Главная » Красота и здоровье » Почему наташа женский идеал толстого. Презентация по литературе "идеал женщины". Мудрое слово от Алины Бурьян

Почему наташа женский идеал толстого. Презентация по литературе "идеал женщины". Мудрое слово от Алины Бурьян

Наташа Ростова – толстовский идеал женщины. Что такое идеал? Это высшее совершенство, совершенный образец чего-либо или кого-либо. Это значит, что в ней воплощены те качества, которые писатель считал для женщины главными.

Тринадцатилетняя черноглазая девочка, с большим ртом, некрасивая, но живая - такой приходит Наташа Ростова в толстовскую эпопею. Естественная, искренняя, переполненная жизнью, она любимица семьи.

Наташа своевольна, она не придерживается чопорных светских правил. Это очень богатая натура: девочка умеет воображать, фантазировать, помнить сердцем. С нею не может быть скучно: живя полной жизнью, она вовлекает в эту жизнь всех вокруг. Писатель не может сдержать своего восхищения, рассказывая о ее пляске в гостях у дядюшки: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала… этот дух, откуда взяла она эти приемы?..» Наташа «умела понять все то, что было… во всяком русском человеке». Это понимание пришло от простой и доброй семьи, от близости к природе, к крестьянам. Наверное, отсюда и ее мечтательность, поэтичность, непосредственность, ее умное сердце.

Только раз, при соприкосновении с «большим светом», неопытная, доверчивая девушка совершит роковую ошибку, которая обернется для нее душевной катастрофой.

Любуясь своей героиней, рассказав о ее поэтической любви к Андрею Болконскому, писатель показывает, что проявления такой страстной, непосредственной натуры могут быть и опасными. Наташа не справилась со своим увлечением Анатолем Курагиным. Ее измена разрушает жизнь князя Андрея, причиняет горе близким девушки. Но как страдает сама Наташа, как казнит себя! Тяжелое нравственное потрясение приводит к тому, что она стала замкнутой, отчужденной, боялась вернуться к жизни. «Меня мучит только то зло, которое я ему сделала», - признается девушка Пьеру.

Из тяжелого нравственного кризиса Наташу выводит 1812 год. Не сразу поняла она весь трагизм происходящего, оставалась ко всему безразличной, почти не участвовала в подготовке Ростовых к отъезду из Москвы. Однако узнав, что раненые остаются в Москве, потому что нет подвод, а графиня не соглашается снять вещи и отдать телеги под раненых, Наташа, «как буря», ворвалась к родителям и потребовала освободить подводы для раненых и принялась сама руководить всем.

И как горькое вознаграждение ей была дарована встреча с тяжело раненным в Бородинском сражении князем Андреем. Об их свидании в Мытищах трудно читать и невозможно рассказывать, настолько трагична и прекрасна эта встреча, настолько правдиво раскрывает писатель их чувства, их любовь, которая, возродившись, стала еще «больше, лучше, чем прежде». «Ни одной мысли о себе… не было в душе Наташи». Теперь она любит Андрея со всей силой, на которую она способна, угадывает его желания, хочет понять, что он чувствует, «как у него болит» рана, живет его жизнью. Поэтому и ее жизнь кончилась, когда его не стало.

Новая встреча с Пьером постепенно возвращает Наташу к себе самой, к жизни. Очень трудные вопросы ставит перед читателем Толстой. Имеет ли право человек, храня память об умершем, все-гаки пережить свое горе и полюбить снова?

Наташа не проходит сложного пути духовных исканий, не задает себе «вечных» вопросов. «Она не удостаивает быть умной», - скажет о ней Пьер. Ее нравственная сила - в природных свойствах характера, в даре любви к жизни, к людям, к природе, в чувстве правды.

Не всем нравится она в эпилоге романа. В растрепанной, опустившейся женщине, отказавшейся от своих «очарований», думающей только о муже и детях, трудно узнать прежнюю «волшебницу». Но Толстой не осуждает свою героиню, а восхищается ею, любящей женой, преданной матерью, хранительницей домашнего очага. Она живет богатым духовным миром Пьера, отражая главное и лучшее в нем. Не понимая мужа умом, она чутьем безошибочно угадывала то, что было самым важным в его деятельности, разделяла его мысли, не колеблясь, только потому, что это были его мысли, а он для нее - самый умный, самый честный и справедливый человек на свете.

Именно эти качества выше всего ценит Толстой в женщине. Вот почему Наташа Ростова - его любимая героиня, его идеал.

Софья Андреевна Толстая, жена писателя, записала в дневнике слова Толстого о том, что создавая "Войну и мир" он любил "мысль народную", а в "Анне Карениной" - "мысль семейную". Действительно, если рассматривать "Войну и мир" как произведение историко-философское, в центре его - мысль народная. Но ведь "Война и мир" еще и семейная хроника, рассказ о том, как складывались и росли семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, что явилось причиной счастья или несчастья каждой из них.

Большое внимание писатель уделяет женским характерам, ведь женщина - центр семьи, и главное место женщины - именно в семье. Один из наиболее привлекательных образов романа - образ Наташи Ростовой. Внешне она не самая красивая из героинь толстовской эпопеи, особенно если сравнивать ее с признанной света красавицей Элен. Наташа очаровывает своим обаянием, непосредственностью, живостью, голосом, пением, жаждой жизни, открытостью, любовным отношением к миру и людям. Черты Наташи Ростовой обрисованы при помощи авторских описаний, диалогов, реплик, деталей, внутренних монологов, антитез (противопоставлений) с Элен, Соней. Серьезными испытаниями в ее жизни становятся помолвка с князем Андреем, увлечение Анатолем Курагиным и неудавшийся побег с ним, осуждение общества, события войны 1812 года. Общая беда заставляет Наташу забыть о себе, о своем несчастье. Если мать Наташи думает о том, что подводы необходимы Ростовым для того, чтобы вывезти из Москвы имущество семьи, то Наташа, не раздумывая, отдает подводы раненым, которых надо эвакуировать. Ценой разорения семьи она спасает человеческие жизни. Встретившись с князем Андреем, она самоотверженно ухаживает за ним, и даже доктор признается, что "он не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым". Приехавшая в Ярославль к ним княжна Марья, несмотря на прошлую неприязнь, сразу чувствует, что Наташу переполняет "беспредельная любовь к нему... жалость, страданье за других и страстное желание отдать себя всю для того, чтобы помочь им". Толстой часто рисует глаза Наташи, потому что в них отражается ее душа, живые человеческие чувства - страдание, радость, любовь, надежда (а на лице Элен Толстой, как правило, рисует застывшую улыбку). После смерти князя Андрея Наташа была убита горем, она думала, что жизнь ее кончена. "Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней. Проснулась любовь, проснулась и жизнь".

Проходит время, - и любовь Пьера Безухова совершенно возвращает Наташу к жизни. Она теперь совсем другая, чем была до войны и смерти Андрея, и в то же время Пьер видит Наташу "такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея". В эпилоге романа мы видим Наташу счастливой женой графа Безухова и матерью 4-х детей. Она полностью уходит в исполнение своих обязанностей жены и матери, что, по убеждению писателя, и составляет суть предназначения женщины, важнейшую часть идеала женщины для писателя. Наташа чувствует себя счастливой тогда, когда здоровы и счастливы дети, спокоен муж, Пьер осознавал себя порядочным, хорошим человеком, потому что видел себя отраженным в своей жене. Жена как зеркало, отражающее все черты характера и привычки мужа, - вот тот идеал, который проповедует Толстой в "Войне и мире". Предназначение женщины - быть женой и матерью, отдавать все силы семье, супругу и детям, обретая в этом и собственное счастье.

Мужчина в основном реализует себя в общественном служении, в социальной сфере, а женщина - в семье. Она растит детей, всю жизнь творит тот Дом, который становится главным миром, надежным тылом для мужа, истоком для младшего поколения. Она утверждает нравственные ценности, соединяет всех членов ее семейства. Любимые героини Толстого - Наташа и Марья Болконская - создают такие семьи; а Элен, светская красавица, и Анна Павловна Шерер, хозяйка светского салона, не имеют семей. Да их и невозможно представить в окружении детей.

Бархатова Ирина Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6"
Населённый пункт: г. Югорск, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Наташа Ростова - идеал русской женщины" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир")
Дата публикации: 15.10.2017
Раздел: полное образование

Урок литературы в 10а классе по теме «Наташа Ростова – идеал русской

женщины» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Учитель Бархатова И.А.

Цель урока : Синтез и углубление знаний об образе главной героини романа,

определение особенностей её характера и отношения к ней автора.

Использование современных технологий : технология развития

критического мышления.

Стадия вызова . Методы: слово учителя, составление кластера.

Стадия осмысления . Методы: эвристическая беседа, создание проблемной

ситуации, опыт проблемного анализа (индивидуальная работа учащихся,

работа в парах).

Стадия рефлексии . Метод«Трибуна собственного мнения»:

Какой я увидел героиню Толстого?

Есть ли сейчас Наташи Ростовы?

Составление синквейна о героине.

Задачи:

Обучающая:

Проверить знания учащимися фактического материала, их умения оценивать

прочитанное и излагать свои мысли, делать выводы, обобщения.

Развивающая:

Развивать творческие способности учеников, монологическую речь.

Развивать умение выделять главное из изучаемого материала.

Развивать творческое и образное мышление, культуру общения.

Воспитательная:

Раскрыть сущность нравственной красоты человека в понимании Л.Н. Толстого.

Воспитывать стремление к духовной красоте и внутреннему богатству личности.

Формировать умение ценить прекрасное.

Вид урока: урок-исследование.

Методы: слово учителя, составление кластера, эвристическая беседа, создание

проблемной ситуации, опыт проблемного анализа (индивидуальная работа учащихся,

работа в парах).

Оборудование: роман Л. Толстого “Война и мир”, презентация по теме «Образ Наташи

Ростовой», иллюстрации к тексту романа, музыкальное сопровождение: «Лунная соната»

Л. Бетховена.

Эпиграф:

В. В. Вересаев.

ХОД УРОКА:

Стадия вызова.

Исходя из домашнего задания, вы можете без труда сформулировать тему нашего урока.

(Образ Наташи Ростовой).

И к чему мы должны прийти в конце урока? (…)

Нужно тему конкретизировать и направить наш разговор в нужное русло.

Я вам помогу: на прошлых уроках мы познакомились с главными мужскими образами,

прошли дорогой чести Андрея Болконского, проанализировали взлеты и падения Пьера

Безухова, т.е. говорили о духовных исканиях этих героев. С какой же целью мы будем

анализировать образ Наташи Ростовой?

Обратите внимание на эпиграф урока:

Наташа-то и есть подлинная душа Толстого.

В.В.Вересаев.

Как можно интерпретировать эти слова? (Любимая героиня)

Как можно по-другому назвать любимого человека, певца, актера, политика? (Идеал)

Таким образом, мы сформулировали тему урока: «Наташа Ростова – женский идеал

Л.Н.Толстого».

Осталось определить задачи урока.

Итак, чем будем заниматься на уроке? (доказывать, что Наташа – идеал, анализировать

сцены с участием Наташи)

А что включает в себя понятие «идеал»? Давайте обратимся к словарям.

Слайд

Толковый

словарь

Ожегова:

составляет

деятельности, стремлений. Высокие гуманистические идеалы.»

Философский словарь: «Идеал – высший образец нравственной личности».

Итак, если мы будем говорить о нравственной личности, какие качества мы должны в ней

отметить? (Доброту, отзывчивость, самопожертвование, женственность и т.д.)

Таким образом, мы в течение урока должны результаты своей работы представить в виде

кластера:

Стадия осмысления.

Почему же Наташа Ростова – это идеал женщины по Толстому? Почему она

любимая героиня писателя?

Это будет загадка нашего урока, которую мы должны

разгадать. Ведь у Л. Толстого были героини намного умнее, красивее. Вспомним умную, с

“лучистыми глазами” Марью Болконскую; красавицу Элен; Анну Каренину, красивейшую

женщину с трагической судьбой, которую бы мы могли пожалеть. Но ни Анна Каренина,

ни Марья Болконская не стали самыми любимыми для писателя. Почему? Ведь Наташа не

так красива, не так умна. Почему же она любимая героиня Толстого? Значит, есть в ней

какая-то тайна, загадка, которую мы должны разгадать и понять.

Вернемся к кластеру, он и задаст нам направление нашей деятельности.

К сегодняшнему уроку вы читали эпизоды из романа, героиней которых была Наташа

нашей героиней в различных ситуациях.

Женский идеал

женственность

самопожертвован

Работа в парах.

Вспомнить свой эпизод, проанализировать, какое качество проявляется у Наташи в данной

ситуации (до 5 минут). Кратко пересказать эпизод классу, привести цитату из текста,

записать ключевое слово или словосочетание на листочке и поместить на доске, расширяя

Слайд 2. Наташа – подросток.

(т.1, ч.1, гл.8)

Впервые мы знакомимся с Наташей в описании сцены появления молодого поколения

семьи Ростовых. Наташа изображена тринадцатилетней “черноглазой, с большим ртом,

некрасивой, но живой девочкой, с детскими открытыми плечиками, выскочившими из

быстрого

сбившимися

тоненькими

оголенными

маленькими

ножками…”

Учащиеся

анализируют

описывающие

Наташу-девочку

Наташу-подростка

появление,

отношение

родным, поведение на именинах).

Л.Н. Толстой подчеркивает, что Наташа далеко не всегда красива внешне; она бывает

просто дурна, почти уродлива, и бывает, прекрасна, потому что ее красота от внутреннего

оживления,

бескорыстия,

душевной

переполненности, которая не всегда открыта постороннему глазу. Непрестанно в ней идет

какая-то своя жизнь, и свет этой внутренней жизни падает на Соню и Бориса, Николая и

Наташа-подросток предстаёт во всём обаянии внутреннего света душевной красоты,

открытости, влюблённости во всё и во всех, желании добра всем и каждоминутного

желания всю себя отдать за другого, каждому помочь и защитить от чего бы то ни было.

Именно поэтому Денисов называет её волшебницей. (внутренняя красота)

Слайд 3. «Ночь в Отрадном» (т.2, ч.3, гл.2)

Какой предстает Наташа в лунную ночь в Отрадном? Опыт проблемного анализа.

(В этом эпизоде Л.Толстой показывает разное отношение людей к природе: восхищение

ею Наташи и равнодушие Сони. Наташе больно, что Соня не понимает прелести ночи,

слышатся

чувствует

прелесть

воспринимает красоту мира. Этот же светлый, счастливый поэтический мир Наташи

почувствует в Отрадном князь Андрей Болконский. Он еще не готов полюбить, он только

недоумевает: “Чему она так рада?” и огорчается: “Дела нет до моего существования”.

Происходит

своеобразный

объединяет,

сближает

именно одинаковое, яркое чувство, вызванное лунной ночью).

-Что особенно поэтизирует Толстой в образе Наташи? Поэтичность героини, её любовь

к природе, особое восприятие ею красоты окружающего мира. (любовь к природе)

Толстой выбирает самые яркие и значительные события жизни своей героини, чтобы

раскрыть всю многогранность её характера, самые лучшие и неповторимые стороны её

внутреннего мира.

С л а й д

« П е р в ы й

Н а т а ш и

Р о с т о в о й »

Какой описывает Наташу Толстой на светском балу? (Ученик отвечает). Наташа не

была безукоризненно и совершенно красива внешне, но в ней была такая обаятельная и

светящаяся

душевная

притягательность

прелесть,

чувствующий

произошло

Болконским.

- Чем понравилась князю Андрею Наташа?

Наташа привлекла Андрея своей непосредственностью, чистотой, поэтичностью,

полнотой жизни. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Его

поражает Наташина чуткость, умение угадать чуткое настроение, понимать всё с

полуслова.

И слова князя Андрея: “Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там

всё счастье, надежда, свет; другая половина – всё, где её нет, там всё уныние и

темнота…” - и Наташины: “… но такого, такого со мной никогда не бывало” -

убеждают в силе и серьёзности этого чувства. Естественность, непосредственность,

чуткость, все больше пленяют князя Андрея: “Вино её прелести ударило ему в голову”.

Её улыбка сказала ему: “Давно я ждала тебя”). (естественность)

Толстой меряет своих героев особыми, своими собственными мерками, и главная из

них- близость к народным корням. Народность и близость к национальному русскому

характеру героини Л. Н. Толстого очень ярко проявились в сценах охоты и в гостях у

дядюшки.

Слайд 5. «Пляска Наташи» (т.2, ч.4, гл.7) Опыт проблемного анализа эпизодов.

Наташа более, чем кто-либо из людей дворянского круга, непосредственна. В ней

воплощаются

свойства

женского

существа:

гармония

духовного

телесного,

естественного

нравственного,

природного

человеческого.

Народное

превращается в инстинктивно-безотчётную силу всего её существа, и проявляется оно

легко, непринуждённо, как, например, во время пляски в имении у дядюшки. « Где, как,

когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала,--эта графинечка,

воспитанная эмигранткой-француженкой,-- этот дух, откуда взяла она эти приёмы…, те

неподражаемые,

неизучаемые,

русские….»

дворянка «…умела понять всё то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, …и во всяком

русском человеке» (Любовь к народным традициям)

Кульминацией романа-эпопеи «Война и мир» является война 1812 года. Это важное

трагическое событие является мерилом человечности, патриотичности каждого из героев

Толстого. Не является исключением и Наташа.

Слайд 6. Наташа в дни событий войны 1812 года. Эпизод с ранеными. (т.3, ч.3, гл.14-16)

Почему Л.Н. Толстой поступки Наташи во время войны 1812 года считает такими же

важными, как и действия солдат? (Из жалости к солдатам, от желания помочь людям

она отдает подводы. В этом эпизоде мы видим патриотизм Наташи. Война 1812 года

потребовала от Наташи, как и от других людей, огромного напряжения, нравственных и

физических сил. “Мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем”. Все это наполняло сердце

глубоким

чувством

сражающихся с врагом, таким чувством, перед которым померкли пережитые личные

невзгоды. Прилив душевных сил, жизнедеятельность Наташи связаны автором с её

патриотическим чувством, наполнявшим её жизнь новым большим содержанием). В эти

трагические днив облике героини появляются новые стороны характера: сострадание и

горячая, бескорыстная любовь к людям. Именно эта любовь помогла Наташе без сомнения

пойти к раненому кн. Андрею, как только она узнала о его присутствии в обозе.

(любовь к людям)

Слайд 7. Наташа у постели раненого князя Андрея. Анализ эпизода учеником. (т.3, ч.3, гл.

В мировой литературе нет сцены свидания, равной по силе, глубине и чистоте чувств

той, что произошла в полутёмной тихой избе у постели умирающего кн. Андрея. И после

этого свидания Наташа, охваченная желанием отдать всю себя, ухаживала за Болконским,

с необыкновенной чуткостью угадывая его желания, принося ему радость и успокоение

одним своим присутствием. Во всём этом в полной мере раскрылось духовное богатство

героини, её дар к самопожертвованию. (самопожертвование)

Слайд 8. Какой мы видим Наташу в эпилоге романа? (ч.1, гл.10) Опыт проблемного

(Весною 1813 года Наташа вышла замуж за Пьера. В последний раз она появляется в

романе в новой роли – жены и матери. Встреча с Пьером после возвращения его из плена,

его внимание и любовь окончательно исцелили Наташу. В эпилоге она жена Пьера, мать

четырех детей. Она утратила девичье очарованье. Но натура Наташи не изменилась.

Любовь по-прежнему составляла для неё смысл жизни, она всю себя отдаёт интересам

семьи. “Черты её лица имели выражение спокойной мягкости и ясности” ). И разве не

то счастье, что переживает Наташа в замужестве, имел в виду Л.Н. Толстой, когда писал в

одном из писем о своей собственной семейной жизни: “Такое счастье есть, и я в нем живу

3-й год. И с каждым днем оно делается ровнее и глубже…» У Л. Толстого свой особый

взгляд на роль женщины в обществе; он считает, что счастье женщины заключается в

высоком назначении быть женой и матерью. (самопожертвование)

Должен прозвучать вопрос от ребят: а как же быть с тем, что Наташа предала А.

Болконского и увлеклась Анатолем Курагиным?

Дискуссия «Виновата ли Наташа в том, что случилось у неё с Анатолем

Курагиным?» (Учащиеся выражают свое мнение).

своей

героине. Писатель-художник

старается

наиболее

воплотить

раскрывая

достоинства

художественными

средствами. “Сущность её жизни – любовь”, – писал Л. Н. Толстой. Именно она выводит

из тяжелого душевного кризиса князя Андрея и возвращает к жизни убитую горем – после

гибели Пети – мать, она вся наполнена “страстным желанием отдать себя всю на то, чтобы

помочь умирающему Андрею и его сестре, чтоб заглушить ее горе, а после замужества с

той же безграничной страстью отдать себя интересам семьи”.

Любовь помогает ей найти свое место в жизни, её любовь воскрешает душу других

людей, помогает им поверить в свои силы, найти себя.

Стадия рефлексии.

Мы условно перелистали страницы романа, исследуя образ Наташи Ростовой.

Наташи выражает тот идеал женщины, которому всю жизнь поклонялся великий писатель.

Каковы же составляющие этого идеала, по-вашему?

(Учащиеся отвечают: непосредственность, душевная открытость, искренность, чуткость,

жизнелюбие,

целостность,

гармоничность

внешнего

внутреннего,

любви, женственность, нравственное совершенство, готовность к самопожертвованию,

душевная щедрость, умение понять другого человека, сделать его счастливым, чувство

поэтичность,

возвышенность,

скромность,

благородство, бескорыстие, честность, патриотизм, верность чувствам.)

«Трибуна собственного мнения»: (Ребята, а сейчас после небольшой подготовки вам

представится возможность с трибуны высказать свое мнение о Наташе -

«Какой я увидел героиню Толстого? (1 ряд)

Есть ли сейчас Наташи Ростовы?» (2 ряд)

Синквейн о Наташе (3 ряд)

Заключительное слово. Образ Наташи Ростовой, главной героини романа «Война и мир»,

охватывает

духовного

развития:

полудетского

возраста

зрелости, замужества и материнства. Характер Наташи-это художественное открытие

писателя, увидевшего в обыкновенной русской девушке-дворянке то душевное богатство,

ту подлинную человечность, ту совершенную женственность, ту истинную красоту, тот

дар любви, близость к народу, ко всему русскому, к родной природе, которыми, по мнению

Толстого, должна обладать настоящая русская женщина.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание. Сочинение-миниатюра «Мой любимый герой в романе «Война и

Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир", ведь у женщины есть свое особое предназначение, данное самой природой: она прежде всего мать, жена. Для Толстого это бесспорно. Мир семьи - это основа человеческого общества, и хозяйка в нем - женщина. Образы женщин в романе раскрываются и оцениваются автором с помощью излюбленного приема - противопоставления внутреннего и внешнего.

Автор говорит о некрасивости княжны Марьи, но останавливает наше внимание на "больших, глубоких и лучистых (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них)" глазах героини. Глаза, как известно, - зеркало души, поэтому, говоря о взгляде, Толстой характеризует внутренний мир героини, скрытый от поверхностного наблюдателя (например, мадемуазель Бурьен). Полюбив Николая Ростова, княжна в минуту встречи с ним преображается так, что француженка-компаньонка почти не узнает ее: в Марье появляется женственность, грация и достоинство. "В первый раз вся та чистая духовная работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу" и сделала лицо героини прекрасным.

Никакой особой привлекательности во внешнем облике мы не замечаем и у Наташи Ростовой. Вечно в движении, отзывающаяся бурно на все происходящее вокруг Наташа может "распустить свой большой рот, сделавшись совершенно дурною", "зареветь, как ребенок", от того, что плачет Соня; она может постареть и неузнаваемо измениться от горя после смерти Андрея. Именно такая жизненная изменчивость в Наташе и симпатична Толстому потому, что ее облик - отражение богатейшего мира ее чувств.

В отличие от любимых героинь Толстого, Наташи Ростовой и княжны Марьи, Элен - воплощение внешней красоты и одновременно странной неподвижности, словно окаменелости. Толстой постоянно подчеркивает ее однообразную, застывшую улыбку и античную красоту тела. Она напоминает прекрасную, но бездушную статую. Недаром автор совсем не говорит о ее глазах, которые, напротив, у любимых Толстым героинь всегда привлекают наше внимание. Элен хороша внешне, но является олицетворением безнравственности и порочности. Для великосветской красавицы брак - путь к обогащению. Она изменяет мужу постоянно, животное начало преобладает в ее натуре. Пьера поражает ее внутренняя грубость. Элен бездетна. "Я не такая дура, чтобы иметь детей", - произносит она кощунственные слова. Не будучи разведенной, она решает проблему, за кого ей выйти замуж, не в состоянии выбрать одного из двух ее поклонников. Загадочная смерть Элен связана с тем, что она запуталась в собственных интригах. Такова эта героиня, таково ее отношение к таинству брака, к обязанностям женщины. А ведь для Толстого это самое важное.

Женские образы всегда занимают важное место в творчестве любого писателя. Не стал исключением и Л. Н. Толстой. Для Толстого мир семьи - основа человеческого общества, где объединяющую роль играет женщина. Если мужчине свойствен напряженный интеллектуальный и духовный поиск, то женщина, обладая более тонкой интуицией, живет чувствами, эмоциями.

Отчетливое противопоставление добра и зла в романе естественно отразилось и на системе женских образов. Противопоставление внутреннего и внешнего образов как излюбленный прием писателя показательно для таких героинь, как Элен Курагина, Наташа Ростова и Марья Болконская.

Элен - это воплощение внешней красоты и внутренней пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее «однообразную», «неизменяющуюся» улыбку и «античную красоту тела», она напоминает прекрасную бездушную статую. В салон Шерер Элен входит «шумя своею белою больною робой, убранную плющом и мохом», как символ бездушности и холодности. Недаром автор не упоминает о ее глазах, тогда как «блестящие», «сияющие» глаза Наташи и «лучистые» глаза Марьи всегда привлекают наше внимание.

Элен олицетворяет безнравственность и порочность. Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не знающие никаких моральных норм, живущие по непреклонному закону исполнения своих ничтожных желаний. Элен вступает в брак только ради собственного обогащения. Она постоянно изменяет мужу, поскольку животное начало преобладает в ее натуре. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. «Я не такая дура, чтобы иметь детей», - произносит она кощунственные слова. Элен на глазах всего общества занята устройством своей личной жизни еще будучи супругой Пьера, а ее загадочная смерть связана с тем, что она запуталась в собственных интригах.

Такова Элен Курагина с ее пренебрежительным отношением к таинству брака, к обязанностям жены. Не трудно догадаться, что Толстой воплотил в ней худшие женские качества и противопоставил ей образы Наташи и Марьи.

Нельзя не сказать и о Соне. Ей недоступны вершины духовной жизни Марьи и «вершины чувства» Наташи. Она слишком приземлена, слишком погружена в быт. Ей тоже даны радостные моменты жизни, но это лишь мгновения. Соня не может сравниться с любимыми героинями Толстого, но это, скорее, беда ее, нежели вина, говорить нам автор. Она - «пустоцвет», но, возможно, жизнь бедной родственницы, ощущение постоянной зависимости не дали распуститься в ее душе.

В романе «Война и мир» для раскрытия женских образов автор прибегнул к своему излюбленному приему -- противопоставлению внутреннего и внешнего.

Одной из главных героинь в романе является Наташа Ростова. Толстой рисует Наташу в развитии, он прослеживает жизнь Наташи в разные годы, и, естественно, с годами меняются ее ощущения, ее восприятие жизни.

Впервые мы встречаем Наташу, когда эта маленькая тринадцатилетняя девочка, «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая», выбегает в гостиную и налетает на мать. И с ее образом входит в роман тема «живой жизни». Толстой всегда ценил в Наташе именно полноту жизни, желание жить интересно, полно и, главное, ежеминутно. Переполненная оптимизмом, она стремится везде поспеть: утешить Соню, по-детски наивно объясниться в любви к Борису, поспорить о сорте мороженого, спеть с Николаем романс «Ключ», станцевать с Пьером. Толстой пишет, что «сущность ее жизни - любовь». В ней и соединились самые ценные качества человека: любовь, поэзия, жизнь. Конечно, мы не верим ей, когда она «на полном серьезе» говорит Борису: «Навсегда… До самой смерти». «И, взяв его под руку, она со счастливым лицом тихо пошла с ним рядом в диванную».

Все действия Наташи определены требованием ее натуры, а не рациональным выбором, поэтому она не просто участник определенной частной жизни ибо она принадлежит не одному семейному кругу, а миру всеобщего движения. И может быть, и ее имел в виду Толстой, говоря об исторических персонажах романа: «Только одна бессознательная деятельность приносит плоды, и человек, играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Ежели он пытается понять его, он поражается бесплодностью». Она, не пытаясь понять его роль, тем самым уже определяет ее для себя и для других. «Весь мир разделен для меня на две половины: одна - она, и там все - счастье, надежда, свет; другая половина - все, где ее нет, там все уныние и темнота», - скажет князь Андрей четыре года спустя. Но пока она сидит за именинным столом, смотрит на Бориса по-детски влюбленным взглядом. «Этот же самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться, не зная чему». Так и обнаруживает себя Наташа в бессознательном движении, и мы видим ее натуральность, то качество, которое составит неизменное свойство ее жизни.

Первый бал Наташи Ростовой стал местом ее встречи с Андреем Болконским, которая повлекла за собой столкновение их жизненных позиций, оказавшее огромное влияние на них обоих.

Во время бала ее не интересуют ни государь, ни все важные лица, на которых указывает Перонская, она не обращает внимания на придворные интриги. Она ждет радости и счастья. Толстой однозначно выделяет ее среди всех присутствующих на балу, противопоставляя ее светскому обществу. Восторженная, замирающая от волнения Наташа описана Л. Толстым с любовью и нежностью. Его иронические замечания об адъютанте-распорядителе, просящим посторониться всех «еще куда-то», о «какой-то даме», о пошлой суете вокруг богатой невесты представляют нам свет мелочным и фальшивым, тогда как Наташа среди всех них показана единственным естественным существом. Толстой противопоставляет живую, кипучую, всегда неожиданную Наташу холодной Элен, светской женщине, живущей по заведенным правилам, никогда не совершающей необдуманных поступков. «Оголенные шеи и руки Наташи были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу», и от этого оно кажется пошлым. Это впечатление усиливается, когда мы вспоминаем, что Элен бездушна и пуста, что в ее словно высеченном из мрамора теле живет каменная душа, алчная, без единого движения чувства. Здесь раскрывается отношение Толстого к светскому обществу, еще раз подчеркивается исключительность Наташи.

Что дала встреча с Андреем Болконским Наташе? Как истинно природное существо, она хотя и не задумывалась об этом, но стремилась к созданию семьи и могла обрести счастье лишь в семье. Встреча с князем Андреем и его предложение создали условия для достижения ее идеала. Готовясь образовать семью, она была счастлива. Однако счастью не суждено было длиться долго. Князь Андрей стремился к Наташе, но не понимал ее, в нем не было природного чутья, поэтому он отложил свадьбу, не поняв, что Наташа должна любить постоянно, что она должна быть счастлива каждую минуту. Он сам спровоцировал ее измену.

Портретная характеристика дает возможность обнажить основные качества ее характера. Наташа жизнерадостна, естественна, непосредственна. Чем старше она становится, чем быстрее из девочки превращается в девушку, тем больше она хочет, чтобы ею восхищались, чтобы ее любили, чтобы она была в центре внимания. Наташа любит себя и считает, что все должны ее любить, она говорит о себе: «Что за прелесть эта Наташа». И все действительно восхищаются ею, любят ее. Наташа, как лучик света в скучном и сером светском обществе.

Подчеркивая некрасивость Наташи, Толстой утверждает: не во внешней красоте дело. Важны богатства ее внутренней натуры: одаренность, способность понять, прийти на помощь, чуткость, тонкая интуиция. Наташу все любят, все желают ей добра, потому что сама Наташа всем делает только добро. Наташа живет не умом, а сердцем. Сердце редко обманывает. И хотя Пьер и говорит, что Наташа «не удостаивает быть умной», она всегда была умна и понимала людей. Когда Николенька, проигравши почти все состояние Ростовых, приходит домой, Наташа, сама того не понимая, поет только для брата. И Николай, слушая ее голос, забывает обо всем о своем проигрыше, о тяжелом разговоре с отцом, предстоящем ему, он только слушает чудный звук ее голоса и думает: «Что ж это такое?.. Что с ней сделалось? Как она поет нынче?.. Ну, Наташа, ну, голубчик! Ну, матушка». И не один Николай зачарован ее голосом. Ведь голос Наташи обладал необыкновенными достоинствами. «В голосе ее была та девственность, нетронутость, то незнание своих сил и та неотработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пения, что казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его».

Наташа очень хорошо понимает Денисова, сделавшего ей предложение. Она желает его и понимает, что «он не хотел сказать, да уж нечаянно сказал». Наташа обладает искусством, которое дано не каждому. Она умеет сострадать. Когда Соня ревела, Наташа, не зная причины слез подруги, «распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурной, заревела, как ребенок… и только оттого, что Соня плакала». Чуткость и тонкая интуиция Наташи «не сработала» только один раз. Наташа, такая умная и проницательная, не поняла Анатоля Курагина и Элен и дорого заплатила за ошибку.

Наташа - воплощение любви, любовь - сущность ее характера. Наташа - патриотка. Не задумываясь, она отдает все подводы под раненых, оставляя вещи, и не представляет, что можно поступить иначе в данной ситуации.

Наташе близок русский народ. Она любит народные песни, традиции, музыку. Из всего этого можно сделать вывод, что пылкая, живая, любящая, патриотическая Наташа способна на подвиг. Толстой дает нам понять, что Наташа поедет за декабристом Пьером в Сибирь. Разве это не подвиг?

С княжной Марьей Болконской мы встречаемся с первых страниц романа. Некрасива и богата. Да, она была некрасива, и даже очень дурна собой, но это по мнению посторонних, далеких и почти не знающих ее людей. Все те немногие, любившие ее и любимые ею, знали и ловили на себе ее прекрасный и лучистый взгляд. Сама же княжна Марья и не знала всей его прелести и силы. Взгляд этот сам собой освещал все вокруг светом теплой любви и нежности. Князь Андрей часто ловил на себе этот взгляд, Жюли вспоминала в письмах кроткий, спокойный взгляд княжны Марьи, так, по словам Жюли, недостающий ей, да и Николай Ростов полюбил княжну именно за этот взгляд. Но при мысли о себе блеск в глазах Марьи тускнел, уходил куда-то в глубь души. Глаза становились прежними: грустными и, главное, испуганными, делавшими ее некрасивое, болезненное лицо еще некрасивее.

Марья Болконская, дочь генерал-аншефа князя Николая Андреевича Болконского, жила безвыездно в имении Лысые Горы. У нее не было ни друзей, ни подруг. Писала ей лишь Жюли Карагина, принося тем самым радость и разнообразие в серую, однообразную жизнь княжны. Отец сам занимался воспитанием дочери: давал ей уроки алгебры и геометрии. Но что давали ей эти уроки? Разве могла она что-нибудь понять, чувствуя над собой взгляд и дыхание своего отца, которого она боялась и любила больше всего на свете. Княжна уважала его и благоговела перед ним и перед всем содеянным его руками. Главным же утешением и, пожалуй, учителем была религия: в молитве находила она и успокоение, и помощь, и решение всех проблем. Все сложные законы человеческой деятельности сосредоточились для княжны Марьи в одном простом правиле - уроке любви и самоутверждении. Она так и живет: любит отца, брата, невестку, свою компаньонку, француженку мадемуазель Бурьен. Но иногда княжна Марья ловит себя на том, что думает о любви земной, о земной страсти. Княжна боится этих мыслей как огня, но они возникают, возникают потому, что она человек и как бы там ни было, грешный человек, как все.

И вот в Лысые Горы приезжает князь Василий с сыном Анатолем свататься. Наверное, в тайных мыслях княжна Марья давно ждала именно такого будущего мужа: красивого, благородного, доброго.

Старый князь Болконский предлагает дочери самой решить свою судьбу. И, наверное, она бы сделала роковую ошибку, согласившись на брак, если бы случайно не увидела, как Анатоль обнимает мадемуазель Бурьен. Княжна Марья отказывает Анатолю Курагину, отказывает, потому что решает жить только для отца и своего племянника.

Княжна не воспринимает Наташу Ростову, когда та с отцом приезжает знакомиться к Болконским. Она относится к Наташе с некоторой внутренней неприязнью. Наверное, она слишком любит своего брата, дорожит его свободой, боится, что какая-то совершенно чуткая женщина может увести, отнять его, завоевать его любовь. А страшное слово «мачеха»? Только одно это уже внушает неприязнь и отвращение.

Княжна Марья в Москве расспрашивает Пьера Безухова о Наташе Ростовой. «Что это за девушка и как вы находите ее?» Она просит сказать «всю правду». Пьер чувствует «недоброжелательство княжны Марьи к своей будущей невестке». Ей и в самом деле хочется, чтобы «Пьер не одобрил выбора князя Андрея».

Пьер не знает, как отвечать на этот вопрос. «Я решительно не знаю, что это за девушка, я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна», - говорит Пьер.

Но этот ответ не удовлетворил княжну Марью.

«- Умна она? - спросила княжна.

Пьер задумался.

Я думаю, нет, - сказал он, - а впрочем да. Она не удостаивает быть умною».

«Княжна Марья опять неодобрительно покачала головой», - замечает Толстой.

Все герои Толстого влюбляются. Княжна Марья Болконская влюбляется в Николая Ростова. Полюбив Ростова, княжна во время встречи с ним преображается так, что мадемуазель Бурьен почти не узнает ее: в голосе появляются «грудные, женские ноты», в движениях - грация и достоинство. «В первый раз вся та чистая духовная внутренняя работа, которого она жила до сих пор, выступила наружу» и сделала лицо героини прекрасным. Оказавшись в трудной ситуации, она встречает случайно Николая Ростова, и он помогает ей справиться с несговорчивыми крестьянами и покинуть Лысые Горы. Княжна Марья любит Николая совсем не так, как его любила Соня, которой нужно было постоянно что-то делать и чем-то жертвовать. И не так, как Наташа, которой необходимо было, чтобы любимый человек был просто рядом, улыбался, радовался и говорил ей влюбленные слова. Княжна Марья любит тихо, спокойно, счастливо. И это счастье увеличивается сознанием того, что она наконец полюбила, и полюбила именно человека доброго, благородного, честного.

И Николай видит и понимает все это. Судьба все чаще и чаще толкает их друг к другу. Встреча в Воронеже, неожиданное письмо Сони, освобождавшее Николая от всех обязательств и данных Соня обещаний: что это как не веление судьбы?

Осенью 1814 года Николай Ростов женится на княжне Марье Болконской. Теперь у нее есть то, о чем она мечтала: семья, любимый муж, дети.

Но княжна Марья не изменилась: она была все та же, только теперь уже графиня Марья Ростова. Она старалась во всем понять Николая, хотела, очень хотела любить Соню и не могла. Она очень любила своих детей. И сильно расстраивалась, когда понимала, что в ее чувствах к племяннику чего-то недоставало. Она по-прежнему жила для других, стараясь любить их всех высшей, Божеской любовью. Иногда Николай, глядя на свою жену, ужасался мысли о том, что было бы с ним и с его детьми, если бы умерла графиня Марья. Он любил ее больше жизни, и они были счастливы.

Марья Болконская и Наташа Ростова становятся прекрасными женами. Не все доступно Наташе в интеллектуальной жизни Пьера, но душой она понимает его поступки, стремится помочь мужу во всем. Княжна Марья пленяет Николая духовным богатством, которое не дано его несложной натуре. Под влиянием жены смягчается его необузданный нрав, впервые он осознает свою грубость по отношению к мужиками. Гармония семейной жизни, как мы видим, достигается там, где муж и жена как бы дополняют и обогащают друг друга, составляя единое целое. В семьях Ростовых и Безуховых взаимонепонимание и неизбежные конфликты разрешаются примирением. Здесь царит любовь.

Марья и Наташа - замечательные матери. Однако Наташа больше хлопочет о здоровье детей, а Марья проникает в характер ребенка, заботиться о его духовном и нравственном воспитании.

Толстой наделяет героинь самыми ценными, на его взгляд, качествами - способностью тонко чувствовать настроение близких людей, разделять чужое горе, самоотверженно любить свою семью.

Очень важное качество Наташи и Марьи - естественность, безыскусственность. Они не способны играть заранее заданную роль, не зависят от мнения посторонних людей, не живут по законам света. На своем первом большом балу Наташа выделяется именно искренностью в проявлении чувств. Княжна Марья в решающий момент ее отношений с Николаем Ростовым забывает, что хотела держаться отчужденно-вежливо, и их разговор выходит за рамки светской беседы: «далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным».

При сходстве лучших нравственных качеств, Наташа и Марья, в сущности, совсем разные, почти противоположные натуры. Наташа живет взахлеб, ловит каждое мгновение, ей не хватает слов, чтобы выразить полноту своих чувств, героиня наслаждается танцами, охотой, пением. Она в высшей степени наделена любовью к людям, открытостью души, талантом общения.

Марья тоже живет любовью, но в ней много кротости, смирения, самоотвержения. Она часто устремляется в мыслях от земной жизни в иные сферы. «Душа графини Марьи, - пишет Толстой в эпилоге, - стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна».

Лев Толстой именно в княжне Марье видел идеал женщины, а главное - жены. Княжна Марья живет не для себя: она хочет сделать и делает счастье мужа, детей. Но она и сама счастлива, ее счастье состоит в любви к ближним, их радости и благополучии, в чем, впрочем, и должно состоять счастье каждой женщины.

Толстой решал вопрос о месте женщины в обществе по-своему: место женщины в семье. Наташа создала хорошую, крепкую семью, не приходится сомневаться, что в ее семье вырастут хорошие дети, которые станут полноправными и полноценными членами общества.

В произведении Толстого мир предстает многогранным, здесь находится место самым разнообразным, подчас противоположным характерам. Писатель передает нам свою любовь к жизни, которая является во всей прелести и полноте. И рассматривая женские образы романа, мы лишний раз убеждаемся в этом.

«Как это все просто и ясно» - еще раз убеждаемся мы, обращая свой взгляд на глобус шар, где уже нет уничтожающих друг друга капель, а все они слились воедино, составляя один большой и светлый мир, как в самом начале - в доме Ростовых. И в этом мире остаются Наташа и Пьер, Николай и княжна Марья с маленьким князем Болконским, и «надо как можно теснее и больше народа взяться рука с рукой, чтобы противостоять общей катастрофе.

Она умела понять все то, что было
Во всяком русском человеке.
Л. Н. Толстой
Что такое идеал? Это высшее совершенство, совершенный образец чего-либо или кого-либо. Наташа Ростова – идеал женщины для Л. Н. Толстого. Это значит, что в ней воплощены те качества, которые писатель считал для женщины главными.
Тринадцатилетняя черноглазая девочка, с большим ртом, некрасивая, но жи­вая – такой приходит Наташа Ростова в толстовскую эпопею. Естественная, ис­кренняя, переполненная жизнью, она любимица семьи.
Наташа своевольна, она не

Придерживается чопорных светских правил. Это очень богатая натура: девочка умеет воображать, фантазировать, помнить сердцем. С нею не может быть скучно: живя полной жизнью, она вовлекает в эту жизнь всех вок­руг. Писатель не может сдержать своего восхищения, рассказывая о ее пляске в гостях у дядюшки: “Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, кото­рым она дышала. этот дух, откуда взяла она эти приемы?. Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские”, которые стали возможны потому, что Наташа “умела понять все то, что было. во всяком русском челове­ке”. Это понимание пришло от простой и доброй семьи, от близости к природе, к крестьянам. Наверное, отсюда и ее мечтательность, поэтичность, непосредственность, ее умное сердце.
Только раз, при соприкосновении с “большим светом”, неопытная, доверчивая девушка совершит роковую ошибку, которая обернется для нее душевной катаст­рофой.
Любуясь своей героиней, рассказав о ее поэтической любви к Андрею Болконс­кому, писатель показывает, что проявления такой страстной, непосредственной натуры могут быть и опасными. Наташа не справилась со своим увлечением Анатолем Курагиным. Ее измена разрушает жизнь князя Андрея, причиняет горе близ­ким девушки. Но как страдает сама Наташа, как казнит себя! Тяжелое нравствен­ное потрясение приводит к тому, что она стала замкнутой, отчужденной, боялась вернуться к жизни. “Меня мучит только то зло, которое я ему сделала”, – призна­ется девушка Пьеру.
Из тяжелого нравственного кризиса Наташу выводит 1812 год. Не сразу поняла она весь трагизм происходящего, оставалась ко всему безразличной, почти не уча­ствовала в подготовке Ростовых к отъезду из Москвы. Однако узнав, что раненые остаются в Москве, потому что нет подвод, а графиня не соглашается снять вещи и отдать телеги под раненых, Наташа, “как буря”, ворвалась к родителям и потребо­вала освободить подводы для раненых и принялась сама руководить всем. И как горькое вознаграждение ей была дарована встреча с тяжело раненным в Бородинском сражении князем Андреем. Об их свидании в Мытищах трудно чи­тать и невозможно рассказывать, настолько трагична и прекрасна эта встреча, на­столько правдиво раскрывает писатель их чувства, их любовь, которая, возродив­шись, стала еще “больше, лучше, чем прежде”. “Ни одной мысли о себе. не было в душе Наташи”. Теперь она любит Андрея со всей силой, на которую она способ­на, угадывает его желания, хочет понять, что он чувствует, “как у него болит” рана, живет его жизнью. Поэтому и ее жизнь кончилась, когда его не стало.
Новая встреча с Пьером постепенно возвращает Наташу к себе самой, к жизни. Очень трудные вопросы ставит перед читателем Толстой. Имеет ли право человек, храня память об умершем, все-таки пережить свое горе и полюбить снова?
Для Толстого красота и величие жизни в ее многообразии, в переплетении горя и радости. Наверное, еще и потому он так любит Наташу, что она переполнена силой жизни и способна возродиться после стыда, обиды, горя к новым радостям. И нельзя ее осуждать, иначе жизнь бы остановилась.
Наташа не проходит сложного пути духовных исканий, не задает себе “вечных” вопросов. “Она не удостаивает быть умной”, – скажет о ней Пьер. Ее нравствен­ная сила – в природных свойствах характера, в даре любви к жизни, к людям, к природе, в чувстве правды.
Не всем нравится она в эпилоге романа. В растрепанной, опустившейся женщи­не, отказавшейся от своих “очарований”, думающей только о муже и детях, труд­но узнать прежнюю “волшебницу”. Но Толстой не осуждает свою героиню, а вос­хищается ею, любящей женой, преданной матерью, хранительницей домашнего очага. Она живет богатым духовным миром Пьера, отражая главное и лучшее в нем. Не понимая мужа умом, она чутьем безошибочно угадывала то, что было са­мым важным в его деятельности, разделяла его мысли, не колеблясь, только пото­му, что это были его мысли, а он для нее – самый умный, самый честный и справедливый человек на свете.
Именно эти качества выше всего ценит Толстой в женщине. Вот почему Наташа Ростова – его любимая героиня, его идеал.

  1. Самый лучший человек тот, который Живет преимущественно своими Мыслями и чужими чувствами, самый Худший сорт человека, который живет Чужими мыслями и своими чувствами. Л. Н. Толстой Уход Л. Н. Толстого...
  2. Есть в близости людей заветная черта, Ее не перейти влюбленности и страсти. А. Ахматова Перечитывая “Евгения Онегина”, Лев Толстой подумал о том, что случилось бы с героиней, если бы она...
  3. Отношение Л. Н. Толстого к войне противоречиво и неоднозначно. С одной стороны, писатель, как гуманист, считает войну “самым гадким делом в жизни”, противоестественным, чудовищным по своей жестокости, “целью которого является...
  4. “Я так люблю Наташу милую мою”, – мог бы с полным правом перефразировать слова А. С. Пушкина Лев Толстой. Действительно, именно в этой героине воплощен женский идеал писателя. В чем...
  5. Роман-эпопея “Война и мир” – это действительно монументальное произведение. До сих пор критики и литературоведы удивляются гению Толстого, которому удалось в рамках одного романа показать широчайшую панораму жизни всей страны,...
  6. Марья Николаевна Болконская – дочь князя Николая Андреевича Болконского. Вся ее жизнь была расписана в беспрерывных занятиях, потому что отец ее хотел развить в дочери две главные добродетели – деятельность...
  7. Л. Н. Толстой услышал от своего брата один интересный случай, как Сергей Николаевич весело танцевал на балу мазурку с дочерью воинского начальника – Варварой, а на другое утро увидел, как...
  8. Старик Болконский невыносим. Он отравляет жизнь княжны Марьи нелепыми уроками математики. Он унижает дочь в присутствии посторонних – даже не просто посторонних, а человека, который приехал к ней свататься: “Ты...
  9. Большое место в романе-эпопее “Война и мир” занимают образы Кутузова и Наполеона. С помощью показа двух великих полководцев автор пытается разрешить проблему, кто же является главным в историческом процессе: личность...
  10. Роман Льва Николаевича Толстого Анна Каренина, задуманный автором как произведение, решающее вопросы семьи и брака, постепенно дополняется вопросами социальными, общественными, нравственными. Толстой показывает жизнь пореформенной России во всем ее многообразии....
  11. Я пытался писать историю народа. Л. Толстой Л. Н. Толстой считал, что передвижение стрелок на часах истории зависит от вращения множества сцеплен­ных друг с другом колесиков, а этими колесиками оказы­ваются...
  12. Л. Н. Толстому удалось совместить в одном романе, пожалуй, целых два: исторический роман-эпопею и психологический роман. Страница за страницей раскрывают перед читателем характеры героев Л. Н. Толстого, передавая тончайшие детали,...
  13. То, что вынесено в формулировку темы, открывает первый том великой четырехтомной эпопеи Л. Н. Толстого. Я не считаю нужным сообщать в традиционном вступлении об истории написания романа, о нравственной проблематике,...
  14. В романе “Война и мир” автор показывает пятнадцатилетний пласт жизни многих людей в период великих потрясений и перемен в России. Наряду с изображением грандиозных исторических событий, с философскими размышлениями автора...
  15. Болконский Николай Андреевич – князь, генерал-аншеф, был отставлен от службы при Павле I и сослан в деревню. Он отец Андрея Болконского и княжны Марьи. Это очень педантичный, сухой, деятельный человек,...
  16. Первая картина войны, которую рисует Толстой, – не сражение, не наступление, не взятие крепости, не оборола даже; I первая военная картина – смотр, какой мог бы происходить в мирное время....
  17. К “Войне и миру” Толстой шел трудно – впрочем, легких путей в его жизни не было. Толстой блистательно вступил в литературу с первой же своей вещью – начальной частью автобиографической...
  18. Эпиграф: Салон Анны Шерер был лишь мертвым островком посреди океана живой жизни. Мертвое море омывает небольшой островок живой жизни, которую олицетворяет образ Анны. Вспомним слова литературоведа В. Г Одинокова, на...




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта