Главная » Мода » Конспект экскурсии в музей «Русская изба. Конспект ноод "экскурсия в краеведческий музей" II. Работа над темой «Экскурсия в краеведческий музей»

Конспект экскурсии в музей «Русская изба. Конспект ноод "экскурсия в краеведческий музей" II. Работа над темой «Экскурсия в краеведческий музей»

Ольга Кремнева
Конспект экскурсии в музей «Русская изба»

Конспект познавательной экскурсии в музей «Русская изба »

в подготовительной группе

Программное содержание :

Продолжать знакомить детей с традициями русского народа , с русской избой - жилищем крестьянской семьи.

Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.

Воспитывать интерес к истории России, вызвать эмоциональный отклик.

Развить интерес к русскому фольклору , народным традициям.

Закрепить умение лепить посуду домашнего обихода (миски, ложки, чугунок)

Материалы и оборудование :

Предметы домашнего обихода

Пластилин, дощечки для лепки, стека

Интеграция с другими образовательными областями :

Коммуникация.

Художественная литература.

Художественное творчество.

Предварительная работа :

Чтение русских народных сказок .

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам .

Разучивание хороводных песен, русских народных игр , танцев.

Звучит русская народная музыка .

Воспитатель : Мы находимся в музее нашего детского сада, который называется «Русская изба » . Предметы, которые находятся в музее , называются экспонатами, их руками трогать нельзя, только рассматривать.

Воспитатель : Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами .

Воспитатель : Войдя в избу, что вы увидели?

Дети : Печь.

Воспитатель : Правильно, войдя в избу, на печь сразу обращали внимание : она занимает почти пол - избы.

А для чего она нужна? (ответ детей) .

Ребята, а кто знает пословицы об избе?

Давайте их проговорим :

«Без печи хата – не хата» .

«Когда в печи жарко – тогда и варко» .

«Что есть в печи – все на стол мечи» .

«Не красна изба углами , а красна пирогами»

Воспитатель : Молодцы.

О печи в старину говорили так : «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница» . С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина.

Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок) .

Воспитатель загадывает загадку :

Поляной двор красных коров

Черная зайдет – всех выгонит (кочерга)

Воспитатель показывает чугунок.

Как вы думаете, зачем он нужен? (Ответ детей) .

В чугунке варили кашу, щи.

В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.

(Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугунок в печь) .

Вот какую загадку загадаю, послушайте :

Рогат, да не бык, хватает да не ест.

Людям отдает, а сам на отдых идет.

(Ухват) .

Воспитатель : Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают) .

Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.

Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей) .

На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу молодые девушки и парни пели русские народные песни , водили хороводы, играли в игры.

Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой

Вышел Ваня погулять (Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)

Стал подружку выбирать

Стал подружку выбирать

Кому ленточку отдать (Дети останавливаются)

Поклонись, поклонись (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)

Да за ленточку держись.

Воспитатель : поиграли, а теперь продолжим осмотр музея . Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную) . И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.

А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей) .

Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен) . И пряли с помощью другого приспособления – веретено.

Загадка :

Чем больше я кручусь

Тем толще становлюсь.

(Веретено) .

Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались : нож, ложка. Пояс заменял карманы. (Воспитатель показывает иллюстрации из русских сказок ) .

Женская одежда была представлена такими атрибутами : сарафан, кафтан (кофточка, фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа , были лапти.

Воспитатель : В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашем музее -избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало : красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара . Говорили так :

Сверху пар, снизу пар-

Шипит наш русский самовар

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем :

Пряники жуем, чаем запиваем

Всех в гости приглашаем.

Ребята, давайте слепим из пластилина наших кукол чугунок, ложки миски, а может кто захочет и самовар слепить.

Итог занятия : - Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего садика «Русская изба » .

Вам понравилось? (Ответ детей) .

Что нового вы узнали? (Ответ детей) .

Используемая литература : Вахрушев А. А «здравствуй мир»

Публикации по теме:

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования.

Имея немалый педагогический стаж работы с детьми дошкольного возраста, я всегда придерживаюсь идеи воспитания в каждом ребенке как можно.

Конспект НОД «Русская изба-резьбой красна» Конспект НОД «Русская изба- резьбой красна» Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской.

Конспект занятия «Путешествие в прошлое. Русская изба» Русская изба (путешествие в прошлое) Цель и задачи: познакомить с бытом людей в старые давние времена; показать и рассказать о предметах.

Алла Сарсания
Конспект занятия в подготовительной группе «Экскурсия в музей»

Конспект НОД по познавательному развитию

в подготовительной группе «Экскурсия в музей » .

Подготовила воспитатель

Сарсания А. Э.

Цель :

Познакомить с понятием «музей » и его назначением.

Задачи :

Познакомить с внутренним оформлением и назначением помещения музея . Продолжить формировать интерес к истории и культуре своего народа, людям родного города. Показывать элементарные умения пользоваться картой.

Уточнить знания музейных терминов , развивать монологическую речь, умение доказывать и делать выводы, познакомить детей с правилами поведения в музее .

Воспитывать бережное отношение к культурному наследию России, формировать патриотические чувства и чувства гражданской принадлежности.

Интеграция образовательных областей :

Познавательное развитие, речевое, социально- коммуникативное, художественно- эстетическое.

Материал и оборудование :

Карточки с названием музеев (этнографический, краеведческий…, карта, фотографии детей в музеях , презентация «Мы идем в музей » , материалы и экспонаты мини-музея группы «Колокольчики» , видеофильм о картинной галерее, изображения национальных костюмов.

Работа над словарем :

музей , экспонат, экскурсия , экскурсовод , экскурсанты , карта.

Предварительная работа :

Совместная деятельность :

Экскурсии по музеям Петродворцового района и Стрельны;

Экскурсия по музею детского сада : в группу «Кузнечики» ;

Рассматривание фотографий после посещения музеев ;

Просмотр видеофильмов;

Изобразительная деятельность "Я был в музее ";

Чтение художественной литературы и детских энциклопедий;

Заучивание стихотворений о родном городе;

Знакомство с национальными костюмами и бытом народов России.

Взаимодействие с семьей :

Экскурсии в музее города всей семьей

Беседа "Зачем идем в музей ?" (вопросы : Что такое музей ? Что там находиться? Кто там работает? (профессии) В чем заключается их работа? Что они делают? Кто туда ходит? Зачем туда надо ходить? и т. д.);

Рассматривание старинных вещей дома и рассказ о том, как они появились дома;

Вовлечение родителей в пополнении музея экспонатами .

Ход занятия:

Ребята, мы с вами живем в городе Санкт- Петербурге – это наша малая Родина, а вы любите свою Родину?

А что значит любить свою Родину?

(Ответы детей : любить свою семью, свой дом, беречь и охранять все что нас окружает, знать историю своего народа и своего края).

А вам хотелось бы заглянуть в прошлое и посмотреть, как на нашей с вами земле, много-много лет назад жили наши предки? К сожалению учёные еще не изобрели машину времени,

Может вы знаете, как вернуться в прошлое?

Ну что же …

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья

А вы идти со мной готовы?

В чудесный мир зову вас я!

Я предлагаю посмотреть презентацию «Мы идём в музей » .

Слайд-1 :

Отгадай загадку :

Нам экскурсовод сказал :

Проходите в этот зал.

Мумию мы посмотрели, экспонаты разглядели.

Даже мамонт здесь лежит, глаз закрыл как будто спит…

Хочешь тоже посмотреть?

Не робей, иди скорей в замечательный (музей ) .

Слайд-2 :

Музей- собирает , изучает, хранит и показывает предметы (истории и культуры) .

Слайд-3 :

В музеях можно многому научиться, увидеть много нового и интересного (Русский музей ) .

Слайд-4 : Самый первый в мире музей основал Птолемей .

А у нас в России первый музей создал царь Петр-1 (Кунсткамера или кабинет редкостей) .

Слайд-5-6 :

А это самая большая в мире Александровская библиотека.

Здесь располагались статуи, картины и другие произведения искусства. Они посвящались Богам.

Слайд-7 :

В 18 веке появились первые публичные музеи со зрителями .

Слайд-8 :

В настоящее время существуют самые разнообразные музеи :

Краеведческий музей рассказывает об истории и культуре своего края.

Художественные музеи - хранит собрания произведений живописи, скульптуры, ювелирного искусства.

Музеи - заповедники хранят для нас природу, архитектуру памятных мест.

Есть еще дворцово – парковые музеи , исторические, театральные, музыкальные.

Слайд-9 :

А так же музеи посвященные определенным темам :

-«Вселенная вода» - музей воды , «Музей кошек » , «Музей кукол » , «Музей Лего » , «Музей оружия » и много других.

Слайд-10 :

Существуют даже музеи Снегурочки и Бабы Яги.

Ребята, как вы думаете, нужен музей людям ?

(Высказывания детей) .

Вывод :

- Музей это полезно !

- Музей это интересно !

Динамическая пауза «В зоопарке» :

Дети имитируют повадки зверей :

День вчера был очень жаркий,

Мы гуляли в зоопарке.

Видели зверей и птиц,

И оленей, и лисиц.

Мы узнали, что медведя

Называют дядя Федя.

Уток мы в пруду кормили,

Связку шариков купили.

Пили сок, укрывшись в тень.

Ты запомнишь этот день.

Поисковая ситуация "В каких музеях вы бы разместили эти предметы?"

Воспитатель обращает внимание детей на стол, накрытый салфеткой :

Ребята, под этой салфеткой находятся вещи, которые многое могут нам рассказать. Как вы думаете, что там?

Дидактическая игра "Да-нет":

Воспитатель предлагает детям с помощью наводящих вопросов угадать что же находится по салфеткой.

Все эти вещи можно назвать одним словом - музейные экспонаты и они должны находиться музее ) .

В какой музей вы их поместите ?

Проблемная ситуация :

Воспитатель предлагает детям порассуждать в какой музей можно определить экспонаты.

Дидактическая игра "Размести правильно":

Воспитатель предлагает детям на разные столы разложить экспонаты и назвать к каким музеям они могут принадлежать.

Работа с картой :

Воспитатель предлагает по карте города определить месторасположение этих музеев . Спрашивает, какие еще музеи дети знают (ответы детей) .

Работа с фотовыставкой :

Воспитатель предлагает рассмотреть фотографии музеев , где дети бывали ранее. Просит вспомнить названия этих музеев , назвать самый запомнившейся экспонат.

Ситуативный разговор :

А что нужно помнить при посещении музея ?

(Дети ведут ситуативный разговор и вырабатывают для себя правила поведения).

Правила поведения в музее :

В музее нельзя громко разговаривать, чтобы не мешать другим посетителям и экскурсоводу вести экскурсию .

Внимательно слушать экскурсовода и не перебивать его .

Нельзя трогать руками музейные экспонаты .

Нельзя шуметь, бегать по музею , разговаривать по телефону.

Если хочешь фотографировать - спроси разрешения.

В нашем детском саду тоже есть свои мини-музеи и некоторые из них мы с вами уже посетили.

(Дети вспоминают название музея группы «Кузнечики» , обсуждают что видели, что понравилось и что запомнилось больше всего).

Игровая ситуация "Мы находимся в музее нашей группы ":

Ребята, а у нас в группе тоже есть мини- музей ? Как он называется? («Веселый перезвон» .)

Давайте вспомним почему наш музей так называется , об экспонатах музея . (Рассказы детей о своих экспонатах) .

Рефлексия :

Ребята, сегодня в нашем музее появился еще один экспонат. Этот экспонат для нашего мини- музея передали ребята группы «Кузнечики» . Давайте послушаем, как он звучит (мелодично, нежно) . А теперь предлагаю вспомнить мелодии ваших колокольчиков, давайте устроим оркестр. (Дети выбирают себе колокольчики и подыгрывают звучащей мелодии) .

Описание материала: Дорогие друзья, предлагаю Вашему вниманию отчёт по экскурсии для дошкольников в местный историко-краеведческий музей г. Сафоново. Данный материал будет полезен педагогам дошкольных учреждений.


Привлечение детей старшего дошкольного возраста в музеи в высшей степени целесообразно. Музей для дошкольников является средством формирований целостной личности, приобщения ребенка к культурным ценностям и традициям. При этом решаются важнейшие задачи по формированию:
- познавательной мотивации;
- потребности посещать музеи;
- культуры поведения в музее;
- эстетического вкуса.
Сотрудники сафоновского историко-краеведческого музея успешно сотрудничают со многими дошкольными учреждениями нашего города. Экскурсии для дошкольников в местный историко-краеведческий музей, как один из способов организации непосредственной образовательной деятельности с детьми в нашем дошкольном учреждении практикуются сейчас часто. Мы хорошо понимаем, что экскурсионная деятельность наилучшим образом позволяет познакомить детей с объектами и явлениями природы, с особенностями организации человеческой жизнедеятельности в естественной обстановке.
Неоценимо велика роль музея в приобщении детей к миру музейных ценностей. Музей, как огромный волшебный ларец, хранит необычную драгоценность – время, которое живет в виде музейных предметов, созданных человеком. Экскурсии по музею способствуют развитию познавательного интереса, связной речи дошкольников. Здесь же они получают патриотическое воспитание, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей.
Совсем недавно для воспитанников нашей логопедической группы была проведена очередная обзорная экскурсия по залам сафоновского историко-краеведческого музея.Ребята получили представление о том, что такое музейный предмет, экспонат, экспозиция, научились правилам поведения в музее. В доступной для дошколят форме им рассказали об истории и культуре малой Родины. Для детей это было значимое событие, они с интересом восприняли новую информацию и прониклись новыми впечатлениями.

Я приглашаю всех на обзорную экскурсию по залам сафоновского историко-краеведческого музея!
"Сегодня день торжественен и строг.
Открыта дверь, музей гостей встречает,
В стенах своих входящих привечает,
Лишь стоит преступить его порог."

Вот такая ступа из позапрошлого века и телевизор из прошлого века встречают нас в музее.


Одежда наших бабушек.


Предметы обихода.



"Видел я предметы быта
Из ожившей старины.
Для меня теперь открыто
Прошлое моей страны!"


Крестьянская изба.



Хороши лапоточки!
"Взгляни на пару лыковых лаптей,
Они достойны взгляда между прочим.
В наш век среди затейливых вещей
Нет обуви бесхитростней и проще." Бурчак Михаил


Бабушкин "миксер".


Чудо утюжок.


Как необычно мелодично звучит музыка из граммофона.


Зал воинской славы.


Пулемет времён Великой Отечественной войны 1941-1945г.


Автомат времён Великой Отечественной войны 1941-1945г.


Винтовка времён Первой мировой войны.


Солдатская шинель.
"Со слезами гордости
В первый угол горницы
Мать повесит старую
Серую шинель."Юрий Михайленко


Литературный герой А.Т.Твардовского- легендарный Василий Тёркин.
"Только взял боец трехрядку,
Сразу видно - гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
Позабытый деревенский
Вдруг завел, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив..."


Портрет В.В.Грибоедовой- кузины поэта А.С.Грибоедова


Cкрипка советского военачальника,Маршала Советского Союза М.Н.Тухачевского


Старинный патефон.
"То, что было, то уходит
Забываясь, словно сон.
Жалко редко кто заводит,
Старый, добрый патефон…". Игнатов Александр


У портрета Ю.А.Гагарина.
"Тускнея, гаснет зарево заката.
Мерцая, шепчет первая звезда:
«Гагарин не ушел, поверьте мне, ребята.
Он с Вами, здесь, остался навсегда!» Ю. Говердовский



Знамя градообразующего предприятия завода "Авангард"


Наши знаменитые земляки.




Выставка топариев.

Выполнила воспитатель
МАДОУ ДСКВ «Рябинушка»
Горбунова А.Г.

г. Покачи 2014 г.
«Добро пожаловать в музей!»
(конспект экскурсии в музей краеведения)

Цель: создание условий для коррекции и развития познавательной дея-
тельности воспитанников.
Задачи:
- сформировать представление о краеведческом музее; расширить и уг-лубить знания воспитанников об истории родного города;
- развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей города.

Ход экскурсии:

Кто из вас был в музее?
- Что означает слово «музей»?

Музе́й занимается собиранием, изучением, хранением и экспонирова-нием предметов.
В мире очень много разных музеев.
- Какие виды музеев бывают?
(военные, исторические, прикладного искусства, краеведческий)
Что такое краеведение?
Краеве́дение - полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.

Сегодня мы совершим путешествие в краеведческий музей нашего го-рода.

Рассказ об истории музея.
Краеведческий музей города Покачи был создан в 1994 г. В этом го-ду краеведческому музею исполнилось 20 лет. Это настоящий культурный центр города.
Ежегодно в его залы приходят более пяти тысяч человек. Гости года тоже посещают музей. В музее есть интересные, уникальные экспонаты, ко-торые отражают жизнь народа ханты. Много экспонатов посвящены истории города.
- Кто из вас знает, что такое экспозиция? (Экспозиция - выставление на показ предметов искусства). В музее много коллекций:
Коллекция «Этнография». В музее собраны интересные, значимые экспонаты, рассказывающие о жизни, быте, традициях народа ханты. Коллекция насчитывает более 400 единиц хранения, часть которой состоит из предметов, изготовленных коренными жителями с учетом национальных традиций и особенностей.
Коллекция «Археологическая». Коллекция представлена фрагментами керамической посуды, женскими и мужскими украшения из бронзы, изделиями из кожи.
Коллекция «Фотография». В основном это фотографии, отображаю-щие историю строительства города, развития нефтяного производства, являются основным свидетелем кардинального изменения города, связующим звеном между временем и поколениями.
Коллекция «Историческая». Коллекция состоит из предметов 70-80 –х годов нашего столетия, которые помогают воссоздать быт, культуру, образ жизни первостроителей.
Коллекция «Естественная» . Коллекция представлена животными и птицами нашего региона: медведь, лиса, волк, соболь, норкой, болотные птицы, боровая дичь, хищные птицы.

Как надо вести себя в музее?
- Как вы думаете, что мы можем там увидеть?
- Ребята, а кто проводит экскурсии в музеях?
- Правильно, экскурсовод. Предоставляю слово экскурсоводу.
Экскурсовод:
Сначала мы с вами вспомним наших пернатых друзей – птиц.
- Кто такие птицы?
- Чем отличаются птицы от других летающих животных, например, от летучих мышей.
- Много ли вы знаете птиц? (называем по одной, по очереди).
- Посмотрите вокруг, какую самую большую птицу вы видите?
- А самую маленькую?

Отгадайте загадки.
а) Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять
(Снегирь)

б) Прилетает на кормушку,
Бойко семечки клюет,
А еще перед весною
Звонко песенку поет.
(Синица)

Как отличить синицу от снегиря?
- Посмотрите на птиц и скажите, какую птицу вы видите впервые.
- (указывая на ворону) Эта что за птица? Какого цвета у неё перья? Какой клюв – большой или маленький? Чем питаются вороны? Знаете ли вы, что ворона может повторить звуки, которые слышит и даже слова?
- А какие птицы остаются с нами зимовать?
- Чем питаются зимующие птицы?
Животные – значит живые. У всех животных четыре лапы, хвост, морда, тело покрыто шерстью.
- А теперь давайте познакомимся, какие животные живут в нашем лесу.
- Животные которые живут в лесу, как мы их называем? (дикие)
- У всех ли животных есть своё жилище?
Медведь – … в берлоге.
Лиса – … в норе.
Заяц – … под кустом.
Белка – … в дупле.
А волчий дом называется – логово.

У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле у ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем

Слушайте загадку и подойдите к отгадке.

Загадки.
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу. (Медведь)

Повыше кошки рост,
Живет в норе, в лесу,
Пушистый рыжий хвост –
Все знаем мы … (Лису)

Что за зверь зимой холодный
Ходит по лесу голодный?
На собаку он похож,
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Всех зверек пугается,
Под кустом спасается,
Да на зуб волку попадается. (Заяц)

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь! (Рысь)

Водяные мастера, строят дом без топора. (Бобры)
Экскурсовод:
Теперь мы предлагаем посмотреть этнографическую коллекцию.
- Как раньше жили ханты?
-Какую одежду носят ханты?
- Чем любят заниматься ханты?

На этом наша экскурсия подходит к концу. Подведение итогов.
- В каком году основан наш краеведческий музей? (1994г.)
-Кто водил нас в музее? (экскурсовод)
- О чём рассказывал экскурсовод?
- Ребята после того как мы познакомились с животным миром нашего края мы перешли в другой зал. В какой?
- С чем вас познакомили там? (с бытом, как жили раньше люди, какую одежду носили, с народными промыслами).
- Ребята, а что вам больше всего понравилось в музее?

Когда к истории хотим мы прикоснуться,

Иль в мир прекрасный охота окунуться

В музей идем, по залам ходим,

И для себя мы много интересного

находим.

КОНСПЕКТ
ЭКСКУРСИИ В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

с детьми подготовительной группы

Цели:

Дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников;

материальной и духовной культуры нашего города;

Познакомить детей с жизнью наших предков;

Воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить

и приумножать его историю.

Предварительная работа:

Знакомство детей с историей возникновения города Новохоперска;

Знакомство с предметами домашнего обихода (прялка, крынка, ухват, корыто и т.п.)

Ход экскурсии

Ребята, сегодня мы пойдем на экскурсию в наш краеведческий музей. В музее собраны экспонаты - настоящие предметы, которые существовали в те далекие времена. А теперь, давайте вспомним правила поведения в музее. (В музее надо вести себя надо тихо, потому что туда приходят другие экскурсанты и мы не должны мешать им. В музее нельзя ничего трогать руками без разрешения работников музея).

Воспитатель дополняет и утончает ответы детей.

Город Новохопёрск ведет свое летописание с середины 17 века, когда в Прихопёрье были образованы казачьи городки: Пристанский, Беляевский, Григорьевский. Во время крестьянской войны под предводительством Степана Разина в городке Пристанский сосредоточился повстанческий отряд разинского атамана Никифора Чертка. С осени 1695 до весны 1696 года на территории Воронежского края по указу царя Петра 1 было основано несколько судостроительных верфей первой в России Азовской военной флотилии, это положило начало созданию русского военно-морского флота. Одна из судоверфей располагалась на реке Хопер Пристанского городка.

В 1710 году по указу Петра 1 на месте Пристанского городка основывается военная крепость. С этого времени начинается летоисчисление города Новохопёрска.

С 1779 года город Новохопёрск становится уездным центром. На гербе изображалась река в зеленом поле с надписью "Новый Хопёр". В период с конца 18 до середины 19 века город жил тихой размеренной жизнью, типичной для России этого периода. В период крымских войн в Новохопёрске был сформирован Хопёрский казачий полк, отличившийся в боях с турецкими войсками на Балканах. Последние десятилетия 19 века - годы интенсивного строительства и обновления города Новохопёрска. Развивается судоходство по реке Хопёр, увеличивается грузооборот по перевозу пшеницы, спирта, леса, расширяется хлебная торговля, открываются конторы по скупке хлеба. В 1866 году из Михайловской станицы в Новохопёрск была переведена Богоявленская ярмарка. Воздвигались православные храмы, строились промышленные предприятия, образовательные и медицинские учреждения. Воскресенский собор воздвигнутый в 1861 году, построен на средства купца В М. Степанова по типу проектов церквей архитектора К. Тона. действует и поныне.

В 1895 год - была проложена железная дорога Валуйки - Поворино, прошедшая через Новохопёрск. 20 век принес с собой огромные изменения в жизни России. Революции 1905, 1917 годов, первая и вторая мировые войны прошли кровавыми тропами по истории Новохопёрского края, но именно эти годы стали и знаменательными В разное время с 1900 по 1920 годы Новохопёрский край посетили известные люди: художник С.Петров-Водкин, композитор С.В Рахманинов, писатели Аркадий Гайдар, Андрей Платонов, им здесь был собран материал для романа "Чевенгур".

открывается мемориал-комплекс посвященный 30-летию Победы, Аллея Героев к 55-летию Победы. Начиная с середины 20 века район и город развиваются и расширяются.

На территории района действуют ряд предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Один из крупнейших в России Елань-Коленовский сахарный завод, завод растительных масел, молокоперерабатывающий завод, два спиртовых завода, консервный и ремонтно-механический заводы. Продукция предприятий нашла своих потребителей, высоко оценена на внутреннем и внешнем рынках. В настоящее время на территории района проживают более 50 тысяч человек. Природа Прихопёрья славится своей первозданностью. Реки края Хопер, Савала, Елань, Татарка признаны экологически чистыми в России. Хопёрский государственный заповедник славится своей уникальной флорой и фауной далеко за пределами России. Гостям края предоставляется прекрасная возможность: полюбоваться чудесными пейзажами, увидеть красоту Прихопёрья, познакомиться с достопримечательностями края.

Дети начинаю осмотр с посещения исторического отдела

Ребята, мы пришли с вами в крестьянскую избу. Главное в крестьянской избе –это печь. Как вы думаете, почему? (Ответы детей ). Правильно, печь –это тепло, это место для приготовления пищи, место где спали. Рядом с печью строили голубец - для хранения домашней утвари. Посуду использовали чугунную, но и пользовались глиняной. Ребята, посмотрите куда ставили чугунок, очень далеко. А представьте, что там огонь, как же быть? Как же хозяйки не обжигались? А для этого у них были специальные приспособление- ухват.

У каждого в доме есть водопровод, открыл кран и вода сама потекла. А крестьянкам, воду надо было принести из колодца. Для этого женщины носили воду в ведрах, вешая на коромысло .

А это прялка, на ней пряли шерсть, пух и потом из полученной пряжи вязали- носки, шарфы, варежки. А вот это ткацкий станок, на нем крестьянки ткали холсты, домотканые половики. Долгими зимними вечерами девушки и женщины занимались рукоделием. Пряли, ткали, вышивали – посмотрите, какая красивая вышивка на покрывале которое лежит в люльке. Люлька, подвешена к потолку на металлический крюк. В ней качался младенец. Женщины шили и украшали одежду, а мужчины изготавливали обувь. Посмотрите, что это лежит на сундуке? Правильно, лапти . Лапти – традиционная обувь крестьян. Лапти плели из лыка – это кора липы. А так же из лыка плели: кошели (большие хозяйственные сумки) , короба, головные уборы.

Посмотрите, в центре комнаты, что стоит на столе? Да, это самовар. Самовар - это часть жизни и судьбы русского народа. Этот предмет на столе был необходим для русской церемонии чаепития. Он стал символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара.

В годы Великой Отечественной войны более 8 тысяч новохопёрцев встали на защиту государства. 13 новохопёрцев стали Героями Советского Союза. В 1943 году в Новохопёрске формировалась отдельная чехословацкая бригада под командованием Людвига Свободы. В послевоенный период на территории Новохопёрского края открываются памятники и мемориальные доски основным историческим событиям, в 1924 году на ст. Новохопёрск устанавливается первый в области памятник В.И. Ленину отлитый на ремонтно-механическом заводе Новохопёрска, в городе создаются Советско-чехословацкий и краеведческий музей, Благодаря акции « Бессмертный полк» в музее появилась стена памяти с фотографиями солдат защищавших нашу Родину!

На этой экспозиции вы видите предметы военных лет. Здесь вы уже видите предметы, которые знаете: полевой бинокль, оружие, планшет, солдатскую шинель и многое другое.

По окончании экскурсии воспитатель спрашивает:

Как называется музей?

Что вы видели в музее?

Эти предметы называются – экспонатами. Музей хранит нашу историю. Экспонаты собраны не только работниками музея. Многие люди, жители нашего города, приняли участие в создании музея: приносили предметы, документы, которые отображают историю нашего города, коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами.

На этом наша экскурсия закончена и мы возвращаемся в детский сад.

ЭКСКУРСИЯ

С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Подготовила воспитатель

I квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад №3 «Солнышко»

Евтухова О.А.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта