другими мотивами. Так, тема рефрена (А) при первом проведении состоит из двух неравных предложений - в 11 тактов и 6 тактов. В этих 17-ти тактах как минимум четыре различных мотива. Первый эпизод (В) складывается также из четырех мотивов, причем, один из них выведен из рефрена. Кроме того, есть мотивы, которые имеют явные связи с Прелюдией (на уровне мелодических, ритмических и фактурных элементов).
ПРИМЕР 23. Менуэт (Берга.часская сюита)
ПРИМЕР 23а. Прелюдия (Бергамасская сюита)
ПРИМЕР 24. Менуэт (Бергамасская сюита)
ПРИМЕР 24а. Прелюдия (Бергамасская сюита)
Таким образом, уже в этой пьесе Дебюсси демонстрирует неисчерпаемую фантазию и свободу в форме. Но главное - оригинальное, вне всякой стилизации преломление жанра старинного танца.
Лунный свет Clair de lune
Andante, tres expressif(Andante очень выразительно), Des-dur, 9/8
Лунный свет - шедевр молодого Дебюсси, одна из самых репертуарных его фортепианных пьес. Она сушествует в различных переложениях: для скрипки, для виолончели, для оркестра.
«С„Лунным светом"мы проникаем в новую вселенную», - сказал Хальбрейх®". Действительно, это первое сочинение Дебюсси в области звукового пейзажа, причем пейзажа ночного, особенно им любимого, более того, пейзажа лунного. Достаточно вспомнить названия более поздних произведений, чтобы представить «ночную» тему Дебюсси: И луна спускается на некогда бывший храм. Терраса свиданий при лунном свете, фортепианный Ноктюрн, оркестровые Ноктюрны, Ароматы ночи, романс Звездная ночь...
Пьеса полна очарования, тонкого звукового аромата. Особую роль играет фонизм поюших терций, параллелизмов нисходящих мягко звучащих септаккордов. А терции - интервал, который много значил для Дебюсси (не случайно у него есть прелюдия Чередующиеся терции, этюд Для терций, «терцовая» прелюдия Паруса).
Тональность Des-dur {Cis-dur) матового колорита, наверное, также много значила для Дебюсси: это тональность фортепианного Ноктюрна, оркестровой постлюдии Пеллеаса, ариозо Пеллеаса из третьего действия, симфонии Море, прелюдий Феи - прелестные танцовщицы. Ворота Альгамбры Все это, кроме Ноктюрна, было написано значительно позднее.
Как это ни парадоксально, Лунный свет тонкими нитями связан с Прелюдией к Послеполудню Фавна. По смыслу две пьесы контрастны (ночь - день), а вместе с тем есть явные параллели между ними. Во-первых, обе пьесы в одном, довольно редком размере 9/8- Во-вторых, при основной тональности E-dur, Фавн начинается в cismoll - одновысотном строе для Des-dur, в котором написан Лунный свет. В-третьих, есть мотив в начальной теме Лунного света, который появится затем в начальных тактах Фавна.
Lockspeiser Е., Halbreich Н Ор. cit. Р. 558.
ПРИМЕР 25. Лунный свет (Бергамасская сюита)
ПРИМЕР 25а. Послеполудень фавна
р doux et expressif
Наконец, фонизм звучания терцовой темы в Лунном свете - явно флейтовый (основная тема Фавна поручена флейте). В трехчастной форме, где средний раздел в более подвижном темпе и где мелодия звучит на фоне струящихся фигураций, воплощена излюбленная стихия Дебюсси, та, что связана со струящимся потоком воздуха, воды, света - солнечного или лунного. И в этом также параллель с Фавном.
Отказ от квадратных структур становится нормой для ритмической организации и свидетельствует о новом ощущении музыкального времени. Так, например, первое предложение - восемь тактов, а второе - восемнадцать.
В области динамики заложено главное: преобладание pianopianissimo и только два такта во всей пьесеforte. Это именно то соотнощение, которое станет характерным для большинства сочинений Дебюсси.
Интересно, что во втором предложении, когда мелодия поднимается в верхний регистр и появляется аккордовая фактура и когда любой композитор-романтик написал бы forte, у Дебюсси динамика остается pianissimo (несмотря на скромное, почти незаметное crescendo). Здесь уже скрыта дебюссистская трепетность, томительная недосказанность, утонченность чувства. Кульминация все же есть - в среднем разделе один такт forte, после которого быстрое (два такта) угасание звука - сначала два piano, затем в репризе три piano. А в коде после pianissimo - morendo jusqu"d la fin {замирая до самого конца).
В. Янкелевич, размышляя над философией лунного света как такового у Дебюсси, высказал интересные мысли, которые заслуживают того, чтобы их широко процитировать:
«„Лунный свет"... дебюссистский ноктюрн имеет мало общего с романтическим лунным светом, так как этот лунный свет лишь повод раскрыть мечту и размышления поэта. Ночь для Дебюсси - это то, что обостряет его чувства; а они для нас [...] как неожиданная милость. Эти чувства проникают в нашу душу тем более глубоко, что абсолютно ненавязчивы: они отражают некое состояние наивности - условие для поэтичного воодушевления [...]. Ведь наши мечты часто возникают от дуновения ветра, от запаха глицинии, которые возбуждают в нас волнующие воспоминания, чувство ностальгии по прошедшей весне [...].
В противоположность всякой субъективности [...]Дебюсси остается, если можно так сказать, в гармонии с природными стихиями, [...] с всеобщей жизнью. Он чувствует себя погруженным во вселенскую музыку, присущую природе. Эта музыка нас обволакивает одинаково хорошо как в солнечном свете, так и в лунном свете ночи [...]. Можно сравнить музыку Дебюсси с экстазом - экстазом молитвы. Его светлый взгляд есть в определенном смысле зеркало внешнего мира. В галлюцинирующих образах, в которые нас погружает эта музыка, где есть сам Клод Дебюсси? Клод Дебюсси забыл о себе, Клод Дебюсси соединился в экстазе с ночью и со светом, со светом полдня, сумраком полночи...»^.
Поэтично и очень ёмко сказано о главном для понимания музыки Дебюсси.
Паспье Passepied
Allegretto та поп troppo, fls-moll, 4/4
Финал сюиты - самая развернутая пьеса. И она полна очарования, не уступая в этом Лунному свету. Ее идея - д в и ж е н и е. Но в этом непрерывном движении воплощено очень многое.
Размер 4/4 не соответствует ритму паспье - старинному танцу на 6/8 или 3/8. Может быть, Дебюсси использовал это название именно как символ быстрого и непрерывного движения? Но аллюзии на музыку той эпохи, когда паспье входил в сюиты, все же есть и, прежде всего, в аскетической фактуре двухголосия, в приближении к звучанию клавесина.
Элегантную мелодию (на редкость протяженную для Дебюсси) сопровождает непрерывное staccato ровными восьмыми аккомпа-
немента (в духе альбертиевых басов), вызывая видение скачки. Но не той драматической скачки, что в Лесном царе Шуберта, и не той драматической скачки Вронского из романа Л.Н. Толстого Анна Каренина. Нет! Милая, мирная картинка. Можно себе представить прогулку верхом на лошади в Булонском лесу. Но под этим внешним слоем содержания воплощено множество различных тончайших эмоций, словно эта скачка смешалась с вереницей воспоминаний о чем-то легком, приятном, обольстительно нежном, светлом, связанном с прогулкой. В. Янкелевич совершенно верно пишет о том, что Дебюсси ощущает таинственность вещей даже там, где, казалось бы, тайны нет. «Поэтическая тайна, тайна атмосферы привычных явлений, будничных событий он преподносит как мечту»^К И это сказано как раз по отношению к Паспье.
Пьеса по самому своему духу французская. В ней французская изысканность, тонкость, неуловимость ощущений, легкость и обаяние. На непрерывный остинатный фон наслаиваются мотивы и темы разного характера, среди которых мечтательные, хрупкие, томительно-нежные, колокольные, звонкие. Калейдоскоп мотивов сочетается с тонкой игрой тональными красками, с гибкой непринужденной ритмической организацией, с наложением триолей четвертями на ровное движение восьмыми.
Форма Паспье - сложная трехчастная (основная тема при каждом новом повторении варьируется) с многотемной средней частью и варьированной репризой, в которой середина - на новой теме:
А (а-Ь-а,)
С (с-с1-е-Г-е,-ход) Aj (a^-g-aj)
Трудно согласиться с Ю. Кремлевым, который, кроме Лунного
света, все пьесы сюиты называет «надуманными», в то время как нет ничего более естественного и уже очень самобытного в этой замечательной сюите.
Для фортепиано (1901) Pour le piano
Около 10 лет отделяют Бергамасскую сюиту от сюиты Pour le piano. Это десятилетие стремительной эволюции композитора, период создания оперы. Возможно, некоторые пьесы сюиты были написаны немного ранее. Но факт остается фактом: Pour le piano -
" Jankelevitch V. Debussy et le myst^re de I"instant. P. 19.
одно из первых послепеллеасовских сочинений. Гармонический язык значительно усложнился. Дебюсси использует цепочки неразрешенных септ- и нонаккордов, сопоставление трезвучий отдаленных тональностей, целотоновость и в гармонии, и в мелодии.
Цикл составляют три пьесы, что становится характерно для многих произведений Дебюсси разных жанров. Несмотря на достаточно большую временную дистанцию, которая отделяет Бвргамасскую сюиту от Pour le piano, они близки своей неоклассической направленностью, воскрешением жанров музыки XVIII века. Но каков этот «неоклассицизм»? Он своеобразно сочетается с импрессионизмом. Дебюсси использует аллюзии на творчество композиторов эпохи Баха, Скарлатти, Куперена, но одновременно демонстрирует, что можно сделать со старинными жанрами, формами, даже некоторыми принципами развития в новое время, в новых эстетических условиях импрессионизма.
Прелюдия Prelude
Assez anime et tresritme(Довольно живо и оченьритмично), a-moll, 3/4
Энергичная, быстрая Прелюдия - пожалуй, единственное произведение Дебюсси, в котором композитор «вспоминает» Баха. Единая ритмико-фактурная формула, основанная на движении шестнадцатых, выдерживается на протяжении почти всей прелюдии, лишь дважды прерывается аккордовым martellato и завершается ре- читативно-импровизационной кодой. Прелюдии свойственна баховская «серьезность», значительность. Низкий гулкий регистр основной темы - словно тяжелые, органные басы. Непрерывное становление темы напоминает барочные формы типа развертывания. К Баху отсьшает и непрерывное движение шестнадцатых (как в Прелюдии с-тоИ из I тома ХТК), речитатив-импровизацрш в коде напоминает конец той же прелюдии. Все это заставляет предположить, что аллюзии на музыку Баха были намеренными.
ПРИМЕР 26. Прелюдия (Для фортепиано)
Tempo di cadenza
ПРИМЕР 26а. Бах. Прелюдия c-moll, I том ХТК
При этом в гармонии и в построении формы - это типичный Дебюсси. Он хитро вуалирует грани формы. Так, четыре такта, которые воспринимаются как вступление, дающее ритмическую пульсацию, на самом деле содержат важный тематический материал (мотив а, см. схему), на котором построены контрастные разделы формы.
Схема № 1. Прелюдия {Для фортепианоУ^
Средняя часть |
||||||
а, (16) bi (22) |
а2 -(21) |
|||||
(производный |
каденция (16) |
Вторая тема {Ь) - оригинальна. В моторике 16-х вырисовывается скрытый нижний голос (мелодия ровными четвертями) в духе григорианского хорала. Длительное развертывание темы охватывает 37 тактов. Помимо этих двух тем в первом разделе есть еще и третья: аккордовое martellato fortissimo, в котором преобладают параллелизмы увеличенных трезвучий (образ колокольного звона - он словно врывается в литургическое пение). Но эта, казалось бы, новая тема (с) в сущности является вариантом (и образной трансформацией) мотива вступления (а).
Средний раздел переключает в соверщенно иной образный план, хотя основан он на мотивах экспозиции {а и Ь). Он построен на непрерывном трепетном секундовом тремоло (оперы Пеллеас и Мелизанда!), на фоне которого разрабатывается сначала мотив а, затем мотив Ь. Тональность неустойчивая, преобладает опора на целотоновую гамму. Но главное - в этом разделе на сильной доле почти непрерывно акцентируется пеллеасовский тритон d-as. Все, что с ним связано в музыке Дебюсси, всегда таинственно и тревож-
"" Буквы в схеме - мотивы, цифры - количество тактов в мотиве. Такая форма записи останется в последующих схемах.
но. Хоральная тема переходит в высокий регистр (здесь вступает в силу имитация тембра челесты или колокольчиков), становится хрупкой и беспокойной; в качестве продолжения основного зерна на биение 16-х накладываются большетерцовые триоли восьмыми как звон высоких колокольчиков.
Количество тактов в мотивах показывает новый тип временной организации. Органическая неквадратность лежит в основе всей пьесы. Каждая тема в новом проведении всегда появляется в ином масштабном измерении, то есть ее структура все время меняется, одни элементы исчезают, другие возникают.
Сарабанда Sarabande
Avec ипе elegance grave et lente (С элегантной серьезностью, медленно), cis-moll, 3/4
Сарабанда - одна из самых экспрессивных фортепианных пьес Дебюсси. И к этому жанру позднее Дебюсси обратится еще не раз и тем самым привлечет к нему внимание композиторов нового поколения. В ритме и движении Дебюсси сохраняет основные черты Q /a с акцентом на второй доле) этого жанра.
Музыка Сарабанды полна нездешней печали и нежности. В настроении пьесы чувствуется отклик на одну из сцен Пеллеаса. Композитор почти незаметно в середине пьесы вводит лаконичную цитату (можно сказать, скрытую цитату) из оркестрового вступления к 3-й картине I действия (первая встреча юных героев). Цитата - мотив Мелизанды в ее самом распетом и самом красивом варианте. В таком виде этот мотив олицетворяет и первый зов любви, и печаль предчувствия. Дебюсси вуалирует его появление в Сарабанде, давая мотив не целиком, а лишь его «хвостик». Он словно прячет цитату и вместе с тем вьщеляет ее динамикой mezzo forte (первый раз), mezzo piano (второй раз) в окружении piano и pianissimo, а также общей тональностью cis-moll пьесы и данной сцены. Так скромно, ненавязчиво Дебюсси фиксирует внимание на этой цитате.
ПРИМЕР 27. Сарабанда (Для фортепиано)
ПРИМЕР ,. 27». Пеллеас и Мелизанда (I - 3)
Темы Сарабанды - замечательная мелодическая находка Дебюсси: это утолщенные септаккордами, нонаккордами (изредка и трезвучиями) мелодические линии, звучащие то терпко, то мягко, но с огромным внутренним напряжением. Очень выразительна начальная тема, изложенная септаккордами в натуральном cis-moll, хотя и достаточно туманном, ибо подчас он воспринимается как gis-moll. Гармонический колорит - изысканный. Еще дальше в смелости гармонии идет композитор во второй теме (начало среднего раздела). Она построена на параллелизмах кварт-секундак- кордов очень специфического тембрового колорита. Но самая впечатляющая мелодия - третья: целые гроздья септаккордов в двух руках, которые звучат с пронзительной печалью. Главное: настроением и интонациями все мелодические линии вытекают из цитаты, они рождены ею и тем смыслом, который вкладывал композитор в эту тему в опере. Т а к Сарабанда с т а л а п е р в о й ф о р т е п и а н н о й п ь е с о й, с м ы с л к о т о р о й м о ж н о р а з г а д а т ь ч е р е з а л л ю з и и на к о н к р е т н у ю с ц е н у
о п е р ы.
В фактуре пьесы - оригинальное противопоставление аккордовой мелодии и строгих архаических унисонов, или противопоставление диссонирующих аккордов консонансам трезвучий. Так, в репризе первая тема гармонизована не септаккордами, как в начале, а трезвучиями (при этом начинается с трезвучия второй низкой ступени для cis-moll, forte). Ее характер кардинально меняется. Из хрупкой и таинственно нежной она превращается в торжественную, словно напоминая другой момент оперы: «Я принц Голо\». Таким образом, Сарабанда - с двойным дном, со скрытым смыслом.
Токката Toccata
У1/(Живо), cis-moll, 2/4
Финал цикла - воплощение идеи движения (как и Паспье), точнее -радости движения. Блестящая, легкая, живая виртуозная пьеса. Паспье - тоже движение, но иное, чем в Токкате. Там почти зримая картинка, здесь композитор переносит все в абстрактный план. В сущности, идея не нова - идея моторных пьес Баха, Вивальди и их современников. Токката близка Прелюдии, открывающей сюиту Pourlepiano. Но если в той - «серьезность», массивность органных пьес Баха, то Токката ближе легким клавирным пьесам французских клавесинистов. Ее фактура опирается на особое ощущение «клавишности» беспедального инструмента. Здесь, в частности, сочетается фактура старинных клавирных пьес - сухая, одноголосная, играемая двумя руками, где музыка лишена яркого тематизма (т.е. основана на фигурациях, секвенцировании, гармонических модуляциях) и фактура, в которой появляется экспрессивная мелодическая линия.
От старинных клавирных пьес - принцип развертывания ткани на непрерывном движении 16-х длительностей. Причем тем- по-ритм Токкаты выдерживается от начала пьесы до конца без каких-либо отклонений (достаточно редкий случай у Дебюсси). Но с непрерывным движением 16-х Дебюсси творит удивительные вещи. Атематическая музыка (в духе барочной) здесь сменяется обыфыванием фонизма педального фортепиано. А это уже поворот к современной с о н о р и к е. Подобный контраст интересен сам по себе. Вот, мол, смотрите, как было тогда и что можно с тем же материалом сделать сейчас на современном рояле и средствами современной гармонии. П о в о р о т к н е о к л а с с и ц и з м у и з н а м е н о в а л о э т о с м е л о е о б н о в л е н и е в с е г о ф о р т е п и а н н о г о с т и л я в о п о р е на с т а р и н н у ю м у - зыку.
Барочный принцип развертывания (на единой ритмико-фактур- ной формуле) Дебюсси сочетает с непрерывным обновлением фактуры и разукрашиванием ее свежими гармоническими красками, необычными тональными сопоставлениями, модуляциями. Так, в начале Токкаты cis-moll - E-dur быстро сменяются хроматическими секвенциями с неустойчивым тональным центром. Средний раздел начинается в далеком C-dur, который быстро уступает место неустойчивому блужданию по тональностям.
Цель урока: Расширение и углубление представлений детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.
Задачи урока:
Музыкальный материал: Л. ван Бетховен Соната для фортепиано №14 “Лунная”, К. Дебюсси “Лунный свет”.
Оборудование для урока:
Структура урока:
Учитель: (приложение: презентация – слайд №2).
Погружаясь в сон глубокий, душу
На простор ночной я отпущу, –
Полетать над морем и над сушей,
Над пустыней и в густом лесу.
Ночь укрыла землю покрывалом
Снов, фантазий, сказок и мечты…
Звезды и луна глядят устало,
Охраняя мир, покой и сны.
Наш сегодняшний урок я не случайно начала стихами, так как посвящен он будет самому загадочному, романтическому, сказочному и поэтичному времени суток. Героиня нашего урока – прекрасное и завораживающее ночное светило, царица ночи – её величество Луна. Наш урок мы назовем “Лунная мелодия”, потому что сегодня мы услышим произведения композиторов разных эпох, стран, но все эти произведения посвящены луне.
Для начала, предлагаю вам поиграть в ассоциации. Какие мысли, эмоции, переживания вы испытываете при словах Ночь, Луна? Какие ассоциации у вас связаны с этими понятиями?
Ответы детей.
(Далее на слайде презентации (приложение: презентация – слайд №3 ) появляются слова, которыми могут ассоциироваться с ночным пейзажем: “загадочность”, “романтика”, “опасность”, “страх”, “фантастика”, “холодность”, “волшебство”, “одиночество”, “таинственность”, “веселье”, “свет”, “радость”, “бодрость” и т.д. Предложить детям выбрать подходящие слова).
Суммируя ответы детей и слова на карточках.
Учитель: Разные люди воспринимают луну и ночь по-разному: для некоторых – время опасности, тревоги и одиночества, а для других – самое романтичное время суток, когда поэты пишут стихи, творится волшебство, встречаются влюбленные.
Луне посвящали свои творения многие художники, музыканты, поэты. Сейчас мы отправимся в музыкальное путешествие и услышим музыку великого немецкого композитора Людвига ванн Бетховена.
(Приложение: презентация – слайд №4 )
Учитель: Посмотрите на портрет композитора. Как вы думаете, какой характер у человека, изображенного на портрете? Какую жизнь он прожил?
Ответы детей.
Учитель: во взгляде Бетховена мы ощущаем суровость, строгость, Перед нами человек несгибаемой силы духа, силы характера, потому что вся жизнь композитора была нескончаемой борьбой с судьбой, с тяжелым недугом, которым он страдал с 25 лет. Это была глухота. Для композитора потерять слух – приговор, конец творческого пути!.. Но только не для Бетховена: своими произведениями он вновь и вновь доказывал человечеству, что он не покорится своему недугу, своей судьбе.
Бетховен родился в Германии, в
небольшом городе Бонне. Примерно в 20 лет он
переезжает в Вену – столицу Австрии. Где живет до
конца своих дней. В Вене он познакомился с
прекрасной юной девушкой – 16-летней Джульеттой
Гвиччарди. Бетховен влюбился в эту красавицу (приложение:
презентация – слайд №5
),
и это, конечно,
льстило юной Джульетте. Имя своей возлюбленной
Бетховен обессмертил, посвятив ей одно из самых
известных своих произведений – Сонату для
фортепиано № 14, которая получила название
“Лунная”. “Лунная соната” – это размышления
композитора наедине с природой, где он
раскрывает свои чувства к Джульетте Гвиччарди.
Перед прослушиванием вопросы, нацеливающие на
восприятие:
(Приложение: презентация – слайд №6 )
|
Прослушивание “Лунной сонаты” в аудиозаписи.
Ответы детей на поставленные перед прослушиванием вопросы. Обобщение учителем сказанного детьми.
Учитель исполняет на фортепиано начальный период “Лунной” сонаты”. Далее идет разговор о характере аккомпанемента (3 восходящие ноты, напоминающие движение волн) и об особенностях мелодической линии (тема на высоте одной ноты, исполненная в пунктирном ритме, придаёт музыке мужественный характер, но с оттенком отчаяния). Детям предлагается в пластических движениях передать особенности рисунка мелодии и гармонии. Для этого дети делятся на 3 группы: “гармонии” и “мелодии” и “басового голоса”.
Группа “гармонии”:
Плавными движениями рук, похожими на движения волн, воспроизводит в воздухе восходящую направленность звуков арпеджио. В процессе “интонирования” оценивается точное соответствие движений рук и звуков гармонии, выразительность жестов.
Группа “мелодии”:
Собранной ладонью на одной высоте “интонирует” звуки мелодического голоса. Оценивается точное воспроизведение пунктирного ритма, выразительность жестов.
Группа “баса”: нисходящие, плавные движения рук, как бы “погружаясь” в глубину.
4.Учитель: Итак, наше музыкальное путешествие по “лунному пути” продолжается. На этот раз мы отправляемся во Францию начала ХХ века.
В это время по всей Европе начинает распространяться новое направление в живописи с очень красивым, но сложным названием – ИМПРЕССИОНИЗМ (Приложение: презентация – слайд №7 ). Картины художников – импрессионистов – Клода Моне, Огюста Ренуара и других (Приложение: презентация – слайды №8, 9, 10 ) – были полны ярких красок, света; свои картины художники всегда рисовали на улице, на лоне природы, поэтому мы будто ощущаем дуновение ветра, колыхание листвы деревьев, биение теплого воздуха, буйство красок природы.
Вы спросите, как же импрессионизм в живописи связан с музыкой и, тем более, с луной? На наших предыдущих уроках мы с вами не раз говорили о том, что все виды искусства взаимосвязаны между собой, что между живописью, архитектурой, поэзией и музыкой много общего! Так вот, импрессионизм зародился в живописи, а проявил себя ещё и в музыке. Одним из композиторов – импрессионистов был француз (Приложение: презентация – слайд №11 ). Своим музыкальным произведениям Дебюсси любил давать очень поэтичные, “живописные” названия: “Следы на снегу”, “Опавшие листья”, “Море: от рассвета до полудня”. Действительно, будто это не музыкальное произведение, а картина, написанная не красками, а звуками! Обратите внимание, что многие произведения Дебюсси связаны с картинами природы.
Сегодня мы услышим, и даже увидим одно из произведений К. Дебюсси. Оно, так же, как и соната Бетховена, посвящено ночи. Название произведения – “Лунный свет”.
Перед прослушиванием вопросы, нацеливающие на восприятие:
Прослушивание аудиозаписи “Лунного света” Дебюсси (переложение для арфы).
Ответы детей на поставленные ранее вопросы. Ведётся разговор об арфе и соответствии её тембра музыке К. Дебюсси. (Приложение: презентация – слайд №12 )
Учитель: Наше второе прослушивание мы совместим с просмотром видеоролика на музыку Дебюсси.
Ваша задача – полностью погрузиться в музыку, насладиться её звучанием. А ещё самые внимательные ребята наверняка услышат некоторое различие между первым и вторым вариантом исполнения (в видеозаписи переложение для фортепиано). Представьте, что вы художник-импрессионист. Перед вами палитра с красками. Вы хотите нарисовать ночной пейзаж с отблесками лунного света на морской глади, на листьях деревьев и т.д. Ваша картина станет иллюстрацией к музыке, которую вы сейчас услышите. Краски какого цвета будут преобладать на вашей картине?
Просмотр видеоролика на музыку К. Дебюсси (переложение для фортепиано). (Видеоролик на музыку “Лунный свет” Дебюсси представлен в авторском видеопособии “Волшебный экран”). Варианты видеоряда можно выбрать, пройдя по ссылке
http://video.yandex.ru/search.xml?text=%D0%BB%D1%83%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82+%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D1%8E%D1%81%D1%81%D0%B8
Ответы детей.
Учитель, подводя итог ответам детей:
Светлая музыка Дебюсси определяет и цветовую гамму иллюстраций к “Лунному свету” – приглушенные тона, оттенки серебристого, желтого. Видеоролик наполняет нас покоем, умиротворенность. Здесь нет места страстям, драматизму “Лунной сонаты” Бетховена.
Составление цветовой палитры. Детям раздаются разноцветные карточки. Задача: выбрать те цвета, которые могли бы быть использованы для иллюстрации к музыке Дебюсси. Необходимо составить небольшую композицию из выбранных карточек.
Ответы детей с пояснением и рассказом об их композиции.
Мы послушали два произведения, по сути, с одинаковым названием двух композиторов разных эпох, стран, художественных направлений. Удивительно, как по-разному воспринимают композиторы одни и те же явления природы, времена года, времена суток! Каждый вкладывает свой смысл, свое наполнение в музыку, исходя из своего жизненного опыта, характера. Я уверена, что ваши творения на тему луны также будут отличаться друг от друга. Наша прогулка “под луной” подходит к концу, и мне бы хотелось проверить, как вы запомнили новый материал (быстрый опрос по пройденной теме: презентация – слайд №13 ):
Домашнее задание: Из цветных карточек сделать аппликацию “Лунный свет”.
Сочинил огромное количество прекрасных произведений, но символом его творчества неизменно является сочинение для фортепиано «Лунный свет». Возвышенная музыка словно состоит не из нот, а из тихого света ночного светила. Сколько тайн хранит в себе магия ночи, столько спрятано в сочинении.
Историю создания «Лунного света» Дебюсси, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
В конце февраля 1887 года вернулся из Рима (в 1884 году он получил премию, дающую возможность жить и работать в столице Италии за казённый счёт). Сразу с головой окунувшись в кипучую Парижскую жизнь, он не только встречался с прежними знакомыми, но и обзаводился новыми друзьями. Ярких впечатлений у молодого человека было предостаточно, а потому его творчество начало весьма интенсивно развиваться.
Жизнь Дебюсси стала весьма насыщенной, но особенно содержательным для него был 1889 год. Сначала весной Клод в течение двух месяцев наслаждался морским воздухом на северо-западе Франции в Динаре на берегу залива Сен-мало. Затем летом композитор побывал на Всемирной выставке, где заслушивался звучанием экзотических оркестров из Китая, Вьетнама и острова Ява. Эта музыка воспринималась им как призыв к существенному обновлению его творческого стиля.
Кроме того, в рамках международного мероприятия Клод вновь смог окунуться в такой притягательный для него мир русского музыкального искусства. В Париже 22- го и 29 - го июня состоялись два концерта, на которых под управлением Александра Глазунова и Николая Андреевича Римского-Корсакого прозвучали как их собственные сочинения, так и произведения Даргомыжского , Мусоргского, Чайковского , Лядова, Бородина , Балакирева и Кюи. Несмотря на то, что Дебюсси был уже хорошо знаком с сочинениями авторов, от концерта он остался в большом восторге.
Далее сильные впечатления композитора пополнились от знакомства с творчеством бельгийского писателя Мориса Мотерлинка. Его пьесу «Принцесса Малейн» он читал с особым упоением. А затем стремление приблизиться в искусстве к современным новаторским направлениям привели Клода в салон поэта-символиста Стефана Малларме. Всё это, а также влюблённость в девушку, которую он называл Габи с зелёными глазами, сильно отразилось на творениях Дебюсси данного периода. В то время из-под пера композитора выходили очаровательные сочинения полные увлекательных грёз и поэтической упоённости. Именно в 1890-ом году он и создал свой знаменитый ноктюрн «Лунный свет », который первоначально был именован автором «Сентиментальной прогулкой». Это обаятельное произведение нежного романтизма раннего Дебюсси было представлено автором как вторая часть «Бергамасской сюиты». Следует отметить, что фортепианный цикл несколько раз композитором переукомплектовывался и в окончательном варианте был издан лишь в 1905 году.
Интересные факты
«Лунный свет» по праву считается одним из шедевров импрессионизма. Первоначально, импрессионизм появился не в музыкальном, а в художественном искусстве. Считается, что направление основывается на технике под названием «Впечатление». Художник словно останавливает мгновенье, запечатляя его на холсте. Но музыка способна выразить больше, чем одно мгновенье. Вместо одной картинки, созданной нашим воображением, прорисовывается пусть и небольшой, но сюжет. Развитие сюжетной линии возможно только при правильном выборе музыкальной конструкции.
Умело обращается с формой произведения. Ноктюрн представляет собой сложную трехчастную форму с эпизодом и кодой:
Арочная замкнутость не дает произведению развалиться. Возвращение к первоначальным мотивам навевают слушателю первоначальные воспоминания. Но ночной мир уже изменился, развитие достигнуто. Лунная дорожка медленно растворяется, предоставляя дорогу солнцу и новому дню.
В произведении проявлены лучшие черты музыкального импрессионизма:
Многие считают, что классическая музыка обязательно должна подчиняться законам драматургии. Это подразумевает нахождение конфликта, заложенного внутри построения. Ведь подобным образом строилась практически вся музыка, начиная от барокко и заканчивая поздним романтизмом. Дебюсси открыл для человека совершенно другой способ мировоззрения – это созерцание. Слияние с природой помогает найти самый простой путь к обретению спокойствия и внутренней гармонии.
Чистота музыки, восторженно-мечтательный характер, привлекают режиссеров практически в каждом уголке света. Тысячи кинолент украшает дивная мелодия «Лунного света». Мы подобрали самые известные сериалы и фильмы, в которых можно услышать произведение.
Ноктюрн «Лунный свет » представляет собой одно из немногих сочинений, позволяющих человеку не бороться с судьбой, а наслаждаться каждым мгновением жизни. Ведь счастье оно заключается в осознанности, в настоящем. Будь то волшебная ночь или утренний рассвет, ты живешь только тогда, когда можешь чувствовать этот мир. Созерцание – это и есть бесконечность.
Видео: слушать «Лунный свет» Дебюсси
1 / 5
✪ Лучшее из Дебюсси
✪ Клод Дебюсси - Лунный свет
✪ 11 Лунный свет Клод Дебюсси
✪ The Best of Debussy
✪ КЛОД ДЕБЮССИ - ПРЕЛЮДИИ
Систематически изучать композицию Дебюсси начал только с декабря 1880 года у профессора, члена Академии Изящных Искусств Эрнеста Гиро . За полгода до поступления в класс Гиро Дебюсси совершил путешествие по Швейцарии и Италии в качестве домашнего пианиста и учителя музыки в семье богатой русской меценатки Надежды фон Мекк . Лето 1881 и 1882 годов Дебюсси и вовсе провёл под Москвой , в её имении Плещеево . Общение с семьёй фон Мекк и пребывание в России благотворно повлияло на развитие молодого музыканта. В её доме Дебюсси познакомился с новой русской музыкой Чайковского , Бородина , Балакирева и близких к ним композиторов. В ряде писем фон Мекк к Чайковскому иногда упоминался некий «милый французик», который с восхищением отзывается о его музыке и превосходно читает партитуры . Вместе с фон Мекк Дебюсси посетил также Флоренцию , Венецию , Рим , Москву и Вену , где впервые услышал музыкальную драму «Тристан и Изольда », на добрый десяток лет ставшую предметом его восхищения и даже поклонения . Эту равно приятную и выгодную работу молодой музыкант потерял в результате некстати обнаружившейся влюблённости в одну из многочисленных дочерей фон Мекк.
Вернувшись в Париж, Дебюсси в поисках заработка поступил аккомпаниатором в вокальную студию мадам Моро-Сенти, где и познакомился с богатой певицей-любительницей и меломанкой мадам Ванье. Она значительно расширила круг его знакомств и ввела Клода Дебюсси в круги парижской художественной богемы . Для Ванье Дебюсси сочинил несколько изысканных романсов , среди которых оказались такие шедевры, как «Мандолина» и «Под сурдинку».
Одновременно Дебюсси продолжал свои занятия в консерватории, пытаясь добиться признания и успеха также среди своих коллег, академических музыкантов. В 1883 году Дебюсси получил вторую Римскую премию за кантату «Гладиатор». Не остановившись на достигнутом, он продолжил свои усилия в этом направлении и год спустя, в 1884 году , получил Большую Римскую Премию за кантату «Блудный сын» (фр. L’Enfant prodigue ). По странности столь же трогательной, сколь и неожиданной, это случилось благодаря личному вмешательству и доброжелательной поддержке Шарля Гуно . В противном случае Дебюсси наверняка не получил бы эту картонную профессиональную корону всех академиков от музыки - "этот своеобразный аттестат происхождения, просвещения и подлинности первой степени", как позднее шутливо называли между собой Римскую премию Дебюсси и его приятель, Эрик Сати .
Римский период не стал для композитора особенно плодотворным, поскольку ни Рим , ни итальянская музыка не оказались ему близки, однако здесь он познакомился с поэзией прерафаэлитов и начал сочинять поэму для голоса с оркестром «Дева-избранница» (фр. La damoiselle élue ) на слова Габриэля Россетти - первое произведение, в котором наметились черты его творческой индивидуальности. Отбыв первые несколько месяцев на вилле Медичи, Дебюсси посылает в Париж своё первое римское послание - симфоническую оду «Зюлейма» (по Гейне), а ещё через год - двухчастную сюиту для оркестра и хора без слов «Весна» (по знаменитой картине Боттичелли), вызвавшие печально знаменитый официальный отзыв Академии:
«Несомненно, Дебюсси не грешит плоскими оборотами и банальностью. Наоборот, его отличает ясно выраженное стремление к поискам чего-то странного и необычного. Он обнаруживает чрезмерное чувство музыкального колорита , которое временами заставляет его забывать важность чёткость рисунка и формы. Он должен особо остерегаться расплывчатого импрессионизма , столь опасного врага правды в произведениях искусства».
Этот отзыв примечателен, прежде всего, тем, что при всей академической косности содержания является по существу глубоко новаторским. Данная бумага 1886 года вошла в историю как первое упоминание об «импрессионизме» применительно к музыке. Следует особо отметить, что на тот момент импрессионизм вполне сформировался как художественное течение в живописи, но в музыке (в том числе и самого Дебюсси) он не только не существовал, но даже ещё и не намечался. Дебюсси лишь находился в начале поисков нового стиля, и испуганные академики тщательно очищенным камертоном своих ушей уловили будущее направление его движения - и испуганно предостерегли его. Сам же Дебюсси с достаточно едкой иронией говорил о своей «Зюлейме»: «она слишком сильно напоминает то ли Верди , то ли Мейербера »…
Однако самым важным событием этого времени стало, пожалуй, неожиданное знакомство в 1891 году с тапёром «Трактира в Клу» (фр. Auberge du Clou ) на Монмартре Эриком Сати , занимавшим должность второго пианиста. Поначалу Дебюсси привлекли гармонически свежие и необычные импровизации кафешантанного аккомпаниатора , а затем и его свободные от любых стереотипов суждения о музыке, оригинальность мышления, независимый, грубоватый характер и едкое остроумие, не щадящее решительно никаких авторитетов . Также, Сати заинтересовал Дебюсси своими новаторскими фортепианными и вокальными сочинениями, написанными смелой, хотя и не вполне профессиональной рукой. Непростая дружба-вражда этих двух композиторов , определивших лицо музыки Франции начала XX века , продолжилась почти четверть века. Спустя тридцать лет Эрик Сати так описал их встречу:
«Когда мы впервые встретились, <…> он был как промокашка , насквозь пропитан Мусоргским и кропотливо искал свой путь, который ему никак не удавалось нащупать и отыскать. Как раз в этом вопросе я его далеко переплюнул: ни Римская премия …, ни „премии“ каких-либо других городов этого мира не отягощали мою походку, и мне не приходилось тащить их ни на себе, ни на своей спине… <…> В тот момент я писал „Сына звёзд“ - на текст Жозефа Пеладана ; и много раз объяснял Дебюсси необходимость для нас, французов, наконец, освободиться от подавляющего влияния Вагнера, которое совершенно не соответствует нашим природным наклонностям. Но одновременно я давал ему понять, что нисколько не являюсь антивагнеристом. Вопрос состоял только в том, что мы должны иметь свою музыку - и по возможности, без немецкой кислой капусты.
Но почему бы для этих целей не воспользоваться такими же изобразительными средствами, которые мы уже давно видим у Клода Моне , Сезанна , Тулуз-Лотрека и прочих? Почему бы не перенести эти средства на музыку? Нет ничего проще. Не это ли есть настоящая выразительность?»
Бросив сочинение оперы «Родриг и Химена» на либретто (по выражению Сати) «этого жалкого вагнериста Катюля Мендеса» , в 1893 году Дебюсси приступил к долгому сочинению оперы по драме Метерлинка «Пеллеас и Мелисанда». А ещё год спустя, искренне вдохновившись эклогой Малларме, Дебюсси написал симфоническую прелюдию «Послеполуденный отдых фавна» (фр. Prélude à l’Après-midi d’un faune ), которой суждено было стать своеобразным манифестом нового музыкального течения: импрессионизм в музыке .
В течение всей остальной жизни Дебюсси приходилось бороться с недугами и бедностью, но он работал неустанно и весьма плодотворно. С 1901 он начал выступать в периодической печати с остроумными рецензиями на события текущей музыкальной жизни (после смерти Дебюсси они были собраны в сборнике Господин Крош - антидилетант, Monsieur Croche - antidilettante, опубликован в 1921). В тот же период появляется большинство его фортепианных произведений.
За двумя сериями Образов (1905-1907) последовала сюита Детский уголок (1906-1908), посвящённая дочери композитора Шушу.
Дебюсси совершил несколько поездок с концертами, чтобы обеспечить семью. Он дирижировал своими сочинениями в Англии, в Италии, в России и других странах. Две тетради прелюдий для фортепиано (1910-1913) демонстрируют эволюцию своеобразного звукоизобразительного письма, характерного для фортепианного стиля композитора. В 1911 году он написал музыку к мистерии Габриэле д’Аннунцио Мученичество Святого Себастьяна , партитуру по его разметке делал французский композитор и дирижёр А. Капле. В 1912 году появился оркестровый цикл Образы. Дебюсси уже давно привлекал балет, и в 1913 он сочинил музыку к балету Игры, который был показан труппой «Русских сезонов» Сергея Павловича Дягилева в Париже и Лондоне. В том же году композитор начал работу над детским балетом «Ящик с игрушками» - его инструментовка была завершена Капле уже после кончины автора. Эта бурная творческая деятельность была временно приостановлена Первой мировой войной, но уже в 1915 появились многочисленные фортепианные произведения, в том числе Двенадцать этюдов, посвящённых памяти Шопена. Дебюсси начал серию камерных сонат, в определённой мере опирающихся на стилистику французской инструментальной музыки XVII-XVIII веков. Он успел завершить три сонаты из этого цикла: для виолончели и фортепиано (1915), для флейты, альта и арфы (1915), для скрипки и фортепиано (1917). Дебюсси получил заказ от Джулио Гатти-Казацца из Метрополитен-опера на оперу по повести Эдгара Аллана По « Падение дома Ашеров », над которой он начинал работу ещё в молодости. У него ещё хватило сил переделать оперное либретто.
Полный каталог сочинений Дебюсси составлен Франсуа Лесюром (Женева , 1977; новая редакция: 2001).
А) для фортепиано в 2 руки
Б) для фортепиано в 4 руки
В) для 2-х фортепиано