Главная » Звезды » Бедржих Сметана – основоположник чешской музыкальной классики. Бедржих Сметана: биография Глухой чешский композитор

Бедржих Сметана – основоположник чешской музыкальной классики. Бедржих Сметана: биография Глухой чешский композитор

(1824-1884) чешский композитор

С именем Бедржиха Сметаны связана одна из блестящих страниц истории музыки прошлого столетия. Часто можно встретить высказывания: «Сметана - отец новой чешской музыки», «Сметана - чешский Глинка». Однако значение этого человека исключительно велико не только для Чехии - его музыка явилась драгоценным вкладом в сокровищницу мировой классики, завоевала признание во всех странах.

Бедржих Сметана родился в старинном городке Литомышль, расположенном в живописной местности на юго-востоке Чехии. Сюда в начале 1824 года переехал пивовар Франтишек Сметана со своей женой Барбарой, урожденной Линьковой. Он поступил на службу к графу Вальдштейну и поселился в доме, расположенном на холме, против старого замка. Неподалеку находился храм, башни которого вздымались высоко над городом.

Франтишек Сметана был простым и прямодушным человеком, горячо любил родину и страстно мечтал о том времени, когда она освободится от австрийского гнета. Прослывший за свои убеждения якобинцем, он воспитывал сына в духе свободолюбивых, демократических идей.

В 1836-1839 годах Бедржих обучался в гимназии, где находился под влиянием педагогов, которые воспитывали в молодых людях любовь и уважение к чешской национальной культуре. Музыка вошла в жизнь будущего композитора с детских лет. В родном городке, в других городах, деревнях и селах, где ему доводилось проводить лето, он часто мог слышать пение и игру на различных народных инструментах, без чего невозможно представить себе чешский народный быт. Его отец был страстным любителем музыки, неплохо играл на скрипке. В часы досуга у него собирались друзья, один из которых также играл на скрипке, другой - на альте, третий - на виолончели. Мальчик с огромным интересом слушал игру домашнего квартета.

Когда Бедржиху исполнилось четыре года, отец начал обучать его играть на скрипке и фортепиано. Год спустя мальчик уже мог исполнять партию скрипки в одном из гайдновских квартетов. Большие успехи он делал и в игре на фортепиано: уже в 1830 году Бедржих впервые выступил публично. Рано обнаружилось также и композиторское дарование мальчика: в восьмилетнем возрасте он начал сочинять небольшие пьесы.

В гимназические годы талант Бедржиха Сметаны уже привлек всеобщее внимание. В кругу знакомых юноша прославился как пианист, блестяще исполнявший произведения Шопена, Листа и других композиторов. Большим успехом пользовались среди молодежи его польки.

Замечательное дарование Сметаны росло и развивалось вполне самостоятельно. Он жил в провинции и не имел возможности систематически заниматься с опытными музыкантами-профессионалами, не появилась она и тогда, когда он на короткое время приезжал в Прагу в конце 1839 - первой половине 1840 года.

Бедржих Сметана долгие часы проводил за фортепиано, изучал произведения великих мастеров: Моцарта , Бетховена и особенно любимого им Шопена . Несколько позднее молодой музыкант познакомился с искусством Берлиоза и Листа , которое произвело на него неизгладимое впечатление.

В 1843 году Бедржих окончил пльзенскую гимназию. К этому времени он окончательно решил посвятить себя музыке. Его идеал - стать «Листом в технике и Моцартом в сочинении». Вступая на артистический путь, юноша мог рассчитывать лишь на свои собственные силы: к тому времени материальное положение семьи резко ухудшилось и родители не могли оказывать ему существенную помощь.

Скудные средства, которые он имел, быстро иссякли, и Сметана начал испытывать самую настоящую нужду. Бедствия юноши продолжались до тех пор, пока директор Пражской консерватории не рекомендовал его учителем музыки в семейство графа Туна. Бедржих Сметана оказался очень терпеливым учителем, хотя работать ему было нелегко, так как четверо из пяти графских детей не имели музыкальных способностей. Уроки продолжались по пять часов в день, зато Сметана получил возможность самому совершенствоваться в любимом искусстве. Когда семейство Туна находилось в Праге, он мог использовать свободное время для общения с музыкантами, а во время каникул, сопровождая учеников в поездках по стране, значительно расширил свое знакомство с чешской жизнью, искусством.

В Праге Бедржих Сметана берет уроки у одного из известнейших в то время чешских педагогов И. Прокша. Тот сразу же оценил талант юноши и охотно занимался с ним. Годы учения у Прокша дали молодому музыканту очень многое: ведь, несмотря на большие успехи, он не имел сколько-нибудь систематической теоретической подготовки. Под руководством Прокша Сметана приобрел профессиональное мастерство и в зрелые годы часто с благодарностью вспоминал своего учителя. В 1846 году Бедржих Сметана присутствовал на концертах Берлиоза и Листа и тогда же познакомился с этими великими музыкантами. Между ним и Ференцем Листом в дальнейшем возникла теплая дружба, которая продолжалась вплоть до смерти чешского композитора.

В 1847 году Бедржих Сметана оставил дом графа Туна. Он чувствовал себя созревшим для самостоятельной творческой работы, но его материальное положение оставалось тяжелым, небольших случайных заработков хватало ненадолго. К тому же он не имел рояля и был вынужден заниматься у друзей. Однако молодой композитор не терял бодрости, строил различные планы и, наконец, добился разрешения открыть в Праге музыкальную школу. Правда, никаких средств для этого у него не было, и Сметана обратился с просьбой о помощи к Листу, который ответил ему сердечным письмом и помог с изданием «Шести характеристических пьес». Вскоре они были напечатаны в Лейпциге. Это окрылило композитора, и он продолжил сочинять небольшие фортепианные пьесы. В 1849 году появились его «Свадебные сцены», написанные в «чисто чешском стиле».

Выдающимся творческим достижением Сметаны явились «Три салонные польки» и «Три поэтические польки». Незадолго до этого он написал «Триумфальную симфонию», единственное произведение этого жанра во всем его творческом наследии.

В 1849 году Бедржих Сметана сочетался браком с одаренной музыкантшей Катержиной. Их брак оказался счастливым.

Жена во всем помогала ему и поддерживала его творческие устремления. Молодая чета жила очень скромно, но их дом был открыт для друзей, которых здесь встречали приветливо и сердечно. В 1856 году у них побывал и Ференц Лист.

В семейном кругу Бедржих Сметана забывал про жизненные невзгоды, которых было немало. В то время Чехия все еще находилась под властью австрийцев, которые контролировали все области художественной жизни. В этой угнетающей обстановке Сметана не мог найти применение своим способностям, не имел возможности материально обеспечить свою семью. В конце концов он принял решение оставить родину и поехать в поисках работы в Швецию. Так в 1856 году Сметана отправился искать счастья и признания за рубежом.

Он прожил за границей пять лет. Композитор обосновался в шведском городе Гетеборге, рассчитывая получить здесь педагогическую работу. Эти надежды оправдались: после того как он дал в Гетеборге два концерта, в уроках не было недостатка. Чешского музыканта встретили приветливо, он быстро приобрел здесь много друзей и знакомых. С некоторыми из них переписывался и после отъезда из Гетеборга.

Бедржих Сметана активно занимался и дирижерской деятельностью, систематически выступал как пианист. Он быстро завоевал в Гетеборге всеобщее уважение и признание как первый музыкант города. Но сердцем он был на родине. Сметана постоянно читал чешские газеты и был в курсе всех событий, которые происходили в его стране.

В Гетеборге он написал три крупных произведения. Это симфонические поэмы «Ричард III» (1858), «Лагерь Валленштейна» (1859) и «Гакон ярл» (1861). В 1857 и 1859 годах композитор гостил в Веймаре у Листа. Жизнь Сметаны в Швеции протекала вполне благополучно. Он был признан, материально обеспечен, у него было много друзей, он имел возможность заниматься творчеством. Но в то же время ему пришлось пережить на чужбине много горестных дней и недель, омраченных тоской по родине и личными несчастьями. Перед отъездом в Швецию умерла первая дочь композитора. Через три года его поразил новый страшный удар: горячо любимая жена Катержина плохо чувствовала себя в чужой стране, с каждым годом ее здоровье ухудшалось и в начале 1859 года стало внушать самые серьезные опасения. Сметана думал, что в Праге, среди родных, ей станет лучше. Он отправился с ней в путь, но по дороге она скончалась в Дрездене. В Прагу композитор приехал вдвоем с дочерью и провел летние месяцы в семье брата Карла. Затем один возвратился в опустевшую гетеборгскую квартиру, оставив дочь на попечение бабушки.

В 1860 году Бедржих Сметана вторично женился, на Беттине Фердинандовой, сестре жены его брата. Весной 1861 года он окончательно вернулся на родину, поселился в Праге и принял самое активное участие в развитии чешской национальной культуры. В то время ему исполнилось тридцать семь лет, он был в полном расцвете сил и способностей. Прошедшие годы обогатили его жизненным и творческим опытом, выросло и окрепло его композиторское и исполнительское дарование. В течение восьми лет Сметана работал во Временном театре. Здесь состоялись премьеры его опер «Бранденбуржцы в Чехии», «Проданная невеста», «Две вдовы» и «Поцелуй». К этим операм следует добавить еще «Далибор» и «Либуше». А «Проданная невеста» стала первой чешской оперой, получившей мировое признание.

В жизни некоторых людей бывают годы, которые сразу и бесповоротно меняют ее течение. Таким рубежом для Сметаны стал 1874 год. Он принес композитору и творческие радости, и страдания, которые следовали за ним до конца его жизни. На него обрушилось несчастье - внезапная глухота. Чудовищный удар потряс композитора, в его жизни все переменилось, он сам стал другим, прежними остались лишь его талант и вдохновение.

27 марта 1874 года на сцене Временного театра состоялась премьера его оперы «Две вдовы», которая прошла весьма успешно. В пору полной глухоты композитор сочинил оперу «Поцелуй». Он создает симфонический цикл «Моя родина» - уникальное явление музыкального искусства.

Здоровье Бедржиха Сметаны то и дело вызывало беспокойство врачей. Некоторое время он был вынужден находиться в пражской психиатрической лечебнице. Силы композитора таяли с каждым днем. Сам он понимал это, но упорно сопротивлялся болезни, пытался работать, так как труд был единственной целью и опорой всей его жизни. В эти дни, когда здоровье Сметаны уже не давало никаких надежд на лучший исход, ему довелось пережить радость. 18 ноября 1883 года он присутствовал на открытии вновь отстроенного после пожара здания Национального театра. В переполненном зале снова прозвучала его опера «Либуше», имевшая громадный успех. Композитора неоднократно вызывали, и он снова почувствовал любовь и признание пражской публики. Но это было последнее его торжество - последний раз он присутствовал в театре, последний раз в полном сознании видел прекрасную Прагу, беседовал с друзьями.

Когда в начале 1884 года праздновали шестидесятилетие со дня его рождения, он был уже настолько болен, что не мог и помышлять о путешествии в город.

С каждым днем Бедржих Сметана чувствовал себя все хуже и хуже. Его мучили головные боли, он жестоко страдал от не смолкавшего ни на минуту шума в голове и ушах. Затем ко всему этому добавились галлюцинации. Композитор постепенно терял память, подчас не узнавал знакомых и, что было для него особенно тягостным, начинал ощущать бессвязность мышления. В конце января 1884 года он окончательно потерял сознание, вскоре его перевезли в Прагу и поместили в больницу для душевнобольных, где в мае этого же года он скончался.

Смерть Бедржиха Сметаны была воспринята чешским народом как тяжелейшая утрата. Его похороны привлекли огромное количество людей, среди которых были не только пражане, но и приезжие из других городов. Траурное шествие прошло по городу к Вышеграду, где и нашел вечное упокоение великий чешский композитор. Но жизнь его музыки только начиналась, и будущее принесло ему истинное бессмертие.

Как человек далекий от темы чешской академической музыки, я впервые услышала имя композитора Бедржиха Сметаны, когда посетила Прагу. О нем мне тогда рассказал мой муж музыкант. Я послушала «Влтаву» Сметаны, которая на меня произвела неизгладимое впечатление и сделал для себя вывод, что нужно изучить эту тему чуть подробнее.

Великий чешский композитор эпохи чешского романтизма Бедржих Сметана (1824 – 1884) родился в семье пивовара, в городке Литомышль, к востоку от Праги. Кстати, его настоящее имя Фридрих. Позже он его сменит на Бедржих, увлекшись традициями национализма и возрождением славянской культуры Чехии, которую в том числе активно культивировал его отец Франтишек Сметана.

Отец был настроен патриотически к своей стране и заботился о том, чтобы у детей пробудился интерес к чешскому песенному фольклору. После окончания лицея в городе Плзень, он уезжает в Прагу продолжать заниматься музыкой и совершенствовать свою игру на фортепиано. Его встреча с Ференцом Листом стала судьбоносной. Именно Лист поддержал начинания молодого дарования Бедржиха Сметаны и всячески помогал ему в его жизни и творчестве.

В 1848 году он становится преподавателем по классу фортепиано в музыкальной школе. В 1856 году Сметана получил приглашение на пост дирижёра симфонических концертов в Гётеборге (Германия), а в 1866 году занимает место главного дирижёра Национального оперного театра Чехии. Кстати, Сметана был одним из инициаторов постройки этого театра в Праге, который строился на деньги, собранные по всей стране. Лозунг театра – «Народ себе!».

Карьера Бедржиха Сметаны и творческий потенциал процветали. Но в один прекрасный момент все закончилось — Сметана тяжело заболел. Из-за почти полной потери слуха он был вынужден оставить свой пост дирижера в Национальном театре, где впервые были поставлены многие из его произведений, и уехать из Праги, но музыку он писать продолжал. Из последних сочиненй Сметаны наибольший успех выпал на долю симфонического цикла «Моя родина» (1874-79), из которого он не слышал уже ни одного звука. Цикл «Моя родина», состоящий из шести поэм — «Вишеград», «Влтава», «Шарка», «Из чешских лесов и полей», «Табор», «Бланик», — является одним из лучших произведений чешской симфонической классики. Сметана умер 12 мая 1884 года и похоронен на Вышеградском кладбище возле собора св. Петра и Павла.

Его творчество было направлено в сторону национального возрождения и свободы его родной страны. Свою любовь к Чехии он выразил в своих произведениях: «Песнь свободы», «Лагерь Валленштейна» (по Шиллеру, 1859), «Проданная невеста» (1866, Прага), «Далибор» (1868), «Либуше» (1872), первая в истории опера, целиком написанная на чешском языке — «Бранденбуржцы в Чехии».

В Праге есть музей Бедржиха Сметаны, в котором хранятся личные вещи композитора, партитуры, дирижерские палочки, рояль, на котором он сочинял свои произведения, письма и другие личные вещи. Музей находится на Набережной Сметаны, напротив его памятника. Окнами музей выходит на Карлов мост.

Слушать музыку Бедржиха Сметаны лучше всего на Вышеградской стене, глядя на Влтаву и Пражский град вдали. И наверно золотая осень – это именно то время, когда музыка этого чешского композитора наиболее глубоко проникает в сердце.

Как поехать в Прагу дешевле? Делимся секретами.



Туры по Европе на минибусах с опытнейшим гидом-водителем .
Группы по 6-8 человек. Без предоплаты и доп. платежей.

Бедржих Сметана (Bedrich Smetana) (2.03.1824, Литомишль - 12.05.1884, Прага) - чешский композитор, пианист, дирижер и общественный деятель. Сын пивовара, любителя-музыканта. Сметана рано проявил выдающиеся музыкальные способности: уже в 4 года он играл на скрипке, в 5-летнем возрасте участвовал в исполнении квартетов Гайдна . С 8 лет Сметана пробовал писать музыку. Первым его педагогом был Ян Хмелик, позднее обучался музыке у кантора Ф. Икавеца. Юношеские годы Сметана провел в Пльзене, где учился в гимназии. Культурная атмосфера города, бывшего в то время одним из центров просветительного патриотического "будительского" движения, способствовала развитию прогрессивных взглядов молодого композитора. Уже в ранних фортепианных сочинениях композитора ощутима его связь с народным творчеством, чувствуется стремление опоэтизировать народные чешские танцы, вывести их из жанра бытовой музыки. Образцом для него служили мазурки Шопена .

Музыкальное образование Бедржиха Сметана продолжал в Праге, где занимался игрой на фортепиано и теорией музыки у ученика Ф. Кожелуха - Й. Прокша, известного в то время педагога и композитора. Кроме того, Сметана занимался у Ференца Листа , который помог ему впоследствии организовать собственную музыкальную школу, где Cметана до 1856 года давал уроки игры на фортепиано. В Праге композитор был связан с революционно настроенной молодежью и состоял членом прогрессивного общества "Согласие". Во время революционных событий 1848-1849 годов Сметана написал "Марш студенческого легиона Пражского университета", "Марш национальной гвардии", "Песню свободы" и др. В 1849 году Сметана закончил первое крупное оркестровое произведение "Торжественная увертюра".

В 1848 году Бедржих Сметана женился на Катержине Коларж, ставшей его верным другом и помощником. В 1856 году Сметана переехал в Гётеборг (Швеция), где давал уроки игры на фортепиано, был дирижером филармонического общества, выступал как пианист. Живя вдали от родины, Сметана продолжал интересоваться чешской культурой. Он создает симфонические поэмы "Ричард III" (по Шекспиру , 1858), "Лагерь Валленштейна" (по Шиллеру , 1859), "Ярл Гакон" (по А. Эленшлегеру, 1861). Интерес, который "будители" проявляли к Шекспиру, не мог не отразиться на творчестве молодого композитора; драма Шиллера была для него одновременно и эпизодом из чешской истории; произведение датчанина А. Эленшлегера привлекло его внимание тираноборческими мотивами. Эти симфонические поэмы еще не обнаруживают индивидуального стиля Сметаны-симфониста, но их объединяет высокое идейное содержание. Годы, проведенные вдали от родины, были для Сметаны очень тяжелыми: перед отъездом в Гётеборг он потерял маленькую дочь (его переживания отразились в фортепиано трио соль минор), а в 1859 году на пути в Прагу, в Дрездене, умерла его жена. В 1861 году Сметана возвратился в Чехию.

Бедржих Сметана решил обратиться к оперному жанру в то время, когда оперы Ф. Шкроупа , Й. Мацоурка и 3. Скугерского, ставившиеся на сцене Временного театра в Праге, уже не удовлетворяли чешскую публику. Первое оперное произведение Сметаны "Бранденбуржцы в Чехии" (пост. 1866), написанное по мотивам одноименного рассказа Й. К. Тыла и его же "Истории города Праги", стало событием в чешском театральном искусстве. Сюжет из национальной истории, высокий патриотизм, народные песенные традиции были по достоинству оценены современниками. "Сметана призван трудами своими заложить фундамент здания, которое со временем будет называться "чешской оперой", - писал Ф. Пивода, критик и общественный деятель.

В 1866 году Сметана закончил партитуру "Проданной невесты" (пост. 1866, Прага), в которой еще более ощутим чешский колорит. Эта опера утвердила национальные оперные традиции, она стала одной из самых известных чешских опер и обошла все сцены мира. Следующая опера Сметаны - "Далибор" (пост. 1868) была первой чешской музыкальной трагедией; оперой "Либуше" (1872, пост. 1881) начался эпический жанр чешской оперной классики.

Бедржих Сметана не оставлял концертной деятельности. В 1861 году он совершил поездку в Германию и Нидерланды, исполняя произведения Шопена, Шумана , Листа и свои собственные. Сметана продолжал и музыкально-общественную деятельность. В 1863 году он возглавил знаменитый мужской хор "Глагол Пражский". Композитор принимал участие в деятельности "Умелецкой беседы" - общества, объединявшего чешских музыкантов, художников и писателей, и был председателем его музыкальной секции. Не меньшее внимание он уделял музыкально-критической деятельности, выступая со статьями в пражской прессе. В 1866-1874 годах Сметана состоял главным дирижером Временного театра. Этот период был началом подъема музыкального театра Чехии. Сметана пропагандировал русскую музыку в Чехии: он исполнял произведения Глинки и Даргомыжского , посвящая их творчеству музыкально-критические статьи.

В начале 1870-х годов у Сметаны появились первые симптомы болезни, которые в октябре 1874 года привели к полной глухоте. Сметана не мог больше работать в театре, оставил Прагу и поселился в деревне Ябкице. Здесь он, несмотря на глухоту, снова вернулся к любимому оперному жанру. Из последних произведений Сметаны наибольший успех выпал па долю оперы "Поцелуй" (пост. 1876) и симфонического цикла "Моя родина" (1874-79), из которого Сметана не слышал уже ни одного звука. Цикл "Моя родина", состоящий из шести поэм - "Вишеград", "Влтава", "Шарка", "Из чешских лесов и полей", "Табор", "Бланик", - является одним из лучших произведений чешской симфонической классики.

Бедржих Сметана был первым чешским композитором, в творчестве которого в полной мере проявились демократические традиции национального чешского искусства. С его именем связано создание чешской оперной классики. Его оперы, особенно "Проданная невеста", идут во многих странах. Сметана очень популярен и в нашей стране, где исполняются его оперы, инструментальные и вокальные произведения.


М. Ю. Миркин.

Композитор, вступивший в борьбу с глухотой, продолжавший творить вопреки болезни… ? Да, но такова и судьба Бедржиха Сметаны… Столкновение с болезнью – лишь одна из тех драматических ситуаций, которыми отмечен путь этого композитора, заложившего основы чешской композиторской школы. «Горечь жизни я вкусил в полной мере… но я испытал также минуты прекрасные, волшебные, да и величественные», – так говорил о своей жизни сам Сметана.

Бедржих Сметана появился на свет в Чехии… Увы, скорее, в Австрийской империи, частью которой была в то время Чехия. Уже почти две сотни лет чехи подвергались насильственному онемечиванию – на чешском языке не издавали книг, не было преподавания в школах и даже говорить на нем запрещалось. Впрочем, в доме Франтишека Сметаны – пивовара Литомишльского замка – этот запрет не соблюдался, зато здесь следовали давней традиции чехов, каковой является пристрастие к музыке. Отец будущего композитора играл на скрипке, и музыкальная атмосфера способствовала раннему проявлению способностей Бедржиха: игре на скрипке и фортепиано мальчик начал обучаться в пятилетнем возрасте, год спустя уже выступал, а в школьные годы уже сочинял музыку. Несмотря на столь явный талант, отец желал видеть сына экономистом. Бедржих отправился в Прагу, где поступил в академическую гимназию.

Но больше, чем уроки, увлекали юношу концерты и музицирование в кругу друзей. Важным событием в жизни молодого музыканта стал приезд Ференца Листа с концертами в Прагу. Потрясенный его исполнением, Сметана принимает решение бросить гимназию и полностью посвятить себя музыке.

В 1843 г. Бедржиху удается получить место домашнего учителя музыки детей графа Туна, и это избавляет его от материальных проблем, к тому же, в салоне этого страстного любителя музыки собираются интересные люди – общественные деятели, музыканты, здесь же Сметана встретился с и его супругой, когда те посетили Прагу. Но молодой музыкант жаждет деятельности, он предпринимает концертное турне по городам Чехии – но музыка композиторов-романтиков, не находит отклика у публики. Находясь в отчаянном положении, он написал Ференцу Листу, приложив к письму «Шесть характерных пьес», которые посвящались ему. Прославленный пианист-виртуоз и композитор получал немало подобных посланий, но пьесы Сметаны привлекли внимание, и стараниями Листа они были изданы в Праге.

Тяжелым ударом стало для Сметаны подавление восстания, вспыхнувшего в Праге 1848 г.: были арестованы и высланы многие его друзья. Принимал ли сам Сметана непосредственное участие в революционных событиях, точно неизвестно – но он определенно поучаствовал в них как композитор, создав «Песню свободы». В последующие годы Сметана много внимания уделяет созданию полек, поэтизируя этот жанр чешского музыкального фольклора.

1855-1856 гг. стали для композитора тяжелыми. Подобно многим другим соотечественникам, он возлагал большие надежды на бракосочетание императора с принцессой Елизаветой, которой приписывались демократические устремления, и в преддверии этого события он написал свою первую и единственную симфонию – «Триумфальную». Отправив ее в Вену, он не получил ответа, но премьера симфонии в Праге стала его дирижерским дебютом. Впоследствии композитор, убедившись в ложности своих надежд, запретил исполнять ее. В эти годы одна за другой умирают три дочери композитора и его друг Карел Гавличек, возвратившийся из ссылки. Единственным радостным событием становится встреча с , посетившим Прагу.

Политическая обстановка вынуждает композитора на некоторое время покинуть Чехию, и в 1856-1861 гг. Он живет в Гетеборге. В это время он создает симфонические поэмы по произведениям Фридриха Шиллера и Уильяма Шекспира, концертирует как пианист и дирижер. Вернувшись на родину, композитор начинает борьбу за открытие национального оперного театра. Его стараниями в 1862 г. в Праге создается Временный театр. На его сцене ставились оперы Бедржиха Сметаны, включая самую известную – «Проданную невесту», а в 1881 г. новый театр – Национальный – открывается постановкой его нового творения – оперы «Либуше».

Не в меньшей степени, чем в опере, талант композитора проявился в симфонической музыке. После «Триумфальной симфонии» он больше не писал в этом жанре, отдавая предпочтение поэме. Вершиной его творчества на этом поприще стал цикл поэм «Моя родина».

Деятельность Бедржиха Сметаны многообразна: он и преподавал, и руководил «Глаголом пражским» (хоровым обществом), и основал Филармоническое общество, и дирижировал оперными спектаклями. Предел этой кипучей деятельности положила только болезнь: в 1874 г. Сметана, теряющий слух и страдающий нервным заболеванием, покидает Прагу и проводит последние годы жизни в селе Ябкенице. Несмотря на прогрессирующее заболевание, он продолжает творить, создавая квартет «Из моей жизни» и иные сочинения.

Сметана скончался в 1884 г. На похоронах его в Праге собралась многотысячная толпа, звучал марш из «Далибора» и другие темы из его произведений. Памятники Сметане установлены в нескольких городах Чехии. Ежегодный музыкальный фестиваль «Пражская весна» открывается 12 мая – в годовщину его смерти, и в первый день фестиваля исполняется цикл «Моя родина».

Все права защищены. Копирование запрещено.

Творческая деятельноcть Сме́таны протекала в условиях национального возрождения Чехии. На протяжении нескольких столетий (с 1620 г.) эта страна входила в состав австрийской монархии на правах угнетенной нации. Отсюда - ее экономическая отсталость, запрещение родного языка, принижение чувства национального достоинства.

С конца XVIII века в Чехии развернулось движение «будителей» - чешских просветителей (ученых, писателей, общественных деятелей), которые боролись за возрождение национальной культуры. Благодаря их усилиям на рубеже XVIII-XIX веков были основаны кафедра чешского языка в Пражском университете, Пражская консерватория, Органная школа.

Протест против иноземного гнета достиг кульминации в Пражском восстании 1848 года, которое было жестоко подавлено. Политические репрессии, последовавшие за его разгромом, вынудили многих деятелей чешской культуры покинуть родину. В их числе был и Сметана, который с 56-61 гг. жил в Швеции, в Гётеборге. Здесь он организовал симфонический оркестр, с которым выступал в разных странах как дирижер и пианист.

Новая волна освободительного движения, способствовавшая подъему чешской культуры, начинается в 60х годах XIX века. Этот подъём неразрывно связан с деятельностью Сметаны. По складу личности он был ярко выраженным лидером, натурой необычайно деятельной, энергичной. Он всегда находился в самой гуще общественных событий. Не было такой области чешской музыкально-общественной жизни, в которой Сметана не принимал самого активного участия. Только за одно десятилетие - 60е годы XIX века - он открыл первую чешскую музыкальную школу; возглавил созданный по его инициативе «Временный театр», на сцене которого ставились спектакли на чешском языке; руководил музыкальной секцией в союзе деятелей чешской культуры «Умелецка беседа» и крупнейшим хоровым обществом «Глагол Пражский», для которого сочинил множество хоров; был организатором и дирижером симфонических и хоровых концертов.

Подобно Глинке в России, Сметана «заложил фундамент» национальной оперы и программной симфонической музыки.

Оперное творчество

Интерес композитора к оперному жанру был постоянным и это объясняется не только его творческими склонностями: Сметана прекрасно понимал, что именно опера способна ярче всего выразить национально-освободительные устремления чешского народа. Уже в первой своей опере - «Бранденбуржцы в Чехии» - он обращается к самой актуальной теме современности, теме освободительной борьбы. Сюжет из истории Чехии воскрешал события XIII века, когда на чешской земле хозяйничали немецкие феодалы, и прямо перекликался с борьбой против австрийской монархии, которую вели современники композитора.

От «Бранденбуржцев...» героическая линия в оперном творчестве идет к «Далибору», а затем к «Либуше». Наиболее яркая среди всех трех героических опер - «Далибор». Ее содержание остро драматично. Главный герой - благородный рыцарь, который возглавил антифеодальное крестьянское восстание и был казнен по приказу короля. В либретто переплетены реальные исторические факты и образы народных легенд. Отдельные моменты оперы напоминают «Фиделио» Бетховена (смелая девушка, переодевшись в мужское платье, пробирается в тюрьму, чтобы спасти возлюбленного). Однако, дело не только в сюжете: бетховенский свободолюбивый пафос ощущается в самой музыке оперы.

Наряду с героико-патриотическими операми Сметана сочинял и комические. Это «Проданная невеста», «Две вдовы», «Поцелуй», «Тайна». В них показана повседневная жизнь простых людей из народа. Лучшая среди комических опер Сметаны - «Проданная невеста» (1866 г.), которая стала первой чешской оперой, получившей мировое признание. Ее герои словно выхвачены из жизни чешского села: это батрак Еник - находчивый и смекалистый; его невеста нежная и лукавая Маженка; глуповатый и избалованный Вашек, самоуверенный деревенский сват Кецал; расчетливые родители Маженки, мечтающие о богатом зяте и др.

Одним из главных участников происходящих в опере событий является народ. Вместе с Маженкой крестьяне осуждают Еника за мнимое отступничество, а в финале оперы от всего сердца поздравляют влюбленную пару. Вот почему такое важное место в «Проданной невесте» занимают народно-массовые сцены. Ими начинаются и завершаются все три действия оперы.

Воплощая народные характеры, композитор естественно опирался на типичные особенности чешской народной музыки, в первую очередь - чешских танцев (это полька, скочна, фуриант). Так, например, в характере польки выдержан жизнерадостный хор «Как же нам не веселиться», открывающий I действие. Его мелодия звучит как подлинная народная песня .

Вокальный стиль «Проданной невесты» во многом напоминает стиль русской классической оперы своей опорой на народную песенность (при том, что цитат почти нет) и отказом от внешней виртуозности (примером может служить ариозо Еника - № 81).

В области симфонической музыки Сметана отдавал предпочтение жанру программной симфонической поэмы (видимо, благодаря влиянию Листа, с которым познакомился еще в молодые годы). Главное симфоническое произведение Сметаны - грандиозный цикл из 6 симфонических поэм "Моя Родина" («Вышеград», «Влтава», «Шарка», «В чешских лугах и лесах», «Табор», «Бланик») .

Наибольшую популярность приобрела симфоническая поэма «Влтава», где тема Родины раскрывается через образ могучей реки. Как поясняется в авторской программе, музыка поэмы рисует весь путь Влтавы от самых ее истоков. Сочетание неизменного (образ реки) с изменчивым (картины и явления, сопутствующие течению Влтавы) вызвало обращение к форме свободного рондо

В отличие от русского фольклора, в чешском почти нет широких протяжных мелодий. Большинство чешских песен имеет танцевальный характер, отличается бодрой жизнерадостностью.

Цикл возник в первые годы глухоты (это страшное несчастье постигло композитора в 50-летнем возрасте), когда были созданы и другие замечательные произведения: струнный квартет «Из моей жизни», «Чешские танцы» для фортепиано.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта