Такой «прокол» можно бы и простить начинающему автору, но Гоголь в период создания повести был уже зрелым литератором. Такие намеки в повести есть. И цирюльник – неспроста разбойник. Только версия эта несостоятельна в корне. Разве таков писатель Николай Васильевич Гоголь? Повесть Николая Гоголя «Нос» является одним из самых знаменитых произведений писателя. Во всем этом, право, есть что-то», – лукаво заявил в конце произведения Гоголь.
Первоначально журнал «Московский наблюдатель» отказался печать это произведение, и автор решил опубликовать его в журнале «Современник». Гоголю пришлось услышать в свой адрес много жестокой критики, поэтому несколько раз повесть подвергалась существенным изменениям. Нос» начинается с того, что одним утром петербургский цирюльник обнаруживает, что в его хлебе находится нос, и впоследствии понимает, что этот нос принадлежит его клиенту – майору Ковалеву.
Но следует понимать, что эта повесть обладает двойным смыслом, и замысел Гоголя намного глубже и поучительнее, чем кажется на первый взгляд. Это первая загадка: почему друзья Гоголя отказались от публикации?
В 1836 году Александр Пушкин уговорил Гоголя опубликовать «Нос» в «Современнике». В предисловии к публикации Пушкин назвал повесть веселой, оригинальной и фантастической, подчеркнув, что она доставила ему удовольствие. Много непонятных моментов можно найти и в фантастическом сюжете повести. Заканчивается повесть также вопросом: почему нос вернулся на место без каких-либо объяснений? Все мечты майора рассыпаются в прах после исчезновения носа, ведь вместе с ним потеряны лицо и репутация.
Но ясной и правильной трактовки повести «Нос» мы пока не дождались. С одной точки зрения, нос в повести символизирует бессодержательную внешнюю благопристойность, имидж, который, как оказывается, вполне может существовать без всякой внутренней личности.
Но в том-то и дело, что он бреет майора по воскресениям и средам, а дело происходит в пятницу, и весь четверг нос восседал на лице Ковалева! Ведь именно нос крайне необходим майору Ковалеву, человеческий вид, наружность для которого не только условие, но и смысл существования.
Таинственным является не только отделение носа, но и то, как он существовал самостоятельно. В этом произведении «мелочи» играют решающую роль. Какого числа Ковалев обнаруживает пропажу носа? 25 марта. А ведь в этот день Благовещение, один из главных праздников Православия.
Так майор Ковалев встраивается в целую галерею гоголевских персонажей, вместе с собственным лицом утративших Бога и не заметивших этой утраты. Действительно, а что конкретно автор имел в виду? В большинстве своем читатель признает некую запредельность содержания повествования и склоняется к тому, что произведение это СТРАННОЕ.
В этом контексте фраза на его вывеске «и кровь отворяют» получает еще один смысл. При всей очевидности, непричастность цирюльника к истории с пропавшим носом ставится под сомнение. Вместе с тем в тексте повести нет никаких намеков на то, как цирюль¬ник мог участвовать в злоключении с носом майора.
Он действительно напрямую причастен ко всем событиям с носом и Ковалевым. Где-то же они разглядели эту грязь и пошлость, коих в тексте в помине нет? А вот Пушкин с удовольствием опубликовал. И опять же – как нос очутился в печеном хлебе и как сам Иван Яковлевич?..
А всё однако же, как поразмыслишь, во всем этом, право, есть что-то. Почему-то перед возвратом Ковалеву его носа акцентирован яркий свет свечи, пробивающийся сквозь дверные щели в темной комнате. Ну к чему все эти подробности, если действие их в повести не развивается?
Первый. Автор – начинающий литератор, еще не переборовший в себе страсть к детальности и описательности. Может быть, если разгадать заложенный автором в деталях смысл, то и разгадка появится тут же? А что если эти детали – что-то вроде символов, что-то означающих?
Нос» часто называют самой загадочной повестью Николая Васильевича Гоголя. Настоящего произведения – того произведения, которое, Гоголь точно это знал, – никогда не опубликуют и не признают.
1. Особенности повести Н. В. Гоголя «Нос»
- реализм и фантастичность
2. Сатирические Особенности повести Н. В. Гоголя «Нос»
.
3. Значение образа Носа-чиновника.
Н. В. Гоголя принято считать одним из основоположников русского реализма. Однако реализм в произведениях этого писателя очень часто переплетается с фантастическими образами, полными глубокого смысла. Вспомним его «Вечера на хуторе близ Диканьки», повесть «Вий», жуткие образы которой связаны с древней языческой мифологией, «Портрет» и даже всем известную «Шинель», где появляется призрак чиновника, срывающий шинели. Повесть «Нос» также представляет собой причудливую смесь реальной жизни России XIX века и сказочной фантасмагории, чем-то напоминающей повести Одоевского.
Однако за фантастической историей пропавшего носа скрывается беспощадная сатира, высмеивающая человеческие пороки. Показывая семейный быт цирюльника Ивана Яковлевича, Гоголь демонстрирует и его безволие и страх перед женой, его неопрятность, не забывая упомянуть и о его пьянстве, причем как о совершенно естественном явлении: «Иван Яковлевич, как всякий порядочный русский мастеровой, был пьяница страшный».
Типичные взгляды на женитьбу как на выгодную сделку и способ разбогатеть мы находим в следующих строках: «Майор Ковалев был не прочь и жениться; но только в таком случае, когда за невестою случится двести тысяч капиталу». Гоголь высмеивает корыстолюбие своего героя, его страх перед сплетнями, его невежество и пустое тщеславие - черты, весьма обыкновенные в чиновничьей среде. В Газетной Экспедиции, куда майор Ковалев пришел, чтобы дать объявление о своей пропаже, он ведет себя так, словно больше все опасается, что его знакомым станет известно о его несчастье и его засмеют: «Нет, зачем же фамилию? Мне нельзя сказать ее. У меня много знакомых: Чех-тарева, статская советница, Палагея Григорьевна Подточйна, штаб-офицерша... Вдруг узнает, боже сохрани! Вы можете просто написать: коллежский ассесор, или, еще лучше, состоящий в майорском чине». Но ведь в его ситуации куда важнее скорее отыскать нос, а не задаваться подобными вопросами - кто что скажет!
Комичные Особенности повести Н. В. Гоголя «Нос» - это рассуждения героя о причинах исчезновения носа: «Майор Ковалев, сообразя все обстоятельства, предполагал едва ли не ближе всего к истине, что виною этого должен быть не кто другой, как штаб-офицерша Подточина, которая желала, чтобы он женился на ее дочери... Штаб-офицерша, верно, из мщения, решилась его испортить и наняла для этого каких-нибудь колдовок-баб...». Следует заметить, что подобное предположение даже не особенно логично. Ведь если бы даже Подточина и решила прибегнуть к помощи «колдовок-баб», то она скорее предпочла бы, чтобы те приворожили его к ее дочери, а не лишали потенциального жениха носа.
Особенности повести Н. В. Гоголя «Нос» - это бездумное чинопочитание, господствующее над умами людей. Он показывает разные стороны этой нравственной язвы, когда за мундиром подчас не разбирают, кто перед тобой - нос или человек.
Страх Ивана Яковлевича перед полицейскими - одна из иллюстраций всесилия чиновничьего аппарата в России. Простому человеку всегда было трудно что-то доказать чиновникам, независимо от того, прав он или виноват. Поэтому «мысль о том, что полицейские отыщут у него нос и обвинят его» совершенно расстроила незадачливого цирюльника.
То же самое благоговение перед чином мы находим и в стремлении Ковалева именоваться непременно майором: «Он два года только еще состоял в этом звании и потому ни на минуту не мог его позабыть; а чтобы более придать себе благородства и веса, он никогда не называл себя коллежским ассесором, но всегда майором».
Но своего наивысшего звучания мотив чинопочитания в России достигает в сцене разговора Ковалева с собственным носом. Гротескность и внешняя фантастичность этого эпизода лишь подчеркивают его подлинный смысл. Ковалев не сомневается, что перед ним - его же собственный нос; и тем не менее он робеет перед ним, потому что чип у носа выше, чем у него: «Как подойти к нему? - думал Ковалев. - По всему, по мундиру, по шляпе видно, что он статский советник. Черт его знает, как это сделать?»
В фантастическом рассказе о небывалом происшествии - побеге носа - Гоголь мастерски раскрывает мысль о нравственной близорукости большинства людей, привыкших видеть только чин, но не того, кто его носит. Устами полицейского, принесшего Ковалеву его нос, автор говорит следующие слова, которые выражают главную идею повести: «...странно то, что я сам принял его сначала за господина. Но к счастию, были со мной очки, и я тот же час увидел, что это был нос. Ведь я близорук, и если вы станете передо мной, то я вижу только, что у вас лицо, но ни носа, ни бороды, ничего не замечу. Моя теща, то есть мать жены моей, тоже ничего не видит».
К счастью для героя повести, полицейский надел очки. Но очки нужны не только ему одному - очки беспристрастности, которые позволяют видеть человека, а не его чин.
Платон Кузьмич Ковалев – коллежский асессор из повести Н. В. Гоголя «Нос». Сам себя он предпочитал называть майором. Автор относит этот персонаж к праздным тунеядцам и карьеристам, часто прогуливающимся по Невскому. Он сродни таким персонажам, как поручик Пирогов или Хлестаков, которые стремились получать максимум удовольствий от жизни, не прилагая усилий. Даже в Петербург он приехал за выгодной женитьбой и чином повыше. Создавая потрет этого персонажа, автор подчеркнул его наглое самодовольство и тщеславие. Внешне он всегда старается выглядеть идеально, носит накрахмаленные и безупречно чистые воротнички, имеет бакенбарды как у губернских землемеров или архитекторов, регулярно посещает цирюльника.
Всю свою стать он демонстрирует, выходя на Невский, а нос для него является своего рода достопримечательностью. Это также символ благочестия и порядочности. Лишив его носа, автор ставит под сомнение его нравственные достоинства. Даже частный пристав отмечает, что порядочному человеку нос не оторвут. В отношении к женскому полу майор Ковалев питал слабость, часто отвлекался на красавиц и заигрывал со многими светскими дамами. Пропажа носа Ковалева могла быть также связана с потерей человеческого лица в погоне за сомнительными удовольствиями.
В наследии гениального украинского и русского писателя Н. В. Гоголя есть немало произведений, заслуживающих внимания требовательного читателя. Особенностью его творчества является тонкий юмор и наблюдательность, склонность к мистицизму и просто невероятные, фантастические сюжеты. Именно такой и является повесть «Нос» (Гоголь), анализ которой мы сделаем ниже.
С краткого содержания повести следует начинать ее анализ. «Нос» Гоголя состоит из трех частей, в которых рассказывается об невероятных происшествиях в жизни некоего коллежского асессора Ковалева.
Итак, одного дня городской цирюльник Петербурга Иван Яковлевич находит в буханке хлеба нос, который, как позже выясниться, принадлежит весьма уважаемому человеку. Брадобрей пытается избавиться от своей находки, что делает с большим трудом. Коллежский асессор в это время просыпается и обнаруживает пропажу. В шоке и расстройстве он выходит на улицу, прикрыв лицо платком. И вдруг встречает свою часть тела, которая наряжена в мундир, разъезжает по городу, молится в соборе и так дальше. На просьбы вернуться на свое место нос не реагирует.
Повесть Н. В. Гоголя «Нос» рассказывает дальше о том, что Ковалев пытается найти пропажу. Он отправляется в полицию, хочет дать объявление в газету, но ему отказывают из-за необычности такого дела. Измученный Ковалев идет домой и размышляет о том, кто может стоять за такой злой шуткой. Решив, что это штаб офицерша Подточина - из-за того, что он отказался жениться на ее дочери, асессор пишет ей обвинительное письмо. Но женщина в недоумении.
Город быстро полнится слухами о невероятном происшествии. Один полицейский даже ловит нос и приносит владельцу, однако поставить его на место не удается. Доктор также не знает, каким образом заставить держаться отвалившийся орган. Но примерно через две недели Ковалев просыпается и находит свой нос на своем законном месте. Цирюльник, который пришел выполнить свою обычную работу, больше не стал держаться за эту часть тела. На этом повесть заканчивается.
Если посмотреть на жанр произведения, то «Нос» - повесть фантастическая. Можно утверждать, что автор рассказывает нам о том, что человек суетится без причины, живет впустую и не видит дальше своего носа. Его одолевают повседневные заботы, которые не стоят и ломаного гроша. Он успокаивается, нащупав привычную обстановку.
К какому выводу подталкивает детальный анализ? «Нос» Гоголя - это повесть о человеке, который слишком загордился, которому нет дела до людей ниже чином. Словно оторванный нюхательный орган в мундире, такая личность не понимает обращенных к нему речей и продолжает делать свое дело, каким бы оно не было.
Используя фантастический сюжет, оригинальные образы и совсем нетипичных «героев», великий писатель размышляет о власти. Ярко и злободневно он рассказывает о жизни чиновников и их вечных заботах. Но разве о своем носе должны заботиться такие люди? Разве они не должны решать реальные проблемы простых людей, над которыми они руководствуют? Это скрытая насмешка, которая привлекает внимание к большой проблеме современного Гоголю общества. Таков был анализ. «Нос» Гоголя - произведение, которое стоит прочесть на досуге.
В этой статье попробуем дать ответ на вопрос: «как в повести «Нос» проявляются черты фантастического реализма Гоголя».
Известный литературный классик Гоголь Николай Васильевич в каждом своём произведении удивляет и поражает затейливым сюжетом и гармоничным переплетением совершенно противоположных идей фантастики и реальности, юмора и трагедии. Этой теме посвящены многие исследования, посвящаются научные работы, статьи и даже целые книги.
Учитывая то, что реализм определяется как возможность отображения жизни с максимальной точностью в деталях, то фантастический реализм Гоголя можно определить, как интеллектуальное отражение реальности сквозь призму фантастических, необъяснимых событий и деталей.
Стоит отметить, что фантастическое в его произведениях выражается не просто во включении в сюжетную линию мифических существ и необъяснимых событий, оно колоритно описывает мировосприятие автора и позволяет проникнуть в его специфику видения мира, порой абсолютно отличающуюся от привычной.
Одним из таких ярких произведений является рассказ «Нос», который вошёл в цикл «Петербургских повестей». И, хотя, в нём полностью отсутствует выдуманный фантастический персонаж, в классическом его понимании, сама фантастика остаётся.
Сюжетная линия никак не подготавливает читателя к последующим развязкам. Она будто опрокидывает на голову читателя ушат с холодной водой, ставя сразу перед фактом случившегося фантастического события. До конца повести тайной остаются причины и предпосылки происшествия.
В повести, Нос показывает такую манеру поведения, какая подходит для высокопоставленного должностного лица: посещает молитву в соборе, совершает прогулки по улицам Петербурга, имеет планы на выезд заграницу. Создаётся удивительная ситуация, когда, казалось бы, происходят немыслимые вещи, но люди вокруг будто ослеплены и не замечают этого.
Таким образом у Носа наблюдается две сущности. Одна, непосредственно, физиологическая – как часть тела чиновника Ковалёва, а другая – социальная, которая наполнена событиями, как жизнь обычного человека, но при этом, являющегося по своему званию выше, чем его хозяин. Нос умело манипулирует своими сущностями, и Гоголь это красочно показывает в сюжетной линии.
Само повествование автор наполняет таким социальным феноменом, как слухи. Повсюду в тексте можно встретить, как люди делятся услышанным, что Нос посещал Невский проспект или заходил в магазин. Здесь слух проявляется на фоне необъяснимого события, которое воспринимается, как реальное. Через такой приём автор показывает, что путём слухов любое происшествие наполняется значимостью и достоверностью. Следовательно, человек высмеивается как источник немыслимых, неправильных, невозможных действий.
Невероятная пропажа носа с лица чиновника Ковалёва, удивительная самостоятельность отдельной части тела в сюжете символически отображает состояние общественного порядка в то время. У читателя закрадываются раздумья по поводу того, что статусность человека гораздо более значима, чем сам человек. Люди становятся зависимыми от стереотипов, шаблонов поведения и норм, принятых в обществе. В такой обстановке любой абсурдный предмет может получить среди людей больше привилегий, если наделён особым статусом и этот статус становится важнее, чем человек. В этом и раскрывается основная задумка произведения.
Таким образом, сквозь призму фантастических происшествий, Николай Васильевич Гоголь шутливо указывает читателю на вполне реальные проблемы общества. В этом и заключается фантастический реализм повести.
В произведении чётко отслеживается проблема «слепоты» людей сквозь призму общественного статуса, склонность к распространению слухов, что тем самым укрепляет привычные убеждения. Автор высмеивает их абсурдность и, в то же время, склонность людей к вере в эти невообразимые события.