Главная » Отношения » Бажов годы жизни. Интересные факты о бажове. Фантастические герои сказов

Бажов годы жизни. Интересные факты о бажове. Фантастические герои сказов

российский и советский революционер, писатель, фольклорист, публицист, журналист

Краткая биография

Па́вел Петро́вич Бажо́в (27 января 1879 года, Сысертский завод - 3 декабря 1950 года, Москва) - российский и советский революционер, писатель, фольклорист, публицист, журналист. Получил известность как автор уральских сказов.

Родился 15 (27) января 1879 год в семье рабочего горного мастера Петра Бажева (изначальная фамилия). В детстве жил в поселках Сысертский завод и Полевской завод. В числе лучших учеников окончил заводскую школу, затем - Екатеринбургское духовное училище, где учился с 10 до 14 лет, затем в 1899 году окончил Пермскую духовную семинарию. В 1907-1913 годах преподавал русский язык в Екатеринбургском епархиальном женском училище, а затем в духовном училище Камышлова, во время летних каникул путешествовал по Уралу, собирал фольклор. Женился на своей ученице, Валентине Александровне Иваницкой, в семье родилось четверо детей.

До 1917 года был членом партии эсеров. Начиная с февральской революции помогал партии большевиков. В 1918 году П. П. Бажов вступил в РКП(б).

В Гражданскую войну, в конце апреля - начале мая 1918 года, прибыл в Семипалатинскую губернию, а в июне 1918 года - в город Усть-Каменогорск. Организовывал подполье, разрабатывал тактику сопротивления в случае падения советской власти в области и уезде. После переворота в Усть-Каменогорске, устроенного 10 июня 1918 года подпольной организацией «Щит и престол» при поддержке казаков, Бажов затаился до конца года в своей страховой конторе, временно прекратив деятельность. Летом и осенью 1918 года он пытался наладить оперативную связь с оставшимися большевиками, но лишь в январе 1919 года, после получения информации о плачевном положении зыряновских подпольщиков, возобновил свою деятельность по координации подполья. Отношение к подготовке восстания в Усть-Каменогорской тюрьме (30 июня 1919 года) у Бажова было двояким, так как он сомневался в связи между партизанскими соединениями «Красных горных орлов» в составе Народной повстанческой армии Алтая, работая по заданию красной Москвы. После проведения схода командиров краснопартизанских отрядов в ноябре 1919 года в селе Васильевка он объединил их в одну силу. После установления советской власти в Усть-Каменогорске (15 декабря 1919 года) и вступления в город повстанческой крестьянской армии Козыря и рот из объединённого отряда «Красных горных орлов», Бажов, выйдя из подполья, стал организовывать новый Совдеп. Какое-то время сохранялось двоевластие: в Народном доме заседал новый Усть-Каменогорский совдеп, а в бывшем управлении 3-го отдела Сибирского казачьего войска был штаб армии Козыря. Бажов передал информацию в Семипалатинск. Во второй половине января 1920 года в Усть-Каменогорск прислали три полка регулярных сил Красной Армии. Козыревская армия рассеялась фактически без боя, сам он бежал. Именно Бажов, действовавший тогда под псевдонимом Бахеев (Бахмехьев), организовал подавление подготовки восстания во главе с Козырем.

Во вновь образованном Ревкоме Бажов занял пост заведующего управлением народного образования, заведовал также профсоюзным бюро. Попутно он стал редактором, а по существу организатором, выпускающим и метранпажем местной газеты. Одновременно ему было вменено в обязанность «сохранить общее наблюдение за работой отдела народного образования». Он создал учительские курсы, организовал школы по ликвидации неграмотности, принял участие в восстановлении Риддерского рудника. В июле 1920 года в казахские волости были посланы 87 учителей, подготовленных с его участием. 10 августа 1920 года под руководством Бажова и Н. Г. Калашникова в городе прошёл Первый уездный съезд Советов. Осенью 1920 года Бажов возглавил продотряд на должности особоуполномоченного уездного продовольственного комитета по продразвёрстке. Осенью 1921 года он перебрался в Семипалатинск, где возглавил губернское бюро профсоюзов.

В конце 1921 года Бажов вследствие тяжёлого заболевания и по просьбе Камышловского исполкома возвратился на Урал, в Камышлов (основная причина была в доносах в Губернском ЧК Семипалатинска на его бездействие в период власти Колчака), где продолжил журналистскую и литературную деятельность, писал книги по истории Урала, собирал фольклорные записи. Первая книга очерков «Уральские были» вышла в 1924 году. В 1923-1931 работал в областной «Крестьянской газете».

В 1933 году по доносу М. С. Кашеварова был обвинён в присвоении партийного стажа с 1917 года, исключён из партии. Через несколько месяцев после ходатайства был восстановлен в партии с началом стажа в 1918 году, за «приписывание» стажа ему был объявлен строгий выговор.

После этого Бажову поручили написать книгу о строительстве Краснокамского бумажного комбината. Но по мере написания главные герои исчезали в горниле репрессий, и публиковать ее не решились.

В 1936 году в 11 номере журнала «Красная новь» был опубликован первый из уральских сказов «Девка Азовка».

