Главная » Красота и здоровье » Брюгге музей гронинге. Брюгге: удивительное искусство XV века Музей пивоварения в Брюгге

Брюгге музей гронинге. Брюгге: удивительное искусство XV века Музей пивоварения в Брюгге

Groeningemuseum Brugge

Музей изящных искусств Брюгге, известный чаще под названием Музей Гронинге, одна из тех редких общественных художественных коллекций в Бельгии, чья история восходит к началу XVIII столетия. Он образовался в недрах Академии художеств , где и оставался до конца XIX века. В 1716 году Иос ван де Керкхове, Ян Херрегоут, Марк Дювенде и Иос Арсхоот, любители искусства и художники, основали независимую Академию - «Свободное братство рисунка и живописи». Практически они преследовали цель освободить профессию художника из-под ярма Корпорации художников и шорников, в которой каждый художник обязан был состоять, чтобы иметь возможность работать в городе Брюгге.

С благословения городского магистрата эта Академия поместилась в 1720 году в части здания Поортерслоге, где размещались также другие общества. Ныне в этом строении на улице Академии находится Государственный архив. В статуте Академии, одобренном магистратом, можно было прочесть следующие весьма интересные положения: «Все художники и рисовальщики, так же как и иностранные, живущие в этом городе, продавая свои произведения в нем, обязаны сделать дар этому братству в виде произведения их собственной работы, которое постоянно будет украшать помещение этого братства» Это правило не осталось написанным только лишь на бумаге. В конце XVIII века Академия обладала уже большим числом подаренных художниками картин. Она просуществовала с некоторым перерывом до 1755 года, когда при пожаре погибло почти все ее имущество. Однако Академия пользовалась расположением художников, и дары возобновились. В основном коллекция состояла из работ современников. После захвата Бельгии французами началась конфискация художественных ценностей в церквях и монастырях. В 1794 году замечательные памятники искусства, среди которых находились , Яна ван Эйка, Ганса Мемлинга, «Суд Камбиза» Герарда Давида, были отправлены в Париж. Эти шедевры возвратились в Брюгге морем на корабле 3 января 1816 года. Их прибытие стало настоящим праздником в городе. Под звон всех колоколов Брюгге и огромном стечении народа их доставили в ратушу. «Мадонна» Микеланджело была водружена на прежнее место , а «Богоматерь каноника ван дер Пале» ван Эйка и «Триптих Мореля» Мемлинга были переданы Академии. Еще в 1808 году Академия получила ценнейший дар.

Старейшина Корпорации художников и шорников Питер ван Леде, в течение многих лет спасая от притязаний французов драгоценную собственность, купленную им у Корпорации, передал Академии портрет Маргареты ван Эйк работы Яна ван Эйка. В 1828 году сюда же поступили произведения, до той поры хранившиеся в ратуше: Гуго ван дер Гуса, две картины «Суд Камбиза» Герарда Давида и «Страшный суд» Яна Провоста. Произведения были объединены в стенах Академии не только для того, чтобы помочь формированию талантов молодых художников, обучавшихся в Академии, но и с целью основать музей в современном смысле слова, чьи коллекции были бы доступны обозрению широкой публики. В течение всего века музей Академии пополнялся произведениями искусства, подаренными отдельными лицами или купленными городскими властями. Самым большим вкладом была коллекция Шарля ван Леде, содержавшая сорок пять работ, полученных музеем Академии в 1875 году. Сама же свободная Академия к этому времени прекратила свое существование. Так как помещения Поортерслоге пришли в упадок, то Музей был переведен в 1885 году в школу Богарде на улице св. Екатерины. Все, чем обладала Академия, стало достоянием города: архивы, учебные материалы, мебель и произведения искусства. По инвентарю этого времени в музее находилось сто девяносто три картины. В 1898 году в Брюгге был создан Музей современного искусства, расположившийся в бывшем коллеже иезуитов на улице Красильщиков. Часть дара ван Леде была там выставлена.

В начале XX века музей Академии переживает период расцвета. В 1902 году в нем открылась большая выставка «фламандских примитивов» (как тогда называли художников XV столетия) , которая сыграла огромную роль в пробуждении интереса не только к искусству той эпохи, но к обоим музеям. Начиная с этого года необычайно возросли их приобретения при помощи государства и провинции. Основанное в 1903 году «Общество друзей музея» проявило значительную активность за десять лет своего существования, обогатив музей сорока картинами как старых, так и современных художников, в числе которых триптих . Настало время думать о строительстве нового здания музея, так как ни одно старинное сооружение Брюгге не в состоянии было вместить накопившиеся коллекции и выполнять музейные функции. В 1907 году был найден земельный участок по улице Гронинге для постройки будущего Музея, но дело затянулось до первой мировой войны, положившей конец предпринятым усилиям. Проект музея был разработан архитектором Жозефом Вирином только к концу 20-х годов, так как в Брюгге решили открыть музей к столетию провозглашения независимости Бельгии, то есть к 1930 году.
Первый камень был заложен 9 мая 1929 года. Открытие музея состоялось 6 июня 1930 года. По названию улицы, где он находится, его обычно называют Музей Гронинге. В нем объединились коллекции бывшей свободной Академии и Музея современного искусства с улицы Красильщиков. При сооружении здания были предусмотрены необходимые меры для нормальной его эксплуатации как музейного хранилища. Рассеянный свет падает сверху таким образом, чтобы не возникали блики, мешающие смотреть картины. В 1956 году было создано устройство для кондиционирования воздуха и поддержания постоянной температуры и влажности, необходимых для нормального хранения произведений живописи.

Коллекции Музея Гронинге беспрерывно продолжают расти. Государство купило для музея диптих Мемлинга «Благовещение» из прежней коллекции Рендерса. В свою очередь, Брюгге приобрел на аукционе 1956 года в Париже «Портрет Пауля де Нигро» работы А. Изенбранта, нидерландского мастера начала XVI века. Необходимо также упомянуть о ценной коллекции барона Хоутгара, подаренной городу, содержащей изделия из фаянса, старинные рукописи и картины, которую музей получил в 1954 году от городских властей. Из Археологического общества, находившегося в Музее Грютхусе и прекратившего свое существование в 1955 году, городские власти передали Музею Гронинге много интересных работ, в числе которых «Семейный портрет» Николаса Маса, ученика Рембрандта. В 1958 году возродилось вновь «Общество друзей музея», которое приобрело четыре створки алтаря - главную работу Мастера легенды о св. Урсуле (XV век) , принадлежавшую монастырю черных сестер в Брюгге. Кроме живописи Музей Гронинге обладает большими графическими коллекциями, среди которых необходимо выделить собрание рисунков, акварелей и гравюр замечательного английского художника XX века Фрэнка Бренгвина. В настоящее время Музей Гронинге владеет коллекциями из тысячи памятников искусства, многие из которых были созданы мастерами Брюгге.
Наиболее ценной частью музея следует признать знаменитую коллекцию «фламандских примитивов». Она располагается в пяти небольших залах в строго хронологическом порядке. Сотрудники музея предприняли много усилий, чтобы сделать эту часть музейной экспозиции наиболее красивой. Четыре зала обиты стального цвета бархатом.

Одна из привлекательнейших черт Брюгге – обилие разнообразнейших музеев: от живописи Северного Возрождения до современного искусства, от классических изящных искусств до археологических находок, мебели, серебра, фольклора… Одним словом, каждый найдет в Брюгге музей по своему вкусу!

Музей Грунинге

Музей Грунинге также называют Городским музеем изящных искусств . Работы начали поступать в коллекцию музея в начале XVIII столетия, однако само здание более новое и датируется 1929-1930 годами. Название музей получил благодаря близлежащей Groeninge straat (улице Грунинге). Произведения искусства, составляющие коллекцию музея, охватывают несколько веков (с XIV по XX век) и принадлежат, как правило, художникам, жившим и творившим в Брюгге.
Роскошная и чрезвычайно ценная коллекция фламандских мастеров – гордость музея Грунинге. В первую очередь стоит выделить хранящиеся тут две работы Яна ван Эйка «Мадонна с младенцем и каноник Йорис» и портрет жены художника «Маргарета ван Эйк».
В музее представлены и другие работы художников XV века: «Успение Девы Марии» Хуго ван дер Гуса, «Алтарь Святого Кристфера» Ганса Мемлинга, «Суд Камбиса» и «Крещение Христа» Давида Герарда. Перечисленные выше картины – всего лишь малая толика полной коллекции, в которую также входят работы анонимных мастеров из Брюгге.

Музей Груутхузе

Музей Груутхузе (Gruuthuse) расположен за Церковью Богоматери . Этот впечатляющий особняк когда-то принадлежал одной из богатейших семей средневекового Брюгге. Теперь же здание стало археологическим и историческим музеем Брюгге .
Сама фамилия «Gruuthuse» уже объясняет, почему эта семья занимала такое важное положение. Старое фламандское слово «gruut» означает «очищенный ячмень или пшеница» – основные ингредиенты, использовавшиеся в пивоварении в средние века. У лордов Брюгге была монополия на продажу этих ценных продуктов.
Луи Груутхузе – самый важный из членов семьи. Статуя Луи Груутхузе на коне украшает нижний передний фасад здания. Под статуей начертан девиз «Plus est en Vous» (в вас есть больше). Эта часть здания была построена при жизни Луи, а точнее, в 1465 году. В 1628 году бывший дворец Груутхузе превратился в ломбард. После реставрационных работ, полностью восстановивших дом Груутхузе в период с 1883 по 1898 года, весь дом стал городским музеем «Gruuthusemuseum» с огромным количеством работ из разных областей (кружева, гобелены, картины, мебель и т.д.).

Музей Брэнгвина

Музей Брэнгвина – великолепный городской особняк конца XVIII века, расположенный напротив каретного сарая у входа в великолепный сад.
В каретном сарае выставлены старые повозки и кареты. На первом этаже Музея Брэнгвина находится Музей кружев, в котором представлена обширнейшая и разнообразнейшая коллекция старинный кружев.
Большая часть экспонатов была произведена во фламандских кружевных центрах: Брюгге, Брюсселе и Мехелене, однако в коллекции также встречаются кружева из Франции и Венеции.
Ряд великолепных картин иллюстрируют использование кружев в качестве украшений для костюмов в разные периоды. На втором этаже здания выставлены работы Франк Брэнгвина (1867-1956 гг.) – разностороннего мастера британского происхождения, который, тем не менее, родился в Брюгге. Его ковры, гончарные изделия и мебель в стиле "ар нуво" и "ар деко" сгруппированы по тематическому принципу. Картины, гравировки, акварели и наброски Брэнгвина также рассортированы по тематикам.

Музей бриллиантов

Расположенный в стильном, современном здании, Музей бриллиантов познакомит вас с историей обработки бриллиантов, начиная со средних веков, когда Брюгге был одним из немногих мировых центров обработки этих драгоценных камней. Среди примечательных экспонатов Музея бриллиантов стоит выделить две бриллиантовые «скульптуры», которые настолько малы, что их невозможно рассмотреть без помощи увеличительного стекла. Также вниманию посетителей представят демонстрацию процесса обработки бриллиантов, которая всегда собирает немалое число зрителей.

Музей шоколада «Choco-Story»

Музей шоколада «Choco-Story» расположен в историческом здании Maison de Croon на Sint-Jansplein в центре Брюгге. В прошлом в здании располагалась винная таверна (1500-е), кондитерская (1700-е) и мастерские по изготовлению мебели (1900-е). Посетители Музея шоколада «Choco-Story» могут стать непосредственными свидетелями приготовления шоколадных изделий. Экспозиции музея посвящены истории какао и шоколада, а также пользе шоколада для здоровья.
Посетив Музей шоколада «Choco-Story», вы узнаете больше о мире древних Майя и Ацтеков, для которых шоколад был напитком богов, а бобы какао – деньгами.

Археологический музей
освещает все стороны жизни города от Средневековья и до наших дней. Информация в музее подана в форме игры, в процессе которой посетители узнают много интересного.
Адрес: Mariastraat 36A.
Часы работы: ежедневно с 09:30 до 17:00, перерыв с 12:30 до 13:30, стоимость входного билета составляет 8 EUR

Музей народного искусства и традиций / Bruggemuseum-Volkskunde
расположен в 8-и богадельнях 17 века. В музее представлены интерьеры классной комнаты, мастерских сапожника, шляпника, портного и бондаря, фламандской гостиной и спальни, кондитерской, аптеки, гостиницы.
Адрес: Balstraat 43.
Часы работы: ежедневно с 09:00 до 17:00

Музей бриллиантов
Экспозиция музея алмазов посвящена истории Брюгге, как старейшего алмазного центра Европы, и знакомит посетителей с загадочным миром этих красивейших камней. Брюгге был одним из мировых центров обработки алмазов. Среди интересных экспонатов Музея бриллиантов стоит выделить две бриллиантовые «скульптуры», которые настолько малы, что их невозможно рассмотреть без помощи увеличительного стекла.
Адрес: Katelijnestraat 43.
Часы работы: ежедневно с 10:30 до 17:30

Музей шоколада / Chocolademuseum
история превращения какао-бобов в шоколад. Посетители смогут увидеть процесс создания шоколада ручной работы, познакомиться с интересными рецептами и узнать, почему бельгийский шоколад является таким высококачественным. Музей располагается в доме Кроона (Huis de Croon), построенном около 1480 года, первоначально служившим винным погребком.
Адрес: Sint-Jansstraat 7b
Часы работы: ежедневно с 10:00 до 17:00

Музей картофеля фри / Frietmuseum
располагается в Saaihalle, одном из старейших и хорошо сохранившихся зданий Брюгге, построенном в 1399 году. Музей картофеля фри в Бельгии является единственным в мире в своем роде. Экспозиция музея посвящена истории картофеля с начала его культивации до первых фри. Посетители смогут увидеть интересную коллекцию машин, используемых для выращивания, сбора урожая, сортировки и жарки картофеля, а после посещения экспозиции в средневековом подвальчике можно попробовать настоящий бельгийский картофель фри с вкуснейшим соусом. С 1 мая 2011 года Музей шоколада в Брюгге сотрудничает с Музеем картофеля фри, поскольку шоколад и картофель фри считаются типичными национальными блюдами Бельгии.
Адрес: Vlamingstraat 33. Часы работы: ежедневно с 10:00 до 17:00

Ter Doest / Цистерианский монастырь
Ter Doest представляет собой бывший цистерианский монастырь 12 века, от которого до наших дней сохранился амбар, являющийся частью более старой фермы и выполненный в готическом стиле, голубятня 1651 года и монументальные ворота 1662 года.
Адрес: Abdij Ter Doest, Ter Doeststraat 4.
Для посещения открыт амбар (ежедневно с 10:00 до 19:00), вход бесплатный.

Музей изящных искусств / Groeningemuseum
Коллекция музея изящных искусств (Groeningemuseum) посвящена 6-вековой истории фламандской и бельгийской живописи, начиная с Яна ван Эйка и заканчивая Марселем Бротарсом. Экспозиции музея представлены работами фламандских примитивистов, мастеров эпохи Ренессанса, а также картинами 18-19 вв., выполненных в стиле неоклассицизма, реализма, бельгийского символизма и фламандского экспрессионизма. В музее представлены и другие работы художников XV века: «Успение Девы Марии» Хуго ван дер Гуса, «Алтарь Святого Кристфера» Ганса Мемлинга, «Суд Камбиса» и «Крещение Христа» Давида Герарда. Перечисленные выше картины – всего лишь малая толика полной коллекции, в которую также входят работы анонимных мастеров из Брюгге.
Адрес: Dijver 12.
Часы работы: ежедневно с 09:30 до 17:00

Музей света / Lumina Domestica
Экспозиция музея света посвящена истории искусственного освещения, насчитывающей более 400 тысяч лет, начиная от факелов и масляных ламп и заканчивая электрическими и светоидными лампочками. В музее представлена коллекция ламп, насчитывающая более 4 тысяч предметов!
Адрес: Wijnzakstraat 2.
Часы работы: ежедневно с 10:00 до 17:00

Музей Грютхюзе / Bruggemuseum-Gruuthuse
располагается в одноименном дворце и представлен коллекцией предметов 15-19 веков, которые принадлежали лордам Грютхюзе. Особое впечатление производят гобелены и искусно украшенный камин.
Адрес: Dijver 17.
Часы работы: ежедневно с 09:30 до 17:30

Музей Гвидо Гезелле / Bruggemuseum-Gezelle
располагается в бывшем доме известного фламандского писателя Гвидо Гезелле и посвящен его жизни и творчеству. Кроме того в музее представлена временная выставка об искусстве печатного слова.
Адрес: Rolweg 64.
Часы работы: ежедневно с 09:30 до 17:00

Музей Ганса Мемлинга / Hospitaalmuseum Memling
собрание подлинных произведений художника, выполненных по заказу монахов госпиталя. Почти все картины хранятся здесь с момента создания, то есть с XV века. Один из главных шедевров музея - “Рака Св. Урсулы”. На продольных сторонах реликвария изображено шесть миниатюрных картин. Они рассказывают историю Урсулы - дочери короля Бретани, которая решила совершить паломничество в Рим, взяв с собой 11 000 девиц. Все этапы путешествия и смерть принцессы от стрел гуннов составляют содержание изображений.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ:

Беффруа - башня. Первоначально беффруа служили сторожевыми башнями, где висел набатный колокол. Такая башня была символом свободы города. Постепенно в помещении башен стали размещать зал заседаний городского совета, место для хранения казны, документов, печати, торговые помещения. В наши дни большая часть сохранившихся беффруа находится в городах Бельгии. 24 фламандских и 6 валлонских беффруа занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Гроте Маркт (Рыночная площадь). Центральная площадь города, расположенная в самом его сердце. На площади вы найдете целый ряд красивых исторических зданий, среди которых Белфорт XII века. На Гроте Маркт вы найдете множество разнообразных кафе и ресторанов. С площади начинаются каретные экскурсии, очень популярное в Брюгге развлечение. В центре площади стоит памятник Яну Брейделю , герою битвы «Золотых шпор». К северу от центра города расположен «Кружевной центр» , где можно приобрести шедевры местных кружевниц, и Иерусалимская церковь.

Городская ратуша. Великолепное здание XIV века, построенное под руководством Яна Ругирса. Строительство было завершено в 1421 году. Фасады здания красиво украшены, на них расположены разнообразные башенки. Обязательно осмотрите ратушу изнутри. Особенно достойна внимания настенная живопись. Городская ратуша расположена на площади de Burg.

Halve Maan. Пивоварня, в которой изготавливается пиво Brugse Zot, единственный сорт пива, который полностью варится в Брюгге. Когда-то на заводе Halve Maan варили еще и пиво под названием Straffe Hendrik, сегодня его производство завершено.

Озеро любви в Брюгге / Lake of Love in Bruges
искусственное озеро, вокруг которого разбит уютный парк. Благодаря романтическому окружению, Миннивотер известно как «озеро Любви» (датское слово ’Minne’ переводится как «любовь»). На озере много лебедей. По старинной легенде в 1488 году Брюгге управлялся бургомистром Питер Ланшалем, принадлежавшим ко двору Максимилиана Австрийского. На фамильном гербе Ланшалей был изображен лебедь. Жители Брюгге не всегда оказывали должное почтение Питеру Ланшалю, и Максимилиан Австрийский решил наказать их, приказав вечно разводить и содержать лебедей в городских озерах и каналах. Именно с того времени лебеди живут на красивом озере. В парке летом проводятся рок-концерты.

Оба музея стоят того, чтобы остаться там надолго. В эту поездку я выбрала Брюгге, чтобы гулять там поздно вечером, а еще - чтобы никуда не спешить и бродить по залам этих двух музеев, потому что это встреча с любимым XV веком. И гармоничная живопись раннего Северного Возрождения. Зачитывалась книгой Татьяны Седовой "Художественные музеи Бельгии", её и буду цитировать, потому что это неспешное путешествие по самым удивительным картинам, после которого нельзя не обращать внимание на детали и аллегории.

Кратко:
1. Музей Ганса Мемлинга в бывшем госпитале святого Иоанна
(Sint-Janshospitaal Brugge)
Адрес: Memling in Sint-Jan, Mariastraat 38, Brugge
2. Музей изящных искусств Брюгге или музей Гронинге
(Groeningemuseum Brugge)
Адрес: Dijver 12, Brugge
Открыты: вторник-воскресенье с 9.30 до 17.00
Билет: €8

МУЗЕЙ ГАНСА МЕМЛИНГА

Ганс Мемлинг "Поклонение волхвов"

Небольшой трехстворчатый алтарь "Поклонение волхвов" был подарен госпиталю святого Иоанна в 1479 году и с той поры никогда не покидал его стен: фигуру дарителя можно видеть в центральной сцене слева, в амбразуре окна. В композиции чувствуются отголоски некоторых приемов и решений Рогира (ван дер Вейдена, учителя Мемлинга - прим.). Однако Мемлинг предлагает совершенно иное образное содержание. Ему чужды драматизм чувств и графическая экспрессия его учителя. Лирическая настроенность, умиротворенность, доброе, ласковое приятие мира становятся основным эмоциональным лейтмотивом. Мемлинг ищет нежной поэтической гармонии во всем, что его окружает.

Ганс Мемлинг "Обручение святой Екатерины"

Другой алтарь, принадлежащий госпиталю, "Обручение святой Екатерины", гораздо большего формата, высотой в 176 см, был закончен в 1479 году, о чем свидетельствует старинная надпись на раме, и находился первоначально в капелле госпиталя.
На внешних створках находятся портреты донаторов со своими святыми покровителями. Главная створка открытого алтаря - "Обручение святой Екатерины" - представляет собой широко распространенную в ту эпоху в Италии и на Севере композицию, известную под названием sacre conversazione, святое собеседование. В центре на троне сидит Мария, держа на коленях младенца Христа. По сторонам трона стоят Иоанн Креститель (слева) и Иоанн Евангелист (справа) - святые патроны госпиталя. Маленькие ангелы в иссиня-черных одеждах держат над Богоматерью золотую узорную корону. Слева около трона сидит святая Екатерина, у ног которой видны атрибуты её казни - меч и колесо. Младенец надевает на палец святой кольцо, совершая тем самым таинство мистического обручения. Справа святая Варвара читает книгу. За её спиной - башня, напоминающая о её заточении. Один из ангелов у трона играет на органе, другой держит перед Богоматерью раскрытую книгу. Необычайно празднично нарядны и ярки узоры ковра, балдахина, парчовых одежд святой Екатерины и ангела. Нарядность костюмов соседствует с простотой одеяний, нежная улыбка - с серьезностью и печалью, душевная наивность - с мудростью: картина кажется построенной на тончайших нюансах.
Лица всех присутствующих сосредоточенны. Каждый погружен в размышление. Эта эмоциональная настроенность объединяет всех и рождает особую атмосферу близости, родственности человеческих душ. Тонкая стройная фигурка святой Екатерины пленительно грациозна в парчовом роскошном платье, накинутом поверх другого, пламенно-красного цвета, изнутри отороченного белой тканью. Длинные рукава закрывают руки до пальцев. Один из них она отогнула, чтобы легче было младенцу надеть кольцо, - трогательная и неожиданная деталь в торжественной сцене.
Слева за фигурой Иоанна Крестителя даны сцены из его жизни, которые составляют содержание левой створки. Справа за фигурой Иоанна Евангелиста, между колоннами, видна фигура в черном по традиции признаваемая всеми за автопортрет Ганса Мемлинга. В глубине за ним изображены эпизоды из легенды об Иоанне Евангелисте, продолженные на правой створке алтаря.

Ганс Мемлинг "Богоматерь с младенцем и донатор Мартин Ниувенхове"

"Богоматерь с младенцем и донатор Мартин Ниувенхове", хранимый в госпитале святого Иоанна, - единственный дошедший до нас нерасчлененным диптих XV века, чрезвычайно распространенный в ту эпоху тип религиозной композиции. К сожалению, было время, когда створки безжалостно расторгались и оказывались в разных коллекциях, тогда как для понимания идейного замысла художника необходимо их совместное рассмотрение, ибо обе створки представляют собой всегда нерасторжимое единство.
Диптих был создан мастером в 1487 году по заказу Мартина Ниувенхове, который родился в Брюгге в 1463 году и стал в 1497 году бургомистром. Судя по его быстрой карьере, он был явно человеком незаурядным и принадлежал, несомненно, к богатому бюргерскому роду. На раме диптиха написано, что заказчику тогда было двадцать три года.
На левой створке представлена Мария с младенцем, на правой - Мартин Ниувенхове. На первый взгляд кажется, что они находятся в разных интерьерах, но, приглядевшись, вы замечаете их фигуры, отраженные в зеркале (за правым плечом Марии - прим.) и понимаете, что они находятся в одной комнате. Таким образом, Мемлинг стремится объединить обе створки в нерасторжимое целое, создать ощущение единой среды и развить представление о пространстве навстречу зрителю.
Богоматерь сидит на низком табурете за столом, покрытом ковром, поддерживая правой рукой сына, а левой - протягивая ему красное спелое яблоко. Справа от нее раскрыта на пюпитре книга, но мы обнаруживаем эти предметы только отраженными в зеркале.
Мария облачена в голубое платье, рукава которого оторочены беличьим мехом. Целомудренный строгий образ идеален, величав и женствен. Он подчиняет себе интерьер, все окружение, господствует над видимым через окна ландшафтом.
Мартин ван Ниувенхове стоит на коленях, молитвенно сложив руки. Перед ним на подставке лежит раскрытый часослов с золотым обрезом и застежками. Мы видим Мартина Ниувенхове в расцвете сил и душевных способностей, преображенным и очарованным от приобщения к миру высокого совершенства. Не случайно Мемлинг рисует не просто отдельную фигуру его святого покровителя, а целую сцену на витраже, где святой Мартин совершает благородное деяние, отрезая кусок плаща, дабы нищий смог прикрыть свое убогое тело (за левым плечом персонажа - прим.). Тем самым художник создает атмосферу особого идеального мира, возвышающегося над обыденным, и включает в него реального человека, своего современника. Если цвет одежд Марии ровен, кажется как бы застывшим и своей чистотой и определенностью выполняет духовно-эстетическую функцию, постановка фигуры строго фронтальна, композиция предельно устойчива, то в правой створке срез по диагонали интерьера, колеблющиеся страницы раскрытого часослова, переливающиеся тона одежды Мартина (коричнево-сиреневые, голубовато-бежевые) вносят движение подлинной жизни.

МУЗЕЙ ГРОНИНГЕ

Ян ван Эйк "Богоматерь каноника ван дер Пале"

До сих пор "Богоматерь каноника ван дер Пале" остается самым достойным украшением музея. Картина была заказана художнику каноником церкви святого Донациана Георгом ван дер Пале и была начата в 1434 году, как об этом свидетельствует надпись на раме. Рама картины, возможно, была выполнена самим художником, по углам ее украшают родовые гербы старого каноника и его матери. Известно, что ван Эйк вставлял доску в ранее заготовленную раму, укреплял их, грунтовал их вместе и расписывал. Из надписи видно, что работа была закончена в 1436 году и помещена в одной из двух капелл хора церкви святого Донациана, основанных каноником ван дер Пале. Хотя церковь не сохранилась до наших дней.
Строго отмечая середину картины, на двуступенчатом возвышении стоит трон под балдахином из зеленой ткани, расшитой цветами. С подножья трона спускается роскошный восточный ковер, край которого упирается в нижнюю раму картины. Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой. Этой же иллюзии ван Эйк достигает, окутывая её фигуру большим плащом, который падает на ступени и расстилается, как бы увеличиваясь на глазах. Его звучный красный цвет придает необыкновенный пафос образу Богоматери, не нарушая вместе с тем его скромной простоты. Трон украшен скульптурными группами "Убийство Каином Авеля" и "Борьба Самсона со львом", а также статуэтками Адама и Евы в маленьких нишах. Богоматерь с младенцем представляет собой центр и смысл всей композиции. Младенец держит правой рукой попугая, а левой протягивает букет цветов, который Богоматерь изящно берет своими гибкими тонкими пальцами. Мать и ребенок благожелательно смотрят на старого каноника, опустившегося на колени. Его святой покровитель Георгий из Каппадокии, приподымая правой рукой шлем, указывает на каноника святому Донациану, патрону церкви, который, в свою очередь, смотрит на них. Таким образом осуществляется внутренняя связь персонажей композиции. Подражание Мемлинга в картине "Обручение святой Екатерины" композиции ван Эйка бросается в глаза с первого взгляда, хотя подражание это имеет достаточно внешний характер.
Образ Богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами. Чистое округлое лицо с высоким лбом и мягким маленьким подбородком обрамлено волнистыми прядями золотистых волос. Голову украшает скромная диадема. Святой Георгий одет с головы до ног в рыцарские доспехи редкой красоты и изящества, созданные скорее руками ювелира, нежели оружейных дел мастера. На шлеме заметно отражение Богоматери, а на щите за его спиной - мужской фигуры, в которой видят самого художника. Святой Донациан облачен в роскошную епископскую ризу из синего бархата, тканного по золотой парчовой основе. Его митра украшена драгоценными камнями так же, как и крест в левой руке. В правой он держит свой атрибут - колесо с зажженными свечами, свет которых заставляет сверкать камни и золото. Его суровое лицо бесстрастно.
Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки. Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к святому Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли. Старость избороздила его лицо морщинами, складками, о чем ван Эйк свидетельствует с объективной точностью, кажущейся беспощадной. Но сильный дух сурового каноника торжествует, что невольно вызывает чувство почтительного уважения к человеку с таким огромным жизненным опытом, обладающему столь сильным интеллектом и упорством воли.

Ганс Мемлинг "Триптих Мореля"

Большой алтарный складень Мемлинга обычно называют "Триптих Мореля", по имени заказчика Виллема Мореля, бывшего в то время бургомистром Брюгге. Центральная часть представляет трех святых: святого Христофора, согласно легенде, перенесшего младенца Христа через реку, святого Маврикия с посохом и святого Жиля с ланью. На левой створке преклонил колена Виллем Морель, сопровождаемый своим святым покровителем Вильгельмом де Малеваль и пятью сыновьями. На правой створке перед скамьей с молитвенником стоит на коленях его жена с одиннадцатью дочерьми и святой Варварой. На внешних створках алтаря изображены Иоанн Креститель с агнцем и святой Георгий, убивающий дракона.

Иероним Босх "Страшный суд"

Долгое время учеными оспаривалась подлинность триптиха Иеронима Босха "Страшный суд", принадлежащего музею. Некоторые полагали, что он создан в его мастерской. После реставрации 1959 года главный хранитель музея Анри Паувелс пришел к обоснованному выводу, что работа выполнена самим Босхом. Центральная часть алтаря посвящена изображению Христа в ореоле и в окружении ангелов и апостолов, появляющегося на небе, чтобы судить людей. На земле же кишит всяческая нечисть, причудливые фантастические формы, означающие грехи, пороки и заблуждения людей. Слева изображены рай, куда на корабле приплывают души праведных, на заднем плане в виде декоративной башни представлен источник жизни. Справа - ворота ада, за которыми пылает огнем сама преисподняя. Фантастические образы Босха не порождены больным воображением или страхом. В его картинах всегда наличествуют сильный элемент интеллектуального начала, страстная язвительная ирония и содержатся намеки и аллегории, которые были понятны его современникам, но далеко еще не все расшифрованы в наше время.

Рогир ван дер Вейден "Святой Лука, рисующий Мадонну" (копия)

Удивительная встреча в музее Гронинге, сначала даже не поверила своим глазам, потому что привыкла видеть эту картину в Эрмитаже - копия работы Рогира ван дер Вейдена "Святой Лука, рисующий Мадонну".
По преданию, евангелист Лука не мог изобразить Деву Марию по памяти. Тогда Богоматерь явилась ему, и дело пошло на лад. Так была написана первая икона, а апостол Лука стал первым иконописцем и покровителем художников. Картина, раскрывающая этот сюжет, была написана Рогиром ван дер Вейденом в XV веке как алтарный образ для часовни живописцев. Судя по количеству повторений и копий, она снискала огромную популярность у современников.
Этот шедевр Северного Возрождения - одна из самых загадочных картин Эрмитажа. "Святой Лука, рисующий Мадонну" создавался учеником Яна ван Эйка - Рогиром ван дер Вейденом. В XIX веке картина оказалась в Санкт-Петербурге в виде двух разрозненных частей. Сначала в 1850 году был приобретен Святой Лука, прибывший в город на Неве в составе коллекции голландского короля Вильяма Второго. Спустя 34 года из Франции приехала Богоматерь с младенцем, пребывавшая долгое время в одном из испанских монастырей.
Большая удача, что обе части полотна оказались в Эрмитаже. Ведь они могли очутиться в разных собраниях и в разных странах. Почему и когда произошло это варварское разделение неизвестно. Вероятнее всего, продать каждую часть по отдельности было значительно проще.
Кроме Брюгге копии картины есть в Мюнхене и Бостоне. Ван дер Вейден многократно копировал свой шедевр.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта