Пестрецова Ольга Сергеевна
Должность:
учитель литературы и русского языка
Учебное заведение:
МАОУ СОШ № 12
Населённый пункт:
город Шарыпово Красноярского края
Наименование материала:
КОНСПЕКТ УРОКА – ПРОЕКТА
Тема:
"Воплощение нравственного идеала в повести "Олеся" А.И. Куприна"
Дата публикации:
16.09.2018
Раздел:
полное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №12» г. Шарыпово
КОНСПЕКТ УРОКА – ПРОЕКТА
Воплощение нравственного идеала
в повести «Олеся» А.И. Куприна
Учитель русского языка и литературы
Пестрецова Ольга Сергеевна
Цель: раскрыть идею и художественные особенности повести «Олеся».
Задачи:
1. Личностные: формировать умение видеть красоту природы.
2. Предметные: совершенствовать навыки анализа произведения для выявленияего
идейно-художественного своеобразия.
познавательные:
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии;
логическое рассуждение, делать выводы;
регулятивные:
упределять
обучения,
корректировать
действия в соответствии с изменяюшейся ситуацией;
Коммуникативные: умение организовывать совместную деятельность с учителем и
сверстником, работь индивидуально и в группе.
Тип урока : изучение нового материала
Форма урока : урок-проект
Ход урока
Этапы урока
Вступление
(2 минуты)
Вступительное слово учителя о
прозе начала 20 века. О ярких
именах писателей Бунине и
Сообщение цели и формы урока.
Этап актуализации
(3 минуты)
В чем особенности творчества
Какие произведения
принадлежат писателю?
О чем пишет Куприн в этих
произведениях?
Его герой яркая,
сильная деятельная,
цельная личность.
- «Поединок»,
«Гранатовый браслет»,
«Суламифь».
Его произведения о
Проблему безответной,
платонической, высокой
любви, любви до
самоотречения и даже
самоуничтожения,
красивой любви
«маленького человека с
великой душой»
Этап постановки
проблемы
(2 минуты)
О чем же пишет писатель в
повести «Олеся»?
Традиционно о любви.
Олеся и Иван
Тимофеевич любят друг
ставит в этом произведении, если
оно о любви?
Проблема в том, что
герои любят друг друга,
но вместе им не суждено
быть. Ведь закономерно:
если любовь взаимная,
то люди должны быть
вместе. (осознание
проблемы)
проектом
Постановка
определение
(4 минуты)
Вот эту проблему мы сегодня и
постараемся решить на уроке. И
решать мы ее будем через проект.
Какова цель проекта?
Чтобы достичь этой цели, что
вы должны сделать, т.е. какие
задачи решить?
Узнать причины
несчастливого финала
повести: почему
любящие друг друга
герои не стали счастливы
и не остались вместе.
Выдвинуть гипотезы.
Проверить их через
анализ текста.
Рассмотреть
художественные
особенности, чтобы
понять мысли и
настроения Олеси и
Ивана Тимофеевича.
Выдвижение
(3 минуты)
Какие у вас предположения,
почему герои не стали вместе?
Учитель записывает гипотезы на
Разное происхождение
Они воспитывались и
жили по-разному.
Она живет в гармонии с
природой, а он испорчен
светской жизнью.
Непонимание
окружающих их людей.
Вы сформулировали проблему,
определили цель и задачи,
выдвинули гипотезы.
Приступайте к реализации
намеченных целей и задач для
решения проблемы в группах.
При подготовке защиты своей
гипотезы, используйте эти
1. Какое значение имеет место
действия в почести?
2. Какую роль в повести играет
Ученики работают в
Проверяют гипотезы,
через ответы на вопросы
и анализ текста.
Составляют схему для
понимания ответа.
3. Как рисует Куприн образ
главной героини?
4. В чем особенность
изображения героя-рассказчика?
5. Как построен сюжет?
6. Какой цвет сопровождает
Выступлени
Отвечают желающие
ученики от группы
Результат
(2 минуты)
Какую схему из предложенных
мы принимаем, как самую
доступную и понятную?
Вот схема второй группы:
Изображаются
Герои Пейзаж
живет в гармонии
с природой
Иван Тимофеевич
не понимает природу
Второй группы.
Вывод заключается в
следующем: только в
единении с природой, в
сохранении
естественности человек
способен достигнуть
духовной чистоты и
благородства. Такой была
Олеся. А герой не был в
гармонии с природой.
Поэтому они не смогли
быть вместе
Обобщение (1 минута)
Ваш ответ созвучен с темой
урока. Так кто в повести является
воплощением нравственного
Воплощением
нравственного идеала в
единения природы и
человека.
Домашнее задание: (1
Напишите отзыв на повесть
«Олеся» по плану сочинения в
Героический эпос, мифы и былины зачастую ориентированы на то, чтобы отображать события исторической жизни определенного народа. Героический эпос характерен, как и для времен Киевской Руси, как и для 17-18 века, ведь в произведениях героического эпоса воплощались нравственные идеалы разных народов.
Героические песни, мифы и былины выступают в роли выражения исторического сознания народа. Прежде всего, произведения такого жанра воплощают в себе идеалы социальной справедливости и прославляют истинных героев, защитников народа и своей родной земли.
Но героический эпос сочетает в себе и историческую действительность в образах, и художественный вымысел. Зачастую такие произведения обладают торжественным и пафосным тоном, и это оправдано тем, что они прославляют великие страницы истории и великих людей – честных, смелых и свободных.
Таким образом, именно героический эпос раскрывает общественные нравственно-эстетические идеалы. Само возникновение такого жанра обусловлено тем, что народу была необходима определенная творческая форма для того, что выразить свои впечатления от происходящее и создать идеалы, близкие именно ему.
Поэтому знаменитые эпические произведения, мифы и былины – это отображение той веры и идеалов, которые были более близки именно народу определенной страны и определенного исторического периода. В произведениях эпоса главными героями бывают богатыри, которые воплощают в себе идеал мужественности, они – образец защитника народа и защитника своей свободы.
Если говорить о древнем эпосе, то в нем главные герои были наделены какими-то сверхсилами, что говорит о том, что народы тех времен мистифицировали своих народных героев. Русский героический эпос включает в себя таких смелых и отважных персонажей, как Илья Муромец и Добрыня Никитич.
Они защищают свою землю, и идут в одиночку против целой армии противников. Поэтому о таких персонажах можно говорить, как об олицетворении народной силы, которая способна противостоять любому врагу.
Главные герои эпоса и мифов – это плоды художественного обобщения, так как в одном человеке воплощены сила народа и его вера в победу. В основном, мотивы и образы произведений героического эпоса одинаковы, отображаются лишь разные исторические события разных народов.
Также героический эпос показывает то, что народ верил в истину чудес, так как создавал героев с нечеловеческими возможностями. Но самое главное, что стоит отметить в былинах – это народное представление о справедливости, долге и чести. Благодаря многим произведениям героического эпоса мы видим не только народное понимание истории, но и понимаем, какими были нравственные идеалы того или иного времени.
Герои эпоса – благородные и честные люди, и в этом их мощь для народа. Они отказываются от богатств ради своей свободы и родной земли, они не страшатся врагов и всегда готовы защищать тех, кто слаб.
В эпосе всегда отдельное место занимает мотив высшей справедливости, и в этом прослеживается позиция народа. Добро всегда торжествует, независимо от такого каким могущественным и влиятельным было зло, справедливость всегда восстанавливается.
Познакомившись с творчеством А. И. Куприна, я отметил для себя основную тему его произведений – это воспевание чистой, непорочной, великодушной любви. Любви разных людей: Олеся – “цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым посредственным суеверием, детски-невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины”, а Иван Тимофеевич – “человек хотя добрый, но только слабый”. Они принадлежат к разным социальным слоям: Иван Тимофеевич – образованный человек, писатель, приехавший
В Полесье “наблюдать нравы”, а Олеся – “ведьма”, необразованная девушка, выросшая в лесу. Но, несмотря на эти различия, они полюбили друг друга.
Однако их любовь была разной: Ивана Тимофеевича привлекли красота, нежность, женственность, наивность Олеси, а она, напротив, осознавала все его недостатки и знала, что их любовь обречена, но, несмотря на это, любила его всей своей пылкой душой. Ведь ради Ивана Тимофеевича она пошла в церковь, хотя знала, что это закончится для нее трагически, А вот любовь главного героя я не считаю такой же чистой и великодушной. Он знал, что может случиться несчастье, если Олеся пойдет в церковь, но не сделал ничего, чтобы остановить ее: “Вдруг внезапно ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать ее и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь.
Но я сдержал свой неожиданный порыв…”. Иван Тимофеевич, хотя и любил Олесю, но в то же время боялся этой любви. Именно эта боязнь помешала ему жениться на ней: “Одно лишь обстоятельство пугало и останавливало меня:’ я не смел даже воображать себе, какова будет Олеся, одетая в людское платье, разговаривающая в гостиной с женами моих сослуживцев, исторгнутая из этой очаровательной рамки старого леса”. Любовь Олеси и Ивана Тимофеевича – трагедия, как и судьба самой Олеси, ведь она резко отличалась от перебродских крестьян прежде всего своей чистой, открытой душой, богатством внутреннего мира.
Олеся – полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией. Писатель создает исключительно романтический образ “дочери лесов”.
Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции. Больше того – Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Именно это породило ненависть к ней черствых, ограниченных людей. И, как известно, люди всегда стремятся уничтожить того, кого они не понимают, того, кто от них отличается.
Поэтому героиня вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса. Любовь Олеси становится величайшим даром, который может дать жизнь герою повести. В этой любви есть и самоотверженность и смелость, с одной стороны, и противоречие, с другой.
Подлинный смысл любви писатель видит в стремлении бескорыстно отдать своему избраннику всю полноту чувств, на которую способен любящий человек. Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе.