Главная » Красота и здоровье » Психологическая характеристика человека образец. Как по аватарке составить психологический портрет человека

Психологическая характеристика человека образец. Как по аватарке составить психологический портрет человека

ТЕМА: Психологический портрет личности

Введение

На вопрос, что такое личность, различные специалисты отвечают по-разному. Именно в разнообразии их ответов, и, следовательно, в расхождении мнений на этот счет и проявляется сложность самого феномена личности.

В основе практически всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведение, придает поступкам закономерный характер.

В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Ощущение устойчивости личности – важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Если бы в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях личность не была бы относительно устойчивой, то людям трудно было бы взаимодействовать друг с другом, добиваться взаимопонимания: ведь каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться к человеку, и были бы не в состоянии предсказывать его поведение.

На основании этих предпосылок стало возможным описание основных черт личности, составление психологического портрета человека. А это, в свою очередь открывает возможности для ее систематического исследования, изучения проявлений поведения в различных жизненных ситуациях, и проведения психокоррекционной работы, в том случае, когда возникает такая необходимость.

1. Разнообразие подходов к определению личности

Основными проблемами психологии личности на первоначальном – философско-литературном этапе ее изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности, данные еще такими представителями античной мысли, как Аристотель, Платон и Демокрит, были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Указанное толкование личности имеет свои основания. Ведь если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все, что принадлежит человеку или касается его.

В клинический период изучения личности, в центре внимания специалистов оказались специфические особенности, умеренно выраженные практически у всех людей, но особенно сильно проявляются у больного человека. Это определение само по себе было правильным для решения психотерапевтических задач, но и оно для целостного описания нормальной личности являлось слишком узким. В него не входили, например, такие качества личности, как порядочность, совесть, честность и ряд других.

Экспериментальный период в исследовании личности связывают в первую очередь с именами Г. Айзенка и Р. Кеттела, а в России – с именем А.Ф. Лазурского. Эти ученые разработали технику и методику ведения систематических наблюдений и процедуру эксперимента, в котором можно было получить и обобщить данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. В результате этого была заложена теория, получившая название «теории черт», в которой были выделены, описаны и определены реально существующие факторы, или черты личности.

В результате активной дифференциации направлений исследований ко второй половине ХХ века в психологии личности сложилось большое количество различных подходов и теорий личности. Сюда можно отнести: психодинамические теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее внутренних, субъективных характеристик; социодинамические, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации; интеракционистские – теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Каждая из теорий личности, описанная в литературе и подкрепленная практическими исследованиями, заслуживает того, чтобы учесть и использовать ее в поисках наиболее полного определения личности.

Слово «личность», как и многие другие психологические понятия, сегодня широко используется в повседневном общении. Однако при использовании этого термина обычно не проводится какого-то строгого различения с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность». Часть психологов считает, что любой взрослый человек – личность. По словам К.К. Платонова, личность – это конкретный человек или субъект преобразования мира на основе го познания, переживания и отношения к нему. При таком подходе практически снимается вопрос о различии между индивидом и личностью. По определению А.В. Петровского, личностью в психологии обозначается системное качество, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений.

На наш взгляд, наиболее обобщенным можно считать определение, данное Р.С. Немовым: Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

2. Понятие о психологическом портрете личности

Подходы к структуре личности в различных теориях различны. В теории З. Фрейда это – бессознательное, сознание, и сверхсознательное. В теории социального научения это – способности, когнитивные стратегии, ожидания, ценности и планы поведения. Некоторые теории отрицают существование устойчивой структуры личности. Большинство исследователей, занимающихся изучением данного феномена, в структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей. Эти понятия являются относительно постоянными у человека и в своей совокупности представляют собой психологический портрет личности.

Некоторые исследователи (Кудряшова С.В., Юнина Е.А.) предлагают несколько иное представление о психологическом портрете личности.
Они включают в него:

1) социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, род деятельности);

2) социально-психологические признаки (потребности, мотивы, отношения к окружающим, уровни понимания);

3) индивидуально-личностные (внимание, память, тип мышления, психосоматический тип или темперамент).

Рассмотрим психологический портрет личности на конкретном примере.

3. Составление психологического портрета на конкретном примере

Стать испытуемым для составления психологического портрета личности согласился быть Александр Б., молодой человек 25 лет. Он имеет высшее образование по специальности менеджмент и в настоящий момент работает торговым представителем одной из коммерческих фирм г. Новосибирска. Психологический портрет составлен после нескольких бесед с Александром и его коллегами и тестирования 16-факторным личностным опросником Кеттела.

Александр отличается высоким ростом, нормальным телосложением. Имеет способность к продолжительному физическому напряжению. По его словам, очень любит ходить быстрым широким шагом, что возможно связано с профессиональной необходимостью. Все его движения хорошо координированы, быстры и точны.

Мимику Александра можно назвать несколько монотонной, но в то же время достаточно выразительной, всегда соответствующей переживаниям. Ему свойственна непринужденная улыбка. Жестикуляция подобно остальным его движениям, более выразительна и более оживленна, чем мимика. Все движения его очень просты и естественны. Одним из излюбленных жестов Александра является жест "дирижирования". Он любит, опустив руку вниз, коротким движением кисти отбивать такт, поглаживать голову рукою против волос. Когда идет речь о делах, он часто старательно подавляет свои душевные и эмоциональные проявления.

Говорит Александр Б. очень четко и ясно, довольно низким голосом, несколько протяжно, очень четко, выразительно, с хорошей дикцией. По его словам, в школе он принимал участие в художественной самодеятельности, что оказало влияние на его речь и голос, но у него никогда не было желания продолжить эти занятия более серьезно.

Гимнастикой и спортом систематически не занимается. Любит смотреть на разные игры, но сам редко принимает в них участие. В детстве любил игры, связанные с риском, - лазить по крутым, обрывистым скалам или по деревьям.

Стремится к уединению, не любит шумных компаний. Достаточно скрытен - предпочитает не высказывать открыто свои мысли и не показывает свои чувства. О друзьях отзывается с теплотой, при этом отмечает, что близкие друзья были у него в институте, но сейчас он не часто встречается с ними. На вопрос о существовании любимой девушки ответил, что пока серьезно не влюблялся, были только легкие увлечения.

В одежде обладает своим индивидуальным стилем, хотя и не любит кардинальных перемен - скорее дополняет, углубляет, совершенствует ранее выработанное.

Характер близок к сангвиническому.

Согласно данным, полученным в результате тестирования по методике Кеттела, у Александра Б. преобладают следующие черты характера, наиболее развитые в структуре личности: аскетичность, благородство, консерватизм, замкнутость, организованность, практичность, принципиальность, рационализм, самодостаточность, сдержанность, сотрудничество, терпение, целеустремленность, честность.

Результаты психологического анализа текста:

Уважаемая Л.Л.!

Текст Вашей подруги (знакомой) или пациентки О в сильной степени сориентирован на некоторого конкретного читателя, которым являетесь или Вы или тот человек, который пытается влиять на нее, возможно, проводит с ней психотерапевтические сеансы.

О - внушаемый человек, она склонна не навязывать свое, а подстраиваться под собеседника, в частности, использовать в своих ответах сказанные им слова. Ее текст, например, начинается с повторения формулировки поставленного задания (Во мне как личност самым существенным является… ). Сочетание своих и чужих фрагментов создает впечатление или образ “полумонахини-полублудницы”, который, как всякий образ, имеет к действительности отдаленное отношение.

И в дальнейшем по тексту, особенно в начале фраз О использует чужие слова. Чужие слова - это обычно терминология и научные выражения, нередко из лексикона психолога (Я склонна к постоянному самоанализу… Но внешне эмоции я проявляю… Патологически не могу… ). Ее собственная речь, напротив, разговорна, содержит орфографические ошибки, появляющиеся под влиянием просторечия, в ней встречаются детские выражения (от отчаи нья, с самол го детства /малого/, в общее с людьми, принимаю себя в таком виде , пребывая … в себя ).

О путает духовное и душевное (дух и душу). Ее проблемы, действительно, связаны с душевными движениями и относятся к ведению специалиста по душе (психолога). Вера и духовность понимаются О некорректно (состояние духовного поиска и сконцентрированность на себе ) и безграмотно (духовный поиск у меня связан с “богоискательством” ). По-видимому, религия привлекает ее как возможность общения и подчинения авторитету. И она вполне может попасть под влияние более менее настойчивых сектантов (чего Вы, Л.Л., судя по всему, справедливо опасаетесь).

По-видимому, основная ее проблема - одиночество, дефицит общения и эмоциональных контактов (стараюсь извлечь удовольствие из всего, что встречается на моем пути ). Возможно некоторое отставание развития эмоциональной сферы. По крайней мере, О склонна к чисто детским проявлениям (я люблю ввязыватся во все новое…, под удовольствием я …понима всю гамму ощущений от отчаинья до безумной радости ).

Скорее всего, О слишком сильно концентрируется на своих переживаниях (пребывая постоянно в себя, я не внимательна к окружающим ). Как ребенок, подпадает под чрезмерное влияние источника эмоций (действую подчиняюясь не продуманному решению, а спонтанно и исходя из одномоментных ощущений, интуиции ) и не способна к трезвым его оценкам (Чувствительна, но не обидчива. В меру безответственна и беспринципна ). Приведенные примеры в основном содержат не самооценки О, а оценки окружающих (чужую речь), которые, по-видимому, пытаются воспитывать ее, и слова которых она послушно (в виде покаяния) повторяет.

Беда в том, что оценки окружающих для О - как для ребенка - важнее и значимее собственных представлений:
Патологически не могу (или боюсь, что это выглядит так со стороны) “давить” (влиять) на окружающих.

Но их воспитательное влияние не приносит разрешения проблем. Ведет не к достжению успеха или “исправлению”, а к покаянию, извинениям и неоправданному занижению самооценки (я совершенно бесцельное существо ). Потребность в эмоциональных контактах, судя по всему, оказывается сильнее.

Уважаемая Л.Л.! По-видимому, Вам не стоит укорять Вашу подругу за ветренность и нежелание (-умение) отстаивать свои интересы. Скорее всего, она не менее обидчива, чем другие, но больше других стесняется свои обиды демонстрировать и обсуждать. Именно в этом случае она, наверное, замыкается в себе и отказывается от общения (с самолго детства предпочитаю “отшельнический” образ жизни… мне необходимо много времени для того чтобы быть с самой собой ).

Вы правы, когда говорите, что она производит впечатление замкнутого, странного и неожиданного в своих проявлениях человека, но, скорее всего, ошибаетесь, когда предполагаете, что ей ближе “духовная практика”, чем живые другие люди, и опасаетесь “ухода в свой внутренний мир”. Скорее всего, Ваша подруга не больше “ориентируется на глубоко внутренние критерии”, чем ребенок 10 -15 лет, - скорее, наоборот. Согласитесь, что для женщины 33 лет (и с высшим образованием) детский взгляд на мир создает определенные проблемы, в частности, как Вы справедливо пишете, проблемы (равноправного) общения. И наибольшую опасность для Вашей подруги представляет “дурная компания”.

По-видимому, не стоит ориентировать ее на рефлексию и моральную проблематику. Полезнее будет помочь наладить более продуктивные и регулярные контакты с окружающими, особенно со сверстниками противоположного пола, возможно, вначале даже с психологическими сверстниками, мальчиками 17-18 лет, попытаться снять неоправданный эмоциональный экстремизм, вызванный дефицитом общения и здоровой эмоциональной разрядки. Тем более, что, как Вы справедливо отмечаете, “социальные и конвенциональные нормы не являются мотивирующим началом поведения и жизни” Вашей подруги, “хотя она о них знает, знает, что частенько их нарушает, но считает себя правой и не собирается что-либо менять”.

Если Вы планируете привлечь к решению проблем Вашей подруги специалиста, то здесь, по-видимому, скорее подойдет специалист по семейной терапии и\или сексолог. В Самаре, где Вы проживаете, можно обратиться к ….

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра Практической Психологии

Психологический портрет личности

Выполнила студентка 14-С-1

Хворостинская К.А.

Руководитель:

Введение……………………………………………………………….…………..3

Понятие о психологическом портрете личности………………………………………...……4

Из чего состоит психологический портрет личности человека…………………….….5

Составление психологического портрета……………………………………………………….…6

Список используемой литературы ………………………………………………………………….10

Введение

На вопрос, что такое личность, различные специалисты отвечают по-разному. Именно в разнообразии их ответов, и, следовательно, в расхождении мнений на этот счет и проявляется сложность самого феномена личности.

В основе практически всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведение, придает поступкам закономерный характер.

В понятие "личность" обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Ощущение устойчивости личности – важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Если бы в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях личность не была бы относительно устойчивой, то людям трудно было бы взаимодействовать друг с другом, добиваться взаимопонимания: ведь каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться к человеку, и были бы не в состоянии предсказывать его поведение.

На основании этих предпосылок стало возможным описание основных черт личности, составление психологического портрета человека. А это, в свою очередь открывает возможности для ее систематического исследования, изучения проявлений поведения в различных жизненных ситуациях, и проведения психокоррекционной работы, в том случае, когда возникает такая необходимость.

Понятие о психологическом портрете личности

Подходы к структуре личности в различных теориях различны. В теории З. Фрейда это – бессознательное, сознание, и сверхсознательное. В теории социального научения это – способности, когнитивные стратегии, ожидания, ценности и планы поведения. Некоторые теории отрицают существование устойчивой структуры личности. Большинство исследователей, занимающихся изучением данного феномена, в структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей. Эти понятия являются относительно постоянными у человека и в своей совокупности представляют собой психологический портрет личности.

Некоторые исследователи (Кудряшова С.В., Юнина Е.А.) предлагают несколько иное представление о психологическом портрете личности.

Они включают в него:

1) социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, род деятельности);

2) социально-психологические признаки (потребности, мотивы, отношения к окружающим, уровни понимания);

3) индивидуально-личностные (внимание, память, тип мышления, психосоматический тип или темперамент).

Рассмотрим психологический портрет личности на конкретном примере.

Из чего состоит психологический портрет личности человека

1. Темперамент

Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении.

Одни - быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие - медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т. д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.

2. Характер (акцентуация характера)

Характер (греч. - «чеканка», «отпечаток») есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливающих типичные для нее способы поведения.

В структуре характера выделяют 4 группы черт, выражающих отношение личности к определенной стороне деятельности:

к труду (например, трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты - лень, склонность к рутинной работе, безответственность, пассивность);

к другим людям, коллективу, обществу (например, общительность, чуткость, отзывчивость, уважение, коллективизм и противоположные им - замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение, индивидуализм);

к самому себе (например, чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные им - самомнение, иногда переходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоцентризм, эгоизм);

Составление психологического портрета

В качестве испытуемого буду выступать я сама.

Ксения, 18 лет. Имею среднее и в настоящий момент получаю высшее образование в СПбГАСУ по специальности строительство. Психологический портрет составлен на основе тестирования 16-факторным личностным опросником Кеттела.

Я отличаюсь невысоким ростом, нормальным телосложением. Имеет способность к продолжительному физическому напряжению. Люблю ходить неспешным, размеренным шагом. Движения хорошо координированы, быстры и точны.

Мимику можно назвать несколько монотонной, но в то же время достаточно выразительной, всегда соответствующей переживаниям. Мне свойственна непринужденная улыбка. Жестикуляция подобно остальным движениям, более выразительна и более оживленна, чем мимика. Все движения очень просты и естественны. Люблю, опустив руку вниз, коротким движением кисти отбивать такт, теребить волосы. Когда идет речь о делах, часто старательно подавляю свои душевные и эмоциональные проявления.

Говорю я негромко, достаточно протяжно, за исключением острых моментов. Голос у меня высокий, на что часто обращают внимания другие люди, удивляясь такому «детскому» голосу.

В детстве занималась балетом, после пошла в художественную школу, совмещая с футболом, но после травмы временно завязала. В настоящее время продолжаю играть в футбол. Нравится выступать как в качестве зрителя, так и в качестве игрока.

Я не стремлюсь к уединению, достаточно спокойно чувствую себя в шумных компаниях. Достаточно скрытна – предпочитаю не высказывать открыто свои мысли и не показывать свои чувства. О друзьях отзываюсь с теплотой, хотя их круг сузился.

Согласно данным, полученным в результате тестирования по методике Кеттела, у Александра Б. преобладают следующие черты характера, наиболее развитые в структуре личности: аскетичность, благородство, консерватизм, замкнутость, организованность, практичность, принципиальность, рационализм, самодостаточность, сдержанность, сотрудничество, терпение, целеустремленность, честность.

Характер близок к флегматику, хотя соотношения весьма консервативны

«Человек-флегматик может быть безошибочно выделен в толпе людей. Черты этого типа личности можно описать как серьезность и сдержанность. Он всегда старается избегать споров, ссор и скандалов. Поэтому в большинстве конфликтных ситуаций согласится со всеми доводами, лишь бы выйти из затруднительного положения. При этом он будет держаться спокойно и уравновешенно, не проявляя каких-либо ярких эмоций, согласия или не согласия.

Он не будет принимать опрометчивых и поспешных решений, так как ему свойственна выдержка, вдумчивость и рассудительность. Поэтому он «возьмет паузу» и тщательно обдумает то или иное действие. Флегматику не свойственны приступы ярости или агрессии, он всегда остается невозмутимым. Для этого ему не нужно делать над собой каких-либо усилий, так как эмоциональная уравновешенность у него от природы.

Если он и поссорился с кем-то, то склонен первым пойти на контакт и быстро наладить отношения с другой стороной, так как не любит в жизни перемен и расставаний. В незнакомой ситуации или в новом коллективе флегматику нужно много времени, чтобы адаптироваться, подружиться и присмотреться к окружающим его людям.»

Положительные тенденции

Согласно пройденным тестам, я имею рациональный и практичный ум. Спокойна и сдержанна в большинстве случаев. Люблю размышлять и строить планы о своей дельнейшей жизни.

По словам друзей: Ксения – не мелочна, открытая и бесхитростная. Часто проявляет благородство в ответственных и сложных жизненных ситуациях, проявляет твердую хватку в делах. Правильная, устойчивая и стабильная. Она отличается активностью и авантюризмом, и производит впечатление человека самостоятельно мыслящего.

Она обладает адекватной самооценкой, это выражается в чувстве уверенности в себе, наличии самоопределенности, внутреннего стержня. В поведении это проявляется в активности, стремлении расширить поле своей деятельности. Она довольно самостоятельна в своих взглядах и желаниях.

В отношениях с окружающими у меня преобладает мотив сотрудничества, рационализм. При необходимости, с удовольствием оказываю помощь знакомым. Заботлива к ближайшему окружению, умею убедить в обоснованности своих действий и поступков.

Исходя из типа темперамента настойчива и упорна, редко выхожу из себя, не склона к аффектам, рассчитав свои силы, довожу дело до конца, ровна в отношениях, в меру общительна, не люблю попусту болтать.

Отрицательные тенденции

На основании данных о пристрастии к рискованным играм и развлечениям в детстве, и не желании принимать участие в командных играх, можно сделать вывод о том, что при приверженности к свободе в выборе занятий, отсутствует потребность в сотрудничестве с другими людьми, когда это касается увлечений и деятельности, не связанной с карьерой.

Для меня очень важно получать точные и исчерпывающие инструкции. В ситуации непредсказуемого развития событий в будущем, а также, если на голову свалилось множество незапланированных дел, у меняможет легко возникнуть стрессовое состояние.

Стремление приносить себя в жертву ради других, но именно тогда, когда это не только не нужно, а напротив, может принести вред.

Сложно создать доверительную и эмоционально теплую атмосферу в общении, когда речь заходит об отношениях. Произвожу впечатление человека замкнутого.

Список литературы

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. / Личность и ее формирование. – М., Наука, 1988. – Стр. 281-310.

2. Кудряшова С.В. Юнина Е.А. Психология: учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов: Часть 1, 2. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2002. – 258 с.

3. Мейли Р. Факторный анализ личности. // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М. Наука, 1982. – 407 с.

Г. Санкт-Петербург

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Введение

На вопрос, что такое личность, различные специалисты отвечают по-разному. Именно в разнообразии их ответов, и, следовательно, в расхождении мнений на этот счет и проявляется сложность самого феномена личности.

В основе практически всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведение, придает поступкам закономерный характер.

В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Ощущение устойчивости личности - важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Если бы в каких-то существенных для общения с людьми проявлениях личность не была бы относительно устойчивой, то людям трудно было бы взаимодействовать друг с другом, добиваться взаимопонимания: ведь каждый раз они вынуждены были бы заново приспосабливаться к человеку, и были бы не в состоянии предсказывать его поведение.

На основании этих предпосылок стало возможным описание основных черт личности, составление психологического портрета человека. А это, в свою очередь открывает возможности для ее систематического исследования, изучения проявлений поведения в различных жизненных ситуациях, и проведения психокоррекционной работы, в том случае, когда возникает такая необходимость.

1. Разнообразие подходов к определению личности

Основными проблемами психологии личности на первоначальном - философско-литературном этапе ее изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности, данные еще такими представителями античной мысли, как Аристотель, Платон и Демокрит, были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Указанное толкование личности имеет свои основания. Ведь если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все, что принадлежит человеку или касается его.

В клинический период изучения личности, в центре внимания специалистов оказались специфические особенности, умеренно выраженные практически у всех людей, но особенно сильно проявляются у больного человека. Это определение само по себе было правильным для решения психотерапевтических задач, но и оно для целостного описания нормальной личности являлось слишком узким. В него не входили, например, такие качества личности, как порядочность, совесть, честность и ряд других.

Экспериментальный период в исследовании личности связывают в первую очередь с именами Г. Айзенка и Р. Кеттела, а в России - с именем А.Ф. Лазурского. Эти ученые разработали технику и методику ведения систематических наблюдений и процедуру эксперимента, в котором можно было получить и обобщить данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. В результате этого была заложена теория, получившая название «теории черт», в которой были выделены, описаны и определены реально существующие факторы, или черты личности.

В результате активной дифференциации направлений исследований ко второй половине ХХ века в психологии личности сложилось большое количество различных подходов и теорий личности. Сюда можно отнести: психодинамические теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее внутренних, субъективных характеристик; социодинамические, в которых главную роль в детерминации поведения отводят внешней ситуации; интеракционистские - теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Каждая из теорий личности, описанная в литературе и подкрепленная практическими исследованиями, заслуживает того, чтобы учесть и использовать ее в поисках наиболее полного определения личности.

Слово «личность», как и многие другие психологические понятия, сегодня широко используется в повседневном общении. Однако при использовании этого термина обычно не проводится какого-то строгого различения с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность». Часть психологов считает, что любой взрослый человек - личность. По словам К.К. Платонова, личность - это конкретный человек или субъект преобразования мира на основе го познания, переживания и отношения к нему. При таком подходе практически снимается вопрос о различии между индивидом и личностью. По определению А.В. Петровского, личностью в психологии обозначается системное качество, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений.

На наш взгляд, наиболее обобщенным можно считать определение, данное Р.С. Немовым: Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

2. Понятие о психологическом портрете личности

Подходы к структуре личности в различных теориях различны. В теории З. Фрейда это - бессознательное, сознание, и сверхсознательное. В теории социального научения это - способности, когнитивные стратегии, ожидания, ценности и планы поведения. Некоторые теории отрицают существование устойчивой структуры личности. Большинство исследователей, занимающихся изучением данного феномена, в структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация - это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки - убеждения и отношения людей. Эти понятия являются относительно постоянными у человека и в своей совокупности представляют собой психологический портрет личности.

Некоторые исследователи (Кудряшова С.В., Юнина Е.А.) предлагают несколько иное представление о психологическом портрете личности.

Они включают в него:

1) социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, род деятельности);

2) социально-психологические признаки (потребности, мотивы, отношения к окружающим, уровни понимания);

3) индивидуально-личностные (внимание, память, тип мышления, психосоматический тип или темперамент).

Рассмотрим психологический портрет личности на конкретном примере.

3. Составление психологического портрета на конкретном примере

Стать испытуемым для составления психологического портрета личности согласился быть Александр Б., молодой человек 25 лет. Он имеет высшее образование по специальности менеджмент и в настоящий момент работает торговым представителем одной из коммерческих фирм г. Новосибирска. Психологический портрет составлен после нескольких бесед с Александром и его коллегами и тестирования 16-факторным личностным опросником Кеттела.

Александр отличается высоким ростом, нормальным телосложением. Имеет способность к продолжительному физическому напряжению. По его словам, очень любит ходить быстрым широким шагом, что возможно связано с профессиональной необходимостью. Все его движения хорошо координированы, быстры и точны.

Мимику Александра можно назвать несколько монотонной, но в то же время достаточно выразительной, всегда соответствующей переживаниям. Ему свойственна непринужденная улыбка. Жестикуляция подобно остальным его движениям, более выразительна и более оживленна, чем мимика. Все движения его очень просты и естественны. Одним из излюбленных жестов Александра является жест "дирижирования". Он любит, опустив руку вниз, коротким движением кисти отбивать такт, поглаживать голову рукою против волос. Когда идет речь о делах, он часто старательно подавляет свои душевные и эмоциональные проявления.

Говорит Александр Б. очень четко и ясно, довольно низким голосом, несколько протяжно, очень четко, выразительно, с хорошей дикцией. По его словам, в школе он принимал участие в художественной самодеятельности, что оказало влияние на его речь и голос, но у него никогда не было желания продолжить эти занятия более серьезно.

Гимнастикой и спортом систематически не занимается. Любит смотреть на разные игры, но сам редко принимает в них участие. В детстве любил игры, связанные с риском, - лазить по крутым, обрывистым скалам или по деревьям.

Стремится к уединению, не любит шумных компаний. Достаточно скрытен - предпочитает не высказывать открыто свои мысли и не показывает свои чувства. О друзьях отзывается с теплотой, при этом отмечает, что близкие друзья были у него в институте, но сейчас он не часто встречается с ними. На вопрос о существовании любимой девушки ответил, что пока серьезно не влюблялся, были только легкие увлечения.

В одежде обладает своим индивидуальным стилем, хотя и не любит кардинальных перемен - скорее дополняет, углубляет, совершенствует ранее выработанное.

Характер близок к сангвиническому.

Согласно данным, полученным в результате тестирования по методике Кеттела, у Александра Б. преобладают следующие черты характера, наиболее развитые в структуре личности: аскетичность, благородство, консерватизм, замкнутость, организованность, практичность, принципиальность, рационализм, самодостаточность, сдержанность, сотрудничество, терпение, целеустремленность, честность.

3.1. Положительные тенденции

Александр Б. имеет рациональный и практичный ум. Он всегда спокоен и сдержан. Любит размышлять и строить планы о своей дельнейшей жизни, при составлении этих планов большое место в них занимает карьерный рост.

По словам коллег: Александр - не мелочный, открытый и бесхитростный, ответственный и надежный. Часто проявляет благородство в ответственных и сложных жизненных ситуациях, проявляет твердую хватку в делах. Его отличают эффективность и точность реализации своих планов. Планы, особенно, если это касается работы, практически всегда принимают конкретную, завершенную форму. Обладает терпением и решительностью, которые позволят ему преодолеть затруднения, не пользуясь поддержкой друзей или членов своей семьи. Необычайно упорный, обстоятельный, интересуется деталями и конкретными процедурами. Правильный, устойчивый и стабильный.

Александр Б. отличается активностью и авантюризмом, и производит впечатление человека смелого и решительного, предприимчивого и уверенного в себе, самостоятельно мыслящего.

Он обладает адекватной самооценкой, это выражается в чувстве уверенности в себе, наличии самоопределенности, внутреннего стержня. В поведении это проявляется в активности, стремлении расширить поле своей деятельности, отсутствии боязни неудач. Не боится совершать рискованные шаги, проявлять инициативу. Он довольно самостоятелен в своих взглядах и желаниях. О более опытных коллегах отзывается с теплотой и уважением.

В отношениях с окружающими у Александра Б. преобладает мотив сотрудничества, рационализм. С удовольствием оказывает помощь коллегам по работе и знакомым. Присущий ему здоровый прагматизм убедил его в мысли, что в делах важнее всего конечный результат, зримый, ощутимый и практичный. Он заботлив к ближайшему окружению, умеет убедить в обоснованности своих действий и поступков.

3.2. Отрицательные тенденции

На основании данных о пристрастии к рискованным играм и развлечениям в детстве, и не желании принимать участие в командных играх, можно сделать вывод о том, что при приверженности к свободе в выборе занятий, отсутствует потребность в сотрудничестве с другими людьми, когда это касается увлечений и деятельности, не связанной с карьерой.

К работе Александр относится серьезно и основательно, склонен делать всю работу от начала до конца сам, не доверяя другим. После того, как работа закончена, для него важно узнать мнение окружающих о сделанном. Можно говорить о том, что Александр нуждается в признании окружающими ценности сделанного им. Иначе он теряет уверенность в важности и нужности того, что он делает и в таком случае может даже потерять интерес к работе. О совершенно теряется, когда ему выражают недовольство по поводу его работы.

Для него очень важно получать от руководства точные и исчерпывающие инструкции - он должен точно знать, когда и что надо делать. В ситуации непредсказуемого развития событий в будущем, а также, если на голову свалилось множество незапланированных дел, у него может легко возникнуть стрессовое состояние.

Последовательность во всем, основательность, стабильность устремлений, направленность на постоянную систематизацию всего накопленного опыта и знания может гипертрофироваться, и в свою очередь привести к такой акцентуации характера как педантизм.

Он постоянно занят поиском самого лучшего, что есть в жизни. Охвачен идеями самосовершенствования, хотя эти идеи не затрагивают личные отношения, а касаются в основном его работы и карьерного роста. Это может привести к обесцениванию того, чем Александр обладает в настоящий момент.

Александр обладает стремлением помогать окружающим, но его действия и поступки иногда бывают навязчивыми. Стремление приносить себя в жертву ради других, но именно тогда, когда это не только не нужно, а напротив, может принести вред.

Некоторая амбициозность иногда приводит его к конфронтации даже с друзьями, может привести к напряжённости в отношениях с коллегами. Александр рассказал о случаях, когда он попадал в скандальные ситуации, при этом никакой его вины в том, что случилось, не было.

Александр Б. достаточно замкнут, когда речь заходит о его отношениях с близкими и членами семьи. Сложно создать доверительную и эмоционально теплую атмосферу в общении с ним. Производит впечатление человека, которого интересуют только те сферы деятельности, которые приведут его к профессиональному успеху, карьерному росту.

4. Способы коррекции нежелательных черт личности

Для личности, обладающей такими психологическими особенностями можно рекомендовать в первую очередь посещение социально-психологических тренингов таких, как, например, тренинги построения команды, тренинги формирования коммуникативных умений и навыков.

Это позволит: расширить возможности установления контакта в различных ситуациях общения; отработать навыков понимания других людей, себя, а также взаимоотношений между людьми; активизировать процессы самопознания и самоактуализации; расширить диапазон своих творческих способностей.

Из описания психологического портрета видно, что Александр Б. мало внимания уделяет общению с близкими людьми, нет никакого упоминания на существование у него в данный момент близких друзей или любимой девушки. Так же трудно ему бывает учитывать в своём поведении динамику межличностных взаимоотношений. В этом случае можно рекомендовать посещение тренингов межличностных отношений.

Хорошие результаты может дать и индивидуальная работа с психологом. Нежелание Александра Б. говорить о своих отношениях с близкими, о членах семьи, отсутствие серьезных увлечений лицами противоположного пола говорит о том, что в данном случае может иметь место определенный внутренний конфликт, разрешение которого даст энергию, возможности и желание для дальнейшего развития и самоактуализации личности.

Заключение

Таким образом, в данной работе мы в общих чертах рассмотрели подходы к такому многогранному понятию, каким является понятие «личности», сделали попытку описания и анализа психологического портрета личности.

Учитывая все вышеизложенное можно говорить о том, что личность человека - одна из наиболее сложных категорий, а проблема ее изучения - область, в которой, несмотря на длительный период изучения (от античности до наших дней) больше вопросов, чем ответов.

Тем не менее, имеющиеся в настоящее время теории и методы изучения личности позволяют выделить определенные устойчивые конструкты для описания наиболее характерных черт. Это дает нам возможность говорить о личности, как о прижизненно формирующейся своеобразной совокупности психофизиологических черт, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение, с одной стороны, а с другой, позволяет постигать проявление этих черт и поиски форм и методов психокоррекционной работы в случае необходимости их применения.

Развитие личности - это признание и реализация уникальных возможностей, имеющихся у каждого человека. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые включена личность, чем они более развиты и упорядочены, тем богаче сама личность.

Библиографический список

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. / Личность и ее формирование. - М., Наука, 1988. - Стр. 281-310.

2. Кудряшова С.В. Юнина Е.А. Психология: учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов: Часть 1, 2. - Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2002. - 258 с.

3. Мейли Р. Факторный анализ личности. // Психология индивидуальных различий: Тексты. - М. Наука, 1982. - 407 с.

4. Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 688 с.

5. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М: Наука, 1982. - 643 с.

6. Радугин А.А. Психология. / Понятие и структура «личности» . - М: Изд-во ЦЕНТР, 2001. - 400 с.

7. Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины ХХ века. - М: Изд. центр «Академия», 1996. - 416 с.

Психологический портрет - это словесное описание личности, которое содержит характеристики индивидуума и его вероятного поведения при определённых обстоятельствах. Подробная информация о человеке нужна при избрании профессии, приёме сотрудника на определённую должность, в брачных агентствах, для определения перспектив совместной семейной жизни. Психологический портрет личности составляется по результатам тестов, различных опросников (Кеттелла, Мехрабиана, Айзенка) и общения с психологом.

Психологический портрет играет основополагающую роль при выборе будущего рода деятельности. Прежде чем поступить в учебное заведение, нужно узнать, в какой области человек сможет добиться больших успехов. Ведь ничего хорошего не получится, если заниматься делом, которое не по душе.

Благодаря качественно составленному психологическому , заинтересованные стороны могут лучше узнать человека, понять мотивы его поведения. С помощью такого описания удаётся выявить ложь, склонность к конфликтам, сильные и слабые черты характера.

Многие менеджеры при приёме на вакантную должность тестируют кандидатов, чтобы определить качества и способности претендентов. Руководителям важно знать, как будет действовать человек в сложной обстановке, сможет ли он решить проблемы, обладает ли индивид нужными для выполнения поставленной задачи чертами характера.

Психологический портрет ребёнка поможет учителю найти подход к своему ученику. Если взрослые хотят достучаться до сердец детей, им нужно знать Определив тип темперамента каждого ребёнка, можно грамотно спланировать процесс его воспитания.

Психологи по просьбе клиента составляют психологический портрет человека, чтобы найти ему подходящего спутника жизни. Ведь известно, что две полярные личности не смогут выстроить гармоничные отношения. Если партнёры хотят избежать конфликтов и непонимания, они должны иметь сходные ценности, подходящий темперамент, одинаково думать и сообща идти к заветной цели.

Основные составляющие психологического портрета личности

Перед тем как обрисовать психологический портрет индивидуума, следует узнать, какие критерии его составляют. Каждый населяющий планету человек является индивидуальностью. Любому индивиду присущи базовые и программирующие характеристики. Базовые критерии - это темперамент, характер, а также способности индивидуума. Программирующие критерии – направленность, интеллект и самосознание.

Индивиды, в зависимости от восприимчивости, делятся на следующие типы:

  1. Ориентированные на настоящее.

Без труда вживаются в любую роль, умеют приспособиться к любой обстановке. Быстро принимают правильные решения.

  1. Ориентированные на прошлое.

Поступают согласно установленным правилам и законам. Хорошие исполнители.

  1. Ориентированные на будущее.

Могут продемонстрировать неадекватное поведение. Не принимают иерархию. Являются авторами многих идей.

Составляющие психологического портрета личности:

  1. Темперамент.

Основывается на специфических особенностях нервной системы. Определяет модель поведения индивидуума. Его черты плохо поддаются корректировке. Существует 4 типа темперамента: сангвиники (уравновешенная психика, гибкое поведение, живость), холерики (эмоциональность, изменчивость настроения, жажда новизны), флегматики (инертность, уравновешенность, застенчивость), меланхолики (ранимая психика, пессимизм, уязвимая нервная система).

  1. Характер.

Это оригинальные особенности каждого индивида. Характер проявляется при коммуникации и в процессе общественной деятельности. На каждого индивида составляется характеристика на основании отношения к следующим аспектам жизни: труду (лень, трудолюбие), людям (общительность, замкнутость), себе самому (эгоизм, скромность), объектам материальной сферы (скупость, щедрость).

  1. Способности.

Это индивидуальные свойства индивидуума. Благодаря своим способностям люди добиваются успеха в определённой сфере жизни. Способности развиваются в ходе обучения.

  1. Направленность.

В её основе лежит мотивация. Она определяет деятельность и поведение индивида. Направленность сфокусирована на какую-то задачу, общение или на самого себя. Одни индивиды стремятся удовлетворить свои физиологические потребности и обеспечить себе комфортные условия существования. Другие ищут себя в различных областях общественной деятельности, стараются реализовать свои творческие способности.

  1. Эмоциональность.

Её суть составляет непроизвольная реакция человека на внешние раздражители. Возникают помимо воли и желания индивида. Переживания по поводу определённой ситуации отображают глубину значимости для индивидуума различных событий. Волевая личность должна уметь подавлять свои эмоции, не показывать окружающим свои истинные чувства.

  1. Интеллектуальность.

Определяет уровень образованности индивидуума. Зависит от полученных знаний, возраста, специфики профессии. Благодаря интеллекту происходит оценка незнакомой ситуации, принятие важных решений, регулирование поведения. С помощью интеллектуальности индивид приспосабливается к новой обстановке, правильно выстраивает свои отношения с другими людьми. Интеллект - это способность мыслить рационально, а действовать целесообразно ситуации.

  1. Коммуникабельность.

Умение общаться - важная черта характера. В общении раскрываются индивидуальные особенности людей. Благодаря коммуникации, происходит передача информации, сведений о чувствах, мыслях, знаниях субъектов разговора.

  1. Самооценка.

На основании самоанализа у индивида вырабатывается эмоционально-ценностное отношение к собственной персоне. Самооценка бывает адекватной, завышенной или заниженной. Индивид оценивает собственные способности, достижения, своё место в обществе.

Если вы выявили у себя заниженную самооценку, то вам стоит обратиться к специалисту, например к психологу-гипнологу Батурину Никите Валерьевичу.

  1. Волевые качества.

Качества характера влияют на жизнь и поступки людей. Волевые индивидуумы самостоятельно принимают решения, не боятся трудностей, они решительны и настойчивы. Безвольные люди часто слабохарактерные. Таким индивидам не удаётся реализовать себя в обществе, хотя они обладают всеми

  1. Самоконтроль.

Воспитанность человека и умение вести в обществе зависят от самоконтроля. Люди, не умеющие контролировать свои чувства, слова, поведение не способны выстроить с окружающими дружеские или партнёрские отношения.

  1. Способность к совместной работе.

Различные индивиды обладают разной способностью к коллективному труду. Умение трудиться в команде - это способность подстраиваться под других людей, прислушиваться к иной точке зрения.

Как составляется психологический портрет личности?

Для того чтобы правильно составить психологический портрет индивидуума, следует придерживаться таких правил:

  • методика изучения индивидуума обязана соответствовать цели эксперимента, возрасту человека, уровню его образования;
  • кроме личной беседы с индивидуумом, нужно применять два личностных опросника и три проективных метода;
  • по результатам всех исследований сопоставить данные, проследить их корреляцию;
  • создать обследуемому индивиду комфортные условия тестирования;
  • составить портрет так, чтобы его текст был понятен людям, не имеющим психологического образования.

Какие методики применяются для составления необходимого психологического портрета:

  • изучение эмоционально-волевой сферы - методика САН, тест Спилберга, Баса-Дарки, Немчина;
  • исследование когнитивно-познавательной области - тест на интеллект, Векслера, запоминание 10 слов, исключение лишнего, матрицы равенства, таблицы Шульте;
  • обследование межличностно-социальной сферы - цветовой тест Эткинда, метод Бейлза, Лири, социометрия;
  • изучение мотиваций и потребностей - методика Орел, типы трудовой мотивации по Герчикову, якоря карьеры, 14 базовых потребностей по Мюррею.

Какие проективные методики используются в исследовании внутреннего мира и переноса его содержания на внешний:

  • рисунок «дом, дерево, человек»;
  • образ выдуманного животного;
  • психогеометрия;
  • пятна Роршаха.

Какие личностные опросники применяются для выявления у индивида определённых характеристик:

  • тест Леонгарда;
  • 16-факторный опросник Кеттелла;
  • MMPI (полная или сокращённая версия).
  • инициалы обследуемого, его возраст, профессия;
  • цель исследования (например, на предмет соответствия занимаемой должности);
  • методики, которые использовались;
  • поведение индивида при тестировании (дрожание рук, сильное волнение);
  • результаты исследования;
  • психологические особенности индивидуума и прогноз касательно его поведения;
  • выводы, пожелания, рекомендации.

Пример написания психологического портрета личности

Психологический портрет любой личности сможет составить только опытный психолог. Специалист выбирает , которая соответствует цели конкретного исследования. Для того чтобы проанализировать себя самостоятельно, следует использовать упрощённые методы, например, тестирование типологии личности DISC или соционику. Подобные тесты легко найти в интернете и пройти онлайн. С их помощью можно узнать свой тип характера.

Пример психологического портрета личности на основании опросников Кеттелла, Мехрабиана, Айзенка:

  • Никифорова Елена, 20 лет, студентка;
  • черты характера: общительна, имеет немало друзей, добродушна, эмоциональна, часто поступает под влиянием эмоций, импульсивна, склонна к агрессии;
  • темперамент: согласно опроснику Айзенка, сангвиник, легко знакомится и общается, отлично приспосабливается к непривычным условиям жизни;
  • интеллект: по результатам опросника Кеттелла интеллект выше среднего, имеет абстрактное мышление, отличную сообразительность, быстро воспринимает новую информацию;
  • мотивация: согласно опроснику Мехрабиана мотивирована на достижение поставленной цели, то есть успеха;
  • эмоциональная стабильность: средняя, легко возбуждается, слишком эмоциональна, неуступчива, раздражительна;
  • коммуникативные способности: разговорчива, активна, часто недоверчива, склонна к лидерству, независима, знает как вести себя в новом коллективе;
  • подведение итогов: результаты тестов находятся в границах нормы, следует обратить внимание на излишнюю подозрительность и негибкость исследуемой.




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта