Главная » Звезды » Электронная сертификация "меркурий" идет на смену бумажному хаосу. Обязательная электронная ветеринарная сертификация вводится в россии

Электронная сертификация "меркурий" идет на смену бумажному хаосу. Обязательная электронная ветеринарная сертификация вводится в россии

Прежде чем попасть на прилавок, мясо, молоко, рыба должны пройти обязательную ветеринарную сертификацию. Она нужна для того, чтобы в итоге на столе у покупателя оказалась только безопасная продукция, без вирусов и болезней. С начала следующего года систему контроля ждут серьезные перемены — на смену бумажным ветеринарным сертификатам придут электронные. Мы решили разобраться, что дадут новые технологии производителям и покупателям.

С 1 января в России вводится в действие система обязательной электронной ветеринарной сертификации

В чем недостатки «бумажной» ветеринарной сертификации?

Главная задача ветеринарной сертификации — контролировать безопасность продукции. Идея оформлять электронные сертификаты вместо бумажных появилась не случайно. Прежняя система не защищала от рисков на 100%. Б умажная версия документа могла подделываться или оформляться недобросовестным ветеринарным инспектором на контрабандную продукцию неизвестного происхождения . При этом «бумажная работа» стоила больших денег и государству, и самим производителям.

«Государство тратит очень значительные деньги на бланки сопроводительных документов, потому что они имеют определенные степени защиты, но при этом не выполняют своей функции полностью. Главная причина этого — присутствие человеческого фактора. Всегда есть риск ввести в легальный оборот контрафактную продукцию, потому что недобросовестных участников рынка хватает», — говорит заместитель руководителя управления Россельхознадзора по Красноярскому краю Евгений Глухов.

Что изменит электронн ая ветеринарн ая сертификаци я ?

Электронная ветеринарная сертификация позволит прослеживать продукцию от поля до прилавка, а значит — не допустить нарушений. В режиме онлайн по номеру сертификата в отношении каждой партии товара можно будет достоверно увидеть:

  • кто и когда произвел продукт (информация о переработчике)
  • из какого сырья (информация о поставщике)
  • где это сырье было выработано (страна, регион, подворье)
  • из каки х животны х (какие мероприятия в отношении них проводились вакцинации, лечение, профилактика )
  • сведения в целом об эпизоотическом благополучии места выхода груза (наличие/отсутствие инфекций у животных)
  • в каких условиях перевозится продукция
  • где она в итоге будет продаваться (информация о получателе).

В отношении какой продукции это будет возможно?

Электронная система упрощает и удешевляет процесс оформления ветеринарных документов , а потому список товаров, которые должны ими сопровождаться, стал заметно больше. Он разбит на три группы. Первая — товары высокого ветеринарного риска. На такие, как и прежде, документы будут оформлять только ветеринарные специалисты государственных органов.

С вводом электронной сертификации список товаров, которые должны сопровождаться ветеринарными документами, значительно расширился. Например, в нем оказалась вся молочная продукция

Вторая группа товаров может сопровождаться документами, оформленными аттестованными специалистами предприятия. В Красноярском крае уже сформирована комиссия, которая проводит аттестацию и дает право сотрудникам самим заниматься сертификацией.

Третья группа — низкого ветеринарного риска — это готовые пищевые товары, подвергшиеся термической обработке и упакованные в индивидуальную упаковку. Документы для таких могут оформлять должностные лица предприятий, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Как будут оформляться электронные ветеринарные документы?

Для электронной ветеринарной сертификации Россельхознадзором разработано веб-приложение ФГИС «Меркурий» . Работа над ним велась с 2009 года, а с 2015 система работала в тестовом режиме. В приложение вносятся все данные о сырье и конечном товаре, после чего выдается сертификат.

Главное преимущество электронной ветеринарной сертификации заключается в возможности отслеживать путь продукции и сырья от поля до прилавка

Как « Меркурий» обеспечивает безопасность?

Вместе с «Меркурием» работают еще три системы — «Аргус», «Веста» и «Цербер» . Первая предназначена для выдачи разрешений на ввоз или вывоз товара . «Веста» создана для сбора, передачи и анализа данных лабораторного тестирования продукции. А «Цербер» — для учет а юридически значимых действий в области ветеринарного надзора. Информация, внесенная во все четыр е систем ы, позволит по номеру ветеринарного сертификата на любом этапе контроля (например, на таможне) понять , что это за продукция, каково ее происхождение и состояние.

«Система „Меркурий“ интегрирована с другими информсистемами. Предприятию будет возможно оформить ветеринарные сопроводительные документы только при условии внесения всей сопутствующей информации», — говорит Евгений Глухов.

Что будет, если хозсубъект не зарегистрируется в системе до 1 января?

Электронная ветеринарная сертификация становится обязательной с 1 января 2018 года . До этой даты все хозсубъекты должны начать работать с «Меркурием».

Без регистрации в системе и оформления документов на новых правилах производитель попросту не сможет реализовать свою продукцию на законных основаниях.

Как краевым предприятиям начать работать с системой?

Чтобы понять, как зарегистрироваться в системе и работать в ней, а также получить всю необходимую информацию, нужно зайти на сайт Россельхознадзора по Красноярскому краю и найти отдельную вкладку «Ветеринарная сертификация». Там можно ознакомиться с нормативно-правовыми документами, видеоинструкциями и презентациями.

Для регистрации нужно зайти в раздел «Регистрация в ФГИС Меркурий». Там находятся два шаблона заявлений — для юридического лица и для индивидуального предпринимателя. Заполненные заявления отправляются в адрес Россельхознадзора, после чего в течение пяти дней происходит регистрация. Заявитель получает на электронную почту логин и пароль для входа в систему и может начинать работать. Всё это совершенно бесплатно.

Вход в систему «Меркурий». Логин и пароль хозсубъект получает после отправки заявления в Россельхознадзор

«Система обширная, имеет много подсистем, поэтому перед началом работы хозяйствующим субъектам стоит ознакомиться с содержанием и принципами работы в ней. Для этого достаточно изучить все материалы, которые представлены на нашем сайте», — предупредили в Россельхознадзоре.

В чем плюсы электронной ветеринарной сертификации для производителя?

Основные принципы работы новой системы — быстро и бесплатно. «Меркурий» будет работать 24 часа в сутки 7 дней в неделю. При наличии на предприятии аттестованного и допущенного к сертификации сотрудника ветеринарный сопроводительный документ можно будет оформлять в режиме, удобном для производителя. Благодаря этому производитель не будет:

  • зависеть от графика работы ветеринарной службы;
  • задерживать поставки своей продукции.

Есть ли польза для рынка и потребителя?

Электронная ветеринарная сертификация позволит избавить рынок не только от нелегальной или опасной продукции, но и фальсификата — поддельных продуктов.

«Система „Меркурий“ устроена так, что без ввода полной информации о сырье она не сформирует ветеринарный сопроводительный документ. А из определенного количества сырья можно выработать только определенное количество готовой продукции. Если есть нарушения, система среагирует.

То есть такой практики, когда с молочной фермы на предприятие поступило 10 тонн молока, и из него выработали ровно столько же спреда (продукт на основе смеси растительных и молочных жиров — прим. ред. ) и отправили на продажу под названием „натуральное сливочное масло“, больше не будет.

Ведь такое количество конечного продукта можно выработать лишь из жиров, а значит, называть его натуральным производитель не имеет права. При этом у нас не запрещено производить спреды, сметанные продукты и так далее, но надо называть это своим именем, чтобы потребитель понимал, что он покупает», — рассказал Евгений Глухов.

Электронная ветеринарная сертификация может полностью убрать с российского рынка фальсификат — поддельную продукцию, которую продают под видом натуральной

Сможет ли покупатель проверить, прошел ли продукт ветеринарную сертификацию?

Д а, сможет. С началом работы системы на упаковку б удет нан ос иться 32-значный код или баркод, который можно отсканировать при помощи смартфона, и увидеть всю информацию о продукте.

В целом, электронная ветеринарная сертификация позволит исключить из оборота фальсифицированный товар, качественно повысить защищенность потребителя, сделав полностью прозрачными и подконтрольными действия надзорных органов, а главное, даст возможность полного контроля над качеством продукции и сырья.

Кристина Иванова специально для Фото: pixabay.com

В ожидании согласованной позиции

Участники встречи жаловались на сбои в работе системы «Меркурий», рассказал один из собеседников РБК. По его словам, вице-премьер Козак поддержал предложение вывести из-под действия «Меркурия» переработанную пищевую продукцию, которая не содержит ветеринарных рисков (в частности, готовую молочную и мясную продукцию), и распространить на нее систему маркировки. «Точно известно, что шла речь о молочной продукции», — уточняет другой собеседник РБК, отмечая, что у него нет достоверной информации по другим продуктам.

Участники разговора у Козака ожидают, что будет выпущено протокольное поручение проработать вопрос о пилотном проекте маркировки для переработанной пищевой продукции без ветеринарных рисков, говорит один из источников РБК. Но, уточняет он, соответствующее поручение может исходить только от профильного вице-премьера, курирующего агропромышленный комплекс, то есть от Алексея Гордеева. При этом 29 мая, на следующий день после встречи у Козака, прошло совещание у Гордеева, на котором обсуждалась готовность рынка к внедрению ЭВС, но вопрос маркировки там не поднимался, рассказали два чиновника и подтвердил еще один источник РБК. На совещании у Гордеева Минсельхоз лишь предложил отсрочить введение штрафов за нарушение требований ЭВС. В настоящее время вице-премьеры — Козак и Гордеев — согласовывают свои позиции, утверждает один из собеседников РБК.

Фото: Светлана Холявчук / Интерпресс / ТАСС

Согласны на маркировку

Переработчики молока еще в начале весны обратились в Минпромторг и к оператору национальной системы маркировки продукции — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) с предложением участвовать в эксперименте по маркировке при условии отмены ЭВС для готовой молочной продукции, сообщал в апреле газета «Ведомости». Минпромторг, как сообщало издание, включил молочную продукцию в перечень товаров для маркировки, который направил на согласование в правительство (тогда эти вопросы курировал вице-премьер Игорь Шувалов, сейчас возглавляющий ВЭБ).

Зачем нужна маркировка товаров

В целях борьбы с контрафактом и фальсификатом премьер-министр Дмитрий Медведев поручил до 2024 года создать в России Единую национальную систему маркировки продукции. Ее разработкой и внедрением занимается Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Маркировка представляет собой уникальный код, который наносится на каждую единицу товара, а все сведения о товарах поступают в единую информационную систему.

С 12 августа 2016 года в России и странах ЕАЭС введена обязательная маркировка для меховых изделий, в 2017 году был запущен пилотный проект по маркировке лекарств (обязательной она станет с 2020 года), в начале 2018 года — по маркировке табачной продукции, с 1 июня стартовал проект по маркировке обуви.

ЦРПТ принадлежит структурам совладельца USM Holdings Алишера Усманова, госкорпорации «Ростех» и управляющего партнера Almaz Capital Partners Александра Галицкого.

ЦРПТ готов вместе с представителями отрасли провести пилотный проект по маркировке готовой и упакованной молочной продукции, если такое решение будет принято правительством, заявил РБК заместитель гендиректора центра Реваз Юсупов. Более того, ЦРПТ уже сотрудничает с Danone — соглашение о проведении добровольного эксперимента по маркировке готовой продукции было подписано на прошедшем в мае Петербургском международном экономическом форуме. Предполагается, что система маркировки и «Меркурий» будут действовать взаимосвязанно, говорит Юсупов. По его словам, «Меркурий» будет прослеживать молоко от коровы до завода, а ЦРПТ — от завода, когда молоко окажется в упаковке, до прилавка.

Затраты на внедрение маркировки для готовой молочной продукции сопоставимы с расходами на внедрение ЭВС, но риски для бизнеса меньше, говорит исполнительный директор Союзмолока Артем Белов. Ранее Danone , что затраты на ЭВС приведут к удорожанию 1 кг продукции примерно на 4,5 руб. — для молока это около 10%. Оценивать затраты на маркировку пока преждевременно, они будут ясны по итогам пилотного проекта с Danone, добавляет Белов.

Представители Danone и PepsiCo (вместе они, по оценке Союзмолока, занимают не менее 15% рынка товарного ​молока) от комментариев отказались.

Война с «Меркурием»

О необходимости введения электронной ветеринарной сертификации производители продуктов питания, прежде всего переработчики молока, и Россельхознадзор спорят уже давно. В ноябре прошлого года Danone и PepsiСo , что из-за «Меркурия» могут возникнуть перебои в поставках молока, а молочная продукция может подорожать примерно на 10%. Оснований для этого нет, отвечали на это в Россельхознадзоре.

Молочный бизнес заинтересован в реализации системы прослеживаемости, но в данный момент столкнулся с техническими трудностями при интеграции системы ЭВС, заявил РБК предправления Союзмолока Андрей Даниленко​. «Мы хотели бы рассмотреть возможность использования системы маркировки как альтернативы ветсертификации для готовой продукции», — отметил он.

Маркировка не решит проблему с прослеживаемостью продукции, категорична Юлия Мелано. Она объясняет, что «маркировка — это просто иное отражение состава продукта на этикетке, она не дает информации о том, на каком поле был выращен продукт или какие антибиотики применялись при его производстве». Производители зачастую обманывают потребителя, фальсифицируя продукт, указывает представитель Россельхознадзора, а при внедрении «Меркурия» будет невозможно завезти на завод 100 т молока и вывезти 100 т «натурального» сливочного масла, скрыто добавив в продукцию растительные жиры.

По оценкам Россельхознадзора, к переходу на ЭВС готовы 30-50% участников рынка. В ведомстве не считают, что продовольственному рынку грозит коллапс, и перенос сроков внедрения ЭВС категорически не поддерживают, уточняет Мелано. Пик перехода производителей, поставщиков и других участников рынка на ЭВС в Россельхознадзоре ожидают в июне. Те, кто не успеет перейти на ЭВС в установленный срок, могут сделать это и после 1 июля, добавляет Мелано.

Milknews продолжает серию публикаций о том, как проходит процесс внедрения электронной ветеринарной сертификации на молочных предприятиях.

Главный ветеринарный врач России Николай Власов рассказал на прошлой неделе в своем блоге на официальном сайте ведомства о том, как продвигается внедрение электронной ветеринарной сертификации в России.

Со слов чиновника, процесс идет успешно, количество оформленных сертификатов растет, а бизнес всецело этот процесс поддерживает. Однако в молочной отрасли, по словам Власова, ситуация провальная.

Так как в торможении проекта в молочной отрасли ветеринары обвиняют Союзмолоко, Milknews узнал, почему в организации против ЭВС и системы прослеживаемости.

Прямая речь

Артем Белов, исполнительный директор Союзмолоко:

«На сегодняшний день, как мы видим, Россельхознадзору и молочной отрасли пока не удалось достичь согласия и начать реализовывать пилотные проекты по ЭВС в конструктивном ключе.

Несмотря на то, что молочная отрасль по-прежнему выступает против внедрения ветеринарной сертификации в отношении готовой продукции, Россельхознадзор в публичной плоскости уверяет в обратном.

В последнем сообщении службы говорится, что «cреди тех, кто поддерживает сейчас электронную сертификацию сырого молока, оказалась одна из двух компаний, которые наносили самый большой вред процессу внедрения. Это компания «Данон». Сейчас эта компания является (или декларирует, что является, — скоро мы это поймем) активным сторонником электронной сертификации сырого молока, и мы запускаем по их просьбе в Кемеровской области пилотный проект в данном направлении».

Это утверждение верно. Однако, как неоднократно заявляло Союзмолоко, все члены союза поддерживают ветеринарную сертификацию для молока-сырья: это удобно и экономично. В этом утверждении г-на Власова нет ничего нового, и говорить о том, что ряды противников ЭВС среди «молочников» поредели, не приходится. Манипуляция фактами в данном случае происходит для того, чтобы заверить тех переработчиков, которые еще не погрузились в процесс, в том, что ЭВС — это нужная, легкая в осуществлении и якобы бесплатная процедура.


В то же время перерабатывающая отрасль по-прежнему выступает против распространения ветсертификации на готовую продукцию. Мы системно обосновываем свою позицию и готовы повторить свои аргументы вновь».

1. Ветсертификация готовой молочной продукции не соответствует законодательству Таможенного союза.

Есть решение Таможенного союза, которое четко закрепляет, что ветеринарные сертификаты для подконтрольных товаров оформляются только при пересечении территории союза и при перемещении товаров с территории одной страны на территорию другой.

2. Минсельхоз и подведомственные ему учреждения (Россельхознадзор) не имеют полномочий проверять готовую молочную продукцию.

Согласно Постановлению Правительства от 14.12.2009 №1009 в объекты ветеринарного надзора со стороны Минсельхоза входит продовольственное сырье животного происхождения, не подвергшееся промышленной или тепловой обработке (то есть молоко-сырье). Готовая молочная продукция находится в юрисдикции Роспотребнадзора.

3. Мы ставим себя в заведомо невыгодные экономические условия по сравнению с Республикой Беларусь, где такой формы ветсертификации нет.

В Беларуси требование о сопровождении ветеринарными сопроводительными документами готовой молочной продукции при перемещении по территории страны отсутствует. В России при подготовке к введению ЭВС переработчики должны будут потратить миллионы рублей для найма новых сотрудников, технического оснащения, изменение системы логистики. Кто из нас будет экономически более конкурентоспособен: белорусские или российские производители?

4. Ветеринарные сертификаты для готовой молочной продукции противоречат международной практике.

В Европейском союзе готовая молочная продукция, произведенная в государствах — членах ЕС, в соответствии с регламентами ЕС 852/2004, 853/2004 и 854/2004 при перемещении по территории ЕС не сопровождается ветеринарными сопроводительными документами. Прослеживаемость такой продукции обеспечивается внесением грузоотправителем в товарно-сопроводительные документы информации (идентификационных номеров) о ветеринарной аттестации производственного объекта, производящего эту пищевую продукцию, или предприятия, поставляющего животное сырье для производства готовой пищевой продукции.

5. Нормы ВТО не требуют от России введения ветеринарной сертификации готовой молочной продукции.

Соглашениями ВТО предусмотрено, что все меры должны быть научно обоснованными и (или) основываться на международных стандартах. В соответствии с соглашением Всемирной организации здоровья животных (Международного эпизоотического бюро) ветеринарный сертификат на живых животных и продукты животного происхождения требуется только в случае экспорта (импорта) продукции.

Вся импортная готовая молочная продукция поступала и поступает на территорию всех стран ТС в сопровождении ветеринарного сертификата. Однако осуществление ветеринарного контроля (надзора) в отношении готовой молочной продукции и ветеринарной сертификации готовой молочной продукции на территории России в настоящее время не осуществляется.

Российские молочные предприятия в середине 2000-х годов были успешно авторизованы на осуществление экспорта готовой молочной продукции в страны Европейского союза. При осуществлении экспорта ветеринарные сертификаты оформляются для каждой товарной партии молочной продукции. Таким образом, тезис Россельхознадзора о том, что отсутствие ветеринарного сертификата при обращении готовой молочной продукции на территории России будет препятствием для осуществления экспорта такой продукции в третьи страны, а также нарушит принцип эквивалентности в торговле, установленный соглашениями ВТО, не является обоснованным.

6. Ветеринарная сертификация не является обязательным инструментом обеспечения прослеживаемости и не применятся для достижения этой цели.

Ни в одной стране мира система прослеживаемости не предполагает оформления специальной дополнительной товарно-транспортной документации, а ветеринарный сертификат не является инструментом прослеживаемости. Кроме того, организация операций, поставок сырья и процессинга на молочном заводе предполагает, что в одной партии готового продукта может быть смешано до 40-50 партий сырого молока и продуктов его переработки, а именно сливок и обезжиренного молока, используемых для нормализации молочных смесей. В связи с этим ЭВС для каждой партии продукта не обеспечит на молочном предприятии прослеживаемость по принципу «от коровы до прилавка».

Также ветеринарная сертификация готовой молочной продукции, в том числе в электронном виде, осуществляемая в целях декларируемой Россельхознадзором прослеживаемости «от поля до прилавка», в настоящее время является просто профанацией, так как в России животные (коровы) не идентифицированы.

7. Молочные предприятия и другие участники рынка не готовы к внедрению ЭВС.

Большинство участников молочного рынка не имеют собственных электронных автоматизированных систем. Очевидно, что повсеместное внедрение системы ЭВС в объявленные сроки невозможно не только ввиду недостаточности времени адаптации и проблем системы, но и из-за технической неготовности большинства участников рынка, в том числе частных и фермерских хозяйств, а также компаний мелкооптовой и мелкой розничной и неорганизованной торговли, дистрибуционных компаний.

8. Ответа на вопрос, что делать, если система ЭВС дала сбой, нет.

Огромная проблема — обеспечение оформления электронных ветеринарных сертификатов в условиях сбоя ЭВС и (или) операционных автоматизированных систем производителей готовой молочной продукции. Данная проблема критична из-за коротких сроков годности продукции и недопустимости сбоя логистических операций с молоком-сырьем и операций по отгрузке готовой продукции по причине невозможности оформить электронный ветеринарный сертификат.

9. ЭВС влечет за собой огромные затраты и риски, несмотря на то, что Россельхознадзор активно декларирует ее бесплатность и удобность.

Предварительные расчеты капитальных затрат показывают, что стоимость интеграции системы ЭВС с электронными системами участников рынка составит свыше 200 млн рублей на один завод. Сроки реализации проекта могут достигать 5 лет при условии устранения разработчиками многочисленных проблем системы.

Кроме того, сам принцип работы ЭВС, когда молочный завод не сможет ни принять сырье, ни отгрузить продукцию без оформления ветеринарного сертификата в системе ЭВС, ведет к колоссальным проблемам в части замедления логистики и нарушения производственных процессов.

10. Ветеринарная сертификация, в том числе в электронном виде, никак не позволит повысить эффективность борьбы с фальсификацией.

Не отражая в полной мере движения сырья в производственном процессе, ЭВС не может учитывать такие факторы, как смешение молочного сырья и немолочных компонентов (например, фруктово-ягодных наполнителей и т. д.) по всей технологической цепочке, рецептуры, степень использования составных частей молока, включая переработку вторичного молочного сырья — сыворотки и пахты. Учет и сопоставление в системе ЭВС расхода сырья и выхода готовой продукции не даст желаемого результата, т. к. с учетом технологий и разнообразия ассортимента на одном предприятии объем молочного сырья и готового продукта значительно различается, а единые нормы расхода сырья для разных предприятий не могут быть установлены в принципе. Союзмолоко продолжает настаивать, что электронная ветсертификация нужна для сырья, но совершенно нецелесообразна для готовой продукции.

В министерстве сразу же опровергли эту информацию, заявив, что эта мера будет действовать не раньше, чем через два года. А президент тут же призвал не повышать цены на молоко. Впрочем, эти заявления успокоили не всех – 2018 год не за горами. В любом случае новые меры приведут к затратам производителей и росту цен на молоко, предупреждают эксперты.

Из-за чего сыр-бор

Весь шум начался из-за приказа Минсельхоза, который участники молочного рынка случайно нашли в базе «Гарант». После того, как информация о дополнительной документации с 1 марта разошлась по СМИ, Минсельхоз уточнил, что согласно приказу N648 от 18.12.15 года, оформление ветеринарных сопроводительных документов (ВСД) на отдельные виды продукции, в том числе пакетированное молоко, не требуется до 2018 года.

При этом в министерстве отметили, что обязательная электронная ветеринарная сертификация готовой продукции, включая молоко, будет введена только с 1 января 2018 года. До этого времени электронная ветеринарная сертификация может производиться компаниями по желанию.

Напомним, в среду стало известно о том, что Национальный союз производителей молока («Союзмолоко») обратился к федеральным властям с просьбой отозвать приказ Минсельхоза РФ, который обязывает производителей питьевого пакетированного молока с 1 марта 2016 года оформлять ветеринарные сопроводительные документы (ВСД) на каждую партию. В союзе отмечали, что молочный рынок России не готов к таким шагам, обязательное оформление ВСД может привести к остановке многих производств, в результате чего цены на молоко могут значительно вырасти.

Молниеносная реакция Путина

Молочная тема сразу привлекла внимание, на это сообщение отреагировал даже президент. На встрече с главой Минсельхоза Александром Ткачевым Владимир Путин дал понять, что рост цен на молоко нежелателен.

«Важно, чтобы все эти новации были минимально забюрокрачены и чтобы не создавали дополнительную существенную нагрузку для товаропроизводителей, которые в конечном итоге неизбежно будут отражаться на цене продукта», - сказал глава государства.

Глава Минсельхоза РФ, в свою очередь, отметил, что Россия перенимает зарубежный опыт. Сейчас на российском рынке очень много «фальсификата и контрафакта, и контрабанды», чтобы понимать место происхождения и движение товара, как раз и вводится электронная сертификация. Те, кто выступает против, просто хочет «нажиться на этом», отметил Александр Ткачев.

Эту же мысль озвучил глава комитета Госдумы по аграрным вопросам Николай Панков, заявив, что производители молочной продукции, выступающие против электронной сертификации, просто не хотят делать схему производства прозрачной и открытой.

Затрат не будет

Стоит отметить, электронная сертификация уже действует в отношении производителей молоко. Сейчас Минсельхоз хочет этот опыт переложить и на переработчиков молока. Управляющий партнер компании АО «2К» Тамара Касьянова рассказала, чего именно пытается сделать министерство.

– Сейчас продавцы молока уже получают ветсертификаты – для них это обязательная процедура. С 1 марта они должны получать их в электронном виде. Производители готовой продукции, по задумке Минсельхода, должны собирать эти данные в своей базе при закупках молока, составлять обобщенный документ и отправлять его в качестве запроса на получение своего сертификата. То есть одна партия молока может иметь несколько поставщиков, которые предоставят все необходимые ветсертификаты в электронном виде. Задача покупателя (производителя готовой продукции) - собрать все эти данные и отправить запрос на получение своего – одного ветсертификата, - объяснила эксперт.

По ее словам, если система ветсертификации будет работать в электронном режиме, как и планируется, то особых дополнительных расходов производители молока понести не должны.

Привлечение к оформлению заявок на получение сертификата дополнительных трудовых ресурсов не будет масштабным, если все данные, в том числе и ветсертификаты непосредственно самих молочников, у которых молоко закупается, будут поступать в электронном виде, - пояснила она.

Не потребует это и финансовых затрат, уверена эксперт.

Если сам процесс получения ветсертификата будет полностью автоматизирован и получение документа будет бесплатным, затратным для молочников он не будет. Необходимы будут лишь средства на разработку и внедрение системы электронной сертификации, - отметила Тамара Касьянова.

Цены вырастут на 5-10%

В Национальном союзе производителей молока, с которых началась вся эта история, не отказываются от своих прежних заявлений.

Как заявила нам директора департамента по связям с общественностью «Союзмолоко» Мария Жебит, «ни маленькие, ни большие заводы не готовы оформлять ветсертификаты». Обязательное введение ВСД неминуемо приведет к росту затрат на выпуск продукции и в конченом счете отразится на отпускных и потребительских ценах. И при этом не важно, о какой сертификации идет речь – электронной или не электронной.

Многим переработчикам придется нанять специального человека, а крупным – и несколько десятков сотрудников, чтобы они занимались оформлением этих сертификатов. По подсчетам различных заводов и компаний, это может увеличить себестоимость производства на 1-1,5%, а иногда и выше. Например, есть расчеты для завода с мощностью переработки в 200 тонн в сутки. В год у него уйдет на введение электронной сертификации почти 10 миллионов рублей, что повысит себестоимость производства на 5%, - сказала эксперт.

В случае проведения ветеринарной сертификации для переработчиков «по старинке» нужно будет свыше 25 тысяч человек, потому что каждый крупный переработчик должен будет оформлять более 6 миллионов сертификатов ежегодно. Крупному переработчику это обойдется в 8 миллиардов рублей, что повысит себестоимость примерно на 7%. Издержки всей молочной отрасли в связи с проведением ветеринарной сертификации на бумажных носителях можно оценить в 30 миллиардов рублей. Это касается ветсертификации для всей готовой продукции, - добавила директора департамента по связям с общественностью.

Штраф за нарушения, по информации «Союзмолоко», будет составлять до 1 миллиона рублей за каждый случай. Все эти меры в конченом счете приведут, по оценке союза, к росту цен на молоко от 5 до 10%. Но есть и «более резкие оценки», добавила эксперт. По словам Марии Жебит, «все это противоречит международной практике, в странах Таможенного союза ВСД для готовой продукции также нет». При этом никакого обсуждения с предпринимательским сообществом, по информации «Союзмолоко», не проводилось.

Мы считаем, что когда речь идет о столь серьезных документах, необходимо встречаться с бизнесом, запрашивать расчеты, чтобы оценить влияние на сектор, на кошельки граждан. Так скоропалительно подобного рода приказы не принимаются, - отметила представитель союза.

Несмотря на официальные заявления о том, что проблемы нет, некоторые российские производители молока уже столкнулись с трудностями из-за ветеринарных сопроводительных документов. Были случаи, когда торговые сети отказывались принимать товар без соответствующих приказу ВСД.

Несколько крупных производителей уже получили от торговых сетей уведомления о том, что прием продукции приостановлен и без ветеринарных сопроводительных документов молоко больше поставляться не будет, - сообщила Мария Жебит.

Рост все-таки будет

По мнению представителя дистрибьюторской компании, директора по развитию ООО «Молочные продукты Волгоград» Николая Лукьяненко, паника, охватившая производителей молока сегодня, несколько преждевременна.

Второй день общаюсь со специалистами молочной отрасли, все отмечают два момента. Изменения вступают в силу 1 января 2018 года. До этого подача дополнительных документов добровольна и может осуществляться в электронной форме. Второй момент - ответственность за исполнение приказа ни в нем самом, ни в актах, на которые он ссылается, не прописана, - отметил он.

Однако при этом дистрибьютор признает, что все эти меры отразится на ценах, и приводит некоторые цифры по Волгоградской области.

На каждом предприятии, которое занимается даже не производством, а реализацией готового продукта, придется создать отдел из двух-трех человек, которые будут заниматься только оформлением ветеринарных справок. Такую справку должна будет иметь каждая партия товара любого размера, начиная от одной пачки. Условный дистрибьютор за день оформляет 150-200 товарных накладных. Соответственно, к ним добавятся 150-200 справок. Для предприятий Волгоградской области каждая справка стоит 54 рубля, если продукт будет реализован на территории региона, и 123 - если за пределами. Оценку общих затрат партнеры провести пока затрудняются, - сообщил представитель компании.

В целом, по словам Николая Лукьяненко, инициатива Минсельхоза о введении ветеринарного контроля для готового продукта не совсем понятна.

Контрольные функции в этой сфере уже успешно осуществляет Роспотребнадзор. Инициатива не приведет ни к чему, кроме удорожания продукта для конечного потребителя, - резюмировал дистрибьютор.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта