Главная » Мода » Картины леонардо да винчи в лувре. Картины леонардо да винчи с названиями и описанием. Кто был прототипом «Джоконды»

Картины леонардо да винчи в лувре. Картины леонардо да винчи с названиями и описанием. Кто был прототипом «Джоконды»

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 02.11.2016 16:14 Просмотров: 3436

«Мона Лиза» («Джоконда») Леонардо да Винчи до настоящего времени является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства.

Её громкая известность связана как с высокими художественными достоинствами, так и с атмосферой загадочности, окружающей это произведение. Эту загадочность стали приписывать картине не во время жизни художника, а в последующие века, распаляя интерес к ней сенсационными сообщениями и результатами исследований картины.
Мы считаем правильным – спокойный и взвешенный анализ достоинств этой картины и истории её создания.
Сначала о самой картине.

Описание картины

Леонардо да Винчи «Портрет госпожи Лизы Джокондо. Мона Лиза» (1503-1519). Доска (тополь), масло. 76х53 см. Лувр (Париж)
На картине изображена женщина (поясной портрет). Она сидит в кресле, сложив руки вместе, оперев одну руку на его подлокотник, а другую положив сверху. Она повернулась в кресле почти лицом к зрителю.
Её гладкие волосы, разделённые пробором, видны сквозь накинутую на них прозрачную вуаль. На плечи они падают двумя негустыми, чуть волнистыми прядями. Жёлтое платье, тёмно-зелёная накидка...
Некоторые исследователи (в частности, Борис Виппер – русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства) указывают на то, что в лице Моны Лизы заметны следы моды кватроченто: у неё выбриты брови и волосы на верхушке лба.
Мона Лиза сидит в кресле на балконе или на лоджии. Считается, что раньше картина могла быть шире и вмещать две боковые колонны лоджии. Возможно, её сузил сам автор.
За спиной у Моны Лизы – пустынная местность с извилистыми потоками и озером, окружённым снежными горами; местность простирается к высоко поднятой линии горизонта. Этот ландшафт придаёт самому образу женщины величественность и одухотворённость.
В. Н. Гращенков, российский искусствовед, специализировавшийся на искусстве итальянского Ренессанса, считал, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ : «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью... «Джоконда» – не портрет. Это зримый символ самой жизни человека и природы, соединённых в одно целое и представленных отвлечённо от своей индивидуально-конкретной формы. Но за еле заметным движением, которое, как лёгкая рябь, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, угадывается все богатство возможностей физического и духовного бытия».

Знаменитая улыбка Джоконды

Улыбку Моны Лизы считают одной из самых главных загадок картины. Но так ли это на самом деле?

Улыбка Моны Лизы (деталь картины) Леонардо да Винчи
Эта лёгкая блуждающая улыбка встречается во многих произведениях самого мастера и у леонардесков (художников, чей стиль испытал сильное влияние манеры Леонардо миланского периода, которые входили в число его учеников или просто восприняли его стиль). Конечно, в «Моне Лизе» она достигла своего совершенства.
Давайте рассмотрим некоторые картины.

Ф. Мельци (ученик Леонардо да Винчи) «Флора»
Та же лёгкая блуждающая улыбка.

Картина «Святое семейство». Раньше её приписывали Леонардо, теперь же даже Эрмитаж признал, что это работа его ученика Чезаре да Сесто
Та же лёгкая блуждающая улыбка на лице Девы Марии.

Леонардо да Винчи «Иоанн Креститель» (1513-1516). Лувр (Париж)

Улыбку Иоанна Крестителя тоже считают загадочной: почему этот суровый Предтеча улыбается и указывает вверх?

Кто был прототипом «Джоконды»?

Существует информация анонимного автора первой биографии Леонардо да Винчи, на которую ссылается Вазари. Именно этот анонимный автор и пишет о торговце шелками Франческо Джокондо, заказавшем у художника портрет своей третьей жены.
Но каких только мнений не существовало по поводу идентификации модели! Предположений было много: это автопортрет самого Леонардо, портрет матери художника Катерины, назывались различные имена современниц и современников художника...
Но в 2005 г. учёные из Гейдельбергского университета, изучая заметки на полях фолианта флорентийского чиновника, нашли запись: «... сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых – портрет Лизы Герардини». Женой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо была Лиза Герардини. Картина была заказана Леонардо для нового дома молодой семьи и в ознаменование рождения их второго сына. Эта загадка практически решена.

История картины и её приключения

Полное название картины «Ritratto di Monna Lisa del Giocondo » (итал.) – «Портрет госпожи Лизы Джокондо». По-итальянски ma donna значит «моя госпожа », в сокращённом варианте это выражение преобразовалось в monna или mona .
Эта картина занимала особое место в творчестве Леонардо да Винчи. Потратив на неё 4 года и покидая Италию в зрелом возрасте, художник увёз её с собой во Францию. Возможно, он не закончил картину во Флоренции, а взял её с собой при отъезде в 1516 г. В таком случае, он закончил её незадолго до своей смерти в 1519 г.
Затем картина была собственностью его ученика и ассистента Салаи.

Салаи на рисунке Леонардо
Салаи (умер в 1525 г.) оставил картину своим сёстрам, жившим в Милане. Неизвестно, как портрет попал из Милана обратно во Францию. Король Франциск I купил картину у наследников Салаи и хранил в своём замке Фонтенбло, где она оставалась до времён Людовика XIV. Тот перевёз её в Версальский дворец, после Французской революции в 1793 г. картина оказалась в Лувре. Наполеон любовался «Джокондой» в своей спальне дворца Тюильри, а затем она вернулась в музей.
Во время Второй мировой войны картину перевезли из Лувра в замок Амбуаз (где умер и погребён Леонардо), потом в аббатство Лок-Дье, затем в музей Энгра в Монтобане. После окончания войны «Джоконда» вернулась на место.
В ХХ в. картина оставалась в Лувре. Лишь в 1963 г. она побывала в США, а в 1974 г. – в Японии. По пути из Японии во Францию «Джоконда» была выставлена в музее им. А. С. Пушкина в Москве. Эти поездки усилили её успех и славу.
С 2005 г. в Лувре она находится в отдельном помещении.

«Мона Лиза» за пуленепробиваемым стеклом в Лувре
21 августа 1911 г. картина была похищена работником Лувра, итальянцем Винченцо Перуджей. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину. Картину нашли только спустя два года в Италии. Её экспонировали в нескольких итальянских городах, а затем вернули в Париж.
Испытала на себе «Джоконда» и акты вандализма: её обливали кислотой (1956), бросали в неё камнем, после чего и спрятали за пуленепробиваемым стеклом (1956), а также глиняной чашкой (2009), пытались распылить из баллончика на картину красную краску (1974).
Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы», а художники-авангардисты XX в. стали беспощадно эксплуатировать образ Моны Лизы. Но это уже совсем другая история.
«Джоконда» является одним из лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса.

Имя гения итальянской эпохи Возрождения Леонардо да Винчи знакомо всем, от мала до велика. Ученый, писатель, изобретатель, художник и скульптор оставил после себя множество великолепных произведений искусства. Мистики, астрологи, историки и обыватели ищут в них скрытые знаки и смыслы вот уже несколько столетий. Мы же предлагаем вам просто насладиться их великолепием.

Перед вами выдающиеся работы эпохи Ренессанса, картины Леонардо да Винчи с названиями и кратким описанием истории их создания, шедевры, которые по праву считаются лучшими в галерее великого мастера.

«Мона Лиза» («Джоконда»)

Портрет супруги торговца шелком из Флоренции Ф.Д. Джокондо Лизы Герардини был написан приблизительно в 1503-1505 годах. Ныне картина считается самой известной не только в творчестве Леонардо да Винчи, но и вообще в мировой живописи всех времен и народов. Биографы великого мастера всегда писали о месте полотна в творчестве художника, его отношении к портрету и о том, с какой страстью он отдавался работе над ним.

Многие картины Леонардо да Винчи (с названиями и описанием некоторых вы можете ознакомиться, прочитав статью) окутаны мистикой. Однако «Джоконда» в этом вопросе стала настоящим лидером. Она всегда была овеяна тайной и аурой загадки. Биографы и искусствоведы уже не первое столетие бьются над многими вопросами о ее создании. В частности, рассуждают о том, действительно ли моделью была жена обычного купца. Существуют версии, что в этом качестве могла выступать Изабелла Арагонская, возлюбленный мастера Салаи или даже сам Леонардо да Винчи, завуалировавший таким образом свой автопортрет.

В настоящее время картина хранится в Лувре (Париж).

«Тайная вечеря»

Монументальная роспись, над которой да Винчи работал в течение трех лет (1495-1498 гг.), располагается на задней стене трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Тема росписи является вполне традиционной для подобного рода помещений.

Фреской в традиционном понимании «Тайная вечеря» не является, Леонардо писал ее по сухой штукатурке, а не по влажной. Он последовательно нанес на каменную стену несколько покрытий из смолы, габса и мастики, а затем расписал ее темперой.

Роспись является отдельной вехой искусства эпохи Ренессанса. Она отличается невероятной точностью и глубиной перспективы. Техника мастера оказала огромное влияние и буквально направила в нужное русло развитие всей живописи Запада.

«Мадонна Бенуа»

Называя лучшие картины Леонардо да Винчи, нельзя не вспомнить о прекрасной «Мадонне Бенуа». Это ранняя работа мастера (1478-1480 гг.), которую он предположительно не завершил. Вполне вероятно, что эта картина и «Мадонна с гвоздикой» стали первыми самостоятельными работами живописца. На тот момент Леонардо было 26 лет, он уже покинул своего учителя и мастерскую.

Любуясь полотном, нельзя не отметить характерный и уже сложившийся в определённой степени стиль да Винчи, хотя он еще по-прежнему опирается на опыт флорентинцев 15 века. Одну из первых самостоятельных работ мастера отличает новая трактовка библейского сюжета, который определен как обычная сцена их жизни. Вы видите молодую мать, одетую и причесанную по моде тех лет, которая играет с сыном и протягивает ему цветок крестоцвета (традиционный символ распятия).

В 1912 г. «Мадонна Бенуа» принадлежала частной коллекции придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. По его просьбе она была оценена европейскими антикварами. Однако жена архитектора пожелала оставить картину в России и уступила ее Эрмитажу (в котором она ныне и хранится) за 150 тыс. рублей вместо определенных 500 тысяч франков.

Незаконченное полотно «San Girolamo»

Картина «Святой Иероним» осталась незавершенной. Леонардо выполнял ее по поручению церковных властей Флоренции в ранний период своего творчества, в тот момент, когда работал в мастерской А. Верроккьо. Отбыв в 1482 г. в Милан, он оставил ее.

Сюжет картины, как следует из названия, - религиозный. Зритель видит кающегося Святого Иеронима. Его фигура является центральной, она выразительна и даже в незавершенном виде позволяет заметить тщательную проработку выражения лица, строения тела. В ногах у святого лежит лев - его обычный спутник.

До нас картина дошла в довольно потрепанном виде. Ее сильно обрезали, а затем распилили на две части; предполагается, что нижняя могла служить крышкой ларя. Воедино все элементы были соединены кардиналом Фешом. В настоящее время картина «Святой Иероним» хранится в Ватиканской пинакотеке.

«Благовещение»

Картину религиозной тематики «Благовещение» Леонардо да Винчи писал в молодом возрасте, находясь «под крылом» своего учителя Верроккьо, в 1472-1475 гг. Сюжет полотна обращается к евангельскому тексту, который повествует о возвещении Девы Марии архангелом Гавриилом о будущем рождении Иисуса Христа.

Композиция проста и в некоторым смысле традиционна. На переднем плане мы видим коленопреклоненного архангела с белой лилией в левой руке и Марию. Горизонтальная линия на заднем плане заполнена обширным пейзажем.

Можно сказать, что до великого мастера перспектива в изобразительном искусстве не применялась, да и сам он к этому пришел не сразу, что наглядно демонстрирует это раннее произведение («Благовещение»). Картина Леонардо да Винчи подверглась небольшим изменениям. Изначально крылья архангела были меньшего размера и смотрелись намного гармоничнее. Однако неизвестным художником они были дорисованы и в результате стали более громоздкими.

Картина с 1867 года хранится в одной из самых старых галерей Европы Уффици (Флоренция, Италия).

«Иоанн Креститель»

Данная работа принадлежит к позднему периоду творчества Леонардо да Винчи. Картина написана на дереве маслом предположительно в период с 1514 по 1516 год. Считается, что вместе с «Джокондой» и «Святой Анной» он привез ее в 1516 г. во Францию, когда поселился в замке Клу. В 1517 г. он показал все три работы кардиналу Арагонскому, и вскоре они были куплены королем. С тех пор картины не покидали королевской коллекции и были унаследованы Лувром.

Картина «Иоанн Креститель» имеет глухой фон, напрочь лишенный пейзажа, столь характерного для работ, созданных в эпоху Возрождения, в частности принадлежащих кисти Леонардо. Внимание зрителя концентрируется на фигуре святого, которого буквально обволакивает доведенное до совершенства так называемое сфумато (смягченное очертание предметов и фигур). Данный прием был разработан самим да Винчи. Святой изображен в традиционной манере (атрибутика, жест), но в то же время присутствуют признаки, свидетельствующие о переходе живописи Леонардо из классического стиля в русло маньеризма. К таковым относится изнеженность юноши, его женоподобная улыбка и взгляд, кольцами вьющиеся волосы.

Композиция и история «Поклонения волхвов»

Неоконченная картина «Поклонение волхвов» была заказана в 1481 г. монахами-августинцами из монастыря Сан Донато (Скопето). Однако она так и осталась незавершенной, так как через год после начала работы мастер уехал в Милан. Заказчики, озабоченные слишком долгим его отсутствием, желая получить картину как можно быстрее, обратились к другому художнику, к Филиппино Липли. Оба произведения в настоящее время хранятся в галерее Уффици.

Композиция, которую зритель наблюдает на картине «Поклонение волхвов», весьма необычна и, вероятно, не имеет аналогов в итальянской живописи. В центре вы видите Марию с новорожденным Иисусом на руках, вокруг - паломники, пришедшие на поклон к Сыну Божьему, на заднем плане - развалины замка (некоторые искусствоведы и историки предполагают, что это языческий храм), всадники и едва заметные скалы. Существует мнение, что молодой человек, изображенный справа - это сам да Винчи в возрасте 29 лет. Передний план автор оставил свободным, предназначив его зрителю.

«Мадонна Литта»

Известные всему миру картины Леонардо да Винчи, с названиями и краткой историей создания представленные в статье, никогда не подвергались сомнению в плане авторства, чего нельзя сказать о полотне «Мадонна Литта». Некоторые искусствоведы полагают, что ее вполне мог написать один из его учеников. Другие в качестве доказательства подлинности приводят эскиз головы Мадонны, который хранится в Лувре.

В центре сюжета женщина с ребенком на руках, которого она кормит грудью. Фон заполнен стеной с двумя арочными окнами, из которых на зрителя падает свет. Сама же Мадонна словно озарена изнутри.

Леонардо писал картину в 1490-1491 гг. для правителей Милана. Позже полотно перешло к знатной аристократической семье Литта. В их частной коллекции оно хранилось несколько столетий, благодаря чему и обрело свое современное название. В 1864 г. «Мадонна Литта» была приобретена Эрмитажем, где выставлена и поныне.

Картины Леонардо да Винчи, с названиями и фото представленные выше, бесспорно, являются лучшими в творчестве художника. Это настоящие жемчужины не только его личной галереи, эпохи Ренессанса, но и всей мировой живописи.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза (фрагмент). 1503-1519 гг. Лувр, Париж

Леонардо да Винчи – самый известный художник в мире. Что само по себе удивительно. Насчитывается всего 19 сохранившихся картин мастера. Как такое возможно? Два десятка работ делает художника самым великим?

Все дело в самом Леонардо. Он один из самых необычных людей, когда-либо рождённых. Изобретатель различных механизмов. Первооткрыватель многих явлений. Виртуозный музыкант. А ещё картограф, ботаник и анатом.

В его записях мы находим описания велосипеда, подводной лодки, вертолета и танкера. Не говоря уже о ножницах, спасательном жилете и контактных линзах.

Его новаторства в живописи тоже были невероятны. Он одним из первых начал использовать масляные краски. Эффект сфумато и светотеневую модулировку. Он первым вписал фигуры в пейзаж. Его модели на портретах стали живыми людьми, а не раскрашенными манекенами.

Вот лишь 5 шедевров мастера. Которые демонстрируют всю гениальность этого человека.

1. Мадонна в скалах. 1483-1486 гг.

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. 1483-1486 гг. Лувр, Париж. Wikimedia.commons.org

Юная дева Мария. Миловидный Ангел в красном плаще. И два упитанных ребёнка. Святое семейство с младенцем Иисусом возвращались из Египта. По пути встретив маленького Иоанна Крестителя.

Это первая картина в истории живописи, когда люди изображены не перед пейзажем, а внутри него. Герои сидят у воды. Позади скалы. Настолько старые, что больше похожи на сталактиты.

«Мадонну в скалах» заказали монахи братства Святого Франциска для одной из миланских церквей. Но заказчики были не довольны. Леонардо затянул со сроками. Еще им не понравилось отсутствие нимбов. Смутил их и жест ангела. Почему это его указательный палец направлен на Иоанна Крестителя? Ведь младенец Иисус главнее.

Леонардо продал картину на стороне. Монахи рассердились и подали в суд. Художника обязали написать новую картину для монахов. Только с нимбами и без указывающего жеста ангела.

По официальной версии так появилась вторая “Мадонна в скалах”. Почти идентичная первой. Но есть в ней кое-что странное.

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. 1508 г. Национальная галерея Лондона.

Леонардо тщательно изучал растения. Даже сделал ряд открытий в сфере ботаники. Именно он понял, что древесный сок играет ту же роль, что и кровь в жилах человека. Еще догадался определять возраст деревьев по кольцам.

Поэтому не удивительно, что на Луврской картине растительность реалистична. Именно такие растения произрастают во влажном затемнённом месте. А вот на второй картине флора выдуманная.

Как Леонардо, столь правдивый в изображении природы, вдруг решил пофантазировать? В отдельно взятой картине? Немыслимо.

Думаю, Леонардо было не интересно писать вторую картину. И он поручил сделать копию своему ученику. Который явно в ботанике не разбирался.

2. Дама с горностаем. 1489-1490 гг.

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489-1490 гг. Музей Черторыйских, Краков. Wikimedia.commons.org

Перед нами юная Чечилия Галлерани. Она была любовницей правителя Милана, Людовико Сфорца. При дворе которого служил и Леонардо.

Улыбчивая, добродушная и умная девушка. Она была интересной собеседницей. Часто и подолгу они с Леонардо беседовали.

Портрет очень необычный. Современники Леонардо писали людей в профиль. Здесь же Чечилия стоит в три четверти. Развернув голову в противоположную сторону. Как будто она оглянулась на чьи-то слова. Такой разворот делает линию плеч и шею особенно красивыми.

Увы, мы видим портрет в изменённом виде. Кто-то из владельцев портрета затемнил фон. У Леонардо он был светлее. С окном за левым плечом девушки. Два нижних пальца ее руки также переписаны. Поэтому они выгнуты неестественно.

Стоит рассказать и о горностае. Такой зверёк кажется нам диковинкой. Современному человеку было бы привычнее увидеть в руках девушки пушистую кошку.

Но для 15 века именно горностай был обычным зверьком. Их держали для ловли мышей. А кошки как раз были экзотичны.

3. Тайная вечеря. 1495-1598 гг.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

Фреску “Тайная вечеря” заказал тот же Людовико Сфорца по просьбе своей жены Беатриче д’Эсте. Увы, она умерла совсем молодой при родах. Так и не увидев роспись завершённой.

Герцог был вне себя от горя. Осознав, насколько дорога ему была жизнерадостная и красивая супруга. Тем больше он был благодарен Леонардо за проделанную работу.

Он щедро расплатился с художником. Вручив ему 2000 дукатов (на наши деньги это около 800 тыс. долларов), а также передав ему во владение большой участок земли.

Когда фреску смогли увидеть жители Милана, изумлению не было предела. Апостолы отличались не только внешне, но и своими эмоциями и жестами. Каждый из них реагировал по-своему на слова Христа “Один из вас предаст меня”. Ещё никогда индивидуальность персонажей не была так ярко выражена, как у Леонардо.

Есть у росписи ещё одна удивительная деталь. Реставраторы установили, что тени Леонардо написал не серым или чёрным цветом, а синим! Это было немыслимо вплоть до середины 19 века. Когда цветными тени стали писать .

Леонардо да Винчи. Фрагмент “Тайной вечери”. 1495-1498 гг. Монастырь Санта-Мария-делле-Грация, Милан

На репродукции это не так отчётливо видно, однако состав краски говорит сам за себя (синие кристаллы ацетата меди).

О других необычных деталях росписи читайте в статье

4. Мона Лиза. 1503-1519 г.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1519 гг. . Wikimedia.commons.org

На портрете мы видим Лизу Герардини, жену флорентийского торговца шёлком. Эта версия официальная, но сомнительная.

До нас дошло одно любопытное описание этого портрета. Оставлено оно учеником Леонардо, Франческо Мельци. И под это описание луврская дама совсем не подходит. Об этом я подробно писала в статье .

Сейчас рассматривается ещё одна версия о личности женщины. Это может быть портрет любовницы Джулиано Медичи из Флоренции. Она родила ему сына. И вскоре после родов умерла.

Джулиано заказал Леонардо портрет специально для мальчика. В образе идеальной матери-Мадонны. Леонардо писал портрет со слов заказчика. Примешав к ним черты своего ученика Салаи.

Поэтому Флорентийская дама так похожа на “Иоанна Крестителя” (смотрите следующую картину). Для которого позировал все тот же Салаи.

В этом портрете метод сфумато раскрыт максимально. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Кажется, что её губы сейчас разомкнуться. Она вздохнёт. Грудь преподнимется.

Портрет так и не был отдан заказчику. Так как в 1516 году Джулиано умер. Леонардо увёз его во Францию, куда его пригласил король Франциск I. Он до последнего дня продолжал работать над ним. Почему же так долго?

Леонардо совсем по-другому воспринимал время. Он первым начал утверждать, что Земля гораздо старше, чем принято думать. Он не верил, что ракушки в горы занёс библейский потоп. Осознав, что на месте гор было когда-то море.

Поэтому для него было обычным делом писать картину десятки лет. Что такое 15-20 лет по сравнению с возрастом Земли!

5. Иоанн Креститель. 1514-1516 гг.

Леонардо да Винчи. Святой Иоанн Креститель. 1513-1516 гг. Лувр, Париж. wga.hu

“Иоанн Креститель” вызывал недоумение у современников Леонардо. Глухой тёмный фон. Тогда как даже сам Леонардо любил располагать фигуры на фоне природы.

Из мрака выступает фигура святого. А святым его назвать сложно. Все привыкли к пожилому Иоанну. А тут миловидный юноша многозначно наклонил голову. Нежное прикосновение руки к груди. Ухоженные локоны волос.

В последнюю очередь думается о святости, когда смотришь на этого женоподобного мужчину в шкуре леопарда.

Вам не кажется, что эта картина как будто вовсе не принадлежит ? Это скорее 17 век. Манерность героя. Театральные жесты. Контраст света и тени. Все это родом из Эпохи Барокко.

Леонардо заглянул в будущее? Предсказав стиль и манеру живописи следующего столетия.

Кем был Леонардо? Большинство знает его, как художника. Но этим призванием его гениальность не ограничивается.

Ведь он первым объяснил, почему небо синее. Верил в единство всего живого в мире. Предвосхитив теоретиков квантовой физики с их “эффектом бабочки”. Он осознал такое явление, как турбулентность. За 400 лет до его официального открытия.

Жаль, что человечество не смогло воспользоваться в полной мере его гениальностью.

Интересно, Леонардо – исключение, равных которому больше не появится на Земле? Или это сверхчеловек будущего, который случайно родился раньше времени?

Ещё об одном шедевре Леонардо, который хранится в , читайте в статье

Проверьте свои знания, пройдя

Лувр – уникальный музейный комплекс, один из крупнейших в мире. Экспозиции занимают 58 470 квадратных метров, а общая площадь музея – 160 106 м². История Лувра богата событиями, насчитывает примерно 700 лет. Изначально это была крепость, которую потом преобразовали в королевский дворец.

Лувр был основан в XII веке Филиппом-Августом (королем Франции). С момента основания Лувр подвергался многочисленным перестройкам и реконструкциям. Все французские короли, которые даже и не жили постоянно в Лувре, пытались внести что-то новое в облик здания.

Для короля Филиппа-Августа Лувр был крепостью, главная задача которой состояла в защите западных подступов к Парижу, поэтому Лувр представлял собой мощное сооружение с центральной башней.

При правлении Карла Пятого крепость превратили в королевскую резиденцию. Именно этот король стал инициатором перестройки крепости в здание, которое было бы пригодным для пребывания короля. Воплощением задумки занялся архитектор Реймон де Тамплю, который также позаботился о надёжной защите короля, окружив здание мощными крепостными стенами.

Примерно к концу XVIII века все работы по строительству Лувра были успешно закончены.

Музей принял своих первых посетителей в ноябре 1793 года. Первое время главным источником пополнения фондов Лувра были королевские коллекции, собранные Франциском I, Людовиком XIV. На момент основания музея коллекция уже насчитывала 2500 полотен.

На сегодняшний день в Лувре насчитывается 350 000 экспонатов, часть из которых содержится в хранилищах.

График работы:
Понедельник - 9:00-17:30
Вторник - Закрыто
Среда - 9:00-21:30
Четверг - 9:00-17:30
Пятница - 9:00-21:30
Суббота - 9:00-17:30
Воскресенье - 9:00-17:30

Официальный сайт музея: louvre.fr

Большинство парижан считает, что Лувр - их самая главная достопримечательность. Но стеклянная пирамида работы американского архитектора китайского происхождения Йео Минг Пео, по мнению горожан, не очень сочетается с дворцом в стиле Ренессанса. Это сооружение имеет такие же параметры, как и египетская пирамида Хеопса. Создает ощущение пространства и света, а также играет роль главного входа в музей.

История

Исторически так сложилось, что в архитектуре Лувра всегда было совмещено множество стилей. Начало этому положил король Филипп-Август, который построил в 12 веке на западной приграничной стороне Парижа оборонительную крепость. За одно, она выполняла функции хранилища королевских архивов и казны.

Далее, при короле Карле Пятом она преобразилась в королевские аппартаменты. Архитекторы периода Возрождения перестраивали дворцовый ансамбль, стремясь исполнить фактически неосуществимую цель – удовлетворить вкусы двух королей: Франциска Первого и Генриха Четвертого, статуя которого нынче стоит на Новом мосту. Была разрушена основная часть крепостной стены и построена огромная галерея, которая соединяла Лувр с дворцом Тюильри, тогда ещё существовавшим.

В начале 17 века Генрих Четвёртый, испытывавший огромную симпатию к искусству, предложил художникам жить во дворце. Он пообещал им просторные залы под мастерские, жилища и чин дворцовых живописцев.

Людовик Четырнадцатый практически положил конец престижности Лувра как резиденции королей. Он переехал в Версаль, вместе со всем двором, а в Лувре поселились художники, скульпторы и архитекторы. Среди их числа были Жан-Оноре Фрагонар, Жан-Батист-Симеон Шарден, Гийом Кусту. Вот тогда Лувр и пришёл в такой упадок, что начали составлять планы относительно его сноса.

По окончании Французской революции Лувр стал именоваться Центральным музеем искусств. В это же время Наполеон Третий воплотит в реальность то, о чем мечтал Генрих Четвёртый – было пристроено к Лувру крыло Ришелье. Оно стало зеркальным отображением галереи О-Бор-де-л’О. Но Лувр совсем не надолго стал симметричным – во времена Парижской коммуны дворец Тюильри сгорел, а вместе с ним и основательная часть Лувра.

Коллекция

Сегодня Лувр - это более 350 тысяч произведений искусства, и приблизительно 1600 сотрудников, которые организуют функционирование музея. Коллекция располагается в трёх крыльях здания: вдоль улицы Риволи расположено крыло Ришелье; параллельно Сене тянется крыло Денон и квадратный двор окружает крыло Сюлли.

Древний Восток и Ислам. В залах выставлены предметы древнего искусства областей от Персидского залива до Босфора, в частности Междуречья, стран Леванта и Персии.

Коллекция Лувра насчитывает более 55 000 экспонатов древнеегипетского искусства. Экспозиция демонстрирует результаты промыслов древних египтян – чучела животных, папирусы, скульптуры, талисманы, картины и мумии.

Искусство Древней Греции, этруссков и Древнего Рима. Это плоды творческих поисков в воссоздании человека и особого видения красоты. Собственно, именно эти залы презентуют главные скульптурные достояния Лувра – те, которые посетители музея обычно хотят посмотреть в первую очередь. Это статуи Аполлона и Венеры Милосской, датируемой сотым годом до нашей эры, а также изваяние Ники Самофракийской, которое было найдено в виде 300 фрагментов через тысячу лет после её создания.

Декоративно-прикладное искусство представлено на втором этаже. Вы увидите всезозможные предметы: трон Наполеона Первого и уникальные гобелены, миниатюры, фарфоровые и ювелирные изделия, мелкую бронзу и даже королевские короны.

Цокольный и первый этажи крыла Ришелье и крыла Денон занимает обширное собрание работ французских скульптуров, а также небольшое количество экспонатов из Италии, Голландии, Германии, и Испании. Среди их числа две работы великого Микеланджело, которые носят название «Раб».

В Лувре хранится одна из самых обширных мировых коллекций живописи, и естественно, французская школа, представлена в музее наиболее всеобъемлюще.

Джоконда

Главное произведение, которое в первую очередь хотят увидеть туристы, это «Мона Лиза» (« Джоконда») Леонардо да Винчи. Эта картина находится в крыле Денон, в отдельном маленьком зале - Саль дез Эта, в который можно попасть только из Большой галереи.

Эта комната была построена совсем недавно, специально для того, чтобы туристам было удобно рассматривать самую узнаваемую картину в мире не натыкаясь друг на друга, хотя она и хранится за двумя слоями стекол.

Картина была написана более 500 лет назад и была любимым произведением да Винчи. Бытует мнение, что Леонардо писал автопортрет в женской одежде, и она соединяет в себе два начала – инь и янь. Если посмотреть Моне Лизе в глаза, то подбородок оказывается в отдаленной зоне зрения, которая и оказывает впечатление неуловимой улыбки. А если посмотреть на губы, то улыбка исчезает в этом и заключается её таинственность.

Несмотря на своё величие, сама «Джоконда» по размеру даже меньше своих репродукций в сувенирных лавках Лувра.

Лувр хранит большую часть известных работ Леонардо да Винчи, и, что немаловажно, - самые ценные.

Названия с кратким описанием

В просторных залах галереи выставлены следующие произведения:

  • «Мадонна в скалах;
  • «Благовещение»;
  • «Прекрасная Ферроньера»;
  • «Иоанн Креститель»;
  • «Вакх»;
  • «Святая Анна с Мадонной и младенцем Иисусом»;
  • «Мона Лиза».

«Джоконда», она же «Мона Лиза» - одна из известнейших и загадочнейших картин в мире. Идентифицировать женщину, изображенную на ней, не смогли до сих пор. Восхитительная незнакомка на полотне 1503 года удивительно улыбается, а её глаза, кажется, следят за зрителем. Сегодня портрет оценивается в 50 миллиардов долларов.

«Мадонна в скалах» 1486 года изображает Марию в окружении двух маленьких ангелов, а также юного Иоанна Крестителя. Девушка заботливо положила правую руку на одного из малышей, левую держит над другим. Дети словно играют, Иоанн наблюдает за ними с легкой усмешкой и нежностью. На фоне отчетливо видны отвесные скалы, придающие картине некую тревогу, контрастируя с тёплыми образами.

Женский портрет под названием «Прекрасная Ферроньера», написанный в 1490-1495 гг, предлагает насладиться красотой молодой девушки, обращенной к зрителю вполоборота. Её взгляд пронзительный и строгий, а губы крепко сомкнуты. Такая холодность идёт вразрез с чарующей внешностью, что определённо придаёт работе свою «изюминку».

Произведения «Иоанн Креститель» 1514-1516 гг и «Вакх» 1510-1515 гг были срисованы с одного натурщика, который являлся да Винчи учеником. Его звали Салаи, он провёл рядом с мастером около 20 лет, и многие историки даже сегодня спорят про природу взаимоотношений преподавателя и ученика.

Считается, что они всё же являлись любовниками – уж слишком женственен Иоанн и Вакх, а в их взглядах читаются страсть и таинственность. К тому же, зрителю почти физически передаются нежные, тёплые чувства, которые художник явно испытывал к натурщику.

Полотно «Анна с Мадонной и младенцем Христом», которое считается незаконченным, было начато в 1508 году. Гений посадил Марию на колени Анне - её матери, а младенца Иисуса практически усадил на руки Мадонне. Композиция описывает известное в Италии изречение «mise en abyme», что означает «эффект лона», когда следующее поколение сидит на лоне, благодаря которому появилось.

«Благовещение». Леонардо да Винчи написал данное полотно в 1475 году. Сюжетом была выбрана часть Евангелия, повествующая про возвещение о будущем рождении Спасителя.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта