1. Что позволяет стихотворение А. Блока «Незнакомка» отне-сти к символической поэзии?
Для символистов характерно использование в поэзии опреде-ленной лексики: таинственный, туманный, древние поверья, темная вуаль, очарованная даль, глухие тайны, дальний берег. Сам образ Незнакомки, таинственно появляющейся каждый ве-чер в один и тот же час, тоже из поэтики символистов. Чертой символизма является и формирующееся в стихотворении двоемирие: пошлый мир реальности и таинственный прекрасный мир то ли пьяного воображения, то ли сна.
2. Какие образы-символы характерны для поэзии А. Блока?
Как все символисты, А. Блок создал свой мир символических образов. Это Прекрасная Дама, Вечная Жена, Незнакомка, позже — Снежная Дева.
3. Какой предстает Родина в поэзии А. Блока?
Родина у А. Блока двойственна, как и у М.Ю. Лермонтова. В ранних стихах («Русь», «Русь опоясана реками») образ Родины овеян сказочным духом, колдовскими мотивами, некой тайной:
Ты и во сне необычайна. Твоей одежды не коснусь.
Позже А. Блок воссоздает образ печальной, нищей, богомоль-ной России, застывшей в своей неизменности:
Идут века, шумит война, Встает мятеж, горят деревни, А ты все та ж, моя страна, В красе заплаканной и древней.
В цикле «На поле Куликовом» победившая монгольское на-шествие Русь воплощается в образе степной кобылицы, мчащей-ся по истории. Образ России многогранен, лиричен, философ-ски насыщен. От изображения Руси патриархальной А. Блок при-ходит к изображению новой России городов, железных дорог, заводов.
4. Какие символические образы являются сквозными в по-эзии А. Блока? Материал с сайта
Сквозными в поэзии А. Блока являются образы ветра, вьюги, метели как символы стихии, позже — революции; образ пути, дороги; образ океана — земной и небесной дали.
5. В каких образах выражается отношение А. Блока к старому миру?
Отношение к старому миру ироническое, а порой и сатириче-ское. Это выражено в образах буржуя на перекрестке, длинново-лосого писателя, долгополого попа, барыньки в каракуле. Обоб-щенно-символически старый мир дан в образе голодного пса.
Александр Блок - одна из самых ярких фигур русской литературы начала XX века. Его поэзия от сборника к сборнику отображает не только развитие его таланта, но и сложную эволюцию личности поэта. Сам Блок называл три тома своих стихотворений поэтическим дневником, «романом в стихах».
Блок чувствовал себя потомком огромного культурного наследия и, как никто другой, отвечал за его судьбу, потому что осознавал, что его родину ожидают страшные потрясения и испытания. Как каждый настоящий поэт, он не отделял личное и общественное.
Первом сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» возникают ведущие образы и символы его творчества. На первый взгляд, поэт рассказывает только историю своей любви к молодой девушке. Образ любимой четко не определен, идеален, она олицетворяет «вечную женственность».
Вхожую я в темные храмы, Свершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцании красных лампад. Но уже в этом сборнике внимательный читатель заметит, как изменяется сам поэт: высокая и идеальная любовь вырастает в сложную и трагическую земную любовь.
Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность
Мечты разлюбив.
Ни тоски, ни любви, ни обмана.
Все померкло, прошло, отошло…
Очертания белого стана.
И твое золотое весло.
Эту трансформацию чувств поэт воспринимает как свою измену высокому идеалу.Неслучайный следующий сборник его произведений имел название «Распутья». Земная любовь принуждает его обратиться к реальности, увидеть в будничном высокое, осознать свою ответственность за свое время, за свою страну, ее историю и будущее. Так из образа-символа Прекрасной Дамы рождается образ-символ России, один из самых сложных в своей символике и наиболее противоречивый. Россия для Блока - жена, с которой навеки связана его жизнь.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Он отвечает, как мужчина за женщину, за все, что происходит с его родиной. Исторические события начала XX века не могли не вызывать ощущения трагизма эпохи. Он не принимает бездуховность «пьяниц с глазами кроликов». Он уверен, что Россия имеет свой исторический путь, на каком «невозможное возможно». Еще один ведущий символ Блока - дорога. Это символ изменчивости.
Опять, как в годы золотые, Три стертых
треплются шлеи, И вязнут спицы
расписные В расхлябанные колеи… И
невозможное возможно, Дорога долгая
легка, Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка, Когда
звенит тоской острожной Глухая песня
В этом стихотворении очень выразительно проявляется поэтическая символика Блока. Начало стихотворения вызывает ассоциацию с известным образом «тройки» из поэмы Гоголя «Мертвые души». С помощью этой ассоциации поэт соединяет прошлое и современное, вводит один из важнейших для него символов - символ дороги, пути, которым идут и страна, и поэт. Так возникает тема общности судьбы народа и поэта, Россия для него, как «слезы первые любви». Он знает, что ее ожидают страшные испытания, но верит в ее историческую миссию: «Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит твои прекрасные черты».
Символические образы Александра Блока помогают поэту установить связь между прошлым, современным, будущим, между внутренним миром, интимным переживанием и общественной, общественной жизнью, между идеальным, космическим и реальным, земным.
>> Знаки и символы искусства
Знаки и символы искусства
С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов , сохранения и передачи информации . Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.
Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.
Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков и наполнено тайнами. С поразительным разнообразием и глубиной с помощью системы знаков и символов музыка выражает богатейший мир человеческих чувств. Даже отдельный звук с учетом всех его сторон - высоты, длительности, тембра, громкости - представляет собой знак-интонацию. Он может свидетельствовать о робости или уверенности, скованности или свободе, нежности или грубости. Можно говорить и о пластических знаках, воспроизводящих жест, движение.
В человеческом характере всегда присутствует стремление творить - потребность исследовать, изобретать, строить, решать сложные, запутанные проблемы. Одной из таких проблем была научная идея создания вечного двигателя (перпетуум мобиле). Его изобретение оказало бы огромнейшее влияние на развитие мировой экономики. И только музыке как искусству временному подвластно воплощение образа «вечного движения». Его символом стали инструментальные пьесы «Pегреtuum mobile» («Вечное движение») самых разных композиторов: Н. Паганини, Ф. Мендельсона, Н.Римского-Корсакова и др.
Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы - зерно-интонацию, из которой вырастает вся Симфония №5 Л. Бетховена. И таких примеров в музыкальном искусстве множество. Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа , его культуру , гордость за свою страну, являются государственные гимны.
1. Что позволяет стихотворение А. Блока "Незнакомка" отнести к символической поэзии?
Для символистов характерно использование в поэзии определенной лексики: таинственный, туманный, древние поверья, темная вуаль, очарованная даль, глухие тайны, дальний берег. Сам образ Незнакомки, таинственно появляющейся каждый вечер в один и тот же час, тоже из поэтики символистов. Чертой символизма является и формирующееся в стихотворении двоемирие: пошлый мир реальности и таинственный прекрасный мир то ли пьяного воображения, то ли сна.
2. Какие образы-символы характерны для поэзии А. Блока?
Как все символисты, А. Блок создал свой мир символических образов. Это Прекрасная Дама, Вечная Жена, Незнакомка, позже - Снежная Дева.
3. Какой предстает Родина в поэзии А. Блока?
Родина у А. Блока двойственна, как и у М. Ю. Лермонтова. В ранних стихах ("Русь", "Русь опоясана реками") образ Родины овеян сказочным духом, колдовскими мотивами, некой тайной:
Ты и во сне необычайна.Твоей одежды не коснусь.
Позже А. Блок воссоздает образ печальной, нищей, богомольной России, застывшей в своей неизменности:
Идут века, шумит война,Встает мятеж, горят деревни,А ты все та ж, моя страна,В красе заплаканной и древней.
В цикле "На поле Куликовом" победившая монгольское нашествие Русь воплощается в образе степной кобылицы, мчащейся по истории. Образ России многогранен, лиричен, философски насыщен. От изображения Руси патриархальной А. Блок приходит к изображению новой России городов, железных дорог, заводов.
4. Какие символические образы являются сквозными в поэзии А. Блока?
Сквозными в поэзии А. Блока являются образы ветра, вьюги, метели как символы стихии, позже - революции; образ пути, дороги; образ океана - земной и небесной дали.
5. В каких образах выражается отношение А. Блока к старому миру?
Отношение к старому миру ироническое, а порой и сатирическое. Это выражено в образах буржуя на перекрестке, длинноволосого писателя, долгополого попа, барыньки в каракуле. Обобщенно-символически старый мир дан в образе голодного пса.
У древних народов существовал обычай разделять, обычно разламывать, какую-либо вещь или пластинку надвое. При расставании каждый брал себе одну часть. По прошествии лет люди или их потомки, наследники узнавали друг друга, соединив две части в единое целое.
По сути дела, этот процесс является прообразом символизации в искусстве. Символ в литературе - это прежде всего соединение. В нем соединяется физическая картина и ее запредельный, метафизический смысл, который вдруг, внезапно начинает «просвечивать» сквозь обыденно-реальное, придавая ему черты иного, идеального бытия. Другими словами, символ в литературе - это знак или предмет, который замешает некоторый другой предмет, выражая его скрытую сущность и одновременно являясь проводником системы идей или представлений о мире, свойственных тому, кто применяет этот символ; условное выражение сущности какого-либо явления посредством внешнего вида, формы другого предмета или даже его внутренних качеств, в таком случае также становящихся "формой". Утрачивая самостоятельную сущность, предмет-символ или слово-символ начинает "представлять собой" нечто совсем другое. Так, "сладострастие" для В. Брюсова - символ общения в самом высоком смысле этого слова, слияния, взаимопроникновения двух людей до полного растворения их друг в друге. В обыденном употреблении это слово имеет другое, существенно менее «высокое» значение.
Символом в литературе могут служить предметы, животные, известные явления, например, природные ("Гроза" Островского), признаки предметов, действия и др. Вот примеры устойчивых в истории культуры символов: весы - справедливость, держава и скипетр - монархия, власть; голубь - мир, козел - похоть, зеркало - иной мир, лев - сила, смелость, собака - преданность, осел - упрямство, роза - женская красота, лилия - чистота, невинность (во Франции лилия - символ царской власти).
Всем названным предметам, существам, явлениям культура придает знаковый характер. За счет него они являются основой также и такого художественного приема, как аллегория.
Лотос - символ божества и вселенной у индусов. Хлеб-соль является символом гостеприимства и дружбы у славян. Змей - мудрости с одной стороны и греха (Ветхий Завет) - с другой. Крест - распятия, христианства. Парабола - бесконечности. Утро символизирует молодость, голубой цвет - надежду (в предметной системе ее символ - якорь). Существуют разнообразные ряды символов (предметные, цветовые, геометрические и др.). В различных культурных системах различные знаки могут получать разное значение. Так, в евангельской системе рыбы - символ Христа, в Новейшее время они приобретают чувственный, эротический смысл. Художественные образы героев литературных произведений благодаря своему ценностному бытованию в культуре также приобретают характер символа в литературе (это, к примеру, Прометей, Одиссей, Орфей, Гамлет, Дон Жуан, Казанова, Дон Кихот, Мюнхгаузен и др.).
Структурно символ близок к аллегории, также состоя из двух частей, однако оба его компонента (и то, что символизируется, и то, что символизирует) существуют в реальной действительности, тогда как в аллегории один компонент обычно является плодом фантазии. В символе всегда таится скрытое сравнение, связь преображенного явления с бытовой ситуацией (предметом), историческим событием (явлением).
В художественной литературе он может считаться одной из разновидностей художественного образа, однако обычно он воспринимается самостоятельно. Он может быть как индивидуальным созданием того или иного автора (например, «птица-тройка» у Гоголя) или общим для двух и более авторов (у Бальмонта и Бродского речь поэта есть символ его личности в целом), так и универсальной культурной единицей. Так, символом связи жизни и смерти является путешествие в подземный мир и возвращение из него, возникающее в произведениях фольклора древнейших народов и появляющееся в произведениях авторов Нового и Новейшего времени. Этот символ использовали, например, Вергилий, Данте, Дж. Джойс, Брюсов и другие поэты. Помимо связи двух полярных миров он означает инициацию души благодаря получению сложного духовного опыта, ее погружение во тьму и дальнейшее очищение, пробуждение.
Внутри основного символа поэты разрабатывают свою частную символическую систему (ее можно рассматривать и как систему метаобразов, см. Образ). Такова, например, «ласточка» в поэзии Мандельштама, связанная с путешествием в загробный мир и с поиском оживленного поэтического слова (см. стихи "Что поют часы-кузнечик", «Ласточка», «Когда Психея-жизнь спускается к теням...»).
Одни и те же символы в литературе могут появляться у разных авторов, внося новые оттенки значений, которые транслируются от одного поэтического поколения к другому. У авторов они складываются в единую систему, в которой каждое звено связано с другими, всякий раз повторяя художественную логику, отличную от обыденной. Символам посвящено множество интереснейших работ ученых: достаточно упомянуть, например, книгу А Лосева «Проблема символа и реалистическое искусство» и В. Топорова «Миф. Ритуал. Символ. Образ».