Главная » Красота и здоровье » Размышления о добре и красоте по произведениям русской классики. Добро в русской и зарубежной литературе: примеры из книг Примеры литературных произведений на тему добро

Размышления о добре и красоте по произведениям русской классики. Добро в русской и зарубежной литературе: примеры из книг Примеры литературных произведений на тему добро

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Не за горами декабрь, а значит, до написания итогового сочинения остаётся ровно месяц.

Это не так уж мало, если учесть, что за четыре недели, изрядно потрудившись, можно написать от 5 до 10 пробных сочинений.

Данная статья посвящена одному из тематических направлений, предложенных выпускникам в 2018 году. Оно сформулировано так: сочинение «Доброта и ». Чтобы успешно написать текст по данной теме, достаточно совершить несколько простых действий.

Формулируем конкретные темы сочинения

Для начала предлагаем осмыслить заявленное направление и сформулировать 5 приблизительных тем. Это не означает, что они достанутся вам на экзамене. Зато, хотя бы по одной-двум из них, вы приблизитесь к пониманию проблемы. Для примера возьмём следующие темы :

  1. — «Как доброта и жестокость уживаются в сердце человека?»;
  2. — «Способен ли жестокий человек на добрый поступок?»;
  3. — «Почему добрые люди становятся жестокими?»;
  4. — «Где кончается доброта и начинается жестокость в ситуации войны?»;
  5. — «Отчего дети бывают жестокими по отношению друг к другу?».

Выбирайте тему, которая вам ближе, и приступайте к следующему этапу работы.

Ищем цитаты

Разнообразить сочинение помогут цитаты. Их лучше всего поместить во вступлении к сочинению. Хорошо подобранная цитата даёт возможность оттолкнуться от неё и сформулировать собственный .

Для связи предложений используйте выражения, построенные :

«Известный учёный высказал мысль о том, что жёлтые единороги – довольно редкие существа, и с этим нельзя не согласиться / эта мысль находит подтверждение в художественной литературе, / и жизненный опыт подтверждает это…»

или на основе его опровержения:

«Писатель предлагает рассматривать жёлтых единорогов как нормальное явление, но мы попробуем… доказать обратное / поспорить с этой точкой зрения / рассуждать иначе…»

Например, используя афоризм Оноре де Бальзака:

«Жестокость и страх пожимают руки друг другу»

Можно прокомментировать сочинение о причинах жестокости.

А цитата Льва Толстого станет лучшим началом собственного рассуждения:

«Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются…»

Аргументы из литературы на тему доброты и жестокости

Хорошей иллюстрацией по заявленному направлению станет поведение Пугачёва в «Капитанской дочке » А.С. Пушкина.

Ужасающие своей жестокостью сцены расправы повстанцев над капитаном и капитаншей сменяются эпизодом необъяснимого добродушия бунтовщика по отношению к Петру Гринёву. Что заставляет одного и того же человека быть то бессердечным, то милостивым?

Знаменитая гоголевская повесть «Тарас Бульба » рассказывает о быте казаков, цель жизни которых защищать в ратном бою. В ситуации войны мир делится на «своих» и «чужих», поэтому сердечный и справедливый в мирной жизни Тарас Бульба становится беспощадным к сыну, когда речь заходит о верности Отчизне.

Веря, что правый карает неправого, «свой» – «чужого», отец жестоко убивает собственного сына. Жестокость Бульбы обусловлена эпохой, в которой он живёт, культурой и традициями его среды.

М. Горький в пьесе «На дне » рисует образы героев, оказавшихся вне нормальной социальной среды. Все они, по разным обстоятельствам, становятся обитателями ночлежки, в которой царят жестокость, зависть, стремление к обману.

Только Лука-утешитель добр. Но на поверку его доброта оказывается недостаточной для их спасения: она растворяется в словах и не подтверждается делами. Такая доброта хуже жестокости: она становится губительной для персонажей.

Помимо названных произведений , допустимо обращаться за аргументами к:

  1. рассказу И. С. Тургенева «Му-му»
  2. его роману «Отцы и дети»
  3. роману И. А. Гончарова «Обломов»
  4. поэме С.А. Есенина «Анна Снегина»
  5. рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор
  6. роману Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
  7. роману-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон»
  8. и другим литературным источникам.

Приступаем к работе

Постараемся максимально ёмко сформулировать главную мысль , проиллюстрировать её логичными, взаимосвязанными аргументами и сделать вывод, соответствующий основному тезису, озвученному вначале.

Набросаем план : «Доброта и жестокость. Сочинение». Он должен состоять из трёх элементов:

  1. — вступления;
  2. — основной части;
  3. — заключения.

Дополнительные советы принимайте здесь:

Для примера возьмём третью тему: «Почему добрые люди становятся жестокими ». На черновике запишем аргументы, которые помогут проиллюстрировать злое, агрессивное поведение человека, прежде бывшего на хорошем счету.

К двум основным аргументам не лишним будет добавить третий (лучше – из западноевропейской литературы). Каждый абзац должен заканчиваться мини-выводом, а весь текст работы – обобщающим умозаключением.

Пример итогового сочинения: «Почему добрые люди становятся жестокими?»

Китайский мудрец Конфуций сказал: «Все люди рождаются добрыми». С этим трудно поспорить: младенцы не знают зависти, лукавства, лжи. Они беззащитны перед людьми и одинаково открыты для добра и зла. Почему же происходит так, что добрые люди становятся жестокими?

В любящих семьях растут спокойные сыновья и ласковые дочери. А если семья неблагополучная (родители ссорятся, занимаются только собой, пропадают совсем), детство рушится. Каким будет человек – зависит от среды, в которой он растёт. Если некто добродушный проявляет агрессию и чёрствость по отношению к другим, значит, ему сделали больно, его обидели, оскорбили, заставили разувериться в людях.

Пример тому – чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н.В. Гоголя «Шинель». Честно служа в своём департаменте, «маленький человек» ни о чём не мечтал, но стоило Акакию Акакиевичу пожелать новую шинель, как провидение над ним посмеялось. Шинель воспринималась чиновником как живая – так много он думал о ней, так долго готовился к новой жизни, символом которой она стала.

И вот когда шинель, наконец, перешла к нему во владение, неизвестные отобрали её. Башмачкин умер от потрясения. Призрак Акакия Акакиевича начал отбирать шинели у всех, кто ему встретится. Так Н.В. Гоголь описал модель рождения жестокости: обиженный становится обидчиком. Правда, происходит только после смерти героя.

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» проблема достигает апогея. Убийство старухи студентом Раскольниковым – это реакция на жестокость окружающего мира, которая тяготит героя. Кровь порождает кровь, зло не может остановить зло.

Только жертвенная любовь Сони Мармеладовой прерывает эту цепь. Гордость уступает место раскаянию, жестокость уступает место доброте, которая жила в сердце Раскольникова ещё тогда, когда он был ребёнком. Другой пример превращения доброго человека в жестокого иллюстрирует о прекрасной девушке Лорелее, записанная немецким поэтом-романтиком Клеменсом Брентано.

Речная фея Лореляйн (или Лорелея) сидит на вершине скалы и поёт сладостные песни, которые сводят с ума каждого, кто их услышит. Красота Лорелеи губительна, но она не радует девушку, ведь её сердце разбито безответной любовью. Пострадав от жестокости возлюбленного, Лорелея равнодушно губит других юношей, а потом гибнет сама. Так жестокость разрушает всё вокруг и внутри человека.

Какими бы добрыми мы ни были, жизнь посылает нам суровые испытания, и выстоять хватает сил не у каждого. Мало кто сохраняет такие качества, как сердечность и , на всю жизнь. Люди становятся жестокими, чтобы защитить себя от новой боли, отомстить, дать отпор тем, кто их обидел. Размокнуть этот круг может только любовь. Именно она дарит силы жить дальше.

Анализируем результаты и готовимся к ЕГЭ

Итоговое сочинение покажет, насколько вы готовы к ЕГЭ по русскому языку.

Даже если зачёт успешно получен, честно задайте себе вопросы:

  1. — Много ли литературных произведений мною прочитано?
  2. — Умею ли я подбирать цитаты и аргументы?
  3. — Получается ли у меня делать логичные выводы?
  4. — Легко ли мне далось написание эссе?

Если ответ хотя бы на один из этих вопросов будет отрицательным, есть смысл продолжать писать пробные сочинения, доводя этот навык до совершенства. Тогда часть С вашего письменного экзамена стопроцентно порадует и вас, и проверяющих.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое тезис и примеры тезисов для сочинения Что такое жестокость - причины возникновения, можно ли ее оправдать и как защитить себя от жестокости Что такое доброта, хорошо ли быть добрым и как им стать (7 шагов) Что такое характер человека - черты, виды, типы и сила характера Как писать сочинение - что это такое, план подготовки и пример сочинения-рассуждения на тему мечты Гуманный - это какой, что такое гуманность, кто такие гуманисты и каковы их отличительные черты Аргументы, выбор произведений для цитат и план написания сочинения на тему: Мечта и реальность Значение слова тщеславие - что это такое и почему это плохо Что такое человечность - примеры из жизни и литературы, как формируется человечность и каковы причины ее отсутствия Что такое милосердие и как развить в себе это качество

Добро и красота — это два понятия, неразрывно связанные друг с другом. По-моему, эти два жизненных принципа — основа мировоззрения любого нравственного человека. Эти понятия проповедовались везде и во все времена разными людьми, использующими их по-своему.

Добро и красота — это и заповеди христианства, нерушимые законы всех верующих, это и основа учения о богочеловеке, возникшего в эпоху Возрождения, это и идеологический фундамент тоталитарных теорий ХХ века, противоречивый, кстати, в своей формулировке (добро, красота и тоталитаризм несовместимы). И, говоря о добре и красоте, все мысли, которые для меня казались новыми и своими, я нахожу уже высказанными в русской литературе.

Каждый взрослый человек хотел бы, чтобы добро и красота стали главными принципами в жизни его ребенка. Сегодня, кажется, невозможно представить такое воспитание без сказок А. С. Пушкина. Как и в любых русских сказках, в «Сказке о царе Салтане», в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», в «Сказке о Золотом петушке» и во многих других сюжет не прост.

Как правило, он основывается на борьбе добра и зла, света и тьмы, душевной красоты и нравственного уродства. Конечно же, побеждает всегда красивый, добрый, чистый герой. Заканчиваются сказки или шумным пиром, какого еще не видел свет, или триумфальным шествием героя сказки после горячей битвы со злом и, разумеется, победой над ним, или прямым выводом морали о торжестве добра и красоты.

Пушкинские сказки всегда сопровождаются удивительной красотой языка, фантазии и сказочных картинок. Вот один из примеров торжества добра, красоты и пушкинского мастерства, которое гармонирует с замыслом Пушкина-мыслителя, Пушкина-воспитателя. В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» поэт пишет:

Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
«Как же долго я спала!»
И встает она из гроба …
Ах! .. и зарыдали оба.
В руки он ее берет

И на свет из тьмы несет,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратный.
И трубит уже молва:
Дочка царская жива.

О добре и красоте размышляет и Ф. М. Достоевский. В своем романе «Преступление и наказание» писатель наделяет идеей добра и красоты удивительно чистый и утонченный образ Сонечки Мармеладовой. Она познала все тяжести жизни, оказывалась в тупиковых ситуациях.

Ее отец, пьяница и бездельник, трагически погибает на улице Петербурга — он
попадает под копыта лошади. Чахоточная мачеха Сонечки не любит свою падчерицу. Но ради сводных сестер и брата, ради Катерины Ивановны Сонечка жертвует собой, становится проституткой. Благодаря заработанным таким образом деньгам семья Мармеладовых и выживает в жестоком мире «униженных и оскорбленных».

Остается загадкой, откуда у такого хрупкого, беззащитного существа появляется огромная сила, основанная на определенном мировоззрении. Теория Сонечки спасает в романе и ее создательницу, и ее семью, и главного героя романа Родиона Раскольникова.

Христианские идеи добра, любви, веры и красоты противопоставлены бесчеловечной кровавой теории об обыкновенных и необыкновенных людях. Добро сталкивается со злом, и как в сказке, так и в жизни, то есть в романе Достоевского, добро побеждает зло.

В романе-эпопее Л. Толстого «Война и мир» идея добра и красоты в первую очередь связана с «мыслью семейной». По мнению автора романа, счастье, то есть добро, красоту и любовь, можно найти только в семейном укладе жизни. Запоминаются сцены романа в доме Ростовых.

Светский блеск сочетается с красотой неподдельной семейной радости, серьезные разговоры взрослых — с беготней и смехом шумных детей. В семье царят любовь, добро и красот … Идея добра и красоты неразрывно связана с женскими образами в романе. Любимые героини Толстого, Наташа Ростова и княжна Марья, — светлые образы семейной жизни.

Писатель никогда не признавал внешней красивости (наоборот, это качество нелюбимых его героинь, таких, как Элен Безухова). Толстой наделил и Наташу, и княжну Марью особой внутренней красотой души. Опять-таки христианские принципы добра и красоты больше всего ценил автор романа в своих любимых женских образах.

Как резко звучит главная тема романа, тема войны и мира, на фоне семейного счастья! Война, кровь, насилие разрушают красивый мир, уносят из него дорогих, близких сердцу людей: князя Андрея, Петю Ростова … Но война уходит, оставляя, правда, вечные следы, а мир остается. Мир побеждает войну, добро побеждает зло. Как в сказке …

ХХ век в России с его новыми представлениями о нравственности, о ценности жизни, о личности заставляет размышлять о добре и красоте под другим ракурсом. В этот век законы сказок уже не действуют …

В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» главным героям, Мастеру и Маргарите, образам добра и красоты, не находится места в жизни. Произведение, созданное Мастером, оказывается никому не нужным; его автор попадает в психиатрическую лечебницу. Маргарита глубоко несчастлива в своей семейной жизни, у нее отнимают единственное счастье — Мастера.

Для возрождения любви, для красоты и добра необходимо какое-то чудо. И оно появляется в образах сатаны и его помощников. Мастер и Маргарита вновь находят друг друга, они оживают. Маргарита, распускаясь, как цветок, обретает былую красоту.

«Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови сгустились и черными дугами легли над зазеленевшими глазами. Тонкая вертикальная морщинка, перерезавшая переносицу, появившаяся тогда, в октябре, когда пропал Мастер, бесследно исчезла.

Исчезли и желтенькие тени у висков, и две чуть заметные ямочки у наружных углов глаз. Кожа щек налилась ровным розовым цветом, лоб стал бел и чист, а парикмахерская завивка волос развилась. На тридцатилетнюю Маргариту из зеркала глядела от природы кудрявая черноволосая женщина лет двадцати, безудержно хохочущая, скалящая зубы … »

Очень хорошо видно столкновение добра и красоты с новым веком в повести Е. Замятина «Мы». Дикая природная красота противопоставлена железу машин, человеческие взаимоотношения и добро — математически точному, безошибочному разуму. Это приводит к неизбежной борьбе.

Замятин своей повестью провозглашает мысль о том, что естественные нравственные основы человека (такие, как любовь, свобода, добро и красота) невозможно у него отнять.
За них человек всегда будет бороться, потому что без этих основ немыслима сама жизнь. Мысль о красоте и добре приходит в связи и с темой национализма, новой темой, принесенной ХХ веком.

В своей повести «Ночевала тучка золотая» Анатолий Приставкин рассказывает о двух мальчиках, выходцах из детского дома, — братьях Кузьминых. Они не были родственны по крови, но стали братьями по судьбе, по дружбе. У одного из них, чеченца, русские убили всех мужчин в семье, у другого чеченцы отняли родного брата. (Удивительно, как трагически актуальна стала эта повесть.)

Но, даже не глядя на националистические глупости, не раз спасая друг другу жизнь, они сохранили самое дорогое, что у них было,— трогательную доброту и красоту своих взаимоотношений.

Таким образом, размышляя о добре и красоте, приходишь к выводу, что без этих двух важнейших ценностей невозможна жизнь. Незамечаемые за мелочностью жизни добро и красота были и остаются основами души любого нравственного человека.

0 / 5. 0

  1. (53 слова) Нехватка добра неблагоприятно сказывается на людях. Например, Акакий Акакиевич из повести Гоголя «Шинель» умер от того, что окружающие не проявили к нему никакого участия. Злые негодяи обокрали его, но весь город остался равнодушен к беде, именно в нем автор видит источник зла, ведь добрый человек никогда не бывает безразличен к чувствам другого.
  2. (37 слов) В сказке Андерсена «Снежная королева» главная героиня силой своей доброты спасает Кая, растопив его заледеневшее сердце. Автор использовал метафору: на самом деле, он хотел сказать, что тепло любящего сердца способно разрушить холодность даже самого надменного человека.
  3. (51 слово) В сказке Андерсена «Гадкий утенок» раскрывается идея внутренней красоты, которая выражается именно в доброте к окружающим. Общество отвергло героя, но он не озлобился и по-прежнему шел к миру с открытым сердцем. Это его качество и было вознаграждено красотой внешней, однако ничего не стоящей по сравнению с прелестью души, называемой добротой.
  4. (60 слов) В сказке Пушкина «Руслан и Людмила» царевна выбрала лишь одного из витязей – Руслана – лишь потому, что он никому из своих соперников не желал зла, был добрым и справедливым. Героиня сделала это не только по склонности души: она понимала, что правитель государства должен обладать, прежде всего, добротой, чтобы на своем примере учить людей становиться лучше, а не просто управлять ими.
  5. (45 слов) В романе Пушкина «Дубровский» тоже раскрывается тема доброты. Маша Троекурова, проявляя понимание и мягкость в отношении к отверженному всеми Владимиру, возвращает его к жизни из той тьмы ненависти, куда загнали его обстоятельства. Герой откликается на доброту деятельной и преданной любовью к дочери своего врага.
  6. (58 слов) В повести Пушкина «Станционный смотритель» герой умирает от недостатка доброты. Его дочь убежала с гусаром и ни разу не дала о себе знать, а ее жених вытолкнул отца из дома. Молодым не хватило чуткости для старика, для которого весь мир заключался в дочери. Вот так сдержанная в сердце доброта может погубить того, кого она не согрела вовремя.
  7. (52 слова) В рассказе Солженицына «Матренин двор» героиня щедро раздаривала ласку. Она по доброте душевной только и делала, что помогала другим: вырастила чужую дочь, отдала ей все, что имела, и всегда работала ради чужих успехов. Ее бескорыстие – признак святости, без которой, по мнению автора, не устоит не только село, но и весь мир.
  8. (50 слов) В пьесе Грибоедова «Горе от ума» тема доброты затронута главным героем. Он призывает фамусовское общество к милосердию и состраданию к крестьянам, которые безжалостно угнетаются помещиками. Его монолог убеждает в том, что нельзя свысока относиться к людям, кем бы они ни были, ведь настоящее благородство – это не титул, а добродетель.
  9. (55 слов) В поэме Пушкина «Евгений Онегин» главный герой пренебрег добротой и убил товарища. С этого момента началось его подлинное несчастье: нигде он не нашел покоя. А ведь если бы он не заглушил в себе голос сердца, доброта его нашла бы слова для мирного урегулирования конфликта, ведь она подразумевает готовность к диалогу и стремление к гармонии.
  10. (54 слова) В произведении Грина «Алые паруса» героиня была доброй и светлой девушкой. И как будто в награду за это волшебник предсказал ей счастливую судьбу. Иначе и быть не может: только добрый человек верит в мечту больше, чем в жестокую реальность. Поэтому доброта притягивает к себе тех, кто готов воплотить ее мечты наперекор суровой действительности.
  11. Примеры из жизни

    1. (53 слова) Я в первый раз задумался о доброте, когда заметил, что моя сестра украдкой подкармливает кота на улице. Она экономила карманные деньги, чтобы купить ему еду, обделяла себя за ужином, чтобы угостить любимца, и даже под дождем умудрялась выбегать к нему с гостинцем. Тогда я понял, что доброта делает людей возвышенными и хорошими.
    2. (53 слова) Своей добротой меня потрясла одна собака. К котам она относилась плохо, всегда лаяла на них, но как-то раз в ее логово забрел котенок. Он еле открыл глаза, видимо, рано остался сиротой. К моему удивлению, собака не только его не тронула, но и пригрела в своей будке. Так он и вырос под ее опекой.
    3. (58 слов) Другой пример могу привести из жизни. Как-то раз я увидел, как брат и сестра шли из школы, как вдруг на брата напали ребята постарше. Девчонку они не трогали, но она, не раздумывая, вступилась и начала атаковать. Парни смутились, отошли, а отважная девочка никому даже не сказала о том, что произошло. Я понял, что это и есть настоящая доброта.
    4. (58 слов) Приведу в пример доброту нашей классной руководительницы. Она была строга, никто особо не ожидал от нее ничего хорошего. Но как-то раз, узнав о том, что одна из «неблагополучных» девочек не вернулась домой, она ночью поехала искать ее одна. Найдя ее в сомнительной компании, женщина не побоялась хулиганов и увела девчонку домой. С тех пор я уважаю ее безмерно.
    5. (49 слов) Лично я почувствовал желание сделать доброе дело, когда увидел передачу, где показывали больных детей. Им нужны были дорогие операции, а я, оглянувшись на свою обеспеченную и счастливую жизнь, понял, что могу обойтись и без мороженого. Я перевел небольшую сумму и был счастлив, что смог сделать что-то по-настоящему важное.
    6. (59 слов) О доброте мне поведал отец, когда в очередной раз вернулся с перевязанной рукой. Он сдавал кровь. Я очень боялся уколов и не понимал его мотивации. Тогда он сказал, что сам когда-то лежал в больнице после аварии, и ему кровь жертвовали всем родным поселком. Я представил эту готовность помочь, объединяющую абсолютно разных людей, и осознал, что доброта – движущая сила человечества.
    7. (57 слов) О доброте я узнал, когда впервые попал в больницу. Мне было страшно и одиноко. Ко мне пришла сестра, я уже забился под одеяло, ожидая уколов, но тут она улыбается и начинает просто болтать со мной. Все процедуры она обыгрывала так, будто это пустая формальность. Тогда я понял, как важно, кем бы ты ни был, оставаться добрым человеком.
    8. (53 слова) Я считаю по-настоящему добрым моего друга. Как-то раз мальчишки поймали лягушку и хотели ее надуть. И тут он как вскричит на нас благим матом, как выхватит ее у главного зачинщика шалости, что никто сориентироваться не успел. Он ее выпустил, но трепку мы с ним получили изрядную. А все равно за добро стоит постоять.
    9. (66 слов) Из моего опыта мне вспоминается ситуация, когда в нашем сарае завелась бездомная кошка. Я очень жалел ее, но боялся сказать о ней бабушке, ведь она не любила живность в доме. Так я и кормил ее тайком, пока не заметил, что бабуля делает то же самое. Она объяснила, что боялась брать кошку из-за моей астмы. С тех пор я твердо знаю, что мягким характером пошел в нее.
    10. (68 слов) О доброте я узнал, когда меня посадили с одной девочкой. Она не знала математику, в отличие от меня, и я страшно этим гордился, не давал списывать. Но вот химия у меня «не пошла», а вот она была первой умницей в классе. И вот на решающей контрольной она видит, что я заваливаюсь, и … дает списать! С тех пор мы дружим, а я понял, что доброта важнее математики.
    11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

С начала сотворения мира на свете существуют два царства: света и тьмы. Между ними идет вечная борьба. Людей всегда интересовала та неизвестная таинственная грань между добром и злом, которую человечество пыталось, и пыталось небезуспешно, преодолеть.

Итак, что же такое доброта и какова ее роль в психологии, жизни человека? Почему, когда она находится в забвении, отсутствует или ее недостаточно, люди сворачивают с дороги и нередко гибнут для общества, принося в мир лишь горе, разочарование и беды, а мы говорим тогда, что торжествует зло?

В понятие доброты входить сердечность, бескорыстие. Не случайно слово «нравственный» имеет в своем корне на языках разных народов такие понятия, как «воля», «желание», «мужество», «храбрость», «дружественный», «герой» и т.д.

Благородство – неотъемлемый признак доброты, и именно оно оказывает самое сильное влияние на души. В произведении «Доктор Живаго» Бориса Пастернака главным действующим лицом является Юрий Андреевич Живаго. Это доктор, выходец из семьи разорившегося интеллигента. Присвоение Пастернаком профессии доктора Юрию Андреевичу не случайно. Доктор символизирует собой нейтральность между двух противоборствующих лагерей. Всю свою жизнь Живаго посвятил любимым людям, часто принося себя в жертву. Живя с любимой женщиной, в безопасности, уюте, он покидает дом ради спасения ее жизни. Юрий Андреевич обладает чутким, добрым и отзывчивым характером. В его понимании жизнь надо прожить так, чтобы люди запомнили о тебе только хорошее. Трудно приходилось доктору Живаго; сталкивающимися с глупыми, черствыми людьми. Но тяга к добру и надежда на лучшее будущее всегда спасали его. Попав в плен, Живаго видит перед собой кровавый ужас революции. На его глазах погибают невинные жертвы, ему самому грозит смертельная опасность. И при этом он не испытывает страха за собственную жизнь. Юрий Андреевич размышляет о судьбе России, переживает за все человечество. Вот что значит истинная доброта! Решать глобальные проблемы, не думая о своей судьбе. Творя бескорыстно добро для разных людей, Живаго не забывает о своих близких, с которыми он волею судеб был разлучен. «Военное время требовало трудных решений, и все же критерии милосердия и гуманизма должны определять поступки людей». Именно таким человеком был доктор Живаго. И это поистине гуманно! Человечеству остается только надеяться, что в его рядах есть еще такие благородные люди, которые без всякой корысти, искренне стараются помочь людям.

Доброта – это, прежде всего, необходимость быть твердым и мужественным, ибо именно добрый человек, должен первым вступить в борьбу с уродством и злом, быть до конца непримиримым к ним. Понадобилось помочь – отдай последнее, случилось несчастье с кем-то – бросайся на выручку, не рассуждая, забыв все и вся. Доброта – это прямодушие, огромная безграничная вместительность сердца. И проверяется она, в первую очередь, на отношении к беззащитному. Есть замечательная повесть Л. Воронковой «Девочка из города». Эту повесть я прочитала еще в раннем детстве, на рассказ о маленькой девочке-сиротке запомнился мне надолго. Действие повести происходит во время войны. В село Нечаево пришли беженцы, среди которых была Валентинка, девчушка, потерявшая родителей и младшего брата. Тетка Дарья, приютившая Валентинку, была матерью двоих детей. Несмотря на это, она относилась к ней, как к родной дочери: Дарья не сомневается, что сделала правильно, взяв девочку. В письме на фронт мужу она пишет: «… А я взяла в дом девочку Валентинку – сироту, беженку. Думаю, что я хорошо сделала…» Но в деревне так не считали. Дарью уговаривали не брать Валю, смеялись в лицо женщине, совершившей прекрасный поступок. Деревенские жители посмеивались над Валентинкой, робкой и застенчивой. Но Дарья не давала ее в обиду и постепенно все свыклись с новой жительницей. А Валя, доверчиво относящаяся к людям, внимая разговорам детей Дарьи, понимала, что Таиска и Роман не осознают того чувства любви и доброты матери, которым она сама, совсем еще недавно, была обделена. И поэтому поначалу замкнутая, Валентинка раскрывает свою душу перед детьми, чтобы показать, что добрые чувства важнее всего на свете. Даже грозный дед оттаивает под душевной теплотой Вали, он водит девочку в лес, чтобы показать ей лесные цветы, удивляется тому, как много городская девчонка знает. В день рождения Дарьи Валентинку, по совету Таиски, рисует на столешнице красной краской цветы, думая, что это лучший подарок из тех, какие она делала. И это, действительно, оказывается так, Дарья счастлива, что девочка приняла ее. Под крылом «новой» мамы Валентинка находит себе защиту от злых людей, новый дом и много новых друзей. А наградой Дарье послужило слово – мама - , которое Валентинка долго не решалась ей сказать.

Доброта сотворена человеком, она не наследуется при зачатии, не вручается с паспортом. Ее необходимо создавать заново всякий раз, в каждом новом человеке.

Верную характеристику добра дает в своей монографии «Категории этики» доцент Уральского университета имени А.М. Горького – Л.М. Аргангельский: «Добро обобщено включает в себя содержание всей совокупности норм, принципов, морали данного класса или общества в целом, выступает как нравственное основание долга, совести, чести, счастья. В широком смысле добро и доброта – стремление дать полное счастье всему человечеству. Именно доброта станет основным критерием в отношениях между людьми грядущего века, когда навсегда исчезнет ужас войны, исчезнут пороки, разъедающие старое со сцены человеческое общество.

Думается, как высшую форму общественного добра, следует рассматривать такое историческое явление: мы сражались с немецкими войсками насмерть, понесли в этой войне неслыханные потери, принесли огромные жертвы. Но едва пробил час победы, с тем же самоотвержением мы стали помогать германскому народу, обманутому Гитлером и его сворой, строить новую жизнь. Это великая, братская доброта. Одним из лучших примеров такой доброты является повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…» Насколько велико было взаимопонимание в отряде коменданта – старшины Васкова» И хотя весь отряд состоял из девушек, казалось бы, совершенно слабых и беззащитных, все равно их вера в победу, их чистые добрые сердца были так велики, что это помогло им совершить подвиг. Разве не вера в себя и в товарищей помогла им совершить невозможное? В повести Васильева самая страшная беда человечества – война. А где, как не в беде, познаются друзья и проверяются лучшие качества человека. Борис Васильев сумел восстановить страшную картину: ужас, кровь, убийство, но главное то, что в своем произведении он сумел передать чувства, переживания людей, вставших на защиту своей Родины. Ведь на войну ушли совсем молодые девушки, прожившие так мало, еще не сумевшие испытать главных чувств в своей жизни. Кто-то, как Галя Четвертак, еще не познал любви, кто-то, как Рита Осянина, оставил больную маму и маленького сына, а кто-то, как Женя Комелькова, еще только мечтал о будущем. И вот эти молодые девушки попали в капкан, который грозил вот-вот захлопнуться, если к тебе на помощь не поспешат друзья. Чувство доброты, существовавшее между ними, укрепляло им силы, заставляло их идти на неравный бой, но с твердой уверенностью в скорой победе. Все они совершили подвиг. Хотя подвигом является уже то, что они решили пойти на фронт вместе с мужчинами. Рита Осянина, тяжело раненная, зная, что рана смертельная, убивает себя, чтобы не быть обузой в пути. Женька Комелькова уводит за собой немцев и погибает, но этим спасает единственного оставшегося в живых Федота Васкова. Повесть оканчивается трагически, но автор не оставляет надежды, что немало есть на свете людей, готовых жертвовать собой ради спасения человечества.

Есть у А. Солженицына рассказ «Матренин двор». Это произведение автобиографично. Рассказывается в нем, как учитель приехал на новое место работы и искал себе жилье. Ему указали на дом Матрены. Неказистый был домишко, старый. Зато хозяйка была прекрасной женщиной. Не молода была Матрена, да и болела часто, но всегда старалась угодить постояльцу. Вставала рано, готовила обед: для учителя, для себя и для грязно-белой козы, единственной в ее хозяйстве. Безотказная Матрена Васильевна всегда старалась помочь людям; всем кто бы ни просил у нее помощи, всегда была готова помочь. Из разговоров с Матреной учитель узнал, что она была замужем, но ее муж погиб на фронте. Дети, а их было шестеро, умирали один за другим. А приемная дочь Матрены – Кира, вышла замуж и живет в соседней деревне. Свой дом Матрена оставляла ей в наследстве. Узнал учитель, что у Матрены Васильевны есть три родные сестры, которые даже не навещают ее потому, что боятся, что она попросит их о помощи.

Жила Матрена на маленькую пенсию, которую ей давали за то, что она всю жизнь, не жалея сил, проработала в колхозе. Чтобы получить эту жалкую пенсию, Матрене Васильевне пришлось несколько лет писать заявления и носить их в сельпо, стоящее на краю деревни. Вот так и жила Матрена, не причиняя никому зла, творя вокруг себя добро. Но не судьба была жить ей тихо и мирною, решил брат ее погибшего мужа перевезти хижину Матрены в другую деревню, чтобы в ней могла поселиться Кира. Матрена поехала вместе с ними, чтобы помочь. Но когда они переезжали через железную дорогу, пошел поезд и Матрена бросилась отталкивать сани, успела, но погибла сама. Ее племянник тоже попал под колеса. И вот в день похорон собрались в матренином дворе три ее сестры, приемная дочь и Фадей со своей семьей. Сестрички Матрены вздыхали и плакали, но в глазах у них светилась жадность. На уме у сестер была одна мысль: «Кому же достанется дом Матрены?» Искренне о смерти прекрасной женщины переживали только Кира да Матрена, жена Фадея. Только они понимали, что это был за хороший человек. Учитель, оставшийся один в доме, сразу почувствовал, что означало присутствие Матрены. Без хозяйки дом опустел, пропал домашний уют. Горько было учителю, что родные люди Матрены не знают, какой она была замечательный человек…

Итак, доброта к людям зарождается в опыте гуманного отношения ко всему живому и вопрос этот далеко не праздный, ибо человек начинается с простых чувств и поступков – с заботы о природе, о старшем, с ответа за слабого, с сострадания к ближнему. Эти качества потом переплавятся, социально обогатятся, станут масштабнее.

Вовсе не надо быть сентиментальным, чтобы пожалеть живое, маленькое существо, обреченное на гибель, - это естественное, почти бессознательное движение души. Помните у Толстого в «Казаках»: «… Ерошка поднял голову и начал пристально вглядываться в ночных бабочек, которые вились над колыхавшимся огнем свечи и попадали в него. «Дура, дура» - заговорил он – Куда летишь?...Сгоришь, дурочка, вот сюда лети, места много, приговаривал он нежным голосом, стараясь своими толстыми пальцами учтиво поймать ее за крылышки и выпустить. – Сама себя губишь, а я тебя жалею…» Старый гребенской казак движим могучим чувством добра ко всему живому, и потому активно противится слепой стихии разрушения.

Человек должен быть другом всему живому. Эта старая, как мир, истина помогает нравственному росту. Жестокость рождается легко, и особенно легко отравить ею душу маленького. Если человек в самом нежном возрасте не обладает живым воображением и не способен представить, почувствовать чужую боль, как свою, независимо от того, кто ее испытывает, пусть даже кошка, то будьте уверены, вряд ли его взрослого, очерствевшего с годами, смутят человеческие страдания и боль.

Милосердие! Древнее русское слово, означающее милость сердца, сострадание к слабому, беззащитному, поверженному. Редким оно стало, к сожалению, это мудрое человеческое слово. Человек, понимающий красоту, почти всегда добр сердцем. Мы зачастую холодно, с иронией говорим о жалости. В русской литературе слову «жалеть» всегда отводилось почетной место, и оно было синонимом слова «любить». Пожалеть слабого, в том числе и бессловесное животное, - значит прославить доброту одно из самых чтимых и прекрасных человеческих качеств, которому нет цены. А жалости – в самом широком смысле, именно в смысле любить – учат и учатся с детства. Милосердие в отношениях – это непосредственное, как бы импульсивное движение души; оно по природе своей нерасчетливо, бескорыстно.


Что такое доброта? Это проявление заботы по отношению к человеку. Это помощь нуждающимся, бережное отношение к природе, любовь к нашим «меньшим братьям». Есть много примеров доброты в нашем мире, ведь это качество всегда ценилось русскими людьми. Его даже можно назвать основой нашего характера. В литературе мы найдем немало примеров добрых, отзывчивых героев.

Вспомним, например, Соню Мармеладову, героиню произведения Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Мать девушки умерла, она воспитывалась отцом, который многое сделал для нее. Но наступила тяжелая пора, когда он лишился работы и запил. На ее плечи легла забота не только о нем, но и о мачехе, о сводных братьях и сестрах. Девушка от безысходности пошла «по желтому билету». Она была вынуждена торговать собой, чтобы спасти свою семью не просто от голода и нищеты, но и от смерти.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Разве можем мы ее осуждать? И Раскольникову, главному герою романа, помогла именно Соня. К ней он пошел за помощью после совершения страшного преступления – убийства старухи-процентщицы и ее сестры. Соня осудила его поступок, ведь для нее убийство человека – это великий грех. Но именно она оказала ему духовную поддержку. Она заставила его признаться в убийстве и поехала за ним на каторгу. Соня терпеливо ждала, когда он поймет чудовищность своего преступления, и оказалась рядом в момент его прозрения. В финале мы видим, как они вместе читают Библию, и понимаем, что, хотя до настоящего воскресения Раскольникову еще далеко, Соня будет рядом с ним. Именно в ней заключается нравственный идеал автора, потому что это настоящий пример доброты и великодушия.

Из произведений 20 века мне вспоминается «Матренин двор» А.И.Солженицына. Матрена, главная героиня произведения, – необыкновенно добрый человек. Она не отказывает в помощи никому. Если надо помочь по хозяйству – идут к Матрене. Выкопать картошку – снова к ней. И никогда она не просила вознаграждения, помогала просто так, по зову души. Весь ее дом – это олицетворение характера. В нем удивительно тепло и уютно всем: и фикусам, которые «привольной толпой» скрашивали одиночество хозяйки, и немолодой кошке, из жалости подобранной Матреной, и мышам, нагло шуршавшим под обоями, и даже тараканам, которые «уважали» порядки Матрены и не пересекали границу между комнатой и кухней. Да и сам рассказчик признается, что уже с утра его радовал певучий голос Матрены, которая звала его к завтраку. Конечно, в финале нам жаль Матрену: она погибла, возможно, тоже из-за своей доброты: на железнодорожном переезде она бросилась помогать мужикам, перевозившим ее горницу приемной дочери Кире. Однако именно на таких, как она, держится мир. Не случайно автор называет ее «праведником».

Таким образом, доброта – это основа характера русского человека. Это то, благодаря чему наше общество выстояло в самые трудные времена. И хочется, чтобы в наше сложное время люди не забывали о доброте.

Обновлено: 2018-09-07

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта