Главная » Красота и здоровье » Пирамиды в испании. Памятник строителям человеческих башен Кастельс. История monument als Castells

Пирамиды в испании. Памятник строителям человеческих башен Кастельс. История monument als Castells

// 2-oi-shans.livejournal.com


Так уж случилось, что из всех дней нашего короткого отдыха на морском побережье Испании, в Таррагону мы выбрались именно 11 сентября, в день, когда вся Каталонии праздновала День Независимости. Мы конечно ожидали, что в Таррагоне этот день должен быть каким-то праздничным, но не могли себе даже и представить, что предстояло нам там увидеть.

Таррагона древнейший римский город, который до сих пор хранит остатки былого величия Римской империи. Когда мы ехали туда, то планировали просто погулять, посмотреть на старый город, с его средневековой архитектурой,

// 2-oi-shans.livejournal.com


ну, и как все заезжие туристы, постоять на "Балконе Средиземноморья", полюбоваться видами на море, город и развалины римского амфитеатра.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Но, когда оказались в центре старого города, то попали в настоящий людской водоворот. Сразу стало понятно, что в городе сегодня праздник и все жители города куда-то направляются. Всё, что нам оставалось - присоединится к людскому потоку и двигаться вместе с ним. Так мы оказались на одной из площадей, в самом центре людской воронки.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Здесь играла музыка, выступали музыкальные коллективы, а транспаранты на домах, указывали на то, что здесь скоро должно что-то произойти.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Пока мы глазели по сторонам, людей становилось все больше и больше. И что сразу бросалось в глаза, так это то, что половина из них была одета в одинаковые костюмы - белые брюки и цветные рубашки. Рубашки были разных цветов, и это наводило на мысль о том, что они принадлежат участникам каких-то команд.

// 2-oi-shans.livejournal.com


// 2-oi-shans.livejournal.com


Расспросы местных жителей, с помощью жестов и простейших вопросительных предложений на ломаном испанском, заканчивались тем, что нам показывали рукой на лестницу и произносили загадочное кастельс...

// 2-oi-shans.livejournal.com


Лестница вела на небольшую площадь перед собором, где уже начинали собираться группы людей в одинаковых костюмах.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Разгадка загадочного кастельс нашлась в витрине одного домов. Все сразу стало понятно... кастельс - это живые замки или башни из людей. Можно было и догадаться... Ведь в написании каталонское castells = ангийскому сastels, и означает замки. Но все дело видимо было в произношении, ударении и в скорости, с которой местные произносили это кастельс...

// 2-oi-shans.livejournal.com


О том, что в Каталонии проводятся состязания по строительству живых пирамид мы конечно же знали, и не раз видели по телевизору, как это происходит в той же Барселоне, но видеть это шоу "живьем" еще не доводилось. Оказывается традиции проведения состязаний по строительству живых замков зародились именно в Таррагоне, и уходят своими корнями в глубь средних веков.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Постепенно площадь перед собором начала заполняться зрителями, участниками состязаний, их помощниками, и начались "обматывания". И надо сказать, что эти обматывания, по зрелищности мало чем уступают самому процессу "строительства".

// 2-oi-shans.livejournal.com


В Таррагоне четыре команды кастельеров. У каждой команды свой цвет рубашек и эмблема, которая указывает на принадлежность к определенному клубу. Кроме цветных рубашек и белых брюк, форма каждого из участников включает широкий черный пояс и бандану. Пояс нужен для поддержки спины и для более удобного подъёма и спуска, позволяя зацепиться ногой и ухватиться руками.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Тем временем на площадь продолжали прибывать участники команд и весь этот процесс сопровождался грохотом барабанов и звуками духовых инструментов.

// 2-oi-shans.livejournal.com


К 12 часам площадь забилась людьми "под завязку" и самым интересным было то, что команды участников никак не были отделены от зрителей, и просто располагались в их толпе.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Мы ждали, что будут какие-то объявления о начале состязаний, но ничего подобного не случилось.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Началось все даже без громких команд. Просто в какой-то момент все увидели, что состязания начались и над землей начала расти колонна из участников первой команды.

// 2-oi-shans.livejournal.com


// 2-oi-shans.livejournal.com


Интересен тот факт, это хорошо видно на всех фотографиях, что участники всех команд не испытывают друг к другу ни какой конкурентной "нелюбви" и охотно помогают держать основание башни своим соперникам.

// 2-oi-shans.livejournal.com


Кому-то с местами "в зрительном зале" очень повезло.

Мы же от «Эль Корте Инглес» дошли до Ram­bla Nova, по которой и отправились к морю. Первой достопримечательностью, встретившейся нам на пути, была 11 -​метровая бронзовая статуя - пирамида из людей.

Покровительницей Таррагоны является Святая Текла (Фёкла, по нашему), и в ее честь каждый год местные жители устраивают 10 -​дневную фиесту с 14 по 23 сентября. Так что, по идее, нам можно было и в понедельник ехать в город, Андрей ошибся на один день. Хотя, конечно, все получилось как нельзя лучше.

Кульминацией всех торжеств является строительство пирамид из живых людей. Людей, которые этим занимаются, называют кастельеры (от «castell» - «замок»). Сначала самые сильные встают внизу в кольцо, сплетаются между собой руками и упираются друг в друга. Потом на них встают другие, образуя кольцо поменьше, и так далее. На самый верх, обычно, лезут дети (под ними могут быть еще 2 девушки), и когда они поднимают вверх руку, пирамида считается завершенной и так же постепенно разбирается. Участники залезают друг на друга босыми, а дети надевают защитные шлемы.

Причем испанцы не просто строят эти пирамиды ради прикола, они еще и соревнуются между собой, в празднике участвует до 4 команд, и в итоге выявляется победитель. Не знаю уж, по какой системе, наверное, по сумме баллов за технику и артистичность.

Спорт этот, как говорят, по популярности уступает в Испании если только футболу. Травмы, тоже говорят, случаются, но редко. Откуда есть пошла эта традиция доподлинно неизвестно. Могу предположить, что на стадионе, во время Эль Класико, кому-​то просто было плохо видно, ну вот он и полез на плечи впереди сидящего. Другие тоже от него не отставали, так и получилась пирамида. Правда, на «Камп Ноу» мы ничего подобного не видели:0 )

Ну так вот, на Новой Рамбле стоит памятник этой пирамиде под названием «Эльс Кастэльерс» («Els Castellers») , вернее одной из ее разновидностей - «Qua­tre de vuit», т.е. по четыре человека на каждом уровне, за исключением тех, кто стоит на земле. Высота ее 11 метров, вес около 12 тонн. Говорят, что скульптор изобразил в некоторых из 219 фигур известных испанских персонажей, в том числе Пабло Пикассо и Хуана Антонио Самаранча. С этим памятником мы благополучно сфоткались и пошли дальше.

В испанском городе Таррагона состоялись 25-е соревнования по возведению «живых башен» - кастель. В мероприятии приняли участие более 30 команд со всей страны. Цель соревнования - построение наиболее высокой башни из людей. Красочное зрелище устраивается раз в два года и собирает сотни тысяч зрителей. Стоит отметить, что четыре года назад ЮНЕСКО внёс «живые башни» в список нематериального культурного наследия человечества.

Эта традиция зародилась где-то в XVШ веке, в провинции Таррагона . “Живые” башни использовались на торжествах в честь сбора урожая винограда. Сложился этот эстетический вид спорта на основе народного танца muixeranga, пришедшего в Каталонию из соседней Валенсии. Танцующие сельчане выделывали фигуры под барабанящие звуки народных инструментов, а в тот момент, когда музыка смолкала, участники пляшущей феерии выстраивались в небольшую «живую пирамиду». Но шло время. Танцы стали не популярным явлением, в отличие от живых геометрических фигур. Так и зародилась эта испанская невидаль.

Позже этот праздник стал распространенным по всей Каталонии. На сегодняшний день каждый поселок имеет свою colla-группу кастельеров. Они тренируются круглый год, а сами соревнования начинаются с марта месяца, а именно в праздник Святой Иулалии.

Самая высокая и сложная в построении башня была построена в 1998 году Castellers de Vilafranca. Эта башня состояла из 10 ярусов, и в каждом ярусе находилось по три человека.

В основании «животрепещущего» сооружения стоят самые сильные члены команды – мужчины, правда, и у них трясутся колени и плечи, на которых взгромождаются несколько «этажей» девушек и детская «верхушка», самая легкая и по-обезьяньи ловкая (все малыши – в защитных касках). Всего уровней может быть до десяти – это самая сложная композиция, стандарт – 7-8.

За процессом «роста» башни наблюдать очень увлекательно, если не сказать –захватывающе, ведь одно неверное движение, один малейший перевес не в ту сторону, и вся гигантская конструкция в момент рухнет. Именно поэтому победителями конкурса становится та команда, которая не только построит башню публике на радость, конкурентам на зависть, а еще и сможет удержать ее при обратном процессе – разборе сооружения на «кирпичики», коими служат сами участники конкурса, по одному, начиная с верха, спускающиеся вниз.

Замечено, что большинство башен рушится именно во время «демонтажа». Со стороны это смотрится очень весело – этакий фэйл, а вот самим конкурсантам частенько не до веселья: и лететь с 20-метровой высоты не особо приятно, и принимать на себя удар такой махины тем, кто снизу, тоже не сахар. Вот и дежурит у стадиона скорая, оказывая кастельерам первую помощь с помощью останавливающих носовое кровотечение тампонов и мази от синяков. Для тех, кому повезло меньше, наготове носилки. Но несмотря на такую травмоопасность, праздник жил, жив и будет жить благодаря вечной тяге испанцев к приключениям и их же оптимизму с изрядной долей мазохизма.

Униформа строителей это не просто отличительный знак, она несет стратегически важный смысл. Каждый элемент экипировки несет функциональную нагрузку. В одежде кастельера нет ни одной лишней детали, а от того на сколько туго повязана бандана или пояс зависит безопасность своей жизни или товарища.

Традиционно брюки кастельеров всегда белого цвета, но, у тех, кто карабкается выше остальных, они закатаны до колена. То же происходит и с рукавами рубахи. Интересно, что кончики воротника опытный строитель зажимает во рту для того, чтобы рубаха не сползала и ноги вышестоящего и случайно не повредила кости ключицы или шеи. Цвета рубах отличают принадлежность к какой-либо colla. Приоритетными считаются красный, синий, зеленый или желтый, оранжевый или черный. И никаких полосочек, клеточек или цветочков. Кроме нагрудного кармана, с эмблемой группы больше ничего не разрешено.

Испа

Таррагона. Кастель. (Ajuntament de Vilanova i la Geltrú)

Важнейшая часть гардероба профессионально кастельера - faixa. Это - черный широкий, невероятно длинный, плотный пояс. Его можно повязать только при помощи товарища, который поможет плотно обмотать его вокруг поясницы. Процедура эта настолько важно, что получила даже свое название enfaixar-se. Одевание faixa не терпит никакой суеты и расторопности. Аккуратно и туго повязанный пояс во время выступления выступает в качестве бандажа, защищающего спину кастельера. А так же служит ступеньками для поднимающихся на верх. Самые длинные пояса у тех, кто стоит в основании пирамиды, т.к на них приходится основная нагрузка и вес всего «строения».

Удивительным аксессуаром является и кастельерская бандана, называющаяся mocador. От того, на каком месте она повязана зависит расположение кастельера в «живой пирамиде». Если бандана находится на голове, то перед вами представитель нижнего яруса. Им бандана нужна для того, чтобы спрятать волосы, да и чтобы пот не заливал глаза. Если бандана завязана на ноге, то это - верхотурщики, обитатели верхних этажей. Для них повязанная бандана - это своего рода ступенька. Ну, а если, бандана повязана поверх пояса - тут все ясно - это самый сильный человек команды ее основа и «игла» башни.

В этом спортивном искусстве нет абсолютно никаких ограничений (ну, кроме физических, конечно). Не важно какого ты пола, возраста и каких политических предубеждений.

Детей, кстати кастельеры принимают в свои ряды с большим удовольствием. Помимо того, что во время праздника проводятся детские конкурсы и фестивали, дети участвуют непосредственно и в построении башни. И именно им предназначена сама сложная и рискованная миссия - завершать живые постройки, залезая на самые их вершины.

Как же происходит строительство? Начинается все с выхода музыкантов. Они первыми выходят на площадь, играя всем знакомую «Toc d’entrada a plasa» и как бы приглашая, зазывая строителей. А когда начинает звучать «Toc del castell», кастельеры начинают свое действо. Управляет действиями команды cap de colla, он назначает основу пирамиды, людей, которых в народе называют «шишка» - pinya. Он же назначает и «иглу» - agulla пирамиды, обычно самого сильного человека в команде. «Шишку» окружают baixos - представители нижних слоев пирамиды. Устойчивость всей конструкции зависит от этих людей.

Внешняя часть пирамиды может быть невероятно большой.

На «шишку» возводится первый ярус «ствола». Босоногие спортсмены выстраиваются на плечи друг друга, сцепившись руками. По этой же схеме строятся следующие ряды. Теперь главное не спешить, сосредоточится и найти точку опоры и баланса. Малейшая ошибка приведет к тотально краху и множественным травмам.

Верхние слои башни состоят из самых молодых представителей команды. Строение «ствола» завершает «плод», состоящий из трех частей. Dosos - два подростка, олицетворяющих плодоножку, l’acetxador - некий мостик, обычно эту роль отдают ребенку до 8–9 лет (слава Богу, ему всегда на голову одевают каску) Но главным действующим лицом является самый маленький кастельер. Он - «цветок», ради которого и «рос» весь этот «ствол». «Цветку» уготовлена самая ответственная задача: забравшись на стоящую на корточках l’acetxador, он должен сделать взмах рукой, что будет означать долгожданный конец строительства, а затем аккуратненько слезть. Взмах необходимо сделать четко на середине вершины пирамиды.

Но это еще не конец. Мало построить башню, ее надо еще и разобрать без потерь. А ломать, как говорится, не строить! Как только последний «кирпичик» ступает на землю, зрители начинают аплодировать, хлопать по плечам спортсменов храбрецов, обниматься и танцевать под веселые песни оркестра. Конец пирамиды означает начало народного гуляния.

Круглый год тренируются кастельеры, чтобы показать свое умение на публике. Соревнования смельчаков начинаются с марта, в праздник Святой Иулалии.

Что удивительно, несмотря на то, что сastellers, как вида спорта имеющий свои жесткие правила и регламеты никогда не расценивается соревнованием, как таковым.

Когда каталонцев спрашивают, зачем им это рискованное развлечение, они отвечают, что такова традиция, которая закаляет дух, укрепляет тело и веру в единство.

В 100 км от Барселоны на берегу Средиземного моря уютно расположился город Таррагона - древняя столица Каталонии. Место это было выбрано римлянами из-за стратегически удобного положения, чтобы основать здесь город.
В третьем веке до нашей эры на холме над морем ими была возведена крепостная стена и построен город Таррако. Впоследствии город стал резиденцией римских императоров Августа и Андриана, а также главной морской базой и столицей Римской империи на средиземноморском побережье Иберийского полуострова. Благодаря прекрасно сохранившемуся римскому архитектурному ансамблю, Таррагона внесена в официальный список особо важных мировых памятников «Достояние Человечества», утвержденный ЮНЕСКО.
Моя прогулка по городу началась с центральной улицы Новая Рамбла. Начинается она от автовокзала и заканчивается Балконом Средиземноморья, откуда открывается великолепный вид на море.

Стою перед удивительной скульптурной композицией, в натуральную величину изображающую пирамиду из людей. Композиция возведена прямо посреди улицы и создается впечатление, что некогда живые участники просто в какой-то миг окаменели. Очень впечатляет!

Конкурс "Таррагона Кастельс" - построение пирамиды из людей - это давняя каталонская традиция. Участники должны соорудить сложную конструкцию, проявляя незаурядное мастерство. Люди разных возрастных групп готовятся к конкурсу очень серьезно. Раз в два года Таррагона устраивает чемпионат кастельеров - строителей пирамид из людей.

Этот особняк считается наиболее интересным образцом таррагонского модерна. Каса Салас стал одним из первых домов, построенных на Новой Рамбле. Затем уже вслед за Рамоном Саласом потянулись другие состоятельные таррагонские семьи (впрочем, у самого Саласа семьи не было, и наследников он не оставил).

Это официальное здание Рамблы.

А это здание банка.

Чуть дальше на Новой Рамбле находится необычный памятник дедушке Виргилию Этот монумент посвящен памяти Жузепа Виргилия (1895-1993), легендарного таррагонского издателя и библиографа, известного в народе под прозвищем «дедушка Виргилий». Памятник выполнен из бронзы в натуральную величину. Он появился на Новой Рамбле в 1995 году. Дедушка изображен так мило и непринужденно, как обычный пожилой человек, наблюдающий за повседневной жизнью, которая протекает на бульваре.

В этой части Новой Рамблы, практически у самого моря, находится памятник арагонскому адмиралу Руджеро ди Лауриа (1245-1305). Бронзовая статуя адмирала работы скульптора Феликса Феррера Гальсерана была изготовлена в 1886 году. Памятник вместе с пьедесталом, созданным Рамоном Саласом, был торжественно открыт в 1889 году.

А оригинал этой скульптуры я видела в музее Ватикана.

Старый же город стоит на месте древнеримского Таррако, и до сих пор сохранил много следов той эпохи. Начиная от стен и заканчивая амфитеатром.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта