Главная » Дом » Йозеф бойс картины постмодернизм. Йозеф бойс путеводитель по миру художника от америки до шаманизма. Целительные свойства органических материалов

Йозеф бойс картины постмодернизм. Йозеф бойс путеводитель по миру художника от америки до шаманизма. Целительные свойства органических материалов

Йозеф Бойс (нем. Joseph Beuys, 12 мая 1921, Крефельд, Германия - 23 января 1986, Дюссельдорф, Германия) - немецкий художник, один из главных теоретиков постмодернизма.

Биография Йозефа Бойса

Йозеф Бойс родился в Крефельде (земля Северный Рейн-Вестфалия) 12 мая 1921 в семье торговца. Детство провел в Клеве близ голландской границы.

Во время Второй мировой войны служил в авиации. Началом его «личной мифологии», где факт неотделим от символа, послужила зима 1943, когда его самолет был сбит над Крымом. Морозная «татарская степь», а также топленый жир и войлок, с помощью которых местные жители спасли его, сохранив телесное тепло, предопределили образный строй его будущих произведений.

Вернувшись в строй, воевал также в Голландии. В 1945 был взят в плен англичанами.

В 1947-1951 учился в Академии художеств в Дюссельдорфе, где главным его наставником был скульптор Э.Матаре.

Художник, получивший в 1961 звание профессора Дюссельдорфской академии, был в 1972 уволен после того, как вместе с не принятыми абитуриентами в знак протеста «оккупировал» ее секретариат.

В 1978 федеральный суд признал увольнение незаконным, однако Бойс уже не принял профессуры, стремясь быть максимально независимым от государства.

Койот: я люблю Америку и Америка любит меня
Актрисы Стул с жиром

На волне левой оппозиции он опубликовал манифест о «социальной скульптуре» (1978), выразив в нем анархо-утопический принцип «прямой демократии», призванной заменить существующие бюрократические механизмы суммой свободных творческих волеизъявлений отдельных граждан и коллективов.

В 1983 выставил свою кандидатуру на выборах в бундестаг (по списку «зеленых»), но потерпел поражение.

Бойс умер в Дюссельдорфе 23 января 1986. После смерти мастера каждый музей современного искусства стремился установить один из его арт-объектов на самом видном месте в виде почетного мемориала.

Самым крупным и в то же время самым характерным из этих мемориалов является Рабочий блок в Музее земли Гессен в Дармштадте - анфилада залов, воспроизводящих атмосферу бойсовской мастерской, полной символических заготовок - от рулонов прессованного войлока до окаменевших колбас.

Творчество Бойса

В его творчестве конца 1940-1950-х годов доминируют «первобытные» по стилю, близкие наскальным росписям рисунки акварелью и свинцовым штифтом с изображением зайцев, лосей, овец и других животных.

Занимался скульптурой в духе экспрессионизма В.Лембрука и Матаре, исполнял частные заказы на надгробия. Испытал глубокое воздействие антропософии Р.Штейнера.

В первой половине 1960-х годов стал одним из основоположников «флюксуса» или «флуксуса», специфической разновидности искусства перформанса, наиболее распространенной именно в Германии.

Яркий оратор и педагог, в своих художественных акциях всегда обращался к аудитории с императивной агитационной энергией, закрепив в этот период и свой знаковый имидж (фетровая шляпа, плащ, рыболовный жилет).

Использовал для арт-объектов шокирующие непривычные материалы типа топленого сала, фетра, войлока и мёда; архетипическим, сквозным мотивом пребывал «жировой угол», как в монументальных, так и в более камерных (Стул с жиром, 1964, Музей земли Гессен, Дармштадт) вариациях. В этих произведениях остро проступили чувство тупикового отчуждения современного человека от природы и попытки войти в нее на магически-«шаманском» уровне.

Среди известных перформансов Бойса: «Как объяснять картины мертвому зайцу» (1965; с тушкой зайца, к которому мастер «обращался», покрыв свою голову мёдом и золотой фольгой).

«Койот: я люблю Америку и Америка любит меня» (1974; когда Бойс три дня делил комнату с живым койотом).

«Медогонка на рабочем месте» (1977; с аппаратом, гнавшим мёд по пластмассовым шлангам).

«7000 дубов» - наиболее масштабная акция, во время международной арт-выставки «Документа» в Касселе (1982): огромная куча базальтовых блоков здесь постепенно разбиралась по мере того, как высаживались деревца.

После того, как Йозефа Бойса исцелили крымские татары он понял, что жизнь человека – это главная ценность нашего мира. Бойс на себе испытал целительную силу войлока, который спас ему жизнь. Он навсегда оказался очарован этим замечательным материалом, данным нам природой.

Все творчество Йозефа Бойса было посвящено идее сохранения Жизни. И одним из главных материалов, им используемых, был именно войлок. Он делал из него скульптуры: заворачивал в войлок рояль, стулья, кресла.

Знаменитое творение Бойса – «фетровый костюм», который символизирует тепло и защиту от внешнего мира, словно кокон.

Бойс один из первых начал помещать наборы объектов в витрины, перенося объекты не искусства в подчеркнуто музейный контекст.

В своих многочисленных акциях он не только заворачивал в войлок предметы, но и сам закутывался в него, и обкладывался салом. Войлок в этом контексте выступал как хранитель тепла, а скульптура из войлока понималась им как своего рода электростанция, производящая энергию.

Йозеф Бойс сломал старые устои в искусстве и открыл дорогу новому видению мира. Он стал основоположником постмодернизма.

Таким образом, результатом пересечения судьбы войлока, удивительного человека и истории 20 века, явился новый этап в отношении человечества к войлоку. Благодаря творчеству Йозефа Бойса, интерес к этому материалу очень сильно повысился и не угасает до сих пор.

За свою жизнь Йозеф Бойс осуществил 70 акций, организовал 130 своих персональных выставок, создал более 10 000 рисунков, большое количество инсталляций, графических серий, не говоря уже о бесчисленных дискуссиях, симпозиумах, лекциях, которые тоже принимали характер или акций.

Библиография

  • Бычков В. Эстетика. - М.: Гардарики, 2004. - 556 с. - ISBN 5-8297-0116-2, ISBN 8-8297-0116-2 (ошибоч.).
  • Герольд Й. 16.03.1944. Один день из жизни Йозефа Б. / Й. Герольд; авт.-ст. В. Гуркович и П. М. Пиксхауз; фот. Й. Либхена. - [Симферополь] : Крым. респ. краевед. музей, .

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: livemaster.ru ,

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@сайт, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Сантана Преап

Искусствовед, научная сотрудница Национального художественного музея Украины. Исследует перформативные практики в искусстве.

Инициация

Немецкий художник и акционист, один из главных теоретиков постмодернизма. Выступал за расширение традиционной концепции искусства: творческий процесс должен был охватить все сферы человеческой деятельности, стирая границу между искусством и жизнью. Бойс говорил о своем творчестве как об «антропологическом искусстве» и утверждал, что «каждый человек - художник».

Йозеф Бойс с детства мечтал быть медиком, увлеченно изучал труды по биологии, зоологии, а также по искусству и философии. Потому с приходом к власти в Германии национал-социалистической партии мальчик болезненно воспринимает публичное сожжение его так горячо любимых книг в школьном дворе и спасает из костра «Систему природы» Карла Линнея. В принудительном порядке вступает в гитлерюгенд, как-то раз убегает с цирком, где ухаживает за животными, во время войны становится летчиком люфтваффе. Такова биография Йозефа Бойса до чудесной метаморфозы, произошедшей с ним в марте 1944 года, когда советский истребитель сбил его самолет над Крымом.

По словам самого Бойса, его спасли кочевые татары, которые обмазали его тело жиром и завернули в войлок для сохранения тепла, и, очнувшись несколько дней спустя, он ощутил вкус меда во рту, которым его кормили. Реальна эта история или нет - не столь важно. Бойс создает личную мифологию и таким образом легитимирует себя как художник, очищаясь от предшествующего опыта. Именно в этот переломный момент Йозеф приходит к решению исцелять человечество с «кистью» в руке. Он проходит обряд инициации, перерождения, после которого из кокона рождается Бойс-художник.

Бойс создает личную мифологию и таким образом легитимирует себя как художник, очищаясь от предшествующего опыта.

Целительные свойства органических материалов

После войны Бойс в поисках новых художественных форм обращается к скульптуре. Возможно, данный вид искусства выбран им не случайно, ведь скульптура по сути своей — языческий идол, тотем, которому поклоняются, медиум, транслирующий идеи.

Использует он нетрадиционные материалы, обладающие специфическим запахом, органические, ассоциативно теплые, спасшие его самого: войлок, жир, мед. Художник концептуализирует особые свойства веществ. Например, животный жир — очень неудобное для высекания сырье, которое можно только переплавить или лепить при определенной температуре — метафора той плавности и осторожности, с которой должны происходить изменения в обществе. Войлок же обладает тепло- и звукоизоляционными свойствами. Бойс использует их в «Войлочном костюме» для обозначения его функции сохранения не только тепла тела, но и тепла духовного.

Использует он нетрадиционные материалы, обладающие специфическим запахом, органические, ассоциативно теплые, спасшие его самого: войлок, жир, мед.

Работа «Гомогенная инфильтрация для рояля» — отсылка художника к детям, которые вследствие принятия беременными лекарства с талидомидом имели мутации верхних конечностей. Здесь рояль находится в войлочном чехле, потому что это — музыка в потенциале, поскольку исполнять ее некому. Красный крест здесь — символ и медицины, и распятия, встречается во многих произведениях целителя. Как художник авангардистского толка Бойс разрабатывает собственный художественный язык, а также манифестирует и теоретизирует его. Потому всегда можно растолковать, о чем та или иная его работа.

Шаманские ритуалы

В 60-х Йозеф Бойс примыкает к «Флюксусу» — международному движению, целью которого было стереть границы между жизнью и искусством. Оттуда Бойс взял идею перформанса как медиума, но возвел в новую степень — мистический шаманский ритуал.

Одним из наиболее знаковых был перформанс «Как объяснять картины мертвому зайцу» 1965 года. Художник в золотой маске, атрибутами шамана и с намазанным на голове медом ходил с тушкой зайца, беседуя с ним о чем-то перед картинами. Перформанс часто ошибочно трактуется как мнение Бойса о том, что мертвый заяц поймет искусство лучше, чем обыватель. На самом деле Бойс выполнял ритуал, сеанс общения с нечеловеческими силами, воплощенными в тушке зайца. Но, в отличие от обычного шамана, Бойс — проводник и медиум, который не передает людям послание, а, наоборот, представляет перед высшими силами человечество, изъясняясь от его лица.

Опасный и непосредственный сеанс общения с нечеловеческими силами Йозеф Бойс устраивает с диким койотом в перформансе «Койот. Я люблю Америку, и Америка любит меня» (1974). Желая встретиться только лишь с истинным хозяином Америки, Бойс велел привезти себя, завернутого в войлок, прямо из аэропорта в нью-йоркскую галерею, где его ожидал койот, а по окончании встречи отвезти таким же образом обратно. За три дня хозяин прерий приручился вовсе как домашний пес, чему способствовал опыт работы Бойса в цирке. Художник разговаривал с диким койотом о том о сем, частенько подбрасывал ему почитать Wall Street Journal, провоцируя его рвать войлочное облачение, все сильнее обнажая человека под ним.

Диалог Бойса с койотом - конфликт природы и цивилизации, североамериканских индейцев и белого европейского завоевателя, история угнетения и властвования. Бойс возвращает время к моменту разрыва, пытаясь если не залатать, то указать на это место. А верная диагностика болезни - первый шаг к исцелению.

В отличие от обычного шамана, Бойс - проводник и медиум, который не передает людям послание, а, наоборот, представляет перед высшими силами человечество, изъясняясь от его лица.

Каждый человек - художник, или идея «социальной скульптуры»

Художник, шаман, политический активист, гуманист — Йозеф Бойс предложил новую концепцию роли художника, призванного изменить реальность больного послевоенного общества с помощью искусства.

Йозеф Бойс видел художника как преобразователя нравов общества, ведущего массы. Веря в анархический принцип «прямой демократии», Йозеф был ближе к тем самым кочевым татарам, которые спасли его. Так, кочевничество отрицает существование искусственно созданных государственных границ и, следовательно, военных конфликтов на этой почве.

«Когда люди спрашивают меня, являюсь ли я художником, я отвечаю: оставьте эти глупости! Я не художник. Точнее, я художник в той же степени, в какой является художником каждый человек, не больше и не меньше». Такова интерпретация Бойсом созданной им же концепции «социальной скульптуры», слепленной с помощью каждого отдельного гражданина по принципу «прямой демократии». «Социальная скульптура» занимает объем в пространстве не трехмерном, как традиционная, а меняет реальность дискурсионного поля.

Йозеф Бойс (нем. Joseph Beuys, 12 мая 1921, Крефельд, Германия - 23 января 1986, Дюссельдорф, Германия) - немецкий художник, один из главных теоретиков постмодернизма.

Йозеф Бойс родился 12 мая 1921 в Крефельде в семье торговца Йозефа Якоба Бойса (1888-1958) и Йоханны Марии Маргарет Бойс (1889-1974). Осенью того же года семья переехала в Клеве, промышленный город Нижнего Рейна (Германия), недалеко от голландской границы. Там Йозеф посещал начальную католическую школу, а затем гимназию. Учителя сразу заметили у мальчика талант к рисованию. Кроме того, он брал уроки игры на фортепиано и виолончели. Несколько раз посещал мастерскую фламандского живописца и скульптора Ачиллеса Муртгата.

Еще во время школьного обучения Бойс изучил массу художественной литературы: трактаты основателя антропософии Штейнера, произведения Шиллера, Гете, Шопенгауэра и Новалиса, труды по медицине, искусству, биологии и зоологии. По словам Бойса, 19 мая 1933 г. (т. е. в тот период, когда нацистская партия начала устраивать массовые акции по сжиганию неугодной литературы) во дворе своей школы он спас книгу «Система природы» Карла Линнея «… из этой большой, пылающей кучи».

В 1936 году Бойс стал членом Гитлерюгенд. Всё больше детей и подростков состояло в партии, так как членство в ней стало обязательным. Он участвовал в митинге в Нюрнберге в сентябре 1936 года, когда ему было всего 15 лет.

В 1939 году он работал в цирке и заботился о животных в течение года. Школу окончил весной 1941 года. Война уже охватила весь мир.

В 1941 году Бойс ушел добровольцем в Люфтваффе. Военную службу он начал в качестве радиста в Познани под командованием Хайнца Сайльмана. Они оба посещали лекции по биологии и зоологии в местном университете. В это же время Бойс начал серьезно рассматривать карьеру художника.

В 1942 году Бойс был дислоцирован в Крыму. С 1943 он стал задним стрелком бомбардировщика Ju 87. В рисунках и эскизах этого времени, дошедших до наших дней, уже проявился его характерный стиль. Началом его «личной мифологии», где факт неотделим от вымысла, послужила дата 16 марта 1944 года, когда его самолет был сбит над Крымом у деревни Фрайфельд Тельмановского района.

Это событие стало отправной точкой в карьере художника: «Последнее, что я помню, было то, что было уже слишком поздно, чтобы прыгать, слишком поздно для того, чтобы открыть парашют. Наверное, это было за секунду до удара о землю. К счастью, я не был пристёгнут. - Я всегда предпочитал свободу от ремней безопасности… Мой друг был пристёгнут, и его разорвало на части при ударе - не осталось почти ничего, что было похоже на него. Самолет врезался в землю, и это спасло меня, хотя я и получил травмы костей лица и черепа… Тогда хвост перевернулся и я был полностью похоронен в снегу. Татары нашли меня день спустя. Я помню голоса, они говорили „Вода“, войлок из палаток, и сильный запах топленого жира и молока. Они покрыли мое тело жиром, чтобы помочь ему восстановить тепло, и обернули меня в войлок, чтобы сохранить тепло».

В то же время очевидцы утверждают, что пилот умер вскоре после аварии, Бойс же был в сознании и был обнаружен поисковой командой. В деревне в то время никаких татар не было. Хотя это не противоречит словам Бойса, который всегда говорил, что его биография была предметом его собственной интерпретации. Но главное, что данная история является мифом происхождения художественной личности Бойса и даёт ключ к толкованию использования им нетрадиционных материалов, среди которых войлок и жир занимают центральное место. Бойс был доставлен в военный госпиталь, где оставался в течение трех недель с 17 марта по 7 апреля.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

В мире нет и дюжины сотен людей, понимающих живопись. Остальные притворяются или им наплевать.
/Редьяр Киплинг/

Номер 7. Йозеф Бойс

Йозеф Бойс (нем. Joseph Beuys, 1921-1986, Германия) - немецкий художник, один из лидеров постмодернизма.
Родился в семье торговца. Бойс уже в школьные годы поглощал уйму книг: Гете, Шиллер, Новалис, Шопенгауер – вплоть до трактатов основателя антропософии Рудольфа Штейнера, оказавшего на него особое влияние. Его интересовало все: медицина (он хотел стать врачом), искусство, биология, мир животных, философия, антропософия, антропология, этнография.
Вступил в "гитлерюгенд". В 1940 году Бойс записался добровольцем в германскую военную авиацию. Освоил профессии радиста и пилота бомбардировщика. Совершил множество боевых вылетов, был награжден Крестами второй и первой степени

В 1943 году его самолет сбили над крымскими степями. Напарник Бойса погиб, а его самого с переломом черепа и тяжелыми ранениями вытащили из горящей машины местные татары-кочевники, очевидно, пастухи или скотоводы. У татар он пробыл недолго. Несколько дней татары, используя животный жир и одеяла из шерсти, согревали полуобмороженное тело летчика.
Через восемь дней его обнаружили немецкие спасательные отряды.
Сам Бойс считал этот отрезок времени решающим для его последующей творческой карьеры. Здесь, в Крыму, он лицом к лицу столкнулся с той самой антропологией, которой увлекался с детских лет. Татары лечили его ритуальными методами, уходящими корнями в древнюю традицию этого народа. Израненное тело Бойса они обкладывали кусками сала, вливающего в организм жизненную силу, и заворачивали в войлок, сохраняющий тепло.
Сало и войлок стали впоследствии важными материалами его скульптур и инсталляций, а антропологический принцип лег в основу его концепции.
/Известный теоретик современного искусства с красивой фамилией Бухло, впрочем, подвергает сомнению историю про катастрофу в Крыму - и небезосновательно, поскольку существует фотография, изображающая здорового Бойса, стоящего перед неповрежденным Ju-87/

Вернувшись в строй, воевал также в Голландии. В 1945 был взят в плен англичанами.
Учился (1947-1952) и позднее преподавал (1961-1972) в Гос. художественной академии Дюссельдорфа. Бойс активно работал над многочисленными произведениями из бронзы. Он также создавал так называемую "живую скульптуру" из органических материалов - жира, крови, костей животных, войлока, меда, воска и соломы.
Принимал участие в коллективных художественных акциях интернациональной группы "Флюксус", создал "Немецкую студенческую партию как Метапартию" (1967), "Организацию за прямую демократию через народное голосование" (1971), "Свободную международную высшую школу творчества и интердисциплинарного прогресса" (1973)



Фрай писала, что история гибели и "воскрешения" Бойса странным образом напоминает миф о самоубийстве и воскрешении другого аса - скандинавского бога Одина; воскресший Один принес из небытия тайну письменности (рунический алфавит), Йозеф Бойс - новый художественный язык. Бараний жир и войлок, которые были использованы для лечения его ран, стали первыми буквами этого языка. Знаменитая шляпа Бойса, без которой он отказывался фотографироваться и появляться на публике недвусмысленно напоминает о войлочной шляпе Одина; в этом мистическом сходстве, разумеется, присутствует известный комизм.

Полосы из дома шамана 1962

Бойс воспринимал предметы органического мира как пластические эквиваленты своих мыслей. По словам Бойса, смутная, неясная и созидательная сила интеллекта, связанная с теплом и хаосом, перевоплощалась в холод мертвой материи.

Бойс выдвинул два революционных положения:
иное понимание скульптуры как таковой, которая, в широком смысле, должна расцениваться как социальная активность
а также развитие нового подхода ко всем без исключения людям как к творцам (каждый человек - художник).

Знал толк в названиях: «Медовый насос», «Покажи свои раны» и «Мокрое бельё девственницы»
Кстати, возможно "Внутреннюю Монголию" Пелевин взял именно у Бойса - так называлась его выставка в Пушкинском музее в 1992

Евразийская Сибирская симфония 1963

Бойс был сторонником творческой демократии. В июне 1967 года во время большой студенческой демонстрации в Западном Берлине один студент был убит при столкновении с полицией. В ответ на эту трагедию Бойс в том же месяце основывает в Дюссельдорфе немецкую студенческую партию. Главными ее требованиями были самоуправление, отмена института профессоров и свободное для каждого, без экзаменов и приемных комиссий, поступление в высшее учебное заведение.

Июль 1971 года проходил в обычной для академии рутине отбора подавших на конкурс студентов. Бойс выступает с резким протестом: отбор студентов по способностям нарушает демократический принцип равенства – ибо каждый человек несет в себе творческое начало. Узкая художественная одаренность только мешает вылепить из студента подлинного творца. И Бойс предлагает принять всех отвергнутых в свой собственный класс. Предложение его, естественно, не было принято. Аналогичная ситуация повторилась и на следующий год. И когда администрация академии снова не согласилась на требование Бойса, он вместе с 54 отвергнутыми оккупировал ее административное здание. Это было прямое нарушение закона, и Бойс был отстранен от должности профессора академии. На собрании, где решался вопрос о его отставке, Бойс заявил: "Государство – это монстр, с которым надо бороться. Я считаю своей миссией – разрушение этого монстра".

"Где я – там и академия", - утверждал Бойс, считая своим демократическим долгом сотрясать существующий порядок и учить массы людей. Потерпев фиаско в Дюссельдорфе, он переносит свою деятельность в Берлин. В 1974 году он вместе с Генрихом Бёллем основывает Свободный международный университет. Его студентом мог стать каждый, независимо от возраста, профессии, образования, национальности и, конечно, способностей.

Свободный международный университет по мысли Бойса должен был быть идеальной моделью того образовательного центра, где из сырого человеческого материала можно было ваять творческого демократического человека. Бойс утверждал, что он не имеет ничего общего с политикой, а знает только искусство. Однако его концепция социальной скульптуры ставила своей главной целью преобразование общества целом. И кем бы ни считал себя Бойс, искусство и политика шли у него рука об руку. Его невероятная активность распространялась на все. Он выступал в защиту природы, отстаивал права женщин. Он требовал назначить зарплату домашним хозяйкам, доказывая, что их труд равен любому другому труду.

В 1974 году в Чикаго Бойс посвятил одну из своих акций знаменитому в 30-х годах гангстеру Диллингеру. Он выскочил из машины у городского театра, побежал, как будто спасаясь от града пуль, упал в сугроб и долго лежал, изображая убитого бандита. "Художник и преступник – попутчики, - объяснял он смысл этого действа, - ибо оба обладают диким неуправляемым творческим началом. Оба аморальны и движимы лишь импульсом стремления к свободе"

"Вместе с членами своей немецкой студенческой партии он расчищал лес под Дюссельдорфом под лозунгом "Все говорят об охране окружающей среды, но никто не действует". А один из последних его проектов назывался "Посадка 7000 дубов в Касселе" - огромная куча базальтовых блоков здесь постепенно разбиралась по мере того, как высаживались деревца.

"Стул с салом" – сидение его было покрыто слоем животного жира, а справа из этой сгустившейся массы торчал термометр. В диспутах Бойс отстаивал эстетические качества сала: его желтый цвет, приятный запах, целебные качества.

В своих многочисленных акциях он заворачивал в войлок стулья, кресла, рояли, сам закутывался в него и обкладывался салом. Войлок в этом контексте выступал как хранитель тепла, а скульптура из войлока понималась им как своего рода электростанция, производящая энергию.

Среди известных перформансов Бойса:
«Как объяснять картины мертвому зайцу» (1965; с тушкой зайца, к которому мастер «обращался», покрыв свою голову мёдом и золотой фольгой);
«Койот: я люблю Америку и Америка любит меня» (1974; когда Бойс три дня делил комнату с живым койотом);
«Медогонка на рабочем месте» (1977; с аппаратом, гнавшим мёд по пластмассовым шлангам);

История современного искусства часто преподносит нам сюрпризы. Нам приходится знакомиться с необычными формами и яркими проявлениями. В любую эпоху, в каждое столетие появлялись творцы, которые поражали своими произведениями. Таких людей нельзя называть исключением, так как каждый видит искусство по-своему. Йозеф Бойс был не только своеобразным художником, но и достаточно интересным скульптором.

Начало жизненного пути

Немецкий творец родился в 1921 году и стал популярным уже после Второй мировой войны. Но до этого школьник из Крефельда увлекался естественными науками и собирался в будущем лечить детей. Он поступил на подготовительное отделение медицинского факультета, хорошо учился и хотел стать педиатром.

В то же время молодой человек увлекся серьезной литературой, он с упоением читал Гёте, Гамсуна, Новалиса. В изобразительном искусстве его привлекал художник Эдвард Мунк, в музыке - композитор Сейчас уже можно утверждать, что на дальнейшую творческую судьбу Бойса повлияла философия Кьеркегора и Леонардо.

Скульптуры Лембрука

В 1938 году Йозеф Бойс, биография которого была еще никому не известна, познакомился с творчеством знаменитого скульптора Вильгельма Лембрука. Эта встреча сыграла решающую роль в формировании его взглядов на искусство.

Бойс понял, что скульптура для него - это необъятный горизонт возможностей, который может стать лучшим проявлением его «я». Именно тогда он и стал заниматься пластикой. После его не раз спрашивали, были ли еще скульпторы, которые смогли повлиять на творчество молодого художника? Он с уверенностью отвечал, что только Лембрук явился для него вдохновением, только в его работах он увидел что-то глубокое.

Стоит сказать, что визуально воспринимать Лембрука очень сложно. Его произведения можно понимать интуитивно и проводить, глядя на них, часы и дни.

Вторая мировая война

Как и для всего мира, для немцев война началась неожиданно. Йозеф получил специальность радиста, а также старался не пропускать уроки естественных наук. Во время войны судьба подготовила художника к сложным испытаниям. Принимая участие в боевых действиях, его пикирующий бомбардировщик был сбит над Крымом. Бойс чудом выжил.

Спрыгнув с парашютом, он упал в обморок. Но судьба подготовила ему невероятный подарок. Татары, которые проживали в той местности, боролись за жизнь будущей звезды искусства больше недели. Они проводили над ним ночи, залечивая тяжелые раны народными средствами. Позже нашла Бойса, его переместили в военный госпиталь.

После реабилитации Йозефу снова пришлось идти на фронт, где он еще не раз получал тяжелые ранения. Война для художника закончилась на территории Нидерландов.

После войны

В мае 1945 года Бойс попал в плен к британцам, но был освобожден через 3 месяца. Он вернулся к родителям в Германию, в пригород Клеве.

Все, что удалось пережить Бойсу, отразилось в его произведениях. В пластике он решил использовать войлок и жир, которыми его лечили татары, а которую он вынужден был носить, чтобы сохранить кожу на голове, стала неким символом выживания.

Настоящий наставник

После войны Бойсу пришлось длительное время проходить реабилитацию не только физическую, но и психологическую. Вытащить его из трудного состояния смог учитель Эвальд Матаре, а Дюссельдорфская академии искусств стала для Йозефа домом.

Матаре многому научил Бойса, смог привить молодому художнику вкус и чувство меры, поэтому создавать акценты в скульптурных формах Йозеф мог великолепно.

Известность

В начале 1950-х годов Йозефа знали немногие. Но популяризация его творчества способствовала росту его известности. Журналисты стали уделять много внимания новому таланту. Бойса делали известным необычные черты творчества. Причудливые формы скульптур, радикальность в его произведениях и бесспорная неповторимость - все это сделало немца известной фигурой на родине. Постепенно его влияние в искусстве распространилось на Европу и на весь мир.

Движение «Флюксус»

Еще одним интересным фактом биографии явилось участие Бойса в этом движении. Идеи этой негласной организации были близки и понятны для художника. Те, кто участвовали в движении "Флюксус", старались ликвидировать границу между жизнью и искусством. Они пропагандировали уход от традиционного понятия живописи, музыки и литературы. По их мнению, между творцом и публикой следовало установить тесный духовный контакт.

Йозеф Бойс, работы которого были именно такими, принимал активное участие в движении «Флюксус». Но оставить свои идеологические взгляды скульптору пришлось после того, как он в 40 лет стал профессором той самой академии, в которой его обучал Матаре. Его новые произведения вышли на более высокий уровень, а его взгляд на искусство стал радикальным. Творения этого периода называют «социальной пластикой».

Переломный момент

Немецкий художник Йозеф Бойс старался создавать необычные выставки и обучать зрителей новому подходу к пониманию искусства. Одними из таких акцентов стало появление в творчестве меда и зайца. Эти образы были сродни войлоку и жиру. Мед - продукт работы пчел, подобно тому, как художественные творения - результат деятельности человека, поэтому множество его произведений были основаны на этом образе: «Пчелиная царица», «Из жизни пчел» и т.д.

Заяц воплощал образ самого творца. Бойс ассоциировал себя с этим животным. Уходя от опасности, заяц зарывается в землю, а этот процесс художник интерпретировал как соприкосновение мыслей с материей.

Активность Бойса под конец его жизни была неким чудом. Ведь мужчина был уже очень болен, он жил без селезенки и одной почки, мучился болями в ногах, его легкие были поражены. Уже в 1975 году творца настиг инфаркт. Как и многие философы, Бойс был уверен, что боль порождает духовность.

В 1986 году немецкий скульптор покончил с собой.

Творчество

За свою жизнь много творений создал Йозеф Бойс - художник, картины которого известны меньше, чем скульптуры. Странными и необычными произведениями являются его картины «Ведьмы изрыгающие огонь» и «Сердца революционеров: Прохождение Планеты будущего».

Йозеф Бойс - скульптор, который создавал яркие и запоминающиеся образы. Рожденные его фантазией инсталляции отражали прошлое и настоящее мира и самого автора. Например, проект «Койот: я люблю Америку и Америка любит меня». Этот шедевр возник после того, как немец прожил три дня в одной комнате с кайотом. В эту комнату Йозефа привезли на носилках прямиком из аэропорта, а после также на носилках и вынесли. На прощание Бойс обнял кайота. Позже он объяснил свои действия тем, что хотел изолировать себя и не увидеть ничего в Америке, кроме кайота.

Бойс Йозеф (художник), интересные факты из жизни которого описаны в статье, создавал яркие и запоминающиеся произведения. Он - один из главных теоретиков постмодернизма.

Йозеф Бойс - художник неординарный. Не все его понимают и воспринимают. Этот гений стал своеобразным феноменом послевоенного мира.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта