Главная » Дом » Малер композитор краткая биография. Биография. Венская опера. Майернигге

Малер композитор краткая биография. Биография. Венская опера. Майернигге

Регулярная статья
Густав Малер
Gustav Mahler
Г. Малер
Род деятельности:

Композитор

Дата рождения:
Место рождения:
Гражданство:

Австро-Венгрия

Дата смерти:
Место смерти:

Малер, Густав (Mahler, Gustav; 1860, деревня Калишт, ныне Калиште, Чехия, – 1911, Вена) - композитор, дирижер и оперный режиссер.

Ранние годы

Сын бедного торговца. В семье было 11 детей, которые часто болели, и некоторые из них умерли.

Через несколько месяцев после его рождения семья переехала в соседний город Иглава (нем. Iglau), где Малер провел свое детство и юность. Отношения в семье были плохие, и у Малера с детства развилась неприязнь к отцу и психологические проблемы. У него было слабое сердце (что и привело к ранней смерти).

Музыкой увлёкся с четырёх лет. С шести лет учился музыке в Праге . С 10 лет начал выступать как пианист, в 15 лет был принят в Венскую консерваторию, там учился в 1875–78 гг. у Ю. Эпштейна (фортепиано), Р. Фукса (гармония) и Т. Кренна (композиция), слушал лекции по гармонии А. Брукнера, с которым затем дружил.

Занимался сочинением музыки, зарабатывая преподаванием. Когда на смог выиграть премию конкурса Бетховена, решил стать дирижёром, а композицией заниматься в свободное время.

Работа в оркестрах

Дирижировал оперными оркестрами в Бад-Халль (1880), Любляне (1881–82), Касселе (1883–85), Праге (1885), Будапеште (1888–91), Гамбурге (1891–97). В 1897 г., 1902 г. и 1907 г. выезжал на гастроли в Россию.

В 1897–1907 гг. был художественным директором и главным дирижером Венской оперы, достигшей благодаря Малеру небывалого расцвета. Малер по-новому прочел и поставил оперы В. А. Моцарта, Л. Бетховена, В. Р. Вагнера , Дж. А. Россини, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Б. Сметаны, П. И. Чайковского (назвавшего Малера гениальным дирижером), добиваясь синтеза сценического действия и музыки, театрального и оперного искусства.

Его реформа была восторженно встречена просвещенной публикой, но конфликты с чиновниками, интриги недоброжелателей и нападки бульварной прессы (в том числе антисемитские) побудили Малера покинуть Вену . В 1908–1909 гг. он был дирижером «Метрополитен-опера», в 1909–11 гг. руководил Филармоническим оркестром в Нью-Йорке .

Композиции

Сочинением Малер занимался главным образом в летние месяцы. Основное содержание произведений Малера - ожесточенная, чаще всего неравная борьба доброго, гуманного начала со всем низменным, лживым, лицемерным, уродливым. Малер писал: «Всю жизнь я сочинял музыку лишь об одном - могу ли я быть счастливым, когда где-то еще страдает другое существо?». Как правило, в творчестве Малера выделяют три периода.

Художественными документами эпохи стали его потрясающие драматизмом и философской глубиной монументальные симфонии:

  • Первая (1884–88), навеянная идеей слияния человека с природой,
  • Вторая (1888–94) с ее программой «Жизнь-Смерть-Бессмертие»,
  • Третья (1895–96) - пантеистическая картина мира,
  • Четвертая (1899–1901) - горькое повествование о земных бедствиях,
  • Пятая (1901–1902) - попытка представить героя в «высшей точке жизни»,
  • Шестая («Трагическая», 1903–1904),
  • Седьмая (1904–1905),
  • Восьмая (1906), с текстом из «Фауста» Гете (так называемая симфония «тысячи участников»),
  • Девятая (1909), прозвучавшая как «прощание с жизнью», а также
  • симфония-кантата «Песня о земле» (1907–1908).

Десятую симфонию Малер не успел закончить.

Любимыми писателями Малера, повлиявшими на его мировоззрение и идеалы, были И. В. Гете, Жан Поль (И. П. Ф. Рихтер), Э. Т. А. Гофман, Ф. Достоевский , некоторое время Ф. Ницше .

Влияние Малера на мировую культуру

Художественное наследие Малера как бы подытожило эпоху музыкального романтизма и послужило отправной точкой для многих течений современного музыкального искусства, в том числе экспрессионизма так называемой Новой венской школы (А. Шёнберг и его последователи), для творчества А. Онеггера, Б. Бриттена и в еще большей мере - Д. Шостаковича .

Малер создал тип так называемой симфонии в песнях, с солистами-певцами, хором или несколькими хорами. Часто Малер использовал в симфониях свои песни (некоторые на собственные тексты). В некрологе на кончину Малера было отмечено, что он «преодолел противоречия между симфонией и драмой, между абсолютной и программной, вокальной и инструментальной музыкой».

Для увековечивания памяти композитора и исследования его работ в 1955 было создано Международное общество Густава Малера.

Биография

Детство

Семья Густава Малера происходила из восточной Богемии и была скромного достатка, бабушка композитора зарабатывала торговлей вразнос. Чешская Богемия была тогда частью Австрийской империи, семья Малер принадлежала к немецкоязычному меньшинству, и к тому же была еврейской. Отсюда рано проявившееся чувство изгнанничества будущего композитора, «всегда незваного гостя». Отец Густава, Бернхард Малер, стал разъездным торговцем, продававшим спиртные напитки, сахар и домашние изделия, мать происходила из семьи мелкого фабриканта, производившего мыло. Густав был вторым из 14 детей (лишь шестеро достигли зрелого возраста). Он родился 7 июля 1860 года в скромном доме в деревне Калиште (англ.).

Вскоре после рождения Густава семья переселилась в маленький промышленный городок Йиглаву - островок немецкой культуры в Южной Моравии, где Бернхард Малер завёл таверну. Здесь будущий композитор услышал уличные песни, народные танцы, сигналы горна и марши местного военного оркестра - звуки, которые впоследствии стали частью его музыкальной палитры. В возрасте четырёх лет он начал осваивать дедушкино пианино, и в возрасте десяти лет впервые играл на сцене. В 1874 году умер его младший брат Эрнст, и будущий композитор попытался выразить чувства скорби и утраты в не дошедшей до нас опере «Герцог Эрнст Швабский».

Музыкальное образование

Малер поступил в Венскую консерваторию в 1875 году. Его педагогами были Юлиус Эпштейн (фортепиано), Роберт Фукс (гармония) и Франц Кренн (композиция). Занимался также у композитора и органиста Антона Брукнера, но не считался его учеником.

В консерватории Малер сдружился с будущим композитором Хуго Вольфом. Не готовый мириться с жёсткой дисциплиной учебного заведения Вольф был отчислен, а менее мятежный Малер избежал этой угрозы, написав покаянное письмо директору консерватории Хельмесбергеру.

Малер, возможно, получил свой первый дирижёрский опыт в студенческом оркестре своей альма-матер, хотя в этом оркестре он в основном выступал как ударник.

Малер получил диплом консерватории в 1878 году, но не смог добиться престижной серебряной медали. По настоянию отца он выдержал вступительные экзамены в Венский университет и в течение года посещал лекции по литературе и философии.

Молодость

После смерти родителей в 1889 г. на Малера легли заботы о младших братьях и сёстрах; в частности, сестёр Юстину и Эмму он взял к себе в Вену и выдал замуж за музыкантов Арнольда и Эдуарда Розе.

Во второй половине 1890-х гг. Малер пережил увлечение своей ученицей, певицей Анной фон Мильденбург, добившейся под его руководством исключительного успеха в вагнеровском репертуаре, в том числе на сцене Венской королевской оперы, но вышедшей замуж за писателя Германа Бара.

Семeйная жизнь

Во время своего второго сезона в Вене, в ноябре 1901 года он познакомился с Альмой Шиндлер, приёмной дочерью известного австрийского художника Карла Молля. Альма поначалу не была рада знакомству из-за «скандалов о нём и каждой молодой женщине, которая стремилась петь в опере». После спора по поводу балета Александра Цемлинского (Альма была его ученицей) Альма согласилась встретиться на следующий день. Эта встреча привела к быстрому браку. Малер и Альма поженились в марте 1902 года, Альма была к тому времени беременна своим первым ребёнком, дочерью Марией. Вторая дочь, Анна, родилась в 1904 году.

Друзья пары были удивлены браком. Театральный директор Макс Буркхард, поклоник Альмы, называл Малера «рахитичным дегенеративным евреем», недостойным красивой девушки из хорошей семьи. С другой стороны, семья Малера считали Альму слишком кокетливой и ненадёжной.

Малер был от природы капризен и авторитарен. Альма получила музыкальное образование и даже писала музыку - как любитель. Малер потребовал, чтобы Альма прекратила занятия музыкой, заявив, что в семье может быть только один композитор. Несмотря на сожаления о дорогом сердцу Альмы занятии, их брак был отмечен выражениями сильной любви и страсти.

Летом 1907 года Малер, устав от кампании против него в Вене, уехал с семьёй на отдых в Мариа-Вёрт. Там обе дочери заболели. Мария умерла от дифтерии в возрасте четырёх лет. Анна поправилась, впоследствии она стала скульптором.

Последние годы

В 1907 году, через короткое время после смерти дочери, врачи обнаружили у Малера хроническое заболевание сердца. Диагноз был сообщен композитору, что усугубило его подавленность. Тема смерти проходит во многих его последних сочинениях. В 1910 году он часто болел. 20 февраля 1911 года у него поднялась температура и сильно заболело горло. Его врач, доктор Джозеф Френкель, обнаружил значительный гнойный налёт на миндалинах и предупредил Малера, что в таком состоянии он не должен дирижировать. Тот, однако, не согласился, считая болезнь не слишком серьёзной. На самом же деле болезнь принимала угрожающие очертания: ангина дала осложнения на сердце, и без того функционировавшее с трудом. Малер угас буквально за три месяца. Он скончался в ночь на 18 мая 1911 года.

Малер-дирижёр

Малер начал карьеру дирижёра в 1880 году. В 1881 году он занял пост оперного дирижёра в Любляне, в следующем году - в Оломоуце, затем последовательно в Вене, Касселе, Праге, Лейпциге и Будапеште. В 1891 году назначен главным дирижёром Гамбургской оперы.

В 1897 году стал директором Венской оперы - самая престижная должность в Австрийской Империи для музыканта. Чтобы иметь возможность занять пост, Малер, рождённый в еврейской семье, но неверующий, формально обратился в католицизм. За десять лет директорства Малер обновил репертуар Венской оперы и вывел её на ведущие позиции в Европе. В 1907 году в результате интриг был замещён на директорском посту.

В 1908 году был приглашён дирижировать в Метрополитен Опера, провёл там один сезон и был сменён Артуро Тосканини, который был необыкновенно популярен в США. В 1909 году стал главным дирижёром реорганизованного Нью-Йоркского филармонического оркестра, на этом посту оставался до конца жизни.

Дирижёрское дарование Малера оценивалось весьма высоко: «шаг за шагом он способствует оркестру завоевывать симфонию, при тончайшей отделке мельчайших деталей он не упускает из виду ни на мгновение целого» - писал о Малере Гвидо Адлер, а Пётр Ильич Чайковский, в 1892 году слушавший Малера в Гамбургской опере, в частном письме назвал его гениальным.

Малер - композитор

Малер был замечательным симфонистом, автором десяти симфоний (последняя, Десятая, осталась незаконченной автором). Все они занимают центральное место в мировом симфоническом репертуаре. Также широко известны его эпическая «Песнь о Земле», симфония с вокалом на слова средневековых китайских поэтов. Широко исполняются во всем мире малеровские «Песни странствующего подмастерья» и «Песни об умерших детях», а также цикл песен на основе народных мотивов «Волшебный рог мальчика». А. В. Оссовский был одним из первых критиков, давших высокую оценку произведениям Малера, и приветствовал его выступления в России.

Три творческих периода

Музыковеды отмечают в жизни Малера три явно выраженных периода творчества: длинный первый период, простирающийся от работы над «Печальной песнью» (Das klagende Lied) в 1878-1880 годах до окончания работы над сборником песен «Волшебный рог мальчика» (Des Knaben Wunderhorn) в 1901 году, более интенсивный «средний период», заканчивающийся с отъездом Малера в Нью-Йорк в 1907 году, и краткий «поздний период» элегических работ до его смерти в 1911 г.

Основные работы первого периода - это первые четыре симфонии, цикл «Песни странствующего подмастерья» (Lieder eines fahrenden Gesellen) и различные сборники песен, среди которых выделяется «Волшебный рог мальчика» (Des Knaben Wunderhorn). В этот период песни и симфонии тесно связаны, и симфонические произведения являются программными; к первым трём симфониям Малер первоначально опубликовал развернутые программы.

Средний период состоит из триптиха чисто инструментальных симфонии (пятой, шестой и седьмой), песен на стихи Рюкерта и «Песен об умерших детях» (Kindertotenlieder). Особняком стоит хоральная Восьмая симфония, которую некоторые музыковеды рассматривают как самостоятельный этап между вторым и третьим периодами творчества композитора. К этому времени Малер уже отказался от явных программ и описательных названий, он хотел писать «абсолютную» музыку, которая говорила бы сама за себя. Песни этого периода потеряли большую часть своего фольклорного характера и перестали использоваться в симфониях так явно, как раньше.

Работы краткого заключительного периода - это «Песнь о земле» (Das Lied von der Erde), Девятая и (незаконченная) Десятая симфонии. Они выражают личные переживания Малера накануне смерти. Каждое из сочинений заканчивается тихо, показывая, что стремления уступают место смирению. Дерик Кук (англ.) считает, что эти работы являются скорее любящими, чем горьким прощанием с жизнью; композитор Альбан Берг называл Девятую симфонию «самой удивительной вещью, которую Малер когда-либо написал». Ни одна из этих последних работ не была исполнена при жизни Малера.

Стиль

Малер был одним из последних крупных композиторов музыки романтизма, замыкая ряд, в котором стояли, среди других, Бетховен, Шуберт, Лист, Вагнер и Брамс. Многие характерные черты музыки Малера идут от этих предшественников. Так, из Девятой симфонии Бетховена пришла идея использовать солистов и хор в жанре симфонии. От Бетховена и Листа пришла концепция написания музыки с «программой» (поясняющим текстом), и отход от традиционного формата симфонии в четырёх частях. Пример Вагнера и Брукнера призвал Малера расширить масштаб его симфонических произведений далеко за рамки ранее принятых стандартов, включать в них весь мир эмоций.

Ранние критики утверждали, что принятие Малером многих различных стилей, чтобы выразить различные виды чувств, означало, что ему не хватало его собственного стиля; Дерик Кук же утверждает, что Малер «оплатил заимствования отпечатком его собственной личности практически на каждой ноте», производя музыку «выдающейся оригинальности». Музыкальный критик Гарольд Шонберг видит сущность музыки Малера в теме борьбы, в традициях Бетховена. Однако, по словам Шонберга, у Бетховена боролся «неукротимый и торжествующий герой», в то время как у Малера - «психический слабак, жалующийся подросток, который … пользовался своим страданием, желая, чтобы весь мир посмотрел, как он страдает». Тем не менее, признает Шонберг, большинство симфоний содержат части, в которых великолепие Малера как музыканта преодолевает и заслоняет Малера в роли «глубокого мыслителя».

Соединение песенной и симфонической форм в музыке Малера органично, его песни естественно превращаются в части симфонии, будучи симфоническими изначально. Малер был убежден, что «симфония должна быть как мир. Она должна охватить всё». Следуя этому убеждению, Малер привлекал для своих песен и симфонических произведений материал из многих источников: крики птиц и коровьи колокольчики для картин природы и сельской местности, сигналы горна, уличные мелодии и деревенские танцы для картин забытого мира детства. Технический приём, часто используемый Малером - «прогрессивная тональность», разрешение симфонического конфликта в тональности, отличной от начальной.

Значение

К моменту смерти композитора в 1911 году имело место более 260 исполнений его симфоний в Европе, России и Америке. Чаще всего, 61 раз, исполнялась Четвёртая симфония. Во время его жизни работы Малера и их исполнения привлекали большой интерес, но редко удостаивались положительных рецензий профессионалов. Смесь восторга, ужаса и критического презрения была постоянной реакцией на новые симфонии Малера, хотя песни принимались лучше. Чуть ли не единственным ничем не омраченным триумфом при жизни Малера была премьера Восьмой симфонии в Мюнхене 1910 года, объявленная как «Симфония Тысячи». По завершению симфонии овации продолжались полчаса.

Перед тем как во времена нацизма музыка Малера была запрещена как «дегенеративная», его симфонии и песни исполнялись в концертных залах Германии и Австрии, и были особо популярны в Австрии во времена австрофашизма (1934-1938). В это время режим, при помощи состоявших в дружеских отношениях с канцлером Куртом Шушнигом вдовы композитора Альмы Малер и его друга, дирижёра Бруно Вальтера, выдвигал Малера на роль национального символа, в параллель с отношением к Вагнеру в Германии.

Популярность Малера усилилась, когда появилось новое, послевоенное, поколение любителей музыки, незатронутое старой полемикой против романтизма, повлиявшей на репутацию Малера в межвоенные годы. За несколько лет после его столетия в 1960 году Малер быстро стал одним из самых исполняемых и записываемых композиторов, и во многом остаётся таким.

Среди последователей Малера - Арнольд Шенберг и его ученики, основавшие вместе Вторую венскую школу (англ.), его влияние испытывали Курт Вайль, Лучано Берио, Бенджамин Бриттен и Дмитрий Шостакович. В интервью 1989 года пианист-дирижёр Владимир Ашкенази сказал, что связь между Малером и Шостаковичем была «очень сильной и очевидной».

В честь Малера назван кратер на Меркурии.

Записи Малера-исполнителя

  • "Шёл сегодня утром по полю". (Ging heut" morgen ?bers Feld) из цикла Песни странствующего подмастерья (Lieder eines fahrenden Gesellen) (с фортепианным аккомпанементом).
  • "Шёл с радостью по зелёному лесу". (Ich ging mit Lust durch einen gr?nen Wald) из цикла Волшебный рог мальчика (Des Knaben Wunderhorn) (с фортепианным аккомпанементом).
  • "Небесная жизнь". (Das himmlische Leben) Песня из цикла Волшебный рог мальчика (Des Knaben Wunderhorn) 4-я часть из Симфонии № 4 (с фортепианным аккомпанементом).
  • 1-я часть (Траурный марш) из Симфонии № 5 (в транскрипции для фортепиано соло).

Произведения

  • Квартет ля-минор (1876)
  • «Das klagende Lied» («Печальная песнь»), кантата (1880); соло, хор и оркестр.
  • Три песни (1880)
  • «R?bezahl», опера-сказка (1879-83)
  • Четырнадцать песен с аккомпанементом (1882-1885)
  • «Lieder eines fahrenden Gesellen» («Песни странствующего подмастерья»), (1885-1886)
  • «Des Knaben Wunderhorn» (Humoresken) («Волшебный рог мальчика»), 12 песен (1892-1901)
    • «Das himmlische Leben» («Небесная жизнь») - вошла в Симфонию № 4 (4-я часть)
  • R?ckert Lieder, песни на слова Рюккерта (1901-1902)
  • «Kindertotenlieder» («Песни об умерших детях»), (1901-1904)
  • «Das Lied von der Erde» («Песнь о земле»), симфония-кантата (1908-1909)
  • Сюита из оркестровых произведений Иоганна Себастьяна Баха (1909)
  • 10 симфоний (10-я не окончена)

Записи произведений Малера

Среди дирижёров, оставивших записи всех симфоний Густава Малера (включая или исключая «Песнь о земле» и неоконченную Симфонию № 10), - Клаудио Аббадо, Леонард Бернстайн, Гари Бертини, Пьер Булез, Элиаху Инбал, Рафаэль Кубелик, Джеймс Левайн, Лорин Маазель, Вацлав Нойман, Сэйдзи Одзава, Саймон Рэттл, Евгений Светланов, Лейф Сегерстам, Джузеппе Синополи, Клаус Теннштедт, Майкл Тилсон Томас, Бернард Хайтинк, Дэвин Цинман, Рикардо Шайи, Джеральд Шварц, Георг Шолти, Кристоф Эшенбах.

Важные записи отдельных симфоний Густава Малера осуществили также дирижёры Карел Анчерл (№ 1, 5, 9), Джон Барбиролли (№ 2-7, 9), Рудольф Баршай (№ 5; № 10 в собственной редакции), Эдо де Ваарт (№ 8), Хироси Вакасуги (№ 1, 8), Бруно Вальтер (№ 1, 2, 4, 5, 9, «Песнь о земле»), Антони Вит (№ 2-6, 8), Валерий Гергиев (№ 1-8), Алан Гилберт (№ 9), Михаэль Гилен (№ 8), Яша Горенштейн (№ 1-4, 6-9, «Песнь о земле»), Джеймс Де Прист (№ 5), Карло Мария Джулини (№ 1, 9, «Песнь о земле»), Колин Дэвис (№ 8, «Песнь о земле»), Густаво Дюдамель (№ 5), Курт Зандерлинг (№ 1, 9, 10), Ойген Йохум («Песнь о земле»), Гилберт Каплан (№ 2, Adagietto из № 5), Герберт фон Караян (№ 4-6, 9, «Песнь о Земле»),

Густав Малер (нем. Gustav Mahler ; 7 июля 1860, Калиште, Богемия, Австро-Венгрия - 18 мая 1911, Вена) - выдающийся австрийский композитор и дирижёр. Один из крупнейших композиторов-симфонистов и дирижёров конца XIX - начала XX веков.

Как композитор сыграл роль моста между поздним австро-германским романтизмом XIX века и модернизмом начала XX века. При жизни был признан в первую очередь как дирижёр.

Творческое наследие Малера относительно невелико и почти полностью состоит из песен и симфоний. Настоящая популярность пришла к его произведениям только посмертно.

Для увековечения памяти композитора и исследования его работ в 1955 было создано Международное общество Густава Малера.

Биография

Густав Малер в шестилетнем возрасте

Семья Густава Малера происходила из восточной Богемии и была скромного достатка - бабушка композитора зарабатывала торговлей вразнос. Чешская Богемия была тогда частью Австрийской империи, семья Малер принадлежала к еврейскому немецкоязычному меньшинству. Отсюда рано проявившееся чувство изгнанничества будущего композитора, «всегда незваного гостя».

Отец Густава, Бернхард Малер, стал разъездным торговцем, продававшим спиртные напитки, сахар и домашние изделия; мать происходила из семьи мелкого фабриканта, производившего мыло. Густав был вторым из 14 детей (лишь шестеро достигли зрелого возраста). Он родился 7 июля 1860 года в скромном доме в деревне Калиште.

Вскоре после рождения Густава семья переселилась в маленький промышленный городок Йиглаву - островок немецкой культуры в Южной Моравии, где Бернхард Малер завёл таверну. Здесь будущий композитор страстно полюбил народные танцы и песни, звучавшие вокруг, - песни народов лоскутной австрийской империи: австрийские, немецкие, еврейские, чешские, венгерские, цыганские, словацкие и т. д., услышал сигналы горна и марши местного военного оркестра - все те звуки, которые впоследствии стали частью его музыкальной палитры.

С 6 лет Густав начал учиться игре на фортепиано, а в 10 дал свой первый публичный концерт в Йиглаве.

В 1874 году умер его младший брат Эрнст, и будущий композитор попытался выразить чувства скорби и утраты в не дошедшей до нас опере «Герцог Эрнст Швабский».

В 15 лет отец повёз его в Вену.

Музыкальное образование

Малер поступил в Венскую консерваторию в 1875 году. Его педагогами были Юлиус Эпштейн (фортепиано), Роберт Фукс (гармония) и Франц Кренн (композиция). Занимался также у композитора и органиста Антона Брукнера, но не считался его учеником.

По настоянию отца он также выдержал вступительные экзамены в Венский университет и в течение года посещал лекции по литературе и философии.

В консерватории Малер сдружился с будущим композитором Хуго Вольфом. Не готовый мириться с жёсткой дисциплиной учебного заведения Вольф был отчислен, а менее мятежный Малер избежал этой угрозы, написав покаянное письмо директору консерватории Хельмесбергеру.

Малер, возможно, получил свой первый дирижёрский опыт в студенческом оркестре своей альма-матер, хотя в этом оркестре он, в основном, выступал как ударник.

Малер получил диплом консерватории в 1878 году, но не смог добиться престижной серебряной медали.

Молодость

После смерти родителей в 1889 г. на Малера легли заботы о младших братьях и сёстрах; в частности, сестёр Юстину и Эмму он взял к себе в Вену и выдал замуж за музыкантов Арнольда и Эдуарда Розе.

Во второй половине 1890-х гг. Малер пережил увлечение своей ученицей, певицей Анной фон Мильденбург, добившейся под его руководством исключительного успеха в вагнеровском репертуаре, в том числе на сцене Венской королевской оперы, но вышедшей замуж за писателя Германа Бара.

Семeйная жизнь

Альма Малер

Во время своего второго сезона в Вене, в ноябре 1901 года он познакомился с Альмой Шиндлер, приёмной дочерью известного австрийского художника Карла Молля. Альма поначалу не была рада знакомству из-за «скандалов о нём и каждой молодой женщине, которая стремилась петь в опере». После спора по поводу балета Александра Цемлинского (Альма была его ученицей) Альма согласилась встретиться на следующий день. Эта встреча привела к быстрому браку. Малер и Альма поженились в марте 1902 года, Альма была к тому времени беременна своим первым ребёнком, дочерью Марией. Вторая дочь, Анна, родилась в 1904 году.

Друзья пары были удивлены браком. Театральный директор Макс Буркхард, поклонник Альмы, называл Малера «рахитичным дегенеративным евреем», недостойным красивой девушки из хорошей семьи. С другой стороны, семья Малера считали Альму слишком кокетливой и ненадёжной.

Альма получила музыкальное образование и даже писала музыку как любитель. Малер, будучи от природы капризен и авторитарен, потребовал, чтобы Альма прекратила занятия музыкой, заявив, что в семье может быть только один композитор. Несмотря на сожаления о дорогом сердцу Альмы занятии, их брак был отмечен выражениями сильной любви и страсти.

Летом 1907 года Малер, устав от кампании против него в Вене, уехал с семьёй на отдых в Мариа-Вёрт. Там обе дочери заболели. Мария умерла от дифтерии в возрасте четырёх лет. Анна поправилась, впоследствии стала скульптором.

Последние годы

В 1907 году он переехал в Нью-Йорк, на Манхэттен. В том же году, через короткое время после смерти дочери, врачи обнаружили у Малера хроническое заболевание сердца. Диагноз был сообщён композитору, что усугубило его подавленность. Тема смерти проходит во многих его последних сочинениях. В 1910 году он часто болел. 20 февраля 1911 года у него поднялась температура и сильно заболело горло. Его врач, доктор Йозеф Френкель, обнаружил значительный гнойный налёт на миндалинах и предупредил Малера, что в таком состоянии он не должен дирижировать. Тот, однако, не согласился, считая болезнь не слишком серьёзной. На самом же деле болезнь принимала угрожающие очертания: ангина дала осложнения на сердце, и без того функционировавшее с трудом. Малер угас буквально за три месяца. Он скончался в Вене в ночь на 18 мая 1911 года.

Малер-дирижёр

Малер дирижирует в Венской Опере. Карикатура 1901 года.

Малер начал карьеру дирижёра в 1880 году. В 1881 году он занял пост оперного дирижёра в Любляне, в следующем году - в Оломоуце, затем последовательно в Вене, Касселе, Праге, Лейпциге и Будапеште. В 1891 году назначен главным дирижёром Гамбургской оперы.

В 1897 году стал директором Венской оперы - самая престижная должность в Австрийской Империи для музыканта. Чтобы иметь возможность занять пост, Малер, рождённый в еврейской семье, но неверующий, формально обратился в католицизм.

За десять лет своего директорства Малер обновил репертуар Венской оперы и вывел её на ведущие позиции среди музыкальных театров Европы. Под его руководством осуществились незабываемые постановки опер Моцарта, Вагнера, Бетховена.

Малер - основатель дирижёрской школы, прославившейся такими всемирно известными именами, как Бруно Вальтер, Отто Клемперер, Александр Цемлинский.

В 1907 году в результате интриг он был уволен с поста директора.

В 1908 году был приглашён дирижировать в Метрополитен Опера. Там он ставит незабываемые спектакли - «Пиковая дама» П. Чайковского и «Проданная невеста» Б. Сметаны.

В 1909 году Малер стал главным дирижёром реорганизованного Нью-Йоркского филармонического оркестра, на этом посту он оставался до конца жизни.

Дирижёрское дарование Малера оценивалось весьма высоко: «шаг за шагом он способствует оркестру завоевывать симфонию, при тончайшей отделке мельчайших деталей он не упускает из виду ни на мгновение целого» - писал о Малере Гвидо Адлер, а Пётр Ильич Чайковский, в 1892 году слушавший Малера в Гамбургской опере, в частном письме назвал его гениальным.

Малер-композитор

Малер - автор девяти симфоний (Десятая осталась незаконченной). Все они занимают центральное место в мировом симфоническом репертуаре. Также широко известны его эпическая «Песнь о Земле», симфония с вокалом на слова китайских поэтов. Широко исполняются во всём мире малеровские «Песни странствующего подмастерья» и «Песни об умерших детях», а также цикл песен на основе народных мотивов «Волшебный рог мальчика». А. В. Оссовский был одним из первых критиков, давших высокую оценку произведениям Малера, и приветствовал его выступления в России.

Три творческих периода

Музыковеды отмечают в жизни Малера три явно выраженных периода творчества: длинный первый период, простирающийся от работы над «Печальной песнью» (Das klagende Lied ) в 1878-1880 гг. до окончания работы над сборником песен «Волшебный рог мальчика» (Des Knaben Wunderhorn ) в 1901 году; более интенсивный «средний период», заканчивающийся с отъездом Малера в Нью-Йорк в 1907 году; и краткий «поздний период» элегических работ до его смерти в 1911 г.

Основные работы первого периода - это первые четыре симфонии, цикл «Песни странствующего подмастерья» () и различные сборники песен, среди которых выделяется «Волшебный рог мальчика» (Des Knaben Wunderhorn ). В этот период песни и симфонии тесно связаны, и симфонические произведения являются программными; к первым трём симфониям Малер первоначально опубликовал развернутые программы.

Средний период состоит из триптиха чисто инструментальных симфонии (пятой, шестой и седьмой), песен на стихи Рюккерта и «Песен об умерших детях» (Kindertotenlieder ). Особняком стоит хоральная Восьмая симфония, которую некоторые музыковеды рассматривают как самостоятельный этап между вторым и третьим периодами творчества композитора. К этому времени Малер уже отказался от явных программ и описательных названий, он хотел писать «абсолютную» музыку, которая говорила бы сама за себя. Песни этого периода потеряли большую часть своего фольклорного характера и перестали использоваться в симфониях так явно, как раньше.

Работы краткого заключительного периода - это «Песнь о земле» (Das Lied von der Erde ), Девятая и незаконченная Десятая симфонии. Они выражают личные переживания Малера накануне смерти. Каждое из сочинений заканчивается тихо, показывая, что стремления уступают место смирению. Дерик Кук (англ. Deryck Cooke ) считает, что эти работы являются скорее любящими, чем горьким прощанием с жизнью; композитор Альбан Берг называл Девятую симфонию «самой удивительной вещью, которую Малер когда-либо написал». Ни одна из этих последних работ не была исполнена при жизни Малера.

Малер был одним из последних крупных композиторов романтизма, замыкая ряд, в котором стояли, среди других, Бетховен, Шуберт, Лист, Вагнер и Брамс. Многие характерные черты музыки Малера идут от этих предшественников. Так, из Девятой симфонии Бетховена пришла идея использовать солистов и хор в жанре симфонии. От Бетховена и Листа пришла концепция написания музыки с «программой» (поясняющим текстом) и отход от традиционного формата симфонии в четырёх частях. Пример Вагнера и Брукнера призвал Малера расширить масштаб его симфонических произведений далеко за рамки ранее принятых стандартов, включать в них весь мир эмоций.

Ранние критики утверждали, что принятие Малером многих различных стилей для выражения различных чувств означало недостаток собственного стиля; Дерик Кук же утверждает, что Малер «оплатил заимствования отпечатком его собственной личности практически на каждой ноте», производя музыку «выдающейся оригинальности». Музыкальный критик Гарольд Шонберг видит сущность музыки Малера в теме борьбы в традициях Бетховена. Однако, по словам Шонберга, у Бетховена боролся «неукротимый и торжествующий герой», в то время как у Малера - «психический слабак, жалующийся подросток, который … пользовался своим страданием, желая, чтобы весь мир посмотрел, как он страдает». Тем не менее, признаёт Шонберг, большинство симфоний содержат части, в которых великолепие Малера как музыканта преодолевает и заслоняет Малера в роли «глубокого мыслителя».

Соединение песенной и симфонической форм в музыке Малера органично, его песни естественно превращаются в части симфонии, будучи симфоническими изначально. Малер был убеждён, что «симфония должна быть как мир. Она должна охватить всё». Следуя этому убеждению, Малер привлекал для своих песен и симфонических произведений материал из многих источников: крики птиц и коровьи колокольчики для картин природы и сельской местности, сигналы горна, уличные мелодии и деревенские танцы для картин забытого мира детства. Технический приём, часто используемый Малером - «прогрессивная тональность», разрешение симфонического конфликта в тональности, отличной от начальной.

Значение

К выходу Шестой симфонии Малера. «Боже мой, я забыл автомобильный клаксон. Теперь мне придётся написать ещё одну симфонию!» (1907)

К моменту смерти композитора в 1911 году имело место более 260 исполнений его симфоний в Европе, России и Америке. Чаще всего, 61 раз, исполнялась Четвёртая симфония.

При жизни Малера его сочинения вызывали большой интерес, но редко удостаивались положительных рецензий профессионалов. Смесь восторга, ужаса и критического презрения - такова постоянная реакция на новые симфонии Малера (песни принимались лучше). Чуть ли не единственным ничем не омрачённым триумфом при жизни Малера была премьера Восьмой симфонии в Мюнхене в 1910 году, объявленная как «Симфония Тысячи». По завершении симфонии овации продолжались полчаса.

Перед тем как во времена нацизма музыка Малера была запрещена как «дегенеративная», его симфонии и песни исполнялись в концертных залах Германии и Австрии; особой популярностью они пользовались во времена австрофашизма (1934-1938). В это время режим, при помощи состоявших в дружеских отношениях с канцлером Куртом Шушнигом вдовы композитора Альмы Малер и его друга, дирижёра Бруно Вальтера, выдвигал Малера на роль национального символа, в параллель с отношением к Вагнеру в Германии.

Популярность Малера возросла, когда появилось новое, послевоенное поколение любителей музыки, не затронутое старой полемикой против романтизма, повлиявшей на репутацию Малера в межвоенные годы.

За несколько лет после его столетия в 1960 году Малер быстро стал одним из самых исполняемых и записываемых композиторов и во многом остаётся таким.

Среди последователей Малера - Арнольд Шёнберг и его ученики, основавшие вместе Вторую венскую школу (англ. Second Viennese School ); его влияние испытали Курт Вайль, Лучано Берио, Бенджамин Бриттен и Дмитрий Шостакович. В интервью 1989 года пианист-дирижёр Владимир Ашкенази сказал, что связь между Малером и Шостаковичем была «очень сильной и очевидной».

В честь Малера назван кратер на Меркурии.

Записи Малера-исполнителя

  • "Шёл сегодня утром по полю". (Ging heut" morgen übers Feld ) из цикла Песни странствующего подмастерья (Lieder eines fahrenden Gesellen
  • "Шёл с радостью по зелёному лесу". (Ich ging mit Lust durch einen grünen Wald ) из цикла Волшебный рог мальчика (Des Knaben Wunderhorn ) (с фортепианным аккомпанементом).
  • "Небесная жизнь". (Das himmlische Leben ) Песня из цикла Волшебный рог мальчика (Des Knaben Wunderhorn ) 4-я часть из Симфонии № 4 (с фортепианным аккомпанементом).
  • 1-я часть (Траурный марш ) из Симфонии № 5 (в транскрипции для фортепиано соло).

Произведения

  • Квартет ля-минор (1876)
  • «Печальная песнь» (Das klagende Lied ), кантата (1880); соло, хор и оркестр.
  • Три песни (1880)
  • «Rübezahl» , опера-сказка (1879-1883)
  • Четырнадцать песен с аккомпанементом (1882-1885)
  • «Песни странствующего подмастерья» (Lieder eines fahrenden Gesellen , 1885-1886)
  • «Волшебный рог мальчика», юморески (Des Knaben Wunderhorn. Humoresken ) - 12 песен (1892-1901)
  • «Небесная жизнь» (Das himmlische Leben ) - вошла в Симфонию № 4 (4-я часть)
  • Rückert Lieder , песни на слова Рюккерта (1901-1902)
  • «Песни об умерших детях» (Kindertotenlieder , 1901-1904)
  • Сюита из оркестровых произведений Иоганна Себастьяна Баха (1909)
  • Симфония № 1 ре мажор (D-dur) (1884-1888)
  • Симфония № 2 (1888-1894)
  • Симфония № 3 (1895–1896)
  • Симфония № 4 (1899-1901)
  • Симфония № 5 (1901-1902)
  • Симфония № 6 ля минор (1903-1904)
  • Симфония № 7 (1904-1905)
  • Симфония № 8 (1906)
  • «Песнь о земле» (Das Lied von der Erde"]] ), симфония-кантата (1908-1909)
  • Симфония № 9 (1909)
  • Симфония № 10 (не окончена)

Записи произведений

Среди дирижёров, оставивших записи всех симфоний Густава Малера (включая или исключая «Песнь о земле» и неоконченную Симфонию № 10):

  • Клаудио Аббадо
  • Леонард Бернстайн (дважды)
  • Гари Бертини
  • Пьер Булез
  • Валерий Гергиев
  • Михаэль Гилен
  • Элиаху Инбал
  • Рафаэль Кубелик
  • Джеймс Левайн
  • Лорин Маазель
  • Вацлав Нойман
  • Сэйдзи Одзава
  • Саймон Рэттл
  • Евгений Светланов
  • Лейф Сегерстам
  • Джузеппе Синополи
  • Клаус Теннштедт
  • Майкл Тилсон Томас
  • Бернард Хайтинк
  • Рикардо Шайи
  • Джерард Шварц
  • Георг Шолти
  • Кристоф Эшенбах

Важные записи отдельных симфоний Густава Малера осуществили также дирижёры:

  • Карел Анчерл (№ 1, 5, 9)
  • Джон Барбиролли (№ 1-7, 9, «Песнь о земле»)
  • Рудольф Баршай (№ 5, 9, 10 в собственной редакции)
  • Семён Бычков (№ 3, «Песнь о земле»)
  • Хироси Вакасуги (№ 1-4, 6, 8-10, «Песнь о земле»)
  • Бруно Вальтер (№ 1, 2, 4, 5, 9, «Песнь о земле»)
  • Антони Вит (№ 2-6, 8, 10)
  • Яша Горенштейн (№ 1, 3-9, «Песнь о земле»)
  • Карло Мария Джулини (№ 1, 9, «Песнь о земле»)
  • Колин Дэвис (№ 1, 4, 8, «Песнь о земле»)
  • Густаво Дюдамель (№ 1, 5, 8)
  • Курт Зандерлинг (№ 4, 9, 10, «Песнь о земле»)
  • Томас Зандерлинг (№ 6)
  • Ойген Йохум («Песнь о земле»)
  • Гилберт Каплан (№ 2, Adagietto из № 5)
  • Герберт фон Караян (№ 4-6, 9, «Песнь о Земле»)
  • Рудольф Кемпе (№ 1, 2, 5, «Песнь о земле»)
  • Карлос Клайбер («Песнь о земле»)
  • Отто Клемперер (№ 2, 4, 7, 9, «Песнь о земле»)
  • Пауль Клецки (№ 1, 4, 9, «Песнь о земле»)
  • Кирилл Кондрашин (№ 1, 3-7, 9)
  • Йозеф Крипс (№ 1, «Песнь о земле»)
  • Эрих Ляйнсдорф (№ 1, 3, 5, 6)
  • Виллем Менгельберг (№ 4)
  • Зубин Мета (№ 1-7, 10)
  • Димитрис Митропулос (№ 1, 3, 5, 6, 8-10)
  • Роджер Норрингтон (№ 1, 2, 4, 5, 9)
  • Юджин Орманди (№ 1, 2, 10, «Песнь о земле»)
  • Фриц Райнер (№ 4, «Песнь о земле»)
  • Ханс Росбауд (№ 1, 4, 6, 7, 9, «Песнь о земле»)
  • Эса-Пекка Салонен (№ 3, 4, 6, 9, 10, «Песнь о земле»)
  • Джордж Селл (№ 4, 6, 9, 10, «Песнь о земле»)
  • Леонард Слаткин (№ 1, 2, 8, 10)
  • Уильям Стайнберг (№ 1, 2, 5, 7, «Песнь о земле»)
  • Леопольд Стоковский (№ 2, 8)
  • Юрий Темирканов (№ 4, 5)
  • Оскар Фрид (№ 2)
  • Гюнтер Хербиг (№ 5, 6, 9)
  • Филипп Херревеге (№ 4, «Песнь о земле» в камерной редакции Арнольда Шёнберга)
  • Бенджамин Цандер (№ 1, 3-6, 9)
  • Герман Шерхен (№ 1-3, 5-10)
  • Ханс Шмидт-Иссерштедт (№ 1, 2, 4, «Песнь о земле»)
  • Карл Шурихт (№ 2, 3, «Песнь о земле»)
  • Марис Янсонс (№ 1-3, 5-9)
  • Неэме Ярви (№ 1-8)
  • Пааво Ярви (№ 1-3, 10)

Густав Малер родился 7 июля 1860 года в чешской деревушке Калиште. С шести лет он начал учиться игре на фортепиано и обнаружил замечательные способности. В 1875 юношу отправили в Вену, где Густав поступил в консерваторию по рекомендации профессора Эпштейна.

В консерватории Малер раскрылся прежде всего как исполнитель-пианист. Интересовался он и симфоническим дирижированием. Но первые композиторские сочинения студенческих лет не отличались самостоятельностью и впоследствии были уничтожены самим композитором.

Малер не только занимался музыкой – его влекло к изучению гуманитарных наук. Он посещал лекции в университете по истории, философии, психологии и истории музыки. Глубокие знания в области философии и психологии позже самым непосредственным образом сказались на творчестве Малера.

В 1885 он переезжает в Прагу. За год пребывания в Праге Малер познакомился с произведениями композиторов национальной чешской школы – Сметаны и Дворжака, а также операми Глинки, Вагнера, Моцарта.

В 1888 году композитором завершена первая симфония, открывающая собой грандиозный цикл из десяти симфоний и воплотившая важнейшие стороны мировоззрения и эстетики Малера. Именно в симфониях отразился психологизм, позволяющий передать музыкой духовный мир и конфликт с окружающим миром современного ему человека. Никто из современных Малеру композиторов, за исключением Скрябина, не поднимал в творчестве таких масштабных философских проблем, как Малер.

В 1896 году он перебрался в Вену. За этот же период Малер создал пять симфоний и несколько вокальных циклов. Венский период стал временем расцвета и признания Малера как дирижера, в первую очередь – оперного.

В декабре 1907 года Малер переехал в Нью-Йорк. Годы пребывания Малера в Америке ознаменовались созданием двух последних симфоний – «Песни о земле» и «Девятой». Десятая симфония была только начата. Впоследствии ее завершили ученики и последователи по эскизам композитора.

МАЛЕР, ГУСТАВ (Mahler, Gustav) (1860–1911), австрийский композитор и дирижер. Родился 7 июля 1860 в Калиште (Чехия) вторым из 14 детей в семье Марии Германн и Бернхарда Малера, еврея-винокура. Вскоре после рождения Густава семья переселилась в маленький промышленный городок Йиглаву – островок немецкой культуры в Южной Моравии (ныне Чехия).

Ребенком Малер проявил незаурядную музыкальную одаренность и учился у местных преподавателей. Затем отец отвез его в Вену. В возрасте 15 лет Малер поступил в Венскую консерваторию, где занимался у Ю.Эпштейна (фортепиано), Р.Фукса (гармония) и Ф. Кренна (композиция). Он прослушал также курсы лекций по истории музыки и философии в Венском университете и познакомился с работавшим тогда в университете А.Брукнером. Первое значительное сочинение Малера, кантата Жалобная песнь (Das klagende Lied, 1880), не получило консерваторской Бетховенской премии, после чего разочарованный автор решил посвятить себя дирижерской деятельности – сначала в маленьком опереточном театре под Линцем (май-июнь 1880), затем в Любляне (Словения, 1881–1882), Оломоуце (Моравия, 1883) и Касселе (Германия, 1883–1885). В возрасте 25 лет Малер был приглашен дирижером в Пражскую оперу, где с большим успехом ставил оперы Моцарта и Вагнера и исполнил Девятую симфонию Бетховена. Однако в результате конфликта с главным дирижером, А.Зайдлем, Малер был вынужден уехать из Вены и с 1886 по 1888 служил помощником главного дирижера А.Никиша в Лейпцигской опере. Безответная любовь, пережитая музыкантом в это время, вызвала к жизни два крупных произведения – вокально-симфонический цикл Песни странствующего подмастерья (Lieder eines fahrenden Gesellen, 1883) и Первую симфонию (1888).

Средний период.

Вслед за триумфальным успехом в Лейпциге премьеры законченной им оперы К.М.Вебера Три Пинто (Die drei Pintos), Малер исполнил ее в течение 1888 еще несколько раз в театрах Германии и Австрии. Эти триумфы, однако, не разрешили личных проблем дирижера. После ссоры с Никишем он уехал из Лейпцига и стал директором Королевской оперы в Будапеште. Здесь он провел венгерские премьеры Золота Рейна и Валькирии Вагнера, поставил одну из первых веристских опер, Сельскую честь Масканьи. Его интерпретация Дон Жуана Моцарта вызвала восторженный отклик И.Брамса.

В 1891 Малеру пришлось покинуть Будапешт, так как новый директор Королевского театра не желал сотрудничать с иностранным дирижером. К этому времени Малер уже сочинил три тетради песен с фортепианным аккомпанементом; девять песен на тексты из немецкой народной поэтической антологии Волшебный рог мальчика (Des Knaben Wunderhorn) составили одноименный вокальный цикл. Следующим местом службы Малера стал Городской оперный театр Гамбурга, где он исполнял обязанности первого дирижера (1891–1897). Теперь в его распоряжении оказался ансамбль первоклассных певцов, и он получил возможность общаться с крупнейшими музыкантами своего времени. В роли покровителя Малера выступил Х.фон Бюлов, который накануне своей кончины (1894) передал Малеру руководство Гамбургскими абонементными концертами. В гамбургский период Малер закончил оркестровую редакцию Волшебного рога мальчика, Вторую и Третью симфонии.

В Гамбурге Малер пережил увлечение Анной фон Мильденбург – певицей (драматическое сопрано) из Вены; тогда же завязалась его многолетняя дружба со скрипачкой Натали Бауэр-Лехнер: они проводили месяцы летнего отдыха вместе, и Натали вела дневник, один из самых достоверных источников сведений о жизни и образе мыслей Малера. В 1897 он принял католицизм, одной из причин обращения стало желание получить место директора и дирижера Придворной оперы в Вене. Десять лет, которые Малер провел на этом посту, многие музыковеды считают золотым веком Венской оперы: дирижер отобрал и воспитал ансамбль великолепных исполнителей, предпочитая при этом певцов-актеров виртуозам бельканто. Художественный фанатизм Малера, его упрямый характер, пренебрежение некоторыми исполнительскими традициями, стремление проводить осмысленную репертуарную политику, а также необычные темпы, которые он выбирал, и жесткие замечания, которые он делал во время репетиций, создали Малеру немало врагов в Вене – городе, где музыка рассматривалась как объект скорее наслаждения, чем жертвенного служения. В 1903 Малер пригласил в театр нового сотрудника – венского художника А.Роллера; вместе они создали ряд постановок, в которых применили новые стилистические и технические приемы, сложившиеся на рубеже веков в европейском театральном искусстве. Крупнейшими достижениями на этом пути стали Тристан и Изольда (1903), Фиделио (1904), Золото Рейна и Дон Жуан (1905), а также цикл лучших опер Моцарта, подготовленный в 1906 к 150-летию со дня рождения композитора.

В 1901 Малер женился на Альме Шиндлер, дочери известного венского художника-пейзажиста. Альма Малер была на восемнадцать лет моложе мужа, занималась музыкой, даже пыталась сочинять, вообще ощущала себя творческой натурой и вовсе не стремилась прилежно исполнять обязанности хозяйки дома, матери и супруги, как того хотел Малер. Однако благодаря Альме расширился круг общения композитора: в частности, он близко сошелся с драматургом Г.Гауптманом и композиторами А.Цемлинским и А.Шёнбергом. В своем маленьком «композиторском домике», спрятанном в лесу на берегу озера Вёртерзее, Малер закончил Четвертую симфонию и создал еще четыре симфонии, а также второй вокальный цикл на стихи из Волшебного рога мальчика (Семь песен последних лет, Sieben Lieder aus letzter Zeit) и трагический вокальный цикл на стихи Рюккерта Песни об умерших детях (Kindertotenlieder).

К 1902 композиторская деятельность Малера получила широкое признание, во многом благодаря поддержке Р.Штрауса, который устроил первое полное исполнение Третьей симфонии, имевшее большой успех. Кроме того, Штраус включил Вторую и Шестую симфонии, а также малеровские песни в программы ежегодного фестиваля возглавлявшегося им Всегерманского музыкального союза. Малера стали часто приглашать дирижировать собственными произведениями, и это привело к конфликту композитора с администрацией Венской оперы, полагавшей, что Малер пренебрегает своими обязанностями художественного руководителя.

Лучшие дня

Последние годы.

Очень тяжелым выдался для Малера 1907 год. Он ушел из Венской оперы, заявив, что его деятельность здесь не умеют ценить по достоинству; его младшая дочь умерла от дифтерии, а сам он узнал, что страдает серьезной болезнью сердца. Малер занял место главного дирижера нью-йоркской «Метрополитен-опера», но состояние здоровья не позволило ему заняться дирижерской деятельностью. В 1908 в «Метрополитен-опера» появился новый менеджер – итальянский импресарио Дж.Гатти-Касацца, который привез своего дирижера – знаменитого А.Тосканини. Малер принял приглашение на должность главного дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра, который в ту пору нуждался в срочной реорганизации. Благодаря Малеру число концертов вскоре возросло с 18 до 46 (из них 11 – в гастрольных поездках), в программах стали появляться не только известные шедевры, но и новые партитуры американских, английских, французских, немецких и славянских авторов. В сезоне 1910/1911 Нью-Йоркский филармонический оркестр дал уже 65 концертов, но Малер, который плохо себя чувствовал и устал от борьбы за художественные ценности с руководством филармонии, в апреле 1911 уехал в Европу. Он задержался в Париже, чтобы пройти курс лечения, затем вернулся в Вену. Умер Малер в Вене 18 мая 1911.

Музыка Малера. За полгода до кончины Малер пережил величайший триумф на своем тернистом пути композитора: в Мюнхене состоялась премьера его грандиозной Восьмой симфонии, которая требует для исполнения около тысячи участников – оркестрантов, певцов-солистов и хористов. В летние месяцы 1909–1911, которые Малер проводил в Тоблахе (Южный Тироль, ныне Италия), он создал Песнь о земле для солистов и оркестра (Das Lied von der Erde), Девятую симфонию, а также работал над Десятой симфонией (оставшейся незавершенной).

При жизни Малера его музыка часто недооценивалась. Симфонии Малера именовались «симфоническими попурри», их осуждали за стилевой эклектизм, злоупотребление «реминисценциями» из других авторов и цитатами из австрийских народных песен. Высокую композиторскую технику Малера не отрицали, но его обвиняли в том, что бесчисленными звуковыми эффектами и применением грандиозных оркестровых (а иногда и хоровых) составов он пытается скрыть свою творческую несостоятельность. Его сочинения порой отталкивали и шокировали слушателей напряженностью внутренних парадоксов и антиномий, типа «трагедия – фарс», «пафос – ирония», «ностальгия – пародия», «утонченность – вульгарность», «примитив – изощренность», «пламенный мистицизм – цинизм». Немецкий философ и музыкальный критик ТАдорно первым сумел показать, что разного рода сломы, искажения, отклонения у Малера никогда не бывают произвольными, даже если они не подчиняются обычным законам музыкальной логики. Адорно также первым отметил самобытность общего «тона» музыки Малера, который делает ее непохожей ни на какую другую и сразу узнаваемой. Он обратил внимание на «романоподобный» характер развития в симфониях Малера, драматургия и размеры которых определяются чаще ходом определенных музыкальных событий, нежели предустановленной схемой.

Среди открытий Малера в области формы можно выделить почти полное избегание точной репризы; употребление рафинированных вариационных форм, в которых общий рисунок темы сохраняется, в то время как изменяется ее интервальный состав; применение разнообразных и тонких полифонических приемов, что порождает иногда весьма смелые гармонические сочетания; в поздних произведениях – тенденцию к «тотальному тематизму» (позже теоретически обоснованному Шёнбергом), т.е. к насыщению тематическими элементами не только главных, но и побочных голосов. Малер никогда не претендовал на изобретение нового музыкального языка, однако он создавал музыку столь сложную (яркий пример – финал Шестой симфонии), что в этом смысле ему уступают даже Шёнберг и его школа.

Замечено, что гармония Малера сама по себе менее хроматична, менее «современна», чем, например, у Р.Штрауса. Квартовые последовательности на грани атональности, которые открывают Камерную симфонию Шёнберга, имеют аналог в малеровской Седьмой симфонии, однако подобные явления для Малера – исключение, а не правило. Его сочинения насыщены полифонией, все более усложняющейся в поздних опусах, и созвучия, образующиеся в результате сочетания полифонических линий, могут казаться часто случайными, не подчиняющимися законам гармонии. При этом малеровская ритмика в основном довольно проста, очевидное предпочтение отдается метру и ритму, типичным для марша и лендлера. Пристрастие композитора к сигналам труб, и вообще к военно-духовой музыке, легко объясняется детскими воспоминаниями о воинских парадах в его родной Йиглаве. По словам Малера, «процесс сочинения напоминает детскую игру, в которой из одних и тех же кубиков возводятся каждый раз новые постройки. Но сами эти кубики лежат в сознании с детства, ибо только оно есть время собирания и накопления».

Оркестровое письмо Малера вызывало особенно яростные споры. Он ввел в симфонический оркестр новые инструменты, такие, как гитара, мандолина, челеста, коровий колокольчик. Он применял традиционные инструменты в нехарактерных для них регистрах и достигал новых звуковых эффектов необычными сочетаниями оркестровых голосов. Фактура его музыки очень изменчива, и массивное тутти всего оркестра может внезапно сменяться одиноким голосом солирующего инструмента.

Хотя в течение 1930-х и 1940-х годов музыку композитора пропагандировали такие дирижеры, как Б.Вальтер, О.Клемперер и Д.Митропулос, настоящее открытие Малера началось только в 1960-х годах, когда полные циклы его симфоний были записаны Л.Бернстайном, Дж.Шолти, Р.Кубеликом и Б.Хайтинком. К 1970-м годам сочинения Малера прочно вошли в репертуар и стали исполняться во всем мире.

Густав Малер. МАЛЕР (Mahler) Густав (1860 1911), австрийский композитор, дирижер. В 1897 1907 дирижер Венской придворной оперы. С 1907 в США. Гастролировал (в 1890 1900 х гг. в России). Черты позднего романтизма, экспрессионизма в творчестве… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (Mahler) (1860 1911), австрийский композитор, дирижёр, оперный режиссёр. С 1880 дирижёр различных оперных театров Австро Венгрии, в 1897 1907 дирижер Венской придворной оперы. С 1907 в США, дирижёр театра «Метрополитен опера», с 1909 также… … Энциклопедический словарь

- (Mahler, Gustav) ГУСТАВ МАЛЕР. (1860 1911), австрийский композитор и дирижер. Родился 7 июля 1860 в Калиште (Чехия) вторым из 14 детей в семье Марии Германн и Бернхарда Малера, еврея винокура. Вскоре после рождения Густава семья переселилась в… … Энциклопедия Кольера

Густав Малер (1909) Густав Малер (нем. Gustav Mahler; 7 июля 1860, Калиште, Чехия 18 мая 1911, Вена) австрийский композитор и дирижёр. Один из крупнейших симфонистов девятнадцатого и двадцатого веков. Содержание … Википедия

Малер (Mahler) Густав (7.7.1860, Калишт, Чехия, ‒ 18.5.1911, Вена), австрийский композитор и дирижёр. Детство провёл в Йиглаве, в 1875‒78 учился в Венской консерватории. С 1880 работал дирижёром в небольших театрах Австро Венгрии, в 1885‒86 в… … Большая советская энциклопедия

- (7 VII 1860, Калиште, Чехия 18 V 1911, Вена) Человек, в котором воплотилась самая серьезная и чистая художественная воля нашего времени. Т. Манн Великий австрийский композитор Г. Малер говорил, что для него писать симфонию значит всеми… … Музыкальный словарь

- (Mahler) богемский композитор; род. в 1860 г. Главные его произведения: Märchenspiel Rübezahl , Lieder eines fahrenden Gesellen , 5 симфоний, Das klagende Lied (соло, хор и орк.), Humoresken для орк., романсы … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Малер (Mahler), Густав композитор (1860 1911). Талантливый дирижер (дирижировал и в Петербурге), Малер интересен как композитор, главным образом, широтой замысла и грандиозной архитектоникой своих симфонических произведений, страдающих, однако,… … Биографический словарь

Малер, Густав У этого термина существуют и другие значения, см. Малер (значения). Густав Малер (1909) Густав Малер (нем. Gustav Mahler; 7 июля 1860, Калиште … Википедия

- (1909) Густав Малер (нем. Gustav Mahler; 7 июля 1860, Калиште, Чехия 18 мая 1911, Вена) австрийский композитор и дирижёр. Один из крупнейших симфонистов девятнадцатого и двадцатого веков. Содержание … Википедия

Книги

  • Симфония No. 7 , Малер Густав. Репринтное нотное издание Mahler, Gustav "Symphony No. 7" . Жанры: Symphonies; For orchestra; Scores featuring the orchestra; For piano 4 hands (arr); Scores featuring the piano; Scores…
  • Густав Малер. Письма. Воспоминания , Густав Малер. Составление, вступительная статья и примечания И. Барсовой. Перевод с немецкого С. Ошерова. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1964 года (издательство`Музыка`).…




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта