Главная » Отношения » Типи - жилище кочевых индейцев Великих равнин. Вигвам - традиционное жилище североамериканских индейцев Жилища народов Украины

Типи - жилище кочевых индейцев Великих равнин. Вигвам - традиционное жилище североамериканских индейцев Жилища народов Украины

А сегодня мы ознакомим наших читателей со значением слова "вигвам" и его отличиями от "типи" кочевых племен.

Традиционно вигвамом называют место проживания лесных индейцев, которые обитали в северной и северо-восточной части континента Северная Америка. Как правило, вигвам представляет из себя небольшой шалаш, общая высота которого составляет 3-4 метра. Он имеет куполообразную форму, и в самых больших по размеру вигвамах может одновременно жить примерно 30 человек. Также к вигвамам можно отнести и небольшие по своему размеру шалаши, имеющие конусную форму и похожие на типи. Сейчас вигвамы часто используются в качестве места для проведения традиционных обрядов.

Аналоги вигвамов можно найти также у некоторых африканских народностей, чукчей, эвенгов и сойтов.

Как правило, остов шалаша делается из тонких и гибких древесных стволов. Их связывают и покрывают корой деревьев или циновками из растений, листьями кукурузы, шкурами и кусками ткани. Встречается также комбинированный вариант покрытия, которое сверху также дополнительно укрепляют специальной наружной рамой, а в случае её отсутствия стволами или специальными шестами. Вход в вигвам закрывают занавеской, и высота его можно быть как небольшой, так и в полную высоту вигвама.


В верхней части вигвама есть дымоход, который часто прикрывают куском коры. Приподнимают его для вывода дыма при помощи шеста. У куполообразных вариантов вигвамов могут быть как вертикальные, так и наклонные стены. Чаще всего встречаются круглые вигвамы, но иногда можно увидеть и прямоугольную конструкцию. Вигвам может быть вытянут в достаточно длинный овал и также иметь некоторое количество дымоходов вместо одного. Как правило, овальные вигвамы называют длинными домами.

У вигвамов конусной формы рамы сделаны из прямых шестов, которые связаны вместе сверху.

Слово "вигвам" берет свое начало в протоалгонкинском наречии, и переводится оно как "их дом". Впрочем, существует также мнение, что это слово пришло к индейцам из языка восточных абенаков. У разных народов свой вариант произношения данного слова, однако в целом они достаточно близки.

Также известен и другой термин - wetu. Несмотря на то, что его широко используют индейцы из Массачусетса, этот термин не прижился в остальном мире.


В наше время вигвамом чаще всего называют куполообразные обиталища, а также более простые по своей конструкции шалаши, в которых проживают индейцы из прочих регионов. Каждое племя дает своему вигваму свое название.

В литературе данный термин чаще всего встречается как обозначение куполообразного места жительства индейцев с Огненной Земли. Они достаточно похожи на традиционные вигвамы индейцев из Северной Америки, но их отличает отсутствие горизонтальных связок на раме.

Также вигвамом часто называют жилище индейцев с Высоких равнин, которое правильно называть словом .

Разного размера палатки, по форме похожие на вигвамы, достаточно часто используют в различных ритуалах возрождения и очищения в племенах Великих равнин, а также из ряда прочих регионов. В этом случае делается специальная парильня и сам вигвам в этом случае является телом самого Великого Духа. Круглая форма обозначает мир как единое целое, а пар в данном случае - это прообраз самого Великого Духа, который совершает духовную и очистительную регенерацию и трансформацию.

У индейцев было два вида жилищ, которые отличали их от других народов, - это типи и вигвам. У них есть особенности, свойственные народу, который ими пользовался. Они также приспособлены к типичным занятиям людей и окружающей среде.

Каждому - по его потребностям

Дома кочевников и оседлых племён отличаются. Первые предпочитают палатки и шалаши, в то время как для вторых более удобными являются стационарные постройки или полуземлянки. Если говорить о жилищах охотников, то на них часто можно было увидеть шкуры животных. Североамериканские индейцы - народ, для которого было характерно большое количество У каждой группы она была своя.

Например, навахо предпочитали полуземлянки. Они создавали глинобитную кровлю и коридор под названием «хоган», через который можно было войти внутрь. Бывшие жители Флориды сооружали свайные хижины, а для кочевых племён из Субарктики наиболее удобным был вигвам. В холоднее время года он был покрытый шкурой, а в тёплое - берестой.

Масштабность и прочность

Ирокезы строили каркас из древесной коры, который мог прослужить до 15 лет. Обычно на протяжении такого срока община жила возле выбранных полей. Когда земля изнашивалась, происходило переселение. Эти построения были достаточно высокими. Они могли достигать 8 метров в высоту, шириной от 6 до 10 м, а длина их иногда составляла 60 метров и более. В связи с этим подобные жилища были прозваны длинными домами. Вход тут располагался в торцевой части. Неподалёку была картинка, изображающая тотем рода, животное, которое ему покровительствовало и оберегало. Жилище индейцев делилось на несколько отсеков, в каждом жила пара, образующая семью. У всех было по своему очагу. Для сна имелись нары у стен.

Поселения оседлого и кочевого типа

Племена пуэбло сооружали укреплённые дома из камней и кирпичей. Двор был окружён полукругом или кругом построек. Индейский народ сооружал целые террасы, на которых дома могли строиться в несколько ярусов. Крыша одного жилища становилась площадкой снаружи для другого, расположенного сверху.

Люди, избравшие для жизни леса, строили вигвамы. Это переносное жилище индейцев в форме купола. Отличалось оно небольшими размерами. Высота, как правило, не превышала 10 футов, однако, внутри помещалось до тридцати жителей. Сейчас такие постройки используют в обрядовых целях. Очень важно не путать их с типи. Для кочевников подобная конструкция была довольно удобна, поскольку не приходилось прикладывать больших усилий к строительству. И всегда можно было перенести дом на новую территорию.

Особенности конструкции

Во время сооружения использовали стволы, которые хорошо гнулись и были довольно тонкими. Чтобы связать их, применяли вязовую или берёзовую кору, циновки, изготовленные из тростника или камыша. Также подходили листья кукурузы и трава. Вигвам кочевника накрывали тканью или шкурой. Чтобы они не соскальзывали, использовали раму снаружи, стволы или шесты. Входное отверстие прикрывали занавеской. Стены бывали наклонными и вертикальными. Планировка - круглая или прямоугольная. Для расширения постройки её вытягивали в овал, проделывая несколько отверстий для выхода дыма. Для пирамидальной формы свойственна установка ровных шестов, которые связывают наверху.

Жилище индейцев, похожее на палатку, прозвали типи. У него имелись жерди, из которых получался остов конической формы. Для формирования покрышки пользовались шкурами бизонов. Отверстие сверху проектировалось специально для того, чтобы дым от костра выходил на улицу. Во время дождя его накрывали лопастью. Украшением стен служили рисунки и знаки, которые означали принадлежность тому или иному владельцу. Типи действительно многим походит на вигвам, из-за чего их часто путают. Этот вид построек индейский народ использовал также довольно часто как на Севере, так на Юго-Западе и Дальнем Западе традиционно в целях кочевничества.

Габариты

Они также сооружались пирамидальной или конусной формы. Диаметр основания составлял до 6 метров. Образующие шесты достигали длины 25 футов. Покрышку делали из В среднем для создания покрытия приходилось убивать от 10 до 40 животных. Когда североамериканские индейцы стали взаимодействовать с европейцами, начался торговый обмен. У них появилась парусина, отличавшаяся большей лёгкостью. Как у кожи, так и ткани есть свои недостатки, поэтому часто создавали комбинированные изделия. В качестве крепежа использовали булавки из дерева, снизу верёвками покрытие привязывалось к колышкам, торчавшим из земли. Специально для движения воздуха оставляли щель. Как и в вигваме, было отверстие для выхода дыма.

Полезные устройства

Отличительной чертой является то, что здесь были клапаны, регулирующие тягу воздуха. Чтобы растянуть их к нижним углам, использовали ремни из кожи. Такое жилище индейцев было довольно удобным. К нему можно было присоединить палатку или ещё одну такую же постройку, что значительно расширяло внутреннюю площадь. От сильного ветра защищал спускавшийся сверху ремень, служивший якорем. У стен снизу выкладывали подкладку, имевшую ширину до 1,7 м. Она сохраняла внутреннее тепло, ограждая людей от внешнего холода. Во время дождя натягивали потолок полукруглой формы, который назвался «озаном».

Исследуя постройки разных племён, можно увидеть, что каждая из них отличается какой-то своей, присущей только ей особенностью. Количество шестов неодинаково. Они по-разному соединяются. Пирамида, образуемая ими, может быть как наклонной, так и прямой. У основания имеется яйцевидная, круглая или же овальная форма. Покрышка раскраивается во множестве вариантов.

Прочие популярные разновидности строений

Ещё одно интересное жилище индейцев - это викиап, который тоже часто отождествляют с вигвамом. Постройка в форме купола представляет собой шалаш, в котором жили преимущественно апачи. Его покрывали кусками ткани и травой. Их часто использовали во временных целях, чтобы укрыться. Покрывали ветками, матами, ставили на степных окраинах. Атабаски, населявшие Канаду, предпочитали этот вид постройки. Отлично она подходила, когда войско выдвигалось на бой и нуждалось во временном месте пребывания, чтобы укрыться самим и спрятать огонь.

Навахо селились в хоганах. А также в домиках летнего типа и землянках. У хогана сечение круглой формы, стены образуют конус. Часто встречаются и квадратные конструкции такого вида. Дверь располагали в восточной части: считалось, будто солнце вносит в дом удачу через неё. Также у постройки большое культовое значение. Есть легенда, повествующая о том, что хоган впервые был построен духом в виде койота. Ему помогали бобры. Они занимались сооружением для того, чтобы обеспечить жильём первых людей. Посреди пятиконечной пирамиды располагался вилочный шест. У граней было по три угла. Место между балками заполняли землёй. Стены были насколько плотными и крепкими, что могли эффективно защищать людей от зимней непогоды.

Спереди располагался вестибюль, где проводили религиозные церемонии. Жилые постройки отличались большими размерами. В XX веке навахо начали сооружать постройки с 6 и 8 углами. Это обусловлено тем, что тогда неподалёку от них функционировала железная дорога. Можно было добыть шпалы и использовать их в строительстве. Появлялось больше места и простора, притом что дом стоял довольно крепко. Одним словом, места обитания индейцев довольно разнообразны, но каждое из них выполняло возложенные на него функции.

Жилише североамериканских индейцев вигвам (или типи, tee pee) и его брат-близнец чум (яранга) народов севера прочно поселились в детских уголках дома и на открытом воздухе. Причина вовсе не в «американизации» массового сознания, а в достоинствах этого типа легкого временного жилища (см. далее). Вигвам нередко может пригодиться и взрослым. Не обязательно в экстремальной ситуации: оформление зоны отдыха в виде вигвама делает ее намного уютнее. Но, изучая описания вигвамов в интернете, не отделаешься от впечатления, что наличие инструмента и современных материалов, призванных облегчить и упростить работу, в данном случае усложняет ее и удорожает, а самое сооружение делает менее надежным и функциональным. Поэтому содержание настоящей статьи – конструирование вигвама своими руками возможно быстрее, проще, дешевле, но не в ущерб его действительно замечательным качествам.

Зачем он детям?

Дети всегда ищут и строят убежища. Примерно до 4-5 лет оно им просто необходимо для нормального развития, но сделать его самостоятельно они еще не способны. Это не склонность к аутизму. Наоборот, чаще становятся аутистами дети, которых в нежном возрасте родители старались «распахнуть», мол, пусть сызмальства приучаются жить в обществе и отстаивать свои интересы.

Почему так? В биологии известно, что эмбрион повторяет некоторые стадии эволюции данного вида. По всей вероятности, нечто подобное происходит и в индивидуальном психологическом развитии. Сейчас понятие «ойкумена» отошло в историю, но в древности оно обозначало обжитое данным сообществом пространство, за которым – мрак и неизвестность. Окончательно открыли человеку весь мир и перевернули его сознание только Великие географические открытия; после этого мы бурно, но без эмоционального шока восприняли высадку на Луну и, позевывая, читаем в новостях описания технических (да, уже технических) проектов межзвездных полетов.

Но маленький человек еще физиологически не готов выйти в столь обширный и сложный мир. А главное – стремительно меняющийся. Кто постарше, вспомните – на глазах менее чем одного поколения информационная техника проскочила путь от ламповых радиол и бобинных магнитофонов до квантовых систем связи. 20 лет тому назад DVD-RW был передовой новинкой; ныне это архаизм. А где-то с полгода назад мелькнуло сообщение: московские физики успешно осуществили квантовую телепортацию агрегата из 200 молекул, что уже можно считать макроскопическим объектом. Да, сейчас никто и понятия не имеет, каким образом происходит квантовое взаимодействие и почему оно распространяется мгновенно; ведь по существующим представлениям при этом для передачи конечного количества информации понадобилась бы бесконечно большое количество энергии. Но ведь Ом, Кирхгоф, Ленц тоже понятия не имели об электронах и электромагнитном поле. Однако открытые ими законы действия электричества успешно применяются по сей день и никакого сомнения в их достоверности нет.

Нынешним малышам, скорее всего, придется жить в мире, который нам и представить трудно. Не просто жить там, но и строить его; а кому же еще? Поэтому думать о воспитании ребенка сегодня немыслимо без расчета на будущее. Полагаться на мудрость матери-природы больше нельзя – она за нами давно не поспевает. И один из способов помочь малышу не оказаться потерянным в будущем мире – построить вигвам для детей своими руками. Пусть это будет своего рода возвращением к истокам, которое в трудных обстоятельствах всегда выручало.

Почему – вигвам?

Детские убежища довольно разнообразны. Понять, почему вигвам если не вытесняет то серьезно потеснил прочие их типы, можно, так сказать, идя от обратного:

  • По сравнению с шалашом – не менее натурален и романтичен, но гигиеничнее и не требует большого количества сырого древесного материала. Где сейчас остались дикие леса? Не портить же ради шалаша культурные декоративные насаждения.
  • Сравнительно с палаткой – много проще конструктивно; для установки не нужен дополнительный такелаж: оттяжки, колья.
  • По простоте конструкции и установки/сворачивания юрту с вигвамом и сравнивать нельзя, т.к. последний не рассчитан на экстремальные условия эксплуатации.
  • Также никакого сравнения с : вигвам мобилен, его можно взять с собой на дачу буквально в кармане (см. далее), а сделать вигвам для детей возможно буквально за 20 мин., см. напр. видео ниже:

Видео: вигвам для ребенка быстро


Экскурсия к истокам

Вернемся к вопросам, неявно поставленным в начале статьи: почему сооружение вигвама для многих обычных родителей является достаточно сложной технической задачей? Как его упростить? Для ответов полезно будет обратиться к опыту авторов этого типа жилища – аборигенов Северной Америки.

Подлинное фото настоящего индейского вигвама приведено на рис. Нужно знать, что до прихода белых даже индейцы, создавшие государства и цивилизации, жили в каменном веке и металлических орудий труда не знали. Но североамериканские племена жили в умеренных и высоких широтах, а климат Западного полушария суровее, чем Восточного. Ткачество было известно многим племенам, но примитивное и производить длинные широкие куски качественных тканей индейцы не умели.

Примечание: с приходом белых одним из пользовавшихся самым большим спросом предметом торговли аборигенов с поселенцами стали ткани фабричного производства. За отрез хорошей красивой ткани индейцы иногда отдавали столько бобровых шкур, сколько на нем умещалось.

Сначала (каменными орудиями!) вырубали основу вигвама – 3-4 достаточно длинных, толстых и крепких жерди. Затем их связывали особым узлом (см. далее) и ставили на место шатром. На связку пускали качественный линь: полосу сыромятной кожи, звериные жилы. Далее остов по конусу обкладывали жердинами потоньше, которые можно было наломать руками. Тонкие, так сказать, стрингеры просто приматывали к венцу остова лыком, ивовыми прутьями и т.п. низкокачественной обвязкой. Далее остов временно скрепляли поперечными палками и обшивали: лесные индейцы берестой, а племена Великих равнин, в распоряжении которых имелись несметные стада бизонов – их сырыми шкурами. Сшивку проводили тоже «крепежом 2-го сорта» или, если их было в достатке, сырыми бизоньими жилами.

Примечание: как жившие в каменном веке индейцы охотились на могучих и свирепых бизонов? И на медведей, пум, ягуаров? Повторить большой индейский лук пока не удалось никому. Наиболее длинный выстрел из него, документально и достоверно зафиксированный, равен… 476 м! Лук, бивший на 250 м, не был редкостью. Стрела с каменным наконечником, выпущенная из такого лука, с 60 шагов прошивала бизона насквозь через лопатки.

По мере обшивки поперечины, служившие технологическими ступеньками, убирали. Затем сырая обшивка высыхала, стягивалась и придавала коническому строению прочность, позволяющую выдерживать ураганные ветра и шквальные снегопады. Клапаны, образующие ориентированный по преобладающим ветрам дымник (дымоход) поддерживались особыми жердями, позволяющими регулировать тягу и для сбережения тепла закрывать дымник после прогорания костра (очага). Служил «исконный» индейский вигвам не более 1-2 сезонов; при перекочевке на другие угодья его бросали. Но с появлением в обиходе индейцев европейских тканей и ниток полог (покрышку) вигвама индейцы стали шить долговременную и возили ее с собой. Не зевали и белые: промышленное производство пологов для вигвамом одно время было доходным бизнесом.

Теплотехника вигвама

Ключевым звеном теплотехники вигвама был внутренний полог высотой 1,2-1,5 м, образовывавший зазор с наружным. Индейцы мастерски использовали хорошо известное метеорологам явление температурной инверсии; это когда плотный холодный воздух вверху не дает подняться теплому внизу, см. рис. справа. Такая «газовая вьюшка наоборот» (по сравнению с колпаковой печью) избавляла обитателей от возможности угорания, т.к. устье полога и при закрытом дымнике оставалось открытым. Кроме того, наружный полог почти не нагревался, не отпотевал, зимой не обледеневал и поэтому не терял упругости.

Примечание: температурная инверсия в частично закрытом объеме обуславливает хорошо знакомое уже пожарникам опасное и коварное явление – обратную тягу при пожаре.

Декор и украшения

Индейцы были также мастерами и знатоками символики, которым современным писателям и художникам – символистам остается только позавидовать. Пример – индейские информационные пояса – вампумы – которые ныне с трудом читают единичные специалисты. И вигвам украшался не просто так. Как сказал Натти Бампо из романов Фенимора Купера: «У индейцев все что-то да значит».

Украсить свой вигвам имел право только полноправный член племени – прошедший обряд инициации взрослый семейный мужчина, хотя бы однажды побывавший на тропе войны, или проверенный в деле жрец-шаман. Вигвамы женщин, детей, неженатых и/или не воевавших юношей и принятых как гости чужаков не украшались, см. рис.

Символика индейцев сложна и различна у разных племен, но в общем (см. фото вигвама выше) наверху в 1-2 пояса располагались знаки, свидетельствующие о личных заслугах хозяина – личную свободу и достоинство индейцы ценили превыше всего. Ниже, посередине, но на большем поле и большего размера, изображался (возможно, символически) тотем племени, к которому принадлежал хозяин и, нередко, тотемы союзных племен. Понизу изображалось знаками все прочее, что хозяин считал нужным сообщить о себе дополнительно; напр. о своей принадлежности к определенному роду в племени, или что он принят в племя со стороны, и пр. В целом внешний вид вигвама представлял собой настоящее досье на его обитателя.

Примечание: изучать символику индейцев по их вигвамам в современных резервациях бесполезно. Там на одном и том же вигваме могут соседствовать тотемы племен, вожди которых никогда не курили трубку мира. Сами индейцы по этому поводу смеются – «А, глупые туристы все равно не понимают!»

Строим вигвам

Итак, чтобы построить вигвам, нам нужно собрать его остов, поставить на место и обшить пологом. Сооружение детского вигвама имеет две особенности. Первая – поскольку он может располагаться на полу в квартире и обтягиваться легкой тканью, не удерживающей жерди от расползания, нужно позаботиться об укреплении низа остова. Вторая – размеры вигвама для детей до 5 лет прим. (1-1,3) х (1-1,3) м в плане и 1,2-1,5 м в высоту. Это позволяет выкроить его покрышку без шитья (сшивки) из цельного отреза ткани шириной 1,5-1,8 м. Такой полог просто набрасывается на остов. При выезде на дачу/пикник полог снимают, суют в сумку (или в карман), а на месте остов для него сооружают из подручных материалов. Романтики и полезных трудовых навыков детям от этого ну никак не убудет. И опять-таки сравните с палаткой: свернутая для переноски она занимает одну-две довольно громоздкие и не такие уж легкие упаковки.

Остов

Для детского вигвама понадобятся как минимум 3-4 жерди длиной 1,7-2 м и толщиной 2-3 см. Но скреплять их верхушки, просверливая отверстия или просто обматывая веревкой, не надо. В первом случае понадобится, как пишут на женских сайтах, «крепкий владеющий инструментом мужчина», и будет мусор от стружек и опилок. Кстати, у индейцев вигвамы ставили их женщины – скво – и дети. Уже юноше, прошедшему инициацию и готовящемуся стать полноправным охотником и воином, заниматься сборкой вигвама считалось зазорным. Во втором (простая обмотка веревкой) обвязка непременно поползет и все сооружение разлезется.

Правильно собрать остов вигвама можно гораздо быстрее, проще и надежнее без столярных работ. Поясним на модели (см. также рис.):

  • Берем веревку (шнурок от ботинок, полоску прочной ткани, сыромятный ремешок, жилу свежезабитого бизона и т.п.) и перегибаем пополам;
  • Сгиб набрасываем на конец одной из жердин в 15-20 см от края для детского вигвама и в 50-70 см от него же для настоящего, поз. А на рис;

  • Концы веревки (и т.п.) обводим вокруг жерди навстречу друг другу, поз. Б;
  • Обводку туго затягиваем (поз. В) и концы веревки связываем обычным прямым узлом;
  • Те же операции проделываем со второй жердью (поз. Г) и повторяем подвязку, пока все 3 (или 4) не будут увязаны в ряд, поз. Д;
  • Сворачиваем связку и тем же способом (с оборотом концов навстречу друг другу) связываем первую и последнюю жерди, поз. Е и Ж;
  • Разводим жерди так, чтобы их свободные верхушки образовали косой венец, поз. З;
  • Как видим, увязанный остов вигвама вполне устойчив и без полога на гладком скользком полу, поз. И.

Примечание: людям, знакомым с такелажным делом (морякам, альпинистам, туристам), никак не возбраняется связывать жерди остова вигвама узлом «ножницы».

Низ

Детский вигвам с покрышкой из брезента или палаточной ткани прекрасно держит форму и на основании, в которое нижние концы жердей никак не затолкаешь. Однако такое обиталище в квартире окажется душноватым, ветра-то нет. Можно подкатить вверх нижние края полога (индейцы так и делали жарким летом), но лучше сшить полог вигвама из красивой легкой ткани, напр. портьерной. Только вот жерди, расползаясь могут ее растянуть или порвать, но справиться с этим нетрудно.

Лучший способ – постелить в вигваме коврик с петельками или тесемками по углам (слева на рис.). Делать под завязки косые прорези в жердях не надо – достаточно вогнать в них пары канцелярских кнопок-грибков, см. рис. справа, вплотную друг к другу. «Крепкий мужчина, владеющий инструментом» для этого не понадобится, и быть индейской скво тоже нет нужды: с этим справится и холеная гламурная горожанка. Вместо молотка можно воспользоваться черенком кухонного ножа – получится вполне надежно и детям безопасно.

Если есть лишний материал, и вигвам стационарный, нижние концы жердей остова можно скрепить подвязкой дополнительных планок (в центре на след. рис.); подвязывают их узлами, описанными выше, только накрест. А вот связывать жердины по низу веревкой (справа на том же рис.) не надо – маленькие обязательно за нее зацепятся, грохнутся, ушибутся, и вместо формирующей сознание романтики получатся обида и рев.

Полог

Шить полог вигвама с рукавчиками-кулисками или петлями для жердей (см. рис.) это только лишняя швейная работа, а на выезд придется тащить с собой и жерди, т.к. на остове из подручных материалов такой вигвам уже не соберешь. Полог с кулисками или петлями сделает достаточно прочным и устойчивым вигвам на остове, связанном как попало, но у нас-то остов правильный!

Для настоящего большого

Сшить вигвам (точнее, его покрышку), пригодную на остов из любого подходящего материала, можно гораздо проще. Нужно только предусмотреть в определенных местах пары тесемок, которым полог привязывается к жердям, т.к. пологи из самоусаживающихся материалов (сырых шкур, бересты) в наших условиях – не реальность.

Индейцы и народы Севера в старину, когда шкуры не представляли товарной ценности, шили пологи вигвамов (чумов, яранг) в общем как попало (слева на рис), т.к. невыделанная кожа, высыхая, стягивается равномерно по всем направлениям вдоль нее. В РФ и Канаде покрышки тех же жилищ давно уже шьются на фабриках или умельцами на заказ из палаточных тканей. Пока для них использовался брезент, контур нижнего края покрышки на ее выкройке не совпадал с полуокружностью (сплошная линия справа на рис.), т.к. из-за сосредоточения нагрузок на шве входной стороны с лазом и клапанами дымника покрышка на остове морщилась и довольно легко рвалась под ветром. Современные синтетические палаточные ткани тянутся равномерно, как кожа, и выкройка настоящего большого вигвама вернулась к своей первоначальной схеме (пунктирная линия справа на рис.) Однако эту особенность раскроя покрышки традиционных жилищ индейцев и народов Сервера нужно обязательно учесть, разрабатывая выкройку детского вигвама, т.к. она будет шиться не из специальной, а из обычной ткани; скорее всего, не особо прочной.

Для детского

Учитывая, что детский вигвам не предназначен для защиты людей от ураганного ветра с пургой при убийственном морозе, его делают ради экономии работы и материала 3-х или 4-х гранным. Первый –с углом 90 градусов при дальней от входа вершине основания (для установки в угол комнаты). Весьма желательно также детали полога вырезать из цельного отреза ткани стандартной ширины 1,5 м. Если взять отрез шириной 1,8 м (цена 1 кв. м той же ткани будет дороже) и жерди длиной 2,3-2,4 м, можно соорудить вигвам для детей постарше.

На рис. показано, как строятся выкройки обычного детского вигвама (поз. А). Выкройка по поз. Б дает больший отход материала, но требует меньшего объема швейных работ и пригодна для покрышки на каком угодно остове, в т.ч. из любого количества случайных кривых жердей. Этот вариант более всего подходит регулярно выезжающим с детьми на природу или дачу.

На поз. В показано, как строится экономящая материал выкройка деталей покрышки граненого вигвама. При расчете длины отреза и его разметке, во-первых, не забудьте оставить между контурами деталей промежутки по 5 см на отвороты при сшивке. Во-вторых, выкройка 3-гранного вигвама даст все-таки некоторый отход материала, т.к. углы при вершинах боковых и передней стенки в данном случае различны (см. ниже). Впрочем, его остатки можно, сложив вдвое, пустить на усиливающие клинья.

На поз. Г даны размеры половинки передней стенки 4-гранного вигвама и показана схема ее пошива. На поз. Д – то же для боковых стенок. Поз. Е – размеры половины передней стенки 3-гранного вигвама для установки в углу комнаты. Схема ее пошива та же, а боковые стенки такие же, как для 4-гранного.

Собственно пошив производится просто: детали выкладывают на полу и сшивают, см. рис. слева. Верхние тесемки завязывают на выступающих концах жердей остова поверх его связки. Нижние наружные пропускают в «ушки», образованные парами кнопок-грибков (см. выше), а внутренние обвязывают внутри вокруг жердей.

А для Мурки (Васьки)?

Если в доме есть кошка (котик), ей/ему тоже нужен домик. Кошки по природе своей территориальные хищники-засадчики, и удобство постоянного логова им гораздо важнее, чем хищникам-загонщикам или выслеживающим добычу, напр. волкам и др. псовым. Сделать «капитальный» домик для кошки работа в общем не из самых простых, да еще он может и не прийтись ей по вкусу. Мини-вигвам для кошки (см. рис. справа) как правило, «реакции отторжения» не вызывает (вероятно, сказывается «натуральность», «дикость» жилища), а сделать его ничуть не сложнее, чем детский.

Друзья, если вы помните, Шарик из мультфильма «Зима в Простоквашино» нарисовал на печи, как он сам сказал, «индейскую национальную народную избу» — (в его устах это прозвучало как «фигвам», но подразумевался-то именно вигвам):

Так вот, нарисовал Шарик этот самый «вигвам» и тем самым ввел в заблуждение миллионы невинных детей, невольно исказив в их представлении светлый образ индейского жилища. Ведь на самом деле он изобразил типи — тоже традиционное индейское, но отличающееся от вигвама своей конусообразной формой жилье. В отличие от Шарика, Карл Бодмер, швейцарский художник, пользовался преимущественно акварелью, а не углем, так что из его рисунка, сделанного в 1833 году во время путешествия по Северной Америке, вы можете получить более полное представление о типи:

Ну, а теперь мы предлагаем вам посмотреть и навсегда запомнить, как же выглядит на самом деле настоящий вигвам. Первый из изображенных на снимке — находится возле форта Апачи на северо-востоке американского штата Аризона. Его структура полностью соответствует тому жилищу, которое на протяжении многих веков было у индейцев, ведущих кочевой образ жизни. Предназначалось оно в основном для сна, поскольку все остальные дела — например, приготовление пищи, делались снаружи.

Итак, мы видим, что вигвам, в отличие от типи, имеет куполообразную форму. По своей сути, это каркасное жилье, то есть шалаш на каркасе, который изготавливается из тонких длинных стволов (жердей) и целиком покрывается «подножным материалом» — корой деревьев, ветками или тростниковой циновкой. И хотя, как мы уже сказали, в вигваме не принято было готовить пищу, очаг для отопления в нем все же имелся, поэтому в центре «потолка» оставлялось небольшое отверстие-дымоход.

Как называются жилища у индейцев? должен быть не один вариант и получил лучший ответ

Ответ от Ёергей Шакунов[гуру]
типи и вигвам.
Жилище любого народа отражает его образ жизни, зависит от окружающей среды и от рода занятий людей. Оседлые народы живут в полуземлянках или постройках. Кочевники живут в шалашах или палатках, которые легко разьирать и перевозить с места на место. Охотники покрывают свое жилище шкурами и т. д.
Каждая группа индейцев Северной Америки имела свой тип жилища. Например индейцы Навахо строили полуземлянки с глинобитной кровлей и входным корридором - хоганы. Индейцы Флориды жили в свайных хижинах. Кочевники Субарктики жили в шалашах - вигвамах, которые покрывались летом берестой, а зимой шкурами. Разборные палатки индейцев Великих Равнин назывались типи. Они, как и вигвам имели конический остов из жердей, а покрышка сшивалась из бизоньих шкур. Дым от костра выходил через центральное отверстие в кровле, от дождя прикрытое лопастями. Типи вождей покрывались рисунками и отличительными знаками их владельцев.
Жилище ирокезов строилось тоже на основе каркаса из коры. Однако оно могло служить по 10 - 15 лет, пока живущая в нем община не переносила на новое место кукурузные поля. Это - знаменитый длинный дом ирокезов (ходенасауни - люди длинного дома). В длину эти дома достигали 25 метров. Вход располагался в торце дома, а над ним помещалось резное изображение тотема - животного-покровителя живущей в доме родовой группы - овачиры. Внутри дом был поделен на отсеки; каждая семейная пара занимала по отсеку, и имела свой очаг, дым от которого выходил из отверстия в крыше. Спали жильцы на нарах, вдоль стены длинного дома.
Укрепленные поселки индейцев пуэбло строились из камней и сырцовых кирпичей. Они кольцом или полукольцом окружали внутренний двор, так что с внешней стороны высились стены. Дома строились террасами, друг над другом, так что крыша нижнего этажа служила наружной площадкой для верхнего. На такой площадке и протекала хозяйственная жизнь семьи.
Источник: Интернет

Ответ от Ётарый Бродяга [гуру]
Вигвам. Типи (на языке сиу) , жилище охотничьих племён индейцев прерий Северной Америки - коническая палатка, сооруженная из жердей, обтянутых покрышкой
из сшитых шкур бизона или оленя. В верхней части покрышки устанавливались две лопасти из шкур, защищавшие дымовое отверстие от ветра; внизу оставлялось отверстие для входа, прикрытое шкурой. Т. вмещала от 6 до 15 человек и была хорошо приспособлена к кочевому быту.


Ответ от DESIRABLE [гуру]
Полуземлянки с глинобитной кровлей и входным коридором - хоганы.
Вигвамы- покрывались летом берестой, а зимой шкурами.
Разборные палатки индейцев Великих Равнин назывались типи.


Ответ от Геральт © [гуру]
Типи, вигвам, шалаш.


Ответ от ~Апельсиновое Настроение~ [гуру]
"... а он нам фигвамы рисует! "


Ответ от Marina Nikolaeva [гуру]
Вигвам, типи, -у индейцев Северной Америки, а вот у наших якутов-чум, а у индейцев Аляски-иглу, у индейцев Мексиканского залива -палапа.
А у наших индейцев -руссичей хахахахах--- изба, кстати слово ДОМ пришло из итальянского языка-доммо-крыша укупола в соборе, внутри, купол-снаружи, а доммо -внутри---немногие знают, хехехе.... дом





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта