Главная » Красота и здоровье » Винсент ван гог печаль будет длиться вечно. Ван Гог: пронзительный и одинокий. Человек несет в душе своей яркое пламя, но никто не хочет погреться около него; прохожие замечают лишь дымок, уходящий через трубу, и проходят своей дорогой

Винсент ван гог печаль будет длиться вечно. Ван Гог: пронзительный и одинокий. Человек несет в душе своей яркое пламя, но никто не хочет погреться около него; прохожие замечают лишь дымок, уходящий через трубу, и проходят своей дорогой


Винсент Ван Гог: "Печаль будет длиться вечно"



30 марта 1853 года, 160 лет назад, родился художник-постимпрессионист Винсент Ван Гог

Автопортрет, 1889 год.

Винсент Ван Гог прожил 37 лет, из которых писал только последние десять. Унылое детство, юность, посвященная службе в арт-дилерской фирме собственного дяди,- работа, не приносившая ни достатка, ни удовольствия. Потом внезапный порыв к христианству в форме евангельского служения ближнему, испугавший его родню своей крайностью.

Только после этого он обратился к живописи, затем, после нескольких лет первых опытов, уехал во Францию. Хрестоматийная богемная жизнь, безденежье, абсент, беспутство, прогрессирующее сумасшествие, суицид. И посмертная слава, настигшая его уже в начале ХХ века

Домашние отзывались о Винсенте как о своенравном, трудном и нудном ребенке. Вне семьи, напротив, он был тихим и задумчивым. Сам художник о своем детстве говорил так: "Мое детство было мрачным, холодным и пустым…"

Ван Гог в возрасте 18 лет.

В 1869-1876 годах Винсент работал в фирмe Goupil & Cie, благодаря чему познакомился с произведениями искусства. Он начал разбираться в живописи и ценить ее. Позже, движимый состраданием к людям, он решил стать священником. Однако к 80-м годам он увлекся искусством

Картина "Едоки картофеля" (1885 год).


"В ней я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду", - говорил художник о своей картине

«Башмаки» 1886

В 1880-х Ван Гог обратился к искусству. В тот период он увлеченно рисовал шахтеров, крестьян, ремесленников. Картины были написаны в темной гамме, что было следствием болезненного восприятия людских страданий и подавленности. Картина «Башмаки» (1886 год). Один его друг вспоминал, как Ван Гог купил эти башмаки:

    "На блошином рынке он купил пару старых, больших, неуклюжих башмаков - башмаков какого-то работяги - но чистых и заново начищенных. Как-то днем, когда шел сильный дождь, он надел их и направился на прогулку вдоль старой городской стены. И вот, залепленные грязью, они стали гораздо более интересными"

"Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик""

В 1886-1888 Ван Гог жил в Париже, изучал живопись. В этот период палитра Ван Гога стала светлой. "Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик" (1887). Художник жил в этой квартире с братом Тео. Брат говорил о квартире так: "Самое замечательное в нашей квартире это то, что прямо из окон открывается исключительный вид на весь город и на холмы Медон, Ст. Клауд и другие, а также на небо, которое кажется таким же огромным, как если бы залезть на дюны. С постоянно меняющимся небом вид из окна представляется сюжетом для великого множества работ, и кто бы это не увидел, согласился бы со мной в том, что об этом можно слагать стихи"

"Кресло Гогена"

В 1888 году Ван Гог переехал в Арль. Его картины теперь это, то сияющие солнечными красками пейзажи, то зловещие, напоминающих ночной кошмар образы. Картина "Кресло Гонена" (1888). Поль Гоген был другом Ван Гога. Этот картиной художник хотел показать, что именно такие пустые стулья часто служат персонификацией владельцев

"Звездная ночь"

"Звездная ночь" написана в 1889 году. Ван Гог хотел изобразить звездную ночь как пример силы воображения, которое может создать более удивительную природу, чем та, которую мы можем воспринять при взгляде на реальный мир. После окончания работы над картиной он написал брату Тео:

    "Я по-прежнему нуждаюсь в религии. Потому я вышел ночью из дома и начал рисовать звезды"

"Красные виноградники" 1888

Картина написана во время жизни Ван Гога в городке Арль на юге Франции. В ноябре 1888 года он писал своему брату Тео:

    "Ах, почему тебя не было с нами в воскресенье! Мы видели совершенно красный виноградник - красный, как красное вино. Издали он казался желтым, над ним - зеленое небо, вокруг - фиолетовая после дождя земля, кое-где на ней - желтые отблески заката"

"Пшеничное поле с воронами"

За неделю до смерти Винсент Ван Гог завершил работу над своей последней картиной "Пшеничное поле с воронами" (1890). Злоупотребление абсентом и напряженная работа художника привели к расстройству психики. Он проходил лечение в нескольких клиниках для душевнобольных. 27 июля 1890 года Ван Гог вышел на прогулку с материалами для рисования, выстрелил в себя из пистолета в область сердца. Умер он 29 июля от потери крови. По словам близких, последними словами художника были: "La tristesse durera toujours" ("Печаль будет длиться вечно")

"Портрет доктора Гаше", 1890.

Картина была написана художником незадолго до его смерти. Доктор Поль Гаше следил за здоровьем Ван Гога. На картине он изображен с веточкой наперстянки (из которой готовил лекарства). Полотно было продано на аукционе Christie’s 15 мая 1990 года за $82,5 млн, в результате чего это произведение возглавляло список самых дорогих картин на протяжении следующих 15 лет.

"Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой"

Был продан в конце 1990-х годов за $80-90 млн. Когда художник и друг Ван Гога Поль Гоген гостил в Арле (юг Франции), между ними произошла ссора, из-за творческих разногласий. Разгневанный Ван Гог швырнул в голову друга стакан, из-за чего Гонен пригрозил отъездом. Расстроенный Ван Гог в припадке отрезал себе ухо

Человек испытывает потребность в немалом - в бесконечности и чуде - и правильно поступает, когда не довольствуется меньшим и не чувствует себя в мире как дома, пока эта потребность не удовлетворена

Винсент Ван Гог

За свою жизнь Ван Гог продал лишь одну картину ("Красные виноградники в Арле"), а ровно через сто лет на аукционе Кристи в Нью-Йорке его "Портрет доктора Гаше" был куплен за 82,5 миллиона долларов (рекорд среди живописных произведений). На фоне этого нездорового поклонения теряется облик самого художника, могучего и ранимого одновременно, окончившего свой драматический путь на земле отчаянием и самоубийством. Ван Гог прожил всего 37 лет, из которых лишь последние семь с небольшим были посвящены живописи. Однако его творческое наследие поразительно. Это около тысячи рисунков и почти столько же картин, созданных в результате вулканических творческих извержений, когда в течении долгих недель Ван Гог писал по одной-две картины ежедневно. Ван Гог стал последним истинно великим художником в истории, недосягаемым примером для других, самоотверженное и героическое искусство которого, словно факел, словно радуга, сияет теперь над человечеством. Его картины это потрясающий, полный любви и страдания диалог - с самим собой, с богом, с миром...


«Моё детство было мрачным, холодным и пустым…».

Неизвестно кем был Винсент Ван Гог в прошлой жизни. В этой жизни от родился 30 марта 1853 года в деревне Гроот Зюндер в провинции Северный Брабант около южной границы Голландии. При крещении ему было дано имя Винсент Виллем в честь его дедушки, а приставка Гог, возможно, идет от названия маленького городка Гог, что стоял у дремучего леса по соседству с границей... Его отец, Теодор Ван Гог, был священником, и, кроме Винсента, в семье было еще пятеро детей, но только один из них имел для него огромное значение - младший брат Тео, чья жизнь запутанным и трагическим образом переплелась с жизнью Винсента

По странному стечению обстоятельств, Винсент появился на свет 30 марта 1853 года, день в день ровно через год после того, как родился мертвым первенец Теодоруса Ван Гога и Анны Корнелиус Карбентус, получивший при крещении то же самое имя. Могила первого Винсента была расположена рядом с церковной дверью, через которую второй Винсент проходил каждое воскресенье своего детства. Должно быть, это было не очень приятно, кроме того, в семейных бумагах Ван Гогов есть прямое указание на то, что имя мертворожденного предшественника часто упоминалось в присутствии Винсента. Но повлияло ли это каким-то образом на его "чувство вины" или его предполагаемое некоторыми ощущение себя "незаконным узурпатором", остается только строить догадки.Домашние помнят Винсента как своенравного, трудного и нудного ребёнка со «странными манерами», что было причиной его частых наказаний. По словам гувернантки, было в нем что-то странное, что отличало его от других: из всех детей Винсент был ей менее приятен, и она не верила, что из него может выйти нечто стоящее. Вне семьи, напротив, Винсент показывал обратную сторону своего характера - был тихим, серьёзным и задумчивым. Он почти не играл с другими детьми. В глазах односельчан он был добродушным, дружелюбным, предупредительным, сострадательным, милым и скромным ребёнком.

Первая попытка найти свое место в жизни восходит к 1869 году, когда, в возрасте шестнадцати лет, Винсент поступает на работу - с помощью дяди, своего тезки (его ласкательно называют дядя Сент) - в филиал парижской художественной фирмы «Гупиль», открывшийся в Гааге. Здесь будущий художник впервые соприкасается с живописью и рисунком и обогащает опыт, который он получает на работе, познавательными посещениями городских музеев и обильным чтением. Все идет вполне удачно вплоть до 1873 года. В первую очередь это год его перехода в лондонский филиал «Гупиля», отрицательно сказавшегося на его будущем творчестве. Ван Гог пробыл там два года и пережил болезненное одиночество, которое сквозит в его письмах к брату, все более и более печальных. Но худшее наступает тогда, когда Винсент, сменив ставшую слишком дорогой квартиру на пансион, который содержит вдова Луайе, влюбляется в ее дочь Урсулу (по другим данным - Евгению) и оказывается отвергнутым. Это первое острое любовное разочарование, это первая из тех невозможных связей, которые с постоянством будут омрачать его чувства. В тот период глубокого отчаяния в нем начинает созревать мистическое понимание действительности, перерастая в прямо-таки религиозное исступление. Его порыв крепнет, вытесняя при этом интерес к работе в «Гупиле». И уже не поможет перевод в мае 1875 года в центральное отделение в Париже, поддержанный дядей Сентом в надежде, что такая перемена пойдет ему на пользу. Первого апреля 1876 года Винсента окончательно увольняют из парижской художественной фирмы, перешедшей к тому времени к компаньонам Буссо и Валадону.


В 1876 году Винсент возвратился в Англию, где он нашёл неоплачиваемую работу в качестве учителя в интернате в Рэмсгейте. В июле Винсент перешёл в другую школу - в Айслворте (под Лондоном), где он выполнял работу учителя и помощника пастора. 4 ноября Винсент прочитал свою первую проповедь. Его интерес к Евангелию рос, и он загорелся идеей проповедовать беднякам.

На Рождество Винсент поехал домой, и родители уговорили его не возвращаться в Англию. Винсент остался в Нидерландах и в течение полугода работал в книжном магазине в Дордрехте. Эта работа была ему не по душе; большую часть времени он проводил, делая наброски или переводя отрывки из Библии на немецкий, английский и французский. Пытаясь поддержать стремление Винсента стать пастором, семья посылает его в мае 1877 году в Амстердам, где он поселился у своего дяди, адмирала Яна ван Гога. Здесь он усердно занимался под руководством своего дяди Йоганесса Стрикера, уважаемого и признанного теолога, готовясь к сдаче вступительного экзамена в университет на отделение теологии. В конце концов он разочаровался в учёбе, бросил свои занятия и в июле 1878 уехал из Амстердама. Желание быть полезным простым людям направило его в Протестантскую миссионерскую школу в Лакене под Брюсселем, где он прошёл трёхмесячный курс проповеди.



В декабре 1878 года его направили на полгода миссионером в Боринаж, бедный шахтёрский район на юге Бельгии. Видя нищету и безысходное положение шахтёров и их семей, Винсент отказался от всех удобств и жил подстать шахтёрам. Он спал на полу в полуразвалившейся, почти неотапливаемой лачуге, жил впроголодь, раздавал своё имущество нуждающимся и тратил своё жалованье на лекарства и еду для шахтёров. Руководство церкви было шокировано таким непомерным участием Винсента в жизни шахтёров и освободило Винсента от миссионерской деятельности за то, что он подрывал достоинство духовенства. Несмотря на распоряжение, Винсент, слабый и больной, всё-таки продолжил миссионерскую деятельность.

В 1881 году, по возвращении в Голландию (в Эттен, куда переехали родители), Ван Гог создает свои две первые живописные работы: «Натюрморт с капустой и деревянными башмаками» (ныне в Амстердаме, в Музее Винсента Ван Гога) и «Натюрморт с пивным стаканом и фруктами» (Вупперталь, Музей Фон дер Хайдт).

Для Винсента все как будто складывается к лучшему, да и семья вроде бы довольна его новым призванием. Но в скором времени отношения с родителями резко ухудшаются, а затем и вовсе прерываются. Причиной тому опять-таки его бунтарский характер и нежелание приспосабливаться, а также новая, неуместная и вновь неразделенная любовь к кузине Кее, которая недавно потеряла мужа и осталась одна с ребенком.

Сбежав в Гаагу, в январе 1882 года Винсент встречает Христину Марию Хоорник по прозвищу Син, проститутку старше его возрастом, алкоголичку, с ребенком, да еще беременную. Находясь в апогее своего презрения к существующим приличиям, он живет вместе с ней и даже хочет жениться. Несмотря на финансовые трудности, он продолжает быть верным своему призванию и завершает несколько произведений. В большинстве своем картины этого самого раннего периода - пейзажи, в основном морские и городские: тематика вполне в традиции Гаагской школы. Однако ее влияние ограничивается выбором сюжетов, поскольку для Ван Гога не были свойственны та изысканная фактура, та проработка деталей, те в конечном счете идеализированные образы, которые отличали художников этого направления. С самого начала Винсент тяготел к изображению скорее правдивому, чем прекрасному, стараясь в первую очередь выразить искреннее чувство, а не просто добиться добротного исполнения.

«Я считаю, что из всех моих работ картина с крестьянами, которые едят картофель, написанная в Нюэнене, безусловно лучшее из того, что я сделал»


В 1880-х Ван Гог обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе (1880-1881) и Антверпене (1885-1886), пользовался советами живописца А. Мауве в Гааге, с увлечением рисовал шахтёров, крестьян, ремесленников. В серии картин и этюдов середины 1880-х гг. («Крестьянка», 1885, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Едоки картофеля», 1885, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам), написанных в тёмной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздавал гнетущую атмосферу психологической напряжённости.


В 1886-1888 Ван Гог жил в Париже, посещал частную художественную студию, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, синтетические произведения Поля Гогена. В этот период палитра Ван Гога стала светлой, исчезли землистого оттенка краски, появились чистые голубые, золотисто-жёлтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок («Мост через Сену», 1887, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам; «Папаша Танги», 1887, Музей Родена, Париж).

«Хочу скрыться куда-нибудь на юг, чтобы не видеть столько художников, которые как люди мне противны»



В 1888 году Ван Гог переехал в Арль, где окончательно определилось своеобразие его творческой манеры. Пламенный художественный темперамент, мучительный порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами, находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жатва. Долина Ла-Кро», 1888, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе», 1888, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло); динамика цвета и мазка наполняет одухотворённой жизнью и движением не только природу и населяющих её людей («Красные виноградники в Арле», 1888, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва), но и неодушевлённые предметы («Спальня ван Гога в Арле», 1888, Государственный музей Винсента ван Гога, Амстердам).

«Печаль будет длиться вечно».

Напряжённая работа и разгульный образ жизни Ван Гога (злоупотреблял абсентом) в последние годы привели к появлению приступов психической болезни.

Отдавая себе отчет в опасности своего психического расстройства, художник решает сделать все, чтобы вылечиться, и 8 мая 1889 года добровольно ложится в специализированную лечебницу Святого Павла Мавзолийского близ Сен-Реми-де-Прованс. В этой больнице, которую возглавляет доктор Пейрон, Ван Гогу все же предоставляется некоторая свобода, и он даже имеет возможность писать на открытом воздухе под надзором персонала. Так рождаются фантастические шедевры «Звездная ночь», «Дорога с кипарисами и звездой», «Оливы, синее небо и белое облако» - произведения из серии, отличающейся предельным графическим напряжением, которое усиливает эмоциональное исступление неистовыми завихрениями, волнообразными линиями и динамичными пучками. На этих полотнах - где как предвестники смерти вновь возникают кипарисы и оливковые деревья с искореженными ветвями - символическая значимость живописи Ван Гога особенно заметна. Живопись Винсента не укладывается в рамки искусства символизма, находящего вдохновение в литературе и философии, приветствующего мечту, тайну, волшебство, устремляющегося в экзотику, - того идеального символизма, линия которого прослеживается от Пюви де Шаванна и Моро до Редона, Гогена и группы «наби». Ван Гог ищет в символизме возможное средство для того, чтобы раскрыть душу, чтобы выразить меру бытия: именно поэтому его наследие будет воспринято экспрессионистской живописью XX века в ее различных проявлениях.


27-го июля Винсент вышел на прогулку и, уйдя в поле, выстрелил в себя из пистолета. Он сумел вернуться домой поздно вечером, никому не сказав о случившемся. Раненый Винсент был найден в своей постели, после чего был вызван доктор. Изъять пулю не удалось. Вскоре Тео был извещен о происшедшем.Последние часы жизни Винсента были подобны двум последним годам его жизни. Иногда он приходил в себя, иногда забывался вновь. Оставшееся время до смерти Винсент сидел на своей постели и курил трубку. Рядом сидел Тео. Он обнял голову Винсента своими руками. Винсент сказал: “Я хотел бы умереть так”.

Последними словами художника были: La tristesse durera toujours («Печаль будет длиться вечно»).

Жизнь, смерть и творчество Винсента Ван Гога изучены достаточно хорошо. О великом голландце написаны десятки книг и монографий, защищены сотни диссертации и снято несколько фильмов. Несмотря на это, исследователи постоянно находят новые факты из жизни художника. Недавно исследователи поставили под сомнение каноническую версию о самоубийстве гения и выдвинули свою версию.

Исследователи биографии Ван Гога Стивен Найфи (Steven Naifeh) и Грегори Уайт Смит (Gregory White Smith), считают, что художник не покончил жизнь самоубийством, а стал жертвой несчастного случая. К такому выводу ученые пришли после того, как провели масштабную поисковую работу и изучили множество документов и воспоминаний очевидцев и друзей художника.

Грегори Уайт Смит и Стиве Найфи

Свою работу Найфи и Уайт Смит оформили в виде книги, получившей название «Ван Гог. Жизнь». Работа над новой биографией нидерландского художника заняла более 10 лет, несмотря на то, что ученым активно помогали 20 исследователей и переводчиков.

В Овер-сюр-Уаз бережно хранят память о художнике

Известно, что смерть настигла Ван Гога в гостинице небольшого города Овер-сюр-Уаз, расположенного в 30 км от Парижа. Считалось, что 27 июля 1890 года художник отправился на прогулку по живописным окрестностям, в ходе которой выстрелил себе в область сердца. Пуля не достигла цели и прошла ниже, поэтому ранение оказалось хоть и тяжелым, но не привело к немедленной смерти.

Винсент Ван Гог «Пшеничное поле со жнецом и солнцем». Сен-Реми, сентябрь 1889

Раненный Ван Гог вернулся в свой номер, куда владелец гостиницы вызвал врача. На следующий день в Овер-сюр-Уаз приехал Тео, брат художника, на руках которого тот скончался 29 июля 1890 года, в 1.30 ночи, спустя 29 часов после рокового выстрела. Последними словами, которые произнес Ван Гог, была фраза «La tristesse durera toujours» (Печаль будет длиться вечно).

Овер-сюр-Уаз. Таверна «Раву» на втором этаже которого скончался великий голландец

Но согласно исследованиям Стивен Найфи, Ван Гог отправился на прогулку по пшеничным полям на окраинах Овер-сюр-Уаз вовсе не для того, чтобы свести счеты с жизнью.

«Люди, которые были с ним знакомы, считали, что его случайно убила пара местных подростков, но он решил их защитить и взял вину на себя».

Так считает Найфи, ссылаясь на многочисленные упоминания этой странной истории очевидцами. Было ли у художника оружие? Вероятнее всего было, так как Винсент однажды приобрел револьвер для отпугивания стай птиц, часто мешавших ему рисовать с натуры на природе. Но при этом никто не может с уверенностью сказать, брал ли Ван Гог оружие с собой в тот день.

Крошечная каморка, в которой провел последние дни Винсент Ван Гог, в 1890 году и сейчас

Впервые версию о неосторожном убийстве выдвинул еще в 1930 году Джон Ренвальд, известный исследователь биографии живописца. Ренвальд посетил город Овер-сюр-Уаз и поговорил с несколькими жителями, которые еще помнили трагический случай.

Также Джон смог получить доступ к медицинским записям доктора, осматривавшего раненого в его номере. Согласно описанию раны, пуля вошла в брюшную полость в верхней части по траектории, близкой к касательной, что совсем не характерно для случаев, когда человек стреляет в себя сам.


Могилы Винсента и его брата Тео, пережившего художника всего на полгода

Стивен Найфи в книге выдвигает очень убедительную версию происшедшего, в которой виновниками смерти гения стали его юные знакомые.

«Было известно, что эти двое подростков в то время дня часто ходили выпивать с Винсентом. У одного из них был ковбойский костюм и неисправный пистолет, с которым он играл в ковбоя».

Ученый считает, что неосторожное обращение с оружием, еще и неисправным, привело к непроизвольному выстрелу, которым и был смертельно ранен в живот Ван Гог. Вряд ли подростки хотели смерти своего старшего друга - скорее всего, произошло убийство по неосторожности. Благородный художник, не желая ломать жизнь юношам, взял вину на себя, а парням велел помалкивать.

Тело ужасно болело. Несомненно, это больно, когда в тебя стреляют. Но сейчас болело сильнее. Болело так сильно, что хотелось умереть прямо сейчас, на месте. Невыносимая боль разливалась по телу, и Винсент уже не разделял её на моральную и физическую. Он осел на кровать. Напротив него в гостиничном номере с пистолетом в руке стоял Гоген. Его любимый Поль, его родной и добрый друг, единственный луч света в его жизни. - Анри... - только и прохрипел Винсент. Слова тут были не особо и нужны. Поль покачал головой. - Прощай, Винсент... - он развернулся и медленно пошёл к выходу, оставив художника на кровати с пулевым ранением. Ван Гог, естественно, не мог видеть, как по щекам Гогена горячими ручьями лились слёзы. Сомкнув зубы, чтобы не закричать от раздирающей сердце боли, он прокручивал все моменты своей жизни, начиная от рождения. Но ничего не привлекало его внимание, не оставляло такого следа в памяти, как время, прожитое с Полем в Арле. Долгое время он находился в поисках себя, долгое время страдал от пожирающего его душу одиночества. Оно убивало его день за днём. Винсент пытался высказать всё душевное состояние в письмах к брату. Тот в свою очередь изо всех сил старался помочь. Но ни один человек не был нужен ему так сильно, как Гоген. И вот, он наконец-то приехал в Арль. Ван Гог с тех пор так и не смог забыть те тёплые воспоминания. Каждый день с тех пор для него был наполнен жизнью. Он стал по-новому видеть мир, словно кто-то открыл ему глаза. Этим кем-то, как в последствии понял Винсент, был Анри. Золотые пшеничные поля, могучие кипарисы, бескрайние океаны лаванды, россыпь бриллиантовых звёзд на небе - и только один Поль сиял ярче них и согревал душу лучше, чем палящее солнце Арля. Винсент открыл глаза и увидел над собой обеспокоенного Раву. Он настойчиво расспрашивал его о том, что случилось. - Я, я стрелял в себя из пистолета... Не говори брату, прошу, он не должен приезжать. Вообще ничего не говори, это не его дело. Он не поможет, он тут ни при чём, Раву... Дальше всё было как в тумане: сначала пришёл врач, но после долгих и мучительных попыток так и не смог вытащить пулю. Затем приехал Тео. О, как же он был обеспокоен, он места себе не находил! Сидел у кровати брата, не вставая и не отрывая от него взгляда ни на минуту. Он даже пытался ещё раз вызвать врача, но тот лишь разводил руками. Время для Винсента тянулось бесконечно долго. Время от времени он то приходил в сознание и всё извинялся перед Тео, то снова впадал в беспамятство и видел перед собой лишь ярко-желтые поля подсолнухов, ясное небо Арля и такие знакомые, такие любимые глаза своего единственного настоящего друга. Сердце ужасно болело, в голове не укладывалась мысль о том, что Поль и правда это сделал. Но Винсент не винил его. Он винил лишь себя. Во всём, что было в его жизни, он теперь винил только себя. Для него больше не существовало никого, кто действительно что-то значил в его такой недолгой и такой ужасно трагичной и несчастной жизни. Были лишь эти до боли знакомые глаза Гогена и бескрайние просторы Арля. - Прощай, Анри. Печаль будет длиться вечно... - прошептал великий художник перед смертью. Это были последние слова умирающей истории. Но и Тео, и семья Раву сочли эти слова за приступ беспамятства. Гоген впоследствии так и не смог смириться с содеянным и пытался покончить с собой, в надежде, что там, на том свете, они с Винсентом снова обретут покой на бескрайних Арльских землях.

Последний город пронзительной жизни Ван Гога... Творчество художника растиражировано и распиарено до тошноты, кажется, уже мутит от всех этих "ирисов", "подсолнухов", "кафе", "докторов Гаше" и проч., украшающих пудренницы, женские платки, сумки, всевозможные обложки, обертки, облатки. Но стоит остановиться в музее перед любой его картиной, отваливается вся пошлая шелуха, остается только Винсент. Так и в Овере.


Добраться до Овер-сюр-Уаз из центра Парижа очень просто: на станции метро Сан-Мишель надо сесть на электричку RER до Понтуаза, а уже в Понтуазе пересесть на электричку до Овера. Именно так мы добирались.

1. На вокзале Овера стоит забавный домик, похожий на наши котельные, разрисованный фрагментами из жизни Ван Гога.


2. Церковь видна прямо от вокзала, дорога к ней идет немного в горку.


3. На перекрестке - памятник художнику Добиньи. В своей лодке-мастерской путешествовал он по Сене и Уазе, писал пейзажи и первым открыл для художников этот прелестный городок.

4. Вот и церковь. Репродукция картины стоит на том самом месте, откуда она писалась. И так по всему городу.


5. Вдали за вон теми стриженными деревьями - городское кладбище.


6. Пейзаж по дороге. Не знаю, только с нами это произошло или у всех так, но всё время пребывания в Овере было полное ощущение присутствия Винсента. Щемящее чувство узнавания этих пейзажей, цвета, пропорций, пространства... Словно смотришь его глазами. Какое-то удивительное соприкосновение энергий.


7. Вот и последний приют Винсента и Тео. У левой стены овернского кладбища, и роза склонилась.


8. Окрестные поля. Уже убранные,..


8. ...засаженные неизвестными мне растениями с голубоватой листвой. которая волшебно контрастирует с красно-охрянной дорогой,..


9. ...заросшие золотарником,..


10. ...с редкими купами деревьев. Хочется думать, что под ними отдыхал в тенечке Винсент, но вряд ли столько лет живут эти деревья.


11. Место написание последней картины "Пшеничное поле с воронами".


12. Вид на городок от церкви.


13. Интерьер церки так же суров,..


14. ...как и наружный облик.


15. На улицах городка...


16. ...за все время пребывания почти не встречались люди, несколько туристов, одинокие прохожие, да вот эти завсегдатаи бара, а так...



Тишина, красота и покой.


19. Река Уаза - спокойная, не очень широкая


20. Прощаемся с рекой, Овером и Ван Гогом. Прощай, Винсент!






Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта