Данный материал полезен для учителей русского языка и литературы. Мероприятие предназначено для проведения в рамках недели русского языка и литературы,недели Книги в 9-10 классах. Игра поможет учащимся вспомнить изученные художественные произведения и узнать много интересного и познавательного, отвечая на предложенные вопросы.
Цель : привлечь учащихся старших классов к изучению русского языка и литературы и к чтению книг при помощи познавательных вопросов.
Оборудование : проектор, компьютер, волчок, допускается расчерченная доска
Ход игры
1. Знакомство с правилами игры
Мероприятие, посвященное Неделе Книги, проведем в форме игры «Что? Где? Когда?» и «Своя игра». Класс разделится на команды, каждая команда выберет капитана, придумает название. Сначала играет одна команда, затем другая. Вы будете играть против команды учителей и учеников нашей школы. Первая команда знатоков садится за стол, раскручивают волчок, выбирая номер вопроса, на раздумье дается 30 секунд, затем отвечают на вопрос. Отвечает тот знаток, которого называет капитан. Если ответ верен, команда получает очко, если ответ неверен – очко получает команда учителей и учеников. Каждая команда отвечает на 10 вопросов.
1 Раунд «Разминка». Вопросы задаются каждому участнику отдельно
1. Объясните, каким образом связаны между собой слова ШАБА’Ш и СУББОТА
Шабаш – довольно, хватит;
суббота (из еврейского языка)-
отдых – день отдыха.
2. Как заканчивается название одной из пьес А.Н. Островского «Свои люди - ...»?
…сочтемся»
3. О героине какого произведения идет речь :
Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим.
И что ж? Оно приятно, звучно;
Но с ним, я знаю, неразлучно
Воспоминанье старины.
Татьяна Ларина из «Евгения Онегина»
4. Кому Державин посвятил свою оду «Фелица»?
Екатерине Великой
5. Перед вами «обновленное» название известного произведения русского писателя. Восстановите истинный заголовок и укажите автора. «Предки и бэби»
«Отцы и дети» Тургенева
6. Перед вами «обновленное» название известного произведения русского писателя. Восстановите истинный заголовок и укажите автора.«Шнобель»
«Нос» Гоголя
7.Перед вами начальные строки стихотворения известного русского поэта. Продолжите его.
«Мороз и солнце. День чудесный...»
Еще ты дремлешь, друг прелестный,
Пора, красавица, проснись…
8.Перед вами начальные строки стихотворения известного русского поэта. Продолжите его.
«Я пришел к тебе с приветом…»
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало
9. Кому из литературных героев принадлежит следующее изречение? Кто автор? Как называется произведение?
– «Не хочу учиться, а хочу жениться!»
Митрофан из комедии «Недоросль» Фонвизина
10.Кому из литературных героев принадлежит следующее изречение? Кто автор? Как называется произведение?
– Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Фамусов из «Горя от ума» Грибоедова
11.Персонаж какого произведения получил от отца следующее наставление:
«Смотри же, учись, не дури, не паясничай, а больше всего угождай учителям и начальникам».
Гоголь «Мертвые души», Чичиков
12.Значение русского слова АБЕВЕГЕ мы привыкли узнавать в другом звучании. Назовите его .
«Азбука»
13. Перед вами несколько репродукций с картин русских художников (Суриков «Боярыня Морозова», Репин «Царевна Софья», Флавицкий «Княжна Тараканова»). Героине какой из картин посвящены строки, созданные В. Шаламовым ?
Перед ней склоняются иконы,
Люди – перед силой прямоты
Яростно земные бьют поклоны
И рисуют в воздухе кресты.
И над толпой порабощенной,
Далеко и сказочно видна,
Непрощающей и непрощенной
Покидает торжище она.
«Боярыня Морозова», Суриков
14. Какой композитор положил музыку на стихотворение Пушкина
«Я помню чудное мгновенье…»?Кому Пушкин посвятил эти строки?
Глинки, Анне Керн
15.Замените выделенное словосочетание одним иностранным словом, равным по значению.Мама связала теплую фуфайку с высоким воротом.
Свитер
16. Дайте три лексических значения слову БОКС.
1. Мужская стрижка;
2. Вид спорта;
3. Отгороженная часть помещения в лечебных учреждениях для изолированного содержания больного
17. Кем по роду занятий был Кирибеевич из «Песни про царя Ивана Васильевича…»?
Опричник
18. Пушкин в «Капитанской дочке» описывает такой случай: перед нападением Пугачёва на крепость комендант, прощаясь с семьёй, велел Маше надеть сарафан.
Почему он так поступил?
Сарафан – это одежда русских крестьянок, а людей из народа пугачёвцы не трогали.Значит, капитан не был уверен, что крепость выстоит
19. Запишите одним словом 3724-летие.
трёхтысячесемисотчетырёхлетие
20. Как одной крошкой накормить досыта всю семью?
Добавить к ней букву О и разлить получившуюся окрошку всем по тарелкам
Раунд 2. «Кто во что горазд» (По таблице)
«В мире животных»
10. Именно оттуда звонил слон Корнею Ивановичу Чуковскому.
(от верблюда)
20. Именно они явились во сне гоголевскому Городничему: «…пришли, понюхали и пошли прочь…».
(две необыкновенные крысы)
30. К этому дикому животному один советский писатель приравнивает первую любовь.
Дикая собака Динго или повесть о первой любви» Р.И.Фраерман)
40. Главный герой этой повести Джека Лондона Бэк был сыном сенбернара и шотландской овчарки.
(«Зов предков»)
50. Древние римляне говорили: «Там лежит заяц». А что говорим мы?
(вот где собака зарыта)
«Цифра 3»
10. В живописи – триптих, а в литературе?..
(трилогия)
20. Эти три движителя так и не сдвинули с места немеханическое транспортное средство.
(Лебедь, Рак и Щука)
30. Эта сказка А.С.Пушкина начинается так: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»
(«Сказка о царе Салтане»)
40. В этих японских стихотворениях всего три строки и 17 слогов.
(хокку)
50. Название трёх его романов начинается с буквы «О».
(И.А.Гончаров: «Обрыв», «Обломов», «Обыкновенная история»)
«Поэзия»
10. Это не только изящное животное, но и форма восточной поэзии.
(газель)
20. Именно этот поэт впервые назвал Санкт-Петербург Петроградом.
(А.С.Пушкин: «Над омрачённым Петроградом/ Дышал ноябрь осенним хладом».)
30.Он был мужем знаменитой Айседоры Дункан.
(С.А.Есенин)
40. К этому слову так и не смогли найти рифмы ни известный поэт Цветик, ни его ученик Незнайка.
(пакля)
50. В одном из его стихотворений в 1821 году впервые появилась строка: «Гений чистой красоты».
(В.А.Жуковский)
«Вам, гурманы»
10. Он не мог сделать выбор между мёдом и сгущёнкой и попросил и того, и другого.
(Винни-Пух)
20. Именно это блюдо заказал Буратино в «Харчевне трёх пескарей».
(три корочки хлеба)
30. Этот мастеровой решительно отказался от английского «горячего студинга в огне»: «Это я не знаю, чтобы такое можно есть!»
(Левша)
40. Огромное количество этого лакомства съел самый старый посетитель цирка.
(эскимо съел старик Хоттабыч)
50. Именно этому была посвящена последняя книга Александра Дюма-отца.
(кулинария)
«Все цвета радуги»
10. Именно эта книга что ни год переиздаётся Международным союзом охраны природы и природных ресурсов.
(«Красная книга»)
20. Какого цвета были цветы, которые М.А.Булгаков вложил в руки Маргарите во время первого свидания с Мастером?
(жёлтого)
30. Именно это прозвище носил всем известный герой Шарля Перро. Его прототипом был маршал Франции Жиль де Рэ.
(Синяя борода)
40. Эту замечательную сказку о подземных жителях написал Антоний Погорельский.
(«Чёрная курица, или подземные жители»)
50. Эта известнейшая сказка заканчивается словами: Но волк, увы, чем кажется скромней,/ тем он всегда лукавей и страшней»
(Ш.Перро «Красная шапочка»)
«Книжный мир»
10. Семь городов древности спорили за честь называться его родиной.
(Гомер)
20. «Мороз Красный нос», «Приключения капитана Врунгеля», «В окопах Сталинграда»… Что общего у таких разных произведений?
30. Так называется стихотворение, в котором первые буквы строк образуют слово или даже целую фразу.
(акростих)
40. Ей было всего 20 лет, когда она пророчески написала: «Моим стихам, как драгоценным винам,/ Настанет свой черёд».
(М.И.Цветаева)
50. Он издавал по 2 романа в год, а писал ещё быстрее, так что издателю после его смерти хватило работы ещё на 9 лет.
(Жюль Верн)
Раунд 3 «Игра со зрителями»
«Сказка – ложь…»
10. Эту полезнейшую штуковину можно получить за три хороших поступка.
(волшебная палочка)
20. Именно его Балда называл меньшим братом.
(заяц)
30.за ним охотились братья-близнецы в известной сказке Уайльда.
(кентервильский призрак)
50. Принц поднял туфельку с ноги Золушки. А вот была она правой или левой?
(башмак на правую ногу ничем не отличался от башмака на левую)
«Фразы»
10. «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе». Эта древняя христианская заповедь называется…
30. В его уста Гёте вложил слова: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!»
(Фауст)
40. «Мохнатый шмель на душистый хмель…» Музыка Андрея петрова. А слова…
(Р.Киплинг)
50. На его кольце с наружной стороны было написано: «Всё проходит», а с внутренней – «И это тоже пройдёт».
(царь Соломон)
«Цветы»
10. Как звали человека, который очень хотел создать каменный цветок?
(Данила-мастер)
20. Какой цветок особенно пропагандировал в своём творчестве С.Т.Аксаков?
(Р.Брэдбери)
40. Из чего был сделан яд, который Джульетта попросила у аптекаря Лоренцо?
(цветы лютика)
3. Подведение итогов. Награждение победителей
Литературная викторина с ответами для начальной школы «Кто автор произведения?»
«Ученикам следует – писал К.Д.Ушинский - передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания».
«Добрая книга - как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником». Виктор Астафьев
Литературная викторина неоднократно используется преподавателями в общеобразовательных школах. Это своеобразная форма контроля усвоенных знаний по пройденным темам. От тщательной подготовки учителя зависит, насколько увлекательным и качественным будет результат.
Цель литературных викторин заключается в развитии интереса к чтению. Книги должны стать для учащихся настоящими друзьями. Литературная викторина может проводиться в игровой форме.
Это сможет повысить заинтересованность детей, помочь им активно себя проявить и продемонстрировать свои прекрасные знания.
Это традиционная литературная викторина для школьников.
Вопросы и ответы (в скобках):
Это литературная викторина с ответами, которая посвящена различным животным из рассказов и сказок. Детям такая тема близка и чрезвычайно интересна, так как все любят братьев наших младших.
Литературная может проводиться в форме игры, что повысит интерес учащихся. Можно объединить все задания одной тематикой, например сказочной. Среди основных целей можно выделить следующие: активизация детского чтения; закрепление знаний по пройденным темам, организация досуга учеников, повторение имен авторов и героев детских сказок.
Литературная игра-викторина может быть названа «По страницам любимых сказок». Начать викторину-конкурс можно со вступительных слов ведущего. Учитель приветствует детей, спрашивает их о любимых сказках. Просит самостоятельно разделиться на две команды и помогает им в этом. Каждая команда придумывает себе уникальное название. Викторину можно разбить на несколько разделов. За правильные ответы команды получают баллы. После проведения всех конкурсов учитель (или члены жюри) подводят итог.
Это может быть отдельная литературная викторина. 3 класс с ней вполне справится. На эти вопросы смогут ответить дети и второго, и первого класса.
В первом конкурсе могут принимать участие две команды одновременно. Учащиеся хором отвечают на вопросы.
Литературная викторина может быть проведена как конкурс. Для этого учитель делит детей на две команды. Сначала отвечает первая группа. Вторая не должна подсказывать. Ответы нужно давать мгновенно. Правильный ответ - 1 балл. Неправильный - минус балл. Потом на вопросы отвечает другая команда. Вопросы для первой группы детей:
Вопросы для второй команды:
Таким образом, литературная викторина - это не только одна из форм контроля полученных на уроках знаний. Она поможет активизировать школьников, организовать их досуг, повысить интерес к чтению и книгам. Вопросы и тематика викторин могут быть самыми разнообразными. Будет весьма интересно, если преподаватель организует с несколькими этапами. Интересно организованная викторина повысит интерес учащихся к такой форме работы. Они с нетерпением будут ждать ее и тщательно готовиться к последующим викторинам.
Шуточные вопросы для литературной викторины
1. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием?
2. Назовите героиню русской народной сказки, которая была овощем
3. Какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной жилплощади?
4. Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе?
5. Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только собрать урожай?
6. Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев?
7. ◘ Дантист - это литературовед, специализирующийся по творчеству Данте, или зубной врач?
8. ◘ Гримёр - это исследователь творчества братьев Гримм или работник театра?
9. ◘ Критик - это житель греческого острова Крит или человек, занимающийся истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности?
10. ◘ Он - критик, она - ... Кто?
11. ◘ Сколько лет было А.С. Пушкину, когда он родился?
12. ◘ И Мазай, и Пихто - они кто?
13. ◘ В «Войне и мире» Л.Н. Толстого есть фраза: «Пьер Безухов распечатал письмо». Где же в то время Пьер взял компьютер и принтер?
14. ◘ У какого героя Тургенева не было звуковой карты?
15. ◘ Имя какой заглавной героини романа Л.Н. Толстого одинаково читается как слева направо, так и справа налево?