, художник и режиссер, обладатель премии «Золотая Маска»:
Роскошь — это демонстрация материальных благ с последующим их уничтожением… В последнее время я встала на путь минимизации количества используемых вещей… Минимализм предполагает общение с человеком по делу, просто и ясно. Практика роскоши в общении предполагает постоянное брожение образов с декоративными ответвлениями…Рассуждая о роскоши и минимализме я понимаю, что эти понятия очень тесно связаны. И прихожу к выводу, что минимализм (и простота) - самая большая роскошь.Почему мне не нравится иерархическая структура в театре? Потому что мне в принципе не близка иерархия, тем более должностная. И еще не нравится работать с немотивированными людьми, а они в театрах часто встречаются.
Лекция Веры Мартыновой «Роскошь и минимализм» состоялась 7 апреля в Домике Чехова (площадка Объединения «Манеж»). Художник поделилась со слушателями своими размышлениями о минимализме и роскоши как стиле в искусстве и подходе к жизни; об истоках, значении, точках соприкосновения и противоречиях двух понятий.
Вера Мартынова – художник и режиссер. Куратор Нового Пространства Театра Наций , Москва (с 2016 г.). С 2004 по 2013 гг. работала как художник-постановщик, художник по костюмам и актриса в Лаборатории Дмитрия Крымова. С 2012 до 2014 г. - главный художник «Гоголь-центра». Автор около 30 спектаклей. Сотрудничает со Школой-студией МХАТ и Британской высшей школой дизайна в качестве преподавателя. Обладатель премии Эдинбургского международного фестиваля искусств за спектакль «Как вам это понравится» по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь» (2012 г.). Лауреат премии «Золотая Маска» в номинации «Лучший театральный художник» за оформление спектакля «Opus 7» (2010 г.) и премии «Золотая Маска» за спектакль «Демон. Вид сверху» (2008 г.). Получила премию «Золотая Трига» международной выставки сценографии и сценического пространства Prague Quadrennial (в составе группы художников).
Фотографии предоставлены пресс-службой Музейно-выставочного объединения «Манеж».
Фотограф: Юлия Суханова
Фотографии предоставлены пресс-службой Музейно-выставочного объединения «Манеж».
Фотограф: Юлия Суханова
Рисунок Веры Мартыновой, 2015. Хорватия — Черногория
На прошлой неделе компания ТеатрALL, Парк искусств Музеон и арт-объединение CoolConnections представили ТеатрALLную неделю в Музеоне, участниками лекции о моде и театре стали театральная художница Вера Мартынова и стилист, имиджмейкер и fashion-обозреватель Анна Баштовая. Основной идеей этого мероприятия было желание показать изменения в театральной культуре за последние несколько лет, рассказать о сложностях, с которыми сталкивается зритель при выборе наряда. В связи с открытием большого количества современных театров, отношение к ним упростилось, все больше и больше людей, собираясь на постановку, стараются не переборщить в «грандиозности» своего внешнего вида. Естественно, что к таким театрам, как Большой до сих пор сохранилось благоговейное отношение, но и там можно заметить зрителей в джинсах и толстовках. Об этом и многом другом и решили рассказать герои театрALLьной недели.
К моменту начала небольшое помещение школы было полностью заполненным, все разместились на складных стульях и приготовились слушать. Среди гостей оказались представители различных поколений и профессий, в том числе представители музея-театра Булгакова.
Вера Мартынова вышла к слушателям в черном платье-футляре с коротким рукавом. Такое платье, по ее словам, называется униформа. Униформа — это вещь с которой можно играть. Стоит добавить яркий аксессуар или подвернуть рукава, и общий образ заиграет совершенно другими красками. Мартынова уделяет большое внимание перевоплощениям, это касается не только самого костюма, но и актера, для которого он сшит. Особое мастерство проявляется тогда, когда герой может меняться прямо на сцене, сохраняя при этом свой личностный шарм.
В какой-то момент беседа переходит из монолога в формат дружеской беседы, гости начинают задавать вопросы. Один из мужчин пытается застать героиню врасплох, высказывая свою неуверенность в объяснении принципов работы художника — выбор того или иного силуэта, образа, детали. Впрочем, Вера Мартынова и ему отвечает с легкостью и без капли раздражения, объясняя, что образы собираются в процессе мышления, а любая деталь объясняется сюжетом и видением художника. Мужчину пытаются поддержать с задних рядов, но вскоре их вопросы заканчиваются, публика успокаивается, и беседа снова принимает нужный формат.
Каждый костюм — это своего рода произведение искусства, нельзя придумать что-то универсальное, подходящее для нескольких спектаклей. Самое сложное для театрального художника — заставить закройщика сшить «не под размер». На большом экране гостям показывают эскизы — вызывает удивление, что они больше похожи на рисунки, никаких пометок для швов и вытачек. Мартынова поясняет, что художнику нет смысла рисовать подробно, его задача только показать, как это должно выглядеть, остальное — это работа другого мастера. Героиня отправляет эскизы на шитье, а потом ей все время начинают звонить, уточнять — всем нужно живое общение, только так костюму можно придать его неповторимость, вдохнуть жизнь. Это одна из причин, почему многие детали она находит на блошиных рынках или в винтажных магазинах. Последних, по ее словам, в Москве только два, и дешевле слетать в Берлин. Вера Мартынова покупает много вещей в таких магазинах и для себя, это одежда, которая пожила, поменяла нескольких хозяев и стала костюмом.
«Сон в летнюю ночь» Дмитрия Крымова, художник спектакля Вера Мартынова
Для театрального художника очень важен контакт с вещами, с актерами, с режиссером. Нельзя просто прийти к нему и сказать «я хочу, чтобы это выглядело так». Перед тем, как сделать спектакль с режиссером, Мартынова должна с ним познакомиться. Она рассказывает, что сначала они пьют, гуляют, смотрят кино, потом она идет рисовать, а потом они опять разговаривают, обсуждают, и так происходит всегда. Иногда Вере Мартыновой кажется, что это ей так повезло, и она живет в идеальном мире.
Как в любой другой профессии, у театрального художника иногда возникает недостаток идей, тогда надо широко открыть глаза и смотреть, ведь вдохновение вокруг нас постоянно. Затем все увиденное трансформируется в рисунки и воплощается в костюмах. Мартынова рассказывает, как шли они с подругой по пляжу босиком в легкой летней одежде и наблюдали за неожиданным действом: вдруг открываются двери одного из замков Монако, откуда выходят женщины в бальных платьях, на шеях и запястьях которых сверкают бриллианты, и мужчины в смокингах. Тогда этот контраст так поразил ее, что потом стал основой для одной из постановок. Но так бывает не всегда, иногда художнику не ясно, что он хочет видеть, и тогда эскизы делаются из мусора, и только в процессе обсуждения они приобретают форму.
Подводя итог, Мартынова рассказала историю о том, как она приехала с папкой эскизов в Хорватию. У нее были очень короткие волосы, и она боялась, что к ней отнесутся несерьезно, но ее работы приняли. Поэтому, если вы мечтаете стать художником, не бойтесь рисковать, пробовать, все обязательно получится, ведь это очень интересная профессия.
Вторым спикером, была заявлена Саша Подъельская, но из-за накладок в расписании, она не смогла приехать, и вместо нее выступила Анна Баштовая. Хотелось бы отметить, что девушка сразу же отказалась от микрофона, что настроило всех присутствующих на нужный лад. Свою речь Александра начала с цитаты креативного директора Lanvin Альбера Эльбаза о том, что Москва — уникальный город, театральный. Только здесь в театр надевают самое лучшее, делают макияж и укладку. Он увидел особенную красоту и прелесть в том, как несколько прекрасных, замечательно одетых, но явно небогатых дам достали из сумочек бутерброды, какое-то печенье и стали их есть. Для этих женщин не было проблемой надеть лучшее, что у них есть, потратить часы на подготовку и при этом принести еду с собой. Только в Москве он мог увидеть такое. И был безумно этому рад.
Россия — театральная страна, продолжает Баштовая, у нас Чехов за плечами. Но последнее время прослеживается тенденция к упрощению, нам стало казаться, что, одеваясь нарядно, мы перебарщиваем. Мы надеваем платья, а мужчины костюмы, в то время как в Английском современном театре продают пиво и сидр. Все сидят, пьют — и это нормально, несмотря на то, что на сцене играют великие, всем известные актеры. Там это не выглядит странным, а для Саши Баштовой было шоком. В России до сих пор сохранилось отношение к театру, как к чему-то высокому. Это хорошо, ведь этим мы отдаем дань уважения авторам произведений. Особенно это стоит делать на премьерах, когда все участники постановки дико нервничают, а режиссер выглядывает из-за кулис, чтобы посмотреть на то, как реагирует публика, и как она выглядит.
В целом, такого понятия, как театральный дресс-код не существует. Все зависит от театра и постановки. Если вы хотите одеться нарядно, но боитесь переборщить, обратите внимание на костюмы актеров, так вы сможете придумать интересный образ. Например, если все актеры в белом, будет уместно надеть белое платье или белую рубашку. Главное в этом деле — не стесняться. Не бойтесь того, что вы будете выделяться, даже если вы будете единственной девушкой в платье. Сейчас в моде «диоровский» силуэт с пышной юбкой — и это здорово, раньше девушки почему-то смущались такое носить. Если до театра у вас еще много дел, вы можете смело надеть длинное платье и кроссовки. Москва — не место для каблуков, просто потому что это неудобно. Если вы все-таки пожелали надеть в театр туфли на шпильке, то лучше положить их в сумку и переобуться около входа. Однако есть вещи, которые ни в одном театре не будут выглядеть приемлемо. Это рванные джинсы, лосины и спортивные костюмы. Их надо оставить для улицы и для пробежки.
Иногда бывает так, что в театр позвали после работы. Если у вас строгий дресс-код, то имеет смысл взять с собой какую-нибудь яркую вещь — платок, украшение или блузку и переодеться. Это позволит вам менять наряд под задачи.
К образу надо подходить как к игре, главное — не переборщить. Это в Англии можно ходить хоть со сковородкой на голове и в пакете, а в России необходимо соблюдать умеренность.
Текст: Дарья Степанова
Накануне открытия уникальной арт-площадки художник и куратор Нового пространства Театра Наций Вера Мартынов рассказала Time Out о том, как менять Москву, чтобы от этого не было грустно.
В каком городе вы родились? И когда переехали в Москву?
Формально — в Хабаровске. Переехала в 2001, кажется, уже и вспомнить сложно…
Какой вы представляли себе Москву до того, как сюда переехали?
С красными кремлевскими стенами, как в советских учебниках. И еще, судя по новостям — всегда холодной и энергичной!
Какое представление о Москве оказалось ложным?
В Москве бывают, все же, милые теплые солнечные деньки. И они прекрасны!
Что оказалось сделать легче, чем вы думали?
Все оказалось сложнее, чем я предполагала…
А труднее?
Очень трудно уснуть, успокоиться и помнить, что хочу сделать.
Что вас удивило в Москве?
Каждый день удивляет чем-нибудь. Москва — это сочетание, казалось бы, не сочетаемых вещей.
К чему вы сих пор не можете привыкнуть?
К плохому воздуху, перенасыщенному выхлопными газами автомобилей, и к постоянному вырубанию деревьев.
Где вы живете сейчас? И чем этот район вам нравится?
Пречистенка. Мне нравится, что недалеко , и открытый бассейн . Мне нравится, что это район без ночных клубов. И еще тут много красивых старых особняков.
Где вас чаще всего можно встретить в Москве?