Главная » Красота и здоровье » Автор прославляет святых создавая идеальные образы. Открытый урок литературы в классе Повесть о Петре и Февронии Муромских Судьба и харак. В чем заключается загадка Февронии

Автор прославляет святых создавая идеальные образы. Открытый урок литературы в классе Повесть о Петре и Февронии Муромских Судьба и харак. В чем заключается загадка Февронии

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолай-Еразм Автор-составитель Андреянова И. Э., учитель русского языка Карповской СОШ

Повесть создана в середине XVI в. писателем Ермолаем-Еразмом. Священник получил задание написать сочинение о муромских святых – князе Петре и его супруге. Это житие должно было войти в полное общерусское собрание житий – «Великие Минеи Четьи» (ежемесячные чтения)

Герои повести – исторические лица: Пётр и Феврония княжили в Муроме в начале XIII в. Но в «Повести…» историчны только имена, вокруг которых был создан ряд народных легенд. На соборе 1547 г. Пётр и Феврония были канонизированы, т. е. причислены к лику святых. Но произведение не было включено в сборник

Автор пытается решать современные ему проблемы: 1. как правитель должен относиться к своим подданным; 2. кто такие бояре и крестьяне; 3. как приходит в этот мир зло, можно ли с ним бороться; 4. есть ли у зла свои служители?

Жанровое своеобразие повести Сказка? Житие? Повесть?

СКАЗКА - жанр устного народного творчества, рассказ о вымышленных событиях, где изображается победа добра над злом, воплощаются народные представления о красоте, справедливости, достоинствах человека.

ЖИТИЕ - жизнеописание людей, объявленных христианской церковью святыми.

ПОВЕСТЬ - средний между рассказом и романом эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев).

Сказочный зачин. Первая часть похожа на волшебную сказку о герое – змееборце, вторая – на бытовую сказку о мудрой деве. Есть сказочный герой змей-искуситель. Добро побеждает зло. Пётр побеждает змея. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. Хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить из пучка льна рубаху и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена). Волшебные помощники (например, Агриков меч). Постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”). Сказочные черты

Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр - благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная). Любовь героев к Богу, почитание героями Библии. Чудеса, которые творят герои. Необычная смерть и посмертные чудеса. Есть похвальное слово святым. В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д. ЧЕРТЫ ЖИТИЯ

1. Указаны конкретные места действия: город Муром, Рязанская земля, село Ласково. Это придает повести достоверность. 2 . Герои повести – реальные люди. 3. Детали. 4. На первый план выдвигается личность крестьянки. 5. Тема социального неравенства. 6. История рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице. Черты повести

Жанр «Повести…» не находит себе соответствий ни с исторической повестью, ни с житием. Наличие поэтического вымысла, восходящего к традициям народной сказки, умения автора обобщать различные явления жизни, позволяет рассматривать «Повесть…» как начальную стадию развития жанра ВЫВОД: Бытовой повести

Храмом Петра и Февронии, где хранятся мощи святых, является Троицкий собор в Свято-Троицком монастыре города Мурома. В этот собор со всей России и даже из-за границы приезжают паломники, чтобы поклониться мощам Петра и Февронии и испросить у святых благоверных супружеского счастья, истинной любви и верности.

Рака с мощами

В 2008 году 8 июля в России появился замечательный праздник – Всероссийский День семьи, любви и верности. Этот прекрасный летний день был выбран для праздника не случайно – уже более 780 лет православные почитают 8 июля память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – покровителей семейного счастья, любви и верности. В народе 8 июля, День Петра и Февронии, уже давно считается счастливым для любви и просто создан для свадеб.

Дата открытия: 8 июля 2009 г. (день памяти Петра и Февронии Муромских). Место установки: на Первомайском бульваре между Казанским женским монастырем и ярославским ЗАГСом. Скульптор: Константин Чернявский. Памятник Петру и Февронии в Ярославле представляет собой трехметровую бронзовую скульптурную композицию с фигурами святых Петра и Февронии, держащих в руках голубя – символ семейного очага и мира. Памятник в Ярославле установлен в рамках общенациональной программы «В кругу семьи». ЯРОСЛАВЛЬ

Дата открытия: 14 октября 2009 г. Место установки: в Преображенском парке Абакана рядом с Преображенским собором. Скульптор: Константин Зинич. Памятник Петру и Февронии в Абакане установили недалеко от металлического дуба, на который молодожены, по местной традиции, вешают замки с именами своей пары, а ключ от замка бросают на дно рядом расположенного водоема. Теперь это традиционное свадебное место Абакана дополнилось памятником Петру и Февронии – в день бракосочетания новобрачные могут попросить святых сделать их брак счастливым. Скульптор Константин Зинич постарался не просто изобразить святую княжескую чету, а показать торжество духовного начала в супружестве. Памятник Петру и Февронии отлит из бронзы, высота бронзовых фигур достигает 2,6 метра, вместе с постаментом – около 4 метров. АБАКАН

Дата открытия: 8 июля 2008 г. (день памяти Петра и Февронии Муромских). Место установки: перед зданием муромского ЗАГСа. Скульптор: Николай Щербаков. Памятник Петру и Февронии в Муроме носит название «Союз любви - мудрый брак». В этой скульптурной композиции святые Петр и Феврония изображены как две коленопреклонённые фигуры, нежно протягивающие друг к другу руки. МУРОМ

АРХАНГЕЛЬСК Дата открытия: 28 июня 2009 г. Место установки: на пересечении улицы Логинова и набережной Северной Двины рядом с храмом Успения Пресвятой Богородицы. Скульптор: Константин Чернявский. Памятник Петру и Февронии в Архангельске выполнен из бронзы и в высоту достигает 3,3 метра. Скульптор изобразил сцену возвращения князей Петра и Февронии из изгнания обратно на княжение в Муром. Памятник в Архангельске установлен в рамках общенациональной программы «В кругу семьи». По замыслу организаторов проекта, они хотели создать местную традицию для молодоженов – в день бракосочетания или венчания приезжать к памятнику Петру и Февронии, чтобы поклониться святым покровителям брака и обратиться к ним с просьбой о благополучии семейной жизни.

Дата открытия: 5 июля 2009 г. Место установки: перед зданием Ульяновского Государственного Университета. Скульпторы: Олег Клюев и Николай Анциферов. Памятник Петру и Февронии в Ульяновске выполнен из бронзы и представляет собой молодых князей Петра и Февронию с голубем, символизирующим любовь и верность. Памятник в Ульяновске установлен в рамках общенациональной программы «В кругу семьи». УЛЬЯНОВСК

Дата открытия: 8 июля 2009 г. (день памяти Петра и Февронии Муромских). Место установки: на площади перед зданием сочинского ЗАГСа. Скульптор: Константин Чернявский. Памятник Петру и Февронии в Сочи представляет собой Петра и Февронию в монашеских одеждах под деревьями, в кроне деревьев в гнезде расположилось семейство голубей, а под деревом сидит заяц, друг Февронии еще с девических времен. Памятник отлит из бронзы, его вес 3 тонны, высота – 3,2 метра. Памятник в Сочи установлен в рамках общенациональной программы «В кругу семьи». Уже сейчас в Сочи складывается традиция среди молодых людей делать предложение руки и сердца у памятника Петру и Февронии. СОЧИ

ОМСК БИЙСК ИРКУТСК САМАРА

Использованные источники 1.Энциклопедия для детей. Е. 9. Русская литература. Ч. 1./ Главн. Ред. М. Д. Аксёнов. – М.: Аванта+ , 1998. 2. Кусков В. В. История древнерусской литературы. – М.: Высш. шк., 1998. 3. www.petr-fevronia.ru 4. www.zlatoriza.ru


Приложение 6

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси

в «Повести о Петре и Февронии Муромских».

Урок-практикум в 7 классе.

Цель : показать детям высокий моральный облик главной героини «Повести…», величие и красоту взаимоотношений, основанных на любви, закрепить в сознании учащихся приоритет нравственных ценностей над материальными, воспитывать доброжелательность, скромность, чуткость, честность, умение прощать, верность в любви и дружбе. Побуждать детей к поступкам, приносящим добрые плоды, развивать понятие о древнерусском летописании, навыки словесного описания героев и умение правильно отвечать на вопросы.

Оборудование: современная икона «Петр и Феврония Муромские», книги и журналы по духовно-нравственному воспитанию, электронная презентация «Русские святые».

Ход урока:

«Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая

об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя».

Д.С.Лихачев.

1.Проверка домашнего задания. Учащиеся отвечают на вопросы:

Почему «Начальная русская летопись» стала называться «Повестью временных лет»?

Какие события отражены в древнейшей русской летописи?

Каковы особенности древнерусского летописания? (Поучительный характер древнерусской литературы, мудрость, преемственность поколений, любовь к Родине, религиозность, образность, сила духа).

II . Объяснение нового материала .

Слово учителя:

1. На Руси всегда находились люди, не только следовавшие библейским заповедям праведной жизни, но и творившие духовные подвиги, подобные подвигам древних пророков, апостолов, мучеников веры. Некоторые из них уходили в пустыню, где не было ни одного человека, и жили там всю жизнь. Они целыми днями и даже ночами общались с Богом.

Кого из русских святых вы можете назвать? Что вы знаете о них?

(Учащиеся провели исследование «Русские святые», создали вместе с учителем одноименную электронную презентацию и подготовили краткие сообщения о святых земли Русской).

Учащимся демонстрируется электронная презентация «Русские святые». Учитель комментирует слайды. Например: « Одним из наиболее почитаемых святых на Руси был преподобный Серафим Саровский , старец-пустынножитель, затворник и провидец. Сын купца, Серафим родился в городе Курске, в 1778 году поступил в число послушников Саровской пустыни, спустя восемь лет пострижен в монашество. Добровольно удаляясь в затвор, он проводил время в строгом посте, трудах и молитве. Множество людей стекалось к его келье, чтобы открыть ему тайны своей совести, свои скорби и нужды, и каждый получал утешение.

Святитель Митрофан Воронежский оказывал деятельную помощь Петру I и все свои сбережения передавал на строительство русского флота.

Он отказался войти во дворец к Государю, потребовав выбросить из дворца статуи языческих богов. Петр пришел в ярость и угрожал Митрофану казнью. Святитель сказал, что лучше умереть, чем собственным присутствием или боязливым молчанием одобрять язычество, и начал готовиться к смерти. Потрясенный царь убрал статуи.

Петр I участвовал в похоронах святителя Митрофана, вместе со старшими морскими офицерами нес гроб и после погребения сказал: «Не осталось у меня такого святого старца, буди ему вечная память».

В 1732 году мощи святого были найдены нетленными». И т.д. (Показываем 1-17 слайды).

2. А сегодня, ребята, мы поговорим о величии и красоте взаимоотношений, основанных на любви и верности.

(Развернутый рассказ учащихся по заранее подобранным и записанным ключевым словам об одном из героев «Повести о Петре и Февронии Муромских»).

Ответы на вопросы :

Кем вы представляете Февронию: доброй кудесницей или хитрой волшебницей? Или еще кем-либо? Как вы поняли ее образ, смысл ее поступков?

Слово учителя:

Повесть, которую вы прочитали, была написана в XVI веке писателем и публицистом Ермолаем-Еразмом, который был священником в Пскове, потом протопопом (настоятелем собора) дворцового собора Спаса-на Бору в Москве, а потом стал монахом. «Повесть…» стала популярной, сохранилось множество ее списков, в которых история о Петре и Февронии излагается во множестве вариантов.

Петр и Феврония – исторические личности. Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году.

Но повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней. Село Ласково существует и в наши дни, оно находится неподалеку от села Солотча, откуда родом была Феврония.

III . Закрепление материала.

В повести мы видим признаки устного жанра. Какие это признаки?

(Это элементы волшебной сказки: змий- оборотень; жена Павла выпытывает у него. От чего он может умереть; меч-кладенец, от которого умер змий; мудрая дева, говорящая загадками; при изгнании получение мужа как самого дорогого подарка).

Что вам напоминает начало повести? (Сказочный зачин).

Мы нашли признаки волшебной сказки. Какие признаки жития обнаруживаются в повести? Что необычного в доме Февронии заметил слуга Петра? Через какие испытания проходят Петр и Феврония? Какой вывод мы можем сделать, ответив на эти вопросы? (Повесть написана в форме жития, но содержание повести отличается от каконического жития. Начало повести не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей. Но автор прославляет святых, создавая идеальные образы. В повести есть восхваляющие эпитеты: Петр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, преблаженная, блаженная. Герои любят Бога, живут по «заповедям Божьим».Февронья творит чудеса, исцеляя больных; крошки со стола превращаются в зерна благовонного ладана Феврония наделена не какой-то волшебной, магической силой, а силой веры в Бога. Смерть героев необычна, после их смерти происходят новые чудеса).

Чем привлекает повесть читателя? (Заимствуя элементы сказочного и создавая яркие запоминающиеся характеры, она является не только образцом благочестивого жития русских князей, но и кладезем житейской мудрости).

Почему слуга Петра не может ничего понять в словах дочери древолаза? (Характер преподобной будущей княгини Февронии исключительный, она обладает всеми качествами для княжеской жены).

Найдите в повести те эпизоды, в которых проявляется ум Февронии, ее благочестие и верность.

Какое качество подчеркивает автор в ее характере в первую очередь? (Мудрость).

К кому обращается Феврония в трудные минуты? (К Богу ).

Как вы понимаете слова Февронии: «Тот сможет излечить, кто потребует князя твоего себе»? Согласны ли вы с тем, что свое искусство Феврония использовала с целью извлечь выгоду – выйти замуж за князя?

(Феврония исцеляет Петра не только мазью, но и своей верой, своим желанием помочь. Струпья появляются на теле Петра от крови дьявола, и Февронья, требуя Петра к «себе», приводит его к воплощенной в ней божественной силе исцеления. Она делает его как бы частью себя самой. Петр, как и Феврония, становится «носителем» божественной силы (случай с боярами). Не случайно слово «блаженный» (счастливый) как характеристика Петра появляется только после того, как он становится мужем Февронии. Не случайно в дальнейшем Петр и Феврония становятся как бы единым целым. Их духовная связь так сильна, что ни люди, ни даже смерть не в состоянии разлучить их).

Почему после ее смерти происходят чудеса? Почему князь не стал больше испытывать свою благоверную супругу, когда обнаружил, что хлебные крошки, собранные ею со стола, превращаются в ладан и фимиам?

(Перед нами – образ русской святой, созданный по всем правилам жанра, начиная с рассказа о юности героини, о ее благочестивой жизни, заканчивая обращением автора к Богу и признание автором того, что он не достоин описывать жития святых.

Почему вырастают срубленные деревья?

Эпизод с благословением отрубленных веток – это, возможно, своеобразная параллель с судьбой князя Петра: отрубленные ветки стали могучими деревьями, изгнанный князь обретает еще большее доверие и власть.

В чем особенность правления князя Петра и княгини Февронии?

(Они всех равно любили, только не любили гордости и грабежа. Принимали странников, насыщали голодных, одевали нищих, избавляли несчастных от напастей – «княжили во граде как чадолюбивые отец и мать»).

Проводим словарную работу: объясняем значение слов чадолюбивые, искони, лукавый обманщик, поведали, пронырство, дивился, наветы.

Можно ли сказать, что Петр и Феврония защищали свое чувство во время жизни и после смерти? Обоснуйте свое суждение.

В заключение учащимся предлагается досмотреть электронную презентацию «Русские святые» (слайды 18- 28 – о Петре и Февронье).

IV . Задание на дом: C тр. 55, вопросы 6-8. Подготовиться к выступлению с сообщениями о русских святых (по выбору).

Разделы: Литература

1) прививать культуру ведения дискуссии на уроке, умение отстаивать свою точку зрения, умение выслушать собеседника.
2) развивать умение работать с текстом(работа с карандашом);
навык работы над анализом эпизода, умение составлять план текста по основным эпизодам;
3) обучение сопоставительному и сравнительному анализу работы над текстом (работа с таблицей).

Ход урока:

Ермолай-Еразм

Повесть о Петре и Февронии Муромских

Цель урока:

  • Познакомиться с произведением древнерусской литературы.
  • Определить проблематику повести.
  • Выявить новаторство Ермолая-Еразма в создании характера героини.
  • Расширить понятие эпизода эпического произведения.
  • Развивать аналитические умения и письменную речь.

Опрос по пройденному материалу .

  • “Повесть о Петре и Февронии” – это фольклорное или литературное произведение? Почему?
  • Можно ли назвать это произведение житием?
  • Что значит “повесть”, почему это произведение называется повестью?

Анализ произведения.

К какому роду относится “Повесть о Петре и Февронии”?
  • Что значит эпический род? Главные его признаки?
  • Какие признаки эпического рода можно выделить в “Повести о Петре и Февронии”?
  • Что значит понятие “эпизод”?
  • Выделите основные эпизоды в произведении.
  • Работа с текстом произведения.
    (Выполнение и проверка домашнего задания)

    Основные эпизоды повести:

    • Проделки дьявола
    • Отчего смерть змея приключится.
    • Смерть от Петрова плеча и Агрикова меча.
    • Агриков меч найден.
    • Змей убит.
    • Мудрая девушка из села Ласково.
    • Условие Февронии и исцеление.
    • Заговор против княгини Февронии.
    • “Дайте то, что я прошу!”
    • Прозорливость Февронии.
    • Возвращение в Муром и счастливое княжение.
    • “Приспело время преставления”.
    • Чудеса с телами Петра и Февронии.

    Анализ эпизода эпического произведения.

    1) Озаглавить эпизод.
    2)Указать, какое место этот эпизод занимает в произведении (в начале, в конце, главный или незначительный).
    3)Роль эпизода в раскрытии характеров или в развитии сюжета.
    4) Действующие лица эпизода, какие черты характера проявляет каждый.
    5) Есть ли в эпизоде пейзаж или описание интерьера, предметного мира; их роль.
    6) Как проявляется в эпизоде стиль писателя, что для него характерно.
    7) Языковые особенности эпизода – анализ средств языка, используемых автором.

    НОВАЯ ТЕМА УРОКА

    Классное сочинение аналитического типа на тему “ Изображение человека в фольклоре и древнерусской литературе”. Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного.

    А. С. Дёмин

    Закрепление изученного материала.

    Пётр и Феврония – исторические лица. Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году. Повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней.

    Основные особенности повести

    .
    • Повесть похожа на житие, но содержание произведения отличается от канонического жития.
    • Найдите признаки жития в повести.
    • Что вам напоминает начало повести?
    • Найдите другие признаки волшебной сказки в произведении.

    Работа в рабочей тетради.

    Признаки сказки Черты жития
    • Что необычного в доме Февронии заметил слуга Петра?
    • Как отвечает Феврония на вопросы слуги? Почему он ничего не может понять в словах дочери древолаза?
    • Найдите в тексте повести эпизоды, в которых проявляется ум Февронии, её благочестие и верность.
    • Какое качество подчёркивает автор в её характере в первую очередь?
    • К кому обращается Феврония в трудные минуты?
    • Какие черты характера героини вы находите наиболее привлекательными?
    • Почему после её смерти происходят чудеса?

    Общий Воздух "Спас нерукотворный" с предстоящими вид. 1389

    .
    • “…Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха: только у одного святого мантию ещё не докончила, а лицо уже вышила; и остановилась, и воткнула иглу свою в воздух, и замотала вокруг неё нитку, которой вышивала…”
    • Прочитайте финал повести.
    • Какое впечатление оно производит?
    • Найдите элементы этих жанров в структуре повести.

    Заполнить таблицу:

    Признаки сказки Черты жития
    1. Сказочный зачин.
    2. Первая часть похожа на народную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве.
    3. Есть сказочный герой змей-искуситель.
    4. Добро побеждает зло. Пётр побеждает змея.
    5. Есть загадки, хитроумные задания-испытания.
    6. Есть волшебные вещи: Агриков меч.
    7. Есть постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).
    1. Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная).
    2. Есть похвальное слово святым.
    3. Любовь героев к Богу, жизнь по “заповедям Божьим”.
    4. Чудеса, которые творит герой (Феврония исцеляет больных).
    5. Необычная смерть и посмертные чудеса.
    • Для создания образов преподобных Петра и Февронии автор использует элементы сразу нескольких жанровых форм – исторической повести, волшебной и бытовой сказки, основной же формой является житие.

    Найдите элементы этих жанров в структуре повести.

  • Повесть, заимствуя элементы сказочного и создавая яркие запоминающиеся характеры, является не только образцом благочестивого жития русских князей, но и кладезем житейской мудрости.
  • Тема –
  • история любви.
  • Идея произведения
  • заключается в том, что любовь – это великое, всепобеждающее чувство.

    Троицкий собор в Муроме, где хранятся мощи св. Петра и Февронии

    8 июля православные отмечают праздник святых Петра и Февронии Муромских чудотворцев

    Поездка в Муром на праздник Петра и Февронии (07.07-08.07.2006г.)

    Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.

    Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя Д. С. Лихачёв.

    “Повесть о Петре и Февронии Муромских” была написана в конце 40-х годов XVI века известным в то время писателем и публицистом, впоследствии принявшим монашество под именем Еразма.

    Жанр (от фр. Genre – род. вид) Исторически сложившийся тип литературного или фольклорного произведения (сказка, рассказ, драма и т.п.) Жанр (от фр. Genre – род. вид) Исторически сложившийся тип литературного или фольклорного произведения (сказка, рассказ, драма и т.п.)

    Жанры древнерусской литературы летопись повесть слово апокриф хождение житие-прославление жизни святого (агиография)

    Основа Житий реальные биографии исторических лиц

    НО! Идеальные образы создавались так:

    условные биографии в соответствии с традиционной схемой:

    1. рождение от благочестивых родителей 2. раннее монашество 3. религиозный подвиг 4. блаженная кончина и чудеса у гроба 5. похвальное слово святому

    Каковы же обязательные элементы жития святого? Обязательное славословие в честь Бога, которым начинается житие. Похвала самому святому. Рассказ о чудесном рождении святого. В житии обязательно описывают чудеса святого. Заканчивается житие тоже прославлением Бога.

    Сюжет жития Особенности изображения святого В основе сюжета - рассказ о жизни человека, прославленного Церковью в лике святых. Основное назначение жития состоит в том, чтобы обосновать причину признания этого человека святым, описать его подвиги во славу веры и Церкви. В житии нет движения, роста, становления характера. Он свят уже с момента рождения, он - избранник Божий. И в этом смысле он не имеет биографии, автору нечего рассказывать.

    Жанровое своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»: повесть, сказка? житие? “Повесть о Петре и Февронии Муромских” была написана в конце 40-х годов XVI века известным в то время писателем и публицистом, впоследствии принявшим монашество под именем Еразма. Найдите в произведении черты жития или элементы сказки.

    Работа в группах Черты жития 1. Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Есть восхваляющие эпитеты: Петр - благочестивый, святой; Феврония - святая, преподобная, преблаженная, блаженная). 2. Есть похвальное слово святым. 3. Любовь героев к Богу, жизнь по “заповедям Божьим”. 4. Чудеса, которые творит герой (например, Феврония исцеляла больных). 5. Необычная смерть и посмертные чудеса.

    Признаки сказки 1. Сказочный зачин.2. Первая часть похожа на народную сказку о змее-искусителе, вторая - на сказку о мудрой деве. 3. Есть сказочный герой - змей-искуситель. 4. Добро побеждает зло, так как Пётр побеждает злого змея. 5. Есть волшебные вещи: агриков меч. 6. Есть загадки, которые часто приходится отгадывать героям сказок. 7. Есть хитроумные задания-испытания (задание Петра сшить рубаху из пучка льна и задание Февронии сделать ткацкий станок из полена). 8. В языке «Повести» есть постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”).

    В этом произведении есть и элементы волшебной и бытовой сказки, и элементы жития, и элементы исторической повести. «Повесть» между тем совсем не сказка. Что же? Житие. Но особое. Не об избранных. Оно о том, как каждый может, а точнее, будет вынужден стать святым. Бог принуждает. Принуждает тех, кто Его любит (или способен полюбить) и не сопротивляется ответной Любви. От традиционных житий, написанных строго по канону, его отличает занимательность сюжета и повествования, своеобразный психологизм, фольклорный подтекст, сказочный характер фантастики и многое другое. Этим объясняется, что часто творение учёного монаха Ермолая-Еразма называют не житием, а повестью. И всё же если это и повесть, то повесть житийная.

    Пётр и Феврония – исторические лица. Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году. Повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней.

    Тема Идея Пафос Тема - история любви, а не жизнеописание святого, нет описаний страданий. Тема идеальной супружеской жизни в миру и муд - рого управления государством. Идея не религиозная, она не в том, чтобы показать идеал праведника, истинного служителя Бога. Идея в том, что любовь - это великое, всепобеждающее чувство. Пафос - утверждающий силу любви, а не только прославляющий святого. В композиции нет рассказа о благочестивых родителях, о том, как проснулась вера в Бога, о страданиях во имя Бога, о служении Богу.

    Композиция Первая часть - повествование о подвиге Петра. Какой подвиг он совершил? Он отыскивает чудесный меч и бесстрашно вступает в схватку с врагом. Перед нами - тип поведения мужчины-христианина в критической ситуации: он не задается вопросом, стоит ли защищать брата-князя, беззащитную женщину и само княжество, раз пришла беда, его удел - борьба. Недаром Петр в поисках чудесного меча обращается к Богу, и именно в храме чудесный отрок (ангел) указывает на местонахождение оружия - в алтарной церковной стене. . Иными словами, меч освящен и храним Божиими силами.

    Меч-кладенец Агриков меч Меч-кладенец - наименование оружия нескольких богатырей из русского фольклора. Могли быть волшебными и придавать владельцу непобедимость. Обычно попадали в руки хозяину из какого-либо тайника. Мечом-кладе нцом многие богатыри Убивализлобных и опасных змеев.

    Вторая часть - повествование о подвигах Февронии, дочери простого рязанского древолазца (бортника).

    Выделите основные эпизоды в произведении Проделки дьявола. Отчего смерть змея приключится. Смерть от Петрова плеча и Агрикова меча. Агриков меч найден. Змей убит. Мудрая девушка из села Ласково. Условие Февронии и исцеление. Заговор против княгини Февронии. “Дайте то, что я прошу!” Прозорливость Февронии. Возвращение в Муром и счастливое княжение. “Приспело время преставления”. Чудеса с телами Петра и Февронии.

    Анализ эпизода Композиция эпизодов Композиция первого рассказа повести: Зачин: змей летает к жене князя Павла. Завязка: выясняется, что убить змея может только князь Петр. Он должен убить змея, имеющего облик его брата. Развязка: после удара мечом змей является в своем настоящем облике. Концовка: князь Петр заболевает.

    Работа в группах Составьте композиционные планы других эпизодов и подготовьте их сжатый пересказ Композиция третьего рассказа: Зачин: бояре недовольны низким происхождением княгини. Завязка: бояре требуют изгнания Февронии; она получает разрешение уйти вместе с князем; князь соглашается. В пути князь Петр начинает сомневаться, правильно ли он поступил, оставив Муром. Развязка: на следующий день нагнавший Петра и Февронию посланец Мурома просит их вернуться. Концовка: Петр и Феврония возвращаются в Муром и правят в нем до конца дней своих.

    Как вы представляете жизненный путь князя Петра? Пётр проходит в повести сложный путь духовного обновления. Путь исцеления главного героя «Повести» может быть представлен следующей парадоксальной, казалось бы, схемой: жениться = смириться = исцелиться душой = исцелиться телом. Действительно, герой одерживает победу над внешним злом мира, воплощённым в образе змия-искусителя, во имя чести брата, а святой - над внутренним злом гордыни во имя достоинства человека, всякого человека, человека как такового.

    Какой главный подвиг совершил Пётр во второй части повести? Вторая часть посвящена уже не воинскому подвигу и поединку с внешней силой зла, в ней главным оказывается духовная победа над своей греховностью и постепенное не физическое, а духовное исцеление. “Развитие сюжета повести - это ступени, этапы постепенного нравственного прозрения Петра, уходящего из мира земных страстей в мир вечных истин” Н.С. Демкова.

    Как помогла Февронья Петру одержать духовную победу? Феврония помогает Петру одержать победу над злом в себе: не случайно она предстаёт при первой встрече занятой ткачеством, а перед смертью занята вышиванием, это косвенно подчёркивает её связь с судьбой. Но её всеведение обеспечено не колдовским даром, а силой любви. Как пишет академик Д.С. Лихачёв: “Животворящая сила любви Февронии так велика, что жерди, воткнутые в землю, расцветают в деревья по её благословению. Крошки хлеба в её ладони обращаются в зёрна священного ладана. В силе своей любви, в мудрости, как бы подсказываемой ей этой любовью, Феврония оказывается выше даже своего идеального мужа - князя Петра” .

    Смысл притчевого эпизода жития - “чудесное оживление обрубков” Что символизирует этот эпизод? Буквальный смысл этого эпизода заключается в подтверждении чудодейственного дара святой девы Февронии, ибо действует она не по своему разумению, а по Божьему соизволению. Аллегорический - свидетельствует о том, что изгнанничество Петра и Февронии завершится возвращением в Муром и восстановлением княжеского титула и княжеской власти, как возвращается жизнь обрубкам. Символический, вбирающий другие значения, указывает на то, что, всё потеряв в жизни сей, Пётр и Феврония обретут жизнь вечную, ибо смерть для них - это путь к бессмертию. И всё-таки до последнего предела чудо это так и остаётся тайной.

    Пётр и Феврония, избравшие друг друга раз и навсегда, умолили Бога, “чтобы в одно время умереть им. И завещали, чтобы их обоих положили в одну гробницу, и велели сделать из камня два гроба, имеющих между собой тонкую перегородку”.

    “Неразумные люди” этого, конечно, не поймут и попробуют похоронить отдельно, ибо незадолго до смерти Пётр и Феврония приняли монашество, а следовательно, дали обет безбрачия. Но Бог судил иначе. “И снова утром оказались святые в едином гробе”, - торжествуя, повторит Ермолай-Еразм. Великая сила удерживает их в едином поле Любви.

    Примерно через 300 лет после их смерти Петр и Феврония были причислены Русской православной церковью к лику святых, а ныне их мощи покоятся в Свято-Троицком женском монастыре в Муроме.

    Множество богомольцев посещают Свято-Троицкий женский монастырь в Муроме, чтобы поклониться честным мощам святых Петра и Февронии, которые по воле Божией покоятся во едином гробе.

    Тест И когда хотели слуги грузить их имущество с берега на суда, из города Мурома пришли вельможи и стали говорить: "Господин князь! От всех вельмож и от всего города пришли мы к тебе, не оставь нас сиротами и возвращайся на отчий престол. Многие вельможи погибли в городе от меча. Каждый из них хотел править, и сами себя губили. А оставшиеся в живых вместе со всем народом молят тебя, говоря: господин князь, прогневали мы тебя и раздражили, поскольку не хотели, чтобы княгиня Феврония господствовала над нашими женами, ныне же мы, со всеми домами своими, рабы ваши, и хотим вас, любим и молим, не оставьте нас, рабов своих!" Блаженный же князь Петр и блаженная княгиня Феврония возвратились в город свой. И державствовали в городе том, живя по всем заповедям Божиим без порока, пребывая в непрестанных молитвах, и были они милостивыми ко всем людям, под их властью находящимся, словно чадолюбивые отец и мать. Всех они одинаково любили, не терпели ни гордости, ни притеснений и богатств тленных не берегли, но от Бога богатели. Были они городу своему истинными пастырями, а не наемниками. Правили городом своим истиной и кротостью, а не яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли.

    А1. Что такое житие? 1) историческое повествование, которое велось по годам 2) обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально- исторических событиях 3) биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью 4) литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе. А2. Что произошло после того, как князь и княгиня Муромские покинули Муром? город стал процветать в городе начались междоусобицы 3) ничего не изменилось 4) в город ворвались враги.

    А3. Объясните значение слова «тленные». А4. В словосочетаниях «были милостивыми», « блаженный князь», «блаженная княгиня», « богатств тленных», « истинными пастырями» выделенные слова являются: 1) метафорами 2) олицетворениями 3) эпитетами

    Задания, которые требуют написания развёрнутого ответа ограниченного объема. Выполняя их, постарайтесь сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос (примерный объём – 3–5 предложений) с опорой на текст. Избегайте пространных вступлений и характеристик Б1. Какой эпитет использует автор для характеристики Петра и Февроньи? Раскройте значение этого слова. Б2. Как вы понимаете смысл слов: «Правили городом своим истиной и кротостью, а не яростью»?


    Митрополит не включил житие Петра и Февронии в сборник Великих Миней Четиих. Источники не называют причины этого решения. (В учебнике – не сходилось по форме и содержанию с житийным каноном).

    Жанр – житие. (описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные ограничения (канон, литературный этикет), сильно отличающие его от светских биографий. Изучением житий занимается агиография.) Жития - жанр, характерный для всего средневекового периода развития литературы, - утвердились в литературе Киевской Руси в XI веке. Черты в данном произв-и, совпадающие с чертами жития:

    1. Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная).
    2. Любовь героев к Богу, почитание героями Библии
    3. Чудеса, которые творят герои
    4. Необычная смерть и посмертные чудеса
    5. Есть похвальное слово святым.
    6. В повести используется лексика, характерная для духовной литературы: блаженный, милостыню творя, заповеди Господние, чадолюбивые и т.д.

    Большинство исследователей считают, что основной конфликт жития заключен в борьбе муромских бояр и девы Февронии. Подлинный конфликт жития - борьба Бога и дьявола за человеческую душу.

    Через все вступление книжник последовательно проводит одну мысль : текст повествования нельзя воспринимать только буквально, он символичен. Мы читаем, что бесстрастие (то есть отсутствие страстей) у Господа "невозможно ни с чем сопоставить", но донести до сознания читателей эту мысль как-то нужно, поэтому мы "говорим же о солнце и дереве, поскольку они твари Божий, зиждитель же и создатель неизреченен".

    Как видим, сюжет “Повести” построен на активных действиях двух противостоящих сторон, и только благодаря личным качествам героини она выходит победительницей. Ум, благородство и кротость помогают Февронии преодолеть все враждебные действия ее сильных противников.

    Идеи гуманности, свойственные творчеству Е.-Е, нашли наиболее полное выражение именно в этом произведении.

    В повести о Петре и Февронии Муромских прослеживается несколько главных идей . Первая - "значимость человека определяется не его социальным происхождением, а мудростью". Вторая, самая впечатляющая, но более камерная, - "настоящая любовь - главная ценность, она способна победить все трудности, даже смерть", прмер, данный Шекспиром в образах Ромео и Джульетты. Можно отметить также мысль о том, что мудрость и спокойствие должны быть основой жизни, но она тесно вплетена в первые две идеи, и вычленить ее отдельно трудно.

    Герои повести – исторические лица: Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, однако в повести историчны только имена.

    Повесть, заимствуя элементы сказочного и создавая яркие запоминающиеся характеры, является не только образцом благочестивого жития русских князей, но и кладезем житейской мудрости.





    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта