Главная » Отношения » Нравственные идеалы в произведении олеся. А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся». план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему. Воплощение нравственных идеалов

Нравственные идеалы в произведении олеся. А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся». план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему. Воплощение нравственных идеалов

Пестрецова Ольга Сергеевна
Должность: учитель литературы и русского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 12
Населённый пункт: город Шарыпово Красноярского края
Наименование материала: КОНСПЕКТ УРОКА – ПРОЕКТА
Тема: "Воплощение нравственного идеала в повести "Олеся" А.И. Куприна"
Дата публикации: 16.09.2018
Раздел: полное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №12» г. Шарыпово

КОНСПЕКТ УРОКА – ПРОЕКТА

Воплощение нравственного идеала

в повести «Олеся» А.И. Куприна

Учитель русского языка и литературы

Пестрецова Ольга Сергеевна

Цель: раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся».

Задачи:

1. Личностные: формировать умение видеть красоту природы.

2. Предметные: совершенствовать навыки анализа произведения для выявленияего

идейно-художественного своеобразия.

познавательные:

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии;

логическое рассуждение, делать выводы;

регулятивные:

упределять

обучения,

корректировать

действия в соответствии с изменяюшейся ситуацией;

Коммуникативные: умение организовывать совместную деятельность с учителем и

сверстником, работь индивидуально и в группе.

Тип урока : изучение нового материала

Форма урока : урок-проект

Ход урока

Этапы урока

Вступление

(2 минуты)

Вступительное слово учителя о

прозе начала 20 века. О ярких

именах писателей Бунине и

Сообщение цели и формы урока.

Этап актуализации

(3 минуты)

В чем особенности творчества

Какие произведения

принадлежат писателю?

О чем пишет Куприн в этих

произведениях?

Его герой яркая,

сильная деятельная,

цельная личность.

- «Поединок»,

«Гранатовый браслет»,

«Суламифь».

Его произведения о

Проблему безответной,

платонической, высокой

любви, любви до

самоотречения и даже

самоуничтожения,

красивой любви

«маленького человека с

великой душой»

Этап постановки

проблемы

(2 минуты)

О чем же пишет писатель в

повести «Олеся»?

Традиционно о любви.

Олеся и Иван

Тимофеевич любят друг

ставит в этом произведении, если

оно о любви?

Проблема в том, что

герои любят друг друга,

но вместе им не суждено

быть. Ведь закономерно:

если любовь взаимная,

то люди должны быть

вместе. (осознание

проблемы)

проектом

Постановка

определение

(4 минуты)

Вот эту проблему мы сегодня и

постараемся решить на уроке. И

решать мы ее будем через проект.

Какова цель проекта?

Чтобы достичь этой цели, что

вы должны сделать, т.е. какие

задачи решить?

Узнать причины

несчастливого финала

повести: почему

любящие друг друга

герои не стали счастливы

и не остались вместе.

Выдвинуть гипотезы.

Проверить их через

анализ текста.

Рассмотреть

художественные

особенности, чтобы

понять мысли и

настроения Олеси и

Ивана Тимофеевича.

Выдвижение

(3 минуты)

Какие у вас предположения,

почему герои не стали вместе?

Учитель записывает гипотезы на

Разное происхождение

Они воспитывались и

жили по-разному.

Она живет в гармонии с

природой, а он испорчен

светской жизнью.

Непонимание

окружающих их людей.

Вы сформулировали проблему,

определили цель и задачи,

выдвинули гипотезы.

Приступайте к реализации

намеченных целей и задач для

решения проблемы в группах.

При подготовке защиты своей

гипотезы, используйте эти

1. Какое значение имеет место

действия в почести?

2. Какую роль в повести играет

Ученики работают в

Проверяют гипотезы,

через ответы на вопросы

и анализ текста.

Составляют схему для

понимания ответа.

3. Как рисует Куприн образ

главной героини?

4. В чем особенность

изображения героя-рассказчика?

5. Как построен сюжет?

6. Какой цвет сопровождает

Выступлени

Отвечают желающие

ученики от группы

Результат

(2 минуты)

Какую схему из предложенных

мы принимаем, как самую

доступную и понятную?

Вот схема второй группы:

Изображаются

Герои Пейзаж

живет в гармонии

с природой

Иван Тимофеевич

не понимает природу

Второй группы.

Вывод заключается в

следующем: только в

единении с природой, в

сохранении

естественности человек

способен достигнуть

духовной чистоты и

благородства. Такой была

Олеся. А герой не был в

гармонии с природой.

Поэтому они не смогли

быть вместе

Обобщение (1 минута)

Ваш ответ созвучен с темой

урока. Так кто в повести является

воплощением нравственного

Воплощением

нравственного идеала в

единения природы и

человека.

Домашнее задание: (1

Напишите отзыв на повесть

«Олеся» по плану сочинения в

Героический эпос, мифы и былины зачастую ориентированы на то, чтобы отображать события исторической жизни определенного народа. Героический эпос характерен, как и для времен Киевской Руси, как и для 17-18 века, ведь в произведениях героического эпоса воплощались нравственные идеалы разных народов.

Героический эпос как выражение сознания народа

Героические песни, мифы и былины выступают в роли выражения исторического сознания народа. Прежде всего, произведения такого жанра воплощают в себе идеалы социальной справедливости и прославляют истинных героев, защитников народа и своей родной земли.

Но героический эпос сочетает в себе и историческую действительность в образах, и художественный вымысел. Зачастую такие произведения обладают торжественным и пафосным тоном, и это оправдано тем, что они прославляют великие страницы истории и великих людей – честных, смелых и свободных.

Таким образом, именно героический эпос раскрывает общественные нравственно-эстетические идеалы. Само возникновение такого жанра обусловлено тем, что народу была необходима определенная творческая форма для того, что выразить свои впечатления от происходящее и создать идеалы, близкие именно ему.

Поэтому знаменитые эпические произведения, мифы и былины – это отображение той веры и идеалов, которые были более близки именно народу определенной страны и определенного исторического периода. В произведениях эпоса главными героями бывают богатыри, которые воплощают в себе идеал мужественности, они – образец защитника народа и защитника своей свободы.

Если говорить о древнем эпосе, то в нем главные герои были наделены какими-то сверхсилами, что говорит о том, что народы тех времен мистифицировали своих народных героев. Русский героический эпос включает в себя таких смелых и отважных персонажей, как Илья Муромец и Добрыня Никитич.

Они защищают свою землю, и идут в одиночку против целой армии противников. Поэтому о таких персонажах можно говорить, как об олицетворении народной силы, которая способна противостоять любому врагу.

Воплощение нравственных идеалов

Главные герои эпоса и мифов – это плоды художественного обобщения, так как в одном человеке воплощены сила народа и его вера в победу. В основном, мотивы и образы произведений героического эпоса одинаковы, отображаются лишь разные исторические события разных народов.

Также героический эпос показывает то, что народ верил в истину чудес, так как создавал героев с нечеловеческими возможностями. Но самое главное, что стоит отметить в былинах – это народное представление о справедливости, долге и чести. Благодаря многим произведениям героического эпоса мы видим не только народное понимание истории, но и понимаем, какими были нравственные идеалы того или иного времени.

Герои эпоса – благородные и честные люди, и в этом их мощь для народа. Они отказываются от богатств ради своей свободы и родной земли, они не страшатся врагов и всегда готовы защищать тех, кто слаб.

В эпосе всегда отдельное место занимает мотив высшей справедливости, и в этом прослеживается позиция народа. Добро всегда торжествует, независимо от такого каким могущественным и влиятельным было зло, справедливость всегда восстанавливается.

Познакомившись с творчеством А. И. Куприна, я отметил для себя основную тему его произведений – это воспевание чистой, непорочной, великодушной любви. Любви разных людей: Олеся – “цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым посредственным суеверием, детски-невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины”, а Иван Тимофеевич – “человек хотя добрый, но только слабый”. Они принадлежат к разным социальным слоям: Иван Тимофеевич – образованный человек, писатель, приехавший

В Полесье “наблюдать нравы”, а Олеся – “ведьма”, необразованная девушка, выросшая в лесу. Но, несмотря на эти различия, они полюбили друг друга.

Однако их любовь была разной: Ивана Тимофеевича привлекли красота, нежность, женственность, наивность Олеси, а она, напротив, осознавала все его недостатки и знала, что их любовь обречена, но, несмотря на это, любила его всей своей пылкой душой. Ведь ради Ивана Тимофеевича она пошла в церковь, хотя знала, что это закончится для нее трагически, А вот любовь главного героя я не считаю такой же чистой и великодушной. Он знал, что может случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее: “Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь.

Но я сдержал свой неожиданный порыв…”. Иван Тимофеевич, хотя и любил Олесю, но в то же время боялся этой любви. Именно эта боязнь помешала ему жениться на ней: “Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня:’ я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса”. Любовь Олеси и Ивана Тимофеевича – трагедия, как и судьба самой Олеси, ведь она резко отличалась от перебродских крестьян прежде всего своей чистой, открытой душой, богатством внутреннего мира.

Олеся – полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией. Писатель создает исключительно романтический образ “дочери лесов”.

Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции. Больше того – Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Именно это породило ненависть к ней черствых, ограниченных людей. И, как известно, люди всегда стремятся уничтожить того, кого они не понимают, того, кто от них отличается.

Поэтому героиня вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса. Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой.

Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе.


  1. Муниципальное образование город Ноябрьск Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида “Аленький цветочекМуниципального образования город Ноябрьск Конспект урока на тему “Как себя вести, чтоб не случилось беды”...
  2. Мы закончили изучение романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”, где главным героем, судя по названию, является Онегин, но по сути здесь два главных героя – Евгений и Татьяна. В своем...
  3. А. Н. Толстой начинает работу над романом в 1929 году. Причиной, побудившей писателя к созданию произведения, было, по-видимому, ощущение созвучности Петровской эпохи, когда “трещит и рушится старый мир”, с эпохой,...
  4. Главное содержание и основное назначение народной лирики – выражение отношения к тем или иным жизненным явлениям, передача определенных мыслей, чувств, настроений. Главными героями любовных лирических песен являются молодые люди, девушки...
  5. Литературный процесс 1970 – 1990 годов 20 века с самого начала обозначил свою нетрадиционность, непохожесть на предшествующие этапы развития художественного слова. Произошла смена художественных эпох, эволюция творческого сознания художника. В...
  6. “Но будь военный, будь он статский, Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!” Софья “…Он славно Пересмеять умеет всех; Болтает, шутит, мне забавно; Делить со всяким...
  7. Журавлева Светлана Вадимовна МБОУ сош №4 г. Дюртюли респ. Башкортостан Учитель начальных классов ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для 4 КЛАССа “ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ” ВАРИАНТ 1. 1.Укажи имена существительные: 1)боль 4)играть 7)чистый...
  8. Мы часто слышим, как о ком-то говорят: “Он очень талантливый человек!” Или сами даем такие определения людям, которые нас чем-то впечатлили. Но мало кто задумывается: а что же такое талант?...
  9. Я любил свой мучительный труд, …загадку Смутных чувств и простую разгадку ума… А. Тарковский Что мы знаем о поэте Арсении Тарковском? Как ни грустно об этом говорить, но практически ничего....
  10. А. Н. Островский вошел в русскую литературу как “Колумб” патриархального купечества. Выросший в районе Замоскворечья и досконально изучивший нравы русских купцов, их миропонимание, жизненную философию, драматург перенес свои наблюдения в...
  11. Календар Знаменних і пам’ятних дат На І семестр 2013 – 2014 н. р. Указом Президента України № 756/2012 “Про проведення у 2013 році в Україні Року дитячоїтворчості” Міжнародним роком квіноа...
  12. Ведь это не купец в пошлом смысле этого слова. Надо сие понимать. А. П. Чехов При создании пьесы “Вишневый сад” А. П. Чехов большое внимание уделял образу Лопахина как одному...
  13. Любовь к человеку, к родным местам – основное направление в поэзии замечательного русского писателя И. А. Бунина. Важнейшим мотивом лирики по эта является превосходство естественного бытия над общественной жизнью. “Изменить...
  14. Финал истории города Глупова не менее важен, чем все предыдущее повествование. К власти приходит Угрюм-Бурчеев, который “был прохвост в полном смысле слова. Не потому только, что он занимал эту должность...
  15. Классицизм как направление складывается на рубеже XVI – XVII вв. Истоки его лежат в деятельности итальянской и отчасти испанской академических школ, а также объединения французских писателей “Плеяда”, которые в эпоху...
  16. Умом Россию не понять… Ф. Тютчев Как поздней осенью порой Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весной И что-то встрепенется в нас. Это стихотворение Федора Ивановича Тютчева хорошо характеризует...
  17. И. С. Тургенев – писатель очень интересный и талантливый. Он написал множество романов, повестей. Одним из его самых лучших произведений считается роман “Отцы и дети”. Это произведение необычайно многогранно. Его...
  18. После той печально известной паузы в конце произведения… мне трудно представить, что у чиновников хватит сил начать все с самого начала. Опять бегать, пытаться угодить, стараться как-то исправить положение? Снова...
  19. Появление в 1836 году комедии “Ревизор” стало знаменательным событием в общественной жизни 19 века. Автор не только критиковал и высмеивал пороки царской России, но и призывал зрителей и читателей заглянуть...
  20. В мировоззренческом плане М. А. Шолохов был человеком исключительно сдержанным и не торопился раскрываться перед людьми. Он предпочитал выражать себя не в обнаженном публицистическом слове, но в слове художественном, которое...




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта