Главная » Красота и здоровье » Жизненный и творческий путь равеля кратко. Общая характеристика творчества мориса равеля. Смотреть что такое "Жозеф Морис Равель" в других словарях

Жизненный и творческий путь равеля кратко. Общая характеристика творчества мориса равеля. Смотреть что такое "Жозеф Морис Равель" в других словарях

Морис Равель - французский композитор-импрессионист, вошедший в историю как реформатор музыки начала 20 века. Балет «Болеро», композицию для которого сочинил Равель, и сейчас с успехом идет на сценах мировых театров. Музыкант известен также как критик, пианист и дирижер.

Детство и юность

Музыкант родился в южном французском городке Сибуре в семье инженера путей сообщений. Отец – выходец из Швейцарии, обожал музыку, виртуозно играл на флейте и трубе. Мама по национальности басконка, верно хранила традиции этого древнего народа, живущего на границе Франции и Испании. В детстве Морис часто слышал баскскую музыку, элементы которой в будущем отразились в его творчестве.

Вырос Морис Равель в Париже, куда вскоре после появления наследника перебрались родители. С семи лет мальчика обучали музыке, а в 14 подросток стал студентом столичной консерватории по классу фортепиано. Учителями юного дарования стали знаменитости того времени – музыкант и композитор Габриэль Форе, пианист Шарль Берно, которые помогли таланту Мориса раскрыться, и Андре Жедальж.

Путь к получению диплома оказался тернистым и долгим: смелые взгляды, независимость суждений и стремление демонстрировать собственный стиль в музыке руководство консерватории принимало в штыки, Равеля отчисляли на пару лет, восстанавливали, затем снова выгоняли.

Музыка

Преподаватели сразу разглядели талант музыканта. На последних курсах Морисом плотно занялся Форе. По настоянию композитора юноша начал писать музыку. Из-под его пера вышел «испанский» цикл, включивший произведения «Хабанера», «Павана на смерть инфанты», «Античный менуэт».

Композиция Мориса Равеля «Хабанера»

Однако настоящий интерес к сочинительству проснулся после того, как Морис Равель познакомился с творчеством Эрика Сати. Родоначальник импрессионизма, «музыкальный проказник», который славился экстравагантностью и смелостью, находился в глубоком «подполье». Еще одним кумиром стал пианист Рикардо Виньес.

В первые 15 лет после получения диплома консерватории Равель много работал, создав множество композиций. Но до славы и признания в академических кругах никак не мог дотянуться. Хотя его музыка тогда уже вполне соответствовала критериям произведений искусства, но он слыл новатором, яркая музыка отличалась импрессионисткой эстетикой.


А это раздражало представителей старой школы, особенно композиторов, членов жюри музыкального совета Академии искусств. Молодой человек трижды пробовал силы в состязании на вожделенную Римскую премию, однако неизменно проигрывал соперникам. Четвертая попытка изменила жизнь не только мужчины, но и привнесла новизну в музыкальный мир Парижа.

Неугодному молодому композитору отказали в участии в конкурсе, аргументируя тем, что уже не позволяет возраст. Претендовать на премию разрешалось музыкантам, не достигшим 30 лет. Но Равель еще не успел отпраздновать юбилей (оставалось несколько месяцев), поэтому посчитал отказ неправомерным.

Композиция Мориса Равеля «Игра воды»

Разразился скандал, который в итоге вырос до внушительных размеров – открывались все новые и новые факты о конкурсе и противозаконных действиях членов жюри. Верхушка Академии искусств отправилась в отставку, а у руля встал Габриэль Форе.

А Морис Равель превратился в глазах парижской богемы в героя, популярность музыканта возрастала с каждым днем, в домах разгорались споры по поводу этой любопытной личности, сочинения звучали на концертах и издавались огромными тиражами. По сути, Равель стал вторым после лидером импрессионизма.


Творческую биографию на время прервала Первая мировая война. Морис Равель рвался на фронт, но его браковали – из-за низкого роста. И все же музыканту удалось попасть на войну, три года служил в автомобильном дивизионе и авиационном полку.

После демобилизации композитор продолжил творческий путь, однако работал уже в несколько других жанрах. Если до войны сочинял оперы, то теперь обратился к инструментальным пьесам. Карьера получила новый виток: Морис сочинил «Гробницу Куперена» и завел знакомство с россиянином, постановщиком балетной антрепризы «Русские сезоны» .

Композиция Мориса Равеля «Альборада» из цикла «Отражения»

Это вылилось в интересное сотрудничество – Равель написал музыку для балета «Дафнис и Хлоя» и «Вальс». В первой постановке главная партия досталась легендарному русскому танцовщику Вацлаву Нижинскому.

Звезда Мориса Равеля разгоралась все ярче. Композитор отправился с гастролями по Европе, тепло встретили фанаты в Италии, Англии и Голландии. К французу обращались с заказами именитые представители музыкального мира. Так, в то время Морис написал оркестровку «Картинок с выставки» Модеста Мусоргского для дирижера Сергея Кусевицкого.


Неоценимым вкладом в мировое музыкальное искусство стало произведение для оркестра «Болеро». История создания любопытна. Идею автору подкинула балерина, чье имя гремело на весь мир – Ида Рубинштейн. Работая над партитурой, Равель писал другу, что в ней «нет формы и нет развития», переплелась классика и ритмы испанской музыки.

Впервые «Болеро» Рубинштейн поставила в 1928 году на сцене парижской Гранд-Оперы. Позднее танец стал частью репертуара .

Композиция Мориса Равеля «Болеро»

В последние годы жизни композитор работал мало. В 1932-м, во время европейских гастролей, которые проходили в компании с пианисткой Маргаритой Лонг, музыкант получил серьезную черепно-мозговую травму в автомобильной катастрофе. Точку в творчестве поставило произведение «Три песни», написанное для .

Личная жизнь

Личная жизнь музыканта – тайна за семью печатями. Удивительно, но Морис никогда не имел жены и не оставил наследников. В биографии композитора не видны следы любовниц, имена возможных партнеров мужского пола тоже отсутствуют.

Смерть

В 1933 году у французского композитора диагностировали неврологическое заболевание. Врачи предполагали, что недуг – это следствие травмы, полученной в той аварии.


Спустя четыре года виртуозному музыканту сделали операцию на головном мозге. Хирургическое вмешательство оказалось роковым – Морис Равель скончался 28 декабря 1937 года. Прах музыкального новатора захоронен в пригороде Парижа Леваллуа-Перре.

  • Отец Мориса, Жозеф Равель, относится к числу французских изобретателей «самоходной повозки» (или автомобиля).
  • Главным кумиром композитор называл .
  • Длительность «Болеро» составляет 17 минут.
  • В 1932 году Равель написал фортепианный концерт для левой руки. С такой просьбой к композитору обратился товарищ, австрийский пианист, потерявший в огне Первой мировой правую руку.

Цитаты

«Для нас, басков, песня и танец – это то же, что хлеб и сон».
«Знаю: для современной музыки почти нет правил. Начинают без всякой надобности с того, что попадётся под руку. Похоже на изготовление дамской шляпки, хотя и менее искусно».
«Мне хотели устроить завтрак с , но я сообразил, что это будет не слишком забавно для нас обоих. Он не знает ни слова по-французски».
«Великая музыка, я убежден в этом, всегда идет от сердца. Музыка, созданная только путем приложения техники, не стоит бумаги, на которой она написана».
«Безумие - это повторение одного и того же действия».

Произведения

  • 1895 - «Старинный менуэт»
  • 1898 - «Шехеразада»
  • 1905 - «Отражения»
  • 1907 - «Испанская рапсодия»
  • 1907 - «Испанский час»
  • 1908 - «Ночной Гаспар», или «Призраки ночи»
  • 1912 - «Дафнис и Хлоя»
  • 1917 - «Гробница Куперена»
  • 1920 - «Вальс»
  • 1924 - «Цыганка»
  • 1925 - «Дитя и волшебство»
  • 1926 - «Мадагаскарские песни»
  • 1928 - «Болеро»
  • 1933 - «Три песни Дон Кихота к Дульсинее»

Морис Равель (1875-1937) был младшим современником Дебюсси и долгое время воспринимался просто как его подражатель. «Тень» основоположника музыкального импрессионизма мешала увидеть истинное лицо Равеля, а между тем, его творческий почерк во многом отличен от стиля Дебюсси, которого Равель пережил на два десятилетия.

Его творческая биография началась в пору расцвета импрессионизма, а продолжалась после I мировой войны, когда импрессионизм исчерпал себя, уступив место новым художественным течениям. Война стала тем рубежом, который разграничил творческий путь Равеля на два периода:

  • I - с 1895 (когда был издан «Старинный менуэт», первое опубликованное сочинение) по 1914;
  • II - 1917-1932 («3 песни Дон Кихота», последнее произведение композитора).

В парижской консерватории, куда Равель поступил в 14-летнем возрасте, он прошел строгую школу музыкального профессионализма. Его учителем композиции был Габриэль Форе. Уже тогда проявилась независимость художественных вкусов Равеля. Его интересовали «нетрадиционные» произведения Эрика Сати, «Послеполуденный отдых фавна» и «Ноктюрны» Дебюсси (Равель сделал их фортепианные переложения), (с русской музыкой Равель впервые познакомился во время Всемирной выставки, которая открылась в год его поступления в консерваторию). Он всегда много читал (его любимцами были Шарль Бодлер, Эдгар По), увлекался современной живописью Моне, Ван Гога.

Интерес к новому искусству причудливо смешивался с тяготением к рационализму XVIII века. Равель изучал классическую французскую философию, произведения Дени Дидро («Парадокс об актере»), поэзию Ронсара и Маро (поэты франц. Ренессанса), восхищался творчеством франц. клависинистов. Следовательно,художественные вкусы Равеля формировались под воздействием различных, порой противоположных факторов.

Своих единомышленников Равель обрел в кружке молодых поэтов, художников, музыкантов, именовавших себя в шутку «апашами» («бродягами», «босяками»). Встречи апашей посвящались в основном музицированию. Кроме того, Равель посещал артистический салон польской семьи Годебских (с которыми был дружен Тулуз-Лотрек). В салоне Годебских собирался художественный и артистический цвет Парижа.

1 период творчества (1895-1914)

В I период творчества были созданы:

  • фортепианные произведения « Павана на смерть инфанты», «Игра воды», Сонатина, циклы «Отражения», «Ночной Гаспар», «Моя матушка Гусыня»;
  • вокальные циклы «Шехерезада», «Естественные истории», романсы и поэмы на стихи поэтов-символистов;
  • опера «Испанский час»;
  • балет «Дафнис и Хлоя»;
  • «Испанская рапсодия».

В этих произведениях преобладают поэтич. картины природы, народного быта, образы Востока, родной ему Испании. Композитор обращается к поэтизированному танцу, сказке, мотивам античности (т.о. отсутствует социальная тематика). Мелодика Равеля избегает вводнотоновости (тема «Паваны»), в ней часто встречаются секундово-квартовые, пентатонные обороты, Ритмы очень активны, характерны полиритмические комбинации, смещения акцентов, сложные размеры. В гармонии встречаются необычные аккорды (например, «колючий» аккорд с неприготовленным задержанием), многозвучные аккордовые комплексы (до 12-звучия). В терцовую структуру включаются побочные тоны, альтерации (характерны созвучия с ум.8). Используются архаические лады, лады испанской музыки.

Оркестровка изысканна и блестяща, с частыми solo, необычными эффектами звукоизвлечения, флажолетами и glissando, сложнейшими пассажами струнных и деревянных. В целом - доминирует интерес к красочности, любование «прекрасным мгновением».

2 период творчества (1917-1932)

События I мировой войны глубоко потрясли Равеля. Несмотря на освобождение от воинской службы он добровольно вступил в действующую армию и только после перенесенных тяжелых болезней весной 1917 года демобилизовался. В этом году он сочинил свой последний фортепианный цикл - сюиту «Гробница Куперена» - «дань уважения не только Куперену, но и всей французской музыке XVIII века». Посвятил погибшим друзьям.

«Гробница Куперена» открыла новый - послевоенный период в творчестве Равеля. Если раньше оно развивалось в русле импрессионизма, то сейчас импрессионистские черты теряют главенство, хотя и не исчезают бесследно. Равель понял и отразил горечь войны с ее неслыханными жертвами. Его творчество эволюционирует от радостного восприятия жизни к большему драматизму отельных произведений («Вальс», 2-й фортепианный концерт).

Меняется его стиль, сам композитор определил эту тенденцию как «лаконизм, доведенный до предела». Появились новые черты:

  1. - стремление к отчетливости мелодического рисунка и его преобладанию над колоритом; при этом на смену кратким мотивам приходят протяженные мелодии широкого дыхания (они встречались эпизодически и раньше). Яркий пример - тема «Болеро».
  2. - возрастает роль полифонии;
  3. - усиливается роль конструктивного начала;
  4. - усиливается контрастность музыкальной формы, действенность развития;
  5. - в произведениях послевоенных лет Равель чаще обращается к традициям прошлых веков, к искусству XVII - XVIII веков, т.о. его стиль соприкасается с эстетикой неоклассицизма. Очень ярко это проявилось в «Гробнице Куперена», в Первом фортепианном концерте.
  6. - новым было и увлечение джазом. Равель был в числе музыкантов, увидевших в джазе источник обновления традиционных форм.

Произведения 2-го периода

  • фортепианные - цикл «Гробница Куперена», два фортепианных концерта;
  • вокальные - «Мадагаскарские песни», «3 песни Дон Кихота»;
  • симфонические - хореографич. поэма «Вальс», «Болеро»;
  • камерные - соната для скрипки и виолончели; соната для скипки и ф-но; опера-балет «Дитя и волшебство».

Говоря о стилистических отличиях, произведений I-го и II-го периодов, следует выделить и некоторые общие приметы равелевского стиля:

  • тяготение к рельефному тематизму, в котором ясно ощущаются народные истоки;
  • интерес к фольклору, особенно испанскому;
  • огромная роль танцевальных элементов; тяготение к танцевальной ритмике самых разных жанров, от менуэта до фокстрота;
  • четкость музыкальной формы. К Равелю, в отличие от многих других композиторов рубежа веков, вполне применимы критерии классичности (стройность, уравновешенность формы). В отличие от Дебюсси, Равель вполне лоялен к традиционным формам, в частности, к сонатной, которую часто использует;
  • мастерство оркестрового письма («виртуоз оркестровки»).

Жозеф Морис Равель (фр. Joseph-Maurice Ravel, 1875-1937) - французский композитор, один из реформаторов и самых значительных деятелей музыки XX века. Наиболее известное произведение - «Болеро». Среди самых известных работ - блестящая оркестровка «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского.

Морис Равель родился 7 марта 1875 г. в городе Сибур на юге Франции (ныне департамент Атлантические Пиренеи). В 1882 г. начал заниматься фортепиано у А. Гиза, с 1887 г. занимался гармонией у Ш. Рене. Окончил Парижскую консерваторию. Ученик А. Жедальжа (контрапункт) и Г. Форе (композиция). Город Сибур находился на самой границе с Испании, где в это время служил его отец инженер- путеец страстный любитель музыки, прививший эту любовь своему сыну. В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию, которую закончил по классу фортепиано. Молодому музыканту очень много помогал его учитель Шарль Берно, известный пианист того времени. Однако интерес к импровизации, созданию композиции появился у Равеля после встречи с другим композитором Рикардом Виньесом. Именно после этого у Мориса появилась страсть к сочинительству.

На последнем году обучения он попал в класс к крупному французскому композитору Габриэлю Форе. По его инициативе Равель сочинил цикл произведений на испанские мелодии - «Хабанеру», «Павана на смерть инфанты», «Античный менуэт». После окончания за период 1900-1914 гг он пишет множество сочинений.

Когда слушаешь музыку этого композитора, то создается впечатление, будто наблюдаешь за работой художника, создающего свое полотно. Однако, как и большинство композиторов, творчество Мориса Равеля некоторое время не было признано. Только после выступлений в его защиту крупнейших деятелей культуры Франции Р.Ролана и Г Форе, Равелю была присуждена большая Римская премия. Это позволило ему отправиться на трехгодичную стажировку в Италию.

Во время первой мировой войны Морис работал водителем грузовика на аэродроме. Прослужив более года Равель, был демобилизован после двух серьезных ранений. Вернувшись после войны в Париж композитор входит в состав так называемой «шестерки» - группы крупнейших композитров. Они стремились отражать в своей музыке события, происходившие перед их глазами. Благодаря этому в музыке Равеля стало преобладать эмоциональное начало. Поэтому от сочинения опер он переходит к созданию инструментальных пьес и пишет цикл сюит « Гробница Купидона». Примерно в это же время Морис Равель знакомится со знаменитым русским продюссором и постановщиком С.Дягилевым, ставящим в Париже «Русские сезоны» специально по его заказу ставится балет на музыку Равеля «Дафнис и Хлоя», в главной партии - В.Нижинский - великий русский танцовщик. Затем будет поставлен еще один балет «Вальс». Сочинение после премьеры стало использоваться как отдельное произведение. Наступает время рассвета и славы Мориса Равеля.

Однако популярность и знаменитость гнетет композитора и он переезжает из Парижа в местечко Монфор-Ламори, что, в принципе, не означает отказ от дальнейшей музыкальной деятельности.

Равель много гастролирует; выступает с турами в Италии, Голландии и Англии. И всюду его встречал восторженный прием благодарных почитателей. По заказу русского дирижера С.Кусевицкого Равель выполняет блестящую оркестровку «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского. Все это происходит во время работы Мориса над самым его известным произведением «Болеро». В этом произведении композитор пытался соединить классические традиции с ритмами испанской музыки. Замысел этого произведения принадлежит знаменитой балерине Иде Рубинштейн.

Сорасположенность частей, их строгая последовательность в развитии главной темы позволили передать танцевальную стихию испанской музыки. Знаменитая русская балерина Анна Павлова включила «Болеро» в свой репертуар. В 1925 году М.Равель завершил работу над новаторским произведением «Дитя и чудеса (волшебство)». Это произведение было названо оперой-балетом. Наряду с традиционными инструментами впервые прозвучал, при исполнении этого произведения, инструмент композитора -элиофон, искусно имитирующий порывы ветра.

В 1932 году Равель вновь совершает турне по Европе вместе со своей женой Маргаритой Лонг. В это же время он начинает работы над новым произведением - балетом «Жанна Д Арк». Однако попадает в автомобильную катастрофу и работа прекращается. Начиная с 1933 г. Равель страдал от серьёзного неврологического заболевания, ставшего, возможно, последствием черепно-мозговой травмы, которую он получил в автокатастрофе. Последним произведением тяжело больного композитора было «Три песни» к первому звуковому фильму «Дон Кихот». Они были написаны для русского певца Ф. И. Шаляпина.

Композитор умер 28 декабря 1937 г. в Париже после неудачно проведенной операции на головном мозге, предпринятую с целью лечения афазии. Похоронен на кладбище парижского пригорода Леваллуа-Перре.

Жозеф Морис Равель родился 7 марта 1875 года в городке под названием Сибур, что во Франции на границе с Испанией (сейчас там расположен департамент Атлантические Пиренеи). Там служил его отец, который был инженером-путейцем. Именно он, так обожавший музыку, передал это чувство и сыну. Уже в 1882 году мальчик начинает обучаться игре на фортепиано по наставлениям А.Гиза, а в 1887 изучает музыкальную гармонию под руководством Ш. Рене. Через 2 года он поступит в Парижскую консерваторию и закончит ее по классу фортепиано. Юное дарование будет поддерживать знаменитый пианист того периода и его преподаватель Ш. Берно. Когда он познакомится с «запрещенным» творчеством Эрика Сати, который был очень экстравагантной личностью и считался родителем импрессионизма в музыке, у молодого музыканта проснется желание импровизировать и сочинять композиции. Точно так же на него повлияет творчество пианиста Риккардо Виньеса, который вдохновит его на создание своих собственных произведений. Через тридцать лет он будет благодарить их за пробуждение в нем музыкальной силы, а самого Сати назовет своим «Прекурсом», тоесть «Предтечей».

Окончив консерваторию, он стал писать произведения. Под впечатлением своего преподавателя на последнем курсе обучения Габриэля Форе и по его инициативе он создал серию композиций: «Античный менуэт», «Павна на смерть инфанты» и «Хабанеру». Но будучи молодым и малоизвестным композитором Морис Равель не получает достойного внимания среди профессионалов и в академических кругах. В 1901, в 1902 и в 1903 году он принял участие в конкурсе Римской премии и все три раза остается ни с чем. В первом году его обходит Андре Капле, во втором ученик Ш. Ленве Эмэ Кунцу, а в следующий раз он уступает место известному композитору Раулю Лапарро и еще одному ученику Ленве. В 1904 году он пропускает конкурс, ибо собирается с силами и готовит новую программу для последней попытки получить премию. Последней, потому что ему должно было исполниться 30 лет, а это был предельный возраст для участия в конкурсе. И так, в 1905 году он выпрашивает для себя место в конкурсе, хотя уже на тот момент он был очень популярным и его часто приглашали на разные концерты. Но тут зарождается большой скандал вокруг Равеля. Четвертая попытка выступить на конкурсе с великим треском обрывается. Жюри, членами которого были Ксавье Леру, Жюль Массне, Эмиль Паладиль, Эрнест Рейер, Шарль Леневе и директор консерватории Теодор Дюбуа, комментировали свой отказ тем, что, Равель не проходит возрастное ограничение и является «очень старым» кандидатом (хотя на тот момент ему еще нет 30-ти). Так рушится мечта Равеля получить премию и стать самым старшим лауреатом Римской премии (самым младшим был Эмиль Паладиль). Настоящей же причиной отказа жюри принять участие в конкурсе было простое раздражение последних. Их бесила «антимузыкальная, буйная деятельность» Жозефа Мориса, они недоумевали и не принимали его красочные композиции с четкой импрессионистской эстетикой, которые на тот момент уже завоевали популярность среди народа (взять хотя бы его «Игру воды»). Такое отношение великого жюри к музыке Равеля вызвало огромную негодующую бурю эмоций среди других музыкантов и музыкальных издательств. Чуть позже скандал разразился с новой силой и стал более агрессивным, более острым, когда стало известно, что все участники конкурса Римской премии, начиная с 1905 года, были учениками одного учителя. Им был Шарль Леневе. Тогда газетные заголовки пестрели яркими, буйными, антикоррупционными и просто колкими замечаниями и возмущениями многих творческих личностей: писателей, композиторов, художников, поэтов, людей, которые любили и уважали музыкальное искусство.

На Равеля отказ академиков подействовал плохо, но внешне он оставался спокойным, никак не проявляя свое оскорбление. Чуть позже за него заступится влиятельный музыкальный критик Жан Марнольд, который активно выступал за любое проявление импрессионизма. Он выпустил статью в журнале «le Temps» 15 мая 1905, в которой очень негативно отзывался об академиках и предлагал разогнать эту кучку педантов и жуликов - лицемерных Паладия, Дюбуа и Леневе.

Эти три человека, по мнению большинства, представляли собой объединение трех понятий - «Академия», «Консерватория» и «Профессура». Они ассоциировались с тем, что всегда противостояли зарождению живости и всяческим нововведениям в искусстве. Скандал приобрел огромные размеры, в котором персона Равеля занимала центральное место. Благодаря ему, о композиторе узнали во всех слоях общества, его популярность и авторитет возросли. Музыкальная сторона Парижа стала живее и динамичнее. Эти все события привели к уходу с поста директора консерватории Теодора Дюбуа, а его место занял Габриэль Форе. Так начался новый период творчества Парижской консерватории.

Морис Равель, не выиграв Римскую премию на конкурсе, тем не менее, получил всеобщее признание и уважение. Он стал победителем в глазах музыкального общества и навсегда порвал с академическими кругами. В 1905 году он становится центральной фигурой в культурной жизни Франции: его сочинение издаются во всех печатях, ставятся во всех концертах, все его знают и о нем говорят. Как представитель импрессионизма он становится на один уровень с лидером этого течения Клодом Дебюсси, которого он очень уважал.

Когда началась война с Германией, композитор был призван в армию, однако не прошел по армейским стандартам из-за маленького роста и недостаточного веса. Но Равель хотел участвовать в войне и через три месяца, использовав все свои связи, добился принятия его добровольцем в автомобильный дивизион, где провел чуть больше трех лет. Война подорвала его здоровье и в 1918 году его отлучили от армии по болезни.

После войны Равель отходит от сочинения опер и начинает создавать инструментальные пьесы, появляется сюита «Гробница Куперена». Он знакомится с известным русским постановщиком С. Дягилевым, который в Париже ставил свои русские сезоны. Они начинают сотрудничать, так появляется балет «Дафнис и Хлоя» на музыку Равеля. На главную роль приглашен знаменитый русский танцовщик В. Нижинский. После этого рождается еще один балет - «Вальс», который после премьеры будет чаще использоваться отдельным произведением. Возрастает слава Мориса Равеля. Но она начинает угнетать его, и музыкант меняет Париж на Монфор-Ламори.

У Мориса Равеля было много концертных выступлений по всей Европе. Во всех странах его ждал теплый прием и радушная публика. Он создает блистательную оркестровку к «Картинкам с выставки» М. П. Мусоргского. Об этом его просит русский дирижер С. Кусевицкий. Выполнение этой просьбы приводит к зарождению его самого знаменитого сочинения «Болеро». Идею этой работы подает балерина Иде Рубинштейн.

В «Болеро» автор объединил ритмы испанской музыки и классические традиции, создав строгую последовательность частей. Главную роль в этом балете исполняла известная балерина России Анна Павлова. В 1925 году М. Равель создает оперу-балет «Дитя и чудеса (волшебство)». В нем впервые прозвучал элифон - музыкальный инструмент композитора, виртуозно подражающий порывам ветра.

Свое второе концертное турне по Европе М. Равель провел в 1932 году совместно со знаменитой пианисткой Маргаритой Лонг. Балет «Жанна д’Арк» зарождается в этот период, но ее написание было прервано автомобильной катастрофой. Композитор получает черепно-мозговую травму и с 1933 года его мучает серьезное неврологическое заболевание. Будучи тяжело больным, он создает последнее его творение, которое получит название «Три песни». Это произведение было написано к фильму «Дон Кихот» - первому фильму со звуком. Главная партия создавалась для русского певца Ф. И. Шаляпина.

Морис Равель не перенес черепно-мозговую операцию и скончался в 1937 году 28 декабря. Его похоронили в Леваллуа-Перре.

Морис Равель (1875 - 1937), французский композитор-импрессионист, дирижёр.

Когда говорят о французской музыке ХХ века, то рядом называют два имени: Клод Дебюсси и Морис Равель. Это естественно, ведь, действительно, два этих великих композитора определили наиболее важные тенденции развития французской музыкальной жизни от 80-х годов XIX века и до середины следующего столетия.

Творческий путь Равеля длился около четырёх десятилетий - от конца XIX до середины 30-х годов ХХ века. Деятельность прославленного композитора началась в относительно мирной Европе, а закончилась в трагические годы, когда над миром нависла опасность фашизма. Бурная эпоха с ее драматическими конфликтами, грандиозными катастрофами и стремительной жизненной динамикой нашла в музыке Равеля своеобразное и яркое отражение. Его наследие остаётся одним из самых значительных явлений французского и мирового музыкального наследия.

Почти вся жизнь Равеля, как и большинства французских художников, писателей, музыкантов, связана с Парижем. Он характерный представитель парижского художественного мира своего времени: нервно-впечатлительный, обострённо интеллектуальный, сдержанный в проявлении тщательно скрываемых переживаний, не лишённый экстравагантности и склонности к эпатированию.

Равель по происхождению не парижанин. Отец его Пьер Жозеф Равель принадлежал к французской семье, переселившейся в Швейцарию. По профессии он был инженером. Его изобретения и усовершенствования обеспечили ему место в истории автомобилестроения. Технические способности отца были унаследованы сыном-композитором, своеобразно отразившись в его жизни и творчестве. Кроме того, он был широко образованным человеком: имел вкус к живописи, тонко чувствовал музыку. Мать Равеля была уроженкой страны басков в Нижних Пиренеях и воспитывалась в Мадриде, где она и встретила Жозефа Равеля, приехавшего туда строить железную дорогу. После свадьбы супруги уехали в приморский городок Сибур, где и появился на свет Морис Равель.

Если от отца Морис унаследовал склонность к технике и живой интерес к искусству, то мать передала ему любовь к испанской мелодике. Испанские песни, звучавшие над колыбелью мальчика, сохранились в его сознании до конца жизни, определив одну из главных линий его творчества.

Морису было три месяца, когда семья переехала в Париж. Мальчик рос в условиях, благоприятных для развития дарования. Чуткие, любящие родные поняли его призвание.

Равель не был вундеркиндом. Занятия музыкой начались, когда Морису было шесть лет, сначала с Анри Гизом, потом с Шарлем Рене, преподававшим ему гармонию, контрапункт и композицию. Занятия шли успешно, но неторопливо, не обнаруживая в мальчике скороспелого дарования.

В двенадцать лет Равель приносит своему учителю «Вариации на тему Шумана», и учителя весьма впечатлило их своеобразие. По словам Шарля Рене, творческий облик будущего композитора формировался без особых усилий с его стороны - черта, чрезвычайно характерная для Равеля, чья художественная индивидуальность ярко обнаружилась в первых же сочинениях.

В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию. Два года он учился в подготовительном классе фортепиано у педагога Антиома, после чего перешёл в высший класс к Ш. Берио. В консерватории Равель стал хорошим воспитанником, не выделяясь особенными успехами.

Как обычно бывает, годы учения принесли не только запас знаний, но и много художественных впечатлений, сыгравших не менее важную роль в формировании будущего композитора. В годы, когда Равель усваивал начала консерваторской науки, парижан волновали выставки импрессионистов, романы Э. Золя и А. Франса, премьеры произведений Г. Форе, Э. Шабрие, А. Брюно.

Одним из выдающихся событий стали концерты русской симфонической музыки под управлением Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова. Эти концерты сыграли решающую роль в увлечении русским искусством французской молодёжи.

В 1895 году двадцатилетний музыкант написал произведения, в которых сказались плоды консерваторских занятий и ясно отразилось его собственное творческое лицо. Две пьесы – «Старинный менуэт» и «Хабанера» - характерны тем, что в них уже намечены две существенные линии творчества Равеля: музыкальные формы любимого им XVIII века и мелос Испании.

Мастерство Равеля становилось с годами все тоньше, совершенней, но главные его черты определились при первом же выходе композитора в свет.

В консерваторской жизни Равеля в эти годы произошли важные перемены. Большое значение имели занятия полифонии у известного педагога Андре Жедальжа - одного из известнейших педагогов музыкального Парижа. Не меньшую роль сыграли начатые в 1897 году занятия по композиции у Форе. В его классе была непринуждённая обстановка художественной мастерской.

Условия консерваторского учения Равеля были исключительно благоприятными: блестящая школа технического мастерства у Жедальжа и своеобразная лаборатория в классе Форе.

Вскоре после начала занятий у Форе Равель пробует свои силы в той области, где ему предстояло одержать поистине феерические победы, - в области оркестровой музыки.

Консерваторские годы подошли к концу, началась борьба за так называемую Римскую премию - довольно знаменитый и очень характерный эпизод в биографии молодого Равеля. Претендентом на неё становится Равель. Условием было сочинение кантаты на заданный текст. В данном случае жюри остановилось на крайне посредственных стихах поэта Ф. Бессье «Мирра». Напыщенный стиль Бессье был совершенно чужд тонкому вкусу Равеля. Тем не менее, композитор написал кантату, вызвавшую одобрение членов жюри. Однако I премию, дававшую право на поездку в Рим, присудили не Равелю, а А. Капле, способному композитору и дирижёру. Усердие Равеля отметили лишь II премией.

В том же году появляется «Игра воды» - ослепительный шедевр, который предваряет «Эскизы» Дебюсси и является одним из высших достижений современного фортепианного искусства. Эта пьеса предшествовала первым импрессионистским фортепианным пьесам Дебюсси («Эстампы», «Остров радости»), и Равель с правом может оспаривать у своего старшего современника славу зачинателя нового пианистического стиля.

Неудачи с получением Римской премии не остановили творческой работы Равеля. В 1903 году был написан Струнный квартет фа мажор, который отличается высоким мастерством. Это первый опыт композитора в рамках чётко очерченной крупной классической формы, если не считать учебных работ.

В 1904 году Равель познакомился с супругами Годебскими, и вскоре знакомство перешло в тёплую дружбу. Ум, доброта, обаяние польской супружеской пары сделали их скромную квартиру одним из артистических очагов Парижа. У них постоянно встречались молодые писатели Ж. Кокто, П. Валери, композиторы Э. Сати, И. Стравинский , М. де Фалья, А. Казелла, театральный и музыкальный деятель Дягилев и другие. В этом пёстром обществе Равель стал своим человеком. Он нашёл тёплое пристанище в семейном кругу Годебских.

Несколько оправившись после понесённых поражений, Равель в 1905 году осмелился ещё раз принять участие в конкурсе на Римскую премию. Но его даже не допустили. Консервативные члены жюри решили, что дерзкий новатор, известный своими гармоническими и тембровыми открытиями, попросту издевается над ними. «Дело Равеля», как его стали называть в прессе, приобрело характер публичного скандала.

Консерватория была скомпрометирована в глазах общественного мнения, и ее директор Т. Дюбуа принуждён был выйти в отставку. Эта нашумевшая история явилась одним из переломных моментов в развитии французской музыки, ознаменовав поражение консервативных кругов и победу новых веяний.

Связи молодого композитора с воспитавшей его консерваторией после пресловутого «дела» окончательно прекратились. Десятилетие, трагически закончившееся Первой мировой войной, было исключительно плодотворным, дарование Равеля достигло расцвета. В эти годы композитор пишет в различных жанрах: симфонические произведения, оперу («Испанский час»), камерную музыку - инструментальную и вокальную, обработки народных песен.

После премьеры оперы Равеля, которая несомненно является наиболее значительным явлением в- его вокальном творчестве, стало ясно, что наиболее ярко его талант проявляется в области инструментальной музыки. Подлинная его стихия - оркестр и фортепиано. Трудно назвать композитора, у которого бы так сплетались эти сферы. Красочность его музыкального мышления находила наилучшую почву в разнообразии оркестрового звучания и вместе с тем определяла одну из главных линий его фортепианного творчества. Сочиняя для рояля, он, по-видимому, думал об оркестре, не забывая, однако, о возможностях и специфике фортепиано. Это относится, в частности, к его серии пьес «Отражения», написанной в 1905 году.

В 1908 году на долю Равеля выпал первый крупный успех, связанный с исполнением «Испанской рапсодии». Любопытно, что один из величайших мастеров оркестрового колорита создал своё первое серьёзное симфоническое произведение лишь в тридцать два года. Испанская рапсодия написана под явным влиянием русской «Испанистики» («Арагонская хота» М. И. Глинки и «Испанское каприччио» Н. А. Римского-Корсакова).

Среди произведений, созданных в «блистательное десятилетие», выделяется также «Ночной Гаспар» - цикл из трёх фортепианных пьес, цикл детских пьес в 4 руки «Моя матушка-гусыня», фортепианный цикл «Благородные и сентиментальные вальсы».

Равель, человек огромного обаяния, покоряющей простоты, становится центром притяжения для литераторов, композиторов, художников. Наподобие вечеров, устраивавшихся друзьями Шуберта и называющихся «шубертиадами», у приятелей возникают своеобразные «равелиады», где царит дух глубокого уважения к творчеству, внимания друг к другу и искренняя сердечность отношений.

Среди приятелей Равеля было несколько русских: Стравинский, Дягилев, Нижинский, Ида Рубинштейн, Фокин. Именно Фокину принадлежит идея создания балета на античную тему. Этот замысел он вынашивал ещё в свою бытность в Петербурге, но, не встретив поддержки со стороны дирекции Мариинского театра, остыл к нему.

Знакомство с Равелем всколыхнуло желание осуществить давний замысел великого балетмейстера. Так родилось одно из высших выражений гения Мориса Равеля - балет «Дафнис и Хлоя». Премьера балета была дана в начале лета 1912 года на сцене парижского театра Шатле в исполнении труппы русского балета в антрепризе Сергея Дягилева.

Дружба со Стравинским, Дягилевым, Фокиным ещё больше сблизила Равеля с русским искусством. Об этом можно судить по нескольким произведениям разного плана и масштаба: это фортепианная пьеса «В манере Бородина», замысел инструментовки оперы «Женитьба» Мусоргского, также работа над партитурой «Хованщины», оперы, как известно, не завершённой Мусоргским. Дягилев, замышлявший постановку «Хованщины» в Париже, заказал Стравинскому и Равелю новую редакцию оперы и полную партитуру. К сожалению, судьба партитуры неизвестна. По-видимому, она сгорела во время пожара поместья Стравинского Устилуг на Волыни.

Другое обращение Равеля к музыке Мусоргского – инструментовка фортепианного цикла «Картинки с выставки» - привело к возникновению одной из самых поразительных партитур столетия, широко бытующей во всех симфонических оркестрах мира.

Русским связям Равеля мы обязаны также возникновению гениальной пьесы «Болеро», едва ли не самой популярной его композиции. Участница балетной труппы Дягилева Ида Рубинштейн, чьё своеобразное дарование, внешность, танцевальная манера привлекали ценителей балета, заказала Равелю «Испанскую танцевальную сцену» для солирующей танцовщицы (т. е. для себя) и группы балетных кавалеров. «Это танец, в очень умеренном неизменном темпе, как в мелодии, так и в гармонии, причём ритм беспрерывно отбивается барабанами. Единственный элемент разнообразия вносит оркестровое crescendo». Таково превосходное авторское истолкование произведения, которое имело громкий успех и до сих пор остаётся очень популярным.

Следует заметить, что Равель многократно обращается к балетному жанру, что, вне всякого сомнения, связано с парижскими сезонами Русского балета, показавшего, какие возможности заключаются в подлинно симфонизированном балете («Жар-птица», «Петрушка», «Весна Священная» Стравинского, «Половецкие пляски» Бородина, «Шехеразада» Римского-Корсакова).

В творческий мир Равеля ворвалась жизнь в самых жестоких ее проявлениях. Началась Первая мировая война. Из-за хрупкого здоровья и малого роста Равель освобождён от военной службы. Он пытается преодолеть обступающий его ужас и вынужденную пассивность в обстановке всеобщего бедствия усиленной творческой работой. Равель начал добровольно работать в госпитале, принимая на себя самые тяжёлые обязанности.

После настойчивых хлопот Мориса приняли, наконец, в армию в качестве шофёра грузовика Красного Креста. Он пытался перейти в авиацию для более активного участия в боевых действиях, но врачи не допустили из-за начавшегося расширения сердца.

Мысли о музыке не оставляли композитора и в этих условиях. Летом 1916 года он заканчивает работу над Тремя песнями для смешанного хора (без сопровождения).

В сентябре 1916 года Равель серьёзно заболел и перенёс операцию. Оправившись, он получил отпуск и поехал в Париж к матери. Здесь его ожидал новый удар: вскоре после его приезда мать скончалась. Вернувшись в часть, он не в состоянии был преодолеть гнетущее чувство одиночества. Здоровье было так расстроено, что весной 1917 года его отпустили домой. Некоторое время он пожил у друзей, и жажда творчества охватила его с прежней силой.

Результатом работы, увлёкшей Равеля и благотворно повлиявшей на его состояние духа, был фортепианный цикл «Гробница Куперена». В апреле 1919 года пианистка Маргарита Лонг выступила с этим циклом в Париже, и с тех пор он прочно вошёл в концертный репертуар.

Здоровье же Равеля было сильно расшатано. Он жаловался на своё душевное состояние. По совету врача в начале 1919 года Равель отправился на курорт в горы Савойи. Но улучшение не пришло и там. В затерянном среди гор отеле тяготили тоска, чувство одиночества, бессонница. Он подолгу лежал и не мог работать.

В начале 1920 года французские газеты опубликовали известие о награждении Равеля орденом Почётного Легиона. Не заручившись его согласием, правительство решило отметить заслуги композитора перед родной культурой. Презирая официальные знаки отличия, Равель отказался выполнить требуемые формальности, после чего было объявлено об исключении его из списка награждённых. Это вызвало в печати целую бурю, на которую, однако, сам виновник событий реагировал слабо.

После «Гробницы Куперена» состояние здоровья некоторое время не позволяло композитору сочинять. Лишь постепенно он стал возвращаться к творческому труду и к 1920 году закончил хореографическую поэму «Вальс». Первоначально предназначавшаяся для сценического воплощения, она была исполнена в концертном варианте. После триумфального приёма парижской публикой «Вальс» стал одной из самых популярных пьес симфонического репертуара. Премьера «Вальса» на сцене театра состоялась лишь в 1929 году. Его поставила замечательная русская танцовщица Ида Рубинштейн.

Творческие силы Равеля достигли расцвета, но здоровье было подорвано. Нервная система оставалась напряжённой до предела. Врачи советовали покинуть Париж с его вечной суетой, требовавшей больших затрат нервной энергии, и композитор решил переехать в небольшое селение Монфор-л"Амори в полусотне миль от столицы. Равель продолжал часто бывать в Париже.

В 1920-х годах Равель вошёл в моду. Его стали приглашать в разные страны дирижировать своими произведениями. Он побывал в Амстердаме, Венеции, Лондоне. Поездки очень утомляли его, по-прежнему мучила бессонница, нервы были в крайнем напряжении. Но он старался с обычной выдержкой не замечать страданий.

В начале 1928 года Равель предпринял большое концертное турне по Соединённым Штатам Америки и Канаде. Новые впечатления доставили ему давно не испытываемое наслаждение. Он выступал в различных ролях - дирижировал своими произведениями, играл на рояле, аккомпанировал. Несмотря на поездки, концерты, овации, четырёхмесячное пребывание в Америке не принесло видимого вреда здоровью композитора. «...Никогда не чувствовал себя лучше, чем во время этого сумасшедшего турне», - писал он друзьям, объясняя это длительным пребыванием в поездах, где он подолгу мог отдыхать и спать.

Весной Равель вернулся в Монфор-л"Амори. Композитора стали часто посещать его друзья. Круг их значительно расширился, появились композиторы А. Онегерр, Ж. Ибер, А. Тансман, скульптор Л. Лейритс и многие другие. В доме царило непринуждённое веселье, хозяин с обычным радушием принимал гостей.

В это время композитор заканчивал «Болеро», своё наиболее прославленное произведение. Оно стало одним из самых популярных не только в симфоническом наследии Равеля, но и в мировой музыкальной литературе ХХ века.

В это же время австрийский пианист П. Витгенштейн, потерявший на войне правую руку, просит написать Равеля фортепианный концерт для левой руки. Тут же вспомнился и давнишний замысел - сочинить фортепианный концерт для двух рук. В 1930 году композитор приступает к работе над обоими концертами.

Осенью того же года одна из кинофирм заказала нескольким видным композиторам, в том числе и Равелю, музыку для фильма о Дон-Кихоте, где главная роль предназначалась Ф. Шаляпину. Фильм так и не был снят, но Равель написал заказанные ему три песни Дон-Кихота к Дульцинее.

В творческом пути Равеля это были последние звуки, записанные им. Здоровье катастрофически ухудшалось, он не смог оркестровать песни, это выполнил его друг, дирижёр и композитор М. Розенталь.

Равель отправился в Швейцарию. Но и там, в санатории, облегчение не наступило. Мучившие в течение долгих лет усталость и хроническая бессонница перешли в тяжёлое мозговое заболевание. В начале 1934 года появились угрожающие симптомы расстройства памяти и нарушения способности писать. Чтобы составить небольшое письмецо, ему требовалась целая неделя напряжённого труда; он забывал начертания букв, каждое слово приходилось отыскивать в словаре, почерк стал совершенно неузнаваем. Постепенно он утрачивал дар речи, чувство осязания. Это было тем мучительнее, что сознание не покидало его.

В течение 1937 года положение настолько ухудшилось, что потребовалось хирургическое вмешательство. 19 декабря была произведена операция, после неё наступило летаргическое состояние, и 28 декабря 1937 года Равель скончался. Похороны состоялись в присутствии многочисленных почитателей.

Творчество Равеля сложилось в условиях великого исторического перелома. Высокая старая культура Франции поворачивалась к новым временам, и Равель был одним из первых, кто стоял на перекрёстке под штурмовым ветром истории.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта