Главная » Красота и здоровье » Художественные особенности. Имена литературных героев в романе «Обломов Обломов значение имени и фамилии

Художественные особенности. Имена литературных героев в романе «Обломов Обломов значение имени и фамилии

Домашние вопросы к этому уроку.

    Представление Обломова и Штольца- детство, воспитание , отношение к дому, к миру, оправдание фамилий.

    Какие ассоциации вызывают фамилия, и имя главного героя?

    С чем связана множественность мотивации фамилии главного героя?

    Какую смысловую нагрузку несут именование у Г.

    Как в именованиях показан контраст героев?

    образ жизни

    Что больше всего хотят, любят, боятся герои.

    Отношение к любви

    Каковы отношения Штольца и Обло­мова?

    О чём спорят Штольц и Обломов? Идеалы, отношение к реальности

    Как раскрывается в диалогах их внутренний мир?

    В чём смысл размышлений Обломова наедине с самим собой в главе пя­той второй части?

Обломов и Штольц: смысл сопоставления.

Мечта или жизнь.

Имена Обломова и. Штольца.

1.Значение имени.

Почему он Илья?

Илья - редкое для литературного героя, отнюдь не романтическое имя.

Одно из значений этого древнееврейского по происхождению имени - Божья помощь .

Имя - Илья Ильич - усиление через повторение

Отчество повторяет имя, Илья в квадрате - достойный продолжатель родовых традиций.

Имя и отчество отражают сквозной для романа образ времени -

    слияние в сознании героя прошлого и настоящего .

Мотив прошлого подкреплен тем обстоятельством, что имя героя напоминает о

    былинном богатыре - Илье Муромце.

Муромец сидел сиднем 33 года, но встал богатырем - благодаря чуду и тому, что в его силе остро нуждались.

А Обломов тоже сидел (на диване), но так и не стал богатырем,

хотя чудо над ним и попытались совершить.

Созвучие имен собственных Илья и Илиада помогает провести параллель между историей обломовского существования и

    гомеровским повествованием о многолетней войне древних.

Имя героя - символ прошлого, связи с предками, не только с реальными - отец Ильи, но и с

    мифологическими - «Илиада», и с

    фольклорными - былины об Илье Муромце

На это обратил внимание еще Ю. Айхенвальд:

И в самом деле, в повадках, жизнеповедении, отношении к людям у Ильи Муромца и Ильи Обломова есть схожие черты: доброта, благость, незлобивость...

За три года до публикации романа в «Русской беседе» (1856, №4) была опубликована статья Константина Аксакова

«Богатыри вре­мен великого князя Владимира по русским песням».

В ней он так характеризовал Илью Муромца:

«В нем нет удальства. Все под­виги его степенны, и все в нем степенно: это тихая, непобедимая сила. Он не кровожаден, не любит убивать и, где можно, уклоня­ется даже от нанесения удара.

Спокойствие нигде его не оставля­ет; внутренняя тишина духа выражается и во внешнем образе, во всех его речах и движениях... Илья Муромец пользуется общеиз­вестностью больше всех других богатырей.

Полный неодолимой силы и непобедимой благости, он, по нашему мнению, представи­тель, живой образ русского народа».

Не будем гадать, знал ли Гончаров аксаковскую трактовку (тем более, что «Сон Обломова» опубликован раньше статьи Аксакова),

но то, что при создании образа Илюши Обломова образы древних богатырей волновали его творческое воображение, несомненно,

ибо это один из сюже­тов, который сообщает

няня ребенку, маленькому Илюше, форми­руя его детское сознание:

«Она повествует ему о подвигах наших. Ахиллов и Улиссов, об удали Ильи Муромца, Добрыни Никитича, о Полкане-богатыре, о Колечище прохожем, о том, как они стран­ствовали по Руси, побивали несметные полчища басурман, как состязались в том, кто одним духом выпьет чару зелена вина и не крякнет».

Гончаров слегка иронизирует, но вместе с тем ясно со­общает, что

няня «влагала в детскую память и воображение Илиаду русской жизни»,

иными словами, у нас есть основание для параллели: Илья Муромец - Илья Обломов.

Укажем хотя бы на имя - Илья, достаточно редкое для лите­ратурного героя.

Оба сидят сиднем до тридцати трех лет, когда; с ними начинают происходить некие события. К Илье Муромцу являются калики «перехожие-переброжие», исцеляют его, наделяя силой, и он, явившись ко двору великого князя Владимира, затем отправляется странствовать, совершать подвиги.

К Илье Обломову, уже обалдевшему от своего лежания на постели (будто на печи),

является старый друг Андрей Штольц, тоже путешествую­щий по всему миру,

ставит Илью на ноги, везет ко двору (не­великого князя, разумеется) Ольги Ильинской,

где, наподобие ско­рее не богатыря, а рыцаря, Илья Ильич совершает «подвиги» в честь дамы:

не лежит после обеда, ездит с Ольгой в театр, читает книги и пересказывает их ей.

Фамилия главного героя вызывает ассоциации со словом

    облом ,

оно в литературном языке означает действие по глаголу обломать: 1-Ломая, отделить концы, крайние части чего- либо, отломать кругом, по краю.2- Заставить кого- либо вести себя определенным образом.

Кроме того, важную роль играет и переносное значение слова

    обломок - остаток чего- либо прежде существовавшего, исчезнувшего.

Фамилию героя можно связать также с народно - поэтической метафорой

    сон - обломон - это сон, который зачаровывает человека , как бы придавливает его могильным камнем, обрекая на медленное, постепенное умирание.

Возможно сближение фамилии с устаревшим прилагательным

    облый - круглый: мотив круга- один из ведущих в романе.

Множественность мотивации фамилии главного героя может быть обусловлена, с одной стороны, мотивом

недовоплощенности, нереализованности задатков героя, с другой- «обломом» жизненного пути персонажа.

Фамилия Штольц произошла от немецкого штольц

    гордый .

    любознательность.

Фамилия этого героя- антипода Ильи Ильича - контрастна фамилии Обломова.

    Но в обломке - чем-то твердом пересекается со Штольцем.

Русское имя Андрей в переводе с греч. означает - мужественный, храбрый .

Значение имени Штольца продолжает и усиливает противопоставление 2 героев - кроткого и мягкого Ильи- упорного и несгибаемого Андрея.

Но, давая своему герою в противовес немецкой фамилии русское имя, автор романа будто

    соединяет в образе Штольца противоположные качества:

    рационализм, практичность, деловитость и

    высокие духовные устремления, душевную тонкость, восприимчивость к красоте.

2) Возраст - Они ровесники.

3) Национальность .

Обломов и Штольц - двойники- антиподы гончаровской книги.

Обломов - природный русак.

Штольц - русский немец, мать - русская, гувернантка, отец- немец, агроном.

    Довольно давняя традиция делать героев антиподов иностранцами.

Но интересно, что Гончаров не рисует Штольца чистым немцем,

В Штольце Гонча­рова интересовало слияние, синтез двух культур.

«Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская;

веру он исповедовал православную;

природная речь его была русская:

он учился ей у матери и из книг, в университетской аудитории и в играх с деревенскими мальчишками, в толках с их отцами и на московских базарах.

Немецкий же язык он унаследовал от отца да из книг».

Штольц рос и воспитывался по соседству с Обломовкой,

но формирующие его характер условия были совершенно иными.

Отец героя, немец, управляющий в дворянском поместье,

привил сыну навыки самостоятельного и упорного труда, умение полагаться на собственные силы.

Мать, русская дворянка с нежным сердцем и поэтической душой,

передала Андрею свою духовность.

Иными словами, по основным культурным парамет­рам (язык и вера) для Гончарова Штольц был русский.

Да и в дальнейшей жизни, как мы знаем, он служил России, заботился о ее преуспеянии.

Гончаров утверждает, что такое

    двукультурье наиболее перспективно для развития человеческой личности

Воспринял Штольц и благотоворные эстетические впечатления от богатой картинной галереи в соседнем княжеском "замке".

Разные национально-культурные и общественно-исторические элементы, от патриархальных до бюргерских, создали, объединившись в личности Штольца,

характер, чуждый, по мысли романиста, ограниченности и крайности.

Показателен ответ юного героя на совет отца избрать любую "карьеру":

"служить, торговать, хоть сочинять, пожалуй":

"Да я посмотрю, нельзя ли вдруг по всем, - сказал Андрей".

4)Контрастные портреты

Портреты героев на контрасте.

193стр.-Штольц - «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признак а жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразителъные» (ч. 2, гл. 2).

Стр. 4 Обломов «Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный, или казался таким, может быть, пото­му, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли дви­жения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пух­лых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для муж­чины» (ч. 1, гл.

5)Разное воспитание и сформированные этим воспитанием черты характера

Критике книга очень понравилась, даже левой. За что?

За беспристрастный и жесткий реализм в первую очередь.

определение реализма- связь характеров и обстоятельств.

Первая часть романа подводит именно к объяснению Обломова через Обломовку.

Вопрос напрашивается сам собой:

что в жизни Обломовки формировало характер героя?

Всё пусть перечислят:

и мух, и страх новостей,

и дом над оврагом,

и отношение к учебе (особенно про праздники мне нравится: очень актуально).

Знаменитую фразу про то, что у Обломова есть Захар и еще 300 Захаров - зачем же ему что-то делать?

    Воспитательные приёмы в отношении Илюши состояли из бесконечных «нет» и «нельзя ».

Его не допускали к лошадям, к соба­кам, к козлу, в овраг, на галерею...

Постоян­ные запреты, неутомимая опека приводили к тому, что

силы никли и увядали, вместо жиз­ни-действия вырабатывалась привычка к жиз­ни-воображению, на неё тратились все ду­шевные силы героя.

При доброте, почти детской симпатии ко всему окружающему, при верном, чистом и честном сердце форми­ровался характер пассивный и слабый.

Отношение Обломова к своему статусу помещика (допрос про «других») - без доли сомнения или смущения (хотя Штольцу и боится показать, что одевает его Захар).

Обратная сторона - жить-то надо самому, никто за тебя не может состояться.

А быть он боится.

Тут нужно остановиться на двух вещах.

Во-первых, попросить сформулировать идеал жизни, который принят в Обломовке.

И из ответов аккуратно вытащить, даже на доску вынести две детали:

    повторяемость , цикличность (отсутствие развития) и

    отсутствие цели .

Объяснять, зачем оно нам, пока не стоит. Увидели - и хорошо.

Во-вторых, спросить, а кто (в идеале) должен этот идеал осуществить.

Крепостных для счастья мало: они, как Захар, бестолковы и несамостоятельны, им самим нужны пригляд и руководство.

Обязательно упомянуть имя Милитрисы Кирбитьевны, тоже на доске записать.

Там есть и добрая волшебница... которая изберёт себе какого-нибудь любимца... како­го-нибудь лентяя, которого все обижают, да и осыплет его, ни с того ни с сего, разным доб­ром, а он знай себе кушает да наряжается в готовое платье, а потом женится на какой-ни­будь неслыханной красавице, Милитрисе Кирбитьевне ».

Волшебница, которая устроит что угодно, - это как раз и есть идеал (данного типа цивилизации и данного героя).

    Илья Ильич безраздельно верит в сказку.

Няня

«нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса, где текут реки мёду и молока, где никто ничего круглый год не де­лает, а день-деньской только и знают, что гу­ляют все добрые молодцы, такие, как Илья

Ильич, да красавицы, что ни в сказке ска­зать, ни пером описать.

    Сказки, мифы развивали мечтательность воспитывали созерцательность, бездействие .

Они заронили в душу Илюши страх перед жиз­нью, робость перед всем непонятным, внут­реннюю скованность.

«Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молоч­ных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя , она сопровождается тай­ным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, за­чем сказка не жизнь, а жизнь - не сказка».

Штольц получил

    трудовое практическое воспитание

Но музыка Герца и замок в Верхлеве с портретами и князем и Пьером и Мишелем. Стр 188,

а мечте все равно нет места в его жизни стр. 194,боялся воображения.

Однако отношение автора к герою не од­нозначно положительное .

Штольц - сорвиголова, драчун, исчезает из дома на целые дни.

6) Образование

    Обломов учеба- это наказание, ниспосланное небом за наши грехи.

Может быть Обломов мало образован?

Образование в пансионе до 15 лет,

потом поэзия стр.72 -

гравюры мадонн 218

начал учиться по английски, мог говорить на любые темы - как Чичиков.

стр 219- Руссо Шиллер, Гете, Байрон

Общий и вечный аспект лиц и ситуаций "Обломова" расширялся благодаря обширному литературно-культурному контексту романа.

юный Обломов мечтал вместе со Штольцем увидеть картины

Корреджо,

росписи Микельанджело и

статую Аполлона Бельведерского,

зачитывался произведениями

Каждое из этих имен и все они вместе весьма точно указывают на духовные возможности и идеалы героя "Обломова".

    Ведь Рафаэль - это прежде всего "Сикстинская мадонна", в которой современники Гончарова видели воплощение и символ вечной женственности;

Шиллер был олицетворением идеализма и идеалистов;

а Руссо идеализировал "естественную" жизнь среди природы и вдали от бездушной цивилизации.

Илья Ильич, таким образом, еще до любви к Ольге был хорошо знаком как с надеждами, так и со "всеобщими человеческими скорбями" и разуверениями.

И еще один факт говорит об этом: даже в своем полусонном петербургском существовании герой не мог, по его словам, "равнодушно вспомнить Casta diva", т. е. ту самую женскую арию из "Нормы" Беллини, которая как бы сольется с обликом Ольги Ильинской, а также и драматическим итогом любви Обломова к ней.

Показательно, что своим толкованием Casta diva Илья Ильич фактически предугадывает еще до знакомства с Ольгой эту драму.

"Какая грусть, - говорит он, заложена в эти звуки! . . И никто не знает ничего вокруг. . . Она одна. . . Тайна тяготит ее. . . "

Но итог этого образования - У Обломова - пропасть между наукой и жизнью- стр 71,

Ника­кие последующие влияния - книги, универси­тетский быт, служба - не смогли серьёзно поколебать этих качеств .

«Странно подейст­вовало ученье на Илью Ильича: у него между наукой и жизнью лежала целая бездна, кото­рой он не пытался перейти. Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе».

А Штольц- стр 218- Я 2 раза был за границей, стр 218 учился в Европе

А Штольц все время чему- нибудь учится и включает свои знания в жизнь.

Обломов до последнего момента держится за родную Обломовку,

Штольц после университета уходит из дома со ста рублями и напутствием отца.

Только - махнул рукой на все надежды и все?:

Объяснение стр. 220 . - Причина?

Не понял этой жизни, не увидел ее цели.

Стр.207 Жизнь - хороша жизнь,

стр 210- Под этой всеобъемлемостью- кроется пустота

7) Образ жизни

Илья Обломов, в отличие от Ильи Муромца движения боится:

«Кто ж ездит в Америку и Египет! Англичане: так уж те так Господом Богом устроены; да и негде им жить-то у себя. А у нас кто поедет? Разве отчаянный какой-нибудь, кому жизнь нипочем», - восклицает Обломов.

Нет движения не только внешнего, внутри только мечты и незаинтересованность оющей жизнью

Илья Ильич только саркастически замечает:

«Желтый господин в очках... пристал ко мне: читал ли я речь какого-то депутата, и глаза вытаращил на меня, когда я сказал, что не читаю газет. И пошел о Лудовике-Филиппе, точно как будто он родной отец ему. Потом привязался, как я думаю: отчего французский посланник выехал из Рима? Как, всю жизнь обречь себя на ежедневное заряжанье всесветными новостями, кричать неделю, пока не выкричишься!»

Вообще-то надо сказать, что пустое пережевывание мировых новостей не раз осмеивалось русскими писателями, достаточно вспомнить изображенный Львом Толстым салон Анны Павловны Шерер.

Осмеяние это было справеддливым, однако, только отчасти.

Сама структура недемократи­чного устройства общества не давала обсуждению перейти в дело, иными словами, принять гражданам реальное участие в судьбах своего отечества.

Но отсутствие интереса даже к такому обсуждению означает низшую стадию выключенности из исторического самосознания.

Его неудачи на службе объясняются не только не­умением дело делать, но прежде всего

    ин­стинктивным страхом перед жизнью .

Единст­венное, что приносит герою ощущение счастья, - мечты о возвращении в райский уголок, в Обломовку.

Обломов медленно перемешается из одного замкнутого пространства в другое: родная деревня - комната на Горо­ховой улице - комната на Выборгской стороне - гроб и могила на ближайшем кладбище

«Как зорко ни сторожи­ло каждое мгновение его жизни любящее око жены, но веч­ный покой, вечная тишина и ленивое переползанье изо дня в день тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто оста­новились часы, которые забыли завести» - ч. 4, гл.

«беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента - посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу - выбирают его. Между тем он ездит и в свет, и читает: когда он

Штольц в движении.

Обломов лежит.

С чем это связано?

Он разочаровался?

А что он делал до этого?

Все время лежал?

Почему Обл. ведет такой образ жизни, а он способен по -другому жить?

Стр 64. Тогда он еще был молод

Стр 217 Вся жизнь - есть мысль и труд

8)Служба .

Обломов . Жизнь- труд и скука. Стр 64

Откуда это убеждение?

Поэтому служба не получилась. Судьбинский--

А Штольц - стр 193

служил, занялся своими делами, сам нажил дом и деньги.

9)Роль в обществе

Обломов . Стр 68 не был рабом женщин- много хлопот и душа него была чиста , ждала своей любви стр 69 но престала ждать и отчаялась

Штольц - стр 195

Он не ослеплялся красотой… не был рабом женщин …от него веяло свежестью и силой… стр 196

Почему он бросил такую жизнь? Стр 70 - махнул рукой на все надежды.

Чем он стал заниматься, узор жизни

А Штольц - стр 193- все время в движении..

10)Мечты, отношение к внутреннему миру.

Вместо внешней деятельности у Обломова - деятельность внутренняя,

а у Штольца - полное отсутствие этой внутренней деятельности,

Значит Штольц ущербен?

Стр. 79 Внутренняя вулканическая работа пылкой головы

Стр. 77 Случается и то, сто он исполнится презрения…

А Штольц - стр. 194 - больше всего он боялся воображения

Но в любви страсти его захватили до кровавого пота- стр 494.

Мечты у О. и Ш.

Разве можно жить не мечтая?

Интересно с таким человеком?

Стр. 197 Но он не способен был вооружиться той отвагой- значит чем то похож на Обломова с его трусливостью или нет?

11)Идеалы

стр. 213- В ожидании,пока проснется жена

    Жизнь есть поэзия?

Ноты, книги, рояль, изящная мебель

Разговоры по душе

стр. 217 Цель всей вашей жизни-стремление к идеалу утраченного рая?

- Все ищут отдыха и покоя?

Один ли такой Обломов?

Стр 221- наше имя - легион.

Стр 219.Из чего же ты бьешься, если цель твоя не обеспечить себя

Идеал Штольца - Для чего мучиться весь век?

    Для самого труда? Стр 219.

Перечитайте эпизод из главы 4ч. 2 от слов

Однажды воротясь откуда- то поздно.. до слов- теперь или никогда.

Выборочно перескажите его, обратив особое внимание на картины жизни, которые рисует О..

как в этом эпизоде сталкиваются

    «задача существования» и «практическая истина»?

Ди­алоги Штольца и Обломова в главах третьей-четвёртой второй части романа. стр

Вопросы

а) О чём спорят Штольц и Обломов?

б) Как раскрывается в диалогах их внутренний мир?

Диалог в главе третьей по сути является разговором двух давно не видевшихся друзей.

Обломов говорит о главном для себя - о судьбе Обломовки, о собственной жизни. Он пугается того, что предлагает Штольц.

На при­зыв Штольца поехать в гости, за границу Об­ломов защищается с тоской:

«Да куда это? Да зачем? <...> Отстал я, не хочется ...»

    Речь геро­ев в этом диалоге подтверждает прежние на­блюдения учителя и ребят о характерах Штольца и Обломова .

Реплики Андрея убеж­дают, что он смел, подвижен, энергичен, по­лон энергии.

Они либо

    вопросительные, а по­тому требуют ответа

«Ну что, как ты поживаешь? Здоров ли?»; «Ну, скажи, что твои дела в Обломовке?»)

либо

    выносят оконча­тельный приговор тому или иному явлению

«Какой плут этот староста!» «Да разве созна­ние есть оправдание?» «Тебе, кажется, и жить-то лень?».

В репликах Штольца

    много глаго­лов повелительного наклонения : «поезжай», «садись», «смотри», «скажи», «сбрось».

В речи Обломова

    вопросы носят, как правило, рито­рический характер ,

а восклицания содержат радость, жалобы на жизнь, страх перед ней

«Штольц! Штольц!» - в восторге кричал Об­ломов, бросаясь к гостю. «Какое здоровье!» «Ну, брат Андрей, и ты тоже!» «Да что, жизнь трогает!» «К незнакомым? Что выдумал!» «Ах, боже мой!» «Этого ещё недоставало!» «Всё пропало! беда!».

Не случайно и то, что в реп­ликах Обломова очень часты

    многоточия .

Они

    удлиняют реплики, передавая незнание Обло­мовым обстоятельств какого-то дела, его стремление оттянуть то или иное решение, скрыть какую-то тайную мысль или обстоя­тельство

«Только у меня план ещё не весь...» «Того и гляди останешься без гроша...» «Вот тут... десять, двадцать, вот двести рублей... да вот двадцать». «Да ты того... как же это вдруг... постой... дай подумать... ведь я не брит...»

В главе четвёртой второй части между героями завязывается

    спор о жизни.

В этом споре Обломов с наслаждением высказывает собственную точку зрения.

Он рисует картины созданной его воображением идиллии .

И чи­татель вновь увидит Обломовку с её приро­дой, культом еды, жизнью по обозначенному кругу.

Как бы ни стремился герой в эти карти­ны привнести элементы нового, как бы поэтична ни была эта идиллия, Штольц назовёт её обломовской.

Она очевидно выпадает из стремительного потока современности.

Но об этих же мечтах друга Штольц скажет: «Да ты поэт, Илья».

Только поэту даны такое богатст­во воображения, такая чистота и гармония стиля, какие есть в словах Обломова.

    Сам герой свято верит, что «жизнь есть поэзия».

Идеал Штольца во всём противоположен обломовскому.

Он считает, что нужно прежде всего трудиться :

«Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни...»

Но для Обломова труд- это божье наказание, вся петербургская жизнь - это скука.

Он выносит ей приговор:

«Скука, скука, скука!.. Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?»

В этой жизни для Обломова нет ума, сердца:

«Нет, это не жизнь, а искаже­ние нормы, идеала жизни, который указала при­рода целью человеку...».

По поводу этих раз­мышлений Обломова Штольц восклицает:

«Ты философ, Илья! Все хлопочут, только тебе ничего не нужно!»

Обломовскому идеалу Штольц выносит свой приговор:

«Это... <...> Ка­кая-то... обломовщина».

Он напоминает другу о том, что тот тоже когда-то мечтал

«служить, по­ка станет сил, потому что России нужны руки и головы для разработывания неистощимых ис­точников... работать, чтоб слаще отдыхать, а от­дыхать - значит жить другой, артистической, изящной стороной жизни, жизни художников, поэтов».

Когда-то Обломов мечтал изъездить вдоль и поперёк Европу, трудиться на благо России.

Эта высокая цель его вдохновляла, он сделал определённые шаги для её достижения.

Но отсутствие воли, трудность пути и отдалён­ность цели

сделали то, что он не смог достичь малого - выучиться математике и английскому языку. А теперь он «выгнал труд из жизни» и об­рекает себя на гибель.

12) Дружба. Стр 197.

Но, несмотря на различия, они дружат.

Дружба Обломова и Штольца?

Почему же они дружат? Что такое дружба?

У них дружба или нет?

Или так же как с Алексеевым и Тарантьевым, взаимное использование ?

В дружбе, как и в любви, должна быть жертвенность , нужно отдавать друг другу себя, свое время…

Причины их дружбы?

Штольцу нужен Обломов? С бала едет к нему стр 198.

Штольц - единствен­ный в романе, как Горацио в трагедии («почил высоких дух»), - знает истинную цену Обломову .

Он говорит Ольге:

«А если хо­чешь знать, так я и тебя научил любить его... Он падал от толчков, охлаждался, заснул, наконец, как убитый, разочарованный, потеряв силу жить, но не потерял честности и верности. Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало к нему грязи».

Не только Ольгу, всю нашу критику научил Штольц.

2 образа жизни. Как жить?

Спрятаться от жизни или действовать?

(4 образа жизни - Обломовка, Выборгская сторона- идиллия Обломова, Крым- Отличия)

Обломов отвернулся от жизни, потому что в ней нет искренности, в себе он сохранил чистоту, но фактически умер.

Он не сделал ни зла, ни добра - это хорошо ?

Бездействие - зло или добро?

У Обломова 300 Захаров, ему все легко достается и не приходится напрягаться.

    Итог - нет интереса к жизни, нет стимула к движению.

Штольцу все приходится делать самому,

это и воспитание , и его положение, он не богат, все трудности преодолевает сам.

Интерес к жизни.

В жизни нужно преодолевать препятствия? Или нет

Или это зависит от человека?

А Онегин- хандра, Печорин- все жертвы материальной обеспеченности.

Человеку некогда страдать, и скучать, и хандрить, когда он вынужден зарабатывать сеье на пропитание.

Жизнь Штольца - для себя

Что для России?

Предоставляет рабочие места, торговля на Запад.

Обломов - трутень,

Штольц- тоже как бизнесмен и капиталист

Спрятаться от жизни - работа - телевизор

или действовать? Но как?

Что для вас - действие и наполненная жизнь?

Суд над Обломовым-

    Внешность - не дурен,

    Образование -есть

    Жить по- другому умеет.

    Но почему он лежит?

Появляется цель- любовь- а он не воскресает-значит не любовь движет миром, а что- сила обстоятельств и реальная жизнь- роман - реалистический.

Суд над Штольцем-

Образование- поэты, музыка-вариации Герца матери, любит музыку- пение Ольги, но оно его так задевает, как Обломова?

У него же Обломовка рядом с ласками,

Замок в Верхлевке с его старинными преданиями и портретами.

Почему нет внутреннего горения и мечтаний?

Но где высшая цель- Обломову говорит- вы оба ошиблись, женщина не цель,

Стр 477 сама жизнь и труд- цель жизни, а не женщина-

а сам- некуда больше идти, когда убедился во взаимности Ольги.

Цель Штольца- женщина и личное счастье?

Сам Штольц, долгое время увлеченный деятельностью, восклицает, получив согласие Ольги стать его женой: "Дождался!

Сколько лет жажды чувства, экономии сил души! Как долго я ждал - все награждено: вот оно - последнее счастье человека!"

Это всемогущество любви объясняется важнейшей способностью, которой наделял ее Гончаров.

При верном ее понимании любовь не замыкается только счастьем любящих, но гуманизирует и иные отношения людей, вплоть до сословно-классовых.

Ольга- огонь

Но Обломова она не зажгла,

А Штольца зажгла.

Где его внутренняя жизнь

художественное воплощение образов Обломова и Штольца.

Критикой многократно отмечалось, что

    образы Обломова и Штольца не равновелики по своим художественным достоинствам.

Прокомментируйте слова Чехова о Штольце:

«Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит, что это великолепный малый, а я не верю…Наполовину он сочинен, на три четверти ходулен».

Согласны вы с писателем?

    от­сутствие барства, деятельное начало его на­туры,

стремление искать равновесие «практических сторон с тонкими потребно­стями духа», простой, прямой, настоящий взгляд на жизнь.

    он выбрал себе в друзья Обломова,

Он разглядел в Обломове то, что не видели другие: «...в основании натуры Обломова ле­жало чистое, светлое и доброе начало, испо­лненное глубокой симпатии ко всему, что хо­рошо и что только отверзалось и откликалось на зов этого простого нехитрого, вечно до­верчивого

Но он замечает, что

«печалями и радостями он управлял как дви­жением рук, как шагами ног или как обращал­ся с дурной и хорошей погодой»,

сравнивает Штольца с

«кровной английской лошадью ».

Стр 193 - В нравственных отправлениях своей жизни,

    жил по бюджету

Такой человек может быть симпатичен?

Образ Штольца задуман как воплощение идеала гармоничной личности?

Показана активность Штольца, присущая ему культура деятельности, культура разума.

На его фоне вновь рельефно выступает патриархальная пассивность Обломова,

что в образе Штольца видна

    поиск “равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа (он присущ и самому герою - Штольцу).

Вместе с тем обнаруживается

    ограниченность Штольца, неясность самой сути его деятельности , её цели.

Отмечается некоторое

    сходство Штольца с другими “гостями”, его зависимость от суетности.

При всём том автор отводит этому типу важное ме­сто в истории России; он

    причисляет Штольца к когорте новых деятелей :

«Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!» - уверенно и радостно восклицает Гончаров. (Рахметов у Чернышевского).

его связь и с духовным - нравственным, патриархальным, и с современным - деятельным, рациональным началами.

Идеал оказывается не воплощённым ни в одном из до сих пор рассмотренных героев

    Практиче­ски ни один из идеальных образов великих русских писателей не получил убедительного художественного воплощения,

точнее, они убедительны в системе ценностных координат, данного художника (так, «новые люди» Чернышевского были реальным образцом для тысяч их последователей),

однако стоит встать на иную точку от­счета, как сразу же претензии к достоверности,

Дело в том, что идеальный об­раз приходится лепить из черт, которые писатель хочет ви­деть и которые могут осуществить себя в реальности, но по­ка отсутствуют.

    Схематичность

    Суетен как гости- отсутствие высшей цели

    Рассудочен - отсутствие мечтаний и, как следствие,- отсутствие внутренней жизни.

Штольцу так не повезло в русской критике.

Он вызывал только осуждение, поскольку полагали, что

Гончаров хо­тел нарисовать героя, равновеликого Обломову.

Штольц, однако, для Гончарова не проблема, во всяком случае не ху­дожественная проблема, он просто, как

Фортинбрас Гамлету, ука­зывает Обломову путь жизни.

    Между тем не раз было сказано, что образ Штольца с точки зрения поэтики неудачен, фальшив, надуман .

Критиковался он и с точки зрения содержания:

за прагматизм,

за буржуазный эгоизм,

за механицизм,

за отсутствие душевного полета.

В Штольце ви­дели представителя чуждого нам западного рационализма.

Штольц ктому же, как мы знаем из романа, связан с высшей государст­венной администрацией, к его слову прислушиваются министры.

Даже Добролюбов , похвалив его, все же

отка­зал ему в праве называться

«новым человеком», а уж остальные на корню отвергли его за «отсутствие высших интересов».

Но окончательный приговор, почти не подлежащий обжалованию, произнес Штольцу Ю.

    Лощиц .

Повторив многое из прошлого об­винительного акта, современный исследователь к тому же называет Штольца

    «международным туристом»,

утверждая, что Гон­чаров рассказывает о мировом скитальце, обошедшем все земли и народы, о «существе», многократно живущем, скитающемся по векам и землям.

Не надо много сообразительности, дабы догадать­ся, что речь идет об Агасфере, то есть Вечном Жиде, бездомном страннике.

Но Штольц пострашнее Агасфера:

«Его способность быть, так сказать, вездесущим заставляет о многом задуматься - это ведь почти уже и нечеловеческая способность» .

Однако пе­речислив маршруты его вояжей (в России - Петербург, Обломовка, Москва, Нижний Новгород, Крым; в зарубежье -Бельгия, Англия, Париж, Бонн, Иена, Эрланген, Швейцария...), мы можем только удивиться: ничего особенного...

Вспомним Гоголя, треть жизни прожившего в Италии,

Достоевского, побывавшего и в Гер­мании, и во Франции,

Льва Толстого, труднее назвать русского писателя, не объездившего Россию и Европу.

Не говорим уже о Гончарове, проехавшемся Бог знает куда на фрегате «Паллада» и не раз бывавшем за границей, где, кстати сказать, и был в ос­новном написан роман «Обломов».

Для Лошица Штольц - носитель злого начала, не перестраи­вающий, нет,

губящий патриархальную Россию, воплотившую­ся в Обломовке, губящий сознательно, со злорадством, буд­то преследуя тайную цель:

«Пока существует «сонное царство», Штольцу все как-то не по себе, даже в Париже плохо спится.

Му­чит его, что обломовские мужики испокон веку пашут свою зем­лицу и снимают с нее урожаи богатые, не читая при этом никаких агрономических брошюр.

И что излишки хлеба у них задержива­ются, а не следуют быстро по железной дороге - хотя бы в тот же Париж. ...

«Сонное царство» рушится не оттого, что слишком ленив Илья Ильич, а потому, что поразительно деятелен его приятель.

По воле Штольца

«сонное царство» должно превратить­ся в... станцию железной дороги, а обломовские мужички пойдут работать насыпь».

А ведь если верить не Лощицу, а старосте Обломова, не сну Ильи Ильича, а той реальности , о которой сооб­щалось Обломову и которая требовала его вмешательства, мужи­ки его жили куда как скверно:

«Доношу твоей барской милости, что у тебя в вотчине, кормилец наш, все благополучно. Пятую неделю нет дождей: знать, прогневали Господа Бога, что нет дож­дей. Этакой засухи старики не запомнят: яровое так и палит, словно полымем. Озимь ино место червь сгубил, ино место ранние морозцы сгубили; перепахали было на яровое, да не знамо, уродится ли что? Авось, милосердый Господь помилует твою барскую милость, а о себе не заботимся: пусть издохнем. А под Иванов день еще три мужика ушли: Лаптев, Балочев, да особо ушел Васька, кузнецов сын. Я баб погнал по мужей; бабы те не воро­тились... А нанять здесь некого: все на Волгу, на работу на барки ушли - такой нынче глупый народ здесь стал, кормилец наш ба­тюшка, Илья Ильич! Холста нашего сей год на ярмарке не будет: сушильню и белильню я запер на замок и Сычуга приставил ден­но и ночно смотреть: он тверезый мужик; да чтобы не стянул чего господского, я смотрю за ним денно и ночно. Другие больно пьют и просятся на оброк. В недоимках недобор...» И так далее. Хоро­ша благословенная Обломовка!..

Отчего так не любят Штольца?

На нем, пожалуй, самый страш­ный для нашей вульгарно-социологической науки грех:

он, как, впрочем, и Тушин из «Обрыва», русский капиталист, взятый с его идеальной стороны.

Слово же «капиталист» звучит для нас почти ругательством.

Мы можем умилиться Обломову, живущему кре­постным трудом,

самодурам Островского,

дворянским гнездам Тургенева,

даже найти положительные черты у Курагиных, но Штольц!..

Почему-то ни у кого не нашлось столько укоризненных слов относительно Тарантьева и Мухоярова, «братца» Агафьи Матвеевны, которые буквально обворовывают и разоряют Обломова, сколько их употреблено по отношению к другу детства Штольцу, выручающему Обломова, именно потому, что видит он (он, именно он видит!) золотое сердце Ильи Ильича.

Происхо­дит интересная подмена:

все дурные качества, которые можно связать с духом наживы и предпринимательства и которые замет­ны в Тарантьеве и Мухоярове, горьковских купцах, предпринима­телях Чехова и Куприна, у нас адресуют Штольцу.

Но если Горь­кий, Островский, Чехов рисовали реальный русский капитализм, опутанный нитями неизжитого крепостничества, сросшегося с са­модержавием,

то Гончаров рисовал

образ идеализирован­ного капиталиста, образ романтически приподнятый.

А бур­жуазный пафос Штольца был в этот момент много прогрессивнее для России, чем крепостнический застой.

Ни один из хищников, окружающих Обломова, не ставит себе задач по организации какого-либо дела, их задачи мелки; ур­вать, ухватить и залечь в нору.

Салтыков-Щедрин заметил

    это российское презрение к профес­сионализму

(а ведь Штольц - профессиональный делец;

в отличие от Тарантьева, «сшибающего» обломовское белье да червонцы, он работает, а не грабит),

А. Социально - исторический конфликт.

Противопоставление прошлого и настоящего или скоро грядущего будущего.

В своей статье «Что такое обломовщина?» Добролюбова складывалась следующая иерархия персонажей .

Обломов и другие герои - обломовцы, в отряд которых были зачислены почти все герои предшествующего времени: Онегин, Печорин, Рудин- это русское прошлое, уходящее, но пока сохраняющееся в привычках и нравах.

Обломовщина для Добролюбова- это социальное понятие,

Обломов - исторический тип, порождение крепостничества , которое заразило своим бездельем все слои общества.

Штольц - настоящее , умеренное, самодовольно- буржуазное, оно избегает острых общественных проблем.

«Мы не пойдем Манфредами и Фаустами на дерзкую борьбу с мятежными вопросами».

Сомнение и недовольство Ольги предсказывают героя близкого будущего, который позовет всех вперед .

В конце романа названа причина загубленной жизни Ильи Ильича - обломовщина. Что это такое, пространно разъяснил Добролюбов: это никчемность дворян, привыкших жить за счет крепостного труда (характер и обстоятельства связаны напрямую). Обломов записан в «лишние люди» и считается последним представителем этого типа в русской литературе. Все признаки налицо: образованный дворянин, не нашедший себе места и дела в жизни («умная ненужность»), развращенный тем, что положение помещика освобождает его от необходимости трудиться, не выдержавший испытания любовью и сравнения с гораздо более в нравственном смысле «высокой» героиней…

Сам Гончаров не протестовал, но ему явно не хотелось такой прямолинейной однозначности в оценке.

более сложная картина, состоящая из ряда противопоставлений и кое в чем Обломова оправдывающая (как и весь патриархальный уклад).

В его трагедии Гончаров видел

    нечто общечеловеческое, не связанное только со своей эпохой .

    « вечный » .

Или хотя бы исконно русский («национальный тип»).

Иногда я добавляю, что

дотошный реализм Гончарова дает нам еще один повод для оправдания Обломова: полнота, малоподвижность и ранняя смерть , на мой взгляд, ясно указывают на то, что у него было больное сердце. А все здоровые знакомые мучили его (сытый голодного не разумеет), одна Пшеницына жалела. Но в 19 веке медицина еще была слаба…

Б.Вечные черты обломовского типа

Противопоставление вечного и временного .

Штольц хочет жить, как все, и гонится за внешними сокровищами ;

Обломов хочет быть в себе, а для самопогружения суета не нужна- сокровища внутренние .

Штольц живет умом, логикой, а жизнь иррациональна. Обломов ее чувствует и потому, может быть, и боится.

И смысл жизни есть у обоих :

у Штольца - суета и дорога, заполняющие все пространство его существования,

у Обломова - покой и домашний очаг.

Обломов не только как человек- обломок, продукт русского крепостничества,

но и как

На свете счастья нет, но есть покой и воля, стремящийся к гармонической жизни, к идеалу .

Споры Обломова и Штольца - это противопоставление

    2 этапов исторического развития, дискуссия человека мифологического и человеком историческим .

Это не жизнь

Не все, ты сам, лет десять, не того искал в жизни.

Робко начинающий спор Обломов неожиданно оказывается в конце его в роли нападающей стороны.

Штольц же переводит обломовское положительное понятие

утраченный рай в негативное в его употреблении понятие утопия- место, которого нет

Цитата Я видел Русь вдоль и поперек.

Для самого труда.

Обломов находит слабое место штольцовского понимания жизни:

бессмысленно трудится только насекомые.

Перед человеком вечно возникает вопрос- зачем?

Определяя Обломова как «всероссийский тип», Соловьев , по сути дела, указывает на то, что Гончарову удалось выявить на свет, говоря современным языком, один из

    архетипов русской культуры, который, разумеется, не может быть исчерпан ни временем, ни социальной средой.

«Я старался показать в Обломове, как и

отчего люди у нас превращаются прежде времени в... кисель - климат, среда, протяжение, захолу­стье, дремучая жизнь - и ещё частные индиви­дуальные у каждого обстоятельства».

Писатель знал, что с уничтожением крепостничества

об­ломовщина не исчезнет, - это коренная рус­ская, национальная черта.

Он пишет: «"Обло­мовщина"... не вся происходит по нашей собственной вине, а от многих, от нас самих "не зависящих причин!".

Она окружила нас, как воздух, и мешала (и до сих пор мешает отчасти) идти твёрдо по пути своего назначения».

    Корни обломовщины, по Гончарову, кроются в приро­де каждого человека, они в той лени и апатии, которые свойственны ему от рождения.

Обло­мовщина - явление, актуальное и для нашего времени.

«Я инстинктивно чувствовал, - замечал Гончаров, - что в эту фигуру вбираются мало-помалу элементарные свойства русского человека».

В чередовавшихся исторических, политических и культурных ситуациях роман Гончарова каждый раз трактовался по-новому,

причем менялась не характеристика образа:

все сходились, что Обломове изображен сонный ленивец, -

    менялась оценка, менялось отношение к герою.

Скажем, в годы, которые в сегодняшней публицистике именуются «застойными», образ Обломова не раз трактовался как положительный, выразивший своей судьбой кре­до недеяния в условиях скверной действитель­ности.

В застойные годы, когда за бездействием Обломова умному и честному читателю хотелось видеть

«итог разочарования умного и честного человека в самой возможности настоящей деятельности», широкой популярностью в среде петербургской интеллигенции пользовались строки стихотворения Н. Голля:

Лежим на продранном диване

Мы под пружинный перегуд.

Но если позовут - мы встанем.

…А если нас Не позовут?..

Поразмышляйте. Только ли качества Обломова отражаются в этом стихотворении?

«За бездействием Обломова, - писала Е. Краснощекова, - видится... не только природная лень, воспитанное с детства иждивенчество, но и

    апатия - итог разочарования умного и чест­ного человека в самой возможности настоящей деятельности».

Трактовку Обломова в русской критике как

    «положительно прекрасного человека»

напомнила нам в сво­ем предисловии к книге очерков, статей и писем И. А. Гончарова, выпущенной в 1986 году, Т. В. Громова.

    Этот психологически вполне понятный переход от прежде без­условного осуждения Обломова как символа отечественного недеяния (добролюбовская традиция)

    к его полному оправда­нию (возрождавшему трактовку Дружинина)

был, однако, как кажется, слишком простым, однозначно-прямолинейным перевер­тыванием противоположного тезиса.

Раньше Обломов казался плохим, теперь говорят:

    Обломов патологически ленив, но в этом-то и есть его заслуга и величие.

Думается, что проблема, по­ставленная Гончаровым (а о том, что такая проблема была, ис­следователи, увлеченные своим отношением к герою, словно за­бывают),

много сложнее и глубже.

Потому что герой романа Илья Обломов далеко не одномерен:

он представляется трагиче­ским героем, изображенным иронически, хотя и с горькой иронией, возможно, даже с любовью.

Сквозь облик русского патриархально-идиллического барина в Илье Ильиче можно даже обнаружить черты таких "коренных" человеческих архетипов, как классические герои Шекспира и Сервантеса.

Гамлетовским "быть или не быть" звучит для Обломова вопрос: "Идти вперед или остаться? " в состоянии покоя.

С Дон Кихотом Илью Ильича объединяет не только чистота души и идеализма, но и отношение к его слуге Захару.

Словом, это характер, в такой же мере принадлежащий своей эпохе, как и вечный.

В. Конфликт цивилизаций или национальный конфликт. Противопоставление Запада и Востока.

русским национальным характером

и свойственно ли нам от природы совершать подвиги, создавать раритеты, но терпеть грязь и разруху в своих домах (дворах, подъездах), не уметь дать отпор мошенникам и просто добросовестно трудиться изо дня в день на одном и том же месте,

можно сказать, что нынче принято в главном конфликте «Обломова» (движение - неподвижность) видеть конфликт цивилизаций , не меньше.

1.Это тип русского человека с его

«пассивностью волевых процессов, наклонностью к фатализму, боязнью жизни и перемен», - утверждал литературовед и психолог

    Д. Н. Ов­сянико- Куликовский накануне первой русской революции в книге с характерным заглавием «История русской интел­лигенции» (1904).

2.В споре с Добролюбовым Дружинин увидел в Обломове прежде всего воплощение лучших свойств русской души .

«В том-то и заслуга романиста, что он крепко сцепил все корни обломовщины с почвой народной жизни и поэзии - проявил нам ее мирные и незлобные стороны, не скрыв ни одного из ее недо­статков.

Обломов - ребенок, а не дрянной развратник,

он соня, а не безнравственный эгоист или эпикуреец времен распадения . Он бессилен на добро, но он положительно неспособен к злому делу, чист духом, не извращен житейскими софизмами - и, несмотря на всю свою жизненную бесполезность, законно овладевает симпа­тиею всех окружающих его лиц, по-видимому, отделенному от него целою бездною» «"Обломов". Роман И.А. Гончарова » , 1859

Два критика, прямо противоположно оценивая характер гончаровского героя, совпали в его понимании как нацио­нального типа.

Такой взгляд определил последующее вос­приятие романа.

«Отличительная особенность Гончарова - это сила художе­ственного обобщения, благодаря которой он мог создать такой все­российский тип, как Обломова, равного которому по широте мы не находим ни у одного из русских писателей», - утверждал фило­соф В. С. Соловьев. И специально уточнял в примечании: «В срав­нении с Обломовым и Фамусовы, и Молчалины, Онегины и Печо­рины, Маниловы и Собакевичи, не говоря уже о героях Островско­го, все имеют лишь специальное значение» три речи в память Достоевского

Обломовщина - это особенность русской ментальности (способа мышления).

Это тип русского человека с его пассивностью, боязнью жизни и перемен.

На вопросы «кто такой Обломов?» и «что такое обломовщина?« можно дать и еще один ответ.

Заметим, что в самом романе слово «Обломовщина» впервые произносит Штольц

Потом С ним соглашается Обломов.

В финале романа его слышит от Штольца похо­жий одновременно и на Обломова, и на

Гончарова литера­тор:

«полный, С апатическим лицом, задумчивыми, как будто сонными глазами» (в коротком портрете повторяют­ся сразу три обломовских эпитета: полный, апатический, сонный).

«Обломовщина! - с недоумением повторил литератор. - Что это такое?

Сейчас расскажу тебе: дай собраться с мыслями и памятью.

А ты запиши: может быть, кому-нибудь пригодится.

И он рассказал ему, что здесь написано» (ч. 4, гл. 11).

Роман Гончарова, таким образом, заканчивается остро­умным композиционным кольцом: мы только что прочли записанный литератором рассказ Штольца.

3начит, отве­том на вопрос что это такое оказывается вся книга.

Фамилии героев романа Гончарова имеют символический смысл. Их можно назвать «говорящими», так как они указывают на отличительные свойства героев.

Главный герой романа - . Фамилия Обломов указывает на то, что в душе героя что-то обломилось. И теперь у него нет целостности, нет стремления к решительным действиям. Героя зовут так же, как и отца, что символизирует стремление к такой же жизни, которой жили его родители в деревне Обломовке.

Называя своего героя именем Илья, Гончаров ссылался также на фольклор. Былинный богатырь Илья Муромец тоже был прикован тридцать лет к постели, но он, в отличие от Обломова, был болен. После исцеления Илья Муромец стал совершать подвиги, а Илья Обломов так и не смог воплотить мечты в реальность. Герой не сумел приспособиться к новому обществу и постепенно «обломился» от него навсегда.

Противоположностью Ильи Обломова был его друг . Фамилия Штольц в переводе с немецкого значит «гордый», а имя Андрей - «мужественный и храбрый». На этом и делает акцент автор, изображая героя. С детства ему привили чувство собственного достоинства, научили храбро идти к своей цели. Штольц – фамилия, которую дал герою его отец-немец. Немецкие корни сделали Андрея организованным, деятельным человеком.

Главная героиня произведения - . Гончаров фамилией героини показывает ее предназначение стать женой Ильи Обломова, но по причине не сложившихся отношений с Ильей, она становится женой Штольца. И брак с Андреем хотя и можно назвать удачным, но не счастливым, ведь ей судьбой был предназначен Илья.

– простая, добрая женщина, с которой смог ужиться Обломов. Ее фамилия показывает природное начало в ней. Имя Агафья означает «хорошая, добрая». В древнегреческом словаре слово agape означает самоотверженную любовь. Именно так и относилась Агафья к Илье Обломову: «Никаких понуканий, никаких требований не предъявляет Агафья Матвеевна».

Фамилии второстепенных героев тоже раскрывают их характер. Например, Махов означает «махнуть на все рукой» или «подмахнуть». А Затертый происходит от глагола «затереть», что можно понимать как способность героя «замять дело». Тарантьев говорит о том, что человек умеет «тарантить», то есть разговаривать резко, скоро. Автор охарактеризовал этого героя как бойкого и хитрого. У модного журналиста фамилия Пенкин тоже неспроста. Она ассоциируется с выражениями «снимать пенку», «с пеной у рта» и символизирует образ пены, то есть чего-то поверхностного. Пенкин таким и изображен – человеком, который ни во что глубоко не вникает, не изучает.

Имена и фамилии играют важную роль в романе, так как они помогают понять особенности характера героев и замысел автора в целом.

В романе «Обломов» с полной силой проявилось мастерство Гончарова-прозаика. Горький, назвавший Гончарова «одним из великанов русской литературы», отметил его особенный, пластичный язык. Поэтический язык Гончарова, его талант образного воспроизведения жизни, искусство создания типических характеров, композиционная завершенность и громадная художественная сила представленной в романе картины обломовщины и образа Ильи Ильича - все это способствовало тому, что роман «Обломов» занял достойное место в ряду шедевров мировой классики.

Огромное значение в произведении играет портретная характеристика героев, с помощью которой читатель знакомится с персонажами и составляет представление о них и о чертах их характеров. Главный герой романа - Илья Ильич Обломов - человек тридцати двух-тридцати трех лет, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, в которых нет никакой идеи, с бледным цветом лица, пухлыми руками и изнеженным телом. Уже по этой портретной характеристике мы можем составить представление об образе жизни и душевных качествах героя: детали его портрета говорят о ленивом, неподвижном образе жизни, о его привычке к бесцельному времяпровождению. Однако Гончаров подчеркивает, что Илья Ильич - приятный человек, мягкий, добрый и душевный. Портретная характеристика как бы подготавливает читателя к тому жизненному краху, который неизбежно ждал Обломова.

В портрете антипода Обломова, Андрея Штольца, автор использовал иные краски. Штольц - ровесник Обломова, ему уже за тридцать. Он в движении, весь составлен из костей и мускулов. Знакомясь с портретной характеристикой этого героя, мы понимаем, что Штольц - сильная, энергичная, целеустремленная личность, которой чужда мечтательность. Но эта почти идеальная личность напоминает механизм, а не живого человека, и этим отталкивает читателя.

В портрете Ольги Ильинской преобладают другие черты. Она «не была красавицей в строгом смысле этого слова: не было в ней ни белизны, ни яркого колорита щек и губ, и глаза ее не горели лучами внутреннего огня, не было жемчуга во рту и кораллов на губах, не было миниатюрных рук с пальчиками в виде винограда». Несколько высокому росту строго соответствовала величина головы и овал и размеры лица, все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - со станом... Нос образовал чуть заметную грациозную линию. Губы тонкие и сжатые - признак ищущей, устремленной на что-нибудь мысли. Этот портрет свидетельствует о том, что перед нами гордая, умная, немного тщеславная женщина.

В портрете Агафьи Матвеевны Пшеницыной проступают такие черты, как мягкость, доброта и безволие. Ей около тридцати лет. Бровей у нее почти не было, глаза - «серовато-послушные», как и все выражение лица. Руки белые, но жесткие, с выступившими наружу узлами синих жил. Обломов принимает ее такой, какая она есть и дает ей меткую оценку: «Какая она... простая». Именно эта женщина была рядом с Ильей Ильичем до его последней минуты, последнего вздоха, родила ему сына.

Столь же важно для характеристики персонажа описание интерьера. В этом Гончаров является талантливым продолжателем традиций Гоголя. Благодаря обилию предметно-бытовых деталей в первой части романа читатель может составить представление об особенностях героя: «Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его... На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат... Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие, когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу...» Подробно описывая предметы, окружающие Обломова в повседневной жизни, Гончаров обращает внимание на безразличие героя к этим вещам. Но равнодушный к быту Обломов на всем протяжении романа остается его пленником.

Глубоко символичен образ халата, неоднократно появляющийся в романе и указывающий на определенное состояние Обломова. В начале повествования удобный халат является неотъемлемой частью личности героя. В период влюбленности Ильи Ильича он исчезает, и возвращается на плечи хозяина в тот вечер, когда произошел разрыв героя с Ольгой.

Символична и ветка сирени, сорванная Ольгой во время ее прогулки с Обломовым. Для Ольги и Обломова эта ветка явилась символом начала их отношений и в то же время предвестила конец. Еще одна немаловажная деталь - это развод мостов на Неве. Мосты развели в то время, когда в душе Обломова, жившего на Выборгской стороне, наметился перелом в сторону вдовы Пшеницыной, когда он полностью осознал, какие последствия несет жизнь с Ольгой, испугался этой жизни и снова начал погружаться в апатию. Нить, связывающая Ольгу и Обломова, порвалась, и ее нельзя заставить срастись, поэтому, когда мосты навели, связь между Ольгой и Обломовым не восстановилась. Символичен и падающий хлопьями снег, который знаменует конец любви героя и одновременно закат его жизни.

Не случайно автор так подробно описывает домик в Крыму, в котором поселились Ольга и Штольц. Убранство дома «носило печать мысли и личного вкуса хозяев», в нем было много гравюр, статуй, книг, что говорит об образованности, высокой культуре Ольги и Андрея.

Неотъемлемой частью созданных Гончаровым художественных образов и идейного содержания произведения в целом являются имена собственные героев. Фамилии героев в романе «Обломов» несут в себе большую смысловую нагрузку. Главный герой романа по исконной русской традиции получил свою фамилию от родового имения Обломовки, название которой восходит к слову «обломок»: обломок старого уклада жизни, патриархальной Руси. Размышляя о русской жизни и ее типичных представителях своего времени, Гончаров одним из первых заметил сбой внутренних национальных черт, чреватый обрывом, или обломом. Иван Александрович предугадал страшное состояние, в которое в XIX веке начинало впадать русское общество и которое к XX веку стало массовым явлением. Леность, отсутствие определенной цели в жизни, горения и желания трудиться стало отличительной национальной чертой. Есть и другое объяснение происхождения фамилии главного героя: в народных сказках часто встречается понятие «сон-обломон», который зачаровывает человека, как бы придавливает его могильным камнем, обрекая на медленное, постепенное угасание.

Анализируя современную ему жизнь, Гончаров искал среди Алексеевых, Петровых, Михайловых и других лиц антипода Обломова. В результате этих поисков возник герой с немецкой фамилией Штольц (в переводе с немецкого - «гордый, исполненный чувства собственного достоинства, сознающий свое превосходство»).

Илья Ильич всю свою сознательную жизнь стремился к существованию, «которое было бы и исполнено содержания, и текло бы тихо, день за днем, капля по капле, в немом созерцании природы и тихих, едва ползущих явлениях семейной мирно-хлопотливой жизни». Такое существование он нашел в домике Пшеницыной. «Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки (как «пшеничная булочка»). Имя этой героини - Агафья - в переводе с греческого языка означает «добрая, хорошая». Агафья Матвеевна - тип скромной и кроткой женщины-хозяйки, образец женской доброты и нежности, жизненные интересы которой ограничивались лишь семейными заботами. Служанка Обломова Анисья (в переводе с греческого - «исполнение, польза, завершение») по духу близка Агафье Матвеевне, и потому они так быстро подружились и стали неразлучны.

Но если Агафья Матвеевна любила Обломова бездумно и беззаветно, то Ольга Ильинская буквально «сражалась» за него. Ради его пробуждения она была готова принести в жертву свою жизнь. Ольга любила Илью ради него самого (отсюда фамилия Ильинская ).

Фамилия «друга» Обломова, Тарантьева , несет в себе намек на слово таран . В отношениях Михея Андреевича с людьми выявляются такие качества, как грубость, наглость, настырность и беспринципность. Исай Фомич Затертый , которому Обломов дал доверенность на управление имением, оказался мошенником, тертым калачом . В сговоре с Тарантьевым и братцем Пшеницыной он мастерски обворовал Обломова и хорошо затер свои следы.

Говоря о художественных особенностях романа, нельзя обойти и пейзажные зарисовки: для Ольги гуляния в саду, ветка сирени, цветущие поля - все это ассоциируется с любовью, чувствами. Обломов также осознает, что связан с природой, хотя не понимает, зачем Ольга постоянно тянет его гулять, наслаждается окружающей природой, весной, счастьем. Пейзаж создает психологический фон всего повествования.

Для раскрытия чувств и мыслей героев автор использует такой прием, как внутренний монолог. Наиболее ярко этот прием раскрыт в описании чувств Обломова к Ольге Ильинской. Автор постоянно показывает мысли, реплики, внутренние рассуждения героев.

На протяжении всего романа Гончаров тонко подшучивает, иронизирует над своими героями. Особенно эта ирония заметна в диалогах Обломова и Захара. Так описана сцена водворения халата на плечи хозяина. «Илья Ильич почти не заметил, как Захар раздел его, стащил сапоги и накинул на него халат.

Что это? - спросил он только, поглядев на халат.

Хозяйка сегодня принесла: вымыли и починили халат, - сказал Захар.

Обломов как сел, так и остался в кресле».

Главным композиционным приемом романа является антитеза. Автор противопоставляет образы (Обломов — Штольц, Ольга Ильинская - Агафья Пшеницына), чувства (любовь Ольги, эгоистичная, самолюбивая, и любовь Агафьи Матвеевны, самоотверженная, всепрощающая), образ жизни, портретные характеристики, черты характера, события и понятия, детали (ветка сирени, символизирующая надежду на светлое будущее, и халат как трясина лени и апатии). Антитеза дает возможность ярче выявить индивидуальные черты характеров героев, увидеть и понять два несопоставимых полюса (например два сталкивающихся состояния Обломова - бурную временную деятельность и лень, апатию), а также помогает проникнуть во внутренний мир героя, показать контрастность, которая присутствует не только во внешнем, но и в духовном мире.

Начало произведения построено на столкновении суетного мира Петербурга и изолированного внутреннего мира Обломова. Все посетители (Волков, Судьбинский, Алексеев, Пенкин, Тарантьев), наносящие визиты Обломову, являются яркими представителями общества, живущего по законам фальши. Главный герой стремится отгородить себя от них, от той грязи, которую приносят его знакомые в виде приглашений и новостей: «Не подходите, не подходите! Вы с холода!»

На приеме антитезы выстроена и вся система образов в романе: Обломов - Штольц, Ольга - Агафья Матвеевна. Портретная характеристика героев также дается в противопоставлении. Так, Обломов - пухлый, полный, «с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица»; Штольц же весь состоит из костей и мускулов, «он беспрестанно в движении». Два совершенно разных типа характера, и трудно поверить что между ними может быть что-то общее. И тем не менее это так. Андрей, несмотря на категоричное неприятие образа жизни Ильи, сумел разглядеть в нем черты, которые трудно сохранить в бурном жизненном потоке: наивность, доверчивость и открытость. Ольга Ильинская полюбила его за доброе сердце, «голубиную нежность и внутреннюю чистоту». Обломов не только бездеятельный, ленивый и апатичный, он открыт миру, но какая-то невидимая пленка мешает ему слиться с ним, идти одной дорогой со Штольцем, жить активной полноценной жизнью.

Два ключевых женских образа романа - Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына - также даны в противопоставлении. Эти две женщины символизируют собой два жизненных пути, которые предоставляются Обломову в качестве выбора. Ольга - сильная, гордая и целеустремленная натура, в то время как Агафья Матвеевна - добрая, простая и хозяйственная. Стоило бы Илье сделать один шаг в сторону Ольги, и он смог погрузиться в ту мечту, которая была изображена во «Сне…». Но общение с Ильинской стало последним испытанием для личности Обломова. Его натура не способна слиться с жестоким внешним миром. Он отказывается от вечного поиска счастья и выбирает второй путь - погружается в апатию и находит покой в уютном доме Агафьи Матвеевны.

Фамилия Обломов образована от прозвища Облом. По одной из версий, оно происходит от глагола обломать - ломая, отделить концы, крайние части чего-либо, заставить кого-либо вести себя определенным образом, подчинив себе его волю, сломив упрямство. Вполне возможно, что прозвище Облом мог получить как неуклюжий, неповоротливый, так и властный человек.

Прозвище Облом может быть связано и со словом обломок в переносном значении остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего. Следует также отметить, что в старину обломом часто называли домового. Домовой в восточнославянской мифологии демонологический персонаж, дух дома. Представлялся в виде человека, часто на одно лицо с хозяином дома, или как небольшой старик с лицом, заросшим белыми волосами, и тому подобное. От его отношения, доброжелательного или враждебного, зависело здоровье скота.

Иногда считалось, что домовой имеет семью жену (домаха, домовичиха, большуха) и детей. Сходные поверья о духах дома бытовали у западных славян и многих других народов. Исходя из этого, можно предположить, что именование Облом было мирским именем, которое выполняло так называемую охранительную функцию и использовалось в качестве оберега. Согласно суеверному обычаю, существовавшему на Руси, подобные прозвища присваивались детям с целью отвращения злых сил. Для того чтобы не искушать судьбу и отвести зло, детям давались прозвища со значением прямо противоположным тому, что ожидали или желали родители для детей. В данном случае, надеясь иметь красивого и здорового мальчика, родители назвали его Обломом. Облом, со временем получил фамилию Обломов.

Так же читайте:
Обломский

Фамилия Обломский ведет свое начало от прозвища Облом. Фамилия Обломский образована от прозвища Облом. По одной из версий, оно происходит от глагола..

Фамилия Обломов вызывает ассоциации со словом облом , которое в языке литературном означает действие по глаголу обломать (1. Ломая, отделить концы, крайние части чего-л.; отломать кругом, по краю. 2. перен. Прост . Заставить кого-л. Вести себя определенным образом, подчинив себе его волю, сломив упрямство. и т. п. // С трудом уговорить, убедить, заставить согласиться с чем-л.; уломать.) [Словарь русского языка в 4-х тт. Т. П - М., 1986. С.542-543 ], а в современном жаргоне - "неудачу, крушение планов"; "тяжелое душевное состояние, депрессию; отрицательные эмоции, переживания"; "апатию, нежелание делать что-л." [Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона. - СПб., 2001. С.389-390 ]. Кроме того, важную роль играет и переносное значение слова обломок : "остаток чего-л. прежде существовавшего, исчезнувшего" (ср. в "Моей родословной" А.С. Пушкина: "Родов дряхлеющих обломок "…; у Ф.И. Тютчева в стихотворении 1835 года "Как птичка, с раннею зарей…": "Обломки старых поколений, / Вы, пережившие свой век! / Как ваших жалоб, ваших пеней / Неправый праведен упрек!.. / Как грустно полусонной тенью, / С изнеможением в кости, Навстречу солнцу и движенью / За новым племенем брести!.."; у Е. А Баратынского - "Предрассудок! он обломок Давней правды. Храм упал; / А руин его потомок / языка не разгадал./ Гонит в нем наш век надменный, / Не узнав его лица, / Нашей правды современной / Дряхлолетнего отца…"(1841)). Кроме того, фамилию Обломова можно связать с народнопоэтической метафорой "сон-обломон ", который зачаровывает человека, как бы придавливает его могильным камнем, обрекая на медленное, постепенное умирание [Орнатская Т.И. "Обломок" ли Илья Ильич Обломов? (К истории интерпретации фамилии героя) / Русская литература. 1991. №4. С.229-230 ]. Возможно и сближение фамилии с устаревшим прилагательным облый "круглый". "В этом случае фамилия героя интерпретируется как контаминированное, гибридное образование, совмещающее семантику слов облый и ломать : круг, символизирующий отсутствие развития, статичность, неизменность порядка, представляется разорванным, частично "сломанным"" [Николина Н.А. Филологический анализ текста. - М., 2003. С.200 ].
Имя Илья Ильич - редкое для литературного героя, отнюдь не "романтическое" имя. Одно из значений этого древнееврейского по происхождению именования - "божья помощь". Отчество повторяет имя, гончаровский герой не только Илья, но и сын Ильи, "Илья в квадрате" - достойный продолжатель родовых традиций. По замечанию одного из исследователей, "имя <…> самозамкнуто, ибо бездеятельный и бесплодный способ существования предков О<бломова> находит в нем конечное завершение" [Галкин А.Б. Обломов / Энциклопедия литературных героев. - М., 1997. С.289 ]. Имя и отчество отражают сквозной для романа образ времени: "Настоящее и прошлое слились и перемешались".
Имя гончаровского героя невольно напоминает читателю о былинном богатыре Илье Муромце . На это обратил внимание еще Ю. Айхенвальд: "Илья Муромец, который есть в Илье Ильиче, описан больше в том периоде, когда он сиднем сидит, чем когда он совершает подвиги духа" [Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. Вып. 1. - М., 1906. С. 147 ]. Именно "об удали Ильи Муромца" рассказывает маленькому Илюше Обломову няня, влагая "в детскую память и воображение Илиаду русской жизни". Думается, что созвучие имен собственных Илья-Илиада столь же неслучайно, ибо помогает провести параллель между описанной Гончаровым историей "борьбы человека с самим собой" и гомеровским повествованием о многолетней войне древних.
"Это был человек лет тридцати двух-трех от роду", - говорится об Илье Ильиче Обломове в самом начале романа. Вспомним, что это символическое число, возраст Христа - время, когда человек находится на пике своих физических и духовных возможностей. Именно "тридцать лет и три года" сидел сиднем Илья Муромец, после чего "калики перехожие" исцеляют его, наделяя физической силой, и благословляют на странствия и подвиги. Подобно былинным "каликам перехожим-переброжим" являются к Обломову разнообразные посетители, а затем "вечный путешественник" Андрей Штольц заставляет лежащего, "точно ком теста", Илью Ильича подняться с дивана и везет "ко двору" - не великого князя Владимира, а Ольги Ильинской - где влюбленному герою и приходится "совершать подвиги" в честь дамы сердца: не лежать после обеда, ездить в театр, читать и пересказывать книги.
Место жительства героя первоначально - Гороховая улица , одна из центральных в Петербурге, на которой жили люди "средних классов". Ее первые два квартала принадлежали к аристократической Адмиралтейской части города, застроенной особняками знати. По мере удаления от центра облик Гороховой меняется: стоящие на ней здания по-прежнему "отличаются громадностью, но великолепие и изящество в строениях замечается реже" [Гейро Л.С. Примечания // И.А. Гончаров. Обломов. "Литературные памятники".- Л., 1987. С.650 ]. Название Гороховая вызывает неожиданную ассоциацию с фразеологизмом "при царе Горохе", связанным с русской народной сказкой, текст которой удивительно напоминает описание Обломовки: "В то давнее время, когда мир Божий был наполнен лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох" [Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. Т.1. - М.-Л., 1936 ]. Выражение "при царе Горохе" упоминается Гончаровым и в романе "Обыкновенная история": Адуев-младший и в столице мечтает жить по тем же законам, что и в провинции, руководствуется представлениями архаическими, мыслит, как "при царе Горохе". (Ср. обращенные к Илье Ильичу Обломову слова Штольца: "Ты рассуждаешь, как древний".). Позже он переселяется на выборгскую. Выборгская сторона (глухая окраина, мещанский район, почти провинция. Близкий знакомый Гончарова А.Ф. Кони определенно говорил о "длинной Симбирской улице <ныне - ул. Комсомола>, совершенно провинциального типа, очень хорошо описанной Гончаровым в "Обломове"") [Гейро Л.С. Примечания // И.А. Гончаров. Обломов. "Литературные памятники". - Л., 1987. С.679 ].
Попробуем вспомнить, каким образом впервые появляются перед читателем те литературные герои, которых Добролюбов включал в "обломовское семейство": Онегин - "летя в пыли на почтовых"; Печорин - "Раз осенью пришел транспорт с провиантом: в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня в крепости"; Рудин - "Раздался стук экипажа. Небольшой тарантас въехал на двор". Очевидно, что эти авторские ремарки задают идею движения, перемещения в пространстве, динамики и развития во времени. Тогда как об Обломове в первых же строках романа сообщается, что он "лежал утром на постели". Покой и неподвижность - так определено кредо гончаровского героя. И в самом деле, Илья Ильич опасается всяческих перемен и перемещений: в панику повергает его даже предстоящий переезд из дома на Гороховой улице, а уж о возможности путешествий отзывается Обломов исключительно в саркастическом тоне ("Кто же ездит в Америку и Египет! Англичане: так уж те так господом богом устроены; да и негде им жить-то у себя. А у нас кто поедет? Разве отчаянный какой-нибудь, кому жизнь нипочем").





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта