Этот художник доказал свое мастерство и созданием живописных полотен, и оформлением спектаклей в театрах, и в качестве художника-графика. Но все же именно иллюстрации к сказкам Юрия Васнецова снискали особую любовь и признание маленьких читателей. Это стало главным делом его жизни. Об этом вспоминаем теперь мы, бывшие дети, читатели книг, в которых рассматривать иллюстрации, созданные этим художником, было не менее увлекательно, чем разбирать тогда еще по складам свои первые тексты.
Что же нам известно о биографии Юрия Васнецова?
Будущий художник родился в 1900 году в российском городке Вятки, в семье священника, служившего в местном соборе. Отдаленные родственные узы связывали эту семью с другими Васнецовыми - художниками Виктором и Аполлинарием, а также Александром Васнецовым, известным фольклористом, собирателем народных песен. Конечно, подобное семейное наследие не могло не сказаться на будущем творчестве художника.
Все свое детство Юрий Васнецов провел в Вятке. В этом провинциальном городке работало большое количество кустарных мастерских и артелей. Промыслы были самыми разными - мебельные, сундучные, игрушечные. Да и сама мать Юрия слыла в округе отменной вышивальщицей и кружевницей. Впечатления детства - самые яркие и именно они оказывают влияние на формирование наших представлений о мире, на воспоминаниях, которые остаются с нами до конца дней. Полотенца с вышитыми петухами, расписанные в русском народном духе короба и сундуки, яркие деревянные и глиняные игрушки - бараны, медведи, лошади, куклы... Все эти образы неспроста попали на страницы книг со знаменитыми васнецовскими "сказочными" иллюстрациями.
Молодой Юрий очень хотел стать художником - поэтому в 1921 году он поступил в Петроградские Государственные Свободные Художественные Мастерские (сокращенно ГСХМ) на отделение живописи. Среди учителей Васнецова называют Осипа Браза, Александра Савинова и даже русских авангардистов - Казимира Малевича и Михаила Матюшина.
После обучения художник начал сотрудничать со знаменитым Детгизом, где под началом живописца и, по общему мнению выдающегося мастера плаката, Владимира Лебедева он создал свои первые шедевры. Иллюстрации к детским книжкам "Болото" и "Конек-Горбунок", как сейчас принято говорить, "сделали ему имя". Вслед за ними были опубликованы оформленные Юрием Васнецовым "Три медведя" Льва Толстого, "Небылицы в лицах", "Ладушки", "Радуга-дуга". Тогда же им была создана и серия картин, созданных так называемой "техникой плоской печати" - детских литографических эстампов на традиционную фольклорную тематику.
После поездки на Север в 1931 году художник Юрий Васнецов окончательно укрепился в избранном пути. Уже владеющий всеми навыками мастера-живописца, он еще тщательнее подошел к изучению народных истоков.
Осуществив путешествие в русские северные края, художник начал осваивать новые для себя тонкости мастерства. Тогда и заговорили о "феномене живописи Васнецова". Вот, например, один из натюрмортов, с изображенной на нем большой рыбой: на продолговатом, красного цвета подносе лежит большая, с серебряной чешуей рыба. Картина стилистически выполнена так, что непонятно - то ли это геральдический знак, то ли просто коврик со стены крестьянской избы. Красные, черные и серебристо-серые тона противопоставлены, но в тоже время уравновешивают друг друга в общей художественной плоскости натюрморта.
Высоко оценивая как народное "базарное" искусство, так и каноны утонченной живописи, Юрий Васнецов к 1934 году создал такие полотна как "Дама с мышкой", "Натюрморт со шляпкой и бутылкой" и др. Однако опасаясь преследований, которые коснулись творческих работников того времени в связи с начавшийся кампанией борьбы с формализмом, Васнецов рисовал что называется "в стол", сделав эту часть своей живописи тайной и показывая картины лишь близким людям.
Лишь после смерти на выставках работы Юрия Алексеевича Васнецова в полной мере обрели своих поклонников. Тогда стало понятно, сколь велик был дар этого человека - являясь выдающимся "детским" художником, он был и замечательным мастером живописи XX века.
Совсем не случайно художник писал впоследствии, что всегда жил тем, что запомнил с детства.
И вот, почти так же, как вятские игрушки, нарядно и празднично, "одевает" художник своих героев. Кошки и козы, матери многочисленных семейств, носят на его иллюстрациях юбки, украшенные оборками и кружевами. Так и хозяйничают. А вот Зайчик, обиженный Лисой - на него художник, должно быть, из сострадания, надел теплую кофточку. Медведям же и волкам по вполне понятной всем детям логике одежды чаще всего не полагалось, потому что были они всем остальным зверям опасными и хищными врагами.
А вот необыкновенно добрый котик:
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть,
Либо Бореньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Бореньке снесу.
Носит котик по зимнему времени добротные расписные валенки, на шее у него повязан розовый бант, и баба сбоку от шагающего кота шумно радуется его появлению, и собака не торопится облаивать. А еще дальше домики с занесенными снегом крышами, с горящими окнами, и дым из труб столбом прямо в небо - а значит, и погода тихая, безветренная, ясная.
А как это глупо - жить во вражде! Вот две вороны сидят, отвернувшись друг от друга, нахохлившись, смотрят в разные стороны:
На крайчике, на сарайчике
Две вороны сидят,
Обе врозь глядят:
Из-за дохлого жука
Перессорились.
И окружающий этих скупердяек-ворон пейзаж совсем не тот, что на других картинках. Он куда скупее на краски и радости в нем явно недостает.
На иллюстрациях Юрия Васнецова оживает особый мир - уютный, добрый, спокойный. И необыкновенно красочный. В таком мире любому ребенку, а может, иногда и взрослому, захочется задержаться подольше, вглядываясь в его героев, заряжаясь их душевной щедростью, проживая вместе с ними их пусть и "пряничные", но такие трогательные истории. При этом звери, нарисованные Васнецовым, не приторны, но - таинственны. Некоторые критики даже считали, что художник пишет "страшноватые" картинки, пугая детей.
И еще это ведь очень по-русски: если страшно - то до дрожи, грустно - так до слез, а уж если радость - то непременно пир на весь мир.
Эмоциональность рисунков Васнецова продиктована прежде всего цветом, играющим в восприятии образов решающую роль. Он и декоративен, что вообще характерно для народного искусства, и поэтичен, что, в свою очередь, отличает все творчество художника.
Васнецовские иллюстрации - цветовая азбука для ребенка. Все просто, как в сказке: волк - серый, зайчик - белый, лиса - рыжая и т.п. Активно используется художником принцип, как называют этот прием искусствоведы, "волшебного фонаря". Действие происходит на некоем, обязательно праздничном, ярком цвете фона (красный, желтый, синий и др.). Эта среда, в которой общаются персонажи, композиционна сама по себе, и в то же время она - то новое яркое пятно, которое так необходимо детям, переворачивающим очередную страницу в ожидании новых впечатлений.
Книга, особенно в детских руках, - товар копеечный, скоропортящийся. У кого из нас в детстве не было "Плывет-плывет кораблик", иллюстрированный Конашевичем? Или знаменитого "Багажа" с рисунками Лебедева? А "Радугу-дугу" с чудесными животными Васнецова забыть и вовсе невозможно. Но у кого "дожили" эти книжки до наших дней? Наверное, лишь совсем у немногих. А ведь это были добротно сделанные, прекрасно оформленные, выполненные в удобном большом формате детские книги. И те, у кого они все еще хранятся, прекрасно знают, как воспринимают их сегодняшние дети. Да так же, как и взрослые много лет назад - с радостью и восхищением.
На ярких, остроумно и занимательно выполненных иллюстрациях Васнецова выросло уже несколько поколений юных читателей, а сам художник еще при жизни был назван классиком детских книжных иллюстраций.
Васнецов Юрий Алексеевич (1900-1973) — график, живописец, народный художник РСФСР (1966). Учился в Академии Художеств (1921-26) у А.Е. Карева, К.С. Петрова-Водкина, Н.А. Тырсы.
Творчество Васнецова навеяно поэтикой русского фольклора. Наибольшую известность получили иллюстрации к русским сказкам, песенкам, загадкам («Три медведя» Л. Н. Толстого, 1930; сб. «Чудодейное колечко», 1947; «Небылицы в лицах», 1948; «Ладушки», 1964; «Радуга-дуга», 1969, Гос. пр. СССР, 1971). Создавал отдельные цветные литографии («Теремок», 1943; «Зайкина избушка», 1948).
После смерти Васнецова стали известны его изысканные живописные стилизации в духе примитива («Дама с мышкой», «Натюрморт со шляпой и бутылкой», 1932-1934)
Слово художнику Васнецову Ю.А.
Родился Юрий Васнецов 4 апреля 1900 года в старинном городе Вятке, в семье священника. И дед его, и братья отца принадлежали к духовному сословию. Ю.А. Васнецов состоял в отдаленном родстве с Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. Большое семейство отца Алексия Васнецова жило в двухэтажном доме при кафедральном соборе, в котором батюшка и служил. Юра очень любил этот храм – чугунные плитки его пола, шершавые, чтобы нога не скользила, огромный колокол, дубовую лестницу, что вела на верхотуру колокольни…
Любовь к цветистой народной культуре художник впитал в своей родной стариной Вятке: «Все еще живу тем, что видел и помнил в детстве».
Вся Вятская губерния славилась кустарными промыслами: мебельными, сундучными, кружевными, игрушечными. Да и сама матушка Мария Николаевна была знатной кружевницей-вышивальщицей, известной в городе. В памяти маленького Юры на всю жизнь останутся и вышитые петухами полотенца, и расписные короба, разноцветные глиняные и деревянные кони, барашки в ярких штанишках, куклы-барыни – «от сердца, от души расписаны».
Еще мальчиком он сам расписал стены своей комнаты, ставни и печки в домах соседей яркими узорами, цветами, конями и фантастическими зверями и птицами. Русское народное искусство он знал и любил, и это помогало ему потом рисовать свои удивительные иллюстрации к сказкам. И костюмы, которые носили в его родных северных краях, и праздничные уборы лошадей, и деревянная резьба на окнах и крылечках изб, и расписные прялки и вышивки - все, что он видел с малых лет, пригодилось ему для сказочных рисунков. Еще в детстве ему нравился всевозможный ручной труд. Он шил сапоги и переплетал книги, любил кататься на коньках и пускать змея. Любимым словом Васнецова было «интересно».
После революции все семьи священников, в том числе и семья Васнецовых (мать, отец и шестеро детей), были выселены буквально на улицу. «…Отец больше не служил в кафедральном соборе, который был закрыт… да и вообще нигде не служил… Ему бы схитрить, сложить с себя сан, но тут-то и обнаружилась кроткая твёрдость духа: продолжал ходить в рясе, с крестом наперсным и при длинных волосах», – вспоминал Юрий Алексеевич. Васнецовы скитались по чужим углам, вскоре купили маленький домик. Потом пришлось его продать, жили в бывшей баньке…
Юрий отправился искать счастья в Петроград в 1921 году. Он мечтал стать художником. Чудом поступил на живописный факультет ГСХМ (позднее Вхутемас); успешно закончил учебу в 1926 г.
Его учителями был сам шумный столичный Петроград со своими европейскими дворцами и полных мировых сокровищ Эрмитажем. За ними последовал и длинный ряд многих и разнообразных учителей, открывших мир живописи молодому провинциалу. Среди них были академически вышколенный Осип Браз, Александр Савинов, лидеры русского авангарда – «цветовик» Михаил Матюшин, супрематист Казимир Малевич. И в «формалистических» работах 1920 годов индивидуальные особенности живописного языка Васнецова свидетельствовали о незаурядности дарования начинающего художника.
В поисках заработка молодой художник начал сотрудничать с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, где под художественным руководством В.В. Лебедева счастливо обрел себя в интерпретации тем и образов русского фольклора — сказок, в которых лучше всего удовлетворялась его природная тяга к юмору, гротеску и доброй иронии.
В 1930-х гг. ему принесли известность иллюстрации к книжкам «Болото», «Конек-Горбунок», «Пятьдесят поросят» К.И. Чуковского, «Три медведя» Л.И. Толстого. Тогда же он делал отличные — нарядные и увлекательные — литографские эстампы для детей, основанные на тех же сюжетных мотивах.
К сказке Льва Толстого «Три медведя» художник сделал удивительные иллюстрации. Большой страшный, будто заколдованный лес, и медвежья изба слишком велики для маленькой заблудившейся девочки. И тени в доме тоже темные, жуткие. Но вот девочка убежала от медведей, и на рисунке сразу посветлел лес. Так художник передал красками мажорное настроение. Интересно смотреть, как одевает Васнецов своих героев. Нарядно и празднично – кормилицу маму-Козу, маму-Кошку. Подарит им обязательно цветные юбки в оборках да кружевах. А обиженного Лисой Зайку пожалеет, тёплую кофту наденет. Волков, медведей, лис, которые добрым зверям жить мешают, художник старался не наряжать: не заслужили они красивой одежды.
Так, продолжая поиски своего пути, художник входил в мир детской книги. Чисто формальные поиски постепенно уступали место народной культуре. Художник все чаще оглядывался в свой «вятский» мир.
Поездка на Север в 1931 году окончательно убедила его в правильности выбранного пути. Он обратился к народным истокам, уже будучи искушенным в тонкостях современного живописного языка, что породило то явление, которое теперь мы можем назвать феноменом живописи Юрия Васнецова. Натюрморт с большой рыбой в полной мере свидетельствует о новых ярких тенденциях в работах Васнецова.
На небольшом красном подносе, пересекая его по диагонали, лежит большая сверкающая серебром чешуи рыба. Своеобразная композиция картины сродни геральдическому знаку и одновременно народному коврику на стене крестьянской избы. Плотной вязкой красочной массой художник добивается удивительной убедительности и достоверности образа. Внешние противопоставления плоскостей красного, охристого, черного и серебристо-серого тонально уравновешены и придают произведению ощущение монументальной росписи.
Итак, книжные иллюстрации составляли лишь одну сторону его творчества. Главной целью жизни Васнецова всегда были занятия живописью, и к этой цели он шел с фанатическим упорством: работал самостоятельно, занимался под руководством К.С. Малевича в Гинхуке, обучался в аспирантуре при Всероссийской АХ.
В 1932- 34 гг. он создал, наконец, несколько произведений («Дама с мышкой», «Натюрморт со шляпой и бутылкой» и др.), в которых проявил себя как очень крупный мастер, успешно соединивший утонченную живописную культуру своего времени с традицией народного «базарного» искусства, которое он ценил и любил. Но это позднее обретение себя совпало с начавшейся тогда кампанией борьбы с формализмом. Опасаясь идеологических преследований (уже успевших коснуться его книжной графики), Васнецов сделал живопись тайным занятием и показывал ее только близким людям. В своих пейзажах и натюрмортах, подчеркнуто незатейливых по их мотивам и на редкость изощренных по живописной форме, он достигал впечатляющих результатов, своеобразно возрождая традиции русского примитивизма. Но эти работы практически не были никому известны.
В годы войны, проведенные сначала в Молотове (Пермь), потом в Загорске (Сергиев Посад), где он состоял главным художником Института игрушки, Васнецов исполнил поэтичные иллюстрации к «Английским народным песенкам» С.Я. Маршака (1943), а затем к его же книжке «Кошкин дом» (1947). Новый успех принесли ему иллюстрации к фольклорным сборникам «Чудодейное колечко» (1947) и «Небылицы в лицах» (1948). Васнецов трудился необычайно интенсивно, по многу раз варьируя дорогие ему темы и образы. Своеобразным итогом его многолетней деятельности стали широко известные сборники «Ладушки» (1964) и «Радуга-дуга» (1969).
В ярких, занимательных и остроумных рисунках Васнецова русский фольклор нашел едва ли не самое органичное воплощение, на них выросло не одно поколение юных читателей, а сам он уже при жизни был признан классиком в области детской книги. В русской народной сказке все неожиданно, неведомо, невероятно. Если страшно, так до дрожи, если радость - пир на весь мир. Вот и художник делает свои рисунки к книге «Радуга-дуга» яркими, праздничными - то страница голубая с ярким петухом, то красная, а на ней бурый медведь с березовым посохом.
Трудная жизнь художника оставила неизгладимый след на его отношениях с людьми. Обычно доверчивый и мягкий по характеру, уже будучи женат, он стал нелюдимым. Нигде не выставлялся как художник, нигде не выступал, ссылаясь на воспитание двух дочерей, одна из которых – старшая, Елизавета Юрьевна, – впоследствии станет знаменитой художницей.
Покидать дом, родных, даже ненадолго, было для него трагедией. Любое расставание с семьёй было непереносимо, а день, когда предстояло отправиться в путь, был испорченным днём.
Перед выходом из дому Юрий Алексеевич даже слезу пускал от огорчения и тоски, но не забывал всё-таки всем положить под подушку какой-нибудь гостинец или милую безделушку. Даже друзья махнули на этого домоседа рукой – пропал человек для большого искусства!
Любимым чтением Юрия Алексеевича до старости оставались сказки. А любимейшими занятиями – писать масляными красками натюрморты, пейзажи, иллюстрировать сказки, а летом ловить рыбу на реке, обязательно на удочку.
Лишь несколько лет спустя после смерти художника его картины были показаны зрителям на выставке в Государственном Русском Музее (1979), и стало ясно, что Васнецов был не только прекрасным книжным графиком, но и одним из выдающихся русских живописцев XX в.
"Я очень люблю вспоминать детство. Когда пишу, рисую, всё живу тем, что запомнил и видел в детстве." Юрий Васнецов
Выдающийся русский художник: живописец, график, сценограф, детский иллюстратор, мастер цветной литографии. В 1921-1926 гг. учился в ГСХМ (ВХУТЕМАС). Был учеником В.В.Лебедева и К.С.Малевича, подобно первому, он приложил свой дар ироничного, изобретательного художника к искусству детской книги. Подобно второму, проявлял в своем творчестве склонность к авангарду и эксперименту. Ю.Васнецова отличает его неповторимый и легко узнаваемый стиль, знакомый уже нескольким поколениям по детским книгам: "Конек-Горбунок", "Три медведя", "Ладушки", "Кошкин дом", "Радуга-дуга" и др.
Как и многие книжные иллюстраторы заставшие до-офсетную эпоху, Васнецов свободно владел техникой литографии. Благодаря этому, после него остались не только книги, оригинальные рисунки и живопись, но и прекрасные цветные литографические оттиски.
Книги с иллюстрациями художника
3 января 2016, 07:09Ю́рий Алексе́евич Васнецо́в (1900-1973) - русский советский художник; живописец, график, театральный художник, иллюстратор. Лауреат Государственной премии СССР (1971).
Родился 22 марта (4 апреля) 1900 года (по старому стилю) в семье священника в Вятке (ныне Кировская область). Его отец служил в кафедральном соборе г. Вятки. Дальний родственник художников А. М. Васнецова и В. М. Васнецова и фольклориста А. М. Васнецова. С юности, и на протяжении жизни, был дружен с родившимися в Вятке и жившими впоследствии в Петербурге художниками Евгением Чарушиным.
В 1919 году окончил Единую школу второй ступени (бывшая Вятская первая мужская гимназия).
В 1921 году переехал в Петроград. Поступил на живописный факультет Вхутеина, тогда - ПГСХУМ, где занимался пять лет, у педагогов А. Е. Карева, А. И. Савинова. Васнецов хотел быть живописцем, и стремился приобрести все навыки, необходимые для работы в живописи. Из опыта своих учителей Васнецов не перенял ничего, что повлияло бы на него, как живописца - за исключением влияния, М. В. Матюшина, у которого он непосредственно не учился, но был знаком с ним через своих друзей- художников Н. И. Кострова, В. И. Курдова, О. П. Ваулину. Через них он получил представление о теории Матюшина, и познакомился с «органическим» направлением в русском искусстве, наиболее близким своему природному дарованию.
В 1926 г. во ВХУТЕИНЕ курс, на котором учился художник, был выпущен, без защиты диплома. В 1926-27 гг. некоторое время преподавал изобразительное искусство в ленинградской школе № 33.
В 1926-1927 гг. вместе с художником В. И. Курдовым продолжил обучение живописи в ГИНХУКе у К. С. Малевича. Был принят в Отдел живописной культуры, руководимый Малевичем. Изучал пластику кубизма, свойства различных живописных фактур, создавал «материальные подборы» - «контррельефы». Художник говорил о времени своей работы в ГИНХУКе: «Всё время развитие глаза, форма, построение. Добиваться материальности нравилось, фактурности предметов, цвета. Видеть цвет!». Работа и обучение Васнецова у К. С. Малевича в ГИНХУКЕ длилась около двух лет; за это время художник изучил значение живописных фактур, роль контраста в построении формы, законы пластического пространства.
Живописные работы, сделанные Васнецовым в этот период: контррельеф «Натюрморт с шахматной доской», 1926-1927; «Кубистическая композиция», 1926-28, «Композиция с трубой» 1926-1928; «Натюрморт. В мастерской Малевича» 1927-1928; «Композиция со скрипкой» 1929, и другие.
В 1928 году художественный редактор издательства «Детгиз», В. В. Лебедев привлёк Васнецова к работе над детской книгой. Первые книги, проиллюстрированные Васнецовым - «Карабаш»(1929) и «Болото» В. В. Бианки (1930)
В оформлении Васнецова неоднократно, массовыми тиражами, издавались многие книги для детей - «Путаница» (1934) и «Краденое солнце» (1958) К. И. Чуковского, «Три медведя» Л. Н. Толстого (1935), «Теремок» (1941) и «Кошкин дом» (1947) С. Я. Маршака, «Английские народные песенки» в переводе С. Я. Маршака (1945), «Кот, петух и лиса. Русская сказка» (1947) и многие другие. Иллюстрировал «Конька-горбунка» П. П. Ершова, книги для детей Д. Н. Мамина-Сибиряка, А. А. Прокофьева и другие издания. Детские книжки Васнецова стали классикой советского книжного искусства.
Летом 1931 года вместе со своим вятским родственником, художником Н. И. Костровым, совершил творческую поездку на Белое море, в посёлок Сороки. Создал цикл живописных и графических работ «Карелия».
В 1932 году вступил в члены Ленинградского отделения Союза советских художников.
В 1934 году женился на художнице Галине Михайловне Пинаевой, в 1937 и в 1939 году родились две его дочери, Елизавета и Наталья.
В 1932 году поступил в аспирантуру при живописном факультет Всероссийской Академии художеств, где занимался три года. В тридцатые годы живопись Васнецова достигает высокого мастерства, приобретает самобытный, неповторимый характер, не схожий с работой близких ему художников. Его живопись этого времени сравнивается с работами В. М. Ермолаевой и П. И. Соколова - по силе и качеству живописи, по органической стихии цвета: «Васнецов сохранил и приумножил достижения самобытной национальной живописной культуры».
В 1932-1935 гг. Васнецовым были написаны холсты «Натюрморт со шляпой и с бутылкой», «Чудо-юдо рыба кит» и другие работы. В некоторых из этих работ - «Дама с мышкой», «Церковный староста», - возникает хорошо знакомый художнику образ купечески-мещанской России, сравнимый с образами купчих у А. Островского и Б. Кустодиева. Некоторые исследователи (Э. Д. Кузнецов, Е. Ф. Ковтун) относят эти работы вершинным достижениям в творчестве художника
В 1936 году разрабатывал для Большого Драматического театра в Ленинграде костюмы и декорации к спектаклю по пьесе М. Горького «Мещане». В 1938-40 гг. работал в экспериментальной литографской мастерской при ЛОСХ. Автор поздравительных открыток (1941-1945).
Предвоенный и послевоенный стиль Васнецова в книжной графике создавался под давлением идеологических обстоятельств.
"Пережив упорный нажим соцреализма, Васнецов сменил его стилем, связанным с русским народным искусством, во всяком случае, так считалось, хотя в нём было много от рыночного образца. Некоторая стилизация оказалась приемлема. Понятная и не имеющая отношения к формализму, она не воспринималась условно.. Народная, рыночная вышивка. Всё это вместе с реальным пейзажем постепенно избавило его от клички формалиста.
В 1941 г. входил в коллектив художников и поэтов « Боевой карандаш». В конце 1941 г. эвакуировался в Пермь (г. Молотов.} В 1943 г. переехал из Перми в г. Загорск. Работал главным художником Научно-исследовательского института игрушки. Создал серию пейзажей Загорска. В конце 1945 года вернулся в Ленинград.
В 1946 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
В 1946 году летом создаёт ряд пейзажей Сосново, в 1947-1948 гг. - Мельничного Ручья, в 1949-1950 гг. Сиверской, в 1955 г.- Мерёва (под Лугой), в 1952 году пишет ряд крымских пейзажей, в 1953-54 гг. пишет эстонские пейзажи. С 1959 года ежегодно ездит на дачу в Рощино и пишет виды окрестностей.
C 1961 года и до конца жизни жил в доме № 16 на Песочной набережной в Петербурге.
В 1966 г. получил звание народного художника РСФСР.
В 1971 году Васнецову была присуждена Государственная премия СССР за два сборника русских народных сказок, песенок, загадок « Ладушки» и «Радуга-дуга». В том же году по его рисункам снят мультфильм «Терем-теремок».
Живописные работы 1960-70- х гг. - преимущественно, пейзажи и натюрморты («Натюрморт с вербой», «Цветущий луг», «Рощино. Кинотеатр „Смена“). На протяжении всей жизни Васнецов работал в живописи, но из-за обвинений в формализме, не выставлял своих работ. Они были представлены на выставках только после его смерти.
Биография
Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) — русский художник, иллюстратор, график и живописец. Родился в семье священника, в роду было много известных живописцев и художников — Апполинарий Васнецов, изображающий в основном в своих полотнах исторические сюжеты, Виктор Васнецов — кто не видел его знаменитых «Богатырей»! — также, среди дальних родственников был Александр Васнецов, фольклорист, собравший и издавший более 350 песен русского народа, преимущественно, северной России. Такое культурное семейное наследие не могло не сказаться на потомке и нашло отображение в его дальнейшем творчестве, где слились воедино фольклорные традиции, юмор и гротеск.
Юрий Васнецов с молодости связал свою жизнь с иллюстрацией детских книг. В 1928 году он начал сотрудничать с великолепным издательством «Детгиз», которое в дальнейшем переформировалось в не менее знаменитую «Детскую литературу». Оформил большое количество детских книг — «Болото» , «Кошкин дом» и «Теремок» , «Краденое солнце» и «Путаницу» и много других. Параллельно с иллюстрированием преподавал в ленинградской школе изобразительное искусство, рисовал открытки, разрабатывал костюмы и декорации для ленинградских театров, занимался живописью. В 1971 году по его рисункам снят анимационный фильм «Терем-теремок».
В детстве мне мама все книжечки, сказки читала. И няня тоже. Сказка вошла в меня…
Мне вот дают в издательстве текст. Я беру тот, который мне нравится. А бывает такой, что в нем нет сказки. Бывает, что он всего-то в четыре или даже в две строки, и сказку из них не сделаешь. А я ищу сказку… Я всегда помню, для кого будет книжка.
Картинки
Название
Радуга-дуга
|
Название
Волк и козлята
|
Название
Ерши малыши
|
Название
Колосок
|
Название
Кот-воркот
|
Название
Небывальщина
|
Название
Непослушный козленок
|
Название
Мальчик с пальчик
|
Название
Лис и мышонок
|
Название
Радуга
|
Название
Болото
|
Разговоры
«Нескучный сад», 01.2008
До предела обобщенные, сгущенные образы мгновенно узнавались и принимались как родные – и детьми, и взрослыми. Было ясно, что это наши герои, русские от пяток до ушей. Но не былинные, а где-то рядом живущие. Глядящие на нас из-под куста так, как глядит печальный волчок из «Сказки сказок» — чутко и пристально.
«Юный художник», № 12.1979
Редко кому удается пронести детские впечатления через всю жизнь так, как это удалось Васнецову. Художник не утерял с годами непосредственности восприятия природы; ярко вспоминал народные праздники. «Как наяву помню все!.. Все так помню, видимо, не просто так смотрел - проникал во все, а не просто так. Но жалею, что не все осталось в памяти, не на все я смотрел внимательно. Надо было смотреть больше… Неповторимо красиво многое было!» - в этих словах видится мудрость старого мастера, открытость его души перед красотой жизни. Счастливым человеком был Юрий Алексеевич Васнецов, потому что радовался своему детству и привносил эту радость в произведения; его радость и счастье стали достоянием других людей - взрослых и детей.
События
17.03.2014
В рамках проведения Дней детской книги в Библиотеке книжной графики в Санкт-Петербурге 20 марта в 19.00 открывается выставка «Художники довоенного ДЕТГИЗа». На выставке представлены иллюстрации, эскизы, эстампы, литографии, обложки, книги мэтров книжной графики довоенного периода.