Главная » Дом » Александрийскую библиотеку уничтожили культурные и мыслящие люди. История александрийской библиотеки В каком веке была уничтожена александрийская

Александрийскую библиотеку уничтожили культурные и мыслящие люди. История александрийской библиотеки В каком веке была уничтожена александрийская

Время царствования в небольшой сначала Македонии сына царя Филиппа - Александра - ознаменовалось великими сражениями и военными походами, в результате которых территории Македонии сильно увеличились в размерах за счет захваченных государств. Среди этих государств был и Египет. Египтяне поклонялись Александру Македонскому как сыну бога Солнца. Именно в городе Александрии, построенном в Египте и так любимым Александром, был возведен Музей, частью которого была удивительная библиотека. До сих пор человечество задается вопросом: "Кто сжег

Александрия Египетская

Город Александра Македонского Александрия Египетская был построен на берегу Средиземного моря. В его порту всегда было много торговых кораблей из разных стран. Они привозили сюда древесину, серебро, дорогие вина, выкрашенную пурпуром шерсть. Ориентиром морякам служил знаменитый Фаросский маяк, известный в мире как одно из семи чудес света.

От причалов Александрийского порта отплывали корабли египетских купцов, вывозивших из Александрии тонкие льняные ткани, зерно, тростник-папирус и изделия из него, слоновую кость, предметы из серебра и др.

Рядом с портом находился знаменитый дворец Птолемеев, роскошные интерьеры которого были декорированы мрамором разных сортов, дорогой утонченной резной мебелью, узорчатыми коврами и коврами, украшенными сценами из мифологии.

Улицы Александрии были прямыми. Они пересекались под углом 90 градусов. Длина главной магистрали достигала 6 км. Улица была такой широкой, что по ней одновременно могло ехать несколько повозок. По улицам в течение всего дня маршировали отряды греческих и македонских воинов. В центре было столько народу, что не протолкнуться, а на площадях скапливались зеваки, созерцавшие представления уличных актеров и циркачей.

Музей в Александрии

Но главной достопримечательностью в городе Александра Македонского был истинный храм науки и искусства, который назвали Музеем. Дословный перевод этого слова звучит как "Храм Муз" и связан аллегорически с девятью дочерьми верховного бога Зевса - покровительницами искусства. Среди них есть и те, которых сейчас мы причисляем не к искусствам, а к наукам: астрономия, история.

Александрийский Музей был возведен в правление династии Птолемеев. Он занимал в городе целый район. Состоял из комплекса зданий разных размеров и назначения. Территория вокруг была украшена деревьями и цветниками.

Обитатели Музея и посетители библиотеки

В Александрийский Музей приезжали приглашенные царем из разных стран известные ученые и поэты. Здесь они жили, участвовали в совместных трапезах, проводили занятия, в многочисленных портиках вели содержательные и увлекательные беседы, спорили и делились друг с другом своими открытиями. Именно здесь впервые ученый предположил, что Земля вращается вокруг Солнца, а Эратосфен предсказал возможность кругосветных путешествий. Он основывался на представлении о Земле как о шаре. Евклид написал удивительную книгу "Начала", совершившую переворот в математике и давшую начало науке геометрии, став первым учебником по этой дисциплине.

Именно здесь, в Музее, высказывались новые социальные воззрения ученых мужей. Эратосфен высказал точку зрения на отношение к людям разных национальностей с позиции уровня их интеллекта и воспитанности: он заявил, что нельзя оценивать людей по национальности, ведь как среди греков есть люди невоспитанные и необразованные, так и среди негреков есть весьма образованные и

Коварный Птолемей

История Александрийской библиотеки - история создания ее фондов. Это была одна из Ее можно отнести к научным, так как в коллекции хранилось около семисот тысяч свитков папирусов. Здесь были и рукописи Эсхила и Софокла, переданные на вечное хранение египетским царем Птолемеем III Эвергердом. К слову сказать, добыл он их не совсем честным путем.

Известны интересные факты об Александрийской библиотеке. Например, о том, что Птолемей III Эвергерд, взяв свитки под залог у афинян для создания копий, предпочел потерять немалые деньги, но сохранить рукописи у себя. Не менее коварно обходился царь и с гостями: он строго проверял, какие книги привозили они в Александрию. Если такого экземпляра не было в коллекции Александрийской библиотеки, оригинал изымался в пользу города и Египетского государства, а гостю вручалась копия его книги.

Библиотека в Александрии

Слово "библиотека" первоначально дословно переводилось как "книжный шкаф". В Александрийской библиотеке свитки хранились в огромных книжных шкафах от пола до потолка, оправдывая тем самым название заведения. Основателем ее считается Птолемей II Филадельф. Он же создал и Музей. А временем создания библиотеки и Музея называется период с 309 по 246 гг. до н. э.

Организация работы библиотеки

Возглавлял Александрийскую библиотеку главный библиотекарь. В его обязанности входило определение качества и подлинности рукописей. Велся строгий учет книг. Был составлен каталог рукописных сокровищ. Книги в фондах и каталогах классифицировались по темам, языкам и снабжались специальными ссылками. Учитывались и особые интересы читателей к определенным изданиям. Пополнение фондов велось за счет приобретения книг в небольших библиотеках и частных коллекциях.

В библиотеке работали специальные мастера, которые занимались и обеспечением их "читабельности". Они же перепроверяли достоверность излагаемой информации, а сомнительные моменты помечали специальными значками, чтобы любой читатель мог понять, на какие факты можно опираться, а с какой информацией следует работать с осторожностью.

В долине Нила современными учеными были найдены в большом количестве древние папирусы. Эти находки позволили им сделать вывод о том, что оригиналы в библиотеке переписывались. А поскольку Александрия была крупным центром в том числе и книжной торговли, то, возможно, эти копии с папирусов являлись ходовым товаром, вывозимым александрийскими купцами в другие страны и продаваемым на портовом рынке.

Историками был определен и примерный список библиотекарей Александрийской библиотеки - вплоть до 2 в. до н. э.

Особо в Александрийской библиотеке следили за выполнением санитарно-гигиенических норм и норм, предъявляемых к с целью их наибольшей сохранности. Помещения хорошо проветривались, защищались от сырости. Свитки время от времени проверялись на предмет повреждений, в том числе и от многочисленных насекомых, и своевременно приводились в порядок.

В период правления Птолемея III Эвергерта при Александрийском Серапеуме (храм бога Серапиуса) был открыт филиал заведения.

Кто сжег Александрийскую библиотеку?

История говорит нам о нескольких событиях, нанесших урон знаменитой библиотеке.

Первая дата - 48 г. до н. э., когда большое количество свитков сгорело вместе с частью библиотеки во время войны с римским императором Юлием Цезарем. Вот тогда и случился знаменитый пожар в Александрийской библиотеке, вспыхнувший в результате городского пожара, возникшего от поджога римскими войсками городских стен.

В тот раз численный состав коллекции удалось восполнить. Но качественно состав ее сокровищ изменился. Произошло это в 41 г. до н. э. благодаря Марку Антонию. Он изъял из коллекции Пергама 200 тысяч свитков и подарил их своей возлюбленной - египетской царице Клеопатре. Позже коллекция была вторично разграблена римлянами. Однако и это не дает нам ответа на вопрос о том, кто уничтожил Александрийскую библиотеку.

В период римского владычества, когда в 4-м в. во всей Римской империи главной религией было объявлено христианство, библиотека в Александрии была разрушена по приказу египетского епископа Феофила, боровшегося всеми силами с ненавистным ему "язычеством". Произошло это в правление императора Феодосия. Но и это еще не окончательный ответ на вопрос о том, кто сжег Александрийскую библиотеку.

В первой половине 7-го века Александрию дважды захватывали арабы, и окончательную гибель ее библиотеки часто связывают с этими вторжениями.

Так что на вопрос о том, кто сжег Александрийскую библиотеку, чтобы прославиться, вряд ли когда-то найдется точный ответ.

Александрийская библиотека. История религиозного вандализма и попытки замести следы.

Думаю, многие еще со школьных времен помнят о том, что в первые свои века христианство прославилось громкими преступлениями, мало похожими на то, что преподносится в качестве христианства сейчас. Это позорные страницы его истории, сравнимые лишь с позором инквизиции, пытавшей и уничтожавшей людей, обвиняемых в ереси и колдовстве. В 2002 году Папа Иоанн Павел II извинился за казни, осуществленные Святой Инквизицией и объявил, что Церковь раскаивается. Но за другие преступления каяться она не спешит. Напротив – всячески старается выдать иную версию событий на основе умалчивания первоисточников или же их подтасовки. Например – разрушение Александрийской библиотеки.

Давайте взглянем на утверждения клерикальных мракобесов, их аргументы, и факты, которые свидетельствуют о клерикальной же лжи.

1) «Александрийская библиотека погибла до христиан (от рук язычников) или после христиан (от рук мусульман). Но уж точно не во времена, когда христиане разрушили храмы Александрии и убили Ипатию. Как вообще можно обвинять христиан, если библиотека разрушала до них – язычниками, после них – мусульманами?».

АРГУМЕНТЫ, якобы подтверждающие эти слова состоят в следующем… Аммиан Марцеллин писал,что библиотека в Серапеуме погибла во время пожара при Юлии Цезаре. Абдул Латиф аль-Багдади, Ибн аль-Кифти, Бар-Эбрей, аль-Макризи, Ибн Хальдун сообщают, что «: халиф Умар ибн Хаттаб дал повеление полководцу Амру ибн аль-Асу сжечь Александрийскую библиотеку, сказав при этом: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. Поэтому и в том и в другом случае их надо сжечь».

КОНТРАРГУМЕНТЫ, доказывающие лживость клерикальной стороны:

Во-первых, известный историк халифата В. О. Большаков (главный научный сотрудник ИВР РАН, профессор, заслуженный деятель науки РФ, доктор исторических наук) пишет:

«...хочется снять с Амра предъявляемое ему иногда обвинение в тяжком грехе перед мировой культурой - сожжении по приказу Умара знаменитой Александрийской библиотеки. Специалисты хорошо знают, что это всего лишь благочестивая легенда, приписывающая Умару добродетельный поступок - уничтожение книг, противоречащих Корану, но в популярной литературе эта легенда иногда преподносится как исторический факт. Однако ни Иоанн Никиуский, немало сообщающий о грабежах и погромах во время арабского завоевания, ни какой-либо другой христианский историк, враждебный исламу, не упоминает пожара библиотеки. Скорее всего, самой великой библиотеки в это время уже не существовало - она тихо угасла под напором борьбы христианства с языческой наукой в течение предшествующих трех веков»

Большаков, История халифата, т. 2

Т.е. уничтожение книг александрийской библиотеки мусульманами находится под очень большим вопросом.

А во-вторых сам факт преступления не отменяет того, что аналогичное преступление с той же жертвой могло быть совершено ранее и позже. То, что ранее библиотека пострадала от рук язычников, а позже могла быть добита мусульманами, ничуть не отменяет того «вклада», что внесли в гибель свитков античные христиане. Как в современном законе оправданием для грабителя не является факт того, что жертву ранее грабил другой человек, факт того, что жертва была тяжело больна и пр.

2) «Христиане разрушили только языческий храм Сераписа (Серапеум), а нигде не сказано, что библиотека была там. К тому же, нигде не сказано о разрушении даже храма Сераписа. И еще – нет свидетельств, что в разрушении храмов Александрии принимали участие христиане».

АРГУМЕНТЫ –« Орозий, Руфин Аквилейский, Созомен, Сократ Схоластик, Евнапий и Аммиан Марцеллин. Никто из этих авторов не упоминает о том, что при разрушении храма уничтожались какие-либо книги. Орозий говорит о пустых шкафах, описывая события времен еще Юлия Цезаря (первый пожар в библиотеке, за пол века до появления христианства). Марцеллин, в 378 году, за 13 лет до "уничтожения библиотеки христианами!!!" уже писал о ней в прошедшем времени.»
Из приведенной цитаты Орозия так же не следует "УНИЧТОЖЕНИЕ АЛЕКСАНДРИЙСКОЙ БИБЛИОТЕКИ ХРИСТИАНАМИ!!!":
Во-первых, говорится о хищении (direptis, exinanita), а не об уничтожении (exitio).<…>
Во-вторых, в тексте не говорится, что в хищении принимали участие христиане. "Люди нашего времени" (nostris hominibus nostris temporibus) стали христианами лишь в воображении
В-третьих, в тексте не говорится конкретно о храме Сераписа. "Храмы, что мы сами видели" (templis extent, quae et nos uidimus) стали храмом Сераписа снова лишь в воображении»

(позволил себе процитировать, дабы не нести ответственность за возможные ошибки оппонентов – прим. Скрытимира)

КОНТРАРГУМЕНТЫ.

О разрушении Александрийской библиотеки христианами. Сократ Схоластик, в своей книге "Церковная история", пишет:
"ГЛАВА 16

О разрушении языческих храмов в Александрии и о происшедшем по этой причине сражении язычников с христианами

В то самое время подобное смятение произошло и в Александрии. Епископ Феофил хлопотал, - и царь издал повеление разрушить языческие храмы, а в Александрии попечение об этом деле возложил на Феофила. Опираясь на такое полномочие, Феофил употребил все, чтобы покрыть бесславием языческие таинства: он срыл капище митрийское, разрушил храм Сераписа, выставил на позорище кровавые митрийские мистерии и показал все смешные нелепости обрядов Сераписа и других богов, приказав носить по торжищу изображения Приапа. Видя это, александрийские язычники, а особенно люди, называвшиеся философами, не перенесли такого оскорбления и к прежним кровавым своим делам присовокупили еще большие; воспламененные одним чувством, все они, по сделанному условию, устремились на христиан и начали совершать убийства всякого рода. Тем же со своей стороны платили христиане, - и одно зло увеличивалось другим. Борьба продолжалась до тех пор, пока не прекратило ее пресыщение убийствами."

На всякий случай (а то клерикальная сторона любит читать сквозь пальцы) повторю: "разрушил храм Сераписа".

На случай привычной безграмотности представителей единобожной конфессии: в храме Сераписа (Александрия) и располагался филиал Александрийской библиотеки.
("Ученые Александрийского мусейона переправили остатки библиотеки в храм Серапеум, где продолжали свою работу. В 391 Серапеум был разрушен христианами-фанатиками"
Лит.: Деревицкий А. Н.,O начале историко-лит. занятий в Др. Греции, X., 1891; Лурье С. Я., Архимед, М.-Л., 1945)

Ну, и вдогонку: Сократ Схоластик - византийский историк христианской направленности

Уничтожение библиотеки - у Орозия, описание христианского вероисповедания вандалов - у Схоластика. Этого достаточно, чтобы сложить факты. Язычники могли громить языческие же храмы, но не при наличии такого кровожадного врага, как ранние христиане. В ситуации вооруженного противостояния христиан и язычников, описание разгрома языческого храма руками язычников же выглядит столь же правдивым, как сейчас погром православными казаками какого-нибудь православного же собора. Плюс - момент психологии. Если появился новый бог, то какая следует реакция? Язычник-интеллектуал: "Новый бог! Разузнаю побольше и напишу об этом интересном явлении книгу!" Язычник-простолюдин: "Новый бог! Ну, и ладно!" Языческая толпа: "Новый бог! Прекрасно, новые праздники!" Теперь иная сторона. Христианин-интеллектуал: "Новый бог! Надо срочно написать книгу, что это не бог, ибо нет бога, кроме нашего бога!" Христианин-простолюдин: "Новый бог! Нет, все это дьявольские козни! Надо быть настороже!" Христианская толпа: "Новый бог! Все это дьявольская мерзость! Сжечь! Громить! Залить грязью! " Ну, а если убрать лирику, то факт номер раз, упомянутый во многих источниках (Схоластик, Руфин и пр) - погромщиками выступали именно христиане. Факт номер два, упомянутый рядом историков - в храме Сераписа был филиал Александрийской библиотеки (например - Тертуллиан: «Итак книги, переведенные на греческий язык, доселе доказываются при храме Сераписа в библиотеке Птоломея с самыми еврейскими книгами.» Апологетик, глава 18). Факт номер три, объединяющий предыдущие два: христианские вандалы уничтожили библиотеку при храме Сераписа (Орозий).

И уж конечно, клерикальная сторона скромно умолчала о таком первоисточнике 10 века, как "Суда" или "Свида". В ней содержится очень любопытное свидетельство - о Теоне Александрийском, который назван последним управителем библиотеки. Жил он в 335-405 годах, т.е. аккурат во время уничтожения храма Сераписа (любопытное совпадение?).
А еще он был отцом той самой Ипатии - убитой христианами женщины, которая была известным математиком, астрономом и преподавательницей. Но об этой удивительной женщине, воплощающей мудрость языческого мира, поговорим в другой статье.

Попробуем выстроить факты в несколько ином порядке:

Факт номер раз. Орозий пишет: "скорее следует верить, что там были собраны другие книги, которые не уступали старым трудам, нежели думать, будто тогда существовала какая-то другая библиотека". Т.е. других библиотек в Александрии не существовало. И, скорее всего, в свете смуты последующих лет, их и не появилось, но были попытки восстановить книгохранилище. Судя по всему – удачные. Ибо –

Факт номер два: через два века Александрийская библиотека снова пострадала от римского императора Аврелиана. Вряд ли пустые шкафы, о которых пишет Орозий, стояли от Цезаря до времени самого Орозия (т.е. около трех с половиной сотен лет. ВЫВОД: АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА СУЩЕСТВОВАЛА И К 391 ГОДУ.

Орозий же пишет: «Отчего хотя и сегодня в храмах, что мы и сами видели, стоят шкафы из-под книг, которые, разграбленные, напоминают в наше время, что были опустошены людьми НАШЕГО времени (что безусловная правда),» Факт номер три: библиотека Александрии пострадала уже во времена самого Орозия, т.е. в конце 4 – начале 5 века. Это как раз совпадает с событиями 391 года.

О том, что библиотека Александрии (или ее филиал) находились в Серапенуме пишет Тертуллиан (живший, кстати, после Цезаря, лет этак на полтараста) и Епифаний Кипрский (современник Орозия). Факт номер четыре: библиотека Александрии находилась в храме Сераписа.

Опять же сошлюсь на «Суду»: Теон Александрийский назван последним управителем библиотеки. А жил он с 335 по 405 года, т.е. гибель библиотеки в конце 4 века подтверждается. Это факт номер пять.

ВЫВОД: АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА БЫЛА УНИЧТОЖЕНА В 391 ГОДУ.

О том, что в 391 году храм Сераписа был уничтожен христианскими фанатиками пишут Сократ Схоластик и Руфин Аквилейский.

ВЫВОД: АЛЕКСАНДРИЙСКУЮ БИБЛИОТЕКУ УНИЧТОЖИЛИ ХРИСТИАНЕ.

ОБЩИЙ ВЫВОД: АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА К КОНЦУ 4 ВЕКА СУЩЕСТВОВАЛА КАК КНИГОХРАНИЛИЩЕ ПРИ ХРАМЕ СЕРАПИСА, И БЫЛА УНИЧТОЖЕНА ХРИСТИАНСКИМИ МРАКОБЕСАМИ В УЖЕ УПОМЯНУТОМ 391 ГОДУ.

Как видите, в каком бы порядке не выстраивались факты, они свидетельствуют об одном – христарадном вандализме античных мракобесов.

3) «Вообще христиане не уничтожили библиотеку, а всего лишь расхитили ее»

АРГУМЕНТЫ – см. цитату, приведенную выше.

КОНТРАРГУМЕНТЫ.
Переводивший текст Орозия профессионал, предпочел термин «опустошение» (что собственно и является переводом слова « exinanition») , что подразумевает, как хищение, так и уничтожение. Некоторые переводчики так же предпочитают «разграбление», как например здесь:

Кстати, «exinanition» кроме опустошения, имеет в современном английском языке еще одно редкоупотребимое значение – «поругание, унижение». Так что книжные шкафы у Орозия могли быть не просто опустошены, а еще и поруганы, разгромлены.

(И не надо вопить о том, что древняя латынь и современный английский – это два разных языка. Мне это прекрасно известно. Как известно и то, что современный английский содержит множество слов, заимствованных из латыни. Так о 6 веке пишут Джеймс Брэдстрит Гриноу и Джордж Лаймен Киттредж в своей книге «Слова и их история в английской речи»: «В те времена «каждый образованный англичанин говорил и писал на латыни так же легко, как на своем родном языке ». И часто случается, что слово, заимствованное в древности из чужого языка, сохраняет в новой среде изначальное значение, которое может быть утеряно в исходнике. Вообще, об я бы весьма рекомендовал прочесть множество статей о латинских заимствованиях в английском языке, поскольку они очень интересны, но здесь это будет уже отступлением от темы.)

4) Первоисточники вроде «Свиды» не могут быть объективными: они отстают от описываемых событий на пол тысячи лет».

Аргументация отсутствует. Выдается, как мнение последней инстанции.

Контраргумент с моей стороны прост ввиду того, что клерикальный блогер, ставящий под сомнение состоятельность Свиды ввиду ее отрыва по времени от описываемых событий, сам норовил сослаться на слова арабов, живших в 12,13 и 14 веках (Абдул Латиф аль-Багдади, Ибн аль-Кифти, Бар-Эбрей, аль-Макризи, Ибн Хальдун) о том, что именно мусульмане уничтожили Александрийскую библиотеку по приказу халифа Умара ибн Хаттаба. Короче, исходя из аргументации данного клерикала, следует считать, что источник, прямо или косвенно свидетельствующий о преступлениях христиан античности, не может быть состоятельным, если отставал от тех событий примерно на шесть веков, в то время, как источники, прямо или косвенно защищающие христианство, считаются состоятельными, даже если отстают от описываемых ими событий на пять, шесть или даже семь веков. Т.е. автор аргумента попросту проявил стандартную для современного клерикала-христарадника склонность к двойным стандартам. Потому его аргумент засчитывать не следует.

5) «Вообще, Александрийская библиотека еще до описываемых событий была перевезена в Константинополь»

АРГУМЕНТАЦИЯ – «В зарубежной историчкой литературе часто встречается мнение, что после беспорядков книги просто-напросто разошлись по монастырским библиотекам "мракобесов", при этом большая часть осела в библиотеке Константинополя - тогдашнем мировом центре "мракобесия".».

(Всякой «зарубежной литературы», да еще без фамилий авторов, я не читал, потому оставляю аргумент цитатой – примечание Скрытимира)

КОНТРАРГУМЕНТАЦИЯ:
А вот тут мы имеем дело с грубой подтасовкой. Потому что о перевозе каких-либо свитков из Александрии в Константинополь в 4 веке имеется вполне конкретное свидетельство. А именно – император Юлиан II Отступник (331 – 363, император в период 361-363) доставил в Константинополь часть книг Александрийского патриарха Георгия Каппадокийского. И, хотя это событие не могло случиться позже 363 года, защитники клерикальной лжи грубо переносят эти события в год 391 и представил миру, как мирный переезд книг из Александрийской библиотеки. Причем, они даже ничуть не удивляются тому, что Орозий явно сожалеет об утрате книг, что было бы исключено, если бы свитки Александрийской библиотеки просто переехали в столицу восточной Римской империи.

6) «Да и вообще, стоит ли называть библиотекой несколько разрозненных свитков?»

АРГУМЕНТЫ - «Существование библиотеки в 391 году не отрицается, если остатки книг, пострадавших при Цезаре (Плутарх вообще писал, что при Цезаре библиотека прекратила существование) и Аврелиане, считать "библиотекой". На это указывает христианин Орозий, замечая, что "там были собраны ДРУГИЕ книги, которые не уступали старым трудам" и язычник Марцеллин, вообще говорящий о ней в прошедшем времени (до событий 391 года).»

(Снова позволил себе процитировать – прим. Скрытимира)

КОНТРАРГУМЕНТЫ:
Библиотеку же в античности называли библиотекой вне зависимости от мнения того или иного блогера, авторитетного в узких кругах. И я снова сошлюсь на Свиду, которая все-таки называет библиотекой то, что люди, страдающие от клерикализма головного мозга, упорно называют «несколькими разрозненными свитками».

И еще… В Александрии некогда был маяк, считавшийся одним из чудес света. И на нем были поставлены удивительные механизмы в виде статуй. По разным рассказам, одна из них будто бы всегда указывала рукой на Солнце на всем пути его движения по небосводу и опускала руку, когда оно заходило. Другая отбивала каждый час днем и ночью. Была будто бы и такая статуя, которая указывала рукой на море, если на горизонте появлялся вражеский флот, и издавала предостерегающий крик, когда суда врагов подходили к гавани. Маяк давно разрушен. Но мне уже много лет интересно, что это были за статуи. Были ли они механизмами, всего лишь преобразующими работу человека или являлись одними из первых автоматов в истории? Были они целиком механизмами или же преобразовывали в свои действия какие-либо природные факторы? На эти вопросы нет ответа. Быть может, описание этих статуй было в тех самых «нескольких разрозненных списках», уничтоженных христианами. И прочесть эти самый «немногие списки» мне было бы гораздо интереснее, чем видеть многочисленные «побей его камнями до смерти, ибо он покушался отвратить тебя от Господа» и «бог лишь един», выдернутые из разрозненных свитков куда более низкого пошиба.

Александрийская библиотека была одной из крупнейших в Античном мире. Основанная преемниками Александра Македонского, она поддерживала статус интеллектуального и образовательного центра еще в V веке. Однако на протяжении ее долгой истории раз за разом находились сильные мира сего, пытавшиеся уничтожить этот светоч культуры. Зададимся вопросом: почему?…

Главные библиотекари

Считается, что Александрийская библиотека была основана Птолемеем I или Птолемеем II. Сам же город, что легко понять по его названию, основал Александр Македонский, и произошло это в 332 году до нашей эры.

Александрия Египетская, которой, согласно замыслу великого завоевателя, суждено было стать центром ученых и интеллектуалов, стала, наверное, и первым в мире городом, полностью выстроенным из камня, без применения дерева. Библиотека состояла из 10 больших залов и комнат для работы исследователей.

До сих пор спорят об имени ее основателя. Если понимать под этим словом инициатора и создателя, а не правившего в то время царя, подлинным основателем библиотеки, скорее всего, следует признать человека по имени Деметрий Фалерский.

Деметрий Фалерский появился в Афинах в 324 году до нашей эры в качестве народного трибуна и семью годами позже был избран губернатором. Он правил Афинами 10 лет: с 317 по 307 год до нашей эры. Деметрий издал довольно много законов. Среди них - закон, который ограничивал роскошь погребений.

В его время в Афинах насчитывалось 90 тысяч граждан, 45 тысяч допущенных иностранцев и 400 тысяч рабов. Что касается личности самого Деметрия Фалерского, то его считали законодателем мод своей страны: он был первым афинянином, высветлившим волосы с помощью перекиси водорода.

Позже его сместили с должности, и он уехал в Фивы. Там Деметрий написал огромное количество трудов, один из которых, имеющий странное название − «О световом пучке в небе», − как полагают уфологи, являлся первым в мире произведением о летающих тарелках.

В 297 году до нашей эры Птолемей I уговорил его поселиться в Александрии. Вот тогда Деметрий и основал библиотеку. После смерти Птолемея I его сын Птолемей II выслал Деметрия в египетский город Бусирис. Там создатель библиотеки и умер от укуса ядовитой змеи.


Птолемей II продолжал заниматься библиотекой, интересовался науками, главным образом - зоологией. Он назначил хранителем библиотеки Зенодота Эфесского, который исполнял эти функции до 234 года до нашей эры. Сохранившиеся документы позволяют продлить список главных хранителей библиотеки: Эратосфен Киренский, Аристофан Византийский, Аристарх Самофракийский. После этого сведения становятся туманными.

Библиотекари на протяжении веков расширяли собрание, прибавляя к нему папирусы, пергаменты и даже, если верить преданиям, печатные книги. Библиотека содержала в себе просто бесценные документы. У нее стали появляться враги, преимущественно в Древнем Риме.

Первое разграбление и тайные книги

Первое разграбление Александрийской библиотеки учинил в 47 году до нашей эры Юлий Цезарь. К тому времени она считалась хранилищем тайных книг, дающих практически неограниченное могущество.

Когда Цезарь прибыл в Александрию, в библиотеке насчитывалось по меньшей мере 700 тысяч рукописей. Но почему некоторые из них начали внушать страх? Конечно, там были книги на греческом языке, представлявшие собой сокровища классической литературы, навсегда нами утраченные. Но среди них не должно было быть опасных.


Зато все наследие бежавшего в Грецию вавилонского жреца Бероса вполне могло встревожить. Берос был современником Александра Великого и дожил до эпохи Птолемеев. В Вавилоне он был жрецом Бела. Это был историк, астролог и астроном. Он изобрел полукруглый солнечный циферблат и создал теории сложения солнечных и лунных лучей, предвосхитив современные работы по интерференции света.

Но в некоторых своих работах Берос писал о чем-то очень странном. Например, о цивилизации великанов и то ли об инопланетянах, то ли о цивилизации подводной.

В библиотеке Александрии хранилось и полное собрание сочинений Манефона. Египетский жрец и историк, современник Птолемея I и Птолемея II, был посвящен во все тайны Египта. Даже само его имя можно истолковать как «любимец Тота» или «познавший истину Тота».

Этот человек поддерживал отношения с последними египетскими жрецами. Он был автором восьми книг и собрал в Александрии 40 тщательно отобранных свитков, в которых содержались сокровенные египетские тайны, в том числе, вероятно, и «Книга Тота».

В Александрийской библиотеке хранились и труды финикийского историка Мокуса, которому приписывается создание атомной теории. Там же были и исключительно редкие и ценные индийские манускрипты.От всех этих манускриптов не осталось и следа.

Известно, что до начала разрушения библиотеки: было 532 800 свитков. Известно, что там были отделы, которые можно назвать «Математические науки» и «Естественные науки». Существовал и общий каталог, также уничтоженный. Все эти разрушения приписываются Юлию Цезарю. Он забрал часть книг: некоторые сжег, другие оставил себе.


Томас Коул «Путь Империи. Разрушение» 1836 год

До сих пор нет полной уверенности в том, что именно тогда произошло. И через две тысячи лет после смерти Цезаря у него по-прежнему есть и сторонники, и противники. Сторонники говорят, что он не жег ничего в самой библиотеке; возможно, сгорело некоторое количество книг в портовом складе в Александрии, но подожгли их никак не римляне.

Противники Цезаря, напротив, утверждают, что огромное количество книг уничтожили намеренно. Число их точно не определено и колеблется от 40 до 70 тысяч. Существует и промежуточное мнение: огонь на библиотеку перекинулся из квартала, где шли бои, и сгорела она случайно.

В любом случае библиотека была уничтожена не полностью. Ни противники, ни сторонники Цезаря об этом не говорят, их современники - тоже; рассказы о событии, наиболее близкие к нему по времени, все-таки отстоят от него на два века. Сам Цезарь в своих записках этой темы не касается. По-видимому, он «изъял» отдельные книги, показавшиеся ему наиболее интересными.

Случайности или «люди в черном»?

Наиболее серьезное из последующих разорений библиотеки было, скорее всего, учинено Зенобией Септимией, царицей Пальмиры, и императором Аврелианом в ходе их войны за господство над Египтом. И снова до полного уничтожения дело, к счастью, не дошло, но ценные книги пропали.

Хорошо известна причина, по которой ополчился на библиотеку император Диоклетиан. Он хотел уничтожить книги, которые содержали секреты изготовления золота и серебра, то есть все труды по алхимии. Если египтяне способны произвести сколько угодно золота и серебра, то, рассуждал император, они способны вооружить огромную армию и победить империю.

Император Диоклетиан, уничтоживший алхимические рукописи

Внук раба Диоклетиан был провозглашен императором в 284 году. Похоже, он был прирожденным тираном, и последний указ, подписанный им перед отречением от власти 1 мая 305 года, приказывал уничтожить христианство.

В Египте против Диоклетиана вспыхнул крупный мятеж, и в июле 295 года император начал осаду Александрии. Он взял Александрию, однако, если верить преданию, конь императора, входя в завоеванный город, оступился. Диоклетиан истолковал это происшествие как знак богов, повелевающих ему пощадить город.

После взятия Александрии начались неистовые поиски алхимических рукописей, и все найденные были уничтожены. Возможно, в них содержались главные ключи к алхимии, которых ныне недостает для постижения этой науки. Мы не располагаем списком уничтоженных рукописей, но легенда некоторые из них приписывает Пифагору, Соломону и даже самому Гермесу Трисмегисту. Хотя к этому, разумеется, надлежит относиться с известной долей скепсиса.

Библиотека продолжала существовать. Несмотря на то что она раз за разом подвергалась разорению, библиотека продолжала работать до тех пор, пока арабы не уничтожили ее окончательно. И арабы знали, что делали. Они уже уничтожили и в самой исламской империи, и в Персии множество тайных трудов по магии, алхимии и астрологии. Завоеватели действовали согласно своему девизу: «Не нужны другие книги, кроме Корана».

В 646 году Александрийская библиотека была предана ими огню. Известно следующее предание: халиф Умар ибн аль-Хаттаб в 641 году повелел полководцу Амру ибн аль-Асу сжечь Александрийскую библиотеку, сказав: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны».


Сожжение Александрийской библиотеки в 391 году. Иллюстрация 1910 года.

Французский писатель Жак Бержье говорил о том, что в том огне погибли книги, возможно, восходящие к працивилизации, существовавшей до нынешней, человеческой. Погибли алхимические трактаты, изучение которых позволило бы действительно добиться превращения элементов.

Были уничтожены труды по магии и доказательства встречи с инопланетянами, о которой говорил Берос. Он считал, что вся эта череда погромов могла быть не случайной. Ее могла осуществить организация, которую Бержье условно называет «людьми в черном». Организация эта существует столетия и тысячелетия и стремится к уничтожению знаний определенного рода.

Немногие оставшиеся манускрипты, возможно, целы и поныне, но тщательно оберегаются тайными обществами от мира.

Конечно, очень даже может быть, что Бержье просто позволил себе пофантазировать, но не исключено, что за всем этим стоят некие реальные, но с трудом поддающиеся разумной трактовке факты.

Валдис ПЕЙПИНЬШ

link http://storyfiles.blogspot.ru/2015/05/b log-post_2.html

Легенда о том, что якобы мусульмане, причем по прямому указанию второго праведного халифа Умара (да будет доволен им Аллах) сожгли знаменитую Александрийскую библиотеку, имеет весьма широкое распространение, она даже часто встречается в популярных изданиях. Отдельные авторы даже умудряются преподносить ее как исторический факт. Так кем же была уничтожена Александрийская библиотека?

1. Александрийская библиотека, основана в Александрии Птолемеем II, заключала в себе более 500 т. книг; значит, часть сгорела во время осады Александрии Юлием Цезарем 48-7 до н.э., но была заменена пергамской библиотекой, другая часть уничтожена христианскими фанатиками в 391 (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).

2. Александрийская библиотека, наиболее известная в древности библиотека, основанная в Александрии при Александрийском мусейоне в начале III в. до н. э. при первых Птолемеях. Возглавляли ее крупнейшие ученые: Эратосфен, Зенодот, Аристарх Самосский, Каллимах и др.

Древние ученые насчитывали в ней от 100 тыс. до 700 тыс. томов. Кроме произведений древнегреческой литературы и науки, составлявших основу Александрийской библиотеки, имелись книги на восточных языках. При Александрийской библиотеке работал штат копиистов, занимавшихся перепиской книг. Под руководством Каллимаха был составлен каталог Александрийской библиотеки, позднее регулярно пополнявшийся.

Часть Александрийской библиотеки погибла во время пожара в 47 до н. э. в период Александрийской войны, однако позднее библиотека была восстановлена и пополнена за счет Пергамской библиотеки. В 391 н. э. при императоре Феодосии 1 часть библиотеки, находившаяся в храме Сераписа, была уничтожена христианами-фанатиками; последние остатки ее погибли, видимо, при господстве арабов в VII-VIII вв. (БСЭ).

В этой связи хочется снять с Амра, одного из сподвижников Пророка (мир ему), предъявляемое ему иногда обвинение в тяжком грехе перед мировой культурой - сожжении по приказу халифа Умара (да будет доволен им Аллах) знаменитой Александрийской библиотеки. Специалисты хорошо знают, что это всего лишь легенда, приписывающая Умару «добродетельный» поступок - уничтожение книг, противоречащих Корану. Но в популярной литературе эта легенда иногда преподносится как исторический факт. В уста Умара даже вкладывают слова, которыми он якобы обосновал сожжение библиотеки: «Если книги, хранящиеся в ней, соответствуют Корану, то в них нет надобности, т.к. в Коране все уже сказано; а если - противоречат, то их просто необходимо уничтожить».

Однако ни Иоанн Никиуский, немало сообщающий о сложных моментах, сопровождавших приход арабов в Египет, ни какой-либо другой христианский историк, враждебный Исламу, не упоминает пожара библиотеки. Скорее всего, самой великой библиотеки в это время уже не существовало. Она тихо угасла под напором борьбы Христианства с языческой наукой в течение предшествующих трех веков. (См.: Butler, 1902, с. 401-424. Цитируется по: Большаков О. История халифата. «Восточная. Литература», Т. 2. М.: РАН, 1989, с. 122).

Айдын Али-заде, ведущий научный сотрудник Института философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Азербайджанской республики (НАНА), кандидат философских наук, доцент

Традиционно считают, что Александрийская библиотека - когда-то самое большое собрание трудов таких величайших мыслителей и писателей древности, как Гомер, Платон, Сократ и многих других - погибла 2000 лет назад при пожаре и ее коллекция безвозвратно утрачена. Эта тайна древнего мира овладела воображением поэтов, историков, исследователей и ученых, которые оплакивают трагическую потерю в области знаний и литературы.

В наши дни идея о существовании Александрийской библиотеки, находившейся в известном интеллектуальном центре древнего мира, приобрела мистическую окраску. Неудивительно, что эта библиотека является извечной загадкой, ведь по сей день не удалось обнаружить ни остатков архитектурных памятников, ни археологических находок, которые возможно было с полной уверенностью отнести к библиотеке, что в известной степени странно, если учитывать всеобщую известность и грандиозность этой постройки.

Недостаточность материальных свидетельств породил вопрос о том, существовала ли Александрийская библиотека вообще в том виде, в котором мы ее можем себе представить.

На родине Фаросского маяка, одного из 7-и чудес древнего мира, находится средиземноморский портовый город Александрия. Который основал в 330 году до н. э., он, как и многие другие города, был назван в его честь. После смерти Александра Македонского в 323 году до н. э. империя оказалась в руках его полководцев. Один из них, Птолемей I Сотер (В переводе с греческого «сотер» - «спаситель»), в 320 году до н. э. захватил Египет, сделав Александрию столицей. С того времени Александрия, некогда маленькая рыбацкая деревушка, стала местом пребывания царей Египта из династии Птолемеев и превратилась в крупный интеллектуальный и культурный центр.


Как видно, это был величайший город древнего мира. История основания легендарной библиотеки до конца не ясна. Около 295 года до н. э. ученый и оратор Деметрий Фалерский, изгнанный афинский правитель, убедил Птолемея I Сотера основать библиотеку. Деметрий желал создать библиотеку, которая способна конкурировать с афинской, где хранились бы копии всех книг в мире. Поздней при поддержке Птолемея I Деметрий организовал строительство Храма муз, или Мусейона, от которого произошло всемирно известное слово «музей». Эта постройка представляла из себя храмовый комплекс, сконструированный по типу Ликея Аристотеля в Афинах - места, где читали интеллектуальные и философские лекции и проводили дискуссии.

Храм муз должен был стать первой частью библиотечного комплекса в Александрии. Он находился в парке, примыкавшем к царскому дворцу, на территории так называемого Брухейона, или дворцового квартала, в северо-восточном, греческом районе города. Мусейон был культовым местом почитания девяти муз. Кроме этого, он был учебным учреждением с лекториями, лабораториями, обсерваториями, ботаническими садами, зоопарком, жилыми кварталами и столовыми, а также был собственно библиотекой.

Управляющим Мусейоном Птолемей I назначил жреца. Здесь тоже работали библиотекари, ответственные за коллекции манускриптов. Во времена правления сына Птолемея I Сотера Птолемея II Филадельфа (282–246 гг. до н. э.) была заложена царская библиотека, ставшая главным хранилищем манускриптов в довершение Храма муз, основанного отцом. Пока не понятно, являлась ли царская библиотека отдельным зданием, находящимся около Мусейона, или была продолжением его. В одном исследователи сходятся: царская библиотека в действительности была частью Храма муз.

Похоже, что во времена правления Птолемея II идею о создании универсальной библиотеки воплотили в жизнь. В Мусейоне, предположительно, проживало больше 100 ученых, работа которых была заключена в том, чтобы проводить научные исследования, читать лекции, заниматься изданием, переводом, копированием и сбором не только манускриптов греческих авторов (коллекция якобы включала в себя частное собрание Аристотеля), но и трудов из Египта, Сирии и Персии, а также буддистских текстов и древнееврейских рукописей.

Согласно одной из легенд, Птолемей III был одержим идеей собрать величайшую библиотеку и потому издал указ, в котором было сказано, что все корабли, швартующиеся в порту, должны сдавать имеющиеся на борту манускрипты властям, чтобы переписчики, находящиеся на государственной службе, делали с них копии, которые и вручались законным владельцам. Что до оригиналов, то их передавали на хранение в библиотеку.

Когда говорят о максимальном количестве хранившихся в библиотеке экземпляров, более часто называется цифра в полмиллиона документов. Неясно лишь, относится эта цифра к количеству книг или свитков. Потому как для создания книги было необходимо довольно мною листов папируса, более вероятно, что говорится о количестве свитков. Но некоторые из ученых полагают, что даже 500 тыс. свитков - это очень много, и возведение здания с таким количеством хранилищ было бы очень трудоемким мероприятием, хотя возможным.

Во времена правления Птолемея II коллекция царской библиотеки расширилась до такой степени, что довелось создать «дочернюю библиотеку». Она находилась в храме Сераписа в египетском квартале Ракотис, что в юго-восточной части города. В те времена, когда хранителем библиотеки был греческий писатель Каллимах (305–240 гг. до н. э.), в «дочерней библиотеке» насчитывалось 42 800 свитков, при этом все это были копии, сделанные со свитков главной библиотеки.

Уже много веков не умолкают оживленные дискуссии относительно утверждения о том, что Александрийская библиотека сгорела дотла и самое полное собрание произведений древней литературы утрачено. Что же на самом деле произошло с этой потрясающей сокровищницей древних знаний и кто несет ответственность за ее уничтожение?

Первое, что следует отметить, - это то, что «величайшая трагедия древнего мира» может быть никогда не имела тех масштабов, о которых обычно говорится. Потому как библиотека исчезла бесследно, с ней явно произошло нечто ужасное. Чаще всего обвинения направляют в адрес Цезаря. Считается, что в 48 году до н. э. во время битвы за Александрию царскому дворцу, в котором находился , стал угрожать египетский флот. Чтобы обезопасить себя, он приказал поджечь египетские корабли, но огонь перекинулся на прибрежную часть города, охватив товарные склады, хранилища и ряд арсеналов.

После смерти Цезаря предположение, что именно он разрушил библиотеку, было в особенности популярным. Римский философ и драматург Сенека, ссылаясь на «Историю Рима от основания города» Ливия, писал, что в огне погибло 40 тыс. свитков. Греческий историк Плутарх указывает, что в огне погибла «великая библиотека». Римский историк Дион Кассий (165–235) упоминает уничтоженный большим пожаром склад манускриптов.

Лучано Канфора в своей книге «Исчезнувшая библиотека» так интерпретирует свидетельства древних авторов: разрушена была не сама библиотека - погибли хранившиеся на складе в порту манускрипты, ожидавшие погрузки. Из трудов великого ученого, философа-стоика Страбона, который в 20 году до н. э. работал в Александрии, становится ясно, что в это время библиотека уже не была всемирно известным центром знаний. По сути Страбон не упоминает о библиотеке вообще. Он пишет о Мусейоне как о «части помещений царских дворцов». Продолжая свой рассказ, Страбон писал: «он имеет место для прогулок, экседру и большой дом, где находится общая столовая для ученых, состоящих при Мусейоне».

Если великая библиотека была частью Мусейона, тогда ясно, почему Страбон не стал упоминать о ней отдельно. В таком случае становится очевидным один важный факт: потому как Страбон был в Мусейоне в 20 году до н. э., спустя 28 лет после «известной трагедии», значит, Цезарь не сжигал библиотеки. Существование библиотеки в 20 году до н. э., пусть даже в меньшей степени великолепной, означает, что полководец не подходит на роль ее разрушителя, а значит, надо искать другого виновника гибели этого чуда древней Александрии.

391 год – император Феодосий I, проводя политику, направленную на борьбу с язычеством, дал официальное разрешение на уничтожение Серапейона, или храма Сераписа, в Александрии. Операцией руководил александрийский патриарх Феофил. Поздней на месте храма построили христианскую церковь. Предположительно, и «дочерняя библиотека» Мусейона и царская библиотека были разрушены до основания именно в этот период.

Впрочем, как бы правдоподобно не выглядела версия о том, что манускрипты библиотеки Серапейона были уничтожены во время этой чистки, пока нет доказательств того, что царская библиотека сохранилась до конца IV века. По сей день не найдены древние источники, в которых бы были упоминания о разрушении какого бы то ни было хранилища книг в это время, хотя в XVIII веке историк Эдуард Гиббон ошибочно приписывал ее уничтожение именно патриарху Феофилу.

Последний претендент на роль преступника – халиф Омар. 640 год – после продолжительной осады Александрию захватили арабские войска во главе с полководцем Амр ибн ал-Асом. Как гласит легенда, арабы, услыхав об удивительной библиотеке, хранящей знания всего мира, с нетерпением ждали момента, когда смогут ее увидеть. Но халифа огромная коллекция книг не впечатлила. Он заявил: «Либо они опровергают Коран, являясь в этом случае еретическими, или с ним соглашаются, становясь излишними». После этого заявления манускрипты собрали вместе и использовали вместо топлива.

Свитков было до такой степени много, что ими обогревали 4 000 городских бань Александрии на протяжении б-ти месяцев. Эти невероятные события были описаны через 300 лет христианским философом Григорием Бар-Эбреем (1226–1286). Разрушили ли арабы христианскую библиотеку в Александрии или нет, определенно можно сказать только одно: к середине VII века царская библиотека прекратила существование. Этот факт очевиден, потому как об этом трагическом событии не упоминали авторы того времени, в частности христианский хронист Иоанн Никиусский (византийский монах), писатель Иоанн Мосх и иерусалимский патриарх Софроний.

В действительности, стараться установить, каким именно огнем была уничтожена библиотека и все, что в ней хранилось, - напрасный труд. Ситуация в Александрии часто изменялась, в особенности в римский период. Город пережил пожар на кораблях, подожженных по приказу Цезаря, а также ожесточенную борьбу 270–271 гг. между войсками царицы Зенобии из Пальмиры и силами римского императора Аврелиана. Последний в итоге вернул Риму Александрию, захваченную армией королевы Зенобии, но захватчики все же успели разрушить часть города.

Квартал Брухейон, на территории которого располагался дворец с библиотекой, был фактически «сметен с лица земли». А спустя несколько лет город разграбил римский император Диоклетиан. Разрушения продолжались еще в течении нескольких веков. Смена власти и идеологии сопровождалась равнодушием к содержимому библиотеки. Таким образом, трагедия разворачивалась постепенно, на протяжении 400–500 лет.

Последним из известных хранителей легендарной библиотеки был ученый и математик Феон (335–405) - отец христианской проповедницы Гипатии, жестоко убитой толпой христиан в Александрии в 415 году. Может быть, когда-то где-нибудь в пустынях Египта найдут свитки из собрания Александрийской библиотеки. Многие археологи все еще верят в то, что здания, которые составляли легендарный центр знаний Александрии, могли сохраниться в относительно невредимом состоянии где-то в северо-восточной части города под современными зданиями.

2004 год – появились новости, касающиеся великой библиотеки. Польско-египетская команда археологов заявила о том, что во время раскопок в районе Брухейона была обнаружена часть Александрийской библиотеки. Археологи нашли 13 лекториев с возвышением в центре каждого - кафедрами. Постройки датируются поздним римским периодом (V–VI вв.), а значит, не могут быть прославленным Мусейоном, или царской библиотекой. Исследования в этом районе продолжаются.

1995 год – неподалеку от того места, где когда-то находилось прославленное книгохранилище, началось строительство большой библиотеки и культурного центра под названием «Библиотека Александрина». 2002 год, 16 октября – произошло официальное открытие этого комплекса, созданного в память об исчезнувшей Александрийской библиотеке, чтобы пусть частично возродить интеллектуальное величие, олицетворением которого был настоящий центр знаний. Будем надеяться, что пока существует новая универсальная библиотека, дух легендарной библиотеки не утрачен.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта