Главная » Отношения » Кто такие этруски и где они жили. Этруски - русская историческая библиотека. Этруски, кто они

Кто такие этруски и где они жили. Этруски - русская историческая библиотека. Этруски, кто они

Военного дела народов Апеннинского полуострова речь шла о самнитах, поскольку автору показалось, что их влияние на военное дело Рима было более значительным. Понятно, что пришлось коснуться и этрусков, о военной организации которых в той же Википедии дано всего-то два предложения. Но… все случилось так, как и должно было случиться: тут же нашлись «знатоки», совершенно точно знающие, что этруски - предки русских (славян), ну и понеслось. И хотя таких людей на данном сайте, к счастью, немного, они есть. А это уже как на корабле: если есть в обшивке маленькая «дыра», то жди большой течи. Надо латать, пока она не началась. Поэтому, видимо, есть смысл вернуться к теме этрусков и посмотреть, а кто они такие, откуда, и далее подробнее изучить их военную историю, и доспехи.

Воин и амазонки – настенная роспись из Таргинии, 370 - 360 г.г до н.э. Археологический музей Флоренции.

О том, откуда они пришли на Апеннинский полуостров, сообщал еще Геродот, писавший, что этруски – это выходцы из Лидии – территории в Малой Азии, и что их название тиррены или тирсены, а римляне называли их туски (отсюда Тоскана). Долгое время считалось, что культура Вилланова – это их культура, но сейчас она больше ассоциируется с другим местным населением – италиками. Однако после дешифровки лидийских надписей эта точка зрения подвергалась критике, поскольку оказалось, их язык не имеет ничего общего с этрусским. Современная точка зрения такова: этруски - это не лидийцы как таковые, а еще более древний, доиндоевропейский народ западной части Малой Азии, принадлежащий к «народам моря». И очень возможно, что именно с ними был связан древнеримский миф об Энее, вожде побитых троянцев, который перебрался в Италию после падения крепкостенной Трои. Данные археологии почему-то сегодня достаточно большое количество людей не убеждают: «все это подделки, закопанные в землю» – утверждают они, хотя совершенно непонятно, какая у этих «закопок» может быть (или была) цель. В общем-то, получается, что цель одна: «обидеть Россию». Однако цель этого «мероприятия» опять же непонятна. До революции 1917 года Россия была империей, правители которой находились в самом тесном родстве с правящими домами Европы. То есть смысла в этом не было никакого. После революции ее сначала всерьез никто не воспринимал, то есть, зачем обижать и так обиженного и зарывать деньги в землю? А вот когда мы действительно стали из себя что-то представлять, то тут закапывать что-либо стало уже просто поздно – достижения науки позволяют распознать любую фальшивку.

И вот как раз именно наука дала нам самое главное доказательство того, что Геродот и археологи были правы. Можно считать доказанным, что древние этруски перебрались в Италию из Малой Азии, где они жили на территории современной Турции. Сопоставляя генетические данные жителей тосканского региона (древней Этрурии) с данными граждан из Турции, ученые Туринского университета сделали вывод об их очевидном сходстве. То есть на малоазийское происхождение древних жителей Апеннинского полуострова, о котором сообщал Геродот – справедливо! При этом изучались ДНК жителей тосканской долины Казентино и городов Вольтерра и Мурло. Донорами генетического материала стали мужчины из семей, которые проживали в этом районе, по крайней мере, в течение трех поколений, и чьи фамилии для этого региона уникальны. Игрек-хромосомы (которые как раз и передаются от отца к сыну) сопоставляли с игрек-хромосомами людей из других районов Италии, с Балкан, Турции и также острова Лемнос в Эгейском море. Совпадений с генетическими образцами с Востока оказалось больше, чем из Италии. Ну, а у жителей Мурло был обнаружен генетический вариант, который встречается вообще только лишь у жителей Турции. Тут уж как говорится – все, дальше спорить не о чем.


Этрусская подвеска с изображением свастики, 700 - 600 гг. до н.э. Бользена, Италия. Музей Лувр.

Правда, есть еще лингвистика, а она не может пока дать исчерпывающий ответ на вопрос о происхождении этрусского языка. Хотя известно более 7000 этрусских надписей, его родства с какой-либо семьей языков не установлено. Ну, вот не установлено и все тут! Причем даже исследователями из СССР. Но если этруски выходцы из Малой Азии и имеют предками лидийцев, то их язык должен принадлежать к вымершей хетто-лувийской (анатолийской) группе индоевропейских языков. Хотя данные о его индоевропейском происхождении недостаточно убедительны.


Воины этруски несут павшего товарища. Национальный музей вилла Джулия, Рим.

И вот тут окончательный ответ на эти споры дали… коровы! Изучение митохондриальной ДНК коров из Тосканы, проведенное группой генетиков под руководством Марко Пеллеккья из Католического университета Святого Сердца в Пьяченце показало, что их далекие предки имеют своими прямыми родственниками коров из Малой Азии! При этом исследовались животные всех регионов Италии. И оказалось, что около 60% митохондриальной ДНК коров из Тосканы идентичны митохондриальной ДНК коров с Ближнего Востока и из Малой Азии, то есть на родине легендарных этрусков. Одновременно это исследование не установило родства между тосканскими коровами и скотом с севера и юга Италии. Ну, а поскольку коровы животные домашние, поскольку они не летают, не плавают и не мигрируют стадами, становится понятно, что из одной части Средиземноморья в другую они могли попасть только лишь по морю на кораблях. А кто в тот период времени мог плавать по Средиземному морю на кораблях и «наследить» таким вот образом своими и «скотскими» генами? Только «народы моря», сначала поселившиеся на Сардинии, а затем и на материке. Кстати, древнейшее племенное название этрусков «Турша» или «Туруша» известно и по египетским памятникам эпохи Рамсеса II - то есть времени, когда он вел войну с «народами моря».

Ну, а затем они просто ассимилировались. Не ушли из Италии, как утверждают некоторые славянофилы, чтобы стать предками славян, а именно ассимилировались. Иначе… их генов мы бы сегодня на ее территории не нашли. Для этого надо весьма долго… совокупляться, чтобы так хорошо «наследить». Да и скот они тогда бы тоже угнали, ведь в то время это было огромной ценностью. Но нет: и люди, и скот – все это осталось в Италии. А это значит, что никакие этруски не русские, и нашими предками никогда не являлись!


Химера из Ареццо. Бронзовая статуя V в. до н. э. Археологический музей, Флоренции.

Теперь культура. Ее характерные черты – будь то духовная культура или материальная, окончательно никогда при переселении не исчезают. Особенно это касается религии. Известно, что этруски верили в загробную жизнь усопшего и, как и египтяне, старались обеспечить его «на том свете» всем необходимым. В результате, этруски строили для них гробницы так, чтобы они напоминали покойнику его родной дом и наполняли их утварью и мебелью. Усопших подвергали кремации, а прах помещали в специальную урну. Известные и прекрасные скульптурные саркофаги.


Этрусский саркофаг супругов из некрополя Бандитачча. Полихромная терракота, VI век до н. э. Национальный музей вилла Джулия, Рим.

Захоронению вместе с урной подлежали личные вещи и драгоценности, одежда, оружие и разные бытовые предметы, то есть присутствовала стойкая вера в душу человека, с телом не связанную! На стенах гробниц рисовали такие приятные во всех отношениях сцены, как пиры, спортивные игрища и танцы. Поминальные игры, бои гладиаторов, жертвоприношения усопшим – все это должно было облегчить их участь на «том свете». В этом религия этрусков сильно отличалась от представлений греков, для которых гробница было просто гробницей, местом для мертвого тела, но и не более того!

Главными этрусскими божествами являлись богиня любви Туран, Тумус – аналог греческого бога Гермеса, Сефланс – бог огня, Фуфлунс - бог вина, Ларан - бог войны, Фесан – богиня зари, Вольтумна, Норция, Лары и боги смерти – Калу, Кульсу, Лейон и др. Свои религиозные взгляды этруски записали в священных книгах, а римляне их потом перевели и много всего интересного из них почерпнули, в частности, о гаданиях по внутренностям животных, о небесных знамениях и разных обрядах, при помощи которых можно «подействовать» на богов.


Этрусская чернофигурная ваза с изображением сражающихся гоплитов, око.550 г. до н.э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Как и многие древние общества, этруски проводили военные кампании в течение летних месяцев; совершали набеги на соседние районы, пытались захватывать земли, ценные товары и рабов. Последние могли быть принесены в жертву на могилах усопших, чтобы почтить их память, аналогично тому, как Ахилл постарался почтить память убитого Патрокла.


Этрусский шлем коринфского типа, VI – V вв. до н.э. Даллаский музей искусств, Техас.

Письменные памятники этрусского периода носят фрагментарный характер, но и они дают основание считать, что этруски соперничали с ранними римлянами за господство в центральной Италии в течение почти двух веков (c.700 до н.э. - 500 до н.э.), но первыми из соседних с Римом культур начали поддаваться римской экспансии.


Этрусский шлем из Британского Музея.

5 839

История человечества последних тысячелетий знает многочисленные свидетельства Великих переселений народов из одних районов Земли в другие из-за резкого ухудшения природных и климатических условий. В результате этого многие народы покидали территории прекрасных земель, где их предки осёдло жили много столетий и тысячелетий. На этих землях им пришлось оставить (во власти природных стихий) свои города и сёла, дворцы, величественные культовые строения, памятники культуры, наземные и подземные сооружения, некрополи и т.д. Народы переселялись, взяв с собой только самое необходимое, оказавшись вдруг беженцами-кочевниками. Переселение шло на свободные земли добрых соседей, одновременно вёлся поиск более свободных территорий в далёких краях Земли.

Известно, что многие переселявшиеся народы были наследниками великих цивилизаций. Невольно напрашивается вопрос, а что же они оставили из материальных творений на покидаемых землях? Хотелось бы знать, где и какими были их города и культура. Характерно, что большие народы переселялись с места на место во главе своих административных и духовных лидеров (царей, князей, жрецов, героев). Этот порядок сохранялся практически во все тысячелетия. Такая надёжная система самоорганизации с заботой о единении общества прошла испытание на прочность через многие тысячелетия, позволив сохранить длительное историческое существование народов, как этноса. Не многие народы современности могут гордиться сохранившимся духовным и административным самоуправлением.

Великие переселения народов происходят чуть ли не каждое тысячелетие. Их возникновение актуально и возможно в ближайшие десятилетия. Если раньше о признаках неизбежного предстоявшего переселения с обжитых мест предсказывали учёные жрецы, то в настоящее время это можно делать на основе богатейшего фактического научно-исторического материала.

Из истории известно, что в Европу пришли с Востока многие народы: этруски, кельты, скифы, арии, гунны, венгры… Они принесли на новые земли свою самобытную культуру, традиции, создав новые города, государства, цивилизацию.

Наиболее глобальными причинами, заставившими людей покинуть свои обжитые земли, являлись: во-первых, опускание под воду островов и прибрежной суши в одних местах (с их полной утратой) и подъём из воды новых островов и суши в других местах с образованием свободных территорий. Известно, что водами морей и океанов поглощены большие и малые острова легендарных земель: Атлантиды, Лемурии, Арктиды, Гипербореи… Процесс опускания и подъёма земель в разных местах наблюдается и в наше время. Второй причиной переселений в нашем Северном полушарии Земли (как и в Южном) является постоянное перемещение по земному шару Северного географического полюса (СГП), а с ним «вечной» мерзлоты и оледенения. Из истории известно, что мерзлота и оледенение были там, где сейчас тепло (Африка, Европа…), а сегодня холодно в тех местах, где было тепло (Гренландия, север нашей страны и её северные острова…). Расположение Северного географического полюса в какой-то мере связано с расположением зон оледенения и мерзлоты. Около 11,6 тыс. лет тому назад СГП находился на северо-западе Канады у границы с Аляской с малой площадью «вечной» мерзлоты и оледенения. Но после гибели и ухода под воду острова Атлантида, СГП начал перемещаться в сторону его сегодняшнего положения, то приближаясь к Аляске и Чукотке, то удаляясь, делая зигзаги в стороны (см. карту-схему).

Процесс переселения народов можно проследить на примере далёких предков кривичей (пракривичей), которые в X тыс. до н.э. занимали территорию к северу от Певека (Чукотка) на многие сотни километров. Но постепенный уход прибрежных земель под воду заставил их переселяться в южном направлении на уровень острова Врангеля и Медвежьих островов, а затем ещё южнее. В VII тыс. до н.э. они размещались вокруг Анадырского плоскогорья (от берега Чукотского моря до Колымского нагорья).

В IV тыс. до н.э. у северо-запада Аляски начал действовать мощный очаг (центр) расползающегося мерзлотообразования и оледенения, распространивший свое влияние на Чукотку. Это заставило пракривичей 6 тыс. лет тому назад оставить свои земли и уйти в западном направлении на берега реки Лены, а затем на Енисей и Урал. Образование новых очагов холодообразования на острове Врангеля, Новосибирских островах и др. позволило распространиться вечной мерзлоте и частично оледенению от Чукотки до Ямала, а в южном направлении — до Алдана, Вилюя, Подкаменной Тунгуски… Всё это заставляло сниматься с места многие обитавшие там народы, уходившие в западном и южном направлениях. Северная Европа и Скандинавия, недавно освободившиеся ото льда и «вечной» мерзлоты, имели свободные, незаселённые территории.

Пракривичи в середине III тыс. до н.э., находясь на Полярном Урале, разделились на две группы. Одна группа ушла на реку Мезень, а затем через Псковские земли, в Прибалтику на Рейн, побережье Северного моря. Эта группа прибыла сюда около трёх тысяч лет тому назад. Вторая группа ушла на юг, западнее Урала в район истока Камы, а далее вдоль Камы, Оки, через Житомирщину, Тюрингию вышла около 4 тыс. лет тому назад (первой) в район Рейна — побережья Северного моря. Около 2,5 тыс. лет тому назад после объединения этого народа с образованием государственности (княжеств) значительная часть северной группы людей вновь ушла в восточном направлении через Дрезден, район Варшавы, Вильнюса, Смоленщины, Брянщины, Московии в Вятские земли. Здесь в середине II тыс. н.э. их самостоятельность прервалась (но их жрецы ушли на Восток). К их забвению приложили усердие Грозный, церковь и др.

Интересны маршруты переселения предков легендарных этрусков, пройденные ими за многие тысячелетия. Назовем их «праэтрусками». 12-13,5 тыс. лет тому назад они обитали на северо-востоке Гренландии. В тот период там было тепло.
Но к X тыс. до н.э. границы мерзлотообразования и льда вокруг полюса начали значительно расширяться с появлением новых очагов холода, да и сам СГП начал активно перемещаться в сторону Гренландии. Под натиском холода в X тыс. до н.э. праэтруски вынуждены были переселиться в район Шпицбергена и Скандинавии. В тот период эта территория входила в одну из 15 конфедераций империи Атлантиды со столицей на севере Скандинавии, остатки которой сейчас находятся на шельфе Норвегии. В поисках более свободных земель праэтруски, к моменту гибели острова Атлантида, переместились за Урал на Северо-Сосьвенскую возвышенность. Наступившее после гибели о. Атлантида оледенение Скандинавии и Северной Европы вызвало волны переселений народов из этих мест в восточном и южном направлениях (этот период переселений пока остается белым пятном человеческой истории). Около 8 тыс. лет тому назад праэтруски переместились за Енисей у Подкаменной Тунгуски, позже они были в районе Байкала (у Бодайбо, Нерчинска), на севере Большого Хингана (Манчжурия). К IV тыс. до н.э. они вышли на земли между Охотским морем и рекой Алдан. Относительно Гренландии эти земли расположены по другую сторону существующего положения Северного полюса. У Алдана народ прожил спокойно около шестисот лет. «Вечная» мерзлота и оледенение, охватившие Чукотку, докатились до Алдана 5,4 тыс. лет назад. Это вынудило праэтрусков (и ряд других народов) уйти в западном направлении. Гонимые распространившимися зонами холода, праэтруски около 5 тыс. лет тому назад оказались на Южном Урале. Здесь народ разделился (как и пракривичи) на две группы. Одна группа пошла в южном направлении, обогнув с востока Каспий, вышла на южное побережье Чёрного моря и запад Ближнего Востока (Турция) к концу II тыс. до н.э. Вторая группа прошла в западном направлении у больших излучин Волги и Дона, через Запорожские степи, Карпаты, в район Этрурии (Италия). В районе Днепра от второй группы отделилась часть народа и ушла северо-западным побережьем Чёрного моря на территорию Болгарии, Греции к Мраморному морю с проливами Босфор и Дарданеллы. Практически праэтруски были на южном и северном берегах Мраморного моря. Из района Этрурии ушла в западном направлении мобильная экспедиция для поиска новых земель, которая, пройдя Испанию, переправилась на северный берег Африки и прошла вдоль него до мест Карфагена и Триполи (столицы современной Ливии). Там ими были созданы опорные пункты. Где-то в первых столетиях новой эры и позднее значительная часть этрусков переселилась с Апеннинского полуострова на Балканы, северное Причерноморье и Днепр, а также в район Венгрии и Прибалтики (до Литвы).

В процессе переселения предки кривичей, этрусков и других народов частично оседали на землях других народов по тем или иным причинам. Некоторые группы кривичей осели: у Оби (по рекам Надым и Пур), на реке Мезень, южнее Псковского озера, на границе Белоруссия — Польша — Литва, в районе Карпат. Предки этрусков остались жить: на Южном Урале, западнее Днепра, на востоке Балкан и в Малой Азии (на западе Турции). В большей части потомки этих славных народов сейчас проживают в Европейской части континента.

Процесс перемещения Северного географического полюса по земному шару продолжается пока в замедленном темпе, но в стороне от него идёт формирование новых очагов холода. Закономерность перемещения СГП указывает на его зигзагообразную направленность в сторону полюса холода (в район Верхоянска). Через сколько десятилетий или столетий это произойдёт, покажут дальнейшие исследования и реальные проявления климата. Изменение положения Северного полюса синхронно связано с изменением положения и Южного полюса. В зоне оледенения могут оказаться новые земли и одновременно освободиться ото льда обширные районы в других местах.
Изучению данного процесса в природе необходимо уделиь должное внимание, чтобы не быть застинутыми впрасплох. Этот вопрос касается многих стран мира, и решаться он должен сообща, в том числе и в рамках ООН.

«Необъявленный Визит», № 4(18), 1996 г.

Границы их сходились в той местности, где возник Рим.

Этруски, бывшие до римлян могущественнейшим племенем Италии, жили в богатой оливами и виноградом стране долин и склонов Апеннин, по приморью этой области, и от устья Пада до северного берега Тибра. Они рано образовали федерацию, состоявшую из двенадцати независимых городов (этрусское Двенадцатиградье). Эти города этрусков были: на северо-западе Кортона, Арреций, Клузий и Перузия (у Тразименского озера); на юго-востоке Волатерры, Ветулоний (имевший своею гаванью Теламон), Рузеллы и Вольсинии; на юге Тарквинии, Цере (Агилла), Вейи, Фалерии (у горы Соракте, одиноко подымающейся на равнине). Сначала во всех этих государствах были цари, но рано (еще до IV века) царский сан был отменен, вся духовная и светская власть стала принадлежать аристократии. Союзного правительства в этрусской федерации не было. Во время войны некоторые города, вероятно, заключали между собой союзы по добровольному согласию.

Этрурия и завоевания этрусков в VIII-VI вв. до Р. Х.

Легенда о Демарате свидетельствует, что этрусская федерация с раннего времени находилась в сношениях с торговым и промышленным городом Коринфом. Она говорит, что коринфянин Демарат поселился в Тарквиниях, что с ним приехали живописец Клефант и скульпторы Эвхейр («искуснорукий») и Эвграмм («искусный рисовальщик»), что он привез в Тарквинии алфавит. Письменные памятники и рисунки, дошедшие до нас от этрусков, также показывают греческое влияние на этот замечательный народ. Язык их не представляет никаких следов родства ни с греческим, ни с италийским; мы еще не научились понимать написанное на нем, но достоверно видим, что он не принадлежал к индогерманскому семейству. Алфавит этруски заимствовали у греков без сомнения в очень древние времена и при том не через посредство латинов, а непосредственно от греческих колонистов Южной Италии, как это видно по разницам форм и значения букв этрусского алфавита от латинских. Найденные у Тарквиний и Цере глиняные урны и другие сосуды с черными рисунками также показывают связь живописи и пластики этрусков с греческою: эти вазы поразительно похожи на греческие периода древнего стиля.

Торговля и промышленность этрусков

Развитию городов содействовало то, что этруски занялись торговлей и промышленностью. С очень давнего времени финикийские, карфагенские и греческие торговые корабли плавали к этрусскому берегу, имевшему хорошие гавани; Агилла, стоявшая близ устья Тибра, была удобною пристанью для обмена товаров.

Судя по форме этрусских ваз и по исключительной любви этрусских, художников к изображению сцен из греческих мифов и сказаний о героях, должно полагать, что школа искусства, процветавшая в южной Этрурии, была отраслью пелопоннесской школы. Но этруски не заимствовали у греков позднейшего более совершенного стиля, остались навсегда при старинном греческом. Причиною этого могло быть то, что влияние греков на этрусский берег после уменьшилось. Оно ослабело, быть может, потому, что этруски кроме честной морской торговли занимались и разбоем; их пиратство сделало тирренское имя ужасом греков. Другою причиною ослабления греческого влияния на этрусков было то, что у них развилась собственная торговая и промышленная деятельность. Владея приморьем от Тарквиний и Цере до Капуи, до заливов и мысов у Везувия, очень удобных для мореходства, этруски скоро сами стали вывозить в чужие земли дорогие продукты своей страны: железо, добываемое на Ильве (Эталии, т. е. Эльбе), кампанийскую и волатеррскую медь, популонийское серебро и доходивший до них с Балтийского моря янтарь. Привозя товары сами на заграничные рынки, они имели больше прибыли, чем при торговле чрез посредников. Они стали стремиться вытеснить греков из северо-западной части Средиземного моря. Так например, они в союзе с карфагенянами прогнали фокеян с Корсики и принудили жителей этого бедного острова платить им дань его продуктами: смолою, воском, медом. Кроме горшечного дела этруски славились литейным искусством и вообще металлическими работами.

Цивилизация этрусков

Погребальная урна этрусков. VI в. до Р. Х

Очень вероятно, что римляне заимствовали у этрусков свои инструменты военной музыки и уборы, как у них заимствовали свои гаруспиции, религиозные обряды, народные праздники, строительное искусство, правила межевания. Древние писатели говорят, что из Этрурии римляне взяли свои религиозно‑драматические игры, игры цирка, простонародные театры, на которых актеры, танцовщики и шуты разыгрывали грубые фарсы; что так же у этрусков они заимствовали гладиаторские бои, пышные процессии возвращавшихся с войны победителей (триумфы) и многие другие обычаи. Эти известия древних подтверждаются и новейшими исследованиями. О развитии строительного искусства этрусской цивилизации свидетельствуют остатки громадных сооружений, каковы, например, колоссальные стены Волатерр и других городов, гробница Порсены в Клузии, развалины громадных храмов, остатки огромных насыпей, дорог, гробниц и других подземных сооружений со сводами, каналов (например, так называемых Филистинских рвов). Самое имя «тиррены», в старинной форме «тирсены», древние писатели производят от того, что этруски строили на берегу моря высокие башни («тирсы») для отражения неприятельских высадок. Подобно циклопическим стенам в Пелопоннесе, сооружения цивилизации этрусков построены из больших глыб камня, иногда отесанных, иногда неотесанных и лежащих друг на друге без цемента.

Развитию технических искусств у этрусков благоприятствовало то, что в их земле было много хороших материалов: мягкий известняк и туф легко было обрезать для постройки прочных стен; жирная пластическая глина хорошо принимала все формы. Изобилие меди, железа, золота, серебра вело к литейному делу, к чеканке монеты, к выделке всяких металлических орудий и уборов. Главная разница между греческим и этрусским искусством состояла в том, что у греков искусство стремилось к идеальным целям и развивалось по законам красоты, а у этрусков оно служило только надобностям практической жизни и роскоши; оставаясь неподвижным по своим идеалам, искусство этрусков старалось заменить совершенствование их драгоценностью материала и вычурностью стиля. Оно навсегда сохранило характер ремесленной работы.

Социальный строй этрусков

Этрусский народ образовался из смешения разных племен: пришельцы покорили прежнее население и поставили его в положение подвластного им сословия; это мы достоверно видим по многим фактам, сохранившимся и в исторические времена. О разноплеменности населения свидетельствует в особенности то, что у этрусков было сословие подвластных людей, какого не было у остальных италийских народов; подвластные люди были, без сомнения, потомки прежнего населения страны, покоренного пришельцами. Этрусскими городами правила аристократия, бывшая и военным и жреческим сословием: она совершала религиозные обряды, начальствовала войском, производила суд; владелец поместья был на суде представителем подвластного ему простолюдина в его тяжбе; простолюдины были подчинены владельцам, землю которых обрабатывали, платили своим господам подати или работали на них. «Без этого порабощения массы народа едва ли можно было бы этрускам возвести свои громадные сооружения», – говорит Нибур. О том, каких именно племен были сословия владельцев и подвластных людей, ученые думают неодинаково. Но по всей вероятности туземцы принадлежали к умбрийскому племени, которое в глубокой древности занимало очень широкое пространство, или находилось в близком родстве с ними. Кажется, особенно многочисленны оставались потомки этого прежнего населения в южных частях этрусской земли между Циминским лесом и Тибром. Господствующее, так называемое этрусское племя, без сомнения, пришло с севера из долины По. У древних писателей было очень распространено мнение, что этруски переселились в Италию из Малой Азии, оно доказывается и современными исследованиями.

Аристократы, называвшиеся лукумонами, правили городами этрусков. Общее собрание их, вероятно, решало союзные дела и, в случаях надобности выбирало союзного правителя, который имел отличиями своего сана стул из слоновой кости, называвшийся курульным, и тогу с пурпурной оторочкой и которого сопровождали двенадцать полицейских служителей (ликторов), имевших пуки палок с вложенной в них секирой (фаски, fasces). Но этот избираемый глава и верховный жрец союза имел довольно мало власти над городами и аристократами. Этруски любили давать внешний блеск своим правителям, но не давали им самостоятельной власти. Двенадцать городов, составлявшие союз, были равноправны, и независимость их мало стеснялась союзным правителем. Даже для обороны страны они, вероятно, редко соединялись. Рано вошел в обыкновение у этрусков чуждый италийцам обычай посылать на войну наемные войска.

У этрусков не было свободного среднего сословия; олигархический социальный строй имел неизбежною своею принадлежностью смуты; потому в этрусских государствах рано начался упадок энергии, имевший результатом политическое бессилие. В них некогда процветали земледелие и промышленность, у них было много и военных и торговых кораблей, они боролись с греками и карфагенянами за владычество в западной части средиземного моря; но порабощение массы расслабляло этрусские государства; горожане и поселяне не имели нравственной энергии.

Этрусская аристократия, бывшая с тем вместе жреческим сословием, оставляла своею монополиею те астрономические, физические и другие сведения, на которых основывалось богослужение. Лукумоны совершали общественные жертвоприношения и гадания по жертвенным животным (гаруспиции), устанавливали годичный календарь, т. е. времена праздников, управляли военными и мирными общественными делами. Они одни умели объяснять знамения и узнавать по ним волю богов; они одни знали законы и обычаи, которые должно было соблюдать при основании городов, построении храмов, при межевании земли, при устройстве военного стана. Они распространили культуру этрусков по равнине Пада, внесли ее в горы, научили дикие горные племена простейшим ремеслам, дали им алфавит. К ним в первые времена Рима приезжали, как говорит Ливий, знатные римские юноши учиться священным знаниям. Истолкованием воли богов могли заниматься у этрусков и женщины. У римлян было предание о прорицательнице Танаквиле, жене Тарквиния Старшего; в храме Санка римляне сохраняли её прялку.

Культура этрусков стояла на довольно высокой степени развития; развалины их сооружений свидетельствуют о громадности и смелости их архитектурных и инженерных работ; их разрисованные вазы, медные статуи, красивая посуда, изящные уборы, их монеты и резные камни удивляют нас прекрасной техникой; но этрусское искусство и вообще вся этрусская образованность не имели народного характера, были лишены творческой силы, потому не имели прочности, были чужды прогрессивного развития. Культура этрусков скоро пришла в застой, подверглась оцепенелости ремесленной рутины. Знание не оказывало у этрусков благотворного, смягчающего влияния на общественную жизнь. Оно оставалось привилегиею господствующего сословия, обособленного от народа правом первородства в замкнутую касту, было неразрывно связано с религией и окружено ужасами мрачного суеверия.

Этруски любили до излишества наслаждаться обильными дарами природы своей страны и рано предались роскоши. Два раза в день они ели долго и много; это обжорство казалось странно и дурно грекам, умеренным в еде. Этруски любили изнеженную музыку, искусные танцы, веселое пение фесценнинских народных праздников, ужасные зрелища гладиаторского боя. Их дома были полны узорных ковров, серебряной посуды, ярких картин, всяческих дорогих вещей. Прислугу этрусков составляли целые толпы богато одетых рабов и рабынь. Их искусство не имело греческого идеализма и было чуждо развития, в их образе жизни не было воздержности и простоты. У этрусков не было того строгого семейного быта, как у остальных италийских племен, не было полного подчинения жены и детей воле домохозяина, не было строгого чувства законности и справедливости.

Живопись этрусков. Около 480 до Р. Х.

Колонии этрусков

Этруски основывали колонии, знаменитейшими из которых были: на севере Фезулы, Флоренция, Пистория, Лука, Луна, Пиза; на юге Капуя и Нола. Встречаются этрусские названия и на южном берегу Тибра. Предание говорит, что на Целийском холме было этрусское селение, основанное пришельцем из Вольсиний, Целесом Вибенною, а по его смерти, имевшее своим правителем его верного сподвижника, Мастарну; в Риме, на прилегающей к Палатинскому холму низменности, была часть города, называвшаяся этрусскою; это название показывает, что и тут была некогда колония этрусков. Некоторые ученые полагали даже, что предание о царях Тарквиниях означает период владычества этрусков над Римом и что Мастарна тот царь, которого римские летописи называют Сервием Туллием. Этрусские колонии сохраняли законы, обычаи, федеративное устройство своей родины.

Боги этрусков

Чуждые староиталийским племенам по происхождению, языку, образу жизни, характеру, культуре, этруски имели и религию существенно различную от их верований и обрядов. Греческое влияние, проявляющееся во всей цивилизации этрусков и объясняемое торговыми сношениями их с Грецией и с италийскими колониями греков, обнаруживается и в этрусской религии; очевидно, что этруски с очень давнего времени поддались привлекательности греческой культуры и мифологии, распространение которых у разных народов объединяло разные религии, вносило космополитический характер в эстетические представления и в поэзию их.

Живопись этрусков. Сцена пира. V в. до Р. Х.

У этрусков оставались свои собственные божества, пользовавшиеся большим уважением в тех городах, в которых были предметами местного культа. Таковы были в Вольсиниях богиня покровительница этрусской федерации Вольтумна и Норция (Нортия), богиня времени и судьбы, в храме которой ежегодно был вбиваем в перекладину гвоздь для счета лет; в Цере и в приморском городе Пиргах таковы были бог лесов Сильван и доброжелательная «мать Матута», богиня, рождающегося дня и всякого рождения, с тем вместе покровительница кораблей, приводящая их благополучно в гавань. Но кроме этих туземных божеств, мы находим у этрусков множество греческих богов и героев; особенно чтили они Аполлона , Геракла и героев троянской воины . Этруски так уважали Дельфийский храм , что в священной ограде его была построена особенная сокровищница для их приношений.

Этрусский царь богов, громовержец Тина, которого римляне называли Юпитером, соответствовал Зевсу; этрусская богиня Купра (Юнона), богиня цитадели города Вейев, покровительница городов и женщин, соответствовала Гере, и служение ей сопровождалось такими же великолепными играми и процессиями. Менерфа (Минерва) была, подобно Афине Палладе, божественною силою разума, покровительницею ремесел, женского искусства прясть шерсть и ткать, изобретательницею флейты, игрою на которой сопровождалось богослужение, и военной трубы; богиня небесных высот, бросающая с них молнию, она была и богинею военного искусства. Аполлон (Аплу) был и у этрусков богом света, исцелителем болезней, очистителем от грехов. Вертумн, бог плодов, изменявший свой вид соответственно временам года, правильную смену которых производил вращением неба, был у этрусков, подобно греческому Дионису, олицетворением хода годичных перемен в растительности и в полевых трудах; смена цветов плодами и разнообразие растительности выражаются тем, что Вертумн принимает разные виды и разные эмблемы. Главный праздник его, называвшийся у римлян вертумналиями, происходил в октябре, по окончании сбора винограда и фруктов, и сопровождался народными играми, забавами и ярмаркою. Этруски заимствовали у греков, а от этрусков заимствовали другие италийские народы систему шести богов и шести богинь, которая была общепринятою и в колониях греков, как в самой Греции. Эти двенадцать божеств образовали совет, и потому у римлян, заимствовавших такое представление о них от этрусков, назывались consentes «созаседающие»; они правили ходом дел во вселенной, и каждое из них заведовало человеческими делами в один из двенадцати месяцев года. Но они были низшие божества; выше их у этрусков были другие божества, таинственные силы судьбы, «покровенные боги», не известные ни по именам, ни по числу, жившие в сокровеннейшей области неба и группировавшиеся около Юпитера, царя богов и правителя вселенной, вопрошавшего их; деятельность их проявлялась человеческому духу только при великих катастрофах.

Духи в религии этрусков

Кроме этих «покровенных» и низших божеств, которые были самостоятельными личными существами, выделившимися из бесконечной божественной силы, этруски, другие италийские народы и впоследствии римляне, подобно грекам, имели неисчислимое множество духов, деятельность которых, неопределенная по своему размеру, поддерживала жизнь природы и людей. Это были духи покровители родов, общин, местностей; для семейства, города, округа, находившихся под покровительством известных духов, служение им имело величайшую важность. У этрусков, характер которых был мрачный, склонный к мучительным мыслям, деятельность этих духов, и в особенности страшная сторона её, имела очень широкий размер.

Культ смерти и представления о подземном царстве у этрусков

Этрусская религия, равно далекая от ясного рационализма римской и от светлого, гуманного пластицизма греческой, была, подобно характеру народа, мрачна и фантастична; в ней важную роль играли символические числа; в её догматах и обрядах было много жестокости. Этруски нередко приносили рабов и военнопленных в жертву разгневанным богам; этрусское царство мертвых, где скитались души умерших (manes, как называли их римляне) и владычествовали немые божества, Мантус и Мания, было миром ужаса и страдания; в нем мучили умерших свирепые существа, имевшие вид женщин, называемый у римлян фуриями; туда, на страдания от битья палками и укушения змей, отводил души Харун, крылатый старик с большим молотком.

Химера из Ареццо. Образец искусства этрусков. V в. до Р. Х.

Гадания у этрусков

Этруски были очень расположены к таинственным учениям и обрядам; у них сильно развились и от них перешли к римлянам государственные гадания (divinatio, как называлось это искусство у римлян): гадания по полету птиц (авгурии), по блеску молнии (фульгурии), по внутренностям жертвенных животных (гаруспиции); искусство гадания, основанное на суеверии и обмане, было разработано этрусками и приобрело такое уважение у римлян и вообще у италийцев, что они не предпринимали никакого важного государственного дела, не вопросив богов посредством авгурий или гаруспиций; при неблагоприятных знамениях были совершаемы обряды примирения с богами; необыкновенные явления природы (prodigia), счастливые или несчастливые предзнаменования (omina) имели влияние на всякие решения. Эта особенность италийцев происходила от глубокой веры их в судьбу. Заимствованное от этрусков верование в оракулы, в предзнаменования, которыми боги дают, советы и предостережения, было в италийской народной религии и потом в официальной религии Рима так сильно, как ни в какой другой, и служение божествам судьбы, Фортуне и Року (Fatum) не было нигде так распространено, как в Италии.

Римляне переняли от этрусков множество видов гаданий. Авгуриями назывались гадания о будущем, о воле богов по полету или крику некоторых птиц и в особенности орлов. Авгур («птицегадатель») становился на открытом месте (templum), с которого было видно все небо, делил кривым жезлом, (lituus) небо на части; полет птиц с одних частей предвещал счастье, с других – несчастие. Другой способ узнавать по действиям птиц, удачно ли будет задуманное дело, состоял в том, что давали корм священным курам и смотрели, едят ли они; правила этого гадания должны были в Риме знать не только жрецы, но и все патриции, желавшие занимать правительственные должности. Фульгураторы наблюдали появление молнии (fulgur), посредством которой боги тоже возвещали свою волю; если молния была неблагоприятная, то совершались обряды, смягчавшие гнев богов; – этруски считали молнию самым достоверным из всех небесных знамений. Место, на которое упала молния, было освящаемо; на нем приносили в жертву ягненка, делали на нем покрышку в форме покрытого сруба колодезя и обводили его стеной. Чаще всего этруски совершали гадания посредством гаруспиций; они состояли в том, что производивший их гадатель, гаруспик, рассматривал сердце, печень, другие внутренние части, жертвенных животных; правила этих гаданий были очень подробно разработаны этрусками. Искусству гаданий – ауспиций, как называли их римляне, научил этрусков Тагес, карлик с лицом ребенка и седыми волосами, вышедший из‑под земли близ Тарквиний на вспаханном поле; преподав лукумонам (жрецам этрусков) науку гадания, он тотчас же умер. Тагесовы книги, содержания в себе учение о молнии, о гаданиях, о правилах, которые должно соблюдать при основании городов, о землемерии, были источником всех этрусских и римских руководств к искусству гадания. У этрусков была школы, в которых учили искусству ауспиций лукумоны, хорошо знавшие эту науку.

Литература об этрусках

Залесский Н. Н. Этруски в Северной Италии. Л., 1959

Ричардсон Э. Этруски: их искусство и цивилизация. Чикаго, 1964 (на англ. языке)

Майяни З. Этруски начинают говорить. М., 1966

Хэмптон К. Этруски и древности Этрурии, Лондон, 1969 (на англ. языке)

Буриан Ян, Моухова Богумила. Загадочные этруски. М., 1970

Паллотино М. Этруски. Лондон, 1975 (на англ. языке)

Кондратов А. А. Этруски - загадка номер один. М., 1977

Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. М., 1983

Соколов Г. И. Искусство этрусков. М., 1990

Брендель О. Искусство этрусков. Нью Хейвен, 1995 (на англ. языке)

Вогэн А. Этруски. М., 1998

Хейнс С. Этрусская цивилизация. Лос-Анджелес, 2000 (на англ. языке)

Наговицын А. Е. Этруски: Мифология и религия. М., 2000

Блок Реймон. Этруски. Предсказатели будущего. М., 2004

Макнамара Эллен. Этруски: Быт, религия, культура. М., 2006

Робер Жан-Ноэль. Этруски. М., 2007

Бор, Томажич. Венеты и этруски: у истоков европейской цивилизации: Сборник статей. М. – СПб., 2008

Эргон Ж. Повседневная жизнь этрусков. М., 2009

«Краниометрические данные из этрусских гробниц дают информацию о том, что это был неиндоевропейский и несемитский народ, а типичные жители Восточного Средиземноморья раннего Бронзового века. Как и более ранние представители эль-Аргар из Испании, мезоцефальные значения черепного указателя доминируют над долихоцефальными и брахицефальными, формируя с этими экстремальными значениями равные пропорции. Стоит заметить, что метрические характеристики обеих серий очень схожи, но черепа этрусков немного крупнее, что неудивительно.

На этрусских черепах сильно сглажены надбровья; стенки черепной коробки не параллельные, как у классических средиземноморских форм, а расширенные у затылка и сужающиеся в лицевой части черепа; лоб – узкий; орбиты высокие и круглые; нос – узкий. Этруски с типично ближневосточной черепной коробкой, напоминают каппадокийский тип, обнаруженный в хеттский период в Алишаре и планоциптальных брахицефалов, обнаруженных в гробницах Кипра. В римские времена эти две вариации были смешаны, результатом чего стали различные мезоцефальные формы, к которым также относились и финикийцы»

«...Особенности строения лица включали известный «римский» нос, который, возможно, имели частично этрусское происхождение»

К. Кун о населении Северо-Центральной Италии

«В населении Болоньи заметно значительное преобладание альпийского и динарского типов, особенно, в прошлом, но одну треть популяции составляют долихоцефалы. Среди этой трети нордический тип не является редкостью, но более значительным элементом является высокий, тонкокостный, тёмнопигментированный, длиннолицый тип, с тонким, прямым или выпуклым носом и тонкими губами. Это вариант атланто-средиземноморского типа с некоторыми каппадокийскими чертами, принесенными из Западной Азии мореходами, включая этрусков. Этот тип сочетается с наклоном глазной щели, которая является очень длинной, высокими арками изогнутых бровей...Красота болонских женщин, ставшая нарицательной, связана с вышеуказанным типом, который ответственен за эту репутацию. Это тип распространен и в других регионах Северной Италии, а также часто изображался на картинах живописцев эпохи Возрождения. Этот тип также найден как незначительный элемент в Тироле…»

Вышеуказанный центральноитальянский тип:

Отрывок из работы Дж. Серджи , "Средиземноморская раса" (1895)

«Этруски . Этрусский вопрос представляет собой многогранник различных аспектов, среди которых вопрос происхождения цивилизации и физических характеристик, хронология, происхождения язык, а также италийские и вне-италийские влияния. Я не собираюсь полностью решить эту проблему на нескольких страницах, на которых этруски будут лишь кратко рассмотрены, а не рассмотрены как основной объект моей работы.

В итальянской версии этой книги я обозначил этрусков как «Поздних пеласгов», как отдельную малоазийскую ветвь Пеласгов, мигрировавшую морским путем в Италию, схожую с пеласгами, населявшими Грецию и часть Италии. Я полностью воспринял традиционную версию Геродота , противоположную мнению германцев о том, что Рассены были альпийскими Рэтами, переселившимися в Центральную Италию. Эта более поздняя [германская] версия была отброшена в сторону из-за своей абсурдности, подобной аргументации о том, что солнце встает на западе. Согласно Бризио, собравшему значительные доказательства своих теорий, этруски имею восточно-средиземноморское происхождение; другой известный исследователь, Монтелиус, имея значительный авторитет, подтвердил эту же теорию. Я не согласен с хронологией Монтелиуса, в которой появление этрусков датируется 11 в. до н.э. – я всё же поддерживаю своё старое мнение о том, что это событие нельзя датировать раннее, чем второй половиной 8 в. до н.э., с чем также согласен Артур Эванс. Хотя проблема хронологии требует дальнейшего обсуждения.

При изучении, на протяжении последнего времени, антропологических характеристик этрусков, мною было отмечено, что наличие в этрусских могилах двух расовых типов имеет отношение к смешению ранних жителей Умбрии, в погребениях которых представлены практически только средиземноморские типы, а также поздних арийских завоевателей. Также я отметил, что «толстые этруски» Катулла относятся к чужому элементу, не являющемуся этрусским. Что интересно, этот элемент до сих пор присутствует среди населения Этрурия, в то же время, как я отметил, что истинно этрусский тип абсолютно преобладает на изображениях из более древних гробниц и на некоторых терракотовых саркофагах . Великие гробницы в округе Чиуси являются бес сомнения этрусскими, и там мы можем найти различные сцены из жизни и множество человеческих фигур. Я не нашел там тучные фигуры, а лишь стройные и деликатные формы, с удлиненными лицами средиземноморского типа . Тучнее фигуры, с более крупными головами и широкими лицами, являются чуждым элементом, а не этрусским.

Физические черты этрусков были средиземноморскими, они были истинными италиками, и безусловно они принадлежали к Пеласгической ветви.

Среди других аргументов, поддерживающих эту позицию, являются надписи из Лемноса, имеющие отношение к этрускам. Я должен сказать, что этрусский язык является пеласгическим и представляет собой ветвь средиземноморских языков, ныне мертвую и, согласно мнению Бринтона, связанную с ливийскими языками.

Сохранившиеся идеи Корссена и более недавних Декка и Латте, о том, что арио-италийские сходства имеют места быть, попадают под сомнение, вследствие того, что этруски жили обособленно среди ариезированного населения, и изменения имели место лишь в нескольких случаев. Этрусский язык всегда будет проблемой для арио-фильских лингвистов, которые не могут найти способ интерпретировать это.

Стоит отметить, что этрусские колонии, занимавшие территорию Умбрии, не могли быть очень многочисленными, но учитывая цивилизационное превосходство, они доминировали в моральном и материальном смысле над окружающим населением, и следовательно могли изменить систему обычаев, в том числе и способ захоронений, которые практически всегда смешивались, сочетая и захоронения в гробницах, и кремацию, что я лично наблюдал при помощи в раскопках бедных и традиционных могил.

Истинные этрусские могилы разделены на камеры и является более или менее богатыми и просторными. Выдолбленные в скалах или выкопанные в земле, хотя и разделенные на камеры, всё же принадлежат к местному народу, который был этрусканизирован. Следовательно не все захоронения на этрусской земле являются этрусскими, и большая их часть должна принадлежать населению, предшествующему этрусской колонизации, хотя и испытавшему влияние новых пришельцев.

Это влияние, насколько сильным оно было, всё же было недостаточным для трансформации языка покоренных в язык покорителей; после ликвидации этрусского доминирования этрусский язык исчез навсегда, оставшись лишь на каменных письменах, непонятных и нерасшифрованных, несмотря на то, что иногда они двуязычны.

Истинное первичное влияние этрусков является цивилизацией, ставшей «отправной точкой» для развития латинской цивилизации, а также экспансии восточно-средиземноморской цивилизации в Италию, а также в Центральную и Северную Европу ».

Черепа этрусков из вышеуказанной книги Серджи:

Изображения из этрусских гробниц:

Подытожив всё вышесказанное (описания Куна и Серджи, а также изображения из этрусских гробниц), можно выделить следующие антропологические черты, изначально характерные для этрусков (изначальный тип этрусков, позднее частинчо измененный в результате ассимиляции автохтонов:

Рост - средний / средне-высокий
Черепной указатель - мезоцефалия/суб-долихоцефалия
Форма волос - вьющиеся
Череп - длинный средне-широкий
Телосложение - тонкокостное; длинные ноги сочетаются с относительно коротким торсом
Размер черепной коробки - средне-крупный
Высота свода черепа - средняя
Цвет волос - тёмный (каштановый или чёрный)
Спинка носа - прямая или выпуклая; переносье - высокое.
Надбровья - сглаженные
Лоб - низкий, узкий

Восточносредиземноморские формы современной Италии:

Несколько примеров современных тосканцев, отдаленно схожих с античными изображениями этрусков:

В качестве вывода...

Как уже было отмечено Серджи, этногенез населения Этрурии был тесно связан с этрусканизацией автохтонного населения Тосканы, Умбрии и Лациума пришельцами из Малой Азии, а также с гомогенизацией новой, появившейся в результате вышеуказанных процессов популяции. Изначальный этрусский элемент смог стать доминантным лишь в Южной Тоскане (собственно, Этрурии). В Северной Тоскане, Лацио и Умбрии экспансия этрусков и этрусканизация местного населения привела к формированию множества новых форм - как в антропологическом плане (влияние на специфику расогенеза населения Центральной Италии), так и в культруно-цивилизационном (формирование цивилизационного базиса Римской (латинской) цивилизации).

P.S. Статья, подтверждающая выводы Серджи (т.е. и теорию Геродота) о происхождении этрусков:

«The mystery of Etruscan origins: novel clues from Bos taurus mitochondrial DNA»

Выводы по статье:

«Мы предполагаем, что конец Бронзового века является периодом, который тесно связан с прибытием в Центральную Италию новых переселенцев с востока. Эти люди, вмести с их рогатым скотом, приплыли и обосновались в Тоскане. Возможно, это было связано с последствиями таких катастрофических событий, как цунами, произошедшее в конце Бронзового века в Эгейском море и Восточном Средиземноморье (Нур и Клайн, 2000). Смешение этих людей и их животных с автохтонными италийскими популяциями посеяло семя этрусской культуры, а также сформировало геном местных пород рогатого скота».





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта