Список пока не полный, так как в него вошли лишь вопросы из билетов для общеобразовательной школы или базовый уровень (и не вошли, соответственно, - углубленное изучение или профильный уровень и национальная школа).
"Житие Бориса и Глеба" конец XI – нач. XII в.
"Слово о полку Игореве" конец XII в.
В. Шекспир – (1564 – 1616)
"Ромео и Джульетта" 1592
Ж-Б. Мольер – (1622 – 1673)
"Мещанин во дворянстве" 1670
М.В. Ломоносов – (1711 – 1765)
Д.И. Фонвизин - (1745 – 1792)
"Недоросль" 1782
А.Н. Радищев – (1749 – 1802)
Г.Р. Державин – (1743 – 1816)
Н.М. Карамзин – (1766 – 1826)
"Бедная Лиза" 1792
Дж. Г. Байрон – (1788 – 1824)
И.А. Крылов – (1769 – 1844)
"Волк на псарне" 1812
В.А. Жуковский – (1783 – 1852)
"Светлана" 1812
А.С. Грибоедов – (1795 – 1829)
"Горе от ума" 1824
А.С. Пушкин – (1799 – 1837)
"Повести Белкина" 1829-1830
"Выстрел" 1829
"Станционный смотритель" 1829
"Дубровский" 1833
"Медный всадник" 1833
"Евгений Онегин" 1823-1838
"Капитанская дочка" 1836
А.В. Кольцов – (1808 – 1842)
М.Ю. Лермонтов – (1814 – 1841)
"Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова." 1837
"Бородино" 1837
"Мцыри" 1839
"Герой нашего времени" 1840
"Прощай, немытая Россия" 1841
"Родина" 1841
Н.В. Гоголь – (1809 – 1852)
"Вечера на хуторе близ Диканьки" 1829-1832
"Ревизор" 1836
"Шинель" 1839
"Тарас Бульба" 1833-1842
"Мертвые души" 1842
И.С. Никитин – (1824 – 1861)
Ф.И. Тютчев – (1803 – 1873)
"Есть в осени первоначальной…" 1857
И.А. Гончаров – (1812 – 1891)
"Обломов" 1859
И.С. Тургенев – (1818 – 1883)
"Бежин луг" 1851
"Ася" 1857
"Отцы и дети" 1862
"Щи" 1878
Н.А. Некрасов – (1821 – 1878)
"Железная дорога" 1864
"Кому на Руси жить хорошо" 1873-76
Ф.М. Достоевский – (1821 – 1881)
"Преступление и наказание" 1866
"Мальчик у Христа на елке" 1876
А.Н. Островский – (1823 – 1886)
"Свои люди – сочтемся!" 1849
"Гроза" 1860
А.А. Фет – (1820 – 1892)
М.Е. Салтыков-Щедрин – (1826-1889)
"Дикий помещик" 1869
"Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" 1869
"Премудрый пескарь" 1883
"Медведь на воеводстве" 1884
Н.С. Лесков – (1831 – 1895)
"Левша" 1881
Л.Н. Толстой – (1828 – 1910)
"Война и мир" 1867-1869
"После бала" 1903
А.П. Чехов – (1860 – 1904)
"Смерть чиновника" 1883
"Ионыч" 1898
"Вишневый сад" 1903
М. Горький – (1868 – 1936)
"Макар Чудра" 1892
"Челкаш" 1894
"Старуха Изергиль" 1895
"На дне" 1902
А.А. Блок – (1880 – 1921)
"Стихи о прекрасной даме" 1904
"Россия" 1908
цикл "Родина" 1907-1916
"Двенадцать" 1918
С.А. Есенин – (1895 – 1925)
"Не жалею, не зову, не плачу…" 1921
В.В. Маяковский (1893 – 1930)
"Хорошее отношение к лошадям" 1918
А.С. Грин – (1880 – 1932)
А.И.Куприн – (1870 – 1938)
И.А. Бунин – (1879 – 1953)
О.Э. Мандельштам – (1891 – 1938)
М.А. Булгаков – (1891 – 1940)
"Белая Гвардия" 1922-1924
"Собачье сердце" 1925
"Мастер и Маргарита" 1928-1940
М.И. Цветаева – (1892 – 1941)
А.П. Платонов – (1899 – 1951)
Б.Л. Пастернак – (1890-1960)
"Доктор Живаго" 1955
А.А. Ахматова – (1889 – 1966)
"Реквием" 1935-40
К.Г. Паустовский – (1892 – 1968)
"Телеграмма" 1946
М.А. Шолохов – (1905 – 1984)
"Тихий Дон" 1927-28
"Поднятая целина" т1-1932, т2-1959)
"Судьба человека" 1956
А.Т. Твардовский – (1910 – 1971)
"Василий Теркин" 1941-1945
В.М. Шукшин – (1929 – 1974)
В.П. Астафьев – (1924 – 2001)
А.И. Солженицын – (род. 1918)
"Матренин двор" 1961
В.Г. Распутин – (род. 1937)
Идея защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества (сказки, былины, песни).
Творчество одного из поэтов серебряного века.
Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
Великая Отечественная война в русской прозе. (На примере одного произведения.)
Подвиг человека на войне. (По одному из произведений о Великой Отечественной войне.)
Тема Великой Отечественной войны в прозе ХХ века. (На примере одного произведения.)
Военная тема в современной литературе. (На примере одного-двух произведений.)
Ваш любимый поэт в русской литературе XX века. Чтение наизусть его стихотворения.
Русские поэты XX века о духовной красоте человека. Чтение наизусть одного стихотворения.
Особенности творчества одного из современных отечественных поэтов второй половины ХХ в. (по выбору экзаменуемого).
Ваши любимые стихотворения современных поэтов. Чтение наизусть одного стихотворения.
Ваш любимый поэт. Чтение наизусть одного из стихотворений.
Тема любви в современной поэзии. Чтение наизусть одного стихотворения.
Человек и природа в русской прозе XX века. (На примере одного произведения.)
Человек и природа в современной литературе. (На примере одного-двух произведений.)
Человек и природа в русской поэзии XX века. Чтение наизусть одного стихотворения.
Ваш любимый литературный герой.
Отзыв о книге современного писателя: впечатления и оценка.
Одно из произведений современной литературы: впечатления и оценка.
Книга современного писателя, прочитанная вами. Ваши впечатления и оценка.
Ваш ровесник в современной литературе. (По одному или нескольким произведениям.)
Ваше любимое произведение современной литературы.
Нравственная проблематика современной отечественной прозы (на примере произведения по выбору экзаменуемого).
Основные темы и идеи современной публицистики. (На примере одного-двух произведений.)
Герои и проблематика одного из произведений современной отечественной драматургии второй половины ХХ в. (по выбору экзаменуемого).
Варианты ответа:
а. «Очарованный странник», «О любви»
б. «Очарованный странник», «Кому на Руси жить хорошо»
в. «Кому на Руси жить хорошо», «Гроза»
г. «Гроза», «О любви»
В рассказе «Крыжовник» не поднимается А.П.Чеховым следующая проблема.
Варианты ответа:
а. русской интеллигенции
б. личной ответственности за происходящее в мире
в. взаимоотношений человека и природы
г. деградации личности
Укажите, чем определяется деятельность Лопахина в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».
Варианты ответа:
а. попыткой помочь Раневской поправить свое материальное положение
б. мечтой уничтожить вишневый сад, напоминающий ему о тяжелом детстве
в. стремлением отомстить впавшим в нищету хозяевам
г. желание разорить Раневскую и присвоить себе ее состояние
14. Укажите, кому из русских поэтов принадлежит стихотворение «Я встретил вас - и все былое…»
Варианты ответа:
а. А.С.Пушкин
б. Н.А.Некрасов
в. Ф.И.Тютчев
г. А.А.Фет
Назовите основную черту характера Сони Мармеладовой (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)
Варианты ответа:
а. свободолюбие
б. жертвенность
в. лицемерие
г. легкомыслие
Варианты ответа:
а. А.П.Чехов
б. М.Е.Салтыков-Щедрин
в. Н.А.Некрасов
г. И.А.Гончаров
17.М. Горький явился основоположником литературного направления:
Варианты ответа:
а. Романтизм
в. Социалистический реализм.
г. Классицизм
18. Литературное направление, к которому можно отнести рассказы «Макар Чудра», "Старуха Изергиль", " Челкаш", "Песнь о Соколе" М. Горького
Варианты ответа:
а. романтизм
б. неореализм
в. неоромантизм
г. реализм
Лойко Зобар является героем рассказа
Варианты ответа:
а. «Старуха Изергиль»
б. «Макар Чудра»
в. «Челкаш»
г. «Песнь о буревестнике»
20. Настоящая фамилия М Горького:
Варианты ответа:
а. А. Булыга
б. А. Климентов
в. А. Пешков
г. С. Огурцов
Основная тема сатирических произведений М.Е.Салтыкова - Щедрина
а. взаимоотношение власти и народа
б. отдельные пороки людей
в. недостатки в человеческих взаимоотношениях
г. недостатки государственных чиновников
Укажите литературное направление, которое господствовало в литературе второй половины 19 века
Варианты ответа:
а. сентиментализм
б. реализм
в. классицизм
г. романтизм
Укажите правильное название имения Кирсановых (И.С.Тургенев «Отцы и дети»)
Варианты ответа:
а. Марьино
б. Отрадное
в. Заманиловка
г. Ягодное
Назовите имя поэта, который был сторонником «чистого искусства».
Варианты ответа:
а. А.С.Пушкин
б. М.Ю.Лермонтов
в. Н.А.Некрасов
Слово «автор» (от лат. аuсtог - субъект действия, основатель, устроитель, учитель и, в частности, создатель произведения) имеет в сфере искусствоведения несколько значений. Это, во-первых, творец художественного произведения как реальное лицо с определенной судьбой, биографией, комплексом индивидуальных черт. Во-вторых, это образ автора, локализованный в художественном тексте, т. е. изображение писателем, живописцем, скульптором, режиссером самого себя. И наконец, в-третьих (что сейчас для нас особенно важно), это художник-творец, присутствующий в его творении как целом, имманентный произведению. Автор (в этом значении слова) определенным образом подает и освещает реальность (бытие и, его явления), их осмысливает и оценивает, проявляя себя в качестве субъекта художественной деятельности.
Авторская субъективность организует произведение и, можно сказать, порождает его художественную целостность. Она составляет неотъемлемую, универсальную, важнейшую грань искусства (наряду с его собственно эстетическими и познавательными началами). «Дух авторства» не просто присутствует, но доминирует в любых формах художественной деятельности: и при наличии у произведения индивидуального создателя, и в ситуациях группового, коллективного творчества, и в тех случаях (ныне преобладающих), когда автор назван и когда его имя утаено (анонимность, псевдоним, мистификация).
На разных стадиях культуры художническая субъективность предстает в различных обликах. В фольклоре и исторически ранней письменности (как и в иных формах искусства) авторство было по преимуществу коллективным, а его «индивидуальный компонент» оставался, как правило, анонимным. Если произведение и соотносилось с именем его создателя (библейские притчи Соломоновы и Псалмы Давида, басни Эзопа, гимны Гомера), то здесь имя «выражает не идею авторства, а идею авторитета». Оно не связывается с представлением о какой-либо инициативно избранной манере (стиле) и тем более - об индивидуально обретенной позиции творца: «Произведение скорее осознается как плод жизнедеятельности коллектива, чем как творение отдельной личности».
Но уже в искусстве Древней Греции дало о себе знать индивидуально -авторское начало, о чем свидетельствуют трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида. Индивидуальное и открыто заявляемое авторство в последующие эпохи проявляло себя все более активно и в Новое время возобладало над коллективностью и анонимностью.
Вместе с тем на протяжении ряда столетий (вплоть до XVII–XVIII вв., когда влиятельной была нормативная эстетика классицизма) творческая инициатива писателей (как и иных деятелей искусства) была ограничена и в значительной мере скована требованиями (нормами, канонами) уже сложившихся жанров и стилей. Литературное сознание было традиционалистским. Оно ориентировалось на риторику и нормативную поэтику, на «готовое», предначертанное писателю слово и уже имеющиеся художественные образцы.
На протяжении же двух последних столетий характер авторства заметно изменился. Решающую роль в этом сдвиге сыграла эстетика сентиментализма и в особенности романтизма, которая сильно потеснила и, можно сказать, отодвинула в прошлое принцип традиционализма: «Центральным «персонажем» литературного процесса стало не произведение, подчиненное канону, а его создатель, центральной категорией поэтики - не стиль или жанр, а автор» .
Если раньше (до XIX века) автор более представительствовал от лица авторитетной традиции (жанровой и стилевой), то теперь он настойчиво и смело демонстрирует свою творческую свободу. Авторская субъективность при этом активизируется и получает новое качество. Она становится индивидуально-инициативной, личностной и, как никогда ранее, богатой и многоплановой. Художественное творчество отныне осознается прежде всего как воплощение «духа авторства» (весьма характерное для романтической эстетики словосочетание).
Итак, авторская субъективность неизменно присутствует в плодах художественного творчества, хотя и не всегда актуализируется и приковывает к себе внимание. Формы присутствия автора в произведении весьма разнообразны. К ним мы и обратимся.
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Теория литературы автора Хализев Валентин Евгеньевич§ 6. Авторская субъективность в произведении и автор как реальное лицо Охарактеризованные выше грани художнической субъективности, которая весьма разнородна - особенно в искусстве XIX–XX вв., - составляют образ автора как целого человека, как личности. Говоря словами
Из книги Зарубежная литература XX века: практические занятия автора Коллектив авторов§ 2. Присутствие читателя в произведении. Рецептивная эстетика Читатель может присутствовать в произведении впрямую, будучи конкретизированным и локализованным в его тексте. Авторы порой размышляют о своих читателях, а также ведут с ними беседы, воспроизводя их мысли и
Из книги Вред любви очевиден [сборник] автора Москвина Татьяна ВладимировнаО произведении Шестнадцатилетний поэт создал «Пьяный корабль», еще ни разу не видя моря. Его представления о морской стихии были исключительно книжными и складывались на основе газетных статей и журнальных гравюр, историй о путешествиях реальных мореплавателей,
Из книги автораО произведении «Наоборот», роман о герое, не приемлющем современного века, во всем идущем наперекор общепринятым условностям, служит своего рода энциклопедией дендизма. Но чисто внешняя стадия дендизма – подчеркнутое внимание к внешности, стремление к оригинальности,
Из книги автораО произведении Роман «Приключения Гекльберри Финна» примыкает к написанным девятью годами ранее «Приключениям Тома Сойера» (1876), где автор поразительно правдиво раскрыл психологию подростка. Мальчишеское бунтарство Тома Сойера противопоставлено в романе
Из книги автораО произведении Роман Уайльда отличается, как все философские произведения, повышенной мерой художественной условности: не только в сюжете его содержится волшебное, магическое допущение, но и персонажи не вполне жизнеподобны. Дело в том, что в философском произведении
Из книги автораО произведении После пролога, в котором один из гостей загородного дома, Дуглас, рассказывает историю рукописи и ее автора, следует собственно рукопись, т.е. повествование ведется от лица главной героини произведения, гувернантки. Она поступает на место, от которого уже
Из книги автораО произведении Стостраничная повесть «Сердце тьмы» на поверхностный взгляд может показаться чисто авантюрным произведением. В самом деле, в отличие от Джеймса, заменившего внешний сюжет психологическими переживаниями персонажа, проза Конрада изобилует событиями, и
Из книги автораО произведении Одна из самых показательных новелл Шницлера – «Лейтенант Густль», опубликованная в уважаемой венской газете «Нойе Фрайе Прессе» на исходе 1900 года. Действие происходит в современной автору Вене, в ночь с четвертого на пятое апреля. Главное действующее
Из книги автораО произведении «Смерть в Венеции» – самая знаменитая новелла Т. Манна, в которой представлены ключевые мотивы всего творчества писателя и главные особенности его творческой манеры. Произведение родилось из «целого ряда престранных обстоятельств и впечатлений» от
Из книги автораО произведении Роман «В сторону Свана» состоит из трех частей, не равных в композиционном отношении. Первая, весьма обширная часть, называется «Комбре» и состоит из воспоминаний повествователя Марселя о детстве, о том, как на лето его почтенная буржуазная семья выезжала
Из книги автораО произведении Первый набросок поэмы под названием «Пруфрок среди женщин» относится к 1909 году; через два года появилось новое заглавие, под которым поэма впервые была опубликована в чикагском журнале «Поэтри» в июне 1915 года. Для первого сборника стихотворений 1917 года,
Из книги автораО произведении Действие романа занимает один день – 16 июня 1904 года, с восьми утра до трех часов ночи. Таким образом, в этом самом длинном дне мировой литературы Джойс увековечил день, когда познакомился со своей женой Норой Барнакль. Место действия, как и во всех остальных
Из книги автораО произведении Рассказ «Голодарь» был написан в 1922 году и опубликован два года спустя издательством «Шмиде» в одноименном сборнике вместе с тремя другими новеллами. Автор успел подготовить тексты к печати, но вышла книга уже после его смерти.Рассказ отличают
Из книги автораО произведении «Нечто тонкое и неуловимое проникло в Америку – стиль жизни», – писал Фицджеральд о послевоенном десятилетии. «Нечто тонкое» проникло в это же время и в американскую литературу – стиль письма. Одним из лучших подтверждений тому служит роман «Великий
Из книги автораПрисутствие духа Знающие Александра Секацкого обычно относятся к нему с большой иронической нежностью. Нежность естественно возникает из понимания: перед тобой редкое, драгоценное, ни на кого и ни на что не похожее существо – оригинальный мыслитель. Но именно поэтому
Испокон веков многие поколения людей интересовало, что есть душа, какова ее суть и можно ли познать ее глубину. И великое же множество писателей затрагивало эту, безусловно, важную тему…
Бесспорно, отечественные классики внесли существенную лепту в мировую сокровищницу литературы, снискав признание во многих странах своими изумительными, пронзительными произведениями. Нередко от , до того точно авторы демонстрируют потаенные уголки душ своих героев, в которых мы узнаем подчас самих себя.
Одно из знаковых, тяжелых произведений Ф.М. Достоевского очень ярко описывает все более возрастающую тоску по другой жизни, все более возрастающее недовольство жизнью этой, и, как следствие, «брожение умов» круга людей, бросивших на алтарь идей человеческую жизнь.
Его произведения, а точнее, цикл рассказов в некотором роде биографичны и отлично показывают, насколько может быть грязной жизнь, ведь там, где люди безграмотны, зачастую они и бездуховны, и речь идет не о религии, а о качествах и характере окружающих. Беспросветная тупость крестьян (вызванная отсутствием возможности развиваться умственно), их скотские условия жизни приводят к тому, что молодой врач становится морфинистом поневоле, а после уже не может сойти с этого поезда, все быстрее мчащегося под откос.
События произведения происходят еще до Октябрьской революции, в период Первой мировой войны, набирают оборот в двадцатые годы и в целом нелегкая судьба главного героя заканчивается трагично.
Многие относятся к заглавной героине без особой симпатии, считая ее женщиной малодушной и слабой. Однако стоит присмотреться к героине поближе, чтобы понять, что – это . Просто жизнь, как ни печально, способна сломить даже самых сильных…
Классики, вне всяких сомнений, достойны наивысших похвал, однако не будем забывать и о новинках в мире литературы. Давайте познакомимся с