Также ему было поручено подготовить книгу «Формирование на ходу. К истории Камышловского 254-го 29-й дивизии полка». Он уже работал редактором Свердловского книжного издательства. После того, как в 1937 году командовавший дивизией во время Гражданской войны М. В. Васильев были репрессирован, по еще одному доносу М. С. Кашеварова Бажов был вновь исключен из партии и уволен из издательства. Целый год большая семья Бажова жила за счет огорода и маленькой зарплаты его свояченицы. В это вынужденно свободное время он написал много своих сказов.

В 1939 году вышло первое издание уральских сказов - «Малахитовая шкатулка». Эта книга при жизни автора неоднократно пополнялась новыми сказами.

В 1930-х годах его дважды исключали из партии (в 1933 и 1937 годах), но оба раза спустя год восстанавливали.

С 1940 года Бажов возглавлял Свердловскую писательскую организацию.

Депутат Верховного Совета СССР 2-3-го созывов.

Награды и премии

  • орден Ленина (03.02.1944)
  • Сталинская премия второй степени (1943) - за книгу уральских сказов «Малахитовая шкатулка»

Сказы

Создание сказов (т. н. «тайные сказы» - «старинные устные предания» уральских горнорабочих) происходило в сложных условиях противостояния краеведческого движения 1920-х - начала 1930-х годов и советской цензуры. В 1931 году в Москве и Ленинграде прошла серия дискуссий на тему «Значение фольклора и фольклористики в реконструктивный период», по итогам которых была поставлена задача изучения «современного рабочего и колхозно‐пролетарского фольклора». Вскоре было принято решение издать сборник «Дореволюционный фольклор на Урале»: сбор материала поручили В. П. Бирюкову, который должен был сдать сборник в декабре 1935 года. Однако В. П. Бирюков заявил, что «нигде не может найти рабочего фольклора». Редактор сборника Е. М. Блинова «через четыре месяца общения с П. П. Бажовым, в июне 1935 г., резко изменила направление работы и стала нацеливать В. П. Бирюкова на собирание рабочего фольклора». Ставший после Е. М. Блиновой редактором сборника П. П. Бажов написал для него сказы «Дорогое имячко», «Медной горы Хозяйка» и «Про Великого Полоза», объявив их фольклорными записями сказов В. А. Хмелинина, которые П. П. Бажов слышал в 1892-1895 годах. В. А. Хмелинин (Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей») происходил с Полевского завода выведен как рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем.. По мнению профессора Марка Липовецкого, сказы Бажова сочетают трудносовместимые установки сказочной и несказочной прозы и являются наилучшим воплощением «тех, большей частью комических, попыток создания „нового фольклора“ (или фейклора), символами которого стали „новины“ Марфы Крюковой и песни Джамбула Джабаева».

Архетипичность образов

Мифологические персонажи сказов делятся на антропоморфных и зооморфных. Весьма образны персонификации природных сил:

  • Хозяйка медной горы - хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстаёт перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой - в виде ящерицы в короне. Происхождение своё ведёт, скорее всего, от «духа местности». Существует также гипотеза, что это преломлённый народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь.
  • Великий Полоз - ответственен за золото («он тут всему золоту полный хозяин»). Его фигура создавалась Бажовым на основе поверий древних хантов, манси и башкир, уральских легенд и примет горщиков и рудознатцев. Ср. мифологический змей. Фигурируют также многочисленные дочери Полоза - Змеёвки или Медяницы. Одна из них - Золотой Волос - выведена в одноимённом сказе.
  • Бабка Синюшка - персонаж, родственный Бабе-Яге, персонификация болотного газа, который на Урале и называли «синюшкой». «Сживи Синюшку с места, и откроется полный колодец золота да дорогих каменьев». Перед «гораздыми да удалыми» бабка Синюшка «красной девкой оборачивается»: именно такой её видит Илья - герой сказа «Синюшкин колодец».
  • Огневушка-поскакушка , «девчоночка махонькая», танцующая над месторождением золота (связь между огнём и золотом) - персонаж, в основе которого лежит образ Золотой Бабы, божества вогуличей (манси).
  • Серебряное копытце - волшебный «козёл», у которого на одной ноге серебряное копыто, там, где он этим копытом топнет - появится драгоценный камень.
  • Голубая змейка - волшебная маленькая змейка, персонификация самородного золота: «Когда она этак-то бежит, вправо от неё золотая струя сыплется, а влево чёрная-пречёрная… Наверняка верховое золото окажется, где золотая струя прошла».
  • Земляная кошка - персонаж сказа «Кошачьи уши», персонификация сернистого газа: по словам автора, «образ Земляной кошки возник в горняцких сказах опять-таки в связи с природными явлениями. Сернистый огонёк появляется там, где выходит сернистый газ. Он… имеет широкое основание и поэтому напоминает ушко».

Список сказов

  • Алмазная спичка
  • Аметистовое дело
  • Богатырева рукавица
  • Васина гора
  • Веселухин ложок
  • Голубая змейка
  • Горный мастер
  • Далевое глядельце
  • Две ящерки
  • Демидовские кафтаны
  • Дорогое имячко
  • Дорогой земли виток
  • Ермаковы лебеди
  • Жабреев ходок
  • Железковы покрышки
  • Живинка в деле
  • Живой огонек
  • Змеиный след
  • Золотой волос
  • Золотоцветень горы
  • Золотые дайки
  • Иванко крылатко
  • Каменный цветок
  • Ключ земли
  • Коренная тайность
  • Кошачьи уши
  • Круговой фонарь
  • Малахитовая шкатулка
  • Марков камень
  • Медная доля
  • Медной горы хозяйка
  • На том же месте
  • Надпись на камне
  • Не та цапля
  • Огневушка-поскакушка
  • Орлиное перо
  • Приказчиковы подошвы
  • Про Великого Полоза
  • Про водолазов
  • Про главного вора
  • Рудяной перевал
  • Серебряное копытце
  • Синюшкин колодец
  • Солнечный камень
  • Сочневые камешки
  • Старых гор подаренье
  • Тараканье мыло
  • Таюткино зеркальце
  • Травяная западенка
  • Тяжелая витушка
  • У старого рудника
  • Хрупкая веточка
  • Хрустальный лак
  • Чугунная бабушка
  • Шелковая горка
  • Широкое плечо

Историческая достоверность персонажей сказов

При написании сказов Бажов руководствовался определенными установками, в ряде случаев отступая от исторических фактов. Советский исследователь Р. Р. Гельгардт установил, что П. П. Бажов при написании сказов изучал исторические документы, но если в исторических исследованиях по какому-то вопросу было разногласие, то писатель «отвергал все, что было не в пользу России, Урала, не в интересах простого народа». Примеры таких трактовок:

  • Ерофей Марков - житель уральского села Шарташ (сказ «Золотые дайки»);
  • Ермак - выходец с Урала (сказ «Ермаковы лебеди»);
  • Получение асбестовой пряжи и месторождение асбеста около Невьянска открыла крепостная девушка (сказ «Шелковая горка»).

Влияние сказов на уральскую фольклористику

Сами сказы не являются фольклорным материалом. Исследователь В. В. Блажес отметил, что Бажов собирал фольклор как писатель, не записывая того, что должен записывать ученый-фольклорист и не проводя паспортизации (хотя Бажов о паспортизации знал). Сказы и деятельность Бажова оказали значительное влияние на уральскую фольклористику, на десятилетия определив направление её развития - сбор «рабочего фольклора». Немало способствовал этому сам Бажов, который часто посещал преподавателей и студентов Уральского государственного университета (УрГУ), наставляя их на собирание рабочего фольклора, инициировал фольклорные экспедиции в города и поселки городского типа для сбора «рабочего фольклора», давал методические советы по его записи и называл населенные пункты, где его надо собирать. При этом отбрасывалась значительная часть фольклора населения Урала, прежде всего крестьянский фольклор. Об этом явлении можно судить по тому, что собирателю фольклора И. Я. Стяжкину было указано фольклористом университета Кукшановым, что «всякие элементы религиозного содержания, грубоватого просторечья совершенно недопустимы». В итоге из сборника фольклорных материалов И. Я. Стяжкина (1219 страниц), переданного в 1949-1957 годах специалистам УрГУ, были опубликованы только несколько пословиц и поговорок, исторические песни, сказка «Царь Петр и матрос» и песня «Товарищ боец, становись запевалой».

Краткая библиография

  • Сочинения в 3-х томах. - М.: Гослитиздат, 1952.
  • Сочинения в 3-х томах. - М.: Правда, 1976.
  • Сочинения в 3-х томах. - М.: Правда, 1986.
  • Избранные произведения в 2-х томах. - М.: Художественная литература, 1964.
  • «Уральские были». - Свердловск, 1924 - книга очерков
  • «К расчету». - Свердловск, 1926
  • «Пять ступеней коллективизации». - Свердловск, 1930
  • «Бойцы первого призыва». - Свердловск, 1934
  • «Формирование на ходу». - Свердловск, 1936 - книга, за которую Бажов был исключён из членов ВКП(б)
  • «Зелёная кобылка». - Свердловск,1940 - автобиографическая повесть
  • «Малахитовая шкатулка». - Свердловск, 1939 - сборник сказов
  • «Ключ-камень». - Свердловск, 1943 - сборник сказов
  • «Сказы о немцах». - Свердловск, 1943 - сборник
  • «Ермаковы лебеди». - Молотов, 1944
  • «Живинка в деле». - Молотов, 1944
  • «Голубая змейка». - Свердловск, 1945
  • «Богатырева рукавица». - М.: Правда, 1946
  • «Богатырева рукавица». - Свердловск, 1946
  • «Орлиное перо». - Свердловск, 1946
  • «Русские мастера». - М.-Л.: Детгиз, 1946
  • «Каменный цветок». - Челябинск, 1948
  • «Дальнее - близкое». - Свердловск, 1949
  • «Дальнее - близкое». - М.: Правда, 1949 - мемуары
  • «За советскую правду». - Свердловск, 1926
  • «Через межу»
  • «Отслоения дней» - дневниковые записи, письма

Прочие сведения

Бажов - дед по материнской линии политического деятеля Егора Гайдара, который, в свою очередь, является внуком Аркадия Гайдара.

Американская писательница-фантаст Мерседес Лакки включила Хозяйку (Королеву) Медной горы в свою книгу Fortune’s Fool (2007). Там Хозяйка - могучий дух/колдунья подземного царства, но с несколько безрассудным характером.

Прототип главного героя бажовских сказов, Данилы-мастера, согласно книге «Режевские сокровища», родился и вырос на уральской реке Реж, в деревне Колташи, это знаменитый горщик Данила Зверев.

Увековечение памяти

П. П. Бажов скончался в Москве 3 декабря 1950 года. Похороны состоялись в Свердловске на Ивановском кладбище 10 декабря 1950 г. Могила писателя находится на холме, на центральной аллее кладбища. В 1961 году на могиле установлен гранитный памятник. Авторы памятника - скульптор А. Ф. Степанова и архитектор М. Л. Минц. Писатель изображён сидящим на камне в спокойной, непринуждённой позе, руки лежат на коленях, в правой руке - курительная трубка. Высота памятника - 5 метров. У подножия его на каменной плите высечена надпись «Бажов Павел Петрович. 1879-1950». Памятник окружён цветником.

В Москве на ВВЦ установлен первый в СССР и в мире светомузыкальный фонтан «Каменный цветок» (1954 г.). Авторы: проект художника-архитектора К. Т. Топуридзе, скульптор П. И. Добрынин.

11 марта 1958 года в городе Свердловске на плотине городского пруда открыт памятник-бюст писателю с надписью «Павел Петрович Бажов. 1879-1950». На пьедестале памятника символическое изображение каменного цветка. Монументы Бажову П. П. также открыты в городах Полевском, Сысерти и Копейске.

Дом-музей П. П. Бажова в Екатеринбурге

В 1967 году в Екатеринбурге, в доме, в котором жил Павел Петрович Бажов, основан музей П. П. Бажова.

В 1978 году издан художественный маркированный конверт, посвящённый писателю.

В 1984 году в селе Бергуль Северного района Новосибирской области в честь Павла Бажова был открыт дом-музей. Писатель проживал в селе несколько месяцев в 1919 году.

В честь П. П. Бажова названы посёлок городского типа Бажово (сейчас входящий в состав города Копейска), улицы в Москве, Екатеринбурге, Челябинске, Кургане, Иркутске и других городах России, Украины и Казахстана (улица Павла Бажова в Усть-Каменогорске).

Образы из сказов П. П. Бажова - Каменный цветок и Хозяйка медной горы (в виде коронованной ящерицы) - изображены на гербе города Полевской, с окрестностями которого связаны многие сказы.

К 120-летию писателя, в 1999 году учреждена Премия имени П.П. Бажова, ежегодно вручаемая в Екатеринбурге. Имя писателя носит ежегодный Бажовский фестиваль народного творчества в Челябинской области.

В честь Павла Петровича Бажова назван пермский теплоход (компания «ВолгаWolga»).

Бажовская - перспективная станция Екатеринбургского метро, которая должна открыться во время строительства 2-й очереди метрополитена.

Полевской называют родиной бажовских сказов, сердцем «бажовского Урала». Павел Бажов жил в Полевском в 1892-1895 годах. Памятник в его честь был установлен в 1983 году, выполнен Ленинградским монументальным объединением. Материал - родонит, постамент из розового гранита.

Постановки

Кинофильмы

  • Каменный цветок (1946)
  • Тайна зелёного бора (1960)
  • Степанова памятка (1976)
  • Синюшкин колодец, короткометражный (1978)
  • Золотой полоз (2007), режиссёр Владимир Макеранец
  • Мотивы сказов «Медной горы Хозяйка» и «Малахитовая шкатулка» лежат в основе сюжета фильма-сказки Вадима Соколовского «Книга мастеров».

Мультфильмы

  • Синюшкин колодец, перекладки (1973)
  • Медной горы хозяйка, кукольный (1975)
  • Малахитовая шкатулка, кукольный (1976)
  • Каменный цветок, кукольный (1977)
  • «Серебряное копытце», рисованный (1977)
  • «Подарёнка», кукольный (1978)
  • «Горный мастер», рисованный (1978)
  • «Огневушка-поскакушка», рисованный (1979)
  • «Золотой волос», кукольный (1979)
  • «Травяная западёнка», рисованный (1982)

Диафильмы

  • «Голубая змейка» - 1951, худож. Афонина Т.
  • «Серебряное копытце» - 1969, худож. Столяров Р.
  • «Малахитовая шкатулка» - 1972, худож. Маркин В.
  • «Золотой волос» - 1973, худож. Бордзиловский Витольд
  • «Огневушка-поскакушка» - 1981, худож. Маркин В.
  • «Хозяйка Медной горы» - 1987, Украина, худож. Семыкина Л. Н.
  • «Малахитовая шкатулка» - 1987, худож. Кульков В.

Спектакли

  • балет С. С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке» (постановка 1954)
  • балет «Каменный цветок» А. Г. Фридлендера (поставлен 1944)
  • спектакль «Сказы» / Каменный цветок (Государственный академический Малый театр Союза ССР. 1987)
  • опера К. В. Молчанова «Каменный цветок» (постановка 1950)
  • симфоническая поэма А. Муравлёва «Азов-гора»
  • оркестровая сюита Г. Фрида
  • опера-сказ «Малахитовая шкатулка» Д. А. Батина (постановка 2012. Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского)
Категории:

Бажов Павел Петрович (1879-1950), писатель, журналист.

Родился 27 января 1879 г. в городе Сысертский Завод близ Екатеринбурга в семье потомственных рабочих. Поступил в Екатеринбургское духовное училище, а затем в Пермскую семинарию, которую окончил в 1899 г.

В течение полутора десятилетий (до 1917 г.) он преподавал русский язык в Екатеринбурге и Камышлове. В эти годы предметом пристального интереса будущего писателя стали народный быт и культура, устное народное творчество уральцев. События революции и Гражданской войны не оставили Бажова в стороне: в 1918 г. он вступил добровольцем в Красную армию.

По окончании военных действий Бажов обратился к журналистике. В 20-х гг. его очерки, фельетоны, рассказы печатались в екатеринбургской «Крестьянской газете», других уральских периодических изданиях. В 1924 г. вышла первая книга писателя - «Уральские были», в которую вошли очерки-воспоминания о дореволюционном прошлом края.

Главное произведение Бажова, сделавшее его классиком русской литературы, - «Малахитовая шкатулка» - увидело свет лишь в год 60-летия автора. Первый сборник под этим названием (1939 г.) объединил 14 сказов; в дальнейшем «Малахитовая шкатулка» пополнялась новыми произведениями (последние прижизненные издания содержали около 40 сказов).

В 1943 г. книга получила Сталинскую премию, а после войны Бажов стал депутатом Верховного Совета СССР. В «Малахитовой шкатулке» автор обратился к своеобразной литературной форме - сказу, связанному с традициями устного народного творчества. Изобилующая разговорными оборотами и диалектными словами, использующая элементы фольклорного стиля, речь рассказчика создаёт иллюзию доверительного устного повествования.

В основе книги лежит тема творческого труда. Герои Бажова - рудокопы («Хозяйка Медной горы»), углежоги («Живинка в деле»), камнерезы («Каменный цветок», «Горный мастер»), литейщики («Чугунная бабушка»), чеканщики («Иванко-крылатко») - предстают людьми, искренне преданными своему делу. Им помогают жить не только их золотые руки, но и весёлая живинка в деле, которая «впереди мастерства бежит и человека за собой тянет». Сочная и яркая цветовая палитра, поэтичные образы, перекликающиеся с русским фольклором, напевность и жизнерадостная эмоциональная окраска народной речи создают неповторимый мир бажовских сказов.

Адресованная читателям различных социальных слоёв и возрастных категорий, «Малахитовая шкатулка» стала необыкновенно популярной - так, в годы Великой Отечественной войны книга оказалась в числе самых читаемых. Как писала газета «Правда», в историю отечественной словесности Бажов вошёл собирателем жемчужин родного языка, первооткрывателем драгоценных пластов рабочего фольклора - не хрестоматийно приглаженного, а творимого жизнью.

Биография и эпизоды жизни Павла Бажова. Когда родился и умер Павел Бажов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, фото и видео.

Годы жизни Павла Бажова:

родился 15 января 1879, умер 3 декабря 1950

Эпитафия

«Я солнце пил, как люди воду,
Ступая по нагорьям лет
Навстречу красному восходу,
Закату красному вослед.

Земной красой я упивался,
Благословлял ее удел.
Не раз влюблялся, убивался
И песни пил, как песни пел.

Пускай покину мир однажды
Я, жажды в нем не утоля,
Но людям жаждать этой жажды,
Покуда вертится Земля».
Из стихотворения Расула Гамзатова «Покуда вертится Земля»

Биография

Один из самых известных сказочников русской земли, автор «Серебряного копытца», «Каменного цветка» и «Хозяйки медной горы», Павел Петрович Бажов родился на Урале, в семье простого рабочего. У юноши не было намерения становиться писателем: он учился в духовных семинариях, затем работал учителем русского языка. Первое, что круто изменило его судьбу, - это революционные события, которым Бажов всей душой сочувствовал. Второе - это проблемы со здоровьем, из-за которых Бажов был отстранён от активной деятельности и отправлен обратно на Урал.

Хотя неизвестно, можно ли считать причиной раскрытия писательского таланта Бажова его возвращение на любимую родину. Ведь к тому времени Павел Петрович уже попробовал свои силы, трудясь в газете, работая над очерками и собирая народный фольклор. Очевидно, таланту писателя нужен был лишь небольшой толчок.

Павел Бажов в 1911 г.

После выхода в свет «Малахитовой шкатулки» Бажов в одночасье обрёл известность. О нём говорили и писали больше, чем он успел написать сам. Сборник уральских сказов перевели на другие языки, его издавали в Лондоне, Париже и Нью-Йорке. Павел Петрович был скромным человеком и всегда говорил, что его роль в создании сказов второстепенна, а главное место в них принадлежит народу.

Павел Петрович прожил долгую, хорошую и по его собственным словам счастливую жизнь. Спустя 11 лет после его смерти на холме Ивановского кладбища, где похоронен писатель, был установлен большой каменный памятник. А ещё до этого монумент в честь писателя был установлен в Екатеринбурге у городского пруда. Но главная память о Бажове по-прежнему живёт в созданных им образах, настолько близких сердцу русского человека, что они запоминаются с детства и на всю жизнь.

Линия жизни

15 января 1879 г. Дата рождения Павла Петровича Бажова.
1899 г. Окончание Пермской духовной семинарии.
1918 г. Начало подпольной работы в Семипалатинской губернии и Усть-Каменогорске.
1920 г. Организация подавления восстания Козыря в Усть-Каменогорске. Работа по подготовке учителей. Руководство первым уездным съездом Советов.
1921 г. Переезд в Семипалатинск, затем возвращение в Камышлов.
1923-1931 гг. Работа в областной «Крестьянской газете».
1924 г. Выход в печать первой книги очерков Бажова «Уральские были».
1936 г. Публикация первого уральского сказа Бажова «Девка Азовка».
1939 г. Публикация первого сборника сказов Бажова «Малахитовая шкатулка».
1940 г. Назначение главой Свердловской писательской организации.
1943 г. Получение Сталинской премии второй степени за книгу «Малахитовая шкатулка».
3 декабря 1950 г. Дата смерти Павла Бажова.
10 декабря 1950 г. Похороны П. Бажова в Свердловске .

Памятные места

1. Сысерть, где родился Павел Петрович Бажов.
2. Пермь, где П. Бажов учился в духовной семинарии.
3. Камышлов, где П. Бажов работал учителем русского языка.
4. Усть-Каменогорск (Казахстан), куда П. Бажов приехал в 1918 г.
5. Семипалатинск (ныне - Семей), где Бажов работал в 1921 г.
6. Москва, где скончался Бажов.
7. Ивановское кладбище в Свердловске (ныне - Екатеринбург), где похоронен П. Бажов.

Эпизоды жизни

До 1917 г. П. Бажов состоял в партии эсэров и потом всю жизнь активно поддерживал большевистское движение, в том числе и работая в подполье. Правда, его дважды исключали из партии, но оба раза реабилитировали.

Бажов всегда отказывался, когда его хвалили за литературную работу, считая, что не заслужил комплиментов в свой адрес. Иногда его скромность достигала таких масштабов, что впоследствии писателю приходилось доказывать, что он именно сочинил свои «сказы», а не просто записал их с чужих слов.


Документальный фильм «Советский сказ Павла Бажова»

Заветы

«Работа — она штука долговекая. Человек умрет, а дело его останется».

«Тоже ведь сказы не зря придуманы. Иные - в покор, иные в наученье, а есть и такие, что вместо фонарика впереди».

«Был и остаюсь сторонником труда в литературе. Стоя на этой позиции, утверждаю, что каждый через какой-нибудь десяток лет работы может дать изумительное по своей неожиданности полотно».

«Живинка в каждом деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет».

Соболезнования

«Бажов принес нам в личине сказа величие высокой простоты, любовь к одному краю, прославление труда, гордость и честь рабочего человека, верность долгу. Целомудрие. Неуспокоенность исканий и стремлений. Стойкость. Дух времени…»
Евгений Пермяк, русский и советский писатель

«П. П. Бажов был похож на всеведующего гнома, поднявшегося из недр земли, чтобы рассказать о кладах, хранителем которых он издавна служит».
Лев Кассиль, писатель

«У писателя Бажова было позднее цветение. Очевидно, потому что он очень серьезно относился к понятию «настоящая литература», слишком высоко ставил звание писателя и не считал его применимым к себе. Образцом, мерилом для писателей, работающих в жанре сказки, он считал А. С. Пушкина».
Анна Бажова, дочь писателя

Бажов Павел Петрович родился в 1879 году, 27 января. Умер этот русский писатель, знаменитый сказочник, прозаик, обработчик легенд, преданий, уральских сказов в 1950 году, 3 декабря.

Происхождение

Родился Бажов Павел Петрович, биография которого представлена в нашей статье, на Урале, возле Екатеринбурга, в семье Августы Стефановны и Петра Васильевича Бажевых (эта фамилия писалась тогда именно так). Отец его был потомственным мастером на Сысертском заводе.

Фамилия писателя происходит от слова "бажить", что означает "предвещать", "ворожить". Даже уличное мальчишечье прозвище у Бажова было Колдунков. Позднее, когда он начал печататься, подписывался также этим псевдонимом.

Становление таланта будущего писателя

Бажев Петр Васильевич работал мастером на Сысертском заводе, в пудлингово-сварочном цехе. Мать будущего писателя была хорошей кружевницей. Это являлось для семьи подспорьем, особенно когда муж временно оставался без работы.

Жил будущий писатель в среде горнорабочих Урала. Детские впечатления оказались для него самыми яркими и важными.

Бажов любил слушать рассказы бывалых людей. Сысертские старики - Короб Иван Петрович и Клюква Алексей Ефимович были хорошими рассказчиками. Но превосходил всех, кого знал будущий писатель, Хмелинин Василий Алексеевич, полевской горняк.

Детсткие и юношеские годы

Этот период своей жизни будущий писатель провел на Полевском заводе и в городке Сысерти. Его семья часто переезжала, так как отец Павла работал то на одном заводе, то на другом. Это позволило юному Бажову узнать хорошо жизнь горного округа, что он впоследствии и отразил в своем творчестве.

Будущий писатель получил возможность учиться благодаря своим способностям и случаю. Сначала он посещал трехлетнюю мужскую земскую школу, где работал талантливый педагог словесности, который умел увлечь литературой ребят. Любил его слушать и Бажов Павел Петрович. Биография писателя сложилась во многом под влиянием этого талантливого человека.

Все уверяли семью Бажевых, что необходимо продолжить образование их даровитого сына, но бедность не позволяла мечтать о реальном училище или гимназии. В итоге выбор пал на Екатеринбургское духовное училище, так как в нем плата за обучение была самой низкой, и не требовалось покупать форму. Это заведение предназначалось в основном для детей дворян, и лишь содействие друга семьи позволило устроить в него Павла Петровича.

В 14 лет, окончив училище, Бажов Павел Петрович поступает уже в Пермскую духовную семинарию, где постигает различные области знания в течение 6 лет. Здесь он познакомился с современной и классической литературой.

Работа учителем

В 1899 году обучение было закончено. После этого Бажов Павел Петрович работал учителем в начальной школе в населенном старообрядцами районе. Он начал трудовой путь в одной глухой деревне возле Невьянска, после чего в Камышлове и Екатеринбурге продолжил свою деятельность. Преподавал будущий писатель русский язык. Он много путешествовал по Уралу, интересовался краеведением, фольклором, этнографией, журналистикой.

Павел Бажов в течение 15 лет во время школьных каникул каждый год пешком путешествовал по родному краю, беседовал с рабочими, присматривался к окружающей жизни, записывал рассказы, разговоры, собирал фольклор, узнавал о труде камнерезов, гранильщиков, литейщиков, сталеваров, оружейников и других мастеров Урала. В дальнейшем это помогло ему в карьере журналиста, а затем и в писательском труде, который начал позднее Павел Бажов (фото его представлено ниже).

Когда через некоторое время в Екатеринбургском духовном училище открылась вакансия, Бажов возвратился в родные стены этого заведения уже в качестве педагога.

Семья Павла Петровича Бажова

В 1907 году будущий писатель стал работать в епархиальном училище, где вел уроки русского языка до 1914 года. Здесь он встретил свою будущую жену, Валентину Иваницкую. Она была в то время ученицей этого учебного заведения. В 1911 году поженились Валентина Иваницкая и Павел Бажов. Они часто бывали в театре, много читали. В семье писателя появилось на свет семеро детей.

Во время начала Первой мировой войны росли уже две дочери - дети Бажова Павла Петровича. Семья в связи с материальными трудностями вынуждена была переехать в Камышлов, где жили родственники Валентины. Павел Бажов стал работать в Камышловском духовном училище.

Создание сказов

В 1918-1921 годах Бажов принимал участие в Гражданской войне в Сибири, на Урале, на Алтае. В 1923-1929 годах он проживал в Свердловске, где работал в "Крестьянской газете". В это время писателем было создано более сорока сказов, посвященных заводскому уральскому фольклору. С 1930 года начинается работа в книжном издательстве Свердловска. Писателя в 1937 году исключили из партии (восстановив через год). Лишившись из-за этого инцидента работы в издательстве, он решил посвятить свободное время сказам, которые подобно уральским самоцветам «замерцали» в его "Малахитовой шкатулке". В 1939 году увидело свет это наиболее знаменитое произведение автора, представляющее собой сборник сказок. За "Малахитовую шкатулку" писатель был удостоен Государственной премии СССР. Бажов в дальнейшем пополнял новыми сказами эту книгу.

Писательский путь Бажова

Сравнительно поздно начался писательский путь этого автора. Первая его книга "Уральские были" появилась в 1924 году. Наиболее значительные рассказы Павла Бажова вышли в свет лишь в 1939. Это вышеупомянутый сборник сказов, а также "Зеленая кобылка" - автобиографическая повесть о детских годах.

В "Малахитовую шкатулку" позднее были включены новые произведения: "Сказы о немцах" (год написания - 1943), "Ключ-камень", созданный в 1942 году, "Сказы об оружейниках", а также другие творения Бажова. Поздние произведения автора термином "сказы" можно назвать не только из-за формальных признаков жанра (наличие в повествовании вымышленного рассказчика, обладающего индивидуальной характеристикой речи), но и потому, что восходят они к тайным сказам Урала - устным преданиям старателей и горнорабочих, которые отличаются сочетанием сказочных и реально-бытовых элементов.

Особенности сказов Бажова

Создание сказов писатель считал главным делом всей жизни. Кроме того, он занимался редактированием альманахов и книг, в том числе посвященных уральскому краеведению.

Изначально фольклорными являются обработанные Бажовым сказы. "Тайные сказы" он слышал еще мальчиком от Хмелинина. Этот человек стал прототипом деда Слышко - рассказчика из произведения "Малахитовая шкатулка". Бажову позднее пришлось заявить официально, что это всего лишь прием, и он не просто фиксировал чужие рассказы, а создавал на их основе свои собственные.

Термин "сказ" позднее вошел в фольклористику советского времени для определения прозы рабочих. Однако через некоторое время было установлено, что это понятие не обозначает нового явления в фольклоре: сказы на самом деле оказались воспоминаниями, легендами, преданиями, сказками, то есть существовавшими уже долгое время жанрами.

Называя свои произведения этим термином, Бажов Павел Петрович, сказки которого были связаны с фольклорной традицией, учитывал не только лишь традицию этого жанра, подразумевающую обязательное наличие рассказчика, но также и существование устных старинных преданий горнорабочих Урала. От данных фольклорных произведений он перенял основную черту своих творений - смешение в повествовании сказочных образов.

Фантастические герои сказов

Главная тема сказов Бажова - простой человек, его мастерство, талант и труд. Связь с тайными основами нашей жизни, с природой осуществляется с помощью могущественных представителей горного волшебного мира. Пожалуй, самым ярким среди персонажей подобного рода является Хозяйка Медной горы, которую повстречал Степан - герой "Малахитовой шкатулки". Она помогает Даниле - персонажу сказа под названием "Каменный цветок" - раскрыть талант. А после того как он отказывается сделать самостоятельно Каменный цветок, разочаровывается в нем.

Кроме этого персонажа, интересен Великий Полоз, который ответственен за золото. Его образ создавался писателем на основе древних суеверий хантов и манси, а также уральских легенд, примет рудознатцев и горщиков.

Бабка Синюшка, еще одна героиня сказов Бажова, - это персонаж, являющийся родственным знаменитой Бабе Яге.

Связь между золотом и огнем представляет Огневушка-Поскакушка, которая танцует над месторождением золота.

Итак, мы познакомились с таким самобытным писателем, как Павел Бажов. В статье были представлены лишь основные вехи его биографии и наиболее известные произведения. Если вы заинтересовались личностью и творчеством этого автора, можно продолжить знакомство с ним, прочитав воспоминания дочери Павла Петровича - Ариадны Павловны.

Появился на свет Павел Бажов 15 (27) января 1879 года недалеко от уральского города Екатеринбурга в семье простого рабочего. Практически все детство его прошло в маленьком городке Полевском в Свердловской области. Обучался Павел в заводской школе. В классе он был одним из лучших учеников. После того как он закончил духовное училище в городе Екатеринбурге, Павел решил поступить в пермскую духовную семинарию. По окончании учёбы в 1899 году, Бажов пошёл работать учителем русского языка. Женой Павла Бажова в последствии стала его бывшая ученица Валентина Иваницкая. В супружестве у них родилось четверо детей.

Писательской деятельностью Павел Петрович Бажов занялся в годы Гражданской войны. Как раз в то время он начал работать журналистом, а позднее увлёкся историй Урала. Тем не менее Павел Бажов больше знаком нам в качестве фольклориста.

Свою первую книгу с Уральскими очерками под общим наименованием «Уральские были» писатель опубликовал в 1924 году. А первый сказ Павла Петровича Бажова издался в 1936 году («Девка Азовка»).

В основном большинство сказов, написанные писателем являлись фольклорными. Издание замечательной книги Бажова «Малахитовая шкатулка» (1939) во многом обусловил дальнейшую судьбу писателя.

Эта книга дала писателю мировую популярность. Талант Бажова как нельзя лучше выразился в сказах выпущенной книги, которую он периодически пополнял. «Малахитовая шкатулка» – это сборник фольклорных рассказов для детей и взрослых о жизни и быте на Урале, о красоте природы уральской земли.

В «Малахитовую шкатулку» включено множество мифологических персонажей таких как например: Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Данила-мастер, бабка Синюшка, Огневушка-поскакушка и прочие.

В 1943 году писатель благодаря этой книге был награждён Сталинской премией, а в 1944 году ему вручили орден Ленина за продуктивное творчество.

Павел Бажов написал массу произведений, по которым в последствии были поставлены балеты, оперы, спектакли, сняты фильмы и мультфильмы.

Жизнь и творчество писателя прервались 3 декабря 1950 года. Павла Петровича Бажова похоронили в городе Свердловске на Ивановском кладбище.

В доме писателя где он проживал открыли музей. Имя Павла Бажова носит народный фестиваль в Челябинской области, ежегодная премия, вручаемая в Екатеринбурге. Писателю Павлу Петровичу Бажову поставлено несколько памятных монументов в Свердловске, Полевском и других городах. Также именем писателя наречены улицы во многих городах бывшего Советского Союза.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта