Главная » Красота и здоровье » Русские народные сказки. Три царства — медное, серебряное и золотое. В порядке общей очереди Плетение из бисера

Русские народные сказки. Три царства — медное, серебряное и золотое. В порядке общей очереди Плетение из бисера

Виктор Михайлович Васнецов известен тем, что писал картины по мотивам различных русских сказаний, которые особо распространены среди обычного люда. В тысяча восемьсот восьмидесятом году по заказу русского предпринимателя художник создал полотно под названием «Три царевны подземного царства», за основу которого была взята сказка «Подземные царства». У этой картины было две версии: в тысяча восемьсот восемьдесят четвертом году Васнецов немного изменил положение рук одной из царевен, чтобы придать ей больше спокойствия и величественности.

В центре полотна изображены три величественные фигуры девушек на фоне серых тусклых скал и нежно голубого неба, на котором проплывают бледно розовые облака. Весь задний план только добавляет красоты главным персонажам. Каждая героиня представляет собой богатства недр земли. Девушка, стоящая левее других, одета в роскошное золотое платье, расшитое традиционными русскими узорами, а на голове красуется золотой убор, который включает в себя несколько драгоценных камней.

Несмотря на весь свой величественный вид, она ведет себя довольно скромно, не показывая своего превосходства. Ее сестра, которая стоит в центре, не уступает той в красоте и царственности. Весь наряд той состоит из драгоценных камней, даже корона полностью состоит из них. Но она также является примером царской гордости и скромности. Две сестры величественны и знают, какое положение занимают. Но вот третья сестра, которая стоит справа от них, вовсе не похожа на своих родственниц. Вместо яркого, усеянного драгоценностями платья на девушке надето относительно скромное черное платье, а голову девушки не украшает ни корона, ни что другое. Помимо этого ее волосы свободно ниспадают на плечи и добавляют ей своеобразную легкость и нежность. От девушки не исходит такая же царственная сила, как от ее сестер, но почему-то от нее все равно невозможно оторвать взгляд.

Именно своей скромностью, ненавязчивостью и спокойной уверенностью она привлекает внимание и значительно превосходит двух других представительниц. В ней заключен образ настоящей русской девушки, которая никогда не выставляет свое преимущество наружу, а ведет себя сдержанно и без надменности. Также помимо трех царевен подземного царства на полотне изображены двое мужчин, которые находятся в правой части. Они преклонили колени перед величественными образами. Однако девушки даже не замечают этих простых людей. Героини просто застыли в своих позах и не обращают ни малейшего внимания на происходящее вокруг. Возможно, это произошло по той причине, что они оказались на земле, а не в привычной для себя среде. Но именно эта статичность добавляет царевнам все более величественный вид, который заставляет людей восхищаться ими.

Таким образом, Виктор Михайлович Васнецов на своей картине «Три царевны подземного царства» изобразил величественных девушек, каждая из которых представляет собой определенный вид ископаемых, которые можно найти в недрах земли.

Данная работа была выполнена Виктором Михайловичем Васнецовым по заказу С. Мамонтова, на тот момент председателя правления возводимой Донецкой железной дороги. Задумка была основана на том, что через сказочную тематику на полотне должны быть отражены представления русского народа о хранящихся в глубоких земных недрах Донбасса несметных богатствах.

Первоначальный сюжет народного повествования был Васнецовым изменён. Две основные царевны остались на месте – золота и драгоценных камней. В угоду промышленникам на полотне появился еще один персонаж – царевна каменного угля.

На полотне изображены три девушки, две из них, олицетворяющие золото и драгоценные камни, одетые в богато украшенные древнерусские наряды соответствующих цветов. На третьей же накинуто простенькое платьице чёрного цвета, её руки бледны и открыты, волосы просто распущены и раскинуты по плечам.

Заметно, что в царевне каменного угля нет той надменности, что в остальных героинях, тем не менее, она так же привлекательна, как и остальные. В сделанной в 1884 редакции данной картины Васнецов изменил положение рук девушки в чёрном платье, расположив их вдоль тела, а другим девушкам оставил руки скромно сомкнутыми спереди, что придавало их позам большую величавость.

На заднем плане картины краснеет закатное небо, девушки окружены грудами тёмных скал. При написании первоначального варианта автор использовал наряду с чёрными оттенками жёлто-оранжевую палитру. Полотно 1884 года пестрит более насыщенными красками, палитра смещается к красным тонам. Также в нижнем правом уголке картины автор дорисовал двух мужичков в простонародных рубахах, кланяющихся царевнам.

Однако в итоге правление железной дороги отказалось покупать картину, поэтому её выкупил непосредственный заказчик – С. Мамонтов.

Помимо описания картины В. М. Васнецова «Три царевны подземного царства», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Картину «Три царевны подземного царства» в 1880 году заказал Виктору Васнецову промышленник и меценат Савва Мамонтов.

В 1882 году Савва Мамонтов построил Донецкую каменноугольную железную дорогу. Кабинет правления нового предприятия меценат решил украсить картинами молодого талантливого художника Виктора Васнецова. В результате договорённости специально для Мамонтова Васнецов написал три работы: «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет» и «Битва скифов со славянами».

За основу картины «Три царевны подземного царства» взята сказка «Подземные царства». Полотно по замыслу автора должно было олицетворять богатство недр Донбасса. Но члены правления не приняли работу Васнецова. Они посчитали сказочную тему неуместной для служебного помещения.

В 1884 году Васнецов пишет ещё одну версию картины, немного меняя при этом композицию и колорит. Картину приобретает киевский коллекционер и меценат Иван Терещенко.В новой версии изменилось положение рук царевны каменного угля, теперь они лежали вдоль тела, что придало фигуре спокойствие и величавость.

Сын Мамонтова Всеволод вспоминал об этих картинах: «Первая картина должна была изображать далекое прошлое Донецкого края, вторая - сказочный способ передвижения и третья - царевен золота, драгоценных камней и каменного угля - символ богатства недр пробуждённого края».

Так одевались на Руси

Художник всегда был внимателен к истории и прежде, чем приступить к написанию картины внимательно изучал быт эпохи. Виктор Васнецов знал все тонкости костюмов. Двух старших царевен он одел в русские народные костюмы.

Золотая царевна изображена одетой в ферязь. Этот тип одежды с рукавами до пола, где есть прорези для рук, был распространён в допетровской России. На голове у нее коруна - головной убор, который могли носить только незамужние девушки (макушка оставалась открытой, что для семейной женщины было недопустимо). Обычно коруна была элементом свадебного наряда.

Царевна Драгоценных камней, как и Золотая царевна, одета в ферязь, под которой - длинная шелковая рубаха. На руках у нее опястья - элемент русского национального костюма, а на голове - невысокий венец.

Следует отметить, что на Руси старые девы не имели права на ношение одежды замужних женщин. Они плели косу как девушки, покрывали голову платком. Им запрещалось надевать кокошник, сороку, повойник, носить понёву. Ходить они могли лишь в белой рубахе, темном сарафане, нагруднике.

Орнамент на одежде многое мог рассказать о его владельце. Так, например, в Вологодской области, дерево изображалось на рубашках беременных женщин. Курицу вышивали на одежде замужних, белых лебедей - у незамужних девушек. Сарафан синего цвета носили незамужние девушки, готовящиеся к свадьбе или старушки. А вот, например, красный сарафан надевали те, кто только что вышел замуж. Чем больше времени прошло после свадьбы, тем меньше красного цвета женщина использовала в своей одежде.

Младшая царевна

Древнерусская красавица не могла появляться на людях с открытыми руками и непокрытой головой. Но младшая царевна на картине изображена в современном платье с короткими рукавами. Руки её обнажены. Это образ царевны Каменного угля - «черного золота», которое в то время обеспечивало движение поездов.

Противопоставляя одежды царевен, художник хотел подчеркнуть, что полезные свойства каменного угля человечество открыло лишь недавно. Это полезное ископаемое относится к настоящему и будущему, а золото и драгоценные камни - к прошлому.

В 1883–1884 годах по заказу Ивана Терещенко была написана ещё одна версия картины, на которой художник изображает братьев Ивана-царевича, поражённых красотой царевен. Васнецов совмещает разные трактовки сказки. В одной Иван встречает царевен в горах, а в другой - спускается в подземелье по веревке, фрагмент которой нарисован в правом нижнем углу картины. Братья ждали его на поверхности и по сигналу подняли царевича, свою мать и освобождённых пленниц.

«Влюбился в черненькую»

Брат Виктора Васнецова Аполлинарий, тоже живописец, писал ему о XII Передвижной выставке, где был представлен второй вариант картины:
«…Привелось ознакомиться с тем, как относится к твоей картине публика. Производит, несомненно, впечатление и нравится многим, но затрудняются содержанием, и мне привелось несколько раз вступить в объяснения сюжета. Что же касается меня лично, то я просто влюбился в чёрненькую, прелестна и золотая, но немного горда; одежда на последней, по-моему, сделана так, что ничего нет на выставке, что бы сравнилось по широте письма и натуральности...» (Виктор Васнецов. «Письма. Дневники. Воспоминания»).

Васнецова мы помним по известным со школы «Трем богатырям» и «Иване Царевиче на сером волке». А сегодня давайте обратим внимание на не такую известную, но очень интересную работу мастера — «Три царевны подземного царства». Поверьте, ей есть чем удивить нас!

Савва Мамонтов

Как-то странно, что великие художники, чьи работы можно видеть в лучших музеях, работали на заказ. Нуждались, зарабатывали, писали даже для украшения офисов и квартир. Как-то не вяжется. А тем не менее это так и именно с таким вот заказом и связана история этой удивительной картины.

Итак, у Виктора Васнецова был друг — Савва Мамонтов. А надо сказать, это был известный в то время (а увлекающимся искусством и сейчас) предпрениматель и меценат. Это значит, что он поддерживал художников «безвозмездно, то есть даром».

Вот он, Савва, видите — вальяжно развалился на диване на картине Репина. Почти новый русский. И как знать, что было бы с русским искусством, не будь Саввы, определенно в Третьяковке стало бы меньше картин. Хотя был еще конечно и сам Третьяков, и другие меценаты, да не о том речь. Значение Саввы для искусства переоценить невозможно — вот что я хотела сказать.

Савва очень хотел поддержать своего друга художника Васнецова, предоставив ему хороший заказ. Он пришел в управление Донецкой железной дороги, членом которой являлся, и убедил коллег, что лучшим украшением их офиса будут работы Виктора Михайловича. Ударили по рукам и Васнецов с радостью принялся за работу.

Тут надо отметить, что Виктор был большой любитель сказок и всякого русского творчества и подошел к заказу весьма творчески. «Три царевны подземного царства» были кстати не единственной картиной заказа, была еще парочка -«Ковёр-самолет» и «Битва скифов со славянами». И все картины, как несложно догадаться, получились очень волшебными. И были бы хороши для…учебника, например, или хотя бы галереи. Но никак не офиса, где серьезные люди решали серьезные задачи. Вот как посчитали заказчики — и отказали покупать полотна.

Чтож, пришлось Савве решать вопрос. Картины были выкуплены — семьей мецената.

Но давайте остановимся детальнее на «Трех царевнах». Какой интересный замысел родился в голове художника. В то время в Донбасе начали добывать полезные ископаемые — золото, драгоценные камни и уголь. Есть такая сказка — «Подземные царства», вот ее-то Васнецов и взял за основу, добавив царевну угля. То есть он в своей картине сделал такой интересный образ богатств этого края, изобразив их в виде королевских особ. Вы только посмотрите на этих женщин — золото, драгоценные камни и уголь! Это не картина, а целый спектакль!

Видимо, так посчитал и Васнецов (и не только) и В 884 он создал вторую версию этой работы, с небольшими изменениями. Ее приобрел меценат и коллекционер из Киева Терещенко.

Сейчас картина «Три царевны подземного царства» украшает стены Третьяковской галереи, и тем кто живет в Москве или гостит в столице, очень рекомендую рассмотреть «девушек» подробнее.

Одним из важных этапов становления В. Васнецова , как первопроходца сказочного жанра в русской живописи, стал заказ промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым в 1880 году трех картин для правления Донецкой железной дороги. Одна из этих картин - «Три царевны подземного царства». Как и «Ковёр-самолет» она несла аллегорический смысл и олицетворяла богатства, скрытые в недрах Донбасса. Хотя в итоге правление отказалось от покупки картин, их приобрели братья Мамонтовы. А в 1884 году Васнецов снова обратился к этому сюжету, немного дополнив исходный вариант. Эту картину приобрел коллекционер и меценат И. Терещенко.

Сюжет картины основан на русской народной сказке «Подземные царства». Согласно ей Иван Царевич со своими братьями искали свою матушку Анастасию Прекрасную, похищенную Вороном Вороновичем. Для этого ему пришлось спуститься под землю, где он познакомился с царевнами подземных царств: Медной, Серебряной и Золотой. Победив злодея, герой собрался обратно наверх, вместе с матушкой и тремя царевнами. Но его братья, увидев красавец, передумали вытаскивать Ивана и перерезали веревку. Именно этот момент и изобразил Васнецов. На первой версии картины показаны только сами царевны, а в варианте 1884-го года присутствуют и два брата, склонившиеся в низких поклонах перед красавицами.

В угоду своему замыслу, художник заменил Серебряную и Медную царевен на Угольную и Драгоценных камней. Эти три прекрасные девушки, сияющие красотой нарядов, и стали персонажами картины. В центре находится царевна Драгоценный камней. Ее величественная осанка и гордая, высоко поднятая голова, говорят о благородном происхождении. У неё прекрасное лицо: горящий румянец, соболиные брови, алые губы. Поражает и её наряд: дорогое платье, расшитое причудливым орнаментом с вкраплениями драгоценных камней: изумрудных, розоватых, бирюзовых, красных и желтых, дополненное массивными бусами на груди и венцом из самоцветов.

Слева от неё стоит величественная царевна Золота в сверкающем золотом одеянии. Замысловатый узор на её платье дополняется богатой россыпью самоцветов, которые украшают рукава и подол платья. На царственной голове сияет блеском драгоценных камней корона-кокошник. Но её прекрасное лицо печально, в опущенных глазах чувствуется тоска. Хотя, кому-то кажется, что у царевны Золота надменное выражение лица.

Чуть в стороне от своих величественных сестер стоит робкая Угольная царевна. Её наряд отличается скромностью, в нём нет вычурности и пышности одеяний её сестер. Простое, но изысканное парчовое черное платье, блестящие черные волосы, ниспадающие на плечи, печаль на белоснежном лице - художник сделал её самой человечной из своих героинь. В версии 1881 года Угольная царевна держит руки сомкнутыми, что придает ее образу еще большую трагичность, ведь по сюжету сказки ее прототип был возлюбленной Иван Царевича. Во втором варианте картины Васнецов изменил положение её рук, расположив их вдоль тела, придав фигуре младшей царевны спокойствие и величавость. Глыбы черных скал на втором плане, красное закатное небо придают картине монументальности. А контрастное сочетание земли и неба, на фоне которого показаны похищенные царевны, подчеркивает тревогу и волнение героинь.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта