Лобо?
Почему же Лобо всё-таки оказался в руках охотников и так покорно принял свою смерть? Какой она видится вам?
На чьей стороне ваши читательские симпатии - на стороне волка Лобо или охотника?
Соответствует ли описание повадок и поведение волка в рассказе Сетона-Томпсона сложившимся представлениям о нём в науке о животных?
Рассказ «Снап»
Сообщение учащегося.
Бультерьер - порода собак, которыми травили быков для потехи. В 1835 г.
английский парламент запретил это развлечение. Бультерьер - это гладиа-тор среди собак. Он должен быть крепко сбитым, Мускулистым, гармонично сложенным и подвижным. Всем своим видом он выражает настороженность, остроту ума и решительность. Он полон огня и абсолютно бесстрашен, но уравновешен и хорошо поддаётся воспитанию. Несмотря на довольно свирепый вид, бультерьер на самом деле очень ласков, ему можно доверять детей. Но если бультерьера заденет любая другая собака, он бесстрашно бросится в бой и будет сражаться до конца - никогда не сдастся!
Беседа.
- Как вёл себя Снап при первом знакомстве с новым хозяином?
- Какой способ воспитания Снапа избрал рассказчик?
- В телеграмме Снап не зря был назван замечательным щенком. Когда и при каких обстоятельствах Снап оправдал хвалебную телеграмму?
- «У гончих прекрасные носы, у борзых быстрые ноги, волкодавы и доги -силачи, но все они ничего не стоят, потому что беззаветное мужество есть только у бультерьера». Когда рассказчик пришёл к такому выводу?
- Что заставило старого Пенруфа пробормотать дрогнувшим голосом: «Лучше бы у меня пропало двадцать быков»?
- Подумайте, какие слова из рассказа можно было бы поставить эпиграфом
к этому произведению.
Творческое задание. Сочинить синквейн к словам Лобо или Снап.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Приём «Микрофон». Представим себе, что у нас на уроке присутствует почётный гость - сам Эрнест Сетон-Томпсон.
Какой бы вопрос вы ему задали бы?
2. Заключительное слово учителя
Во имя чего создавал свои произведения писатель? Безусловно, во имя защиты животных от человеческой жестокости, варварского истребления, губительных последствий вмешательства людей в их популяции. Персонажи рассказов Сетона-Томпсона в один голос взывают к разуму человека. Книгам Сетона-Томпсона предрекали долгую жизнь: «Пока одно поколение вырастет, другое уже будет готово слушать тебя». Эти слова оправдались…
VI. Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к рассказам Э. Сетона-Томпсона.
"Тяжело мне, братцю, упоминать..." (за рассказом Г. Шолохова "Судьба человека") Ощущая свой моральный долг перед российским солдатом и его большим подвигом, Шолохов в 1956 году написал свой известный рассказ "Судьба человека". История Андрея Соколова, который олицетворяет национальный характер и судьбу целого народа, по своему историческому объему является романом, который вместился в границе рассказа. Главный герой…
Многим роман Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" выдается непонятным. Конечно, к недавнему времени творчество писателя интерпретировали не совсем адекватно: эстетизм литературоведы рассматривали как явление чужое, более того - аморальное. Между тем, творчество Оскара Уальда, проанализированная внимательно, дает ответу на вопрос, которые беспокоят человечество из времен его рождения: что такое красота, которая ее роль в становлении…
Шевченко - основоположник новой украинской литературы. Шевченко является основоположником новой украинской литературы и родоначальником ее революционно-демократического направления. Именно в него творчестве полно розвинулися те начала, которые стали руководящими для передовых украинских писателей второй половины ХиХ - начала ХХ столетий. Тенденции народностей и реализма были уже присущи в значительной мере и творчестве предшественников Шевченко. Шевченко первый…
1937 год. Страшная страница нашей истории. Припоминаются имена: В. Шаламов, О. Мандельштам, О. Солженицын... Десятки, тысячи имен. А за ними искалеченные судьбе, безвыходное горе, страх, отчаяние, забвения Но память человека удивительно устроена. Она бережет найтаемнише, дорогое. И страшное... «Белая одежда» В. Дудинцева, «Дети Арбата» А. Рыбакова, « По праву памяти» О. Твардовського, «Проблема хлеба» В.…
Тема это произведения просто-таки взбудораживает мое поэтическое воображение. Граница XIX и XX столетия - это такая яркая, активная страница литературы, которая даже сетуешь, что не пришлось жить в те времена. А может, и пришлось, потому что что-то такое я в себе ощущаю... Бурность того времени возникает настолько явным образом, будто видишь все те литературные диспуты,…
Антон Павлович Чехов в мировом литературном процессе занимает одинаково выдающееся место и как прозаик, и как драматург. Но как драматург он определился раньше. В восемнадцатилетнем возрасте Чехов начал работу над своей первой пьесой, которая не вышла в мир при жизни автора Но большая работа Чехова-Драматурга началась значительно позднее, через восемнадцать лет, из «Чайки», которую было…
Рассказ о природе в весеннюю пору года Начало весны света Весенний мороз Дорога в конце марта Первые ручьи Весенний ручей Весна воды Песня воды Весеннее собирание Черемуха Весенний переворот Начало весны света Восемнадцатого января утром был минус 20, а среди дня из крыши капало. Этот день весь, из утра к ночи, как бы цвел и…
Одна из найсерйозниших социально-психологических проблем, которая испокон века решается современной литературой, составляется в правильности выбора героем места в жизни, точности определения им своей цели. Соображение о нашем современнике и его жизнь, о его гражданское мужество и моральную позицию ведет один из найталановитиших современных писателей -валентин Распутин в своих повестях «Прощание с Матерою», «Пожар». Когда читаешь…
Человеку присуще украшать собственная жизнь, причем не только для чужих глаз, а и для собственных. Это понятно, даже естественно. Как птиц строит собственное гнездышко, так человек создает уют в собственном доме, порядок и традиции в семье, стиль жизни. Неважно лишь, когда это становится самоцелью, не фоном, а основным сюжетом, когда постепенно скрываются серьезные разговоры и…
Летят лебеди, курлычут, неся на своих крыльях материнскую любовь. Матушка, мамочка, родная мамочка - сколько же есть на миру слов, которыми мы называем найриднишу человека?! Да и или возможно передать ими всю любовь к матери - единственной женщины, которая никогда тебя не предаст, несмотря на боль, слезы и страдания? Она всегда будет рядом с тобой…
(по творчеству Э. Сетона-Томпсона)
Эпиграф:
Симпатия, испытываемая человеком ко всем живым существам, делает его настоящим человеком.
Альберт Швейцер
Цели урока:
Опережающее домашнее задание: класс распределён на три группы по рассказам «Арно», «Домино», «Снап», учащиеся должны подготовить выступления по вопросам, данным к рассказам.
Тип урока: урок-портрет.
Ход урока
I. Подготовка к восприятию учебного материала
1. Создание интриги урока: на каждой парте лежат письма со словами: «Люди и звери, мы – дети одной матери-природы», а вместо подписи нарисован след волка.
– Как вы думаете, что бы это могло означать? Мог ли это написать Чёрный Волк? (Нет, потому что волки не умеют писать).
– Действительно, обыкновенные волки не умеют писать, а Чёрный волк умел. Почему? (Черный Волк – это очень необычное имя человека).
II. Сообщение темы, цели, эпиграфа урока
ЧЁРНЫЙ ВОЛК |
||
ПИСАТЕЛЬ | ХУДОЖНИК | НАТУРАЛИСТ |
|
|
|
Карточка-информатор 1 Произведения канадского писателя могут быть своеобразным пособием для юных натуралистов: они настоящая энциклопедия лесной жизни для тех, кто любит и готов защищать природу и её творения, особенно животных и птиц. Отметим такие из них: «Дикие животные, как я их знаю» (1898), «Биография гризли» (1900), «Из жизни гонимых» (1901), «Животные-герои» (1906), «Биография серебристой лисицы» (1909)… Его перу принадлежат и книги, написанные в жанре приключенческого романа: «Маленькие дикари, или Повесть о том, как два мальчика вели в лесу жизнь индейцев и чему они научились» (1903), «Рольф «Я убеждён, – писал Сетон-Томпсон, – что каждое из животных представляет собой драгоценное наследие, которое мы не вправе уничтожать без крайней необходимости и не вправе отдавать на мучения нашим детям». Правдиво и точно описывал известный натуралист повадки и поведение птиц и зверей. Кому, как не ему, было знать их жизнь! За исследования в области зоологии он получил в Канаде должность «государственного натуралиста». А за научные труды был удостоен высокой награды, присуждаемой в США, – золотой «Элиот». |
Карточка-информатор 2 Кроме интереса к зоологии и литературе, с детских лет у Сетона-Томпсона было увлечение живописью. Мир знает его и как талантливого художника-анималиста. Отец рано обнаружил способности сына к рисованию. «Что такое быть натуралистом? Чепуха! Разве это профессия? – думал он, отдавая мальчика учиться мастерству живописца у живущей неподалеку художницы. – Писать картины и продавать их – вот дело, заслуживающее внимания!» Старшему Сетону-Томпсону и в голову не приходило, что можно сочетать интерес к миру животных и талант художника. Юный Эрнест доказал, что это возможно. Первой картиной, написанной мальчиком маслом был портрет ястреба. |
– Во имя чего создавал свои произведения канадский писатель?
– Что означает понятие «художник-анималист»? Как Сетон-Томпсон, обладавший талантом художника-анималиста, использовал его в своей писательской работе?
– Известны ли вам произведения других отечественных и зарубежных писателей-натуралистов?
– Есть ли в вашем доме уголок живой природы? Приходилось ли вам защищать наших меньших братьев, помогать им.
6. Работа по группам над рассказами Сетона-Томпсона (выступление групп по заранее данным вопросам к рассказам):
«Лобо»
– Какими человеческими чертами характера наделяет автор героя?
– На чьей стороне ваши читательские симпатии – на стороне волка Лобо или охотника?
– Соответствует ли описание повадок и поведение волка в рассказе Сетона-Томпсона сложившимся представлениям о нём в науке о животных?
Карточка-информатор 4 О зверях и птицах писали и до Сетона-Томпсона. Но, как правильно заметил писатель, «были известны только басни, сказки о животных и такие рассказы, где животные разговаривают и ведут себя, словно люди, переодетые в шкуры зверей». Канадский писатель стал первым, кто писал исключительно о самих животных. По части знания повадок поведения волков Сетон-Томпсон опережает многих натуралистов. «Волки всегда были любимой темой моих рисунков», – писал автор рассказов о животных. Этой теме Сетон-Томпсон посвятил целые полотна. Одно из них «Погоня» (1895) было широко известно и неоднократно выставлялось в художественных салонах. Передавая в письме сюжет картины, художник писал: «Лес, по свежему пути мчатся русские сани, а позади за ними гонится стая из двенадцати волков». Президент США Теодор Рузвельт, страстный охотник, увидев эту работу, воскликнул в восхищении: «Я ещё никогда не видел картины, где бы так прекрасно изображены были волки!» |
– Какие основные черты характера Арно вам показались самыми привлекательными? (Настойчивость, верность, смелость, любовь к родине).
– Какие мысли и чувства вызывает этот рассказ? (Жалость, боль, сострадание, чувство гордости за голубя).
– Можно ли сказать, что характер Арно раскрывается по контрасту с его внешностью?
8. Рассказ группы:
«Домино»
«Снап»
– Какие чувства вызвал у вас щенок? (Удивление, восхищение, уважение ).
– Безнадёжен ли финал рассказа?
– Как вы думаете, заведёт ли хозяин Снапа собаку снова и какой она будет породы?
– Почему рассказ имеет подзаголовок «история бультерьера», а не повествование», «рассказ»? (Т.к. в рассказе говорится о жизни бультерьера от начала и до трагического конца, как он развивался, взрослел и т.д.).
– Почему герои Сетона Томпсона вызывают ваше сочувствие и интерес? (Изображены не как животные, а как люди, со своими характерами, привычками).
– Такой приём называется антропоморфизмом (очеловечиванием), что характерно для всего творчества Сетона-Томпсона: его герои переживают, радуются, печалятся. Как вы думаете, для чего писатель прибегает к этому приему? (Чтобы лучше показать, что мы все – дети одной матери-земли).
IV. Подведение итогов урока
1. Заключительное слово учителя:
– В своей литературной и общественной деятельности Сетон-Томпсон поставил перед собой практическую цель: остановить по возможности, бессмысленное и бесцельное истребление животных. «Я убеждён, – говорил он, – что каждое из этих животных представляет собой драгоценное наследие, которое мы не вправе отдавать на мучение нашим детям». «Человек не смолчит, если его обидят, а у кого найдёт защиту бессловесное животное?», «Пройдёт немного лет и не будет здесь деревьев и мудрость станет безумием. В стране этой поселилась большая сила, и зовут её торговля. Она съест всё и даже людей». Горькие прогнозы писателя во многом подтверждает современная цивилизация эпохи НТР, опустошающая леса, реки, отравляющая моря, океаны и воздушную атмосферу земли. Всю свою жизнь он призывал неустанно к гармонии и братству между человеком и всем живущим на земле.
2. Ответ на вопрос: «Почему индейцы прозвали Сетона-Томпсона Чёрным волком?»
V. Домашнее задание: написать сочинение на тему «Случай из моей жизни» (связанный с животными или птицами).
СКАЗОЧНОЕ И РЕАЛЬНОЕ В ПРИРОДЕ (6 класс)
Тема урока: «СКАЗОЧНОЕ И РЕАЛЬНОЕ В ПРИРОДЕ»
(по повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница»)
Эпиграф:
Всё, что может природа иметь прекрасного,
сельская жизнь простолюдинов обольстительного,
все что народ может иметь оригинального,
типического – все это радужными цветами
блестит в поэт ических грезах Гоголя.
В.Г. Белинский
Цели :
Тип урока: урок-анализ.
Ход урока
I. Сообщение темы, целей, эпиграфа урока
1. Слово учителя:
– «Звонкая песня лилась рекою по улицам села. Было то время, когда утомлённые дневными трудами и заботами парубки и девушки шумно собирались в кружок, в блеске чистого вечера, выливать своё веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем. И задумавшийся вечер мечтательно обнимал синее небо, превращая всё в неопределённость и даль», – так начинается одна из самых поэтических повестей Н.В. Гоголя, входящая в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Майская ночь, или Утопленница». Лиризм, обаяние придают повести описания природы. Они не просто обрамляют действие и являются красочным фоном. Они образуют эмоциональный настрой произведения, позволяют взглянуть на характеры героев под определённым углом зрения.
Попробуем выяснить, когда появляются в тексте описания природы, какую роль они играют, в чём их своеобразие. Обратим внимание, что на важность и значимость в произведении описаний указал сам писатель, назвав повесть «Майская ночь, или Утопленница».
2. Работа с эпиграфом:
В.Г. Белинский называл «Вечера…» «Поэтическими грёзами» господина Гоголя. Согласны ли вы со словами В.Г. Белинского? Как понимаете смысл эпиграфа?
3. Словарная работа:
1. Выразительное чтение учеником отрывка «Знаете ли вы украинскую ночь?…»
2. Словарная работа:
– «Божественная ночь! Очаровательная ночь!» Как осязаемо воссоздана она писателем. Попробуем понять, почему мы можем так ярко представить лунную майскую ночь. Автор называет предметы, которые вызывают его восхищение. Найдите их в тексте (небесный свод, месяц, земля, леса, пруды, сады… ), то есть вся окружающая героев природа.
– Какими эпитетами наделяет эти предметы автор? («Земля вся в серебряном свете» (задумаемся, почему – «серебряном»?); леса, «полные мрака»; сады «тёмно-зелёные», «толпы хат» белеют и блестят при месяце…) .
– Что выражают эти эпитеты? (Они точно передают цветовую палитру; мы ясно видим картину сельской майской ночи, как нарисованную красками на холсте ).
4. Работа по картинам А. Куинджи «Украинская ночь», «Ночь на Днепре»:
– Кроме описания ночи в тексте встречается немало других пейзажных зарисовок. Найдём их, выясним, какую эмоционально-художественную нагрузку они несут.
Предание о сотникой дочке и ведьме, которое рассказывает Левко Ганне обрамлено описанием природы. Здесь голос героев тесно переплетён с голосом автора.
Урок 2. Природа, у которой мы все учимся. (Авторские наблюдения за миром природы в рассказе Эрнеста Сетона- Томпсона «Лобо»).
Цель:
продолжить знакомство учащихся с личностью писателя, художника, знатока животных и его творчеством, проследить, как интерпретируется образ волка в народном творчестве и литературе; раскрыть историю создания рассказа «Лобо»; углублять навыки анализа эпического произведения, выразительного чтения и устной речи, развивать навыки логического мышления и поисковой деятельности;
воспитывать любовь к природе, к животным.
Оборудование: портрет Э. Сетона-Томпсона, выставка книг, фото волков, иллюстрации к рассказу «Лобо»; тексты рассказа Е. Сетона- Томпсона «Лобо».
Тип урока: комбинированный
ход урока
эпиграф:
Люди и звери! Мы - дети одной матери природы.
Черный Волк
Доброе утро вам!
Доброе утро вам!
Кому позволим сесть первыми? (Девочкам)
Сначала красота, а затем - сила (садятся мальчики)
I. Актуализация опорных знаний.
Прием «Снежный ком».
- Что вы можете сказать о Э.Сетон-Томпсона.
II
. Подготовка к восприятию учебного материала.
Вступительное слово учителя
Как только мы начинаем говорить, нас плотным кольцом окружают различные животные и птицы. Иногда удивительные, иногда простые, обычные: Курочка Ряба, Котик и Петушок, Кот в сапогах, Конек- Горбунок... У Лукоморья ходит ученый кот, тянет в снежной пустыне свои нарты Болто, подкрадывается Багира. Наши любимцы, наши замечательные друзья, наши спутники. Постепенно в нашу жизнь входят имена людей, которые нам о них рассказали.
И сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Сетона-Томпсона.
III
. Сообщения темы, задач, эпиграфа.
I
V. Усвоения нового материала.
1. Беседа.
- Какие рассказы этого автора вы читали?
- Понравился ли вам произведение?
- Какие чувства возникли во время чтения?
- Какие произведения вы еще читали, где рассказывается о волке?
- Как его в них изображали?
- Как вы думаете, чем отличается волк у Сетона-Томпсона от того, что вы видели в народных и литературных сказках?
2. Слово учителя об истории создания рассказа «Лобо.»
Эрнест Сетон-Томпсон использовал такую литературную форму как биография того или иного животного. Этот прием позволял изобразить зверя на различных этапах развития, раскрыть отношения, которые существуют в мире животных. Жизненный путь изображен так, что подчеркивается благородство животных, мужество. Таким произведением является рассказ «Лобо».
В основе этого произведения лежит случай, который произошел с писателем в 1893 году. Фиц Рандольф, один из знакомых, пригласил автора на одну из ферм в Нью-Мексико на охоту в долину Курумпо. Эта долина - один из лучших животноводческих районов. А где много животных - там много волков.
Главарем одной стаи был огромный волк, сильный и умный. Эрнест решил его поймать. История Лобо (по-испански - волк), рассказ об охоте легла в основу сюжета.
3. Проверка опережающего задания.
. Поскольку речь в рассказе идет о волке, вспомним, что мы знаем о нем как о животном. В своей речи мы часто используем устойчивые или «крылатые» выражения?
- Волка ноги кормят
- Волчий аппетит
- Набросились как волчья стая
- Одинокий волк
- Волчье сердце (волчий характер)
- Вить волком
- Человек - волк
- Серый волк
Сообщение о волке, как представителе класса млекопитающих. Сообщение об образе волка в литературе и народном творчестве. Образ волка известен давно, у разных народов он трактуется по-разному. Волк - символ зла, жадности, жестокости, лицемерия, лжи, кровожадности. У древних римлян и египтян -это символ доблести, чести, мужества. Во многих мифологиях он ассоциируется с богом войны или вождем. Иногда волк является родоначальником племени. Об этом говорится в мифе о Ромуле и Реме, которых нашла и выкормила волчица, которые затем основали Рим.
В библейской традиции волк символизирует жестокость и кровожадность.
В Евангелии от Матфея волк - символ лицемерия и лжи.
В сказках он часто возникает мудрым и смелым зверем. А в украинском сказках еще и обладает даром уничтожать чертей. У славян еще известен сюжет об оборотнях
4. Словарная работа.
Оборотень - мифическое существо, человек, превращается в волка, или превращен в волка, то есть оборотень.
5. Слово учителя.
Так какой он есть на самом деле, этот волк? Воплощение зла и жестокости настоящий рыцарь, как называет его Сетон -Томпсон? . Дома вы прочитали рассказ Э.Сетон - Томпсона "Лобо" и поняли, что у писателя достаточно своеобразный подход к изображению волков. В чем он заключается? Об этом можно сделать вывод, проанализировав рассказ "Лобо".
6. Упражнение «Незаконченные предложения»
Методический комментарий: учитель формулирует открытое предложение и предлагает учащимся закончить его.
1. Корумпо - это....
2. Старого серого волка, вожака стаи зовут....
3. Стая старого вожака насчитывала…
4. Бланка - это....
5. Лобо боялся только....
6. За его голову назначена....
7. Работа иллюстрацией. Беседа.
- Какой момент, по вашему мнению, изображен на иллюстрации?
- Совпадают образы, которые возникли в вашем воображении, с изображенными?
8. Выразительное чтение.
- Найдите и прочитайте эпизод, где рассказывается о привычках стаи Лобо.
- Прочитайте описания волков.
- Прочитайте эпизод, где изображена ловкость Лобо как охотника.
- Докажите, что Лобо - очень осторожный и мудрый.
9. Беседа по самостоятельно прочитанному.
- Какие привычки пригодились стае, помогали избежать ловушек?
-Как пытались люди положить конец произволу волков?
- Какими способами пытались бороться люди со своевольной стаей?
- К какому выводу пришли люди, когда все попытки поймать волков оказались напрасными?
V. Обобщение и итоги.
1. Слово учителя.
Часто люди думают о животных, как о существах, которые не имеют чувств, переживаний, одним словом, как о чем-то ниже, чем мы, люди. Однако это не так. И именно книги Сетона- Томпсона помогают нам изменить свои взгляды, учат понимать животных, объясняют их поведение. Прочитав только первую часть рассказа, мы так много узнаем о волках, возможно, кто-то изменил свое отношение к этим хищникам?
2. Работа с эпиграфом
.
Эпиграфом к нашему уроку стали слова Самого Э.Сетон-Томпсона, которого индейцы назвали Черным Волком и так он подписывал свои письма или просто рисовал волчий след: «Люди и звери! Мы - дети одной матери природы. »
3.Прийом «Микрофон».
Методический комментарий: отвечает только ученик, в руках которого находится воображаемый микрофон.
- Согласны ли вы с этим утверждением?
- Что из услышанного вами на уроке подтверждает их истинность?
НЕ оставлял надежду Лобо Бланку повстречать
Выл жалобно, протяжно... явно горе слышно,
Всю ночь он продолжал свою подругу звать,
И по следам нашёл, где всё в её крови... Убили!
И душераздирающий раздался вой... Словами и не передать...
Потом дошёл до самой фермы по следам,
Он мстит хотел... Искал он Бланки тело,
Но только смог собаку на кусочки разорвать
Как Обезумевший кружился он вокруг фермы
И Томпсон стал ему капканы расставлять.
Решил он вожака поймать пока тот не в себе
И трупом Бланки приманил и план сработал.
Убитый горем, Лобо вдруг почувствовал подруги след
И опрометчиво к ней кинулся и так был пойман,
Попал на несколько капканов и освободиться шансов нет.
Два дня так Лобо пролежал, Теряя кровь,
Слабел, но остальных он звал призывным воем,
Но ни один к нему на помощь НЕ пришёл.
Все предали, кому он жизни сохранял так долго.
Вожак попал в беду и был он обречён.
НЕ оказал сопротивления и дал охотникам себя связать
И ждал конца, смотрел с тоской он в сторону ущелья
Как сердце выдержит? Свободу, силу и подругу потерял,
Но мёртвый рядом с Бланкой, снова вместе,
Теперь уж Неразлучные навсегда...
По рассказу Эрнеста Сетона-Томпсона
V
I
. Домашнее задание.
Для всех.
Прочитать вторую часть рассказа, выполнить задание в тетради.
Индивидуальные задания.
1.Проследите по тексту, как меняется отношение автора к Лобо (назовите эти моменты).
2. Создать собственные иллюстрации к рассказу, составить комментарий к ним.