Главная » Отношения » Мир наизнанку с анишем капуром. Мир наизнанку с анишем капуром Сквозь кроличью нору

Мир наизнанку с анишем капуром. Мир наизнанку с анишем капуром Сквозь кроличью нору

Сэр А́ниш Капу́р (англ. Anish Kapoor, род. 12 марта 1954 года, Бомбей) - британско-индийский скульптор, член группы «Новая британская скульптура», лауреат Премии Тернера. Рыцарь-бакалавр, командор ордена Британской империи, член Королевской академии художеств (RA).

Аниш Капур родился в Бомбее, в индийско-еврейской семье. Его отец, панджабского происхождения, занимался военной гидрографией. Мать, из семьи багдадских евреев, была дочерью кантора синагоги в Пуне. Брат - канадский социолог Илан Капур (англ.) (род. 1959). Посещал школу-интернат Doon School (англ.) в Дехрадуне. В 1971-1973 годах был в Израиле с одним из своих братьев, жил в кибуце. Начал изучать электротехнику, но не справлялся с математикой и через 6 месяцев бросил учёбу. Там же, в Израиле, решил стать художником. Переехал в Англию в 1973 году, где проживает с тех пор. Изучал искусство в Hornsey College of Art (англ.) и в Chelsea School of Art Design (англ.). Аниш Капур работает в Лондоне, часто посещает Индию.

В начале 1980-х Капур стал известен как один из членов группы «Новая британская скульптура». Произведения скульптора как правило просты, имеют изогнутые линии, монохромны и ярко окрашены. Ранние работы часто были покрыты пигментом, который покрывал работу и пол вокруг неё. Порой работы Аниша Капура имеют зеркальную поверхность, отражающую и искажающую зрителя и окружение.
С конца 1990-х Капур создал ряд масштабных работ, включая Taratantara (1999), 35-метровое произведение, установленное в Baltic Flour Mills в Гейтсхеде, Англия и Марсий (2002), большая работа из стали и поливинила в Турбинном зале Галереи Тейт Модерн. В 2000 одна из работ Капура, Параболические воды, состоящая из вращающейся окрашенной воды, была показана в Лондоне. В 2001 Зеркало неба, большое зеркальное произведение, которое отражало небо и окружающее пространство, было установлено в Ноттингеме. В 2004 Врата облаков, 110-тонная стальная скульптура, торжественно открыта в парке «Миллениум» в Чикаго. Осенью 2006 года другая зеркальная скульптура, также названная Зеркало неба, была показана в Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке.

Капур представлял Великобританию на Венецианской биеннале в 1990, где ему была присуждена Premio Duemila; в следующем году он стал лауреатом Премии Тернера.
Персональные выставки работ скульптора проходили в Галерее Тейт и Hayward Gallery в Лондоне, Kunsthalle Basel в Швейцарии, Национальном художественном музее королевы Софии в Мадриде, Национальной галерее в Оттаве, Музее современного искусства в Бельгии, CAPC Museum of Contemporary Art в Бордо и Centro Cultural Banco do Brasil в Бразилии. Его работы представлены в музеях всего мира, в том числе в Музее современного искусства в Нью-Йорке, Тейт-Модерн в Лондоне, Fondazione Prada в Милане, в Музее Гугенхейма в Бильбао, De Pont Foundation в Голландии и 21st Century Museum of Contemporary Art в Японии.

Орден Британской империи (2003).
Почётный доктор Оксфорда (2014).

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Аниш Капур (Anish Kapoor) – индийский художник-перфекционист, экспериментирующий с материей и формой в попытке «сенсорной активации» момента эстетического и физического шока. Пушка, стреляющая «кровавыми» комьями смолы, угол белоснежной стены, пропадающий в кромешную тьму угольного пятна, или отштукатуренная плоскость неожиданно проваливающаяся вовнутрь идеально выверенным шарообразным дуплом… В 2011 году для ежегодного артистического форума Monumenta, организованного французским министерством культуры и коммуникации, Капура разработал масштабную пластическую установку «Левиафан», которая по словам автора отсылает к книге английского философа-материалиста XVII века Томаса Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651).

Под стеклянным куполом парижского Большого Дворца (Le Grand Palais) он разместил гигантскую крестообразную надувную конструкцию из плотной текстильной мембраны, прорезиненной по внешней стороне, представляющую в плане и конструкции метафору канонического храма. Но традиционные нефы, рукава структуры, также как и центральное «подкупольное пространство» раздуты до формы полноценных сфер, скорее цитирующих пластику молекулярных образований. С другой стороны, феномен «Левиафана» состоит в том, что искусственно созданное внутреннее пространство работает как космогонического происхождения.

«Мне кажется, что я работал над ним почти с 20 лет, - говорит художник. – Эта – полное погружение в неведомое физическое и умозрительное измерение. Как только вы внутри, в гигантском шаре, куда просачивается свет и падает графическая тень перекрытий, вы дезавуированы, брошены в беспредельное космическое пространство. И только находясь вне структуры, вы можете идентифицировать форму этого объекта. И насыщенный красный (фигурирующий во многих проектах Капуры – ред.) напоминает нам о цвете, что пульсирует в наших глазах ночью – непостоянный и монохромный красный создает более мрачные в психологическом и физическом отношении тени, чем черный или синий».

По уровню общественного негодования Аниш Капур может посоревноваться с Джеффом Кунсом: его работы разрисовывают вандалы, а решение художника запатентовать пигмент черного цвета провоцирует на ответные акции. Тем не менее работы Капура находятся в коллекциях мировых музеев, а сам он прочно обосновался в списках главных художников современности. Сантана Преап рассказывает о том, почему Капур - это больше чем скандал.

Работы Аниша Капура вызывают отвращение и восторг, причем иногда одновременно. Самую известную работу скульптора наверняка видели даже далекие от современного искусства люди - огромная зеркальная капля «Облачные врата» в Чикаго стала одним из самых узнаваемых арт-объектов мира.

Не так давно вокруг Аниша Капура и его любви к монохрому разразился скандал. Художник приобрел права на использование самой черной краски в мире: высокотехнологичный материал, из которого сделан пигмент, поглощает 99,6% света, что приближает его по свойствам к черной дыре. Пользователи интернета были возмущены такой эксклюзивностью, инстаграм Капура завалили гневными комментариями, а некий художник Стюарт Сэмпл изготовил «самую розовую» краску в мире и запретил Капуру ее покупать. В ответ Аниш Капур выложил фото среднего пальца в этой самой краске. Потому что нет художника, стремящегося познать сущность пустоты более рьяно, чем Капур.

Скульптура цвета

Аниш Капур родился в 1954 году в Бомбее. В 19 лет он переезжает в Англию и изучает искусство в Колледже искусств и дизайна в Челси. Неудовлетворенный классическим образованием, он сразу начинает работать с нетрадиционными для скульптуры материалами. Например, с красочным пигментом, который красной линией пройдет через его художественную практику. Из пигмента Капур формирует геометрические формы желтого, синего и любимого красного цвета. «Мне очень нравится красный, - говорит Капур. - Возможно, красный - очень индийский цвет, и я, росший в его окружении, распознаю его на каком-то другом уровне».

Второй любимый цвет Капура - синий, как у художника Ива Кляйна, который за пару десятилетий до него запатентовал «интернациональный синий Кляйна». Синий для Аниша Капура становится символом метафизического пространства, космоса и неба.

«1000 имен», 1982 год. Смола, краска, 48 x 48 x 23 сантиметра. Фото: Ela Bialkowska, Galleria Continua

«1000 имен», 1982 год. Смола, краска, 180 x 60 x 45 сантиметров. Фото: Ela Bialkowska, Galleria Continua

«1000 имен», 1982 год. Смола, краска, 60 x 60 x 40 сантиметров. Фото: Ela Bialkowska, Galleria Continua

Насыщенные монохромные груды из серии «1000 имен» отсылают к его родине, где на рыночных прилавках красуются такие же горы специй и красок ритуального предназначения. В отличие от скульптуры минималистов, где означающее тождественно означаемому, в работах Капура всегда присутствует символизм. В этом Аниш Капур схож с его любимым художником , придающим искусству ритуальное, шаманское, целительное значение.

Используя главный ресурс живописи - краску, Аниш Капур создает скульптурное, а значит, физическое ощущение цвета. Цвет становится непосредственным, материально присутствующим объектом, а не средством изображения предмета. Акцент смещен на текстуру и чувственное восприятие монохрома. Вогнутые круги разных размеров приглашают зрителя к погружению с близкого расстояния. Затем художник экспериментирует с деформацией красочной массы. Габаритные куски смеси пигмента, воска и вазелина Аниш Капур ставит на рельсы и проводит сквозь дверные проемы, что заставляет массу принять форму отверстия. В работе «Стрельба в угол» Капур стреляет массой из пушки, вызывая не только тактильно-зрительный эффект, но и возбуждая обоняние зрителя.

Используя главный ресурс живописи - краску, Аниш Капур создает скульптурное, а значит, физическое ощущение цвета.

Сквозь кроличью нору

Аниш Капур кружит зрителю голову всевозможными искривлениями и искажениями. Главной темой становится пустота, дыра, отверстие. Как можно показать дыру? Лишь очертив вокруг нее бублик. Подобным образом работают архитекторы, создающие форму вокруг пространства, тем самым его очерчивая. «Думаю, я кое-что понимаю о пространстве. Я считаю, что скульптор работает с пространством в той же мере, что и с формой», - говорит Капур.

Художник постоянно играет со зрителем, сбивая его ощущение трехмерности реальности. Словно кроличья нора, дыры приводят к выходам в другие измерения. Глядя на «Спуск в пустоту» 1992 года, мы видим черный плоский круг на полу. На самом деле это отверстие, которое ведет в круглое пространство, окрашенное темной краской. В 2018 году один посетитель в инсталляцию, что только вызывает удивление, почему он стал первым за двадцать с лишним лет.

Еще один способ Аниша Капура сбить зрителя с толку - это зеркальные инсталляции. Они переворачивают мир с ног на голову, сливаются с окружающей средой и забирают внутрь себя, напоминая человеку о его собственном присутствии. Инсталляция становится невидимой, оставляя созерцать только то, что она отражает. Собственный образ притягательнее других, чем можно объяснить необычайную популярность чикагских «Облачных врат». Инсталляцию, прообразом которой послужила капля ртути, обожают дети и туристы, потому что она увлекательная, игровая и взывает к нарциссическому стремлению изучить самого себя.

Скульптуры Аниша Капура дают опыт соразмерности - ощущение себя в определенном пространстве, соотношение себя с инсталляцией. Играя с восприятием объемов, Капур позволяет проникнуть внутрь своих скульптур. В 2011 году художник создает гигантскую работу «Левиафан» в парижском Гран-Пале. Как Алиса в Стране чудес, которая выросла до таких размеров, что едва помещалась в дом, «Левиафан» занял все внутреннее пространство здания. Капур отсылает к библейскому морскому чудищу и одноименному труду философа Томаса Гоббса, сравнивающего с Левиафаном государство, которое поглощает человека. Снаружи инсталляция довлеет над зрителем. В кроваво-красном нутре «Левиафана» на удивление оказывается намного больше пространства, чем снаружи.

Лоно мира

Еще одна тема творчества Аниша Капура - телесность и анатомия человека, чаще всего женская. В отличие от классической скульптуры, главной темой которой является форма человеческого тела, Капур исследует содержание человеческого организма. Мысли о собственных внутренностях часто вызывают дискомфорт и даже отвращение, а потому рассматривать эти скульптуры особенно увлекательно. Капур снова использует красный - цвет крови и органов. «Это цвет наших тел изнутри, - говорит художник. - Если вывернуть тело наизнанку, оно будет красным». Начиная с ярко-красной артериальной крови и заканчивая жуткой расчлененкой, Аниш Капур показывает жизнь от рождения до разложения. Его скульптуры витальны - они обладают пульсацией, энергией живого существа.

Скульптуры Капура чаще всего женского пола, он говорит о них как о «ней». Женское начало - та самая изначальная пустота, а влагалище - ее вместилище. «Происхождение мира» 2004 года - черная дыра в пустой комнате - цитирует скандально известную одноименную работу Гюстава Курбе, изображающую женское лоно.

Женское начало - та самая изначальная пустота, а влагалище - ее вместилище.

Специалисты, ориентирующиеся в сумрачных коридорах современного искусства, в один голос называют этого скульптора и художника мастером, ведь он входит в число наиболее выдающихся деятелей современной массовой культуры. Его работы поражают зрителей размахом и концептуальностью замысла. Он – один из лучших творцов нашего времени, поскольку такое удивительное искусство не оставляет равнодушным никого.

Аниш Капур (Anish Kapoor, 1954) представляет индийскую и британскую культуру. Мы познакомим вас с его творчеством и расскажем, чем именно ему удалось покорить мир.

Произведения Аниша Капура украшают улицы самых крупных городов нашей планеты, его инсталляции встречаются в журналах и на фотографиях туристов. На счету известного художника международные выставки в галереях Лондона, Базеля, Берлина, Мадрида, Вены, Мюнхена и Бостона.

Творчество Аниша Капура никогда не вписывалось в традиционные рамки современного искусства Британии, оказываясь как бы вне пространства и времени. Одни критики говорят, что его скульптуры «обличают простоту глубины» , другие считают, что Капур создает «первопричины» , а сам автор замечает, что ему иногда «нечего сказать» .

Аниш Капур родился и вырос в городе Бомбей (Индия). Искусство интересовало его уже с ранних лет, но жизнь сложилась так, что ему пришлось поехать в Израиль и поступить в университет на факультет электротехники. Но время, посвященное изучению точных наук, было потрачено зря, потому что в математике молодой человек разбирался плохо. Он решил стать профессиональным художником и уехал в Лондон, чтобы поступить в художественную школу.

На все вопросы о влиянии европейской культуры на свое мировоззрение художник отвечать отказывается, но подчеркивает, что воспитание, данное родителями, было весьма «космополитично и современно».

Все работы художника, созданные в лондонской школе, были связанны не только авторским замыслом, но и культурой, в которой воспитывался Капур. Индия не могла не оставить отпечатка в сознании известного скульптора, так как он на протяжении многих лет наблюдал повседневную жизнь своей страны и народа. Национальные ритуалы и религия легли в основу многих будущих работ художника.

В то же время нельзя не отметить, что ранние произведения в большинстве случаев носили перформативный характер: они не имели сюжета и глубины, а их символичность была поверхностной. Каждая работа была основана на взаимодействии двух людей и объекта между ними.

«Язык всех моих последующих работ был заложен уже в этих студенческих перформансах, черт возьми» , – говорил сам Аниш Капур.

Анализируя творчество Капура, замечаешь, как сильно оно меняется, начиная от материалов, с которыми он работает, до места действия и авторского замысла. На выставках демонстрируются то геометрические скульптуры ярких цветов, то изваяния из камня, то гигантские конструкции причудливых форм. Но неизменными остаются их грандиозность, замысловатость и насыщенная палитра красок.

«В некотором смысле все мои работы - о соединении противоположностей. Это всегда было свойством того, что я делаю. Конъюнкция между физическим, тем, что присутствует, и тем, чего нет. Я думаю, что этого, конечно, недостаточно для того, чтобы говорить о пустоте как о чем-то существующем. В некотором смысле необходимо физически присутствовать, получать новый опыт, существовать в реальности настолько, насколько это только возможно» ,- сказал Аниш Капур, для Audio Arts Magazine в июне 1990 года.

Лондон – город, в котором для художника открылись возможности творить и быть услышанным, возможности показать миру свою родную культуру и в один прекрасный день проснуться знаменитым. Первая выставка, которая принесла ему известность, состоялась в 1978 году и называлась «Тысяча слов» (A Thousand Name). На ней были представлены множество геометрических и биометрических скульптур, сделанных их мрамора, гранита и различных видов штукатурки. Но самое главное в них – это пигментный порошок, который автор заимствовал из индийских национальных традиций. Покрытые им фигуры проецировались на стены галереи или просто стояли на полу. Краска покрывала объект и окружающее ее пространство, создавая целую инсталляцию, а сама скульптура выглядела как верхушка айсберга над поверхностью воды. Выставка иллюстрировала мысль о том, что зачастую люди видят лишь часть, и не имеют представления о целостности объекта.

На протяжении нескольких следующих лет Аниш Капур искал новые выразительные возможности, которые позволили бы ему осуществлять рискованные манипуляции с формами и пространством. Он создал ряд крупных инсталляций, которые по своим масштабам могут затмить парижскую Эйфелеву башню. Одним из таких ярких проектов является «Марсий» (Marsyas) – огромная красная инсталляция трубообразной формы из высококачественной нержавеющей стали и латекса. Она занимает всю галерею Тейт-Модерн площадью 320 квадратных метров.

«Это история о самомнении в искусстве, о тщеславии творца» , – поясняет выбор названия автор.

В начале 2000-х годов Аниш Капур переходит на работу с красным воском. Одной из самых интересных и уникальных работ, созданных из этого податливого материала, является «Самостоятельная организация» (Svayambh). Она замечательна еще и тем, что по своим размерам превосходит все, что сделано художником за все время творчества.

Огромная, пугающая груда, поставленная на рельсы, медленно ползет по лондонской Королевской академии художеств, оставляя за собой кроваво-красный след. Объект становится властителем всего пространства, которое превращается в его естественную среду обитания.

Статья о художнике будет неполной, если не упомянуть его самую известную работу, которая украшает площадь в Чикаго. Эта инсталляция известна каждому человеку, будь он бывалым туристом или неисправимым домоседом. «Облачные ворота» (Cloud Gate) – грандиозный зеркальный проект, который прекрасно иллюстрирует одну из ключевых идей художника – преображение пространства. Изогнутая поверхность зеркал искажает реальность. При этом само произведение кажется невесомым, оно прячется за собственной зеркальностью, и мы видим не столько скульптуру, сколько гротескное отражение мира.

Аниш Капур – это всегда динамика, стиль и яркие краски Индии в тандеме со строгим британским современным искусством. Увидев его работы, можно испытать бурю как положительных, так и отрицательных эмоций. Но одно известно наверняка – они никогда не оставят вас равнодушными!

Скульптурная композиция Левиафан была представлена на четвертой по счету выставке Монумента (Monumenta) в Париже, Франция. Скульптор Аниш Капур (Anish Kapoor) показал многочисленным посетителям события своё необычное видение библейского морского чудовища.

Гиббс купил это место в 1991 году. С тех пор он выписал себе несколько эпических работ Нейла Доусона (Neil Dawson), Энди Голдсуорси (Andy Goldsworthy), Леон ван ден Эйкель (Leon van den Eijkel).

Выше: Без названия, 1990.

Центральным объектом экспозиции кураторы выбрали пушку – которую будут заряжать огромными снарядами с красным воском, выстреливающими в стену каждые 20 минут. Скорость полета этого послания – 50 км. в час. Работа так и называется, “Стрельба в угол” (Shooting into the Corner). Художник говорит, что смысл здесь – психо-драма; “в мире насилия признание тоже является его актом”.

Выше: Без названия, 2005.

Выше: Для Альбы (Here for Alba), 2008.

Большая часть оставшегося пространства займет монументальная скульптура “Свайамбх” (Svayambh). Название переводится с санскрита как “саморожденный” – в данном случае, оно обозначит 40-тонную груду из красной краски, воска и вазелина, которая будет постоянно перемещаться по галерее по специальным рельсам, оставляя за собой кровавый след.

Выше: На грани мира (At the Edge of the World), 1998.

Для зрителей, ожидающих от Королевской Академии чего-то более традиционного, такое зрелище станет настоящим шоком. Однако, сюрпризы ожидают и любителей актуального искусства – представит на выставке шесть новых скульптур, захватывающих концептуально и впечатляющих своими размерами.

Выше: Зеркальное небо в Ноттингеме (Sky Mirror Nottingham), 2001.

Открытие выставки состоится 26 сентября. Знаменитый скульптор принял приглашение Академии с большим восторгом – он был удивлен, что противоречивая природа его работ не встретила сопротивления у кураторов и инвесторов. “Мои работы стали настоящим испытанием для всех в Академии, и этой большой вызов, ведущий к прогрессу”, – сказал автор.

Выше: Альба (Alba), 2003.

Выше: Без названия, 2005.

Однако, многие воспринимают продвижение Королевской Академии в сторону актуального искусства достаточно критично, считая, что это имеет отношение не столько к искусству, сколько к попытке заработать больше денег.

Выше: Ворота-облако (Cloud Gate), 2004.

Директор Академии, Чарльз Саумарез Смит (Charles Saumarez Smith), не видит здесь никакого противоречия: “Я всегда рассматриваю финансовую перспективность выставки. Я уверен, что работы привлекут большое внимание публики”.

Выше: Прошлое настоящее будущее (Past Present Future), 2006.

В статье использованы иллюстрации с сайта: www.rosslovegrove.com

Выше и ниже: серия “Духи девушек” (Spirit Girl), Марни Вебер (Marnie Weber), Галерея Эмили Цингоу (Emily Tsingou Gallery),

Ниже: цветная фотография, Сергей Братков (Sergey Bratkov), галерея Регина (Gallery Regina),





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта