Главная » Дом » Что значит параллелизм. Что такое параллелизм в литературе, примеры. Более поздние времена

Что значит параллелизм. Что такое параллелизм в литературе, примеры. Более поздние времена

В литературе и риторике нередко используется прием под названием "параллелизм". Далее рассмотрим подробнее, что такое параллелизм и какую роль он выполняет в поэтической речи.

Что такое параллелизм: определение и виды

Параллелизм - это прием речи, в котором сопоставляются два или более явления или предмета с помощью их параллельного изображения. Это сопоставление позволяет подчеркнуть различия или сходства сравниваемых явлений/предметов.

  • Чаще всего сопоставляются явления, которые похожи по содержанию. Пример: "Тучки небесные - вечные странники" (М. Ю. Лермонтов). Тучки сопоставляются со странниками - можно провести параллель-сравнение между этими понятиями.
  • Распространен также синтаксический параллелизм, когда сопоставляются однородные члены в синтаксическом строении фразы (например, строки в стихах, которые строятся по одной и той же схеме).
  • Выделяют также звуковой параллелизм, который широко употребляется в стихах. Проявляется такой параллелизм в рифме, единоначатии, окончании, а также в повторении частей речи в разных формах.

Также параллелизм используют в народном творчестве - так, его можно найти в частушках, народных песнях.

Какова роль литературы в нашей жизни? Как бы это ни показалось странным, ее значение очень велико. Прочитывая произведения великих писателей и поэтов, мы учимся отличать добро от зла. Но книга нас не сделает сильнее, опытнее, нам необходимо черпать оттуда ценные знания и применять в реальной жизни. Нельзя жить одними иллюзиями, а художественные произведения создают вымышленные ситуации и героев. Такой прием, как параллелизм, в литературе встречается довольно часто, но мало кто на это обращает внимание. Мы же предлагаем познакомиться с этим понятием немного ближе.

Роль художественных средств

Параллелизм в литературе, как и многие другие приемы, обязательно должен присутствовать. Их роль на самом деле очень велика. Кому нравится читать научную литературу, тот знает, что именно этот жанр беден на выразительные средства. Это сплошной сухой текст, совершенно не вызывающий никаких эмоций. Главная задача литературы увлечь читателя, чтобы произведение читалось на одном дыхании и вызывало желание узнать продолжение.

Без выразительных средств мы бы не испытывали никаких чувств при чтении произведения: ни жалости, ни сочувствия, ни радости. Параллелизм в литературе также немаловажен. В чем заключается его основная роль?

Параллелизм

Это понятие можно услышать в риторике, означает оно повторение или сопоставление. Прием используется для того, чтобы подчеркнуть сходство объектов или их отличия. Также параллелизм в литературе используется для того, чтобы подчеркнуть значимость. Возьмём пример - знаменитая поэма Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Там есть следующие строки: «Увижу ль я твой светлый взор? Услышу ль нежный разговор?» Подобным образом автор подчеркивает то, что для Руслана крайне важно. Но это только один из примеров возможных вариантов использования приема.

Фольклор

Что такое параллелизм в литературе? Предлагаем разобрать это на примере древней литературы и фольклора. Если рассматривать стихосложение, то данный прием выступает в качестве помощника в построении строф и рифмы. В библейском или, как его еще называют, древнееврейском стихосложении используют параллельно этот прием и синонимию, что позволяет варьировать сходные образы.

Древнегерманский стих тоже не лишен параллелизма, только обязательно выступает совместно с аллитерацией. Не оставим без внимания и финский фольклор, где он проявляется с градацией.

Русский фольклор

Параллелизм здесь имеет несколько форм:

  • двучленный;
  • многочленный;
  • отрицательный;
  • формальный.

Первый из представленных пунктов - это простейшая форма. Рассмотрим параллелизм в литературе, примеры из фольклора: «Летал сокол по небу, гулял молодец по свету». Именно из этой формы образовались более сложные или многочленные. Этот тип представляет собой сразу несколько параллелей. Интересная форма, часто применяемая в творчестве авторов, - это отрицательный параллелизм. Например: "Не березка склонялась, а красна девица в ножки кланялась". Что касается последнего вида, то он часто встречается в частушках. Здесь совершенно нет логической связи между сопоставляемыми объектами.

Более поздние времена

Современная и классическая литература также используют прием параллелизма, кроме того, он заимствован из фольклора. Зарождение данного направления пришлось на античные времена.

Европейская художественная литература также не лишена параллелизма, только здесь он граничит с антитезой и анафорой. Наш великий и могучий русский язык содержит и множество других приемов, используемых авторами по сей день, дабы заинтересовать своего читателя, сделать произведение действительно интересным и захватывающим.

Для достижения яркости впечатления и усиления эмоционального воздействия в художественной литературе применяются различные приёмы — фонетические, лексические, синтаксические. Одним из таких средств является синтаксический параллелизм — художественный прием, при котором элементы речи, несущие единую идею, следуют в определённой последовательности и создают единый образ.

Вконтакте

Этот способ выражения использует принцип повтора и симметрии. Таким образом, явление общности, однородности синтаксических конструкций и расположение их в сочинительной связи и есть синтаксический параллелизм.

Существует несколько видов расположения элементов речи. Если синтаксические конструкции полностью тождественны — это полный параллелизм , если аналогия частична — неполный .При смежности конструкций можно говорить о контактном параллелизме , если они разделены другими — о дистантном .

Параллелизм как выразительное средство языка известен с давних времён. Достаточно вспомнить библейские тексты, древние былины, думы и сказы, народные песни, а также молитвы, заклинания, заговоры. Этот приём прослеживается и в загадках, поговорках, пословицах. Очевидно, что данное явление характерно для устного народного творчества, а также для стилизованных под старину литературных произведений.

Пела, пела пташечка и затихла ;

Знало сердце радость и забыло .

В данном случае наблюдается сопоставление одного, главного действия с другим, второстепенным, что является характерной особенностью фольклора.

Виды параллелизма

В русском языке, особенно в художественной литературе, используются разные виды синтаксического параллелизма:

  • двучленный;
  • многочленный;
  • одночленный;
  • формальный;
  • отрицательный;
  • обратный (хиазм).

Наиболее часто употребляемым является двучленный параллелизм. Обычно такой приём изображает явления природы, затем описывает какую-либо жизненную ситуацию.

Зашумели над затоном тростники.

Плачет девушка-царевна у реки.

При использовании многочленного варианта действующее лицо сравнивается с несколькими образами:

Мы — два грозой зажжённые ствола,

Два пламени полуночного бора,

Мы — два в ночи летящих метеора,

Одной судьбы двужалая пчела.

В русской литературе, в частности, в народном творчестве встречается и одночленный параллелизм. При этом человеческие персонажи фигурируют лишь в образах растений, животных, птиц, однако, понятно, что образ «ясный сокол» подразумевает юношу — жениха, возлюбленного. Девушка, невеста обычно предстаёт в образе «лебёдушки», «павы», или берёзки, рябины и т. д.

В некотором роде сходен с одночленным и формальный вариант данного приёма. Однако он не сразу заметен, так как между элементами нет очевидной логической связи. Чтобы понять его смысл, нужно представлять всё произведение целиком или определённый период.

Синтаксический параллелизм порой сочетается с другими формами данного выразительного средства, например, с фонетическим, который характеризуется употреблением одинаковых слов в начале строки или же одинаковой концовкой строк. Такое сочетание усиливает выразительность текста, придаёт ему особое звучание:

Имя твоё — птица в руке,

Имя твоё — льдинка на языке,

Широко употребляемым в устном народном творчестве и произведениях художественной литературы является отрицательный параллелизм.Такой способ выразительности встречается в народных сказках, песнях, загадках, используют его и авторы.

Не ветер, вея с высоты,

Листов коснулся ночью лунной —

Моей души коснулась ты…

Говоря об этом синтаксическом средстве выражения, нельзя не упомянуть о таком ярком выразительном приёме, как его обратный вид, хиазм. Суть его в том, что последовательность элементов меняется крестообразно или зеркально. Примером так называемого «чисто синтаксического» хиазма может служить изречение: «Не народ для власти, а власть для народа».

Стремясь достигнуть эффекта, остроты, убедительности своих публичных выступлений, хиазм использовали ораторы ещё с античных времён. Данное выразительное средство встречается в творчестве русских писателей и поэтов «золотого» и «серебряного» века, не обходятся без него и современные авторы.

Фольклор и художественная литература являются отражением действительности, они тесно связаны с историей общества, раскрывают суть явлений и внутренний мир человека с помощью многочисленных выразительных приёмов. Являясь способом усиления эмоционального воздействия, синтаксический параллелизм часто содержит в себе различные виды художественной выразительности.

Художественный прием параллелизм используется в литературе и означает одинаковое строение одного или нескольких предложений с точки зрения синтаксиса. Он помогает образно и ярко передать мысль автора, его переживания и настроение.

Параллелизм - это один приемов стихосложения , использующийся наряду с другими риторическими фигурами, такими как эпифора, градация, анафора или инверсия. Часто для усиления эффекта используются также риторические вопросы.

Происхождение параллелизма

В название этой фигуры речи положено греческое слово parallelos, которое можно перевести как «идущий рядом». Его значение становится более понятно, если вспомнить об аналогичном математическом термине.

Древнегреческие философы и ораторы активно использовали прием сопоставления или повторения в своих речах и сочинениях для придания им большей выразительности. Параллелизм был одним из приемов древнегреческой риторики.

Постепенно он проник во многие естественные науки для обозначения математических правил, физических и биологических законов. В литературе прием сравнения или сопоставления двух различных явлений помогает сделать поэтическое произведение более эмоциональным. Он подчеркивает различия или совпадения предметов или обстоятельств, усилия выразительность произведения.

Существует несколько определений параллелизма, которые включают разное применение этого художественного приема в связи с контекстом самого произведения. Найти информацию можно как в словаре Ожегова, так и в Википедии.

В целом параллелизм определяется как группа слов, заключающая в себе смысл, который автор также относит ко второй группе слов для создания поэтического образа. Параллелизм может быть разным по форме и смыслу.

Параллелизм тематический

Многие поэты используют для иллюстрации своих внутренних переживаний тематический параллелизм, находя в окружающих явлениях отзвуки собственных мыслей и чувств. В этом случае сопоставляются явления, аналогичные по содержанию . Этот прием филигранно отточила в своем творчестве Анна Ахматова.

…А там мой мраморный двойник,

Поверженный под старым кленом,

Озерным водам отдал лик,

Внимает шорохам зеленым.

И моют светлые дожди

Его запекшуюся рану…

Холодный, белый подожди,

Я тоже мраморною стану.

В этом стихотворении она сравнивает себя с мраморной статуей «мой мраморный двойник» в стремлении обрести такое же хладнокровие и невозмутимость.

Синтаксический параллелизм

Еще один литературный прием заключается в построении предложений по одной и той же схеме, соблюдая одинаковое чередование частей текста. Это синтаксический параллелизм, который одинаково активно используется и в прозе, и в стихах. Например, у Сергея Есенина находим отрывок:

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

Алексей Толстой так начинает свою книгу «Детство Никиты» : Сквозь морозные узоры на окнах, сквозь чудесно расписанные серебром звезды и лапчатые листья светила солнце. Свет в комнате был снежно-белый.

Это примеры неполного синтаксического параллелизма. Если в составе произведения больше двух фраз подряд имеют одинаковое количество и чередование синтаксических элементов, то этот прием называется полный синтаксический параллелизм.

Сергей Есенин использует полный и неполный синтаксический параллелизм в разных частях произведениях:

Где обсыпан розами порог.

Там живет задумчивая пери.

В Хороссане есть такие двери,

Но открыть те двери я не мог.

В волосах есть золото и медь.

У меня в руках довольно силы,

Но дверей не смог я отпереть.

Андрей Белый использует этот прием легко и изящно:

Пролетаю: так пусто, так голо…

Пролетают - вон там и вон здесь -

Пролетают - за селами села,

Пролетают - за весями весь; -

И кабак, и погост, и ребенок,

Засыпающий там у грудей, -

Там - убогие стаи избенок,

Там - убогие стаи людей.

Параллелизм в народной песне

Параллелизм имеет глубокие корни, которые прослеживаются в устном народном творчестве, в былинах, сказках, песнях и колядах.

Чаще всего в них используются наиболее простые художественные приемы, сопоставления с тем, что было близко и привычно простым людям: природа, смена времен года, события из жизни. В былине об Алеше Поповиче находим:

Из славного Ростова красна города

Как два ясные сокола вылетывали —

Выезжали два могучие богатыря.

Отрицательный параллелизм

Параллелизм может быть не только прямым, но и отрицательным. Гораздо чаще он встречается в фольклоре, но этот прием настолько выразителен, что его охотно используют поэты и писатели. Отличить отрицательный параллелизм легко - обороты речи при сравнении явлений или действий в этом случае начинаются с частицы «не».

Ах, дверь не запирала я,

Не зажигала свеч,

Не знаешь, как, усталая,

Я не решалась лечь.

Анна Ахматова

Не жалею, не зову, не плачу —

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Сергей Есенин

…а мне

ни один не радостен звон,

кроме звона твоего любимого имени.

И в пролет не брошусь,

и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа.

Владимир Маяковский





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта