Урок МХК в 11 классе
Тема «Импрессионизм и постимпрессионизм
в живописи»
Учитель Сидоренко Л.С.
МБОУ СОШ г. Пионерского
Калининградской области
Цель урока:
знакомство с импрессионизмом и постимпрессионизмом
Задачи урока:
- сформировать представление о художественных направлениях в живописи рубежа 19-20 вв.;
- сформировать навыки оценки художественных произведений, анализа и обобщения, самостоятельного построения умозаключений;
- развивать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству:
- активизировать творческую и познавательную деятельность учащихся.
Импрессионизм - направление в искусстве последней трети
XIX - начала XX в., представители которого стремились запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, правдиво передать мгновения жизни.
Импрессионизм зародился в 1860-х гг. во Франции, когда живописцы Э. Мане, О. Ренуар и Э. Дега внесли в искусство многообразие, динамику и сложность современного городского быта, свежесть и непосредственность восприятия мира.
В постимпрессионизме , повысившем интерес к философским и символическим началам искусства, к художественной форме (построению пространства, объёма), к декоративной стилизации, отразилась атмосфера противоречивых поисков нравственных ценностей периода начинающегося кризиса европейской культуры.
Впервые картины импрессионистов были представлены в Салоне Отверженных.
Э. Золя, назвавший Мане «классиком современной живописи», предсказал, что творения художника со временем войдут в Лувр - сокровищницу Франции.
Картины находятся в собственности французского государства и демонстрируются в экспозиции музея Орсе в Париже.
Э. Мане
(1832- 1883)
Картина «Впечатление. Восход солнца», написанная в 1873 г. с натуры, дала название художественному направлению «импрессионизм».
Впервые экспонировалась в 1874 г. Из парижского музея Мармоттан была украдена в 1985 г. с другими картинами. Лишь в 1991 г. вновь заняла своё место в экспозиции.
К. Моне
(1840-1926)
Эдгар Дега
«Голубые танцовщицы»
Картина «Голубые танцовщицы» хранится в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств
имени А. С. Пушкина
с 1948 г.
Автопортрет
Э. Дега
(1834-1917)
Картина «Наводнение в Порт-Марли»
написана в 1872 г.,
находится в Национальной галерее искусства Вашингтона
А. Сислей
(1839-1899)
Картина «Оперный проезд в Париже» написана в 1899г., хранится в Москве, в Государственном Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
К. Писсарро
(1830 – 1903)
Пьер Огюст Ренуар
3 портрета
актрисы театра
«Комеди Франсез» Жанны Самари
Автопортрет
П. Ренуар
(1841-1919)
Картина
«Персики и груши»
написана в 1895 г., хранится в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина
П. Сезанн
(1839-1906)
Винсент Ван Гог «Звёздная ночь»
«Глядя на звезды, я всегда начинаю мечтать. Я спрашиваю себя: почему яркие точки на небосклоне должны быть менее доступны нам, чем чёрные точки на карте Франции?»
Картина «Звёздная ночь» написана в 1889 г., находится в Музее современного искусства,
в Нью-Йорке
Ван Гог
(1853 - 1890)
Источники информации:
https://yandex.ru/images/
https://ru.wikipedia.org/
http://impressionism.su/sisley/Flood_at_Port-Marly.html
http://www.nearyou.ru/artsovr/pisarro1.html
Г.И. Данилова. Мировая художественная культура: от XVIII века до современности. 11 класс. Базовый уровень. М. : Дрофа, 2011.
МХК, 11 класс
Урок № 22
Импрессионизм
и постимпрессионизм
в живописи
Д.З.: Глава 20, ?? (с.236-237), тв. задания (с.237-241)
© ред. А.И. Колмаков
ЦЕЛИ УРОКА
ПОНЯТИЯ, ИДЕИ
Универсальные учебные действия
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет творчество импрессионистов и постимпрессионистов?
подвопросы
Стилевые направления художественной культуры в Западной Европы XIX века
I треть XIX века
I половина XIX века
Середина XIX века
70-80 – е г. XIX века
Конец XIX века – начало XX века
Париж, 1863 год , Дворец промышленности …
Жюри знаменитого Салона отклоняет около 70% представленных работ.
В разразившийся скандал вмешался Наполеон III , который милостиво разрешил представить полотна в другой части Дворца промышленности.
Так 15 мая 1863 года была открыта выставка, получившая выразительное название «Салон Отверженных».
Среди них - Клод Оскар Моне (1840-1926), Камиль Писсарро (1830-1903), Пьер Огюст Ренуар (1841-1919), Альфред Сислей (1839-1899), Эдгар Дега (1834-1917) и др. Битва за новое искусство продолжалась вплоть до 1886 г., когда состоялась последняя, восьмая выставка этих художников.
Публика привыкшая к академическому искусству на этой выставке пребывает в полном недоумении…
Взрыв хохота вызывает «неприличная»
картина Эдуарда Мане
«Завтрак на траве»
Эдуард Мане
(1832 - 1883)
Э.Мане
Олимпия
На защиту картины встал писатель
« Он познакомил нас с Олимпией, девушкой наших дней, которую он встречает на тротуарах, кутающей свои худые плечи в холодную полинявшую шаль… Место господину Мане в Лувре уже обеспечено».
Вокруг Мане объединились немало талантливых художников, которые как и он не признавали официальное искусство и решили идти своим путём.
Франция
70-80-е годы 19 в.
«Салон Отверженных»
Эдуард Мане
1832-1883
Камиль Писсарро
1830-1903
Клод Оскар Моне
1840-1926
Пьер Огюст Ренуар
1841-1919
Альфред Сислей
1839-1899
1834-1917
Так в конце 19 века во французском искусстве появилось новое направление-импрессионизм. С французского impression- впечатление …
Своим названием он обязан картине Клода Моне , впервые представленной на выставке отверженных художников в 1874 году .
Она называлась «Впечатление. Восход солнца».
«Зарождение импрессионизма
было радостно, как ранняя весна.
Первые импрессионисты вышли
на свет из темной комнаты и
по-детски радовались свету,
краскам».
Максимилиан Волошин
Особенности живописного языка импрессионистов .
Неважно, ЧТО изображено, важно – КАК.
Работа на
пленэре
Техника
пастели
Изобразить
подвижность
и изменчивость
мира
Общие
принципы
Восприятие
цвета на
расстоянии
Чувственное
восприятие,
впечатление
Живая
подвижная
композиция
Впервые художники – импрессионисты вышли из темных мастерских
на пленэр (фр. plein air – вольный воздух).
Альфред Сислей. Дорога на опушке леса .
Камиль Писсарро. Весна в Эраньи.
Маки
Художников –импрессионистов объединяло
субъективное переживание света, цвета, тени, отражений на поверхности предметов
Эдуард Мане. Сирень.
Клод Моне. Цветущий сад.
Клод Моне. Руанский собор.
Камиль Писсарро. Мороз.
Камиль Писсарро.
Бульвар Монмартр
в Париже.
1. Подвижность и изменчивость мира становятся главной целью изображения.
С помощью света и цвета художники пытались запечатлеть «мимолетные видения», поэтому они наносили краски на холст быстрыми мазками, заботясь только об общем впечатлении от увиденного.
Здание парламента в Лондоне.
Подвижность и изменчивость
Клод Моне. Парламент.
Чайки. Река Темза.
Клод Моне. Парламент. Закат.
Клод Моне. Осень .
2. Передачи света и цвета .
С их помощью можно передать изменчивость и быстротечность жизни. Художники учитывали законы восприятия цвета на расстоянии и никогда не смешивали краски на палитре. Использовалось сочетание цветов солнечного спектра.
Альфред Сислей. Город Вильнев на берегу Сены.
Огюст Ренуар. Качели.
3. Техника пастели (фр. pastel – живопись цветными карандашами или красочным порошком) открывала огромные возможности в использовании цвета.
Фактура пастели бархатиста, она способна передать вибрацию цвета, который кажется как бы светящимся изнутри.
Голубые танцовщицы.
Танцовщицы
в зале
для занятий.
Танцовщицы
на поклонах.
4. Пейзажи впечатления.
Реалистическим пейзажам художники – импрессионисты предпочли
пейзажи впечатления. Любящими, заинтересованными глазами они
наблюдали за малейшими изменениями в состоянии природы,
пытаясь запечатлеть ее «душу»
Вокзал Сен-Лазар.
Берег Сены у Буживаля.
Мост в Марэ ранним утром.
Альфред Сислей
Камиль Писсарро.
Оперный проезд в Париже.
Набережная Малаке в солнечную погоду.
5. Повседневная жизнь человека
Эдуард Мане. Бар в Фоли Бержер.
Огюст Ренуар. Танец в Буживале.
Эдуард Мане. Музыка в саду Тюильри.
Огюст Ренуар.
«Ренуар превосходен
в портретах. Он не
только схватывает
внешние черты,
но и детально
воссоздает их
характер и внутренний
Теодор Дюре.
Прогулка
Портрет Жанны Самари.
Дама с веером.
Говоря о творчестве
импрессионистов,
нельзя
не отметить их поиски
в области живописных
композиций.
Эти художники во многом
обновили
принципы их построений,
отказавшись от академических
требований
неподвижности,
симметрии,
порядка и четкости.
О.Ренуар. Лодки на Сене.
К.Моне. Тюльпаны Голландии
А.Сислей. Регата.
К.Моне. Мост Ватерлоо.
Э.Мане. Весна.(Жанна)
А.Сислей. Лужайки весной.
К.Моне. Пруд в Монжероне
К.Моне. Эртрет. Закат.
Э.Мане. Скачки в Булонском лесу.
Постимпрессионизм
Цель через изменчивую видимость природы передать ощущение ее постоянства. Максимально яркие художественные образы. Яркие краски.
Ван Гог «Дорога в Провансе»
Поль Гоген «Таитянские пасторали»
Поль Сезанн «Натюрморт с луком»
Поль Гоген.Таитянские женщины.
Франция.
Голландия.
Винсент Ван Гог. Подсолнухи
Жорж Сера. Цирк
Вид на Мартинику.
Терраса кафе ночью.
Поль Сезанн. Дорога в Шантийи.
Германия.
Андерс Цорн.
Купание у скал.
Волны Лапландии.
Россия.
Игорь Грабарь.
Февральская лазурь.
Константин Коровин.
Бульвар Капуцинок.
Валентин Серов.
Портрет Зинаиды Юсуповой
Девочка с персиками
Задание на дом
Портрет Жанны Самари
Винсент
Ван Гог
Автопортрет
Аральские дамы
Поль Гоген
Поль
Сезанн
Натюрморт с драпировкой
Камиль
Писсарро
Сена и Мост Искусств
Пьер Ренуар
Девушка с веером
Эдуард Мане
«Перед зеркалом»
Контрольные вопросы
1. Какие открытия в области художественного творчества были
сделаны импрессионистами? Проиллюстрируйте их на примере
известных вам произведений. Почему реалистическим пейзажам
художники-импрессионисты предпочли пейзаж и впечатления?
2. Почему современные французские критики увидели в картине К.
Моне «Впечатление. Восход солнца» «дерзкий вызов прекрасному»,
«оскорбление общественного вкуса»? Какие именно «впечатления» и
почему стремился выразить в ней художник? Чем можно объяснить
приверженность К. Моне к жанру пейзажа? Какими живописными
средствами ему удавалось передавать изменчивость мира,
неповторимое очарование и волшебство образов?
3. Какая почва была подготовлена импрессионизмом для
возникновения постимпрессионизма? Что сближало и отличало два
этих художественных течения?
4. Расскажите об истоках творчества Ван Гога. Что отличало его
художественную манеру? К каким сюжетам, темам и образам он
обращался? В чём особенность трактовки мира природы и человека
в его произведениях?
5 . Какие художественные открытия в жанре натюрморта были
сделаны П. Сезанном?
6. Используя картину К. А. Коровина «Париж. Бульвар Капуцинов»
(см. с. 238), поясните, почему художника причисляли в
определённый период его творчества к последователям
импрессионизма.
Темы проектных исследований или презентаций
Литература:
Живопись постимпрессионизма
Опаляя деревья и вызов бросая лазури,
Просит крови и жертв огнедышащий зверь-паровоз.
Целый мир обезумел, и рухнуть великой культуре
В довременный хаос.
С. Соловьев.
Поль Сезанн
"Художники должны полностью посвящать себя изучению природы и пытаться создавать картины, которые бы являлись наставлением…»
Поль Сезанн.
Постимпрессионизм
Постимпрессионизм (от лат. post - после и импрессионизм), условное собирательное обозначение основных направлений французской живописи конца XIX - начала XX вв. Представители:
Поль Сезанн – мастер натюрморта, создавал сюжетно-тематические картины. Изображал предметы и думал об их форме: груша – конус, яблоко – шар. Считал, что многие изображения можно свести к геометрическим формам (шар, цилиндр, конус)
Работы:
«Натюрморт с драпировкой», СТК «Пьеро и Арлекин», Пейзаж «Гора Святой Виктории», «Яблоки и груши»
Поль Сезанн
Автопортрет
1839-1906гг
Жил в Провансе замкнутой
жизнью отшельника.
В 1895 году торговец
картинами уговорил мастера
послать свои работы на выставку.
150 работ Поля Сезанна потрясли
парижан.
Он сразу же был признан
вождем нового поколения
живописцев.
Ранний период (1860-1872гг.)
«Девушка у пианино» Эрмитаж, Санкт-Петербург.
«Гора Сент-Виктуар», 1882-1885, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Ранние работы нарушают законы
прямой перспективы: линии
в пространстве искривлены,
предметы преувеличенно весомы,
пространство предстает
сферическим.
В числе значительных работ раннего периода - «Портрет отца»
Отец художника, Луи-Огюст Сезанн, самоуверенный и напористый, преуспел в торговле шляпами, и стал ссужать деньгами производителей шляпного фетра. Вскоре этот «грубый и жадный» человек сделался самым удачливым ростовщиком в Эксе.
Натюрморты
"Натюрморт с яблоками и печеньем". 1880 г. Музей Л"Оранжери, Париж.
"Пирамида из черепов". 1898 г. Холст, масло. 37x45.5 см. Частная коллекция.
"Натюрморт с морской раковиной и черными часами". Около 1869-1870 гг. Холст, масло. 55х74 см. Частное собрание.
«Натюрморт»
Поль Сезанн «Натюрморт с драпировкой и кувшином»
Поль Сезанн написал полотно «Натюрморт с драпировкой и кувшином» в 1899 году
1.Можно ли натюрморты Поля Сезанна
«расшифровать» по правилам классического натюрморта 18 века?
2. Как вы понимаете слова Поля Сезанна: «Все в природе лепится в форме
шара, конуса, цилиндра, надо учиться писать на этих простых фигурах, и, есливы научитесь владеть этими формами, вы сделаете все, что захотите.»
В своем творчестве Поль Сезанн большое внимание уделял такому жанру как натюрморт. Особо любил мастер переносить на свои полотна фрукты. Он четко продумывает композицию картин, каждому из предметов определяя должное место. Чаще других фруктов Сезанн любил писать яблоки из-за их красоты и разнообразия цветов.
«Натюрморт с яблоками»
Он не изображал в привычном виде персонажей на своих портретах, четко акцентируя и прописывая детали образа. Его люди были деформированы, теряли равновесие, очертания не четкие.
На портрете 1895 года, мадам Сезанн изображена, сидящей в красивом, строгом черном платье. Ее голову украшает светская, элегантная шляпка. Что еще раз подчеркивает ее любовь к красивой жизни.
Для создания полотна Сезанн использовал свои любимые темные тона.
Картина находится на хранении в Пенсильвании. США.
Пространство в этой картине создается с помощью света, которое органично совпадает с благородным душевным складом изображенной женщины. Прием абстрагирования от реальности, найденные Сезанном, позднее был развит его многочисленными последователями.
Мадам Сезанн в оранжерее 1892г 92x73см Metropolitan Museum of Art, New York City
Художественные
открытия Поля Сезанна определили
облик современного искусства и легли в основу таких явлений как фовизм и кубизм.
«Хижина Журдена»
15 октября 1906 года Поль Сезанн
простудился, работая на натуре
над картиной.
2
1
3
4
5
Назовите жанры произведений художника.
Можно ли увидеть отличительные признаки
этих произведений искусства?
Постимпрессионизм «От искусства в наши дни требуется нечто исключительно живое, сильное по цвету, напряженное» Винсент Виллем Ван Гог
Винсент ван Гог – голландский художник, прожил во Франции. Продавал картины, был проповедником, учителем. Строит кадровые композиции. Использует «жирный мазок» (пастозный). Его работы плохо продавались, спонсировал его брат Тео Ван Гог.
Работы: «Подсолнухи», «Комната Винсента в Арле», «Автопортрет с перевязанным ухом» «Автопортрет в серой испытанной шляпе»
Винсент ван Гог
«Красные виноградники в Арле»
Винсент ван Гог «Едоки картофеля»
Винсент ван Гог
Автопортрет
«Комната Винсента в Арле»
Винсент ван Гог «Лодки в море»
Море: волны, бущующие, серо-голубые, свинцовые,
оливковые, зеленоватые, янтарные.
Настроение: неспокойствие, отчаяние.
Лодки: преодолевая стихию, идут к цели.
Можно ли
утверждать,
что это
картина-аллегорического
характера?
К. Айвазовский «Башня.
Кораблекрушение, 1847»
К. Айвазовский «Берег моря», 1840г.
романтизм
романтизм
постимпрессионизм
Есть ли отличия в изображении морского
пейзажа у Ван Гога и у художников-романтиков?
Винсент ван Гог
«Лодки в Сен Мари»
1.Чем необычна
манера исполнения
этой картины?
2.Что указывает
на присутствие
человека?
импрессионизм
Клод Моне «У моря»
Клод Моне «Скала в Этрете»
романтизм
Айвазовский «Радуга»
импрессионизм
1.Какие черты отличают живопись
художников направления импрессионизм
и постимпрессионизм от господствующей
до этого академической живописи?
2.Каких художников, принадлежавших к направлению импрессионизм,
современников Ван Гога, вы знаете?
ВАН ГОГ Винсент () - голландский живописец, рисовальщик, офортист и литограф, один из крупнейших представителей постимпрессионизма. Родился в семье священника. В 16 лет становится продавцом картин в салонах фирмы Гупиль, но в 23 года, охваченный мечтой помочь самым обездоленным, он, подобно своему отцу, решает стать проповедником Библии и уезжает на юг Бельгии в шахтерский поселок Боринаж. Но, столкнувшись с беспросветной нищетой и полным безразличием церковных властей, навсегда порывает с официальной религией. Именно в Боринаже он впервые осознает себя сложившимся художником и принимает на себя новую миссию служения обществу посредством своего искусства. Судьбе было угодно, чтобы последнее десятилетие своей жизни В.Ван Гог провел с ощущением радости от своего творчества, ведя полуголодное существование на деньги своего брата Тео, единственного человека, который поддерживал его до самого конца.
Некоторое время В.Ван Гог брал уроки у голландского художника Мауве, но дальнейшее совершенствование его творчества проходило, по его же собственным словам, с помощью "непрестанного изучения натуры и сражения с ней". Главные герои картин голландского периода - крестьяне, изображенные за своими повседневными занятиями ("Крестьянка", 1885, Государственный музей Креллер-Мюллер, Оттерло). Показательным является полотно "Едоки картофеля" (1885, Собрание В.Ван Гога, Ларен), в котором В.Ван Гог отдает дань своему кумиру - французскому живописцу Ж.Ф.Милле. Картина написана в темной гамме, напоминающей цвет обрабатываемой крестьянами земли. Однако не цвет, по признанию автора, занимает его в первую очередь, а форма. И тем не менее, за приглушенными сероватыми тонами уже ощущается та насыщенная цветовая основа, которая вырвется наружу в зрелый период творчества живописца."Едоки картофеля"
Смутное желание обновления, творческие поиски художественного метода привели его в Париж, где он знакомится с импрессионистами, изучает теорию цвета Э.Делакруа, увлекается плоскостной японской гравюрой и фактурной живописью Монтичелли. Здесь, в Париже, он пишет полные света импрессионистические картины с изображением букетов цветов, видов Монмартра, окрестностей Парижа, выполняет несколько портретных работ ("Холмы Монмартра", 1887, Городской музей, Амстердам).
Но жизнь большого города утомляет В.Ван Гога, и в феврале 1888 г. он уезжает в Арль, чтобы вернуться к земле и к тем, кто на ней трудится. Пребывание в этом южном городе вернуло ему утраченные силы, именно здесь полностью раскрывается его талант живописца и окончательно формируется его неповторимый индивидуальный стиль. В.Ван Гог создает свои многочисленные картины в порыве вдохновения, контролируя разумом свое восторженное чувственное восприятие природы. Он уже не стремится к передаче "впечатления" от увиденного, а изображает его квинтэссенцию в сочетании со своими собственными переживаниями. В этом ему помогает приобретенный в Париже опыт по выработке собственного языка цвета, имеющего эмоциональное и символическое звучание, а также использование волевых контуров, упрощающих форму, динамичных мазков, задающих изображению определенный ритм и пастозную фактуру, передающую вещественность мира.
Свою любовь и восхищение природой Прованса В.Ван Гог выразил в многочисленных пейзажах, находя свою цветовую гамму и пластическое решение для каждого изображаемого времени года ("Жатва. Долина Ла-Кро", 1888; "Рыбачьи лодки в Сент-Мари", 1888; "Вороны над полем пшеницы", 1890; "Ветка миндаля", все в Фонде В.Ван Гога, Амстердам)."Рыбачьи лодки в Сент-Мари""Ветка миндаля" Рыбацкие лодки на пляже в Сент-Мари". Музей Ван Гога, Амстердам "Ветви миндального дерева в цвету". Риксмюзеум Винсента Ван Гога, Амстердам.
Показательна в этом отношении картина "Красные виноградники" (1888, ГМИИ, Москва), построенная на контрасте дополнительных цветов, обогащенных гаммой теплых и холодных красок."Красные виноградники" Главное действующее лицо Арельских пейзажей В.Ван Гога - солнце, а доминирующий цвет - желтый, цвет солнца, зрелого хлеба и подсолнухов, ставших для художника символом дневного светила ("Подсолнечник", 1888, Новая пинакотека, Мюнхен)."Подсолнечник" "Красный виноградник". "Натюрморт: Ваза с двенадцатью подсолнухами".
В портретных образах художник сосредоточивает внимание на внутренней жизни модели, воспроизводя ее со всей, присущей только ей одной, индивидуальной неповторимостью на фоне, лишенном какого-либо конкретного антуража. Причем даже самые драматические образы неразрывно связаны с ощущением радости и красоты жизни, передаваемым сочетанием ярких красок и причудливой орнаментальностью форм. Таковы его автопортреты и изображения простых людей, близких друзей художника: "Арлезианка. Госпожа Жину" (1888, Метрополитен-музей, Нью- Йорк); "Почтальон Рулен" (1888, Музей изящных искусств, Бостон); "Зуав"; "Колыбельная" и т.д. "Арлезианка. Госпожа Жину""Почтальон Рулен" "Арлезианка: Мадам Жину с перчатками и зонтиком". "Жозеф-Этьенн Рулен".
В очеловечивании окружающего мира В.Ван Гог не ограничивался окружающей его природой, многие предметы, представленные на его полотнах, тоже наделены способностью чувствовать и выражать ощущения своих владельцев: "Ночное кафе в Арле" (1888, частное собрание, Нью-Йорк), вызывающее смертельную тоску; "Спальная художника" (1888, Фонд В.Ван Гога, Амстердам), навевающая мысли о покое и отдыхе."Ночное кафе в Арле""Спальная художника" "Ночное кафе". "Комната Винсента в Арле«.
Физическое и духовное перенапряжение привело к обострению психического заболевания, и художник в мае 1889 г. попадает в лечебницу Сен-Реми, где в промежутках между приступами продолжает заниматься своим любимым делом. В качестве "модели" ему служили репродукции произведений известных художников, которые он воспроизводил своим собственным живописным языком. Так, по рисунку Г.Доре он создал свое оригинальное полотно "Прогулка заключенных" (1890, ГМИИ, Москва), отражающее его теперешнее настроение: покорность и обреченность. Но, несмотря на гнетущее состояние, именно здесь, в лечебнице, Ван Гог создает поистине космические полотна, наполненные любовью к земле и небу.
В "Звездной ночи" (1889) устремленные в небо кипарисы напоминают языки пламени, а земля воспринимается как летящая в космическом пространстве планета. Шары звезд - эти подобия солнца - как бы завершают мотив источника света, начатый В.Ван Гогом еще в "Едоках картофеля"."Звездной ночи"
Последние два месяца своей жизни художник проводит в небольшой деревушке под Парижем и создает разные по эмоциональному настрою картины: наполненные чистотой и свежестью "Пейзаж в Овере после дождя" (1890, ГМИИ, Москва), трагичный портрет доктора Гаше (1890, Лувр, Париж), и полную предчувствия скорой смерти "Стаю ворон над хлебным полем"."Пейзаж в Овере после дождя"портрет доктора Гаше "Пейзаж в Овере после дождя". "Доктор Поль Гаше".