Главная » Красота и здоровье » Кто автор картины охотники на привале. Охотники на привале. Описание картины Перова. Современная история картины

Кто автор картины охотники на привале. Охотники на привале. Описание картины Перова. Современная история картины

Василий Перов - известный русский художник-жанрист второй половины XIX века. Одна из самых знаменитых картин живописца - «Охотники на привале», написанная в 1871 году. Почему именно эта картина стала настолько популярной, где хранятся авторские повторения с «Охотников на привале» и как один из персонажей полотна связан с писателем Львом Толстым?

Что интересно, Василий Перов к своей живописи относился скептически и невысоко ценил свои работы в отличие от его современников. Например, о картине «Охотнике на привале» Федор Достоевский писал: «Картина давно уже всем известна; один горячо и зазнамо врет, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилег тут же и смеется… Что за прелесть! <…> Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства».

Василий Перов «Охотники на привале», 1871

Василию Перову удалось создать шедевр. В одной картине «Охотник на привале», которую художник задумывал как анекдот, он сочетает сразу несколько живописных жанров: бытовая сцена, пейзаж, натюрморт. В центре на фоне осенних полей - трое охотников. Пожилой небогатый дворянин, оживленно рассказывает о своих охотничьих подвигах. Молодой человек доверчиво его слушает, да так увлекся рассказом, что забыл зажечь папиросу. А крестьянин, полулежащий в центре, только иронично ухмыляется - он таких рассказов уже наслушался.

Художник в картине изобразил своих друзей. Рассказчик - врач Дмитрий Кувшинников. Кстати, после того как картина была выставлена на первой передвижной выставке, имя Кувшинникова стало популярным в литературных, художественных и театральных кругах. У него дома часто собирались писатели, художники, среди них - Чехов, Левитан и другие. Охотник-скептик - это еще один друг Перова, врач и художник-любитель Василий Бессонов. Прототипом молодого охотника стал 26-летний врач Николай Нагорнов, который позже женился Варваре Толстой, племяннице великого писателя. Получилось, что три врача стали охотниками.

Оригинал картины «Охотники на привале» (холст, масло 119х183) хранится в Третьяковской галерее. В 1877 году художник написал уменьшенную авторскую копию, которая хранится в Русском музее в Петербурге. Ходили легенды, что Перов сделал три картины «Охотников на привале». Третий вариант нашелся в Николаеве в Украине. Более 20 лет сотрудники Николаевского областного художественного музея им. В. Верещагина были уверены что картина в их фонде - отличная копия, ведь в советское время шедевр Перова был очень популярен, появилось огромное количество копий и репродукций «Охотников». Однако в 2004 году музей посетил киевский реставратор Николай Титов, который без сомнений заявил, что холст и краски принадлежат к XIX веку. Картину отправили на исследование, в ходе которого искусствоведы выяснили, что это авторское повторение. После реставрации копия «Охотников на привале» вошла в основную экспозицию музея.

СПРАВКА

У художника Василия Перова была непростая судьба. Он был незаконнорожденным сыном губернского прокурора барона Георгия Криденера. Не известна точная дата рождения художника - 2 или 4 января 1833 года. И хотя после рождения Перова его родители обвенчались, Василий не мог носить фамилию своего отца. В документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крестного отца.

После отставки барона, его семья переехала в Самарскую губернию. Здесь маленького Василия отдали на обучение к дьячку. Наибольшие успехи он делал в чистописании, за что и получил прозвище Перов, которое к нему приклеилось на всю жизнь.

Иван Крамской «Портрет Василия Перова», 1881

Василий хотел учиться живописи, но родители долго противились этому. В конце концов Перов в 1852 году уехал в Москву и поступил в Училище живописи и ваяния. В 1862 году художник женился на Елене Шейнс, уехал с семьей в Париж за счет Академии. Но через два года художник вернулся на родину, ему оказались не близки жанровые сцены французской жизни. Перова больше интересовала жизнь простых людей в России. В 1860-е он создает картины, где раскрывал противоречия современной жизни - «Тройка», «Проводы покойника», «Сцена на почтовой станции» и другие. В них он старался показать тяжелое положение наемных работников.

Василий Перов «Тройка», 1866

В 1869-1870 годах в жизни художника произошла трагедия, которая повлияла на его творчество. От эпидемии умерли жена и двое детей Перова, остался жив только сын Владимир. Живописец стал изображать простого человека, его радости повседневной жизни. Увлечение художника охотой нашло отражение в нескольких картинах - «Рыболов», «Птицелов» и других. Кроме картин на бытовые темы Василий Перов создал исторические полотна и портреты Достоевского, Островского и других своих современников.

Василий Перов «Портрет Ф. М. Достоевского», 1872

В 1872 году Перов женился вторично. Под конец жизни Василий Георгиевич стал заниматься литературой, писал рассказы. Умер Василий Перов от чахотки в 1882 году в Москве. Похоронили художника на монастырском кладбище в Даниловом монастыре. Сын живописца от первого брака Владимир Перов тоже стал художником.

В публикации использованы материалы из энциклопедии «Сокровища русских музеев» и с официального сайта Николаевского художественного музея им. В. Верещагина.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вы можете бесплатно посетить постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке.

Право бесплатного посещения экспозиций в Главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

В День народного единства - 4 ноября - Третьяковская галерея работает с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00). Вход платный.

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус и Новая Третьяковка - с 10:00 до 18:00 (кассы и вход до 17:00)
  • Музей-квартира А.М. Васнецова и Дом-музей В.М. Васнецова - закрыты
Вход платный.

Ждем вас!

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди .

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры программы «Спутник» - вход на экспозиции «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и «Шедевры русского искусства XI - начала XX века» (Лаврушинский переулок, 10), а также в Дом-музей В.М. Васнецова и Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Вокруг этой картины Василия Перова с момента ее появления горели нешуточные страсти: В. Стасов сравнивал полотно с лучшими охотничьими рассказами И. Тургенева, а М. Салтыков-Щедрин обвинял художника в излишней театрализации и неестественности персонажей. Кроме того, в «Охотниках на привале» все без труда узнали реальных прототипов – знакомых Перова. Несмотря на неоднозначные оценки критиков, картина стала невероятно популярной.


Василий Перов сам был страстным охотником, и тема охоты ему была хорошо знакома. В 1870-х гг. он создал так называемую «охотничью серию»: картины «Птицелов», «Рыболов», «Ботаник», «Голубятник», «Рыбная ловля». За «Птицелова» (1870) он получил звание профессора, а также место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Но самой яркой и узнаваемой в этом цикле безусловно стала картина «Охотники на привале».
Полотно впервые экспонировалось на 1-й Передвижной выставке и сразу вызвало разноречивые отклики. Критик В. Стасов восхищался работой. М. Салтыков-Щедрин критиковал картину за отсутствие непосредственности и жизненной правды, за наигранность эмоций: «Как будто при показывании картины присутствует какой-то актер, которому роль предписывает говорить в сторону: вот этот лгун, а этот легковерный, приглашающий зрителя не верить лгуну охотнику и позабавиться над легковерием охотника новичка. Художественная правда должна говорить сама за себя, а не с помощью толкований». А вот Ф. Достоевский не соглашался с критическими отзывами: «Что за прелесть! Конечно, растолковать – так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства».
Прототипами охотников стали реальные люди, знакомые Василия Перова. В роли «враля», увлеченно рассказывающего небылицы, выступил врач Дмитрий Кувшинников, большой любитель ружейной охоты – тот самый, который послужил и прототипом доктора Дымова в «Попрыгунье» Чехова. Жена Кувшинникова Софья Петровна была хозяйкой литературно-художественного салона, в котором часто бывали В. Перов, И. Левитан, И. Репин, А. Чехов и другие знаменитые художники и писатели.

В образе иронично усмехающегося охотника Перов изобразил врача и художника-любителя Василия Бессонова, а прототипом для молодого охотника, наивно внимающего охотничьим байкам, послужил 26-летний Николай Нагорнов, будущий член московской городской управы. Это подтверждает в своих воспоминаниях и А. Володичева – дочь Нагорнова. В 1962 г. она написала искусствоведу В. Маштафарову: «Кувшинников Д. П. был одним из ближайших друзей моего отца. Они часто ездили на охоту по птице. У отца была собака, и поэтому собирались у нас: Дмитрий Павлович, Николай Михайлович и доктор Бессонов В. В. Они изображены Перовым («Охотники на привале»). Кувшинников рассказывает, отец и Бессонов слушают. Отец – внимательно, а Бессонов – с недоверием…».


Большое значение в этой работе имеют жесты персонажей, с помощью которых художник создает психологические портреты своих героев: растопыренные руки рассказчика иллюстрируют его «страшную» историю, ухмыляющийся простолюдин недоверчиво почесывает голову, левая рука молодого слушателя напряженно сжата, правая рука с папиросой замерла, что выдает увлеченность и простодушный ужас, с которым он слушает небылицы. Изображенная в левом нижнем углу добыча охотников вполне могла бы стать самостоятельным натюрмортом с дичью, но все внимание художник намеренно сосредоточил на лицах и руках персонажей, выделив эти акценты ярким светом.

Василий Григорьевич Перов создал много удивительных полотен. Среди них картина «Охотники на привале». Хоть ее художник и написал в конце XIX века, но до сих пор ценители живописи с удовольствием рассматривают полотно, на котором изображены реальные люди, передана их мимика, жесты.

Творческая биография - начало пути

Художник Василий Григорьевич Перов жил в 1833-82 годах. Точная дата его рождения неизвестна, ориентировочно это конец декабря 1833 - начало января 1834 годов. Григорий Васильевич - незаконнорожденный сын барона Григория (Георгия) - губернского прокурора. Несмотря на то что после рождения ребенка родители обвенчались, он все равно не имел права на титул и фамилию.

Как-то отец Василия пригласил к ним художника. Мальчик любил наблюдать за работой живописца, и это вызвало у него большой интерес к творчеству. Несмотря на то что из-за оспы, которой переболел ребенок, у него испортилось зрение, Василий всё равно прилежно учился и самостоятельно занимался рисованием.

Затем отец отдал ребенка в арзамасскую художественную школу, где тот проучился с 1846 по 1849 год. Руководил школой А. В. Ступин, он лестно отзывался о юном даровании и говорил, что у Василия талант.

Не окончив училища из-за конфликта с сокурсником, юноша переехал в Москву, где поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества.

Награды, картины

В 1856 году за портрет Николая Григорьевича Криденера Перова наградили малой Затем были работы «Приезд станового», «Сцена на могиле», «Странник». За картину «Первый чин» художник был награжден малой а за «Сельский крестный ход на Пасхе» его одарили большой золотой медалью.

Затем живописец создал еще множество прекрасных полотен, среди которых его знаменитая картина «Охотники на привале», «Тройка», «Спящие дети», «Приезд институтки». Последние его работы - это «Странница в поле», Рыбаки», «Старик на скамейке», «Плач Ярославны».

О знаменитом полотне

Картина «Охотники на привале» была написана Перовым В. И. в 1871 году. Если в первой половине периода своего творчества художник отражает безрадостные сцены народной жизни («Проводы покойника», «Мальчик-мастеровой», Тройка» и др.), то во второй он всё чаще изображает охотников, птицеловов, рыбаков, которым так нравится то, чем они занимаются.

Сам художник очень любил охотиться, поэтому ему была знакома эта тема. Сейчас картина «Охотники на привале» находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве, а копию, созданную автором в 1877 году, можно увидеть посетив Государственный Русский музей.

Кто изображен на полотне - реальные прототипы

Охотники на привале Перова - невыдуманные персонажи. Если вы обратите внимание на полотно, увидите слева рассказчика. В его облике художник передал образ Д. П. Кувшинникова, который был известным московским врачом, большим любителем ружейной охоты.

Василий Григорьевич Перов сослужил отличную службу медику, еще больше прославив его. После того как картина была представлена на передвижной выставке, Кувшинников Д. П. стал весьма популярен в художественных, театральных, литературных кругах. В его квартире стали собирались художники, писатели, артисты.

Охотник-скептик на полотне тоже имеет свой реальный прототип. В образе этого человека Перов запечатлел врача В. В. Бессонова, который был другом Кувшинникова.

Самый молодой охотник рисовался с Николая Михайловича Нагорнова. Этот 26-летний юноша был коллегой и другом Бессонова и Кувшинникова. Через год молодой человек женился на племяннице Л. Н. Толстого.

Теперь, когда известно о том, кто же эти охотники на привале Перова, смотреть на картину, вглядываться в ее мельчайшие детали будет еще интереснее.

Описание сюжета картины

На переднем плане изображены три охотника. Видимо, они с раннего утра бродили по лесу в поисках добычи. Трофеи их ограничились уткой и зайцем. Охотники устали и решили сделать привал.

На заднем плане видны небольшие островки снега. На переднем и боковых - пожухлая трава, кусты, на которых еще не распустились зеленые листочки. Скорее всего, это конец марта или начало апреля. Уже смеркается, но мужчины не Им хорошо в компании друг друга, так как общие интересы, разговоры сплачивают.

Охотники на привале - описание этих бравых мужчин

Художник смог передать мимику, своих героев. Глядя на них, становится понятно, о чем они говорят, думают.

Так, мужчина, сидящий слева, прототипом которого явился Д. П. Кувшинников, самый старший. Видно, что он бывалый охотник. Мужчина рассказывает о своих подвигах. По тому, как напряжены его руки, понятно, что он говорит о том, что как-то встретил медведя и, конечно же, вышел из этой схватки победителем.

Видно, что мужчина средних лет, который расположился между двумя охотниками, саркастически относится к рассказу друга. Видимо, он слышал эту байку уже не один раз. Этот охотник опустил глаза и едва сдерживает улыбку, чтобы не рассмеяться, но не хочет выдать своего старшего друга и не рассказывает молодому охотнику, что этот рассказ - выдумка. Вот такие они, охотники на привале. Цена вымышленного рассказа невысока, но самый юный охотник не знает этого.

Он так внимательно слушает рассказчика, что не видит творящегося вокруг. Он даже забывает курить - рука с папиросой замерла - так напряженно следит молодой человек за словесным сюжетом. Видимо, он только недавно присоединился к этой компании и еще не знает всех баек, которые могут рассказать его новые друзья.

Обо всем этом думаешь, глядя на картину, которую так реалистично написал автор. Охотники на привале хоть и замерли в одной позе, но кажется, что сейчас они встанут и пойдут навстречу новым приключениям.

На переднем плане художник показал добычу, с которой бравые охотники идут домой. Кто-то из них подстрелил утку, а кто-то - зайца. Один из товарищей сидит в темном пальто, немного наклонившись вперед - и что-то увлеченно рассказывает остальным. Другой охотник прилег на пожелтевшую траву. Он слушает историю, но недоверчиво посматривает на друга. Третий охотник полностью верит рассказу товарища, поэтому слушает внимательно, даже немного вытянулся вперед. Немного в стороне бегает собака, которая не привыкла отдыхать. Она что-то услышала - и уже готова продолжать охоту без своего хозяина.

На заднем плане виднеется бескрайнее поле с пожелтевшей травой, а сверху нависло грустное, осеннее небо. На фоне неба мелькают тени птиц, которые уже не привлекают охотников.

Картина написана в немного юмористическом стиле, так как видно, что один из охотников хвастается своими давними заслугами, а их на самом деле не было. Это полотно дышит оптимизмом и задором, поэтому настроение сразу улучшается - и появляется стремление сделать что-то хорошее.

Второй вариант сочинения:

Василий Григорьевич Перов - знаменитый русский художник. Его кисти принадлежат такие знаменитые картины, как «Тройка», «Проводы покойника», «Чаепитие в Мытищах». Не менее знаменито его полотно «Охотники на привале».

Центральную часть картины занимают три охотника, расположившиеся на отдых после удачной охоты. Лежащие рядом заяц и утки наглядно говорят о том, что охота удалась. Да и лица героев картины выражают удовлетворение. Позы охотников, их внешний вид о многом говорят зрителям.

Охотник слева, который увлеченно что-то рассказывает, из дворянского сословия. Он хорошо одет, ухожен. Он так эмоционально рассказывает охотничьи байки: его глаза широко раскрыты, руки показывают, что зверь вот-вот готов накинуться на него. Весь его облик говорит: «Медведь поднялся на задние лапы. Идет на меня. Вот-вот вцепится своими когтистыми лапами». Скорее всего, его рассказ - чистой воды выдумка.

Второй охотник, также дворянин, похоже, еще новичок в этом деле. Он настолько захвачен рассказом бывалого напарника, что ничего не замечает вокруг. Его рука с папиросой замерла на полпути, он не шелохнется. Молодой человек верит каждому слову рассказчика. Такое впечатление, что он сейчас воскликнет: «О, господи, страсти какие!».

И лишь третий охотник с недоверием относится к рассказу. Бывалому охотнику, простому крестьянскому мужику, понятно, что барин приврал, да уж больно много. Ему забавно слышать враки образованного человека. Крестьянин-охотник смеется над легковерностью своего молодого напарника. Его улыбка говорит: «Ох, и врать ты, братец, горазд! А ты-то всему веришь!»

И лишь окружающая охотников природа не разделяет беззаботности и довольства охотников. В небе тревожно кружат птицы, надвигаются мрачные тучи. Ветки кустарника вокруг замерли в каком-то тревожном ожидании. Но довольные охотой и увлеченные рассказом мужчины не замечают этого напряжения.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта