Главная » Мода » Сочинение ЕГЭ. Об отношении прозаика к искусству. По тексту К.Г. Паустовского. Проблемы восприятия произведения искусства Все люди воспринимают искусство по разному пример

Сочинение ЕГЭ. Об отношении прозаика к искусству. По тексту К.Г. Паустовского. Проблемы восприятия произведения искусства Все люди воспринимают искусство по разному пример

Одной из главных проблем, которую поднимает Сергей Львович Львов в предложенном для анализа тексте, – это проблема постижения произведений искусства. Несомненно, данная тема никого не может оставить равнодушным, ведь искусство – неотъемлемая часть жизни каждого; искусство есть то, что дает человеку возможности для личностного роста и развития, заставляя двигаться вперед, постоянно находиться в поисках нового, интересного.

Автор полагает, что произведения искусства постигает человек, который отдает этому постижению время и силы, уделяет достаточно внимания. Искусство охотно и скоро раскрывается человеку, чьи мысли оно занимает, в ком горит огонь творчества, в ком есть непреодолимая жажда постижения и познания, тяга к новому, неизведанному.

Так, Сергей Львович рассказывает о своей студенческой жизни, об «иститутских» товарищах. Молодые люди «серьезно занимались литературой, историей, языками», посещали семинары и лекции, были в курсе театральных новинок, не пропускали литературных вечеров в стремлении познать, постичь искусство во всех его проявлениях, ухватиться за любую возможность получить новые впечатления.

Иллюстрируют это предложения 8-17: студенты старались успеть как можно больше, всякий раз «выкраивая время» и на премьеры, и на вечера. Пробовали писать и сами, таким образом постигая искусство непосредственно, становясь его частью.

Настоящей проблемой становится для автора постижение классических музыкальных произведений: он старался не отставать от товарищей, терпеливо вслушиваясь в звуки радиолы, но «скучал, томился, мучился», не находя в музыке той особенной прелести, которую видели его друзья. Однажды происходит «перелом» – авторский вечер молодого Шостаковича, - оказавшийся для рассказчика толчком к пониманию «серьезной» музыки, которая впоследствии становится неотъемлемой частью его жизни, даже потребностью, необходимостью. Таким образом, автор постигает искусство постепенно, поэтапно, путем стремления к познанию и работы над собой, уделяя ему силы, время и внимание, желая приобщиться к пониманию, радости товарищей.

Постигая искусство, человек начинает думать и чувствовать тоньше, словно осязать его. Вместе с искусством он приходит и к пониманию простых, истинных ценностей: красоты, любви, человечности, осознавая, что искусство – такая же неотъемлемая часть человеческой жизни, как и ценности эти. Так, главная героиня повести Куприна «Гранатовый браслет» слушает «Аппассионату» Бетховена, слушает и плачет. Музыка наполняет ее душу теплом, спокойствием. Постигая искусство, Вера начинает ценить великую, чистую любовь Желткова, осознает, как отдавал ей самого себя без остатка этот, казалось бы, незаметный, маленький человек, как боготворил он героиню, как предан был ей до конца своих дней. Таким образом, искусство помогает княгине понять, что она прощена и освободиться от тяжести в душе, познав истинные, общечеловеческие ценности, одной из которых и является искусство.

Пусть постижение произведений искусства порой дается с трудом, пусть оно постепенно, пусть требует сил, времени, жажды познания и безграничной заинтересованности, искусство есть неотделимая часть человеческой жизни, одна из важнейших ее составляющих, формирующих ум и душу человека. Жизнь без искусства кажется серой, бессмысленной, категоричной, ведь искусство - это созидание нового, исключительного. Так, главный герой романа Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров целиком и полностью отрицал любые проявления искусства, творчество. Убежденный нигилист, Евгений не желал постичь поэзию, музыку, живопись, лишь сетуя: как бессмысленно искусство, что не несет в себе практических целей. Базаров радикален и категоричен в своих суждениях, но перед лицом смерти, пройдя испытания дружбой и любовью, герой осознает, что мир для него мог бы заиграть яркими красками, если бы он заметил прекрасное раньше, отыскал прелесть в созидании, а не в разрушении.

Прочитав предложенный текст, мы понимаем, что главной целью Сергея Львовича было донести до читателя мысль о том, что искусство скорее раскрывается тому, кто прежде всего сам стремится познать его, а стремление к пониманию искусства есть стремление естественное, необходимое, общечеловеческое.

Какую долю свободного времени люди посвящают самообразованию? Сотую, тысячную? Человеческий ум с годами черствеет, становится менее восприимчивым к новым знаниям. Почему так происходит, куда же исчезает былая активность? Внутренний багаж - это то, что пополняется нами в течение всей жизни, что-то мы "выкладываем" из сундучка со знаниями и берем с собой, а что-то остается там "до лучших времен", заседает, забывается. Но почему люди всегда откладывают поход в музей, галерею, театр? Искусство. Неужели оно утратило свое влияние? В 18-19 веках в дворянском обществе было модно говорить по-французски. Многие говорят, что это одна из самых глупых тенденций. Постойте. Но ведь это прекрасно - быть на одной волне с теми, кто стремится к личностному развитию. Разве нет? Итак, рассмотрим проблемы искусства в аргументах, подтверждающих их наличие.

Что такое настоящее искусство?

Что такое искусство? Полотна ли это, величественно красующиеся в галерее или бессмертные «Времена года» Антонио Вивальди? Для кого-то искусство - это собранный с любовью букет полевых цветов, это скромный мастер, отдающий свой шедевр не на аукцион, а той, чье биение сердца пробудило гения, позволило чувству стать истоком чего-то вечного. Люди мнят, что все духовное подчиняется знанию, они читают несметное количество книг, способных сделать их знатоками в особом обществе, в обществе, где не понимать глубину квадрата Малевича - это сущее преступление, знак невежества.

Вспомним знаменитую историю Моцарта и Сальери. Сальери, «...музыку он разъял как труп», но путеводная звезда освещала путь Моцарту. Искусство подвластно лишь сердцу, живущему мечтой, любовью, надеждой. Влюбитесь, тогда вы несомненно станете частью искусства под названием любовь. Проблема в искренности. Аргументы ниже - тому в подтверждение.

Каков он, кризис искусства? Проблема искусства. Аргументы

Некоторым кажется, что искусство в наши дни уже не то, каким оно было во времена Буонарроти, Леонардо да Винчи. Что изменилось? Время. А люди те же. И в эпоху Возрождения творцы не всегда были поняты, даже не оттого, что население не имело высокого уровня грамотности, а потому что чрево быта жадно поглощает чувства, молодую свежесть и добрые начала. А литература? Пушкин. Неужели его талант достоин был лишь интриг, клеветы и 37 лет жизни? Проблема искусства в том, что его не ценят, пока творец, выступающий воплощением дара неба, не перестанет дышать. Мы позволяли судьбе вершить суд над искусством. Что ж, вот что мы имеем. Имена композиторов чужды слуху, книги пылятся на полках. Этим фактом проблема искусства в аргументах из литературы наиболее наглядно представлена.

"Как трудно нынче быть счастливым,

Смеяться звонко, невпопад;

Не поддаваться чувствам лживым,

И жить без плана - наугад.

Быть с тем, чей плач за мили слышен,

Врагов стараться стороною обходить;

Не вторить, что на жизнь обижен,

Достойным сердце настежь отворить".

Литература - единственный вид искусства, говорящий о проблемах так, что тотчас же хочется все исправить

Проблема искусства, аргументы из литературы... Почему так часто авторы поднимают ее в своих произведениях? Только творческая натура способна проследить путь духовного падения человечества. Возьмем в качестве аргумента знаменитый роман Гюго «Собор Парижской Богоматери». История порождена одним словом "ANA"ГКН (c греч. «рок»). Оно не только символизирует обреченность судеб героев, но и цикличное разрушение неприкосновенного: «Именно так в течение вот уже двухсот лет поступают с чудесными церквами средневековья...Священник их перекрашивает, архитектор скоблит; потом приходит народ и разрушает их». В этом же произведении пред нами предстает молодой драматург Пьер Гренгуар. Какое низкое падение было уготовано ему в самом начале пути! Отсутствие признания, бродяжничество. И смерть казалась ему выходом, но в итоге он оказался одним из немногих, кого ожидал счастливый конец. Он много думал, много мечтал. Душевная трагедия привела к общественному триумфу. Его цель - признание. Она оказалась реалистичнее, чем желание и Квазимодо быть с Эсмеральдой, чем мечта Эсмеральды стать единственной для Феба.

Важна ли упаковка в искусстве?

Наверное, каждому приходилось слышать сочетание «форма искусства». Каково представление о его значении? Вопрос искусства сам по себе неоднозначный и требует особого подхода. Форма - это своеобразное состояние, в котором пребывает объект, его материальное проявление в окружающей среде. Искусство - как мы его ощущаем? Искусство - это музыка и литература, это архитектура и живопись. Это то, что воспринимается нами на особом духовном уровне. Музыка - звук клавиш, струн; литература - книга, запах которой сравним лишь с ароматом свежеиспеченного хлеба; архитектура - шероховатая поверхность стен, многовековой дух времени; живопись - это морщины, складки, вены, все прекрасные неидеальные черты живого. Все это - формы искусства. Какие-то из них наглядные (материальные), иные же воспринимаются по-особенному, и, чтобы их прочувствовать, вовсе не обязательно прикасаться. Быть чутким - талант. И тогда станет вовсе не важно, в какой рамке "Мона Лиза", и с какого устройства звучит "Лунная Соната" Бетховена.Проблема формы искусства и аргументы сложны и нуждаются во внимании.

Проблема влияния искусства на человека. Аргументы

Интересно, в чем же состоит суть проблемы? Искусство... Казалось бы, какое влияние, кроме положительного, оно способно оказать?! А если проблема заключается в том, что оно безвозвратно потеряло контроль над человеческим разумом и уже не способно производить сильное впечатление?

Рассмотрим всевозможные варианты. Что касается отрицательного воздействия, вспомним такие полотна, как «Крик», «Портрет Марии Лопухиной» и многие другие. Неизвестно, по какой причине за ними закрепились столь мистические истории, но считается, что отрицательное воздействие на людей, взглянувших на полотна, они способны оказать. Увечья, причиненные людям, обидевшим картину Э. Мунка, искалеченные судьбы бесплодных девушек, посмотревших на несчастную красавицу с трагической историей, изображенную Боровиковским незадолго до ее кончины. Намного страшнее то, что ныне искусство бездушно. Оно не может пробудить даже отрицательную эмоцию. Мы дивимся, восхищаемся, но через минуту, а то и раньше, забываем увиденное. Безразличие и отсутствие всякого интереса - настоящее несчастье. Мы, люди, созданы для чего-то великого. Каждый, без исключения. Выбор лишь за нами: быть теми самыми или нет. Проблема искусства и аргументы теперь поняты, и отныне каждый пообещает себе жить сердцем.

  • Музыка может помочь человеку почувствовать красоту, вновь пережить моменты прошлого
  • Сила искусства способна перевернуть жизнь человека
  • Картины по-настоящему талантливого художника отражают не только внешний облик, но и душу человека
  • В тяжелых ситуациях музыка воодушевляет человека, дает ему жизненных сил
  • Музыка способна передать людям мысли, которые невозможно выразить словами
  • К сожалению, искусство может подтолкнуть человека к духовной деградации

Аргументы

Л.Н. Толстой «Война и мир». Николай Ростов, проигравший в карты огромную для его семьи сумму денег, пребывает в удрученном, подавленном состоянии. Он не знает, как поступить, как признаться во всем родителям. Уже дома он слышит прекрасное пение Наташи Ростовой. Эмоции, вызванные музыкой и пением сестры, переполняют душу героя. Николай Ростов осознает, что в жизни нет ничего более важного, чем все это. Сила искусства помогает ему побороть страх и признаться во всем отцу.

Л.Н. Толстой «Альберт». В произведении мы узнаем историю о бедном скрипаче, обладающем выдающимся талантом. Оказавшись на балу, молодой человек начинает играть. Своей музыкой он настолько трогает сердца людей, что тут же перестает казаться им нищим и уродливым. Слушатели будто вновь переживают лучшие моменты своей жизни, возвращаются к тому, что утрачено безвозвратно. Музыка настолько сильно влияет на Делесова, что по щеках мужчины начинают течь слезы: благодаря музыке он переносится в свою молодость, вспоминает первый поцелуй.

К.Г. Паустовский «Старый повар». Перед смертью слепой старый повар просит свою дочь Марию выйти на улицу и позвать любого человека, чтобы он исповедал умирающего. Мария делает это: на улице она видит незнакомца и передает просьбу отца. Старый повар признается молодому человеку, что в жизни совершил только один грех: из сервиза графини Тун украл золотое блюдце, чтобы помочь больной жене Марте. Желание умирающего было простым: снова увидеть жену такой, какая она была в молодости. Незнакомец начинает играть на клавесине. Сила музыки оказывает на старика такое сильное влияние, что он видит моменты из прошлого как наяву. Молодой человек, подаривший ему эти минуты, оказывается Вольфгангом Амадеем Моцартом, великим музыкантом.

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». В лесах Бергена великий композитор Эдвард Григ встречает Дагни Педерсен, дочь местного лесника. Общение с девочкой побуждает композитора написать для Дагни музыку. Зная, что ребенок не может оценить всю прелесть классических произведений, Эдвард Григ обещает сделать подарок для Дагни через десять лет, когда ей исполнится восемнадцать. Композитор верен своему слову: через десять лет Дагни Педерсен неожиданно для себя слышит посвященное ей музыкальное произведение. Музыка вызывает бурю эмоций: она видит свой лес, слышит шум моря, пастуший рожок, свист птиц. Дагни плачет слезами благодарности. Эдвард Григ открыл для нее то прекрасное, чем на самом деле должен жить человек.

Н.В. Гоголь «Портрет». Молодой художник Чартков совершенно случайно на последние деньги приобретает загадочный портрет. Главная особенность этого портрета — невероятно выразительные глаза, кажущиеся живыми. Необычная картина не дает покоя всем, кто ее видит: каждому кажется, что глаза следят за ним. Позже оказывается, что портрет написал очень талантливый художник по просьбе ростовщика, история жизни которого поражает своей таинственностью. Он вложил все усилия, чтобы передать эти глаза, но потом понял, что это глаза самого дьявола.

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». Написанный Бэзилом Холлуордом портрет молодого красавца Дориана Грея — лучшее произведение художника. Сам молодой человек восхищен своей красотой. Лорд Генри Уоттон говорит ему, что это не вечно, потому что все люди стареют. В чувствах юноша желает, чтобы вместо него старел этот самый портрет. Позже становится понятно, что желание сбывается: любой поступок, совершенный Дорианом Греем, отражается на его портрете, а сам он остается прежним. Молодой человек начинает совершать бесчеловечные, безнравственные поступки, и это никак на нем не отражается. Дориан Грей совсем не меняется: к сорока годам он выглядит так же, как и в юности. Мы видим, что великолепная картина вместо благотворного влияния разрушает личность.

А.Т. Твардовский «Василий Теркин». Музыка способна согреть душу человека даже в тяжелое военное время. Василий Теркин, герой произведения, играет на гармони убитого командира. От музыки людям становится теплее, они идут на музыку как на огонь, пускаются в пляс. Это позволяет им хоть на какое-то время забыть о невзгодах, трудностях, несчастьях. Товарищи убитого командира отдают гармонь Теркину, чтобы он и в дальнейшем веселил свою пехоту.

В. Короленко «Слепой музыкант». Для героя произведения, музыканта Петруся, музыка стала истинным смыслом жизни. Слепой от рождения, он был очень чувствителен к звукам. Когда Петрусь был ребенком, его привлекла мелодия дудки. Мальчик начал тянуться к музыке и в дальнейшем стал пианистом. Скоро он прославился, о его таланте много говорили.

А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда». Люди старались избегать Якова Матвеевича, мрачного и грубого человека. Но случайно найденная мелодия затронула его душу: Якову Матвеевичу впервые стало совестно за то, что он обижал людей. Герой наконец-то понял, что без злобы и ненависти окружающий мир был бы просто прекрасен.

Художник создает произведение искусства в результате эстетического освоения и творческого переосмысления действительности. Мысли, настроения и мировоззрение автора, воплощенные в нем, обращены к обществу и могут быть поняты другими людьми не иначе, как в процессе эстетического восприятия. Эстетическое восприятие произведений искусства (или художественное восприятие) есть особая форма творческой познавательной деятельности, характеризующаяся эмоциональным осмыслением художественного произведения посредством постижения специфического образного языка искусства и формированием определенного эстетического отношения, выражающегося в оценке.

Художественное произведение является продуктом духовно-практической деятельности и несет в себе определенную информацию, выраженную средствами данного вида искусства. В процессе восприятия человеком произведения искусства в сознании его на основе этой информации формируется своеобразная модель познаваемого предмета - «вторичный» образ. Одновременно возникает эстетическое чувство, определенное эмоциональное состояние. Произведение искусства может вызвать у человека чувство удовлетворения, наслаждения даже в том случае, когда изображаемые в нем события носят трагический характер или в нем действуют отрицательные персонажи.

Восприятие человеком, например, несправедливости или зла, изображенного художником, конечно, не может вызвать положительных эмоций, но сам способ художественного выражения отрицательных черт характера людей или действительности может породить чувство удовлетворения и даже восхищения. Это объясняется тем, что при восприятии произведения искусства мы способны оценить не только его содержательную сторону, но и сам способ организации этого содержания, достоинство художественной формы.

Художественное восприятие предполагает различные способы истолкования произведений искусства, различную их интерпретацию. Индивидуальное восприятие того или иного произведения у всех людей происходит по- разному, даже один и тот же человек, читая, например, литературное произведение несколько раз, получает от уже известного новые впечатления. Когда между произведением искусства и воспринимающей его публикой существует историческая дистанция, которая, как правило, сочетается с дистанцией эстетической, т. е., изменением системы эстетических требований, критериев оценки искусства, встает вопрос о необходимости правильного истолкования произведения искусства. Здесь речь идет об отношении целого поколения к памятнику культуры прошлого. Истолкование его в этом случае во многом зависит от того, как оно исполнено, прочитано современным нам художником (особенно в исполнительских видах искусства: музыке, хореографии, театре и др.).

При восприятии художественных произведений человек, как уже отмечалось, совершает определенную мыслительную деятельность. Структура произведения способствует направленности этой деятельности, ее упорядоченности, концентрации внимания на наиболее существенных и значимых сторонах содержания и таким образом оказывает значительное влияние на организацию процесса восприятия.

Любое творение художника отражает характерные для современной ему эпохи черты и противоречия реальной жизни, общественные настроения и тенденции. Образное отражение в искусстве типических событий и характеров делает художественное произведение особым средством познания действительности. Произведение искусства есть результат не только деятельности художника, но и влияния социальной среды, эпохи, народа - продукт исторического развития общества. Социальная природа искусства находит свое выражение не только в социальной обусловленности творческого процесса художника, его мировоззрения, но и в определяющем влиянии общественной жизни на характер восприятия и оценки произведений публикой. Искусство как продукт общественного развития играет значительную роль в формировании у человека способности к активному творческому освоению художественных ценностей. Тем не менее художественное произведение как объект восприятия далеко не единственный фактор, влияющий на способность освоения и осмысления искусства.

Эстетическое восприятие формируется под влиянием разнообразных условий, к числу которых относятся: индивидуальные особенности человеческой психики, установка на активное общение с искусством, общий культурный уровень и мировоззрение, эмоционально-эстетический опыт, национальные и классовые особенности. Рассмотрим подробнее некоторые из перечисленных факторов.

Духовные потребности, объективно возникающие на данном этапе исторического развития общества, находят свое выражение в общественных интересах, которые проявляются в социальной установке. Установка - это готовность воспринимать явления определенным образом, психологический настрой, создавшийся у человека в результате предшествующего, в данном случае эстетического, опыта. Установка есть та основа, на которой происходит истолкование, понимание художественного произведения. Внутренняя настроенность человека на определенный вид или жанр искусства, специфические особенности, присущие произведению, с которым ему предстоит познакомиться, в значительной мере будут способствовать правильности и полноценности его восприятия. В свою очередь и само восприятие формирует в человеке новое отношение к искусству, изменяет сложившуюся ранее установку, и, таким образом, здесь имеет место взаимное влияние установки и восприятия.

Другим важным моментом, детерминирующим характер эстетического восприятия искусства, является культурный уровень человека, который характеризуется способностью к объективной оценке действительности и искусства, умением объяснить художественное явление, умением выразить свое понимание этих явлений в форме эстетических суждений, широкой художественной образованностью. Повышение культурного уровня народа является одним из важнейших условий эстетического воспитания. Постоянное общение с искусством развивает у человека способность высказывать определенные суждения о нем, оценивать, сравнивать произведения различных эпох и народов, обосновывать свое мнение. Воспринимая художественные ценности, человек приобретает эмоциональный опыт, обогащает себя, повышает духовную культуру. Следовательно, восприятие и уровень подготовленности к нему оказывают взаимное влияние, стимулируют и активизируют друг друга.

Учет вышеуказанных факторов позволяет известным образом воздействовать на процесс восприятия произведений искусства, развивать в человеке способность к творческому, активному осмыслению искусства. Рассмотрим, чем характеризуется эта ступень восприятия и каким путем она достигается.

В результате взаимодействия человека с произведением искусства в сознании его, как уже отмечалось, формируется «вторичный» художественный образ, более или менее адекватный тому, который возникал в представлении художника при создании данного произведения и который зависит от степени и глубины проникновения воспринимающего субъекта в творческий замысел этого художника. Немаловажную роль здесь играет способность к ассоциативному мышлению - фантазия, воображение. Но целостное восприятие произведения как особого объекта возникает не сразу. На первой фазе происходит как бы «опознание» его жанра, творческой манеры автора. Здесь восприятие еще в известной мере пассивно, внимание сосредоточено на одной из черт, каком-либо фрагменте и не охватывает произведения в целом. Далее происходит более глубокое проникновение в структуру воспринимаемого произведения искусства, в выраженный в нем замысел автора, постижение системы образов, понимание основной идеи, которую художник стремился передать людям, а также тех закономерностей реальной жизни и тех противоречий, которые нашли отражение в произведении. На этой основе восприятие становится активным, сопровождается соответствующим эмоциональным состоянием. Эту ступень можно назвать «сотворчеством».

Процесс эстетического восприятия носит оценочный характер. Другими словами, осознание воспринятого произведения искусства и вызванных им чувств порождает его оценку. При оценке произведения искусства человек не только осознает, но и выражает в словах свое отношение к его содержанию и художественной форме; здесь имеет место синтез эмоционального и рационального моментов. Оценка художественного произведения - это сопоставление изображенного и выраженного в нем с определенными критериями, с эстетическим идеалом, сложившимся в сознании человека и той социальной среды, к которой он принадлежит.

Общественный эстетический идеал находит свое проявление в идеале индивидуальном. У каждого художественно образованного человека складывается определенная система норм, оценок и критериев, которые он использует, высказывая эстетическое суждение. Характер этого суждения во многом определяется индивидуальным вкусом. И. Кант определял вкус как способность судить о красоте. Эта способность не является врожденной, а приобретается человеком в процессе практической и духовной деятельности, в процессе эстетического освоения действительности, общения с миром искусства.

Эстетические суждения отдельных людей относительно одного и того же произведения искусства могут быть разнообразными и проявляться в форме оценок - «нравится» или «не нравится». Выражая свое отношение к искусству подобным образом, люди ограничивают свое отношение только сферой чувственного восприятия, не ставя перед собой задачу осознания причин, породивших эти эмоции. Суждения такого рода имеют односторонний характер и не являются показателем развитого художественного вкуса. При оценке произведения искусства, как и любого явления действительности, важно не только определить, положительным или отрицательным является наше отношение к нему, но и разобраться в том, почему данное произведение вызывает именно такую реакцию.

В отличие от суждений и оценок публики профессиональная художественная критика дает научно обоснованное эстетическое суждение. Она опирается на знание закономерностей развития художественной культуры, анализирует связь искусства с явлениями реальной жизни, отраженные в нем коренные проблемы общественного развития. Своей оценкой искусства критика воздействует на людей, публику, обращая ее внимание на наиболее достойные, интересные, значительные произведения, ориентирует и воспитывает ее, формирует развитый эстетический вкус. Критические замечания в адрес художников помогают им правильно выбрать направление своей деятельности, выработать свой индивидуальный метод, стиль работы, тем самым оказывают воздействие на развитие искусства.

Общий список основной литературы

1. Акимова Л. Древнегреческое искусство. - Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч.1. М., 1997.

2. Алпатов М. Немеркнущее наследие. М., 1990.

3. Алпатов М. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М.,1987.

4. Анисимов А.И. О древнерусском искусстве. М., 1983.

5. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.

6. Бенуа А. Барокко. // Новый энциклопедический словарь под ред.К.К.Арсеньева, изд. Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. т.5, 1911.

7. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989.

8. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

9. Борев Ю.Б. Комическое. М., 1970.

10. Борев Ю. Эстетика. «Русич». Смоленск, в 2-х тт., т. 1, 1997.

11. Эстетика. Словарь. М., 1989.

12. Буало. Н. Поэтическое искусство. М., 1957.

13. Булгаков С. Православие. Очерки учения православной церкви. М., 1991.

14. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI - XVII века. М.,1995.

15. Гегель Г.Э.Ф. Эстетика. М., 1968. Т.1.

16. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Соч., М.,1958. Т.4.

17. Гангнус А. На руинах позитивной эстетики. Новый мир, 1988, № 9.

18. Голенищев-Кутузов И.Н. Барокко и его теоретики. // XVIII век в мировом литературном развитии. М., 1969.

19. Гуревич А.Я. Харитонович Д.Э. История средних веков. М., 1995.

20. Дамаскин Иоанн. Точное изложение православной веры. М., 1992.

21. Дионисий Ареопагит. Мистическое богословие.

22. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. М., 1987.

23. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып 2. М., 1989.

24. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 3. М., 1993.

25. Дюби Жорж. Европа в средние века. Смоленск, 1994.

26. Дюбо Ж.-Б. Критические размышления о поэзии и живописи. М., Искусство, 1976.

27. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. М.,1981.

28. Золотусский И. Крушение абстракций. Новый мир. 1989, № 1.

29. Иванов К.А. Трубадуры, труверы и миннезингеры. М., 1997.

30. Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии. // Искусство и коммунистический идеал. М., 1984. С. 231-242.

31. Ильин И. О тьме и просветлении. М., 1991.

32. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т.

33. История эстетической мысли. В 6-ти т. Т.1. М., 1985.

34. Кант И. Критика способности суждения. С-П., 1995.

35. Каптерева Т. Искусство Возрождения в Италии. // Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. ч.1. М., 1997.

36. Карасёв В. Парадокс о смехе. Вопросы философии.1989, № 5.

37. Кондрашов В.А. Чичина Е.А. Эстетика. «Феникс» Ростов-на-Дону, 1998.

38. Культура Византии. IV - первая половина VII в. М., 1984.

39. Культура Византии. Вторая половина VII - XII в. М., 1989.

40. Культура Византии. XIII - первая половина XV в. М., 1991.

41. Коган П. Классицизм // Новый энциклопедический словарь под ред. К.К.Арсеньева, изд. Акционерного общества «Издательское дело бывшее Брокгауз-Ефрон». Том 21.

42. Кучиньская А. И Голенищев-Кутузов И.Н. Барокко. // История эстетической мысли в 6-ти т. Т.2, М., 1985.

43. Каган М.С. Пространство и время в искусстве как проблема эстетической науки. // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.

44. Каган М.С. Морфология искусств. Л., 1974.

46. Лекции по истории эстетики. Кн. 3. ч.1 ЛГУ, 1976.

47. Лессинг Г.-Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957.

48. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. МГУ, 1980.

49. Лихачёв Д.С. Смех как мировоззрение. // Смех в Древней Руси. М., 1984.

50. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969.

51. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.

52. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

53. Маркс К., Энгельс Ф. об искусстве. В 2-х т.

54. Материал по категории «прекрасное»: История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. В 5-ти т. Т.1. с.89-92 (Сократ), 94-100 (Платон), 224-226 (Плотин), 519-521 (Альберти); т.2. с.303-313 (Дидро); т.3. Кант.

58. Менендес Пидаль Р. Избранные произведения. М., 1961.

59. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. Сборник статей. М., 1987.

60. Малая история искусств. М., 1991.

61. Мамардашвили М. Литературная критика как акт чтения. // Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.,1990.

62. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. // Ницше Ф. Соч. В 2-т. Т.1.

63. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Соч. в 2-х т. Т. 1.

64. Неизвестный Э. Синтез искусств. Вопросы философии, 1989, № 7.

65. Овсянников М. Ф. История эстетической мысли. М., 1978.

66. Островский Г. Как создавалась икона. //. Островский Г. Рассказ о русской живописи. М., 1989.

67. Палама Григорий. В защиту святых безмолвствующих.

68. Платон. Гиппий Больший. // Платон, соч. в 3-х т. Т.1. М., 1968.

69. Платон. Ион. Там же.

70. Платон. Пир. Там же, т.2.

71. Руа Ж.Ж. История рыцарства. М., 1996.

72. Руднев В. П. Реализм //. Словарь культуры XX века. М., «Аграф».1997.

73. Русская прогрессивная художественная критика второй половины XIX - начала ХХ века. М., 1977.

74. Тарковский А. О кинообразе. // Искусство кино, 1979, № 3.

75. Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977.

76. Трубецкой Е. Умозрение в красках. Пермь, 1991.

77. Успенский Ф. Византия. // Новый энциклопедический словарь под ред. К.К.Арсеньева, изд. Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. Т. 10.

78. Философия русского религиозного искусства. М., 1993.

79. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

80. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. С-П., 1994.

81. Хрисостом Дион. 27-я Олимпийская речь // Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства. М., 1964.

82. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х т. Т.1. М., 1983.

83. Шопенгауэр А. Основные идеи эстетики. // Шопенгауэр А. Избранные произведения. М.,1992.

84. Эстетика. Словарь. М., 1989.

85. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

86. Яковлев Е.Г. Проблемы художественного творчества. М., 1991.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Первые компьютеры, создававшиеся как устройства для вычислений, позволяли проводить без участия человека сложные последовательности вычислительных операций по заранее заданной инструкции - программе. (2)Очень скоро оказалось, что компьютеры могут обрабатывать и другие виды информации - ______ практически вся информация может быть представлена в числовой форме. (3) Именно это позволило превратить компьютер в универсальное средство для обработки всех видов информации, используемых человеком.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Благодаря возможности представлять практически любую информацию в числовой форме компьютер, первоначально созданный как устройство для вычислений, сегодня - универсальное средство для обработки всех видов информации, используемых человеком.

2. Принципиальное отличие сегодняшнего компьютера от первоначально созданного состоит в том, что он позволяет проводить без участия человека сложные последовательности вычислительных операций по заранее заданной инструкции - программе.

3. Компьютер, представляющий любую информацию в числовой форме, первоначально созданный как устройство для вычислений, сегодня является универсальным средством для обработки всех видов информации.

4. Компьютеры превратились в средства для обработки некоторых видов информации, используемых человеком, потому что проводят сложные вычислительные операции по заранее заданной инструкции.

5. Современные компьютеры могут обрабатывать без участия человека некоторую информацию, которая представлена в числовой форме.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста?

2. наоборот,

5. во-первых,

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СРЕДСТВО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению, в приведённом фрагменте словарной статьи.

СРЕДСТВО , -а, ср.

1. Приём, способ действия для достижения чего-н. Простое с. Всеми средствами добиваться чего-н. Все средства хороши для кого-н.(ничем не брезгует кто-н. для достижения своих целен, успеха; неодобр.).

2. Орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-н. деятельности. Средства передвижения. Средства защиты.

3. Лекарство, предмет, необходимый при лечении, а также предмет косметики (во 2 знач.). Лекарственные средства. С. от кашля. Перевязочные средства. Косметические средства.

4. мн.Деньги, кредиты. Оборотные средства. Отпустить средства на что-н.

5. мн.Капитал, состояние. Человек со средствами. Жить не по средствам (тратя больше, чем позволяют доход, состояние).

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

диспАнсер

красИвее

слИвовый

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Известны многие АДРЕСАНТЫ лирики Владимира Маяковского: Лилия Брик, Мария Денисова, Татьяна Яковлева и Вероника Полонская.

2. ИСКУССТВЕННЫЙ камень имеет широкую область применения: он используется для отделки фасадов зданий, отдельных архитектурных элементов, при облицовке цоколей, столбов, заборов, а также может применяться при внутренней отделке помещений.

3. Эти страны давно и плодотворно сотрудничают в ГУМАНИТАРНОЙ сфере.

4. Его всегда выручала какая-то неведомая сила, он обладал своеобразной ЖИТЕЙСКОЙ мудростью ещё в молодые годы.

5. Русская литература подарила много выдающихся произведений, глубоко ГУМАННЫХ, мудрых, прекрасных.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

по ОБОИМ сторонам

ПОМАШИТЕ отъезжающим

петь ещё ЗВОНЧЕ

все ИНЖЕНЕРЫ

ИХ заботы

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Отправляя довольно важную телеграмму, мне не хватило денег. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в повести К. Паустовского «Оресте Кипренском». 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) В этих замечательных книгах, посвящённым самым интересным событиям и фактам в жизни человека, вы найдёте ответы на многие интересующие вас вопросы. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Благодаря тёплых дней золотой осени лес как будто помолодел, заблистал золотом и красноватой сетью берёзовых ветвей. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Пётр говорил о том, что «у меня слипаются от усталости глаза». 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.

несг..раемый

ст..рожить

обж..гающий

к..нфорка

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

р..спорядиться, с..гласив

чере..чур, бе..кровно

пр..образовать, пр..ходящая (няня)

без..нициативный, по..скать

поз..вчера, нед..варила

10

окольц..вать

недогадл..вый

слаб.нький

алюмини..вый

хитр..нький

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

увид..нный

крикн..шь

реша..мый

потон..шь

независ..мый

12

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1. Сначала все помолчали, обдумывая, как начать разговор в такой (НЕ)ПРИВЫЧНОЙ обстановке.

2. Говорят, вы далеко (НЕ)МОЛЧАЛИВЫЙ человек.

3. Комната была (НЕ)ОСВЕЩЕНА, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.

4. Случилось так, что мне НЕ(С)КЕМ было поговорить о своих сомнениях, а мой лучший друг Василий был очень далеко от меня.

5. Сохранение культурной среды - задача (НЕ)МЕНЕЕ существенная, чем сохранение природы.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. ЧТО(БЫ) приобрести телевизор, пришлось (В)ТЕЧЕНИЕ некоторого времени пожить более экономно.

2. Софья ТУТ(ЖЕ) убеждается, что Молчалин её (НИ)КОГДА не любил.

3. 3.(В)СЛЕДСТВИЕ какой-то задержки в пути мы вынуждены были выехать достаточно поздно, почти (В)ПОТЁМКАХ.

4. (НЕ)СМОТРЯ на наши усилия, ошибки всё-таки терзали нас, раскаяние НА(ДОЛГО) заняло наши чувства.

5. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ ночи перед поединком я не спал даже (ПОЛ)МИНУТЫ.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Когда погода безветре(1)а, смотритель маяка не торопясь сворачивает папиросу из искроше(2)ого табака, надевает форме(3)ую бескозырку и потрёпа(4)ый бушлат и идёт к морю.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Талант писателя позволяет сочетать и правду и фантастику и заставляет поверить в реальность событий.

2. В минуты музыки печальной я представляю жёлтый плёс и голос женщины печальный и шум порывистых берёз.

3. После смерти старого хозяина наследник вырубил последние берёзы в парке и сбыл по частям всю пахотную землю.

4. Каждое лето мы с ребятами с удовольствием собирали землянику в лесу да бегали на поля за клубникой.

5. Русский литературный язык существует как в устной так и в письменной формах.

16

Когда в Подмосковье клочья серых туч (1) гонимые холодным ветром (2) бежали по беспросветному небу, и (3) раскачиваясь (4) стонали берёзы и сосны, и хлестал дождь, я воспользовался отпуском и поехал в Крым.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Что (1) может быть (2) прозаичнее выезда в санях модного франта в пальто с бобровым воротником? Но у Пушкина это (3) без сомнения (4) поэтическая картина.

18

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мышление человека (1) обеспечивает способность правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сердце его сильно билось от переполнявших эмоций и чувств (1) и (2) чтобы успокоиться (3) доктор стал вспоминать (4) каким удачным было начало этого сумасшедшего во всех отношениях дня.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Чтобы увидеть своё потерянное время, достаточно вести хронометраж времени два-три дня.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

(1)Приобщение к искусству может происходить и в просторном, специально построенном здании, и в четырёх стенах, и под открытым небом. (2)Показывают ли зрителям очередную кинокартину, ведут ли занятия драматического кружка, самодеятельного хора или кружка по изобразительному искусству - во всём этом должен и может подолгу жить огонь творчества. (3)И тот, кто однажды приложит свои собственные усилия к одному из этих дел, со временем будет вознаграждён.

(4)Безусловно, искусство скорее и охотнее раскрывается тому, кто сам отдаёт ему силы, раздумья, время, внимание.

(5)Рано или поздно каждый может почувствовать, что он среди знакомых и друзей в неравном положении. (6)Их, например, интересует музыка или живопись, а для него они - книги за семью печатями. (7)Реакция на такое открытие возможна различная.

(8)Когда я стал студентом Института истории, философии и литературы, многое связало меня сразу с новыми товарищами. (9)Мы серьёзно занимались литературой, историей, языками. (10)Многие из нас пробовали писать сами. (11)Словно предчувствуя, каким недолгим будет наше студенчество, спешили успеть как можно больше. (12)Не только слушали лекции на своих курсах, но и ходили на лекции, читавшиеся старшекурсникам. (13)Успевали на семинары молодых прозаиков и критиков. (14)Старались не пропускать театральные премьеры и литературные вечера. (15)Как мы всё успевали, не знаю, но успевали. (16)Меня приняли в свою среду студенты, которые были на курс старше нашего. (17)Интереснейшая то была компания.

(18)Я старался не отставать от неё, и мне это удавалось. (19)3а одним исключением. (20)Мои новые товарищи горячо интересовались музыкой. (21)У одного из нас была большая по тем временам редкость: радиола с устройством для переворачивания пластинок - долгоиграющих тогда ещё не было, - которая позволяла прослушать целую симфонию, концерт или оперу без перерывов. (22)И коллекция камерной, оперной и симфонической музыки.

(23)Когда начиналась эта непременная часть нашего вечера, товарищи слушали и наслаждались, а я скучал, томился, мучился: музыки я не понимал, и радости она мне не доставляла. (24)Конечно, можно было притвориться, прикинуться, придать лицу подобающее выражение, проговорить вслед за всеми: «Прекрасно!» (25)Но притворяться, изображать чувства, которых не испытываешь, у нас было не в обычае. (26)Я забивался в угол и страдал, чувствуя себя выключенным из того, что так много значит для моих товарищей.





Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта