Музей создан в 1992 году с целью сохранения культурного наследия народов Крыма и межкультурного просвещения. Первая выставка состоялась в 1993 году — было представлено более тысячи предметов быта и культуры 16 различных народов. С момента возникновения музея началась активная работа по формированию коллекции. В 1999-2004 годах постоянная экспозиция заняла залы площадью 147,4 кв.метра в здании по адресу: ул. Пушкина, 18. С тех пор это здание стало домом для музея.
Когда музей получил здание, была создана выставка «Мозаика культур народов Крыма». А в 2004 году открыта постоянная экспозиция «Этническая история Крыма в керамических фигурах». В дальнейшем при музее основан центр межкультурного просвещения и толерантности. Сейчас в залах можно познакомиться с обновленной первой экспозицией — теперь она разместилась на 500 кв.метрах и содержит предметы, рассказывающие о 21 народе Крыма.
В 2018 году при музее создан Детский этнографический центр. Здесь в игровой форме ребята знакомятся с различными народами Крыма, участвуют в мастер-классах, различных постановках. В группе музея ВКонтакте удобно следить за новостями и мероприятиями, а также просмотреть фотографии коллекций музея.
Этнографический музей является одним из крупнейших просветительских центров полуострова Крым. Значимость музея подчеркивает то, что здесь собрана самая полная информация о народах Крыма и их этнографии. Некоторые называют учреждение своеобразным путеводителем, который знакомит с культурой и народами Крыма. Сотрудники проводят выставочную, научно-исследовательскую и просветительскую работу. Уже давно они ездят по селам, чтобы собрать ценные этнографические сведения и объекты. Некоторые экспонаты закупаются, а многие предметы быта и культуры были подарены местными жителями.
Коллекцию музея составляют 13000 экспонатов, представляющих культуру 25 народов.
Фонд музея можно разделить на следующие группы: ткани, дерево, металл, керамика, ювелирные изделия, книги и документы, изделия из кожи, фотографии, исторические материалы о музее и национальных обществах, афиши. Все эти разделы также делятся на подразделы по этнической принадлежности.
В этнографическом музее можно посетить четыре постоянные экспозиции:
Стоимость билетов зависит от того, какие выставки посетители хотят увидеть:
Стоимость будет зависеть от возраста и категории лиц, дополнительно можно оплатить услуги экскурсовода:
При покупке такого билета предоставляется возможность посетить: экспозицию «Мозаика культур народов Крыма», Музей украинской вышивки им. В. С. Роик, выставку «Русский самовар. Традиции чаепития». Цена за осмотр совсем небольшая, также можно стать участником экскурсии:
Возможно только в рамках экскурсии (1-10 человек): за входной билет взрослые платят по 50 рублей, школьники, студенты, пенсионеры — 40 рублей. Дополнительно оплачивается стоимость экскурсии — 50 рублей для всех категорий, льготы не предоставляются.
На каждую выставку необходимо приобретать отдельный билет, дополнительно можно заплатить за экскурсию на каждой выставке:
Музей можно посетить в любой день, кроме вторника. Часы работы: 09:00—18:00 часов, в пятницу рабочий день смещен на два часа: 11:00—20:00.
Музей находится в Симферополе по адресу: ул. Пушкина, 18. Не путайте с Музеем истории Симферополя , расположенным неподалеку на противоположной стороне (ул. Пушкина, 17).
Дехать до этномузея можно на общественном транспорте:
Карта-схема пешего маршрута от остановки общественного транспорта до музея:
Можно также воспользоваться услугами такси, чтобы доехать до музея: в Симферополе работают следующие сервисы: Яндекс. Такси, Максим, Такси Везёт.
Панорама на здание музея:
Видео о крымском этнографическом музее:
УДК 338.48: 39 (477,75)
КУЛЬТУРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ КРЫМА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Парубец Ольга Викторовна 1 , Федорченко Юлия Николаевна 2
1 Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», кандидат географических наук, старший преподаватель кафедры туризма
2 Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского», магистр кафедры туризм
CULTURAL AND ETHNOGRAPHIC CENTERS OF CRIMEA: PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS
Parubets Olga Viktorovna 1 , Fedorchenko Yuliya Nikolaevna 2
1 Sevastopol Institute of Economics and Humanities (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution higher education «Crimean Federal University Vernadsky», Ph.D in Geographical Science, senior lecturer of Tourism Department
2 Sevastopol Institute of Economics and Humanities (branch) of the Federal State Autonomous Educational Institution higher education «Crimean Federal University Vernadsky», master’s degree of Tourism Department
Библиографическая ссылка на статью:
Парубец О.В., Федорченко Ю.Н. Культурно-этнографические центры Крыма: проблемы и перспективы развития // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]..03.2019).
Крым богат своим составом населения. Кроме русских, здесь проживают украинцы, крымские татары, немцы, чехи, эстонцы, армяне и другие народы. Эти народы представляют собой уникальные культурно-этнографические центры, каждый из которых по-своему уникален и является интересным туристским продуктом. В подобных центрах можно познакомиться с архитектурными традициями, культурой, бытом и национальной кухней народов, а также принять участие в проведении национальных праздников и обрядов.
Целью данной статьи является рассмотрение культурно-этнографических центров Крыма, а также выявление проблем и перспектив их развития.
В мире существует множество мест, которые представляют собой уникальную культурно-историческую память тысячелетий, а также являются свидетельством присутствия народов и их культур. Безусловно, Крым относится к таким местам со своим мультикультурным многообразием. Под этнографическим туризмом подразумевается вид культурно-познавательного туризма, основной целью которого является посещение этнографического объекта для познания культуры, архитектуры, быта и традиций народа, проживавшего когда-либо или проживающего сейчас на данной территории .
Крымское этническое наследие многогранно и поэтому является крайне интересным объектом этнографического туризма. Несмотря на перипетии истории, проживающие на территории полуострова народы до сегодняшнего дня сберегли свои традиции, уклад жизни, язык и культуру, передают их из поколения в поколение. Сохранению этно-культурного наследия крымских народов и знакомству с ним всех желающих служат культурно-этнографические центры. Вовлечённые в данный процесс туристы проявляют интерес к новой культуре через участие в народных промыслах, танцах, обрядах, фестивалях, национальной кухне и т.д .
В Крыму насчитывается 77 культурно-этнографических центров, среди которых особый интерес представляют крымско-татарские, украинские, немецкие и чешские культурно-этнографические центры. К малоизвестным относятся армянские и эстонские . Для того чтобы увидеть разницу сохранности культуры центров, будут рассмотрены наиболее известные, а также те центры, о которых почти никто не знает.
Украинский культурно-этнографический центр в Крыму «Украинская хата» находится в с. Новониколаевка Ленинского района. Тут сохранились жилища XIX в., и одно из них оборудовано под музей «Украинская хата». В нём воссоздан интерьер украинских поселенцев XIX – начала ХХ вв. Внутри всё выдержанно в украинских традициях: характерная планировка, предметы быта, национальные костюмы и украшения, фольклорные зарисовки, вышиванки. Не менее привлекателен двухэтажный дом, где раньше жила семья Клименко (основатель культурно-этнографического центра). Там располагается библиотека, где более трёх тысяч томов книг всевозможного содержания. Также есть стихи, легенды, и различные проведённые исследования Ю. Клименко. В большом зале располагается своеобразная «кунсткамера». В ней собраны картины, репродукции, ковры, гобелены, вышивки. Также туристы могут отведать блюда национальной кухни, приобрести народные промыслы .
Немецкий культурно-этнографический центр «Кроненталь» располагается в с. Кольчугино Симферопольского района. Кроненталь (со старонемецкого – Царская долина) был основан в 1810 году лютеранскими и католическими семьями из Бадена, Эльзаса, Пфальца и Рейнской Баварии. Изначально это был немецкий лагерь «Кроненталь». Поездка в этот центр познакомит туристов с работящим немецким народом, который занимался сельским хозяйством, выращивал виноградники и занимался виноделием. В самом здании музея можно увидеть национальные костюмы, народные промыслы, предметы быта. А в подвале находится пивной центр. Здесь можно ознакомится с технологией приготовления пива, а также отведать знаменитые немецкие колбаски. Помимо этого можно купить народную вышивку, керамику и игрушки .
Крымско-татарский культурно-этнографический центр «Коккоз» располагается в с. Соколиное Бахчисарайского района около реки Коккозка. Коккозы в переводе с тюркского означает «Голубой глаз». Село раскинулось в одной из долин полуострова, которую с трёх сторон окружают горные массивы: Бойко, Ай-Петри и Орлиный Залет. В селе до наших дней смогли сохранится старинные татарские жилища, сады, караван-сараи, мечети, фонтаны – всё это могут посмотреть туристы. В своё время местом отдыха для странников был караван-сарай, где можно было переночевать. Вблизи с караван-сараем имеется углубление фонтана. Этот фонтан назван в честь князя Али-бея Булгакова, хозяина этих территорий до 1917 года. Недалеко от усадьбы Али-бея Булгакова находится здание мечети, которое было построено в XIX столетии. Мечеть асимметрична со смещенным вправо парадным обрамленным пилястрами арочный вход. Еще одна достопримечательность села – мечеть Куртлер-маале. Была построена мечеть примерно в середине XIX века. Это приземистое здание из гаспринского камня-известняка. Мечеть украшена полигональной кладкой фигурными надоконными перемычками из плотного клинчатого камня-песчаника и симметричными фасадами.
Крымско-татарский центр «Богатое Ущелье» находится в с. Богатое Бахчисарайского района во Второй гряде Крымских гор, в долине возникшей благодаря реке Суаткан, притоку Бельбека. Точная дата появления этого села не известна, а знают лишь старое название села – Коклуз. При этом перевода этого названия не существует, но предполагают, что название исходит от одного из языков, распространённых в Крыму в дотюркскую эпоху. Здесь предоставлен вниманию татарский дворик с домом, где все исполнено по национальным особенностям древних Крымских татар. Есть свой сад, а в нём множество различных цветов, тропинок и пруд. В ходе экскурсии можно ознакомится с жизнью, культурой, обрядами и национальной кухней. В самой усадьбе представлены предметы этнографического музея. И именно здесь можно попробовать лучшие татарские блюда, отведать чай из горных трав и посетить кофейную церемонию.
Крымско-татарский центр «Карасубазар» в г. Белогорск. Традиционная застройка домов XIX века находится в старом городе. В тот период дома возводились одноэтажными, построенными из саманного кирпича. Сам центр находится в здании старинного крымско-татарского дома, на стенах которого развешаны изделия крымско-татарской вышивки золотыми нитями, фотографии, исторические документы, старые предметы быта начала прошлого века. Посетителей угощают национальным кофе, чаем и сладостями. Не менее интересным местом являются руины караван-сарая Таш-Хан. Он служил для остановки и отдыха путешественников, и был построен в XV веке, по периметру которого шли в 2 этажа помещения. К сожалению, до наших времён остались лишь ворота и часть стен.
Чешский культурно-этнографический центр располагается в с. Александровка Красногвардейского района. В селе сохранились традиционные постройки жилищ со свойственной для них планировкой комнат и особенностями национальной обстановки конца XIX – начала XX вв. Главной особенностью культурно-этнографического центра является Чешский костёл Сердца Иисуса Христа. Здание было построено в неоготическом стиле в 1910 году чешскими и немецкими переселенцами, и костёл входил в число богатейших храмов Крыма. Из Чехии для храма были привезены три колокола и орган. На потолке были три большие хрустальные люстры, на полу лежали три персидских ковра, на скамьях лежали накидки из бархата, на столах – скатерти из шелка, а алтарь был исполнен из белого мрамора. Со временем костёл был закрыт, шпиль сломан. Бесхозным костёл Сердца Иисуса Христа прибывал несколько десятков лет. В 90-х годах были попытки по восстановлению здания, но они прошли безуспешно. Так по сегодняшний день костёл продолжает превращаться в руины. Неподалёку с ним приметны части кладбища, на котором осуществляли захоронения в первой половине ХХ века чешские и немецкие поселенцы.
Эстонский культурно-этнографический центр «Кончи-Шавва» находится в с. Краснодарка Красногвардейского района. Первоначально здесь располагались самостоятельные два села Кончи и Шавва, но во второй половине XIX в. они были объединены. Сейчас в этом селе живёт около 50 семей эстонцев. Село расположено в 25 км от Красногвардейска. Рейсовые автобусы сейчас не ходят. В селе нет почты, магазинов, школы, медпункта. Цивилизация не затронула это место, сохранив, своего рода, первозданность рассматриваемого центра. Народ смог сберечь свою культуру, обычаи, национальную кухню, традиционные жилища и язык. Одной из характерных особенностей эстонской культуры является хоровое пение, традиции которого сохранились и у эстонцев Крыма .
Армянский культурно-этнографический центр «Сурб-Хач» расположен в 3 км. от города Старый Крым. Сурб-Хач – это армянский монастырь. На территории монастыря есть: церковь Сурб-Ншан (св. Знамения); трапезная монастыря, XVIII в. с достроенным в конце XIX в. вторым этажом; кельи (братский корпус) 1694 года; два источника и лестницы в монастырском саду XVIII – XIX вв. Церковь была построена в 1358 году во времена армянской колонизации Крыма. Позднее к храму был пристроен гавит (притвор) с колокольней, а в 1719 году – братский корпус с кельями для монахов. Трапезная располагается к западу от храма. Под зданием были подвальные помещения, которые располагались над трапезной. В северном зале здания устроены камин с арочной перемычкой и печь. Кельи (братский корпус) и внутренний дворик примыкают к южному фасаду церкви и гавита. Сад монастыря был заложен несколькими террасами на пологом горном склоне. Все эти достопримечательности свободны для туристов .
Рассмотрение наиболее известных культурно-этнографических центров Крыма даёт осознание того, что Крым уникален и богат своим культурным наследием. Даже те культурно-этнографические центры, которые почти никому не известны, смогли сохранить свой изначальный быт и культуру. Однако есть факторы, препятствующие развитию этнографического туризма. Как известно, этнографические объекты делятся на движимые и недвижимые. К недвижимым относятся хозяйственные постройки, архитектурные сооружения, здания культовых сооружений, кладбища, места ритуального поклонения и прочее, к движимым – убранство жилищ, предметы быта, предметы религиозного культа, передвижные этнографические выставки и т.п . Использование этих объектов в рекреационной деятельности связано с рядом проблем. Некоторые из выявленных в Крыму этнообъектов по своей уникальности заслуживают внимания туристов, но находятся в непривлекательном состоянии или имеют плохую транспортную доступность. Недостаток финансирования приводит к тому, что многие, обветшавшие от времени здания и сооружения центров с каждым годом все больше разрушаются, приходя в аварийное состояние.
Серьезной проблемой является и их малая известность. Многие жители Крыма не знают об этнографических центрах, не говоря о приезжающих в летний сезон туристах. Для преодоления этих проблем необходимо разработать комплексную программу по популяризации и продвижения культурно-этнографических центров Крыма на государственном и региональном уровне, предложив, в том числе, варианты интересных экскурсий по культурно-этнографическим центрам народов Крыма. Полученные от этнографического туризма средства могут послужить финансовой поддержкой для функционирования центров и способствовать развитию туристской инфраструктуры вокруг них. К тому же, за счёт привлечения туристов вглубь полуострова, станет возможным несколько «разгрузить» приморские территории, страдающие от перенасыщенности туристов в высокий сезон.
Важно подчеркнуть, что культурно-этнографический туризм в Крыму является перспективным направлением развития туристской отрасли, так как для этого есть богатая ресурсная база. Кроме того, растёт интерес туристов к культуре, истории, промыслу народов Крыма.
Таврида – уголок России, интересный следами не только ушедших цивилизаций, но и творчеством ныне проживающих здесь народов. Как нельзя лучше это доказывает столица полуостровной республики – Симферополь. Крымский этнографический музей находится прямо в центре этого города. Он собрал уже тысячи душевных откликов от посетителей из многих стран СНГ и даже дальнего зарубежья. Здесь путешественник понимает, насколько духовно богат Крым благодаря разным нациям.
Учреждение находится по ул. Пушкина. Оно соседствует с Таврической духовной семинарией (и ее ), Музеем Тавриды и . В городе оно чрезвычайно востребовано!
Биография заведения не очень длинна – оно организовано только в 1992 г., на правах отделения республиканского учреждения . Самостоятельным объектом оно стало лишь в 2009 г. Однако к этому времени КЭМ уже успел обзавестись многотысячными коллекциями экспонатов.
Речь идет о предметах духовной и материальной среды крымских татар, украинцев, русских, караимов, потомков готов, армян, а также традиций еще 21 диаспор, проживающих когда-то на полуострове. Достопримечательностью можно назвать уже само здание – это видный в городе памятник архитектуры и градостроительства. Он был возведен еще в 1869 г. – чтобы служить домом для девочек-сирот. Приют организован графиней Адлерберг, много сделавшей для симферопольцев.
В XX столетии шедевр зодчества много раз использовался не по назначению, но в результате ему удалось сохранить свою функцию просветительского центра. В 2009 г. он превратился в место проведения ярких этнографических фестивалей, творческих встреч и конференций на тему борьбы с национальным шовинизмом.
Этнографический музей в Симферополе хранит в своих фондах уникальные произведения искусства и хозяйственной деятельности различных этносов Крыма, всего 13 тысяч предметов экспонирования. Они связаны в том числе с такими малоизвестными крымскими общинами, как протестанты-меннониты и цыгане. Творческий след в оставили многие выходцы из Западной, Балканской и Восточной Европы – поляки, французы, немцы, швейцарцы, болгары, греки, молдаване, чехи и эстонцы.
В этом можно убедиться в павильонах «Мозаики культур Крыма», представляющей посетителям народные костюмы и атрибуты, предметы быта (керамика, ткани, металл, дерево), орудия труда и оружие. В помещениях данного отдела много книг, документов, фото и картин. Неоспоримая ценность – архив национальных украинских сорочек, коллекция модной восточной посуды, собрание армянских и крымско-татарских женских поясов и украшений, а также жилеты, вышедшие в XVIII веке из моды.
Еще один отдел – «Крымский ларец» — экспонирует на своих стеллажах уникальные произведения декоративно-прикладного искусства. Среди них – вышивка, красивая бытовая утварь, женские украшения, а экспозиция украинских вышиванок занимает вообще отдельный зал. В последнее десятилетие тут появилось два новых подраздела – выставочная локация для фрагментов потолочной росписи и самоваров.
В г. Симферополь Этнографический музей стал своего рода воспитательным центром. Здесь проходят уроки по этнографии, основам мировых религий, краеведению и эстетике для местных школьников, учащихся студий ИЗО, а также студентов многих вузов. Работает также информационно-методический центр, занимающийся межкультурным просвещением. Он организует дискуссионные клубы, касающиеся тематик межнационального взаимодействия и толерантности.
В здании часто проходит фотовыставка «Православные храмы Крыма», знакомство с творчеством известных художников «курортной» республики. Учреждение имеет свой справочник, который можно приобрести на кассе. Оно имеет установленный график работы, приведенный ниже. Видео- и фотосъемка оплачиваются отдельно. Пенсионеры, студенты и дети до 16 лет относятся к льготным категориям посетителей.
В эту «сказку» легко попасть с . Следует пройти 2 км по переулку Шаталова и ул. Горького. Можно еще воспользоваться маршруткой №4. Она следует через , что рядом с вокзалом. Выходить надо у парка имени Тренева.
На машине от центра города доехать до Этнографического музея можно так:
Крымский этнографический музей в Симферополе – популярный объект экскурсий. Фото экспозиций, обновленные цены за вход и отзывы туристов узнавайте на его сайте. Один из постоянных проектов КЭМ – республиканская биеннале «Узор на полотне» — выставка восточнославянской вышивки. Во-вторых, заведение является местом для проведения фольклорных фестивалей, ведь здесь выставлены сотни народных музыкальных инструментов. Среди ценностей «храма» культуры есть и открытки.
Наука утверждает, что примерно 250 тыс. лет тому назад на территории Крымского полуострова впервые появился человек . И с этого времени, в разные исторические эпохи на нашем полуострове проживали, сменяя друг друга различные племена и народы, существовали разного устройства государственные образования.
Самые давние, известные нам народы, жившие в Крыму, это были киммерийцы ,
населявшие юго-восточную часть полуострова в XV-VII вв. до н. э. Примерно в это
же время, в I тысячелетии до н. э. южную горную часть Крыма освоили племена тавров , которые
здесь занимались как земледелием, так и скотоводством. Именно по
имени племен тавров в письменных источниках
до XIII века Крымский полуостров именовался Таврикой.
В VII в. до н. э. в степные и предгорные районы полуострова вторглись ираноязычные племена скифов . Здесь они осели и начали заниматься земледелием и скотоводством. На полуострове, ими было создано целое Скифское царство, а его столицей стал город Неаполь Скифский, который существовал с III в. до н. э. по III в. н. э.). Скифам было известно гончарное дело, а также ювелирное искусство.
Почти тысячелетнее владычество скифов в III в. н. э. сменилось приходом в Крым готов , которые завоевали и разрушили Скифское царство. Сами готы жили в основном на юге и юго-западе Крымского полуострова.
Еще во времена скифов, примерно с VI в. до н. э. берет свое начало греческая колонизация некоторых районов полуострова. В результате чего здесь создаются Боспорское государство и Херсонесская республика . Вслед за греками, в I в. до н. э. на юге и в юго-западной части Крымского полуострова появляются римляне.
А в степных районах Крыма, вслед за готами в IV в. в появляются тюркоязычные кочевые племена гуннов , а спустя еще четыре века, в VIII веке в Крым вторглись пришедшие с Нижней Волги и Северного Кавказа племена хазар .
После хазар, в VIII-IX вв. в степной части Крыма создаются поселения тюркоязычных племен, которых называли протоболгарами. Протоболгары в 4 в. жили в степях Юго-Восточной Европы, а во второй половине VII в. они стали перемещаться на восток. Часть их племен ушла в район Камы и Средней Волги, их называли волжско-камскими болгарами. Другая часть протоболгар во главе с Аспарухом проникла на Балканы, и здесь, вместе со славянскими племенами, образовали в 681 году Первое Болгарское царство. Позднее протоболгары растворились в славянском населении, вместе с которыми они участвовала в формировании (этногенезе) современных болгар.
В VIII-IX вв в Крыму появляются небольшие по численности сообщества караимов (караи) и крымчаков, которых можно отнести к коренным тюркоязычным народам Крыма, сохранившихся и до настоящего времени.
Новые тюркоязычные кочевые племена печенегов появляются в Крыму к концу IX в., а уже в середине XI в. на полуостров вторгаются тюркоязычные племена половцев (кыпчаков) .
Христианство проникает в Крым из Византии в III в. По имеющимся письменным источникам, в Херсонесе Киевский князь Владимир принял христианство, которое впоследствии распространилось на Руси...